Основные параметры стреловых кранов
Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов: читаем по пунктам
Кран стрелового типа (англ. Jib type crane / фр. Appareil de levage du type grue; стреловой кран) — кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении.
Общая классификация
Стреловой кран «Пионер»
на крыше здания
К кранам стрелового типа относят:
Калькулятор
Сервис бесплатной оценки стоимости работы
- Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
- Расчет стоимости придет на почту и по СМС
Номер вашей заявки
Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.
Оформить еще одну заявку
Стреловые самоходные краны
Стреловым краном грузят танк КВ
Стреловые краны подразделяют на несколько групп, самая распространённая из которых — группа самоходных (передвижных) кранов, в зависимости от условий эксплуатации оборудуемых различными ходовыми устройствами.
Для независимого перемещения по местности они оснащены специальным ходовым устройством. Стреловое оборудование этих кранов — сменное. Всё это позволяет быстро изменять параметры и использовать их при выполнении широкого круга задач.
Стреловые краны относятся к группе универсальных кранов, предназначенных для подачи строительных конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. В процессе монтажных работ их используют для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа.
Кроме того, они широко применяются:
Достоинства и недостатки
Основное достоинство — способность быстро перебазироваться с одного объекта на другой, а затем сразу по прибытии на новое место начать работу. Благодаря этому краны успешно используются на рассредоточенных объектах с небольшим объёмом работ.
Главный недостаток — передвижение с грузом допускается со значительными ограничениями.
Классификация стреловых кранов
Самоходные стреловые краны
…на специальном шасси автомобильного типа
Стреловые самоходные краны классифицируют по следующим характеристикам: грузоподъёмности, конструкции ходовой части, типу привода, типу рабочего (стрелового) оборудования, а также по исполнению подвески стрелового оборудования.
Конструкция ходовой части
- По конструкции ходовой части (шасси), стреловые краны подразделяются на следующие виды:
Привод стреловых кранов
…Башенно-стреловое исполнение крана…
…стрела одноковшового экскаватора…
- В стреловых самоходных кранах используют:
- По типу привода механизмов самоходные стреловые краны делятся на две группы:
Тип стрелового оборудования
В стреловых кранах применяются:
Конструкция стрелового оборудования
По конструкции подразделяется на два основных типа:
По конструкции, в свою очередь, решётчатые стрелы подразделяются на четыре подвида:
Гибкая с системой канатов…
…жёсткая с гидроцилиндром…
Изменяемость длины стрелы
Длина стрелы может оставаться постоянной или изменяемой, при использовании специальных выдвижных устройств. По этому признаку стреловые устройства разделяют на:
Подвеска стрелового оборудования
В зависимости от используемого стрелового оборудования, различают два типа подвесок:
Параметры
Параметрами называются основные величины, характеризующие кран. Основными параметрами стреловых кранов являются:
Высотные
Скорости
Наклон и поворот
Для стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъёма наибольшего рабочего груза на расчётном уклоне при всех положениях поворотной части.
- Расчётный угол наклона — угол, величина которого:
При работе на выносных опорах для стреловых кранов угол наклона может приниматься 1° 30″. Расчётный угол наклона с башенно-стреловым оборудованием определяется проектирующей организацией и указывается в паспорте крана (в СССР введено информационно-директивным письмом Госгортехнадзора СССР от 26 августа 1971 года).
Габаритные
Маркировка
Каждой модели стрелового крана присваивают индекс, в котором зашифрованы его конструктивные особенности и основные характеристики.
Стреловой кран
Подъёмные механизмы, у которых грузозахватные устройства закреплены на специальной стреле, называются краны стрелового типа. Они получили широкое распространение для решения логистических задач на объектах различного назначения. Стреловой кран применяется при строительстве зданий, сооружений, загородных домов, промышленных объектов. Обладая хорошей мобильностью, грузоподъёмностью, надёжностью стреловой кран используется в самых труднодоступных местах. Установленные на автомобильном ходу они могут быстро перемещаться от одного объекта к другому существенно сокращая время для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Функциональные особенности
Многообразие задач, которые способен решать стреловой кран можно объединить общими функциональными особенностями. К таким особенностям относятся:
- возможность работы с грузами различной массы и габаритов;
- устанавливать стреловой кран в условиях пересечённой местности;
- проводить погрузочно-разгрузочные работы в различных климатических условиях;
- устанавливать в условиях городской среды на ограниченном пространстве.
