Требования к подкрановым путям мостовых кранов

Требования к подкрановым путям мостовых кранов

При разработке проекта, монтажа и эксплуатации рельсовых крановых путей необходимо руководствоваться требованиями Правил по кранам и СНиП 3.08.01—85. Сдачу и приемку крановых путей в эксплуатацию производят по акту, к которому обязательно прилагают результаты нивелировки пути, схему геодезической съемки поперечного профиля пути и данные по определению величины сопротивления растеканию тока в системе заземления рельсового пути. При этом допуски на установку крановых путей кранов-штабелеров более жесткие, чем на установку путей мостовых кранов. Данное требование продиктовано тем, что при перекосе моста крана- штабелера возникает перекос колонны, вызывающий уменьшение зазоров между нижней частью колонны и стеллажами. В случае передвижения крана колонна может зацепиться за стеллаж, чем вызовет возникновение аварийной ситуации.

Крепление подвесных крановых путей к перекрытиям промышленных зданий (складов) должно допускать возможность их регулирования по высоте для компенсации возможной усадки фундаментов, прогибов ферм и т. п. Концы крановых рельсов соединяют друг с другом (стыкуют) с помощью двухсторонних накладок и болтов или сваривают. При этом взаимные отклонения торцов рельсов в стыках в плане и по высоте не должны превышать 1…2 мм, а зазоры в стыках — 2 мм по головкам рельсов (для рельсов, уложенных на жесткие подкрановые балки). Стык рельсов, выполненный с помощью накладок, подвергается интенсивному разрушению вследствие действия ударных нагрузок, возникающих при передвижении крана (тележки). Сварка стыков позволяет снизить ударные нагрузки примерно в 2 раза и соответственно повысить долговечность кранового пути. Сварные швы располагают в шахматном порядке (в плане) со смещением одного относительно другого не менее, чем на 3 м.

Очевидно, что основание наземного кранового пути более податливо, чем жесткие подкрановые балки. Кроме того, такой крановый путь работает на открытом воздухе, где перепады температуры значительно выше, чем в помещении. Поэтому зазоры в стыках рельсов длиной 12,5 м должны быть больше 6 мм (контролировать при температуре окружающего воздуха 0 °С).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для ограничения пути передвижения грузоподъемного крана или грузовой тележки по обоим концам каждого кранового и те- лежечного пути устанавливают тупиковые упоры в виде вертикальных стоек (рис. 15). Тупиковые упоры предназначены для остановки крана (грузовой тележки) у края пути в случае отказа аппаратов управления приводами механизмов или их тормозов, а также невнимательности крановщика (небрежность управления) и должны воспринимать ударные нагрузки от крана (тележки), двигающегося с номинальной скоростью и максимальным грузом, поднятым в крайнее верхнее положение. Тупиковые упоры устанавливают на пути на расстоянии не менее 0,5 м от концов рельсов. При подходе грузоподъемного крана (грузовой тележки) к концу рельсового пути его буферная часть должна касаться деревянных подушек обоих тупиковых упоров одновременно. Перед упорами на крановых путях закрепляют выключающие линейки.

Для защиты обслуживающего кран персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями Правил по кранам и СН 102—76 крановые пути обязательно заземляют.

Эксплуатация крановых путей, рельсы которых имеют обмятые головки или провисшие более чем на 3 мм концы; трещины в головке или шейке рельса, а также по соединительным отверстиям; общую коррозию на глубине более 3 мм; износ головки более 6 мм по высоте и более 3 мм по ширине с каждой стороны и другие дефекты, запрещена.

Крановщику и ремонтным рабочим категорически запрещено производить какие-либо работы на крановых путях без специального разрешения, оформляемого в установленном порядке с выдачей наряда-допуска. О предстоящих работах необходимо уведомить всех крановщиков, краны которых работают в данном и смежных пролетах цеха, и сделать соответствующие записи в вахтенных журналах этих кранов.

