Переделка трактора т 16

Модернизация трактора Т-16

Каждый человек, который работает в сельском хозяйстве, понимает важность использования вспомогательной техники, которая будет помогать выполнять различные погрузочно-разгрузочные работы, а также, в комплекте с прицепным оборудованием, будет помогать механизации различных растениеводческих, животноводческих и садоводческих задач.Инженеры-конструкторы, понимая важность задачи, давно создают для сельского хозяйства технику, способную в разных климатических условиях круглогодично выполнять различные сельскохозяйственные работы, в том числе, используя комплекты навесного и прицепного оборудования.

Из инженерных разработок, в сельском хозяйстве используется трактор, обычно используемый в качестве транспортного средства или тягача. С помощью трактора вспахивается земля, перемещаются различные несамоходные сельскохозяйственные орудия труда и машины. Трактор, с помощью устанавливаемых на него навесных и прицепных инженерных приспособлений, кроме сельскохозяйственной промышленности, также широко используется в строительной отрасли промышленности.

К конструкциям сельскохозяйственных тракторов, из-за сезонности сельскохозяйственных работ и большой площади обрабатываемых земель, предъявляют особые требования, связанные с возможностью их ремонта и технического обслуживания в полевых условиях, возможностью быстрой смены прицепных и навесных механизмов.

Такие трактора также должны иметь возможность работы на повышенных скоростях перемещения при сохранении возможности работать с сельскохозяйственными механизмами (например, картофелекопалками) на небольших скоростях. По оценке сельскохозяйственных экспертов, одним из известных инженерных конструкций отечественной тракторостроительной промышленности является Т-16. Этот трактор изначально предполагалось использовать на обслуживании овощеводческих сельских хозяйств. Пропашные культиваторы, опрыскиватели, уборочные инженерные сельскохозяйственные агрегаты легко приводились в действие даже неквалифицированными колхозными служащими, с установленных на Т-16 валов отбора мощности.И благодаря своей выносливости, выполнению различных вспомогательных функций при работе этот трактор стал использоваться в различных отраслях хозяйствования человека. На тракторе Т-16, из-за нестандартной компоновки, могут использоваться разнообразнейшие инженерные сельскохозяйственные приспособления и агрегаты.

Изначально трактор Т-16 не имели кабины и место тракториста было открытым. Инженеры-конструкторы вскоре сконструировали для трактора закрытую кабину, что сделало его удобнее для тракториста и практичнее при проведении различных сельскохозяйственных работ. Тележка трактора, установленная впереди места водителя, позволяет перевозить грузы различного предназначения и монтировать различные вспомогательные агрегаты. Имея повышенную проходимость, Т-16 широко используется на сельских дорогах в различных погодных условиях (дождь, снег, слякоть и т.д.).

Серьезное преимущество этого сельскохозяйственного трактора при проведении различных сельскохозяйственных работ, как колесного трактора – его универсальность при использовании на различных грунтах, т.к. колеса не наносят больших повреждений земляному покрытию сельскохозяйственных угодий, в отличие от металлических гусениц гусеничных тракторов, основных сельскохозяйственных механических работников в недавнем прошлом.Сравнительно небольшая мощность двухцилиндрового двигателя (от 16 до 25 лошадиных сил) инженерно используется весьма рационально. Установленная 7-ступенчатая трансмиссия позволяет выдавать различные режимы мощности на существующие три вала отбора мощности.

Трактор т 16 навесное оборудование:

На имеющиеся места креплений можно установить различные типы вспомогательного оборудования: грузовая самосвальная платформа, погрузчики различных типов, мотопила, грейдерная лопаты, щетка для чистки дорог (устанавливаемая под рамой), экскаватор, компрессорная станция, стогометатель, сенокосилки, опрыскиватели и др.Трактор Т-16 очень удобен для использования сельскохозяйственными и строительными бригадами. Перевозка урожая, стройматериалов, привод в действие различных сельскохозяйственных и строительных (лебедка, агрегат для сварки, циркулярная пила) механизмов – это лишь небольшой перечень работ, выполняемых с помощью этого трактора.Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 самый универсальный и полезный сельскохозяйственный механизм из всех имеющихся тракторов небольшой мощности.

Запасные части, навесное и прицепное оборудование на трактор Т-16 несложно купить на любом специализированном рынке и производство ремонта в случае поломки обходится недорого. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный трактор Т-16 давно завоевал всенародное признание и ласковые прозвища («шайтан, «попрошайка» и т.д.) и применяется во многих автодорожных, коммунальных предприятиях и организациях, а также в фермерском и домашнем хозяйстве сельских жителей.

Основой разработки трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускались на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 годы. Он оснащался дизельным двухцилиндровым мотором мощностью 16 л.с., водительское место находилось сзади, открытое (без кабины, навеса). Разрабатывался агрегат на раме шасси предусмотрены места для установки разнообразного съемного оборудования, под рамой размещается сенокосилка, культиватор. Успешно применялся в сельской местности в качестве небольшого грузовика с повышенной проходимостью.

Конструкторским бюро завода проводились модернизации трактора Т-16.

