Трактор ДТ 54 технические характеристики

Трактор ДТ 54

Сельское хозяйство Советского Союза не обходилось без тяжелой техники. Трактора всегда пользовались спросом в совхозах страны. Трактор ДТ 54 считается одним из самых востребованных в XX веке. Эта машина служила долгие годы, отличаясь надежностью и ремонтопригодностью.

Назначение

Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:

  • уборка зерна и других культур;
  • вспашка;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • планирование полей;
  • боронование;
  • культивация;
  • различные виды землеройных работ.

А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.

Технические характеристики

Техника обладает следующими показателями:

  • габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
  • удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
  • размер колеи – 1,435 м;
  • дорожный просвет – 0,26 м;
  • промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
  • вес – 5,4 т.

Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.

Характеристики двигателя

При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:

  • частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
  • наибольший крутящий момент – 35 кГм;
  • вес 1,1 т;
  • число опор крепления – 3 шт;
  • мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
  • система охлаждения – водяная;
  • тип редуктора – двухступенчатый.

Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с.
Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы. Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида. На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида.
Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.


Кабина

Кабина ДТ 54 закрытого вида. Внутри находится мягкое сиденье и система управления, включающая органы управления, щиток приборов. В дальнейшем на новые модели устанавливали отопитель, бачок для воды. Когда торможение было отделено от бортовых фрикционов, установили две педали торможения.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.

Устройство

Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое.
Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты.
Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Отзывы

Многие отмечали, что трактор прост в управлении и обслуживании. Механизаторам того времени нравилось проходимость и возможности техники при обработке целинных и болотистых территорий.

Чем может комплектоваться

Трактор может работать при наличии навесного и прицепного оборудования:

  • плуг;
  • культивационное оборудование;
  • косилка;
  • бороны;
  • рассадочные установки;
  • насадка для посадки деревьев;
  • машина для полива сельскохозяйственных культур.

Это оборудование применялось в сельскохозяйственной отрасли. Еще к трактору можно было присоединить различные ножи, ковши, снегоуборщик.

Трактор перестали выпускать в конце 70-х годов. Поэтому приобрести новую модель в настоящее время не получится. При поиске в интернете можно найти эту модель по цене 70000-180000 рублей. По фото трактора ДТ 54 сложно оценить техническое состояние. Лучше всего осматривать технику лично, чтобы не прогадать с ценой.

Аналоги

Аналогичной техникой считается усовершенствованная модель ДТ 54А, имеющая такие же технические характеристики, что и ДТ 54. Но отличающаяся моделью двигателя и кабиной.
ДТ 54 по праву считается раритетной техникой 50-70-х годов ХХ века.

Наличие широкой гусеничной ленты и возможности применения дополнительного оборудования позволяло широко использовать трактор в сельском хозяйстве.

Гусеничный трактор ДТ-54 — сфера применения

Формально ДТ-54 — не первый советский дизельный трактор. Тем не менее, именно он стал самой массовой моделью и настоящей легендой отечественного дизельного тракторостроения, потому что значительно превосходил более ранние разработки по тактико-техническим характеристикам.

История создания

Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.

Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.

Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.

После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.

ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.

Сфера применения

ДТ-54 — трактор общего назначения: он был универсальным, способным на любые сельскохозяйственные работы. С его помощью осваивали целину:

  • планировали земельные участки;
  • проводили землеройные работы;
  • вспахивали почву 4- и 5-контурными плугами, бороновали;
  • засевали землю;
  • убирали посевы;
  • косили траву;
  • расчищали снег.

ДТ-54 можно было использовать в качестве бульдозера и буксировщика. Он имел самые разные орудия захвата и с успехом работал в строительстве и лёгкой промышленности. Препятствием к введению его в широкую эксплуатацию в этом качестве стал гусеничный ход: отлично справляющийся с необработанной землёй, такой трактор неизбежно разрушает дорожное покрытие. Тем не менее, ДТ-54 восстановил много разрушенных войной городов, построил много дорог.

Особенности конструкции и модернизация

ДТ-54 (как и его «младший брат» ДТ-54А) во всех отношениях стал лучшим. Главное его отличие от прежних моделей — пятиступенчатая коробка передач (плюс одна задняя передача). Кроме того, он был оснащён:

  • четырёхцилиндровым бескомпрессорным дизельным мотором (с жидкостным охлаждением);
  • кабиной, расположенной в задней части машины;
  • гидронасосом;
  • системой раздельного торможения.

Уже в процессе выпуска разработчики оптимизировали конструкцию, причём опираясь не на своё понимание технологий, а на отзывы реальных рабочих, трудившихся на тракторах. Так ДТ-54 приобрёл закрытую вентилируемую кабину, а расход картерной смазки и износ поршней уменьшились.

