Принцип смазки цепи бензопилы

Система смазки цепи бензопилы

Каждая бензопила, независимо от ее модели, марки, а также класса имеет примерно одинаковое строение. Она состоит из нескольких важных узлов, среди которых и смазочная система. Без последней работа силового агрегата невозможна. За счет функционирования системы принудительной смазки, цепи инструмента снижается риск сильного износа, который гарантирован в условиях постоянного трения резного элемента о направляющую шины, неизбежного нагрева. При смазке цепного механизма смягчается трение, у оператора бензопилы потребность проводить ремонт этого элемента или его полную замену возникает гораздо реже.

Что представляет собой система принудительной смазки?

Бензопила Штиль система смазки и данный узел в других силовых агрегатах представляют собой идентичный узел, который зависит от скорости и количества оборотов сердца бензопилы, движка. Масло подается на резной элемент, а точнее на шину, дозировано. Это возможно за счет специального насоса.

Насос смазки цепи бензопилы передает на пильную гарнитуру расходный материал с высокими адгезионными характеристиками. Использовать нужно только расходный материал такого качества, так как, только он даже на максимальных оборотах цепного механизма сможет распределяться по всей шине равномерно.

Устройство смазочной системы

Система смазки цепи бензопилы, с учетом производителя инструменты, может немного отличаться по конструктивным особенностям, по использованным при создании данного узла деталям. При этом особенности не влияю на схему подключения системы, а также общее число используемых деталей.

К основным составляющим относят:

  • масляный резервуар, размещенный в картере движка;
  • фильтр бака (элемент, расположен непосредственно в резервуаре);
  • маслопровод, который выглядит, как небольшой по диаметру шланг, изготовленный из высококачественной резины;
  • сам насос, можно считать сердцем этого узла;
  • подающая усилие от движка на сердце узла червячная шестерня (передачи червячного типа).

В некоторых работах специалистов по ремонту силовых агрегатов направляющая шина описывается не просто, как пильная гарнитура, но как одна из составляющих смазочной системы. Почему так? Объяснить это можно наличием в этой шине специальных отверстий, через которые подается масло. К слову, и саму цепь можно считать участницей транспортировки смазочного расходного материала, так как этот механизм также имеет детали, связанные с распределением масла.

По какому принципу работает данный узел?

Сердце узла – насос, рассмотрим принцип его функционирования.

  1. Как только обороты двигателя увеличиваются, шестеренка главного вала при помощи червячного привода заставляет работать насосный вал.
  2. При работе насосного вала создается давление, которое передается на масляную магистраль, что и выталкивает масло по направлению к шине.
  3. Конец смазочного канала расположен на стыке картера силового агрегата и направляющей шине, где размещена продольная проточка. На последнюю и приходится смазочный канал.

Какую функцию выполняет проточка? Она обеспечивает подачу масла на направляющую шину, не важно, какой у цепи уровень натяжения. Это является гарантией тому, что масло попадет на шину даже тогда, когда она в рабочий момент расположена в нестандартном положении.

Не забывайте о том, что в процессе смазки принимает участие цепной механизм. В зависимости от конструкционных особенностей цепь имеет отверстия или проточки, через которые смазка распределяется по шине. Масло будет поступать на шину быстрее, как только обороты двигателя станут более высокими.

У определенных моделей инструмента есть насосы, которые могут дополнительно регулироваться (оператор сможет корректировать пропускную возможность насоса, в зависимости от объема работы и условий эксплуатации пилы). Если есть необходимость, подача масла уменьшается, если ее нужно увеличить, проводится соответствующая настройка.

Обязательно ознакомьтесь со статьей, где представлена особенность подачи масла на цепь бензопилы Штиль. Система может отличаться в зависимости от бренда бензопилы.

Главный плюс такой функции – возможность экономить расходный материал. К слову, если вас интересует, какое масло лить для смазки цепи бензопилы, выбирайте то, что рекомендовано производителем вашего силового агрегата.

Поломки и способны их устранения

Рассматривая виды неисправностей смазочной системы, можно выделит две их категории:

  • общие поломки, встречающиеся во всех видах силовых агрегатов;
  • индивидуальные, которые зависят от типа насоса, от особенностей передачи червячного типа, от конструкционных иных особенностей определенной бензопилы.

Важно! Если смазочная система не работает, использовать пилу не рекомендуется. Так вы испортите не только цепь, но и направляющую шину, а также главную звездочку, которая приводит к необходимости больших инвестиций в ремонт устройства.

«Симптомы» неисправной смазочной системы:

  • цепной механизм сухой, бледный, блеск отсутствует;
  • цепь после установки быстро растянулась;
  • направляющая шина нагревается, краска ее оплавляется;
  • масло остается в прежнем объеме в резервуаре, невзирая на интенсивное использование инструмента;
  • эффективность реза цепи значительно снижена.

Все это указывает на неисправность смазочной системы или на ее функционирование с перебоями.

Как проверить этот узел? Все просто.

  1. Демонтируем боковую шину.
  2. Заводим инструмент.
  3. Постепенно увеличиваем обороты, наблюдая за концом масляной магистрали.

Если расходный материал поступает, то причина проблематичной работы смазочного узла, скорее всего, кроется в засоренном фильтре, который можно почистить или же заменить на новый. По возможности после этой манипуляции подача расходного материала регулируется.

Если расходный материал не поступает, тогда нужно провести дополнительную диагностику, так как, по всей видимости, проблема серьезнее.

Обратите внимание на то, что не всегда для проверки работы смазочной системы нужно демонтировать шину. Альтернативно конец шины направляют вбок (используем чурку) с направления реза, максимизируя обороты, удерживаем шину (ее конец) в 10 сантиметрах от чурки. При подаче масла вы увидите соответствующие пятна.

Что делать, если подачи масла нет?

Как мы уже выяснили, нужно провести дополнительную диагностику. Для этого разбираем смазочную систему. Учтите, что в некоторых моделях пил это возможно при полной разборке инструмента. Так что, на всякий случай, вооружитесь соответствующими инструментами для ремонта. Если опыта по разбору пилы у вас нет, доверьте это дело профессионалу.

