Ремонт системы питания тракторов

Ремонт системы питания тракторов

Внешние признаки нарушений работоспособности системы питания. При эксплуатации тракторов более половины всех неисправностей и отказов приходится на систему питания дизеля. Трудный пуск дизеля, перебои в его работе, повышенная дымность отработавших газов, пониженная мощность и перерасход топлива, как правило, свидетельствуют о неудовлетворительной работе приборов системы питания. Трудный запуск дизеля, перебои в работе и внезапные остановки его могут происходить при попадании воздуха или воды в систему топли-воподачи, при неудовлетворительной работе форсунок, неправильной установке момента начала подачи топлива и значительном износе его плунжерных пар, неравномерности подачи топлива в цилиндры, заедании рейки топливного насоса и при значительном износе механизмов регулятора.

Повышенная дымность отработавших газов бывает при значительном засорении воздухоочистителя (при недостатке воздуха), неполном сгорании топлива из-за неисправностей форсунок, а также при позднем или слишком раннем впрыскивании топлива в цилиндры.

В целом же работоспособность приборов системы питания дизеля характеризуют развиваемая мощность и удельный расход топлива.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При ежесменном техническом обслуживании ( ЕТО ) очищают от пыли и грязи дизель. Проверяют внешним осмотром отсутствие течи топлива и при необходимости устраняют подтекания. Запускают дизель и проверяют продолжительность пуска. Прослушивают равномерность работы дизеля, внешним осмотром определяют цвет отработавших газов. При нормально работающем дизеле он должен быть бесцветным.

При ТО – 1 проверяют герметичность соединений воздухоочистителя. Техобслуживание проводят согласно инструкции по эксплуатации трактора соответствующей марки, сливают отстой из фильтров грубой очистки топлива.

При ТО – 2 сливают отстой из топливных фильтров тонкой очистки и топливных баков и прочищают отверстие в пробках топливных баков основного и пускового двигателя. Проверяют герметичность разъемов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов дизеля и при необходимости устраняют негерметичность.

При ТО – 3 проверяют и регулируют: форсунки на давление начала впрыскивания, качество распыла топлива, угол начала нагнетания топлива, топливный насос. Проверяют давление, развиваемое подкачивающим насосом, и давление перед фильтром тонкой очистки топлива. Заменяют фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива; проверяют мощность и часовой расход топлива. При проверках используют диагностические приборы и необходимые приспособления.

При техническом обслуживании трактора в условиях пустыни и песчаных почв дизель заправляют топливом только закрытым способом, при ТО-2 промывают пробку бака для топлива.

При техническом обслуживании при температуре ниже —30 °С применяют дизельное арктическое топливо А ( ГОСТ 305—82), им заправляют баки в конце смены.

При техническом обслуживании в высокогорных условиях изменяют цикловую подачу топлива насосом системы питания дизеля в соответствии со средней высотой расположения трактора над уровнем моря.

Техническое обслуживание системы питания проводят для обеспечения ее постоянной работоспособности.

Перед заправкой и во время заправки трактора необходимо принимать меры, предотвращающие загрязнение и потери топлива.

При эксплуатации трактора необходимо устранять подтекание топлива из неплотных соединений топливопроводов, периодически сливать отстой из топливных баков, промывать их, фильтр и крышку заливной горловины.

Техническое обслуживание фильтра-отстойника, фильтров тонкой и грубой очистки состоит в сливе отстоя из корпусов, промывке элементов грубой очистки и замене элементов тонкой очистки.

В топливном насосе и регуляторе ежесменно проверяют и, если необходимо, доливают масло, а при плановых обслуживаниях его заменяют, промывая корпуса дизельным топливом.

Периодически и в случае неудовлетворительной работы топливный насос снимают с двигателя и отправляют в мастерскую для проверки и регулировки.

Если двигатель работает с перебоями или дымным выхлопом, контролируют работу форсунок.

При работе в пыльных условиях в воздухоочистителе через каждые три смены заменяют масло, прочищают отверстия и щели в пылеотделителе, периодически промывают дизельным топливом кассеты.

Спецтехника

Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы не только двигателя, но и машинно-тракторного агрегата.

