Трактор с двумя поворотными мостами

МАЛ, ДА УДАЛ!

Как известно, при движении по борозде трактор значительно уплотняет нижний слой почвы, а также рыхлую землю, осыпавшуюся с краев борозды. Избежать этого возможно, только пустив его колесами по непропаханной земле, как работает «Кировец» или Т-150. Но у них и мощность больше, чем, например, у тракторов МТЗ-50, МТЗ-80. Поэтому при разработке своей конструкции микротрактора я стремился повысить его энерговооруженность. Но на практике был получен отрицательный результат: в связи с тем, что плуг навешивался в крайнем положении от оси симметрии, трактор не мог идти прямо.

Здесь к тому же необходимо учитывать не только мощность двигателя, но и параметры (и количество) лемехов, которые трактору приходится тянуть. Эта зависимость видна из следующих простейших расчетов. Глубина борозды, как известно, должна быть не менее 18 см. При поперечном сечении борозды 18X24 см наименьшее тяговое усилие, приходящееся на один лемех при удельном сопротивлении почвы 45 кгс/дм 2 , составит 196 кгс, при удельном сопротивлении почвы 70 кгс/дм 2 (тяжелая земля) — примерно 300 кгс. В свою очередь, тяговые качества трактора зависят от диаметра ведущих колес и собственной массы, приходящейся на эти колеса.

Исходя из этих предпосылок и были определены основные данные для расчета передаточного отношения. Масса трактора принята около 600 кг; при полной загрузке двигателя масса, приходящаяся на ведущие колеса, превосходит 900 кг. Обороты двигателя n=1800. 2100 об/мин. Скорость при пахоте на первой передаче — 3. 3.5 км/ч.

Кстати, о скорости. Выбор ее при пахотных работах определялся больше практикой. Замечено, что на большей скорости (4-5 км/ч) трактор идет несколько неустойчиво; его начинает раскачивать на неровностях почвы, увеличивается пробуксовка ведущих колес. А на меньшей скорости недостаточно загружается двигатель. Трактор идет нестабильно, «боится» неровностей, так как не хватает инерции, чтобы их преодолеть. Не случайно конный плуг эксплуатируется со скоростью примерно 4. 4,5 км/ч, тем более что параметры его лемеха считаются для этой скорости оптимальными.

Режим работы двигателя микротрактора был принят в диапазоне наибольшего крутящего момента. Значительные трудности возникли при выборе компоновочного решения и понижающей передачи между двигателем и задним мостом, так как ставилась цель обеспечить наименьшие габариты, колею и базовое расстояние.

За основу конструкции был взят «недефицитный» мост от грузовика ГАЗ-51 (i=6,67). Для достижения необходимого передаточного отношения введена дополнительная понижающая передача с i=3,17. Прорабатывались варианты с коробкой от ГАЗ-51 или цепной передачей, но получить при этом приемлемые габариты трактора не удалось. Поэтому использован редуктор вала отбора мощности от трактора ДТ-75 — прямозубый, одноступенчатый (Z1=18, Z2=57). Редуктор был доработан. Установлена еще одна пара прямозубых шестерен (Z3=24, Z4=51, i=2,13) для транспортного использования. Задний мост предельно укорочен. Головки заклепок, фиксирующие чулки моста, срубались, оставшаяся часть проталкивалась внутрь чулка. Распрессовка чулок из картера редуктора заднего моста происходит довольно легко при помощи специальных оправок и кувалды. Чулки моста протачиваются до сварочного шва тормозного диска. В отверстиях, оставшихся после заклепок, нарезается резьба М12 для фиксации укороченных чулок.

Задний мост крепится к раме с помощью стремянок и дополнительных ушек на тормозных дисках. Корпус редуктора заднего моста соединяется с промежуточным редуктором кожухом сварной конструкции, который имеет два фланца с центрирующими буртиками. Один из фланцев крепится болтами к редуктору вместо крышки с сальниками, другой — к корпусу заднего моста, также вместо крышки с сальником. Валы соединяются друг с другом с помощью разъемной жесткой муфты. Картер понижающего редуктора и заднего моста имеют общую масляную ванну.

Полуоси использованы от ГАЗ-51. Задние колеса от трактора «Беларусь» МТЗ-50 или МТЗ-80. Также возможна установка колес с дисками от грузовых автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-53, имеющих несколько больший диаметр и ширину. При этом колея увеличивается с 760 до 1350 мм, что удобно при эксплуатации трактора на транспортных работах.

Выбирая типоразмер колес, их диаметр и ширину обода, следует учитывать, какие работы будут преобладать при эксплуатации. Для тракторов, которые преимущественно используются на транспортных работах, — колеса с размером обода 13-16. Для пахотных работ желательны колеса большого диаметра — с размером обода 18-24: шины с большим диаметром могут передавать большее тяговое усилие, имеют меньшее сопротивление качению. Так, при сравнении колес 11X24″ и 9X40″ при пробуксовке 20% и нагрузке на ось 1400 кгс тяга составляла 1300 кгс и 900 кгс соответственно, то есть вследствие меньшего диаметра тяговое усиление трактора упало на 32%.

Передний мост изготовлен с использованием ступиц от качалок заднего моста мотороллера. Поворотные кулаки и рулевые тяги передних колес после незначительной доработки использованы от мотоколяски СЗА (так же, как и передние колеса). Двигатель от мотоцикла М-72 или К-750 имеет наиболее подходящие характеристики для использования на тракторе. По-видимому, двигатель типа М-67 или МТ-9 с рабочим объемом 650 см 3 (против 750 см 3 у М-72) потребует большего передаточного числа в трансмиссии, чего можно достичь, если использовать коническую пару редуктора заднего моста от ГАЗ-63 (i=7,6) или от ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 (i=6,83).

