Трактор т 100 технические характеристики

Трактор Т-100

Трактор Т-100 начал производить в 1964 году Челябинский тракторный завод. Для машины было предусмотрено достаточно большое разнообразие навесного оборудования. Техника предназначалась для дорожного строительства и промышленности. К особенностям машины можно отнести гусеничный ход и множество выпущенных модификаций.

Трактор Т-100: технические характеристики

Т-100 стал продуктом модификации промышленного советского трактора С-100. Основные изменения коснулись кабины, мотора, формы капота, замены электрооборудования и гусеничного механизма. Потребителю было доступно несколько комплектаций машины. Позже производитель выпустил модельную линейку модифицированной техники для специальных работ. Базовая версия Т-100 является трактором общего назначения. Тип машины — гусеничный трактор.

Двигатель

На тракторах Т-100 устанавливался двигатель Д-108. Агрегат стал основой переработки предыдущих моделей. Четырехтактный четырехцилиндровый мотор отличался нераздельной конструкцией камеры сгорания, которая помещалась непосредственно в поршне. Номинальная мощность машины составляла 108 л.с. и достигалась при частоте вращения коленчатого вала в 1070 об/мин.

Рабочий объем цилиндров Т-100 составлял 15,53 л. Диаметр одного цилиндра из четырех равнялся 145 мм, ход поршня — 205 мм. Силовой агрегат имел массу 2100 кг. Для особо тяжелых условий производитель предусмотрел не менее 10 % запаса крутящего момента. Для пуска в холодное время года дизельный мотор оснащался пусковым двигателем П-23 с электростартером. Для обеспечения потребности силового агрегата в питании на машинах устанавливался топливный бак емкостью 235 л.

Пусковой двигатель Т-100 стал применяться на машинах промышленного назначения впервые. Конструкция основного мотора Д-108 также отличалась от устройства предшественников. В форсунках мотора вместо одного распыляющего отверстия стали делать пять. В масляный фильтр Челябинский завод добавил реактивную центрифугу.

Пониженная степень сжатия в новом Д-108 позволила облегчить пуск машины. Крутящий момент в максимальном значении был увеличен до 82 кГм. Повышенная мощность силового агрегата была достигнута за счет улучшенного смесеобразования и сгорания топлива в камере днища поршня.

Трансмиссия и ходовая часть

Трансмиссия Т-100 не сильно отличалась от аналогичного агрегата предшественника С-100. Здесь использовалась муфта сцепления, установленная как отдельный, легко демонтирующийся узел. Сцепление сухое однодисковое с двумя ведомыми дисками с рычажно-кулачковым механизмом управления. В кабине водителя устанавливался специальный рычаг для контроля над сцеплением.

Коробка передач с механической системой переключения имела пять передач переднего хода и четыре передачи заднего хода. КПП трехходовая, реверсивная. Центральная передача — коническая, ведущая шестерня выполнялась в едином блоке с нижним валом коробки. Ведомая шестерня крепилась к фланцу вала центральной передачи.

Муфты поворота имели сухое многодисковое устройство. Ведомые диски выполнялись с фрикционными накладками, которые управлялись серворычагами. Используя трансмиссию и двигатель, трактор Т-100 мог перемещаться в диапазоне скоростей 2,36-10,13 км/ч вперед и 2,79-7,61 км/ч назад.

Ходовой механизм машины полужесткого типа состоял из двух гусеничных тележек, балансирного устройства и гусениц. Тележки сварного типа со сварной рамой коробчатого сечения. Гусеничная цепь устанавливалась на опорные и поддерживающие катки, дополнялась механизмом натяжения и натяжным колесом. Цепь состояла из отдельных звеньев, закрепленных между собой втулками и пальцами. На звенья крепились гусеничные башмаки со специальным профилем. Балансирное устройство представляла собой рессорную пластину с двумя стабилизирующими рессорами меньшего размера.

Кабина

Кабина трактора Т-100 устанавливалась на жесткую раму. От предыдущей модели С-100 кабину отличала только форма. Для своего времени трактор считался достаточно комфортным. Внутри кабины имелось освещение, устанавливалось мягкое сиденье водителя. Также на Т-100 устанавливалась система принудительной вентиляции, которая, тем не менее, приводила к появлению повышенного шума в кабине.

Габаритные размеры

  • длина — 4255 мм;
  • ширина — 2460 мм;
  • высота — 3059 мм;
  • колея — 1880 мм;
  • длина опорной поверхности гусениц — 2370 мм;
  • дорожный просвет — 331 мм;
  • удельное давление на почву — 0,47 кгс/см2;
  • удельная металлоемкость — 102,7 кг/л.с.;
  • номинальное тяговое усилие — 6000 кг.

Трактор Т-100 имел вес в конструктивном положении 11 100 кг. Максимальное тяговое усилие машины составляло 9500 кг на первой передаче. По мере увеличения скорости движения усилие тяги снижалось. На последней, пятой передаче трактор выдавал усилие 2000 кг.

Модификации

Трактор Т-100 первоначально предназначался для использования в агрегате с бульдозером ДЗ-53. База машины была использована для создания трубоукладчика, крана и свайного копра. За время производства Челябинский тракторный завод выпустил следующие модификации Т-100:

  • Т-100 — базовый трактор без гидрооборудования и креплений задней навесной системы. В задней части корпуса трансмиссии устанавливалась лебедка;
  • Т-100МГС — модификация для нужд сельского хозяйства. Задняя часть оборудована навесной системой и валом отбора мощности. На тракторе имеется гидравлическое оборудование;
  • Т-100МГП — промышленный трактор с передней навесной системой, гидравлическим оборудованием, жестким сцепным устройством в задней части вместо лебедки. Машина дополнялась выходными механизмами для подключения задней навесной системы и вала отбора мощности;
  • Т-100Б — болотоход с гусеницами увеличенного сечения;
  • Т-100БГ — болотоход на основе Т-100МГП;
  • Т-100Т — трубоукладчик на базе Т-100. Вместо задней и фронтальной гидронавесной системы устанавливались крепления для специализированных машин и агрегатов;
  • Т-100МГП-1 — облегченная модификация без кабины;
  • Т-100МЗГП — добавлены гидравлические сервомеханизмы управления поворотами, облегчившие труд водителя. Последняя модификация Т-100, выпускавшаяся одновременно с Т-130.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Трактор Т-100 — Технические характеристики

  • История создания
  • Модельный ряд
  • Трактор Т 100 технические характеристики
  • Эксплуатация Т-100
  • Возможные неисправности
  • Заключение

Трактор Т-100 – это промышленный трактор, выпускавшийся в 1963-1977 годах. Благодаря неприхотливости и простоте обслуживания, эта машина быстро распространилась по всему Советскому Союзу. В разных регионах трактор Т-100 продолжает свою службу до сих пор.