-В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельные двигатель воздушного охлаждения, мощностью 25 л.с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина. Увеличилась и грузоподъемность за счет применения колес увеличенного типоразмера. Установленная коробка передач позволяла понижать скорость движения до 1,6 км/ч. Такое преимущество давало возможность неограниченного применения не только в сельском хозяйстве, но и на других работах.
-С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21А1, мощность оставили прежнюю – 25 л.с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность агрегата. В 1995 году прекращен выпуск трактора Т-16МГ. Дальнейшее усовершенствование самоходного шасси проводится только владельцами техники. Их усилия направлены на изготовление универсального дополнительного оборудования, которое устанавливается и успешно эксплуатируется.

-Усилия владельцев направлены на создание универсальной гидронавески, к которой крепится сельскохозяйственный инвентарь: плуг, пропашной культиватор, сеялка, картофелекопалка, окучник.
На него устанавливается оборудование, которое полностью изготовлено самостоятельно в домашних условиях. Эти приспособления позволяют применять технику в качестве фронтального погрузчика, погрузчика хлыстов деревьев, навесного подъемника, грейфера, экскаватора. Используются для доставки различных грузов полуприцепы обыкновенные и самосвальные. На самоходных шасси крепят передний ведущий мост и устанавливают механическую лебедку, тем самым увеличивая проходимость машины. Трактор Т-16 не такой мощный и функцианальный, как скажем тот же Трактор К-701 но свой фронт работ он исполняет на ура.

Еще, предлагаем вам посмотреть видеоролик о том как с помощью этого агрегата убирают картошку

Трактор Т 16 мг-у1 картофель

Модернизация трактора Т-16 своими руками как видите дело не простое, но довольно выгодное, поэтому прежде чем решиться на такой шаг, посчитайте, сколько на это вы потратите сил и средств, а сколько в итоге сможете заработать. Чтобы вы не решили, желаем вам удачи, и всего доброго до новых встреч!

Трактор – т16мг Самодельная лопата

Модернизация трактора Т-16 в домашних условиях сложная задача, но вполне выполнимая, желаем вам успехов в этом нелегком деле!

Трактор Т-16 – возможности, конструктивные особенности и навесное оборудование

Трактор Т-16 – это тракторное шасси, оснащенное мотором, расположенным в задней части агрегата. Этот популярный отечественный представитель позволяет устанавливать любое навесное оборудование – от погрузочного инвентаря до мотопилы или дорожных щеток.

История появления и предназначение модели

В качестве базовой модели трактор Т-16 начал выходить с конвейера Харьковского завода тракторных конструкций в далеком 1961 году. В 1967 г. выпуск агрегата был приостановлен, но спустя пару лет модель доработали и продолжили ее выпуск аж до 1996 года. В самом начале трактор Т-16 представлялся, как «наследник» одноцилиндровой модели ДСШ-14. В отличие от своего предшественника, более новый «харьковчанин» имел мощный двухцилиндровый двигатель, работающий от гидросистемы навесной инвентарь и шины с низким давлением.

С первых дней своего появления трактор «шассик» предназначался для выполнения сельскохозяйственных работ, которые требовали не высоких мощностей, а такой характеристики, как маневренности и аккуратности. Тем не менее, сразу же после своего появления модель стала практически универсальной. Трактор Т-16 «шассик» стал применяться в таких сферах, как:

  • Разноплановая обработка грунтов – подготовка борозд, пахота и культивация;
  • Перевозка грузов в стационарной платформе спереди;
  • Транспортировка большого количества багажа, если сделать прицеп для установки в задней части трактора;
  • С целью выполнения специализированных операций – экскаваторных, для работы с куном, как косилка;
  • Как мобильный привод для различного инвентаря, требующего подключения к постоянному источнику энергии – лебедок, пилы или сварочных аппаратов.

Все это сделало модель и ее модификацию трактор Т-16М настоящим любимчиком отечественных фермеров. Ведь покупая недорогой агрегат, землевладельцы могли уверено использовать его практически во всех сферах жизнедеятельности.

Плюсы и минусы агрегата

К основным достоинствам модели нужно отнести его невысокую стоимость и хорошую грузоподъемность в сочетании с продолжительным сроком эксплуатации. Многие вышедшие в 80-х трактора и по сей день активно трудятcя на полях своих владельцев благодаря наличию надежных запчастей. К остальным преимуществам модели относиться:

  • Надежная трансмиссия, с которой можно работать без специальной подготовки. Трактор легко ремонтируется без помощи мастера;
  • Отличная маневренность – небольшие габариты и хороший обзор позволяют разворачивать агрегат на небольшой площади;
  • Возможность усовершенствования отдельных узлов машины;
  • Высокая проходимость дает возможность эксплуатировать модель практически на любом дорожном покрытии и при любой погоде;
  • Аккуратная обработка грунта легким колесником, который не утаптывает верхний слой земли;
  • Агрегат можно успешно использовать зимой за счет мотора с воздушным охлаждением. Эксплуатация машины не требует использования каких-либо замерзающих жидкостей;
  • Широкие возможности переделки. О том, что можно сделать из трактора Т-16 различные машины для хозяйства, слышали даже начинающие фермеры.
Читайте также  Трактор б 10 технические характеристики


Недостатков у модели гораздо меньше. Среди них, главным образом, выделяется отсутствие возможности обрабатывать большие участки по несколько десятков гектар. Кроме того, наличие системы воздушного охлаждения вынуждает владельца трактора регулярно чистить воздушный фильтр, центрифугу и масляный насос. Тем не менее, при условии использования на небольших угодьях, агрегат сможет показать себя максимально эффективно.

