ЗИЛ 433112 технические характеристики

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331 – семейство грузовых автомобилей, выпускаемых заводом имени Лихачева. Первая модель данной серии сошла с конвейера почти 40 лет назад и была укомплектована бензиновым мотором. Однако именно ЗИЛ-4331 считается родоначальником первой отечественной линейки грузовиков с дизельными силовыми установками. Производство автомобиля продолжалось до 2003-го года.

В 70-е годы конструктора завода имени Лихачева получили задание на разработку двух передовых грузовиков, имеющих различную грузоподъемность. Модели должны были работать на дизельном топливе. Изначально автомобиль проектировали специалисты ЗИЛ, но после создания конструкции документацию передали в Набережные челны. Тогда грузовик предполагалось оснащать 9-ступенчатой «механикой» и 185-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-645».

Видео


Модель получила кабину с прямоугольными очертаниями. Капот, крылья и радиаторная решетка уместились в одной панели, легко открывающейся вперед благодаря шарнирам.

В 80-х годах проект обзавелся новым названием. Кроме того, дизайн автомобиля претерпел изменения. ЗИЛ-4331 приобрел расширенный бампер оригинальной формы, облицовку радиатора из легкого пластика, цельнометаллическую грузовую платформу и облегченную лицевую часть. Некоторые изменения произошли в кабине автомобиля. Водительское кресло получило дополнительные опции.

Радовали и технические параметры модели. Автомобиль разгонялся до 100 км/час и имел высокие показатели грузоподъемности.

Вскоре после запуска проекта была представлена дебютная версия ЗИЛ-4331 со сдвоенной кабиной, а также шасси, предназначенное для специального транспорта. Позднее специалисты завода имени Лихачева создали гоночную версию грузовика, напоминавшего оригинал лишь внешностью.

Одной из наиболее популярных стала модификация со спальным местом, появившаяся в начале 90-х годов. Модель получила универсальную «юбку» бампера, обтекатели по бокам кузова и драгфойлер, установленный на крыше. ЗИЛ-4331 в сравнении с иностранными аналогами выделялся значительно меньшей стоимостью.

Последующие изменения касались кабины и перевода на шасси следующего поколения. Последняя версия с названием ЗИЛ-4331А обзавелась новым генераторным устройством и капотом «аллигаторного» типа, облегчающим открытие-закрытие при повреждениях и в морозы.

Модификации ЗИЛ-4331:

  • ЗИЛ-433100 – базовая модель с базой в 4500 мм и мотором «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-433102 – стандартное шасси;
  • ЗИЛ-433104 – шасси для пожарных автомобилей;
  • ЗИЛ-433110 – базовая модификация с агрегатом «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433116 – базовая версия с силовой установкой «ЗИЛ-509.10»;
  • ЗИЛ-43314Б – длиннобазный бортовой вариант с мотором «ЗИЛ-6454» с колесной базой в 6100 мм;
  • ЗИЛ-4332А – специальная версия с удлиненной базой (5600 мм) и двигателем «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-4333 – короткобазная модификация с мотором «ЗИЛ-645» и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ-433302 – короткобазное шасси;
  • ЗИЛ-433360 – модель с укороченной базой и силовой установкой «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-433362 – короткобазное шасси, оборудованное мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач с базой в 3800 мм и агрегатом «ЗИЛ-645»;
  • ЗИЛ-442160 – седельный тягач с базой в 3300 мм и мотором «ЗИЛ-508.10»;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач со спальным местом и удлиненной базой (4500 мм).

Для всех версий модели была характерна заднеприводная переднемоторная компоновка.

Технические характеристики

В базовой модификации ЗИЛ-4331 имеет следующие размеры:

  • длина – 6370 мм;
  • ширина – 2422 мм;
  • высота – 2810 мм;
  • колесная база – 3800 мм.

Модель является довольно компактной, а ее габариты позволяют и сегодня использовать транспорт в городских условиях. Дорожные сооружения серьезным препятствием для автомобиля не станут. Дорожный просвет грузовика равняется 330 м, что позволяет передвигаться как на асфальтированных трассах, так и на необустроенных дорогах. Передняя колея ЗИЛ-4331 равняется 1930 мм, задняя – 1850 мм.

Масса автомобиля без учета заправочных жидкостей составляет 4820 кг. Максимальная грузоподъемность модели находится в пределах 6000 кг. Конкурировать с современными моделями грузовику довольно тяжело, поскольку основными его преимуществами являются простота обслуживания и дешевизна. Суммарный вес машины составляет порядка 11700 кг. Подобную нагрузку выдерживают большинство инженерных коммуникаций и мостов.

С полной нагрузкой автомобиль может разгоняться до 100 км/час.

Расход Топлива

Для бензиновых модификаций расход топлива на скорости 90-95 км/час составляет 26-30 л/100 км. При этом в зависимости от нагрузки он может варьироваться.

Без груза при скорости 60 км/час на 100 км ЗИЛ-4331 требуется около 18 л бензина. При увеличении скорости до 80 км/час показатель возрастает до 23 л. В составе автопоезда на каждые 100 км пути грузовик расходует 25 л при скорости 60 км/час, 32 л – при скорости 80 км/час.

Топливный бак ЗИЛ-4331 вмещает 170 л.

Двигатель

В зависимости от модификации ЗИЛ-4331 комплектуется одним из трех вариантов силовой установки:

  • «ЗИЛ-508.10»;
  • «ЗИЛ-508.300»;
  • «ЗИЛ-645».