Во многом функциональные особенности определяются конструкцией и характеристиками установленной стрелы.
Конструкция и принципы работы стреловых кранов
Основными элементами стреловых кранов являются:
- ходовое устройство или поворотная станина (если кран неподвижный);
- кабина управления;
- стрела;
- механизм крепления и подъёма груза;
- двигатель с системой передачи вращения на намоточный барабан;
- система изменения угла наклона (в зависимости от выбранного метода).
Весь механизм приводится в действие с помощью двигателя бензинового (дизельного) или электрического. Он позволяет изменять угол наклона и направления поворота платформы с кабиной управления.
Основным принципом работы стрелового крана является создание равновесия между подвешенным грузом и опорой. Благодаря существующим противовесам или точкам опоры создаётся этот баланс. В самоходных агрегатах специально предусмотрены опорные балки. В больших строительных агрегатах установлен компенсирующий груз, расположенный с обратной стороны груза.
Параметры стреловых кранов
Каждый стреловой кран имеет свои характеристики, которые определяют его технические возможности. На основании анализа осуществляют выбор необходимого агрегата. Основные параметры таких изделий регламентированы существующими стандартами. На их основании к таким параметрам относятся:
- грузоподъёмность (грузовая характеристика);
- максимальная длина стрелы;
- величина угла поворота в стационарном положении основания;
- допустимый вылет;
- разрешённая высота подъёма крюка;
- скорость перемещения груза (по высоте, углу места и дальности);
- время возврата выдвижной стрелы в исходное положение.
Грузоподъёмность стрелового крана определяет максимальную массу груза, которая может поднята на допустимую высоту. Этот параметр зависит от величины вылета с учётом устойчивости к опрокидыванию.
К характеристикам, характеризующим быстродействие стрелового крана относятся следующие скорости:
- изменения вылета крюка;
- подъёма груза;
- поворота в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси;
- транспортного перемещения.
Кроме перечисленных параметров важным показателем считается допустимый угол наклона стрелы, при которых кран не склонен к опрокидыванию.
Классификация кранов стрелового типа
Всё многообразие современных стреловых кранов можно классифицировать по следующим признакам:
- тип ходового устройства;
- установленному приводу;
- виду грузоподъёмного оборудования;
- изменяемости стрелы.
По типу ходового устройства подобные агрегаты можно разделить на передвижные (самоходные) и стационарные. Стреловые самоходные краны изготавливаются на колёсном, гусеничном или рельсовом ходу В качестве колёсного хода применяют грузовые, специальные автомобили или тракторы. Для улучшения фиксации при проведении работ и обеспечения безопасности применяют специальные пневматические опоры. Проведение работ на пересечённой местности или при наличии только необорудованных дорог весь механизм крепят на гусеничных самоходных агрегатах.
На строительных площадках устанавливают стрелочные краны, которые двигаются по заранее проложенным рельсам. В речных и морских портах, прибрежных зонах их устанавливают на специальное судно, которое может самостоятельно или с помощью буксира перемещаться по воде. Отдельным видом являются краны типа деррик. Они имеют вертикальную мачту, с двумя опорами. На ней с помощью шарниров установлена стрела.
В качестве привода башенный стреловой кран имеет:
- электрический один или несколько двигателей (использование нескольких двигателей позволяет осуществлять приводить в действие отдельно каждый механизм);
- механический привод реализован на двигателях внутреннего сгорания (бензиновом или дизельном);
- гидравлический использует принцип нагнетания жидкости (обычно специальное масло) в систему цилиндров различного диаметра;
- комбинированный применяется на кранах, в которых требуются различные системы управления, например, механические и гидравлические.
Поворотный механизм приводится подключённым к нему механизмом. Приведенная классификация соответствует перечню, утверждённому в принятых государственных стандартах.