Устройство отечественного трактора

Основной конструктивной особенностью модели является расположение ее мотора – двигатель трактора расположен позади кабины. При этом в передней части конструкции находятся приспособления для установки очистителя снега или другого инвентаря. В стандартной комплектации передняя часть рамы снабжена самосвальной платформой.

Конструкция мотора

Агрегат комплектуется 4-тактным, двухцилиндровым дизельным двигателем Д-16, мощностью 16 л. с.

Двигатель работает по стандартной схеме в паре с системой воздушного охлаждения.

Среди других особенностей мотора выделяется:

  • Наличие предкамеры в головке цилиндров. Ее объем составляет примерно 35 % от общего объема камеры сгорания. Эта деталь предназначена для образования топливной смеси;
  • Наличие всего необходимого для повышения рабочей эффективности: кривошипно-шатунного устройства, механизма распределения газа, систем питания и смазки;
  • Применения алюминиевой крышки в качестве каркаса картера;
  • Наличие основного и синхронного валов отбора мощности.

Запуск мотора выполняется посредством стартера или при помощи буксировки – «пускач» у этого трактора отсутствует.

Особенности трансмиссии

Отечественная модель оснащается двумя парами колес разного диаметра. Задние колеса больше передних. Помимо этого трактор снабжен механизмом, позволяющим менять ширину колеи для каждой пары и смещать центр тяжести к задней оси агрегата. Перед этим потребуется снять выжимной подшипник и перевести каналы гидравлики. Благодаря этому, машину можно использовать с целью прополки грунта, опрыскивания от насекомых и окучивания. В независимости от того, сколько весит навесное оборудование, результат работы всегда будет отличным. Передача тяги к элементам ходовой выполняется при помощи механической системы, которая располагается в том же месте, где находятся номерные агрегаты трактора. В конструкцию этого устройства входит:

  • Однодисковое фрикционное сцепление замкнутого типа;
  • 7-скоростная механическая КПП, изготовленная из прямозубых шестерней;
  • Сухие ленточные тормоза, работающие от механического привода.

Конструкция системы практически не имеет лишних элементов, благодаря чему, если и ломается, то ее достаточно легко отремонтировать самостоятельно. К примеру, владельцу не составит труда заменить дифференциал или выполнить ряд других ремонтных работ.

При необходимости можно повысить возможность агрегата проходить препятствия. Однако перед тем, как улучшить проходимость трактора, следует проверить исправность сцепления и коробки переключения передач.

Гидравлика и электрическое оборудование

В качестве гидравлической системы трактора выступают 2 выносных силовых цилиндра. Они работают под контролем специального гидрораспределителя, позволяющего регулировать скорость потоков рабочих смесей и защищающего конструкцию от перегрузок.

Гидрораспределитель работает в 4 положениях: нейтральном, плавающем, опускным и подъемным. Именно благодаря наличию этого механизма владелец трактора может использовать грейферную установку, предварительно отрегулировав заднюю гидронавеску.

В стандартной комплектации трактор снабжается электрическими приборами, работающими под 12-вольтнм напряжением.

К ним относится:

  • Стартер для пуска;
  • Реле;
  • Блок аккумулятора;
  • Генератор.

Благодаря оснащению генератором, трактор можно использовать в паре с циркуляционными пилами и сварочными аппаратами.

Кабина и рулевая колонка модели

Вначале модели Т-16 не оборудовались кабиной, а имели только одно открытое операторское сиденье. Новые модели, выпускаемые после 70-ого года, снабжались удобными кабинами. Благодаря им, работать на тракторе можно было в дождливую погоду. К тому же, они защищали оператора от травм при работе с навеской.

Рулевая колонка агрегата состоит из таких элементов:

  • Радиального подшипника, удерживающего карданный вал;
  • Кольца для стопора;
  • Шарнира для соединения с рулем.

Отсутствие лишних деталей делает ремонт и обслуживание конструкции своими руками более удобным и безопасным, как для владельца, так и для трактора.

Навесной инвентарь для трактора

Агрегат с передним ведущим мостом может работать с различным оборудованием.

При этом большое значение имеют размеры инвентаря. В список используемых приспособлений относятся:

  • Разные плуги, культиваторы и сеялки;
  • Картофелесажалки и картофелекопалки;
  • Небольшого погрузчика;
  • Сенокосилки;
  • Платформы и прицепы.

Благодаря возможности эксплуатировать практически весь известный навесной инвентарь, трактор пользуется большой популярностью и в наши дни. Его по праву можно считать надежным компаньоном любого фермера.