Когда смазочная система будет разобрана, вы сможете обнаружить одну из таких поломок:

  • оборван масляный шланг (порой видно невооруженным взглядом при предварительном изучении этой части узла), который нужно заменить;
  • нет резьбы вала, где размещен масляный насос (нужно прикрепить, заменить);
  • испорченная резьба главной шестерни насоса (устанавливается новая);
  • нет штопора основного вала (частенько проблема эта наблюдается у бензопил марки Homelite), что можно решить установкой на месте оригинального штопора, гвоздя (идеального по размеру, если есть необходимость его подрезают);
  • забитая магистраль, это решают продувкой (механически или с помощью сжатого воздуха, иногда помогает проволока);
  • забит фильтрующий элемент (очищаем или заменяем).

Обратите внимание на то, что у некоторых силовых агрегатов фирмы Штиль (например, у модели MS 180) насос разобрать нельзя, но он будет периодически засоряться. В данном случае его промывают бензином или по необходимости полностью заменяют.

Китайские пилы часто «страдают» от срезанных пазов главной шестеренки, через которую и происходит передача усилия.

Другая распространенная проблема, опять же таки, характерная для продукции марки Stihl, заключается в разгерметизации магистрали. Проблему искать нужно в той точке, где маслопровод, который идет от резервуара, входит в корпус оборудования. На такую поломку указывают подтеки масла внизу силового агрегата. Для того чтобы исправить ситуацию, рукоятку демонтируют, шланг вынимают, очищают и обезжиривают, затем посадочное место обрабатывают герметиком и снова устанавливают шланг. После этого смазочная система должна начать работать нормально.

Устройство системы смазывания цепи бензопилы. Масла для смазки цепей

Масла для смазки цепей бензопил — какие лучше и как использовать?

Цепная бензопила — инструмент, оснащенный двухтактным карбюраторным двигателем. Для качественной и длительной работы бензопилы необходимо не только топливо — бензин, но и смазочные материалы, то есть, масло. Все технические масла, независимо от принципа действия и сферы применения служат одной цели — качественной работе двигателя, смазыванию ведущих частей мотора, долговечности деталей, уменьшению степени износа деталей.

Важно! Моторное масло для смешивания с бензином с целью заправки бензопилы и масло для смазывания цепи бензопилы — не одно и то же!

Идеальное масло для смазки цепи бензопилы должно отвечать таким требованиям:

  • быть качественным, желательно, известного мирового бренда или «родным», которое выпускает производитель для своих бензопил;
  • иметь хорошие адгезивные свойства, то есть, равномерно и плотно распределяться по всей площади цепи и месту соприкосновения цепи с шиной;
  • соответствовать нормам вязкости для времени года;
  • не быть дымообразующим;
  • выдерживать низкую температуру и не застывать при морозе, что особенно важно для работы в зимнее время года.

Как использовать масло для смазки цепи бензопилы?

Для подачи смазки на цепь в цепной бензопиле или электропиле предусмотрен специальный насос. С помощью этого насоса масло должно подаваться непосредственно на шину, распределяться по цепи, способствуя качественной работе инструмента. Степень расхода масла напрямую зависит от количества оборотов двигателя — чем оно выше, тем больше расход.

Устройство системы смазывания цепи бензопилы

Составляющие смазочной системы бензопилы:

  • масляный бак (расположен в картере, в него нужно лить масло, чтобы оно поступало на цепь);
  • фильтр масляный (установлен внутри бака);
  • маслопровод или маслопроводящий шланг (изготавливается из резины, устойчивой к износу);
  • маслонасос;
  • шестерня червячной передачи;
  • шина бензопилы (в ней имеются отверстия, через которые поступает масло).

Видео — какое масло использовать для цепи бензопилы:

Зачем нужна смазка цепи бензопилы

Смазывать цепь бензопилы нужно по нескольким причинам:

  • профилактика перегрева шины;
  • улучшение хода цепи по шине;
  • уменьшение износа цепи, более медленное стачивание лезвий;
  • стабильная работа двигателя (чем меньше нагрузка на шину, тем стабильнее работает двигатель, с шиной, на которой отсутствует смазка, пила долго работать не будет);
  • смазка цепи обеспечит возможность длительной работы при низких температурах.

Какие масла подходят для смазки цепи — классификация

Для смазки цепи бензопилы рекомендуется использовать такие типы масел:

  • от известных мировых производителей (Штиль, Дэу, Хускварна и другие, на упаковках таких масел обычно есть отметка «адгезивное»);
  • оригинальные цепные от одноименного производителя (если такие имеются в ассортименте);
  • с хорошим показателем биоразлагаемости по CEC-L-33-T-82 ( > 95%);
  • с вязкостью, соответствующей европейским стандартам качества и безопасности. Пример стандарта: индекс вязкости 130 DIN ISO 2909, плотность при +15°C — 0.89 г/см³ DIN 51757, температура загустения -25°C DIN ISO

Чем заменить?

Если использовать масло для цепи одноименной марки от производителя нет возможности, приемлемым вариантом будет использование моторных масел известных брендов, которым можно заменять цепное. Конечно, постоянно использовать моторное для цепи бензопилы не желательно, но в качестве временной меры — допустимо. Производители, чьи моторные масла сохраняют рабочие свойства при температуре до минус 30°С: Нанотек Премиум, Стандарт, Энкор, Макита, Макита Биотоп, Макита Орегон, Штиль Био Плюс.

Видео о масле для смазки цепи бензопилы:

Какие масла не подходят для смазки цепи

Плохо отражается на качестве работы бензопилы и состоянии цепи и шины применение таких видов масел:

  • фальсификатов неизвестного производства (состав таких масел нельзя проанализировать и подтвердить);
  • отработки, которая не прошла фильтрацию и отстаивание (механические частицы, которые содержатся в отработке, быстро приведут к износу цепи и шины), современные экологические нормы предписывают, что отработка не должна использоваться, ее следует утилизировать согласно правилам;
  • трансмиссионное (не очень подходящий вариант из-за несоответствия вязкости).
Читайте также  Принцип работы садового опрыскивателя

Чем опасна экономия на масле?