История создания

Трактор 100 представляет собой переработанную и модернизированную версию С-100. Впервые сотая модель была собрана 9.10.1963 на Челябинском заводе, где машина и производилась до 1983 года. Разработчики трактора Т-100 рассчитывали, что он будет работать совместно с бульдозером ДЗ-53, который оснащался канатным отвалом. Однако в дальнейшем на трактор начали устанавливать усовершенствованный ДЗ-54 с гидроприводом. Вместе с ним монтировались камнеудалитель, корчеватель, кусторез и еще 11 наименований навесной техники. Всего за время производства на тракторы Т-100 устанавливалось 200 единиц оборудования, включая краны, скреперы, катки и т.д.

Интересно! На момент начала изготовления трактор отличался современной и удобной для водителя кабиной. Здесь имелось мягкое сиденье, лампа освещения, а также система вентиляции (качество ее не очень высокое, поэтому при включении она издает слишком много шума). Для заправки машины установлен насос, благодаря которому можно заливать топливо из емкости, находящейся ниже бака (его объем составлял 235 литров). Сам насос соединен с выхлопной системой и работает от энергии выхлопных газов.

В 1968 году трактор Т-100 получил золото на международном смотре. С 1977 года началось создание модификации Т-100МЗ, которая являлась переходной версией между Т-100М и Т-130. Из-за невозможности быстрого перехода на изготовление Т-130, ЧТЗ вынужден был устанавливать новое оборудование на Т 100, из-за чего и введена новая модификация. При этом обе машины долгое время производились параллельно.

Гусеничный трактор т 100 получил распространение в СССР и за его пределами. В 60-80 годы он стал одним из основных видов техники на советских стройках. Также он поставлялся на сельскохозяйственные предприятия. Но из-за низкой скорости здесь он использовался не так часто.

Интересно! Наименование Т-100 или «сотка» быстро стало нарицательным. Оно использовалось в том числе для обозначения поздних моделей тракторов, таких как Т-10, Т130 и Т170.

В 70-80 годы налажены поставки гусеничного трактора в государства Восточной Европы. В настоящее время там до сих пор продолжают работу несколько сотен Traktor T100. Также Советский Союз поставлял эти машины Вьетнаму во время войны. Здесь они использовались для решения многих строительных и фортификационных задач. Один образец сейчас хранится в музее инженерных войск Вьетнама и доступен для осмотра всем желающим.

Модельный ряд

В разные годы производилось 22 модификации «сотки». Однако наибольшую известность получили 9 из них:

  • Трактор Т 100М – это базовая версия машины. Она не имела места для монтажа задней навесной системы и не оснащалась гидроприводами, однако была оборудован лебедкой.
  • Т100МГП отличался от 100М наличием гидропривода, места для установки навесной системы и жесткий сцепной механизм. Такой трактор предназначался для промышленного использования и не был оборудован лебедкой.
  • Т-100МГП-1 – облегченный трактор без кабины.
  • Т-100 МБ – проходимая версия машины с увеличенной площадью траков для движения по топкой местности.
  • Т-100 МБГ – вариант трактора МПГ с болотными гусеницами.
  • Т-100 МГС – специальная модификация трактора для работы на сельхоз предприятиях. Оснащалась гидравлическим оборудованием.
  • Т-100 Т – предназначен для укладки труб. Навесное оборудование отсутствует. Вместо него имеется место для крепления специальной техники.
  • Т 100М3 – трактор, оснащенный узлами от Т-130.
  • Т-100 МЗБ – вариант предыдущей модели с лучшими внедорожными характеристиками.

Трактор Т 100 технические характеристики

На все машины устанавливался четырехтактный дизельный двигатель Д-108. Он имел 4 цилиндра и объем 15,53 литра. Масса мотора Т-100 немногим превышала 2 тонны, а мощность равнялась 108 л.с. Агрегат расходовал около 2 литров солярки в час. Также на машину ставилась механическая реверсивная трехходовая КПП (5 скоростей переднего и 4 заднего хода) и сухие многодисковые поворотные муфты. Тягловое усилие у сотого трактора на 1 передаче — 9,5 тонн, тогда как на 5 оно равняется 2 тоннам.

Трактор Т100 имеет длину 4,3м, высоту 3м и ширину 2,5м. При этом его вес составляет 11 тонн. Машина может развивать до 10 км/ч при движении вперед и до 7,6 км/ч при езде на задней передаче. Дорожный просвет у «сотки» равен 31см, тогда как ширина колеи составляет почти 1,9 метров. А благодаря большой длине опорной поверхности гусениц (около 2,3 метров при создаваемом давлении 0,47 кгс/см2), машина способна преодолевать сложные участки дороги и передвигаться по болотистой местности.

Интересно! По сравнению со своими аналогами, Т100 обладает маленькими габаритами. А короткая колесная база позволяет существенно улучшить маневренность. Поэтому модель может использоваться даже в труднодоступных для другой техники местах.

Электрооборудование трактора включает 4 фары наружного освещения, лампочку для подсветки салона и 12-вольтовый генератор мощностью 200Вт.

Эксплуатация Т-100

Благодаря своей массе и большому тягловому усилию трактор оптимально подходит для проведения промышленных работ. Однако большое разнообразие дополнительного оборудования позволяет использовать трактор и в других областях. Т-100 оборудуется:

  • Различными видами сеялок и сажателей.
  • Ковшовым погрузчиком.
  • Бороной или плугом.
  • Рыхлителем или окучивателем.
  • Корчевателем.
  • Грейфером.

Чтобы обеспечить исправную и правильную работу трактора Т-100, нужно вовремя проводить техническое обслуживание машины. Оно включает следующие мероприятия:

  • Проверка состояния узлов и очистка их наружной поверхности.
  • Замена топливных фильтров.
  • Настройка муфты сцепления и педали тормоза.
  • Регулировка натяжения тракторных гусениц.
  • Смазка рабочих узлов машины.

