ЗИЛ 5301ао технические характеристики

ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301 был запущен в серию в 1995-ом году. Всего за 10 лет автомобиль обзавелся несколькими десятками модификаций и прочно обосновался на отечественном рынке. Главным достоинством модели, прозванной «Бычок», стала доступность (необычное название машина получила по настоянию мэра Москвы Юрия Лужкова).

Автомобильный завод имени Лихачева не имел опыта разработки автомобилей данного класса (грузоподъемность 3000 кг), потому предприятие решило воспользоваться наработками Daimler-Benz AG. В итоге в 1993-ем году был представлен опытный экземпляр «Бычка», основой для которого стали агрегаты и узлы Mercedes-Benz T2, ставшего предшественником Mercedes Vario. Отечественные инженеры, изучив конструкцию немецкого продукта, переделали ее с учетом российских реалий: возможностей рынка, производства и состояния дорог. Копией Mercedes-Benz T2 ЗИЛ-5301 назвать было нельзя.

Видео

В целях удешевления в «Бычке» использовались конструкторские решения, ранее применяемые на продуктах автозавода имени Лихачева. Так, автомобилю досталась просторная кабина оператора ЗИЛ-4331, дополненная выразительными фарами и необычным «оперением». Для коммунальных служб предприятия создало 4-дверную 2-рядную кабину оператора с 6 пассажирскими местами.

ЗИЛ-5301 представляет собой малотоннажный грузовой автомобиль, предназначенный для коммерческого использования.

Автомобиль имеет заднеприводную переднемоторную компоновку и относится к классу «С-09». Производство его в настоящее время продолжается.

«Бычок» выделяется низкой погрузочной высотой, наличием боковой двери грузового отсека с возможностью сдвига и малым радиусом разворота. Данные преимущества позволили создать на основе ЗИЛ-5301 множество грузовых и пассажирских версий. В 1998-ом году на базе модели разработчики создали некрупный автобус.

Модификации ЗИЛ-5301:

  1. ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
  2. ЗИЛ-5301БО – использовался для установки специализированного оснащения и кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
  3. ЗИЛ-5301ГО – уникальный изотермический фургон, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
  4. ЗИЛ-5301ПО – еще одна версия изотермического фургона;
  5. ЗИЛ-5301ДО – удлиненный вариант классического ЗИЛ-5301АО;
  6. ЗИЛ-5301ЕО – удлиненная модель, применяемая для установки специализированных кузовов и оснащения;
  7. ЗИЛ-5301ИО – удлиненный изотермический фургон;
  8. ЗИЛ-5301ТО – 2-кабинное удлиненное шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа специализированного оснащения и кузовов;
  9. ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной оператора.

Технические характеристики

ЗИЛ-5301 выделяется своими компактными размерами:

  • длина – 6175 мм;
  • ширина – 2319 мм;
  • высота – 2365 мм;
  • колесная база – 3650 мм.

Дорожный просвет у автомобиля равняется 180 мм, передняя колея – 1832 мм, задняя колея – 1690 мм. Грузоподъемность модели – 3000 кг. Снаряженная масса грузовика составляет 3695 кг, полная – 6950 кг. При этом он способен набирать скорость до 95 км/час.

Расход топлива ЗИЛ-5301

При движении по трассе со скоростью 60 км/час ЗИЛ-5301 расходует на 100 км порядка 16 л. В городе потребление горючего заметно возрастает. Топливный бак грузовика вмещает до 125 л.

Двигатель

Базовым двигателем для ЗИЛ-5301 стал 4,8-литровый турбированный дизельный агрегат «ММЗ Д-245.10» (105 л.с.), являющийся глубокой модернизацией двигателя «Д-240», устанавливаемого на трактора МТЗ. Силовая установка имела умеренный «аппетит» и отличные тягово-динамические показатели.

Надежности данному агрегату не хватало, и в жестком городском ритме он иногда подводил. В итоге заводу пришлось освоить производство модификаций с иностранными дизелями: 136-сильным французским мотором Renault MIDR 040226F4, 135-сильным американским Caterpillar 3054 и 120-сильным болгарским Vamo.

В 1999-ом году начался выпуск версий с агрегатом «ММЗ Д-245.12С». Модернизированная модификация «ММЗ Д-245.10», дополненная турбокомпрессором Schwitzer, чешским ТНВД Motorpal и интеркулером, соответствовала классу «Евро-1».

Параметры мотора «ММЗ Д-245.10»:

  • количество цилиндров – 4;
  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 80 (108,8) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2400 об/мин;
  • крутящий момент – 1300 – 1700 Нм;
  • степень сжатия – 15,1.

В 2001-ом году на ЗИЛ-5301 начали устанавливать улучшенный турбодизель модели «ММЗ Д-245.9» с регулятором давления воздуха, турбонаддувом и интеркулером. Он развивал мощность в 136 л.с. и соответствовал требованиям «Евро-2».

Устройство

Изначально ЗИЛ-5301 обладал целым «букетом» проблем и хронических «болезней», свойственных многим отечественным автомобилям. Серьезные трудности обычно начинаются с кабины оператора оператора: двигатель слышно даже при некрупных оборотах, шумо- и теплоизоляция выполнены на низком уровне, после нескольких минут на холодном воздухе в кабине оператора становится очень холодно, а краска с капота слезает уже через несколько месяцев после начала эксплуатации.

«Печка» в автомобиля функционирует довольно уверенно, но ржевский отопитель, устанавливаемый функционально, имеет малую долговечность. Вентиляционный люк, появившийся в кабине оператора, нравится водителям, но регулярно протекает, а дальний свет отличается малой эффективностью. Однако кабина оператора не самое больное место «Бычка», и данный элемент чаще удостаивается похвалы.

ЗИЛ-5301 требователен к качеству масла и топлива, при этом запчасти к модели стоят довольно дорого. Масло в машине обычно меняют после 10000 км пробега.

Сцепление и коробка передач проблем практически не вызывают и являются, пожалуй, наиболее надежным элементом. Куда чаще ломается редуктор заднего моста, где наибольшие трудности вызывают полуосевые шестерни дифференциала, крестовина и сателлиты.

Ходовая часть опять же регулярно доставляет неудобства. Водителям рекомендуется проверять и уровень тормозной жидкости, поскольку у многих модификаций подтекают бачки и рвутся защитные чехлы, установленные на тормозных суппортах.

При этом собственники «Бычков» редко критикуют автомобиль. Их вполне устраивает немалая стоимость и функциональность, обеспечивая им.

Кроме того, в 2003-ем году ЗИЛ-5301 претерпел глобальную модернизацию. Качество отдельных элементов модели существенно улучшилось.

Особенности «Бычка»:

  • оперение с некрупным капотом, открывающимся назад;
  • двухместное нерегулируемое пассажирское сиденье;
  • трехместная двухдверная кабина оператора, построенная на основе модели ЗИЛ-4331;
  • отопитель, объединенный с системой охлаждения мотора;
  • отдельное водительское сиденье с механизмом подрессоривания, регулируемой жесткостью и настройками подушки, наклона спинки и положения;
  • трехщеточный стеклоочиститель с электроприводом и омыватель ветрового стекла с электроприводом.

Цена нового и б/у ЗИЛа 5301

ЗИЛ-5301 отличается своей доступностью. Стоимость вариантов 1996-2001-го года (на ходу) составит всего 80-120 тысяч рублей.

Более «свежие» версии обойдутся дороже – до 300 тысяч рублей.

Аренда «Бычка» стоит порядка 450-600 рублей/час.

Аналоги

Аналогами модели ЗИЛ-5301 являются грузовые автомобили Mercedes-Benz Vario, ЗИЛ-43336 и ЗИЛ-4331.

Технические характеристики ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301 «Бычок» – это аналог популярного на отечественном рынке автомобиля «Газель от Горьковского завода. Модель завода имени Лихачёва на практике доказала надежность при эксплуатации в самых суровых условиях, долговечность комплектующих, практичность при техническом обслуживании.

История разработки транспортного средства

С первой половины 90-х годов возникла необходимость перехода от выпущенной еще в советское время техники, которая отличается высоким расходом топлива, предназначена для перевозки среднетоннажных грузов. Новым этапом развития ЗИЛ в 1992 году стало создание трехтонного грузового автомобиля линейки ЗИЛ-5301 с внедрением полукапотной компоновки. На практике запустить серийное производство предприятию удалось только в 1996 году. Главной причиной задержки завод обозначил необходимостью разработки нового мотора.

Предполагалось, что предприятие будет выпускать ряд универсальных платформ грузовых автомобилей, а также осуществлять сборку под определенные заказы. Первой линейкой транспортных средств нового серийного ряда стал «Бычок». На начальном этапе ЗИЛ-5301 оснащался четырехцилиндровым мотором от Минского моторного завода Д-245. Функциональная мощность силового агрегата составляла от 109 до 136 л.с.

Позднее в 2011 году официально было объявлено о переносе сборки «Бычков» на базу предприятия ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ», который расположен в городе Петровск Саратовской области. Несмотря на это, в 2014 году выпуск автомобилей ЗИЛ-5301 был полностью прекращен, а транспортное средство было признано устаревшим и нерентабельным для продолжения серийной сборки.

Основные технические параметры автомобиля

Грузоподъемность ЗИЛ-5301 обеспечивает возможность использования транспортных средств коммерческими предприятиями для перевозки продукции на большие расстояния даже по плохим дорогам.

  • Длина платформы грузовика ЗИЛ-5301 составляет 6,195 м, дополнительно были представлены удлиненные автомобили на 7,165 метров. Ширина корпуса машины – 2,319 метра, а высота по кабине – 2,365 метра.
  • Минимально допустимый радиус разворота составляет 7,8 метров.
  • Одновременно автомобиль в базовой комплектации может перевозить грузы до трех тонн.
  • Допустимая погрузочная высота составляет 0,76 – 1,05 метра.
  • Снаряженная масса транспортного средства с установленным тентом достигает 3,695 тонн; а общая предельная масса – 6,95 тонн.
  • На машинах установлены дисковые колеса 6,5Jх16Н2, а также бескамерные шины «225/75R16С».

На протяжении всего серийного выпуска транспортных средств использовался двигатель ЗИЛ-5301 «Бычок» на базе модифицированного четырехцилиндрового тракторного силового агрегата линейки Д-245 с функциональным объемом 4750 см³ от производителя Минский моторный завод. Некоторые автомобили пробно оснащались зарубежными двигателями. Примером является использование агрегата Катерпиллар, который представляет собой 135-сильный мотор САТ-3054. Иногда устанавливался 136-сильный двигатель Рено линейки Renault MIDR 040226F4, а также болгарским 120-сильным аналогом «Вамо». В процессе выпуска машин с середины 90-х годов используемый на автомобиле агрегат также претерпел значительные изменения. Благодаря системным модификациям была увеличена мощность до 136 л.с., класс экологической безопасности поднят до стандарта «Евро-3».

До 2005 года машины оборудовали силовыми агрегатами дизельного типа Д-245.12С и Д-245.9. Дополнительно применялся мотор Д-245.12С. Усовершенствованная линейка двигателей ММЗ Д-245.10 оснащается продвинутым турбокомпрессором «Schwitzer», добавлен топливный насос чешского бренда «Motorpal», а также интеркулер. Такой агрегат соответствует принятому международному стандарту моторов Евро-1. Позднее в январе 2005 года «Бычки» начали комплектоваться дизельными установками Д-245.9, которые отвечают стандарту Евро-2. В апреле 2008 года начался выпуск машин с устройствами Д-245.9 Е3 – класса безопасности Евро-3.

Читайте также  ЗИЛ 131 технические характеристики

Основные модификации грузового транспортного средства с усовершенствованными моторами получили специальную заводскую приставку к индексу. Отмечалось, что машины загружались до 4,5 тонн, а моторы стабильно работали при подобных нагрузках. Основные характеристики Д-245:

  • Общая масса агрегата составляет 430 кг, добавлено L-образное размещение цилиндров.
  • Фактический диаметр цилиндра достигает 110 мм, а предельная частота вращения указана на отметке в 2400 об/мин.
  • Крутящий момент использованного мотора – 35 кгс·м (350 Н·м).
  • Расход топлива ЗИЛ-5301 при поддержании стабильной скорости в 60 км/ч составляет 16 литров на 100 км пути.

Особенности рулевого управления, тормозной системы и трансмиссии

Автомобили линейки ЗИЛ-5301 оснащались механической трехходовой пятиступенчатой коробкой передач с использованными инерционными синхронизаторами. Установленная карданная передача является открытой, внедрены скользящее шлицевое соединение и дополнительная промежуточная опора. На базе игольчатых подшипников добавлены карданные шарниры. На машине ведущий мост представлен одноступенчатым устройством. Основная передача является гипоидной. Использован конический, шестеренчатый дифференциал, а также полуоси разгруженного типа.

Механизм сцепления представляет собой сухое, фрикционное, однодисковое устройство с периферийным типом расположения нажимных пружин. Внедрен гидравлический привод с дополнительным пневматическим усилителем. Рулевая система оснащается устройством гидравлического усиления, регулировка выполняется по высоте и углу наклона. В основе системы использован винт с добавлением шариковой гайки, а также поршень-рейка, которая фиксируется с зубчатым сектором вала сошки. Тормозная система ЗИЛ-5301 представляет собой двухконтурную установку с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Задние тормозные устройства являются барабанными, а передние – дисковые. Предусмотрена установка автоматического регулятора тормозных сил заднего моста.

Стояночный мост оснащается приводом на колодки задних колес. Производитель использовал в основе передней подвески на двух полуэллиптических рессорах с внедрением задних скользящих концов и парой амортизаторов. Задняя подвеска представлена устройством на паре основных и паре дополнительных полуэллиптических рессор.

Какие модификации ЗИЛ-5301 выпускались?

Продвинутые технические характеристики ЗИЛ-5301, отличная грузоподъемность, минимальный радиус разворота и простота в управлении – главные причины популярности основной линейки транспортных средств. После выпуска классической серии «Бычка» производитель начал вести работу над модификациями. Пользовались спросом машины с удлиненной конструкцией кабины ЗИЛ-5301, где было оборудовано спальное место водителя. На базе «Бычка» выпускалась линейка малых автобусов серии ЗИЛ-3250, реанимобиль ЗИЛ-32502МЮ который оборудован односкатной ошиновкой, а также пневматической подвеской заднего моста, а также специальный штабной корпус с ЗИЛ-325ША.

  • ЗИЛ-5301АО представляет собой базовую версию транспортного средства.
  • ЗИЛ-5301БО – специальное шасси, которое адаптировано для добавления на базу машины надстроек, цельнометаллического кузова, оборудования узкого назначения.
  • ЗИЛ-5301ГО и ЗИЛ-5301ПО являются продвинутыми изотермическими фургонами, которые разработаны на базе автомобилей линейки ЗИЛ-5301БО.
  • ЗИЛ-5301ДО относятся к версии с удлиненной конструкцией традиционной машины производителя ЗИЛ-5301АО.
  • ЗИЛ-5301ЕО относится к удлиненной модификации, которая применяется для дальнейшего размещения специального оборудования и кузовов.
  • ЗИЛ-5301ИО представляет собой изотермический фургон с удлиненным типом конструкции.
  • ЗИЛ-5301ТО – это двухкабинное удлиненное шасси на базе автомобиля ЗИЛ-5301ДО, которое активно использовалось для установки на платформе разных типов кузовов, специального профильного оборудования.
  • ЗИЛ-5301ЮО является длиннобазной модификацией с добавлением пары спальных мест в рамках удлиненной кабины.

По причине того, что выпуск новых автомобилей был прекращен еще в 2014 году, приобрести сегодня можно только поддержанный вариант техники. Стоимость машин, выпущенных в 90-х и первой половине 2000-х годов, составляет от 150 тыс. рублей до 400 тыс. рублей в зависимости от состояния и технической комплектации. Более поздние автомобили продаются по цене до 700 тыс. рублей.

Описание и фото ЗИЛ Бычок

ЗИЛ 5301 — малотоннажный грузовой автомобиль, который собирали на заводе имени Лихачёва с 1995 по 2014 годы. Сыграл важную роль истории завода — перспективный проект, призванный реанимировать ЗИЛ так же, как малотоннажная «ГАЗель» подняла Горьковский автозавод, оказался последним. Почему ЗИЛ Бычок, технические характеристики которого выглядят многообещающе, не принес ожидаемого успеха? Ответы — в этой статье. Примечательно, что история модели началась с ошибки в названии. Индекс «5301» соответствует тяжёлому классу грузоподъёмности (5 тонн). У малотоннажного «Бычка» индекс должен был начинаться с тройки. Однако при оформлении документов произошла ошибка, которую не сразу заметили. Так неправильное обозначение и прижилось. Впрочем, в народе модель известна под прозвищем «Бычок», данным не то за грубоватые обводы корпуса, не то в противовес «ГАЗели».

  1. История создания и описание модели
  2. Модификации Бычка
  3. Технические характеристики
  4. Двигатель
  5. Трансмиссия и тормоза
  6. Ходовая часть и подвеска
  7. Кабина
  8. Расход топлива
  9. Стоимость автомобиля
  10. Заключение

История создания и описание модели

Начало 1990-х годов было связано с кризисом отечественного автопрома. Старые грузовики ЗИЛ безнадежно устарели, более того, сильно упал спрос на крупнотоннажные. Если раньше предприятие «выезжало» за счет армейских заказов и экспорта в ближнее зарубежье, то в 90-е эти рынки если не рухнули, то сильно сократили обороты. Вместе с тем, рос спрос на компактные машины для перевозок малых партий грузов.

Пытаясь успеть за изменяющимися потребностями рынка, на ЗИЛе ещё в 1992 году разработали компактный трёхтонный грузовик. Однако по ряду причин для модели не нашлось подходящего двигателя, и серийное производство было запущено лишь через 4 года. Чтобы не затягивать выпуск, модель комплектовали доработанным тракторным дизелем. Изначально задуманный как временное решение, мотор так и остался в базовой комплектации. Тем не менее, ЗИЛ 5301 Бычок был выпущен в серийное производство в 1995 году. За это время нишу городских грузовиков заполнили ГАЗели и Валдаи, однако «Бычка» стали активно продвигать в рамках государственных и муниципальных заказов.

Автомобиль относится к среднетоннажным грузовикам

Поначалу он пользовался неплохим спросом. Однако за последующие годы пользователи оценили преимущества ГАЗовских грузовиков, а также малотоннажных «китайцев». «Бычок» же не повышал качество. Свободные продажи неуклонно снижались.

В 2014 году модель окончательно признали неконкурентоспособной, и конвейер ЗИЛа был остановлен.

Модификации Бычка

Первоначально планировалось сосредоточиться на выпуске шасси, на котором можно будет собирать различные конфигурации под заказ. Действительно, полный перечень модификаций «Бычка» исчисляется десятками. Были выпущены бортовой грузовик, цельнометаллический фургон, варианты с двойной кабиной и даже автобус, выпущенный ограниченной серией.

Среди основных вариантов надо выделить:

  • 5301АО – базовая версия модели;
  • 5301ДО – удлинённый вариант базовой модели;
  • 5301БО – шасси для спецоборудования, надстроек, инкассаторских и пожарных кузовов;
  • 5301ЕО – удлинённый вариант для специальных кузовов и оборудования;
  • 5301ГО и 5301ПО – изотермические фургоны;
  • 5301ИО – удлинённый изотермический фургон;
  • 5301ЮО – с удлинённой кабиной, где расположено два спальных места.

Наибольшее распространение получили фургоны для перевозки товаров и различных грузов. Для их отделки используются разные материалы: оцинкованная сталь, ламинированная фанера, сэндвич-панели, пенопласт или пенополиуретан (в рефрижераторах). Были выпущены специализированные фургоны для перевозки хлеба, охлажденных и замороженных продуктов, промтоваров. Также неплохим спросом пользовались бортовые варианты и шасси под автоэвакуаторы и краны-манипуляторы.

Следует отметить амбициозный план по экспорту модернизированных «Бычков» в страны Восточной Европы. Предполагалось доработать базовую модель, в частности, обновить наружный и внутренний дизайн, оснастить мотором Cummins, заменить КПП и тормоза. Также планировалось увеличить грузоподъемность модели до 4,5 тонн. Однако проект так и не был претворен в жизнь.

Технические характеристики

К сожалению, «Бычок» так и не получил ни инновационных решений, ни даже оригинального дизайна. Знаменитая ЗИЛовская надежность и простота конструкции также под вопросом. Поэтому машины не смогли конкурировать в своей сфере.

  • длина — 6,195 м / 7,165 м – удлинённая версия;
  • ширина — 2,319 м;
  • высота — 2,365 м.

ЗИЛ выпускался в нескольких комплектациях

Колёсная база — 3,650 м. Колея передняя — 1,832 м. Колея задняя — 1,690 м. Клиренс — 180 мм. Радиус разворота — 7,8 метров. Грузоподъемность автомобиля зависит от установленной на шасси надстройки. Базовая модель поднимает груз до 3,5 тонн.

Двигатель

Двигатель на ЗИЛ Бычок стал причиной задержки серийного выпуска на целых 4 года. Конструкторы так и не смогли найти подходящий вариант и временно остановились на слегка модернизированном тракторный турбодизель ММЗ-Д-245. Четырехцилиндровый мотор объемом 4,75 литра развивал мощность до 109 л. с. Вес двигателя составляет 430 кг. После ряда доработок удалось поднять мощность до 136 л.с., а выхлоп довести до соответствия экологическим нормам «Евро-3». С 1999 года был начал выпуск улучшенной версии, оснащенной более экологичным мотором Д-245.12С. Также были попытки комплектовать «Бычка» импортными моторами: САТ-3054 (135 л.с.), Renault MIDR (136 л. с.); болгарским Вамо (120 л.с.). Однако в серийном производстве они так не прижились.

  • количество цилиндров — 4;
  • расположение цилиндров — L-образное;
  • объем — 4,75 л;
  • мощность — 109;
  • тип топлива — дизель.
Читайте также  Принцип работы бетономешалки Камаз

Трансмиссия и тормоза

Все машины оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач, взятой с грузовика ЗИЛ-4331. Трансмиссия — механическая, трёхходовая. На каждой из пяти передач установлены синхронизаторы. Ведущий мост одноступенчатый.

Система сцепления сконструирована по сухому типу. Привод – гидравлический с пневмо-усилителем.

Тормозная система оснащена гидравлическим двухконтурным приводом и пневмоусилителем. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних – барабанные. Машина оборудована основной и стояночной системами; стояночный тормоз блокирует только задние колеса.

Ходовая часть и подвеска

Передняя подвеска смонтирована на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Задняя – на двух основных и двух дополнительных полу-эллиптических рессорах. В целом, этот узел не вызывает нареканий у водителей. И трансмиссия, и ходовая сконструированы и собраны на совесть.

Кабина автомобиля

Кабина

Кабина — просторная, с отличным обзором. Инженеры не поскупились на свободное пространство. Однако в плане комфорта «Бычок» сильно проигрывает конкурентам. Пассажирские сиденья жесткие, нерегулируемые. Водительское сиденье подрессорено и регулируется, однако механизмы регулировки довольно жесткие и неудобные. Зато система отопления работает великолепно. Даже в сильные морозы в кабине комфортно, несмотря на простор, причем тепло и на задних сиденьях тоже.

Отсутствие колёсной арки и удобные поручни облегчают подъем в кабину. Спускаться менее удобно — подножка слишком узкая. По неизвестным причинам разработчики не стали устанавливать более удобную подножку от большого ЗИЛа, и это вызвало нарекания пользователей. Также критикуют плохое качество салонной обивки и высокий уровень шума и вибрации.

Последние проблемы связаны с тем, что двигатель на «Бычке» в своей основе тракторный. И если шумоизоляцию можно доработать своими руками, просто оклеив внутреннюю поверхность капота и моторный щит внутри кабины шумоизоляционным ковром, то бороться с вибрацией сложнее. Эта проблема связана с расположением двигателя на раме и не устраняется тюнингом.

Расход топлива

Средний расход дизтоплива составляет 16 литров на 100 км (при скорости 60 км/ч). Учитывая, сколько весит ЗИЛ Бычок с полной загрузкой, это неплохой показатель. Точные данные зависят от типа мотора: более мощные модели расходуют до 21 литра на 100 км. При этом объём топливного бака составляет 125 литров, что позволяет работать без дозаправки от 6 до 8 часов.

Стоимость автомобиля

Поскольку производство модели прекращено более 5 лет назад, цена нового ЗИЛ Бычок не актуальна. Даже экземпляры без пробега продаются как подержанные. В целом, «Бычки» стоят недорого: от 150 до 400 тыс. рублей за грузовой фургон — это неплохо. Разброс цен связан с техническим состоянием машин. «Бычки» с кранами-манипуляторами и прочим спецоборудованием, разумеется, стоят дороже: от 500 до 700 тыс. руб. в зависимости от состояния и пробега.

Заключение

В целом, «Бычок» – хорошая машина при условии постоянного ухода. Автомобиль получил положительные отзывы в плане мощности мотора, грузоподъёмности, расхода топлива, а так же надежности таких узлов, как сцепление и коробка передач. А привлекательная цена на машины — дополнительный аргумент в пользу «Бычка». Если у водителя есть возможность и желание самому обслуживать машину, то купить ЗИЛ 5301 будет хорошей идеей. Автомобиль прослужит долго и окупит вложенные затраты. Но если нужна неприхотливая «рабочая лошадка», лучше выбрать тот же «Валдай» или зарубежные аналоги.

Полный обзор малотоннажного автомобиля ЗИЛ 5301

Высокая потребность в малотоннажных автомобилях в начале девяностых годов прошлого столетия побудила завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ) приступить к разработке такого типа машин.

Первые конструкторские эксперименты на основе опыта зарубежных автомобилестроителей проводились в 1992-1993 годах.

Рост производства автомобилей наблюдался до второй половины 2-х тысячных годов, но появление конкурирующих моделей производства ГАЗ и китайских аналогов сократило объемы практически на треть к 2008 году. В 2010 производство Бычков перенесли на Петровское подразделение завода. Модель получила гран-при на выставочной экспозиции «Дизайн-95».

Грюнвальд полуприцеп: их особенности и характеристики (самосвальный, отзывы).

Описание и технические характеристики Камаза 5320 тут.

МАЗ 5516 и его технические характеристики.

Комплектация ЗИЛ 5301: технические характеристики

Название «Бычок» вполне соответствует архитектуре машины, которая включает большую кабину, оборудованную коротким упрямым капотом и упрямым взглядом фар.

Использование коробки переключения скоростей, гидравлического усилителя руля ЗИЛ 131, а также тормозных
механизмов от автобуса «Юность» сделали автомобиль самым тяжелым в своем классе. Полная масса достигала 7-ми тонн, при этом впервые на трехтонную машину установили гидроусилитель.

Под капотом грузовика установили сначала модифицированный дизельный тракторный двигатель от «Белоруси» с кодовым названием ММЗ Д-245.10 (105 л.с.), а позднее в линейку силовых агрегатов добавили ММЗ Д-245.12С (109 л.с.) и ММЗ Д-245.9 (136 л.с.). Кроме того выпускались небольшие партии с установленными дизельными движками от американской корпорации Caterpillar, французского Renault и болгарского Vamo. Отечественные двигатели, устанавливаемые на модель, перечислены в таблице.

Таблица 1 — Двигатели, устанавливаемые на модель ЗИЛ 5301

Двигатель Мощность Дополнительное оборудование Экология
ММЗ Д — 245.10 105 л.с. Базовая модель
ММЗ Д — 245.12С 109 л. с. (80 кВт) ТНВД Motorpal интеркулер турбокомпрессор Schwitzer Euro 1
ММЗ Д — 245.9 136 л. с. Интеркуллер турбонадув регулятор давления воздуха Euro 2

Все модификации комплектуются пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок на разных версиях не значительно отличаются.

Основные параметры для базовой модели с силовым турбинированным агрегатом ММЗ Д-245.9 Е3, на который установлена система промежуточного охлаждения воздухаописаны в таблице 2.

Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок

Объем двигателя, л 4,75, четырехцилиндровый
Мощность, л.с. (кВт) 130 (95,7)
Скорость max, км/час 95
Крутящий момент для стандартных двигателей ЗИЛ 5301, Нкм 350
Расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/час 12
Время для разгона до 60 км/час, сек 30
Полная масса, кг 6950
Допустимая нагрузка для передних колес, кг 2350
Допустимая нагрузка для задних колес, кг 4900
Грузоподъемность ЗИЛ 5301, кг 3450
Радиус разворота, м 7,8
Тип сцепления Однодисковое
Тип коробки передач Механическая пятиступенчатая
Тип ведущего моста Гипоидный с одной ступенью
Структура карданной передачи Два вала, конструкция с 3 шарнирами, промежуточная опора. Валы соединяются посредством скользящих шлицев.
Рулевое управление Гидравлический усилитель
Тормоза Передние дисковые
На задней оси Установлены барабаны
Схема электрооборудования ЗИЛ 5301 Однопроводная
Напряжение питания, В 24
Габаритные размеры платформы, м 3,75 на 2,25 на 0,45

На автомобиль установлены бескамерные шины марки 225/75R16С и колесные диски размером 6,5Jх16Н2. Запасное колесо, набор ключей, домкрат и пр. включается в комплект поставки ЗИЛ 5301. Инструкция по эксплуатации предусматривает обкатку машины и периодическое техническое обслуживание. То 1 производится после 4000 пробега, а ТО 2 после 16 000 км.

Камаз 4308 технические характеристики и его описание.

Унивирсальный и экономный самосвал марки Камаз 65115 здесь.

На этой странице вы найдете описание надежной и выносливой техники Камаз 6520.

Хронические болезни ЗИЛ 5301. Отзывы владельцев

Идеальных машин не бывает, но профилактика «болезней» позволяет длительно эксплуатировать транспортное средство, тем более, когда речь идет о коммерческих автомобилях. Это утверждение подтверждают опубликованные в сети отзывы. ЗИЛ Бычок 5301 обладает рядом недостатков, часть из которых, связана с человеческим фактором, а часть с техническими проблемами, свойственных отечественному автопрому. В первую очередь нужно отметить, что лакокрасочное покрытие кабины не выдерживает никакой критики. Уже в течение первого месяца эксплуатации можно наблюдать отслаивание краски с капота грузовика ЗИЛ 5301.

Фото бывших в кратковременном употреблении машин, предлагаемых к продаже на автомобильных порталах, являются неоспоримым доказательством этому факту. Более детально о наиболее часто встречающихся неполадках можно судить, изучив множественные отзывы.

[note]ЗИЛ 5301 оборудован двигателем, который издает навязчивый урчащий звук даже на холостом ходу. Эта проблема устраняется путем звукоизоляции двигателя при помощи войлока или другого подходящего материала.[/note]

Если владелец за дополнительную плату приобрел автономное отопление, то следует обратить внимание на долговечность системы и отсутствие отдельной гарантии на агрегат. Что касается кабины, то вмонтированный в крышу люк достаточно удобен, но в большинстве случаев подтекает.

