Бульдозер ЧТЗ б10м технические характеристики

Бульдозер Б10М

Бульдозер производится в России, на Челябинском тракторном заводе. Основой техники стал трактор Т-170. Чтобы улучшить все показатели техники, потребовалось немало времени. Но теперь бульдозер Б10М способен выполнять множество разнообразных функций и применяется в различных типах работ. Например, при работе с грунтами первой, второй и третьей категории без предварительного рыхления, а четвертой – с ним.

Бульдозер справляется со скальными грунтами, подверженными трещинообразованию, и мерзлыми. Так как техника российская, то погодные и температурные воздействия играют не маловажную роль при работе машины. Температурный диапазон рабочего состояния составляет от -50 до +40 градусов. Также нет особых требований к влажностному режиму, степени запыленности воздуха и атмосферному давлению (бульдозер Б10М может работать на высоте 3000 м).

Особенности и преимущества

Особенностью бульдозера ЧТЗ Б10М считается возможность установки лебедки. Таким образом, сфера применения техники значительно расширяется и включает работы по перевозке леса, в строительстве, при устранении последствий стихийных бедствий или аварий. Сам бульдозер относится к десятому тяговому классу.

Б/у бульдозер Б10М

В результате технических разработок проектировщиков, бульдозер обладает следующими особенностями:

  • вынесенные вперед точки крепежа гидравлических цилиндров. Это благоприятно отразилось на снижении усилий при подъеме или опускании рабочего органа, а также на увеличении скорости выполнения рабочих операций и точности их;
  • продолжительность эксплуатационного периода техники значительно выросла, т.к. ход гидравлических цилиндров был увеличен. При этом давление в системе гидравлики уменьшилось почти вполовину;
  • отвал, имеющий форму полусферы, немного изменил свою конструкцию, что положительно сказалось на выработке техники при работе с грунтами без предварительного рыхления;
  • отсек двигателя также несколько изменился. Теперь достать до самого агрегата стало проще, что привело к уменьшению времени на техобслуживание и ремонт.

К неоспоримым преимуществам бульдозера Б10 относятся: высокая надежность, производительность, маневренность, проходимость и широкая сфера применения.

Модификации

Функционально и по техническим показателям модификации мало отличаются от стандарта, но могут применяться в других областях:

  • 0111-1Е – применяется в строительстве при планировке территории, также может рыть котлованы и выполнять обратную засыпку;
  • 0101-ЕН – используется в строительстве для снятия верхнего слоя грунта, также может создавать отвалы и использоваться в карьерах;
  • 0001-ЕН – область применения такая же, как у предыдущей модификации, но с возможностью очистки дорог от снега;
  • 0111-ЕН – широко применяется в сельском и коммунальном хозяйстве, в нефтегазовой сфере;
  • 0111-ЕР – снегоуборочная техника (также может убирать мусор);
  • Б.0121-2В4 – используется, когда основание представлено мягким, рыхлым или замерзшим грунтом, а также болотом.

Серия Б отличается от стандартного бульдозера повышенной надежностью функциональных узлов и условиями работы оператора. Оси качания на этих машинах вынесены, а редукторы установлены планетарные.

В зависимости от рабочего органа, модификации имеют маркировку В – прямой отвал, Д – поворотный (для дорожных и планировочных работ), К – в форме сферы (для работы с сыпучими), Е – полусферы (универсальный).

Технические характеристики и габариты

К основным характеристикам бульдозера Б10М относятся:

Параметр Значение
Масса 15,5 т
Удельное давление на основание 55 кПа
Скорость передвижения 10,4 км/ч
Вес бульдозера с учетом отвала и рыхлителя 19,5 т
Расход топлива бульдозера Б10М 28,5 л/ч
Параметр Значение
Длина 4,29 м
Ширина 2,48 м
Высота 3,18 м
Ширина колеи 1,88 м
Колесная база 2,88 м
Дорожный просвет 0,44 м

Двигатель

Зависит от того, на базе какой модели трактора выполнен бульдозер:

  • Т10М.0000 – четырехтактный четырехцилиндровый мотор Д-180 объемом 14,2 л. Двигатель характеризуется рядным расположением цилиндров диаметром 130 мм. Запуск происходит через пусковой мотор или электрический стартер. Мощность такого агрегата составляет 133 кВт (180 лошадиных сил), а количество совершаемых оборотов за минуту – 1250;
  • Т10М.6000 – шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236Н-3, имеющий объем 11,2 л. Запускается мотор через электрический стартер. Имеет мощность 140 кВт (191 лошадиная сила). Цилиндры расположены в форме V и имеют диаметр 13 см. Количество оборотов за минуту составляет 1800.

Система очистки воздуха включает в себя центробежную систему и бумажные фильтры. Двигатель бульдозера Б10М может работать на конденсате, керосине или дизеле.

Параметр Значение
Модель Д-180, ЯМЗ-236Н-3
Число цилиндров 4
Рабочий объем 14,5 л
Мощность 170 кВт /230 л. с.
Частота вращения 1250 об/мин
Тип охлаждения жидкостное

Трансмиссия

В состав входит передача, включающая элементы механики и гидравлики, которая отвечает за регулировку скорости. Происходит это автоматически и главным параметром является внешняя нагрузка. Также преимуществом трансмиссии является скорость реверса и смена скорости без потери мощности. Она понижает нагрузки, что положительно сказывается на всей машине и на производительности. КПП рассчитана на шесть скоростей, с равным количеством в обе стороны. Для переключения предусмотрена гидравлика.

Новый бульдозер Б10М может комплектоваться двумя типами трансмиссии. Первый тип – это механическая реверсивная КПП на восемь скоростей. Гидравлический сервер отвечает за корректное поведение поворотного устройства. Второй – это гидромеханическая коробка передач планетарного типа на три передачи.

Устройство

Устройство бульдозера Б10М отличается от предыдущей версии, установленным двигателем большей мощности вкупе с измененными параметрами системы подачи топлива.

Чтобы ходовая часть прослужила больше, предусмотрены уплотнения. Они препятствуют попаданию масла наружу из катков. Опорные катки, расположенные спереди оборудованы специфическими подшипниками. В некоторых моделях предусмотрена масляная ванна для тормозящих и поворотных узлов. Это нововведение получило название «мокрый мост», который также позволил продлить время работы бульдозера Б10М без необходимости техобслуживания и ремонта. Кроме того, маневренность и надежность машины стала заметно выше.

