ГОСТ на подкрановые пути мостовых кранов

ГОСТ на подкрановые пути мостовых кранов

Россия, г. Москва

тел: +7(495)840-7909

+7(495)840-7620

+7(499)409-0724

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

lemmens-crane

  • Главная
  • Наше производство
  • Каталог продукции
  • О продукции:
  • Кран мостовой
  • Кран козловой
  • Кран консольный
  • Крановые комплектующие
  • Монтаж
  • Сервисное обслуживание кранов
  • Интернет-магазин
  • Вакансии
  • Фотогалерея
  • Наши проекты
  • Вопросы
  • Карта сайта

О б р а т н а я с в я з ь

краны мостовые
г/п до 200т

краны козловые и полукозловые г/п до 200т

  • ГОСТ 27584-88 Мостовые и козловые краны
  • стр.1
  • стр.2
  • стр.3
  • стр.4

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.20. Пол кабины должен быть покрыт материалом с низкой теплопроводностью. Поверхность пола не должна быть скользкой. В кабине должен быть диэлектрический коврик размерами не менее 500 ´ 700 мм.

2.4.21. Эквивалентный уровень звука в кабине, возникающий при работе его механизмов, не должен превышать значений для режимных групп: 1К — 5К — 76 дБА; 6К, 7К — 72 дБА.

2.4.22. Допустимые значения вертикальной и горизонтальной виброскорости на сиденье и полу кабины в децибелах не должен превышать значений, указанных в табл. 5.

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

Значения виброскорости, дБ

2.4.23. По требованию потребителя краны должны изготовляться с элементами для установки термометров для измерения температуры воздуха.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

2.5. Требования технологичности

2.5.1. Допускается применять все промышленные способы сварки при условии обеспечения свойств сварных соединений в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР, и нормативно-технической документации на сварку.

2.5.2. Предприятие-изготовитель должно изготовлять краны с повышенной электромонтажной готовностью, включая:

электромонтаж кабин управления аппаратных помещений и шкафов;

электромонтаж грузовых тележек;

изготовление гибких токоподводов для электроснабжения движущихся механизмов и агрегатов с разделанными и замаркированными концами кабелей, а также несущих, поддерживающих и крепежных элементов для токоподвода;

изготовление узлов электропроводок мостовых кранов с концами, подготовленными для подключения;

установку на мосту мостовых кранов элементов для крепления электрооборудования, труб или коробов для прокладки электропроводов;

изготовление клеммных и протяжных ящиков.

2.5.1, 2.5.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6. Конструктивные требования

2.6.1. Конструкция кранов должна обеспечивать совмещение движений в любых сочетаниях, допускаемых условиями эксплуатации.

2.6.2. В конструкции кранов должны быть предусмотрены необходимые элементы для строповки, транспортного крепления и монтажа сборочных единиц, а также лестницы, галереи, проходы и площадки для технического обслуживания и ревизии, замены подверженных износу деталей (ходовые колеса тележек, тормозные обкладки и шкивы, стальные канаты и т.д.) без демонтажа крана или основных сборочных единиц металлоконструкций и механизмов, а также полной разборки последних.

2.6.3. Должен быть обеспечен доступ ко всем механизмам, оборудованию и несущим конструкциям для их осмотра и ревизии при помощи средств и приспособлений, установленных инструкцией по эксплуатации.

Указания по проведению осмотров и ревизии включают в инструкцию по эксплуатации.

2.6.4. Конструкция козловых кранов должна обеспечить возможность подъема моста и опор при монтаже по технологии, согласованной с потребителем, причем при грузоподъемности крана до 12,5 т высоте подъема до 1 м включительно должна быть обеспечена возможность подъема моста, собранного с опорами.

2.6.5. По требованию потребителя краны должны быть оборудованы дистанционными устройствами, обеспечивающими возможность управления работой крана с подкрановой площадки.

2.6.6. Краны должны быть оборудованы приводами, обеспечивающими плавный пуск и остановку всех механизмов, а по требованию потребителя — регулируемые и (или) установочные скорости.

2.6.7. Конструкция ходовых частей кранов должна обеспечивать возможность контроля перекоса ходовых колес в горизонтальной плоскости.

2.6.8. Козловые краны с кабельным токоподводом должны оснащаться кабельным барабаном или другими устройствами для сбора или укладки гибкого кабеля. Для кранов групп режима 1К — 4К по согласованию с потребителем допускается токоподвод с непосредственным креплением кабеля к крану.

Для обслуживания троллейных токоприемников воздушных троллеев на кране должна быть предусмотрена площадка.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6.9. Токоподвод к грузовой тележке и подвижной кабине следует выполнять гибким кабелем.

2.6.10. Краны, предназначенные для оснащения сменными приводными грузозахватными органами, должны быть оборудованы устройствами для подвода электропитания к грузозахватному органу.

2.6.11. Двухбалочные пролетные строения мостовых кранов групп режима 6К, 7К должны иметь площадки обслуживания с внешних сторон каждой из балок.

На кранах групп режима 1К — 5К должно быть не менее одной площадки обслуживания, расположенной со стороны приводов механизма передвижения.

По согласованию с потребителем допускается изготовлять краны без площадок обслуживания или уменьшенными площадками для обеспечения профилактического ремонта приводов механизма передвижения.

2.6.12. Краны групп режима 6К, 7К по согласованию с потребителем должны быть снабжены приспособлениями для смазки реборд ходовых колес моста.

2.6.13. Пролетные балки в мостовых кранах при пролете L свыше 17 м должны иметь строительный подъем, равный L/1000. Допускается отклонение ±20 %.

2.6.14. Рама грузовой тележки кранов должна быть покрыта сплошным настилом с отверстиями для пропуска канатов, токоподводящих кабелей и, при необходимости, для доступа к размещенным под настилом узлам и аппаратам. При обслуживании тележки с моста настил допускается не предусматривать.