Модификации стрел
В современных установках в основном применяют два типа стрелы: решётчатые и телескопические. Крановая стрела первого типа имеет форму решётки жёстко сваренная из прочного металла. Она имеет конечную длину. Поэтому изменение высоты подъёма, и дальности переноса груза, может осуществляться только за счёт изменения угла наклона.
Второй тип позволяет изменять её длину. Это производится с помощью специального механизма, который приводится в действие с помощью различных приводов. В современных агрегатах применяют три вида приводов:
- механический;
- гидравлический;
- электрический.
В первом случае движение телескопической стрелы осуществляется за счёт работы имеющегося двигателя внутреннего сгорания (чаще автомобильного). Во втором случае применяется гидравлический привод, состоящий из системы выдвижных цилиндров.
В остальных случаях для выдвижения элементов стрелы используется электрический двигатель. Он имеет самостоятельное питание, или приводится в движение от двигателя внутреннего сгорания. По количеству двигателей такие механизмы бывают одномоторными или многомоторными. Наличие нескольких двигателей позволяет увеличить мощность всего привода.
В некоторых моделях применяется так называемый смешанный привод. Когда одни элементы приводятся в движение механическим, а другие гидравлическим или электрическим способом.
По конструктивному исполнению стрелы делятся на следующие категории:
- прямые решётчатые;
- непрямолинейные;
- наращиваемые;
- шарнирно-сочленённые;
- телескопические.
По типу подвески стрелы бывают: гибкие и жёсткие. Первая реализована на приводном механизме с системой канатов. Вторая выполнена на гидравлических цилиндрах.
Особое распространение получили стрелы телескопической модели. Одной из разновидностей таких стрел является механизм с овоидным профилем. Он является комбинацией двух геометрических фигур: прямоугольника и эллипса. Для изготовления такой стрелы применяют специальные особо прочные марки стали. Такая стрела состоит из следующих элементов:
- набор стальных выдвижных секций;
- механизм перемещения секций;
- элементы фиксации;
- основание, к которому крепится стрела.
Процесс выдвижения её элементов производится с помощью гидроцилиндров и полиспаст. Для уменьшения силы трения и создания плавного хода в каждом элементе установлены специальные плиты скольжения. Устранение бокового смещения осуществляется благодаря установленным упорам и накладкам. Применение такого вида профиля (овоидного) позволило провести перераспределение нагрузки по всей длине каждой секции. На каждую из секций: верхнюю, нижнюю и боковую действуют следующие нагрузки. В момент выдвижения секции нижняя часть подвергается сжатию, верхняя – растяжение, а боковые части изгиб. Такое перераспределение нагрузок позволяет оптимизировать все действующие на конструкцию силы, что увеличивает её прочность и надёжность.
Общая характеристика стреловых самоходных кранов
Термин «самоходные краны» объединяет большую группу стреловых кранов, характеризуемых высокой транспортной маневренностью, независимым энергоснабжением и разнообразным рабочим оборудованием.
Маневренность обеспечивается ходовым оборудованием (гусеничным ли пневмоколесным), приспособленным для передвижения как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунтовым. Гусеничным ходом оборудуют преимущественно краны большой грузоподъемности, используемые на монтажных работах больших объемов с крупногабаритными грузами. Разновидностью гусеничных кранов являются краны небольшой грузоподъемности на базовых гусеничных тракторах или на базе тракторных узлов, в частности, краны-трубоукладчики, применяемые в трубопроводном строительстве.
Пневмоколесное ходовое оборудование, более маневренное, чем гусеничное, допускает движение с большой скоростью по дорогам с твердым покрытием и с умеренной скоростью по грунтовым и подготовленным дорогам стройплощадок. Краны с пневмоколесным ходовым оборудованием изготовляют на базе шасси стандартных грузовых автомобилей (автомобильные краны), специализированных пневмоколесных шасси (нормальных или короткобазовых) и многоосных шасси автомобильного типа.