Кабина оператора

Чтобы поддерживать нормальную температуру в кабине, предусмотрена система отопления и вентилирования воздуха. Она использует тепло охладительной жидкости для обогрева. Также бульдозер Б10М оснащен шторкой для защиты от солнечных лучей, креслом водителя, которое регулируется под его потребности. Остекление кабины двойное, обзорность довольно большая. Спереди и сзади окна закрыты решеткой в целях безопасности. Приборная панель видима даже при попадании солнца, что позволяет оператору своевременно реагировать на сигналы. Системы безопасности – FOPS и ROPS позволяют чувствовать себя комфортно в любых ситуациях.

Гидравлическая система

В состав гидравлической системы бульдозера Б10М входит тележка, крепящаяся в трех узлах. Также она имеет балансирный брус с амортизаторами. Гусеничный ход предполагает шарнирное закрепление гусениц, а также наличие уплотнений между ними. Такая конструкция позволяет повысить производительность машины при бульдозерных работах.

Навесное оборудование

Для повышения функциональности техники, предусмотрен широкий выбор навесного оборудования. Отвалы применяются:

  • тип В – для перевозки земли и планировании территорий;
  • тип Д – при выполнении дорожных работ;
  • тип К – для работ с сыпучими;
  • тип Е – для выполнения земляных работ.

Таким образом, техника считается универсальной.

Стоимость нового и б/у

3 млн. руб. – цена бульдозера Б10М в базовой сборке. При этом, если установлено оборудование, которое не входит в стандартную комплектацию, то цена может подняться до 5 млн. руб. Таким образом, аренда машины выйдет намного дешевле.

Аналоги

К аналогам бульдозера Б10М относится Shantui SD16.

Бульдозер Б10М (Б-10М)

Технические характеристики

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10М. 0001(ГМТ)
— гидромеханическая трансмиссия, 6-ти катковая тележка, полусферический отвал, гидроперекос отвала, длинноходовые гидроцилиндры , является результатом модернизации бульдозеров типа Б10 (бульдозера Б-10). Бульдозер Б10М (Б-10М) предназначен для разработки грунтов I — III категории без предварительного рыхления, грунтов IV категории с предварительным рыхлением, а также трещиноватых скальных пород и мерзлых грунтов при температуре грунта до -5°С.
Бульдозер Б10М может эксплуатироваться в условиях умеренного и холодного климата при температурах окружающего воздуха от плюс 40°С до минус 50°С, на высоте до 3000 м над уровнем моря, при высокой запыленности, а также в условиях тропического климата (тропическое исполнение).

Двигатель

Тип двигателя четырехтактный с турбонаддувом, 4-цилиндровый рядный
Диаметр цилиндра, 150,0 мм
Ход поршня, 205,0 мм
Рабочий обьем, 14,848 л
Запас по крутящему моменту, 25%
Удельный расход топлива г/кВт*ч(г/л.с*ч) , 218 (160)
Пуск дизеля от электростартера или пускового двигателя
Масса с электростартерным пуском, 1890 кг.
Масса с пусковым двигателем, 2095 кг.
Габариты:
— длина 1730 мм.
— ширина 1190 мм.
-высота 1730 мм.
Двухступенчатый воздухоочиститель:
— первая ступень- мультициклон с автоматическим удалением пыли;
— вторая ступень — бумажные фильтрующие элементы.
Система охлаждения жидкостная.
Система смазки — комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами.

Трансмиссия и ходовая система бульдозера Б10М (Б-10М)

Трансмиссия трактора гидромеханическая. Отличается применением усовершенствованных узлов. В составе гидромеханической трансмиссии Б10М используется коробка передач с передаточным числом согласующего редуктора 1,25, что повышает КПД трансмиссии в целом и улучшает тяговые характеристики трактора. Усовершенствованная система суфлирования гидротрансформатора.
Гидромеханическая трансмиссия с трехколесным одноступенчатым гидротрансформатором, трехскоростной планетарной реверсивной коробкой передач обеспечивает:
-автоматическое регулирование скорости движения в зависимости от соответствующих внешних нагрузок;
-переключение передач без разрыва потока мощности и быстрый реверс;
снижение динамических нагрузок в силовой передаче.
Ресурс ходовой системы бульдозера Б10М (Б-10М) увеличен благодаря применению:

  • тележки имеющая 6(шесть) опорных и 2(два) поддерживающих катка, с трехточечной подвеской, с микроподрессориванной балансирной балкой. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах. Шестикатковые тележки существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата;
  • опорных катков спроектированных по схеме, где в качестве антифрикционного материала используется бронза (подшипники скольжения);
  • уплотнений Duo Conе в опорных и поддерживающих катках, в направляющих колёсах;
  • ведущих колёс со сменными зубчатыми сегментами, обеспечивающие высокий ресурс работы и легкость замены.
  • гусениц с уплотнёнными шарнирами и башмаком из стали с высокими физикомеханическими свойствами и креплением специальными болтами, удельным давлением на грунт 0,055МПа;
  • бортовых редукторов двухступенчатого с цилиндрическими шестернями и плавающей шестерней на второй ступени, общим передаточным числом 14,79;
  • в механизмах поворота металлокерамических дисков трения, что увеличивает ресурс узла до 10 000 мото/часов и период между регулировками.

Гидротрансформатор

обеспечивает автоматическое бесступенчатое изменение частоты вращения и крутящего момента на выходном валу.

Планетарная коробка передач

Имеет 3 передачи вперед и 3 передачи назад с гидропереключением передач и реверса.

Карданная передача

Упрощает сборку трансмиссии и позволяет устанавливать двигатель на амортизаторах, что снижает уровень вибрации.

Читайте также  Бульдозер д 606 технические характеристики

Гидравлическая система

Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы зависит от установки навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и приводится от его шестерен распределения. Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами «Реготмас» имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива. Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.

Номинальное давление в системе, 16 МПа.
Давление настройки предохранительного клапана, 18-20 МПа.

