Самоходные стреловые краны назначение и классификация

Классификация стреловых самоходных кранов. Их индексация (с примерами)

Стреловые самоходные краны общего назначения подразделяются:

на гусеничном ходу (КГ)

на колесном ходу (КП, КС)

на спецшасси автомобильного типа (КШ)

на короткобазовом шасси (КК)

Стреловые самоходные краны: авто-мобильный кран КС-35715: 1 — крюковая подвеска; 2 — стрела; 3 — стойка стрелы; 4 — кабина крановщика; 5 — поворотная рама; 6 — опорно-поворотное устройство; 7 — подпятник; 8 — механизм блокировки рессор заднего моста шасси; 9 — неповоротная рама; 10 — облицовка; 11 — выносная опора; 12 — шасси автомобиля.

Классификация строительных самоходных кранов

Конструкция ходового устройства

Рабочее оборудование и рабочие органы

Краны стрелового типа самоходные

Механический, электрический, гидравлический

Стрела основная постоянной длины, стрела выдвижная, неуправляемые и управляемые гуськи, телескопическая стрела, крюк

Удлиненные стрелы, башенно-стреловое оборудование, люлька

Механический, электрический, гидравлический

Стрела основная постоянной длины, неуправляемые и управляемые гуськи, телескопическая стрела, крюк

Удлиненные стрелы, башенно-стреловое оборудование, грейфер, люлька, буровое оборудование, вибропогружатель

Стрела основная постоянной длины, неуправляемые и управляемые гуськи, телескопическая стрела, крюк

Удлиненные стрелы, башенно-стреловое оборудование

Стрела телескопическая, гусек, крюк

Стрела телескопическая, крюк

На спецшасси автомобильного типа

Стрела телескопическая, гусек, крюк

Удлинитель, устройство повышения грузоподъемности

На шасси автомобильного типа повышенной проходимости

Стрела телескопическая, гусек, крюк

Механический, электрический, гидравлический

Стрела основная постоянной длины, неуправляемые и управляемые гуськи, крюк

Удлиненные стрелы, башенно-стреловое оборудование, устройство повышения грузоподъемности, грейфер, вибропогружатель

Механический, электрический, гидравлический

Стрела основная постоянной длины, неуправляемый гусек, крюк

Все стреловые самоходные краны имеют индекс, состоящий из двух букв (КА; КП; КС; КШ; КГ; КК) и цифр. Терминология и классификация кранов определены ГОСТ 22827-85. Буквы, стоящие после цифр, обозначают очередную модернизацию (А, Б, В.) или климатическое исполнение крана (ХЛ -северное, Т — тропическое; ТВ — тропики влажные.

Стреловые самоходные краны : устройства безопасности

На стреловых самоходных кранах применяются следующие приборы и устройства безопасности:

отключение механизма подъема груза при приближении крюка к оголовку стрелы (концевой выключатель);

отключение механизма опускания груза при достижении крюком крайнего нижнего положения;

отключение механизма стрелы при ее подходе к упору;

ограничитель грузоподъемности (срабатывает при перегрузке более 10%).

Индексация стреловых самоходных кранов

Всем моделям стреловых самоходных автокранов общего назначения, выпускающимся заводами Минстройдормаша, присваивается индекс, структурная схема которого отображена на рисунке 1. Первые две буквы индекса КC означают — кран стреловой самоходный; четыре основные цифры индекса последовательно означают: размерную группу (грузоподъемность в тоннах) автокрана, тип ходового устройства, тип подвески стрелового оборудования и порядковый номер модели крана.

Первые две буквы индекса КС обозначают кран стреловой самоходный, четыре основные цифры индекса последовательно означают:

  • — размерную группу (грузоподъемность в тон.) автокрана,
  • — тип ходового устройства,
  • — тип подвески стрелового оборудования,
  • — порядковый номер модели автокрана

Десять размерных групп грузоподъемности кранов указываются соответственно цифрами с 1 по 10.

