Разряды крановщиков мостовых кранов

Разряды машиниста автокрана: какой разряд нужен, сколько их, какой максимальный?

К работе на автомобильном кране допускаются водители, получившие специальность «Машинист автомобильного крана». Профессия может быть получена с нуля, а также получаться в ходе перепрофилирования специалистов, уже имеющих какую-либо рабочую специальность. Но даже после получения базового образования работать на любых крановых машинах не получится — необходимо пройти квалификацию на соответствующий разряд. Какие разряды на автокран предусматривает российское законодательство? Какой максимальный разряд машиниста автокрана? Как зависят разряды от грузоподъемности и вылета стрелы? На эти и другие вопросы дадим ответ в статье.

Содержание

  • Базовые знания и навыки
  • Машинист автокрана 5 разряда
  • Машинист автокрана 6 разряда
  • Машинист автокрана 7 разряда
  • Машинист автокрана 8 разряда
  • Ответы на популярные вопросы
    • Сколько разрядов машиниста автокрана существует?
    • Какой разряд нужен на автокран 25 тонн?
    • Какой максимальный разряд машиниста автокрана?
    • Как зависят разряды машиниста автокрана от вылета стрелы?

Базовые знания и навыки

Для работы на автокране разряды присваиваются от 4 до 8. Соответственно, сразу после начального обучения оператор автокрана получает четвертый разряд. Такой специалист должен знать устройство механизмов и стрелы, уметь переводить кран в транспортное и рабочее положение, а также выполнять разнообразные погрузочно-разгрузочные операции.

В перечень необходимых знаний входит и то, как запасовать трос, а также требования к полиспастам, канатам и механизмам для удержания и захвата грузов.

Конечно, машинист автокрана базового 4 разряда должен быть хорошим водителем и знать правила движения, а также уметь управлять соответствующего размера автомобильным шасси. Помимо этого, в базовые знания входит выявление неполадок в работе устройств машины и способы их ликвидации (не требующие привлечения квалифицированных специалистов).

Машинист автокрана 4 разряда может работать с машинами грузоподъемностью до 6,3 тонн.

Чтобы перейти на следующий уровень, оператор должен проработать в текущем разряде не менее двух лет и пройти соответствующее переобучение.

Машинист автокрана 5 разряда

Следующим среди разрядов машиниста автокрана является пятый. К переаттестации допускаются специалисты, проработавшие на 4 разряде как минимум два года. Помимо базовых знаний, которые должен иметь машинист автокрана любого из разрядов, необходимо получить квалификацию слесаря не ниже 5 разряда, знать конструкцию, особенности обслуживания, заправки, ремонта и работы автомобильных кранов до 10 тонн.

Машинист автокрана 5 разряда допускается к работе с машинами грузоподъемностью до 10 тонн.

Машинист автокрана 6 разряда

Требования для 6 разряда машиниста автокрана более строгие. Кроме базовых навыков, специалист должен получить квалификацию слесаря 6 разряда, принимать и сдавать рабочую смену, вести учет эксплуатации автокранов, выполнять текущий ремонт и обслуживать машину в составе бригады. Также у машиниста автокрана 6 разряда увеличивается спектр допустимых операций при погрузочно-разгрузочных работах.

Машинист автокрана 6 разряда может работать на машинах грузоподъемностью до 20 тонн.

Машинист автокрана 7 разряда

Для управления автокраном на 7 разряде обязательно требуется среднее профессиональное образование. Это может быть любая рабочая специальность. Чтобы стать машинистом автокрана 7 разряда, нужно проработать на автомобильных кранах не менее 2-х лет с меньшим разрядом. Эти требования являются обязательными для перехода на следующую ступень.

Машинист автокрана 7 разряда допускается к работе на машинах грузоподъемностью до 40 тонн.

Машинист автокрана 8 разряда

Для того чтобы получить максимальный разряд машиниста автокрана — восьмой, — необходимо иметь среднее профессиональное образование, т.е. получить любую рабочую специальность. Еще одно требование — проработать на автомобильных кранах на низших разрядах как минимум два года (имеется в виду общий профессиональный стаж по данной специальности).