    При нормальной работе системы питания:

  • нет утечек топлива;
  • отработавшие газы выходят из трубы без заметного дымления;
  • фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засорены;
  • момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям;
  • форсунки хорошо распыляют топливо и они отрегулированы на заданное давление;
  • в воздухоочистителе отсутствует подсос воздуха через неплотности его частей;
  • поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагрязненным маслом.
    • Ежесменно перед началом работы рекомендуется выполнить следующие операции

    • Заправить топливный бак чистым топливом.
    • Устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не будет содержать в себе пузырьки воздуха.
    • Очистить насос и форсунки от пыли, убедиться в прочности их крепления к двигателю.
      При ТО-1

    • Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива топливного бака через сливной кран. Слитый отстой надо собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний употреблять для промывки деталей при его автономной смазке.
    • Проверить и в случае необходимости долить масло в корпус насоса.
    • Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При работе в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесменно. Зимой его разбавляют на 1/3 дизельным топливом.
      При ТО-2

    • Разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего элемента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью.
    • Снять и очистить форсунки от нагара, а при необходимости проверить их на качество распыла и давление впрыскивания.
    • Заменить масло в корпусе насоса с автономной смазкой.
    • Очистить воздухоочиститель и промыть в дизельном топливе фильтрующие элементы и корпус.
      При ТО-3

    • Промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заменить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильтрующих элементов недопустима. При сборке фильтра проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно прижаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними будет проходить неотфильтрованное топливо.
    • При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсунками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в полевых условиях.

    Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кривошип- но-шатунного механизма. Необходимо периодически проверять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае надо подтянуть крепления воздухоподводящих частей.

    Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыливает топливо, то оно не сгорает и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого выключают поочередно форсунки из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель работает на двух цилиндрах. При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.

    Неисправную форсунку можно также определить на ощупь, т.е. по пульсации топлива в топливопроводе высокого давления. Усиленные толчки в одном из топливопроводов указывают на то, что форсунка не пропускает нагнетаемого насосом топлива. Штуцер этой секции будет нагрет больше других.

    Форсунки можно проверять на давление впрыскивания и качество распыла на работающем двигателе максиметром или эталонной форсункой. В качестве последней применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку.

    Читайте также  Мини трактор для вспашки земли

    Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно. В противном случае следует отрегулировать давление пружины проверяемой форсунки. Для этого отвертывают колпак форсунки, ослабляют контргайку и регулировочным винтом устанавливают величину затяжки пружины, добиваясь одновременного впрыскивания. Качество распыла топлива проверяемой форсунки сравнивают с эталонной.

    Проверку форсунки на давление впрыскивания и качество распыла топлива максиметром проводят таким же образом. Максиметр представляет собой специальную форсунку с тарировочной пружиной и шкалой, нанесенной на корпусе и колпаке. По шкале определяют давление начала впрыскивания топлива.

    Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным (на 10…30%) расходом топлива. При неполном сгорании топлива возрастает количество токсичных веществ в отработавших газах, которые загрязняют окружающую среду.

    В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие возможные неисправности системы питания (таблица).


    [Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]

    ТО системы питания трактора

    Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы не только двигателя, но и машинно-тракторного агрегата.

    При нормальной работе системы питания:

    нет утечек топлива;
    отработавшие газы выходят из трубы без заметного дымления;
    фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засорены;
    момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям;
    форсунки хорошо распыляют топливо и они отрегулированы на заданное давление;
    в воздухоочистителе отсутствует подсос воздуха через неплотности его частей;
    поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагрязненным маслом.

    Ежесменно перед началом работы рекомендуется выполнить следующие операции:

    Заправить топливный бак чистым топливом.
    Устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не будет содержать в себе пузырьки воздуха.
    Очистить насос и форсунки от пыли, убедиться в прочности их крепления к двигателю.

    При ТО-1

    Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива топливного бака через сливной кран. Слитый отстой надо собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний употреблять для промывки деталей при его автономной смазке.
    Проверить и в случае необходимости долить масло в корпус насоса.
    Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При работе в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесменно. Зимой его разбавляют на 1/3 дизельным топливом.

    При ТО-2

    Разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего элемента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью.
    Снять и очистить форсунки от нагара, а при необходимости проверить их на качество распыла и давление впрыскивания.
    Заменить масло в корпусе насоса с автономной смазкой.
    Очистить воздухоочиститель и промыть в дизельном топливе фильтрующие элементы и корпус.