V-образный 4-тактный агрегат «ЗИЛ-645» довольно неприхотлив к топливу и уверенно функционирует на любой солярке.

Технические характеристики данного агрегата:

  • рабочий объем – 8,74 л;
  • номинальная мощность – 185 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 510 Нм;
  • количество цилиндров – 8 шт.

Выпуск модификаций, работающих на дизельном моторе «ЗИЛ-645» завершился довольно давно. Однако детали и узлы, необходимые для ремонта агрегата, можно приобрести и сегодня.

Модификации с бензиновыми моторами «ЗИЛ-508.10» и «ЗИЛ-508.300» получили куда большее распространение. Данные версии отличались более гибкими эксплуатационными характеристиками, что выражалось в способности без серьезных последствий переносить большие угловые крены.

Параметры V-образного верхнеклапанного двигателя «ЗИЛ-508.10»:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • масса с дополнительным оборудованием – 640 кг.

Агрегат «ЗИЛ-508.10» имел 8 цилиндров, расположенных под углом 90 градусов. В настоящее время производство данной силовой установки также завершено.

Мотор «ЗИЛ-508.300» считается самым маломощным из линейки двигателей, устанавливаемых на ЗИЛ-4331.

Эксплуатационные характеристики агрегата:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 135 л.с.;
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 377 Нм.

Двигатель «ЗИЛ-508.300» имеет 8 цилиндров, расположенных V-образно и под углом 90 градусов друг к другу.

Устройство

На ЗИЛ-4331 устанавливаются колеса дискового типа, которые крепятся посредством 8 шпилек и специальных фиксирующих гаек. Грузовик традиционно комплектуется шинами с вездеходным протектором, позволяющими перемещаться в тяжелых дорожных условиях. Однако допускается применение баллонов иностранного производства.

Амортизационная система автомобиля сделана предельно просто. Подвеска главного моста включает комплект полуэллиптических рессор со скользящими торцевыми частями. Совместно с рессорами функционирует пара амортизаторов.

В задней части подвеска включает пару рессор. Здесь же находятся специальные механизмы, увеличивающие прочностные показатели конструкции. Благодаря этому ЗИЛ-4331 может работать в составе автопоезда и преодолевать уклоны в 25%.

Грузовик оснащается традиционной для данного типа тормозной системой, включающей:

  • два тормозных контура, относящихся к пневматическому типу;
  • разжим колодок кулачкового типа;
  • тормозные барабаны с шириной передних накладок в 100 мм, задних накладок – в 140 мм и радиусом в 210 мм.

Дополнительный тормозной контур у автомобиля совмещен со стояночным контуром. Последний функционирует посредством механических энергоаккумуляторов и воздействует на задний мост. Тормозной путь ЗИЛ-4331 при полной загрузке и скорости 65 км/час равняется 36 м. В системе тормозов автомобиля предусмотрен особый предохранитель спиртового типа, который не позволяет конденсату замерзнуть.

В базовой версии модель оборудуется кузовом с металлическими откидными бортами. Дополнительно устанавливается тент.

Кабина автомобиля отличается хорошей звуко- и теплоизоляцией, позволяющей свободно говорить внутри грузовика в процессе движения. Холодная погода также не страшна водителю ЗИЛ-4331. В салоне грузовика расположены три посадочных места, оснащенные ремнями безопасности. Конструкция кабины является цельной и состоит из единого блока, расположенного на двух парах амортизаторов. Это позволяет легко откидывать ее вперед для проведения ремонтных работ.

Производство ЗИЛ-4331 завершилось в 2004-ом году, но в ближайшее время автомобиль вновь может оказаться на конвейере.

Модель выделяется выносливостью и простотой ремонта, потому образцы, выпущенные в СССР, и сейчас продолжают работать на пригородных маршрутах.

Цена нового и б/у

Выпуск ЗИЛ-4331 завершился, потому среди предложений данной модели присутствуют только подержанные варианты. Несмотря на ряд недостатков, автомобиль остается весьма популярным, поскольку имеет привлекательную стоимость. В хорошем состоянии (1998-2002-ой года) грузовик можно купить за 200-250 тысяч рублей.

Аренда автомобиля обойдется в 700 руб/час.

Аналоги

Аналогов у модели ЗИЛ-4331 не так много. К ним можно отнести автомобиль ГАЗ-3307, а также представителей линейки завода имени Лихачевского – ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4334.

Зил бычок — автоклуб |

Добро пожаловать!

Сайт www.Zil-Bychok.ru посвящен автомобилю ЗиЛ Бычок.

Так же и другие модели ЗиЛ:
ЗиЛ 130 ЗиЛ 131 ЗиЛ 133 ЗиЛ 157 ЗиЛ 4331.

ЗиЛ 4331 технические характеристики автомобиля, хотите купить?

В 70-х годах 20 века в СССР необходимо было создать 2 вида грузовых автомобилей, которые имели бы разную грузоподъёмность.

Необходимым условием было наличие дизельного двигателя. Изготовление одного вида автомобилей принадлежало ЗиЛу, а второго – КАМАЗу. Первоначальная разработка обоих видов автомобилей велась в стенах ЗиЛа. Позже вся техническая документация по автомобилю КАМАЗ была передана на Набережные Челны.