2.6.15. В инструкции по эксплуатации кранов должны быть предусмотрены указания: по порядку и составу проведения периодических осмотров элементов конструкции крана, в том числе в случаях возникновения в нерабочем состоянии крана температур окружающего воздуха, выходящих за пределы для рабочего состояния по п. 2.3.8, по пуску крана в эксплуатацию после возникновения указанных температур, по контролю точности и регулировке положения ходовых колес кранов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6.16. Устройство и расположение элементов канатных систем должно обеспечивать беспрепятственный вход канатов в ручья блоков и барабанов, а также исключать выпадание канатов из ручья блока или его оси при работе крана. Указания по устройству канатных систем даны в приложении 3.

2.6.17. Подтележечные рельсы не должны иметь в местах стыков отклонений по высоте и в плане более 1,0 мм. Образующиеся при этом ступени должны быть зачищены. Зазор в стыках не должен превышать 2,0 мм.

2.6.18. Стыки подтележечных рельсов, не соединенные сваркой или болтовыми накладками, следует располагать над верхними кромками больших или малых диафрагм.

Смещение зазора стыка, измеренного по подошве подтележечного рельса, относительно диафрагм не должно превышать толщины поясного листа, но не более 15 мм.

2.6.19. Подошва подтележечного рельса в местах расположения диафрагм должна прилегать к поясу балки с зазором не более 2,0 мм, измеренном при ненагруженном рельсе. Допускается применять между рельсом и поясом одинарные подкладки толщиной до 10 мм, привариваемые к поясу.

2.6.20. У кранов групп режима 6К, 7К при креплении рельса приварными фасонками, последние должны быть прикреплены к подкладкам. Смежные концы подтележечных рельсов в местах стыков должны быть скреплены между собой.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6.21. Отклонения от номинальных размеров, формы и взаимного расположения поверхностей основных деталей и сборочных единиц металлоконструкций крана не должны превышать значений, указанных в табл. 6.

Значение предельного отклонения

Отклонение стенок пролетных балок от вертикали D 1 в местах расположения больших диафрагм

Отклонение от горизонтали верхнего пояса

Отклонение от плоскостности (вогнутость или выпуклость) в коробчатых балках на участке между соседними диафрагмами верхнего пояса D 1, нижнего пояса на длине 2000 мм D 2

Отклонение от прямолинейности пролетной балки в мосту в горизонтальной плоскости измеренное по стенке балки в сжатой зоне над диафрагмами

Разность уровней подтележечных рельсов в любом сечении моста D 1.

Отклонение ocи подтележечного рельса от проектного положения D 2, D 3.

Отклонение колеи подтележечных рельсов в любом сечении моста D 4

Отклонение от плоскостности (вогнутость или выпуклость) вертикальных стенок коробчатых пролетных балок на участке между соседними большими диафрагмами в сжатой зоне D 1, в растянутой зоне D 2

d — толщина стенки

Скручивание коробчатых и двутавровых пролетных балок в мосту, измеренное по крайним большим диафрагмам

Lk — пролет крана

Изогнутость стоек опор козловых кранов в обеих плоскостях

L — высота опоры

Отклонение от прямолинейности элементов решетки крана и поясов

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.6.22. Отклонения от номинальных размеров и взаимного расположения ходовых колес не должны превышать значений, указанных в табл. 7.

Краны и их элементы

Наименование отклонения, схема

Мостовые краны, грузовые тележки мостовых и козловых кранов

Отклонение от вертикальной плоскости — наклон

Грузовая опорная тележка

Отклонение в вертикальном направлении любого из колес от общей плоскости, проходящей через три других колеса

где А — база тележки

Отклонение базы тележки

Отклонение колеи тележки

Балансиры тележки мостовых кранов группы режима 7К

Отклонение от теоретической линии, проходящей через середины колес

Концевые балки мостовых кранов, ходовые балки козловых кранов, грузоподъемностью 20 т и более, грузовые тележки

Ходовые тележки козловых кранов при соединении стоек опор стяжками, ходовые балки козловых кранов грузоподъемностью до 20 т

Балансиры мостовых и козловых кранов, опорные грузовые тележки

Относительное смещение колес в осевом направлении

Отклонения пролета при номинальном пролете

Козловые краны грузоподъемностью свыше 20 т с обеими жесткими опорами

1. Значения отклонений относятся к ненагруженным кранам и грузовым тележкам.

2. Значения отклонений К от теоретической линии, проходящей через середины колес, относятся к кранам с отъемными концевыми балками; для кранов с приварными концевыми балками их допускается увеличивать на 100 %.

2.6.23. Разность диаметров правой и левой нарезок одного барабана для механизмов подъема с раздельным креплением ветвей канатов к грузозахватному органу не должна превышать допуск на контролируемый диаметр h12 по ГОСТ 25347.

2.6.24. Параметры шероховатости поверхностей основных деталей должны быть не грубее указанных в табл. 8.

Наименование поверхности детали

Параметры шероховатости по ГОСТ 2789, мкм

Рабочая поверхность тормозного шкива

Посадочные поверхности отверстий ходовых и зубчатых колес, барабанов блоков, муфт, валов, тормозных шкивов

Поверхности катания ходовых колес; поверхности ручья блоков и канавок барабанов

2.6.25. Радиальное биение рабочей поверхности тормозного шкива после установки на вал не должно превышать суммарный допуск на диаметры шкива и вала.

Радиальное биение рабочей поверхности тормозного шкива (детали) не должно быть более значений, указанных в табл. 9.

Навигация по разделу

Лидеры продаж

Двухножничные подъемные гидравлические столы
Гидравлические подъемные столы
Ленточные конвейеры
Малые консольные грузовые подъемники

ВСН 413-80: 4. Монтаж мостовых кранов

4.1. Содержание раздела распространяется на:
подвесные ручные и электрические краны (в том числе краны-штабелеры);
мостовые ручные и электрические краны общего назначения, специальные (магнитные, грейферные, с гибким подвесом траверсы, поворотной тележкой, подхватом), металлургические (заливочные, литейные, для раздевания слитков, колодцевые, ковочные и т.д.);
оборудование грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта.
4.2. Мостовые краны монтируют после сдачи по акту подкрановых путей в полном объеме или отдельными участками.
Допускается приемка отдельного выверенного участка подкрановых путей длиной не менее трех баз крана с установкой по концам этого участка временных тупиковых упоров. Допускаемые отклонения от проектных размеров смонтированных подвесных путей приведены в табл. 2, подкрановых — в табл. 3.