Тип ходового устройства указываются цифрами с 1 до 9, причем цифра обозначает:

  • 1 — гусеничное устройство (Г)
  • 2 — гусеничное уширенное (ГУ)
  • 3 — пневмоколесное (П)
  • 4 — специальное шасси автомобильного типа (Ш)
  • 5 — шасси стандартного грузового автомобиля (А)
  • 6 — шасси серийного трактора (Тр)
  • 7 — прицепное ходовое устройство (Пр)
  • 8 — короткобазное шасси (К)
  • 9 — резерв

Тип подвески или исполнение стрелового оборудования указывается цифрами:

  • 6 — гибкая подвеска
  • 7 — жесткая подвеска
  • 8, 9 — резерв

Последняя цифра индекса (цифра с 1 по 9) указывает порядковый номер модели автокрана.

Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В, Г и т.д.) указывает порядковую модернизацию данного автокрана, следующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) — вид специального климатического исполнения машины:

ТВ — для работы во влажных тропических условиях

Например, индекс КС — 4561АХЛ обозначает: кран стреловой самоходный, четвертой размерной группы (грузоподъемностью 16 тонн), на стандартном шасси грузового автомобиля, с гибкой подвеской стрелового оборудования, первая модель, прошедшая первую модернизацию, в северном исполнении.

Стреловые самоходные краны, классификация, индексация, главные и основные параметры, производительность.

Стреловые самоходные краны представляют собой стреловое или башенно-стреловое крановое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси.

Стреловые самоходные краны общего назначения (рис. 60)

классифицируют:

а) по грузоподъемности – легкие (10 т), средние (10…25 т)

и тяжелые (более 25 т);

б) по типу ходового устройства – автомобильные, тракторные, пневмоколесные и гусеничные;

в) по количеству и расположению силовых установок – с одной силовой установкой на ходовом устройстве, с одной силовой установкой на поворотной части и с двумя силовыми установками;

г) по типу привода – с механическим, электрическим и гидравлическим приводами;

д) по конструкции стрелы – со стрелой неизменяемой длины,с выдвижной и телескопической стрелами;

е) по способу подвески стрелы – с гибкой (на канатных полиспастах) и жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.

Грузоподъемность G – главный параметр стреловых самоходных кранов.Основным параметрам этих кранов относятся следующие:

− вылет стрелы L – расстояние от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка;

− вылет стрелы от ребра опрокидывания – расстояние от ребра опрокидывания до центра зева крюка;

− высота подъема крюка H – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении;

− глубина опускания крюка h – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем нижнем рабочем положении;

− скорость подъема и опускания груза;

− частота вращения поворотной части крана;

− скорость телескопирования (движения секций телескопических стрел относительно основной секции при изменении длины);

− транспортная скорость крана;

− колея крана K – расстояние между вертикальными осями,проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства;

− база крана B – расстояние между вертикальными осями передних и задних колес;

– минимальный радиус поворота крана Rmin;

− мощностные и массово-геометрические параметры.

Сменная эксплуатационная производительность кранов

где tсм – продолжительность смены, ч;

G – грузоподъемность крана, т; n=3600/Тц

n – количество циклов, совершаемых краном за один час работы;

Kг – коэффициент использования крана по грузоподъемности;

Kв – коэффициент использования крана по времени в течение

Ручные машины с пиротехническим приводом.

крепления к строительным основаниям различных строительных деталей выполняются, как правило,

с применением ручных машин с пиротехническим приводом – пороховых монтажных пистолетов, принцип действия которых основан на использовании энергии расширяющихся пороховых газов. Мон-

тажные пистолеты выстреливают (забивают) в бетонные, кирпичные, шлако- и керамзитобетонные основания силой взрыва порохового заряда специальные крепежные детали – стальные дюбеля.

Различают дюбеля-гвозди и дюбеля-винты.

Билет 24

Про выбор монтажного крана.

При выборе кранов руководствуются их параметрическими, детерминированными и свободными характеристиками.

Параметрические характеристики учитывают максимальную массу элементов, максимальное удаление монтируемых элементов от оси вращения крана и высоту подъема. К детерминированным относятся соответствия параметров кранов технологическим ограничениям при производстве монтажных работ

Свободные характеристики включают в себя организационные ограничения по темпу монтажа, производительности кранов, дальности их перебазирования.

Читайте также  Кран кировец технические характеристики

Требуемая грузоподъемность крана

где Qк – требуемая минимальная грузоподъемность крана, т;

mэ – масса монтируемого элемента, т;

mос – масса монтажной оснастки, т;

mгр – масса грузозахватных устройств, т

Полиспасты

Полиспаст представляет собой систему подвижных (перемещающихся в пространстве) и неподвижных блочных обойм, огибаемых по определенной системе одним общим канатом.

