Трактор ДЭТ 250 технические характеристики

Трактор ДЭТ 250 технические характеристики, особенности устройства и цена

ДЭТ 250 – универсальный многоцелевой бульдозер, который пользовался высоким спросом в середине 20 века. Машину выпускали не слишком большими партиями, но в то же время, данная модель была способна заменить сразу несколько специализированных машин – во многом благодаря своей высокой производительности. Машина имеет оригинальную для своих лет компоновку, и позиционируется как дизельный электрический трактор, рассчитанный на широкий спектр задач. Надо признать, что это первый трактор с электромеханической трансмиссией, выпускавшийся на территории СССР. Этот бульдозер объединил в себе последние технологии того времени, и поступил в производство 1957 году. Конвейер по сборке ДЭТ 250 был организован в Челябинске. В этой статье рассмотрены технические параметры, возможности и особенности эксплуатации данного трактора, а также его стоимость.

Навигация по статье

Назначение

ДЭТ-250 – универсальная машина с возможностями бульдозера, способная работать на крупных промышленных территориях. Основным назначением аппарата является погрузка и перевозка тяжелой тары, дробление грунта и твердой поверхности, землеройные операции различного масштаба, сельскохозяйственные задачи, работа в коммунальном хозяйстве и т. д. Возможность работать в разных сферах деятельности обусловлена поддержкой разнообразного навесного оборудования, а также высокой грузоподъемностью.
Машина относится к 25-ой тяговой категории. Производилась только на одном заводе в Челябинске. Главным преимуществом машины на фоне ближайших по цене конкурентов является ее электромеханическая КПП, которая охлаждается выхлопными газами. Как показала практика, достоинств у такой коробки гораздо больше, нежели недостатков.
Обратим внимание, что после ДЭТ-250 Челябинский тракторный завод занимался выпуском модернизированных бульдозеров с заводским индексом ДЭТ-320, а также Т-330. На самом деле, эти машины имеют схожую конструкцию с ДЭТ-250, за исключением незначительных доработок. Для своего времени ДЭТ-250 считался высокотехнологичным трактором, при использовании которого строители могли рассчитывать на максимальную производительность. По этому показателю советская машина была не хуже иностранных аналогов.

Технические характеристики

  • Двигатель – В-31М2, дизельный, V-образный, четырехтактный
  • Мощность – 323 лошадиные силы
  • Частота вращения – 1400 об/мин
  • Рабочий объем – 38 литров
  • Масса бульдозера с рыхлителем – 41 340 кг
  • Масса бульдозера без рыхлителя – 37500 кг
  • Давление на грунт – 0,93 кг/кв. см.
  • Коробка передач – электромеханическая, двухскоростного типа (по одной передаче для движения вперед и назад)
  • Тяговое усилие – 377 кН
  • Гидросистема – двухступенчатая
  • Опорные катки с каждой стороны, шт – 6
  • Поддерживающие катки, шт – 2
  • Ширина башмака гусеницы – 690 мм
  • Натяжение – гидравлическое
  • Колея – 2450 мм
  • Колесная база – 3218 мм
  • Ширина отвала – 4250 мм
  • Высота отвала – 1850 мм
  • Емкость призмы волочения – 10,5 куб. м.
  • Высота подъема отвала – 1400 мм
  • Масса бульдозерного отвала – 5200 кг
  • Угол резания – 55 градусов
  • Угол поперечного перекоса отвала – 10 градусов.

Особенности устройства и эксплуатации

  • Трактор ДЭТ-250 получил достаточно внушительные габаритные характеристики, и в связи с этим не может «похвастаться» рекордной маневренностью хотя бы для своего класса. Масса машины превышает 41 тонну с учетом рыхлителя, вес трактора без рыхлителя составляет 27,5 тонн. Безусловно, аппарат такого уровня можно оснастить большим количеством навесных опций. В стандартную комплектацию входит отвал с гидравлическим приводом, и возможностью настройки угла резания и перекоса. Масса отвала составляет 5,2 тонны. Ширина отвала – 4250 мм, а высота – 1850 мм.
  • Машина оборудована безальтернативным дизельным мотором В-31М2 с четырехтактной компоновкой и V-образным расположением цилиндров. Двигатель развивает свыше 320 лошадиных сил, а номинальная частота вращения коленвала достигает 1400 об/мин. Камера сгорания имеет рабочий объем 38 литров. Силовая установка агрегатирована с электромеханической трансмиссией со следующими рабочими параметрами:
  1. Число передних скоростей – 1
  2. Число задних скоростей – 1
    Максимальная скорость при движении вперед – 15 км/час
  • Бульдозер ДЭТ-250 базируется на колесном шасси с оптимальным давлением на грунт. Из основных характеристик ходовой части выделим следующие параметры:
  1. Общее количество опорных катков с каждой стороны – 6 шт.
  2. Поддерживающие катки, шт. – 2.
  3. Ширина башмака – 690 мм
  4. Гидравлический механизм натяжения
  5. Площадь колеи – 2450 мм
  6. Колесная база – 3218 мм.
  • Машина получила цельнометаллическую кабину с утеплением и звукоизоляцией. Также отметим широкую площадь остекления, которая гарантирует высококлассный обзор по всем направлениям. Водитель может комфортно разместиться на сиденье, подогнав под себя нужные регулировки. Например, кресло можно настроить по высоте. Само водительское сиденье установлено в правой части кабины. Органы управления представлены в виде рычагов и переключателей, которые заменили привычную рулевую колонку. Примечательно, что уже в базовом исполнении в кабине есть отопитель, но от системы вентиляции пришлось отказаться ради удешевления конструкции. Надо признать, что в целом, кабина не отличалась высоким уровнем комфорта даже по меркам тех лет. И все же, для водителя среднего роста в такой кабине достаточно удобно. Она просторная, и в ней есть пассажирское сиденье, которое, в отличие от водительского кресла, нельзя регулировать.
  • После 2013 года вместо ДЭТ-250 Челябинский завод выпускал обновленную модель ДЭТ-320, но оригинальная машина при этом оставалась все еще актуальной. Пик производства ДЭТ-250 пришелся на 2002-2007 годы. Отметим отличительные особенности машины этих модельных лет:
  1. Система жидкостного охлаждения с фронтальным радиатором
  2. Ходовая часть, усиленная с помощью лонжеронов и торсионов
  3. Усовершенствованная кабина с обновленным стеклопакетом
  4. Улучшенные теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства салона
  5. Наличие кондиционера
  6. На переднем правом крыле расположен аккумулятор (раньше он находился в кабине).
  • Гусеничный бульдозер ДЭТ-250 неприхотлив в длительном использовании и обслуживании. Выделим несколько особенностей эксплуатации данной модели:
  1. Адаптация к экстремально жарким и морозным условиям – от плюс 40 до минус 40 градусов.
  2. Простое обслуживание элементов подкапотного пространства. Для этого можно использовать подручные (базовые) инструменты, и ремонт можно осуществлять в полевых условиях, отдаленных от сервисного центра. Упрощенное обслуживание обусловлено тем, что многие компоненты находятся в легкодоступных местах. К тому же, техника нетребовательна к качеству горючего. Единственным условиям для нормальной эксплуатации была следующая рекомендация – в зимнее время года заливать специальное дизельное топливо, рекомендованное заводом. В противном случае, как показала практика, топливо может застыть (замерзнуть) в топливопроводе.
  3. Как указано выше, оператор имеет возможность быстро получить доступ ко всем агрегатам, во многом благодаря кузову капотного типа.