В случае, если нужно оставить трактор на длительное хранение (например, в зимний период), требуется провести его консервацию. Порядок действий в это случае будет следующим:

  1. Слить из машины остаток топлива и все технические жидкости.
  2. Рычаги нужно передвинуть в нейтральное положение.
  3. Проводка отключается от аккумулятора.
  4. Под гусеницы трактора устанавливаются подкладки из дерева так, чтобы железо не соприкасалось с землей.
Читайте также  Как сделать культиватор на трактор т 40?

Возможные неисправности

В процессе эксплуатации машины могут проявляться разного рода неисправности. Большинство из них не требуют серьезного вмешательства и могут быть устранены в минимальные сроки.

  • Двигатель машины работает нестабильно. Причин здесь может быть несколько. В первую очередь требуется убедиться в наличии топлива в баке. Наиболее распространенная возможная неисправность – засорение топливопровода или фильтра. Также перебои в работе могут быть вызваны тем, что мотор трактора не успел достаточно прогреться. Соответственно, для устранения неполадок требуется прогреть двигатель, прочистить топливную систему и заменить фильтры.
  • Двигатель начал стучать. Эта проблема решается регулировкой зазоров клапанов в тракторе.
  • Греются тормозные ленты или не работает тормоз машины. Здесь поможет промывка боковых фрикционов, а также настройка тормоза.
  • Повышенный расход масла. В этом случае требуется осмотреть систему на наличие утечек и проверить состояние поршневых колец.
  • Слишком сильный дым из выхлопной трубы трактора. Здесь причину следует искать в качестве топлива или попадании в систему воды. Если двигатель достаточно прогрет, а цвет дыма не изменился – рекомендуется выполнить замену солярки.
  • Часто из строя выходит карбюратор Т-100. При нарушении работы трактора следует выполнить и его проверку.

Заключение

В различных каталогах трактор т 100 можно найти по цене 150-300 тысяч рублей. И хотя стоимость машины привлекательна, найти образцы в хорошем состоянии сейчас сложно. Однако если это все-таки удастся (при внимательном изучении каталогов это вполне реально), трактор станет хорошим подспорьем в хозяйстве. Такая машина проста в эксплуатации и обслуживании и способна выполнять широкий спектр задач.

Важно! Главный минус «сотки» — отсутствие новых запчастей. Поэтому при поломке деталей придется искать разборку. Здесь же можно приобрести навесное оборудование. В крайнем случае владелец трактора может купить машину донор, и брать запчасти уже с нее.

По сравнению с современными тракторами, Т-100 не отличается высоким уровнем комфорта (особые сложности вызывает сильная вибрация машины, обусловленная типом подвески и наличием гусеничной ленты). Поэтому для личного хозяйства лучше выбрать новый аналог из той же ценовой категории (особенно если дело касается с/х работ). Однако «сотка» прекрасно подойдет там, где нужна мощная и тяжелая машина с минимальной стоимостью.

Трактор Т-100. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Содержание

  • Разработка и выпуск
  • Назначение трактора Т-100
  • Модельный ряд и модификации т100
  • Технические характеристики
    • Вес и габариты Т100
    • Тип двигателя
    • Коробка передач трактора Т-100
    • Трансмиссия и ходовая часть
    • Кабина
    • Управление трактором Т-100
  • Навесное оборудование
  • Особенности эксплуатации и обслуживания
  • Основные неисправности и ремонт
  • Отзывы владельцев

Разработка и выпуск

Трактор Т-100, получивший среди пользователей короткое звучное прозвище «сотка» — одна из наиболее популярных моделей гусеничных тракторов, выпускавшихся в советское время. Выпуск модели приходился на 1963-1983 годы. Завод-производитель: Челябинский тракторный завод. Прототипом Т-100 послужил трактор Т108, проходивший на производстве под названием Т100М.

Устройство обладает широким профилем использования, агрегатируется со множеством видов дополнительной техники, например, с бульдозерами, саморазгружающимися прицепами тяжелого типа, кранами, катками, скреперами. Т-100 может работать и с обычным сельскохозяйственным оборудованием, таким как борона, сеялка, картофелекопатель и прочее.

Назначение трактора Т-100

Основной сферой применения трактора Т-100, планируемой разработчиками, была работа в сочетании с бульдозером Д3-53, однако позднее оборудование для бульдозера модифицировали гидравлической системой. К модели бульдозера Д3-54 (более совершенной версии, последовавшей за Д3-53) было выпущено множество дополнительного оборудования, например, кусторез, устройство для выкорчевывания пней из земли, удалитель камней, разрыхлитель почвы, углубители почвы и другое.

Трактор Т-100 также выполнял функцию укладчика труб и в некоторых случаях — подъемного крана. Таким образом, назначение трактора было более промышленным, чем бытовым. Для посадочных и колхозных работ в то время применялись более легкие, маневренные модели, управление которыми мог освоить любой человек. Благодаря тяжелому весу в 11 100 кг. техника использовалась в лесохозяйственных работах, на строительстве, на промышленных предприятиях.

Модельный ряд и модификации т100

Уровень технических возможностей трактора Т100 позволил производителю выпустить 22 модификации на базе флагманской модели. В модельный ряд вошли следующие образцы техники, ставшие впоследствии популярными:

  • Т-100М — модель, которую официально называют базовой, не имела гидрообрудования и не была рассчитана на установку навесок заднего типа;
  • Т100МГС — с гидроооборудованием и задней системой навешивания оборудования, хвостовик ВОМ, основное назначение — сельскохозяйственное;
  • Т100МГП- с гирооборудованием и передней системой навесок, имеется жесткая сцепка, хвостовик ВОМ, основное назначение — промышленное;
  • Т100МБ — основное назначение — болотоходный, увеличена общая площадь гусеничного полотна;
  • Т100МБГ — болотоходный вариант Т100МГП;
  • Т100Т — основное назначение — работа с трубоукладчиком (навесные системы отсутствуют);
  • Т-100МГП-1 — облегченный капот, отсутствие кабины, модификация МГП100;
  • Т-100МЗ — аналог Т130;
  • Т-100МЗБ — основное назначение болотоходное, аналог Т130;
  • Т-100МЗГП — последняя модификация в модельном ряду. Была оснащена гидравликой для упрощения процесса поворота, более легкая в управлении.

