Как определяется эксплуатационная производительность одноковшового экскаватора?

Производительность одноковшовых экскаваторов

Производительностью одноковшовых экскаваторов называется объем горной породы в массиве, извлекаемый экскаватором в еди­ницу времени (час, смену, сутки, месяц, год).

Производительность одноковшовых экскаваторов зависит от многих факторов, основными из которых являются тип машины, физико-механические свойства разрабатываемых, пород, схемы ра­боты, форма и размеры-забоя, общая организация горных работ и транспорта в карьере.

Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность экскаватора.

Теоретическая производительность экска­ватора соответствует полному использованию его конструктивных возможностей:

где Е — геометрическая емкость ковша экскаватора, м 3 ;

п — конструктивное расчетное число рабочих циклов в минуту;

tц т — теоретическая продолжительность рабочего цикла, с.

Теоретическую продолжительность рабочего цикла определяют расчетным путем, исходя из конструктивных данных экскаватора, при высоте забоя, равной высоте расположения напорного вала, угле поворота 90° и разгрузке породы в отвал. Величина QT указы­вается в паспорте экскаватора.

Техническая про­изводительность яв­ляется максимально возмож­ной для модели экскаватора при непрерывной работе в конкретных горно-геологиче-ских условиях. Она определя­ется с учетом свойств разра­батываемых пород и пара­метров забоя по формуле

где kн — коэффициент напол­нения ковша экска­ватора;

kр — коэффициент раз­рыхления породы в ковше экскаватора;

tц — фактическая продолжительность рабочего цикла в кон­кретных условиях, сек.

Продолжительность рабо­чего цикла одноковшовых экскаваторов при надлежа­щем совмещении операций слагается из продолжитель­ности черпания, поворота к месту разгрузки, разгрузки и поворота назад в забой. Зависит она от типа экскава­тора, свойств разрабатывае­мых пород, схем работы, па­раметров забоя, квалифика­ции машиниста экскаватора и изменяется в широких пределах — от 20 до 80 сек (табл. 19).

Коэффициент наполнения ковша экскаватора равен отношению объема породы в ковше экскаватора к геомет­рической емкости ковша. Ве­личина его зависит от фи­зико-механических свойств

горных пород, а также от типа экскаватора, формы и размеров забоя, квалификации машиниста (табл. 20).

Коэффициент разрыхления представляет собой отношение объ­ема породы в разрыхленном состоянии к объему, занимаемому этой породой в массиве. Величина его зависит от свойств и степени дробления горных пород при взрывных работах. При этом наиболь­ший коэффициент разрыхления породы имеет место в момент напол­нения ковша. При транспортировании породы коэффициент разрых­ления уменьшается, а у породы, размещенной в отвал, он является наиболее низким (табл. 21).

При расчете производительности экскаватора иногда применяют коэффициент экскавации, который показывает степень использова­ния емкости ковша Е относительно объема загружаемой в ковш породы VM, обмеренной в массиве, и равен отношению коэффициента наполнения ковша к коэффициенту разрыхления породы:

Эксплуатационная производительность определяется с учетом использования экскаватора во времени

где Т — продолжительность рабочей смены, ч;

η — коэффициент использования экскаватора во времени.

Величина коэффициента использования экскаватора во времени зависит в основном от общей организации работ в карьере и опреде­ляется по формуле

где Тпр — продолжительность простоев экскаватора в течение ра­бочей смены, ч.

Простои экскаватора в течение смены делятся на неизбежные и устранимые. К первым относят простои, обусловленные технологи­ческим процессом или конструктивными особенностями экскава­тора: прием и сдача смены, смазка и профилактический ремонт экс­каватора, очистка ковша, передвижка экскаватора, замена груже­ных транспортных сосудов порожними, простои, связанные с про­изводством взрывных работ и т. п. Ко вторым относятся простои, вызванные организационными причинами: внеплановые ремонты, аварии, ожидание транспорта в течение более значительного времени, чем это предусмотрено нормами, и т. п.

Коэффициент использования экскаватора во времени будет максимальным при работе с разгрузкой в отвал или на конвейер, минимальным — при разгрузке в железнодорожный транспорт в тупиковом забое (табл. 22).

Суточную (Qсут), месячную (Qмес) и годовую (Qгод)производи­тельность экскаватора определяют по формулам:

где nсм — число рабочих смен в сутки;

nсут — число рабочих суток в месяц;

N— число рабочих дней в году.