Видео

Средняя стоимость бульдозера ДЭТ-250 на российском рынке составляет 6,6 млн рублей. Цена указана за машину в рабочем состоянии, выпущенную в 2007 году. Версия образца 2009 года, оснащенная рыхлителем и сферическим отвалом, обойдется в 9,2 млн рублей. Самым доступным вариантом является бульдозер 2008 года за 3,1 млн рублей. Но такие цены более актуальны для Красноярского края.

Бульдозер ДЭТ-250

Бульдозер ДЭТ-250М2 — легендарная машина советского времени. Спроектированная и выпущенная в 1957 году, техника не только стала пионером в классе сверхтяжелых тракторов, но и осталась единственной в своем роде. Зарубежная и отечественная машиностроительная промышленность не выпускает аналогов ДЭТ-250.

История техники

Бульдозер ДЭТ-250 был спроектирован инженерами Челябинского тракторного завода в 1957 году. Впервые техника была показана широкой публике на параде рабочих 1 мая того же года в Челябинске. В сущности, ДЭТ-250 — трактор, агрегатируемый с бульдозерным и рыхлительным оборудованием. Машина относится к тяжелой технике 25 тягового класса. То есть, усилие тяги, создаваемое агрегатами ДЭТ-250, составляет 250 кН.

Название бульдозеру дала аббревиатура «дизельный электрический трактор», а цифры означают тяговое усилие. Это первый в СССР и единственный в мире трактор с электромеханической трансмиссией. Также ДЭТ-250 стал первым промышленным энергонасыщенным трактором в СССР.

Бульдозер ДЭТ-250: технические характеристики

Бульдозер ДЭТ-250 имеет мощность свыше 200 л.с.. Именно мощностными характеристиками был обусловлен выбор трансмиссии для машины. В советское время инженеры признали выбор механической трансмиссии для сверхмощных тракторов нецелесообразным. Для создания более эффективной машины была разработана генераторная установка.

На ДЭТ-250 устанавливается двигатель марки В-31М4. Этот четырехтактный V-образный дизель выдает 323 л.с./237 кВт. Коленчатый вал вращается с номинальной частотой 1400 об/мин, обеспечивая запас крутящего момента 11 %. Работа силового агрегата обеспечивается двенадцатью цилиндрами. Объем двигателя 38,88 л.

Ключевой особенностью мотора стала эжекционная система охлаждения. Аналогичная система устанавливается на отечественных танках. Двигатель охлаждается с помощью отработавших газов, обеспечивая работу машины без потери мощности.

Трансмиссия бульдозера использует силовой генератор ГИ-160-6 мощностью 220 кВт. Машина может двигаться с двумя скоростями вперед и двумя назад. Напряжение в электросети бульдозера — 310 В. Максимальная частота вращения генератора — 2550 об/мин. Тяговое усилие и скорость изменяются автоматически, избавляя оператора от необходимости переключения передач. Трансмиссия вместе с двигателем обеспечивает максимальную скорость передвижения ДЭТ-250 15,2 км/ч. Рабочая скорость машины — 1,2 км/ч.

ДЭТ-250 — это бульдозер на гусеничном ходу. Механизм натяжения гусениц гидравлический. Сварные тележки имеют прямоугольное сечение. Гусеница опирается на 12 катков (6 с каждой стороны). Дополнительно устанавливаются поддерживающие катки, по четыре с каждой стороны. В каждой гусенице 56 звеньев.

Гидравлическая система представлена двумя основными насосами. Максимальное давление — 10 МПа. Также имеется дополнительная система с одним насосом и аналогичным максимальным давлением.

по меркам советского машиностроения ДЭТ-250 получил достаточно комфортную кабину. Большая площадь остекления, цельнометаллический каркас обеспечивают точность работ и безопасность оператора. Кабина подрессоренная, оснащается отопителем и вентилятором.

Бульдозер ДЭТ-250: габариты

Базовая модификация трактора имеет следующие характеристики:

  • длина — 6620 мм;
  • ширина — 3180 мм;
  • высота — 3180 мм;
  • эксплуатационная масса — 32 300 кг.

С бульдозерным оборудованием машина имеет габариты:

  • длина — 7370 мм;
  • ширина — 4250 мм;
  • высота — 3215 мм;
  • эксплуатационная масса — 37 500 кг.

В агрегате с рыхлителем:

  • длина — 9440 мм;
  • ширина — 4250 мм;
  • высота — 3180 мм;
  • эксплуатационная масса — 41 500 кг.

Колея бульдозера составляет 2450 мм. База равняется 3218 мм. ДЭТ-250 создает максимальное давление на грунт 0,093 МПа. Ширина башмака гусеницы — 690 мм. Высота грунтозацепа — 70 мм. Шаг гусеницы — 218 мм.

Бульдозер ДЭТ-250: применение

Кроме базового бульдозерного отвала и рыхлителя ДЭТ-250 может агрегатироваться с :

  • ямобуром;
  • буро-крановой машиной;
  • траншейным экскаватором.