Изменения в двигателе связаны с установкой винта принудительного охлаждения, приводящегося через резинометаллическую муфту от носка коленчатого вала. В передней крышке двигателя отверстие под ступицу винта растачивается специальным приспособлением, напоминающим головку расточного станка с одиночным резцом. Приспособление ввинчивается в коленчатый вал, в переднем носке которого нарезана резьба М20Х2. Все операции на двигателе должны быть выполнены тщательно: от этого зависит срок службы резинометаллической муфты и всего узла в целом.

Кроме вспашки земли, трактор используется для всех операций по возделыванию картофеля. Прицепные орудия поднимаются двуплечим рычагом с автоматической фиксацией в приподнятом положении. Плечо, поднимающее плуг, в 1,5 раза короче переднего плеча рычага. Для обеспечения необходимого подъема орудий принят предельно увеличенный ход переднего плеча рычага, соединяемого с плугом или другим навесным орудием жесткой тягой регулируемой длины.

Гидравлика не используется, несмотря на солидный вес трактора и навесного оборудования, по нескольким причинам:

1) изготовить и смонтировать гидросистему в любительских условиях очень сложно, к тому же отбирается мощность двигателя на привод гидронасоса;

2) система более сложная, следовательно, менее надежная; отсутствует обратная связь между навесным орудием и органом управления, то есть отсутствует возможность, управляя трактором, оперативно корректировать глубину вспашки в зависимости от рельефа обрабатываемого участка и жесткости почвы.

Усилие, необходимое для подъема плуга, не превышает 20 кг. На тракторе используется двухкорпусный плуг, изготовленный из предплужников тракторного плуга. Предплужники оснащаются полевой доской и увеличенным отвалом. При этом было обнаружено, что полевую доску можно поставить только на левом плуге, что позволяет уменьшить расстояние между плугами вдоль оси трактора.

Два плуга с помощью болтов крепятся к центральной балке, представляющей собой швеллер № 7 с приваренной к полкам пластиной (для получения жесткого прямоугольного профиля). Центральная балка крепится с помощью болтов М20 к подвеске плута, представляющей собой обрезанный карданный вал от ГАЗ-51 с приваренной прямо к трубе вала пластиной.

Двухкорпусный плуг крепится к трактору с помощью карданного шарнира, дающего возможность поворачиваться вокруг горизонтальной и вертикальной осей. Дополнительное заглубление плуга позволяет производить регулируемая тяга, соединяющая двуплечий рычаг с пластиной, которая фиксируется на задней монтажной доске. Благодаря последней можно перемещать точку прицепа плуга в горизонтальной и вертикальной плоскостях, регулируя тем самым величину захватываемого слоя и глубину вспашки. Аналогичным образом навешивается и окучник-культиватор (двух- или четырехкорпусной). Для окучника-культиватора необходима жесткая двухточечная подвеска с дополнительной тягой, то есть он может перемещаться только в вертикальной плоскости.

При создании трактора было применено управление мотоциклетного типа (руль от «Явы 634»), уже хорошо зарекомендовавшее себя на микротракторе. Хотя применение непосредственного управления, без рулевого механизма, на тракторе такого веса и мощности на первый взгляд рисковано. Руль связан с поворотным рулевым рычагом с помощью двух валов, соединенных между собой карданным шарниром. Чтобы уменьшить поворот передних колес при наклонах и при езде по неровностям, следует стремиться предельно приблизить поворотный рычаг к центральной оси моста. Мотоциклетная посадка на тракторе позволяет изменять центр тяжести движущейся машины так же, как и на мотоцикле, компенсируя раскачку и пробуксовку трактора.

Трактор комплектуется прицепом грузоподъемностью в 1 тонну со всеми откидывающимися бортами. Прицеп имеет пространственную раму ферменного типа из труб 1″ и 0,5″. Используются колеса от инвалидной коляски СЗА с размером обода 5Х 10″, диаметром 500 мм. В связи с тем, что наибольшая нагрузка на колесо не должна превышать 330 кгс, пришлось установить 4 колеса на одной оси. Для их крепления были использованы специальные ступицы в виде катушки сварной конструкции, диаметр которой — 234 мм, а расстояние между установленными фланцевыми поверхностями колес — 150-160 мм. Скат, состоящий из ступицы и 2 колес, крепится на сплошной оси центральной гайкой. Ось представляет собой трубу с наружным диаметром 54 мм, которая жестко крепится к раме. Диски колес крепятся на пяти шпильках. Чтобы снять внутреннее колесо, необходимо снять скат с оси. Предельная грузоподъемность прицепа 1500 кгс. Масса прицепа 180 кг. Кузов прицепа изготовлен из стального листа толщиной 1,7 мм путем двойной отбортовки с загибом по краю листа. Размеры кузова 2240X1300X370 мм. Одна четвертая часть массы передается на трактор. Отсутствие амортизации и использование колес малого диаметра позволяют иметь уровень пола прицепа на высоте 600 мм.

Трактор снабжен шестивольтовым электрооборудованием от мотоцикла, а также световой сигнализацией и освещением. Указатели поворота и габаритные фонари использованы от «Явы 634». Сиденье — трехместное, изготовлено из двух губчатых подушек от мотоцикла Иж-П4. При необходимости вполне можно разместиться и вчетвером. Крылья задних колес выполнены из стального 2-мм листа и крепятся к тормозным дискам заднего моста. Рама трактора изготовлена из швеллеров № 7 и № 8 и представляет собой два прямоугольника, при этом один частично находится над другим. Задняя, нижняя часть рамы проходит под задним мостом и подтягивается к нему на стремянках. Сиденье и устройство автоматической фиксации двуплечевого рычага смонтированы на легкой раме из уголка 40Х 40, который на болтах крепится к основной раме. Поперечные кронштейны центральной оси переднего моста также крепятся на болтах к центральной раме. Монтажная плита, являясь также опорой для двуплечевого рычага, с помощью болтов и двух тяг крепится к центральной раме.