«Попрошайка» Т-16: особенности и модификации

Трактор Т-16 (ДВСШ-16) – непривычный вариант трактора, который разработали конструкторы Харьковского завода тракторных самоходных шасси.

Разрабатывалась модель ДСШ-14, а Т-16, это доработанный вариант. За расположение кузова и малую грузоподъемность, в народе дали имя «попрошайка». Харьковским конструкторам удалось изобрести агрегат, аналогов которому не было.

  1. Начало «триумфального шествия»
  2. Дополнительные возможности механизма
  3. Двигатель и особенности
  4. Коробка передач на Трактор Т-16
  5. Ремонт
  6. Модификации «трудяги»
  7. Причины популярности

Начало «триумфального шествия»

Первые трактора Т-16 шли без кабины, потом было решение защитить тракториста от травм при опрокидывании, и установить прочный стальной каркас.

Трубчатый каркас не обеспечивал необходимую защиту от погодных капризов. Чтобы уберечь человека от дождя или ветра, каркас решили дополнить дверьми, крышей, стеклами передним и задним.

Нестандартная компоновка, проходимость и маневренность, сделали Т-16 «шассик» (еще одно народное прозвище), незаменимым в народном хозяйстве.

Организации считали необходимым иметь технику в гараже, а колхозы не представляли существование. «Шассик» выполнял работы различного профиля и направления.

Это доставка грузов с небольшим весом, впоследствии на трактор начали устанавливать приспособления, которые расширили сферу применения.

Дополнительные возможности механизма

Машину оснастили гидравлической системой, которая способна управлять и контролировать навесным оборудованием.

Установив в Т-16 насос в дозатор (гидрораспределитель) гидравлической системы, разработчики дали возможность реализовывать себя в народном хозяйстве.

Из него делали экскаватор, самопогрузчик-самосвал, мобильную помпу для откачки воды, косилку, стогомет, и т. д. Погрузчик Т-16 перевозил не слишком тяжелые грузы на небольшие расстояния.

Двигатель и особенности

Двигатель Т-16, имел некоторые отличия от привычных агрегатов. Двигатель Д-16 обладал предкамерным способом смесеобразования.

Цилиндры мотора, отливались из высокопрочного легированного чугуна, имели 17 ребер охлаждения. Головка цилиндра изготавливается из серого чугуна. После доработки, мощность стала составлять 25 л. с.

Двигатель запускался с помощью электростартера, из кабины водителя, такая схема была доступна далеко не всем тракторам.

Коробка передач на Трактор Т-16

Коробка передач Т-16 – восьмиступенчатая, содержит 7 передач вперед, одну назад. Вал отбора мощности (полунезависимый), позволял контролировать и управлять навесным оборудованием.

Ремонт

Ремонт трактора т-16 не представлял трудностей. Простота конструкции механизмов, позволяла легко находить причину поломки, и без проблем устранить.

На рынке сельскохозяйственной техники, без труда можно отыскать необходимые запчасти и агрегаты.

Модификации «трудяги»

Произведя тюнинг трактора, конструкторы получили агрегат с улучшенными параметрами и техническими характеристиками:

  1. Т-16М – первая модификация отличалась от базовой, мощным двигателем, который, позволил довести скорость до 25 км/ч. Минимальную рабочую скорость можно было «сдерживать» на уровне 1,6 км/ч. Каркас машины «украсил» тент и двери;
  2. Т-16МГ – очередная модернизация середины 80-х годов. Улучшения позволили разогнать технику до 40 км/ч, это при том, что масса возросла. Цельнометаллическая кабина увеличила вес транспортного средства, и улучшила эстетическое обрамление и функционал.

Причины популярности

Популярность объясняется несколькими причинами:

  • Простота эксплуатации и ремонта;
  • Маневренность;
  • Проходимость;
  • Небольшое давление на грунт;
  • Выбор навесных механизмов, делают такую технику незаменимой.

Трактор Т-16 – особенности модификаций «Шассика»

Трактор Т-16 – глубоко модернизированное колёсное СШ. Здесь предусмотрена новая силовая установка, другие шины. Задумкой конструкторов было создание универсального варианта самоходной платформы, способной работать в комплексе с разными видами сельхозорудий и промышленных механизмов. Шасси предусматривалось оснащать орудиями – опрыскивающей системой, культиватором, которые выполняют междурядную обработку.

Но трактор «Шассик» стали вовсю использовать на строительных площадках. Маневренный легкий агрегат перевозил грузы с помощью прицепа или платформы либо служил в качестве привода для различных механизмов – лебедки, циркулярных пил, сварочных аппаратов. Машина незаменима в сельскохозяйственной отрасли, выполняет функции косилки, самопогрузчика, стогомета, экскаватора, культиватора. Уборка сена осуществляется машиной, оборудованной КУНом.

Технические характеристики

  • мощность двигателя – 16 л.с.;
  • диапазон скорости — 1,5/17,5 км/ч;
  • габаритны, м – 3,28 X 2,5X 2,6;
  • вес – 1,6 т;
  • дорожный просвет, м – 0,56.

