Регулировка сцепления трактора т 25

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Техобслуживание и регулировка сцепления трактора Т-25

На тракторе Т-25 установлена сухая однодисковая постоянно-замкнутая муфта сцепления. Принцип работы муфты сцепления основан на том, что между двумя сухими чугунными поверхностями маховика и нажимного диска зажимается пружинами ведомый диск с накладками из фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения.

Под действием пружин между ведущими поверхностями и ведомым диском возникают силы трения, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя на ведомый диск и ведомый вал муфты сцепления и дальше к главной передаче трактора.

При выключении муфты сцепления Т25 ведомый диск освобождается от усилий пружин и передача вращения от двигателя к главной передаче прекращается.

Особенностью конструкции муфты сцепления трактора Т-25 Владимирец является наличие второго потока мощности от двигателя через маховик и кожух муфты сцепления к шестерням привода насоса гидравлической системы.

Так как передача вращения при этом минует фрикционные поверхности муфты сцепления, то независимо от того, включена или выключена муфта сцепления, мощность постоянно передается от работающего двигателя к гидравлическому насосу.

Рис. 34. Сцепление Т-25

1 — маховик двигателя; 2 — нажимной диск (корзина); 3 — ведомый диск с накладками; 4 — ведомый вал муфты сцепления; 5 — кожух муфты сцепления; 6 — нажимная пружина; 7 — картер маховика; 8 — соединительный корпус; 9 — стакан нажимной пружины; 10 — крышка; 11 — упорный подшипник; 12 — отжимная муфта; 13 — валик выключения муфты сцепления; 14 — вилка выключения муфты сцепления; 15 — полый вал привода к гидронасосу; 16 — ведущая шестерня привода гидронасоса; 17 — подшипник; 18 — внутренний стакан; 19 — самоподжимной сальник; 20 — ступица ведущей шестерни; 21 — соединительная муфта; 22 — направляющий палец; 23 — крышка; 24 — шестеренчатый гидравлический насос; 25 — корпус привода гидронасоса; 26 — резиновое уплотнительное кольцо; 27 — ведомая шестерня привода гидронасоса; 28 — наружный стакан; 29 — отжимной рычаг; 30 — регулировочный болт; 31 — пружина; 32 — ось отжимного рычага.

Муфта сцепления трактора Т-25 ВТЗ расположена внутри чугунного соединительного корпуса 8 (рис. 34). Корпус присоединен болтами к картеру 7 маховика двигателя и центрируется по бурту картера. К ведущим элементам муфты относятся маховик 2, кожух 5 со ступицей и нажимной диск (корзина) 2.

Кожух прикреплен к маховику двигателя двумя центрирующими штифтами и шестью болтами. Вращение от маховика к нажимному диску передается через кожух при помощи трех направляющих пальцев 22, запрессованных в кожух и затянутых корончатой гайкой.

Нажимной диск (корзина) сцепления Т-25 свободно перемещается по направляющим пальцам и под действием двенадцати нажимных пружин 6 прижимает к маховику ведомый диск 3 муфты сцепления.

Пружины установлены в выточках нажимного диска и опираются на него через термоизоляционные прокладки, которые защищают пружины от перегрева при буксовании муфты сцепления. Вторым концом пружины упираются в штампованные стаканы, установленные в отверстиях кожуха муфты сцепления.

Для лучшего отвода тепла от пружин и нажимного диска стаканы выполнены с продольными прорезями. В центральной части кожуха 5 выполнено три гладких отверстия, а в нажимном диске — три резьбовых отверстия для монтажных болтов, при помощи которых неподвижно соединяют нажимной диск с пружинами и кожух при сборке и разборке муфты сцепления.

Ведомый диск сцепления трактора Т-25 Владимирец стальной, со шлицованной ступицей и приклепанными к нему с двух сторон асбестовыми накладками может свободно перемещаться по шлицам ведомого вала 4 муфты сцепления.

Передней опорой ведомого вала служит двухрядный шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Второй конец вала соединен с первичным валом главной передачи жесткой муфтой 21.

В приливах корзины сцепления трактора Т25 закреплены на осях 32 три отжимных рычага 29 с регулировочными болтами 30. Пружины 31 постоянно прижимают отжимные рычаги к кожуху муфты сцепления, при этом сферические концы регулировочных болтов опираются на упоры, приклепанные к кожуху.

В центральной расточке соединительного корпуса установлены внутренний 18 и наружный 28 стаканы, образующие замкнутую полость, в которой размещена ведущая шестерня 16 привода к гидронасосу.

Шестерня напрессована на ступицу 20, зафиксирована на ней призматической шпонкой и вращается вместе со ступицей в двух шариковых подшипниках 17. Внутренние кольца подшипников напрессованы на ступицу 20 до упора в торцы шестерни, а наружные кольца установлены в расточках стаканов 18 и 28.

Резиновое кольцо 26, размещенное в проточке внутреннего стакана, прокладки под фланцами стаканов и каркасные самоподжимные сальники 19 предохраняют полость ведущей шестерни привода гидронасоса от утечки масла.