Отклонения для подкрановых путей мостовых кранов Размеры допускаемых отклонений, мм
Смещение оси рельса относительно оси подкрановой балки, мм 15
Расстояние между осями подкрановых рельсов (колея крана), мм 10
Непрямолинейность оси рельса, мм, на длине 40 м 15
Разность отметок головок рельсов на соседних
колоннах, мм, при расстоянии между колоннами L:
L 10 м 0,001 L, но не более 15
Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении пути:
на опорах 15
в пролете 20
Взаимное смещение торцов рельсов в стыках по высоте и в плане 2

4.3. Метод и порядок монтажа мостовых кранов определяется ППР или технологической запиской в зависимости от массы крана и отдельных его узлов, габаритных размеров крана и цеха, а также наличием монтажных механизмов на строительной площадке.
Мостовые краны общего назначения можно монтировать в сборе или отдельными узлами (два полумоста, тележка и кабина).
Порядок монтажа большинства металлургических и специальных кранов зависит от конструктивного их исполнения и условий поставки.
Рекомендуемая последовательность сборки этих кранов:
подъем моста отдельными узлами;

подъем и установка тележки (одной или двух) в сборе или отдельными частями;
сборка и выверка моста и тележки;
подъем кабины и других узлов крана;
запасовка канатов и подвешивание подъемного полиспаста крана;
испытание и сдача крана.
4.4. При поступлении в монтаж кранов отдельными элементами на площадке до подъема элементы крана укрупняют в блоки в соответствии с грузоподъемностью монтажного механизма. При этом учитывают массу электрооборудования, так как электрооборудование поднимают одновременно с узлом крана.
4.5. После стыковки моста на монтажных болтах замеряют его геометрические размеры; при соответствии фактических размеров проектным стыки соединяют согласно проекту на болтах, сварке или заклепках.
4.6. Собранное болтовое соединение проверяют щупом; пластина щупа толщиной 0,3 мм должна входить под накладку на глубину не более 20 мм.
4.7. При сборке конструкций под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах допусков, предусмотренных проектом. Сварку металлических конструкций кранов и контроль качества сварки производят согласно правилам Госгортехнадзора СССР и техническим условиям завода-изготовителя.
4.8. Требования, предъявляемые к установке заклепок, приведены в табл. 4.

Читайте также  Мобильный кран для помещений
Наименование дефекта Допускаемые значения
Вибрация или перемещение головки под ударами контрольного молотка Не допускается
Неплотное прилегание головки к склепываемому пакету Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить вглубь под головку более чем на 3 мм
Трещиноватость или рябина головки Не допускается
Зарубки на головке Не более 2 мм
Смещение головки с оси стержня Не более 0,1 диаметра стержня
Маломерная и недооформленная по высоте головка Не более 0,05 диаметра головки и не более 0,1 диаметра стержня на всю головку
Венчик вокруг головки Толщиной не менее 1,5 мм и не более 3 мм. Венчик толщиной менее 1,5 мм следует срубить
Зарубка поверхности металла обжимкой Не допускается
Неполное заполнение головкой потайной заклепки по диаметру головки Не более 0,1 диаметра стержня
Избыток или недостаток по высоте потайной заклепки Не более 0,5 мм, при необходимости избыток зачистить

4.9. Поставленные заклепки с отклонениями выше значений, приведенных в табл. 4, бракуют и заменяют.
4.10. Установленная на мост крана грузовая тележка должна опираться на все колеса. Разность расстояний между осями колес (база тележки), измеренная по двум сторонам, не должна превышать 2 мм.
4.11. Если поверхности катания подтележечных рельсов расположены не на одном уровне, обеспечивающем опирание всех ходовых колес тележки, разрешается под рельсы над диафрагмами балок установить подкладки толщиной до 20 мм.
4.12. Систему централизованной смазки монтируют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
4.13. Кабину монтируют после установки в ней электрооборудования и системы управления.
4.14. По окончании монтажа крана проверяют его фактические размеры. Отклонение практических размеров должно соответствовать допускам, предусмотренным заводской документацией, а при отсутствии их не превышать значений, приведенных в табл. 5.

Контролируемый размер Допуски, мм
Пролет крана:
при длине пролета до 34 м 5
при длине пролета, 34 — 50 м 6
при длине свыше 50 м 7.5
Разность диагоналей моста 5
Колея тележки:
при ширине до 7500 мм 3
при ширине свыше 7500 мм 5
Разность диагоналей тележки 3
Разность отметок головок подтележечных рельсов в
поперечном сечении при колее тележки, мм
до 3100, а также независимо от колеи тележки у колодцевых кранов, для раздевания слитков,
мульдозавалочных
5
от 3100 до 7500 8
свыше 7500 10
Смещение торцов подтележечных рельсов в стыках по высоте и в плане 1
Отклонение от горизонтальной плоскости крайних точек наружной плоскости катков 1 мм на 1 м

4.15. При монтаже специальных кранов (колодцевых и для раздевания слитков), имеющих шахту, последнюю присоединяют к раме тележки после ее установки на мосту крана. Распорки (пауки) внутри шахты срезают только после соединения шахты с тележкой.
Перед подъемом шахты в вертикальное положение во избежание поворота шахты на 180° следят за монтажными рисками, указанными на сборочном чертеже, корпусе шахты и раме тележки, которые должны быть одинаково ориентированы.
Кронштейны для кабин и площадок на шахте, а также сами кабины, как правило, следует устанавливать до подъема шахты.
4.16. Отклонение рабочих плоскостей шахты от линии отвеса не должно превышать 3 мм на всю длину шахты. После закрепления шахты к раме тележки монтируют оборудование внутри шахты согласно заводской инструкции.
4.17. Монтаж специальных кранов с лапами на траверсе осуществляют аналогичным способом. После монтажа моста и тележки под ними собирают шахту и траверсу, поднимая их с помощью полиспастов.
4.18. Механизмы верхней тележки собирают согласно чертежам, обращая внимание на оси конических катков механизма поворота, которые должны лежать в горизонтальной плоскости, параллельной плоскости кругового рельса.
Боковые ролики устанавливают с зазором 1-1,5 мм к внутренней поверхности кругового рельса. Наименьший зазор между нижней точкой бокового ролика и рамой тележки 10 мм. Положение траверсы регулируют так, чтобы ее продольная ось при подъеме и опускании была горизонтальной; отклонение не должно превышать 1 мм на 1 м длины траверсы.
4.19. При запасовке канатов механизмов подъема необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР.