няют для выигрыша в силе (редукторные полиспасты) или в скорости (мультипликаторные полиспасты).

По количеству ветвей каната, навиваемых на барабан и определяющих тип полиспаста, различают одинарные и сдвоенные полиспасты. Основной характеристикой полиспаста является его кратность Uп. Ее определяют как отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей каната, наматываемых на барабан.Длина каната L одинарного полиспаста, наматываемого на барабан, при высоте подъема груза h и кратности полиспаста Uп рассчитывается по формуле L = Uп h.

Билет 26

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Стреловой кран

Подъёмные механизмы, у которых грузозахватные устройства закреплены на специальной стреле, называются краны стрелового типа. Они получили широкое распространение для решения логистических задач на объектах различного назначения. Стреловой кран применяется при строительстве зданий, сооружений, загородных домов, промышленных объектов. Обладая хорошей мобильностью, грузоподъёмностью, надёжностью стреловой кран используется в самых труднодоступных местах. Установленные на автомобильном ходу они могут быстро перемещаться от одного объекта к другому существенно сокращая время для проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Функциональные особенности

Многообразие задач, которые способен решать стреловой кран можно объединить общими функциональными особенностями. К таким особенностям относятся:

  • возможность работы с грузами различной массы и габаритов;
  • устанавливать стреловой кран в условиях пересечённой местности;
  • проводить погрузочно-разгрузочные работы в различных климатических условиях;
  • устанавливать в условиях городской среды на ограниченном пространстве.

Во многом функциональные особенности определяются конструкцией и характеристиками установленной стрелы.

Конструкция и принципы работы стреловых кранов

Основными элементами стреловых кранов являются:

  • ходовое устройство или поворотная станина (если кран неподвижный);
  • кабина управления;
  • стрела;
  • механизм крепления и подъёма груза;
  • двигатель с системой передачи вращения на намоточный барабан;
  • система изменения угла наклона (в зависимости от выбранного метода).

Весь механизм приводится в действие с помощью двигателя бензинового (дизельного) или электрического. Он позволяет изменять угол наклона и направления поворота платформы с кабиной управления.

Основным принципом работы стрелового крана является создание равновесия между подвешенным грузом и опорой. Благодаря существующим противовесам или точкам опоры создаётся этот баланс. В самоходных агрегатах специально предусмотрены опорные балки. В больших строительных агрегатах установлен компенсирующий груз, расположенный с обратной стороны груза.

Параметры стреловых кранов

Каждый стреловой кран имеет свои характеристики, которые определяют его технические возможности. На основании анализа осуществляют выбор необходимого агрегата. Основные параметры таких изделий регламентированы существующими стандартами. На их основании к таким параметрам относятся:

  • грузоподъёмность (грузовая характеристика);
  • максимальная длина стрелы;
  • величина угла поворота в стационарном положении основания;
  • допустимый вылет;
  • разрешённая высота подъёма крюка;
  • скорость перемещения груза (по высоте, углу места и дальности);
  • время возврата выдвижной стрелы в исходное положение.

Грузоподъёмность стрелового крана определяет максимальную массу груза, которая может поднята на допустимую высоту. Этот параметр зависит от величины вылета с учётом устойчивости к опрокидыванию.

К характеристикам, характеризующим быстродействие стрелового крана относятся следующие скорости:

  • изменения вылета крюка;
  • подъёма груза;
  • поворота в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси;
  • транспортного перемещения.

Кроме перечисленных параметров важным показателем считается допустимый угол наклона стрелы, при которых кран не склонен к опрокидыванию.

Классификация кранов стрелового типа

Всё многообразие современных стреловых кранов можно классифицировать по следующим признакам:

  • тип ходового устройства;
  • установленному приводу;
  • виду грузоподъёмного оборудования;
  • изменяемости стрелы.

По типу ходового устройства подобные агрегаты можно разделить на передвижные (самоходные) и стационарные. Стреловые самоходные краны изготавливаются на колёсном, гусеничном или рельсовом ходу В качестве колёсного хода применяют грузовые, специальные автомобили или тракторы. Для улучшения фиксации при проведении работ и обеспечения безопасности применяют специальные пневматические опоры. Проведение работ на пересечённой местности или при наличии только необорудованных дорог весь механизм крепят на гусеничных самоходных агрегатах.

