ЗИЛ 431410 технические характеристики

ЗИЛ 431410

Серийный выпуск семейства автомобилей ЗИЛ 130 на заводе им. Лихачева в г. Москва был начат в 1964 году. Испытания первых опытных образцов машины начались еще в конце 1956 года, и до момента запуска в серию конструкция менялась и совершенствовалась. Первая экспериментальная партия в 1962 году была отправлена в Северные районы СССР для пробега и доводки. ЗИЛ 130 должен был сменить на производственной линии морально устаревший ЗИЛ 164. Изначально на новую машину даже устанавливался бензиновый шестицилиндровый двигатель от предыдущей модели. Однако проведенная работа дала хорошие результаты. Часть дизайнерских решений была заимствована от американских грузовых автомобилей Ford. В результате свет увидел современный, по меркам 60-х годов прошлого столетия, грузовик. Базовая комплектация автомобиля включала гидроусилитель руля, пятиступенчатую механическую коробку передач с синхронизаторами, узнаваемую бело-голубую цельнометаллическую кабину. Спустя десять лет на заводе им. Лихачева планировалось запустить в производство новую дизельную модификацию машины ЗИЛ 170, однако по ряду причин машина в серийное производство не пошла. ЗИЛ 130 остался на конвейере и выпускался еще несколько десятилетий. Машина за эти годы прошла несколько крупных модернизаций. За все годы было выпущено более трех с половиной миллионов экземпляров машины в более восьмидесяти вариантах серийных и опытных образцов. В связи с переходом на новые отраслевые стандарты ЗИЛ 130 в 1986 году получил обозначение ЗИЛ 431410 и в дальнейшем выпускался под новым индексом.

Навигация по статье

Назначение

ЗИЛ 431410 изначально разрабатывался как универсальный грузовой автомобиль для использования в вооруженных силах и народном хозяйстве. На армейские модификации устанавливались кабины цвета хаки. Бортовые армейские машины использовались для перевозки грузов военного назначения и личного состава. На шасси устанавливались КУНГИ, цистерны для воды и топлива, а также различные виды вооружения. Автомобиль широко использовался практически во всех сферах народного хозяйства. Самосвальные версии были задействованы для перевозки сыпучих грузов на строительстве и производстве. Специальные модификации ЗИЛ 431410 «Сельхозник» задействовались для перевозки грузов в сельском хозяйстве. Шасси со специальным оборудованием предназначались для выполнения работ в коммунальной сфере, а также для использования экстренными и техническими городскими службами. В зависимости от комплектации ЗИЛ 431410 предназначались для работ, как в условиях Севера, так и для эксплуатации в регионах с жарким климатом.
На базе ЗИЛ 431410 также было создано множество специальных машин для обеспечения работы гражданских аэропортов и военных аэродромов.

Модификации

При запуске ЗИЛ 130 в серийное производство планировался выпуск только шести модификаций базовой модели. Однако автомобиль оказался настолько удачным и востребованным, что общее число серийных и опытных моделей, выпущенных на различных производственных площадях, превышает семь десятков единиц. К основным модификациям ЗИЛ 431410 можно отнести:

  • ЗИЛ 431510 – автомобиль – тягач для перевозки грузов малой плотности и длинномерных грузов. Отличается от базового автомобиля увеличенной колесной базой и размерами платформы и карданного вала;
  • ЗИЛ 441510 – седельный тягач, для работы в составе автопоезда. Имеет укороченную базу, один карданный вал, и два топливных бака общим объемом 250 литров;
  • ЗИЛ 431810; ЗИЛ 431610; ЗИЛ 441610 – автомобили с установленным газобаллонным оборудованием для работы на газу. Предназначены для тех же видов работ, что и базовые модификации, работающие на бензине. Не комплектуются предпусковыми подогревателями. Бензиновая система питания топливом предусматривается как резервная.