    При ТО-3

    Промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заменить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильтрующих элементов недопустима. При сборке фильтра проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно прижаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними будет проходить неотфильтрованное топливо.

    При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсунками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в полевых условиях.

    Проверка герметичности воздухоподводящей системы

    При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кривошип- но-шатунного механизма. Необходимо периодически проверять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае надо подтянуть крепления воздухоподводящих частей.

    Проверка работы форсунок

    Если форсунка не распыливает топливо, то оно не сгорает и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого выключают поочередно форсунки из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель работает на двух цилиндрах. При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.

    Неисправную форсунку можно также определить на ощупь, т.е. по пульсации топлива в топливопроводе высокого давления. Усиленные толчки в одном из топливопроводов указывают на то, что форсунка не пропускает нагнетаемого насосом топлива. Штуцер этой секции будет нагрет больше других.

    Форсунки можно проверять на давление впрыскивания и качество распыла на работающем двигателе максиметром или эталонной форсункой. В качестве последней применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку.

    Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно. В противном случае следует отрегулировать давление пружины проверяемой форсунки. Для этого отвертывают колпак форсунки, ослабляют контргайку и регулировочным винтом устанавливают величину затяжки пружины, добиваясь одновременного впрыскивания. Качество распыла топлива проверяемой форсунки сравнивают с эталонной.

    Проверку форсунки на давление впрыскивания и качество распыла топлива максиметром проводят таким же образом. Максиметр представляет собой специальную форсунку с тарировочной пружиной и шкалой, нанесенной на корпусе и колпаке. По шкале определяют давление начала впрыскивания топлива.

    Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным (на 10…30%) расходом топлива. При неполном сгорании топлива возрастает количество токсичных веществ в отработавших газах, которые загрязняют окружающую среду.

    В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие возможные неисправности системы питания (таблица).

    Ремонт топливной аппаратуры трактора МТЗ-80

    В процессе эксплуатации двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 могут появиться следующие признаки неисправностей топливной аппаратуры: дизель не пускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает или работает с дымным выпуском.

    Указанные признаки во многом обуславливаются нарушением подачи топлива. Причинами нарушения подачи топлива могут быть: образование воздушных пробок в топливопроводах, головке топливного насоса, фильтрах; сильный износ плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок; нарушение
    регулировки ТНВД или неправильная установка его на дизеле.

    Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля Д-240 указывает на неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах, неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.

    Неполное сгорание может вызываться как избытком топлива, попадаемого в цилиндр, так и недостатком воздуха. Оно наблюдается также при плохом распылении топлива форсунками, применении топлива несоответствующего сорта, позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.

    Внешними признаками ухудшения работы форсунок Д-240 трактора МТЗ-80 являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.

    Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам ТНВД УТН-5. Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна.

    Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше нормального в результате изменения жесткости пружины или появления утечек в сопряжении гильза—плунжер, то продолжительность впрыска топлива увеличится, а качество распыливания снизится.

    При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем положении продолжительность впрыска и количество попадаемого в цилиндр топлива уменьшатся, что также влияет на пусковые качества дизеля.

    Форсунки снимают с дизеля Д-240 и регулируют на приборе КИ-562, КИ-3333 или КИ-15706 на давление впрыска 17,8—18,5 МПа.

    Читайте также  Высота трактора МТЗ 82 с большой кабиной

    Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их с дизеля. Для этого используют приспособление КИ-16301А и автостетоскоп (рис. 2.1.52).

    Рис. 2.1.52. Определение давления впрыска и герметичности форсунки

    1 — форсунка; 2 — приспособление КИ-163101А

    Приспособление подключают к испытуемой форсунке, предварительно отсоединив топливопровод высокого давления, и рукояткой создают принудительную подачу топлива. Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки. Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в корпусе распылителя.

    О качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому с помощью автостетоскопа. Наличие такого щелчка свидетельствует о четкой посадке иглы в седло распылителя в момент окончания впрыска.

    Выброс охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора может свидетельствовать о нарушении герметичности уплотнений стакана форсунки, пробое и трещинах в головке цилиндров.

    Стакан форсунки МТЗ-80 удаляют из головки блока, предварительно нарезав резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана и используя приспособление, состоящее из кронштейна с силовым винтом и гайкой. Приспособление устанавливают на шпильки форсунки (рис. 2.1.53—2.1.55).

