Принцип работы осушителя воздуха wabco

Осушители воздуха – принцип работы, назначение и применение

Бытовой осушитель воздуха

– это переносной электроприбор, который предназначен для снижения и поддержания комфортной относительной влажности воздуха в помещениях дома или квартиры.

Для быта обычно выпускаются осушители воздуха, работающие на принципе охлаждения воздуха и конденсации из него воды с помощью встроенного компрессора с испарителем, как в холодильниках. Поэтому они называются конденсационными. Такие осушители обладают высокой производительностью и способны быстро создать и постоянно поддерживать в помещении комфортную для человека, домашних животных и имущества относительную влажность воздуха в пределах 40-60%.

Применение и классификация осушителей

Осушители нужны в помещениях с повышенным содержанием влаги, а также на объектах, где важно поддерживать определённый низкий уровень содержания воды в воздухе. К таким местам относятся:

  • дома и квартиры;
  • бассейны, сауны, спортивные раздевалки;
  • аквапарки, оранжереи;
  • прачечные;
  • склады;
  • офисы;
  • архивы, музеи, библиотеки;
  • производственные помещения для сушки продукции;
  • подвалы, чердаки.

Широкое применение рассматриваемых устройств обуславливает широкое разнообразие видов, типов и моделей. Осушители различаются по принципу работы, мощности, размеру, конфигурации и т. д. Увлажнительные приборы классифицируются на четыре основных вида:

  • Адсорбционный.
  • Роторный (чаще роторно-адсорбционный).
  • Конденсационный.
  • Мембранный.

Схема принципа работы адсорбционного и конденсационного осушителей воздуха

Разделение обусловлено различием в используемых принципах удаления влаги из воздуха. Такие приборы, в зависимости от сферы применения, подразделяются на два типа: бытовые и промышленные. Исходя из характера размещения, осушители делятся на две категории: мобильные и стационарные (напольные, настенные).

Осушитель воздуха с регулятором давления

Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также охлаждения и выделения конденсата в тормозной системе автомобиля КамАЗ установлен адсорбентный осушитель воздуха

3 (см. рис. Осушитель воздуха с регулятором давления) или «KNORR BREMZE» (Германия), ММЗ г. Минск, выполненный совместно с регулятором давления и предназначенный для охлаждения, выделения конденсата и поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора.

Подаваемый от компрессора в осушитель сжатый воздух проходит через фетровый диск и гранулант, очищается и попадает дальше в тормозную систему. После заполнения тормозной системы и срабатывания регулятора давления происходит очистка грануланта от влаги воздухом, выходя-щим в атмосферу из регенерационного ресивера, с регулятором давления предназначенного для продувки осушителя через атмосферный вывод осушителя.

Техническое обслуживание осушителя воздуха с регулятором давления

заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере его загрязнения (примерно раз в год).

Давление сжатого воздуха в пневмоприводе регулировать винтом 2 регулятора давления (см. рис. Осушитель воздуха с регулятором давления). При вворачивании винта величина регулируемого давления увеличивается, при выворачивании — уменьшается.

Для накачки шин на регуляторе давления имеется клапан отбора воздуха, закрытый колпачком 1 (см. рис. Осушитель воздуха с регулятором давления). При отборе воздуха шлангом для накачки шин из комплекта инструментов подсоединить его вместо колпачка, навернув до упора гайку — барашек, и понизить давление сжатого воздуха в пневмоприводе, потому что при холостом ходе компрессора отбора воздуха нет.

Для снижения давления открыть кран слива конденсата на любом ресивере или привести несколько раз в действие тормозной кран. Ежедневно контролировать наличие конденсата в ресиверах, при его появлении проверить работоспособность регулятора давления. Давление сжатого воздуха в пневмоприводе при этом должно быть номинальным.

Краны слива конденсата открываются, отводом в сторону толкателя (см. рис. Толкатель). Нельзя тянуть шток вниз и нажимать его вверх. После слива конденсата необходимо доводить давление сжатого воздуха в пневмоприводе до номинального.

Осушитель воздуха с регулятором давления: 1 — колпачок; 2 — регулятор давления4 3 — осушитель воздуха

Устройство

Прежде чем ответить на вопрос, как работает осушитель воздуха, нужно рассмотреть его устройство, выяснить из каких основных элементов он состоит. Осушитель, работающий по принципу конденсации, включает следующие элементы:

Устройство конденсационного осушителя

  • Корпус.
  • Вентилятор.
  • Электродвигатель.
  • Теплообменники (испаритель и конденсатор), наполненные хладагентом (фреоном).
  • Капиллярная трубка.
  • Панель управления.
  • Дренажная трубка.
  • Ёмкость для сбора конденсата.
  • Гигрометр – прибор, предназначенный для определения уровня содержания влаги в воздухе.
  • Фильтры.

Ключевую роль в работе устройства играет контур теплообменника. Он состоит из замкнутой конструкции, которая состоит из следующих последовательных элементов: испаритель, компрессор, конденсатор, капиллярная трубка.

Фреон в теплообменнике движется через тонкую и длинную капиллярную трубку. Во время движения создаётся давление, которое приводит к охлаждению хладагента. Он передаёт низкую температуру поверхности теплообменника.

В процессе передачи «холода» фреон испаряется и поступает в компрессор, где под давлением сжимается и нагревается. Нагретый хладагент попадает в конденсатор и отдаёт тепло его стенкам. При контакте с сухим, охлаждённым воздухом, фреон переходит в жидкое состояние и поступает в капиллярную трубку. Получается замкнутая система.

Устройство адсорбционного осушителя

Адсорбционный осушитель имеет следующее устройство:

  • Корпус.
  • Вентилятор. У многих моделей он отсутствует.
  • Роторный блок с адсорбентом.
  • Нагреватель.
  • Теплообменник.
  • Ёмкость для накопления конденсата.