Силовая система

Трактор Т-16 «Шассик» оснащен четырёхтактным, 2-цилиндровым дизельным мотором Д16, который охлаждается воздухом. Особенность мотора — смесеобразование происходит предкамерным способом. Силовая система представлена кривошипно-шатунным механизмом, газораспределяющим устройством, системой питания, смазывающей, охлаждающей и пусковой системами.

Неподвижная основа мотора – картер. На его переднюю часть прикреплена алюминиевая крышка. На задней части корпусной детали устанавливался кожух маховика, снизу крепились фильтры для масла. Картер также предусматривал расположение распределительного вала. Нижняя часть опоры коленчатого вала – это место для установки масляного насоса.

Читайте также  Минитрактор Синтай 120 технические характеристики

Трансмиссионная схема

Трансмиссия представляет собой четыре разноразмерных колеса – спереди маленького размера, сзади – большие.

Схема трансмиссии представлена:

  • сцеплением, которое имеет замкнутый режим включения;
  • 7-ступенчатой КПП;
  • ленточной системой тормозов.

Гидравлика

Устройство гидравлической системы включает два силовых выносных цилиндра. Их управление осуществляется с помощью специального гидрораспределителя, обеспечивающего:

  • эффективное переключение потоков рабочих жидкостей;
  • предохранение системы от возможности перегрузки.

Устройство рулевого управления

За счет гидравлической системы у трактора удобное рулевое управления, облегчающее работу механизатора – поворот руля не требует особого усилия.

Рулевая колонка включает карданный вал, стопорное кольцо, шарнирный соединительный механизм имеющий рулевое колесо.

Рабочее место

Изначально Т-16 не предусматривал кабин. Механизатор работал у всех на виду. Современные модификации предусматривали комфортабельное рабочее место, благодаря чему работать стало значительно удобнее и безопасней.

Где находятся номерные агрегаты?

  • агрегата с заводским номером – задняя часть кабины, справа;
  • номера двигателя – его левая часть, внизу;
  • номера трансмиссии – правая часть корпуса моста, за тягами.

Модификации, процессы усовершенствования

В результате неоднократного улучшения, СШ оснащалось дизельным двигателем, который охлаждался воздухом. Силовая установка отличалась мощностью – 25 л.с. На агрегат устанавливали новую КПП и каркасную кабину – это был уже трактор Т-16M. Благодаря увеличенному размеру колёс машина стала отличаться большей грузоподъемностью. Изменяли систему гидравлики и занимались улучшением ходовой части.

То, сколько весит трактор Т-16, зависело от комплектации. Первый агрегат весил 1670 кг. Вес модификации стал минус 200 кг. Возможность установки самого разного навесного оборудования обеспечивало возможность эксплуатации машины для работ по разметке дорог и как очиститель снега.

Последняя модификация СШ – Т-16МГ, 1995 стал последним годом производства этой техники. Дальше в процессе усовершенствования принимают участие исключительно его владельцы. Главная цель создание универсального варианта навесного оборудования.

Что можно сделать из трактора Т-16

Многие владельцы пытались создать универсальную заднюю гидронавеску для крепления сельхозинвентаря. Агрегат выполнял функции: плуга, пропашного культиватора, сеялки, картофелекопалки, окучника. Переделка трактора Т-16 осуществлялась своими руками, дома. Навеска даёт возможность использовать агрегат как фронтальный погрузчик, грейферную установку, навесной подъемный механизм. Также машина может выполнять функции экскаватора, погрузчика, который используется при транспортировке деревьев.

Трактор становится незаменим для грузоперевозок в обыкновенном или самосвальном прицепе. Как улучшить проходимость? За счет шасси с передним ведущим мостом и установки механической лебедки. Машина, не обладая серьезной мощностью и функциональностью, отлично справляется со своим фронтом работ.

Преимущества и недостатки

Чтобы заменить запчасти, сделать прицеп или установить навеску не требуется прилагать максимум усилий. Техобслуживание трактора и ремонт обходятся владельца недорого. Продажей комплектующих, навесного и прицепного оборудования занимаются многие специализированные рынки.

Трудности возникают при ремонте, когда необходимо снять выжимной подшипник и заменить дифференциал. Это трудоемкий процесс, поскольку необходимо снять каждый рукав. Для этого кабину снимают либо ограничиваются установкой под ней подставки. Затем производится выемка первичного и вторичного вала, что потребует разбора всей коробки. Выполняется съем корпуса блокировки. Крышка левого подшипника выбивается внутрь. Дифференциал снимается и проводится замена подшипников и сальников.

Устройство трактора Т-16: конструктивные особенности агрегата

Существуют тракторы, на популярность в народе которых практически не влияет выпуск новых и более современных сельскохозяйственных агрегатов. В число этих тракторов входит легендарный Т-16, более известный отечественным фермерам, как «шассик». Он прост в применении и ремонте своими руками, универсален, и, что немаловажно, крайне вынослив – именно эти черты больше всего ценятся нашими аграриями в известном тракторе.

Основой, «сердцем» трактора «Шассик» Т-16 является его двигатель марки Д-16. Изначально трактора Т-16 оснащались моторами, мощностью в 16 л. с., однако позже в комплектацию агрегатов поступили более мощные двигатели, обладающие отдачей в 25 л. с. Трактора с такими моторами получили название Т-16М, а их выпуск был продлен вплоть до 1995 года.