Читайте также  Гусеничные трактора Российского производства

При проектировании трактора я стремился уменьшить массу, приходящуюся на передний мост, для улучшения тягово-сцепных качеств трактора.

В результате на переднюю ось приходится 25-30%, на заднюю — 70-75% его массы. Поэтому в передней его части был установлен противовес массой 25-45 кг.

Самодельные минитрактора часть 3 — Минитрактор «ДИЗЕЛЬ» с силовым агрегатом ВАЗ-2101

Как понимаете название мини-трактора носит шуточный характер, на самом деле использованы узлы от автомобилей ВАЗ-2102 и УАЗ.

Сколько времени ушло на постройку трактора?

Трактор строил «с нуля», потратив на работу почти два года. Для его постройки пришлось раскурочить рабочий автомобиль ВАЗ-2102 и брошенный ЗАЗ-968, списанную и полусгнившую раму грузового УАЗ. Вместо обрезанного зада рамы наварены отрезки 100 мм швеллера.

На фотографии видны приваренные к нижней части рамы втулки, те что над крыльями передних колес. Это крепеж для ножа-толкателя, например для чистки снега. Для более тяжелых целей его вряд ли возможно использовать из-за малого веса трактора (около 700 кг).

На панели капота приварены три дуги. Они служат ручками, если надо забраться на капот или бампер. Также они являются ограничителями при перевозке груза на капоте. Он спроектирован так, что может выдержать вес 100-150 кг. Например, несколько мешков картофеля.

Что именно использовано от ВАЗ-2102?

От донора ВАЗ использован в сборе весь силовой агрегат: двигатель, коробка передач, управление сцеплением, педальный узел, электроборудование, приборы, светотехника.

Для понижения скорости движения трактора, применен понижающий редуктор с числом редукции 3,5. Это бортовой редуктор от электрокара. Соединение редуктора с коробкой передач с помощью укороченного УАЗовского кардана. С одной стороны кардана ВАЗовское соединение с резиновой муфтой, с другой стороны УАЗовская крестовина. Соединение двух фрагментов карданов на сварке после предварительной подгонки на токарном станке. Соединение редуктора с задним мостом прямое «фланец к фланцу».Практика эксплуатации показала, что это не самое удачное решение. Надо бы через резиновую муфту.

Что использовано в качестве заднего моста?

Задний мост использован от УАЗ. Длинный чулок укорочен до длины короткого для того, чтобы можно было использовать две стандартные короткие полуоси. Из длинной полуоси сделать короткую достаточно просто: отрезается фланец, сверлится по центру отверстие на токарном станке, обрезок полуоси обрабатывается и вставляется в отверстие и обваривается снаружи, лишнее отрезается.

Разрезанный чулок соединяется с помощью сварки, предварительно на срезе снимается фаска. Проваривать по кругу несколько раз до заполнения фаски, далее сверху проваривается до получения хорошего сварочного шва. Затем газовой горелкой прогревается место сварки до темно-красного свечения и остудить на воздухе. Для страховки на место сварки наложен суппорт, на рисунке обозначено цифрой 2. Это на случай если произойдет удар по заднему мосту. На самом деле чулок необходимо вынимать из картера моста, но здесь проблемы с высверливанием заглушки, выбивание чулка из картера, затем как-то укоротить и проточить на таком токарном станке, которые не очень распространены.

Крепление моста к раме с помощью V-образной конструкции (цифра 3), с опорой на штатные подушки заднего моста и крепление к нему стремянками.

Как устроен передний мост.

Передний мост сварен из толстостенных труб, толщина стенки 8 мм. Наверное буровые. (смотри снимок внизу) В верхней части боковых стоек устроено поворотное устройство из ступичных подшипников ВАЗ. Подшипники сверху и снизу. Сверху закрыто крышкой, через нее выходит поворотная ось. Фиксируется жигулевской ступичной гайкой. В нижнюю — повортную, часть врезаны передние ступицы от ЗАЗ-968.Как это сделать, хорошо видно на рисунке справа. Здесь надо заметить, что необходимо установить оба длинные поворотные пальцы. Кроме этого пальцы сделаны неподвижными с помощью сварки. Это грубо, но они больше никуда не понадобятся. Для прохода сквозь трубную стойку сделаны гильзы, которые туда ввариваются, а пальцы просто в них вставляются и крепятся гайками и стопорятся.

На нижнем рисунке видна рулевая тяга. Там первоначально стояла от Запорожца, но оказалась слабовата. Пришлось заменить на ГАЗ-53.Теперь за нее можно буксировать. Рулевые рычаги вварены в подвижные трубные стойки. Тоже от ГАЗ-53. Для прочности они закреплены косынками.

На стойки переднего моста приварен крепеж для крыльев передних колес. Рычагов крепления — два.

Ось качания переднего моста сделана на поворотном кулаке от ГАЗ-53. Лучше делать на кулаке от ЗИЛ. Он мощнее и при повороте не отклоняется в сторону, т.к. балка у ГАЗ имеет изгиб а у ЗИЛ этого изгиба нет. Кулак сделан съемным с балки моста. Вварен он в перекладину рамы.

На рисунке над передней балкой видны отбойники, которые срезаны с задней части рамы.

Что с тормозами и рулевым управлением, радиатором?

Главный тормозной цилиндр использован от УАЗ (ГАЗ-53). Жигулевский оказался мал из-за задних УАЗовских рабочих цилиндров. На снимке справа он хорошо виден. Рядом сним стоит главный рабочий цилиндр сцепления.