Монтаж оборудования грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта

4.20. Оборудование грузовых монорельсовых дорог (тали стационарные, передвижные с ручным приводом или с электроприводом, с управлением снизу или из кабины) заводы-изготовители поставляют, как правило, в сборе. Отдельным узлом поставляют кабину управления.
4.21. К монтажу талей приступают после приемки пути (монорельса). Требования, предъявляемые к однорельсовому пути:
балки пути к фермам или конструкциям перекрытия крепят болтами в соответствии с проектом;
смещение торцевых профилей на стыках не должно превышать 2 мм, а зазор между торцами балок — 3 мм;
4.22. После установки тали зазор между ребрами полки монорельса и ребордами колес тали должен составлять 2-3 мм.
4.23. У талей с управлением из кабины после подъема тали устанавливают кабину и соединяют с тележкой тали.
4.24. По окончании монтажа таль испытывают в соответствии с требованиями заводской документации и правил Госгортехнадзора.
4.25. Оборудование межцехового транспорта (электротягачи и др.) монтируют в соответствии с указаниями по монтажу электроталей (см. пп. 4.20 — 4.24 настоящей инструкции).

ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

ГОССТРОЙ РОССИИ

1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»

2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России

3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России

4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.

5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85

Введение

Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.

При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.

Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.

В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.

Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.

Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России ( Д.П. Добжинский).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

TRACKS OVERLAND RAIL CRANE

Дата введения 1999-06-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.

Стандарт может применяться для сертификации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний

ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)

Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)

Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).

3 Общие положения

3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.

3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.

3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.

3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.

3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.

3.4 Комплект документов должен содержать:

проектную и конструкторскую документацию;

паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;

акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);

разрешение на пуск в работу рельсового пути.

3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:

выкопировка из стройгенплана;

проект рельсового пути;

проект производства работ на устройство рельсового пути;

требования по эксплуатации рельсового пути.

3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:

план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;

конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);

конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);

допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;

к онструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;

конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;

* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.

пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.

3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производства работ;

браковочные требования на элементы рельсового пути;

способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;

периодичность обследования и технического обслуживания.

4 Требования к устройству рельсовых путей

4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рису н ке 1 .

1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство;
4 — ограждение; 5 — возводимое здание

А — ширина земляного полотна;

Б = ( R — 0,5 K ) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;

R — наибольший радиус поворотной части крана;

S — отклонение от прямолинейности рельсового пути;

L * — расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).

Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей

4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.

4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 — 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;

земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55 — 1,75 г/см 3 коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.

4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.

При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.

4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.

4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.

4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами — над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

Читайте также  Классификация кранов мостового типа

4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.

4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14-92и ГОСТ 12.3.009-76

4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.

Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.

Нагрузка от колеса на рельс, кН

Ориентировочная толщина балласта hб

щебеночного под железобетонными балками

песчаного под железобетонными балками

щебеночного под деревянными полушпалами

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

  • Полезное /
  • Нормативная документация /
  • ГОСТ ГОСТ 27584-88

УДК 621.873.83:006.354 Группа Г86

КРАНЫ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

Общие технические условия

Electric overhead travelling cranes and gantry cranes.

ОКП 31 5010; 31 5500

Дата введения 01.01.90

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.88 № 133

3. Взамен ГОСТ 23940-79, ГОСТ 24378-80

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер раздела, пункта, приложения

Вводная часть; 2.3.8; 5.1.3; 5.2

Вводная часть; 2.1.1, приложение 1

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. Издание (июль 2003 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте 1990 г. (ИУС 6-90)

Настоящий стандарт распространяется на крюковые опорные мостовые и козловые электрические краны (далее — краны) с гибким подвесом груза групп режима работы 1К — 7К по ГОСТ 25546 для работы на трехфазном переменном токе напряжением 380/220, 380 и 500 В, грузоподъемностью от 3,2 до 63 т, предназначенные для установки в закрытых помещениях и на открытых площадках в пределах V ветрового района по ГОСТ 1451. Виды климатического исполнения по ГОСТ 15150 для мостовых кранов У1, У2, У3, УХЛ4, а также ТУ1, ТУ2, ТУ3 (для климатических районов II6 — II12 по ГОСТ 16350), козловых кранов — У1, а также ТУ1 (для климатических районов II6 — II12 по ГОСТ 16350).

Стандарт не распространяется на мостовые краны с передвижными электроталями, краны, предназначенные для обслуживания гидротехнических сооружений, для работы в условиях повышенной агрессивности атмосферы и повышенной концентрации вредных веществ, во взрыво- и пожароопасных средах, для транспортирования грузов, нагретых свыше 300 °С, и расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ и других опасных грузов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ КРАНОВ

Основные параметры и размеры кранов должны соответствовать требованиям ГОСТ 7352, а также нормативно-технической документации на краны конкретного типа.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Краны следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР, «Правил устройства электроустановок», утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР, по нормативно-технической документации и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.1.1. Группы режимов работы кранов должны соответствовать требованиям ГОСТ 25546, а их механизмов — ГОСТ 25835.

Сочетания показателей групп режимов работы кранов следует устанавливать с учетом их фактического использования. Сочетания показателей приведены в приложении 1.

2.2. Требования надежности

2.2.1. Полный установленный срок службы кранов, размещаемых в помещении, должен быть не менее значений, приведенных в табл. 1.

Норма для групп режима, лет

Краны мостовые и козловые с грузовой тележкой

Козловые краны с электроталью

Примечание. Срок службы крана определяется сроком службы его несущих металлических конструкций.

Для кранов, устанавливаемых на открытом воздухе, допускается уменьшать срок службы на 25%.

2.2.2. Показатели надежности кранов должны быть не менее указанных в табл. 2.

2.2.3. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний кранов не должна превышать значений, приведенных в табл. 3.

с 01.01.92 до 01.01.95

Наработка на отказ, циклы, не менее

Установленная безотказная наработка, циклы, не менее

Мостовые и козловые

Установленный ресурс до капитального ремонта, циклы, не менее

Примечание. Установленный ресурс до капитального ремонта кранов группы режима 1К должен соответствовать их установленному ресурсу до списания.

Мостовой, пролет 22,5 м

Козловой, пролет 25 м и мостовой, установленный на открытом воздухе

Удельная суммарная оперативная трудоемкость ремонтов кранов не должна превышать значений, приведенных в табл. 4.

Мостовой, пролет 22,5 м

Козловой, пролет 25 м

Примечание к табл. 3 и 4. Для пролетов, отличающихся от указанных, значения трудоемкостей следует увеличивать или уменьшать до 5 % на каждый метр соответственно увеличения или уменьшения пролета, но не более 50 %.

2.3. Требования стойкости к внешним воздействиям

2.3.1. Открытые для доступа атмосферных осадков полости, карманы, лотки и подобные им элементы, кроме элементов с замкнутыми полостями, должны иметь дренажные уклоны и сливные отверстия. Дренажные уклоны для полостей, направленных вдоль движения, допускается не делать.

2.3.2. Основные элементы несущих металлических конструкций кранов группы режима 5К и выше не должны иметь незащищенных от атмосферных воздействий поверхностей, недоступных для осмотра, очистки и окраски.

2.3.3. У нижних торцев замкнутых опорных стоек козловых кранов должны быть предусмотрены сливные отверстия.

2.3.4. Тормоза должны быть защищены от прямого воздействия атмосферных осадков.

2.3.5 Металлические конструкции и механизмы должны быть загрунтованы на предприятии-изготовителе. Закрытые полости конструкции допускается не грунтовать.

Подготовка металлических поверхностей к окраске должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.402.

2.3.6. Окраску крана должен проводить потребитель на месте монтажа в соответствии с указаниями предприятия-изготовителя, изложенными в эксплуатационной документации на краны.

2.3.7. Фирменная табличка предприятия-изготовителя и указательные таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971.

2.3.8. Номинальные значения климатических факторов:

для эксплуатации в рабочем состоянии кранов климатического исполнения У1, У2, У3 по ГОСТ 15150, но при этом нижнее значение температуры окружающего воздуха минус 40°С;

для эксплуатации в рабочем состоянии кранов климатического исполнения ТУ1, ТУ2, ТУ3 по ГОСТ 15150, но при этом нижнее значение температуры окружающего воздуха минус 20°С.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

2.4. Требования безопасности

2.4.1. Конструкция и компоновка крана и его элементов должны обеспечивать безопасность при его эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР, требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.064.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.2. Расстояние между грузозахватным органом в его верхнем положении и наружной поверхностью кабины должно быть не менее 0,4 м.

2.4.3. Краны с подвижными кабинами должны быть оснащены устройствами для аварийной эвакуации крановщика из кабины, если не обеспечен выход крановщика на мост при любом положении кабины относительно моста. Оборудование кранов других исполнений устройствами для эвакуации следует проводить по требованию потребителя при отсутствии переходных галерей вдоль подкрановых путей.

2.4.4. Краны должны быть оборудованы ограничителями высоты подъема груза, концевыми выключателями механизмов передвижения крана и тележки, упругими буферами, устройствами для автоматического снятия напряжения с крана, аварийными выключателями, нулевой защитой.

Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности и приспособлениями, указывающими крановщику о подходе грузовой тележки к участку сниженной грузоподъемности.

Краны других типов следует оснащать ограничителями грузоподъемности по требованию потребителя.

2.4.5. Козловые краны с управлением из кабины при пролетах более 16 м должны быть оборудованы анемометрами, автоматически включающими звуковую сигнализацию при достижении скорости ветра, выше которой работа крана не допускается.

2.4.6. Краны и их грузовые и кабинные тележки, в том числе подвесные, должны быть оснащены предохранительными деталями для предотвращения схода их с рельсов в случае поломки колес или других элементов ходовой части.

2.4.7. Колеса ходовой части кранов должны быть защищены сбрасывающими щитками, предотвращающими попадание посторонних предметов под колеса кранов.

2.4.8. Козловые краны должны быть оборудованы противоугонными устройствами, рассчитанными на удержание крана на месте при действии ветра с давлением, превышающим предельное давление рабочего состояния.

Установленные при открытом воздухе мостовые краны и их тележки оборудуют противоугонными устройствами, если тормоза механизма передвижения не обеспечивают удержания крана на месте при действии ветра с давлением, равным давлению нерабочего состояния.

Тип противоугонного устройства (ручной или машинный) устанавливает предприятие-изготовитель.

При использовании машинного привода должны быть предусмотрены возможность приведения в действие противоугонных устройств вручную либо дополнительные ручные захваты или стопоры.

2.4.9. При использовании в качестве противоугонных устройств козловых кранов захватов, губки которых охватывают головки крановых рельсов с нижних сторон, на каждом рельсе должно быть установлено не менее чем по два захвата, каждый из которых должен быть рассчитан на полное удерживающее усилие.

2.4.10. Козловые краны должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие от перекоса, возникающее при движении крана, или, при наличии ограничителя перекоса, на усилие, допускаемое этим ограничителем.

2.4.11. На кабины, крюковые обоймы, а также выступающие элементы ходовых частей и устройства токоподвода козловых кранов должна быть нанесена предупреждающая окраска в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.058 и ГОСТ 12.4.026*. Указания по выполнению окраски должны быть приведены в инструкции по монтажу крана.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.

2.4.12. Конструкция и установка осветительных приборов должны обеспечивать защиту ламп от действия вибрации.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.13. Гигиенические и эргономические требования к рабочему месту крановщика, органам управления и конструкции кабины управления кранов, а также звуковому сигналу должны соответствовать Санитарным правилам по устройству и оборудованию кабин управления мостовых и козловых кранов, утвержденным Минздравом СССР.

2.4.14. При оснащении кабины поворотным креслом на нем должны быть установлены аппараты управления краном.

2.4.15. Размеры кабины, устройство и расположение кресла управления должны обеспечивать удобный доступ крановщика к креслу.

Органы управления механизмом подъема крана должны быть размещены с правой стороны, а передвижения — с левой стороны от крановщика для вновь разрабатываемых кранов.

Требования к органам управления краном приведены в приложении 2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.16. При расположении кабины крана на высоте более 8,0 м от уровня подкрановой площадки, при необходимости, кран должен быть оснащен переговорным устройством, обеспечивающим надежную связь с подкрановыми рабочими. Установку переговорного устройства обеспечивает потребитель.

2.4.17. На аппараты управления краном должны быть нанесены надписи или графические символы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.040.

2.4.18. Для защиты крановщика от повышенной вибрации, при необходимости, должна быть предусмотрена система виброизоляции кабины или кресла крановщика.

2.4.19. При эксплуатации крана освещенность на площадках приема и подачи груза в зонах работы грузозахватного устройства должна быть не менее 10 лк. Устройствами внешнего освещения или элементами для установки и подключения таких устройств кран укомплектовывается по согласованию с потребителем.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.4.20. Пол кабины должен быть покрыт материалом с низкой теплопроводностью. Поверхность пола не должна быть скользкой. В кабине должен быть диэлектрический коврик размерами не менее 500´700 мм.

2.4.21. Эквивалентный уровень звука в кабине, возникающий при работе его механизмов, не должен превышать значений для режимных групп: 1К — 5К — 76 дБА; 6К, 7К — 72 дБА.

2.4.22. Допустимые значения вертикальной и горизонтальной виброскорости на сиденье и полу кабины в децибелах не должен превышать значений, указанных в табл. 5.

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

Подкрановые пути мостовых кранов

Важным элементом безопасной работы мостовых кранов является создание надёжной системы их перемещения. Подкрановые пути мостовых кранов состоят из хорошо продуманной рельсовой конструкции. Она должна соответствовать установленным стандартам и отвечать всем требованиям техники безопасности по эксплуатации подъёмных механизмов.

Виды и особенности крановых путей

Конструкции подкрановых путей определяются принятым ГОСТ 56944-2016. Их разделяют по следующим категориям:

  • конструкции установленного мостового крана;
  • разрешённой грузоподъёмностью;
  • расположению рельсового полотна.

ГОСТ 56944-2016 Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия

Вид мостового крана и его место расположения крановых путей подразделяется на наземные и надземные. Первые расположены на земляной или специальной подложке и надземные. Вторые располагаются на определённой высоте от поверхности земли и крепятся на опорах или у стены.

Читайте также  Ремонт и монтаж кран балки

Первый тип путей предназначен для мостовых подъёмных устройств, у которых общая нагрузка достаточно велика. Они применяются на железнодорожных узлах, морских портах, крупных логистических центрах.

Второй тип путей используется для организации движения подъёмного оборудования средней грузоподъёмности: кран-балок, тельферов. Их подкрановый путь включает:

  • поперечные балки и опорные стойки (на первые монтируются подъёмные механизмы опорного типа, на вторые подвесные подъёмники);
  • специальные балки (применяются как направляющие);
  • элементы путевых систем (к ним относятся ограничители, фиксаторы и так далее);
  • различные направляющие и крепления.

Марки и тип используемых элементов зависит от разрешённой грузоподъёмности и определяется установленным стандартом.

Конструктивные элементы подкранового пути

Любой крановый путь подразделяется на основные и вспомогательные узлы. К основным относятся рельсы и балки подкрановые. Вспомогательные узлы включают: концевые упоры, буфера, подрельсовую подкладку, крепёж.

Устройство и состав этих изделий определяет его грузоподъёмность. Именно от этого показателя зависит состав подрельсовой прокладки, марки рельс и способах их крепления.

Рельсовое полотно

Эта часть подкранового пути определяет направление, дальность и скорость движения всего устройства. Рельсовый путь укладывается на заранее подготовленную подложку. Перед началом её укладки следует завершить все необходимые земляные работы, проведение запланированных коммуникаций, создание ливневых стоков. Особое внимание следует уделить качеству засыпаемого грунта. Путь мостового крана отсыпается только сухим грунтом с одинаковой плотностью. Наиболее целесообразно рельсовое полотно изготавливать из гранитного щебня.

Сами рельсы укладываются на шпалы, к которым крепятся костылями. В зависимости от грузоподъёмности можно применять полушпалы изготовленные из дерева или бетонные в соответствие с установленными стандартами.

До 10 т допустима установка рельс марок Р18 или Р24. До 30 т включительно рекомендуются рельсы марки Р38. Для более мощных мостовых систем необходимы рельсы Р50 или Р65, устанавливаемые на железнодорожное полотно.

Стальные вертикальные костыли

В качестве крепления для подкрановых путей применяют костыли марки К 130. К ним предъявляются менее жёсткие требования по скоростным нагрузкам. Они необходимы для решения следующих задач:

  • обеспечивать надёжность крепления рельс к шпалам;
  • способствовать равномерному распределению нагрузки во время движения и остановки мостового подъёмного механизма.

Костыли изготавливаются из прочной стали, стойкой к коррозии.

Упорно направляющие блоки

Эти элементы изготавливаются следующих видов:

  • ведущие (передают крутящий момент между валами);
  • ведомые (меняют характер подъема/опускания за счет корректировки вектора цепей).

Они подразделяются на подвижные и статичные. Первые повышают скорость перемещения грузовой тележки, вторые способны разворачивать ось перемещения, с горизонтальной на вертикальную или наоборот. Основной характеристикой считается отношение количества ветвей к числу канатов, идущих к барабану.

Способы установки рельс

Для современных мостовых систем монтаж подкрановых путей осуществляется следующими способами:

  1. Прижимными пластинами.
  2. С помощью сварки.
  3. Фиксацией крюками с нарезанной резьбой.

К каждому из перечисленных способов предъявляется главное требование — обеспечение прочности и надёжности. Для обеспечения этого требования в качестве крепёжных элементов используют:

  • прижимные накладки;
  • скобы (приваренные или пружинные);
  • пружинные планки;
  • крюки с регулируемыми гайками.

Все виды крепления делятся на две категории: цельно-монолитные и сборно-разборные. Первый вид представляет цельную конструкцию. Она соединена с помощью мощных заклёпок или сварки.

Второй вид получил наибольшее применение. Он обеспечивает возможность проведения горизонтальной рихтовки пути. Такая конструкция обладает лучшей ремонтопригодностью. Она считается более практичной. Для обеспечения своевременной надёжной остановки в крайних точках мостовой колеи устанавливают тормозные буфера.

Контактный буфер гасит кинетическую энергию посредством механического удара. Безударный выполнен в форме конуса. Он работает по принципу наката на буфер. Третий тип называется смешанным. Он сочетает достоинства двух предыдущих.

Обеспечение высокого качества монтажа гарантирует жесткое крепление всей подкрановой системы. В течение всего периода эксплуатации необходимо проводить периодические проверки состояния мостовой системы и качество заземления.

Обслуживание

Для обеспечение безопасной работы мостового крана необходимо проводить регулярное обслуживание подкрановых путей при необходимости осуществлять их ремонт. В перечень технического обслуживания включены следующие мероприятия:

  • ежемесячный плановый осмотр;
  • периодическое обслуживание, в соответствии с инструкцией по эксплуатации на конкретный образец мостового крана;
  • сезонное обслуживание (при эксплуатации механизма на открытом воздухе).

Кроме перечисленных видов осмотра предусмотрено ежедневное комплексное обследование перед началом работы на крановой установке. В ходе такого обследования выявляются возникшие дефекты самих рельсов, элементов крепления и качества заземления. Результаты осмотра заносятся в специальный журнал. В случае возникновения неисправностей, влияющих на безопасность эксплуатации мостового крана, работы на нём прекращаются до проведения необходимого ремонта.

Устройство подкрановых путей и особенности их эксплуатации

Главная Устройство кранового пути мостового крана

Устройство кранового пути мостового крана включает основные и вспомогательные составляющие. Основные – это рельсы и подкрановые балки, вспомогательные – крепеж, концевые упоры и буфера, подрельсовая подкладка.

Для крановых конструкций с грузоподъёмностью до 10 тонн используются ж/д рельсы марок Р18, Р24. Двухбалочные краны, поднимающие от 10 до 30 тонн, устанавливаются на рельсы Р38, для самых крупных и массивных кранов производятся рельсы Р50 и Р65.

Также существует специализированная группа рельсовых путей для подъемно-транспортных механизмов, выпускаемых под маркировкой КР. Число, стоящее рядом с аббревиатурой, например, КР-100, обозначает ширину рельсовой головки.

Способы установки рельс

Устройство подкрановых путей мостового крана зависит от типа его установки в производственном помещении.

— Подвесные крановые пути. Используются при перемещении грузов весом не более 5 тонн. Прикрепляются к стенам и потолку помещения. Основная часть нагрузки лежит в вертикальной плоскости

— Опорный. Позволяет повысить вес поднимаемых грузов до 50 тонн. Рельсовые пути устанавливаются на колоннах.

— Эстакада. Данный способ актуален, если несущие элементы здания не способны выдержать нагрузки, оказываемой грузоподъемным механизмом. Крановый путь располагают на эстакаде, закрепленной на фундаменте и соединенной жёсткими ребрами.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Устройство наземного кранового пути

2.1 Наземный крановый путь включает нижнее строение, верхнее строение и путевое оборудование.

2.2 Общий вид (план), продольный и поперечный профиль наземных крановых путей показан на рисунке 1.

Рис.1. План, продольный и поперечный профиль, основные конструктивные элементы и геометрические размеры наземного кранового пути:

а) план кранового пути; б) схема расположения пути; в) продольный профиль кранового пути; г) поперечный профиль кранового пути

Д — расстояние от оси здания до оси направляющей кранового пути с учетом выступающих конструкций здания и габаритов крана; В — ширина земляного полотна; В — ширина балластной призмы; В — длина опорного элемента (полушпалы); h — высота балластного слоя под опорным элементом; L — плечо балластной призмы; K — колея кранового пути; Л — расстояние до складируемого груза;

1 — ограждение; 2 — заземление; 3 — стяжка; 4 — отключающая линейка; 5 — тупиковые упоры; 6 — направляющая; 7 — опорный элемент (полушпала); 8 — балластная призма; 9 — насыпной грунт (земляное полотно); 10 — основной грунт площадки; 11 — водоотвод; I — ось направляющей; II — ось кранового пути. 6, 7, 8 — верхнее строение кранового пути; 9, 10, 11 — нижнее строение кранового пути

2.3 В состав нижнего строения наземного кранового пути входят земляное полотно и водоотвод. Общий вид нижнего строения кранового пути показан на рисунке 2.