Коллектив конструкторов получил задание создать грузовой автомобиль с дизельным двигателем на шасси ЗиЛ-130. Эта работа была выполнена в 1981 году. Но был выпущен только опытный образец автомобиля, т.к. в этот период заканчивалась доработка ЗиЛ-169, который позже был индексирован, как ЗиЛ-4331.
Работы по конструкции и дизайну этого автомобиля были закончены в 1985 году. В общей сложности разработка грузовика заняла 10 лет.

Читайте также  Принцип работы гидравлического распределителя

Достижением науки и техники на тот момент являлся V-образный дизельный двигатель, который имел 8 цилиндров. Мощность такого мотора составляла 185 лошадиных сил. Двигатель сблокирован с девятиступенчатой коробкой передач. Капот, крылья и радиаторная облицовка объединены между собой с целью откидывания на шарнирах вперёд .

Это сделано для удобства обслуживания автомобиля. Удобная кабина оснащена комфортным сидением, которое можно регулировать в трёх направлениях. Авто снабжено цельнометаллической грузовой платформой. Грузоподъёмность машины 6 тонн. Автомобиль ЗиЛ-4331 может развивать скорость до 95 км/ч. Расход топлива на 100 км 18 – 23 л. Это для самого автомобиля, а для автомобиля с прицепом – 26 – 31 л.

Производство новых грузовых автомобилей ЗиЛ-4331 началось в 1986 году.
Была выпущена версия автомобиля со сдвоенной кабиной. Специальный варианта автомобиля для кольцевых гонок был выпущен в 1989 году. Правда он не имел ничего общего с ЗиЛом, кроме кабины.

Самая знаменитая версия была выпущена в 1992 году. Это седельный тягач со спальным модулем для двух человек. Двигатель этого автомобиля был увеличен до 9,5 л, мощность составляла 250 лошадиных сил.

Все последующие модернизации заключались лишь в перестановке новых кабин на старое шасси автомобиля ЗиЛ.

Модификации:
ЗиЛ-432930 – автомобиль с металлическим бортовым кузовом;
ЗиЛ-433110 – базовый грузовик;
ЗиЛ-431610 и ЗиЛ-431710 – газобалонные автомобили, которые могут работать на бензине и на природном газе;
ЗиЛ-431810 – газобалонный автомобиль, работает на сжиженном газе;
ЗиЛ-433112 – шасси для установки специального оборудования и кузовов;
ЗиЛ-433360 – грузовик с деревянным кузовом;
ЗиЛ-43305А – седельный тягач;
ЗиЛ-433180 – бортовой автомобиль 4х2;
ЗиЛ-433430 – бортовой автомобиль 6х6.

Основные технические характеристики автомобиля ЗиЛ-4331:


Годы выпуска 1986 – 2003 гг.
Габариты, м 6,37х2,42х2,81
Колёсная база, м 3,8 – 4,5
Количество цилиндров V8
Тип двигателя дизельный
Объём двигателя, л 8,7
Мощность двигателя, л. с. 185
Масса, кг 11145
Грузоподъёмность, кг 6000
Коробка передач 9-ступенчатая
Тип привода 4х2
Тормоза передние/задние —
Скорость, км/ч 95
Расход топлива л/100 км 18-23

Автомобиль ЗиЛ имеет небольшую грузоподъёмность, поэтому не составляет конкуренцию импортным «дальнобойщикам». Такие машины чаще используются в городах и маршрутах, имеющих небольшую протяжённость. Главным достоинством ЗиЛ 4331 является низкая цена.

Запчасти к этому авто имеются в свободной продаже и не отличаются особой дороговизной.

Владельцы ЗиЛ-4331 среди достоинств автомобиля выделяют возможность хранить автомобиль на улице, способность исправить неполадки практически при любых условиях, быстрое прогревание двигателя даже при очень низкой температуре воздуха.

К недостаткам следует отнести сравнительно большой расход топлива.

Грузовик ЗиЛ-4331 высокой проходимости

ЗиЛ-4331 — легендарный российский грузовик, который выпущен в количестве 1,6 миллионов экземпляров. К основным преимуществам относят высокую проходимость, грузоподъёмность и простоту конструкции, благодаря которой ремонт можно осуществить в полевых условиях. Стоимость грузовика ниже, чем у конкурентов из этого сегмента.

Несмотря на оконченное производство, автомобиль имеет высокий спрос в наши дни. Потребителей привлекает неприхотливость в обслуживании и дешёвый ремонт. Машина прочная, используется во многих сферах: строительство, сельское хозяйство и т.д. На базе транспорта сделаны надстройки для спасательных служб.

Общая информация и история ЗиЛ-4331

Проектирование автомобиля ЗиЛ-4331 стартовало в 70-х годах. В то время стране требовался грузовик, обладающий высокой проходимостью и большой мощностью. Разработкой занимались не только специалисты ЗиЛ, но и КамАЗ. Последние предложили хорошую схему — положить в основу нового продукта один из опытных образцов камского завода. Инженеры изменили дизайн, поместили новую силовую установку и переделали световые приборы.

Первый опытный образец собрали в 77-м году. Он стал первым авто семейства дизельных грузовиков завода имени Лихачёва. Своё нынешнее имя он получил в начале 80-х. Модернизация и исправление недочётов продолжали до 1985 года, после чего утвердили окончательный вариант грузовика. В 1987 году началось массовое производство.