Гидроцилиндры передней навесной системы:
— диаметр гидроцилиндра, 100 мм
— диаметр и ход штока, 60х800 мм

Гидроцилиндр перекоса отвала:
— диаметр гидроцилиндра, 160 мм
— ход штока, 200 мм

Гидроцилиндр рыхлителя:
— диаметр гидроцилиндра, 160 мм
— ход штока, 450 мм

Заправочные емкости бульдозера Б-10М(ГМТ) :

Топливный бак 300 литров
Система охлаждения 60 литров
Система смазки двигателя 32 литров
Коробка передач и задний мост
гидромеханической трансмиссии 90 литров
Бортовой редуктор (каждый) 12 литров
Гидравлическая система 100 литров

Габаритные размеры

Габаритные размеры тракторов Т10М всех модификаций и комплектаций укладываются в железнодорожный габарит.
Модель бульдозер Б-10М. 0001(ГМТ) имеет габариты:
Длина 4210мм
Ширина 2480мм
Высота 3250мм
Колея 1880мм
База 2880мм

Скидки на запчасти!

В продаже имеются запасные части с большой скидкой.

8 800-201-03-64
(по России бесплатно)

Бульдозер ЧТЗ Б10М и его модификации — простая и надежная техника

Начиная любую стройку, первым делом производят расчистку территории. Для этого удобнее всего воспользоваться бульдозером, представляющим собой трактор с закрепленным спереди широким отвалом из металла. Этим отвалом он легко перемещает грунт, разравнивая поверхность строительной площадки. Герой сегодняшнего обзора – популярный и доступный по цене бульдозер Б10М.

Бульдозер ЧТЗ Б10М

Машина эта относится к десятому тяговому классу и выпускается на ЧТЗ (Челябинском тракторном заводе). Она создана на базе тракторов Т10М этого же производителя и может оснащаться простой и надежной механической либо более производительной гидромеханической трансмиссией. Несколько модификаций (в том числе болотоходная) позволяют сделать агрегат максимально функциональным. К слову, эта модель стала результатом доработки

Агрегат весьма комфортен в использовании, так как у него существенно снижена вибрация. Это достигается благодаря установке силовой части на амортизационную систему.

Башмаки гусениц бульдозера сделаны из особо крепкой стали и держатся на специальных болтах. Сегменты колес весьма долговечны и легко заменяются, а в подшипниках скольжения опорного катка ведущие детали сделаны из бронзы. Отметим еще уплотнение Duo Cone самоподжимного типа, примененное5 в катках и колесах, которое увеличивает ресурс работы машины. Ходовая часть оснащена жесткой балансировочной балкой на рессорах.

Фото бульдозера Б10М

Назначение

Предприятия нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности, строители и мелиораторы применяют подобную спецтехнику. Машина без рыхления справляется с различными типами грунтов вплоть до третьей категории: песком, гравием, суглинком любой плотности и легкой глиной. Если же поверхность почвы разрыхлена, то бульдозеру под силу работа и с грунтом четвертой категории. Это тяжелая глина, промерзшая земля различного состава (торф, песок, супесь, суглинок, глина).

И для удаления больших снежных завалов весьма практично использовать агрегат Б10М. Отметим, что он может успешно трудиться при холоде в минус 50 градусов и на жаре плюс 40 градусов. Ему не повредят ни излишняя влага, ни пыль в большом количестве, содержащиеся в воздухе. То же самое можно сказать о высокогорных условиях, которые не станут помехой работе бульдозера. Три тысячи метров над уровнем моря – его предел выносливости. Прекрасно работает машина и в субтропическом климате, душном и влажном.

Устройство

Улучшив предыдущую модель бульдозера (Б-10), разработчики достигли своей цели. Они в первую очередь потрудились над топливной системой и двигателем.

Двигатель

Четырехцилиндровый рядный мотор марки Д180 обладает немалой мощностью – 180 лошадиных сил. Однако горючего он потребляет меньше, чем предыдущая модель. Запускаться он может либо при помощи ЭССП (электростартерной системы), либо при помощи специального пускового двигателя П-23У.

Трансмиссия

Существует два варианта трансмиссии:

  • Трансмиссия механического типа предусматривает коробку передач с восемью скоростями и управление поворотным механизмом с помощью гидросервера.
  • В машине с трансмиссией гидромеханического типа коробка передач планетарная, реверсивная. Скоростей переключения – три (вперед и назад).

Управление

Для поворота бульдозера используются бортовые фрикционы с дисками из металлокерамики. Они постоянно замкнуты. Прочные и надежные тормоза имеют сервированное управление.

Кабина оператора

У данной модели удобная герметичная кабина, которой не страшны ливень и снег. Переднее и заднее двойные стекла разделены и оснащены защитными решетками, благодаря чему можно работать даже в очень суровых погодных условиях. Отопление сделано на основе аппарата «Зенит 8000», оно достаточно мощное. Отметим систему защиты ROPS-FOPS, спасающую машину от опрокидывания, а водителя – от падения тяжестей сверху. Удобнейшее кресло «Пилот» делает работу на бульдозере весьма комфортной.

Кабина бульдозера Б10М

Гидравлика

Применение гидравлических цилиндров длинного хода позволило снизить давление в системе на 40 процентов. Кроме того, повысился ресурс работы. Благодаря наличию гидравлического трансформатора стало возможным регулировать крутящий момент и скорость вращения вала автоматически, бесступенчатым способом.

Технические характеристики

В таблице технические характеристики бульдозера ЧТЗ Б10М:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип двигателя Д-180
Мощность двигателя 132 кВт
Частота вращения 1250 об/мин
Коэффициент крутящего момента от 25 %
Ширина башмака гусеницы 0,5 м
Просвет (при твердом грунте) 0,435 м
Заправочная емкость 300 л
Расход горючего 28,5 л/час
Давление жидкости в гидросистеме 20 МПа
Вес (базового трактора) 15,475 т
Вес (с отвалом, рыхлителем и полной заправкой) 19,57 т
Длина (с отвалом и прицепом) 5,673 м
Длина (с отвалом и рыхлителем) 6,867 м

Модификации

Бульдозер может комплектоваться несколькими видами отвалов – прямым (тип В), сферическим (тип К), полусферическим (тип Е и Е1), поворотным (тип Д). Сферическая форма хороша для работы с сыпучими материалами (углем, торфом, снегом), полусферическая – более емкая и удобная, чем прямая. Отвалы поворотного типа применяются при проведении дорожных и планировочных работ.