Технические характеристики

Предшественник ДТ-54 — трактор СХТЗ-НАТИ, работавший на керосиновом топливе. На Алтайском заводе они продолжали выпускаться до 1952 года, но в большинстве своём уступили место ДТ-54 на конвейерах и в полях уже в начале 1950-х.

Двигатель

На тракторах марки ДТ-54 установлен дизельный мотор, маркированный как Д-54, — четырёхтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) номинальной мощностью 54 лошадиных силы (39,72 кВт). Камеры сгорания — вихревого типа, материал цилиндрового блока — чугун.

Другие параметры двигателя:

Тип охлаждения жидкостное
Максимальный крутящий момент 35 кГм
Сухая масса двигателя без радиатора 1100 кг
Вместимость топливного бака 185 л
Пусковой двигатель тип ПД-10М
Объём силовой установки 7,45 л
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра 125 мм
Расположение цилиндров рядное
Полный ход поршня 152 мм

Расход топлива

Номинальный расход составляет 205 г на одну лошадиную силу за час работы. Однако есть факторы, влияющие на расход дизельного топлива:

  • перегрузки;
  • частота переключения передач;
  • неисправность, снижение мощности двигателя.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

Коробка передач ДТ-54 — механическая, предусматривающая 5 передних передач и 1 заднюю. Диапазон скоростей:

Максимальная вперёд 7,9 км/ч
Минимальная вперёд 3,59 км/ч
Назад (единственная) 2,43 км/ч

Трактор был оснащён бортовыми механическими тормозами ленточного типа. Поворотное управление осуществлялось путём затормаживания одной из гусениц (раздельное управление), так что было возможно поворачивать машину буквально стоя на месте.

ДТ-54 имел двухдиапазонный ходоуменьшитель, позволявший увеличить производительность за счёт передвижения в замедленном темпе (например, для посева). Диапазон скоростей, таким образом, начинался с нескольких сот метров в час.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора включает:

  • гусеницы;
  • ведущие и направляющие ролики для управления гусеницами;
  • опорные колёса;
  • подвеску с балансирными каретками.

На гусеничные цепи были установлены специальные накладки-предохранители, чтобы исключить износ из-за трения о картер коробки передач.

Гидравлика

Трактор был оборудован гидронасосом с трёхклапанным распределителем, тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная для большей универсальности (облегчения применения навесного оборудования и прицепов).

Устройство

Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.

Передовые решения

Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.

Габаритные размеры

Вот габаритные параметры ДТ-54:

Конструктивная масса 5400 кг
Длина с прицепным агрегатом 3660 мм
Ширина 1865 мм
Высота 2300 мм
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс) 260 мм
База (расстояние между осями крайних опорных катков) 1622 мм
Колея (расстояние между серединами гусениц) 1435 мм
Удельное давление на почву 0,41 кгс/см²

Кабина

ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).

Читайте также  Малогабаритные трактора Российского производства

Навесное оборудование

На ДТ-54 можно было установить:

  • фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
  • боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
  • заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).

Модификации

Основной модификацией стал трактор ДТ-54А. На его основе родились вариации:

  • ДТ-54А-С1, имеющая раздельную гидравлику (в первоначальной модификации её не было);
  • ДТ-54А-С2 — без навесной системы, гидроцилиндров;
  • ДТ-54А-С3 — без гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — вариант ДТ-54А-С3, но без выносных цилиндров.

Преимущества и недостатки

Поскольку на момент разработки ДТ-54 был одним из самых новаторских решений, современники выделяли в нём мало недостатков (например, его трудно было завести в мороз). Зато достоинств оказалось много:

  • почти полная универсальность (на трактор можно было навешивать любые агрегаты), дающая возможность очень широкого применения машины;
  • хорошая тяга при невысоких оборотах двигателя (даже Д-75, следующая модель, при большей мощности, но более высоких оборотах хуже справлялся с пятиконтурным плугом);
  • неплохая маневренность;
  • хорошая ремонтируемость и возможность ставить на ДТ-54 детали от других тракторов без потери функциональности;
  • высокая проходимость (особенно в сравнении с колёсной техникой).

Техническое обслуживание

В инструкции к машине можно было найти указания о необходимости:

  • совершить первичную обкатку без нагрузок, чтобы обеспечить притирание частей трактора друг к другу;
  • применять и своевременно менять соответствующие моторные масла (М-10ДМ или М-10Г2к плюс трансмиссионное масло Тап-15В);
  • консервировать машину при неиспользовании в течение долгого времени (полностью очищать и смазывать, сливать топливо);
  • оперативно реагировать на проблемы с ДВС, не дожидаясь усугубления ситуации.