Технические характеристики

Отличительными особенностями трактора Т100 стали: более мощный улучшенный двигатель с высоким крутящим моментом, а также функция легкого запуска за счет наличия двигателя П-23. Часть произведенных машин до настоящего времени используется в России, Белоруссии, Украине. Стоимость данной модели колеблется от 150 до 300 тысяч рублей (от 250 до 470 тысяч гривен).

Вес и габариты Т100

  • Длина Т-100 составляет 4255 мм., высота 3059 мм., ширина 2460 мм.
  • Создаваемая трактором колея — 1880 мм., клиренс 31,1 см.
  • Тяговое усилие на умеренной скорости — 6000 кг., на первой передаче — 9500 кг., на пятой передаче 2000 кг.
  • Чем большую скорость развивает машина, тем больше понижается тяговое усилие.
  • Вес Т-100 составляет 11100 кг.

Тип двигателя

  • Марка двигателя трактора Т100 — Д108, дизельный.
  • Четырехтактный, на 4 цилиндра, камера сгорания нераздельного типа.Камера сгорания располагалась в поршне двигателя.
  • Мощность трактора составляла 108 л.с при частоте оборотов коленвала в 1070 об/мин.
  • Объем цилиндров 15,53 л.
  • Масса двигателя — 2100 кг.

Чтобы дизельный двигатель легко запускался в холодное время года, при минусовых температурах, инженеры оснастили машину двигателем П-23, работающим от электростартера.

Емкость топливного бака на устройстве — 235 л. Масляный фильтр оснащен реактивной центрифугой. Пуск устройства стал более легким из-за понижения степени сжатия топлива. Величина крутящего момента была повышена до 82 кГм.

Коробка передач трактора Т-100

  • механическая;
  • пять передач переднего, четыре заднего хода;
  • трехходовая;
  • реверсивная;
  • коническая центральная передача;
  • ведущая шестерня собрана в блок с нижним валом;
  • тип крепления ведомой шестерни — к валу центральной передачи;
  • поворотные муфты сухие, многодисковые.

Диапазон скоростей трактора Т-100 составлял от 2 до 10 км/час при движении вперед, от 2,8 до 7,6 км/час при движении назад.

Трансмиссия и ходовая часть

Сцепление: сухое, два ведомых диска. Механизм управления сцеплением: рычажно-кулачковый. Сцеплением можно было управлять из кабины водителя с помощью рычага.

Ходовая часть полужесткого типа. Механизм ходовой части включал гусеничные тележки (2 ед.), балансир и сами гусеницы. Гусеничная цепь приводилась в движение колесом натяжения и специальным механизмом.

Кабина

На момент начала выпуска (60-е годы) кабина трактора Т-100 была одной из самых удобных среди устройств аналогичного назначения и тягового класса. Мягкое сиденье оператора, освещение, вентиляция — всё это делало работу оператора трактора комфортной. Небольшим недостатком современники считают шум воздуха в кабине, вызванный принудительной системой вентиляции.

Управление трактором Т-100

Торможение трактора производилось за счет бортовых тормозов. Вхождение в поворот обеспечивали бортфрикционы и тормоза. При управлении машиной водитель ощущал довольно сильную вибрацию, что было обусловлено типом подвески и наличием гусеничной ленты, а не колес.

В сельском хозяйстве модель не нашла широкого применения из-за малой развиваемой скорости, а вот в промышленности «сотка» получил признание как раз из-за веса и плавного режима движения.

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.

Особенности эксплуатации и обслуживания

Эксплуатация трактора Т100 должна производиться по универсальным правилам (подходят для всех гусеничных тракторов):

  • управляйте техникой только сидя на месте оператора;
  • залезайте в кабину только в положенном месте, держась за ручку возле двери кабины и ставя ногу на специальную боковую платформу;
  • перед началом работы убедитесь, что на траектории движения трактора нет посторонних объектов;
  • чтобы остановить устройство, воспользуйтесь тормозами, предварительно переведя рычаг КПП в нейтральное положение, и только затем включив тормоз;
  • опустите навесные орудия после остановки трактора;
  • для поддержания гусеничных механизмов в надлежащем состоянии используйте специальное масло/консистентную смазку;
  • в целях безопасности оператора контроль натяжения гусеницы проводится визуально, на небольшом расстоянии от трактора

Масло или смазка выходят из клапана выпуска под высоким давлением, и при попадании на кожу могут ранить, поэтому на выпускной клапан смотреть запрещено.

Техническое обслуживание гусеничного трактора Т-100 выполняется согласно схеме:

  • первое обслуживание через 7 рабочих часов (в конце смены);
  • далее через 120, 180, 240, 300, 360, 400 часов.

Действия, которые выполняются оператором при ТО:

  • регулировка муфты сцепления;
  • регулировка педалей тормоза;
  • очистка наружной поверхности рабочих узлов;
  • замена фильтров топлива;
  • регулировка гусениц (степень натяжения).

При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:

  • слить охлаждающую жидкость;
  • слить отстой топлива;
  • все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
  • рычаги управления переместите на нейтраль;
  • выключите батарею аккумулятора;
  • под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.

Основные неисправности и ремонт

При управлении гусеничным трактором Т-100 оператор может столкнуться с различными неисправностями. В списке далее указаны наиболее частые проблемы и способы их устранения:

  • работа двигателя с перебоями (не прогрет, нехватка топлива, засор топливопровода и фильтра — прогреть двигатель, проверить уровень топлива, заменить фильтр, прочистить топливопровод);
  • стук двигателя (регулировка зазора клапанов);
  • дымный выхлоп (плохое топливо, попадание в топливо воды, холодный двигатель — прогреть, заменить топливо);
  • повышенный расход масла (регулируется расположение поршневых колец, устраняется течь масла);
  • неисправности карбюратора (выполняется регулировка, отладка);
  • буксование муфты сцепления (необходимо промыть фрикционные накладки керосином);
  • нагрев тормозных лент или не рабочий тормоз при нажатии (ремонт: регулировка тормозов, промывка бортовых фрикционов без включения).