Почему экономия на масле для цепи опасна для бензопилы? Если подходить к вопросу глобально, то износом цепи, шины, быстрым перегревом бензопилы во время работы и, в конечном итоге, даже поломкой двигателя. Стоимость вышедших из строя запчастей всегда намного выше стоимость хорошего масла, поэтому старайтесь постоянно заливать качественные жидкости известных марок в свою бензопилу.

ТОП-5 популярных масел для смазки цепи бензопилы

Рейтинг марок масел для смазки цепи бензопилы — пять ведущих мировых брендов:

  1. Ökoplus XS 68 – биоразлагаемое, для пильных цепей, изготовленное на основе растительного масла. Соответствует немецким нормам по биоразлагаемости, нормам лесных работ и манипуляциям с лесной техникой.
  2. Liqui Moly Suge-Ketten Oil 100 — минеральное цепное масло высокого качества, обладает прекрасными адгезионными свойствами и может применяться как при высоких, так и при низких температурах.
  3. Stihl BioPlus — для обработки быстроходных цепей. Применяется на бензопилах высокой мощности, работающих в суровых условиях.
  4. Vegeil Husqvarna — на растительной основе, максимально экологичное и биоразлагаемое.
  5. Oregon — все цепные масла последнего поколения изготавливаются на базе высокомолекулярных соединений, сохраняют цепь и шину от износа, защищают от коррозии.

Другие известные бренды, выпускающие цепные масла для бензопил и электропил: Motul, Ravenol, Днипро, Скиф-Ол, Mobil.

Принцип смазывания цепи и шины

Главный орган работы топливной системы бензопилы — это масляный насос. Когда обороты двигателя начинают повышаться, шестеренка червячной передачи дает импульс валу насоса и он начинает движение. Вал вращается, создавая давление внутри масляной мистрали. Таким образом, под давлением масло продвигается по мистрали к шине.

Масляный канал заканчивается там, где картер бензопилы соприкасается с шиной. В этом участке есть продольная проточка. Когда на бензопилу устанавливается шина, масляный канал совпадает с этой проточкой. Проточка регулирует поступление масла к шине бензопилы, причем, его количество никак не связано со степенью натяжения цепи.

После попадания масла на шину задействуется цепь — на ней обычно есть отверстия, из которых масло попадает на всю плоскость шины. Чем выше будет количество оборотов двигателя бензопилы, тем больше масла поступит на цепь. Некоторые модели бензопил имеют специальные регулировочные масляные насосы, с помощью которых можно отрегулировать количество масла, попадающего на цепь. Так выполняется регулировка степени расхода смазочных материалов.

Проблемы при смазке цепи

Основные проблемы со смазкой цепи, с которыми может столкнуться владелец бензопилы во время эксплуатации инструмента:

  • Не поступает масло на цепь электропилы или бензопилы.

Причина: масла недостаточно для смазывания, засорен фильтр, сорвана резьба на шестерне насоса.

Такая неисправность устраняется заменой фильтра и добавлением масла в картер, заменой резьбы.

Рекомендуем посмотреть тематические видео о данной проблеме, которые размещены далее в статье.

  • Разгерметизация масляной магистрали (характерна для бензопил марки Штиль).

Причина: распознать такую поломку можно по наличию масляных подтеков в нижней части бензопилы. Для устранения проблемы на посадочное место шланга после его закрепления наносится герметик, чтобы избежать протекания масла при дальнейшей эксплуатации.

Видео — масло не поступает на цепь пилы

Как уменьшить подачу масла на цепь бензопилы

Видео обзоры

Отзывы

Юрий, Днепр:

«Как владелец бензопилы с большим стажем и опытом применения, рекомендую всем — не экономьте на масле для цепи! Не используйте ни в коем случае отработку, никакой пользы такие смазочные материалы не принесут. Чем выше качество всех ГСМ, тем дольше прослужит ваша бензопила, особенно, если она не дешевая».

Система смазки цепи бензопилы

Одной из важных систем бензопилы, работа без которой невозможна, является система принудительной смазки цепи бензопилы. Ни для кого не секрет, что в момент работы пилы происходит трение цепи о шину бензопилы, что вызывает её нагрев и преждевременный износ. Для смягчения трения, цепной механизм необходимо постоянно смазывать.

  1. Система смазки цепи бензопилы
  2. Устройство системы смазки
  3. Принцип работы
  4. Неисправности системы смазки и как они устраняются
  5. Признаки неисправности системы смазки, проверка её работоспособности
  6. Поиск неисправности
  7. Наиболее частые неисправности
  8. Индивидуальная неисправность системы смазки Stihl MS 180
  9. Заключение

Система смазки цепи бензопилы

Чтобы подавать масло для смазки цепи бензопилы, в инструменте применяется специальный насос, который дозировано, в зависимости от количества оборотов двигателя, подает смазку на шину пилы.

В системе используется масло для смазки цепи бензопилы, имеющее повышенные адгезионные свойства, это необходимо для равномерного распределения масла по всему периметру шины и удержания на ней даже при высоких оборотах вращения цепи. Рассмотрим подробнее систему подачи масла, реализованную в современных бензопилах.

Устройство системы смазки

В зависимости от бренда бензопилы, детали смазочной системы могут немного различаться конструктивно, но их общее количество и схема подключения остается неизменной.

Основные составляющие детали системы смазки, это:

  • масляный бак расположенный, как правило, в картере двигателя.
  • Фильтрующий элемент, устанавливается в баке.
  • Маслопровод, это шланг небольшого диаметра из маслостойкой резины.
  • Сердце системы – масляный насос.
  • Шестерня червячной передачи передающее усилие от двигателя на насос.
  • Шина бензопилы, она тоже может считаться элементом системы смазки, так как имеет специальные отверстия для подачи масла, кстати и сама цепь участвует в транспортировке масла и соответственно тоже имеет некоторые элементы, предназначенные именно для обеспечения смазки.