Основные неполадки и способы их устранения

Аграрии особенно высоко ценили в ДТ-54 простоту обслуживания. Возможности отогнать технику в лицензированный центр, как сейчас, у советских целинников не было, поэтому крайне важна была возможность чинить и обслуживать её «без отрыва от производства».

Если мотор не заводился, это могло говорить, например:

  • о низком качестве дизельного топлива (солярки);
  • об отсутствии смазки;
  • о засорении пускательного устройства.

При сильной вибрации рекомендовалось обратить внимание на:

  • правильно ли навешены агрегаты;
  • в норме ли уровень солярки и масла;
  • в порядке ли крепежи.

Основные проблемы с эксплуатацией говорили:

  • об отсутствии топлива;
  • о засорённости деталей и сцеплений;
  • об отсутствии контактов проводов, переключателей.

Подавляющее количество неисправностей можно было устранить на месте.

Для тех времён стоимость ДТ-54 была невысокой. Трактор стал по-настоящему массовым, одним из основных орудий освоения целины, поэтому закупался сельскохозяйственными предприятиями в очень крупных масштабах.

Восстановленные ДТ-54 можно купить и сейчас (правда, скорее в качестве памятника истории, чем рабочей машины). Механики-любители реанимируют технику тех времён, заменяя износившиеся детали на более новые (от других моделей), но стараясь при этом сохранить оригинальный внешний вид. Большинство из таких кастомизированных тракторов даже находится на ходу. Цена варьируется в зависимости от сохранности ДВС и механизмов — от 50 до 200 тыс. рублей (для сравнения — предыдущие и некоторые последующие модели, не снискавшие такой популярности, сейчас представлены только в виде лома).

Аналоги

Прямых аналогов у ДТ-54 (кроме вариации ДТ-54А) нет. Зато его конструкция послужила основой для создания тракторов следующего поколения: Т-75, Т-74, ДТ-75. Они были мощнее, обладали усовершенствованной коробкой передач, более производительными ДВС. ДТ-75 выпускается до сих пор, и он — единственный, кто перегнал ДТ-54 по массовости выпуска (более 2,5 млн единиц).

Несмотря на то, что сейчас ДТ-54 — однозначно устаревшая машина, она осталась легендарной. Её поклонники существуют и сейчас. В России установлено множество памятников ДТ-54, а власти Въетнама, куда СССР активно экспортировал свои машины, даже поместили изображение ДТ-54 на свои купюры.

Видео

Трактор ДТ-54

Трактор ДТ-54 — сельскохозяйственная советская машина на гусеничном ходу. Техника по праву считается легендой машиностроения и пользуется популярностью и сегодня. Поскольку трактор давно снят с производства, поклонники тяжелых машин советского времени неоднократно восстанавливали ДТ-54 из металлолома и доводили до исправного состояния старые машины.

Трактор ДТ-54: история создания

История трактора ДТ-54 берет начало в далеком 1949 году. В послевоенное время сельскохозяйственная сфера СССР нуждалась в серьезном переоснащении. В 1949-м с конвейера Сталинградского тракторного завода сошел первый ДТ-54. Специалисты признают этот момент знаковым для экономики государства.

Разработка и выпуск ДТ-54 стал крупным шагом в отечественном машиностроении. Машины не только смогли обеспечить потребности сельского хозяйства СССР, но и в разы превзошли своих предшественников по характеристикам технологичности и экономичности.

Сталинградский тракторный завод выпускал ДТ-54 в течение двенадцати лет. В это же время выпуск был налажен на Харьковском тракторном заводе. Здесь машины выпускались до 1961 года. С 1952 года Алтайский тракторный завод вошел в список производителей ДТ-54. В 1979-м производство тракторов окончательно остановилось.

За время выпуска заводы смогли оснастить предприятия 957 900 машин. ДТ-54 был многократно использован в советском кинематографе. Памятники машине установлены в нескольких городах страны. Один экземпляр удостоен мемориала в Татарстане, другие установлены в Омской и Саратовской областях, Алтайском и Ставропольском крае.

Трактор ДТ-54: технические характеристики

ДТ-54 создан на базе отечественного трактора АСХТЗ-НАТИ. Однако конструкция машин различается в значительной степени. ДТ-54 имеет переднемоторную компоновку, в задней части машины размещаются узлы трансмиссии. В сравнении с предшественником новая машина стала более экономичной за счет использования другого двигателя.