На строительных площадках устанавливают стрелочные краны, которые двигаются по заранее проложенным рельсам. В речных и морских портах, прибрежных зонах их устанавливают на специальное судно, которое может самостоятельно или с помощью буксира перемещаться по воде. Отдельным видом являются краны типа деррик. Они имеют вертикальную мачту, с двумя опорами. На ней с помощью шарниров установлена стрела.

В качестве привода башенный стреловой кран имеет:

  • электрический один или несколько двигателей (использование нескольких двигателей позволяет осуществлять приводить в действие отдельно каждый механизм);
  • механический привод реализован на двигателях внутреннего сгорания (бензиновом или дизельном);
  • гидравлический использует принцип нагнетания жидкости (обычно специальное масло) в систему цилиндров различного диаметра;
  • комбинированный применяется на кранах, в которых требуются различные системы управления, например, механические и гидравлические.

Поворотный механизм приводится подключённым к нему механизмом. Приведенная классификация соответствует перечню, утверждённому в принятых государственных стандартах.

Модификации стрел

В современных установках в основном применяют два типа стрелы: решётчатые и телескопические. Крановая стрела первого типа имеет форму решётки жёстко сваренная из прочного металла. Она имеет конечную длину. Поэтому изменение высоты подъёма, и дальности переноса груза, может осуществляться только за счёт изменения угла наклона.

Второй тип позволяет изменять её длину. Это производится с помощью специального механизма, который приводится в действие с помощью различных приводов. В современных агрегатах применяют три вида приводов:

  • механический;
  • гидравлический;
  • электрический.

В первом случае движение телескопической стрелы осуществляется за счёт работы имеющегося двигателя внутреннего сгорания (чаще автомобильного). Во втором случае применяется гидравлический привод, состоящий из системы выдвижных цилиндров.

В остальных случаях для выдвижения элементов стрелы используется электрический двигатель. Он имеет самостоятельное питание, или приводится в движение от двигателя внутреннего сгорания. По количеству двигателей такие механизмы бывают одномоторными или многомоторными. Наличие нескольких двигателей позволяет увеличить мощность всего привода.

В некоторых моделях применяется так называемый смешанный привод. Когда одни элементы приводятся в движение механическим, а другие гидравлическим или электрическим способом.

По конструктивному исполнению стрелы делятся на следующие категории:

  • прямые решётчатые;
  • непрямолинейные;
  • наращиваемые;
  • шарнирно-сочленённые;
  • телескопические.

По типу подвески стрелы бывают: гибкие и жёсткие. Первая реализована на приводном механизме с системой канатов. Вторая выполнена на гидравлических цилиндрах.

Особое распространение получили стрелы телескопической модели. Одной из разновидностей таких стрел является механизм с овоидным профилем. Он является комбинацией двух геометрических фигур: прямоугольника и эллипса. Для изготовления такой стрелы применяют специальные особо прочные марки стали. Такая стрела состоит из следующих элементов:

  • набор стальных выдвижных секций;
  • механизм перемещения секций;
  • элементы фиксации;
  • основание, к которому крепится стрела.
Читайте также  Виды кранов в строительстве

Процесс выдвижения её элементов производится с помощью гидроцилиндров и полиспаст. Для уменьшения силы трения и создания плавного хода в каждом элементе установлены специальные плиты скольжения. Устранение бокового смещения осуществляется благодаря установленным упорам и накладкам. Применение такого вида профиля (овоидного) позволило провести перераспределение нагрузки по всей длине каждой секции. На каждую из секций: верхнюю, нижнюю и боковую действуют следующие нагрузки. В момент выдвижения секции нижняя часть подвергается сжатию, верхняя – растяжение, а боковые части изгиб. Такое перераспределение нагрузок позволяет оптимизировать все действующие на конструкцию силы, что увеличивает её прочность и надёжность.

Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов: рассматриваем обстоятельно

Кран стрелового типа (англ. Jib type crane / фр. Appareil de levage du type grue; стреловой кран) — кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы[1]. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении[2].