Внутренней шлицованной частью ступица 20 опирается на шлицы полого вала 15, который передает вращение от кожуха муфты сцепления к ведущей шестерне. Внутри полого вала проходит ведомый вал муфты сцепления Т-25.

Ведущая шестерня 16 привода гидронасоса находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 27, расположенной в корпусе 25 привода гидронасоса, который прикреплен к соединительному корпусу с правой стороны по ходу трактора. Для соединения шестерен в корпусах и внутреннем стакане выполнены специальные люки.

Масло в привод гидронасоса и полость ведущей шестерни сцепления трактора Т-25 ВТЗ заливают через отверстие в корпусе 25 привода гидронасоса, закрытое пробкой с конической резьбой.

Для предупреждения повышения внутреннего давления в приводе гидронасоса в верхней части соединительного корпуса, над полостью ведущей шестерни, установлен сапун. На цилиндрической поверхности наружного стакана 28 имеется отжимная муфта 12, на передний конец которой напрессован упорный подшипник 11.

Внутренняя полость подшипника заполнена на заводе специальным маслом и уплотнена штампованной обоймой и бронзовым уплотнительным кольцом. Дополнительная смазка подшипника в процессе эксплуатации не требуется. Внутреннюю полость отжимной муфты при сборке заполняют солидолом.

Отжимная муфта выполнена с двумя литыми выступами, в которые упираются рычаги вилки 14, закрепленной при помощи шпонки и стяжного болта на валике 13 выключения муфты сцепления Т25.

Валик вращается в двух чугунных втулках, запрессованных в соединительный корпус. Конец валика, выступающий наружу, оканчивается рычажком, соединенным тягой с педалью муфты сцепления.

Рис. 35. Установка педали муфты сцепления трактора Т-25

1 — педаль муфты сцепления; 2 — верхний ограничительный штифт; 3 — нижний ограничительный штифт; 4 — полик; 5 — рычажок механизма блокировки переключения передач; 6 — корпус главной передачи; 7 — регулировочная вилка; 8 — тяга; 9 — валик педали муфты сцепления; К) — тяга выключения муфты сцепления.

Педаль 1 (рис. 35) муфты сцепления закреплена на валике 9, который проходит через расточки корпуса 6 главной передачи. Второй конец валика соединен регулируемой вилкой 7 и тягой 8 с рычажком 5 механизма блокировки коробки передач.

Тяга 10 соединяет педаль с валиком выключения муфты сцепления трактора Т-25 Владимирец. К педали приварены штифты 2 и 3, которые ограничивают ход педали. При полностью выжатой педали муфты сцепления (показано на рисунке пунктиром) верхний штифт 2 должен упираться в нолик 4.

При этом муфта полностью выключена, а рычажок 5, соединенный с валиком механизма блокировки, переместит валик в переднее положение, при котором возможно свободное переключение передач. При отпущенной педали нижний штифт 3 упирается в полик 4, при этом муфта полностью включена, а
переключение передач невозможно.

При нажатии на педаль 1 до упора тяга 10, перемещаясь, поворачивает рычаг с валиком 13 (см. рис. 34) выключения и вилкой 14. Вилка перемещает отжимную муфту с упорным подшипником, который нажимает на кулачки отжимных рычагов 29 и перемещает их вперед.

Так как отжимные рычаги в средней части прижаты к упорам воздуха, то при перемещении кулачков рычагов вперед верхние концы рычагов, соединенные с корзиной сцепления Т-25, передвигают его назад, сжимая пружины 6 и освобождая ведомый диск. В результате ведомый диск с накладками отойдет от маховика и передача вращения через муфту сцепления к трансмиссии прекратится.

Муфта сцепления продолжает оставаться выключенной до тех пор, пока нажимают педаль муфты. При освобождении педали вилка 14 и отжимная муфта 12 под действием оттяжных пружин отходят в первоначальное положение, упорный подшипник перестает действовать на кулачки отжимных рычагов и нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику, включая муфту сцепления.

Если регулировка муфты сцепления Т-25 выполнена правильно, то зазор между кулачком каждого отжимного рычага и упорным подшипником должен быть равным 2—3 мм с разницей для отдельных рычагов, не превышающей 0,1 мм. При износе фрикционных накладок этот зазор уменьшается.

Регулировка муфты сцепления производится через люк в соединительном корпусе, закрытый крышкой 10. Соединительный корпус прикреплен болтами к передней плоскости корпуса главной передачи. Через люк, закрытый крышкой 23, в соединительном корпусе монтируют муфту 21.

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-25

При неправильной регулировке сцепления трактора Т-25 ВТЗ, а также при замасливании накладок ведомого диска может возникнуть пробуксовка муфты. Замасливание может произойти из-за плохого состояния уплотнений привода гидронасоса или двигателя.

Для устранения замасливания необходимо разобрать муфту сцепления, вынуть ведомый диск, тщательно промыть накладки в бензине с помощью щетки и хорошо высушить.