В зимнее время владельцы транспортного средства отмечают трудности с пуском. Эта проблема может решиться только путем тщательной подготовки топливной и пусковой систем. Кроме того существуют проблемы в демонтаже радиатора охлаждения и в сложности процесса замены воздушного фильтра.

При эксплуатации автомобиля с перегрузкой наблюдается порывание резины колесными дисками, а нагрузка на двигатель при этом не ощущается.

Не рекомендуется при эксплуатации экономить на качестве горюче-смазочных материалов. При этом кроме двигателя и трансмиссии необходимо периодически обслуживать задний мост. ЗИЛ 5301 – модель, которая является самой дорогой в обслуживании среди всех моделей автозавода. Замену моторного масла рекомендуется производить через каждые 10 000 км, а замену в коробке после 30 000 км пробега. Задний мост с редуктором от 130-й модели обладает рядом проблем:

  • растрескивание крестовин;
  • раскрашивание саттелитов;
  • дефекты шестеренок дифференциала.
Читайте также  Принцип работы трансмиссии автомобиля

Неправильный уход за элементами заднего ведущего моста приводят к замене всего агрегата ЗИЛ 5301. Видео материалы показывающие результаты эксплуатации автомобиля подтверждают серийность поломок. Владельцам и обслуживающему персоналу рекомендуется производить техническое обслуживание с учетом выявленных многолетним опытом неисправностей, а не пользоваться поговоркой, что хороший стук сам наружу вылезет. Обычно проявление поломок «тянет» за собой другие и стоимость обслуживания и ремонта значительно увеличивается.

ЗИЛ-5301 «Бычок»: технические характеристики и особенности эксплуатации модели

В 90-е годы был довольно популярен малотоннажный грузовик производства автомобильного завода имени Лихачева.

Он обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний. С течением времени его модернизировали, он стал более экологичным и удобным в управлении.

Описание двигателя

Оснащался рассматриваемый грузовик в разные периоды несколькими видами двигателей:

  • ММЗ Д-245.12С (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е0 (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро 2);
  • ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро 3).

С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели ЗИЛа-5301 комплектуются моторами, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Двигатель ММЗ Д-245.9 имеет следующие характеристики:

  • тип – дизельный, четырехтактный;
  • охлаждение – жидкостное (антифриз);
  • образование топливной смеси – непосредственный впрыск;
  • общее количество цилиндров – 4 шт.;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • длина хода поршня – 125 мм;
  • общий объем камеры сгорания – 4,75 л;
  • сжатие (расчетная величина) – 15,1;
  • максимально возможная мощность при номинальных оборотах – 136 л. с. (100 кВт);
  • скорость вращения коленчатого вала – 2 400 об/мин;
  • расход топлива – 215 г/кВт;
  • крутящий момент (максимальный) – 460 Н×м;
  • масса – 430 кг (сухая), 500 кг (с заправочными жидкостями).

Рассматриваемый двигатель помимо всего прочего оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува (промежуточного).

Габаритные размеры мотора относительно невелики, несмотря на годы разработки:

  • длина – 1 016 мм;
  • высота – 1 035 мм;
  • ширина – 719 мм.

Расход составляет приблизительно 12 л на каждые 100 км пути при скорости не более 60 км/ч.

«Бычок» довольно резв и сможет потягаться даже со своими заграничными аналогами: предельная скорость с максимальной нагрузкой, согласно сопроводительной документации, составляет 95 км/ч.

Фактическая скорость данного автомобиля несколько больше. До 60 км/ч ЗИЛ-5301 разгоняется за 30 секунд.

Массово-габаритные параметры

ЗИЛ-5301 относится к малотоннажным автомобилям, но, даже учитывая это, можно сказать, что он очень компактный. Его габаритные размеры следующие:

  • высота от нижней части протектора до верхней части тента – 2 365 мм;
  • длина от переднего бампера до задней части грузовой платформы – 6 195 мм;
  • ширина от края левого колеса до края правого – 2 319 мм;
  • расстояние от передней колесной оси до задней – 3 650 мм.

Габаритные размеры могут сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации автомобиля. Например, ЗИЛ-5301 ТО имеет длину 7 165 мм – почти на целый метр больше обычного. А у модификации АО эти технические характеристики идентичны базовой модели.

Масса самого автомобиля, без груза, невелика, что является очень большим преимуществом – при необходимости можно с легкостью преодолевать практически все инженерные коммуникации:

  • масса снаряженного автомобиля с тентом и всеми заправочными емкостями, без груза – 3 695 кг;
  • полная масса снаряженного автомобиля с заправочными емкостями и максимально допустимым грузом – 6 950 кг.

Клиренс относительно невелик, особенно по сравнению с собратьями по цеху, и составляет всего 180 мм. Этого обычно недостаточно для комфортного передвижения по проселочным дорогам или пересеченной местности.

Именно поэтому ЗИЛ-5301 «Бычок» позиционируется как городской малотоннажный грузовик.

К преимуществам габаритных характеристик также можно отнести небольшие колеи передних и задних колес:

  • колея передних колес – 1 832 мм;
  • колея задних колес – 1 690 мм.