Количество рабочих смен в сутки определяется принятой органи­зацией экскаваторных работ. При восьмичасовой смене может быть принята трехсменная или двухсменная работа в сутки. Обычно для мощных экскаваторов применяют трехсменную работу, для менее мощных и при сложной технологии горных работ — двухсменную.

Высокие технико-экономические показатели работы экскавато­ров достигаются при организации ремонтно-подготовительной смены. В этом случае экскавацию горных пород производят в пер­вые две смены, а в третью нерабочую для транспорта смену выпол­няют различные ремонтно-подготовительные работы: профилакти­ческий ремонт, переукладку железнодорожных путей, взрывные работы и т. п.

При расчете месячной производительности экскаватора учиты­вают время, необходимое для текущего и среднего ремонта экска­ватора. В зависимости от состояния ремонтной базы оно составляет от 2—3 смен до 2—5 суток.

При расчете производительности учитывают время, необходимое для годового ремонта экскаватора, составляющие от 20 до 70 суток, а также простои из-за праздничных и выходных дней, переводов экскаваторов из одного забоя в другой, климатических условий. В среднем экскаваторы находятся в работе 240—280 дней в году (табл. 23).

Средние фактические значения производительности экскаваторов на железорудных и марганцевых карьерах Украины приведены в табл. 24.

Максимальная годовая производительность экскаваторов зна­чительно выше средней. Наибольшая годовая производительность экскаватора ЭКГ-4,6 на карьере ЮГОКа в 1968 г. составила на руде 1200 тыс. м 3 , против средней по карьеру 917 тыс. м 3 .

Определяющими элементами передовых методов работы маши­нистов экскаваторов являются:

тщательный уход за экскаватором и содержание его в исправном состоянии;

рациональное распложение экскаваторов в забое, обеспечива­ющее быстрое наполнение ковша, минимальный угол поворота при разгрузке и наименьшее число передвижек экскаватора;

применение эффективных приемов черпания и совмещение во времени отдельных операций рабочего цикла.

Последовательность решения задачи.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема:«Выбор одноковшового экскаватора и определение его производительности»

Цель работы:1. Изучить назначение, устройство, принцип работы и техно-

логические возможности одноковшового гидравлического

2. Изучить методику расчета производительности экскаватора

Наглядные и учебные пособия:инструктивная карта,методические указания по решению задач, плакаты, видеофильм, учебная литература.

Порядок выполнения работы:

· ознакомиться с порядком выполнения работы;

· изучить назначение, устройство, принцип работы одноковшового гидравлического экскаватора по плакатам, видеофильму и материалам учебной литературы;

· ответить на контрольные вопросы:

1) Предпочтительные области применения экскаваторов с пневмоколес-

ным и гусеничным ходовыми устройствами?

2) Общее устройство одноковшового гидравлического экскаватора?

3) Основные и сменные рабочие органы и рабочее оборудование гидрав-

лических экскаваторов и их назначение?

4) Принцип работы, операции и рабочие движения гидравлических экска-

· решить задачу по варианту:

Условие задачи:Выбрать одноковшовый экскаватор и автотранспорт для возки грунта, определить часовую и сменную производительность экска­ватора и количество автомобилей.

· защитить практическую работу:

Содержание отчета:титульный лист, тема, цель, ответы на контрольные вопросы, решение задачи.

Исходные данные к задаче

Номер задания Объем работ V, м 3 Дальность возки грунта L, км Вид грунта Плотность грунта уе, т/м 3 Угол поворо- та экскава- тора при выгрузке грунта, град
0,5 Супесь 1,6
15 000 Суглинок легкий 1,6
30 000 Суглинок тяжелый 1,75
50 000 Глина мягкая 1,8
40 000 Глина с примесью гравия 1,95

Последовательность решения задачи.

1. Выбор одноковшового экскаватора в зависимости от объема работ на объекте можно производить по табл. 1

Таблица 1. Рекомендуемые типоразмеры экскаватора в зависимости от объема работ

Читайте также  Постановка на учет экскаватора в Гостехнадзоре
Месячный объем работ, тыс. м 3 Вместимость ковша экскаватора, м 3
До 10 0,25. 0,4
10. 20 0,4. 0,65
20. 60 1. 1.6
60. 100 1,6. 2,5
Свыше 100 2,5 и более

Марку экскаватора выбирают по таблице 2.