Машина применяется для бульдозерных и рыхлительных работ, а также для установки железнодорожных опор, промышленного строительства, горнодобывающей и разрабатывающей промышленности. Крупные габариты и большая масса трактора сделали его непригодным для работы в городских условиях. Высокая мощность машины и другие эксплуатационные характеристики используются сегодня исключительно в промышленных масштабах.

Читайте также  Лт 190 трелевочный трактор

Модификации

Бульдозер ДЭТ-250 был создан на базе одноименного трактора. За всю историю выпуска с 1957 по 2013 годы включительно техника дала жизнь многим специализированным машинам. Бульдозер ДЭТ-250М, более поздняя версия, стала основой для создания бульдозеров-толкачей, измененных версий ДЗ-34С, ДЗ-118, ДЗ-126В-2.

Бульдозер ДЭТ-250 продолжает работать на промышленных объектах страны. Популярность техники во многом обусловлена ее приспособленностью к суровым климатическим условиям. Практика использования электромеханической трансмиссии на тракторах высокого тягового класса показала, что машины стали более производительными. Тем не менее, такое оборудование увеличивает массу бульдозера. На смену ДЭТ-250 пришли более современные модели гусеничных машин промышленного назначения.

Бульдозер ДЭТ-250: видео

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Особенности бульдозера ДЭТ 250 и сфера его применения

Бульдозер ДЭТ 250 – легендарная разработка Челябинского завода. Название модели расшифровывается как «дизельный электрический трактор», а цифра обозначает тяговый класс. Машина, появившаяся в середине прошлого века, обладает рядом революционных решений. ДЭТ 250 является первым отечественным промышленным энергонасыщенным трактором и единственным в мире бульдозером с электромеханической трансмиссией. До появления Т 330 конкурентов советского изготовления у модели просто не было.

Премьера ДЭТ 250 состоялась в мае 1957 года. Линию сборки бульдозера организовали на тракторном заводе в Челябинске. СССР срочно нужна была мощная машина для стройки, и новая модель должна была закрыть эту проблему.

Японские и американские аналоги того времени использовали исключительно гидромеханическую трансмиссию, применение механического варианта для моделей с мощностью более 200 л.с. было нецелесообразным. Советские конструкторы решили пойти своим путем, наделив ДЭТ 250 электромеханической трансмиссией. Это привело к значительному увеличению массы машины, снижению КПД и необходимости использования сложного механизма охлаждения. При этом в холодных областях бульдозер показывал себя намного лучше конкурентов с гидромеханической трансмиссией. ДЭТ 250 нашел широкое применение в районах Крайнего Севера, где нередко используется и в настоящее время.

Основная сфера деятельности бульдозера – строительные работы и перемещение земли. Сзади на технику устанавливалось рыхлительное устройство для разработки каменистых, замерзших и твердых грунтов. Также машина комплектовалась бурильным и траншейным оборудованием. Использовался бульдозер и как тягач в добывающей и лесозаготовительной промышленности. Дополнительно на ДЭТ 250 устанавливались широкие гусеницы для работы на болотистой местности. Большие размеры и масса не позволяли использовать модель в городских условиях.

Модификации и особенности

Выпуск ДЭТ 250 начался в 1957 году. Модель имела минимум модификаций, а различия проявлялись лишь в отдельных элементах (гусеничной части, кабине). В 1969 году бульдозер подвергся модернизации и получил название ДЭТ 250М. Версию оснастили мотором В-31 мощностью 330 л.с. Подобный прирост привел к увеличению расхода топлива, но добавил производительности.

В 1989 году бульдозер вновь модернизировали. Модель ДЭТ 250М2 получила новый кузов, придавший ее облику современный вид. Прежнюю силовую установку заменили на агрегат В-31М4 (323 л.с.). Данная модификация стала последней для бульдозера, производство которого завершилось в 2013 году.

Особенности модели:

  • высокая мощность;
  • возможность работать при экстремально низкой температуре;
  • бесступенчатая электрическая трансмиссия;
  • высокая проходимость;
  • высокие скоростные и тяговые показатели;
  • простое управление;
  • легкость обслуживания и ремонта. Как и большинство моделей отечественного производства, бульдозер можно было починить в полевых условиях.

Преимущества

К основным особенностям трактора можно отнести высокую топливную экономичность, очень высокую мощность, а так же бесступенчатую электрическую трансмиссию. ДЭТ-250 обладает чрезвычайно высокими характеристиками надежности и просто поражает своей проходимостью. Помимо работ по бульдозированию рыхлению почвы трактор может быть основой для другого оборудования специального назначения, такого как ямобур, бурокрановая машина (для установки опор линий электропередач), траншейный экскаватор и т.д. Благодаря электрической трансмиссии трактор имеет высокие тяговые и скоростные характеристики, а также значительно упрощается управление столь огромной техникой.

Читайте Бульдозер Б-11

Технические характеристики

Массово-габаритные параметры (без оборудования/с отвалом/с рыхлителем):

  • длина – 6620/7370/9440 мм;
  • ширина – 3180/4250/4250 мм;
  • высота – 3215/3125/3180 мм;
  • масса – 32300/37500/41500 кг;
  • гусеничная база – 3218 мм;
  • ширина башмака – 560/690 мм;
  • ширина колеи – 2450 мм.

Удельное давление на поверхность составляет 0,093 МПа, максимальное тяговое усилие – 377 кН. Бульдозер может развивать скорость до 15,2 км/час, рабочая скорость равняется 1,2 км/час.

Кабина

По сравнению с другими тракторами советского производства ДЭТ-250 отличается повышенным уровнем комфорта кабины. Все версии машины имели двухместную кабину цельнометаллического типа с повышенным уровнем комфортности. Рессоры, на которые она устанавливалась, нивелировали большую часть колебаний, возникающих при работе бульдозера. В салоне был автономный отопитель, который неплохо прогревал внутреннее пространство даже при экстремально низких температурах наружного воздуха. А в жаркую погоду на помощь оператору приходил вентилятор, который входил в базовую комплектацию бульдозера.

Приборная панель в кабине располагалась достаточно удобно, чтобы оператор без труда мог отслеживать важнейшие показатели. А органы управления были сгруппированы и разнесены по секторам, чтобы не путать оператора. Кабина была полностью заизолирована от шума и пыли, что очень важно, учитывая специфику применения бульдозера. При желании клиента производитель мог дополнительно утеплить салон. Вообще, трактор мог работать в диапазоне температур от -40 до +40 градусов.

Обслуживание

Благодаря кузову капотного типа доступ к основным системам трактора не вызывал каких-либо трудностей. Все детали были очень высококачественными и имели большой запас прочности, поэтому необходимость в частых ремонтах не возникала. При грамотном обслуживании техника безотказно могла проработать несколько лет с полной отдачей. А в случае поломки ремонт не составлял особого труда, так как устройство аппарата было довольно простым.

Единственная проблема, которая могла вызвать трудности – поломка трансмиссии. Слишком уж изощренно она была устроена. Все остальное оборудование любой механик мог починить, воспользовавшись инструкцией по эксплуатации техники. Запчасти ДЭТ-250 можно было без проблем приобрести у официального дилера.

Устройство и особенности эксплуатации

Компоновка ДЭТ 250 является стандартной для машин подобного типа (сзади – трансмиссия, спереди – двигатель). Основу корпуса составляет мощная герметичная сварная рама. Элементы закреплены на ней с использованием различных механизмов. Ходовая часть не имеет особенностей, помимо габаритов и массы. Сварные тележки сделаны в форме прямоугольного сечения, они жестко связаны с основной рамой. Для опоры гусеничной ленты используется 12 катков (по 6 с каждой стороны). Количество поддерживающих катков – 4 с каждой стороны. В ее состав входят 56 звеньев с шагом 218 мм. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма.

В бульдозере применяется электромеханическая трансмиссия бесступенчатого типа, функционирующая от постоянного тока. Регулировка скорости происходит без переключения передач с учетом уровня внешней нагрузки. В конструкцию трансмиссии входит постоянно замкнутая многодисковая муфта фрикционного типа. Сама трансмиссия имеет сложную конструкцию и является наиболее проблемным элементом. В состав силовой передачи входят тяговый электродвигатель ЭДН 196, сложные планетарные механизмы, генератор модели ГПА 222, основная передача и конечная передача. В приводе генератора располагается косозубый цилиндрический мультипликатор. Трансмиссия имеет 2 передних и 2 задних передачи и обеспечивает необходимую маневренность.

Для поворота применяются планетарные 2-ступенчатые механические редукторы. В конструкцию машины входит надежная ленточная система тормозов плавающего типа.

Гидравлическая система состоит из 2 аксиально-поршневых силовых насосов с давлением 10 МПа. Также присутствует вспомогательная гидросистема, комплектуемая одним насосом, способным поддерживать аналогичное давление в контурах. Основными рабочими органами бульдозера являются отвал полусферической формы, выполненный из прочного металла, и рыхлительное однозубое оборудование.

В сравнении с другими советскими машинами ДЭТ 250 выделяется высоким уровнем комфорта для оператора. На все модификации устанавливается цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 2 человек. Кабина монтируется на специальных рессорах, сокращающих колебания, проявляющиеся при работе техники. В салоне присутствует автономный отопитель, отлично прогревающий салон даже при экстремально минусовой температуре. Для работы в жаркое время предусмотрен специальный вентилятор, входящий в базовую комплектацию. Сиденье отличается удобной конструкцией и имеет несколько регулировок.

Приборная панель построена так, чтобы оператор без напряжения отслеживал основные параметры машины. Индикаторы и органы управления сгруппированы и разбиты по секторам для упрощения работы. Кабина максимально защищена от пыли и шума, что с учетом специфики эксплуатации ДЭТ 250 особенно важно. Опционально заказчику предлагается дополнительное утепление салона.

Обслуживание бульдозера упрощено. Кузов капотного типа предоставляет доступ к ключевым системам. Элементы машины отличаются повышенным запасом прочности, потому необходимость в ремонте возникает довольно редко. При регулярном обслуживании техника функционирует несколько лет с максимальной отдачей. Главной проблемой ДЭТ 250 является ненадежная и сложная трансмиссия, остальное оборудование оператор может отремонтировать в полевых условиях.

Применение

Трактор применялся главным образом на строительных работах, для перемещения земли. Рыхлительное оборудование, установленное в задней части, позволяло осуществлять предварительное рыхление замерзших, твердых и каменистых грунтов, для последующей подготовки под застройку.

На бульдозер можно было установить траншейное и бурильное оборудование для землеройных работ. Также машину можно было использовать в качестве тягача, в лесозаготовительных и добывающих производствах. Благодаря гусеничной тяге бульдозер мог без проблем штурмовать любое бездорожье. А при оснащении более широкими гусеницами он выполнял свои задачи даже на болотистой местности.

Двигатель

Бульдозер ДЭТ 250 модернизировали несколько раз, причем изменения затрагивали силовую установку. Вторая версия получила V-образный агрегат В-31 с непосредственным впрыском, неразделенной камерой сгорания и следующими параметрами:

  • рабочий объем – 33,88 л;
  • номинальная мощность – 330 л.с.;
  • расчетная частота вращения – 1500 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • расход топлива – 46,28 л/час;
  • емкость топливного бака – 670 л.

ДЭТ 250 с данным мотором выпускался до 1989 года, потому сегодня данную генерацию в рабочем состоянии встретить крайне тяжело.

Куда более распространенной является третье поколение бульдозера, которое оснащалось 4-тактным дизельным мотором В-31М4. Агрегат сохранил V-образную конструкцию, получив улучшенные системы вентиляции, охлаждения и смазки.

Особенности двигателя:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой;
  • воздухоочиститель – 2-ступенчатый с индикатором засоренности и 2 фазами очистки воздуха (эжекционной и мокрой);
  • система смазки – комбинированная с очисткой в центрифуге.

Характеристики мотора В-31М4:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237(323) кВт (л.с.);
  • расчетная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 12;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • запас крутящего момента – 11%;
  • расход топлива – 45,3 л/час;
  • емкость топливного бака – 700 л.

Первая модернизация

В 1969 году состоялась первая модернизация базовой модели. Новый трактор получил приставку «М» к названию. Он оснащался новым двигателем В-31, развивающим 330 лошадиных сил. Мотор имел 12 цилиндров, как и его предшественник. Располагались они V-образным способом. В новом двигателе остались нераздельная камера сгорания и непосредственный впрыск топлива. При этом объем мотора уменьшился до 33,9 литра. Из-за того, что мощность силовой установки возросла, возрос и ее аппетит – 42,7 литра на час работы. Неизменной осталась электромеханическая трансмиссия. Емкость топливного бака сократили до 670 литров. Общий вес бульдозера немного уменьшился – до 31 тонны. В остальном модель осталась прежней.

Читайте также  Трактор т 100 технические характеристики

Технические характеристики трактора ДЭТ-250

Разработка советских времен, единственный не только в СССР, но и в мире, дизель-электрический трактор ДЭТ-250, технические характеристики которого остаются уникальными и в 21 веке, больше всего похож на гражданский танк, с которого сняли вооружение и установили комфортабельную кабину.

История разработки и предназначение трактора ДЭТ-250

Трактор разработан и выпущен Челябинским тракторным заводом в 1957 году.

Относится к тяжелым энерговооруженным тракторам 25-го тягового класса. Необходимость производства тяжелой машины диктовалась масштабным строительством тех лет, в том числе магистралей, ЛЭП и трубопроводных трасс в условиях тайги и северного климата. Требовалась мощная, неприхотливая машина для работы вдали от цивилизации.

При разработке трактора перед инженерами возникла принципиальная проблема: у специальных машин тяговых классов выше 20-го при использовании механической трансмиссии снижается КПД, работа двигателя становится неэффективной, и этот недостаток усиливается с повышением тягового класса. Ведущие мировые производители тяжелых тракторов обошли инженерный тупик применением гидромеханической трансмиссии. Наши разработчики использовали другой принцип — в технике использована электромеханическая трансмиссия. Трактор ДЭТ-250 и его модификации в наименовании содержат букву «Э», которая и обозначает гибридную схему привода на электрической тяге.

Дизель вращает высоковольтный силовой генератор, от которого приводится в действие тяговый электродвигатель. Использование мощного электрооборудования увеличило массу машины и потребовало дополнительной системы охлаждения для генератора и электродвигателя. Эти задачи были успешно решены, и трактор ДЭТ-250, работая в оптимальных для него условиях Крайнего Севера, показал свое преимущество перед аналогами с гидромеханической трансмиссией, которая отказывала при сильных морозах.

Основная область применения трактора ДЭТ-250 — нулевой цикл строительства. Он предназначен для разравнивания целинных участков с предварительным рыхлением тяжелого грунта (камни, мерзлота), а также для перемещения масс грунта, щебня, песка методом толкания, для копки траншей и бурения ям и скважин. С навешенным подъемным краном используется для установки опор и столбов.

При применении специального навесного оборудования трактор работает как тягач на лесозаготовках.

Масса и габариты машины делают нецелесообразным ее использование в городской застройке и сельском хозяйстве.

Технические характеристики ДЭТ-250

Дизель представляет собой улучшенный танковый двигатель В2, получивший после модернизации индекс В-31М2. Система охлаждения дизеля также применена танковая, эжекторная. Эжектор позволил убрать из системы охлаждения вентилятор и его вращающиеся приводные узлы.

Электрическая часть состоит из связки «генератор – электродвигатель», с электронным управлением, работающей на постоянном токе.

В таблице приведены основные тяговые и габаритные показатели.

Четырехтактный двенадцатицилиндровый типа

Эжекционного типа (при помощи выхлопа)

Запас крутящего момента

40 л/час при максимальной нагрузке

Частота оборотов генератора

Длина без механизмов

Колея (по центру траков)

В процессе работы тракторист управляет оборотами дизеля. Выжимание педали газа увеличивает обороты дизеля и, как следствие, обороты генератора. Реостатное сопротивление, управляющее электрической частью, изменяет значение автоматически. При постоянной тяговой нагрузке трактор постепенно набирает скорость. При возрастании нагрузки, при тех же оборотах двигателя, он замедляет скорость и увеличивает тяговое усилие. Благодаря плавному электронному управлению соотношением скорость/тяговое усилие, тракторист включает в трансмиссии только две передачи: вперед и назад.

Генератор и электродвигатель располагаются в центре, под кабиной, двигатель – спереди, трансмиссия – сзади.

Кабина трактора ДЭТ-250

Рабочее место тракториста оборудовано комфортно, кабина дает хороший обзор, рычаги управления и контрольные приборы расположены эргономически. Кабина рассчитана на двух человек – тракторист находится справа по ходу движения, слева предусмотрено место для помощника. Конструкция позволяет работать на тракторе ДЭТ-250 круглый год при любой погоде, в том числе при морозах -20 градусов Цельсия. Опционно производитель предлагает дополнительную систему обогрева рабочего места.

Модификации трактора ДЭТ-250

Базовая разработка ДЭТ-250 оказалась настолько удачной, что в процессе эксплуатации менялись только траки на расширенные, при необходимости работы на заболоченных почвах. Остальные варианты машины отличались навесным оборудованием, без изменений в самом тракторе.

Самым распространенным оборудованием для этой спецтехники стали бульдозерный отвал, навешиваемый спереди, и рыхлитель почвы, навешиваемый сзади. Отвал и рыхлитель обычно устанавливались одновременно, дополняя друг друга.

Эта модификация получила отдельное название бульдозер-рыхлитель (трактор) ДЭТ-250М2Б1Р1. Технические характеристики бульдозера совпадают с характеристиками базовой машины. Индекс М2 в наименовании говорит о незначительных изменениях в конструкции, касающихся усиления некоторых узлов.

Трактор ДЭТ-250 выпускался без изменений с 1957 по 2002 год.

В 2002 году провели модификацию: заменили дизель на ЯМЗ-7511, усилили ходовую часть, улучшили систему охлаждения, повысили комфортабельность кабины. В улучшенном виде под наименованием ДЭТ-320 трактор выпускался до 2007 года и был снят с производства как морально устаревший.

Начиная с 2007 года, в серию запустили ДЭТ-400 с улучшенной системой управления. В нем предусмотрели возможность использовать тракторный высоковольтный генератор в качестве автономного источника электроэнергии, установили бортовой компьютер и заменили механическую систему управления на бесконтактную.

В 2012 году дизель-электрический трактор прошел последнюю на сегодняшний день модификацию. На него установили импортный двигатель и гидравлическую систему последнего поколения, управляемую джойстиком.

Достоинства и недостатки трактора ДЭТ-250

  • неприхотливость к условиям работы и климату;
  • неприхотливость к топливу;
  • легкодоступность запчастей и отличная ремонтопригодность в полевых условиях.
  • сложность электрической трансмиссии – для обслуживания требуются специальные знания.

Контроль рабочих жидкостей производится не реже, чем через 10 000 часов работы.

Контроль состояния электрооборудования выполняется постоянно. Особого внимания требуют места соединений проводов и состояние изоляции.

Цена и возможность приобретения трактора

Трактор ДЭТ-250 с производства снят, но официальные представители завода предлагают восстановленные модели.

Бульдозер ДЭТ-250М2Б1Р1 у дилеров выставлен по цене от 6,5 до 9,5 миллионов рублей. Актуальные объявления от частных владельцев летом 2018 года предлагают ДЭТ-250 1989 года от 1 000 000 рублей, цена на трактора 2007-2008 годов колеблется в пределах 6-7 миллионов рублей.

Бульдозер ДЭТ 250 технические характеристики

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

ДЭТ 250 (дизель-электрический трактор 250) представляет собой бульдозер 25 тягового класса. Выпуском серии занимался Челябинский тракторный завод. Модель стала первым представителем семейства спецтехники с электрической трансмиссией (дебютным советским энергонасыщенным промышленным бульдозером). Первые образцы машины появились в 1957 году, а показ бульдозера состоялся 1 мая. Модель была выполнена в формате трактора с рыхлителем и бульдозерным оборудованием, а основной упор разработчики сделали на увеличение производительности и силовых характеристик.

ДЭТ 250 получил широкое распространение по всей стране. Производство серии осуществлялось с 1961 по 2013 год, но даже сегодня полноценных аналогов данного бульдозера не выпускает ни отечественная, ни иностранная промышленность.

Модель имела большие габариты и не была предназначена для эксплуатации в городской черте. Основным направлением использования ДЭТ 250 считались отрасли, где были востребованы машины с высокой производительностью (нефтегазовая и горнодобывающая сферы). Бульдозер регулярно использовался при строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных дорог и железнодорожных путей. Область использования ДЭТ 250 во многом определялась типом установленного навесного оборудования. В задней части машины могли монтироваться траншейные, землеройные и бурильные устройства.

Выпускаемые модификации:

  • ДЭТ-250 – базовая версия;
  • ДЭТ-250М – модель для эксплуатации на мерзлых и каменистых грунтах;
  • ДЭТ-250М2 – модернизированный вариант ДЭТ-250.
  • ДЭТ-250М2Б – модификация с разрыхлительным отвалом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры (базовое исполнение без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем):

  • длина – 6620/7370/9440 мм;
  • ширина – 3180/4250/4250 мм;
  • высота – 3215/3215/3680 мм;
  • гусеничная база – 3218 мм.

Конструкционная масса бульдозера составляет 32300 кг. При наличии базового отвала масса увеличивается до 37500 кг, при установке базового отвала и рыхлителя – до 41500 кг.

В стандартной комплектации ДЭТ 250 оснащается полусферическим неповоротным отвалом. Оборудование имеет следующие параметры:

  • ширина – 4230 мм;
  • высота – 1850 мм;
  • максимальная высота подъема – 1400 мм;
  • максимальное заглубление – 370 мм;
  • угол резания – 55 градусов;
  • предельный угол перекоса – 10 градусов;
  • объем призмы волочения – 10,5 куб.м;
  • масса – 5200 кг.

Основным задним оборудованием считается однозубый рыхлитель со следующими параметрами:

  • максимальная глубина проникновения – 1185 мм;
  • угол рыхления – 45 градусов;
  • масса – 3500 кг.

ДВИГАТЕЛЬ

ДЭТ 250 комплектовался 4-тактным мотором В-31М2, который выделялся среди других двигателей своими размерами и мощностью. Агрегат получил жидкостную охлаждающую систему с эжекционной вентиляционной системой, нераздельную камеру сгорания и непосредственный впрыск топлива. Механизм очистки был представлен 2-ступенчатым воздухоочистителем с 2 фазами очистки (мокрой и эжекционной). Система смазки комбинированная (очистка происходила в центрифуге).

Параметры агрегата В-31М2:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237 (323) кВт (л.с.);
  • номинальные обороты – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 12 (V-образное расположение);
  • диаметр цилиндров – 150 мм;
  • запас крутящего момента – 11%.

Среднее потребление топлива составляет 45,3 л/час. Топливный бак бульдозера вмещает до 700 л горючего.

УСТРОЙСТВО ДЭТ 250

Базой для построения бульдозера служит рама, которая состоит из картера заднего моста и 2 лонжеронов. Элементы соединены при помощи сварки. Для дополнительного усиления используются поперечины и днище, сделанное из стального листа. Внутренние полости лонжеронов используются для подачи воздушной массы к охлаждающей системе.

Ходовая часть ДЭТ 250 является стандартной и базируется на прямоугольных сварных тележках, жестко скрепленных с основной рамой. На тележках устанавливаются катки с индивидуальной торсионной подвеской. Натяжение гусеничной цепи регулируется при помощи гидравлического механизма.

Характеристики ходовой части:

  • число опорных катков (одна гусеничная лента) – 6;
  • число поддерживающих катков (одна гусеничная лента) – 4;
  • число звеньев (одна гусеничная лента) – 56;
  • шаг звена – 218 мм;
  • ширина башмака – 560/690 мм;
  • ширина колеи – 2450 мм;
  • удельное давление на грунт – 0,093 МПа.

ДЭТ 250 имеет уникальную электромеханическую бесступенчатую трансмиссию, работающую от постоянного тока. Скорость и тяговое усилие бульдозера регулируются без переключения передач на основе показателя внешней нагрузки. Трансмиссия использует силовой генератор, электродвигатель ЭДН 196, планетарные механизмы, основную и конечную передачи. Предельная частота вращения генератора составляет 2550 об/мин, напряжение в сети – 220 кВт. В приводе генератора находится косозубый цилиндрический мультипликатор.

Читайте также  Навесная дробилка на трактор

В состав трансмиссии также входят бортовые планетарные редукторы. Первая скорость редукторов используется для выполнения операций, вторая – для перемещения между площадками. Максимальная скорость движения составляет 15,2 км/час (вперед/назад), рабочая скорость – 1,2 км/час. Предельное тяговое усилие – 377 кН. В ДЭТ 250 трансмиссия считается наиболее сложным и проблемным элементом.

Управление бульдозером выполняется посредством тормозов в бортовых передачах и блокировочного фрикциона. В системе привода применяется гидравлический усилитель, функционирующий от распределителя с рычагом управления. Включение реверса выполняется при помощи электрического переключателя.

Гидравлическая система базируется на 2 основных насосах. В конструкции предусмотрена дополнительная гидросистема с 1 насосом. Максимальное давление в системе составляет 10 МПа.

Кабина ДЭТ 250 сделана из стального листа и дополнительно обшита тепловой и шумовой изоляцией. По своим параметрам она соответствует нормам, действующим в 1960-1970-х годах. Базовое оборудование кабины включает отопитель и вентилятор, что позволяет работать даже в сильные морозы. В летнее время вентилятор применяется для подачи воздуха в салон. Водительское сиденье достаточно удобно и имеет несколько настроек. Для последних версий бульдозера доступна установка кондиционера (опция).

ЦЕНА ДЭТ 250

На рынке предлагаются только б/у версии ДЭТ 250.

Примерная стоимость моделей с учетом года выпуска:

  • 1993-1995 год – 0,9-1,3 млн рублей;
  • 1999-2001 год – 2,4-4,6 млн рублей;
  • 2006-2008 год – 6,1-7,9 млн рублей.

ДЭТ-250: технические характеристики

ДЭТ-250 – бульдозер советского производства, выпускавшийся в середине XX века. Обозначающая данный трактор аббревиатура расшифровывается как «дизельный электрический трактор». Данная модель является самым первым в СССР трактором с электромеханической трансмиссией. ДЭТ-250 является энергонасыщенным трактором.

Первый раз увидел свет ДЭТ-250 1 мая в 1957 году. Линия сборки была организована на Челябинском тракторном заводе. Тяговый класс данной модели – 250 кН. Основным назначением данной модели является использование в качестве бульдозера на крупных промышленных стройках.

Трактор ДЭТ-250: история создания

Трактор ДЭТ-250: история создания
Трактор ДЭТ-250 представляет собой рыхлительно-бульдозерную технику 25-го тягового класса. Производство всегда осуществлялось на ЧТЗ. В другие города не переносилось. Наиболее важной чертой данной модели является именно электромеханическая трансмиссия. Это одновременно является достоинством и недостатком этой техники. Процесс охлаждения её осуществляется выхлопными газами.

Причем с понижением рабочей температуры связаны некоторые сложности. Именно поэтому в основном данная техника применялась и используется поныне в холодных районах, в условиях Крайнего Севера. В регионах с таким климатом применение ДЭТ-250 оптимально. Ранее аналогичные ДЭТ-250 модели не выпускались. Фактически он стал родоначальником промышленных тракторов в СССР. Продолжениями модельной линии и аналогами стали более поздние версии тракторов: ДЭТ-320, Т-330.

Технические характеристики ДЭТ-250

Габаритно-массовые показатели

Габаритно-массовые показатели бульдозера ДЭТ-250 достаточно внушительны. Причиной тому являлись некоторые конструктивные особенности. Масса составляет:

  • трактор в комплекте с рыхлителем – 41.3 т;
  • трактор без рыхлителя – 27.5 т.

Существенную часть эксплуатационной массы данной техники составляет специализированное навесное оборудование (отвал со специальной гидравликой, изменяющей угол реза, перекоса):

  • шина отвала, мм – 4 250;
  • высота отвала, мм – 1 850;
  • масса навесного оборудования, т – 5.2.

Габаритные размеры ДЭТ-250:

  • расстояние от оси переднего катка до оси заднего катка, мм – 4 476;
  • расстояние от оси заднего катка до передней части отвала, мм – 6 549;
  • расстояние от передней части отвала до задней части навесного оборудования, мм – 9 440;
  • высота от нижней части гусеницы до верхней части кабины, мм – 3 215 мм;
  • ширина, мм – 5 000.

Двигатель трактора ДЭТ-250

В качестве силовой установки на данной машине использовался двигатель В-31М2. Двумя главными отличительными чертами его являются мощность и габаритные размеры. Технические характеристики В-31М2:

  • количество тактов, шт. – 4;
  • тип расположения цилиндров – V-образный;
  • рабочая мощность при номинальных оборотах, л.с. – 323;
  • эксплуатационная мощность при номинальных оборотах, кВт – 237;
  • номинальная частота вращения коленчатого вала, мин -1 – 1400;
  • рабочий объем камеры сгорания, л – 38.88.

Коробка передач трактора ДЭТ-250

Главной особенностью данного трактора является именно трансмиссия. Она является электромеханической и имеет следующие основные рабочие параметры:

  • суммарное количество скоростей, шт. – 2 (вперед/назад);
  • величина тягового усилия, max – 377 кН;
  • скорость движения вперед, км/ч – 15.2;
  • скорость движения назад, км/ч – 15.2.

Ходовая часть трактора ДЭТ-250

Ходовая часть каких-либо особенностей помимо габаритов своих основных составных частей, а также массы и большого давления на грунт попросту не имеет. Основные её характеристики:

  • суммарное количество опорных катков (с каждой стороны), шт. – 6;
  • количество катков поддерживающих, шт. – 2;
  • ширина башмака, мм – 560/690 (в зависимости от типа используемых катков);
  • механизм автоматического натяжения – гидравлического типа;
  • величина колеи, мм – 2 450;
  • величина базы, мм – 3 218.

Кабина ДЭТ-250. Управление трактором

Управление трактором осуществлялось из металлической кабины. Она оснащалась утеплением, а также обширным остеклением. Именно это делало её удобной для расположения водителя, а также управления при движении вперед и назад. Отличительной особенностью являлось расположение кресла водителя – с правой стороны кабины. Непосредственно само управление выполнялось при помощи рычагов, руль отсутствовал. В кабине имеется печка. Но при этом вентиляция отсутствует.

Особой комфортабельностью по нынешним меркам кабина не отличалась. Но на момент создания самого трактора она была достаточно удобной. Имеется кресло для пассажира, а также присутствует возможность регулировки водительского места по высоте. Летом можно было открывать окошки для вентиляции.

Модификация трактора ДЭТ-250

Трактор ДЭТ-250 по причине своей функциональности и уникальности продолжал выпускаться до 2013 года. Но в силу давности разработки самой по себе на сегодняшний день модель является устаревшей. Продолжением данной линии стал трактор ДЭТ-320.

Отличительными особенностями данной модели, выпускаемой с 2002 по 2007 год стали следующие:

  • используется жидкостная система охлаждения, при этом радиатор расположен фронтально (применяется управляемый из кабины вентилятор для дополнительного охлаждения);
  • ходовая часть усилена при помощи:
    • лонжеронов, установленных на раму тележки;
    • использованы торсионы, имеющие равную жесткость;
  • использована модифицированная кабина:
    • установлен обновленный стеклопакет;
    • улучшена звуковая и тепловая изоляция;
    • смонтирован кондиционер;
  • аккумулятор из кабины вынесен на переднее левое крыло.

Основные характеристики ДЭТ-320:

  • двигатель ЯМЗ – 7511;
  • мощность, л.с. – 350;
  • тягловый класс – 25;
  • максимальная эксплуатационная масса, т – 46.

В 2007 году трактор ДЭТ-320 полностью был снят с производства. При этом в серию была запущена новая модель – ДЭТ-400. Основными особенностями конструкции данной модели стали следующие:

  • надежность всех электрических машин, ресурс их работы увеличен в два раза по сравнению с предыдущими моделями аналогичных тракторов ЧМЗ;
  • при наличии такой необходимости силовой генератор трансмиссии может быть использован как генераторная дизельная электростанция;
  • система управления является бесконтактной – нет необходимости прикладывать существенные усилия для переключения передач, управления движением;
  • имеется бортовой компьютер, снабженный жидкокристаллическим дисплеем.

На рассматриваемого типа модификацию можно устанавливать следующее дополнительно докупаемое оборудование:

  • предпусковой подогреватель типа ПЖД 30Е;
  • возможен монтаж грунтозацепов типа «шпоры»;
  • специальный сферический отвал для каменного угля.

В 2012 году модель ДЭТ-400 была модифицирована. Обновленная версия стала обозначаться как ДЭТ-400М. Наиболее существенными обновлениями данной техники стали следующие:

  • все ведущие колеса, а также направляющие, катки и гусеницы используются от Caterpillar;
  • вместо отечественного ЯМЗ стал монтироваться Cummins – собирается он в Великобритании;
  • при сборке устанавливается принципиально новая, отличная от старой модели, гидравлическая система – управление осуществляется при помощи джойстика.

Рассматриваемого типа модели являются универсальными, все они имеют одно предназначение. Могут использоваться не только как обычные бульдозеры, но и как рыхлители. Возможно установка дополнительного навесного оборудования следующего типа:

  • ямобур;
  • крановая установка (применяется для монтажа опор линий электропередач);
  • траншейный экскаватор.

Каждая модификация имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Перед приобретением стоит внимательно ознакомиться со всеми ними, спецификой работы.

Опыт эксплуатации трактора ДЭТ-250. Достоинства и недостатки

К основным достоинствам ДЭТ-250 сегодня можно будет отнести следующее:

  • неприхотливость к условиям работы – техника отлично показала себя в условиях работы от +40 до -40 0 С;
  • относительная простота ремонта и доступность запасных частей – трактор выпускался не один десяток лет, рынок наполнен всеми необходимыми для ремонта деталями;
  • неприхотливость к качеству топлива – необходимо лишь использоваться в зимний период специальную солярку, в противном случае она загустеет и замерзнет в топливопроводе;
  • кузов капотного типа – по этой причине можно без затруднений получить доступ ко всем агрегатам.

В то же время имеются у ДЭТ-250 свои недостатки.

Все же остальные поломки, возникающие в процессе эксплуатации, можно легко устранить самостоятельно – при наличии руководства по ремонту. При соответствующем обслуживании и уходе ДЭТ-250 даже в возрасте нескольких десятков лет не доставит проблем владельцу.

Несмотря на простоту конструкции в тракторе имеется ряд слабых мест – на них при работе на ДЭТ-250 необходимо обращать внимание в первую очередь. Наиболее частные неисправности и способы их

Длительное время эксплуатирующие рассматриваемый трактор владельцы рекомендуют каждые 10 тыс. моточасов работы осуществлять контрольную проверку следующих узлов:

  • уровня:
    • рабочих жидкостей;
    • горюче-смазочных материалов;
  • всех насосов;
  • гидрораспределителей;
  • прокладок (сальников, манжет, колец и уплотнений).


Отдельного внимания заслуживает электромеханическая трансмиссия. Необходимо обязательно постоянно осуществлять контроль контактных соединений, клемных колодок. Так как при окислении и ухудшении контакта возможна не только поломка, но также возгорание. Потушить горящую изоляцию достаточно сложно. Потому стоит не допускать перегрева контактных соединений.

Цена б/у ДЭТ-250

Наиболее важным достоинством трактора ДЭТ-250 является возможность приобрести его в рабочем состоянии по относительно невысокой стоимости. На цену в первую очередь влияет состояние и год выпуска, а также региона расположения. Обычно наибольшую стоимость подобные модели техники имеют именно в регионах, где ведется промышленное строительство, ведется добыча полезных ископаемых.

Состояние Региона расположения Год выпуска Стоимость
на ходу Челябинск 2007 6.6 млн. руб.
на ходу, в комплекте сферический отвал, рыхлитель Казань 2009 9.2 млн. руб.
на ходу Красноярск 2008 3.1 млн. руб.

Заключение

ДЭТ-250 представляет собой надежную, мощную технику, которая отлично справляется с рыхлением и другим задачами. Отличается трактор своей функциональностью. При необходимости на него можно установить самое разнообразное дополнительное навесное оборудование. Но прежде, чем приобретать такую технику, стоит внимательно ознакомиться с основными её особенностями, приобрести руководство по эксплуатации.