Рулевой редуктор и рулевая колонка от УАЗ, также от него и рулевая тяга. Для крепления рулевого редуктора в раму вварена перекладина.

Система охлаждения двигателя работает с радиатором от ВАЗ. Он установлен спереди двигателя с наклоном.

Как изготавливалась кабина?

Кабина была изготовлена отдельно и закреплена на раме восемнадцатью болтами через приваренные бобышки. На кабине закреплено сидение.

На передней стенке кабины закреплен педальный узел, приборный щиток, главные цилиндры тормозов и сцепления, детали электроборудования.

Задней стенкой кабины является бензобак. Слева и справа от бензобака приварены боксы задних фонарей трактора.

Минитрактор с переломной рамой своими руками

Набор видео из канала Вячеслав Z-INJENER. Представлены описания, задаваемые в комментариях вопросы и ответы автора

Часть 1. Мотор от мотоцикла Урал, КПП от переднеприводного ВАЗ 2110, полный привод

Труба на раму профильная 100х50х6. Ширина рамы около 410 мм, значит внутри рамы 310 мм

Часть 2. Укорачивание мостов ВАЗ колея 70 см. Как укоротить полуось

Каким резцом протачивал полуось?: Т5К10 и Т15К6. Мучался, металл каленый. Проходной еще нормально идет, а вот отрезной крошится — замучился затачивать. Проще отрезным наметить и болгаркой отрезать. Где-то миллиметров 5 стенка каленая, а дальше нормально идет
Полуось под газелевский диск, общая длина получилась 445 мм: от целой жигулевской полуоси отрезал часть со стороны крепления колеса 135 мм, в ней просверлил сверлом на 22 мм, вторая часть полуоси шлицевая отрезал длиной 445 мм, со стороны отреза проточил длиной 135 мм до диаметра 22 мм

На чулке хватит одного проход сварки или укрепляешь потом?: На полуоси со стороны подшипника сделал фаску и проварил аргоном заподлицо, чтобы потом не обрабатывать на токарном, а с другой стороны (где прикручивается колесо) в два прохода проварил электросваркой. Сперва корень хорошо проварил, а потом еще раз проварил

Часть 3. Узел перелома минитрактора

Автор сделал новый узел — см. Часть 16 далее

Передняя рама 120 см х 40 см, задняя рама 60 см х 40 см
Швеллер — профильная труба 100х50х6
Проще взять передний ступичный от Волги на шкворне: Да было бы проще если бы был в наличие, что было из того и лепил
Ленточнопильный станок — CORMAK S200R

Часть 4. Привод переднего моста

Часть 5. Привод заднего моста задумка не удалась

Часть 6. Колесный диск Газели на ступицу ВАЗ

Диски от Газели — чтобы можно было развернуть в обратную и увеличить расстояние между колес. Также радиус колес больше, чем жигулевские — клиренс будет больше
Размер колеи при развороте дисков газели где-то 110 см
Мосты укорочены, от края до края диска получается 88 см, ширина газелевского диска 180 мм

Часть 7. Переделка крепления под двигатель мотоцикл Урал М 66

Часть 8. Все срезал переделал крепления двигателя

Раму опустить не получится, цилиндры лягут на колеса, если только двигатель вперед выдвигать

Часть 9. Соединение привода КПП Урал М66 и КПП ВАЗ 2110

Метал 40Х, думаю для фланца нет смысла ткрмообработку делать

Часть 10. Привод на ВОМ с КПП Урал, сделал шкив двойной на два ремня

На ВОМ чего хочешь вешать?: что придется — копалку, снегоуборщик, роторную косилку, может фрезу

Часть 11. Переделал раму опустил ниже мотор. Мотор на своем месте

Сидение и руль будут на передней полураме, над КПП будет полик для ног

Часть 12. Сделал кардан между КПП Урал и КПП ВАЗ переднеприводной

Часть 13. Сделал опорный подшипник кардана между КПП мото Урал и ВАЗ

Часть 14. Как сделать крепление опорного подшипника кардана

Часть 15. Первый запуск трактора. Мотор Урал М66. Кардан. КПП ВАЗ 2108

Часть 16. Как я сделал Узел перелома. Закалка. Такого вы еще не видели

Сделал новый надежный узел перелома из подшипников в корпусе и болванок металла

Часть 17. Как я установил Узел перелома на раму. Результатом доволен!

Часть 18. Сделал крепление КПП ВАЗ 2110 переднеприводная

Часть 19. Сделал привод на задний мост. Самодельный кардан. 4х4

Часть 20. Установил гидравлическую рулевую рейку

Рейка c Пежо Портнер

Часть 21. Сделал ограничитель качения двух полурам

Часть 22. Обварил ограничитель качения и усилил рулевую сошку

Часть 23. Установил сидение на минитрактор

Сиденье с Пежо Партнёр пассажирское. Трактор строится второй год

Часть 24. Укоротил рулевой карданный вал. Как укоротить кардан

Часть 25. Как установить руль на минитрактор? Рулевая рейка на трактор

Часть 26. Сделал съёмный пол. Ящик под сидением

Часть 27. Собрал переделанное КПП от переднеприводного ВАЗ 2108

Переделал КПП ВАЗ 2108 на минитрактор. Обрезал все лишнее, сделал другое крепление, переделал переключение скоростей
Алюминий на выход штока со старого Керхера, только сплав там плохой плохо варится — кипит, а корпус КПП хорошо варится

Читайте также  Трактор т 40 м технические характеристики

Часть 28. Разобрал почти весь трактор. Обварил раму

Часть 29. Блокировка дифференциала Виктора Кузнецова. Часть 1

Делаю блокировку дифференциалов изобретенную Виктором Кузнецовым

Часть 30. Как я сделал. Вал муфта включения блокировки дифференциала

Блокировка Виктора Кузнецова, часть №2
По практике в воде получается калить лучше, чем в масле