Дизайн отвечал современным тенденциям своего времени. Внешний вид — большой прямоугольник. Отличительной особенностью переда стала радиаторная решётка, которая имела нестандартный дизайн и высокое положение. По бокам над колёсами установили массивные брызговики. Бампер сделан из высокопрочного металла. Он защищает кабину от случайных повреждений. Кабина не имеет плавных изгибов, в её основе угловатые очертания.

Самосвал может перевозить грузы различных видов: почва, гравий, удобрения, камень, древесина и даже массивные металлические конструкции. Через несколько лет после старта выпуска сделали модификацию, позволяющую перевозить бетон в жидком состоянии на небольшие дистанции. Такая функция стала уникальной, ни один конкурент подобным свойством не обладал.

За свою богатую историю получил множество разновидностей. Самая интересная вышла в свет в 1992 году. Главная особенность — комната для отдыха двух пассажиров. Модификация имела высокий спрос у покупателей. Многие разновидности отличались от предыдущих усовершенствованными кабинами, которые крепились к базовому шасси, разработанному в 70-80х годах.

Технические характеристики ЗиЛ-4331

  • Длина — 6,37 метров;
  • Ширина — 2,422 метра;
  • Высота — 2,81 метра;
  • Дорожный просвет — 33 сантиметра;
  • Вес — 8,82 тонн.

Грузоподъёмность разная — от 6 до 8 тонн, зависит от приобретённой модели. В основе лежит колёсная формула 4х2. Расход топлива находится на уровне 18-19 литров на 100 километров, при движении в составе автопоезда увеличивается до 25-26 литров. ЗиЛ-4331 способен разгоняться до 95 км/ч в стандартной компоновке и до 85 км/ч в составе автопоезда. Тормозной путь приемлем для автомобиля этой категории 25 метров. В составе автопоезда он увеличивается на полтора метра до 26,5 метров. Максимальная заправка 170 литров.

Силовой агрегат

За всю историю серийного выпуска использовалось три двигателя:

  • ЗиЛ-508.10 — Шестилитровый бензиновый мотор, развивающий мощность до 150 лошадиных сил. Оснащён восемью цилиндрами, расположенных в V-образной форме. Питание построено на карбюраторе, охлаждение сделано по жидкостному типу. Заправляется бензином АИ-96, без капитального ремонта может пройти до 350 тысяч километров;
  • ЗиЛ 508300 — шестилитровая бензиновая силовая установка карбюраторного типа, которая достигает 134 лошадиных сил. В основе карбюратора лежит электронное управление, для охлаждения используется жидкость. Двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3. Питается бензином А-80;
  • ЗиЛ-4331-645 — V-образный мотор с восемью цилиндрами, питающийся дизелем. При объёме 8,75 литров развивает до 185 лошадиных сил. Для охлаждения предусмотрена жидкостная система.

Наиболее популярный третий вариант, так как он выдавал лучшую мощность, которая позволяла преодолевать участки дороги любой сложности. Также он отличался экономностью.

Устройство ЗиЛ-4331

Специалисты сравнивают ЗиЛ-4331 с 130-й моделью завода. Они считают, что он является серьёзно переработанной версией, которая получила новую, более комфортную кабину. В основе всей конструкции лежит рама, сделанная из высокопрочного материала. Передний мост ЗиЛ-4331 зависимый, состоит из полуэллиптических рессор и скользящих торцевых частей. В дополнение к рессорам в ЗиЛ-4331 добавлены амортизаторы. Задний мост зависимый, в его конструкцию входит пара рессор и дополнительные механизмы. С ними можно ознакомиться в руководстве машины.

Команда конструкторов отказалась от барабанного тормозного механизма, который к 80-м годам морально устарел. Для этого разработали собственную, уникальную тормозную систему ЗиЛ-4331. Она обладала улучшенным динамическим эффектом торможения и имела увеличенную прочность. В конструкцию входили два пневматических контура, а дополнительный совместили со стояночным тормозом. В устройстве стояночного механизма присутствовали энергоаккумуляторы, которые оказывали воздействие на задний мост. Для исключения возможности замерзания конденсата инженеры встроили спиртовый предохранитель.

Колёса получили уникальный рисунок протектора, который способствовал сокращению тормозного пути. При его создании стояла задача улучшения сцепление с грунтовой дорогой. Большие колёса и мягкая подвеска способствуют преодолению участков дороги со сложным рельефом. Колёса дисковые, оснащаются резиной 9.00R20, однако возможны варианты тюнинга.

До 2009 года коробка передач оснащалась девятью скоростями. В её устройство входят демультипликатор и сцепление с одним диском и пневмогидравлическим усилителем. В 2009 году Ярославский моторный завод выпустил шестискоростную механическую коробку передач, которую адаптировали под грузовик ЗиЛ-4331. Однодисковое сцепление сохранилось.

Основным преимуществом кабины стал высокий уровень звуко- и термоизоляции. Кабина рассчитана на водителя и двух пассажиров. Обзорность на хорошем уровне за счет видимых краев капота. На каждом посадочном месте присутствует надёжный ремень безопасности. Комфортность при передвижении обеспечивают два амортизатора, которые снижают вибрацию, возникающую от неровностей на дороге. Кабина цельнометаллическая, её можно откидывать вперёд. Внутренне оснащение бедное — только информационные индикаторы от технических систем. Для улучшения руления конструкторы добавили гидроусилитель руля.

Стандартная модификация предусматривает наличие металлического кузова. Все борта, кроме переднего, открываются наружу. Высота переднего борта значительно выше, чем у боковых и заднего. В комплекте шёл металлический каркас, на который можно установить тент.