Рис. 15. Установка тупикового упора в конце кранового пути:
1 — выключающая линейка, 2— деревянная подушка, 3— стойка, 4 — подкос, 5 — дополнительная опорная балка, 6 — полушпала, 7 — балластный слой

Книга: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

8. Крановый путь

8.1. К крановому пути должны применяться требования, изложенные в разделах 1-2, 9-11 настоящих Правил, с дополнениями, предусмотренными в настоящем разделе.

8.2. Устройство кранового пути (исключая пути железнодорожных кранов) должно производиться по проекту, разработанному специализированной организацией или предприятием — изготовителем крана, имеющими соответствующие лицензии.

При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.

Путь железнодорожного крана должен устраиваться и содержаться в соответствии с нормами МПС России.

8.3. В проекте кранового пути должны содержаться следующие основные сведения:

а) тип рельсов и допустимая нагрузка на рельс от колеса крана;

б) тип, сечение и длина шпалы;

в) расстояние между шпалами;

г) способ крепления рельсов между собой и к шпалам;

д) наличие подкладок между рельсами и шпалами, конструкция подкладок и способ их установки;

е) зазор между рельсами;

ж) материал и размер балластного слоя;

з) минимальный допустимый радиус кривой на криволинейных участках пути;

и) предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колесами и допуски на ширину колеи и на разность уровня головок рельсов;

к) конструкция тупиковых упоров;

л) устройство заземления кранового пути.

8.4. Крановый путь (исключая пути башенных и железнодорожных кранов) и пути грузовых подвесных тележек или электрических талей, оборудованные стрелками или поворотными кругами, а также места перехода крана или его тележки с одного пути на другой должны отвечать следующим требованиям:

а) обеспечивать плавный, без заеданий, проезд;

б) быть оборудованными замками с электрической блокировкой, исключающей переезд при незапертом замке;

в) иметь автоматически включаемую блокировку, исключающую сход тележки (электрической тали) с рельса при выезде ее на консоль расстыкованного участка пути;

г) обеспечивать управление переводом стрелки или поворотного круга от сигнала системы управления тележкой (электрической талью);

д) быть оборудованными единым выключателем для подачи напряжения на троллеи тележки (электрической тали), на механизмы управления стрелок и электрические аппараты блокировочных устройств.

8.5. Рельсы должны быть закреплены так, чтобы при передвижении крана исключалось их поперечное и продольное смещение.

8.6. Рельсы опорных кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы исключалось боковое и продольное их смещение при передвижении и работе крана. При креплении рельсов посредством сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации.

8.7. Переезд автомашин и автопогрузчиков через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда невозможен их объезд. Меры безопасности разрабатываются владельцем крана с учетом интенсивности их работы и движения транспорта.

8.8. Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта может быть допущено в отдельных обоснованных случаях, по согласованию с органами госгортехнадзора, после разработки мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом.

Пересечение пути портального крана с железнодорожными путями должно выполняться по проекту, разработанному специализированной организацией и согласованному с владельцами крана и железнодорожных путей.

8.9. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, указанные в руководстве по эксплуатации крана, не должны превышать величин, указанных в приложении 10. Дефекты рельсов и шпал кранового пути не должны превышать критериев браковки, приведенных в приложении 11.

8.10. В проекте кранового пути должен быть указан участок для стоянки крана в нерабочем состоянии.

8.11. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее, без учета последующего устройства над ними рельсового пути, должен быть выполнен расчет с целью исключения возможности повреждения этих коммуникаций и при необходимости разработан проект их перекрытия.

8.12. Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки кранового пути по форме согласно приложению 12, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки.

8.13. Проверка состояния кранового пути и измерение сопротивления его заземления должны производиться в соответствии с нормативными документами.

ГОСТ Р 51248-99 Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

ГОССТРОЙ РОССИИ

1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»

2 СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России

3 ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России

4 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.

5 ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85

Введение

Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.

При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.

Читайте также  Регулировка тормозного крана Камаз

Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.

В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.

Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.

Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель — Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель — Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России ( Д.П. Добжинский).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Общие технические требования

TRACKS OVERLAND RAIL CRANE

Дата введения 1999-06-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.

Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.

Стандарт может применяться для сертификации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний

ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)

Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)

Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).

3 Общие положения

3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.

3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.

3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.

3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.

3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.