Отзывы владельцев

Николай, Ростов:

Учитывая год выпуска могу сказать, что в наше время эта техника годится разве что на металлолом. По техническим параметрам равные ей машины конечно найти тяжело. В советское время все бульдозеры конструировались на века. Для бытовых нужд просто не вижу смысла покупать такую громадину. Для промышленных тоже — если есть деньги, я бы купил американский бульдозер из новых, там и управление проще, и мороки меньше

Трактор Т-100. Обзор модификаций, технические характеристики, отзывы

Трактор Т-100

Этот трактор является одной из самых востребованных и популярных гусеничных моделей 2-й половины двадцатого века. Он применялся на всех просторах СССР. Прототипом для этой модели была С-100.

Читайте также  Трактор к 700а технические характеристики

Трактор Т-100 считается универсальной машиной, которая может выполнять широкий спектр работ, благодаря возможности подсоединения навесного оборудования различного назначения. Т-100 может применяться для обработки земельных участков, трелевки леса, вырывания котлованов и траншей в строительной отрасли.

Обзор модельного ряда

Челябинский завод предлагает производство целой линейки тракторов Т-100, адаптированных для проведения конкретных видов работ.

  • Т-100

Это первый трактор, который послужил прототипом для дальнейших разработок. Гидравлическая система в этой машине отсутствует. Навеска подсоединяется только спереди. Сзади расположена лебедка;

В народе известная как «болотоход». Т-100Б разрабатывался специально для проведения работ в болотистой местности, с учетом специфики такой эксплуатации.

Это еще одна модель для проведения работ в болотах, однако, ее разработки велись на базе Т-100МГП

Это модель была сконструирована для проведения сельскохозяйственных работ. В ней присутствует вал отбора мощности и задняя гидравлическая система со сцепкой.

Это профессиональная машина, которая имеет переднюю систему агрегирования навесного оборудования и жесткую сцепку. В стандартной комплектации сзади расположена лебедка, однако при необходимости можно установить ВОМ.

Это модификация Т-100 МГП, только в ней отсутствует кабина.

Этот трактор оснащен сервомеханизмом, который помогает в проведении поворотов. Это значительно снижает нагрузку на владельца.

Данная машина специализируется на прокладке газовых или водогонных труб.

Технические характеристики

Многофункциональный гусеничный трактор имеет идеальные для своего тягового класса габариты: 4650×1950×2840 мм. База Т-100 имеет длину 252 см. Высота дорожного просвета составляет 371 мм.

Высота дорожного просвета составляет 371 мм. Масса базового трактора составляет 11 тонн! Если установить дополнительное оборудование, то вес будет еще больше.

Двигатель

Весь модельный ряд гусеничных тракторов Т-100 оборудован четырехтактным мотором Д-108, объемом 15,5 л. Его мощность составляет 108 л.с. Скорость вращения коленвала составляет 1070 оборотов в минуту.

Пуск мотора происходит при помощи более простого бензинового двигателя П-23 с электрическим стартером. Это схема позволяет предотвратить «холодный пуск» при эксплуатации в краях с холодным климатом. Топливный бак в 235 литров позволяет эксплуатировать машину в течение длительного периода времени без дозаправок.

Коробка передач

Коробка передач установлена механического типа с 5 ступенями для езды вперед и 4 назад. Большой скоростью передвижения эти модели не отличаются. Максимально она может достигать 10 км/ч.

Ходовая и трансмиссия

Рама гусеничного трактора выполнена из цельного металла и расположена на подвеске полужесткого типа. К ней подсоединяется гусеничный модуль.

В остальном детали расположены в стандартной последовательности: впереди мотор, позади кабина. Натяжение гусениц регулируется специальным механизмом.

Наиболее уязвимое место трактора – гусеницы. Для облегчения проведения ремонтных работ, они представляют собой единую ленту, собранную из отдельных траков и соединенных втулками.

Кабина и управление

Кабина оператора выполнена из цельной пластины. Внутри располагается сиденье для владельца. Приборная панель предоставляет основную информацию о состоянии машины. Для поддержания комфортной температуры внутри кабины была установлена система подогрева и охлаждения воздуха. Все рычаги управления находятся возле операторского кресла.

Гидравлика и приводы

Особенностью тракторов Т-100 является их узкая область применения и технические характеристики разработанные под конкретный вид задач. Поэтому, навесное оборудование для каждой модели необходимо подбирать индивидуально.

Всего насчитывается более 14 видов совместимого навесного оборудования: сельскохозяйственные, строительные, для рытья канав, траншей, места забивания свай, выкорчевывания деревьев и т.д.

Инструкция по эксплуатации

Правила ухода за Т100 и особенности его применения описаны в инструкции по применения. Далее представлены правила обслуживания и исправления основных неисправностей.

Техническое обслуживание

В настоящее время гусеничные трактора Т-100 в сельской местности в основном используются сезонно перед посадочными работами и после сбора урожая. Поэтому каждый владелец этой техники должен знать, как правильно начать работу после простоя.

Запуск трактора Т-100 после зимнего простоя:

  • Добавить масло и дизель;
  • Установить аккумулятор;
  • Убедиться в работоспособности мотора, а также системы торможения и управления;
  • Проверить, нет ли утечек масла или дизеля.

После проведения работ необходимо очистить машину от налипшей грязи и пыли. При эксплуатации в холодное время года следует каждый раз сливать топливо из системы по окончанию выполнения работ.

Для консервации Т-100 следует выполнить следующие действия:

  • Слить тосол, дизель, масло и прочие жидкости из систем;
  • Выставить коробку передач в нейтральное положение;
  • Вытащить аккумулятор;
  • Под гусеницы подложить подложку, чтобы предотвратить их выход из строя.

Основные неисправности и способы их устранения

Гусеничные трактора Т 100 не отличаются особым качеством сборки, поэтому зачастую приходится проводить мелкие ремонтные работы.

Если переключение передач затруднено:

  • Смазать доступные узлы водостойкой смазкой и залить масло в КПП;
  • Отрегулировать положение муфты сцепления.

Если гидронасос не работает, то это может быть вызвано следующими причинами:

  • Отсутствием масла;
  • Выходом из строя системы контроля смазочного материала или гидравлической системы.

Видео обзор

Обзор функциональных возможностей трактора Т-100

Обзор работы трактора Т-100 с троссовым приводом

Отзывы владельцев

Вот что говорят владельцы Т-100 на тематических форумах.

Владимир:

«Это узкоспециализированный трактор, который должен выполнять конкретный вид работ. Заводить такой для сельского хозяйства смысла не вижу. Потребляет много солярки, да еще и огород угробит. Эта машина для работы в лесах да болотах, где основной упор делается на проходимость, а не на скорость работы.»