Большая часть самоходных кранов выполняет работу в основном рабочем режиме. При этом для повышения устойчивости и по условиям допустимой загрузки пневматических шин краны с пневмоколесным ходовым оборудованием устанавливают на располагаемые по углам неповоротной рамы выносные опоры в виде выдвижных балок, поворотных или вертикальных откидных кронштейнов, на свободных концах которых устанавливают опирающиеся на клетки из деревянных брусьев винтовые домкраты или, чаще, гидравлические цилиндры. При работе с грузами небольшой массы и продольном расположении стрелы краны на пневмоколесном ходу могут передвигаться и работать без выносных опор.
Стреловые самоходные краны находят широкое применение в строительном производстве благодаря своей маневренности и возможности работы без устройства специального подкранового пути. Их используют в основном на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах.
Стреловые самоходные краны представляют собой стреловое или башенно-стреловое крановое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси. Такие краны являются основными грузоподъемными машинами на строительных площадках и трассах строительства различных коммуникаций. Широкое распространение стреловых самоходных кранов обеспечили: автономность привода, большая грузоподъемность (до 250 т), способность передвигаться вместе с грузом, высокие маневренность и мобильность, широкий диапазон параметров, легкость перебазировки с одного объекта на другой, возможность работы с различными видами сменного рабочего оборудования (универсальность) и т.п.
Различают стреловые самоходные краны общего назначения для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ широкого профиля и специальные для выполнения технологических операций определенного вида (краны-трубоукладчики, железнодорожные и плавучие краны и т.п.).
Каждый стреловой самоходный кран (рис. 1) состоит из следующих основных частей: ходового устройства 1, поворотной платформы 2 (с размещенными на ней силовой установкой, узлами привода, механизмами и кабиной машиниста с пультом управления, то есть крановым оборудованием), опорно-поворотного устройства 3 и стрелового 5 или башенно-стрелового оборудования. Основными параметрами кранов являются: механизм подъема груза, изменения вылета стрелы (крюка), вращения поворотной платформы и передвижения крана.
Рис. 1. Принципиальная схема самоходного стрелового крана
Основными параметрами стреловых самоходных кранов являются: масса крана, максимальная грузоподъемность, вылет крюка L, A1 и А2 соответственно относительно оси вращения поворотной платформы и ребра опрокидывания без выносных опор и с выносными опорами (ребро опрокидывания — это ось, относительно которой возможно опрокидывание крана при потере им устойчивости), максимальная высота подъема крюка Н, глубина его опускания h, колея ходовой тележки, ее база и т.д.
Все механизмы стреловых самоходных кранов оборудуют тормозами. Каждый кран имеет кабину для крановщика с размещенным в ней пультом управления. Некоторые краны имеют две кабины, одна из которых служит для управления при передвижении крана, а вторая для управления грузоподъемными работами. Краны оборудуются комплектом контрольной предохранительной аппаратуры.
Рабочее оборудование самоходных стреловых кранов выполняется в виде канатно-подвесной прямолинейной стрелы, канатно-подвесной стрелы с гуськом, канатно-подвесной телескопической, жесткоподвесной телескопической (рис. 2, б), а так же в виде башенно-стрелового оборудования (рис. 2, а).
Оборудованные стрелами с управляемым гуськом стреловые краны обеспечивают подъем груза на большую высоту со значительным вылетом крюка. Однако наклонное положение стрелы суживает возможности использования подстрелового пространства на размер L (см. рис. 1, а). При применении башенно-стрелового оборудования площадь обслуживания в плане увеличивается в 2 раза.
Рис. 2. Схема стрелового оборудования стреловых самоходных кранов:
а — прямолинейная стрела и башенно-стреловое оборудование;
б — жесткоподвесная телескопическая стрела.
Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют: — по грузоподъемности — легкие (грузоподъемностью до 10 т), средние (грузоподъемностью 10…25 т) и тяжелые (грузоподъемностью от 25 т и более); — по типу ходового устройства — автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей), тракторные (навесные на серийные тракторы), на шасси автомобильного типа, пневмоколесные и гусеничные, имеющие специальные шасси; — по количеству и расположению силовых установок — с одной силовой установкой на ходовом устройстве (шасси), с одной силовой установкой на поворотной части и с двумя силовыми установками; — по количеству приводных двигателей механизмов — с одно- и многомоторным приводами; — по типу привода — с механическим, электрическим и гидравлическим приводами; — по количеству и расположению кабин управления — с кабинами, только на шасси, только на поворотной платформе, на шасси и на поворотной платформе; — по конструкции стрелы — со стрелой неизменяемой длины, с выдвижной и телескопической стрелами; — по способу подвески стрелы — с гибкой (на канатных полиспастах) и жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской. В каждой из этих групп краны классифицируются по грузоподъемности, типу силового оборудования (дизельный или карбюраторный двигатель), виду привода от силовой установки к исполнительным механизмам (механический, электрический, гидравлический), виду рабочего оборудования, типу стрелы (прямолинейная, телескопическая, стрела с гуськом, башня со стрелой).
Основные типоразмеры и параметры современных стреловых самоходных кранов, а также технические требования к ним регламентированы ГОСТ 22827-85 «Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические условия». В соответствии с этим стандартом предусмотрен выпуск десяти размерных групп стреловых самоходных кранов грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100; 160 и 250 т. Указанные грузоподъемности кранов — это максимально допустимая масса груза, которую может поднять кран данной размерной группы при минимальном вылете основной стрелы.
Индексация. Всем моделям стреловых самоходных кранов общего назначения, выпускаемым заводами, присваивается индекс, структурная схема которого показана на рис. 3. Первые две буквы индекса КС обозначают кран стреловой самоходный; четыре основные цифры индекса последовательно обозначают: размерную группу (грузоподъемность в т) крана, тип ходового устройства, способ подвески стрелового оборудования и порядковый номер данной модели крана.
Рис. 3. Система индексации стреловых самоходных кранов
Десять размерных групп кранов обозначаются соответственно цифрами с 1 по 10. Тип ходового устройства указывается цифрами с 1 по 9, причем цифра 1 обозначает гусеничное устройство (Г), 2 — гусеничное уширенное (ГУ), 3 — пневмоколесное (П), 4 — специальное шасси автомобильного типа (Ш), 5 — шасси стандартного грузового автомобиля (А), 6 — шасси серийного трактора (Тр), 7 — прицепное ходовое устройство (Пр), 8,9 — резерв. Способ подвески стрелового оборудования указывается цифрами или 7, обозначающими соответственно гибкую или жесткую подвеску. Последняя цифра индекса (цифра с 1 по 9) обозначает порядковый номер модели крана. Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т.д.) обозначает порядковую модернизацию данного крана, последующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) — вид специального климатического исполнения машины: ХЛ — северное, Т — тропическое, ТВ — для работы во влажных тропиках.
Например, индекс КС-4561АХЛ обозначает: кран стреловой самоходный, 4-й размерной группы (грузоподъемностью 16 т), на стандартном шасси грузового автомобиля, с гибкой подвеской стрелового оборудования. первая модель, прошедшая первую модернизацию, в северном исполнении.
Стреловые самоходные краны, классификация, индексация, главные и основные параметры, производительность.
Стреловые самоходные краны представляют собой стреловое или башенно-стреловое крановое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси.
Стреловые самоходные краны общего назначения (рис. 60)
классифицируют:
а) по грузоподъемности – легкие (10 т), средние (10…25 т)
и тяжелые (более 25 т);
б) по типу ходового устройства – автомобильные, тракторные, пневмоколесные и гусеничные;
в) по количеству и расположению силовых установок – с одной силовой установкой на ходовом устройстве, с одной силовой установкой на поворотной части и с двумя силовыми установками;
г) по типу привода – с механическим, электрическим и гидравлическим приводами;
д) по конструкции стрелы – со стрелой неизменяемой длины,с выдвижной и телескопической стрелами;
е) по способу подвески стрелы – с гибкой (на канатных полиспастах) и жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.