3.4 Комплект документов должен содержать:

проектную и конструкторскую документацию;

паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;

акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);

разрешение на пуск в работу рельсового пути.

3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:

выкопировка из стройгенплана;

проект рельсового пути;

проект производства работ на устройство рельсового пути;

требования по эксплуатации рельсового пути.

3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:

план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;

конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);

конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);

допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;

к онструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;

конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);

указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;

* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.

пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.

3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:

состав и способы производства работ;

браковочные требования на элементы рельсового пути;

способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;

периодичность обследования и технического обслуживания.

4 Требования к устройству рельсовых путей

4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рису н ке 1 .

1 — рельсовый путь; 2 — башенный кран; 3 — водоотводное устройство;
4 — ограждение; 5 — возводимое здание

А — ширина земляного полотна;

Б = ( R — 0,5 K ) + 0,7 м — минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;

R — наибольший радиус поворотной части крана;

S — отклонение от прямолинейности рельсового пути;

L * — расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).

Рисунок 1 — Общий вид и основные контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей

4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.

4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;

поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 — 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;

земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.

4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55 — 1,75 г/см 3 коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.

4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.

4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.

При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.

4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:

4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.

В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.

4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.

Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.

4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами — над их стыками.

4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).

4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.

4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.

4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.

4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.

4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14-92и ГОСТ 12.3.009-76

4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:

4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.

Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.

Нагрузка от колеса на рельс, кН

Ориентировочная толщина балласта hб

щебеночного под железобетонными балками

песчаного под железобетонными балками

щебеночного под деревянными полушпалами

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

Читайте также  Расстояние от крана до строящегося здания

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов

при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов

Рельсовые пути мостового крана

Рельсовые пути являются важным компонентом мостового крана. Они должны выдерживать ключевые нагрузки, как транспортируемый груз, так и саму конструкцию крана. Крайне важно при изготовлении и подготовке к установке крановых путей учитывать условия эксплуатации грузоподъемного оборудования.

Нормы и требования к подкрановым путям мостовых кранов

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация рельсовых путей мостового крана строго регулируется. Это важно, так как рельсовые пути должны сохранять свою устойчивость к нагрузкам разной интенсивности, а также не нарушать целостность геометрии на протяжении длительного времени.

Основным документом, регламентирующим требования к рельсовым путям является межгосударственный стандарт ГОСТ 25546-82. Для подкрановых путей, в зависимости от режима работы, регуляция осуществляется по СНиП II-В. 3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования» и СНиП III-B. 5-62 «Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки». Документы отличаются, так как возможно изготовление подкрановых балок в металлическом и железобетонном исполнении.

Железобетонные подкрановые балки применяются для кранов легкого и среднего режимов работы и изготавливаются в соответствии со СНиП III-B. l—70 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные, Правила производства и приемки работ» и СНиП III-16-73 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные». Виды рельс подбираются исходя из типа мостового крана. Выбор определяется ГОСТ 6368-52*, ГОСТ 4121-76, ГОСТ 4224-54*.

В процессе составления проектной и конструкторской документации на изготовление и монтаж рельсовых путей, команда проектировщиков учитывает указанные требования. Специалисты разрабатывают проект рельсового пути, проект производства работ на устройство рельсового пути, затем составляют требования к эксплуатации. После чего формируется паспорт и сертификаты на элементы рельсового пути (комплектующие изделия и материалы). По завершению работ формируется акт сдачи-приема кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути). Заказчик получает разрешение на пуск рельсового пути в работу.

Устройство крановых путей мостовых кранов

В составе рельсовых путей выделяют две компоненты. Основная компонента, которая формирует направление движения мостового крана и ограничивает его рабочую зону, — это рельсы и подкрановые балки, на которые они крепятся. К дополнительным относятся элементы крепления — рельсы (полушпалки, болтовые или другие резьбовые соединения, скобы, подрельсовая прокладка), тормозные балки, буфера или фермы, пружины и другие низкомодульные устройства. Задачей дополнительных компонентов является обеспечение крепления и устойчивости рельсовых путей.