Двигатели первых агрегатов Т-16 оборудовались простыми, но очень эффективными системами воздушного охлаждения. Сами моторы работали в 4 такта и имели 2 цилиндра. Дополнительно на мотор трактора устанавливалась система газового распределения и шатунный механизм. Отличительной особенностью первых моделей Т-16 было расположение моторов в их конструкции – двигатели в них располагались в задней, а не в передней части. Для запуска мотора в конструкции каждого трактора был предусмотрен электрический стартер.

В конструкцию трансмиссии трактора входила 7-ступенчатая механическая коробка передач и сухая тормозная система ленточного типа. Наличие такой КПП позволило трактору передвигаться в диапазоне скоростей от 1,5 до 17,5 км/ч. Трансмиссия располагалась в передней части конструкции трактора Т-16. Все ее запчасти изготовлены из прочных металлических сплавов, обладающих повышенной стойкостью к износу и коррозии.

Трактор Т-16 оснащен фрикционной однодисковой муфтой сцепления. Она достаточно надежна и безотказна даже при эксплуатации трактора в самых тяжелых погодных условиях.

На легендарном агрегате установлен жесткий каркас, поверхность которого облицована множеством укрепляющих элементов. Более поздние модели Т-16 дополнительно оборудовались крышей, панелями и дверьми, защищающими водителя от осадков. При необходимости кабину трактора можно разобрать.

Каждый трактор «Шассик» оснащен удобным водительским сиденьем, которое можно отрегулировать по весу и росту водителя. Для дополнительного комфорта в кабине водителя предусматривался подлокотник. Более подробно интерьер салона трактора Т-16 можно изучить на фото.

Для передвижения на агрегате в его кабине предусмотрено стандартное рулевое управление и педали, которые соединяются с рычагами управления посредством пальцев и наконечников.

Отдельного внимания заслуживает наличие в конструкции агрегата мощного сцепного механизма, который позволяет устанавливать на сельскохозяйственную машину практически любое навесное оборудование.

Простая конструкция легендарной сельскохозяйственной машины существенно упрощает ее самостоятельный ремонт и обслуживание. Благодаря наличию свободного доступа к основным механизмам агрегата его владельцу не требовалось демонтировать детали для заливания масла или замены расходных материалов.

Технические характеристики трактора Т-16

Высокая популярность агрегата Т-16 во многом обусловлена его хорошими эксплуатационными показателями. Именно благодаря им легендарный «шассик» считается многими экспертами универсальным агрегатом.

Характеристики трактора Т-16 включают:

  • мощность двигателя – 16 л. с.;
  • марка мотора – Д16;
  • диапазон скоростей – 3,72–19,5 км/ч;
  • доступная ширина регулировка колеи – 155–200 см;
  • максимальный груз для перевозки на платформе – 750 кг;
  • дорожный просвет – 56 см;
  • скорость вращения ВОМ – 533 об/мин;
  • вес – 1685 кг.

Расход топлива агрегатом достаточно скромный, и составляет около 272 г/КВтч при работе под средними нагрузками. Больше всего топлива трактор потребляет в случаях, когда он используется, как погрузчик.

Как завести трактор Т-16 – подробно для начинающих

Далеко не каждый начинающий фермер знает, как правильно заводить трактор Т-16. Запуск «Шассика» имеет определенные нюансы, не придерживаясь которых, агрегат попросту заглохнет.

Для запуска трактора необходимо:

  1. Сесть на водительское сиденье и найти тумблер массы, расположенный над аккумулятором – в большинстве случаев тумблер имеет вид простой железной кнопки;
  2. После одноразового нажатия на тумблер подается питание на электрические приборы трактора;
  3. В левой части кабины трактора расположен рычаг декомпрессии – его нужно потянуть вверх, тем самым, провернув вспомогательный двигатель;
  4. В передней части приборной панели находиться механизм запуска мотора – он выглядит не как стандартный ключ зажигания, а как небольшой рычажок. После поворачивания рычажка запускается электрический стартер трактора;
  5. Запущенный электрический стартер начнет раскручивать мотор трактор – если двигатель исправный, то потребуется не более 15 сек. для достижения вспомогательным мотором необходимых оборотов;
  6. Спустя 15 сек. рычаг декомпрессии нужно потянуть вниз, запусти, тем самым, основной дизельный двигатель трактора. При этом необходимо плавно давить на педаль газа. Наглядно о запуске двигателя трактора Т-16 расскажет видео.

Практические возможности трактора Т-16 «Шассик»

Самое большое преимущество трактора Т-16 кроется в его универсальности. Правильно сбалансированная конструкция и отличные технические характеристики дают возможность использовать для работы с трактором различные навесные конструкции.