Чаще всего в качестве адсорбента (вещества, впитыванием выводящего из газа влагу) используется силикагель. Это вещество отличается свойствами впитывания, а также возможностью многократного применения, за счёт лёгкого выведения влаги без нарушения структуры материала.

Основу устройства составляет адсорбционный ротор (роторно-адсорбционный тип прибора), движение которого позволяет непрерывно использовать адсорбент. Проходя участок поступления воздуха, адсорбент впитывает влагу. Продолжая круговое движение, ротор выводит адсорбент на участок, куда подаётся возвратный воздух, доведённый до нужной температуры.

Для десорбции силикагеля требуется температура около 140 градусов. Здесь горячий воздух испаряет из силикагеля жидкость. Вода в газообразном состоянии попадает в теплообменник, где конденсируется и стекает в ёмкость.

Помимо роторно-адсорбционных приборов, используются и устройства, работающие за счёт одного адсорбента. Такие приборы активно применяют в промышленности. Основу их составляют две трубки, наполненные адсорбентом. Воздух попеременно подаётся на одну из трубок. Пока одна трубка впитывает влагу, во второй за счёт обратной подачи газа происходит выведение воды. И наоборот.

В мембранном осушителе происходит удаление влаги за счёт тысяч тончайших волокон-мембран. Они устроены таким образом, что, попадая в такой пучок, при движении вдоль него, из воздуха выводятся молекулы воды. Такой процесс возможен за счёт того, что мембранная структура волокон пропускает молекулы воды, но не позволяет проникнуть молекулам кислорода и азота. Выделенная влага выводится в специальную ёмкость, а сухой воздух подаётся в помещение.

Фильтр Wabco

При правильной эксплуатации фильтр Wabco обеспечивает качественную очистку воздуха в течение 2 лет. При появлении в ресиверах конденсата необходимо произвести замену фильтра(патрона). Замену производить в следующем порядке: очистить поверхность осушителя от грязи;

  • ослабить резьбовое соединение нагнетательного трубопровода от компрессора (подвод Г) и выпустить из него воздух;
  • отвернуть вращением против часовой стрелки патрон фильтрующего элемента;
  • протереть тряпкой корпус осушителя Wabco . При этом не допускать попадания грязи внутрь прибора;
  • установить новый патрон (для осушителя Wabco 432 410 0200, для осушителя KNORR-BREMSE -II (17793), слегка смазав маслом уплотнительную прокладку; .
  • затянуть рукой (моментом не более 15 Н*м) патрон;
  • затянуть резьбовое соединение нагнетательного трубопровода.

Осушители 8043, 3512010 производства БслоМО имеют разборный патрон, в котором, после потери эффективности, заменяется осушающий материал — цеолит Для этого необходимо разобрать снятый; как описано выше, патрон и заменить цеолит, резиновые уплотнительные кольца и фильтры Wabco (ремкомплект 8673.00.00.000-01), собрать и установить на автомобиль, как указано ранее. Для ремонта регулярной части осушителя необходимо использовать ремкомплект 8673.00.00.000.

Правила эксплуатации

Для того чтобы устройство регенерации воздуха функционировало без сбоев, необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание, согласно руководству пользователя. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр прибора на наличие повреждений и дефектов.

Для того чтобы проверить предохранительный клапан оборудования, нужно затянуть полый винт регулятора до упора. Если механизм исправен, то при давлении «А» откроется клапан выпускного типа, который в интервале переключения должен быть герметичным.

Обслуживание обратного клапана производится при помощи манометра. Если уровень давления падает до 0 Бар, необходимо разобрать механизм и проверить целостность деталей.

Для того чтобы провести диагностику осушительного прибора, следует понизить уровень давления и определить интервал переключения «С». Если показатели превышают норму, рекомендуется вывернуть винт в левую сторону, а если показатели ниже нормы — в правую сторону. После того как все контровые гайки будут затянуты, нужно снова проверить настройку регулирующего устройства.

Во время подачи воздушного потока на выводы допускается утечка в 10 см в минуту, а минимальный уровень давления в системе может упасть до 1 Бар.

Осушение посредством абсорбции

Принцип работы осушителя воздуха в компрессорах с адсорбционным осушением достаточно прост. В емкости находится силикагель либо другой вариант адсорбирующего материала, который хорошо впитывает влагу. Через емкость пропускается воздушный поток, из которого забирается лишняя влага. Далее осуществляется холодное либо горячее восстановление адсорбирующих свойств материала. Горячее восстановление имеет четыре вида:

· Внутренний. Принцип работы осушителя воздуха для компрессора основывается на отборе части сухой воздушной смеси, которая нагревается нагревательным элементом и восстанавливает наполнитель.

· Внешний. Порядок действий аналогичен тому, что приведен выше, однако воздушная смесь забирается не изнутри устройства, а перед входом в него. Перед восстановлением смесь нагревается ТЭНами.

· Восстановление сжатием. Принцип работы осушителя для компрессора заключается в постоянной рециркуляции обогащенной влагой воздушной смеси, которая поддерживается высоким давлением.

· Восстановление вакуумом. Агрегат комплектуется вакуумным насосом, который подает воздушную смесь в емкость с адсорбирующим наполнителем и создает внутри него некоторое отрицательное давление.

Нетрудно догадаться, что компрессорные установки с горячим адсорбционным осушением потребляют больше электроэнергии по сравнению с другими. Перед тем, как выбрать осушитель воздуха для компрессора, убедитесь в том, что сеть рассчитана на такую нагрузку. Будьте готовы и к увеличенному расходу электрической энергии.