Узлы, требующие особого внимания:

  • ПГУ;
  • Ступицы;
  • Редуктор;
  • Коробка передач;

Модификации ЗиЛ-4331

На базе ЗиЛ-4331 разработано множество разновидностей:

  • 432900 — бортовой грузовик с укороченной базой. Оснащается дизельным мотором Д-245.39, который развивает 105 лошадиных сил. Грузоподъёмность — 6 тонн;
  • 432930 — аналогичный предыдущему вариант, силовая установка модернизирована: мощность составляет 136 или 130 лошадиных сил, отвечает экологическим стандартам Евро-2 или Евро-3. Перевозит грузы весом до 6 тысяч килограмм;
  • 432920 — основное отличие от первых двух — двигатель ЗиЛ-0550 и другое крепление капота;
  • 433102 — стандартное шасси без установленных надстроек;
  • 433104 — шасси для пожарной службы;
  • 43314Б — автомобиль с увеличенной базой, оснащается кабиной со спальными местами на двух человек. Перевозит грузы массой до 6 тонн, выпускался мелкими партиями по госзаказам;
  • 4332А — самосвал с длинной базой, который не дошёл до конвейерного производства;
  • 4333 — авто с короткой базой, серийный выпуск не осуществлялся;
  • 43302 — шасси, аналогичное по техническим характеристикам предыдущему варианту;
  • 433360 — от базовой версии 4333 отличается модернизированной кабиной;
  • 4335 — уникальная партия моделей, выпущенная в количестве 135 штук. Она оснащалась силовым агрегатом Cat-3116, который развивал до 170 лошадиных сил;
  • 442100 — стандартный седельный тягач;
  • 442160 — отличается от предыдущей модификации изменённой кабиной;
  • 442300 — оснащён кабиной с двумя спальными местами.
Читайте также  Принцип работы карбюратора триммера бензинового

Все модификации нашли своих потребителей, многие из них используются в наши годы в различных отраслях.

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-4331 — универсальный грузовик, который не требует тщательного ухода. При должных навыках ремонт можно осуществлять своими руками. Распространённым вариантом считается модификация с установленным крановым оборудованием.

На вторичном рынке есть множество предложений о продаже этого грузовика. Большинство из них находится в приемлемом состоянии. Средний ценник на экземпляры 91-93 годов составляет 120-140 тысяч рублей. За машину 98-00 годов придётся выложить 340-420 тысяч рублей. Автомобили последних лет выпуска обойдутся покупателю в 540-630 тысяч рублей. Конечная стоимость зависит от технического и внешнего состояний.

Технические характеристики самосвала и других модификации грузовика ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331 — это транспортное средство, которое выпускается автомобильным заводом имени Лихачева. Транспорт используется для перевозки различных грузов.

Устройство

Устройство этого транспортного средства включает в себя такие элементы, как:

  1. Силовой агрегат. Здесь установлен бензиновый двигатель, оборудованный карбюратором и двумя камерами с падающим потоком. Внутри мотора есть насосный элемент и экономайзер, а также механизм для принудительного включения холостого хода. Агрегат выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-0.
  2. Тормозная система.
  3. Электрооборудование, включающее в себя звуковую и световую сигнализацию, фары, ближний и дальний свет.
  4. Пневматическая система, которая делает ход автомобиля более мягким.
  5. Трансмиссия. Здесь установлена механическая КПП. Переключение передач осуществляется при помощи специального рычага управления.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины.
  7. Передний и задний ведущий мост.

Тормозная система

Здесь установлены 2 независимые тормозные системы: одна действует на все колесные механизмы, а вторая только на трансмиссию. За образец взята тормозная система модификации ЗИЛ-130.

Тормоза, оборудованные пневматическим приводом, оснащены воздушным компрессором, а также поршнями, двухцилиндровой системой охлаждения рабочей жидкости. Такие тормозные устройства расположены на правой части корпуса внутри автомобиля и приводятся в действие при помощи передачи ременного типа, которая подается от шкива водяного насосного элемента.

Все цилиндрические механизмы системы выполнены из чугуна и укреплены на картере. Поршневая часть соединяется с верхней головкой шатуна при помощи пальца плавающего типа.

При отпускании педали тормоза доступ сжатого воздушного потока к камерам прекращается, благодаря чему транспорт продолжает свое движение.

Электрооборудование

Тип системы электрических приборов и механизмов этого транспортного средства — однопроводной. Отрицательно заряженные клеммы источников тока соединяются с массой ЗИЛа. Номинальное напряжение в системе составляет 12 В. Внутри механизма используются провода низкого напряжения типа ПГВА и высокого напряжения — ПВВ.

Для того чтобы проверить исправность изоляционного покрытия электросхемы, необходимо провести внешний осмотр электрического оборудования. При обнаружении обрыва цепи рекомендуется изолировать оголенный провод низкого давления специальной лентой. Если из строя вышел провод высокого напряжения, необходимо заменить его на новый в соответствии со схемой электрооборудования, приведенной в руководстве по ремонту транспорта. Провода высокого напряжения не подлежат ремонту.

Пневматическая система

Пневмосистема ЗИЛа включает в себя следующие элементы:

  • компрессор с пробками;
  • трубка, ведущая от стеклоочистителя;
  • тормозная камера;
  • трубка тройника;
  • штуцер;
  • угольник крана;
  • крестовина раздаточного типа;
  • крепежная скоба;
  • регулятор уровня давления в системе;
  • кронштейн;
  • шланги;
  • хомут;
  • предохранительный клапан.