Б-10М.0101-1Е

Модель оснащена отвалом полусферической формы с гидравлическим цилиндром перекоса, увеличивающей на одну пятую производительность агрегата. В таблице – основные параметры.

Технические характеристики:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип трансмиссии механическая
Тип прицепного устройства ЖПУ (жестко-прицепное)
Тип бульдозерного оборудования отвал типа Е
Система пуска двигателя П-23У
Число опорных катков с каждой стороны 6 шт.
Производительность насоса НШ-100 28,5 л/мин
Давление на грунт (удельное) 0,054 МПа
Тяговое усилие (максимум) 151,8 кН
Вес (с отвалом и ЖПУ) 18,425 т

Фото бульдозера Б10М.0101-ЕН

Б-10М.0111-1Е

Отличие этой модели от предыдущей – пятикатковая тележка. Оборудование используется такое же (ЖПУ и отвал полусферической формы).

Технические характеристики в таблице:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип трансмиссии механическая
Тип прицепного устройства ЖПУ (жестко-прицепное)
Тип бульдозерного оборудования отвал типа Е
Число опорных катков с каждой стороны 5 шт.

Фото бульдозера Б10М.0111-1Е

Б-10М.0101-ЕН

На данном бульдозере, кроме полусферического отвала, имеется рыхлитель с одним зубом.

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип трансмиссии механическая
Тип бульдозерного оборудования отвал типа Е
Тип навесного оборудования рыхлитель типа Н
Вес (с отвалом и рыхлителем) 19,905 т

Б10М.0001-ЕН

У данной модели, как и у предыдущей, присутствуют отвал полусферической формы и рыхлитель с одним зубом. Но трансмиссия здесь гидромеханическая.

Характеристики Показатели
Тип трансмиссии гидромеханическая
Тип бульдозерного оборудования отвал типа Е
Тип навесного оборудования рыхлитель типа Н

Б10М.0111-ЕН

Механическая трансмиссия, пятикатковая тележка, отвал полусферической формы и рыхлитель с одним зубом – отличия этой модели.

Б10М.0111-ЕР

Буква «Р» означает, что рыхлитель используется не с одним, а с тремя зубами. Кроме того, данная модификация предполагает использование любого типа отвала. Параметры:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип трансмиссии механическая
Тип бульдозерного оборудования отвалы типа Е, К, В, Д
Тип навесного оборудования рыхлитель типа Р
Число катков с одной стороны 6 шт.

Бульдозер Б10М.0111-ЕН

Соответственно, модель Б10М.0001-ЕР имеет гидромеханическую трансмиссию и шестикатковую тележку, а Б10М.0111-ЕР – механическую трансмиссию и пять катков с каждой стороны.

Б10МБ.0121-2В4

Напоследок расскажем о болотоходной модели, которая незаменима на подтаявшем и болотном грунте. Ее особенности – семикатковая тележка, прямой отвал, прицеп маятникового типа.

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип трансмиссии механическая
Тип прицепного устройства МПУ (маятниковое)
Тип бульдозерного оборудования прямой широкий отвал
Число опорных катков с каждой стороны 7 шт.
Число поддерживающих катков 2 шт.
Ширина гусеничного башмака 0,92 м
Производитель насоса НШ-100 28,5 л/мин
Давление на грунт (удельное) 0,031 МПа

На видео бульдозер ЧТЗ Б10М:

Б10М — бульдозерно-рыхлительный аппарат челябинских машиностроителей

В продолжение темы про машины производства «ЧТЗ» хочу рассказать о бульдозере Б10М и его модификациях. Техника, разработанная уральскими инженерами, всегда славилась надёжностью и неприхотливостью в обслуживании.

Внешне аппарат можно перепутать с трактором Т-170, что не удивительно, ведь за основу новой машины взяли именно это шасси. Однако «десятку» оснастили более тяговитым двигателем, производительной гидравликой и усиленной трансмиссией.

  1. Назначение
  2. Рабочие параметры
  3. Таблица №1. Технические характеристики
  4. Силовой блок
  5. Силовая передача, ходовая
  6. Гидравлическая система
  7. Общая характеристика
  8. Размеры
  9. Таблица №2. Размеры
  10. Рабочее место
  11. Управление рабочими механизмами
  12. Нюансы эксплуатации
  13. Исполнения
  14. Плюсы, минусы
  15. Стоимость нового, подержанного бульдозера, аналоги
  16. Видео

Назначение

Спецтехника востребована на предприятиях нефтяной, газовой, горной, лесной промышленности. Бульдозер часто можно встретить на стройплощадках или при проведении мелиоративных мероприятий.

Без предварительного рыхления аппарат может справиться с грунтами I-III категории. Машина уверенно работает с песком, гравием, суглинком любой плотности или лёгкой глиной.

При использовании рыхлителя возможно послойное копание грунта IV категории (промёрзшая почва любого состава). Кроме этого, машину задействуют при расчистке снежных завалов — предельная температура эксплуатации составляет -50 °C.

Рабочие параметры

Отдельного хочу рассказать про техническую сторону оснащения бульдозера. Тяговые, прочностные и эргономичные параметры делают его востребованным в своем классе.

Таблица №1. Технические характеристики

Параметр Значение
Мотор Д-180

Силовой блок

Возможна комплектация бульдозера двумя вариантами двигателей. Базовую модель оснащают силовым агрегатом Д-180. Это рядный четырёхцилиндровый мотор с турбонаддувом. Охлаждается он жидкостью. Механизаторы отмечают его неприхотливость, надежность и высокую ремонтопригодность.

  1. Обороты коленвала — 1250 об/мин.
  2. Объём цилиндров —14,45 л.
  3. Запас по крутящему моменту — 25 %.
  4. Средний показатель расхода топлива — 218 г/кВт∙час (160 г/л. с.∙час).
  5. Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 150 х 205.
  6. Соответствие экологическим нормам — ЕВРО-2.