Сушите воздух: профилактика тормозов

Пневматическая тормозная система грузовика очень чувствительна к содержанию влаги: сырость вызывает коррозию и быстро выводит из строя важные узлы. Особенно неприятны такие неисправности в зимний сезон. А раз так, сегодня самое время вспомнить о профилактике

При внешнем сходстве разные модели картриджей могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией

Сжатый воздух является основным источником энергии для большинства систем современных грузовиков и автобусов. Тормоза, подвеска, подъем осей, привод сцепления и коробки передач, механизмы дверей — вот далеко не полный перечень оборудования, надежность, долговечность и быстродействие которого требует все более критичного отношения к качеству воздуха: уменьшению содержания влаги, масляных паров и загрязнений.

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха в автомобиле, входящие в нее компоненты нуждаются в своевременной профилактике. Чем сложней система, тем более бережного ухода она требует, так говорят специалисты. И к пневматической системе это имеет прямое отношение. Действительно, атмосферный воздух всегда содержит в себе водяной пар. Причем его количество (влажность воздуха) сильно зависит от региона, времени года, окружающей температуры и даже времени суток: только за день в пневмосистеме с компрессором средней производительности из воздуха может образоваться до 6–12 л конденсата.

Читайте также  Роторная дробилка принцип работы

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха, входящие в нее компоненты нуждаются в профилактике

Очень важно, чтобы перед поступлением в систему сжатый воздух был специально обработан. За эту обработку отвечает блок осушителя воздуха, который устанавливается сразу после компрессора. В настоящее время наибольшее распространение получили адсорбционные осушители (с впитывающем адсорбентом) — их можно встретить не только в иномарках, но и в автомобильной технике российского производства. Адсорбционные осушители бывают трех видов: фильтры-влагоотделители без дополнительного функционала; осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами; модули подготовки воздуха, включающие в себя несколько сопряженных устройств.

Регулятор давления задает периодичность регенерации осушителя

В области последних разработок — целые компьютерные блоки управления подготовки воздуха. У компании Knorr-Bremse они называются EAC (Electronic Air Control), у WABCO — APU (Air Processing Unit). Эти модули объединяют в себе следующие функции: регулирование рабочего давления, осушение сжатого воздуха и распределение его потребителям, постоянный контроль давления и возможность диагностирования. Такие блоки встречаются на последних поколениях иностранных грузовиков и позволяют программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы грузовика. Это способствует снижению энергозатрат, а значит, позволяет экономить топливо.

Впрочем, независимо от вида и исполнения оборудования, все адсорбционные осушители имеют схожий принцип обработки воздуха. Конструктивно осушитель состоит из двух основных частей: литого корпуса, в котором размещен воздухораспределительный блок, и картриджа. Картридж играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. В его составе имеется цилиндрическая воздухонепроницаемая емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на фильтрующий элемент (обычно из волокнистого материала), а сверху прижата мощной пружиной. В днище сменного патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для соединения с корпусом) и ряд периферийных отверстий малого диаметра. В целом устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра, только габариты крупнее.

Электронный модуль подготовки воздуха APU позволяет программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в распределительный блок и через канал направляется в картридж (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны и далее по нескольким магистралям поступает в систему — обычно через четырехконтурный защитный клапан.

Современный модуль EAC производства Knorr-Bremse

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя. Эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из так называемого «мокрого» ресивера. Воздух, проходя через впитывающий материал, забирает накопленную влагу и вместе с ней выходит из осушителя через специальный клапан. Поскольку выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, в нижней части осушителя устанавливается глушитель.

В холодное время года при температурах ниже +5…+7 °C в осушителе автоматически включается электронагревательное устройство. Это необходимо для поддержания положительной температуры оборудования независимо от температуры окружающей среды: при отрицательных температурах влага в адсорбенте может замерзнуть, что не только снизит эффективность осушителя, но и может привести к его разрушению.

Интеграция осушителя в блок с регулятором давления и 4-контурным защитным клапаном улучшает быстродействие системы

В зависимости от производительности компрессора и потребности пневматических потребителей конкретного автомобиля, производитель может устанавливать одно- или двухкамерные осушители. В двухкамерных осушителях, которые обычно используются в системах высокой производительности (от 600 л/мин), воздух, управляемый электромагнитным клапаном, попеременно, через определенные промежутки времени, направляется в разные колонны. При этом необходимость в дополнительном ресивере регенерации отпадает.

Несмотря на возможность регенерации, картридж имеет определенный срок службы. Менять его нужно точно в указанный производителем автомобиля период. Чаще всего интервал замены ограничен годом эксплуатации. Необходимость внеплановой замены обычно определяется по избытку конденсата в ресиверах.

КАК ВЫБРАТЬ КАРТРИДЖ

Приобретая новый картридж или осушитель целиком (в случае выхода его из строя) обратите внимание на код запчасти и ее производителя. Почти все современные европейские (а сегодня можно сказать, и российские) тяжелые грузовики оснащаются приборами производства WABCO и Knorr-Bremse. По словам сервисных специалистов, именно этим маркам и стоит отдать предпочтение, чтобы не получить более серьезных проблем в дальнейшем. При этом следует учитывать, что при внешнем сходстве разные модели картриджей (даже в рамках одного производителя) могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией, расчетным давлением, производительностью, количеством гранулята и т. д. Отличия бывают и в кондициях наполнителя: качественный, тот, что используется в оригинальных осушителях, имеет гранулы особого состава, обеспечивающие более глубокое проникновение влаги в структуру поверхности.

Производители пневмосистем постоянно работают над улучшением своей продукции. Так, WABCO предлагает новейшие осушители сжатого воздуха Air System Protector (ASP) и Air System Protector Plus (ASP Plus), оснащенные дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла. Картридж повышенной эффективности ASP Plus предназначен для всех транспортных средств с повышенным расходом воздуха. Рекомендованный срок замены — один раз в 3 года. Сменный элемент предусматривает три стадии очистки воздуха: масляный, водяной и аэрозольный фильтры.