Практически все модификации оснащались бензиновыми карбюраторными моторами. Начиная с 1987 был налажен выпуск ЗИЛ 4331, являвшегося приемником ЗИЛ 431410. Новый автомобиль получил дизельную силовую установку собственной разработки ЗИЛ-645. Часть машин ЗИЛ 4331 была оснащена минскими дизелями серии Д-245. Однако дизельный мотор был установлен лишь на небольшое количество выпущенных машин. Основная масса модификаций по-прежнему имела бензиновый двигатель, не отличающийся особой экономичностью.

В конструкцию автомобиля ЗИЛ 130 изначально были заложены возможности модернизации. Машина не только постоянно совершенствовалась, но и стала основой для создания машин на других машиностроительных предприятиях. На автозаводе «Амур» в г. Новоуральске Свердловской области ЗИЛ 431410 выпускался с 1992 по 1998 год. Впоследствии некоторые узлы и механизмы использовались в грузовых автомобилях АМУР 53131, являющихся по сути дизельной, глубокомодернизированной версией 130-й модели.

Технические характеристики

Бортовой грузовик-тягач ЗИЛ 431410 представляет собой автомобиль с колесной формулой 4х2 с кузовом, имеющим деревянную платформу, усиленную металлическими элементами. Задний и боковые борта – откидные. Предусматривается возможность установки надставных бортов и тента. Кабина цельнометаллическая, трехместная.

Основные размеры и весовые параметры

  • Длина – 6675 мм;
  • Высота – 2400 мм;
  • Ширина – 1800 мм;
  • Снаряженная масса автомобиля – 4175 кг;
  • Полная масса грузовика 10400 кг;
  • Грузоподъемность – 6000 кг;
  • Вес буксируемого прицепа – 8000 кг;

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость, заявленная производителем – 90 км/ч;
  • Максимальная скорость движения в составе автопоезда – 80 км/ч;
  • Время разгона автомобиля до 60 км/ч – 35 сек;
  • Тормозной путь на скорости 60 км/ч – автомобиля 25 м, автопоезда 26,5 м;
  • Максимальный угол подъема – автомобиля 31 град, автопоезда 16 град;
  • Габаритный радиус поворота автомобиля – 8,9 м;
  • Средний показатель расхода топлива – автомобиля 25,8 л, автопоезда 33 л.

Трансмиссия

Механическая, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах обеспечивает движение пятью скоростями вперед и одной назад. Однодисковое фрикционное сцепление с периферийными пружинами имеет механический привод выключения. Два последовательно расположенных карданных вала с опорным подшипником обеспечивают через задний мост привод на спаренные задние колеса. Главная передача либо одинарная гипоидная, либо двойная с косозубой и прямозубой парой.

Ходовая часть

Передняя подвеска собрана на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами и оборудована двумя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска имеет пару основных и пару дополнительных рессор. На дисковых колесах устанавливаются шины размером 260R508 с возможностью использования шин ВИ-244. Основная тормозная система барабанного типа с пневматическим приводом на все колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод. Тормозная система оборудована запасным тормозом, двумя пружинными энергоаккумуляторами, и спиртовым противоконденсатным предохранителем.

Электрооборудование

Система электропитания ЗИЛ 431410 рассчитана на 12 вольт. В качестве источника электроэнергии используется АКБ типа 6СТ-90ЭМ и стартер СТ230-К1. В системе зажигания применяется коммутатор транзисторного типа ТК102-А.

Особенности и эксплуатация

Базовой модификацией двухосных автомобилей с колесной формулой 4Х2 является бортовой автомобиль -тягач ЗИЛ 431410. В цельнометаллической кабине использовалось одинарное панорамное окно, оборудованное омывателем и двумя стеклоочистителями с электроприводом. Комфортное управления автомобилем обеспечивается регулируемым в трех позициях сидением водителя и установленным гидроусилителем руля. Для перевозки инструмента, используемого для текущего ремонта, слева, в задней части автомобиля под платформой устанавливался специальный металлический ящик. В задней части автомобиля на раме закреплена розетка, для подключения осветительных приборов прицепа. В отличие от предыдущих версий машины, на ЗИЛ 431410 был установлен новый, специально разработанный и более информативный щиток приборов.
Одной из особенностей автомобиля является использование боковых бортов кузова, состоящих из двух частей, что достаточно удобно при различных видах погрузочно-разгрузочных работ.