При износе фрикционных накладок ведомого диска сцепления трактора Т-25 регулировка производится в следующем порядке:

— Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

— Снять крышку соединительного корпуса с левой стороны трактора.

— Ключом проворачивать коленчатый вал двигателя так, чтобы против люка поочередно останавливались три рычажка выключения муфты.

— Проверить щупом зазор между концом каждого рычажка и упорным подшипником; зазор должен быть 2—3 мм с разницей для отдельных рычажков не более 0,1 мм.

При несоответствии зазоров указанным величинам необходимо отвернуть контргайку и проворачивать регулировочный болт до установки требуемого зазора, после чего законтрить болт гайкой.

При чрезмерном уменьшении зазора между концами рычажков и подшипником муфты будет также наблюдаться постоянное вращение подшипника при включенной муфте, что вызовет быстрый износ рычажков и подшипника.

Если накладки ведомого диска сцепления Т-25 износились до уровня головок заклепок, крепящих накладки, их заменяют. Передний подшипник вала муфты и корпус отводки смазываются только при разборке трактора.

Выжимной подшипник отводки имеет постоянную смазку. В процессе эксплуатации трактора необходимо периодически проворачивать шплинт в нижней части соединительного корпуса для выпуска просочившегося через сальники масла.

Муфта сцепления трактора Т-25, ее схема и регулировка

В сегодняшней статье мы рассмотрим один из важных моментов в работе с трактором Т-25 – схему и принцип работы сцепления. Также будут рассмотрены основные конструктивные моменты корзины (муфты) сцепления, данные ценные рекомендации как сохранить его целостность и продлить срок службы, а также произвести регулировку.

Читайте также  Трактор Вт 100д

Что такое сцепление трактора Т-25 и основы его работы

Сцеплением называют механизм в сборе (выжимная педаль или рукоять, корзина или муфта), что служит для временного отключения силовой передачи (трансмиссии) от двигателя при смене скоростных передач, а также их включения при старте трактора.

Сцепление трактора Т-25 состоит из сухой однодисковой постоянно-замкнутой муфты. Её принцип действия базируется на том чтоб посередине двух чугунных поверхностей маховика и нажимного диска крепится с помощью пружин ведущий диск со специальными накладками состоящих из материала с высоким коэффициентом трения (фрикционным).

Под воздействием пружин посредине этих поверхностей и ведущего диска возникает сила трения, которая обеспечивает передачу крутящего момента двигателя на ведомый вал муфты сцепления и затем к главной передаче трактора Т-25. При отключении муфты усилие пружин на главный диск прекращается.

Важно! Главная особенность муфты трактора Т-25 – наличие второго потока мощности. Который идет от двигателя через маховик и кожух корзины сцепления к зубчатым колесам привода насоса гидравлики.

При этому получается, что передача минует некоторые фрикционные поверхности сцепления. Из-за этого мощность от работающего двигателя к насосу передаться постоянно.

Схема муфты сцепления трактора Т-25

Ниже мы приведем подробную схему корзины сцепления и опишем основные моменты, которые возникают при её работе.

Муфта находиться внутри корпуса из чугуна (8). Сам корпус соединен болтами к картеру маховика мотора (7) и выравнивается по бурту.
Ведущие элементы корзины – сам маховик (1), кожу совместно со ступицей (5) и нажимной диск (2). Кожух крепится к маховику с помощью двух штифтов и 6-тью болтов. Вращение от маховика к диску передаться через кожух, с помощью направляющих пальцев (22).

Пружины находятся в выточках диска и опираются на него с помощью термоизоляционных прокладок, которые также защищают пружины от возможного перегрева при буксовании трактора.

Для того чтобы тепло лучше отводилось от пружин сцепление и нажимного диска – стаканы сделаны со специальными поперечными.

В центральной части (5) находится три гладких отверстия, а в самом диске три резьбовых для болтов, которые соединяют диск с пружинами и собственно сам кожух.

Ведомый стальной диск (3) – свободно перемещается по шлицам вала (4) корзины, также вместе с ним свободный ход имеют ступица и две асбестовые накладки.

Двухрядный шариковый подшипник, находящийся в расточке коленвала – служит передней опорой для ведомого.

В области центральной расточки соединяющего корпуса находятся стаканы: внутренний (18) и внешний (28), которые образуют полость. В ней расположен зубчатое колесо (16) привода, ведущего к гидронасосу.

Шестерня, которая напрессована на ступице (20), фиксируется на ней с помощью призматической шпонки. Вращение шестерни осуществляется с помощью двух подшипниках (17).

Внутренняя шлицованная часть ступицы (20) опирается на специальные шлицы полого вала (15). Он передаёт вращение от кожуха корзина сцепления к ведущему зубчатому колесу
Ведомая шестерня (27) находиться в постоянном зацепе с ведущей шестерней (16) привода гидронасоса, и находиться в корпусе (25). Для этого сделаны специальный люки, которые соединяют зубчатые колеса в внутреннем стакане и корпусе.