Конструкция системы смазки была пересмотрена. В устройство очистки масляного фильтра внесли существенные изменения, что привело к повышению долговечности машины. Кроме того, изолированная от системы питания система смазки исключила возможность разжижения масла топливом.

Вместо обычного использован новый масляный фильтр с реактивной центрифужной схемой очистки. Картерное масло очищается от металлических частиц, благодаря применению магнитной пробки сливного отверстия картера. По всем показателям ДТ-54 стал инновацией в области тяжелого тракторостроения СССР.

Двигатель

На тракторах ДТ-54 и модификациях ДТ-54А устанавливался дизельный бескомпрессорный мотор Д-54А. Силовой агрегат был специально разработан для названных машин и использовался только на этих модификациях. Этот четырехтактный четырехцилиндровый дизель использовал в работе чугунные литые поршневые кольца, что гарантировало ему впечатляющую надежность и долговечность. Сами поршни отливались из алюминиевого сплава.

Система смазки в Д-54А — комбинированного типа. Коленвал, его подшипники, распределительный вал, регулировочные болты штанг толкателей, поршневые пальцы, оси коромысел, втулки шестерен смазываются под давлением. Остальные детали мотора смазывались посредством барботажной системы (смазки разбрызгиванием).

В первых Д-54А советские инженеры применили все хитрости мысли для изготовления «вечного» двигателя. Коренные и шатунные вкладыши покрывались составом АСМ. До 1961 года коренные вкладыши пятого подшипника изготавливались совместно с упорными буртами и заливались сплавом свинца и бронзы. Позднее все детали стали изготавливать из стали с покрытием АСМ. Еще одной особенностью дизеля было использование в устройстве вихревых камер сгорания.

Мотор Д-54 выдает 54 л.с. мощности при номинальной частоте вращения коленвала 1300 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент двигателя составляет 35 кГм. Силовой агрегат отнимал 1100 кг от общей массы трактора. Следует заметить, что Д-54 дополнялся радиатором, вес которого не учитывается. Для облегчения пуска дизеля в холодное время года использовался предпусковой мотор ПД-10М.

Трансмиссия

ДТ-54 оборудован пятискоростной механической коробкой переключения передач. Для повышения производительности машины предусмотрено дополнение КПП ходоуменьшителем, который дает трактору возможность двигаться еще на десяти замедленных скоростях. Вперед ДТ-54 мог двигаться в диапазоне скоростей 3,59-7,9 км/ч. Назад предусматривалась одна скорость передвижения 2,43 км/ч.

Управление муфтами поворота и тормозов осуществляется через устройство заднего моста. Управление осуществляется раздельно. Это не только облегчило труд водителя, но и повысило удобство регулировки муфты сцепления и тормозной системы.

Кроме того, такая конструкция позволила сократить количество остановок для настройки работы сцепления и тормоза. Система раздельного управления начала применяться на тракторе с 1956 года. На машинах ДТ-54 устанавливаются тормоза ленточного типа, двустороннего действия.

Трение гусеничных цепей о картер коробки передач было исключено за счет установки специальных предохранительных накладок, которые в то же время играют роль направляющих для гусеничного хода. Такое устройство свойственно тракторам, выпущенным позднее 1956 года.

Габаритные размеры

  • длина с прицепным устройством — 3660 мм;
  • ширина — 1865 мм;
  • высота — 2300 мм;
  • расстояние между осями крайних опорных катков гусеницы, база — 1622 мм;
  • колея — 1435 мм;
  • дорожный просвет — 260 мм;
  • удельное давление на грунт — 0,41 кгс/см2;
  • конструкционная масса — 5400 кг.

Трактор ДТ-54: применение

Сельскохозяйственный трактор ДТ-54 общего назначения был разработан для нужд аграриев Советского Союза. Техника на гусеничном ходу использовалась для:

  • уборки посевов;
  • пахоты;
  • непосредственно посевных и других сельскохозяйственных работ;
  • планирования полей;
  • землеройных работ.

ДТ-54 агрегатировался с различными орудиями малого захвата и представлял собой на момент выпуска универсальную машину, подходящую для использования в строительстве и легкой промышленности.

Модификации

За время существования ДТ-54, как базовой версии трактора, заводы-изготовители успели выпустить несколько модификаций машины.

  • ДТ-54А-С1 получил раздельно-агрегатную гидравлическую систему и навесной механизм, позволившие расширить сферы применения трактора;
  • ДТ-54А-С2 модифицированный базовый трактор, оснащенный всеми возможными агрегатами навесной системы кроме механизма для навешивания орудий и силового цилиндра;
  • ДТ-54А-СЗ — версия без агрегатов гидронавесной системы;
  • ДТ-54А-С4 — версия, соответствующая модификации ДТ-54А-С1, лишенная выносных цилиндров. Последняя модификация была рекомендована советскими инженерами для использования во всех регионах страны.