Доступ к сменному картриджу в агрегатном отсеке не должен быть затруднен

Особое внимание инженеры WABCO уделили улучшению коалисцирующего эффекта — удалению из воздуха масляных аэрозолей. Инновационная технология очистки предусматривает прохождение воздушного потока через многослойный сепаратор масла: при насыщении одного слоя фильтра масло задерживается следующим, при этом капли аэрозоля становятся больше и тяжелее, что значительно затрудняет их перенос сжатым воздухом. Далее следует охлаждение, двухстадийное осушение посредством специального гранулята с увеличенной адсорбирующей способностью и, наконец, отделение оставшихся аэрозолей. На выходе мы получаем полностью очищенный сжатый воздух, готовый в любой момент вступить в работу как источник энергии.

КАК ЗАМЕНИТЬ КАРТРИДЖ

Замена фильтрующего элемента осуществляется достаточно просто: необходимо вывернуть патрон (обычно достаточно усилия рук) и удалить старую прокладку. Далее стоит внимательно осмотреть старый картридж на предмет наличия в нем масла и твердых частиц — все это укажет на необходимость ремонта компрессора или блока подготовки (чаще всего это связано с нарушением работы клапанов). Если ремонт не произвести, новый картридж прослужит совсем недолго. Также при обслуживании стоит сразу проверить работоспособность нагревательного элемента осушителя. В российских условиях он частенько выходит из строя из-за окисления контактов термодатчика и самого нагревателя.

«Золотой» картридж повышенной эффективности WABCO ASP Plus оснащен дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла

Перед монтажом нового картриджа следует тщательно протереть фланец корпуса осушителя, уложить новую прокладку (желательно смазать ее небольшим количеством масла) и лишь после прикрутить новый патрон. При этом работы следует проводить при отключенной подаче воздуха в осушитель. Например, можно дождаться полного заполнения ресиверов и отключения компрессора или просто отсоединить магистраль со стороны компрессора.

Степень отбора влаги зависит от кондиции наполнителя

При регулярной замене патрона и своевременном ремонте осушитель будет надежно защищать пневматическую систему автомобиля от воды и вызываемых ею негативных последствий.

Между прочим, все приборы пневматической системы в местах подключения воздушных магистралей имеют стандартную нумерацию. Расшифровывается она достаточно просто: цифра 1 обозначает вход, 2 — выход, 3 — соединение с атмосферой, 4 — магистраль управления. Если номер двузначный, то вторая цифра обозначает номер приоритета (номер контура).

Принцип действия картриджа ASP Plus: A — коалисцирующий фильтр; B — корпус; C — зона предварительного осушения; D — осушение с тонкой очисткой; E — отделение оставшихся аэрозолей

Принцип работы осушителя воздуха wabco

  • Главная
  • Новости
  • Производители
  • Статьи
  • Контакты
Блок подготовки воздуха

Водители нередко сталкиваются с тем, что в один прекрасный момент в системе охлаждения двигателя оказывается воздух и, охлаждающую жидкость начинает выбивать через крышку радиатора или расширительного бачка, температура скачет и двигатель греется. Бывалые водители сразу укажут на пробой прокладки головки блока. Но оказывается, что замена прокладки под головкой блока часто не устраняет неисправность. Тогда начинают искать треснутую гильзу – а это полная переборка поршневой группы. Обидно, когда все гильзы целехоньки. И мало кто из бывалых знает, что самая распространенная причина наличия воздуха в системеохлаждения – пробой прокладки под головкой компрессора.

Пневмосистема автомобиля: блок подготовки воздуха. Описать работу пневмосистемы современного грузовика в одной статье оказалось очень трудной за дачей, поэтому мы решили ограничиться для начала рассказом о самой первой составляющей из замысловатой цепочки. По науке она называется «блок подготовки воздуха». Его основные задачи – забрать из атмосферы, сжать до определенного давления, удалить влагу и загрязнения, распределить по контурам и сохранить воздух.

Первым элементом описываемой цепочки является компрессор. В зависимости от типа и оснащения автомобиля компрессоры могут быть одно или двухцилиндровыми и, следовательно, иметь разную производительность. Основными производителями этих агрегатов для европейских автомобилей являются фирмы Wabco и Knorr. Как правило, компрессоры приводятся в действие с помощью шестеренчатого привода непосредственно от двигателя. Сам агрегат, подобно маленькому ДВС, имеет кривошипно-шатунный механизм: поршень с кольцами, перемещающийся в цилиндре, и головку цилиндра с лепестковыми клапанами. Во время сжатия воздух нагревается, по этому необходимо отводить тепло от компрессора. Картер и цилиндры охлаждаются воздухом, а головка цилиндров – охлаждающей жидкостью. Масло для смазки поступает из двигателя под давлением.

При движении поршня вниз создается разряжение в цилиндре, которое заставляет открыться впускной клапан в головке цилиндров. Воздух, очищенный воздушным фильтром, поступает в цилиндр. При движении поршня вверх под действием давления в цилиндре впускной клапан закрывается и воздух в цилиндре сжимается. В момент достижения поршнем верхней мертвой точки давление в цилиндре преодолевает силу упругости выпускного клапана, он открывается и воздух поступает в пневмосистему (схема 1). Производительность компрессо ров подобрана таким образом, чтобы они могли быстро наполнить всю систему сжатым воздухам и под держивать в ней заданное давление.

Из практики известны основные болячки компрессоров и методы их лечения. Неприятности, связанные с большим количеством масла в ресиверах, являются следствием износа поршней и поршневых колец . Наиболее практичные в этом смысле одноцилиндровые мерседесовские компрессоры. В них можно в случае необходимости заменить кроме поршня с кольцами и сам цилиндр – он входит в ремкомплект. В двухцилиндровых компрессорах, устанавливаемых на Volvo и Scania, в случае износа цилиндров их нужно растачивать под ремонтные поршни, так как замена колец и поршней мо жет не дать желаемого эффекта.