Двигатель

Спереди, продольно под капотом аллигаторного типа на автомобиле ЗИЛ 431410 устанавливается четырехтактный бензиновый силовой агрегат с водяным охлаждением ЗИЛ 508.10.

Основные характеристики:

  • Количество и расположение цилиндров -8, V-образное;
  • Угол развала цилиндров – 90 град;
  • Число и расположение клапанов – 16, верхнее;
  • Рабочий объем – 6 л;
  • Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 3200 об/мин – 150 л.с. (110,4 кВт);
  • Максимальный крутящий момент про частоте вращения коленчатого вала 1800-200 об/мин – 401,8 Нм;
  • Минимальный удельный расход топлива – 313 г/кВт*ч;
  • Степень сжатия – 6,5;
  • Используемое топливо – бензин АИ-76.

Незначительное число модификаций ЗИЛ 431410 также оснащались дизельными установками отечественного и зарубежного производства, однако их крупносерийное производство налажено не было.

Так как производство ЗИЛ 431410 прекращено более 15 лет назад, приобрести можно только подержанный автомобиль с пробегом. В зависимости от модификации, года выпуска и технического состояния стоимость машины на вторичном автомобильном рынке находится в пределах от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

ЗИЛ-431410

ЗИЛ-431410 – бортовой грузовик, выпускаемый Московским автомобильным заводом имени Лихачева свыше 40 лет. Для автомобиля характерна повышенная проходимость, что позволяет использовать его на бездорожье и труднопроходимой местности. Конструкция машины сочетает в себе лучшие качества грузовиков того времени и опыт иностранных производителей. Неслучайно именно ЗИЛ-431410 выбран в качестве прототипа ЗИЛ-130.

Спрос на автомобиль сохраняется и в настоящее время. Обуславливается это неприхотливостью в обслуживании, простотой конструкции и дешевизной владения ЗИЛ-431410. По уровню комфорта, характеристикам и экономичности модель уступает современным аналогам, но свои функции выполняет отлично. При этом в современном городском потоке модель уже неуместна.

Изначально ЗИЛ-431410 рассматривался в качестве грузовой машины для народного хозяйства и армии. Военные версии получили кабины оператора оператора хаки и использовались для транспортировки личного состава и специализированных грузов. На шасси монтировались цистерны для топлива, воды, КУНГИ и многообразное вооружение. ЗИЛ-431410 нашел применение и в народном хозяйстве. специализированные версии были задействованы для перемещения грузов сельского хозяйства, самосвалы – для транспортировки сыпучих грузов. Дополнительное оснащение позволяло использовать грузовик коммунальными, городскими и экстренными службами. Выпускались версии для работы в жарком и северном климате. На базе модели опять же производились машины для военных аэродромов и аэропортов.

История создания

ЗИЛ-431410 по праву считается одним из главных продуктов завода имени Лихачева. Модель стала основой семейства ЗИЛ-130. О создании нового грузовика начали думать в середине 1950-х годов. Несмотря на проблемы в экономике, опытный образец удалось разработать в кратчайшие сроки. Отдельные технические решения была позаимствованы у модели ЗИЛ-128, к тому времени прошедшей серию испытаний. В 1956 году на заводе собрали первый образец ЗИЛ-431410.