Для работы на автокране 8 разряда специалист должен овладеть всеми знаниями и навыками, перечисленными выше. Также требуется получить квалификацию слесаря 6 разряда.

Машинист автокрана 8 разряда может работать с грузоподъемностью до 60 тонн.

Для работы на больших автомобильных кранах с большей грузоподъемностью привлекаются специалисты с максимальным разрядом машиниста автокрана, которые проходят дополнительное повышение квалификации у производителя спецтехники или его представителей.

Ответы на популярные вопросы

Сколько разрядов машиниста автокрана существует?

Профессия водителя автокрана предусматривает пять квалификационных разрядов: от четвертого до восьмого.

Какой разряд нужен на автокран 25 тонн?

Для работы на автокране 25 тонн необходим 7 разряд, т.е. у машиниста обязательно должно быть среднее специальное образование и не менее двух лет профессионального стажа.

Какой максимальный разряд машиниста автокрана?

Максимальный разряд машиниста автокрана — 8. Он дает возможность управлять и проводить операции на автомобильных кранах грузоподъемностью до 60 тонн. Дальнейшее повышение грузоподъемности осуществляется в рамках 8 разряда в ходе повышения квалификации.

Как зависят разряды машиниста автокрана от вылета стрелы?

Формально разряды машиниста автокрана не зависят от вылета стрелы, они определяются лишь грузоподъемностью машины. Связь существует, но лишь косвенная – как связаны непосредственно грузоподъемность и длина вылета стрелы автокрана.

Ранее мы писали о том, какой должна быть форма путевого листа автокрана и как ее правильно заполнять.

Минтруд разъясняет: Какие квалификационные требования предъявляются к машинисту крана (крановщику)?

Вопрос:

Какие квалификационные требования предъявляются к машинисту крана?

Ответ:

Квалификационные требования, предъявляемые к машинисту крана, зависят от вида деятельности организации, устройства, на котором работает крановщик, и трудовых функций, которые он выполняет.

Обоснование:

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме того, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ст. 57 ТК РФ).

Также особенности применения профессиональных стандартов отдельными хозяйствующими субъектами установлены Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В остальных случаях квалификационные справочники и профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, содержат наименование должности «машинист крана (крановщик)» в различных отраслях промышленности.

Следовательно, если в организации трудится крановщик, занимающийся деятельностью, указанной в данных Списках, для него обязательны квалификационные требования, установленные квалификационными справочниками или профстандартами.

Требования к квалификации рабочих по профессиям машиниста крана (крановщика) 2 — 6-го разряда содержатся в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1″.

Так, в частности, машинист крана (крановщик) 2-го разряда должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; систему включения двигателей и контроллеров; основы электротехники и слесарного дела.

Машинист крана 6-го разряда должен знать: устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело. Также ему требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 тонн при выполнении строительно-монтажных работ.

Необходимо отметить, что данные требования не распространяются на крановщиков, занятых в черной металлургии, машинистов, работающих на тракторах и машинах с кранами, и некоторых других крановщиков, для которых предусмотрены отдельные требования.

Что касается профессиональных стандартов, то на данный момент Приказами Минтруда России утверждены следующие профессиональные стандарты, содержащие требования к квалификации машиниста крана:

  • от 01.03.2017 N 215н утвержден Профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения» (далее — Профессиональный стандарт);
  • от 08.02.2017 N 144н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист крана металлургического производства»;
  • от 01.03.2017 N 214н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора»;
  • от 09.02.2017 N 154н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист строительного подъемника»;
  • от 25.12.2014 N 1125н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации грузоподъемных механизмов гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций».

Из них применимый к наибольшему количеству крановщиков — утвержденный Приказом Минтруда России N 215н Профессиональный стандарт.

Структурой Профессионального стандарта предусмотрены обобщенные трудовые функции крановщиков в зависимости от вида крана и трудовых функций, а также требования к их образованию, особым условиям допуска и опыту работы. Также обобщенные трудовые функции включают возможные наименования должностей, профессий.

Так, в частности, машинист крана (крановщик) 2-го разряда, занимающийся эксплуатацией монорельсовых тележек, электроталей, кран-балок при производстве монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, должен соответствовать следующим требованиям к обучению, а также к особым условиям допуска:

  • профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.