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Трактор ДТ-54: технические характеристики, фото

Во времена Советского Союза сельскохозяйственной технике уделялось особое, можно даже сказать, очень пристальное внимание. Ее производство шло по всей стране в большом количестве. Одним из настоящих титанов отечественного машиностроения является агрегат с индексом ДТ 54 – трактор-легенда, который и по сей день без проблем выполняет возложенные на него функции, хотя серийное производство его давно окончено. О нем мы и расскажем подробно в статье.

Общая информация

Трактор ДТ-54, фото которого приведено ниже, входят в класс гусеничного транспорта. Машина была разработана и служит для уборки посевов сельскохозяйственных культур, проведения пахотных и иных операций, связанных с возделыванием земли. Указанный транспорт без труда агрегатируется с плугом или прицепными машинами, агрегатами для культивирования почвы, оборудованием для кошения травы, оборудованием для боронирования, рассадочными приспособлениями, устройствами для посадки деревьев, приборами для полива и внесения удобрений.

Читайте также  Места маркировки номерных агрегатов тракторов

Трактор ДТ-54 производился на трех достаточно крупных машиностроительных отечественных предприятиях. В период 1949 – 1963 гг. машина выпускалась Сталинградским заводом, в 1949–1961 гг. – Харьковским заводом, в 1952 – 1979 гг. – Алтайским заводом. Всего же за свою историю выпуска трактора было создано 957900 единиц. В наше время производство машины уже давно не осуществляется.

ДТ-54 пришёл на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, который, в свою очередь, выпускался с 1937 года. В отличие от своего прародителя новый агрегат уже имел дизельный мотор, а не керосиновый агрегат. Кабина стала полностью закрытой, в то время как АСХТЗ-НАТИ имел полузакрытую кабину. Также множество технических решений значительно поспособствовали улучшению характеристик трактора.

Модификации трактора

Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:

  • ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
  • ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
  • ДТ-54А-СЗ.
  • ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.

Наследие

Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Калина красная», «Первый парень».

Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.

Параметры

Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:

  • Конструктивная масса – 5400 кг.
  • Длина с прицепом – 3660 мм.
  • Высота – 2300 мм.
  • Ширина – 1865 мм.
  • Клиренс – 260 мм.
  • Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
  • Количество передач вперед – 5.
  • Число передач назад – 1.
  • Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
  • Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
  • Марка мотора – Д-54.
  • Емкость бака для горючего – 185 литров.
  • Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Силовая установка ДТ-54

Двигатель трактора ДТ-54 получил мощность 54 лошадиные силы. При этом мотор является бескомпрессорным, четырехтактным, дизельным, оснащенным вихревыми камерами. Максимальный крутящий момент — в пределах 35 кГм. Вес двигателя равен 1100 кг. Крепился он на раму трактора с помощью трех опор, две из которых являлись шарнирными. Такое выполнение опор позволяло компенсировать возникающие перекосы рамы машины во время ее движения и исключить поломку консолей.

Бак для топлива в модели трактора ДТ-54 расположен непосредственно за кабиной. Ёмкость оборудовалась мерной линейкой. Горючее из бака, пройдя два фильтра, попадало в топливный насос. При этом первый фильтр имел сменные патроны, а второй был металлическим, ленточным. Требуемый напор топлива поддерживался подкачивающей помпой.

Количество топлива, которое поступало в цилиндры двигателя, регулировалось в зависимости от выбранного режима с помощью специального регулятора с корректором. А режим работы выбирался с помощью акселератора, оборудованного храповым механизмом. Вал регулятора начинал свое движение за счет шестеренчатой передачи.

Воздух в цилиндры проникал через воздухоочиститель. Очистка происходила в пылеуловителе центробежного типа, масляном пылеуловителе и сетчатом влажном фильтре.

Отдельно остановимся на фильтрации масла. Ранние модели трактора были укомплектованы системой двойной фильтрации. А вот уже более позднее машины оснащались тройной системой очистки. Масло очищалось в полостях шатунных шеек, непосредственно в центрифуге и в металлическом ленточном фильтре. Дизельное масло охлаждалось в радиаторе трубчатого типа. При этом двигатель охлаждался принудительно и водой.

Сам же дизель запускался от бензинового мотора ПД-10. Как только основная силовая установка приводилась в действие, вспомогательный пусковой мотор сразу же автоматически отключался. Для регистрации количества отработанных моточасов двигатель имел счетчик.