В привод насоса и ведущей шестерни масло заливается через отверстие (25), которое закрыто пробкой имеющую коническую резьбу. В верхней части соединительного кожуха, сверху полости главного зубчатого колеса находится сапун, который предотвращает повышение внутреннего давление системы.

Схема педали муфты сцепления и принцип работы

Педаль муфты сцепление крепится на валике (9), он проходит через расточки главной передачи (6). Второй его конец соединяется с помощью вилки (7) и тяги (8) с рычагом блокировки передачи (5). Соединение педали с валиком, выключающим муфту осуществляется с помощью тяги (10).

На схеме показан пунктиром момент, когда педаль муфты сцепления выжата полностью, тогда штифт (2) должен упираться в пол (4). Это приводит к тому, что муфта полностью выключается, а рычаг (5) перемещает валик в переднее положение, при этом осуществляется свободная возможность переключения передач трактора.

Если педаль опущена, то штифт (3) упирается в пол (4), тогда муфта включена и переключение невозможно.

Как регулировать сцепление трактора Т-25

Регулировка муфты сцепление осуществляется по следующему принципу:

Зазор между упорного подшипника и кулачком отжимного рычага должен соответствовать 2-3 мм.

Допустима разница не более 0,1 мм для отдельных рычагов.

С периодом износа фрикционных накладок зазор будет уменьшаться. Процесс регулировки муфты сцепления проходит через люк соединяющего корпуса (10). Сам же корпус крепется болтами к лобовой плоскости корпуса главной передачи.

Процесс монтировки муфты (21) происходит в соединительном корпусе и его выполняют через люк, который закрыт крышкой (23).

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150

Техническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24» или «Ориол-2у». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10-12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8-10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5-4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30-40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника.

Рис. 1. Регулировка сцепления:
1 – педаль; 2 – пневматическая камера; 3 – стакан; 4 – корпус выжимного подшипника; 5 – масленка; 6 – вилка, 7 – болт; 8 – стопорная пластина, 9 – гайка регулировочная; 10 – подшипник выжимной; 11 – упор выжимного подшипника; 12 – кольцо упорное; 13 – отжимной рычаг; 14 – кожух; 15 – диск ведомый; 16 – диск промежуточный, 17 – диск нажимной; 18 – рычаг; 19 – валик выключения; 20 – клапан пневмосервомеханизма; 21 – вилка двойная; 22 – пружина тормозка; 23 – колодка тормозка, 24 – тяга пневмосервомеханизма; 25 – рычаг педали

Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее – даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм – произвести регулировку сцепления.

При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач.

Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его;
– затяните контргайки тяги;
– проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали.

Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13. Для этого:
– снимите крышку люка корпуса сцепления;
– проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань;
– отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм);
– зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5-4,0 мм;
– проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными.

На практике нередки случаи, когда у четырехрычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25 мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач.

Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе.

В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика».

После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма.

Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции:
– установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки;
– закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше.

Читайте также  Гусеничные трактора для сельского хозяйства

Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21-22 мм при ходе педали 150-160 мм.

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок.

Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5-3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении).

Рис. 2. Регулировка тормозка:
1 – ключ; 2 – гайка; 3 – тормозная колодка

Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6-0,75 МПа (6-7,5 кгс/cм 2 ).

При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца.

При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства. Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7-1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Рис. 3. Следящее устройство:
1 – переходная гайка; 2, 4 – пружина; 3 – клапан; 5 – манжета; 6 – плунжер; 7 – корпус; 8 – регулировочная гайка; 9 – контргайка, 10 – вилка; 11 – войлочное кольцо, А – отверстие, соединенное с атмосферой; Б – отверстие, соединенное с пневмосистемой; В – отверстие, соединенное с пневмокамерой

Регулировка сцепления с центральной диафрагменной нажимной пружиной двигателя «Дойтц»

Для нормальной работы сцепления полный ход муфты 8 (рис. 4) выключения должен быть 12,5-13,5 мм, а зазор «К» между лепестками нажимной пружины 6 и нажимным подшипником 7 должен быть 3-3,5 мм.

Рис. 4. Сцепление модели ЯМЗ-182:
1 – ведомый диск; 2 – нажимной диск; 3 – упорное кольцо; 4 – муфта выключения сцепления; 5 – шланг смазки; 6 – вилка выключения сцепления; 7 – оттяжная пружина; 8 – валик вилки выключения сцепления

По мере износа фрикционных накладок ведомого диска зазор «К» уменьшается или может совсем исчезнуть, в результате чего сцепление начинает пробуксовывать, что влечет за собой интенсивный износ фрикционных накладок и выход из строя выжимного подшипника.

При увеличении зазора более 3,5 мм сцепление выключается не полностью, что приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомого диска и накладки тормозка и затрудненому переключению рядов, в особенности при трогании трактора с места.