Особые условия допуска:

  • лица не моложе 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1 000 В.
Читайте также  Тормозная система мостового крана

Также, например, машинист крана (крановщик) 6-го разряда, занимающийся эксплуатацией кабельных кранов грузоподъемностью свыше 10 тонн при производстве погрузочно-разгрузочных работ, должен соответствовать следующим требованиям к обучению, опыту работы и особым условиям допуска:

  • профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • опыт работы — не менее трех месяцев в качестве машиниста мостового перегружателя 3-го уровня.

Особые условия допуска:

  • лица не моложе 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1 000 В.
  1. быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;
  2. знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов;
  3. знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС;
  4. пройти в установленном порядке аттестацию (только для специалистов) на знание указанных Федеральных норм и правил.

Также возможно отметить, что в случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной Письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).

В.В. Абросимов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
08.02.2018

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Машинист мостового крана: кто это?

Достаточно часто в строительстве возникает необходимость в машинах, которые могут заниматься транспортировкой крупногабаритных грузов. Для этих целей можно, например, мостовой кран.

Этот вид строительной техники представляет собой специальную конструкцию из стали высокой прочности, обладающая подвижностью. Он может быть оснащен следующими видами механизмов: ковш, магнит, грейфер, устройство для подъема контейнеров.

Выделяют две разновидности мостовых кранов: ручные и электрические. Первый тип функционирует с помощью лебедки, второй тип – может работать без участия машиниста, благодаря сети. При этом управлять машинами должен рабочий с соответствующей квалификацией – машинист мостового крана.

Описание профессии

Машинист мостового крана – это специалист с соответствующей квалификацией. Он обладает необходимым набором знаний и умений для грамотной эксплуатации и технического обеспечения механизмов и оборудования. Он ознакомлен с принципом подъема и перемещения различных грузов, знает, какие меры безопасности следует соблюдать во время работы с техникой.

Перед началом работы специалист должен проводить визуальный осмотр всех механизмов вверенной ему в эксплуатацию техники, а также осматривать рабочий периметр и сам груз. При возникновении неполадок, он знает, каким образом их можно решить. При этом необходимо отметить, что возможны ситуации, когда возникающие неполадки находятся за пределами компетенции и знаний машиниста козлового крана. Тогда необходимо своевременно сообщить о подобном факте руководителю или специалисту, который отвечает за безопасность на рабочем месте.

Также к обязанностям машиниста относится проверка смазки, канатов, всех элементов подвески и прочих механизмов. Его профессиональной компетенции достаточно, чтобы дать экспертную оценку исправности контрольных приборов и осветительного оборудования. Следует отметить, что хорошая видимость крайне важна при транспортировке грузов. Если по каким-то причинам ее невозможно обеспечить, проводить работы запрещено.

Во время работы мостового крана машинист следит за показаниями контрольно-измерительных приборов, проводит визуальный осмотр механизмов крана на предмет повреждений после каждого подъема и транспортировки. Если поврежденные элементы были обнаружены, машинист мостового крана обязан немедленно прекратить работу и провести необходимые ремонтные работы.

До получения допуска к самостоятельной работе, каждый специалист в обязательном порядке подтверждает свою квалификацию. Кроме этого, ему необходимо прослушать серию инструктажей по охране труда, технике безопасности на производстве и по основам оказания первой медицинской помощи. Уже в процессе работы сотрудник регулярно проходит повторные инструктажи и медицинские осмотры. Их график обычно прописывается в правилах внутреннего распорядка предприятия.

Неопытный специалист также проходит стажировку под руководством более квалифицированного рабочего в качестве помощника машиниста мостового крана. В среднем стажировка может иметь длительность до двух недель, в зависимости от внутренней политики организации, а также рабочего и его продемонстрированных результатов.

Важно отметить, что машинист мостового крана работает на открытом воздухе, поэтому на него оказывается негативное воздействие от перепада температур, повышенного уровня шума и запыленности. Таким образом, ему необходимо постоянно носить спецодежду, спецобувь и другие средства защиты, которыми его обеспечивает предприятие.