В отличии от путей для поезда, к рельсовым путям мостового крана предусматривается ряд более жестких требований. Расстояние между рельсами вдоль пролета балки варьируется в зависимости от устанавливаемого крана. Поэтому нагрузка на один и тот же участок рельсового пути мостового крана может достигать значительно больших значений, чем у путей поезда. При проектировании крановых необходимо внимательно рассчитать фундамент и способы крепления. А также, учесть режимы нагрузки и грузоподъемность мостового крана.

Способы крепления и набор конструктивных элементов рельсовых путей отличаются и зависят от типа крепления концевых тележек, интенсивности нагрузок, грузоподъемности и типа крана.

Согласно нормам, для мостового крана с грузоподъемностью до 10 тонн подходят рельсы Р18 или Р24. Для крана с подъемной массой до 30 тонн — Р38. А кранам, грузоподъемность которых превышает показатель в 30 тонн, необходимо рельсовое полотно Р50 или Р65. Это довольно массивные двухбалочные опорные мостовые краны, которые работают в металлургической, судостроительной и энергетической отрасли.

Виды рельсовых путей мостовых кранов

В зависимости от способа крепления концевых тележек и положения рельсовых путей в пространстве, различают:

  • подвесные крановые пути;
  • опорные крановые пути.

Особенности конструкции подвесных крановых путей

Представляют из себя рельсовую двутавровую конструкцию, прикрепленную к потолку или несущим фермам. В нижней ее части крепятся концевые тележки с колесами. Основная нагрузка в этом случае оказывается на нижнюю губу двутавра. Поэтому допустимая грузоподъемность для кранов, размещенных на подвесных крановых путях не превышает 5 тонн.

Особенности конструкции опорных крановых путей

Такие пути располагаются на специальных колоннах. Колонны обеспечивают большую грузоподъемность, за счет железобетонного или стального исполнения. Мостовые краны, установленные на опорные крановые пути, способны поднимать груз массой до 50 тонн.

  • Подкрановые пути мостового подвесного крана
  • Подкрановые пути мостового опорного крана

Роль и задачи дополнительных компонентов рельсового пути

Как уже упоминалось, помимо элементов крепления рельс, существует ряд компонентов, обеспечивающих дополнительную безопасность, эффективность и надежность рельсовых путей. По краям рельсовых путей возможна установка тормозных буферов. Они заблаговременно обеспечат снижение скорости движения крана у краев рельсового пути. Выделяют следующие буферные элементы:

  • ударные — движение замедляется за счет снижения кинетической силы;
  • безударные — кран прекращает движение при накате на упор или возвышение рельс;
  • комбинированные — сочетают в себе свойства двух предыдущих видов буферных элементов.

Звуковой сигнал служит для уведомления о преодолении краном определенных участков рельсового пути.

Помимо опций безопасности, важно следовать регулярному обслуживанию рельсовых путей. Проверять систему электроснабжения, заземления, целостность и исправность самих путей.

На заметку!

В случаях, когда стены цеха или складского помещения не рассчитаны для установки на них мостового крана, устанавливается независимая опорная металлическая конструкция под кран — крановая эстакада. Это также актуально, если необходимо оперативно организовать цеховое производство или погрузку-выгрузку с минимальной затратой средств на капитальное строительство отдельного здания. Наша компания разработает проект эстакады бесплатно при заказе изготовления мостового крана на нашем производстве.

Закажите рельсовые пути мостовых кранов «под ключ»

Мы разрабатываем проекты подкрановых путей мостовых кранов как стандартной, так и нестандартной конструкций. В кратчайшие сроки готовы предложить наиболее выгодный вариант мостового крана и подкрановых путей под Ваши задачи. Выберите необходимые виды мостовых кранов по ссылке. Свяжитесь с нами, и наши специалисты помогут определиться с оптимальной модификацией грузоподъемного оборудования.

Подкрановые пути мостовых кранов

Подкрановые пути мостовых кранов – это конструкция, на которой по рельсам перемещается грузоподъемный механизм. Говоря иначе, этот механизм представляет собой рельсы, уложенные на несущие опорные элементы – сварные конструкции, швеллера моста или двутавровые балки.