Зазор «К» регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги сервомеханизма;
– для увеличения зазора «К» ввинчивайте тягу, для уменьшения зазора «К» вывинчивайте тягу сервомеханизма;
– после установки зазора, нажмите и отпустите педаль сцепления;
– повторно измерьте зазор;
– затяните контргайки тяги, если зазор «К» в требуемых пределах, если нет – повторите регулировку в указанном выше порядке, по окончании которой произведите контрольное измерение зазора «К».

Замерьте величину полного хода муфты выключения, который должен быть в пределах 12,5-13,5 мм при полном ходе педали сцепления до упора на крышке уплотнения. При необходимости регулировку хода муфты выключения произведите ввинчиванием и вывинчиванием указанного упора. После регулировки законтрите его гайкой.

Регулировка сцепления трактора

Для передачи крутящего момента силы трения, возникающего при вращении деталей, устанавливается фрикционное одно- или двухдисковое сцепление. Одной из важных характеристик работы самоходных машин считается коэффициент запаса муфт этого узла. Он показывает баланс сил элементов и в случае низких значений приводит к пробуксовке сцепления и ослаблению нажимных рычагов и пружин. Чтобы обеспечить стабильную работу трактора, в ходе ТО-1 и ТО-2 проводят регулировку муфты сцепления.

  1. Тракторы МТЗ
  2. Тракторы ЮМЗ
  3. Трактор Т-150

Тракторы МТЗ

Машины Минского завода обслуживают на 60 или 125 моточасах, проверяя смазку выжимного подшипника. При этом используют масленку на кожухе или на корпусе отводки. Во время ТО-2 на 240 или 500 моточасах работы переходят к непосредственной регулировке муфты сцепления. Учитывая, что этот элемент совмещен с управлением тормозка, то их наладка проводится одновременно.

Последовательность действий для моделей МТЗ- 80 (82):

  1. Вынуть палец и открепить тягу тормозка от рычага.
  2. Закрутить упорный болт в кронштейн, снять на нем крепление и убрать пружину сервоустройства, освободив педаль муфты сцепления.
  3. Установить свободный ход педали на подушке 40-45 мм способом изменения длины тяги.
  4. Вращая кронштейн вокруг оси до упора, перевести его в верхнее положение и застопорить болты крепления.
  5. Отвинтить упорный болт и поставить педаль в положение до упора в полик. Пружина при этом должна свободно реагировать на величину хода и возвращать педаль в исходное положение.
  6. Повернуть до упора рычаг против часовой стрелки и отрегулировать соединенную с ним длину тяги тормозка.
  7. Отсоединить тягу, укоротив ее на 7 мм.
  8. Установить палец, затянуть контргайки.

При полной разборке сцепления на завершающем этапе регулируют положение отжимных винтов. Расстояние между местом их контакта и подшипником отводки до торца ступицы опорного диска должно быть в пределах 12 мм. Погрешность не должна превышать 0,3 мм.

Тракторы ЮМЗ

Регулировка сцепления тракторов ЮМЗ-6Л и ЮМЗ-6М очень похожа на работу с машинами МТЗ, так как изначально эта техника разрабатывалась на базе МТЗ-5. Конструкция механизма классическая для самоходных машин: корзина сцепления состоит из двух отсеков, в одном из которых расположена муфта, в другом – соединительная муфта с приводом ВОМ.

Суть регулировки заключается в:

  • проверке хода педали;
  • диагностике хода педали до упора в защелку до полного выключения главного сцепления;
  • измерении зазора между упорными болтами и передним нажимным диском.
  1. Изменяя длину тяги, установить ход педали в пределах 30 мм.
  2. Испытать ход педали до упора в защелку. Норма – 145±5 мм. Для коррекции значений использовать тягу привода блокировочного валика.
  3. Отрегулировать сервоустройство до минимального усилия на педали при выключении сцепления и свободного возврата ее в исходное положение.
  4. Регулируя сервоусилитель, кронштейн перемещать по овальным отверстиям, а пружины поджать упорным винтом, отвернув его на 3-8 мм.
  5. Снять крышку нижнего люка в корпусе и закрутить до упора в болты, а затем отвернуть их на 7/6 оборота.

При износе ведомых дисков одновременно изменить положение отжимных рычагов и длину основной тяги. Далее выполнить последовательные действия:

  1. Снять крышку нижнего люка.
  2. Выставить зазор между торцом ступицы ведомого диска и кулачками отжимных рычагов 73,5 мм, отрегулировать отжимные рычаги.
  3. Изменить длину основной тяги.
  4. Проверить зазоры трех рычагов. Норма – не более 0,3 мм.
  5. Зашплинтовать гайки отжимных рычагов.
  6. Закрутить до упора болты, а затем отвернуть их на 7/6 оборота.

Трактор Т-150

Последовательность операций при регулировке двухдискового сцепления трактора Т-150 предполагает диагностику стабильной работы муфты без пробуксовки и ее выключения после нажатия на педаль. Нормативным показателем считается расстояние 3,5-4 мм между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов при включенном блоке.