Где можно выучиться на машиниста мостового крана?

Машинистом мостового крана можно стать после обучения в среднем специальном образовательном учреждении. Для поступления необходимо сдать экзамены по школьным дисциплинам и пройти медицинское обследование. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.

Однако после получения диплома сразу занять должность машиниста и начать самостоятельную работу невозможно. Некоторое время молодые специалисты работают в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать две недели.

Также существуют специальные курсы при образовательных центрах. После их прохождения можно получить удостоверение машиниста мостового крана.

Разряды профессии машинист мостового крана по ЕТКС

У специальности есть всего пять уровней квалификации: со второго по шестой. При этом обязанности машинистов всех разрядом заключаются в том, чтобы управлять машиной, проводить ее техническое обслуживание, а также профилактические ремонтные работы. Отличие же состоит в грузоподъемности техники.

Машинист мостового крана 2 разряда

Может работать с машинами, грузоподъемность которых не превышает 3 тонн.

Машинист мостового крана 3 разряда

Имеет право работать с техникой от 3 до 15 тонн.

Машинист мостового крана 4 разряда

Специализируется на машинах с грузоподъемностью свыше 15 тонн.

Машинист мостового крана 5 разряда

Управляет техникой с грузоподъемностью свыше 25 тонн.

Машинист мостового крана 6 разряда

Получает возможность работать с самыми мощными кранами, их грузоподъемность превышает 100 тонн.

Личностные качества профессии машинист мостового крана

Любая машина является объектом повышенной опасности, поэтому от машиниста требуется повышенное внимание и предельная осторожность. Иными словами, самыми главными качествами для машиниста мостового крана являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность. Также для работы машинистом необходимо быть устойчивым к стрессовым ситуациям, собранным и спокойным.

Уровень заработной платы профессии машинист мостового крана

Средний уровень заработной платы данного специалиста составляет 40 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист мостового крана

К положительным сторонам профессии необходимо отнести следующее:

востребованность на рынке труда;

высокий уровень заработной платы.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

  • опасные и вредные условия труда.

Разряды крановщиков мостовых кранов

Профессия — машинист крана (крановщик)(кранов мостового типа). Код: 13790

Характеристика работ. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями грузоподъемностью до 3 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление консольными кранами и кран-балками. Проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств. Участие в ремонте обслуживаемого крана.

Должен знать: основы электротехники и слесарного дела.

Должен знать :

  • устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов;
  • предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей.
  • особенности конструкции и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • устройство токоподвода для питания кранов, электроаппаратуры для включения и выключения электродвигателей исполнительных механизмов и др.;
  • систему включения двигателей и контроллеров;
  • правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов;
  • систему сигнализации, применяемую крановщиками и стропальщиками при подъеме и перемещении грузов;
  • неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранового оборудования, их причины и способы устранения;
  • техническое обслуживание и систему планово-преду­предительного ремонта грузоподъемных кранов с основа­ми технического диагностирования;
  • основы электротехники и слесарного дела ;
  • назначение и устройство грузозахватных приспо­соблений и тары;
  • правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Характеристика работ . Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью свыше 3 до 15 т, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управление мостовыми и шлюзовыми кранами грузоподъемностью до 10 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов.

Должен знать : способы определения массы груза по внешнему виду; правила эксплуатации кранов по установке деталей, изделий и узлов на станок; порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и специализацией; технологический процесс внутрискладской переработки грузов; правила укладки и хранения грузов на стеллажах; основы электротехники и слесарного дела, а также:

  • устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов;
  • предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей.
  • особенности конструкции и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • устройство токоподвода для питания кранов, электроаппаратуры для включения и выключения электродвигателей исполнительных механизмов и др.;
  • систему включения двигателей и контроллеров;
  • правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов;
  • систему сигнализации, применяемую крановщиками и стропальщиками при подъеме и перемещении грузов;
  • неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранового оборудования, их причины и способы устранения;
  • техническое обслуживание и систему планово-преду­предительного ремонта грузоподъемных кранов с основа­ми технического диагностирования;
  • основы электротехники и слесарного дела ;
  • назначение и устройство грузозахватных приспо­соблений и тары;
Читайте также  Анемометр для козлового крана

правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 4-го разряда должен знать:

  • руководство по эксплуатации кранов;
  • производственную инструкцию по безопасной эксплуатации кранов;
  • назначение, принцип действия, устройство, предельную грузоподъемность, особенности конструкции и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • устройство токоподвода для питания кранов, электроаппаратуры для включения и

выключения электродвигателей исполнительных механизмов и др.;

  • порядок подъема груза и меры безопасности при перемещения кранами различных

грузов в зависимости от особенностей выполняемых работ (монтажные, складские).

  • основы технологического процесса монтажа оборудования, стапельной и секционной сборки и разборки изделий: агрегатов, узлов машин и механизмов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений;
  • систему сигнализации, применяемую крановщиками и стропальщиками при подъеме и перемещении грузов;
  • неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранового оборудования, их причины и способы устранения;
  • техническое обслуживание и систему планово-преду­предительного ремонта грузоподъемных кранов с основа­ми технического диагностирования;
  • слесарное дело в объеме квалификационных требова­ний, предъявляемых к слесарю 3-го разряда:
  • основы электротехники и промышленной электрони­ки;
  • назначение и устройство грузозахватных приспо­соблений и тары;
  • правила безопасного производства работ кранами при погрузке, разгрузке и транспортировке штучных, сы­пучих, длинномерных и других грузов;
  • правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 4-го разряда должен уметь:

  • управлять: мостовыми и козловыми кранами грузоподъемностью свыше 15 т для мостовых кранов и до 25т для козловых кранов, оснащенными различными грузозахватными

при­способлениями, при выполнении простых работ (длина ле­сных грузов до 3 м);

  • мостовыми кранами грузоподъемностью от 10 до 25 т при выполнении работ

средней сложности (длина лесных грузов от 3 до 6 м);

  • мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т (длина лесных грузов свыше 6 м) и козловыми кранами грузоподъ­емностью до 5 т (длина лесных грузов свыше 3 м) при вы­полнении сложных работ по подъему и перемещению, погрузке, разгрузке и перегрузке;
  • определять состояние подлежащих подъему и пере­мещению грузов и надежность их строповки, зажима и за­хвата;
  • производить ежесменное техническое обслуживание кранов;
  • выполнять в качестве слесаря З разряда ТО и ремонт крана;
  • рационально организовывать рабочее место и при­менять прогрессивные методы работы, обеспечивающие высокую производительность крана;
  • при подъеме и перемещении грузов правильно обме­ниваться со стропальщиком условными сигналами;
  • вести вахтенный журнал;

соблюдать правила техники безопасности, пожар­ной безопасности и требования Правил

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 5-го разряда должен знать:

  • назначение, принцип действия, устройство, предельную грузоподъемность, особенности конструкции и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • технологический процесс производства работ кранами: подъем, перемещение и установка грузов, монтаж оборудования;
  • правила эксплуатации мостовых и козловых кранов при установке сложных пространственных конструкций на сборочные стапели и сварочные посты, а также при их кантовке, развороте и выполнении других операций;
  • систему знаковой сигнализации, применяемую крановщиками и стропальщиками;
  • неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранового оборудования, их причины и способы устранения;
  • систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных кранов;
  • слесарное дело в объеме квалификационных требова­ний, предъявляемых к слесарю 3-4-го разряда:
  • основы электротехники и промышленной электрони­ки;
  • назначение и устройство электроаппаратуры и электроприборов управления и защиты, применяемых в грузоподъемных кранах с электрическим приводом;
  • нормы и правила экономного расходования эксплуатационных материалов и электроэнергии;
  • правила ПБ 10-382-00 и производственную инструкцию;
  • правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 5-го разряда должен уметь:

  • производить ежесменное техническое обслуживание кранов;
  • выполнять (в составе ремонтного звена или бригады в качестве слесаря З-4 разряда периодическое ТО кранов;
  • рационально организовывать рабочее место и при­менять прогрессивные методы работы, обеспечивающие высокую производительность крана;
  • правильно применять знаковую сигнализацию при подъеме, перемещении и установке грузов;
  • бережно обращаться с инструментами и приспособлениями и экономно расходовать эксплуатационные материалы и электроэнергию;
  • соблюдать правила техники безопасности, пожар­ной безопасности и требования Правил .