Таблица2. Техническая характеристика одноковшовых экскаваторов

Показатель ЭО-3311Г ЭО-4112Б ЭО-5111Б ЭО- 4321А ЭО-4121Б ЭО-5122А ЭО-6122А
Вместимость ковша, м 3 0,4 0,65 1,0 0,8 0,65 1,6 2,5
Продолжительность рабочего цикла, с

2. Определение типа транспорта.

Грузоподъемность транспортной единицы определяют по фор­муле

где GT — грузоподъемность транспортной единицы, т;

пк = 3. 6 — количество ковшей с грунтом, выгружаемых экскава­тором в кузов транспорта;

g — вместимость ковша экскаватора, м 3 ;

уе — плотность грунта в естественном состоянии, т/м 3 ;

КН — коэффициент наполнения ковша фунтом (табл.3).

Таблица 3 Коэффициент наполнения ковша экскаватора грунтом

Наименование грунта Категория грунта Коэффициент напол­нения Кн
Растительный грунт Песок, супесь Суглинок легкий Суглинок тяжелый и глина жирная мягкая Суглинок и глина с примесью гравия I I I II Ш 0,85. 0,9 0,85. 0,9 0,85. 0,9 0,8 0,65. 0,7

По вычисленной грузоподъемности осуществляют выбор автоса­мосвалов(табл.4)

Таблица 4 Техническая характеристика автосамосвалов

Марка Грузоподъемность, т Объем кузова, м 3
ГАЗ-САЗ-53Б 3,5 5,0
ЗИЛ-ММЗ-554М 5,5 6,0
Прицеп-самосвал ГКБ-819 (КЗИЛ-ММЗ-554М) 5,0 6,4
КамАЗ-5511 10,0 7,2
Прицеп-самосвал ГКБ-8527 (КамАЗ-5511) 7,0 7,9
КрАЗ-256Б1 12,0 6,0

3. Определение числа транспортных единиц.

Число транспортных единиц определяют по формуле:

где — техническая производительность соответственно экскаватора и автосамосвала, м 3 /ч. Техническая производительность одноковшового экскаватора определяется по формуле:

где КР — коэффициент разрыхления грунта (табл. 5),

nц — число циклов в минуту

Таблица 5 Коэффициент разрыхления грунта в зависимости от состояния грунта

Вид грунта Влажность грунта, % Плотность грунта в естественном залегании, т/м 3 Значение коэффициента разрыхления грунта, КР
Песок Сухой песок Влажный песок Супесь легкая Супесь и суглинок Суглинок средний Сухой пылеватый тяжелый суглинок Глина сухая – 12. 15 7. 10 4. 6 15. 18 8. 12 17. 19 – 1,5. 1,6 1,6. 1,7 1,5. 1,7 1,6. 1,8 1,6. 1,8 1,6. 1,8 1,65. 1,8 1,7. 1,8 1. 1,2 1,1. 1,2 1,1. 1,2 1,2. 1,4 1,2. 1,3 1,3. 1,4 1,2. 1,3 1,2. 1,3

где — продолжительность одного цикла экскаватора, с

где t э — расчетная продолжительность цикла в условиях, приня­тых за эталон

(грунт I группы, угол поворота в плане β=90°), с;

Ак — продолжительность копания и разгрузки в долях едини­цы от общей

Вк — то же, для продолжительности поворотов;

Кс — коэффициент, характеризующий изменения продолжи­тельности операций

копания и разгрузки при переходе от грунта I группы к грунтам других групп (табл.5);

Кβ— коэффициент, характеризующий изменения продолжи­тельности операций

поворотов при значении угла по­ворота, не равном 90° табл. 6

Таблица 6 Значения коэффициентов Кс и Кβ

Группа грунта Коэффициент Кс Угол поворота, град Коэффициент Кβ
I 1,0 0,84
П 1,00
III 1,5 1,25
IV 1,9 1,49
1,74

Техническую производительность землевозного транспорта оп­ределяют по формуле

где Q — объем грунта в кузове, приведенный к объему его в плот­ном теле, м 3 ;

Т — продолжительность рабочего цикла автосамосвала, мин;

где G — грузоподъемность выбранного автосамосвала, т;

где , t1=0,5. 1,0 мин — продолжительность подачи автосамосвала под погрузку;

t2 — продолжительность погрузки, мин;

t3 — продолжительность груженого пробега, мин;

t4 — продолжительность разгрузки вместе с маневрированием (t4=1. 3 мин);

t5 — продолжительность порожнего (холостого) пробега, мин.

где К — коэффициент продолжительности погрузки из-за случай­ных задержек (К=1,1).

Так как все участки пути с разными условиями трудно учесть, то продолжительность груженого и порожнего пробегов определяют сле­дующим образом:

где L — дальность возки грунта, км;

vcp — средняя скорость автотранспорта, км/ч (табл.7).

Таблица7 Средняя скорость автосамосвала

4. Эксплуатационная часовая производительность одноковшо­вого экскаватора

где Пэ.ч — эксплуатационная часовая производительность экскава­тора, м 3 /ч;

Кв — коэффициент использования рабочего времени часа (Кв =0,92. 0,96 при работе в отвал, а при работе с погрузкой грунта на транспорт

5. Эксплуатационная сменная производительность одноковшового экскаватора

где Пэ.см — эксплуатационная сменная производительность, м 3 /см;

Ксм — коэффициент использования рабочего времени смены

см = 0,75. 0,85 при работе в отвал, а при работе с погрузкой грунта на транспорт

Тсм=8 ч. – продолжительность смены при нормальных условиях труда.

Производительность экскаваторов и бульдозеров

  • 1. Производительность одноковшовых экскаваторов
  • 2. Производительность бульдозеров

Производительность одноковшовых экскаваторов

Конструктивная или теоретическая — производительность за час непрерывной работы в расчетных условиях:

где: g — геометрическая вместимость ковша, м 3 ;

n — число циклов в единицу времени (минуту) при расчетных условиях.

Техническая производительность должна соответствовать конкретным условиям работы в забое:

где: g — объем ковша м 3 ;

kH — коэффициент наполнения ковша;

kp — коэффициент разрыхления грунта;

n — число циклов в минуту в конкретных условиях забоя;

Все величины, входящие в уравнение, кроме геометрической вместимости ковша, переменные, зависящие от грунтовых условий формы забоя и квалификации машиниста.

Источник фото: exkavator.ru Эксплуатационная производительность — средняя фактическая производительность машины с учетом простоев

Эксплуатационной производительностью называется средняя фактическая производительность (м 3 /ч) экскаватора при работе в конкретных условиях с учетом неизбежных простоев:

где: kB — коэффициент использования рабочего времени машины,представляющий собой отношение времени чистой работы ко всему затраченному;

kH — коэффициент наполнения 0,8 — 1,5 в зависимости от вида грунта,влажности, рабочего оборудования;

kp — коэффициент разрыхления 1,1 — 1,3;

kВ — коэффициент использования рабочего времени 0,75 — 0,85.

где: tц — продолжительность одного цикла, с.

В свою очередь, tц

где: tk — продолжительность копания (10-20 сек)

tn — продолжительность поворота на выгрузку (4-6 сек)

tв — продолжительность выгрузки (3-5 сек)

tn — продолжительность поворота в забой (2-3 сек)

Источник фото: exkavator.ru Нормативная производительность — это объем работ, который должен быть выполнен за единицу времени

Нормативная производительность — это объем работ, который должен быть выполнен с помощью машины за единицу времени. По своей сути она соответствует эксплуатационной. Число циклов и в единицу времени (минуту) зависит от конструктивных особенностей экскаватора, грунтовых условий, формы забоя.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще — оставьте заявку и Вам перезвонят.

Производительность бульдозеров

Производительность бульдозеров, в зависимости от вида выполняемых работ (разработка грунта или планировка поверхности), выражают в кубических или квадратных метрах. На производительность бульдозеров наиболее существенно влияют: физические свойства грунта (механический состав, плотность, влажность), дальность перемещения, уклоны местности, геометрические размеры и форма отвала.

При разработке и перемещении грунта бульдозер работает как машина цикличного действия и его производительность (м 3 /ч)

где: q — объем грунта, перемещенный отвалом и зависящий от геометрических размеров отвала и условий перемещения грунта;

n — число циклов в час при определенной дальности перемещения грунта;

Кп — коэффициент потерь грунта в боковые валики зависящий от дальности перемещения и вида грунта;

Кі — коэффициент учитывающий влияние уклона пути;

Кр — коэффициент первоначального разрыхления грунта;

Кв — коэффициент использования рабочего времени.

Число циклов бульдозера в час:

Продолжительность одного цикла:

Читайте также  Гидравлический быстросъем на экскаватор

где: tн, tг.х, tх.х, tп, tп.п, t — продолжительность резания (набора) грунта, груженного хода, холостого хода, одного поворота на 180 град. (10…20 сек), одного переключения скорости (5 сек), опускания отвала в рабочее положение (1…2 сек);

m — число переключений скоростей трактора в течении одного цикла;

lн, lг.х — длина путей резания грунта и перемещения к месту укладки, м;

vн, vг.х, vx.x — скорости движения бульдозера при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с;

kv — коэффициент учитывающий снижение скоростей по сравнению с расчетной конструктивной скоростью трактора (0,7…0,75 при резании и перемещении грунта), (0,85…0,9) при обратном холостом ходе.

Коэффициент потерь грунта зависит от дальности его перемещения и приближенно определяется зависимостью:

где: Кl — опытный коэффициент изменяющийся от 0,008 до 0,04, больше значения относяться к сухим сыпучим грунтам, меньшие к связным;

lг.х — длина пути перемещения грунта до места отсыпки, м.

Применение бульдозеров при дальности перемещения грунта свыше 20…30 м малоэффективно из-за больших потерь грунта в пути.

Объем перемещенного отвалом грунта в большой мере зависит от уклона. На спусках объем перемещенного за один раз грунта больше, а следовательно и производительность резко увеличивается.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Определение производительности карьерных одноковшовых экскаваторов

Теоретическая производительность

Теоретическая производительность ( ) — это объем породы, вырабатываемый при непрерывной работе экскаватора за единицу времени (обычно за 1 час). При этом коэффициенты наполнения ковша и разрыхления породы приняты равными единице, угол поворота ковша на выгрузку — 90 О для мехлопат и 135 О — для драглайнов.

, где

— объем (вместимость) ковша экскаватора, м 3 ;

— время рабочего цикла, с.

Техническая производительность

Техническая производительность экскаватора ( ) — это максимальная производительность для данного экскаватора при непрерывной экскавации пород с конкретными физико-механическими свойствами.

, где

-коэффициент экскавации, ;

— время непрерывной работы на одном месте;

— время движения экскаватора на другое место работы.

Эксплуатационная (сменная) характеристика

Эксплуатационная производительность экскаватора ( ) — это действительный объем пород, отрабатываемых за определенный период эксплуатации,

, где

— продолжительность смены, ч;

— коэффициент использования сменного времени экскаватора. При погрузке в железнодорожный транспорт =0,55 ÷ 0,8, в автосамосвалы, на конвейер и в отвал = 0,8 ÷ 0,9.

Годовая производительность

Годовая производительность (м 3 /год) экскаватора: , где

— количество рабочих смен в году.

Раздел.6. Пример расчета основных показателей работы парка автосамосвалов по перевозке породы горно-рудного предприятия и эксплуатационных расходов

Обозначение, формула, размерность

, тыс. м 3 или тыс. т

, км

, кг/м 3

Гидравлические экскаваторы с объемом ковша 4 м 3

, т

ч

Определение цикла работы карьерного самосвала

— Вскрышные работы произведены.

— Цикл работы самосвала состоит из следующих элементов:

1. Установка под погрузку;

2. Ожидание погрузки;

3. Погрузка экскаватором;

4. Движение в груженом состоянии по:

· горизонтальному участку (уклон 0%) длиной 200 м (L1);

· участку дороги длиной 300 м с уклоном 6% (L2);

· горизонтальному участку (уклон 0%) длиной 200 м (L3);

· участку дороги длиной 200 м с уклоном 8% (L4);

· горизонтальному участку (уклон 0%) длиной 600 м (L5);

5 .Установка под разгрузку и разгрузка;

6. Движение в порожнем состоянии (аналогично п.4, в обратной последовательности)

Цикл работы самосвала состоит из сумм времени выполнения всех выше перечисленных элементов цикла.

, мин

мин

мин

мин

Тяговые и тормозные характеристики самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 45 тонн (Глава 1.4 Раздел 1 Часть II)

Определяется как ti = ∑Li /vi, сумма времени прохождения каждого участка трассы, где Li — длина i-го участка,

vi — скорость движения на i-м участке с учетом движения под уклон или с уклона.

Расчет времени движения самосвала в груженом состоянии:

= 200 м; уклон = 0%; v= 50 км/ч; = 0,24 мин;

= 300 м; уклон = 6%; v = 17,5 км/ч; = 1,03 мин;

= 200 м; уклон = 0%; v = 50 км/ч; = 0,24 мин;

= 200 м; уклон = 8%; v = 16,8 км/ч; = 0,71 мин;

= 600 м; уклон = 0%; V = 50 км/ч; = 0,72 мин. мин

Расчет времени движения самосвала в порожнем состоянии:

= 600 м; уклон = 0%; v = 55 км/ч; = 0,72 мин;

= 200 м; уклон = 8%; v = 28 км/ч; = 0,43 мин;

= 200 м; уклон = 0%; v = 55 км/ч; = 0,22 мин;

= 300 м; уклон = 6%; v = 52 км/ч; = 0,35 мин;

= 200 м; уклон = 0%; v = 55 км/ч; = 0,22 мин; мин

, мин

Производительность и режимы работы одноковшовых экскаваторов

Различают теоретическую (кон­структивную), техническую и эксплуа­тационную производительность экска­ватора.

Теоретическая производительность м 3 /ч, определяется по формуле

где q— геометрическая вместимость ковша, n — конструктивно возможное (расчетное) чис­ло рабочих циклов в час.

Техническая производительность, м 3 /ч, определяется по формуле

где пт — наибольшее возможное число циклов в минуту при данных условиях работы; Кr, — ко­эффициент влияния грунта, равный Кr = Кн/ КР (Кн — коэффициент наполнения; КР — коэф­фициент разрыхления).

Значения этих коэффициентов при­ведены в табл. 2.7 и 2.8. Таким образом,

Эксплуатационная производитель­ность может быть часовой, сменной, месячной и годовой. Эксплуатацион­ная производительность в отличие от технической учитывает использование

2.7. Коэффициент наполнения Кн
где Кв, — коэффициент, учитывающий исполь­зование экскаватора по времени; Км — коэффи­циент, учитывающий квалификацию машиниста.

При определении коэффициента Кв учитывают только те задержки, кото­рые неизбежны при работе экскавато­ра: передвижки в забое, время на тех­ническое обслуживание и т. п. Коэф­фициент квалификации машиниста Кмв среднем для строительных универ­сальных экскаваторов принимают равным 0.86.

Сушестует ряд дополняющих друг друга мероприятий, одновременное выполнение кото­рых помогает добиться наилучших показателей работы машины:

повышение производительности собственно экскаватора благодаря освоению навыков рабо­ты на нем (совмещение операций цикла, сокра­щение угла поворота платформы; сокращение продолжительности набора грунта, увеличение наполнения ковша, применение ковша увеличен­ной вместимости);

Грунт Группе Пряиач лииатя Драглайн
Глина:
средняя II 1,08. 1,1 8 0,98,. .1.06
влажная III 1,3. 1.5 1.18..Л.28
тяжелая IV 1,0. 1,1 0,95-1,0
влажная IV 1,25.. .1,4 1,1. 1,4
Суглинок при естественной влаж- II 1.05..Л.12 0,8.. .1,0
ности
Суглинок при влажности больше II 1,2.. 1.32 1,15. 1,25
естественной
Песок и гравий влажные I, 11 1,15.. .1,23 1.1. ..1.2
Песок, гравий, щебень и хорошо 1, V, VI 0,95. 1,02 0,8-0.9
взорванные скальные породы
Плохо взорванные скальные по- V ..VI 0.75. 0.9 0.55..-0.8
роды

экскаватора по времени и квалифика­цию машиниста, т. е. степень организа­ции экскаваторных работ и умение ма­шиниста владеть машиной.

мероприятии организационного характера, относящиеся ко всему комплексу механизмов.

2.8. Коэффициент разрыхления Кр

Группа грунта

1,2 1,25 1,35. 1,4 1,5

IV (мелкодробленая порода)

IV (крупнодробленая порода)

участвующих в технологическом процессе разра­ботки и перемещения грунта, и направленные на устранение простоев экскаватора (улучшение организации подхода автомобильного транспор­та к экскаватору, применение рациональных схем разработки)

мероприятия по ремонту и техническому об­служиванию экскаваторов, сокращение времени простоев;

Опытные машинисты при работе прямой лопатой -обычно, совмещают поворот платформы па выгрузку и раз­грузку и обратный поворот ее с опуска­нием ковша, при работе грейфером -подъем ковша с поворотом платформы на выгрузку, и разгрузку с обратным поворотом ее и опусканием ковша.

Уменьшение угла поворота плат­формы от забоя к месту разгрузки ков­ша и обратно влияет на продол житель-. ность рабочего цикла, так как эта опе­рация составляет (при угле поворота 90°) 60. 65 %’продолжительности цик­ла. Следует стремиться уменьшить угол поворота платформы, например, применять схему разработки грунта драглайном с нижней погрузкой, кото­рая дает возможность значительно со­кратить продолжительность цикла. По этой схеме автосамосвалы устанавли­вают под погрузку не на уровне стоян­ки экскаватора, как это принято по

Читайте также  Свидетельство о регистрации экскаватора

обычной схеме, а ниже, на отметке дна разрабатываемой выемки. При этом угол поворота платформы к месту за­грузки ковша составляет всего 10. 12°. Кроме того значительно сокращается время на подъем груженого ковша, что также повышает производительность.

Сокращение времени набора грун­та и увеличение наполнения ковша также существенно влияют на произ­водительность экскаватора. Приемы разработки изменяются в зависимости от характера разрабатываемого грун­та. При работе драглайном в легких песчаных грунтах машинист включает фрикционную муфту тягового бараба­на еще до того, как ковш коснется за­боя, т. е. врезается в грунт с хода. При работе, в тяжелых глинах ковш забра­сывают таким образом, чтобы зубья его врезались в грунт, и только после этого включают тяговый барабан.

При работе прямой лопатой при разработке глубоких выемок в песча­ных грунтах рекомендуется заполнять ковш на коротком пути в нижней части откоса, т. е. сокращать время набора. Затем, пользуясь перерывами при сме­не автосамосвала, обрушают грунт верхней части откоса, работая ковшом с открытым днищем.

2.9. Примерные годовые режимы работы одноковшовых экскаваторов (при использовании их в две

Примечание. При расчете приняты следующие составы: *—ЭО-2621А — 90%; ЭО3112 -10 %

. ,. 1 -• .’ •’ .
Пнсвмоколёсные экскаваторы с ковшом вместимосгью Гусеничные экскаваторы с ковшом вместимостью
0.4 . 0.5 м3″ 0.5 . 0.65 м3′»
П III IV V VI II III IV V V,
!12
5
16.4 16,4 16,4 16,4 16.4 16,4 16,4 16,4 16.4 16.4 16,4 16,4

В тяжелых глинистых грунтах (особенно влажных) ковш нельзя на­бивать плотно: разгрузка напрессо­ванного в ковш грунта затрудняется. Потери времени на стряхивание уплот­ненного грунта превосходят выигрыш от большого заполнения ковша.

При разработке грунтов I и II групп прямой лопатой и драглайном применение ковшей увеличенной вме­стимости повышает производитель­ность одноковшовых экскаваторов.

Годовые режимы работы одноков­шовых экскаваторов определяют рас­пределение годового календарного времени на рабочее время машины и время перерывов в ее работе.

В рабочее время машины включа­ется время на: выполнение операций технологического процесса по осуще­ствлению строительных работ, пере­движение машины своим ходом вдоль фронта работ, передвижение в преде­лах строительной площадки от одного объекта выполнения работ на другой, технологические перерывы в работе машин, подготовку машины к работе в начале смены и сдаче ее в конце сме­ны, а также техническое обслужива­ние, производимое в течение смены.

Кроме годового режима работы мо-

Смевы).

гут разрабатываться суточные и смен­ные режимы, а в необходимых слу­чаях — и на другие периоды кален­дарного времени года (например, ква­ртал, полугодие, месяц и т. п.),.

В годовом режиме принимаются во внимание только целосменные переры­вы в р а бете машины. Годовой режим работы определяется на среднесписоч­ную машину. Число среднесписочных машин устанавливается делением чис­ла календарных дней, в течение кото­рых машины находятся в распоряже­нии строительных организаций, на чис­ло календарных дней в.году. Для опре­деления годового режима работы про­водится подсчет перерывов (сутки, дни) в работе из-за праздничных и вы­ходных дней, неблагоприятных метео­рологических условий, технического обслуживания и ремонта машин, пере­базировки машин.

Кроме того, подсчитываются часы работы среднесписочной машины в те­чение суток (календарного дня). В годовом режиме могут быть предусмо­трены перерывы в работе машины по непредвиденным причинам в пределах 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней. Празд­ничные и выходные дни устанавлива-

** — ЭО-3322Д — 5%.
ЭО-3211Е-1 — 45%;

*** ЭО-4112 — 80%; ЭО-4124- 20%;

ются по календарю, а при работе по скользящему графику на основании графиков производства работ, приня­тых данной организацией.

Дни, затрачиваемые на перебази­ровку машин в течение года, опреде­ляются по числу и территориальному размещению строящихся объектов, по продолжительности их строительства, а также по данным о фактическом чис­ле машин и продолжительности их перебазировок (включая время на пе­ревозку машин на ремонтные пред­приятия и обратно к мосту работы) за предшествующий отчетный период. При этом учитываются намеченные на планируемый период изменения струк­туры работ, число и размещение объ­ектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировок.

Простои по метеорологическим причинам принимают в соотвестиии с «Методическими ука­заниями» по температурным зонам. Например, для экскаваторов и других машин к зоне I от­носите и район Одессы, к зоне II — районы, при­мыкающие к Таллинну, Харькову; к 111 зоне-районы Москвы. Волгограда; к IV зоне — рай­оны Казани, Хабаровска; к V зоне — районы Читы, Иркутска; к VI зоне район г. Бодайбо (табл. 2.9).

Определение производительности одноковшового экскаватора

Принято различать три вида производительности: теоретическую, тех­ническую и эксплуатационную. Некоторые авторы вводят ещё для экскава­торов понятие базовой производительности. Теоретическая производитель­ность — это конструктивно-расчетная производительность машины. Так как расчетным путем теоретическую производительность определить сложно, то ее определяют экспериментально и называют базовой.

Под базовой производительностью одноковшовых экскаваторов пони­мают производительность сравнительно новой машины (определяемую экс­периментальным путем), срок эксплуатации которой не превышает 2500 ма­шино-часов (м-ч), замеренную в следующих фиксированных условиях: угол поворота рабочего оборудования для разгрузки равен 90°, разгрузка грунта производится в отвал, глубина копания является оптимальной, нет пространственных ограничений на строительной площадке, стрела установ­лена в среднее положение, квалификация оператора хорошая, хорошее со­стояние режущей кромки и зубьев, работа идет беспрерывно в течение одного часа.

Техническая производительность отличается от базовой тем, что учи­тывает технические факторы, влияющие на повышение или уменьшение про­изводительности.

Эксплуатационная производительность, часовая, сменная, месячная или годовая, отличается от технической влиянием квалификации оператора и ис­пользованием рабочего времени в течение расчетного периода.

Базовая производительность определяется экспериментально для экскаваторов с различной вместимостью ковша и для различных грунтов или разрабатываемых материалов, а также для различных видов рабочего обору­дования.

Рис. 2.7 — Базовая производительность гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата

Значение базовой производительности для гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием обратная лопата в зависимости от геометрической вместимости ковша представлено на рис. 2.7.

Для гидравлического экскаватора ЭО-5322А базовая производительность = 260 м 3 /ч

Техническая производительность определяется по формуле[3]:

где

= 0,84 — коэффициент, учитывающий глубину копания;

= 1 — коэффициент, учитывающий угол поворота рабочего оборудования при разгрузке;

= 1 — коэффициент, учитывающий условия разгрузки;

= 1 — коэффициент, учитывающий состояние режущей кромки и

= 1 — коэффициент, учитывающий установку стрелы;

= 1 — коэффициент, учитывающий тип загружаемого транспортного средства;

= 1 — коэффициент, учитывающий квалификацию оператора.

Эксплуатационная производительность определяется по формуле[3]:

где = 0,83 — коэффициент использования машины по времени;

Пэ = 218.4 × 0,83 = 181.27 м 3 /ч

Расчеты на прочность.

Рассчитаем палец крепления зуба экскаватора на контактную прочность и изгиб, также проверим на прочность зуб и пластинчатую пружину экскаватора.