Общая классификация

Стреловой кран «Пионер»
на крыше здания

К кранам стрелового типа относят:

Передвижные краны

Среди всех групп грузоподъемных машин самыми распространенными являются стреловые самоходные краны, которые оборудуются различными движителями в зависимости от условий эксплуатации и поставленных задач.

Широкое распространение этой группы спецтехники было обеспечено:

  • автономным приводом;
  • мобильностью и высокой маневренностью;
  • способностью перемещаться вместе с грузом;
  • высокой грузоподъемностью;
  • способностью к быстрой транспортировке на другой объект;
  • универсальностью – возможностью установки различного сменного оборудования.

Самоходные краны имеют сменную стрелу, что позволяет менять параметры спецтехники и использовать ее для выполнения различных работ. Передвижной кран стрелового типа широко применяется при строительстве мостов и объектов энергетической промышленности, а также для погрузки тяжеловесного транспорта перед его транспортировкой.

Классификация стреловых кранов[править | править код]

Самоходные стреловые краны

…на специальном шасси автомобильного типа

Стреловые самоходные краны классифицируют по следующим характеристикам: грузоподъёмности, конструкции ходовой части, типу привода, типу рабочего (стрелового) оборудования[2], а также по исполнению подвески стрелового оборудования[4].

Конструкция ходовой части[править | править код]

  • По конструкции ходовой части (шасси), стреловые краны подразделяются на следующие виды:

Привод стреловых кранов[править | править код]

…Башенно-стреловое исполнение крана…

…стрела одноковшового экскаватора…

  • В стреловых самоходных кранах используют:
  • По типу привода механизмов самоходные стреловые краны делятся на две группы:

Тип стрелового оборудования[править | править код]

В стреловых кранах применяются:

Конструкция стрелового оборудования[править | править код]

По конструкции подразделяется на два основных типа:

По конструкции, в свою очередь, решётчатые стрелы подразделяются на четыре подвида:

Гибкая с системой канатов…

…жёсткая с гидроцилиндром…

Изменяемость длины стрелы[править | править код]

Длина стрелы может оставаться постоянной или изменяемой, при использовании специальных выдвижных устройств[2]. По этому признаку стреловые устройства разделяют на:

Подвеска стрелового оборудования[править | править код]

В зависимости от используемого стрелового оборудования, различают два типа подвесок:

Конструкция стреловых кранов

неповоротная рама – корпус машины;

  • ходовое устройство, если кран передвижной;
  • поворотная платформа – с кабиной управления и всеми подъемными механизмами;
  • опорное устройство, обеспечивающее устойчивость;
  • стрела с определенным вылетом.
  • Это конструкция для самого общего случая, конкретные же модели могут быть дополнены и другими ключевыми частями и механизмами.

    Привод стреловых кранов

    Основным рабочим элементом является привод, который отвечает за перемещение грузов. Наибольшее распространение получил кран стреловой с механическим типом привода. В нем все узлы приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания на дизельном топливе или бензине.

    Краны с электрическим приводом широко применяются на городских строительных площадках, где подключаются к электрическим линиям. Для автономной работы требуют установку дизельного генератора. В связи с этим за городской чертой стала популярна спецтехника с гидравлическим приводом, где каждый механизм машины оснащается собственным гидравлическим двигателем.

    При этом краны делят на одномоторные, где все рабочие узлы приводятся в действие силовыми установками, работающими на один вал, и многомоторные, где каждый механизм получает движение от собственного отдельного двигателя.

    Грузоподъемность стреловых кранов

    Основной величиной, характеризующей кран, является его грузоподъемность – максимальная масса груза, которую способен поднять кран.

    Согласно этому параметру спецтехника бывает:

    • легкой – до 10 тонн;
    • средней – до 25 тонн;
    • тяжелой – более 25 тонн.

    В величину грузоподъемности также включают массу рабочего оборудования – грузозахватных приспособлений, грейферов или электромагнитов. Грузоподъемность зависит от радиуса действия стрелы с учетом устойчивости спецтехники к опрокидыванию, а также прочности рабочих узлов.

    Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов: читаем по пунктам

    Кран стрелового типа (англ. Jib type crane / фр. Appareil de levage du type grue; стреловой кран) — кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении.