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 6-го разряда должен знать:

  • руководство по эксплуатации;
  • производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана;
  • назначение, устройство, принцип действия, кинематические электрические схемы, предельную грузоподъемность, особенности конструкции и правила эксплуатации обслуживаемых кранов;
  • требования безопасности при производстве работ кранами, включающий подъем, перемещение и установку различных грузов, в том числе крупногабаритных, монтаж оборудования, стапельную и секционную сборку и разборку изделий, агрегатов и узлов машин и механизмов, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы;
  • схемы строповки, зажима (и других способов закрепления) и расстроповки, разжима ( и других способов освобождения) грузов;
  • систему знаковой сигнализации, применяемую крановщиками, стропальщиками и сигнальщиками при подъеме, перемещении грузов кранами;
  • неисправности, возникающие в кранах в процессе эксплуатации, их причины и способы устранения;
  • техническое обслуживание и систему планово-предупредительного ремонта грузоподъемных кранов с основами технического диагностирования;
  • слесарное дело в объеме квалификационных требова­ний, предъявляемых к слесарю 4-5-го разряда:
  • основы электротехники и промышленной электрони­ки;
  • назначение и устройство электроаппаратуры и электроприборов управления и защиты, применяемых в грузоподъемных кранах с электрическим приводом;
  • правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

«Машинист крана (крановщик)» мостового типа 6-го разряда должен уметь:

  • производить ежесменное техническое обслуживание кранов;
  • выполнять (в составе ремонтного звена или бригады в качестве слесаря 4-5 разряда периодическое ТО кранов;
  • участвовать в техническом освидетельствовании мостовых и козловых кранов
  • рационально организовывать рабочее место и при­менять прогрессивные методы приема, перемещения и установки кранами различных грузов (включая крупногабаритные и длинномерные), обеспечивающие высокую производительность крана;
  • правильно применять знаковую сигнализацию при подъеме, перемещении и установке грузов;

соблюдать правила техники безопасности, пожар­ной безопасности и требования Правил

Информация

Просим Вас ознакомиться с обращением Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина по мерам обеспечения безопасности труда работников с учетом текущей эпидемиологической обстановкой по этой ссылке.

Контакты

Факс:

(3466) 62-12-33,

(3466) 61-30-28

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обучение машиниста мостового крана и козлового крана

Кому необходимо обучение

Обучение машинистов мостового и козлового кранов осуществляется по требованиям Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №533 от 12.11.2013 г.- «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Промышленные предприятия, как и строительные площадки невозможно представить без использования мостовых и козловых кранов. Мостовые и козловые краны относятся к подъемным сооружениям повышенной опасности и находят широкое применение при погрузочно-разгрузочных работах, монтаже, демонтаже и ремонте оборудования, а также используются для перемещения твердых, сыпучих и жидких грузов при различных технологических процессах.

Главным отличием между двумя типами этих кранов является их применение, так, мостовые краны используются в основном внутри промышленных помещений, а козловые – вне помещений.

Профессия машинист мостового (козлового) крана предполагает наличие следующих навыков: умение безопасно управлять транспортным средством при различных погодных условиях и в зависимости от характеристики рельефа местности, умение проводить качественный технический осмотр крана непосредственно перед вводом его в работу, в том числе проверять исправность приборов безопасности, производить осмотр креплений и регулировку механизмов крана, а также определять пригодность грузозахватных и подъемных механизмов при эксплуатации крана. В своей работе машинисты мостовых или козловых кранов должны руководствоваться «Инструкцией по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) мостовых, козловых, башенных кранов и перегрузочных мостов» № ЦРБ-294.