Читайте также  Автоматическая коробка передач принцип работы для чайников

Дебютные экземпляры получили 6-цилиндровый мотор ЗИЛ. Испытания проходили в течение 3 лет, в результате эксплуатационные характеристики машины подтвердились. Автомобиль был готов к серийному производству, но его запуск несколько затянулся. В этот период модель получила 8-цилиндровый двигатель. С появление первой партии конструкцию ЗИЛ-431410 доработали. Вскоре открылись массовые поставки машины в советскую армию. На шасси устанавливались специализированные надстройки, позволявшие выполнять специфические задачи. Параллельно появились версии для использования в хозяйстве.

Для начала 1960-х годов автомобиль стал революционным. Современный дизайн и мощный агрегат позволял справляться с задачами повышенной сложности. В настоящее время производство серии ЗИЛ-431410 остановлено, но машину продолжают использовать в сельском хозяйстве и отдельных направлениях городского хозяйства.

Примечательно, что в 1986 году модели ЗИЛ-130 присвоили индекс ЗИЛ-431410, добавив ряд конструктивных изменений. В итоге автомобилю удалось пережить предприятие-производитель, где его выпуск прекратился в 1994 году. На Урале выпуск серии закончился только в 2014 году.

Модификации и аналоги

ЗИЛ-431410 стал основой для огромного количества модификаций, которые условно делились на несколько групп:

  • шасси и грузовики с длинной базой: ЗИЛ-431510, ЗИЛ-431511, ЗИЛ-431512, ЗИЛ-431513;
  • самосвальные версии: ММЗ-45021, ММЗ-4505, ММЗ-450506, ММЗ-450507, ММЗ-555;
  • шасси: ЗИЛ-495810, ЗИЛ-495816, ЗИЛ-495817, ЗИЛ-495710;
  • седельные тягачи: ЗИЛ-441510, ЗИЛ-441610, ЗИЛ-441516, ЗИЛ-441517;
  • шасси и автомобили с экранированным электрооснащением: ЗИЛ-431917, ЗИЛ-431919, ЗИЛ-432317;
  • экспортные машины для эксплуатации в тропическом и умеренном климате: ЗИЛ-431416, ЗИЛ-431417, ЗИЛ-431418, ЗИЛ-431516, ЗИЛ-431517, ЗИЛ-431518 и другие;
  • модификации для районов Крайнего Севера: ЗИЛ-431411, ЗИЛ-4314121, ЗИЛ-495711;
  • шасси для специализированных надстроек: ЗИЛ-431412;
  • газобаллонные версии: ЗИЛ-431610, ЗИЛ-431612, ЗИЛ-431613, ЗИЛ-431710 и другие.

К аналогам модели можно отнести автомобили:

  • ГАЗ-52, ГАЗ-53;
  • ЗИЛ-131, ЗИЛ-133.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6675 мм;
  • высота – 2400 мм;
  • ширина – 1800 мм;
  • радиус поворота – 9000 мм.

Снаряженная масса автомобиля равняется 4175 кг, общая масса – 11500 кг. Грузоподъемность техники составляет 6000 кг, предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг. Автомобиль способен разгоняться до 90 км/час, в составе автопоезда – до 80 км/час. Скорость 60 км/час машина набирает за 37 секунд.

Тормозной путь равняется 25 м, в составе автопоезда – 26,5 м. Модель может преодолевать уклоны в 31%.

В базовой комплектации применяются колеса 260R508.

Двигатель

На ЗИЛ-431410 устанавливается модернизированный агрегат ЗИЛ-508.10 с новыми винтовыми впускными каналами, головкой блока цилиндров и уменьшенным размером камер сгорания. В качестве горючего применяется бензин марки А-76. Двигатель отличается надежностью и неприхотливостью, неслучайно при создании более совершенных ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-130 данный элемент остался прежним.

Мотор имеет комбинированную систему смазки с подачей вещества под давлением или разбрызгиванием. В конструкции применяются 2 фильтра: тонкой и грубой очистки. Фильтры располагаются в одном корпусе. Система очистки функционирует по принципу центрифуги. В ЗИЛ-508 применяется вентиляционная система принудительного типа. Для отработанных газов применяется выпускной трубопровод, установленный в моторе. Выхлопные газы выбрасываются в воздух через него.