Особенности устройства

Трактор ДТ-54 укомплектовывался пятискоростной коробкой переключения передач. Кроме того, в наличии был ходоуменьшитель, имеющий пару диапазонов, которые, в свою очередь, обеспечивали передвижение транспортного средства на 10-ти более замедленных скоростях.

Повороты и муфты управлялись раздельно, а это, в свою очередь, значительно упрощало задачу управления трактором. При этом и муфты, и тормоза удобно регулировались, что значительно повысило их срок эксплуатации. Отметим, что до 1956 года раздельного управления не существовало как такового вовсе.

Машина имела ленточные тормоза двухстороннего действия. Специальные накладки предохраняли от трения гусеницы и картер передачи.

Машина имела сигнализацию в виде сирены на выхлопной трубе и бачок для питьевой воды емкостью 2,5 литра. В некоторых моделях устанавливали отопитель.

Раму трактора изготавливали из двух балок швеллерного типа с передним брусом и поперечинами. На каждой стороне использовались две подрессоренные каретки, оборудованные балансирами, опорными катками и цилиндрическими пружинами.

Кабина

Инженеры создали двухместную кабину закрытого типа, в который имелось мягкое сидение, органы управления и щиток приборов. А после того, как был совершён переход на раздельное управление тормозной системой и бортовыми фрикционами, внутри кабины стали монтировать две тормозные педали – левую и правую.

Передовые решения

Характеристика трактора ДТ-54 будет неполной, если не указать на его технические особенности, которые на момент его производства были действительно передовыми. Так, в частности, в машине применили центробежный тип очистки масла с использованием для этого полостей шеек коленчатого вала. Такой подход позволил существенно увеличить срок безаварийной эксплуатации силовой установки. На самом же двигателе монтировали передовой фильтр для масла, оснащенный реактивной центрифугой. На пробке сливного отверстия картера стоял магнит, защищающий рабочую жидкость от металлических включений.

Стоимость трактора

В связи с тем, что трактор ДТ-54 не выпускается с 1979 года, функционирующих моделей осталось уже не так и много. Как показывает практика, рыночная стоимость бывшего в употреблении транспортного средства колеблется в пределах 70 – 120 тысяч российских рублей.

Трактор ДТ 54 (Гусеничный) — Технические характеристики

  • Назначение машины
  • Технические характеристики ДТ 54
  • Габариты модели
  • Силовой агрегат
  • Трансмиссия
  • Кабина и пост управления
  • Ходовая часть
  • Модификации машины

В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год. ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты. За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.

Назначение машины

На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:

  • Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
  • Культивация;
  • Посев;
  • Уборка урожая;

СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.

Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.

Технические характеристики ДТ 54

По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.

Габариты модели

Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:

  1. Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
  2. Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
  3. Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
  4. Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
  5. Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
  6. Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
  7. Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
  8. Тип ходовой части – гусеничная;
  9. Кабина – цельнометаллическая;
  10. Коробка переключения передач – механическая;
  11. Количество передач для движения вперед – 5;
  12. Количество передач для движения назад – 1;
  13. Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
  14. Объем топливного бака – 185 литров.

ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте.

Силовой агрегат

Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы. Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки. Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.

Мотор имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество цилиндров – 4;
  • Расположение цилиндров – рядное;
  • Объем силовой установки 7.45 л;
  • Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
  • Мощность – 54 лошадиных силы;
  • Диаметр цилиндров – 125 мм;
  • Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
  • Газораспределительный механизм – клапанный;
  • Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.

Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать машину в любых климатических условиях.

Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.

Трансмиссия

Трактор ДТ54 оснащен механической коробкой переключения передач. Она имеет 5 передач для движения вперед и 1 назад. Для увеличения тяговых характеристик коробка переключения передач оборудована ходоуменьшителем. Он имеет два режима работы.

Передача крутящего момента от силового агрегата к КПП осуществляется при помощи муфты сцепления сухого типа. Нормальное положение муфты сцепления включенное. Выключение сцепления осуществляется нажатием на педаль в кабине оператора.

Коробка переключения передач установлена отдельно от ведущего моста. Начиная с 1956 года, производители оснащали машину системой раздельного управления и тормозов. Так же можете прочитать про Минитрактор Уралец — Технические характеристики.

Кабина и пост управления

Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.

Читайте также  Волгарь трактор технические характеристики

Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов. Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.

ВАЖНО: До 1956 года в кабине гусеничного трактора ДТ54 была установлена одна педаль тормоза. Раздельные тормоза не применялись на специализированной технике.

Поворот машины осуществляется при помощи двух рычагов, расположенных в кабине оператора. Рулевое колесо отсутствует. Для удобства сиденье тракториста оборудовано подлокотником. Кабина установлена на эластичные подушки. Это снижает уровень вибрации, передающейся от силового агрегата и гусеничной ходовой части. Кабина не герметична. При использовании трактора в салон попадает большое количество пыли.