Для выполнения работ машинист мостового или козлового крана должен иметь среднее профессиональное образование и удостоверение машиниста, сроком действия на 5 лет. При этом 1 раз в год машинист мостового (козлового) крана должен проходить краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов с целью приобретения новых знаний и умений и повышения разряда. Также непременным условием легитимной работы машиниста крана является наличие допуска по электробезопасности не ниже, чем на 2-ой разряд, наличие медицинской книжки с отметкой комиссии о профпригодности и водительских прав категории «С». Важно, что для работы машинистом мостового или козлового крана, лица моложе 18 лет не допускаются.

Стоимость обучения и сроки освоения

АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:

Наименование образовательной программы Срок обучения, ак.ч. Стоимость обучения, руб.
Машинист мостового крана (2-6 разряд) 72 6 000
Машинист козлового кран (2-6 разряд) 72 6 000

Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.

Категория слушателей: руководители и специалисты строительной и промышленной отрасли, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование (в т.ч. получающие ВПО/СПО).

Что входит в программу обучения

В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» РД 10-74-94 «Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)» для освоения рабочей профессии машинист мостового крана и машинист козлового крана изучаются следующие вопросы:

  • Российское законодательство в области эксплуатации и использовании грузоподъемных кранов.
  • Безопасность работ при обслуживании мостового/козлового крана.
  • Устройство мостовых/козловых кранов, используемых механизмов и машин. Типы мостовых/козловых кранов.
  • Устройство захватов, стропов, траверс и прочих съёмных грузозахватных приспособлений.
  • Описание и устройство приборов безопасности, аппаратов управления мостовым/козловым краном.
  • Определение неисправностей в работе, техническое обслуживание, эксплуатация и профилактический ремонт мостовых/козловых кранов.
  • Описание изготовления, реконструкции, ремонта и монтажа крана.
  • Основы управления мостовыми/козловыми кранами, подъём, опускание и перемещение грузов по установленным сигналам.
  • Способы выполнения работ с использованием соответствующих машин.
  • Регламент работы на кране с целью минимизации риска аварии.
  • Последовательность действий и приёмы оказания доврачебной помощи при возникновении травмы.
Читайте также  Регистрация автомобильного крана в Ростехнадзоре

Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.

По окончании обучения выдается

  • Удостоверение на каждого сотрудника, прошедшего аттестацию;
  • Протокол аттестационной комиссии с перечнем работников, прошедших аттестацию.

Как пройти обучение на машиниста мостового/козлового крана

После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) машинист мостового или козлового крана с уже присвоенным ему 2-м разрядом имеет право повысить присвоенный разряд его специальности путем прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет, при этом существует определенная градация для каждого из разрядов, в зависимости от грузоподъемности автомобильного крана, а именно:

Краны мостовые/козловые грузоподъемностью до 3 т. (исключительно) 2-й разряд
Краны мостовые/козловые грузоподъемностью от 3 до 15 т. (исключительно) 3-й разряд
Краны мостовые/козловые грузоподъемностью от 15 до 25 т. (исключительно) 4-й разряд
Краны мостовые/козловые грузоподъемностью от 25 до 100 т. (исключительно) 5-й разряд
Краны мостовые/козловые грузоподъемностью от 100 т. и выше 6-й разряд

Преимущества работы с АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров»

  • все программы обучения разработаны педагогами с учетом современных учебных и методических материалов с использованием новых технологий в обучении;
  • для Вас разработана удобная форма электронной библиотеки по учебному материалу курса;
  • стоимость прохождения обучения на машиниста автомобильного крана существенно ниже, чем у других учебных центров;
  • обучение проходит в удобное для Вас время и в той форме, которая требуется для Вашей организации.

Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ 1. нарушение требований промышленной безопасности или условий осуществления видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Необходимые документы

Для прохождения обучения необходимо предоставить:

  1. Копию диплома о высшем и/или среднем профессиональном образовании.
  2. Оригинал удостоверения машиниста мостового/козлового крана (в случае повышения разряда).
  3. Заполнить заявку в разделе «Заявка на обучение»
  4. Оформить договор на обучение.

Мы ценим своих Клиентов и Ваше время. Приходите к нам учиться!

Минтруд разъясняет: Какие квалификационные требования предъявляются к машинисту крана (крановщику)?

Вопрос:

Какие квалификационные требования предъявляются к машинисту крана?