Нюанс штатного двигателя: он может работать на дизтопливе, керосине или газовом конденсате.

Второй вариант силовой установки — мотор ЯМЗ-236Н-3, который собирают на заводе, расположенном в Ярославле.

Это шестицилиндровый V-образный дизель с механической системой подачи топлива и непосредственным впрыском. Охлаждение у двигателя жидкостное, а для повышения мощности предусмотрен турбонаддув.

  1. Обороты коленвала — 2100 об/мин.
  2. Объём цилиндров — 11,15 л.
  3. Крутящий момент — 882 Н∙м (при 1300 об/мин).
  4. Потребление горючего — 215 г/кВт∙час (159 г/л. с.∙час).
  5. Диаметр цилиндра х ход поршня, мм — 130 х 140.
  6. Соответствие экологическим нормам — 1 класс — ГОСТ Р 41.96-2005, Евро-2.

Силовая передача, ходовая

За передачу крутящего момента отвечает механическая или гидромеханическая трансмиссия. Первая представлена 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным механизмом.

В аппаратах последних годов выпуска отказались от муфты сцепления, гидротрансфоматора в пользу карданного вала. Такая конфигурация повышает КПД бульдозера и снижает потребление горючего.

Второй тип трансмиссии — гидромеханическая. Она состоит из трёхколёсного одноступенчатого гидротрансформатора, планетарной 3-скоростной реверсивной КПП, бортовых редукторов.

Для такой конфигурации характерны эффективность, плавность и эргономичность работы. Механизатор прилагает меньше усилий для управления техникой, навесным оборудованием. Кроме того, возможен быстрый реверс и оперативная смена ступени без разрыва крутящего момента.

Тележка ходовой имеет трёхточечную подвеску и микроподрессоренную балансирную балку. Вес базового аппарата воспринимают 6 опорных катков, болотоход (отдельную модификацию) удерживают 7. Гусеницы собирают из башмаков шириной 0,5 м.

Шарнирное соединение элементов оснащено уплотнением Duo Con, которое защищает трущиеся поверхности от попадания грязи. Приводная звёздочка сегментирована: съёмные детали обеспечивают длительный ресурс и лёгкость ремонта.

За маневрирование отвечают бортовые фрикционы, установленные перед конечными редукторами. Это постоянно замкнутые муфты с износостойкими металлокерамическими дисками.

Их активацию выполняет гидравлический сервопривод. Помогают при совершении разворотов ленточные тормоза, которые останавливают привод.

Гидравлическая система

Бульдозер оснастили раздельно-агрегатной гидросистемой. Её питает шестерёнчатый насос НШ-100А-3Л. При частоте вращения 1823 об/мин он выдаёт 180 литров в минуту рабочей жидкости, давление которой ограничивает предохранительный клапан на уровне 20 МПа.

Управляет потоками гидромасла трёхзолотниковый распределитель на четыре позиции.

Подъём ножа осуществляет длинноходный цилиндр диаметром 100 мм, перекос отвала и позиционирование рыхлителя выполняют исполнительные механизмы с сечением 160 мм.

Общая характеристика

Экстерьер бульдозера нельзя назвать изящным. Он скорее аскетичный. Кабина, моторный отсек имеют простые лаконичные формы. Но в них просматривается сила стальных конструкций, направленная на обеспечение тяговых характеристик.

Кроме того, аппарат оборудовали валом отбора мощности, необходимый для передачи вращения на тяговую лебёдку, расширяющую возможности машины в лесозаготовительной отрасли.

Размеры

Представитель 10 тягового класса по определению не может иметь выдающиеся габариты. Шасси получилось компактным. Однако кабина оказалась очень просторной.

Таблица №2. Размеры

Наименование Значение
Масса базового аппарата с рыхлителем, кг 20965
Высота по крыше кабины, мм 3250
Ширина по краям гусеничного полотна, мм 2480 (2882 для болотохода)
Габаритная длина (с отвалом, рыхлителем), мм 67200
Длина шасси, мм 4325
Ширина колеи, мм 1880
Расстояние между осями приводной звёздочки и обводного колеса, мм 2880

Рабочее место

Кабина представлена сварной металлической конструкцией с круговым обзором. Доступ в неё возможен с правого и левого бортов. В ней установлено водительское сиденье типа PILOT.

Кресло разместили на виброгасящих демпферах, его можно регулировать в нескольких плоскостях. Для комфорта механизатора предусмотрен монтаж нескольких типов отопителей.

Это автономные устройства, обогревающие салон даже при остановленном двигателе либо использующие тепло его охлаждающей жидкости.

Производитель может предложить опциональное оснащение кабины (возможен вариант поставки даже без неё). Для работы в условиях северных регионов возможна установка стеклопакетов и производительного калорифера. Южным исполнениям доступен монтаж кондиционера, а на стёкла нанесут тонировку.

Кроме того, кабину можно оборудовать компонентами ROPS (FOPS), призванными защитить водителя в случае опрокидывания машины или падения тяжёлых предметов на крышу.

Управление рабочими механизмами

Активацию навесных орудий механизатор выполняет непосредственно из кабины. Положение отвала регулирует соответствующий двухходовой рычаг, который поднимает или опускает конструкцию, а также изменяет наклон ножа в вертикальной плоскости. За работу гидроцилиндра рыхлителя отвечает отдельная рукоятка.

На шасси можно установить тяговую лебёдку, которая получает вращение через ВОМ бульдозера. Она решает сразу несколько задач:

  1. Выполняет буксировочные работы при прокладке коммуникаций в земле.
  2. Участвует в ликвидации различных завалов.
  3. Облегчает вырубку просек в лесозаготовительной отрасли.
  4. Помогает в восстановлении железнодорожного сообщения.

Активируют лебёдку с помощью установленных в кабине соответствующих рычагов. Гидропривод позволяет не прикладывать чрезмерных усилий при включении или отключении тягового устройства.

Нюансы эксплуатации

Челябинские машины всегда славились продуманной конструкцией и удобными зонами контроля. Лёгкость в обслуживании и оперативный ремонт одни из плюсов техники.

Кроме того, высокая доля унификации с другими аппаратами облегчает поиск запасных частей, с чем у владельца проблем возникнуть не должно. Особо хочу отметить низкую цену комплектующих по сравнению с зарубежными аналогами.