Еще один каприз компрессора – охлаждающая жидкость в пневмосистеме или воздух в радиаторе. Если выбивает воду из радиатора, не торопитесь искать причину в двигателе, проверьте компрессор. Причина в головке компрессора, точнее, в прокладке, разделяющей саму головку и плиту с лепестковыми клапанами. В оригинальных запасных частях такие прокладки отдельно не продаются и, придется приобрести блок клапанов целиком, но есть опыт и самостоятельного изготовления таких прокладок, которые еще не подводили.

Завершая описание компрессоров, обратим внимание на хитрую систему, имеющуюся в арсенале двухцилиндровых компрессоров Knorr и установленную на Volvo FH. Это так называемая система энергосбережения (ESS), позволяющая снижать энергию, потребляемую компрессором в фазе разгрузки (схема 2). Принцип работы заключается в том, что при достижении в системе давления отключения регулятор давления посылает сигнал на компрессор. Под действием этого сигнала управляющий плунжер в компрессоре смещает впускной клапан в положение постоянного открытия и поршень при перемещении вверх нагнетает давление сразу в зону впуска в головке компрессора, а специально установленный обратный клапан на входе в компрессор препятствует выходу этого воздуха в атмосферу. Теперь сжатый воздух сосредоточенный в головке будет подталкивать поршень при движении вниз создавая эффект пружины. При снижении давления в системе сигнал от регулятора давления пропадает, впускной клапан закрывается и начинает работать в нормальном цикле. По данным производителя, данная система позволяет экономить до 80 процентов энергии, потребляемой компрессором, правда, на практике бывают капризы.

Самое слабое место в этой системе – выпускной клапан. Он интенсивно изнашивается и в самый неподходящий момент может остаться в открытом положении. Производительность компрессора резко снижается. Учитывая данное обстоятельство, мы на всех автомобилях автопредприятия, оснащенных такими компрессорами, решили просто отключить «на вороченную» систему, заглушив тонкую воздушную трубку, соединяющую плунжерный механизм компрессора с регулятором давления.

Из компрессора горячий воздух проходит через змеевик длиной от 3 до 6 метров, в котором температура воздуха снижается до 60 градусов, прежде чем попадет в осушитель воздуха. Осушитель является вторым элементом системы. Познакомимся с принципом действия этого прибора (схема). Его главная задача понятна из названия – удаление влаги. Он состоит из сменной осушающей коробки (картриджа) с гранулированным составом, поглощающим влагу, и корпуса с блоком клапанов. По количеству сменных элементов осушители бывают однокамерными и двухкамерными. Однокамерные осушители используются при производительности компрессора до 600 л/мин, двухкамерные – от 600 л/мин. На грузовиках с полной пневмоподвеской колес или с третьим «ленивым» мостом на «воздухе» используются, как правило, двухколонные осушители. В фазе наполнения системы нагнетаемый компрессором сжатый воздух проходит через гранулированный наполнитель, находящийся в фильтре, и, отдав ему влагу, направляется дальше, в пневмосис тему одновременно заполняя так называемый рессивер регенерации, расположенный рядом с осушителем. Гранулированный состав в осушающей коробке обладает ограниченной водопроникающей способностью и поэтому должен заменяться через регулярные интервалы. В процессе регенерации сухой сжатый воздух из рессивера регенерации проходит через влажный гранулированный состав в обратную сторону, извлекая из него влагу, и через открытый выпускной клапан возвращается в атмосферу. В однокамерных осушителях сигнал для переключения клапанов подает регулятор давления. При снижении давления сигнал пропадает, выпускной клапаносушителя закрывается, и процесс осушения возобновляется.

В воздушных осушающих установках последних моделей автомобилей с интегрированным регулятором давления элемент управления регенерацией устанавливается в корпусе осушителя (Scania 4-й серии). На некоторых моделях (Volvo) устанавливаются двухколонные осушители. В них воздух, управляемый электромагнитным клапаном, попеременно, через определенные промежутки времени, направляется в разные колонны, и необходимость в дополнительном рессивере регенерации отпадает.

Из новейших разработок по этой теме можно упомянуть блоки электронной подготовки воздуха EAC и APU. В одном модуле объединены следующие функции: регулировка рабочего давления, осушение сжатого воздуха, распределение сжатого воздуха потребителям, постоянный контроль давления и возможность диагностирования. Такие блоки встречаются на последних поколениях грузовиков.

Несколько практических советов. Сменный картридж осушителя рекомендуется менять один раз в год при сезонном обслуживании. Перед установкой нового картриджа советуем убедиться в работоспо собности системы регенерации осушителя и при необходимости проверить состояние клапанов, на ходящихся в корпусе.

Новый фильтрующий элемент без регенерации не выдержит и двух дней эксплуатации. Наличие водо-маслянной эмульсии в картридже осушителя и твердый шлам в клапанном механизме осушителя свидетельствуют о необходимости ремонта компрессора (фото). В данном случае новый картридж то же долго не прослужит. И совет по сезону – перед наступлением холо дов не поленитесь проверить исправность нагревательного элемента осушителя. Основная болезнь электрики это обрыв цепи в результате окисления. Цепь нагревательного элемента должна замыкаться при низких температурах. За этоотвечает термоконтакт, расположенный в корпусе осушителя. Переходим к регулятору давления. Основная функция прибора – регулировкабочего давления в системе, а также управление однокамерным осушителем воздуха и, в некоторых случаях, управление системой ESS в двухцилиндровых компрессорах Knorr. Рабочее давление в пневмосистеме большинства автомобилей не более 8 атмосфер – а на Volvo FH-12 атмосфер, но в контуры тормозной системы через два перепускных клапана поступают все те же 8 атмосфер. Регулятор позволяет вручную отрегулировать величину рабочего давления в большую или меньшую сторону, но необходимо учитывать одно практическое условие, связанное с упомянутой системой регенерации. Дело в том, что при увеличении рабочего давления, особенно при езде в городском цикле с большим расходом воздуха, высокое давление отключения на регуляторе может не достигаться, и сигнал на систему регенерации осушителя будет посылаться значительно реже, следовательно, картридж осушителя будет постепенно «умирать». Регуляторы давления, как правило, приборы не капризные, но если выходят из строя, то легче приобрести прибор целиком, чем искать на него ремкомплект.