Охлаждение агрегата выполняется при помощи тосола. Бочок для жидкости имеет емкость 8,5 л. Масло при постоянной эксплуатации рекомендуется менять ежегодно (для районов с температурой не ниже 30 градусов). Для холодных областей применяется специализированное масло.

Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:

  • рабочий объем – 6 л;
  • мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 401,8 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8 (V-образное расположение);
  • удельный расход топлива – 26-29 л/100 км;
  • емкость топливного бака – 170 л.

Устройство

В основе кузова ЗИЛ-431410 лежит деревянная платформа, прочность которой увеличена за счет поперечных металлических балок. Для бортовых версий применяется тент, защищающий от осадков и ветра. Борта автомобиля (за исключением переднего) открываются наружу. Машина имеет капотную компоновку.

Передняя подвеска состоит из 2 полуэллиптических рессор, дополненных амортизаторами. Задняя подвеска выполнена по принципиально иной схеме. специализированно для нее в конструкцию добавлены многообразные рессоры, разделенные на группы: главные и дополнительные. На оси устанавливаются колеса с 8 шпильками, сделанными по дисковому принципу.

Для управления машиной применяется механическая 5-ступенчатая трансмиссия с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 скоростях (5 передач вперед, 1 передача назад). В конструкции применяется однодисковое фрикционное сцепление, оборудованное периферийными пружинами и механическим приводом выключения. В качестве главной передачи применяется двойная передача с прямозубой и косозубой парой или одинарная гипоидная передача. В конструкции карданной передачи имеется промежуточная опора.

На автомобиле установлены тормозные механизмы 2 типов: колодочные и барабанные. Для остановки на склоне применяется стояночный тормоз, функционирующий от пневматического привода. В состав тормозной системы опять же входит пружинный энергоаккумулятор. Кроме 3 основных тормозов, применяется запасной тормоз (задействуется при поломке первостепенных устройств).

Электрическая система ЗИЛ-431410 рассчитана на 12 В. Источником электроэнергии служит аккумулятор 6СТ-90ЭМ. В системе опять же присутствуют коммутатор типа ТК102-А и стартер СТ230-К1.

Автомобиль оснащается металлической кабиной оператора с отопительным оснащением. Большое лобовое стекло разрезного типа гарантирует неплохую обзорность дороги, хотя объемные крылья и массивный капот ее несколько затрудняют. Для его очищения применяют дворники и омыватели. Салон рассчитан на водителя и 2 пассажиров. Водительское кресло настраивается в 3 позициях (высота, длина, наклон спинки), позволяя подобрать оптимальное положение. Для пассажиров устанавливается совмещенный диван, который нельзя регулировать. В потолке имеются вентиляционные отверстия. Для повышения комфорта управления присутствует гидроусилитель, облегчающий поворот руля.

В интерьере кабины оператора оператора царят элементы 20 века. Пластмассы здесь практически нет, все выполнено из металла. Однако отделка сделана качественно, а рабочее место является довольно комфортным.

Для работы в темное время применяются фары ФГ2-А2, работающие на ближнем или дальнем свете. В состав осветительного оснащения входят поворотники, задние фары и габариты. На задней раме установлена розетка, применяемая для работы приборов освещения прицепа. Для работы с прицепом применяется современное седельное устройство.

Ремонтопригодность и обслуживание

ЗИЛ-431410 отличается надежностью, что подтверждается многочисленными положительными отзывами. Даже подержанные варианты данной техники быстро окупают себя. Конструкция машины достаточно простая, выполнить ремонт большинства узлов можно в полевых условиях.

Технические характеристики ЗИЛ 431410

Среди грузовиков, выпускаемых отечественными производителями, именно ЗИЛ получил наибольшее распространение. Все модели выносливы в условиях эксплуатации по плохим дорогам. Особенного внимания заслуживает модификация ЗИЛ 431410.