    Общая классификация

    Стреловой кран «Пионер»
    на крыше здания

    К кранам стрелового типа относят:

    Калькулятор

    Сервис бесплатной оценки стоимости работы

    1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
    2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

    Номер вашей заявки

    Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

    Оформить еще одну заявку

    Стреловые самоходные краны

    Стреловым краном грузят танк КВ

    Стреловые краны подразделяют на несколько групп, самая распространённая из которых — группа самоходных (передвижных) кранов, в зависимости от условий эксплуатации оборудуемых различными ходовыми устройствами.

    Для независимого перемещения по местности они оснащены специальным ходовым устройством. Стреловое оборудование этих кранов — сменное. Всё это позволяет быстро изменять параметры и использовать их при выполнении широкого круга задач.

    Стреловые краны относятся к группе универсальных кранов, предназначенных для подачи строительных конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. В процессе монтажных работ их используют для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа.

    Кроме того, они широко применяются:

    Достоинства и недостатки

    Основное достоинство — способность быстро перебазироваться с одного объекта на другой, а затем сразу по прибытии на новое место начать работу. Благодаря этому краны успешно используются на рассредоточенных объектах с небольшим объёмом работ.

    Главный недостаток — передвижение с грузом допускается со значительными ограничениями.

    Классификация стреловых кранов

    Самоходные стреловые краны

    …на специальном шасси автомобильного типа

    Стреловые самоходные краны классифицируют по следующим характеристикам: грузоподъёмности, конструкции ходовой части, типу привода, типу рабочего (стрелового) оборудования, а также по исполнению подвески стрелового оборудования.

    Конструкция ходовой части

    • По конструкции ходовой части (шасси), стреловые краны подразделяются на следующие виды:

    Привод стреловых кранов

    …Башенно-стреловое исполнение крана…

    …стрела одноковшового экскаватора…

    • В стреловых самоходных кранах используют:
    • По типу привода механизмов самоходные стреловые краны делятся на две группы:

    Тип стрелового оборудования

    В стреловых кранах применяются:

    Конструкция стрелового оборудования

    По конструкции подразделяется на два основных типа:

    По конструкции, в свою очередь, решётчатые стрелы подразделяются на четыре подвида:

    Читайте также  Регистрация автомобильного крана в Ростехнадзоре

    Гибкая с системой канатов…

    …жёсткая с гидроцилиндром…

    Изменяемость длины стрелы

    Длина стрелы может оставаться постоянной или изменяемой, при использовании специальных выдвижных устройств. По этому признаку стреловые устройства разделяют на:

    Подвеска стрелового оборудования

    В зависимости от используемого стрелового оборудования, различают два типа подвесок:

    Параметры

    Параметрами называются основные величины, характеризующие кран. Основными параметрами стреловых кранов являются:

    Высотные

    Скорости

    Наклон и поворот

    Для стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъёма наибольшего рабочего груза на расчётном уклоне при всех положениях поворотной части.

    • Расчётный угол наклона — угол, величина которого:

    При работе на выносных опорах для стреловых кранов угол наклона может приниматься 1° 30″. Расчётный угол наклона с башенно-стреловым оборудованием определяется проектирующей организацией и указывается в паспорте крана (в СССР введено информационно-директивным письмом Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 года).

    Габаритные

    Маркировка

    Каждой модели стрелового крана присваивают индекс, в котором зашифрованы его конструктивные особенности и основные характеристики.

    Самоходные стреловые краны назначение и классификация

    Стреловые самоходные краны

    4.2.1. Классификация и общая характеристика

    К стреловым самоходным кранам относятся краны с собственным приводом, способные свободно перемещаться вместе с грузом, и предназначенные для выполнения строительно-монтажных и поргузо-разгрузочных работ с помощью одного из видов сменного рабочего оборудования. Они представляют собой стреловое или башенно-стреловое крановое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном (рис. 4.1) или пневмоколесном шасси.

    Рис. 4.1. Гусеничный самоходный стреловой кран

    1 – гусеничные тележки; 2 – опорно-поворотное устройство;

    3 – поворотная платформа; 4 – кабина; 5 – стрела; 6 – основной крюк;

    7 – вспомогательный крюк; 8 – гусек

    Стреловые самоходные краны классифицируют по грузоподъемности, конструкции ходового устройства, типу привода, исполнению и виду стрелового оборудования (табл. 4.2).