Грузоподъемность G – главный параметр стреловых самоходных кранов.Основным параметрам этих кранов относятся следующие:
− вылет стрелы L – расстояние от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка;
− вылет стрелы от ребра опрокидывания – расстояние от ребра опрокидывания до центра зева крюка;
− высота подъема крюка H – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении;
− глубина опускания крюка h – расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем нижнем рабочем положении;
− скорость подъема и опускания груза;
− частота вращения поворотной части крана;
− скорость телескопирования (движения секций телескопических стрел относительно основной секции при изменении длины);
− транспортная скорость крана;
− колея крана K – расстояние между вертикальными осями,проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства;
− база крана B – расстояние между вертикальными осями передних и задних колес;
– минимальный радиус поворота крана Rmin;
− мощностные и массово-геометрические параметры.
Сменная эксплуатационная производительность кранов
где tсм – продолжительность смены, ч;
G – грузоподъемность крана, т; n=3600/Тц
n – количество циклов, совершаемых краном за один час работы;
Kг – коэффициент использования крана по грузоподъемности;
Kв – коэффициент использования крана по времени в течение
Ручные машины с пиротехническим приводом.
крепления к строительным основаниям различных строительных деталей выполняются, как правило,
с применением ручных машин с пиротехническим приводом – пороховых монтажных пистолетов, принцип действия которых основан на использовании энергии расширяющихся пороховых газов. Мон-
тажные пистолеты выстреливают (забивают) в бетонные, кирпичные, шлако- и керамзитобетонные основания силой взрыва порохового заряда специальные крепежные детали – стальные дюбеля.
Различают дюбеля-гвозди и дюбеля-винты.
Билет 24
Про выбор монтажного крана.
При выборе кранов руководствуются их параметрическими, детерминированными и свободными характеристиками.
Параметрические характеристики учитывают максимальную массу элементов, максимальное удаление монтируемых элементов от оси вращения крана и высоту подъема. К детерминированным относятся соответствия параметров кранов технологическим ограничениям при производстве монтажных работ
Свободные характеристики включают в себя организационные ограничения по темпу монтажа, производительности кранов, дальности их перебазирования.
Требуемая грузоподъемность крана
где Qк – требуемая минимальная грузоподъемность крана, т;
mэ – масса монтируемого элемента, т;
mос – масса монтажной оснастки, т;
mгр – масса грузозахватных устройств, т
Полиспасты
Полиспаст представляет собой систему подвижных (перемещающихся в пространстве) и неподвижных блочных обойм, огибаемых по определенной системе одним общим канатом.
няют для выигрыша в силе (редукторные полиспасты) или в скорости (мультипликаторные полиспасты).
По количеству ветвей каната, навиваемых на барабан и определяющих тип полиспаста, различают одинарные и сдвоенные полиспасты. Основной характеристикой полиспаста является его кратность Uп. Ее определяют как отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз, к числу ветвей каната, наматываемых на барабан.Длина каната L одинарного полиспаста, наматываемого на барабан, при высоте подъема груза h и кратности полиспаста Uп рассчитывается по формуле L = Uп h.
Билет 26
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Основные параметры стреловых самоходных кранов
Величины, характеризующие технические возможности и технологические свойства машины, называют параметрами. Рассмотрим основные параметры автомобильного крана.
Грузоподъемность Q — наибольшая масса груза, поднимаемого на данном вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) — расстояние (по горизонтали) от оси вращения поворотной части крана ОО до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания — расстояние (по горизонтали) от ребра опрокидывания до центра зева крюка: А1 — при работе без выносных опор, А2 — на выносных опорах.
Рис. 4. Основные параметры автомобильных стреловых самоходных кранов:
O1O1 и О2О2 — условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах
Рис. 5. График грузоподъемности (а) и зона работы (б) крана КС-4571:
1 — 3 — грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на выносных
опорах, 4 — грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без выносных опор
Грузоподъемность крана зависит от вылета. Эту зависимость называют грузовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,а): на горизонтальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной — грузоподъемность Q, соответствующую этому вылету. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета. Чем больше вылет, тем меньше грузоподъемность крана.
С помощью графика грузоподъемности можно определить массу груза, которую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на заданном вылете. На графике также видна зависимость грузоподъемности крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор — только 4 т.