Часть 31. Как я сделал. Полуось на двух подшипниках. Блокировка

Собираю минитрактор с переломной рамой с полным приводом. Блокировка Виктора Кузнецова, часть №3
Наружный подшипник со своей смазкой, спальник в чулке стоит. С подшипника, который поставил — сниму пыльник

Часть 32. Как я сделал шлицы на полуось. Блокировка дифференциала

Часть 33. Площадка для механизма включения блокировки дифференциала

Можно ли на включение что-то менее токопотребляющее поставить — сервопривод как в электрозамке авто или электрорегулировки фар? — Они слабые для этого, надо что-то помощнее
Редуктор перевернут, вал сверху будет. Думаю, масла как минимум половина моста надо будет заливать, чтобы смазки подшипнику хвостовика хватало. Если места будет хватать — лепестки попробую поставить для разбрызгивания масла
Блокировка будет только на одном мосту

Часть 34. Сделал блокировку дифференциала отключаемую. Включение тросом

Часть 35. Работа над ошибками. КПП для минитрактора

Собрал сцепление ВАЗ классика на КПП ЗАЗ

Чертежи деталей мини-трактора

Блокировка редуктора. Чертёж блокировки шестерен полуоси. Блокировка дифференциала

Шестерни полуосей. Принудительная блокировка редуктора. Как я хочу сделать блокировку полуосей

Минитрактор своими руками, дополнительные механизмы к нему – от чертежа до действующей машины

Минитрактор для небольшого фермерского хозяйства – если не необходимая, то весьма полезная техника. Агрегат механизирует вспашку, боронование, культивацию земельного участка, уберет и вывезет урожай с поля, поможет в заготовке кормов. Возможности устройства расширяются дополнительным оборудованием.

На рынке сельхозмеханизмов предложений по минитехнике достаточно, но цены самой простой и малофункциональной машины китайского производства начинаются от 120 тыс. рублей. Домашний умелец может существенно сократить затраты, изготовив миниагрегат, оборудование к нему своими руками.

Выбор параметров будущей машины

Рассмотрим, от каких факторов и параметров зависит стабильность работы минитрактора.

Силовая установка

Мастеру надо четко определиться, что вы хотите самодельным агрегатом делать и на какой площади. От этого в большей степени будет зависеть мощность силовой установки. Накопленный специалистами опыт позволяет рекомендовать:

  • установку двигателя 4-7 л.с. при площади обрабатываемого участка до 20 соток;
  • 9-17 л.с. до 50 соток;
  • 20-40 л.с. до 4 га.

Для работы дополнительного оборудования двигатель должен оборудоваться валом отбора мощности.

Ходовая часть, рулевое управление и трансмиссия

Большинство самодельных агрегатов имеют рамную конструкцию на двух осях с пневмоколесами. Привод может быть на одну или обе оси. Целесообразно применить трансмиссию механического типа с коробкой передач, узлом сцепления, карданными валами и мостами от легкого автомобиля или сельхозтехники.

Таким же образом подбираются узлы рулевого управления, тормозной системы, приборы электрооборудования.

Имея в наличии достаточной производительности гидронасос, гидромоторы, устройства распределения и силовые гидроцилиндры реально оборудовать агрегат полным объемным гидроприводом, что позволит отказаться от механических передач, упростит схему рулевого управления.

Подобное решение существенно облегчит создание машины с ломающейся рамой – две полурамы соединяются силовым шарнирным узлом, что увеличивает маневренность и проходимость минитрактора, обеспечивает копирование неровностей грунта колесами осей.

Применение движителя гусеничного типа существенно усложняет конструкцию, потребует наличия легких звеньев гусеничной ленты, разработки узлов передачи силового момента на каждую из лент с разными параметрами (для поворота и разворота), установки механизмов натяжения ленты гусениц.

Примеры разработок мастеров-самодельщиков

Обратимся к известным самодельным минитракторам, которые получили достойные отзывы в мире сельскохозяйственной техники собственного изготовления.

Минитрактор «Волчок» с ломающейся рамой

Рекомендуемые к применению чертежи и размеры

Компоновка узлов (рисунок 1)

Компоновка узлов (рисунок 2)

  • 1 – шарнирный механизм рамы сочлененного типа (карданная крестовина автомобиля МАЗ);
  • 2 – механизм торможения барабанного типа (ГАЗ-51);
  • 3 — педальный привод механизма сцепления;
  • 4 – узел подвески колес передней оси (ЗАЗ-968);
  • 5 –двухцилиндровый дизель 20 л. с.;
  • 6 – стартерный пускатель (ГАЗ-51);
  • 7- узел глушения выхлопа (ЗАЗ-968);
  • 8 – электрогенератор (ГАЗ-53);
  • 9 – вентилятор системы охлаждения;
  • 10 – насос системы охлаждения;
  • 11 – корпус фильтра воздуха;
  • 12 – бачок под горючее;
  • 13 — привод ручного тормоза;
  • 14 – крестовик гидравлической системы;
  • 15 – бокс аккумулятора;
  • 16 – бак гидросистемы и насос НШ-10;
  • 17 – коробка отбора мощности;
  • 18 – КПП (ГАЗ-51);
  • 19 – колесо (Белорус);
  • 20 – шланги гидравлической системы;
  • 21 – гидрораспределитель;
  • 22 – узел навески (Белорус);
  • 23 – место оператора;
  • 24 – рычаг КПП;
  • 25 – рулевое устройство с усилителем (электрокара);
  • 26 – панель приборов (Белорус);
  • 27 – радиатор системы охлаждения (Жигули);
  • 28 – фильтр масла;
  • 29 – насос подачи топлива;
  • 30 – педаль газа;
  • 31 – колесо (электрокара).

a – поворот налево; b — поворот направо.

1 — рулевое колесо с узлом управления гидравлическим цилиндром поворота; 2 —стойка полурамы; 3 — узел крепления штока гидроцилиндра; 4 — гидроцилиндр руля; 5 —полурама задняя; 6 — силовой шарнир ломающейся рамы; 7 — гибкие шланги гидросистемы

Делаем сцепление для минитрактора

Кожух корзины сцепления соединяется с мотором через переходник с соосными монтажными отверстиями. Само устройство использовано от ГАЗ-51, механизм выключается гидравлическим приводом.

  • узлы и детали применены от бывшей в употреблении авто и сельхозтехники;
  • рама ломающегося типа собрана из двух полурам и крестовины от грузовика МАЗ. Обеспечивает высокую проходимость и маневренность машины, копирование рельефа местности пневмоколесами, управление движением по направлению;
  • вал карданной передачи с парой концевых крестовин, передает силовой момент от коробки на мост независимо от «излома» рамы;
  • на валу коробки смонтирован рабочий тормоз барабанного типа;
  • ведущий мост использован от электрокары, жестко закреплен к полураме;
  • подвеска передней оси независимая. Амортизаторы, пружины, рычаги применены от ЗАЗ;
  • машина допускает переделку в гусеничный и полноприводной варианты.

Агрегат «Волчок» переделывается в полноприводной минитрактор своими руками в следующем порядке:

  1. За коробкой передач через промежуточный карданный вал устанавливается раздаточная коробка от ГАЗ-69, которая передает силовой момент на ведущие мосты, наличие в устройстве понижающей передачи позволяет при необходимости увеличивать тяговое усилие.
  2. На передней полураме монтируется мост – аналог заднего моста минитрактора.
  3. Главная передача переднего моста соединяется с раздаточной коробкой через карданную передачу.

Переделка «Волчка» в гусеничный минитрактор своими руками:

  1. Изготовить движитель гусеничного типа. Для этой цели используется покрышка большого диаметра с обрезанными бортами. В качестве катков применяем цельнорезиновые колеса от транспортных тележек.
  2. Полурамы относительно друг друга закрепляем жестко (силовой шарнир не работает).
  3. Демонтируем переднюю подвеску, на передней полураме крепим узлы катков с механизмом натяжения гусеничной ленты.
  4. Демонтируем задний мост, на его место устанавливаем укороченный мост от ГАЗ-21 с главной передачей и дифференциалом, гидравлическое управление барабанными тормозами подключаем раздельно для каждого борта. На место колесных дисков устанавливаем катки.
  5. Две педали управления барабанными тормозами заднего моста за счет работы дифференциала обеспечивают изменение движения по направлению.
  6. Одеваем и натягиваем гусеничную ленту.

Дополнительное оборудование

Изготовив прицеп своими руками вы существенно расширите функциональные возможности минитрактора, сведя к минимуму финансовые затраты.

Изготовление начинаем с несущего каркаса – сварки из круглых или прямоугольных труб (минимум 40 мм в сечении) рамы изделия. Ось колесной пары выполняется из стального стержня диаметром 35 мм. Ось соединяется с несущей рамой продольным шарниром, боковыми лонжеронами и уголковыми опорами.

Короб кузова изготавливается из обрезных строганных досок, соединенных шурупами и металлическими уголками.

Для крепления изделия к минитрактору используется шарнирное дышло, вставленное в трубчатый корпус. Сцепка с транспортным средством фиксируется предохранителем цепного типа.

Все о мостах на мини-трактор

  1. Особенности
  2. Укорачивание детали
  3. Работа с другими машинами

Самостоятельно изготавливая или модернизируя свою сельхозтехнику, надо знать все тонкости работы с ее мостами. Профессиональный подход позволяет гарантированно исключить все трудности при работе. Попробуем разобраться в этой теме поглубже.

Особенности

Передняя балка на мини-трактор чаще всего делается из ступицы и тормозных дисков.

Работа этой балки должна быть согласована с действием:

  • подвески;
  • подъемного аппарата;
  • колонки руля;
  • задних крыльев;
  • тормозного аппарата.

Но гораздо чаще вместо собранных самостоятельно балок используют специальные мосты от автомобилей ВАЗ.

Преимуществами такого решения оказываются:

  • почти неисчерпаемые возможности подгонять детали;
  • широкий спектр доступных моделей (можно поставить любой жигулевский задний мост);
  • выбор вида ходовой части всецело по усмотрению фермера;
  • упрощение последующего приобретения запасных частей;
  • сокращение расходов по сравнению с изготовлением с нуля;
  • получение надежной и стабильно действующей даже в сложных условиях машины.

Важно! В любом случае должны быть составлены чертежи. Только имея схему, удастся определить необходимые габариты деталей и их геометрию, выбрать правильные методы закрепления.

Как показывает практика, сделанные без составления чертежей мини-тракторы:

  • ненадежны;
  • быстро ломаются;
  • не имеют необходимой устойчивости (могут опрокинуться даже на некрутом подъеме или спуске).

Каждое изменение, затрагивающее ходовую часть, обязательно отражается на схеме. Необходимость укоротить мост возникает обычно тогда, когда меняются параметры рамы. Это решение позволяет существенно повысить потребительские характеристики транспортного средства. Что немаловажно, дополнительно экономится энергия. Отмечают также, что укорочение стандартного моста позволяет улучшить проходимость, и чем короче мост, тем меньше становится радиус, необходимый для разворота.