    Рис. 2.1.53. Отворачивание гайки крепления стакана форсунки

    1 — ключ; 2 — гайка крепления стакана; 3 — головка цилиндров

    Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки

    1 — головка цилиндров; 2 — стакан форсунки; 3 — метчик М24×2,0

    Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров

    1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки; 2 — стакан форсунки; 3 — головка цилиндров

    Затрудненный пуск дизеля может быть вызван наличием воды в топливе, низкой температурой смеси в конце такта сжатия, недостаточной для воспламенения топлива.

    Другими причинами затрудненного пуска двигателя Д-240 трактора МТЗ-80 могут быть нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива и износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления (ТНВД УТН-5).

    Количество подаваемого в цилиндры топлива и четкая работа форсунок обусловлены техническим состоянием плунжерных пар топливного насоса. Для проверки технического состояния плунжерных пар используют приспособление КИ-16301А (рис. 2.1.56).

    Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса высокого давления, предварительно отсоединив топливопроводы высокого давления. Если при прокручивании коленчатого вала дизеля пусковым устройством развиваемое давление составит не менее 30 МПа, то плунжерная пара исправна.

    Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения давления с 15 до 10 МПа; время падения должно быть не менее 10 с. Если показания манометра прибора ниже приведенных значений, ТНВД снимают с дизеля (рис. 2.1.57, 2.1.58) и заменяют.

    Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД МТЗ-80

    1 — приспособление КИ-16301 А; 2 — топливный насос

    Рис. 2.1.57. Демонтаж топливного насоса высокого давления

    1 — топливный насос; 2 — компрессор; 3, 5 — топливопроводы; 4 — тяга управления насосом

    Рис. 2.1.58. Отворачивание болтов крепления топливного насоса (вид спереди)

    1 — крышка шестерни привода топливного насоса Д-240

    Появление из выхлопной трубы дыма серого цвета при работе дизеля без нагрузки и появление дыма черного цвета при увеличении нагрузки свидетельствуют о поздней подаче топлива в цилиндры.

    Жесткая работа дизеля, сопровождаемая резкими стуками, и появление из выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывают на раннюю подачу топлива в цилиндры.

    Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят об угле начала впрыска топлива в цилиндры, — один из важных параметров, влияющих не только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые качества дизеля.

    После установки нового или отремонтированного ТНВД МТЗ-80 на дизель Д-240 регулируют угол начала впрыска топлива. Для этого выворачивают установочный болт-шпильку из резьбового отверстия заднего листа дизеля и вставляют не нарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик.

    Проворачивают коленчатый вал за болт крепления шкива привода вентилятора (рис. 2.1.60) до совпадения установочного болта-шпильки с отверстием в маховике; при этом клапаны первого цилиндра должны быть закрыты. Данное положение коленчатого вала соответствует углу опережения начала подачи топлива, равному 26° до ВМТ.

    На штуцер первой секции топливного насоса УТН-5 устанавливают приспособление — моментоскоп КИ-4941 (рис. 2.1.61). Открывают крышку шестерни привода ТНВД, отгибают усики стопорной пластины и отворачивают болты крепления фланца привода кулачкового вала насоса к шестерне (рис. 2.1.62).

    Прокачивают систему питания ручным насосом до выхода топлива без пузырьков воздуха из сливной трубки фильтра. Устанавливают рычаг подачи топлива в положение полной подачи и несколько раз проворачивают вал топливного насоса по часовой стрелке до заполнения топливом трубки моментоскопа (рис. 2.1.63).

    Рис. 2.1.60. Проворачивание коленвала дизеля

    1 — задний лист дизели; 2 — болт-шпилька

    Рис. 2.1.62. Отворачивание болтов крепления фланца привода кулачкового вала насоса

    1 — шлицевый фланец; 2 — стопорная пластина

    Рис. 2.1.64. Регулировка осевого зазора шестерни привода ТНВД

    1 — регулировочный болт; 2 — контргайка

    Слегка встряхивают трубку для удаления из нее части топлива и осторожно проворачивают вал насоса по часовой стрелке до момента начала подъема уровня топлива (мениска) в стеклянной трубке моментоскопа.

    Удерживая ключом болт вала насоса от самопроизвольного проворачивания, находят на шлицевом фланце отверстия, совпадающие с отверстиями шестерни, ввертывают болты крепления и фиксируют их стопорной пластиной.

    После установки крышки шестерни привода насоса регулируют осевой зазор шестерни привода топливного насоса болтом 1 (рис. 2.1.64). Отпустив контргайку, ввертывают регулировочный болт до упора, затем отвертывают его на пол-оборота и заканчивают гайкой.

    Система подачи топлива: Устройство и неисправности

    • Устройство топливного комплекса и особенности его работы
    • Основные неисправности топливного комплекса на тракторах МТЗ
    • Вместо заключения

    Как устроена топливная система трактора Беларусь? Какие неисправности наиболее часто встречаются?

    Система подачи топлива в тракторах марки МТЗ – один из наиболее важных и значимых агрегатов, от эффективности и работоспособности которого во многом зависит и правильная работа всей дизельной установки. О том, что являет собой топливная система, её нюансах и основных неисправностях и пойдёт речь в этом материале.

    Устройство топливного комплекса и особенности его работы

    При всей своей кажущейся сложности, система подачи топлива в тракторах МТЗ-80 имеет достаточно простое устройство, что, впрочем, не мешает ей эффективно справляться со всеми поставленными перед ней задачами. Среди основных компонентов данного агрегата необходимо выделить следующие устройства:

    • Два топливных бака;
    • Подкачивающий насос;
    • Топливные форсунки;
    • Два очистительных фильтра – для тонкой и грубой очистки;
    • ТНВД – топливный насос высокого давления.

    Одна из основных задач топливоподающего комплекса – равномерная передача требуемых объёмов топлива в каждый из цилиндров, под необходимым давлением и в чётко регламентированные временные промежутки.

    Стоит также заметить, что работает топливная аппаратура по достаточно простому принципу: топливо, под влиянием того напряжения, которое формируется в подкачивающем насосе, просачивается сквозь фильтры грубой очистки, поступая к ним из баков и отправляется на топливный насос, минуя при этом фильтр тонкой очистки.

    Сам же насос передаёт поступившее в него топливо по топливопроводам с высоким давлением, откуда оно попадает на форсунки, где и происходит его распыление на имеющиеся цилиндры. Излишки топлива, минуя пропускной клапан на насосе, повторно отправляются к его входу (излишек топлива из форсунок отводится в бак по сливному трубопроводу).

    Топливная система МТЗ-80
    1 – глушитель; 2 – воздухоочиститель; 3 – фильтр грубой очистки воздуха; 4 – впускной коллектор; 5 – электрофакельный подогреватель; 6 – топливный бачок электрофакельного подогревателя; 7 – дренажная трубка; 8 – трубка высокого давления; 9 – заливная горловина; 10 – топливные баки; 11 – сливной кран; 12 – трубка топлива; 13 – фильтр грубой очистки топлива; 14 – фильтр тонкой очистки топлива; 15 – трубка от фильтра тонкой очистки к топливному насосу; 16 – трубка от фильтра-отстойника к топливному насосу; 17 – регулятор топливного насоса; 18 – топливная трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки; 19 – подкачивающий насос; 20 – перепускная трубка; 21 – топливный насос; 22 – форсунка; 23 – выхлопной коллектор; 24 – нижний фильтрующий элемент; 25 – средний фильтрующий элемент; 26 – верхний фильтрующий элемент.

    Читайте также  Классификация тракторов по тяговому усилию

    Основные неисправности топливного комплекса на тракторах МТЗ

    По мере эксплуатации топливоподающего комплекса, в его работе могут возникать различные неисправности и неполадки, вследствие чего, элементы системы утрачивают свою подвижность, вызывая, таким образом, неравномерный износ некоторых узлов и компонентов.

    Как правило, это приводит к следующим факторам:

    • Дизель не запускается – имеет место наличие недостаточного числа оборотов на коленвале, с одновременным отсутствием необходимого давления в цилиндрах, что и препятствует своевременному поступлению топлива в камеру сгорания, а, следовательно, и его возгоранию;
    • Двигатель не набирает максимальную мощность, работает неустойчиво – на самом деле, причин возникновения подобной неприятности очень много: завоздушенность и формирование воздушных пробок в самых разных узлах топливной системы; чрезмерный износ отдельных компонентов ТНВД, проблемы с форсунками, некорректно выполненная регулировка топливного насоса или же его неправильный монтаж;
    • Работа трактора сопровождается сильным дымным выпуском – и здесь первопричиной может выступать целый ряд факторов: попадание масла напрямую в камеру сгорания, что может быть вызвано как его избытком в картерном поддоне, так и износом поршневой системы, пропуск вспышек в цилиндрах, неполное выгорание топлива, проблемы с выставлением начальной подачи топлива в насосе.

    Вместо заключения

    С ростом наработки происходит постепенное ухудшение всех вышеперечисленных параметров, что может иметь довольно непредсказуемые последствия, вплоть до полного выхода топливной системы из строя. А это влечёт за собой не только потерю драгоценного времени, но и весьма дорогостоящий ремонт. Именно поэтому, важно вовремя провести диагностику агрегата, заменив, при необходимости, проблемные узлы и проведя весь комплекс регулировочных работ.

    ТО системы питания трактора

    Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы не только двигателя, но и машинно-тракторного агрегата.

      При нормальной работе системы питания:
    • нет утечек топлива;
    • отработавшие газы выходят из трубы без заметного дымления;
    • фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засорены;
    • момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям;
    • форсунки хорошо распыляют топливо и они отрегулированы на заданное давление;
    • в воздухоочистителе отсутствует подсос воздуха через неплотности его частей;
    • поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагрязненным маслом.
      Ежесменно перед началом работы рекомендуется выполнить следующие операции
    • Заправить топливный бак чистым топливом.
    • Устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не будет содержать в себе пузырьки воздуха.
    • Очистить насос и форсунки от пыли, убедиться в прочности их крепления к двигателю.
      При ТО-1
    • Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива топливного бака через сливной кран. Слитый отстой надо собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний употреблять для промывки деталей при его автономной смазке.
    • Проверить и в случае необходимости долить масло в корпус насоса.
    • Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При работе в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесменно. Зимой его разбавляют на 1/3 дизельным топливом.
      При ТО-2
    • Разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего элемента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью.
    • Снять и очистить форсунки от нагара, а при необходимости проверить их на качество распыла и давление впрыскивания.
    • Заменить масло в корпусе насоса с автономной смазкой.
    • Очистить воздухоочиститель и промыть в дизельном топливе фильтрующие элементы и корпус.
      При ТО-3
    • Промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заменить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильтрующих элементов недопустима. При сборке фильтра проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно прижаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними будет проходить неотфильтрованное топливо.
    • При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсунками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в полевых условиях.

    Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кривошип- но-шатунного механизма. Необходимо периодически проверять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае надо подтянуть крепления воздухоподводящих частей.

    Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыливает топливо, то оно не сгорает и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого выключают поочередно форсунки из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель работает на двух цилиндрах. При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.

    Неисправную форсунку можно также определить на ощупь, т.е. по пульсации топлива в топливопроводе высокого давления. Усиленные толчки в одном из топливопроводов указывают на то, что форсунка не пропускает нагнетаемого насосом топлива. Штуцер этой секции будет нагрет больше других.

    Форсунки можно проверять на давление впрыскивания и качество распыла на работающем двигателе максиметром или эталонной форсункой. В качестве последней применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку.

    Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно. В противном случае следует отрегулировать давление пружины проверяемой форсунки. Для этого отвертывают колпак форсунки, ослабляют контргайку и регулировочным винтом устанавливают величину затяжки пружины, добиваясь одновременного впрыскивания. Качество распыла топлива проверяемой форсунки сравнивают с эталонной.

    Проверку форсунки на давление впрыскивания и качество распыла топлива максиметром проводят таким же образом. Максиметр представляет собой специальную форсунку с тарировочной пружиной и шкалой, нанесенной на корпусе и колпаке. По шкале определяют давление начала впрыскивания топлива.

    Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным (на 10…30%) расходом топлива. При неполном сгорании топлива возрастает количество токсичных веществ в отработавших газах, которые загрязняют окружающую среду.

    В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие возможные неисправности системы питания (таблица).

    [Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]

    Статьи по теме: назначение системы питания дизеля; система питания топливом двигателя; схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания; система питания двигателя Д-20; система питания двигателя Д-240; система питания двигателя Д-65; система питания двигателя трактора Т-150 (Т-150К); система питания трактора Т-40