    Классификация стреловых самоходных кранов

    Стреловым самоходным кранам общего назначения присвоена индексация, состоящая из букв «КС» с четырьмя последующими цифрами. Буквы соответствуют названию машины – «Кран Стреловой». Первая цифра индекса обозначает размерную группу (табл. 4.3), характеризующую грузоподъемность крана.

    Размерные группы стреловых самоходных кранов общего назначения

    Вторая цифра индекса обозначает тип ходового устройства, третья цифра – конструктивное исполнение рабочего оборудования (табл. 4.4).

    Последняя (четвертая) цифра индекса (цифры 1…9) обозначает порядковый номер модели данного типа и исполнения. Дополнительная буква (А, Б, В и т.д.) обозначает порядковую модернизацию данной модели машины. Последующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) – климатическое исполнение машины: ХЛ – для холодного климата; Т – для тропического; ТВ – для работы во влажных тропиках.

    Типы ходового оборудования и подвески стрелового оборудования стреловых самоходных кранов общего назначения

    Наряду с рассмотренной системой индексации кранов используются и другие буквенно-цифровые индексы, буквенная часть которых обозначает принадлежность машины к группе кранов, а цифровая часть – грузоподъемность крана и порядковый номер модели.

    Используются следующие буквенные обозначения кранов: К – кран; АК – автомобильный кран; МКГ, МКП или МКА – монтажный кран гусеничный, пневмоколесный или автомобильный; ДЭК – дизель-электрический кран; СКГ – специальный кран гусеничный; СМК – специальный монтажный кран.

    Каждый стреловой самоходный кран (рис. 4.1) состоит из следующих основных частей: ходового устройства 1, поворотной платформы 3 (с размещенными на ней силовой установкой, узлами привода, всеми механизмами, кабиной машиниста), опорно-поворотного устройства 2 и сменного рабочего оборудования (стрелы 5, гуська 8, крюков: основного 6 и вспомогательного 7). Исполнительными механизмами кранов являются: механизм подъема груза, изменения вылета стрелы (крюка), вращения поворотной платформы и передвижения крана.

    Строительные краны оборудуют устройствами безопасности (рис. 4.2, 4.3): для автоматической остановки механизмов подъема крюка в его крайних (верхнем и нижнем) положениях; изменения вылета в крайних положениях; поворота и подъема стрелы; передвижения рельсовых кранов и грузовых тележек; всех других механизмов при необходимости ограничения их хода.

    4.2.2. Гусеничные краны

    Гусеничные краны (табл. 4.5) применяют для выполнения больших объемов монтажных работ, главным образом на строительстве одноэтажных промышленных зданий и вертикальных сооружений, где используются строительные конструкции и технологическое оборудование большой массы, в том числе сблокированное в виде строительных, строительно-технологических и технологических блоков. Типоразмерный ряд включает краны грузоподъемностью 16; 25; 40; 63; 100; 160 и 250 т.

    Гусеничные краны имеют основные и дополнительные решетчатые стрелы на гибкой подвеске, неуправляемые и управляемые гуськи (рис. 4.1), башенно-стреловое оборудование. Гусеничный ход и большая конструктивная масса крана обеспечивает их устойчивость, возможность работать без аутригеров и перемещение с грузом, масса которого составляет до 90% от максимальной грузоподъемности на данном вылете.

    Все гусеничные краны имеют дизельный или дизель-электрический привод с возможностью питания электроэнергией от внешней сети. Приводы всех механизмов (грузового, стрелоподъемного, поворотного, ходового и других) построены по стандартным схемам: электродвигатель – тормоз – редуктор – рабочий орган.

    Ходовая часть гусеничных кранов состоит из неповоротной рамы, опирающейся на две приводные гусеничные тележки с многоопорными гусеничными звеньями, обеспечивающими низкие (до 0,1 МПа) давления на грунт. Каждая гусеница приводится в движение собственным механизмом.

    Кроме кранов на собственной гусеничной базе в строительстве используются также гусеничные краны, изготовленные на базе универсальных одноковшовых экскаваторов с параметрами в пределах технической возможности базовых машин, а также изготовленные из сборочных единиц экскаваторов с ковшом вместимостью 1,25 и 2,5 м 3 . Грузоподъемность этих кранов составляет 20…63 т.