История ЗИЛ 431410

С самого начала своего существования завод имени Лихачева представлял собой специализированные мастерские, которые выполняли различного рода ремонт техники. Начало истории марки – 1916 год. С того времени предприятие было несколько раз изменено. Производственная мощность увеличивалась. Многое оборудование заменилось на новое.

Как результат – появление совершенно нового ответвления грузового транспорта, которое стало носить название 431410. Эта модификация производилась с 1957 года. Конец выпуска – 1963 год.

Инженеры работали сразу над несколькими серьезными задачами:

  1. Сделать качественный грузовик посредством увеличения рабочего ресурса модели.
  2. Усовершенствовать двигатель по всем возможным параметрам.
  3. Сократить количество дыма.
  4. Сделать мотор менее громким во время работы.
  5. Снизить количество потребляемого топлива.

В конечном итоге конфигурация ЗИЛа 431410 стала базой для создания усовершенствованной модели 130. Она позаимствовала некоторые технические решения у аналогичных модификаций зарубежных марок. Таким образом, конструкторам удалось создать максимально надежный и эффективный грузовой автомобиль.

Технические характеристики

Модификация 431410 является примером классического среднетоннажного грузовика с широким спектром применения. Его эксплуатируют в самых разнообразных условиях для решения различных задач. Как правило, этот автомобиль используется для транспортировки всевозможных материалов, конструкций, оборудования, а также вывоза вторсырья.

Технические характеристики транспортного средства можно назвать стандартными, как для своего класса:

  1. Вес модели в полном снаряжении – 4,175 тонны.
  2. Нагрузка передней оси – 2,005 тонны.
  3. Нагрузка задней оси – 2,17 тонны.
  4. Полная масса грузовика – 10,4 тонн.

Рабочий тормозной механизм представлен барабанами, пневматическим приводом на два контура и специальным регулятором сил торможения. Запасной тип тормозного механизма совмещен со стояночным тормозом. Стоимость обслуживания системы, как и других узлов машины, не велика. Детали есть в каждом специализированном магазине.

Модификация ЗИЛ 4314 оснащена бензиновым агрегатом 4-тактного типа. Он рассчитан на 8 рабочих цилиндров. Данная силовая установка имеет индекс «508.10». В комплекте с мотором завод им. Лихачева устанавливал карбюратор типа К-90, а также воздушный фильтр под маркировкой ВМ-21. Циркуляция жидкости в системе охлаждения обеспечивается надежным водяным насосом. Так же, как и многие другие типы силовых установок, данный мотор укомплектован фильтрами тонкой и грубой очистки. Они закреплены в общем корпусе. Характеристики двигателя:

  • мощность – 150 лошадиных сил;
  • объем – 6 литров.

Габариты

Модель отечественного производителя была рассчитана на ее применение как в условиях городских дорог, так и за пределами населенных пунктов. Поэтому инженерами было принято решение создать максимально подходящую под все параметры конструкцию машины. Грузовик получился вместительным и одновременно компактным. Размеры:

  • длина – 667 см;
  • ширина – 250 см;
  • высота – 240 см;
  • клиренс – 27,5 см;
  • колесная база – 380 см.

При своих габаритах ЗИЛ 431410 может выполнять любые поставленные задачи, оставаясь достаточно маневренным и многофункциональным грузовиком.

Ограничения по скорости

Различные конфигурации данного транспортного средства хоть и являются надежными и востребованными на рынке грузоперевозок, но, все же, значительно уступают по мощности, надежности и качеству многим иностранным вариантам. Особенно отстают от конкурентов скоростные параметры авто:

  1. Максимальная скорость грузовика – 90 км/ч.
  2. Максимальная скорость автопоезда – 80 км/ч.
  3. Разгон до 60 км/ч составляет 37 секунд.
  4. Тормозной путь автопоезда (скорость 50 км/ч) – 27 метров.
  5. Максимальный угол подъема (грузовик) – 31%.
  6. Максимальный угол подъема (автопоезд) – 16%.