Для логического завершения этой темы расскажем о четырехконтурном защитном клапане, функция которого – поддержание давления в исправных тормозных контурах при выходе из строя одного или нескольких контуров.

Этот прибор устанавливается перед накопительными рессиверами и представляет собой систему обратных клапанов, перекрывающих не исправный контур и позволяющий максимально сохранить давление в исправных. Контуры 1 и 2 обеспечивают сжатым воздухом рабочую тормозную систему, контур 3-стояночную систему и прицеп, а контур 4 вспомогательные потребители. Если рессивер дополнительных потребителей на Volvo находится на поперечине рамы в задней части, то на Iveco – у переднего колеса под кабиной. Основные неисправности защитного клапана — это заклинивание клапа нов, как правило, после длительной стоянки и утечка воздуха через уплотнения. При выходе из строя проще заменить прибор целиком, чем терять время на поиски оригинального ремкомплекта.

Итак, мы получили сухой сжатый воздух, готовый в любой момент времени вступить в работу как источник энергии. О том, как работают исполнительные механизмы пневмосистемы, мы расскажем в следующих номерах.

Между прочим. Воздушные системы и компоненты транспортных средств на входных и выходных отверстиях и штуцерах имеют нумерацию. Расшифровывается она очень просто: первая цифра «единица» двухзначного номера означает «вход» (11, 12, 13…), первая цифра «два» двухзначного номера означает «выход» (21, 22, 23…), цифра «три» – «атмосфера» (например, отверстие сброса в атмосферу избыточного воздуха), цифра «четыре» – «управление» (распределительные клапаны). Вторые цифры двухзначных чисел означают приоритеты.

Устройство и правила эксплуатации осушителя воздуха для КамАЗ

Осушитель воздуха КамАЗа — это устройство, которое удаляет лишнюю масляную жидкость и влагу с поверхности компрессора.

Устройство

Устройство осушки воздушного потока включает в себя такие элементы, как:

  • поршень управляющего типа;
  • выпускное устройство;
  • глушитель;
  • клапан выхлопа;
  • камера влагоотделителя;
  • клапан обратного типа;
  • жиклер;
  • кольцевой фильтрующий элемент;
  • регулятор давления и питающий подвод;
  • атмосферный вывод;
  • крепежные элементы для монтажа.

Осушение воздуха осуществляется за счет компрессора, через который проходит воздушный поток. Затем воздух проходит через фильтр кольцевого типа, где очищается от нагара и испарений масляной жидкости.

В кольцевом фильтрующем устройстве воздушный поток охлаждается, благодаря чему часть влаги остается в камере осушительного устройства.

После фильтров воздух переходит через гранулообразный порошок к клапану обратного типа. После него он попадает к воздушному ресиверу тормозного механизма, проходя через отводы.

В это же время через жиклер и отвод происходит наполнение воздушного ресивера, который используется для регенерации. Очистка воздушного потока и первоначальное удаление лишней влаги в кольцевом фильтрующем элементе способствует увеличению срока эксплуатации тормозных механизмов.

Устройство влагосушителя работает по одной из трех схем:

  • на основе центробежной силы;
  • пропускание воздух через специальные вещества;
  • автомат для удаления конденсата при помощи охлаждения.

Принципы работы устройства:

  • осушение воздуха в фазе нагнетания;
  • преобразование потока воздуха в процессе очистки;
  • работа аппарата по регулировке давления;
  • работы по техническому обслуживанию.

Осушение воздуха в фазе нагнетания

На рисунке представлена схема работы осушителя воздуха.

На фазе нагнетения воздух проходит через специальные выводы (1). Этот процесс его осушает.

  • На первом этапе через фильтры кольцевой формы (12), в них осуществляется первичная очистка воздуха. В этом же устройстве происходит охлаждение воздушного потока.
  • Часть влаги испаряется и концентрируется в отсеке для сбора влаги (9).
  • Дальше воздушный поток направляется в осушительный порошок (13) и открывает обратный клапан (10).
  • Дальше через канал (21) воздух направляется к РМ.
  • Через жиклер (11) и канал (12) воздух проходит в РР.

Регенерация воздуха в фазе очистки

Этапы этой фазы:

Когда рост давления в тормозной схеме доходит до определенной степени отключения специальный ресивер поворачивает клапан для сброса воздуха (8).

Весь накопленный воздух выбрасывается в окружающую среду через систему впуска (7) и атмосферного преобразования (3). При этом удаляется излишняя влага. На этом этапе также удаляется масло и скопившееся грязь.

Фильтр регенерации (14) полностью заполняется сухим воздухом. При этом воздух проходит через вывод (22) и отвод (11), минуя гранулированный порошок (13). На этом этапе воздух полностью выделяет влагу и выбрасывается в атмосферу через кольцевой фильтр (12) и клапан выброса (8). Закрывающий кран (10) не допускает попадания воздуха обратно.

Работа интегрированного регулятора давления

Когда давление внутри устройства увеличивается поршень-регулятор (2) направляется в сторону клапана (4). Когда давление становится максимальным открывается канал регулировки впуска (3). При этом выпуск (1) от вентиляции перекрывается поршнем. Воздух в сжатом состоянии проходит через канал (5) на прямую к клапану сброса (8), при этом открывая его. При снижении давления происходит обратный процесс. Избыток воздуха удаляется через вентиляцию.