К нарушению размеров зазоров приводит износ фрикционных накладок, в результате чего начинается пробуксовка муфты. При сильном износе муфта полностью выходит из рабочего состояния. Возможен и обратный процесс: из-за увеличивающегося зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов при включенном блоке муфта перестает полностью выключаться, что влечет за собой износ фрикционных накладок ведомых дисков и тормозной колодки. Это приводит к затруднению переключения передач.

Чтобы отрегулировать зазор, выполняют последовательно такие действия:

  1. Ослабить контргайку тяги, выкручивать и закручивать ее, вымеряя зазоры.
  2. При выставлении нужного параметра затянуть контргайку.
  3. Провести контрольные замеры зазора при помощи щупа.

Если изменение длины тяги не позволяет установить нужные параметры, регулируют положение отжимных рычагов.

  1. Снять крышку люка муфты.
  2. Провернуть коленвал дизеля. Для этого поочередно отпустить болты крепления пластин, отвернуть регулировочные гайки на 1,5 оборота.
  3. Увеличить длину тяги и отрегулировать нужный зазор.
  4. Проверить зазоры и степень качания отжимных рычагов при выключении муфты.
  5. Застопорить регулировочные гайки и затянуть болты.

После регулировки ход корпуса выжимного подшипника должен быть в пределах 21-22 мм при ходе педали 150-160 мм.

Замена сцепления на тракторе Т 25

Трактор Т 25 оборудован однодисковым сцеплением сухого формата. Принцип работы последнего базируется на функционировании нескольких конструктивных элементов: ведомого и ведущего дисков, фрикционных накладок, пружин и чугунного маховика. Посредством передачи энергии между ними возникает трение, передающее всей системе энергию.

Конструкционные отличия

Сцепление трактора Т-25 имеет отличительные особенности в сравнении с идентичными видами техники. Мощностной поток распространяется в направлении от кожуха и маховика к приводным шестерням. Это обеспечивает постоянную подачу мощности от действующего мотора к гидравлическому насосу. Само сцепление содержится внутри корпуса, который подсоединен к картеру.

Муфта сцепления трактора Т-25 состоит из трех взаимодействующих между собой деталей: нажимного диска, маховика и кожуха. Крепление двух последних осуществляется при помощи нескольких болтов и штифтов центрирующего типа. Вращение реализуется за счет направляющих. Они представляют собой запрессованные и в последующем затянутые шайбой. Перемещение нажимного диска происходит в свободной форме. За счет этого прижимается ведомый диск в сторону маховика.

Регулировочные работы

Правильная регулировка сцепления трактора характеризуется наличием зазора между системой подшипника и кулачков отжимного рычага. Он должен составлять не более 2-3 миллиметров. При изнашивании происходит утрачивание первоначальных свойств, что приводит к возникновению ослабления накладок.

Также это приводит и к другим проблемам, которые заключаются в пробуксовывании сцепления при выключении. Если же зазор будет превышать норматив, появится затруднение с включением машины.

Соединительный корпус снабжен крышкой, при открытии которой можно выполнить требуемые диагностические и регулировочные работы. Изменение зазора производится при помощи регулировки винтов, связующие подшипник и плечики рычагов.

Муфта сцепления регулируется посредством выполнения следующего списка действий:

  • Переключатель передач выставляется в нейтральное положение.
  • Съем крышки у соединительного корпуса.
  • Поворот коленчатого вала в каждом из положений с последовательной остановкой рычагов. Полное проворачивание при этом исключается, так как способно вывести из строя все сцепление.
  • Проверка зазора между каждой парой подшипника и рычагов и выставление их до нужных показаний. Болты закручиваются при помощи гайки.
Читайте также  Трактор к 744 технические характеристики

Инструкция по ремонтным работам

Чтобы сделать ремонт сцепления трактора Т25, достаточно следовать простой инструкции:

  • От рычага производится отсоединение тяги с предварительным выниманием пальца.
  • Высвобождение муфтовой педали от давления пружины. Заворачивание внутрь кронштейна упорного болта и одновременное опускание для обеспечения свободного перемещения впоследствии.
  • Установка исходного педального кода на 0,45 сантиметров по подушке.
  • Фиксирование кронштейна вверху и затягивание крепежных элементов.
  • Отворачивание упорного болта и возврат педали в первоначальное положение.
  • Поворачивание рычага до конца в направлении противоположном часовому ходу.
  • Регулировка длины тормозной тяги и присоединение к рычагу.
  • Подтягивание гаек и шплинтование пальца.