Ответ:

Квалификационные требования, предъявляемые к машинисту крана, зависят от вида деятельности организации, устройства, на котором работает крановщик, и трудовых функций, которые он выполняет.

Обоснование:

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме того, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах (ст. 57 ТК РФ).

Также особенности применения профессиональных стандартов отдельными хозяйствующими субъектами установлены Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В остальных случаях квалификационные справочники и профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Необходимо обратить внимание, что Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, содержат наименование должности «машинист крана (крановщик)» в различных отраслях промышленности.

Следовательно, если в организации трудится крановщик, занимающийся деятельностью, указанной в данных Списках, для него обязательны квалификационные требования, установленные квалификационными справочниками или профстандартами.

Требования к квалификации рабочих по профессиям машиниста крана (крановщика) 2 — 6-го разряда содержатся в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1″.

Так, в частности, машинист крана (крановщик) 2-го разряда должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемых кранов; предельную грузоподъемность крана, тросов и цепей; правила перемещения сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов; систему включения двигателей и контроллеров; основы электротехники и слесарного дела.

Машинист крана 6-го разряда должен знать: устройство, кинематические и электрические схемы обслуживаемых кранов и механизмов; расположение обслуживаемых производственных участков; электротехнику и слесарное дело. Также ему требуется среднее специальное образование при управлении гусеничными и пневмоколесными кранами грузоподъемностью более 200 тонн при выполнении строительно-монтажных работ.

Необходимо отметить, что данные требования не распространяются на крановщиков, занятых в черной металлургии, машинистов, работающих на тракторах и машинах с кранами, и некоторых других крановщиков, для которых предусмотрены отдельные требования.

Что касается профессиональных стандартов, то на данный момент Приказами Минтруда России утверждены следующие профессиональные стандарты, содержащие требования к квалификации машиниста крана:

  • от 01.03.2017 N 215н утвержден Профессиональный стандарт «Машинист крана общего назначения» (далее — Профессиональный стандарт);
  • от 08.02.2017 N 144н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист крана металлургического производства»;
  • от 01.03.2017 N 214н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист подъемника-вышки, крана-манипулятора»;
  • от 09.02.2017 N 154н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист строительного подъемника»;
  • от 25.12.2014 N 1125н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по эксплуатации грузоподъемных механизмов гидроэлектростанций/гидроаккумулирующих электростанций».

Из них применимый к наибольшему количеству крановщиков — утвержденный Приказом Минтруда России N 215н Профессиональный стандарт.

Структурой Профессионального стандарта предусмотрены обобщенные трудовые функции крановщиков в зависимости от вида крана и трудовых функций, а также требования к их образованию, особым условиям допуска и опыту работы. Также обобщенные трудовые функции включают возможные наименования должностей, профессий.

Так, в частности, машинист крана (крановщик) 2-го разряда, занимающийся эксплуатацией монорельсовых тележек, электроталей, кран-балок при производстве монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, должен соответствовать следующим требованиям к обучению, а также к особым условиям допуска:

  • профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих.

Особые условия допуска:

  • лица не моложе 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1 000 В.

Также, например, машинист крана (крановщик) 6-го разряда, занимающийся эксплуатацией кабельных кранов грузоподъемностью свыше 10 тонн при производстве погрузочно-разгрузочных работ, должен соответствовать следующим требованиям к обучению, опыту работы и особым условиям допуска:

  • профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
  • опыт работы — не менее трех месяцев в качестве машиниста мостового перегружателя 3-го уровня.

Особые условия допуска:

  • лица не моложе 18 лет;
  • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1 000 В.
  1. быть обученными и иметь выданное в установленном порядке удостоверение на право самостоятельной работы по соответствующим видам деятельности;
  2. знать критерии работоспособности применяемых ПС в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации применяемых ПС, технологический процесс транспортировки грузов;
  3. знать порядок действий по инструкциям эксплуатирующей организации в случае возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ПС;
  4. пройти в установленном порядке аттестацию (только для специалистов) на знание указанных Федеральных норм и правил.

Также возможно отметить, что в случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной Письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253).

В.В. Абросимов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
08.02.2018

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)