Чаще всего для эксплуатации в паре с агрегатом используется следующее оборудование:

  • плуг – для работы на больших по территории участках может использоваться большое двухкорпусное приспособление;
  • косилка – конструкция роторного типа поможет скосить крупные сорняки на достаточно больших территориях:
  • картофелекопалка и картофелесажалка – позволит засадить и собрать урожай картофеля на участках, площадью до 15 соток;
  • борона – дает возможность проделать аккуратные борозды на участках с тяжелым глинистым грунтом;
  • прицеп – общая масса груженой конструкции не должна превышать 750 кг. В противном случае колеса трактора будут поддаваться усиленной нагрузке;
  • грабли – помогут убрать огород после сбора урожая и подготовить участок перед осенней культивацией;
  • отвал – используется для расчистки придомовой территории и проезжей части от снега, При необходимости в паре с отвалом может использоваться подметальная щетка.

При необходимости Т-16 может использоваться вместе с куном, однако работать с этим приспособлением можно лишь в том случае, если гидравлика агрегата полностью исправна, а также правильно выполнена регулировка клапанов.

Читайте также  Трактор из УАЗ 4х4 самоделка

Для работы с агрегатом может использоваться и другая навеска. Для этого должна быть проделана предварительная модернизация агрегата путем замены штатного мотора более мощным двигателем и увеличения колесной базы. Это позволяет превратить трактор Т-16 в настоящий вездеход, способный легко и быстро преодолевать пересеченную местность.

Многочисленные отзывы владельцев трактора свидетельствуют о высочайшей выносливости агрегата, его маневренности, простоте в применении и длительным срокам эксплуатации. Именно благодаря этим свойствам трактор Т-16 «Шассик» до сих пор пользуется спросом среди начинающих и опытных фермеров.

Трактор Т-16. Необычное самоходное шасси передним грузовым отсеком

Более 30 лет, с 1961 по 1995 год, Харьковский завод тракторных самоходных шасси выпускал трактор Т-16. Его и в наши дни активно используют фермеры: применяют как экскаватор, погрузчик, бульдозер, для косьбы, окучивания картофеля и овощей, перевозки грузов и даже вспашки. В отличие от обычных сельскохозяйственных тракторов, на Т-16 двигатель и трансмиссия расположены сзади, а передняя часть представляет собой открытую трубчатую раму, предназначенную для установки навесных орудий. Эта конструкция позволяет трактористу со своего места хорошо видеть междурядья рабочие органы навесных орудий.

11 фото 2 видео
via

Компактность, хорошая проходимость, маневренность и простота конструкции привели к тому, что сегодня владельцы техники продолжают самостоятельно модернизировать эту машину. Например, крепят плуг, пропашной культиватор, сеялку, картофелекопалку. Умельцы устанавливают на Т-16 передний ведущий мост, механическую лебедку, проходимость трактора еще повышается.

Основой конструкции трактора Т-16 послужили самоходные шасси ДСШ-14, которые выпускали на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси (Украина) с 1961 по 1967 год, здесь же стали производить и трактор. Таких машин было выпущено почти 600 тысяч. До сих пор сельские жители применяют Т-16 для заготовительных и приусадебных работ, и он пользуется большим спросом.

Технические подробности

Трактор оснащен дизельным двигателем внутреннего сгорания, с воспламенением от сжатия, марки Д21, четырехтактным, двухцилиндровым, мощностью 16 л. с., с 7-ступенчатой коробкой передач. На дизеле применен топливный насос распределительного типа НД-21/2 с неравномерным чередованием рабочих ходов (через 180° и 540°), что необходимо для двухцилиндровых двигателей с однорядным расположением цилиндров и с кривошипами коленчатого вала, расположенными под углом 180°.

На топливном насосе высокого давления установлены: топливоподкачивающий насос с ручным насосом и малогабаритный центробежный всережимный регулятор с корректором подачи топлива. Фильтрация топлива обеспечена фильтрами предварительной очистки пластинчатощелевого типа и тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами. На дизеле использован воздухоочиститель с инерционным элементом и автоматическим удалением пыли (первая ступень) и с контактно-масляным элементом (вторая ступень).

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а. ч. Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150.

Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Конструкция рамы ходовой части

Рама шасси Т-16 состоит из переднего и заднего брусьев и боковых труб, к которым снизу приварены планки с отверстиями. Вместе со специальными площадками при ходовой части трактора и отверстиями переднего бруса рамы планки используют для крепления навесных машин и орудий.

Внутри литой полости заднего бруса две перегородки. В их отверстия запрессованы втулки поперечного вала рулевого управления. Внутренняя полость заднего бруса используется и в качестве масляной емкости гидросистемы. К левой трубе рамы приварены кронштейны крепления гидрораспределителя и опоры аккумуляторных батарей. Передний брус имеет вилкообразный прилив для соединения с балансиром переднего моста.

Шасси трактора Т-16

Универсальное самоходное шасси является разновидностью колесного пропашного трактора. От обыкновенного трактора самоходное шасси отличается компоновкой: мотор компактно расположен позади кабины, а перед ней находится открытая рама и передний мост. Рама обычно двухбалочная, реже однобалочная. На нее крепится различное навесное сельскохозяйственное или специальное оборудование, в базовой комплектации — кузов-самосвал.