Дополнительные советы

Эксплуатация трактора Т25 должна проводиться по прилагаемой к машине инструкции. С наступлением холодного сезона условия эксплуатации усложняются. Поэтому для обеспечения надлежащей работы спецтехники рекомендуется брать во внимание следующие советы:

  1. Выполнять своевременную замену летних деталей на зимние.
  2. После удаления горючего из бака выполнять промывку при помощи качественного дизельного топлива.
  3. Высвобождение горючего из топливного привода с заменой фильтров и пополнением бака зимним дизельным топливом с предварительным выпуском пузырей.
  4. Съем аккумулятора с проведением технического осмотра.
  5. Заправка топлива должна осуществляться только через специальный фильтр. Для этого можно использовать замшу или фланелевую ткань.
  6. Необходимо регулярно выполнять проверку бака на наполнение горючей смесью. При вливании топлива производить контроль лишних объемов жидкости во избежание забивания топливного провода.
  7. Ежедневный осмотр топливного бака с целью обнаружения конденсата или воды.

Чтобы избежать негативных последствий при самостоятельном ремонте, замена сцепления на тракторе модели Т25 должна осуществляться в соответствии с правилами, описанными в технической документации или пособии. Также периодическое обращение к специалистам с целью полноценного технического осмотра и проведения диагностических работ является обязательной процедурой.

Спецтехника

На тракторе Т-25 установлена сухая однодисковая постоянно-замкнутая муфта сцепления. Принцип работы муфты сцепления основан на том, что между двумя сухими чугунными поверхностями маховика и нажимного диска зажимается пружинами ведомый диск с накладками из фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Под действием пружин между ведущими поверхностями и ведомым диском возникают силы трения, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя на ведомый диск и ведомый вал муфты сцепления и дальше к главной передаче трактора. При выключении муфты сцепления ведомый диск освобождается от усилий пружин и передача вращения от двигателя к главной передаче прекращается.

Особенностью конструкции муфты сцепления трактора Т-25 является наличие второго потока мощности от двигателя через маховик и кожух муфты сцепления к шестерням привода насоса гидравлической системы. Так как передача вращения при этом минует фрикционные поверхности муфты сцепления, то независимо от того, включена или выключена муфта сцепления, мощность постоянно передается от работающего двигателя к гидравлическому насосу.

Рис. 1. Муфта сцепления:

1 — маховик двигателя; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск с накладками; 4 — ведомый вал муфты сцепления; 5 — кожух муфты сцепления; 6 — нажимная пружина; 7 — картер маховика; 8 — соединительный корпус; 9 — стакан нажимной пружины; 10 — крышка; 11 — упорный подшипник; 12 — отжимная муфта; 13 — валик выключения муфты сцеплении; 14 — вилка выключения муфты сцепления; 15 — полый вал привода к гидронасосу; 16 — ведущая шестерня привода гидронасоса; 17 — подшипник; 18 — внутренний стакан; 19 — самоподжимной сальник; 20 — ступица ведущей шестерни; 21 — соединительная муфта; 22 — направляющий палец; 23 — крышка; 24 — шестеренчатый гидравлический насос; 25 — корпус привода гидронасоса; 26 — резиновое уплотнительное кольцо; 27 — ведомая шестерня привода гидронасоса; 28 — наружный стакан; 29 — отжимной рычаг; 30 — регулировочный болт; 31 — пружина; 32 — ось отжимного рычага.