Перед началом движения рекомендуется измерить уровень давления в пневматической системе. Он должен быть не ниже 4,5 кг/см². Если показатель будет превышать отметку в 7,4 кг/см² , значит, поврежден регулятор давления или разгрузочное устройство.

Во время резкого нажатия на тормозную педаль давление в баллонах должно снизиться, а в тормозных камерах — сравняться с показателями баллона. Если этого не произошло, рекомендуется разобрать механизм и провести внешний осмотр деталей на износ.

Технические характеристики

Технические характеристики ЗИЛ-4331:

Максимальная грузоподъемность 6000 кг
Рабочий объем мотора 6 л
Диаметр цилиндрических элементов 100 мм
Ход поршневой части 95 мм
Мощность силового агрегата 150 л.с.
Количество оборотов коленчатого вала 3200 в минуту
Степень сжатия 7,1
Передаточное число коробки передач 6,45
Наибольший крутящий момент 402 Нм
Колесная база 5000 мм
Объем топливного бака 170 л
Вместительность системы охлаждения 27 л
Расстояние дорожного просвета 330 мм
Размер шин 9.00R20
Вес двигателя 93 кг
Габаритные размеры транспорта 6370*2422*2810 мм
Средний расход топлива ЗИЛа-4331 на 100 км 36 л

Описание двигателя грузовика: он оборудован 6 цилиндрами и 2 клапанами, тип используемого топлива — дизель. Модель мотора — ЯМЗ-236.

  • снаряженная масса — 11700 кг;
  • вес транспорта- 4820 кг.

Модификации

Существует несколько модификаций ЗИЛ-4331:

  • самосвал;
  • тягач;
  • бортовой;
  • с манипулятором;
  • пожарный.

Самосвал

Самосвал оборудован двигателем ЗИЛ-645 и заниженным компрессором, который опускается под капотом. Такой транспорт отличается высоким уровнем проходимости, поэтому его можно использовать даже в условиях бездорожья.

ТТХ этой модификации:

Ширина — 2500 мм

Тягач

Седельный тягач ЗИЛ-442100 используется для транспортировки различных грузов по любым видам дорожного покрытия. Здесь установлен дизельный двигатель ЗИЛ-645.

Технические показатели и параметры модели:

Общее число колес 4
Количество ведущих колес 2
Снаряженная масса 5025 кг
Давление, оказываемое на переднюю ось 29250 кгс
Нагрузка на заднюю телегу 21000 кгс
Нагрузка, оказываемая на седельно-сцепной механизм 6200 кгс
Полная масса 11450 кг
Автопоезд 23500 кг
Допустимый вес прицепного устройства 18175 кг
Внешний габаритный радиус поворота 6900 мм
Наибольшая скорость движения 85 км/ч
Средний расход дизельного топлива на 100 км 24,4 л
Объем топливного бака 170 л
Количество цилиндрических деталей 8
Степень сжатия 18,5
Мощность 185 л.с.
Крутящий момент 510 Нм

Бортовой

Бортовой автомобиль ЗИЛ-433180 используется в составе автопоезда для перевозки различных типов груза. Эта модель отличается нестандартной маской капота и облицовкой радиатора, выполненной из пластика.

У силового агрегата 8 цилиндров, которые расположены V-образно. Мотор оснащен жидкостной системой охлаждения.

Технические показатели и характеристики модификации:

Ширина — 2326 мм

С манипулятором

ЗИЛ с манипулятором используется для подъема груза, а также для выполнения монтажных работ. Крановая установка оборудована лебедкой переднего типа. Максимальный вес поднимаемого установкой груза — 3500 кг.

Максимальная грузоподъемность 3500 кг
Рабочий объем мотора 17 л
Диаметр цилиндрических элементов 114 мм
Ход поршневой части 113 мм
Мощность силового агрегата 175 л.с.
Количество оборотов коленчатого вала 3200 в минуту
Степень сжатия 16,5
Передаточное число коробки передач 7
Наибольший крутящий момент 702 Нм
Колесная база 3350 мм
Объем топливного бака 170 л
Вместительность системы охлаждения 50 л
Расстояние дорожного просвета 330 мм
Размер шин 9.00R20
Вес двигателя 85 кг
Габаритные размеры транспорта 7040*2500*2480 мм
Средний расход топлива 37 л

Пожарный

Пожарный автомобиль оснащен цистерной АЦ-3,2-40. Объем водного бака этого оборудования составляет 3200 л, а пенного бака — 200 л. При давлении системы в 10 Бар производительность шланга составляет 3000 л в минуту. Дальность подачи струи — 70 м.