Такие размеры позволяют передвигаться в местах, где пространство крайне ограничено, например, по узким улочкам, заставленным большим количеством припаркованного автотранспорта.

Весовые характеристики отдельных узлов, агрегатов:

  • механизм рулевой – 29 кг;
  • колесо в сборе (с шиной) – 42 кг;
  • радиатор (сухая масса) – 15 кг;
  • вал (карданный) – 35 кг;
  • рама целиком, с каркасом и тентом – 740 кг;
  • рессора передняя – 30 кг;
  • рессора задняя – 64 кг;
  • мост задний – 250 кг;
  • рама – 250 кг;
  • механическая коробка переключения передач – 85 кг;
  • силовой агрегат в сборе с заправочными емкостями и дополнительным оборудованием – 620 кг;
  • дисковое сцепление – 36 кг.

Трансмиссия и ходовая часть

Оснащается рассматриваемый автомобиль механической пятиступенчатой коробкой переключения передач. Тип главной передачи – гипоидный.

Сцепление используется стандартное, дисковое, в масляной ванне. Присутствует синхронизатор, действующий на всех передачах (включая заднюю), за исключением 1-й и 3-й.

Колеса применяются типовые (6.5j×16H2) в виде штампованных дисков из высокопрочного металла. Сплав имеет довольно большую твердость, что позволяет переживать дискам без особых проблем даже экстремальные нагрузки.

Учитывая то, что применяются они на грузовике, это немаловажный фактор. Штампованные диски обуваются в обычные бескамерные шины – 227/75R16C.

Основным передающим механизмом является карданная передача, оснащенная шарнирами в количестве трех штук, промежуточной опорой, скользящим шлицевым соединением.

Воздействие на дорожное покрытие незагруженного автомобиля через шины распределяется следующим образом:

  • колеса передние – 2 300 кгс;
  • колеса задние – 2 190 кгс.

Нагрузка на дорожное покрытие грузовика с грузом составляет:

  • колеса передние – 2 350 кгс;
  • задние колеса – 4 900 кгс.

Важно! Радиус поворота, несмотря на относительно компактные размеры автомобиля, составляет 7,8 м, что делает управление «Бычком» в городе не всегда комфортным.

Рулевое управление оснащается гидроусилителем, существенно упрощающим маневрирование.

Тормозная система

Оснащается рассматриваемый автомобиль двухконтурной системой торможения. Каждый контур является абсолютно независимым. Один из них осуществляет торможение переднего правого и заднего левого колеса.

Второй — переднее левое и заднее правое. Таким образом, достигается максимальная безопасность на дороге: даже если один из узлов системы вышел из строя, экстренное торможение остается вполне возможным.

Приводятся в действие тормоза гидравликой. Усилитель воздушный (пневматический). Ручник также имеется, он механически (стальным тросом) соединен с задними механизмами. Тормоза имеют следующую конструкцию:

  • передние – дискового типа;
  • задние – барабанного.

Самые последние модели, выпущенные совсем недавно, оснащаются антиблокировочной системой (АБС).

В качестве прототипа автомобиля использовалась одна из моделей малотоннажного грузовика от концерна Mercedes Benz под названием Vario.

От него же была унаследована конструкция рамы – лестничного типа, в которой имеются лонжероны с сечением типа «швеллер».

Такие конструктивные особенности позволяют «Бычку» быть довольно безопасным, поскольку даже при лобовом столкновении на большой скорости вероятность складывания рамной конструкции минимальна. Рама имеет следующие габаритные размеры:

  • ширина – 845 мм;
  • полки лонжерона (в ширину) – 70 мм;
  • толщина металла, из которого изготавливается лонжерон, – 5 мм.

В передней части рамы имеется специальное устройство, позволяющее осуществлять буксировку автомобиля.

Заправочные емкости

Заправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:

  • бачок для заливки омывающей жидкости – 2,2 л;
  • сцепление (гидропривод) – 0,4 л;
  • тормозная жидкость – 1 л;
  • система ГУР – 3,2 л;
  • количество масла в амортизаторе (верно для любого) – 0,45 л;
  • коробка передач (масло) – 5,1 л;
  • задний мост (масло) – 3,3 л;
  • емкость системы охлаждения (для полного заполнения) – 16 л;
  • смазка двигателя и радиатора (суммарное количество) – 11,5 л;
  • емкость топливного бака – 125 л.

Кабина и ее наполнение

Кабина ЗИЛа-5301 довольно комфортабельна, несмотря на непритязательный внешний вид. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз. Руль двухспицевый, большого диаметра.

Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Существуют модификации кабин (удлиненные), оснащенные люком и спальным местом.

Кабина имеет рамную конструкцию, обшитую листами металла.

Благодаря этому водитель и пассажиры всегда будут в безопасности – различные ДТП с участием «Бычков» происходят обычно без серьезных травм.

Простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Его приобретают и эксплуатируют как крупные организации, занимающиеся различного рода перевозками, так и частные извозчики, промышляющие транспортировкой грузов на небольшие расстояния в пределах одного региона.

Большую часть систем и узлов можно легко отремонтировать прямо в дороге. Конечно, ЗИЛ не лишен определенных недостатков, но все они перекрываются дешевизной его эксплуатации.

Именно поэтому он является одним из самых популярных малотоннажных автомобилей на сегодняшний день.

Возможно вас заинтересует: гелий для шаров подробно тут