По похожей схеме можно сделать мост, даже ведущий, на любой мини-трактор. Но если использовать балку, то можно отказаться от установки редуктора. В итоге конструкция упростится и удешевится. Ведь жигулевская балка уже по умолчанию содержит необходимый редукторный узел. Поперечные балки для миниатюрных тракторов изготавливаются с применением стальных уголков либо отрезков квадратных труб. При создании ведущего моста надо помнить, что именно им связывается мотор и спарка колес, а также передается на них вырабатываемое двигателем усилие. Чтобы эта связка работала нормально, предусматривается промежуточный карданный блок. От качества изготовления ведущего моста зависят:

  • прохождение поворотов;
  • стабилизация колес;
  • получение каркасом мини-трактора, создаваемого ведущими колесами толкающего усилия.

Эта конструкция состоит из целого ряда частей. И крепление деталей болтами, и крепкая поперечная балка — лишь немногие из них. Также используются втулки основных и поворотных осей, колесные полуоси, подшипники шарикового и роликового типа. Уголки и куски труб послужат основой для балки. А чтобы изготовить втулки, подойдет любая деталь из конструкционных сталей.

Опорно-поворотные втулки, однако, делают уже из профилированных труб. Отрезки такого профиля дорабатывают с расчетом на установку подшипников. Для герметичного закрытия пригодятся крышки из стали СТ3. Сегмент, где размещены роликовые подшипники и обойма, приваривают к центру поперечной балки. Специальные болты позволят закрепить мост на втулки той же балки. Очень важно, чтобы болты были помощнее, иначе они не удержат конструкцию — потому люфт надо рассчитать тщательно заранее.

Читайте также  Самодельный ковш на заднюю навеску трактора

Укорачивание детали

Эту работу начинают, отрезая чашку пружины. Извлекают концевой фланец. Как только он освобожден, нужно отмерить полуось на величину, указанную в чертеже. Требуемую часть отпиливают при помощи УШМ. Ее надо пока оставить в покое — и приступить к следующему шагу. Отрезок снабжают насечкой, по которой затем готовят проточку. Во внутренней части чашки делают проход. Далее стыкуют полуоси между собой. Приваривать их надо строго по нанесенной разметке. Как только сварка завершена, полуось заводят в мост и приваривают к нему, эту процедуру повторяют и с другой полуосью.

Еще раз акцентируем внимание, что очень важна тщательность замеров. Некоторые домашние мастера игнорируют ее. В результате элементы укорачиваются неравномерно. После установки на мини-трактор подобных мостов он оказывается плохо сбалансирован, теряет устойчивость. Кулаки поворотные и тормозной комплекс можно спокойно снять с того же автомобиля ВАЗ. Задние мосты мини-тракторов нужно оберегать от ударов.

Защитный элемент чаще всего — уголок из стали (суппорт). Его выкладывают вдоль швов, образующихся при сварке. Судя по опыту эксплуатации, в первые 5-7 дней после сборки изделия нежелательно покорять сильное бездорожье и проводить другие рискованные эксперименты. Только после обкатки можно смело использовать мини-трактор как угодно.

Большое значение имеет и правильная эксплуатация мини-трактора после его сборки. Мосты могут быстро выходить из строя, если замена масла производится нерегулярно. Желательно употреблять именно тот вид смазки, который рекомендован производителем редуктора. Сделав своими руками или укоротив мост, можно использовать его не только в самостоятельном собранном миниатюрном тракторе. Такая деталь пригодится и в качестве замены деформированных частей на серийных аппаратах.

Работа с другими машинами

Чтобы максимально увеличить проходимость, отдают предпочтение рабочим частям не от ВАЗ, а от УАЗ. Вне зависимости от конкретной модели, чем меньше изменений в конструкцию подвески вносится, тем стабильнее и надежнее получится механизм. Ведь любители-механики не смогут так же точно и четко все рассчитать, подготовить, как опытные инженеры. Зато вполне допустимо собирать мини-трактор из разнородных частей. Известны решения, в которых задний мост берут от УАЗ, а передний от «Запорожца» 968 модели, обе детали придется обрезать.

Теперь посмотрим, как правильно укоротить мост от автомобилей из Ульяновска, присоединяемый к двум колесам назад. Из-за некоторых конструктивных отличий подход, который используют для комплектующих от ВАЗ, не годится. После извлечения полуосей нужно разрезать «чулок». В место разреза помещают специальную трубу, которая поможет выполнить центровку. Трубу надо аккуратно обварить, чтобы она не вываливалась наружу.

Полуось отрезают. Необходимое отверстие в ней делают при помощи токарного станка. Обварив с двух сторон, отрезают избыточный металл. На этом изготовление самодельного моста завершается. Останется только его правильно поставить и зафиксировать. Своими руками можно сделать мини-трактор и с мостом от «Нивы». Что немаловажно, колесная формула такого аппарата — 4х4. А потому он идеально подходит для работы на сложном рельефе. Важно: стоит использовать по возможности детали от одного механизма. Тогда сборка заметно упростится.

Категорически нельзя использовать запчасти, которые износились или растрескались. А вот установка мостов от «Нивы» на раму того же автомобиля вполне допустима и даже желательна. Еще лучше будет, если оттуда же возьмут трансмиссию и раздаточный механизм. Опорную конструкцию спереди обычно оснащают ступицами от передних же колес. Такое решение позволяет смещать мост сразу в двух плоскостях.

Вполне можно брать мосты и от ГАЗ-24. Но надо будет усиливать конструкцию. Если автомобиль крайне редко упирается во что-нибудь, поскольку не прокладывает колею, то для мини-трактора это основной режим работы. Невнимание к такому моменту грозит разрушением моста и даже других деталей ходовой части.

Завершая обзор вариантов, можно сказать, что самодельные мини-тракторы классической схемы иногда оборудуются мостами от комбайнов, однако, чаще оттуда берут лишь поворотные кулаки.

О том, как легко укоротить мосты и нарезать шлицы, смотрите в следующем видео.

Самодельный минитрактор «Кондор». Страница 10 из 12

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Вот вам пример скамоделки с 2 поворотными мостами

Похоже делает погрузчик, так для него мне кажется один задний управляемый был бы аж лучше. ИМХО.

ДОБРОГО ВЕЧЕРА. ТВОРЕНИЕ С ДВУМЯ ПОВОРОТНЫМИ МОСТАМИ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ ВУЗКУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ КАК ПОГРУЗЧИК ДА НО В ОГОРОД НИШАГУ НАДА ДЕЛАТЬ УНИВЕРАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ ШТОБЫ И ОДНИМ И ДВУМЯ МОЖНО БЫЛО ПОВОРАЧИВОТЬ ПОТОМУ КАК РАБОТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ А ТРАКТОР ОДИН. МИНИТЕХ.

Вот вам пример скамоделки с 2 поворотными мостами

там вроде гидравлика поворачивает?

Похоже делает погрузчик, так для него мне кажется один задний управляемый был бы аж лучше. ИМХО.

ДОБРОГО ВЕЧЕРА. ТВОРЕНИЕ С ДВУМЯ ПОВОРОТНЫМИ МОСТАМИ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ ВУЗКУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ КАК ПОГРУЗЧИК ДА НО В ОГОРОД НИШАГУ НАДА ДЕЛАТЬ УНИВЕРАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ ШТОБЫ И ОДНИМ И ДВУМЯ МОЖНО БЫЛО ПОВОРАЧИВОТЬ ПОТОМУ КАК РАБОТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ А ТРАКТОР ОДИН. МИНИТЕХ.

Я надеюсь скоро попробую эксплуатировать с двумя поворотными осями — скажу какие впечатления.

Я надеюсь скоро попробую эксплуатировать с двумя поворотными осями — скажу какие впечатления.

«Анатолий Иванович» пишет:

Похоже делает погрузчик, так для него мне кажется один задний управляемый был бы аж лучше. ИМХО.

Потому что даже при небольшом повороте задних управляемых колёс ковш или вилы погрузчика хорошо «реагируют». Да я Америку не открываю, все погрузчики переломка или заднеуправляемые.

сразу скажу, что впечатления постоянного заноса зад оси — будто едеш по глубокой колее с которой зад колеса не могут выехать.
И надо учиться ездить — даже в гараж не сразу попадаеш так как хочется —
глянеш вроде не заедеш — а тут легко получается.
Или часто получается слишком много повернеш по логике с авто.

сразу скажу, что впечатления постоянного заноса зад оси — будто едеш по глубокой колее с которой зад колеса не могут выехать.
И надо учиться ездить — даже в гараж не сразу попадаеш так как хочется —
глянеш вроде не заедеш — а тут легко получается.
Или часто получается слишком много повернеш по логике с авто.

ДУмаю если делать с 2 поворотными мостами то надо предусмотреть возможность фиксации одного из мостов в среднем положении и работы с одним, хотя бы при транспортных переездах.

Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.

ДУмаю если делать с 2 поворотными мостами то надо предусмотреть возможность фиксации одного из мостов в среднем положении и работы с одним, хотя бы при транспортных переездах.

В идеале можно сделать три режима рулевания:
1 — управление только перед оссю
2 — управл 2 осями в противоположн стороны
3 — управл 2 осями в одну и ту же сторону
Для этого надо сделать редуктор 1:1 с реверсом и нейтраллю.
Я пока не нашел такого, а делать уже нет возможности.

.Да я Америку не открываю, все погрузчики переломка или заднеуправляемые..

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен

«Анатолий Иванович» пишет:

.Да я Америку не открываю, все погрузчики переломка или заднеуправляемые..

Когда написал, ещё хотел исправить «почти все».

Когда написал, ещё хотел исправить «почти все».

Да,когда я свой делал,то выбор пал на переломку,ведь переломка всегда толкает ковш вперёд,а другие схемы,ещё и в бок.

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
-Марк Твен

Да,когда я свой делал,то выбор пал на переломку,ведь переломка всегда толкает ковш вперёд,а другие схемы,ещё и в бок.

Моя схема тоже всегда вперед толкает:


Добрий вєчєр у меня вапрос к Олегу Минітєху..
А какой расход саляри у вашава Кондора

урезка мостов ответственая работа начинать надо с обрезки чулков предварительно выбив центр фостовика . обезав чулки до заданого размера вы должны в серцевину вставить планетарный редуктор затем берете полуось газоновськую предварительно проточеную по всей длине под диаметр внутриней части шлицов планетарки . затем зажимаете полуось к ступице и вместе с отрезаным концом чулка вставляете через центр деференцыала до упора. нужно добитца штобы место стыка чулков прилегало плотно . стык прихватывается в четырех местах . легко проваривается . а основная проварка делается в такой последовательности сразу низ моста . верх . перед . зад и только так ето позволит максимально точно зделать мост. з полуосями тоже не так просто распишу попоже.

, я прлчитал но ничего не понял. То есть при укорочении моста газ 53, на укороченый мост полуоси не подходят? Тип они слабые? Я думал по другому укорачивать, в диференциал выточить две втулки нуружныим диаметром по посадочноному крепления подшипников дива и их туда вставить скользящей посадкой, внутрений диаметр втулки будет соответствовать валукоторый будет проходить через отрезанную ступицу чулок и в диф во втулку. На наружной стороне вала косадка под когусный подшипник. В валу посверлено поперек отверстие куда можно вставить микрометр часового типа и проворачивать вал и смотреть есть ли биение на вал. Как вам идея?

я прлчитал но ничего не понял

И я не понял. Но знаю что не так.

Хочешь сделать хорошо? Сделай сам!
У будь-якому процесі важлива не швидкість, а задоволення!