Параметры и показатели транспорта:

Общее число колес 4
Количество ведущих колес 2
Снаряженная масса 5525 кг
Давление, оказываемое на переднюю ось 29250 кгс
Нагрузка на заднюю телегу 21000 кгс
Нагрузка, оказываемая на седельно-сцепной механизм 6200 кгс
Полная масса 13450 кг
Дорожный просвет 265 мм
Внешний габаритный радиус поворота 6900 мм
Наибольшая скорость движения 90 км/ч
Средний расход дизельного топлива на 100 км 34,4 л
Объем топливного бака 260 л
Количество цилиндрических деталей 8
Степень сжатия 18,5
Мощность 245 л.с.
Крутящий момент 710 Нм

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации включает в себя несколько разделов:

  1. Общие сведения об автомобиле.
  2. Инструкция, как запустить холодный мотор при помощи электрофакельного устройства.
  3. Основные правила, которые необходимо соблюдать при запуске и управлении транспортом.
  4. Основные неисправности силового агрегата и способы их устранения.
  5. Рекомендации по проведению ремонтных работ.
  6. Возможные поломки тормозной системы.
  7. Процесс сборки и установки топливного насоса высокого давления.
  8. Сборка и установка корректора по наддуву дизеля.
  9. Устройство основных узлов автомобиля.
  10. Регулировка сцепления и замена фильтров тонкой очистки.
  11. Периодичность проведения технического обслуживания.
  12. Правила хранения и транспортировки ЗИЛа.
Читайте также  ТДТ 55 с манипулятором

Тюнинг

Тюнинг предполагает проведение ряда работ по улучшению транспортных характеристик и повышению уровня комфорта во время движения.

Например, можно сделать кабину водителя более удобной. Для этого потребуется установить шумоизоляцию, чтобы снизить уровень слышимости в кабине во время выполнения работ. Можно установить пневматическое сиденье, которое будет регулироваться по высоте, благодаря чему водитель будет меньше уставать.

Для более мягкого хода транспортного средства по бездорожью, рекомендуется установить пневматическую подвеску или заменить амортизаторы. Благодаря этому водитель практически не будет чувствовать неровности дороги.

Отзывы владельцев и цены

Средняя стоимость различных модификаций:

Самосвал Тягач Бортовой С манипулятором Пожарная модель
1 500 000 руб. 1 350 000 руб. 1 300 000 руб. 1 800 000 руб. 3 500 000 руб.

Максим, 40 лет, Архангельск: «Проработал на сельхознике ЗИЛ около 3 лет. Техника хорошая, надежная. Из недостатков могу выделить только большой расход дизельного топлива».

Сергей, 31 год, Магнитогорск: «Покупал б/у модель за 700 000 руб. Сразу же заменил двигатель и опорную раму. Рекомендую установить шумоизоляцию в кабину для более комфортной работы».

Роман, 52 года, Астрахань: «Проработал на бортовом автомобиле почти 15 лет. За все это время только 1 раз ремонтировал тормоза и менял проводку».

Григорий, 49 лет, Липецк: «Это мощный и надежный транспорт, но с большим расходом топлива. Еще из минусов выделю тормозную систему, которая часто выходит из строя».

Грузовики ЗИЛ с двигателями Caterpillar (Часть 1)

Сотрудничество АМО ЗИЛ с Caterpillar и PACCAR – грузовики ЗИЛ с двигателями Caterpillar.

В постсоветское время ЗИЛ, как и другие крупные машиностроительные предприятия России, не сумев быстро адаптироваться к новой экономической обстановке, оказался на грани банкротства. И всё же судьба предоставляла старейшему автостроителю страны уникальный шанс превратиться в по-настоящему рыночную компанию с конкурентоспособной продукцией.

В 1990 году, т. е. ещё до распада Советского Союза, международные консалтинговые компании провели обследование Производственного объединения ЗИЛ. Иностранные эксперты в своём заключении отметили, что завод конкурентоспособен на мировом рынке, оборудование находится на современном уровне, а квалификация специалистов не вызывает сомнений. Единственным сдерживающим развитие предприятия моментом оказался менеджмент, чей уровень и навыки не соответствовали требованиям рыночной экономики. Вскоре, а именно 23 сентября 1992 года, предприятие преобразовали в Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени И.А. Лихачёва» АМО ЗИЛ.

Иные экономические реалии

Однако иные экономические условия принесли не только свободу предпринимательства, но и серьёзные проблемы. Если в прежние времена флагману отечественного автопрома обеспечивали гарантированный сбыт его продукции, то теперь государственное финансирование основных покупателей компании – Министерства обороны и агропромышленного комплекса – с 1992 года уменьшалось на 40%. Сократился и сбыт зиловских шасси, на которые монтировался широкий спектр кузовов и спецнадстроек. Проблемы завода обострились. Под жёстким финансовым давлением оказались основные потребители его продукции, в результате чего рынок продаж резко сократился. Прервались и многолетние внутрисоюзные связи. И хотя предприятие было способно производить свыше 200 тысяч автомобилей в год, в 1993 году удалось выпустить только 108 тысяч. Столь же стремительно ухудшалось и финансовое положение компании.

Дилерская сеть ЗИЛа насчитывала около 100 региональных представителей по сбыту, которые ранее являлись структурными подразделениями завода и пользовались его средствами. Предприятие передавало им грузовые автомобили и запчасти на консигнационной основе. Такая система отношений вызывала значительные задержки в оплате и была невыгодна ЗИЛу.

Что касается выпускаемой продукции, то автомобили семейства ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130) и ЗИЛ-131 уже порядком устарели, а более современные грузовики ЗИЛ-4331, ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-133Д и их производные требовали модернизации. В то время активно шла работа по созданию перспективного малотоннажного грузовика ЗИЛ-5301.