Ходовая часть

По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:

  • Двух траков;
  • Две ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса;
  • Поддерживающие ролики;
  • Предохраняющие накладки.

Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.

Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.

Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.

Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.

Модификации машины

Базовая модель трактора была усовершенствована. Производители начали выпускать модель ДТ 54А. Машина отличается более современной системой навески. Навеска может использоваться в двухточечном или трехточечном варианте. Это позволило расширить список используемых навесных агрегатов. Трактор ДТ 54А выпускался производителями в нескольких модификациях:

  1. Трактор ДТ 54А-С1. Производитель оборудовал машину 4 розетками, для подключения электропроводки, установленной на съемном оборудовании. Питание электрооборудования осуществлялось генератором переменного тока. Производитель оборудовал ДТ 54А 4 фарами для работы в условиях плохой видимости. Гидравлическая система модификации – раздельная;
  2. Модель ДТ 54А-С2. Отличием от вышеописанной модификации является отсутствие гидравлических цилиндров, необходимых для навесного оборудования;
  3. Трактор ДТ 54А-С3. Модификация предназначена работы с оборудованием прицепного типа. У модели отсутствует гидравлическая система. Трактор применяется для буксировки прицепов и другого оборудования, не оснащенного гидравликой;
  4. Модель ДТ 54А-С4. Технические характеристики машины идентичны первой модели. Отличие состоит в отсутствии выносных цилиндров.

Из вышеперечисленного следует, что гусеничный трактор ДТ54, технические характеристики которого представлены выше, имеет высокие тяговые показатели. Он может применяться как в сельском хозяйстве, так и в других сферах деятельности. С дополнительным оборудованием трактор может использоваться в качестве бульдозера.

ДТ 54

Трактор ДТ 54 является советской машиной гусеничного типа, предназначенной для выполнения массы работ в сельском хозяйстве и не только. По тем временам трактор ДТ 54 считался довольно мощной техникой, максимально достижимая мощность которого достигала отметки в 54 лошадиные силы. Выпуск данного трактора сначала осуществлял Сталинградский тракторный завод в период с 1949 до 1963 года, так же с 1949 года принимал участие и Харьковский тракторный завод, производство на котором было окончено в 1961 году. Немного позже, а именно в 1952 году был подключен Алтайский тракторный завод, и производство данного трактора полностью остановилось в 1979 году. Но, несмотря на это, данная машина эксплуатируется и по настоящее время. За все годы производства было выпущено около 958 тысяч машин.

Навигация по статье

Назначение

Трактор ДТ 54 в основном предназначен для эксплуатации в различных видах работ сельского хозяйства, но также он применяется и в строительстве. В сельском хозяйстве трактор используют для вспашки полей с различными четырех или же пятикорпусными плугами, культивирования почвы, копательных работ и многого другого. Для дальнейшего расширения комплекса выполнимых работ, также применяются и дополнительные прицепные сельскохозяйственные машины. Также существует и модель ДТ 54А, которая предназначена для эксплуатации в торфяных или же болотных районах. Это объясняется тем, что трактор имеет довольно широкие гусеницы, которые как раз и позволяют трактору не увязнуть и выполнять необходимые задачи.

Навесное оборудование

Стоит отметить, что данный трактор был разбит на несколько моделей, к которым прилагалось то или иное дополнительное навесное оборудование. Но в основном из этого оборудования трактор может использовать различные плуги как навесного, так и прицепного типа. Для эксплуатации трактора в сельском хозяйстве имеется следующий набор узлов дополнительного навесного оборудования:

  • Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и ПБН-2-60.
  • Агрегаты для культивирования почвы, а именно КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
  • Оборудование, предназначенное для кошения, а именно КН-14.
  • Оборудование, предназначенное для боронирования, а именно ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
  • Рассадочные агрегаты СРН-8.
  • Машина, предназначенная для посадки деревьев СЛН-1.
  • Сельскохозяйственная машина, предназначенная для полива кормовых, овощных, зерновых и технических культур, которая также активно применяется в работе на лугах и пастбищах ДДА-100М.

Модификации

Данный трактор имеет несколько модификаций, которые отличаются друг от друга наличием какого-либо оборудования и видом выполняемых трактором работ.
В модели ДТ 54А предусмотрена раздельно-агрегатная гидравлическая система. Благодаря этому можно использовать различное навесное оборудование управляемое трактористом. Как раз данная модель и модифицировалась несколько раз, всего существует четыре разновидности, а именно:

  1. В модификацию ДТ 54А-С1 входила раздельно-агрегатная гидравлическая система, которая имеет основные и выносные силовые цилиндры. Также в данную модель было включено навесное устройство, наличие которого позволило трактору расширить спектр выполняемых задач.
  2. Модификация ДТ 54А-С2 является идентичной моделью с предыдущей модификацией, но стоит отметить, что в данном случае на тракторе отсутствуют устройство для навесного оборудования и основные, а также выносные силовые цилиндры.
  3. Модификация ДТ 54А-С3 является версией машины, которая предназначена для работы с прицепным оборудованием, так как гидравлическая навесная система в данной модели отсутствует.
  4. Модификация ДТ 54А-С4 включает в себя все то же самое, что и первая модель трактора из этого списка, но в данной же отсутствуют выносные силовые цилиндры.

Сам же трактор ДТ 54А обладает более надежным силовым агрегатом, в котором обычные поршни были заменены на сплав алюминия. Также система навесного оборудования в данной модели имеет двух или же трех точечную наладку. Также изменениям был подвергнут и генератор трактора. Оснащен трактор четырьмя фарами и розетками, с помощью которых можно включить фары и на прицепном оборудовании.

Технические характеристики

Масса трактора без навесного оборудования составляет 5400 килограмм. Длина всей конструкции от края до края и с наличием навесного устройства обладает значением в 3660 миллиметров. Ширина с учетом краев гусениц в стандартной модели составляет 1865 миллиметров. Высота, начина от самого низа и до крыши составляет ровно 2300 миллиметров. Дорожный просвет трактора имеет значение в 260 миллиметров. Расстояние между гусениц с учетом середины каждой из них составляет 1435 миллиметров. База, а именно расстояние между осями крайних опорных катков обладает значением в 1622 миллиметра.

Коробка переключения передач имеет пять передач движения трактора вперед и одну передачу движения трактора задним ходом. Машина на прямом участке может развить максимальную скорость почти в восемь километров в час.

Трактор оборудован четырехтактным дизельным двигателем с вихревыми камерами сгорания. В этом двигателе отсутствует компрессор, но это не мешает показывать довольно приличные тяговые характеристики всей машины.

Сигнализация у трактора установлена на выхлопной трубе и имеет вид сирены. Для продолжительной работы кабина оснащена 2.5 литровым питьевым бачком и отопителем, который позволит проводить различные виды работ в холодных условиях.

Также предусмотрен ходоуменьшитель шестеренчатого типа, который необходим при выполнении работы на довольно медленной скорости, но стоит отметить, что использование ходоуменьшителя при большой нагрузке недопустимо, так как это приведет к серьезным повреждениям трансмиссии, а именно некоторых деталей.

Особенности

Из особенностей данного трактора необходимо отметить его простоту конструкции, так как при поломке можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Силовой агрегат трактора может похвастаться своей высокой надежностью, довольно неплохими тяговыми характеристиками и, конечно же, большим эксплуатационным ресурсом, что также является важным значением при работе в сельском хозяйстве или же строительстве. Двигатель трактора обладает довольно низким расходом топлива, а объем топливного бака составляет 185 литров (но на модели трактора ДТ 54А объем топливного бака был увеличен до 250 литров). Благодаря этому трактор способен выполнять работу достаточно долгое время и при приличной нагрузке на двигатель без частых остановок на дозаправку, что также является плюсом в любых видах работ.

Видео

Двигатель

Изначально на трактор устанавливался силовой агрегат модели Д-54, но позже данный двигатель был усовершенствован и получил название Д-54А. Сам же двигатель является четырехтактным дизельным, который способен развить максимально допустимую мощность в 54 лошадиные силы, получив при этом довольно высокий крутящий момент в 343 Нм. Номинальные обороты коленчатого вала у данного силового агрегата составляют 1300 оборотов в минуту. Сам же запуск происходит за счет бензинового пускового двигателя ПД-10М, который обладает мощностью в 10 лошадиных сил.

Цена нового и б/у

Исходя из того, что производство трактора ДТ 54 было остановлено еще в 1979 году, то приобрести новый трактор невозможно. Для приобретения доступны лишь б/у модели трактора, стоимость которых варьируется от 180 тысяч и до 200 тысяч рублей.

Некоторые обладатели, а также любители ДТ 54 восстанавливают по частям старые модели из металлолома и производят полную реставрацию и капитальный ремонт всех механизмов. Конечно, стоимость на такой вариант будет значительно выше, однако следует иметь ввиду, что такой вариант трактора можно назвать новым. Стоимость такого трактора имеет диапазон от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Цена, как правило, напрямую зависит от технического состояния и какого-либо оснащения.