Подкрановые пути мостовых кранов имеют следующие конструктивные элементы:

  • рельсовое полотно, прикрепленное к подкрановым балкам из сварного металлопрофиля;
  • стальные вертикальные костыли, низкомодульные пружинно-прокладочные устройства;
  • упорно-направляющие блоки.

Подкрановый путь кран-балки может отличаться по принципу выполнения:

  • опорный – при установке опорного пути на балочные пролеты, нагрузка от которых идет на колонны здания или специально установленные эстакады. Такой тип путей применяется в случае, если мостовой кран перевозит большие грузы и проектируется как однопролетный;
  • подвесной – при закреплении подкранового механизма к потолочным перекрытиям промышленного здания. Может содержать несколько пролетов и рассчитан на работу менее грузоподъемных электроталей и кран-балок.

Подкрановый путь мостового крана должен отвечать требованиям норм ГОСТ 25546—82, так как оборудование испытывает постоянные интенсивные нагрузки и должны исправно функционировать в напряженных условиях промышленных зон, например на:

  • металлургических и строительных предприятиях;
  • складских помещениях и транспортных узлах при разгрузочно-погрузочных работах;
  • для перемещения грузов или узлов, имеющих крупные габариты;
  • для ввода в эксплуатацию промышленных объектов.

Подкрановые рельсовые пути мостового крана могут проектироваться как в типовом, так и в индивидуальном порядке проектными организациями, имеющими разрешение на проектирование помещений промышленного предназначения с монтажом на их территории грузоподъемных механизмов.

В проектно-строительной документации и привязке к объекту указываются нормативные отклонения прокладываемых подкрановых рельс или указание на регулирующие этот момент технические условия.

Сборка и установка механизма происходит поэтапно:

  1. Инженерно-технологический мониторинг здания или открытой промышленной площадки – фундамента, несущих колонн, пролетов между фермами, где планируется установка мостового крана.
  2. Производство конструкции из металлопроката и предмонтажные работы с элементами конструкции для минимизации сроков сборки на объекте.
  3. Создание проекта привязки к промышленному объекту и его конструктивным элементам.
  4. Транспортировка и монтаж конструкции по согласованию с заказчиком сроков доставки и состояния промплощадки для проведения работ с соблюдением требований нормативной документации.
  5. Монтаж подкрановых путей мостовых кранов и сдача в эксплуатацию логически завершаются рабочими испытаниями оборудования как в статике, так и в динамике, а по итогам монтажное предприятие и заказчик подписывают акты сдачи-приемки механизма.

Работы по техническому обслуживанию подкрановых путей мостовых кранов выполняются регулярно и подразумевают:

  • посменный мониторинг техперсоналом состояния колеи;
  • обязательную ежемесячную нивелировку рельсового оборудования мостового крана;
  • осмотр концевых упоров, на которые приходятся околопредельные нагрузки.

Эксплуатация рельсовых реек связана с масштабными нагрузками на оборудование и высокой изнашиваемостью грузоподъемника и подкрановой системы, в связи с чем может возникнуть потребность в ремонте: нивелировке, реконструкции или реставрации колеи, по которой перемещается кран-грузоподъемник.

Читайте также  Троллейный шинопровод для крана

Самостоятельный ремонт или неквалифицированное обслуживание путевого оборудования может повлечь за собой производственные аварии, что выразится в материальном ущербе для кранового механизма, перемещаемых им грузов, а также в производственном травматизме сотрудников промышленного предприятия.

Подобная серьезность вопроса требует особого внимания к подкрановым системам, проведению ремонтных работ и сервисного обслуживания механизмов только силами профильных организаций.