Трактор Т 100

Трактор Т 100 – это машина, которая уже не выпускается, но по сей день применяется. Широко используется в строительстве, промышленности, на горных разработках в качестве вспомогательной машины, иногда – в сельском хозяйстве. Имеет большое тяговое усилие и небольшую максимальную скорость.

Он является прекрасным образцом советского машиностроения. Эта гусеничная машина была сделана на основе другой, не менее известной – «Сталинец сто». Машины трудились на целине, на строительстве БАМа, в условиях Крайнего Севера и знойных песков Средней Азии. Даже сейчас, когда на рынке появились современные бульдозеры CAT и других производителей, эти трактора востребованы и работают и на стройке, и в сельском хозяйстве, и в коммунальных службах.

Назначение

Изначально трактор должен был называться С-100М, так как это глубоко модернизированный С-100. Основная модификация комплектовалась отвалом и являлась бульдозером.

Однако на его основе были и другие машины:

  • Т-100МГС – сельскохозяйственный пропашной трактор
  • Т-100М – тягач с лебёдкой
  • Т-100МГП – модификация для строительства и промышленности, имела возможность установки навесного оборудования спереди и сзади
  • Т-100МБГ – предыдущая модификация, созданная для работы в болотах и имевшая широкие гусеницы
  • Т-100МБ – болотный тягач с лебёдкой
  • Т-100Т – трубоукладчик

и многие другие, такие, как подъёмный кран, копёр, корчеватель и т.д. Всего модификаций было более двадцати. Трактор выпускался на Челябинском заводе с 60-х по 80-е годы прошлого столетия.

Технические характеристики

Сотка имел технические характеристики, которые позволяли ему работать в самых тяжёлых условиях:

  • Тип движителя – гусеничный
  • Тяговое усилие – 10 тонн
  • Двигатель – дизельный
  • Расположение кабины – заднее, двигателя – переднее
  • Бортовые тормоза и фрикционы, позволяющие управлять движением
  • Жёсткая подвеска
  • Бортовая электросеть – генератор 200Вт, напряжение сети – 12В, фар – 4, имеется освещение внутри кабины
  • Скорость – от 3 до 10 км/ч
  • Количество скоростей вперёд – 5, назад – 4.

Более конкретные технические характеристики зависят от каждой модели. Технические характеристики Т 100 делали его отличным рабочим инструментом там, где требовалось значительное тяговое усилие и большая мощность.

Характеристики двигателя

Двигатель – Д-108, дизельный, водяного охлаждения с паровоздушным клапаном закрытого типа. Мощность двигателя – 108 л.с. Двигатель очень массивный, жёсткость деталей делает его «долгожителем» среди моторов – известны случаи, когда без серьёзного ремонта эти моторы активно эксплуатировались 50 лет. Этот двигатель ставился не только на трактор – он использовался и на экскаваторах, дизель-генераторных станциях, других машинах.

Запуск двигателя осуществляется при помощи пускового двухтактного карбюраторного двигателя, который расположен сбоку от основного. Такая система позволяет запустить трактор даже тогда, когда на улице стоит 50-градусный мороз. Разумеется, следует использовать зимнее дизтопливо. Прогрев и запуск занимают от нескольких секунд до получаса.

  • Номинальная мощность – 108 л.с.
  • Число цилиндров – 4
  • Порядок работы – 1-3-4-2
  • Расположение цилиндров – вертикальное
  • Степень сжатия топливной смеси – 14
  • Обороты на холостом ходу – от 500 до 1140
  • Топливо – солярка, ГОСТ 305-62. Летняя или зимняя, в зависимости от времени года.
  • Топливный насос – шестерёнчатый с центробежным регулятором.
  • Имеется фильтр топлива для грубой и тонкой очистки.
  • Минимальный крутящий момент на валу – не менее 75 кГс на метр.

Кабина

Трактор имеет закрытую жёсткую одноместную кабину. В кабине устанавливается наклонное лобовое стекло и дворники. Сиденье мягкое. Кабина оборудована системой обогрева.

Расход топлива

Расход топлива – 174 г/л.с.ч. Расход, как и у любого трактора, зависит от выполняемой работы. Максимальный – чуть менее 2 л. в час. В среднем, при обычных режимах работы, расход, который имеет трактор Сотка не превышает одного литра в час. Бульдозер С 100 оставил в наследство этому трактору жёсткую подвеску.

При работе тракторист испытывает значительное количество ударов и толчков. Впрочем, учитывая, что максимальная скорость трактора – 10 км/ч, эти вибрации и толчки редко имеют большую силу, и в большинстве случаев тракторист чувствует себя достаточно комфортно на мягком кресле. Модель Т-100МГБП имеет кабину, оборудованную гидроусилителями поворота и фрикциона, что сильно облегчает труд тракториста.

Устройство

Классическая бульдозерная компоновка – двигатель и трансмиссия в передней части, кабина – в задней. Внизу расположены гусеницы. Навесное оборудование и приводы расположены в передней и задней части трактора.

Преимущества и недостатки

Главные достоинства этой машины – большая тяговая мощность, отличное сцепление с грунтом и непревзойдённая надёжность. Недостатки – низкая максимальная скорость. Из-за неё трактор находит ограниченное применение в сельском хозяйстве в качестве пропашного трактора. Чтобы скомпенсировать низкую скорость, во время освоения целины трактор Т 100 комплектовали тремя-пятью плуговыми сцепками, обеспечивая большую ширину пропашной полосы.

Отзывы

Михаил, тракторист со стажем 25 лет:

– Работаю в лесохозяйстве, трактор используется для корчёвки пней. Я сел на этот трактор, когда мне было 24 года, сразу после обучения. С тех пор мы побывали с ним во многих местах нашей области, где занимались прокладкой просек и расчисткой пней после лесозаготовки. Трактор имеет «мужской» характер, и для того, чтобы управлять им, на рычаги приходится нажимать с усилием. Однако надёжность его выше всяких похвал. За всё время проходил только плановый ремонт, и ни одного аварийного.

Чем может комплектоваться

Комплектуется различными моделями навесного оборудования, лебёдками. Вся навеска управляется при помощи гидроцилиндров. Наиболее распространённая модификация – с бульдозерным отвалом.

