Трактор ДТ 20 технические характеристики

Технические характеристики трактора ДТ-20

Трактор ДТ-20 – легенда советского послевоенного тракторостроения. Харьковский тракторный завод за период с 1959 по 1968 годы выпустил 248,4 тысяч машин в 12 модификациях. В настоящее время работоспособных тракторов практически не осталось. Некоторые отреставрированные экземпляры находятся в музеях, единичные модели восстанавливаются энтузиастами, но их время ушло, а технические характеристики трактора ДТ-20 устарели.

Базовая модель трактора ДТ-20

Инженерные и конструкторские решения, использованные в ХТЗ ДТ-20, легли в основу дальнейших разработок сельскохозяйственных машин. Эта модель послужила прототипом для тракторов ДТ-25 и ДТ-75.

Предназначение трактора ДТ-20

Малогабаритная сельскохозяйственная машина разрабатывалась в расчете на массовое производство и должна была занять сегмент универсальных тракторов для всех типов хозяйств. Основное ее назначение — транспортировка навесных орудий при обработке посадок. Пропашные работы возможны только на легком грунте. В хозяйствах также используют эту спецтехнику как компактный тягач. Вес трактора ДТ-20 – 1,5 тонны, вес транспортируемого груза – всего 700 килограмм, но этого хватает для вывоза урожая с поля к месту перегрузки.

Главным потребителем техники стали виноградарские, садоводческие и овощеводческие хозяйства, в том числе тепличные. Разработчики сделали из трактора трансформер: с переменным клиренсом, регулируемой шириной колеи, возможностью разворота поста управления на 180 градусов и переделки на движение задним ходом (реверс).

Длина базовой модели трактора – 3040 мм. Ширина – 1304 мм. Высота – 1442 мм.

Основные технические характеристики ДТ-20

Параметр Значение
Мощность двигателя 18 л.с. (13,2 кВт)
Рабочая скорость вперед 5,03-18 км/ч
Скорость реверсная 16 км/ч
Специальная скорость при подключении ВОМ> 0,87 км/ч
Габариты Переменные, зависят от модификации
Масса 1,5 т
Грузоподъемность прицепа 700 кг

Двигатель

На тракторе ДТ-20 установлен одноцилиндровый четырехтактный дизель с непосредственным впрыском. Максимальная мощность при 1800 оборотах/минуту составляет 20 лошадиных сил, номинальная мощность при 1600 оборотах/минуту = 18 л.с. Водяное охлаждение предохраняет двигатель от перегрева в любую жару. Запускается электрическим стартером.

Основные параметры двигателя:

  • диаметр цилиндра – 125 мм;
  • ход поршня – 140 мм;
  • номинальная частота вращения – 1600 об./мин.;
  • максимальная частота вращения – 1800 об./мин.;
  • специальная частота при подключении ВОМ – 900 об./мин.;
  • объем бензобака – 45 литров;
  • расход топлива – 200 г/л.с. в час.

Очевидно, что трактор мог проработать без дозаправки световой день – 12 часов.

Конструкция, трансмиссия и ходовая часть

В тракторе отсутствует рама. Жестко связанные узлы двигатель-коробка передач-ведущий мост образуют основу, на которую прикреплены все прочие узлы, механизмы и органы управления.

Задние колеса – ведущие, передние – управляемые. Крепление передних колес к мосту жесткое, но сам мост качается по вертикали, реагируя на неровности.

Коробка передач механическая, обеспечивает четыре передаточных числа вперед, задняя передача не предусмотрена, вместо нее используется реверс.

Кабина

Кабина в тракторе ДТ-20 отсутствует. Оборудован открытый пост управления машиной, оснащенный жестко закрепленным сиденьем для тракториста и никак не защищенный от погодных условий. Завод устанавливает тент, но его срывает ветром и он не спасает от дождя, поэтому от него в хозяйствах отказались.

В пост управления выведены рулевое колесо на вертикальной колонке, рычаг сцепления, рычаг передач, рычаг включения реверса, педали правого и левого тормоза и газа.

Органы управления приспособлены для разворота поста управления на 1800 и эксплуатации трактора в реверсном режиме движения.

Навесное оборудование

Заводское навесное оборудование ориентировано для виноградарства, но допускается навешивать и другие агрегаты.

Производитель разработал в комплекте поставки:

  • подборщик лозы типа ЛВН-1,5;
  • прицеп с устройством самовыгрузки (принцип самосвала) АВН-0,5 для транспортировки гроздей винного винограда к границе виноградника;
  • системы опыления и опрыскивания:
    • универсальная система ОНК-Б;
    • опрыскиватель ОВПН «Заря»;
    • опыливатель ОШУ-50.
  • специальная волокуша;
  • для работы на льняных полях опционально подборщик льна.

В хозяйствах к трактору подвешивали бороны, культиваторы, легкие плуги, косилки.

Модификации трактора

Популярность ДТ-20 за рубежом потребовала продумать экспортное исполнение базовой модели с учетом законодательства стран-покупателей, а широкий спектр применения хозяйствами внутри государства – учесть специфику возделываемых культур.

Основные базовые модификации

«ДТ-20-С1» – установлены шины «8-32», модель предназначена для пропашки и культивации междурядий.

«ДТ-20-С2» – установлены шины «10-28», универсальная модель для работ общего назначения и транспортировки прицепа на небольшие расстояния.

«ДТ-20-С3» – колеса «10-28», расширены крылья, добавлена светотехника – ходовые фары, стопы, фара заднего хода. Предусмотрено крепление номерного знака.

«ДТ-20-С4» – аналог «ДТ-20-С3» для стран с левосторонним движением.

«ДТ-20-С5» – исключительно для Нидерландов и Франции. Огни расположены в соответствии с требованиями местных законов, также, по требованию покупателя, улучшена система охлаждения.

«ДТ-20-С6» – расширены возможности работы с навесным и прицепным оборудованием.

«ДТ-20В» – зауженный гусеничный вариант трактора, для работы в междурядьях виноградников и на овощных плантациях.

«ДТ-20К» – модификация для обработки высокорослых культур. Клиренс составляет 1,5 метра, а дорожная колея – 2,1 метра. Побеги культур, например, кукурузы, трактор этой модификации мог пропускать под собой.

«ДТ-20У» (узкий). Особо узкая и маневренная модель трактора для работы в ограниченных пространствах — теплицах, животноводческих фермах.

Все модификации «ДТ-20» выпускались в «высоком» и «низком» исполнении. Условно – для садоводства и овощеводства. Клиренс «низкого» исполнения – 0,308 метра, клиренс «высокого» исполнения – 0,515 метра.

Трактор ДТ-20 — простая модель для сельхоз работ

Лёгкий трактор ДТ-20 тягового класса 0,6 выпускался на заводе в советском городе Харькове вплоть до 69 года прошлого века. Агрегат сконструирован для перевозки грузов и проведения сельскохозяйственных мероприятий с прицепом и дополнительным оборудованием.

Основные технические параметры

В сравнении с прототипом ДТ-14Б более раннего года выпуска, у образца советской техники более широкие крылья и измененные тентовые стойки. Конструктивно улучшен картер основной передач, встроена педаль для подключения сразу двух тормозов.

ХТЗ выпустил всего 248,4 тысячи экземпляров легендарного трактора, частично проданных за границу. Раритет служит экспонатом в нескольких музеях. Некоторые, дожившие до сегодняшнего дня, модели успешно эксплуатируются и выполняют сельскохозяйственные мероприятия на молдавских, украинских, прибалтийских и среднеазиатских полях и садах.

Характеристики двигателя

Одноцилиндровый 4-тактный мотор маркируется символами Д-20 и является доработанной версией надежного двигателя Д-14В. В связи с установкой кривошипа коленвала с другими параметрами изменена форма боковых стен картера. Расширены отверстия для установки подшипников в связи с увеличенными оборотами мотора.

В установке реализован впрыск дизтоплива в камеру сгорания, эффективно действует система водяного охлаждения. Диапазон хода поршня между нижней и верхней точками расширили до 14 см, форма сапуна изменилась, увеличилась головка цилиндра, расширен картер.

В Д-20 равномернее распределяется горючее по внутренней поршневой камере, вырос индекс наполнения, а в рабочем цилиндре лучше используется воздух. При экономии расхода топлива выросло эффективное давление.

При вращении коленвала 1.600 оборотов за минуту мощность мотора достигает 18 л. с. и составляет 13,2 кВт (20 л. с.) при скорости 1.800.

Среди важных технических характеристик мотора нужно отметить:

  • 0,2 кг топлива расходуется каждый час на лошадиную силу,
  • в топливную емкость помещается 45 литров горючего,
  • 14 см составляет ход поршня,
  • смазка выполняется разбрызгиванием и под давлением,
  • вертикальное расположение цилиндра диаметром 125 мм,
  • шестереночный насос нагнетает масло,
  • коленвал вращается со скоростью 1800 оборотов в минуту.

Оснащение 3-ступенчатой системой очищения воздуха увеличило время работы комплектующих двигателя, не особенно требовательного к условиям работы и качеству дизтоплива.

Кабина

Инженеры решили сэкономить на стеклах и металлической конструкции, поэтому уменьшили нагрузку на трассу отсутствием кабины. Вместо нее оператора на посту управления защищает тент. Вместо неудобного кресла, намертво закрепленного в раме, для механизатора установлено сидение.

Объемы расхода дизельного топлива

Очень экономичный мотор с одним цилиндром расходует каждый час 0,2 кг на каждую лошадиную силу. Полный 45-литровый бак опустошается за 12,5 рабочих часов.

Весовые и габаритные параметры

Машина выпускалась в двух модификациях. Низкий вариант с просветом 30,8 см высотой до 1,8 м создан для полевых нужд. Высокая модель с просветом 51,5 см высотой 1,231 м разработана для садовых мероприятий.

На базе агрегата весом 1.560 кг сконструированы модели ДТ-75 и ДТ-25.

На трактор ДТ-20 монтировали навесную систему с длинным козырьком (до 3 м) для защиты механизатора от дождя и палящего солнца. Рама закреплялась на двух крыльях специальными кронштейнами.

Ходовая часть и гидравлическая система

Амортизация ходовой части достигнута благодаря передним колесам, жестко соединённым с одноименным мостом, балансирующим вертикально. Для управления трансмиссией с дисковой фрикционной муфтой встроен механический рычаг. С включенным реверсом зеркально управляемый трактор движется назад со скоростью 16 км/ч.

Для сопряжения и перевода в рабочее положение других машин и оборудования трактор оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой, состоящей из гидропривода и рычажного механизма. К элементам конструкции гидравлического привода относится:

  • шестереночный насос, смонтированный на моторе и вращающийся от вала уравновешивающего механизма,
  • силовой цилиндр, смонтированный в задней части,
  • масляный бак,
  • золотниковый распределитель рядом с сиденьем оператора.
Читайте также  Как сделать сцепление на минитрактор своими руками?

Для соединения агрегатов гидропривода использованы резиновые и металлические трубопроводы.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

В механической КПП машины 4 передачи предназначены для езды вперед, а 3 включают реверс дистанционно, из кабины механизатора. Трактор движется с максимальной скоростью 17,65 км/ч.

К коробке передач от двигателя крутящий момент передается за счет постоянно включенного сухого однодискового сцепления с механическим приводом. Оно выключается при давлении на педаль в кабине тракториста.

Ведущий задний мост трактора обладает двухсателлитными межколесными коническими дифференциалами, оставляющими внутреннее колесо на месте во время выполнения разворота. Маневренность машины увеличивается благодаря системе раздельных тормозов в совокупности с дифференциалом.

Устройство

Заднеприводный трактор относится к типу «классика» с единственным ведущим мостом. В агрегате использованы задние расширенные покрышки со сниженным давлением и углубленным протектором. Шины переднего моста обладают меньшим диаметром.

Приспособить машину к самой разной деятельности позволяли регулируемые параметры ходовой части. На уровень производительности и величину динамических характеристик влияет колесная колея, а также клиренс, продольная база и вес со сцепкой.

ДТ-20 обладает важной особенностью: колеса можно поменять местами и переставить сиденье, педали и рулевой круг.

Тормозная система агрегата оснащена педальным управлением. Используются навесная гидросистема и система для оборудования, зависимый вал, отбирающий мощность, и сменяемый шкив. С установленным навесом нагрузка на колесную базу изменяется.

Для советского времени агрегат отличался максимально эффективной работой и минимальным комфортом для тракториста. Редкие модели имели тент, а кабина отсутствовала полностью, как и рама, в отличие от современных моделей.

Задние колеса являются ведущими, а к переднему мосту пара крепко прикреплена. В управлении участвуют педальные тормоза ленточного типа с разделенными функциями.

Трактор обладает возможностью регулирования дорожного просвета и сопряжения с навесным оборудованием и прицепами.

Преимущества

В пятидесятилетнем возрасте агрегат ДТ-20 обладает преимуществами перед аналогичной современной техникой. Эффективная водяная система охлаждения мотора не позволяет трактору перегреваться при самой активной работе и высокой наружной температуре. Простая конструкция с применением цельных элементов, уменьшающих риск аварий, использование прочного чугуна и стали, возможность быстрого восстановления.

Варианты комплектации

Несмотря на наличие модификаций, к трактору ДТ-20 поставлялись всевозможные плуги и сенокосилки, опрыскиватели и окучиватели, бороны и тележки, транспортировщики и другие приспособления.

Инструкция по эксплуатации

Техническое обслуживание

Бесперебойное и долгое функционирование трактора обеспечивается своевременным и качественным выполнением техосмотров и процедурам по уходу. Машина очищается от грязи, заправляется горючим и смазывается. Состояние систем и агрегатов регулярно проверяется, устраняются обнаруженные дефекты.

В правилах техобслуживания предусмотрены:

  • периодические мероприятия по уходу, проводимые через определенные периоды работы (длительность рассчитывается по количеству потраченного горючего и по длительности работы двигателя),
  • ежесменный уход выполняется в начале и в перерывах бригады.

Уход за работающим с агрегатом оборудованием регулярно выполняется по правилам руководства по эксплуатации.

Таблица. Регулярность технического ухода за трактором ДТ-20

Консервация

Зимой ДТ-20 использовать нецелесообразно. Процедура консервации двигателя заключается в сливе масла, горючего и отработанного топлива. Очищается и промывается вся машина, просушиваются и смазываются механизмы и элементы.

Основные неполадки, методы устранения

Не включается мотор:

  • низкое качество или отсутствие топлива и масла,
  • засорился топливный или воздушный фильтр,
  • не работает топливный насос.

Не работает гидравлическая система:

  • недостаточно масла,
  • гидравлический насос отключен,
  • заклинивает предохранительный клапан.
  • слабый контакт магнитного переключателя,
  • разряжен аккумулятор,
  • обрыв провода,
  • короткое замыкание.

При отказе тормозной системы необходимо заменить диски или уменьшить ход педалей.

Стоимость

Трактор ДТ-20 не выпускается уже в течение полувека. Однако, некоторые модели неплохо сохранились и продолжают работать, хотя, в основном, применяются в качестве тягачей. Раритетные нерабочие агрегаты иногда продают по цене около 10.000-11.000 р.

Аналоги

Мощность трактора ДТ-20 восполняют современные мини-трактора и мотоблоки. Российские производители конструируют такие механизмы на основе советских наработок. ДТ-20 — один из первых агрегатов, который заменил ручной труд на полях, ставший достойным раритетом промышленности СССР.

Вместо ДТ-20 начался выпуск аналогичной по набору функций модели Т-25. Технические характеристики нового трактора значительно превзошли показатели прототипа.

Трактор ДТ-20

Трактор ДТ-20 — одна из легендарных машин, способная занять место в музее советского машиностроения. Сегодня ДТ-20 — это экспонат с длинной историей и узнаваемой «внешностью». Машина обросла интересными фактами, а один экземпляр даже сохранил трудоспособность по сей день.

Трактор ДТ-20: история

Трактор Харьковского Тракторного Завода (ХТЗ) ДТ-20 выпускался с 1958 по 1969 годы. За это время на свет появилось более 200 000 машин. Техника стала продуктом комплексной переработки модели ДТ-14Б. Были пересмотрены:

  • мощность мотора;
  • количество зубьев на шестернях передач;
  • конструкция кузовных деталей;
  • устройство картера основной передачи.

Для повышения трудоспособности машины была добавлена педаль, одновременно включающая оба тормоза.

Трактор ДТ-20: технические характеристики

ДТ-20 принадлежит к 0,6 тяговому классу малогабаритной специальной техники. На модели устанавливался заводской двигатель Д-20. 18-сильный мотор работал на 1600 об/мин и разгонял машину до 9,5 км/ч. При сравнительно небольшой массе почти в две тонны техника создавала удельное давление на грунт, равное 0,42 кг/см2.

Максимальный радиус поворота трактора ДТ-20 составлял 780 мм. Дорожный просвет 250 мм позволял преодолевать различные препятствия при проведении сельхозработ. Удельный расход топлива малогабаритной машины равнялся 200 г/л.с.*ч.

  • длина — 2818-3038 мм;
  • ширина — 1300 мм;
  • высота — 1231-1438 мм.

Трактор ДТ-20: двигатель

Заводской мотор ДТ-20 заслуживает отдельного упоминания. Базовая модель комплектовалась усовершенствованным силовым агрегатом Д-20. Стандартная мощность двигателя 18 л.с. при 1600 об/мин увеличивалась до 20 л.с. при росте оборотов до 1800 в минуту. Как и сам трактор, двигатель стал продолжением модернизации своего предшественника Д-14В. Степень сжатия нового агрегата составляла 15. Запуск производился с помощью электростартера. В сравнении с предыдущим мотором Д-20 получил:

  • новые боковые стенки картера. Пересмотреть конструкцию этой детали пришлось из-за измененного размера кривошипного механизма коленчатого вала;
  • новую головку и картер цилиндров. В картере увеличились габариты расточек под подшипники равновесия. Изменения были внесены из-за увеличенных оборотов двигателя, которые требовали новой конструкции прочих сопряженных деталей;
  • резиновый клапан сапуна.

Внесенные изменения повлияли на некоторые существенные характеристики мотора. Так, увеличился коэффициент наполнения двигателя и эффективность использования воздуха в поршнях. Увеличенная в процессе модернизации камера поршня положительно повлияла на характеристики работы силового агрегата. Также повысилась эффективность использования топлива, что, в свою очередь, позволило оптимизировать его расход.

Трансмиссия

Силовая передача трактора ДТ-20 состояла из:

  • соединительной муфты;
  • муфты сцепления;
  • заднего моста с дифференциалом;
  • конечной передаче к заднему мосту.

Машина могла двигаться при таком устройстве на четырех скоростях вперед и на таком же количестве передач назад. Дополнительно имелась пятая пониженная передача.

Трактор ДТ-20: устройство

ДТ-20 принадлежал к классической для своего времени версии трактора с одним ведущим мостом. Заднеприводная машина использовала задние покрышки увеличенного размера и пониженного давления с ярко-выраженным внедорожным рисунком. Передний мост был рулевым, на нем использовались шины меньшего радиуса с дорожным рисунком протектора.

Изменяемые характеристики ходовой части позволяли приспосабливать трактор к различного рода работам. Колея колес, продольная база, клиренс и сцепной вес заметно влияли на динамические показатели машины и ее производительность. ДТ-20 легко перестраивался под использование задним ходом. Интересная особенность машины: руль, педали и сиденья можно было переставить, а колеса — поменять местами.

На машине использовался зависимый вал отбора мощности, навесная гидросистема, навесная система для орудий и сменный шкив. В агрегате с навесом у трактора менялся уровень нагрузки на основную колесную базу. Тормозная система оснащалась педальным управлением.

Классический представитель советского времени, трактор ДТ-20 предлагал максимум эффективности и минимум комфорта. Кабина на машине отсутствовала. По желанию можно было приобрести отдельные модели, оборудованные тентом. Хотя и это было редкостью.

Рабочее оборудование

Из навесных орудий для трактора ДТ-20 были доступны:

  • лозоподборщик ЛВН-1,5;
  • АВН-0,5 для вывоза собранного винограда винных сортов;
  • опыливатель-опрыскиватель ОНК-Б;
  • платформа для погрузки и вывоза винограда;
  • опрыскиватель для виноградников ОВПН «Заря»;
  • волокуша для винограда;
  • агрегат для перевозки лозы; опыливатель ОШУ-50;
  • льноподборщик-молотилка (опционально).

Трактор ДТ-20: применение

Основным назначением ДТ-20 была механизация овощеводства и садоводства. Это классическая сельхозмашина, которую можно было использовать в качестве привода для стационарных машин. Также трактор был пригоден для транспортировки и вспомогательных работ различного характера.

Интересные факты

Трактор ДТ-20 представлен в экспозиции в нескольких музеях механизации. К ним относится саратовская экспозиция под открытом небом на Соколовой горе, музей в Тарту (Эстония), Музей архитектуры и быта Среднего Приднепровья и Чебоксарский музей тракторов. ДТ-20 был запечатлен на серии этикеток для спичек в одном ряду с другими легендарными моделями машин.

После снятия с производства ДТ-20 на его место пришел трактор Т-25, аналогичный по функциональности, но сильно превосходящий предшественника по техническим характеристикам.

Читайте также  Замена прав на трактор по истечении срока

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Трактор ДТ-20 — советский раритет со спичечных этикеток

Трактор ДТ-20, небольшой, аккуратный и маневренный, был очень популярным во времена СССР. Его изображение даже украшало несколько серий этикеток от спичек. Так как он давно не выпускается, то уже стал раритетом, и сегодня можно встретить лишь единичные машины, да и то в основном в экспозициях музеев: в Чебоксарах, Тарту, Переславле-Хмельницком.

Трактор ДТ-20

Харьковский тракторный завод производил данную модель трактора в течение двенадцати лет, прекратив ее выпуск в 1969 году. За это время свет увидели без малого двести пятьдесят тысяч новеньких тракторов, причем часть из них отправились трудиться за рубеж: в Голландию, Францию и другие страны. Машина эта (класса 0,6 тонн) предназначалась в основном для огородных и садовых работ.

Ее конструкцию отличает отсутствие рамы, тормоза педального типа, дизельный двигатель с водяным охлаждением (благодаря чему машина почти не греется даже в жару). Добавляют функциональности большое разнообразие рабочего оборудования, регулируемая колея (как передних, так и задних колес), изменяемые просвет, сцепная масса и продольная база.

Фото трактора ДТ-20

Модификаций трактора было достаточно много. Они различались шинами задних колес, электрическим оборудованием, навесными механизмами:

  • ДТ-20-С1 с шинами 8-32 применяли для пропашки междурядий.
  • ДТ-20-С2 с шинами 10-28, обладающими великолепным сцеплением с землей, использовали для работ общего назначения и транспортных перевозок.
  • ДТ-20-С3, ДТ-20-С4 и ДТ-20-С5 с шинами 10-28 и расширенными крыльями – экспортные модели.
  • ДТ-20В – гусеничный вариант трактора для использования на виноградниках.
  • ДТ-20К с дорожным просветом 1,5 метра и широкой колеей (2,1 метра) – модель для работы с высокорослыми растениями.
  • ДТ-20У использовали там, где междурядья были узкими. Удобно было пользоваться этим трактором и на фермах.

Устройство

Двигатель

Одноцилиндровый дизельный двигатель – четырехтактный, с принудительным циркуляционным охлаждением водяного типа. Воспламенение в моторе происходит путем сжатия. Для запуска используется электрический стартер. Имеется механизм, уменьшающий вибрацию. Он состоит из двух параллельных коленвалу валиков с противовесами. Топливный насос состоит из одной секции. Система смазки — комбинированного типа (с помощью разбрызгивания и под давлением).

Трансмиссия

Трансмиссия у ДТ-20 механическая. Между ней и двигателем находится однодисковая муфта сцепления фрикционного типа, которая не является всё время замкнутой. Двигая ручной рычаг, можно управлять этой муфтой. Коробка с четырьмя передачами дает возможность реверса.

Ходовая часть

Этот элемент конструкции включает в себя передний мост (имеющий возможность раскачиваться по вертикали) с колесами, а также задние колеса, являющиеся ведущими. Рулевая колонка расположена вертикально, механизм руля – червячный с двойным роликом.

Схема тормозной системы трактора ДТ-20

1 — рукав тормоза; 2—тормозной шкив; 3—шпонка; 4—пружинное стопорное кольцо; 5—тормозная лента; б—накладка тормозной ленты; 7—заклепка; 8 и 9—тяги тормозной ленты; 10—рычаг блокировки; 11 и 12—винты; 13—регулировочная вилка; 14—тяга блокировки; 15, 19, 21 и 23—пальцы; 16—защелка; 17—вилка тяги; 18—педаль блокировки; 20—педаль тогмоза 22—крышка рукава; 24—возвратная пружина; 25—оттяжная пружина; 26—болт; 27—ушко возвратной пружины; 28—втулка; 29—вал блокировки; 30—войлочный сальник; 31—упорная шайба; 32—установочный винт; 33—конусная пробка.

Колея может регулироваться с шагом 10 сантиметров. У задних колес это делают, переставляя ободья и диски. У передних колес для изменения колеи передвигают внешние концы телескопической оси. Изменив продольную базу, возможно регулировать дорожный просвет.

Рабочее оборудование

В этом качестве служат навесная раздельно-агрегатная гидросистема, а также прицепной механизм, управляемый гидравлическим путем. Оборудование, являющееся вспомогательным – это капот, крылья, сиденье водителя, ящик для инструментов. Под заказ поставлялись приводной шкив, применяющийся при работе со стационарными агрегатами, а также элементы для навешивания сенокосилки типа КСХ-2ЛБ.

Также на трактор ДТ-20 легко устанавливались следующие типы устройств:

  • Подборщик лозы ЛНВ-1,5;
  • опрыскиватель-опылитель ОНК-Б;
  • волокуша АВН-0,5;
  • платформа, на которую грузится виноград ПВФ-0,5;
  • опыливатель ОШУ-50;
  • транспортировщик лозы ПАВ-000.

Технические характеристики

Технические характеристики трактора ДТ-20 ХТЗ а таблице:

Характеристики Показатели Ед. измерения
Тип двигателя Д-20
Удельное давление на грунт 0,046 кг/см2
Усилие тяги на крюке (не учитывая буксование) 0,125-0,72 т
Скорость движения (при 1600 об/мин) 5,03-15,6 км/ч
Скорость движения (максимум при 1800 об/мин) 17,65 км/ч
Дополнительная передача при 900 об/мин 0,87 км/ч
Мощность двигателя (номинальная) 13,2 кВт
Частота вращения (номинальная) 1600 об/мин
Частота вращения (максимальная) 1800 об/мин
Число цилиндров двигателя 1 шт.
Диаметр цилиндра 12,5 см
Ход поршня 14 см
Объем бака для горючего 45 л
Расход горючего (удельный) 200 г/л.с. в час
Колея регулируемая
Размер передней колеи 1,1-1,4 м
Продольная база (высокое исполнение) 1,63-1,775 м
Продольная база (низкое исполнение) 1,423-1,837 м
Просвет (высокое исполнение) 0,515 м
Просвет (низкое исполнение) 0,308 м
Вес (полный) 1,56 т
Ширина (при колее 1,1 м) 1,31 м
Высота по капоту (модификация для сада) 1,231 м
Высота по капоту (модификация для огорода) 1,438 м
Длина (с навесной системой) 2,818-3,038 м

Видео обзор трактора ДТ-20:

Трактор ДТ 20

Сегодня трактор ДТ 20 – это раритет, на котором в послевоенные годы развивалось сельское хозяйство. Машина 0,6 тягового класса выпускалась в 1958-1969 годах харьковским заводом. Прототипом стала модель Дт-145, которая получила ряд усовершенствований: на двигатель установили новый картер и клапан сапуна стали изготавливать из резины. Сам ДТ-20 в последствии изготавливался в 12 модификациях и за 11 лет было выпущено всего 248400 единиц.

Назначение

Основное назначение ДТ-20 — механизация земляных работ, повышение производительности и возможность освоения большого количества целинных земель. На своем уровне трактор с этими задачами справился. Первые выпущенные трактора с металлическими колесами разбрелись по музеям многих городов. Но, не будет лишним сказать, что даже в 2017 году остались работающие экземпляры.

Технические характеристики

Трактора ДТ 20 стали прототипом для современных машин. И на его базе были сконструированы новые модификации: ДТ-25, ДТ-75. Вес ДТ-20 1,56 тн, и сконструирован он в двух вариантах:

1. Завышенная конструкция для садовых работ:

  • длина 1,63-1,775 м;
  • высота по капоту 1,231 м;
  • просвет 0,515 м.

2. Низкая конструкция, для огородных работ:

  • длинна 1,423-1,837 М;
  • высота 0,308 м;
  • просвет 0,308 м.

Длина с навесной системой довольно компактная 2,8-3,0 метра.

Характеристики двигателя

Самая важная деталь – двигатель обладает характеристиками:

  • одноцилиндровый d-125 мм, ход поршня 140 мм;
  • мощность 13,2 кВт;
  • 4-тактный;
  • электрический стартер;
  • односекционный топливный насос с комбинированной системой смазки (под давлением и путем разбрызгивания);
  • усилие тяги 0,125-0,72 тн.

Важная особенность, которую можно отнести к факторам, повышающим сохранность машины – это установленное на маломощный двигатель водяное охлаждение принудительного типа, которое не дает двигателю нагреться в самую жаркую погоду.

Силовой агрегат развивает скорость в 3 режимах:

  1. Нормальном – 18 л.с. 1600 об/мин – 5-15,6 км/ч;
  2. Максимальном 1800 20 л.с. – 17,65 км/ч;
  3. Дополнительная передача используется для ВОМ 900 об/мин – 0,87 км/час.

Кабина

Кабина в конструкции не предусмотрена, что позволило инженерам сэкономить на металлоконструкции и остеклении, а также снизить нагрузку на грунт. Защитную функцию выполнял тент. Кресло жестко крепилось в раме, и в плане удобств не представляло никаких достоинств или преимуществ, даже минимальных.

Расход топлива

Одноцилиндровый двигатель самый экономичный в своем семействе, его расход составляет 200г/л.с*час. Расчетная продолжительность работы полного бака 45 литров – 12,5 часов.

Устройство

Отличительная особенность этого трактора от всех современных моделей – отсутствие рамы. Его остов- двигатель, КПП, задний мост, на которые установлены все навесные приспособления: крылья, кресло, топливный бак и, конечно же, органы управления:

  • рулевое колесо;
  • рычаги:
    — упр. муфтой сцепления;
    — переключения передач;
    — реверса;
  • педали:
    — тормоза (правого и левого);
    — газа (ручного и ножного).

В управление встроены тормоза педального типа – ленточные с раздельным управлением.
Возможности трактора не ограничиваются только стандартными формами, у него есть возможность регулировать дорожный просвет и агрегировать с прицепным и навесным оборудованием.

Ходовая: ведущие задние колеса, передние направляющие жестко подсоединённые к переднему мосту, который балансирует по вертикали – своеобразная амортизация. Механическая трансмиссия с однодисковой фрикционной муфтой управляется рычагом. При включении реверса, трактор едет назад на полноценной скорости 16 км/ч, управление производится в зеркальном отражении.

Преимущества и недостатки

Даже в сравнении с современными машинами, можно найти преимущества в этой технике:

  • Водное охлаждение двигателя – машина не греется даже при интенсивной работе в жару;
  • Простота конструкции и высокая ремонтопригодность;
  • Использование целостных элементов конструкции, что устраняет риск поломки узла;
  • Использование сталей и чугуна с высоким запасом прочности.

Отзывы

Трактор ДТ-20 — настоящий пример мастерства советских конструкторов, т.к. в современном конструировании срок эксплуатации машин ограничен до 20-25 лет, и то, что с момента выхода последнего трактора в 1969 году вплоть до 2017 года встречаются рабочие экземпляры, это много стоит.

Читайте также  Виды плугов для тракторов

Чем может комплектоваться

Трактор Т 20 изготавливался в различных модификациях, но тем не менее к нему могло поставляться и дополнительное оборудование:

  • опрыскиватели;
  • прицепные тележки;
  • сенокосилки;
  • плуги;
  • бороны;
  • окучиватели;
  • транспортировщик лозы.

Стоимость

Несмотря на то, что эта модель снята с производства в 1969 году, некоторые экземпляры, хорошо сохранившиеся до наших дней, работают на приусадебных хозяйствах, выполняя в основном тяговую функцию.

Но, к сожалению, в продаже можно найти только неработающие модели, в качестве раритета по стоимости 10-12 тыс. рублей.

Аналоги

Если не вдаваться в исторические подробности, достойную замену трактору ХТЗ ДТ 20 сегодня можно найти. По своей мощности таким требованиям отвечают тяжелые мотоблоки и мини трактора. Существуют отечественные бренды, которые при конструировании подобной техники руководствуются наработками советской конструкторской базы.

Подходит такое время, когда фото трактора ДТ 20 мы сможем увидеть только в музее. Но эта техника стала одной из первых, которая позволила использовать машинный труд на полях и садах, она дала почувствовать, что нет предела совершенству ни в сфере механизации труда, ни в человеческих возможностях.

Трактор ДТ-20 0,6 тягового класса– это раритет советской промышленности. Но до сих пор встречаются работающие модели, полноценно выполняющие свои обязанности.

Трактор ДТ 20 технические характеристики

ДТ-20 – универсальный трактор советского производства, рассчитанный на многоцелевое использование. Даже не смотря на легкую тяговую категорию, машина обладает неплохой производительностью, что неудивительно. Ведь она пользовалась большим спросом по всему Советскому Союзу, и это является едва ли не ключевым подтверждением успешности трактора ДТ-20. Техника представляет собой легкий колесной трактор Харьковского моторного завода, выпускавшийся с 1958 по 1969 год. Данную машину принято относить к 0,6-й тяговой категории. Возможности этого аппарата рассчитаны на большой спектр задач в сельском хозяйстве, а также других сферах деятельности. Рассмотрим подробно достоинства машины, а также ее возможности и характеристики.

Навигация по статье

Описание и назначение

ДТ-20 – компактный трактор, и одна из лучших легких моделей Харьковского завода того времени. Высокую популярность модели можно объяснить тем, что за все годы производства было выпущено порядка 248 тысяч таких тракторов, которые поставлялись не только в советские республики, но и в капиталистические страны. Так, машина была востребована на виноградниках во Франции, в садоводстве Голландии и т. д. Основная сфера применения ДТ-20 – это, конечно же, сельское хозяйство. Машина эффективно справлялась с такими операциями, как окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление, а также обработка твердой целинной почвы и многие другие работы. Трактор ДТ-20 широко востребован и в коммунальном хозяйстве, в погрузке и буксировании грузов и прицепов. Широкие возможности машины можно объяснить поддержкой большого количества навесных опций, которые делают ДТ-20 универсальным трактором. Данная модель весьма популярна в тепличных хозяйствах и фермах.

Краткие характеристики трактора ДТ 20

  • Разработчик – Харьковский тракторный завод
  • Мощность – 20 лошадиных сил
  • Расход топлива – 200 г/л. с. в час
  • Коробка передач – механическая, с 6 передними и 5 задними передачами
  • Максимальная скорость – 17 км/час
  • Размеры трактора, мм: Длина – 2818, Ширина – 1231 (садовая модификация)
  • Масса трактора – 1500 кг.

Особенности устройства и эксплуатации

  1. ДТ-20 оснащается четырехтактным одноцилиндровым дизельным мотором Д-20, который имеет водяное охлаждение, выполняющее защитную функцию от перегрева. Силовая установка имеет непосредственный топливный впрыск в камеру сгорания, предназначенный для равномерного распределения топлива по камере сгорания. Это обеспечивает более рациональное использование горючей смеси, чтобы мотор меньше расходовал топливо, и был менее токсичным. Для удобства обслуживания цилиндр сделали вертикальным. Надо отметить, что дизель ДТ-20 является модернизированной версией мотора Д-14В. Главное отличие – в измененной конфигурации боковых стенок картера. Кроме того, ради повышения производительности разработчики увеличили головку и картер цилиндра, а также улучшили конструкцию сапуна. Ход поршня в новой версии составил 140 мм вместо 125 мм. Также отметим более высокий коэффициент наполнения мотора, а также более рациональное использование воздушной смеси, попадающее в цилиндр. В результате удалось повысить эффективное давление и уменьшить не только топливный расход, но и повысить экологичность.
    В базовом исполнении мощность силовой установки достигает 18 лошадиных сил, что весьма актуально в то время. В данном случае коленчатый вал раскручивается до 1600 об/мин, а при 1800 об/мин силовая отдача уже составляет 20 лошадиных сил. Среди вспомогательных компонентов, улучшающих работу мотора в суровых климатических условиях, отметим электрический стартер, систему комбинированной смазки, шестеренчатый насос и другие компоненты. Кстати, система охлаждения – закрытого типа, с принудительной циркуляцией воды. Циркуляция образуется под воздействием водяного насоса, расположенного возле четырехлопастного вентилятора.
  2. Трактор ДТ-20 оснащен механической четырехступенчатой коробкой, у которой три скорости имеют реверс. Обратим внимание, что безреверсная передача функционирует при низкой скорости коленчатого вала. Конструкция коробки усилена поперечными валами, а максимальная скорость на самой последней передаче составляет 17 км/час. Для перехода на следующую или пониженную скорость рычаг КПП переводится в соответствующее положение. В тракторе ДТ-20 используется силовая передача замкнутого типа, с сухим однодисковым сцеплением. Муфта сцепления размещена между КПП и ДВС. В конструкцию коробки передач также входят поворотные механизмы, представляющие собой два сателлитных конических дифференциала. Кроме того, компоновка КПП включает в себя специальные рукава с тормозными механизмами, конические передачи, и одноступенчатый редуктор. Тормоза – ленточного типа, установленные на задних колесах. Для их приведения в действие задействуется соответствующая педаль. Рулевое управление расположено вертикально. Механизм рулевой колонки – червячного типа, с двойным роликом.
  3. Трактор ДТ-20 имеет прочную ходовую часть с поворотными передними колесами, направление которых задается рулевым колесом. Помимо переднего моста, также отметим ведущие задние колеса с шинами низкого давления. Кроме того, ходовая часть усилена полужесткой подвеской с рессорами. Гидравлическая система включает в себя две основные части – непосредственно сам гидромеханизм, а также механизм для навешивания навесного и прицепного оборудования. Гидравлический механизм состоит из масляных насоса и бака, распределителя, силового цилиндра и маслопроводов. Гидравлический насос имеет пропускную способность, достаточную для обеспечения высокой грузоподъемности. Насос закреплен на силовой установке, а все остальные вышеуказанные компоненты гидросистемы выполнены в едином корпусе, который принято называть гидроподъемником. Гидроподъемник, в свою очередь, вмонтирован в заднюю стенку картера главной передачи трактора. Еще один компонент для доведения грузоподъемности до стандартов класса – вал отбора мощности, имеющий рабочий режим в пределах 500 об/мин. Рабочее давление масляного насоса составляет 100 кг в расчете на 1 квадратный метр, а пропускная способность гидронасоса составляет 16 литров в минуту. Для повышения универсальности в конструкции гидравлики есть специальный приводной шкив, который адаптирован к работе со стационарными навесными орудиями. Помимо того, гидравлика дополнена элементами, на которые можно навешивать скоростную сенокосилку типа КСХ-2ЛБ. Также можно подключать дисковые бороны, культиваторы, опрыскиватели, опылители, льноподборщики, молотилки, волокуши, подборщики, транспортировщики лозы, а также погрузочные прицепы для транспортировки винограда.

Модификации трактора ДТ 20

Выделим следующие модификации трактора ДТ-20, которые имели наибольший спрос:

  • ДТ-20-С1 – обновленный трактор с увеличенными покрышиками. Данная версия применялась для культивации и междурядной обработки
  • ДТ-20-С2 – универсальный трактор для сельскохозяйственных работ. Это машина общего назначения, способная перевозить грузы на небольшие расстояния
  • ДТ-20-С3, ДТ-20-С4, ДТ-20-С5 – унифицированные тракторы с шинами 10-28. Имеют одинаковые расширенные крылья. Данные модификации экспортировались в ряд государств ближнего и дальнего зарубежья. Эти машины считались самыми технически совершенными. У них использованы доработанные фары, стоп-сигнал, дополнительный задний фонарь, розетка для подключения сигнализации прицепных навесных опций. Версия ДТ-20-С5 получила вентилятор для механизатора
  • ДТ-20 С-6 – усовершенствованный трактор с широкими возможностями работы с навесным и прицепным оборудованием. Электрическая схема трактора также подверглась доработкам.
  • ДТ-20В – гусеничная модификация с блокируемым дифференциалом. Данная версия предназначалась для работ на серьезном бездорожье, а также массово применялась в виноградарстве, а также эффективно работала на овощеводческих плантациях.
  • ДТ-20К – трактор с увеличенный дорожный просветом в 500 мм. Размер дорожной колеи у этой машины составляет 2100 мм. Данная машина была разработана специально для обработки высокорослых культур в сельском хозяйстве.
  • ДТ-20У – специализированный трактор с высокой маневренностью и зауженным профилем. Эта машина стала очень популярной в теплицах, и пользовалась высоким спросом у животноводческих фермеров, а также в садоводстве и овощеводстве.

Доступные запчасти и высокая ремонтопригодность сделали трактор ДТ-20 очень популярным и универсальным. Машина имела ряд конструктивных недочетов, которые можно было легко исправить своими силами – благодаря гибкой и простой конструкции. Хоть трактор не имел кабины, он был комфортным в использовании в теплое время года.

Фото ДТ-20

Видео

Средняя стоимость трактора ДТ-20 на российском рынке составляет 40 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1968-1970 года выпуска.