Навигация по разделу

Лидеры продаж

Двухножничные подъемные гидравлические столы
Гидравлические подъемные столы
Ленточные конвейеры
Малые консольные грузовые подъемники

ВСН 413-80: 4. Монтаж мостовых кранов

4.1. Содержание раздела распространяется на:
подвесные ручные и электрические краны (в том числе краны-штабелеры);
мостовые ручные и электрические краны общего назначения, специальные (магнитные, грейферные, с гибким подвесом траверсы, поворотной тележкой, подхватом), металлургические (заливочные, литейные, для раздевания слитков, колодцевые, ковочные и т.д.);
оборудование грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта.
4.2. Мостовые краны монтируют после сдачи по акту подкрановых путей в полном объеме или отдельными участками.
Допускается приемка отдельного выверенного участка подкрановых путей длиной не менее трех баз крана с установкой по концам этого участка временных тупиковых упоров. Допускаемые отклонения от проектных размеров смонтированных подвесных путей приведены в табл. 2, подкрановых — в табл. 3.

Отклонения для подкрановых путей мостовых кранов Размеры допускаемых отклонений, мм
Смещение оси рельса относительно оси подкрановой балки, мм 15
Расстояние между осями подкрановых рельсов (колея крана), мм 10
Непрямолинейность оси рельса, мм, на длине 40 м 15
Разность отметок головок рельсов на соседних
колоннах, мм, при расстоянии между колоннами L:
L 10 м 0,001 L, но не более 15
Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении пути:
на опорах 15
в пролете 20
Взаимное смещение торцов рельсов в стыках по высоте и в плане 2

4.3. Метод и порядок монтажа мостовых кранов определяется ППР или технологической запиской в зависимости от массы крана и отдельных его узлов, габаритных размеров крана и цеха, а также наличием монтажных механизмов на строительной площадке.
Мостовые краны общего назначения можно монтировать в сборе или отдельными узлами (два полумоста, тележка и кабина).
Порядок монтажа большинства металлургических и специальных кранов зависит от конструктивного их исполнения и условий поставки.
Рекомендуемая последовательность сборки этих кранов:
подъем моста отдельными узлами;

подъем и установка тележки (одной или двух) в сборе или отдельными частями;
сборка и выверка моста и тележки;
подъем кабины и других узлов крана;
запасовка канатов и подвешивание подъемного полиспаста крана;
испытание и сдача крана.
4.4. При поступлении в монтаж кранов отдельными элементами на площадке до подъема элементы крана укрупняют в блоки в соответствии с грузоподъемностью монтажного механизма. При этом учитывают массу электрооборудования, так как электрооборудование поднимают одновременно с узлом крана.
4.5. После стыковки моста на монтажных болтах замеряют его геометрические размеры; при соответствии фактических размеров проектным стыки соединяют согласно проекту на болтах, сварке или заклепках.
4.6. Собранное болтовое соединение проверяют щупом; пластина щупа толщиной 0,3 мм должна входить под накладку на глубину не более 20 мм.
4.7. При сборке конструкций под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах допусков, предусмотренных проектом. Сварку металлических конструкций кранов и контроль качества сварки производят согласно правилам Госгортехнадзора СССР и техническим условиям завода-изготовителя.
4.8. Требования, предъявляемые к установке заклепок, приведены в табл. 4.

Наименование дефекта Допускаемые значения
Вибрация или перемещение головки под ударами контрольного молотка Не допускается
Неплотное прилегание головки к склепываемому пакету Щуп толщиной 0,2 мм не должен проходить вглубь под головку более чем на 3 мм
Трещиноватость или рябина головки Не допускается
Зарубки на головке Не более 2 мм
Смещение головки с оси стержня Не более 0,1 диаметра стержня
Маломерная и недооформленная по высоте головка Не более 0,05 диаметра головки и не более 0,1 диаметра стержня на всю головку
Венчик вокруг головки Толщиной не менее 1,5 мм и не более 3 мм. Венчик толщиной менее 1,5 мм следует срубить
Зарубка поверхности металла обжимкой Не допускается
Неполное заполнение головкой потайной заклепки по диаметру головки Не более 0,1 диаметра стержня
Избыток или недостаток по высоте потайной заклепки Не более 0,5 мм, при необходимости избыток зачистить

4.9. Поставленные заклепки с отклонениями выше значений, приведенных в табл. 4, бракуют и заменяют.
4.10. Установленная на мост крана грузовая тележка должна опираться на все колеса. Разность расстояний между осями колес (база тележки), измеренная по двум сторонам, не должна превышать 2 мм.
4.11. Если поверхности катания подтележечных рельсов расположены не на одном уровне, обеспечивающем опирание всех ходовых колес тележки, разрешается под рельсы над диафрагмами балок установить подкладки толщиной до 20 мм.
4.12. Систему централизованной смазки монтируют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
4.13. Кабину монтируют после установки в ней электрооборудования и системы управления.
4.14. По окончании монтажа крана проверяют его фактические размеры. Отклонение практических размеров должно соответствовать допускам, предусмотренным заводской документацией, а при отсутствии их не превышать значений, приведенных в табл. 5.

Контролируемый размер Допуски, мм
Пролет крана:
при длине пролета до 34 м 5
при длине пролета, 34 — 50 м 6
при длине свыше 50 м 7.5
Разность диагоналей моста 5
Колея тележки:
при ширине до 7500 мм 3
при ширине свыше 7500 мм 5
Разность диагоналей тележки 3
Разность отметок головок подтележечных рельсов в
поперечном сечении при колее тележки, мм
до 3100, а также независимо от колеи тележки у колодцевых кранов, для раздевания слитков,
мульдозавалочных
5
от 3100 до 7500 8
свыше 7500 10
Смещение торцов подтележечных рельсов в стыках по высоте и в плане 1
Отклонение от горизонтальной плоскости крайних точек наружной плоскости катков 1 мм на 1 м

4.15. При монтаже специальных кранов (колодцевых и для раздевания слитков), имеющих шахту, последнюю присоединяют к раме тележки после ее установки на мосту крана. Распорки (пауки) внутри шахты срезают только после соединения шахты с тележкой.
Перед подъемом шахты в вертикальное положение во избежание поворота шахты на 180° следят за монтажными рисками, указанными на сборочном чертеже, корпусе шахты и раме тележки, которые должны быть одинаково ориентированы.
Кронштейны для кабин и площадок на шахте, а также сами кабины, как правило, следует устанавливать до подъема шахты.
4.16. Отклонение рабочих плоскостей шахты от линии отвеса не должно превышать 3 мм на всю длину шахты. После закрепления шахты к раме тележки монтируют оборудование внутри шахты согласно заводской инструкции.
4.17. Монтаж специальных кранов с лапами на траверсе осуществляют аналогичным способом. После монтажа моста и тележки под ними собирают шахту и траверсу, поднимая их с помощью полиспастов.
4.18. Механизмы верхней тележки собирают согласно чертежам, обращая внимание на оси конических катков механизма поворота, которые должны лежать в горизонтальной плоскости, параллельной плоскости кругового рельса.
Боковые ролики устанавливают с зазором 1-1,5 мм к внутренней поверхности кругового рельса. Наименьший зазор между нижней точкой бокового ролика и рамой тележки 10 мм. Положение траверсы регулируют так, чтобы ее продольная ось при подъеме и опускании была горизонтальной; отклонение не должно превышать 1 мм на 1 м длины траверсы.
4.19. При запасовке канатов механизмов подъема необходимо соблюдать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора СССР.

Монтаж оборудования грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта

4.20. Оборудование грузовых монорельсовых дорог (тали стационарные, передвижные с ручным приводом или с электроприводом, с управлением снизу или из кабины) заводы-изготовители поставляют, как правило, в сборе. Отдельным узлом поставляют кабину управления.
4.21. К монтажу талей приступают после приемки пути (монорельса). Требования, предъявляемые к однорельсовому пути:
балки пути к фермам или конструкциям перекрытия крепят болтами в соответствии с проектом;
смещение торцевых профилей на стыках не должно превышать 2 мм, а зазор между торцами балок — 3 мм;
4.22. После установки тали зазор между ребрами полки монорельса и ребордами колес тали должен составлять 2-3 мм.
4.23. У талей с управлением из кабины после подъема тали устанавливают кабину и соединяют с тележкой тали.
4.24. По окончании монтажа таль испытывают в соответствии с требованиями заводской документации и правил Госгортехнадзора.
4.25. Оборудование межцехового транспорта (электротягачи и др.) монтируют в соответствии с указаниями по монтажу электроталей (см. пп. 4.20 — 4.24 настоящей инструкции).