Муфта сцепления расположена внутри чугунного соединительного корпуса 8 (рис. 1). Корпус присоединен болтами к картеру 7 маховика двигателя и центрируется по бурту картера. К ведущим элементам муфты относятся маховик 7, кожух 5 со ступицей и нажимной диск 2. Кожух прикреплен к маховику двигателя двумя центрирующими штифтами и шестью болтами. Вращение от маховика к нажимному диску передается через кожух при помощи трех направляющих пальцев 22, запрессованных в кожух и затянутых корончатой гайкой. Нажимной диск свободно перемещается по направляющим пальцам и под действием двенадцати нажимных пружин 6 прижимает к маховику ведомый диск 3 муфты сцепления. Пружины установлены в выточках нажимного диска и опираются на него через термоизоляционные прокладки, которые защищают пружины от перегрева при буксовании муфты сцепления. Вторым концом пружины упираются в штампованные стаканы 9, установленные в отверстиях кожуха муфты сцепления. Для лучшего отвода тепла от пружин и нажимного диска стаканы выполнены с продольными прорезями. В центральной части кожуха 5 выполнено три гладких отверстия, а в нажимном диске — три резьбовых отверстия для монтажных болтов, при помощи которых неподвижно соединяют нажимной диск с пружинами и кожух при сборке и разборке муфты сцепления. Ведомый диск 3 стальной, со шлицованной ступицей и приклепанными к нему с двух сторон асбестовыми накладками может свободно перемещаться по шлицам ведомого вала 4 муфты сцепления. Передней опорой ведомого вала служит двухрядный шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Второй конец вала соединен с первичным валом главной передачи жесткой муфтой 21. В приливах нажимного диска 2 закреплены на осях 32 три отжимных рычага 29 с регулировочными болтами 30. Пружины 31 постоянно прижимают отжимные рычаги к кожуху муфты сцепления, при этом сферические концы регулировочных болтов опираются на упоры, приклепанные к кожуху. В центральной расточке соединительного корпуса установлены внутренний 18 и наружный 28 стаканы, образующие замкнутую полость, в которой размещена ведущая шестерня 16 привода к гидронасосу. Шестерня напрессована на ступицу 20, зафиксирована на ней призматической шпонкой и вращается вместе со ступицей в двух шариковых подшипниках 17. Внутренние кольца подшипников напрессованы на ступицу 20 до упора в торцы шестерни, а наружные кольца установлены в расточках стаканов 18 и 28. Резиновое кольцо 26, размещенное в проточке внутреннего стакана, прокладки под фланцами стаканов и каркасные самоподжимные сальники 19 предохраняют полость ведущей шестерни привода гидронасоса от утечки масла. Внутренней шлицованной частью ступица 20 опирается на шлицы полого вала 15, который передаст вращение от кожуха муфты сцепления к ведущей шестерне. Внутри полого вала проходит ведомый вал муфты сцепления. Ведущая шестерня 16 привода гидронасоса находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 27, расположенной в корпусе 25 привода гидронасоса, который прикреплен к соединительному корпусу с правой стороны по ходу трактора. Для соединения шестерен в корпусах и внутреннем стакане выполнены специальные люки. Масло в привод гидронасоса и полость ведущей шестерни заливают через отверстие в корпусе 25 привода гидронасоса, закрытое пробкой с конической резьбой. Для предупреждения повышения внутреннего давления в приводе гидронасоса в верхней части соединительного корпуса, над полостью ведущей шестерни, установлен сапун. На цилиндрической поверхности наружного стакана 28 имеется отжимная муфта 12, на передний конец которой напрессован упорный подшипник 11. Внутренняя полость подшипника заполнена на заводе специальным маслом и уплотнена штампованной обоймой и бронзовым уплотнительным кольцом. Дополнительная смазка подшипника в процессе эксплуатации не требуется. Внутреннюю полость отжимной муфты при сборке заполняют солидолом. Отжимная муфта выполнена с двумя литыми выступами, в которые упираются рычаги вилки 14, закрепленной при помощи шпонки и стяжного болта на валике 13 выключения муфты сцепления. Валик вращается в двух чугунных втулках, запрессованных в соединительный корпус. Конец валика, выступающий наружу, оканчивается рычажком, соединенным тягой с педалью муфты сцепления.

Рис. 2. Установка педали муфты сцепления:

1 — педаль муфты сцепления: 2 — верхний ограничительный штифт; 3 — нижний ограничительный штифт; 4 — полик; 5 — рычажок механизма блокировки переключения передач; 6 — корпус главной передачи; 7 — регулировочная вилка; 9 — тяга; 9 — валик педали муфты сцепления; 10 — тяга выключения муфты сцепления.

Педаль 1 (рис. 2) муфты сцепления закреплена на валике 9, который проходит через расточки корпуса 6 главной передачи. Второй конец валика соединен регулируемой вилкой 7 и тягой 8 с рычажком 5 механизма блокировки коробки передач. Тяга 10 соединяет педаль с валиком выключения муфты сцепления. К педали приварены штифты 2 и 3, которые ограничивают ход педали.

При полностью выжатой педали муфты сцепления (показано на рисунке пунктиром) верхний штифт 2 должен упираться в полик 4. При этом муфта полностью выключена, а рычажок 5, соединенный с валиком механизма блокировки, переместит валик в переднее положение, при котором возможно свободное переключение передач. При отпущенной педали нижний штифт 3 упирается в нолик 4, при этом муфта полностью включена, а переключение передач невозможно.

При нажатии на педаль 1 до упора тяга 10, перемещаясь, поворачивает рычаг с валиком 13 (см. рис. 1) выключения и вилкой 14. Вилка перемещает отжимную муфту с упорным подшипником, который нажимает на кулачки отжимных рычагов 29 и перемещает их вперед. Так как отжимные рычаги в средней части прижаты к упорам воздуха, то при перемещении кулачков рычагов вперед верхние концы рычагов, соединенные с нажимным диском, передвигают его назад, сжимая пружины 6 и освобождая ведомый диск. В результате ведомый диск с накладками отойдет от маховика и передача вращения через муфту сцепления к трансмиссии прекратится.

Муфта сцепления продолжает оставаться выключенной до тех пор, пока нажимают педаль муфты. При освобождении педали вилка 14 и отжимная муфта 12 под действием оттяжных пружин отходит в первоначальное положение, упорный подшипник перестает действовать на кулачки отжимных рычагов и нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику, включая муфту сцепления.

В правильно отрегулированной муфте сцепления зазор между кулачком каждого отжимного рычага и упорным подшипником должен быть равным 2—3 мм с разницей для отдельных рычагов, не превышающей 0,1 мм. При износе фрикционных накладок этот зазор уменьшается. Регулируют муфту сцепления через люк в соединительном корпусе, закрытый крышкой 10. Соединительный корпус прикреплен болтами к передней плоскости корпуса главной передачи. Через люк, закрытый крышкой 23, в соединительном корпусе монтируют муфту 21. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]