В меньшей степени грузоподъемность крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м — 8,7 т. Эта разница в грузоподъемности крана определяется увеличением массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе грузозахватным приспособлением его масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза входит также масса грейфера или магнита, если они использованы в качестве грузозахватного устройства.
При подъеме груза массой Q на грузозахватное устройство крана действует грузоподъемная сила G = 9,81Q. Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство крана.
Произведение вылета на соответствующую ей грузоподъемную силу называют грузовым моментом M=GL, где L — вылет от ребра опрокидывания; G — соответствующая ему грузоподъемная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка h — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.
Параметры L и А (А1 или А2) определяют возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Н и h — по вертикали. При работе на выносных опорах значение А2 зависит от значения В — расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних выносных опор, когда они находятся в рабочем положении: A2 = L—0,5В. Это расстояние называется поперечной B1 или продольной В2 (см. рис. 5, 6) базой выносных опор.
При вращении поворотной части крана стреловое оборудование перемещается относительно шасси машины в некотором секторе о, а, b, с, . о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания выносных опор провести окружность a‘, b‘, с’, . а‘, то в рабочей зоне образуется кольцо а, b, с, . с’, b‘, а’, а, в котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза. Площадь а, b, с,. с‘, b‘, а’, а называется полезной рабочей зоной.
Центральный угол , соответствующий двум крайним положениям стрелового оборудования, называется зоной работы крана. Если кран может работать при любом положении стрелового оборудования относительно шасси, то зона работы крана = 360°.
Рабочий цикл Т — время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П — общая масса грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном за час (т/ч) или смену (т/смена). Часто производительность крана измеряют по числу рабочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко подсчитать число рабочих циклов, необходимое для выполнения какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки. Производительность крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии и организации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства работ. Если такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза vn — скорость вертикального перемещения груза.
Скорость посадки vм — минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения п поворотной части крана – число оборотов поворотной части в единицу времени.
Скорость изменения вылета vB — горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета t — время, необходимое на изменение вылета от одного предельного положения стрелы до другого.
При невыдвижных стрелах параметры vв и t определяют при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных и телескопических стрелах — при изменении вылета как за счет подъема (опускания) стрелы, так и за счет выдвижения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел vс — скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана vпр — скорость передвижения крана по рабочей площадке со стреловым оборудованием, находящимся в рабочем положении, и подвешенным грузом, если передвижение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана vп.т — скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится в транспортном положении.
Общая (эксплуатационная) масса крана Gp — масса крана со стреловым оборудованием и противовесом при полной заправке крана топливосмазочными материалами.
Конструктивная масса крана GK — масса крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Нагрузка на ходовую ось Ро или колесо Рк — наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну ось или одно колесо в транспортном положении крана.
Нагрузка на выносную опору Рв.о — наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну опору при работе крана (стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт γв.о — отношение нагрузки на выносную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки.
Колея крана К — расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства: K1 — при односкатных, К2 — двускатных колесах.
База крана Вк — расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес.
База баланснрной тележки шасси Вт — расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной ходовой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси Rmin (рис. 6, г) — расстояние от центра поворота до средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси Дш — ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана RK (рис. 7, а) — расстояние от центра поворота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Минимальная ширина разворота Дг — ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда Д2 (рис. 7,6) и выезда Д3 крана — ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути — наибольший угол подъема, преодолеваемый краном, двигающимся с постоянной скоростью.
Рис. 6. Параметры, характеризующие маневренность шасси автомобиля
Рис. 7. Параметры, характеризующие маневренность крана
Мощность силовой установки N — мощность двигателя внутреннего сгорания, установленного на шасси базового автомобиля.
Под базовым автомобилем имеется в виду автомобиль, ходовая часть которого входит в ходовое устройство крана. В характеристике крана мощность двигателей внутреннего сгорания иногда указывают в лошадиных силах (1 л. с. = 0,736 кВт). Для кранов с электрическим приводом в характеристике указывают также мощность каждого из электрических двигателей отдельных механизмов. Для кранов с гидравлическим приводом вместо мощности указывают предельный момент на валу гидравлических моторов.