Работа нагревателя

Для того, чтобы клапан сброса не замерзал применяют подключают специальный электрический нагреватель. Он устанавливается в корпусе устройства рядом с клапаном сброса. Нагреватель приводится в действия через замок зажигания.

Как поставить осушитель

Для того чтобы установить этот прибор, понадобятся следующие инструменты:

  • гаечный ключ;
  • сварочный аппарат;
  • отвертка;
  • молоток.

Перед началом установки осушителя воздуха на КамАЗ рекомендуется надеть защитные очки и маску, чтобы избежать получения травм.

Схема подключения и порядок действий во время монтажа прибора:

  1. Установить транспорт на смотровую яму или платформу для проведения ремонтных работ.
  2. Открутить крепежные элементы и демонтировать кронштейн транспортного средства.
  3. Снять радиатор с корпуса автомобиля.
  4. Снять уплотнительные кольца и прокладку.
  5. Используя крепежные болты, прикрутить прибор для осушения воздуха к опорной раме.
  6. Подсоединить трубу, которая идет от корпуса компрессора, к осушительному прибору.
  7. Провести внешний осмотр плотности мембраны.
  8. Выполнить проверку обратного клапана.
  9. Проверить уровень давления в системе и степень сжатия воздуха.
  10. Проверить работоспособность крана слива конденсата.
  11. Установить уплотнительные кольца на фильтрующее устройство.
  12. Закрутить верхнюю крышку.
  13. Установить обратно радиатор и кронштейн.

После проделанных действий рекомендуется завести двигатель и проверить работу всей тормозной системы.

Правила эксплуатации

Для того чтобы устройство регенерации воздуха функционировало без сбоев, необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание, согласно руководству пользователя. Также рекомендуется проводить ежедневный осмотр прибора на наличие повреждений и дефектов.

Для того чтобы проверить предохранительный клапан оборудования, нужно затянуть полый винт регулятора до упора. Если механизм исправен, то при давлении «А» откроется клапан выпускного типа, который в интервале переключения должен быть герметичным.

Обслуживание обратного клапана производится при помощи манометра. Если уровень давления падает до 0 Бар, необходимо разобрать механизм и проверить целостность деталей.

Для того чтобы провести диагностику осушительного прибора, следует понизить уровень давления и определить интервал переключения «С». Если показатели превышают норму, рекомендуется вывернуть винт в левую сторону, а если показатели ниже нормы — в правую сторону. После того как все контровые гайки будут затянуты, нужно снова проверить настройку регулирующего устройства.

Во время подачи воздушного потока на выводы допускается утечка в 10 см в минуту, а минимальный уровень давления в системе может упасть до 1 Бар.

Как проверить клапаны осушителя

Для обеспечения контроля за предохранительным клапаном необходимо отключить регулятор давления в устройстве. Для этого перекрывается обратный винт. Схема проверки изображена на рисунке ниже.

Как настроить регулятор давления воздухоосушителя

  • Необходимо правильно установить винты в разъемы.
  • Ресивер должен быть заполнен до давления его отключения по шкале «В». Все регулировки должны быть представлены в инструкции к осушителю.
  • Винт 2 должен быть не затянут до упора примерно на 1,5 оборота.
  • Винт 1 нужно настроить до того момента, пока не произойдет открытие клапана.

Неисправности и ремонт

В некоторых случаях может потребоваться ремонт, неисправности могут быть вызваны негерметичностью тормозной системы. Прибор перестает в автоматическом режиме удалять влагу и конденсат. В этом случае может потребоваться замена уплотнительного кольца и пружин.

Порядок действий при устранении неисправностей:

  1. Демонтировать кронштейн при помощи гаечного ключа.
  2. Вывернуть крепежные элементы с радиатора осушителя.
  3. Провести внешний осмотр уплотнительных колец и очистить поверхность воздухоосушителя. При необходимости заменить износившиеся элементы.
  4. Вывернуть винты крышки накопителя.
  5. Отделить крышку от корпуса и заменить прокладку.
  6. Демонтировать упорное кольцо и стопорную шайбу.
  7. Если мембрана уплотнительного кольцевого механизма потеряла герметичность, заменить ее на новую.
  8. Если постоянно шипит воздух из сливного отверстия, заменить манжеты, демонтировав упорную шайбу со стержня.
  9. Проверить состояние перепускного клапана и пружины на износ.

Все ремонтные работы необходимо проводить, установив транспортное средство на специальную платформу и отключив силовой агрегат.

Цена на ремонт влагоотделительного устройства составляет от 1000 до 2000 руб.

Модели осушителей, устанавливаемых на автомобили Камаз

На современных моделях КамАЗ начиная с версии 65115 устанавливается осушитель от компании Вабко 4324101400. У него давление соответствует евро стандартам и равняется 10 бар. В комплекте к нему глушитель не предусмотрен.

Модель устройства от той же фирмы с номером 4324100800 поставляется в комплекте с глушителем. Но максимальное рабочее давление у него выше, максимум 13 бар.

Преимущества воздухоосушителя по сравнению с традиционным кондиционированием

Воздухоосушитель обладает следующими преимуществами:

  • конденсат не способен вызвать коррозию металлических частей тормозной системы;
  • тормозная система работает на постоянной основе более плавно;
  • ТО не требует больших денежных вложений;
  • регулятор давления реже выходит из строя.

А с какими проблемами в работе воздухоосушителя в Камаз доводилось сталкиваться вам? Как вы их решали?

Осушитель воздуха: защита и долговечность пневмосистемы грузовика

Пневматическая система грузовика очень чувствительна к содержанию в воздухе влаги — она вызывает коррозию и быстро выводит из строя важные узлы. Для удаления излишней влаги из воздуха используются осушители — о данном компоненте пневмосистемы отечественных грузовиков и автобусов рассказано в статье.