Исполнения

В каталоге «Челябинского тракторного завода» значатся несколько модификаций базового аппарата «БМ 10», разработанные для применения в определённых условиях. Из популярных могу указать:

  • Б10МБ — болотоходный вариант с увеличенной опорной поверхностью башмаков;
  • Б10М2 — модифицированная версия базовой машины.

Кроме того, возможен выпуск исполнений с определённым предустановленным навесным оборудованием и двигателем.

В этом случае шасси присваивают четырёхзначный числовой индекс с литерой. Например, обозначение «0101Е» информирует, что на машину устанавливают дизель Д-180 и бульдозерное оборудование типа «Е».

Плюсы, минусы

Челябинская спецтехника имеет несколько положительных сторон по сравнению с другими представителями этого класса машин.

Хочу отметить некоторые из них:

  1. Простота эксплуатации, обслуживания. Запчасти несложно достать как новые, так и с частично отработанным моторесурсом.
  2. Цена бульдозера и его ремонта.
  3. Навески рабочих орудий, предназначенных для узкого применения.
  4. Комфортабельная кабина, соответствующая действующим европейским стандартам в сфере эксплуатации спецтехники.

Однако пользователи машины озвучивают, что в конструкции есть проблемные узлы, поломка которых происходит относительно часто. Отказы связаны с гидросистемой: на морозе трескаются рукава высокого давления, подтекают сальники и уплотнения, сервоприводы начинают работать некорректно.

Стоимость нового, подержанного бульдозера, аналоги

Аппарат только с конвейера будет стоить примерно 3,5-4 млн. руб. При заказе дополнительного оборудования сумма может увеличиться на 50 %.

На вторичном рынке бульдозер оценивают в 1,5-2,5 млн. руб. В качестве альтернативы могу указать челябинский «Б11» или китайский Shantui SD16.

Видео

За более чем десятилетнюю историю техника челябинских машиностроителей показала себя только с положительной стороны. В связи с этим бульдозеры оказались на многих стройплощадках. Распространение машина получила благодаря низкой цене, простоте обслуживания и эксплуатации.

Бульдозер ЧТЗ Б10М

ЧТЗ Б10М – бульдозер десятого тягового класса. Выпускается техника Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ). В настоящее время модель является одним из наиболее распространенных бульдозеров своего класса. Причин ее популярности довольно много. ЧТЗ Б10М создан на основе хорошо зарекомендовавших себя тракторов Т10М, а ключевые узлы техники отличаются надежностью и простотой конструкции. Множество модификаций делают бульдозер максимально функциональным.

ЧТЗ Б10 присутствует на рынке специализированных машин очень давно. Семейство неоднократно проходило модернизацию, что позволяло не отстать по ключевым характеристикам от конкурентов и решать самые серьезные задачи.

Модель получила широкое распространение в лесной, нефтяной, горной и газовой промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве. Основным предназначением ЧТЗ Б10М считается работа с грунтом 1-3 категории (суглинок, песок, гравий, глина) без проведения предварительного рыхления и с грунтом 4 категории (промерзшая земля, скальные породы, тяжелая глина) с дополнительной подготовкой. Бульдозер нередко используют для ликвидации больших завалов снега. Машина адаптирована для работы в суровых условиях при температуре от -50 до +40 градусов, потому подойдет практически для любых областей. Ей не страшны пыль или излишняя влага, содержащиеся в воздухе. Не будут серьезной помехой и высокогорные условия, здесь эффективность работы бульдозера не снижается (предельная отметка – 3000 м). Машина может функционировать в душном, влажном и субтропическом климате.

Видео

Модификации и особенности

Серия ЧТЗ Б10М представлена огромным количеством модификаций (около 80). Наиболее распространенные из них:

  1. ЧТЗ Б10М.0101-1Е – версия с полусферическим отвалом и гидравлическим цилиндром перекоса, повышающим производительность агрегата;
  2. ЧТЗ Б10М.0111-1Е – аналог первой модификации, отличающийся от нее наличием 5-катковой тележки;
  3. ЧТЗ Б10М.0101-ЕН – бульдозер с полусферическим отвалом и однозубым рыхлителем;
  4. ЧТЗ Б10М.0001-ЕН – версия с полусферическим отвалом, однозубым рыхлителем и гидромеханической трансмиссией;
  5. ЧТЗ Б10М.0111-ЕН – модель с полусферическим отвалом, 5-катковой тележкой, рыхлителем с 1 зубом и механической трансмиссией (предполагает применение отвала любого типа);
  6. ЧТЗ Б10М.0001-ЕР – вариация с 6-катковой тележкой и гидромеханической трансмиссией;
  7. ЧТЗ Б10М.0111-ЕР – модификация с 5-катковой тележкой и механической трансмиссией;
  8. ЧТЗ Б10МБ.0121-2В4 – болотоходная версия для болотного и подтаявшего грунта. Для нее характерны прицеп маятникового типа, 7-катковая тележка и прямой отвал.

Особенности бульдозера ЧТЗ Б10М:

  • длинноходовые гидроцилиндры, уменьшившие давление в гидравлической системе на 40% и повысившие срок службы машины;
  • переднее расположение точек крепления гидроцилиндров, сократившее необходимое усилие на заглубление и подъем и увеличившее скорость перемещение отвала;
  • отвалы новой формы, повысившие производительность;
  • балансирная балка подвески, позволившая более эффективно использовать массу техники при бульдозировании;
  • новая компоновка моторного отсека, упростившая доступ и обслуживание силовой установки.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 4290 мм;
  • высота – 3180 мм;
  • ширина – 2480 мм;
  • ширина колеи – 1880 мм;
  • гусеничная база – 2880 мм;
  • дорожный просвет – 430 мм;
  • ширина башмака гусеницы – 500 мм.

Бульдозер имеет массу 15330 кг (с отвалом и рыхлителем – 19570 кг). Предельная скорость передвижения составляет 10,38 км/час.

Устройство и особенности эксплуатации

Базой для создания бульдозера ЧТЗ Б10М послужил трактор Т10М, потому часть элементов конструкции была позаимствована у него. При этом модель получила заметные изменения, особенно серьезно разработчики потрудились над силовой установкой и топливной системой. Бульдозер сохранил главные достоинства предшественника: функциональность, надежность и простоту конструкции.