Принцип работы

Главный узел системы – насос. Принцип его работы следующий. При увеличении оборотов двигателя, шестеренка, установленная на главном валу, через червячную передачу приводит в движение вал насоса. В свою очередь, вращение вала создает определенное давление в масляной магистрали, что заставляет масло двигаться по ней в сторону шины.

Окончание масляного канала находится в месте соприкосновения шины с картером инструмента, где имеется продольная проточка, на которую при установке шины попадает её масляный канал.

Проточка необходима для обеспечения подачи масла на шину в независимости от степени натяжения цепи бензопилы. Проще говоря, в каком бы положении ни находилась шина в момент работы, масло через проточку будет на неё попадать.

Далее в смазочный процесс включается цепь, на звеньях которой, в зависимости от модели цепи, имеется либо проточка, либо отверстие посредством которых масло разгоняется по всей шине. С увеличение оборотов двигателя, скорость подачи масла тоже возрастает.

Некоторые модели бензопил оборудованы насосами, которые дополнительно имеют регулировку пропускной способности, и при возникновении необходимости, количество подаваемого масла системой смазки, можно увеличить или уменьшить.

Эта функция довольна удобна, т. к. позволяет экономить и не тратить лишнее масло.

Неисправности системы смазки и как они устраняются

Основные неисправности системы подачи масла на бензопиле можно разделить на два основных вида, это общие неисправности присущие всем бензопилам и индивидуальные, которые могут различаться в зависимости от вида насоса и червячной передачи, установленной на конкретной модели. Начнем разбираться в неисправностях по порядку.

Работа бензопилой, если смазка цепи бензопилы не осуществляется, запрещена. Это пагубно влияет на шину, ведущую звездочку и цепь, а также может обернуться серьезными затратами на ремонт.

Признаки неисправности системы смазки, проверка её работоспособности

  • Цепь бензопилы сухая и имеет бледноватый оттенок без блеска.
  • Цепь относительно быстро растягивается.
  • Шина очень горячая и даже может частично оплавляться краска.
  • Масло из бака практически не убавляется.
  • Снизилась эффективность реза на острой цепи

Все эти признаки указывают на то, что смазочный процесс протекает с нарушениями. Для того чтобы проверить подачу масла системой смазки необходимо снять боковую шину бензопилы и завести ее. Далее, нужно немного увеличить обороты наблюдая при этом за местом окончания масляной магистрали. Если масло поступает, скорее всего его количества недостаточно для нормальной смазки и нужно почистить или заменить фильтр и, если это возможно, отрегулировать подачу. В случае, когда не поступает, проблема более серьезная и требует проведения дальнейшей диагностики.

Существует способ проверки подачи масла, не снимая шины. Для этого необходимо направить конец шины в сторону, например, свежеспиленной чурки со стороны реза и максимально увеличить обороты, при этом нужно стараться держать конец шины на расстоянии не более 10 см от чурки. Если масленые пятна начнут появляться на её поверхности — значит масло подается.

Поиск неисправности

После того как было определено, что масло не подается, дальнейшая диагностика возможна только если полностью снять масляную систему. Конечно, в некоторых ситуациях помогает замена фильтра, но это встречается очень редко.

Доступ к масляному насосу некоторых моделей пил, возможен только после полной разборки, соответственно не имея навыков в ремонте бензоинструмента, проведение ремонта лучше доверить профессионалам.

Наиболее частые неисправности

  1. Обрыв масляного шланга. Его иногда можно обнаружить и при визуальном осмотре. Проблема решается заменой неисправной детали.
  2. Отсутствие резьбы на валу масляного насоса, поможет его замена.
  3. Дефектная резьба на ведущей шестерне насоса аналогично решается установкой новой детали.
  4. Отсутствие штопора главного вала (актуально для некоторых моделей инструментов, например, Homelite). Исправить можно установив вместо родного штопора, подходящий по диаметру гвоздик, обрезав его до необходимой длины.
  5. Засор в магистрали. Можно удалить при помощи продувки сжатым воздухом или механически, с применением проволочки подходящего диаметра.
  6. Засор фильтрующего элемента.
  7. У инструмента Штиль MS 180, насос которого неразборный, он часто засоряется. Можно попытаться промыть в чистом бензине, если не поможет заменить.
  8. У китайских бензопил (Цыганка), очень часто срезает пазы на главной шестеренке, через которые усилие от звездочки передается на неё.

Индивидуальная неисправность системы смазки Stihl MS 180

Ввиду того что Stihl MS 180 является одной из самых распространенных моделей бензопил, хочется подробнее остановиться на одной, присущей только ей неисправности и описать способ устранения без замены деталей.

Достаточно часто на бензопиле Штиль MS 180 наблюдается разгерметизация масляной магистрали в том месте, где маслопровод, идущий от бака, устанавливается в корпус пилы. Определить неисправность можно по характерным подтекам смазки на днище инструмента.

Для устранения неисправности необходимо снять ручку бензопилы, вынуть шланг из посадочного отверстия, очистить и обезжирить. После всех этих манипуляций нанести на посадочное место шланга герметик и установить в корпус бензопилы.

Подробнее об устранении неисправности и полной диагностике системы смазки бензопилы штиль, можно узнать, посмотрев видео, в котором пошагово запечатлен процесс разборки и ремонт системы смазки.

Заключение

В современных бензопилах организована надежная подача смазки для цепи, при нарушениях в работе которой, эксплуатировать бензопилу не стоит во избежание дальнейших поломок. Устранять неисправности системы смазки лучше обратившись в сервисный центр или к имеющему опыт в ремонте специалисту, это гарантирует качество конечного результата.

Основы обслуживания бензопилы — Делай правильно! — Голая правда!

Цель данного поста — дать практические советы всем, у кого есть цепные пилы. Речь пойдет о пильном аппарате. Подготовка пильного аппарата к работе, просты правила которые помогут сохранить от лишних затрат. Также этот пост будет полезен, тем у кого вообще нет практики работы с цепными пилами. Пильный аппарат — это цепь, шина и ведущая звёздочка.

Читайте также  Сигнальная спецодежда для водителей спецтехники

Вы приобрели новую цепь. Не торопитесь ставить ее на шину — необходимо поместить цепь в масло на 12 часов, чтобы все соединительные элементы цепи им пропитались. Может возникнуть вопрос – зачем? Ведь часто цепи уже идут от производителя в смазке, разве этого недостаточно? Этого достаточно только для транспортировки и хранения. Для полноценной работы — нет! Пропитка цепи должна занять минимум 12 часов. Только после этой процедуры можно смело устанавливать цепь на гарнитуру. Важным моментом является натяжение цепи. Есть несколько требований:

1. Цепь должна плотно прилегать к гарнитуре. Снизу не должно быть провиса.

2. Цепь должна двигаться от руки по шине.

Еще один момент, который, как правило, пользователи не соблюдают, но он частенько описан в инструкциях к пилам. Для того чтобы натянуть цепь необходимо приподнять шину за «нос», натянув цепь и зафиксировать шину.

Обкатка цепи.

Запускаем пилу, даем средние обороты и работаем в холостую 2 минуты (это делается для того чтобы смазалась гарнитура со звездочкой и разогрелась цепь). По истечении 2 минут заглушить двигатель, посмотреть натяжение цепи. При необходимости подтянуть если провисла.

Ни в коем случае не натягивать в цепь в разогретом состоянии, перед этим необходимо дать ей остыть. В противном случае цепь неизбежно растянется и будет служить в разы меньше.

Запомните! При натяжении цепь должна быть холодной! При натяжении нагретой цепи неизбежно её вытягивание.

Смазка пильного аппарата.

Многие думают, что для смазки цепи и шины подойдет любое масло — например автомобильное или еще какое.

На примере автомобильного масла скажу, что это не так. Автомобильное моторное масло очень текучее и если верх будет смазан, то низ гарнитуры и рабочая часть будут перегреваться, подвергаясь износу. Используйте специальную смазку для пильных гарнитур — адгезионное масло. Адгезионное масло имеет определенную вязкость и специально рассчитано производителями для решения определённых задач. Масло не стекает оно прилипает. Обычно производители пил, предоставляют к своей продукции масла, обеспечивающие оптимальную работу пильного аппарата. Рекомендую использовать только специальные масла, не экономьте помните «Скупой платит дважды!»

Начало работы с новой цепью.

Первые 30 минут работы наблюдаем за натяжением цепи. При провисании останавливаем процесс. Ждем пока цепь остынет, а после подтягиваем и снова продолжаем работать.

Острота цепи – важный параметр. Запомним главное — острая цепь сама «лезет» в древесину!

Тупая цепь ведет к излишним нагрузкам как на неё саму, так и на весь пильный агрегат в целом. Прикладывая лишние усилия продуктивность автоматически уменьшается, а нагрузка на пильный аппарат увеличивается.

Пила предназначена только для пиления дерева!

Один бак рабочей смеси в пилах это один рабочий цикл.

Ведущая звёздочка.

Ведущие звезды бывают 2х видов — со сменным венцом и со стационарным.

Напрямую влияет на работу всего пильного аппарата!

Звёздочку необходимо заменить если глубина износа составляет 0.5-0.6 мм.

Не допускайте излишнего износа звездочки! Это ни к чему хорошему не приведет.

Что будет с пильным аппаратом при излишне изношенной звёздочке?

Шаг цепи не будет совпадать, цепочка автоматически вытянется. При крайне сильном износе звёздочки после вытягивания цепи может произойти ее обрыв. Скорость оборотов крайне высока, и вы попросту рискуете потерять новую цепь.

Шина или пильная гарнитура.

Шину нужно чистить! В пазе шины скапливаются опилки с маслом. На шине нужно чистить смазочное отверстие! Забилось смазочное отверстие – нет смазки! Всё это приведет к перегреву и износу пильного аппарата.

Чтобы проверить достаточно или смазки или нет, необходимо сделать следующее. Подойти к светлой поверхности, завести пилу, дать полные обороты, «нос» шины поднести к той самой поверхности 2-3 см на поверхности должен остаться масленый след, что будет говорить — смазки достаточно.

Из-за естественного износа шины на ней могут появляться заусенцы.

Нужно убирать заусенцы с шины напильником, если этого не делать шина будет изнашиваться интенсивней.

Для равномерного износа рельс шины ее необходимо переворачивать! Первый день работаем на одной стороне, второй день на другой.

Не нужно газовать подавая то высокие обороты, то низкие, это может привести к поджиганию чашки сцепления ведущей звёздочки и самого сцепления.

Пилить нужно на стабильных максимальных оборотах!

Вывод:

Цепь должна правильно хранится.

Цепь необходимо замачивать перед работой.

Цепь не должна иметь провис внизу.

Цепь должна быть острой.

Следим за выработкой ведущей звёздочки или сменного венца и вовремя меняем!

Шина должна быть чистой.

И Еще…

Не забывайте, производить следующие операции!

Внешняя чистка пилы. Инструмент всегда должен быть чист!

Чистка воздушного фильтра. Залог здоровья двигателя!

Заточка цепи. Если цепь всегда остра! -50% проблем с пилой!

Спасибо за внимание! Если обзор был интересен ставьте пальцы вверх!

Отдельное Спасибо Киселёву Семёну за корректуру текста.

Правила выбора масла для цепи бензопилы

Во всех современных бензопилах предусмотрен отдельный масляный контур для смазывания режущих элементов цепи.

Качество работы пилы во многом зависит от их состояния и условий работы. Поэтому фирмы, выпускающие аксессуары для бензопил, создают специальные марки масел, обеспечивающие надежное смазывание поверхности.

  • Какое масло нужно использовать
  • Когда и как заливать
  • Смазка для звездочки
  • Основные производители
  • Чем заменять дорогое масло
  • Масло не поступает на цепь, каковы причины

Какое масло нужно использовать

Широко распространено мнение, что качественное фирменное масло для цепи бензопилы надо применять только в бензиново-масляной смеси двигателя. Тем не менее выбор масла для смазки – дело нехитрое. Подойдет любое, лишь бы попадало куда надо.

Но подать смазку на цепь – полдела. Надо чтобы она удержалась на металле и осталась на нижней кромке, которой и пилят дерево. Для этой цели применяют вещества с повышенной адгезией, то есть способностью прилипать к поверхности и удерживаться на ней. Масло со слабой адгезией будет слетать с быстро вращающейся цепи, без толку забрызгивая все вокруг. Конечно, какая-то часть останется, но неизвестно, будет ли этого достаточно, чтобы при интенсивной работе цепь не перегревалась.

Важно! При всесезонной работе бензопилой нужно учитывать зависимость условий подачи масла от времени года и температуры воздуха.

Минеральные материалы, обеспечивающие смазку цепи и шины при плюсовой температуре, на морозе кристаллизуются и густеют. Это приводит к тому, что смазка будет подаваться с трудом и возрастет нагрузка на масляный насос. Срок его службы сокращается, и он может преждевременно выйти из строя. Зимой надо выбирать синтетические материалы со специальными добавками, обеспечивающими надежную смазку при морозах до -40 ℃. При небольших морозах и температурах около нуля используют полусинтетику.

Оценки применения разного масла для смазки цепей бензопил сводятся к тому, что неверный выбор способен увеличивать нагрузку на двигатель до 10%. Еще больше сокращается срок службы самой цепи и пильной шины.

В связи с тем, что в последнее время придается большое значение экологии, все чаще фирменные маслопродукты изготавливаются на основе разлагающихся веществ. А ведь при длительной работе расход цепной смазки может измеряться литрами. И для неравнодушных к природе людей это будет лишним поводом выбрать экологически безопасный продукт. Если не все равно, чем забрызгивается свой участок и какие следы остаются на древесине после распила.

Когда и как заливать

Куда заливать масло для цепи – понятно. Для этого есть отдельная емкость. В большинстве бензопил размер этой емкости рассчитывается с учетом объема бензобака пилы. При заполнении обоих бачков под завязку они пустеют примерно в одно и то же время. Поэтому рекомендуется заливать полный объем масляного бачка одновременно с заполнением топливного бака. Тогда не придется отвлекаться на долив дважды.

Перед началом работы полезно проверить, будет ли поступать масло на цепь. Для этого достаточно направить конец шины на ровную поверхность. Какая-то часть смазки слетит с края шины. Попадание капель на поверхность свидетельствует о нормальной работе системы.

При больших отрицательных температурах летнее масло густеет и его смазывающая способность ухудшается. Поэтому стоит применять марки, предназначенные для зимних условий. Если такой возможности нет, то стоит потратить время на разбавление имеющегося масла для уменьшения его густоты. Разбавлять лучше всего керосином в соотношении 1 к 4.

В некоторых моделях предусмотрена регулировка скорости подачи в смазочной системе. Она полезна для корректировки в случае смены типа смазки.

Обратите внимание! Нельзя заливать в бак смесь масел разных видов – минеральные и синтетические.

Если закончилось масло от одного производителя, а в наличии есть тот же тип, но другой фирмы, то допускается их смешение при условии немедленного использования. Оставлять подобную смесь надолго не стоит.

Смазка для звездочки

На конце шины для бензопилы находится ведомая звездочка, обеспечивающая вращение цепи. Ее тоже периодически нужно смазывать. Для этого применяются густые материалы. Можно использовать универсальную смазку STIHL. Годятся и отечественные смазки на основе литола. На шине для смазывания звездочки есть специальное отверстие. В него пресс-масленкой или шприцом нужно закачать смазку.

Следует обратить внимание, что при частой работе носком шины, например, при выборке пазов, нагрузка на звездочку увеличивается и смазывать ее нужно чаще.

Основные производители

Ведущие производители бензопил выпускают расходные материалы и смазки для них, в том числе и специально для цепей и шин. При прочих равных обстоятельствах следует отдавать предпочтение продукции производителя самой бензопилы. Но качество лучших марок таково, что применение смазок другого производителя не окажет негативного воздействия на работу.

Самыми известными марками считаются немецкая фирма STIHL, шведская Husqvarna и японская Makita. Они предоставляют достаточно широкий выбор адгезионных масел, среди которых есть такие:

  • минеральное Stihl ForestPlus предназначено для работы при температуре до -15 ℃. Стандартная фасовка – 1 и 5 л. Для длительных работ с недавних пор выпускается и в 20-литровой таре;
  • высокоэкологичное Stihl BioPlus выпускается на растительной основе. Попав в почву, быстро разлагается, не загрязняя ее. Рабочая температура также до -15 ℃. Фасовка – 1 и 3 л;
  • для низких температур подходит полусинтетическое Stihl SynthPlus, работающее применимо до -25 °.
  • Экологичные, биоразлагаемые Bio и Bio Advanced. Представляется как универсальное всесезонное масло. Вариант Bio Advanced – улучшенная стойкость к окислению и до 10 % лучше смазочные свойства;
  • Маkita. Масло Biotop;
  • адгезионное масло Champion.

Из российских марок специально для цепей есть «ЗУБР ЗМПМ-М». Встречаются и другие, менее известные производители, смазочное масло которых заметно ниже по цене.

Чем заменять дорогое масло

У специальных фирменных смазок для цепей недостатком является их высокая цена. Купить литр другой дорогого масла необременительно. А если предстоят работы, требующие нескольких литров, а то и десятков литров, – наверняка возникнут мысли об экономии. Главное, при рассмотрении вариантов не удариться в крайность. Сэкономить на масле можно до такой степени, что придется несколько раз менять цепь, а то и саму шину или масляный насос.

Существует три варианта замены. Во-первых, можно применять для смазки цепи специализированную продукцию малоизвестных производителей. Но такие масла еще надо поискать. К тому же есть риск наткнуться на некачественный продукт.

Читайте также  Принцип работы гидравлического клапана

Применение масел для автомобильных двигателей. Как временную замену их можно использовать, но высокой адгезией они похвастаться не могут, поэтому качество их работы будет явно хуже специальных. По этой причине не рекомендуется применять веретенное и дизельное масла – худшие по адгезии.

И обязательно надо сказать о еще одном варианте – отработке. Так называется масло, отработавшее свой срок в двигателе, и слитое из него при замене.

На самом деле, это совсем не вариант. В отработке обязательно присутствуют металлические частицы. И если самой цепи они, может быть, и не повредят, то уж масляному насосу и всей системе смазки – наверняка. На форумах в интернете можно встретить «убойный» аргумент в пользу отработки – что советская бензопила «Дружба» вообще не имела смазки цепи и работала. Так что можно лить что угодно – и так сойдет. Ну, так и «Штиль» тоже будет работать с отработкой или вообще с несмазываемой цепью. Вопрос в том, как долго он будет работать и сколько цепей придется за этот срок сменить.

Предостережение тем, у кого бензопила находится на гарантийном сроке. Мастера гарантийных мастерских умеют выявлять случаи применения некачественной смазки цепи. Особенно при использовании отработки. Отказ от ремонта по гарантии последует незамедлительно.

Масло не поступает на цепь, каковы причины

Не всегда во время работы можно сразу увидеть, что масло на цепь бензопилы не подается. Признаки отсутствия смазки:

  • уровень в бачке не понижается;
  • распил идет с трудом, сопровождаясь запахом горелого дерева;
  • с кончика шины бензопилы не слетают масляные капельки.

Обнаружив неисправность масляной системы, нужно установить ее причину. Таковых немного – засорение, обрыв шланга или неисправность масляного насоса.

Чаще всего засоряется грязью и опилками канал маслоподачи. Продувки воздухом или прочистки тонкой проволокой достаточно для устранения неисправности. В масляном бачке есть свой внутренний фильтр. При использовании нормального масла его засорение маловероятно, а при заливке отработке – вполне возможно. Придется прочищать.

Может оказаться поврежденным или совсем оборваться масляный шланг. Временно можно заклеить поврежденное место, но надежней будет заменить на новый.

И самая серьезная проблема – поломка масляного насоса. Причины могут быть разные – износились зубья червячной шестерни, произошло заклинивание плунжера и другие. Снять насос и заменить поврежденную деталь самостоятельно будет непросто. Надежней и проще обратиться в сервисный центр.

Масло для смазки цепи бензопилы. Обзор, процесс смазывания, отзывы

Масло для бензопилы

Цепная бензопила – это достаточно сложное устройство, требующее постоянного ухода и обслуживания. Часть этих работ владелец инструмента может выполнить самостоятельно, при возникновении сложных неисправностей, советуем обращаться к опытным механикам.

Производительность работы цепной бензо и электропилы зависит от многих обстоятельств. Следует учитывать мощность мотора, опыт оператора, качество пильной гарнитуры и горюче-смазочных материалов. Помимо того, современные бензопилы оборудованы автоматической смазкой цепи, без которой сейчас сложно представить даже самый дешевый инструмент.

Что собой представляет система автоматической смазки цепи, как она функционирует и от чего зависит ее исправность, мы расскажем в нашем материале. Особое внимание обратим на проблему выбора масла для смазки, познакомим с рекомендациями ведущих производителей в этом вопросе.

Система автоматической смазки цепи

Всякий кто учил физику, понимает, что в момент движения цепи по шине возникает трение, которое, в свою очередь приводит к повышению температуры в рабочей зоне и преждевременному износу деталей. Для смягчения этого процесса, необходимо постоянно смазывать рабочую зону. Собственно, с этой целью и была разработана система смазки цепи.

Оператор заливает масло в бачок, которое через маслонасос попадает на пильную гарнитуру. Система смонтирована таким образом, чтобы при повышении нагрузок масло выделялось в больших объемах, на холостых оборотах система прекращает свою деятельность.

Устройство системы автоматической смазки зависит от производителя и модели бензопилы и может иметь некоторые конструктивные различия. Впрочем, основные принципы работы, узлы и система подключения остаются неизменными.

Система автоматической смазки цепи:

  • Масляный бачок. Резервуар для заправки, в зависимости от модели, может иметь разную вместительность и располагаться в различных местах. Чаще всего, производитель размещает емкость в картере двигателя;
  • Фильтр. Устанавливается непосредственно в бачке;
  • Маслопровод. Шланг, небольшого диаметра, изготовленный из температуро и маслостойких материалов;
  • Маслонасос. Главный узел системы. Дозирует подачу масла на цепь;
  • Червячная передача. Служит для передачи усилия от двигателя бензопилы на маслонасос;
  • Шина. В данном случае, эта деталь выполняет двойное назначение. Дело в том, что в пильной шине есть каналы и пазы для прохождения смазочных материалов;

Принцип работы

При запуске двигателя и увеличении его оборотов, крутящее усилие передается на вал маслонасоса. Чем больше вы давите на акселератор, тем больше давление в маслопроводе – тем большими дозами масло поступает по маслопроводу в сторону пильной гарнитуры.

Трубка маслопровода заканчивается в точке соприкосновения картера мотора и пильной шины. Как мы уже упоминали, на ней есть пазы и масляный канал, по которому смазка поступает на цепь. В самой пильной цепи также есть проточки, которые разгоняют масло по всей шине.

Важно: система смазки функционирует независимо от степени натяжения цепи, контроль за которым осуществляется оператором.

Некоторые новые модели бензопил оснащены регуляторами подачи масла. Это удобная функция, позволяющая увеличить или уменьшить расход смазки, в зависимости от температуры окружающей среды и интенсивности работы.

Основные признаки неисправности

Как выяснить в котором режиме функционирует ваша бензопилы, исправна ли она, или появились проблемы. В наихудшем случае, двигатель просто не запустится, или заведется и сразу заглохнет.

Признаки, указывающие на то, что бензопила нуждается в ремонте:

  • При работе ощущается запах жженой древесины, стружка изменила цвет на темно-коричневый;
  • Наблюдается быстрое затупление звеньев цепи и самой шины;
  • Упала производительность работы бензопилы;
  • Уровень масла в бачке остается постоянным;

Поскольку мы выяснили, что наша бензопила имеет неисправности, пора переходить к поиску поломки. Сразу отметим, в некоторых случаях, ремонт в домашних условиях невозможен.

Поломки смазочной системы, которые возможно исправить самостоятельно:

  • Произошел обрыв маслопровода. Самое трудное диагностировать эту поломку. Но если вам все же удалось обнаружить обрыв или участок протекания масла остается просто заменить изношенную деталь;

Обзор ремонта масляного насоса китайской бензопилы

Критерии выбора масла

Многие хозяева бензопил, при появлении неисправностей, грешат на производителя инструмента, жалуются на дешевые комплектующие и некачественную сборку. Впрочем, зачастую к поломке приводит халатность самого владельца и его желание сэкономить на расходниках, в частности на масле.

А некоторые вообще идут в автомастерскую и выпрашивают литр-другой переработанного масла. Такая экономия выливается затем в достаточно ощутимые затраты на ремонт бензопилы, покупку новой цепи и других деталей.

Критерии выбора масла для смазки цепи бензопилы:

  • Индекс вязкости. Это понятие характеризует степень изменения вязкости масла при различных температурах. Лучше всего использовать масло со значением индекса от 90 до 130. При этом температура застывания должна быть на уровне -30 0 по Цельсию. Вязкость изменяется в зависимости от температуры:
  • Вязкость при +40°C: 100 мм²/с DIN 51562
  • Вязкость при +100°C: 13.5 мм²/с DIN 51562

Этим критериям отвечают масла таких известных производителей, как Liqui Moly, Dynamic, STIHL, Husqvarna.

Важные характеристики, которые стоит учитывать при выборе масла:

  • Универсальность. Многие владельцы бензопил предпочитают пользоваться универсальными маслами для смазки цепи. Это ошибочное решение. Разница температур, при работе зимой и летом, может доходить до 50 0 С. Вряд ли вы найдете достойное масло в средней ценовой категории, которое смогло бы надежно защитить цепь. Применяйте разные типы масла для работы в зимний и летний периоды;
  • Присадки. Не советуем лить в систему смазки обычное моторное масло. Дело в том, что производители смазки для бензопилы, добавляют в свою продукцию специальные присадки, которые обеспечивают более надежное смазывание цепи. По сути, капли масла буквально залипают на шине и цепи;
  • Густота. Еще одна причина, почему нельзя использовать обычные масла. Если вы заметили подтеки вокруг масляного бачка, возможно, вам нужно купить качественное масло, предназначенное для смазки цепи в бензопиле;

Важно: Многие пользователи, утверждают, что с успехом применяют трансмиссионные минеральные масла вязкостью 15-40 для лета и 10-30 для холодного периода года. Их действительно можно применять на протяжении некоторого времени, однако нужно придерживаться требований по температурному режиму и следить за чистотой маслопровода.

ТОП 5 популярных брендов

Экономия на смазочных материалах приводит к ускоренному износу деталей бензопилы, а то и к ее поломке. Мы уже отмечали, что ни в коем случае нельзя употреблять отработанные жидкости – это верный шаг уничтожению вашего инструмента. Не рекомендуется заливать дизельные масла, веретенку и другие суррогаты. Они не подходят для таких целей и плохо влияют на производительность работы и долговечность бензопилы.

Постоянное применение заменителей ускоряет износ цепи и шины на 30-40%. При использовании переработки эта цифра подымается до 60-70%. Решайте сами – есть ли смысл экономить на масле для смазки цепи бензопилы.

Рекомендуемые масла для смазки цепи:

  • Husqvarna Chain Oil. Отличное решение для работы в умеренных климатических условиях от известного производителя садовой техники;
  • Oleo-Mac Polar Lube. Хорошо зарекомендовало себя при работе в температурных режимах от -15 0 до +30 0 по Цельсию. Не загрязняет окружающую среду;
  • MANNOL Kettenoel. Обладает хорошими адгезионными свойствами, что обеспечивает качественную смазку цепи. Применяется при температурах от — 15 0 С и выше;
  • Liqui Moly Suge-Ketten. Высококачественное универсальное минеральное масло, надежно защищающее вашу бензопилу. Применяется как при высоких, так и при низких температурах;
  • STIHL ForestPlus. Отличный выбор для профессионалов. Хорошо защитит вашу цепь, при работе в тяжелых и экстремальных условиях;

Видео обзор

Обзор выбора масла для цепи

Обзор смазки цепи бензопилы

Отзывы владельцев

Семен Ступаков, 32 года, Сибирский Федеральный Округ

«Бензопила Husqvarna 142, заподозрил, что плохо смазывается цепь. Посоветовали проверить на высоких оборотах – разбрасывается ли масло. Посмотрел – вроде, что-то брызгает. Залил полные бачки топлива и масла. Бензин закончился, а масла еще полбачка – проблема. Отнес в мастерскую, а там сразу раскритиковали. Дело в том, что я лил М8, вот так сэкономил на ремонт, и цепь теперь менять.»

Николай Воротников, 69 лет, Архангельск

«Полтора года тому купил электропилу. Начитался всяких советов, и решил использовать трансмиссионное. Пока никаких проблем не обнаружилось. Цепь все еще родная, подтеков нет.»

Василий Володьков, 42 года, Тамбов

«Купил Интерскол. Сначала хотел Макиту, а потом сэкономил. Теперь мучаюсь, у этой бензопилы такая конструкция, что опилки очень быстро забивают отверстия на шине и масло на цепь не подается. Что я только не делал, как не регулировал – результат все тот же. Оказалось, от температуры деформировалась пластмассовая крышка, которая прижимает шину. Как решить возникшую проблему, пока не знаю.»