Благодаря тому что оборудование находится перед кабиной, оно хорошо видно и его работой легко управлять. Как правило, его можно быстро смонтировать и снять. Управление навесными орудиями производится с помощью гидравлической системы. Обычно значительная часть узлов и деталей самоходного шасси унифицирована с близким по характеристикам колесным универсально-пропашным трактором.

Фильтрация масла производится полнопоточной реактивной масляной центрифугой. Охлаждение осуществляется воздухом, подаваемым осевым вентилятором. Пуск двигателя происходит с помощью электростартера мощностью 2,8 л. с., который питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 В и емкостью 135 а.ч.

Для облегчения пуска применены свечи накаливания СН-150. Коробка передач трехвальная, с поперечно расположенными валами, но не имеет полного реверсирования передач. Обеспечивает семь передач переднего (из которых одна замедленная) и одну — заднего хода. Находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консульно прикрепляется двигатель самоходного шасси.

Возможности Т-16

Открытое, без кабины и навеса, рабочее место тракториста расположено сзади, впереди на раме — крепление для дополнительного оборудования. Благодаря нестандартной компоновке самоходное шасси Т-16 может работать с разнообразнейшими сельскохозяйственными приспособлениями и агрегатами: плугом, пропашным культиватором, сеялкой, картофелекопалкой, окучником, грузовой самосвальной платформой, погрузчиками различных типов, мотопилой, грейдерной лопатой, щеткой для чистки дорог (устанавливается под рамой), экскаватором, компрессорной станциеи, стогометателем, сенокосилкой, опрыскивателем и др. На самоходных шасси Т-16 крепят передний ведущий мост и устанавливают механическую лебедку, тем самым увеличивая проходимость машины.

Модернизированный вариант Т-16М

В 1967 году провели модернизацию самоходного шасси, которое получило дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 25 л. с., новую коробку передач и обозначение Т-16М, на нем уже устанавливалась каркасная кабина.

На тракторе Т-16М применена двойная муфта сцепления с совмещенным управлением. Муфта сцепления самоходного шасси имеет особенность, в ней накладки ведомого диска главной муфты сцепления имеют большую площадь и больший радиус трения, чем накладки ведомого диска муфты привода ВОМ (вала отбора мощности). Поэтому муфта привода ВОМ обладает повышенными предохранительными функциями против воздействия динамических нагрузок.

Центральная передача трактора Т-16М состоит из ведущей цилиндрической шестерни, закрепленной на вторичном валу коробки передач, и ведомой шестерни, напрессованной на корпус дифференциала. Корпус дифференциала вращается в двух подшипниках, закрепленных в стаканах, установленных в боковых расточках корпуса трансмиссии. Дифференциал самоходного шасси Т-16М -закрытого типа. Блокировка производится зубчатой торцовой муфтой.

Конечная передача трактора представляет собой одноступенчатые передачи, смонтированные в двух отдельных литых картерах, которые посредством промежуточных рукавов тормозов соединяются с корпусом заднего моста. Основные детали этих конечных передач взаимозаменяемы, за исключением картера и его штампованного поддона.

Тормоза трактора простые, ленточные, установлены в рукавах полуосей дифференциала. Полурамный остов самоходного шасси Т-16М образован литым корпусом центральной сварной трубчатой полурамой. На самоходном шасси двигатель в сборе с муфтой сцепления крепится к корпусу главной передачи, а полурама остается открытой грузовой самосвальной платформы. За счет применения колес увеличенного типоразмера возросла грузоподъемность.

Усовершенствованная модель Т-16МГ

С 1986 года приступили к выпуску модернизированного самоходного шасси Т-16МГ, на котором установлена полноценная кабина и улучшенный дизельный двигатель Д-21 А1, мощность оставили прежнюю — 25 л. с. Улучшения коснулись многих узлов и механизмов, выросла надежность трактора. Серьезное преимущество этого колесного трактора — его универсальность при использовании на различных грунтах, так как колеса не наносят больших повреждений земляному покрытию сельскохозяйственных угодий, в отличие от металлических гусениц. В 1995 году выпуск трактора Т-16 был прекращен.

Модификации

Кроме базового Т-16М, завод производил его специализированные модификации: Т-16ММЧ — для работы на чайных плантациях, Т-16МТ — низкоклиренсный, для работы в теплицах, Т-16МГ — с грузовой самосвальной платформой. Шасси Т-16М и его модификации предприятие выпускало вплоть до начала 1990-х годов.

Универсальный и неприхотливый

Многие фермеры и сельские жители признают, что трактор Т-16 — самый универсальный и полезный из всех тракторов небольшой мощности. Неприхотливый в использовании, удобный в ремонте и весьма надежный, трактор Т-16 завоевал всенародное признание и ласковые прозвища — «шассик», «дашечка», «попрошайка», «шайтан», «официант».

Сначала машину использовали для работы в овощеводстве, опрыскивания деревьев, перевозки небольших грузов в труднопроходимых местах. Также его применяли в малых строительных бригадах, для перевозки камней, песка, древесины, лебедок, пилорам, сварочных аппаратов и т. д. Затем он завоевал популярность и в других сферах: его стали применять автодорожные, коммунальные предприятия и организации, фермеры и сельские жители (в индивидуальном хозяйстве).