Ходовая часть ЧТЗ Б10М построена по аналогии с прототипом (модификацией Т-170) – система подвесного типа, включающая 2 тележки, работающие на гусеницах. В основе машины лежит прочная рама и балансировочная балка, подрессоренная специальными пружинами. Трехточечная подвеска обеспечивает плавность хода. В системе используются гусеницы с уплотненным шарниром со смазкой.

Характеристики ходовой части (стандартная модификация):

  • количество опорных катков – 6;
  • количество поддерживающих катков – 2.

Отдельные модификации оборудованы мокрым мостом, в котором части, обеспечивающие торможение, располагаются в масляной субстанции. За счет этого ресурс работы ходовой части повышается.

Для ЧТЗ Б10М предусмотрены 2 вида трансмиссии:

  1. механическая трансмиссия с 8-скоростной коробкой передач и гидросервером для управления поворотным устройством. Более поздние модификации оснащаются усовершенствованной трансмиссией, в которой отсутствует муфта сцепления/гидротрансфоматор. Соединение с мотором осуществляется посредством карданного вала и упругой муфты, что сокращает потребление горючего и повышает КПД бульдозера. Основными преимуществами версий с механической трансмиссией являются простота ремонта и большая производительность.
  2. гидромеханическая трансмиссия с планетарной реверсивной коробкой передач, имеющей 3 передних и 3 задних скорости. Для гидромеханической трансмиссии характерны высокая эффективность, плавность и эргономичность работы. Оператор в этом случае затрачивает меньше усилий на управление техникой и рабочим оборудованием. Другим преимуществом является быстрый реверс и выбор скорости без одновременного уменьшения мощности.

Бульдозер отличается простотой управления. Поворот выполняется при помощи прочных дисковых бортовых фрикционов, сделанных из металлокерамики. Надежные тормоза характеризуются сервированным управлением.

ЧТЗ Б10М комплектуется качественной гидравликой с возможностью полноценного использования всей мощности в условиях переменной загрузки. Использование длинноходовых гидравлических цилиндров сокращает давление в системе на 40% (расчетный уровень – 20 МПа). Ресурс работы гидравлики заметно вырос. Использование гидравлического трансформатора позволяет регулировать скорость вращения и усилие бесступенчатым способом.

Широкая линейка дополнительного оборудования делает бульдозер доступным для различных операций. Для модели предлагаются:

  • прямой отвал (планировка и перемещение грунта);
  • полусферический отвал (разрезание, транспортировка грунта, бульдозирование материала);
  • рыхлители;
  • лебедка (буксировка, ликвидация завалов, ремонт железнодорожных путей).

У ЧТЗ Б10М удобная и герметичная кабина, прекрасно защищающая от снега и дождя. Заднее и переднее стекла разделяются и оборудуются специальными решетками, позволяющими эксплуатировать технику в самых суровых условиях. Многорежимная отопительно-вентиляционная система сконструирована на базе аппарата «Зенит 8000», она обладает большой мощностью и быстро нагревает салон. Кабина имеет системы защиты ROPS и FOPS (опционально), предохраняющие оператора от опрокидывания бульдозера и от падения различных предметов сверху. Удобное подрессоренное сиденье «Пилот» с регулировками предоставляет водителю максимально комфортные условия работы. ЧТЗ Б10М – это не «динозавр» и не «пережиток прошлого», салон машины выполнен в современном стиле из качественных материалов. Среди других особенностей кабины следует отметить:

  • двойные стеклопакеты;
  • солнцезащитную шторку;
  • идеально читаемую панель приборов.

Простота обслуживания и ремонта – одно из главных достоинств ЧТЗ Б10М. Модель отличается продуманной конструкцией и удобными зонами осмотра. Учитывая преемственность продуктов производителя, поиск запасных частей особых сложностей создавать не будет. При этом их стоимость всегда остается довольно низкой. Использование «родных» элементов увеличивает ресурс работы техники.

Двигатель

ЧТЗ Б10М оборудуется 2 типами двигателей. Агрегаты существенно различаются по конструкции, но имеют схожие характеристики:

1. Рядный 4-тактный мотор Д-180 с турбонаддувом. Двигатель сочетает в себе передовые технологии, надежность и современные решения, но его особенность – возможность работы на различном топливе. Агрегат приспособлен для эксплуатации в самых суровых условиях и заводится даже при -50 градусах. Ресурс работы – 10000 моточасов.

Характеристики мотора Д-180:

  • рабочий объем – 14,18 л;
  • номинальная мощность –132 (180) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1250 мм;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • удельный расход топлива – 160 г/л.с. в час.

Пуск двигателя выполняется при помощи стартера или пускового устройства. Для очистки воздуха используется бумажный фильтр.

2. V-образный 4-тактный дизельный мотор ЯМЗ-326Н-3 (производитель – ярославский завод «Автодизель»). Агрегат отличается более простым пуском, лучшими техническими характеристиками и большим расходом горючего. Его конструкция сложнее, в обслуживании он обходится дороже.

Характеристики мотора ЯМЗ-326Н-3:

  • рабочий объем – 11,15 л;
  • номинальная мощность – 139,7 (190) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1800 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 130 мм;
  • удельный расход топлива – 162 г/л.с. в час.

Запуск агрегата осуществляется стартером.

Емкость топливного бака бульдозера составляет 320 л.

ЧТЗ Б10М выделяется доступной ценой, которая во многом зависит от комплектации. Новая модель без пробега в стандартном исполнении обойдется в 3,5-4 миллиона рублей. Дополнительное оборудование может увеличить стоимость до 7 миллионов рублей. Версии после капитального ремонта предлагаются за 1,5-2,5 миллиона рублей. Подержанные варианты в большом количестве присутствуют на рынке и оцениваются в 1-2,5 миллиона рублей.

Проверенный временем бульдозер марки б10м — уникальное соотношение качества и стоимости. Технические характеристики

Бульдозер марки ЧТЗ б10м представляет собой особый современный максимально модернизированный трактор, который относится к категории Т10 и Т-170. Это качественная и функциональная техника от челябинского производителя. На протяжении многих лет компания работала над значительным улучшением и совершенствованием своей техники, благодаря чему покупатель может приобрести устройство, которое решает самые разные задачи.