Читайте также:

  • Автобус ЗИЛ-118 «Юность» возвращается
  • Возвращение автобуса ЗИЛ-118 «Юность»
  • ЗИЛ-130Г в единственном экземпляре

Спорт во время развития

Столичный автозавод очень нуждался в крупном стратегическом партнёре. Вот тогда-то и вспомнили о концерне Caterpillar Inc., первые деловые контакты с которым состоялись ещё в 1991 году. Тогда специалисты зиловской команды, участвующей в шоссейно-кольцевых гонках на Кубок Европы среди грузовиков, обратили внимание на мощный и очень надёжный 10-литровый турбодизель Caterpillar 3176, установленный на некоторых моделях конкурентов.

После более детального знакомства с американским мотором решили изучить возможность установки его на гоночный грузовик ЗИЛ-4421, вместо ранее использовавшихся дизелей КАМАЗ и Cummins. Технически это не представляло особых трудностей, тем более что необходимый в таких вопросах опыт уже имелся. Чуть позже для закрепления формальных отношений состоялась первая встреча представителей Caterpillar с руководством АМО ЗИЛ. Итогом переговоров стала договорённость об установке специально подготовленного двигателя Caterpillar на гоночный грузовик ЗИЛ.

Спортивные результаты не замедлили сказаться. Высокие технические параметры мотора, умноженные на возрастающий опыт лидера заводской гоночной команды Александра Маркина, позволили за два сезона из третьей десятки уверенно войти в первую пятёрку, занимая призовые места на отдельных этапах соревнований. Прогресс более чем убедительный. После столь обнадёживающих результатов обе компании решили не ограничиваться только спортивной тематикой, а перейти к более интенсивному и многостороннему сотрудничеству.

Один шаг вперёд…

Для начала попробовали установить топливную аппаратуру Caterpillar, обладающую высоким давлением впрыска, на серийно выпускаемый дизель ЗИЛ-645, топливная экономичность которого не была идеальной. Двухсторонняя группа специалистов, детально ознакомившись с этим вопросом, пришла к выводу, что для наиболее эффективной работы американской аппаратуры необходимо на отечественном моторе изменить форму камеры сгорания и угол наклона форсунок, что и было реализовано. Обновлённый таким образом зиловский двигатель стал расходовать меньше топлива и обладал увеличенной мощностью.

Для АМО ЗИЛ это был абсолютно правильный шаг, поскольку суверенизация бывших союзных республик и разрыв хозяйственных связей между ними привели к тому, что новейший завод топливной аппаратуры для двигателя ЗИЛ-645, находящийся в Житомире, вышел из состава предприятия. Не изменила положения в лучшую сторону и установка на зиловские дизели чешской топливной аппаратуры Motorpal, от которой вскоре пришлось отказаться из-за непомерно выросших цен.

Другим важным направлением работы стала адаптация дизеля Caterpillar 3208 к конструкции серийно выпускаемых грузовиков и конкретным условиям эксплуатации. Этот двигатель, обладая в целом похожими с ЗИЛ-645 характеристиками и техническими решениями, мог стать логичной альтернативой российскому мотору для установки на части грузовиков (по заказу потребителей), неплохо вписываясь при этом в подкапотное пространство.

Спроектированный для грузовиков и автобусов, работающих в умеренно тяжёлых условиях, V-образный 8-цилиндровый Cat 3208 хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации на сотнях тысяч американских машин. Несколько больший рабочий объём (10,4 л), чем у его российского предшественника, обеспечивал американскому мотору повышенную на 13,5% мощность, на 33% крутящий момент при меньшей на 15% собственной массе и на 8% сниженном удельном расходе топлива.

Турбонаддувная модификация этого двигателя развивала мощность 250 л.с. и крутящий момент 884 Н∙м. Экспериментальные работы показали, что наиболее целесообразным является применение атмосферной (безнаддувной) версии этого мотора мощностью 210 л.с. на самосвале ЗИЛ-4514 грузоподъёмностью 10 т. Несколько позже такая машина была изготовлена. Её испытания подтвердили заявленные характеристики американского мотора, а посему данную модель через некоторое время стали предлагать к реализации. Cat 3208, смонтированный на ЗИЛ-4514 полной массой 18 625 кг, обеспечивал грузовику максимальную скорость 85 км/ч, расходуя 25 л топлива на 100 км при скорости 60 км/ч.

Появление «Новотрак»

Привлекали внимание и другие двигатели Caterpillar. Чтобы оценить реальные возможности заокеанских моторов, в 1992 году на шасси ЗИЛ-433512 изготовили автомобиль-фургон с термокузовом и холодильной установкой, который укомплектовали 148-сильным дизелем Caterpillar Cat 3114, а также седельные тягачи ЗИЛ-4421 и ЗИЛ-4423, оборудованные моторами Cat 3116 ТА мощностью 250 л.с. Причём последнюю модель выпустили в двух вариантах, каждую из них снабдили отдельным спальным отсеком с боковыми окнами, расположенным за кабиной, и нижними юбками-обтекателями. Зато сами кабины различались. Одна из них, серийная, получила накрышный объёмный аэродинамический обтекатель, а другую, модернизированную, сделали более высокой и увенчали раструбами клаксонов. Поскольку полная масса седельных тягачей при работе в составе автопоезда достигала 28 т, а установленный двигатель обладал довольно высоким крутящим моментом 881 Н∙м, его агрегатными партнёрами стали американские коробка передач и ведущие мосты.

В конце августа 1992 года упомянутые образцы с большим успехом экспонировали на московском «Моторшоу-92». Интерес вызвал гоночный тягач ЗИЛ-4421СЕ, а также линейка дизелей, представленных компанией Caterpillar.