Рис.2. Нижнее строение кранового пути:

а) у котлована строящегося объекта; б) в выемке или нулевом месте; в) с насыпью; г) на слабых и переувлажненных грунтах

В — ширина земляного полотна; В — берма; В — расстояние от оси направляющей до бровки котлована; h — глубина котлована; h — минимальная величина возвышения бровки насыпи;

1 — ось направляющей кранового пути; 2 — основной грунт; 3 — водоотвод; 4 — насыпной грунт; 5 — котлован; 6 — копеляропрерывающий слой

2.3.1 Конструкция земляного полотна определяется условиями:

— рельефа площадки строительства кранового пути (возвышение, косогор, низина) (изображения а) и б), рисунок 2);

— вида грунта площадки строительства кранового пути (просадочные грунты, водонасыщенные грунты) (изображения в) и г), рисунок 2);

— земляного полотна кранового пути, совмещенного с земляным полотном автомобильной дороги, железной дороги и площадки складирования (рисунок 3).

Рис.3. Поперечный профиль наземного кранового пути на общем земляном полотне:

а, б) с железнодорожным путем; в) с автодорогой; г, д) со складской площадкой

1 — земляное полотно; 2 — балластная призма; 3 — водоотводная канава; 4 — ось направляющей; 5 — ось железной дороги; 6 — ось автомобильной дороги

Крепление рельса к несущей балке осуществляется:

  • Сваренными скобами.
  • Прижимными накладками.
  • Скобами.
  • Резьбовым соединением.

Наиболее практичны сборно-разборные соединения, позволяющие легко заменить испорченный участок пути.

Для торможения крана в крайних путевых точках монтируются тормозные буфера. Буферные элементы могут иметь ударный (забирает кинетическую энергию движения) или безударный (энергия поглощается из-за наката на упор), а также комбинированный тип действия.

Установка крановых путей имеет множество нюансов, которые не отображаются в документации. К примеру, рельса не должна прерываться в пределах рабочей площади – ее необходимо жестко прикреплять к стене.

Каждый вид подкрановых путей требует постоянного обслуживания: проверки работы электрооборудования, заземления, состояния путей.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Организация и технология строительного процесса

1. До начала работ по устройству балластной призмы рельсовых путей для строительных башенных кранов должны быть закончены все земляные работы, связанные с возведением фундамента здания и прокладкой подземных коммуникаций, а также спланирована площадка земляного полотна и сделан водоотвод в соответствии с предусмотренным генпланом отводом сточных вод.

2. На спланированной площадке разбивают земляное полотно и оси пути, отмечая их на местности колышками.

3. Материал и высота балластного слоя предусматривается проектом согласно ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования.

Гранулометрический состав балластных материалов и нормы примесей должны соответствовать данным ГОСТ Р 51248-99.

Размер частиц балластных материалов должен быть проверен до укладки в призму и отражен в акте сдачи пути в эксплуатацию.

4. Балласт отсыпают автомобилями-самосвалами в соответствии со схемой, приведенной на рис.4 и 5.

5. Отсыпанный балласт разравнивают и уплотняют бульдозером (рис.6 и 7).

6. Плотность балластной призмы проверяют по СТО НОСТРОЙ 2.2.77-2012 Крановые пути.

7. Укладка балластного слоя на неподготовленную площадку земляного полотна, а также устройство пути на грунте без балластного слоя не допускаются.

Рис.4. Отсыпка сплошной балластной призмы

1 — автомобиль-самосвал; 2 — направление движения автомобиля-самосвала; 3 — отвалы из песка; 4 — водоотводная канава

Рис.5. Отсыпка раздельной балластной призмы

Рис.6. Разравнивание сплошной балластной призмы:

1 — бульдозер; 2 — направление движения бульдозера

Рис.7. Разравнивание раздельной балластной призмы:

1 — бульдозер; 2 — направление движения бульдозера

СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
(СП 12-103-2002 Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация) (рис.8-10)

Рис.8. Земляное полотно из насыпи:

а — естественное основание сухое; б — естественное основание сырое

1 — балласт щебеночный; 2 — дренирующий грунт; 3 — глинистый грунт; 4 — защитный слой из дренирующего (песчано-гравийного) грунта; 5 — водоотводная канава; 6 — железобетонный лоток с дренажными стенками; 7 — строящийся объект; 8 — дренажная система

Рис.9. Земляное полотно из выемки:

а — естественное основание сырое; б — естественное основание мокрое

Рис.10. Земляное полотно «нулевого места»:

а — естественное основание сухое; б — естественное основание сырое

1 — балласт щебеночный; 2 — дренирующий грунт; 3 — глинистый грунт; 4 — защитный слой из дренирующего (песчано-гравийного) грунта; 5 — водоотводная канава; 6 — железобетонный лоток с дренажными стенками; 7 — строящийся объект; 8 — дренажная система

Организация и методы труда рабочих

1. Устройство балластной призмы производит звено, состоящее из машиниста бульдозера 5 разряда и двух монтеров пути 3 разряда.

Монтеры пути размечают земляное полотно, и после планировки балластной призмы бульдозером зачищают поверхность призмы вручную.

2. В графиках выполнения работ по устройству балластной призмы принята односменная работа.

3. При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002.

Ссылки

  • РД 50:48:0075.01.05 Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей
  • РД 22-28-35-99 «Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов»
  • СП 12-103-2002 «Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация»
  • РД 10-138-97 «Комплексное обследование крановых путей»

4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РАБОТ

Правила выполнения работ по строительству наземного кранового пути
(СТО НОСТРОЙ 2.2.77-2012)

4.1 Лицу, осуществляющему строительство кранового пути, необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

— очистить площадку строительства кранового пути от строительного мусора, посторонних предметов, а в зимнее время — от снега и наледи;

— плодородный грунт (почва) снять на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном;

— до начала строительства кранового пути выполнить работы по строительству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного полотна;

— на площадке строительства кранового пути установить разбивочные оси кранового пути и высотные отметки в соответствии с проектом на крановый путь.

4.2 Подготовительные работы по 4.1 и акты на их выполнение должны соответствовать требованиям СП 48.13330 и РД 11-02-2006.

4.3 Уклон откоса в месте примыкания земляного полотна к котловану должен приниматься по таблице 4.1 согласно СНиП 12-04.

Таблица 4.1 — Крутизна откосов

Крутизна откосов при глубине выемки, м