Сейчас это машина с вынесенными вперед точками крепления гидроцилиндра. Положительно на ресурсе работы сказывается снижение рабочего давления в гидравлике. Были внесены некоторые изменения в балансировочную балку и полусферический отвал. Особая компоновка надежного моторного отсека дает доступ к основной силовой части машины, что серьезно облегчает процесс обслуживания.

Назначение машины

Техника данной марки идеально подходит для разравнивания грунта разной категории. Можно эффективно обработать почву без ее рыхления и культивировать грунт, который характеризуется, как мерзлый.

Устройство можно применять в процессе работы на участках со скальными породами. Подобная универсальность достигается за счет того, что бульдозер характеризуется, как совершенно неприхотливый, он идеально работает в самых разных условиях.

Работе никак не мешает высота, перепады температурного режима, а также влажность и сильная запыленность.

Основные технические характеристики бульдозера б 10

В конструкции есть много разных решений, которые предназначены для значительного повышения степени надежности устройства и общие условия для оператора. Среди основных технических характеристик бульдозера б10м можно отметить:

Длина 4290 мм
Высота 3180 мм
Ширина 2480 мм
Дорожный просвет 430 мм
Колея 1880 мм
База бульдозера 2880 мм
Масса 15 330 кг
Давление на грунт 0,055 Ам
Скорость движения (макс) 10, 38 км в час

Машина оснащена надежным достаточно мощным мотором, расхода топлива бульдозера б10м 162 (220) г/кВт в час.

Сведения об устройстве бульдозера б 10 м

Данная модель отличается высокими показателям маневренности, отмечается идеальная проходимость. Это основано на наличии у данного бульдозера прочных, надежных и функциональных элементов.

Двигатель

В машине установлен 4-цилиндровый 4-тактный рядный двигатель. Он относится к марке «Д-180». Запуск осуществляется при помощи специального пускового устройства. Рабочий его объем 14,2 литра, мощность равна 132 кВт. Зафиксированная частота производимого вращения равна 1250 мм, а диаметр цилиндра составляет 150 мм.

Трансмиссия

Она состоит из особой гидромеханической передачи, которая эффективно поддерживает качественное регулирование скоростного режима на автоматическом уровне. К преимущественным особенностям данного устройства можно отнести достаточно быстрый реверс, а также допускается переключение скорости передач без одновременного снижения мощности.

Гидравлика

Установленная качественная гидравлика дает возможность максимально полноценно использовать всю возможную мощность оборудования, причем в условиях сильной переменной нагрузки.

Все это серьезно упрощает управление бульдозером. Данная система снижает разного плана динамические и силовые нагрузки в передаче. Можно отметить наличие мгновенного реверса и возможность производить регулирование общих тяговых усилий.

Кабина

Кабина техники оборудована обогревателем и вентилятором. Присутствуют двойные стеклопакеты и идеально читаемая приборная панель, которая дает возможность оператору быстро производить необходимые задачи. Данная часть бульдозера оснащена специальной защитной рамой, которая предотвращает получение травм водителем при падении на кабину разных строительных элементов.

Управление

Управление бульдозером отличается оптимальной функциональностью. Для осуществления поворота применяются специальные бортовые прочные фрикционы с дисками. Они в свою очередь выполнены из металлокерамики и постоянно замкнуты. Можно отметить также наличие надежных и прочных тормозов, которые характеризуются сервированным управлением.

Ходовая

Ходовой элемент техники представляет систему специального подвесного характера, состоящую из двух работающих на гусеницах тележек.

На каждую из них установлены современные опорные и поддерживающие оборудование катки, механизм заднего сдавания и надежные натяжные колеса.

Бульдозер оснащен разными новшествами технического плана. К ним можно отнести опорного плана катки, работающие на бронзовых втулках. Идеальный ход обеспечивается гусеницами с оптимальными физическими и механическими свойствами.

Топливная система

Для эффективной работы устройства требуется примерно 28,5 литров горючего, а установленный топливный бак вмещает примерно 320 литров.

Модификации оборудования

Бульдозер выпускается не только в базовых моделях, но также в разных модификациях. Все варианты по своим техническим характеристикам мало отличаются от установленного стандарта, но достаточно хорошо подходят для использования в иных областях. Среди основных модификаций можно отметить:

  1. 0111-1Е используется в строительной сфере, в частности при разграничивании участка.
  2. 0101-ЕН незаменим при снятии поверхности грунта, может создать отвалы и довольно широко применяется в разных карьерах.
  3. 0001-ЕН — эффективно применяется для эффективного очищения городских и загородных домов от снега.
  4. 0111-ЕН — предназначен для применения в селе, в процессе работы городских коммунальных служб, также в нефтегазовой области.
  5. 0111-ЕР — это специализированная снегоуборочная техника, которая не менее эффективно убирает мусор.
  6. Б.0121-2В4 — работает с рыхлым или, наоборот зимний грунт.

Последний вариант от аналогов отличается более высокими показателями надежности и комфортными условиями работы водителя.

Варианты навесного оборудования

В бульдозере повышено качество функциональной техники, а также присутствует разное навесное оборудование. Это отвалы для перемещения грунта, сыпучих материалов, для выполнения земляных и дорожных работ.

Бульдозер б10м — цена вопроса

Бульдозеры преимущественны тем, что реализуются по вполне доступной стоимости. Новые модели можно купить по цене от 7 млн рублей, машины бывшие в употреблении по 4 млн.

Аналоги

Среди аналогов можно отметить бульдозер марки Shantui SD16. Техника обладает аналогичными техническими характеристиками, но более высокой стоимостью.

Фотографии бульдозера ЧТЗ б10м

На фотографиях можно увидеть особенности различных модификаций бульдозера.

Заключение

Бульдозеры этой марки достаточно конкурентноспособны, аналогов по цене и качеству практически не существует. Универсальность и высокое качество исполнения способствуют постоянному росту популярности бульдозера у современных строительных компаний.

Видео о ЧТЗ б10м

Еще больше информации об устройстве этого бульдозера можно почерпнуть из нижеследующего ролика: