Кто придумал гусеничный трактор?

Сообщества › Военно-Техническое Общество › Блог › Первый гусеничный трактор. Паровой трактор Федора Блинова

15 марта 1878 года волжский пароходный машинист-самоучка Федор Абрамович Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Патент был выдан Блинову 20 сентября 1879 года, и в конце 1880 года его гусеничный «вагон» уже проходил испытания. Но пока это еще не был трактор. Блинов испытывал лишь гусеничный ход. В 1884-1887 годах Блинов строил на базе своей гусеничной платформы паровой трактор. Изобретателю впервые удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода. Его трактор имел две паровые машины, установленные на пятиметровой платформе. Каждая машина приводила во вращение ведущее колесо, которое, в свою очередь, с помощью четырех полукруглых выступов вращало металлическую гусеницу. Трактор поворачивался при неодинаковых скоростях перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не два двигателя, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.

Трактор, построенный Блиновым, успешно прошел испытания и полностью оправдал надежды изобретателя. В 1896 году трактор демонстрировался на Нижегородской промышленной выставке. Но члены жюри не оценили огромного значения изобретения Блинова. Они лишь постановили выдать «крестьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению. Изобретением Блинова, в отличие от недальновидных российских чиновников, заинтересовались немцы, которые изъявили желание купить трактор, но Блинов не согласился, чтобы на его детище стояла иностранная марка, и отказался продать его. Последние годы своей жизни талантливый изобретатель успешно работал над проектом трактора с двигателем внутреннего сгорания, однако смерть помешала ему завершить работу. Работы по созданию гусеничных тракторов велись и за пределами России.

В США патент на паровой гусеничный трактор был выдан в 1888 году Беттеру. В дальнейшем несколько фирм вели работу по созданию полугусеничных тракторов, выпуск которых был начат в 1906-1907 годах. В Англии гусеничный трактор с двигателем внутреннего сгорания системы Горнсби был построен в 1907 году. В 1912 году производство полугусеничных тракторов с двигателями внутреннего сгорания начала американская фирма «Холт».

Помимо металлических гусениц, в России также работали над созданием гусениц других типов. В 1909 году в гаражных мастерских в Царском Селе были изготовлены гибкие гусеничные ленты из слоистой резины, с помощью которых один из легковых автомобилей был переделан в полугусеничный. Эта конструкция была затем доработана на Русско-Балтийском заводе, начавшем в 1913 году выпускать так называемые «автосани» — полугусеничные автомобили.

Зимой 1913-1914 года полугусеничные автомобили Русско-Балтийского завода были испытаны и показали вполне удовлетворительные по тому времени результаты. Так, 21 февраля 1914 года автосани совершили пробег по маршруту Царское Село — Павловск и обратно. Маршрут их движения проходил по обыкновенной дороге с рытвинами, ухабами, местами занесенной глубокими сугробами. Машины успешно преодолевали все препятствия, встречавшиеся на их пути. На хороших участках дороги они развивали скорость до 56 верст в час. В ту же зиму автосани совершили успешный пробег по маршруту Царское Село — Луга и обратно.

Agroweekend: История создания гусеничного трактора

В начале мая 1935 года было принято решение о перепрофилировании Харьковского завода на выпуск гусеничных тракторов. К очередной годовщине этого события мы решили вкратце вспомнить историю тракторной гусеницы.

Казалось бы, что общего может быть у гусеничного трактора и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне нередко оказывались в тылу врага, преодолевая болота, казавшиеся непроходимыми. Ганнибалу приписывается изобретение «передвижной гати». Воины шли по собственным щитам, уложенным под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно передавались вперед. Собственно говоря, был реализован принцип гусеницы, в которой опоры сзади постепенно перемещаются вперед и снова укладываются под колеса.

А вот первая «гусеница», напоминающая современную, изобретена была, как считают, французом д’Эрманом. Она представляла собой бесконечную ленту из вращающихся катков, подвижно соединенных планками на торцах. Такая тележка была испытана в 1713 году. Основным ее недостатком оказалась неповоротливость. Кроме того, сама тележка прекрасно преодолевала даже тяжелое бездорожье, но «проходимость» приводивших ее в движение людей или животных оставалась прежней.

Изобретение д’Эрмана опередило время. Понятно, что все его преимущества могли быть реализованы лишь в самоходном экипаже. Нельзя сказать, что идея была забыта совсем. Так, в литературе встречаются рассказы о попытках создать такой «вездеход», приводимый в движение посредством рычагов, продеваемых между нижними и верхними катками. Но отсутствие каких-либо достоверных сведений об успешном (или провальном) использовании такого болотохода заставляет думать, что в данном случае речь идет о художественном вымысле, подхваченном другими авторами. Хотя, утверждать что-то со стопроцентной уверенностью трудно.

Практически одновременно с появлением первых железных дорог возникла идея создания рельсов, которые можно было бы «носить с собой». Вот тут-то и вспомнили о бесконечной ленте д’Эрмана. Ровно через сто лет его соотечественник Дюбоше впервые демонстрирует свой «бесконечный рельс», патент на который был получен в 1818 году. Практически можно говорить о создании гусеницы, очень похожей на современную. Наличие «бесконечного рельса» и паровой машины предопределило дальнейшее направление творчества десятков изобретателей. John Heathcoat широко известен как изобретатель промышленного ткацкого станка. Но, вероятно, именно ему принадлежит честь и создания в 1837 году первого в мире парового гусеничного трактора. Однако, проблемой оставалась управляемость таких машин.

Первой конструкцией, в которой удалось решить проблему управления, стал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» бывшего крестьянина, а впоследствии механика и предпринимателя Фёдора Абрамовича Блинова, уроженца деревни Никольской Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Для каждой гусеницы он использовал свою паровую машину, управляемую отдельно. Это позволяло изменять направление движения, регулируя скорость каждой гусеницы. Департаментом торговли и мануфактур 20 сентября 1879 был выдан патент («привилегия») на это изобретение. Сам же трактор был построен в 1877 году.

Принцип управления гусеничными машинами был придуман, но реализовать его на практике удалось не сразу. Поэтому многие разработки еще достаточно долго выполнялись по «полугусеничной» схеме. Таким был, например, запатентованный уже в феврале 1893 года трактор, который предложил американский изобретатель C. H. Stratton.

Все описанные выше конструкции оказались «мертворожденными» и не нашли практического применения. Пожалуй, первым успешно использовавшимся гусеничным тягачом стал трактор, разработанный английской фирмой «Ричард Хорнсби и сыновья» для доставки угля на электростанцию на Аляске. Железный монстр массой в 40 т оснащался восьмидесятисильной паровой машиной и мог одновременно транспортировать 8 прицепов массой по 12,5 т. За один рейс на электростанцию доставляли около 60 т угля. Кстати, на этом тракторе впервые на практике был использован и прототип современного механизма управления. Трактор успешно работал с 1910 до 1927 года.

Но для триумфального прорыва «в мир» гусеничным (да и колесным тоже) тракторам пришлось дождаться появления относительно надежного двигателя внутреннего сгорания. Одной из первых дизельные трактора начала выпускать все та же «Ричард Хорнсби и сыновья». Но в продаже тракторов она не очень преуспела и основной доход ей принесла реализация патента на усовершенствованный ленточный движитель, который приобрел Бенджамин Холт (Benjamin Holt). Кстати, его трактора некоторое время тоже оставались полугусеничными.

Читайте также  Отопление кабины трактора т 25 своими руками

Именно Холт первым заметил сходство «бесконечного рельса» с гусеницей. И компания, появившаяся в августе 1925 года в результате слияния «Holt Manufacturing Ко» с конкурирующей «CL Best Tractor gaz Ко» стала называться «Caterpillar Tractor Company» («Caterpillar» как раз и переводится как «гусеница»). Кстати, в Советском союзе «гусеничное тракторостроение» начиналось с машины С-60, точной копии Caterpillar Sixty.

Первым же украинским гусеничным трактором стал СХТЗ-НАТИ, разработанный на Харьковском тракторном заводе в тесном сотрудничестве со специалистами Научного автотракторного института. Почти полтора десятилетия он оставался основным гусеничным трактором в СССР.

А вершиной отечественного «гусеничного тракторостроения» стал обновленный ХТЗ-181.

Мы отдаем себе отчет в том, что за рамками нашего обзора остались десятки интересных конструкций. Нельзя объять необъятное. Поэтому для иллюстрации истории создания гусеничных тракторов мы выбрали машины, которые посчитали наиболее характерными.

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.

Самый первый трактор в мире

Самый первый трактор в мире, по крайней мере его подобие, появился еще в 19-м веке и работал, разумеется, на паровом двигателе.

К примеру, английский ученый и изобретатель Уильям Говард использовал в 1850 году локомобиль для вспашки сельскохозяйственных угодий. Уже к концу 19 века, на землях Великобритании трудилось около двух тысяч подобных агрегатов.

Инженер Джон Фролих, родом из штата Айова (округ Клейтон, США), в 1892 году сконструировал и запатентовал первый трактор, двигатель которого работал на нефтепродуктах.

Первый трактор в мире на гусеничном ходу и работающий от парового двигателя изобрел англичанин Джон Гиткот, к тому же являвшийся изобретателем промышленного ткацкого станка.

В 1832 году он запатентовал свое изобретение, а в 1837 году появился рабочий экземпляр трактора, предназначенный для пахоты и осушения болотистых местностей.

Американец W. P. Miller в 1858 году придумал и сконструировал гусеничный трактор, принявший участие в сельскохозяйственной выставке города Мэрисвилл, штат Калифорния, за что получил премию и признание за невероятное изобретение.

К сожалению, изобретения Миллера и Гиткота не получили дальнейшего развития.

В 1901 году изобретатель Alvin Orlando Lombard построил первый признанный практичным гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler.

Гусеничный трактор — Lombard Steam Log Hauler

Свой самоходный трактор он описал так:

«Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность».

Самый первый русский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем был сконструирован крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым из села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии.

В 1879 году он получил патент на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Первый рабочий прототип трактора появился в 1888 году. Готовой паровой установки необходимых размеров тогда не существовало и Федор Абрамович самостоятельно изготовил ее из железа сгоревшего неподалеку от Балаково парохода.

Позже он изготовил второй экземпляр паровой установки, выдававшая порядка 40 оборотов в минуту и мощностью 10−12 л.с. Скорость трактора не превышала скорости движения быков — три версты в час.

Принцип работы трактора заключался в том, что на нем использовались две паровые установки — по одной на каждую гусеницу. Блинов демонстрировал свой трактор на Нижегородской ярмарке (1897 г.) и в Саратове (1889 г.), однако трактор так и не вызвал интереса у промышленников и неполучил дальнейшей развитие.

В 1896 году изобретатели Чарльз Парр и Чарльз В. Харт сконструировали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их компания произвела 15 единиц тракторов.

Построенный им шеститонный трактор #3 является одним из самых старых тракторов в США и в настоящее время находится на хранении в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия.

В качестве силовой установки на тракторе применялся двухцилиндровый бензиновый двигатель с отвратительной на то время системой зажигания. Мощность двигателя на холостом ходу составляла 30 л.с., а при выполнении работ — 18 л.с.

Одним из самых первых тракторов, пригодных для работы, был трактор Ivel, разработанный Дэном Элборном в 1902 году.

За время производства было выпущено около 500 мощных и легких машин.

В 1913 году на проходившей Всероссийской выставке в Киеве, где был показан трактор «Холт», русские инженеры выявили его недостатки, в следствии чего трактор был полностью переведен на гусеничный ход.

В 1917 году Советское правительство обратило внимание на важность применения сельскохозяйственных тракторов и выделило деньги на их постройку, не смотря на трудные годы.

По указанию В. И. Ленина, в 1918 году начинает осуществляться подготовка к серийному производству тракторов.

В 1919 году конструктор Я. В. Мамин построил трактор «Гном» с нефтяным силовым агрегатом мощностью 11,8 кВт.

В 1922 году начинают производство тракторов «Коломенец-1» разработанный Е. Д. Львовым. Под руководством инженера Л. А. Унгера, в 1922−23 годах создается трактор «Запорожец».

Кроме того, в 1924 году начинают производство тракторов «Карлик» по конструкции Я. В. Мамина. Трактор выпускался в двух вариантах:

  1. трактор «Карлик-1» — трехколесный и с одной передачей вперед;
  2. «Карлик-2» — четырехколесный, с одной передачей вперед и реверсом.

Трактор «Универсал» был первым советским трактором экспортируемый за границу.

Трактор

Трактор — это многофункциональная, универсальная машина, работающая как тягач и как привод, приводящий в действие разнообразные сельскохозяйственные механизмы, прицепляемые к ней. Применение трактора привело к экономии времени, повышению производительности труда и увеличению скорости выполняемых сельскохозяйственных работ. Появление тракторов позволило заменить мускульную силу животных механической тягой.

Первые тракторы имели паровые двигатели и представляли собой небольшие колесные машины. В 1850 году англичанин Уильям Говард впервые использовал для пахоты локомобиль (паровой автомобиль). Во второй половине XIX в. паровые плуги нашли широкое применение в ряде европейских стран. В Англии к этому времени их было более 2 тысяч. В 1888 году в России появился трактор на гусеничном ходу, правда, все еще с паровым двигателем. Его изобретателем был Ф.А.Блинов. К сожалению, в России ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности этот трактор востребованным не был.

Трактор «Холт» 1912 г.

Первые тракторы, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, были собраны в 1901 году американскими инженерами Ч.В.Хартом и Ч.Парром. Правда, они были велики для небольших ферм, тяжелы, часто ломались, требовалось много времени на их ремонт, помимо этого имелась еще масса конструкционных недостатков. Постепенно машины совершенствовались, уменьшились их размеры, вес и мощность, зато значительно увеличилась их надежность. С 1907 года они получили широкое распространение. Этому в немалой степени способствовало создание целой сети ремонтных мастерских и хорошо налаженному выпуску запчастей. В 1912 г. фирма «Холт» стала выпускать гусеничные трактора.

Тракторостроение, как отрасль, родилась в 1917 году с началом массового производства тракторов на заводах Форда. В 1920 году в Америке было продано 200 тыс. тракторов разных конструкций. Вскоре трактор выполнял на ферме около 90% пахотных работ. Снабдив двигатель специальным шкивом, к нему подключали косилки, молотилки, соломорезки, мельницы, маслобойки, лесопилки и прочие вспомогательные механизмы. Половина работ по уборке урожая припадала теперь на долю трактора. Сфера применения трактора еще больше расширилась после изобретения прицепных машин.

Читайте также  Трактор кировец к 744 технические характеристики

Трактор «Коломенец»

В России важность для страны тракторов была оценена после 1917 года. Для постройки тракторов были выделены значительные средства. В 1919 году появился трактор «Гном», мощность его нефтяного двигателя была равна 11,8 кВт. Его изобретателем был Я.В.Мамин. Объем первых советских тракторов — «Гном», «Коломенец-1» (1922г.), «Запорожец» (1922—1923 г.г.), «Коммунар» (1924 г.), «Карлик» (1924 г.) был невелик, но многому научил, способствовал появлению первых кадров тракторостроителей. По настоящему массовым стало производство тракторов с 1930 года, когда построили тракторный завод в Сталинграде, выпускавший 150 единиц СТЗ-15/30 в сутки. С 1931 г. начал выпускать тракторы ХТЗ Харьковский тракторный завод, с 1933 года начал работать Челябинский тракторный завод, производивший гусеничные тракторы С-60. Начиная с 1938 года происходит дизелизация тракторов, гусеничные дизельные трактора начинают производить на ЧТЗ. За 10 лет перед войной было выпущено около 700 тысяч тракторов (40% мирового производства). После войны (47-62 г.г.) в стране построили еще шесть крупнейших тракторостроительных завода. И сегодня не прекращается усовершенствование тракторов. Применяются новейшие узлы и агрегаты, внедряются современные средства автоматики, управляющие отдельными агрегатами. Появились высокомощные трактора со всеми ведущими колесами.

История гусеничных тракторов

Изобретение гусеничного транспорта стало значимым событием в жизни человека. Гусеничный трактор сочетает в себе мощь, производительность и мобильные свойства. Тяговая сила этого вида транспорта применяется для перевозки различного оборудования сельскохозяйственного назначения. Лесозаготовительные работы, мелиоративные или посевные мероприятия, — все это не обходится без гусеничного трактора. Более того, двигатель трактора используется для работы прицепного и навесного оборудования в сельском хозяйстве.

История создания первых гусеничных тракторов

Старшим братом первого гусеничного трактора стала гусеничная машина английского конструктора Джона Гиткотома, которая была создана для осушения болотистой местности. Двигатель этой машины на работал на пару. Конечно, она была далека от совершенства по причине своих негабаритных размеров и шумной работы.

В 1837 году инженер из России Дмитрий Загряжский разработал и описал модель гусеничной машины, работающей на пару. Загряжский в то время служил на военном корабле штабс-капитаном, он отправил свое изобретение для получения патента на гусеничную машину.

В 1857 году был создан еще один, теперь американский прототип гусеничного трактора, его основным назначением было сельское хозяйство. Калифорнийский инженер Миллер взял за основу макет своего английского коллеги Гиткота, создатель получил за свое изобретение специальную премию. Но в дальнейшем эта модель не прижилась.

гусеничный трактор Ф.А. Блинова

В 1888 году был спроектирован очередной гусеничный трактор, над его созданием работал простой Саратовский крестьянин Ф.А. Блинов. Проект представлял собой транспортное средство на двух гусеничных лентах, управлять каждой из них приходилось отдельно двум разным рулевым. Двигатель приводился в работу посредством особого механизма из шестерёнок, работал двигатель так же на пару. Максимальная скорость, которую мог развить этот аппарат составляла 3 км/час, что примерно равно средней скорости повозки, запряженной быками. Позже Блинов вносил изменения в свой проект, пытаясь упростить систему управления трактором, но всё же транспортное средство оказалось не востребованным.

В 1897 году в Германии был получен первый патент на двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который работал на газолине. Его основным преимуществом перед паровым аналогом является его более экономичный расход топлива и повышенной выработкой мощности. Изобретение первого двигателя внутреннего сгорания считается заслугой Рудольфа Дизеля.

Первый двигатель внутреннего сгорания в России был создан в 1903 году, работал он на топливе бензинового типа. Я.В. Мамин спроектировал трактор с ДВС на гусеничном ходу. В это время Россия была преимущественно аграрной страной, машиностроение было неразвито, поэтому машина не встала на поточное производство.

Тракторостроение в СССР

После революции в России наконец получило свое развитие промышленное оснащение экономики. В 1918 году вышел декрет, согласно которому было запущено производство первых гусеничных тракторов. В 1924 году на Обуховском машиностроительном заводе в Санкт-Петербурге сошел с конвейера первый трактор, он гордо носил имя «Большевик».

В основу «Большевика» лег макет американского трактора «Холт». Все недочеты в проекте американского прототипа были доработаны, а сам конструктив трактора претерпел некоторые изменения. Позже «Большевик» был модернизирован на базе российских танков.

Трактор С-60 был выпущен под именем «Сталинец»

Массовое производство гусеничных тракторов было запущено в СССР в 1933 году. Первый трактор С-60 был выпущен на Челябинском тракторостроительном заводе под именем «Сталинец», а позже за создание гусеничных машин взялись Харьковский и Сталинградский тракторостроительные заводы. К этому времени тракторостроение в СССР достигла небывалого уровня: половина всех тракторов в мире производилась на территории СССР.

Во время Великой Отечественной Войны, когда рабочих рук на производстве и в сельском хозяйстве катастрофически не хватало, остро встал вопрос о необходимости повышения производительности и проходимости гусеничных тракторов. В 1942 году был дан старт строительству Алтайского тракторостроительного завода, а уже через полгода первый экземпляр ДТ-54 начал бороздить просторы Советского Союза. Именно трактор ДТ-54 прослужил без каких-либо дополнительных доработок сельскому хозяйству и промышленности СССР последующие 40 лет.

Завод имени Кирова в городе Ленинград выпускал знаменитые трактора КТ-12, которые позже в 1951 году были сняты с производства, доработаны и выпущены уже на колесах под знаменитым именем «Кировец».

Так же свой вклад в развитие тракторостроения в СССР внесли тракторные заводы: Липецкий и Владимирский, выпустив модели КДП-35 и Т-38, Т-40.

Тракторостроение сегодня

Основной упор на развитие тракторостроения в СССР был сделан в послевоенное время. Шестидесятые годы двадцатого века стали временем максимального подъема для этой отрасли. В этот период были спроектированы, созданы и поставлены на поток машины технически оснащенные, с улучшенными показателями проходимости и производительности. Лидером среди заводов-производителей гусеничных тракторов заслуженно признан Челябинский тракторостроительный завод, который выпускал универсальную модель С-100. Эта машина была востребована сразу в нескольких отраслях экономики, в сельском хозяйстве, она была задействована в мелиоративных мероприятиях, трелевочных работах, а так же в промышленном секторе.

После модернизации модель гусеничного С-100 сменился на более усовершенствованные модели Т-100 и Т-130. А в 1988 году завод в Челябинске выпустил популярную и актуальную на сегодняшний день модель гусеничного транспорта Т-170. Основное преимущество Т-170 перед другими тракторами в повышенной производственной мощности при сохранении низкой стоимости.

Еще одна известная марка гусеничного трактора, которая производится в Волгограде — ДТ-75. Эта модель выдерживает высокую конкуренцию среди прочих тракторов российского производства.Основная сфера использования этой модели – фермерское хозяйство, а также промышленность.

Трактор ДТ-75, выпускаемый на волгоградском заводе Тандем-Авто

Его усовершенствованный аналог сейчас носит название Агромаш 90ТГ, эта модель имеет ряд конкурентных преимуществ: высокие эксплуатационные показатели, соответствие международным и европейским стандартам качества, экономичность в потреблении топлива, а так же безопасность для экологии.

Для целей работы в сфере лесозаготовки активно используются трактора Алтайского тракторного завода. В 1969 году был выпущен первый трактор ТТ-4, он и его модификация ЛТХ-4 используется для трелевочных работ и по сей день. ТТ-4 сегодня признан лидером среди подобных тракторов этого уровня.

Читайте также  Минитрактор орк

Трактора этого класса выпускает так же тракторный завод в Онежске. Первый гусеничный аппарат сошел с конвейера завода в 1956 году под маркой ТДТ-40, а через шестнадцать лет был торжественно произведен выпуск стотысячной единицы техники. Сегодня машины, произведенные на этом заводе используют спасательные и пожарные службы, эти машины носят имя «Онежец-300».

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Уникальные машины
  3. Первый в мире транспорт на гусеничном ходу — самоход Блинова

Гусеничный самоход Блинова

В истории отечественного тракторостроения есть очень важное событие – постройка в конце ХIХ века гусеничного самохода. Эта машина – прообраз современных гусеничных тракторов, а также тягачей, бронемашин — была изготовлена волжским механиком Ф. А. Блиновым (1832—1902) в Балаково Саратовской губернии. Родился Федор Абрамович в с. Никольском той же губернии в семье крепостных крестьян. Работал сначала в кузнице, затем кочегаром и механиком на речных пароходах. Выполнял сложные ремонты моторно-трансмиссионных установок. Здесь созревала идея создания гусеничного самохода для тяжелых работ в сельском хозяй-стве. При ремонте речного парохода родилась оригинальная конструкция двухмоторной силовой установки с разделением мощности по бортам.

Сначала была изготовлена прицепная телега на гусеничном ходу. С помощью купца Канунникова он оплатил пошлину 450 руб., в 1879 г. была оформлена привилегия на «вагон с бесконечными рельсами». Демонстрационные испытания гусеничного прицепа прошли успешно.

Гусеничный самоход был построен в 1890—1892 гг. Его конструкция состояла из 5-метровой рамы, посередине которой был установлен вертикальный паровой котел высотой 1,5 м, изготовленный из трубы парохода и работавший на нефти при давлении в 6 атмосфер. По бортам — две тихоходные (40 об/мин) паровые машины общей мощностью 20 л. с., также снятые с парохода.

Паровые машины посредством чугунных цилиндрических литых шестерен соединялись с ведущими колесами гусениц. Звенья гусениц изготовлялись из металлических пластин (200х200х10 мм) путем выпиливания. Опорно-поддерживающих колес с каждой стороны было по четыре. Привод от правой паровой машины шел на правую гусеницу, от левой машины -на левую. Это позволяло давать разную скорость гусеницам и поворачивать самоход без дополнительных рулевых колес.

Управляли самоходом два человека. Один находился спереди в будке и посредством рычагов управлял паровыми машинами, выбирал направление и скорость движения. Второй размещался за котлом, следил за давлением, обслуживал силовую установку. Такое управление было неудобным, что и проявилось на испытаниях, в том числе демонстрационных. Новая система управления была одной из первоочередных задач изобретателя. Тяговое усилие самохода составляло 1100-200 кгс, что должно было хватить для пахоты несколькими плугами.

Патент на самоходную машину Ф. А. Блинов не оформлял. Коммерческое использование самохода просматривалось только в будущем, а за приоритет надо было платить сейчас. Тем временем в США в 1888 г. Ф. Баттеру был выдан патент на гусеничный трактор с паровым двигателем. Точнее, трактор был полугусеничный, так как кроме гусениц имел колеса, с помощью которых осуществлялся поворот машины. Самоход Блинова был чисто гусеничным. В этом он превзошел трактор Баттера.

Фёдор Блинов видел большое будущее своей машины. Однажды он сказал Я. В. Мамину, что такие машины будут делать колоссальную работу. Естественно, творец стремился отдать людям дело своей жизни. В 1896 г. он привез самоход и другие свои машины, в частности насосы, на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. На этой же выставке был показан первый российский автомобиль, изготовленный Яковлевым и Фрезе. «Паровоз для грунтовых дорог, отапливаемый нефтью» — так называлось творение Блинова. Изобретатель хотел заинтересовать своей машиной состоятельных людей, получить средства на доработку конструкции и ее производство. Самодвижущийся экипаж медленный, трудно управляемый, без рабочих орудий еще не был готовым товаром. Предложений о производстве машины не поступило. За «паровоз для грунтовых дорог» вручили грамоту «За трудолюбие». Выставка не оправдала надежд.

Здоровье изобретателя после такой неудачи пошатнулось. Но он верил в свое детище, совершенствовал его, например, готовил на замену паровой машины двигатель внутреннего сгорания. Смерть в 1902 г. прервала работу. Дело отца продолжил сын Порфирий, но из-за болезни и материальных трудностей завершить не смог.

Ученик Блинова Яков Васильевич Мамин пошел другим путем. Он занялся колесными тракторами. В это время на другой стороне планеты несовершенный трактор Баттера был усовершенствован Эдвардсом. Затем Холт заменил паровой двигатель на бензиновый. Существенно улучшились гусеницы. Но машины оставались еще полугусеничными. И только в 1907 г. Горнсби в Великобритании построил гусеничный трактор. Свои патенты Горнсби продал Холту. Б. Холт, объединившись с Д. Бестом, в 1925 г. создал фирму Caterpillar. 60-сильный трактор этой фирмы послужил прототипом первой модели трактора ЧТЗ. На этот завод сын Я. В. Мамина Владимир пришел работать инженером.

Яков Васильевич после национализации собственного тракторного завода, ареста и гибели брата Ивана, директора этого небольшого завода, приехал к сыну в Челябинск. Тракторы ЧТЗ, основные участники больших и малых строек в СССР; целина, поднятая гусеничными тракторами, полностью подтвердили провидение Ф. А. Блинова при жизни Я. В. Мамина (1873—1955).

Самоход Ф. А. Блинова был «концепт-каром», демонстрационным образцом нового типа машин. Он не получил прямого продолжения, но для своего времени был прогрессивной машиной. Автор понимал, что делал. Уже давно все изобретения рождаются на плечах предшественников. Часто работа идет «пошагово», т. е. решаются проблемы одна за другой (осуществляются шаги), и на отдельных этапах появляется конечный (коммерческий) продукт. Ф. А. Блинов сделал важные и смелые шаги в рождении и становлении современных гусеничных машин. Можно сказать, что он несколько опередил время. Производство полностью гусеничных тракторов началось через полтора десятилетия после показа самохода на выставке.

В истории отечественного и мирового машиностроения творчество Ф. А. Блинова заслуживает достойного места. Об этом полезно знать потомкам. Временем постройки самохода Блинова часто называется 1888 г., то есть в 2008 г. ему исполняется 120 лет. В 1985 г., за 3 года до столетия, стали готовиться к юбилею: знакомиться с опубликованными материалами по данному вопросу, их авторами; обратились в Научный тракторный институт (НАТИ), Институт истории естествознания и техники АН СССР. Авторы публикаций: Л. Д. Давыдов (написал книгу «Родина трактора», изданную в 1950 г.); А. А. Деревянченко (в 1990 г. вышла его книга в соавторстве с А. Г. Чулковым «Волжский самородок» о Ф. А. Блинове); д. т. н. И. Б. Барский (статья «Трактор» в БСЭ) — рассказали о первоисточниках, какими они располагали. Еще были консультации с В. М. Стародубцевым, много лет занимающимся историей трактора; В. М. Русановым, работавшим с учеником Ф. А. Блинова -пионером отечественного тракторостроения Я. В. Маминым. Выяснили, что нет свидетельств, подтверждающих постройку самохода в 1888 г. Из воспоминаний Якова Васильевича Мамина, участника строительства, опубликованных в 1935 году, получается, что работы завершились в 1890—1892 гг. В 1888 г. самоход еще не был построен.