Стоимость нового и б/у

Новый трактор вряд ли удастся найти в продаже – последний сошёл с конвеера завода в 1983 году. Взамен него сейчас выпускаются другие, более современные модели. Стоимость б/у может составлять от 100 до 500 тыс. рублей в работоспособном состоянии.

Читайте также  Самодельная сенокосилка для трактора

Аналоги

Предшественник — трактор С 100 «Сталинец», или «Эска». Преемник – трактор Т-130, более современная модель, отличающаяся большим комфортом для машиниста.

Трактор можно покупать, использовать. Для эксплуатации ему необходим прицеп-транспортировщик, так как двигаться по дорогам с асфальтовым покрытием гусеничная техника не может.

Машина очень мощная и проходимая, хотя и медленная.

Т-100М ЧТЗ 1963-1983 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание

Трактор Т 100 – это машина, которая уже не выпускается, но по сей день применяется. Широко используется в строительстве, промышленности, на горных разработках в качестве вспомогательной машины, иногда – в сельском хозяйстве. Имеет большое тяговое усилие и небольшую максимальную скорость.

Он является прекрасным образцом советского машиностроения. Эта гусеничная машина была сделана на основе другой, не менее известной – «Сталинец сто». Машины трудились на целине, на строительстве БАМа, в условиях Крайнего Севера и знойных песков Средней Азии. Даже сейчас, когда на рынке появились современные бульдозеры CAT и других производителей, эти трактора востребованы и работают и на стройке, и в сельском хозяйстве, и в коммунальных службах.

Назначение

Изначально трактор должен был называться С-100М, так как это глубоко модернизированный С-100. Основная модификация комплектовалась отвалом и являлась бульдозером. Однако на его основе были и другие машины:

  • Т-100МГС – сельскохозяйственный пропашной трактор
  • Т-100М – тягач с лебёдкой
  • Т-100МГП – модификация для строительства и промышленности, имела возможность установки навесного оборудования спереди и сзади
  • Т-100МБГ – предыдущая модификация, созданная для работы в болотах и имевшая широкие гусеницы
  • Т-100МБ – болотный тягач с лебёдкой
  • Т-100Т – трубоукладчик

и многие другие, такие, как подъёмный кран, копёр, корчеватель и т.д. Всего модификаций было более двадцати. Трактор выпускался на Челябинском заводе с 60-х по 80-е годы прошлого столетия.


Трактор Т 100

Навесное оборудование

Наиболее распространенный тип навески для трактора данной модели — это бульдозерный отвал. Кроме отвала можно использовать такие типы навесных орудий:

  • лебедки;
  • корчеватели пней;
  • плуг болотный;
  • прицепной гейфер;
  • борона;
  • окучиватель, рыхлитель, фреза-культиватор;
  • сеялки;
  • сажатели картофеля;
  • прицепы самосвальные;
  • экскаваторные приставки;
  • погрузчики ковшовые.


Бульдозер Т-100. Корчеватель пней

Технические характеристики

Сотка имел технические характеристики, которые позволяли ему работать в самых тяжёлых условиях:

  • Тип движителя – гусеничный
  • Тяговое усилие – 10 тонн
  • Двигатель – дизельный
  • Расположение кабины – заднее, двигателя – переднее
  • Бортовые тормоза и фрикционы, позволяющие управлять движением
  • Жёсткая подвеска
  • Бортовая электросеть – генератор 200Вт, напряжение сети – 12В, фар – 4, имеется освещение внутри кабины
  • Скорость – от 3 до 10 км/ч
  • Количество скоростей вперёд – 5, назад – 4.

Более конкретные технические характеристики зависят от каждой модели. Технические характеристики Т 100 делали его отличным рабочим инструментом там, где требовалось значительное тяговое усилие и большая мощность.

Характеристики двигателя

Двигатель – Д-108, дизельный, водяного охлаждения с паровоздушным клапаном закрытого типа. Мощность двигателя – 108 л.с. Двигатель очень массивный, жёсткость деталей делает его «долгожителем» среди моторов – известны случаи, когда без серьёзного ремонта эти моторы активно эксплуатировались 50 лет. Этот двигатель ставился не только на трактор – он использовался и на экскаваторах, дизель-генераторных станциях, других машинах.

Запуск двигателя осуществляется при помощи пускового двухтактного карбюраторного двигателя, который расположен сбоку от основного. Такая система позволяет запустить трактор даже тогда, когда на улице стоит 50-градусный мороз. Разумеется, следует использовать зимнее дизтопливо. Прогрев и запуск занимают от нескольких секунд до получаса.

  • Номинальная мощность – 108 л.с.
  • Число цилиндров – 4
  • Порядок работы – 1-3-4-2
  • Расположение цилиндров – вертикальное
  • Степень сжатия топливной смеси – 14
  • Обороты на холостом ходу – от 500 до 1140
  • Топливо – солярка, ГОСТ 305-62. Летняя или зимняя, в зависимости от времени года.
  • Топливный насос – шестерёнчатый с центробежным регулятором.
  • Имеется фильтр топлива для грубой и тонкой очистки.
  • Минимальный крутящий момент на валу – не менее 75 кГс на метр.


Т 100

Кабина

Трактор имеет закрытую жёсткую одноместную кабину. В кабине устанавливается наклонное лобовое стекло и дворники. Сиденье мягкое. Кабина оборудована системой обогрева.

Расход топлива

Расход топлива – 174 г/л.с.ч. Расход, как и у любого трактора, зависит от выполняемой работы. Максимальный – чуть менее 2 л. в час. В среднем, при обычных режимах работы, расход, который имеет трактор Сотка не превышает одного литра в час. Бульдозер С 100 оставил в наследство этому трактору жёсткую подвеску. При работе тракторист испытывает значительное количество ударов и толчков. Впрочем, учитывая, что максимальная скорость трактора – 10 км/ч, эти вибрации и толчки редко имеют большую силу, и в большинстве случаев тракторист чувствует себя достаточно комфортно на мягком кресле. Модель Т-100МГБП имеет кабину, оборудованную гидроусилителями поворота и фрикциона, что сильно облегчает труд тракториста.

Возможные неисправности

В процессе эксплуатации машины могут проявляться разного рода неисправности. Большинство из них не требуют серьезного вмешательства и могут быть устранены в минимальные сроки.

  • Двигатель машины работает нестабильно. Причин здесь может быть несколько. В первую очередь требуется убедиться в наличии топлива в баке. Наиболее распространенная возможная неисправность – засорение топливопровода или фильтра. Также перебои в работе могут быть вызваны тем, что мотор трактора не успел достаточно прогреться. Соответственно, для устранения неполадок требуется прогреть двигатель, прочистить топливную систему и заменить фильтры.
  • Двигатель начал стучать. Эта проблема решается регулировкой зазоров клапанов в тракторе.
  • Греются тормозные ленты или не работает тормоз машины. Здесь поможет промывка боковых фрикционов, а также настройка тормоза.
  • Повышенный расход масла. В этом случае требуется осмотреть систему на наличие утечек и проверить состояние поршневых колец.
  • Слишком сильный дым из выхлопной трубы трактора. Здесь причину следует искать в качестве топлива или попадании в систему воды. Если двигатель достаточно прогрет, а цвет дыма не изменился – рекомендуется выполнить замену солярки.
  • Часто из строя выходит карбюратор Т-100. При нарушении работы трактора следует выполнить и его проверку.

Отзывы

Михаил, тракторист со стажем 25 лет:

– Работаю в лесохозяйстве, трактор используется для корчёвки пней. Я сел на этот трактор, когда мне было 24 года, сразу после обучения. С тех пор мы побывали с ним во многих местах нашей области, где занимались прокладкой просек и расчисткой пней после лесозаготовки. Трактор имеет «мужской» характер, и для того, чтобы управлять им, на рычаги приходится нажимать с усилием. Однако надёжность его выше всяких похвал. За всё время проходил только плановый ремонт, и ни одного аварийного.

Цена б/у трактора Т-100

Сегодня приобрести Т-100 в рабочем состоянии достаточно проблематично, но все же возможно. На стоимость трактора этого типа оказывает влияние большое количество самых разных факторов. Это год выпуска, текущее техническое состояние, наличие регистрационных документов и многое другое. Важным фактором является также модификация конкретного трактора. Дороже всего обходятся модели снабженные гидравликой, всевозможным навесным оборудованием.

Нередко при продаже указываются года выпуска когда данный трактор не выпускался. Обычно это указывает на то, что конкретная модель трактора по какой-то причине была все время с момента сборки законсервирована. Обозначается именно год начала эксплуатации. Например, 1999 год. Но в каждом случае необходимо внимательно осмотреть модель прежде, чем купить её. Это позволит избежать пустой траты денежных средств.

История создания

Разработка машины началась на Челябинском тракторном заводе вскоре после начала выпуска модели С-85. Новый трактор предполагалось оснастить улучшенной кабиной оператора и расширить возможности применения за счет установки модернизированного дизеля. Машина модели С-100, получившая прозвище «эсак», стала выпускаться в 1956 году. Техника относилась к тракторам тягового класса 10 т (сельскохозяйственный эквивалент 6 т).

В 1964 году обозначение сменилось на 100М из-за искоренения культа личности И. В. Сталина. Параллельно была проведена модернизация, заключавшаяся в установке нового дизеля Д-108. Изменения претерпели капот и кабина оператора. На машине установлено иное электрооборудование и несколько изменены опорные и направляющие катки.

Ранние варианты трактора поставлялись потребителям под обозначением Т-108, которое впоследствии изменили на привычное 100М. На базе новой «сотки» выпускались сельскохозяйственные, болотные и промышленные трактора. Всего производилось несколько десятков модификаций машины.

В 1973 году машину модернизировали, установив часть элементов от модели 130. Получившийся трактор стал обозначаться 100М3. Из-за особенности системы управления машину прозвали «однорычажной соткой».

Ходовая часть

Мнения потребителей сошлись на том, что гусеничный трактор перед колёсным имеет преимущество по проходимости по мягким грунтам за счёт меньшего удельного давления на почву. Для Т-100 этот показатель составлял 4,6 Н/кв.см.

Как утверждали в своих отзывах покупатели, основным недостатком гусеничного трактора, опять же по сравнению с колёсным, является более сложное устройство ходовой части. Полужёсткая система «сотки» состояла из гусеничных тележек с балансирным устройством и гусеницами. Они выполнялись в виде сварной рамы коробчатого сечения. Звенья гусеничной цепи соединялись между собой втулками и пальцами, размещёнными на них. Тут же были закреплены башмаки специального профиля. Цепь установлена на колёса с механизмом натяжения, опорные и поддерживающие катки. Балансирная подвеска выполнялась в виде рессорной пластины с двумя стабилизирующими, меньшими по размеру рессорами.

Модификации трактора для нужд сельского хозяйства

Предполагалось использовать гусеничный трактор Т-100 и в сельском хозяйстве. Но в отзывах пользователей значилось, что его скорость очень низкая. Поэтому распространения он не получил. Модификация имела обозначение Т-100 МГС. Она имела раздельно-агрегатную унифицированную гидравлическую систему и задний механизм навески. Трактор Т-100 МГС-1 этим механизмом не обладал. На месте лебёдки был установлен хвостовик вала отбора мощности. Для сравнения: Т-25, как 100% трактор для сельского хозяйства с габаритами 3,0 × 1,5 м, может менять клиренс и общую высоту в зависимости от навешиваемого оборудования. Диапазон его скоростей при движении вперёд – от 6 до 22 км/час.

Название трактор Т-100 – «сотка» – стало нарицательным. Оно до сих пор обозначает более поздние модели: Т-130, Т-170, Т-10. По сравнению с новыми, современными вариантами, машина отличается тяжёлыми и некомфортными условиями труда для водителя. Несмотря на это, во все времена она была надёжной и выносливой, почти не ломалась и обладала высокой проходимостью.

Кабина

Т-100М можно было легко отличить от прочих используемых в то время тракторов по внешнему виду: лобовые стекла располагались под наклоном, а крыша кабины изготавливалась из металла.

Для того времени условия труда машиниста была весьма комфортны. Было установлено мягкое сиденье и освещение, а работа принудительной вентиляции была обеспечена за счет всасывания части воздуха из кабины в двигатель. Из минусов такого решения можно назвать повышенный уровень шума.


Источник фото: techstory.ruФото ЧТЗ Т-100

Позаботились конструкторы и об упрощении процесса заправки. Они предусмотрели вакуумное устройство, работающее от энергии выхлопных газов, благодаря которому можно было выполнять заправку топлива из тары, расположенной ниже уровня топливного бака.