Назначение осушителя воздуха и его роль в пневмосистеме

В грузовых автомобилях и автобусах, включая КАМАЗ, МАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ и другие, применяется тормозная система с пневматическим приводом, от которой также работают и многие другие агрегаты (приводы дверей автобусов, приводы сцепления, детали пневмоподвески и т.д.). Пневматический привод — это большая система, в которую входят компрессор, регулятор давления и краны управления, ресиверы, исполнительные механизмы (пневматические тормозные камеры) и разнообразные датчики. Также в состав системы обязательно входит осушитель воздуха.

Осушитель воздуха, как понятно из названия, осуществляет удаление влаги из поступающего от компрессора в систему воздуха. Зачем нужна эта деталь? Дело в том, что атмосферный воздух всегда содержит в себе водяной пар, причем его количество (влажность воздуха) сильно зависит от региона, времени года, текущей температуры воздуха и даже времени суток. Эта влага при сжатии воздуха компрессором конденсируется и оседает на внутренних стенках деталей пневмосистемы в виде капель. Вода в системе вызывает коррозию, однако куда больший вред она наносит зимой — образовавшийся из конденсата лед способен разрушить детали клапанов и кранов или даже привести в негодность крупные агрегаты системы.

Может показаться, что в воздухе не так уж и много влаги, однако это совсем не так. В пневмосистеме с компрессором средней производительности только за день из воздуха может выпасть до 6-12 литров конденсата! Поэтому влагу из воздуха следует удалять и не допускать попадания конденсата в систему — именно эту задачу и решает осушитель сжатого воздуха. Он устанавливается сразу после компрессора, поэтому обеспечивает осушение всего поступающего в систему воздуха и предотвращает возможные негативные последствия.

Типы и применимость осушителей воздуха

Следует отметить, что в автомобилях КАМАЗ, МАЗ и других, а также в автобусах ПАЗ, ЛиАЗ и других для удаления влаги из воздуха применяется два принципиально разных типа устройств:

  • Трубчатые влагомаслоотделители;
  • Адсорбционные осушители.

Обычные влагомаслоотделители занимают достаточно много места и обладают не слишком высокой эффективностью, поэтому сегодня они постепенно вытесняются абсорбционными осушителями воздуха. Именно о последнем типе устройств мы и будем говорить дальше.

Осушители воздуха, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

  • Осушители воздуха без дополнительного функционала;
  • Осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами;
  • Осушители, объединенные с регуляторами давления, клапанами, маслоотделителем и другими устройствами — это модули подготовки воздуха.

Но независимо от типа, все осушители имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.

Общее устройство и принцип работы осушителя воздуха

Конструктивно осушитель состоит из двух блоков:

  • Литой корпус клапанов и регулятора давления;
  • Патрон осушителя воздуха.

В корпусе расположены все основные компоненты осушителя, обеспечивающие его работу и управление пневматической системой: регулятор давления, группа клапанов (обратный, предохранительный и другие), подогреватель корпуса и прочее. Также в корпусе выполнены воздушные каналы, а на его поверхности располагаются все необходимые патрубки и штуцеры. В нижней части корпуса находится глушитель («грибок»).

Сверху на корпусе посредством резьбы крепится осушительный патрон — именно он играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. Патрон содержит в себе цилиндрическую воздухопроницаемую емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на воздушные фильтры (обычно из волокнистых материалов), а сверху прижата пружиной. В дне патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для установки на корпус) и ряд периферийных отверстий меньшего размера — в целом, устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра.

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в корпус осушителя и через канал направляется в патрон (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны, и далее по нескольким магистралям поступает в систему (обычно на два автономных контура и в регенерационный ресивер).

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя — эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из регенерационного ресивера. Воздух, проходя через адсорбер, осушает его, и вместе с влагой выходит из осушителя через специальный клапан. Так как выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, на осушитель устанавливается глушитель.

В холодное время года при температурах ниже +5…+7°C в осушителе автоматически включается нагревательный элемент. Это необходимо для поддержания положительной температуры адсорбента независимо от температуры окружающей среды. При отрицательных температурах вода в адсорбенте может замерзнуть, что не только снижает эффективность осушителя, но и может привести к его деформации и разрыву.

Для подключения и управления нагревателем и клапанами на корпусе осушителя имеется специальный разъем. На автомобилях КАМАЗ, МАЗ и автобусах ПАЗ и ЛиАЗ устанавливаются осушители на 24 В.

Монтируется осушитель на правом лонжероне рамы, здесь же располагается часть ресиверов. Осушитель связан с компрессором и ресиверами посредством металлических и резиновых трубок.

Рекомендации по эксплуатации и ТО осушителя воздуха

Осушитель в течение всего времени работы не требует специального технического обслуживания, однако с периодичностью не менее одного раза в год необходимо производить замену осушительного патрона. С течением времени адсорбент теряет свои свойства и осушитель начинает работать менее эффективно. Отследить ухудшение работы осушителя трудно, поэтому следует просто менять патрон раз в год или даже чаще (в зависимости от условий эксплуатации).

Замена патрона осуществляется просто: необходимо вывернуть патрон (хватает усилия рук) и удалить старую прокладку, протереть место его установки, установить новую прокладку (желательно смазать ее небольшим количеством масла) и прикрутить новый патрон. При этом работы следует проводить при выключенной подаче воздуха в осушитель (можно дождаться полного заполнения ресиверов и отключения компрессора, или просто отсоединить магистраль со стороны компрессора).

При выходе из строя клапанов осушителя или интегрированного регулятора давления весь агрегат заменяется в сборе. Однако возможно заменить отдельно глушитель, который довольно часто выходит из строя.

При регулярной замене патрона и своевременном ремонте осушитель будет надежно защищать пневматическую систему автомобиля от воды и вызываемых ею негативных последствий.

Добавить комментарий