Конструктивные особенности и классификация стреловых кранов: рассматриваем обстоятельно
Кран стрелового типа (англ. Jib type crane / фр. Appareil de levage du type grue; стреловой кран) — кран, у которого грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или подвешено к грузовой тележке, перемещающейся вдоль стрелы[1]. Выпускаются в передвижном и стационарном исполнении[2].
Общая классификация
Стреловой кран «Пионер»
на крыше здания
К кранам стрелового типа относят:
Передвижные краны
Среди всех групп грузоподъемных машин самыми распространенными являются стреловые самоходные краны, которые оборудуются различными движителями в зависимости от условий эксплуатации и поставленных задач.
Широкое распространение этой группы спецтехники было обеспечено:
- автономным приводом;
- мобильностью и высокой маневренностью;
- способностью перемещаться вместе с грузом;
- высокой грузоподъемностью;
- способностью к быстрой транспортировке на другой объект;
- универсальностью – возможностью установки различного сменного оборудования.
Самоходные краны имеют сменную стрелу, что позволяет менять параметры спецтехники и использовать ее для выполнения различных работ. Передвижной кран стрелового типа широко применяется при строительстве мостов и объектов энергетической промышленности, а также для погрузки тяжеловесного транспорта перед его транспортировкой.
Классификация стреловых кранов[править | править код]
Самоходные стреловые краны
…на специальном шасси автомобильного типа
Стреловые самоходные краны классифицируют по следующим характеристикам: грузоподъёмности, конструкции ходовой части, типу привода, типу рабочего (стрелового) оборудования[2], а также по исполнению подвески стрелового оборудования[4].
Конструкция ходовой части[править | править код]
- По конструкции ходовой части (шасси), стреловые краны подразделяются на следующие виды:
Привод стреловых кранов[править | править код]
…Башенно-стреловое исполнение крана…
…стрела одноковшового экскаватора…
- В стреловых самоходных кранах используют:
- По типу привода механизмов самоходные стреловые краны делятся на две группы:
Тип стрелового оборудования[править | править код]
В стреловых кранах применяются:
Конструкция стрелового оборудования[править | править код]
По конструкции подразделяется на два основных типа:
По конструкции, в свою очередь, решётчатые стрелы подразделяются на четыре подвида:
Гибкая с системой канатов…
…жёсткая с гидроцилиндром…
Изменяемость длины стрелы[править | править код]
Длина стрелы может оставаться постоянной или изменяемой, при использовании специальных выдвижных устройств[2]. По этому признаку стреловые устройства разделяют на:
Подвеска стрелового оборудования[править | править код]
В зависимости от используемого стрелового оборудования, различают два типа подвесок:
Конструкция стреловых кранов
неповоротная рама – корпус машины;
Это конструкция для самого общего случая, конкретные же модели могут быть дополнены и другими ключевыми частями и механизмами.
Привод стреловых кранов
Основным рабочим элементом является привод, который отвечает за перемещение грузов. Наибольшее распространение получил кран стреловой с механическим типом привода. В нем все узлы приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания на дизельном топливе или бензине.
Краны с электрическим приводом широко применяются на городских строительных площадках, где подключаются к электрическим линиям. Для автономной работы требуют установку дизельного генератора. В связи с этим за городской чертой стала популярна спецтехника с гидравлическим приводом, где каждый механизм машины оснащается собственным гидравлическим двигателем.
При этом краны делят на одномоторные, где все рабочие узлы приводятся в действие силовыми установками, работающими на один вал, и многомоторные, где каждый механизм получает движение от собственного отдельного двигателя.
Грузоподъемность стреловых кранов
Основной величиной, характеризующей кран, является его грузоподъемность – максимальная масса груза, которую способен поднять кран.
Согласно этому параметру спецтехника бывает:
- легкой – до 10 тонн;
- средней – до 25 тонн;
- тяжелой – более 25 тонн.
В величину грузоподъемности также включают массу рабочего оборудования – грузозахватных приспособлений, грейферов или электромагнитов. Грузоподъемность зависит от радиуса действия стрелы с учетом устойчивости спецтехники к опрокидыванию, а также прочности рабочих узлов.