При этом стоит отметить, что радиус поворота ЗИЛа равен 9 метрам. В этом показателе отечественный автомобиль схож с иностранными прототипами.

Читайте также  Принцип работы сварочного полуавтомата без газа

Расход топлива

Основной вопрос, который интересует перевозчика перед покупкой транспортного средства – сколько топлива будет потреблять автомобиль? Исходя из объема двигателя, расход машины находится на высоком уровне.

  1. При скорости в 80 км/ч (грузовик) – 32 л/100 км.
  2. При скорости в 60 км/ч (грузовик) – 26 л/100 км.
  3. При скорости в 80 км/ч (автопоезд) – 43 л/100 км.
  4. При скорости в 60 км/ч (автопоезд) – 33 л/100 км.

Топливный бак рассчитан на 170 литров. Но, как показывает практика, преимущественное количество владельцев устанавливает на модификацию ГБО и эффективно эксплуатирует машину на газу.

Грузоподъемность

Автомобиль хоть и имеет более чем 40-летнюю историю своего развития, однако изначально выпускался с довольно вместительным кузовом. По своим габаритам грузовой отсек ЗИЛа 431410 не уступает как отечественным аналогам, так и версиям зарубежного производства. Благодаря точным расчетам конструкторов грузоподъемность машины составила порядка 6 тонн. В кузове можно перевозить различные конструкции, стройматериалы и много прочего. Особое место модификация занимает в сельском хозяйстве, где допустимая грузоподъемность позволяет транспортировать кормовые и зерновые культуры.

Цены на ЗИЛ 431410

Среди всех предложений на рынке, грузовики завода им. Лихачева являются наиболее приемлемыми вариантами. Модель 431410, в зависимости от года выпуска и состояния конструкции, стоит не дорого. Как правило, автомобили 80-х годов выпуска можно приобрести за 150-180 тыс. рублей. Цена более новых комплектаций может варьироваться в пределах 200-350 тыс. рублей. Самые новые модификации могут достигать 700 тыс. рублей. На сегодняшний день модель больше не производится.

Аналоги данного грузовика

На вторичном рынке есть большое количество предложений по грузовому транспорту. Если перевозчику необходимо приобрести многофункциональный грузовик по умеренной цене, то он может остановить свой выбор сразу на нескольких моделях. Аналогичными комплектации 431410 считаются модели ЗИЛ 130, а также ГАЗ 53А. На фото можно увидеть сходства данных модификаций. Они имеют приблизительно одинаковые габариты, но рассчитаны на разную грузоподъемность и характеризуются уникальными особенностями.

Заключение

С первого же года производства и по сегодняшний день ЗИЛ 431410 является одной из наиболее востребованных моделей. Данный грузовик идеально подходит для работы как в городских условиях, так и в условиях пересеченной местности с плохим дорожным покрытием. Его покупают как частные лица, так и компании. Часто на продажу выставляются варианты авто, которые работали в сельском или коммунальном хозяйстве, что еще раз доказывает широкий спектр возможностей машины.

ЗИЛ-431410

История ЗИЛ-431410 тесно связана с московским автомобильным заводом имени Лихачева. Данное предприятие было сформировано на основе ремонтных мастерских в 1916-ом году. Несколько раз завод претерпевал серьезные изменения, нацеленные на совершенствование производства. В результате одной из глобальных реконструкций появилось семейство грузовых автомобилей ЗИЛ-431410. Выпуск модели продолжался с 1957-го по 1963-ий года.

Перед разработчиками стояла серьезная задача – увеличить качество продукта за счет наращивания ресурса работы. Также особое внимание было уделено модернизации силовой установки с целью сокращения дымности, уровня шума и токсичности отработавших газов и уменьшении потребления топлива.

ЗИЛ-431410 стал родоначальником популярнейшего семейства ЗИЛ-130 и являлся прототипом данной модели. Однако у автомобиля были свои отличия. В процессе разработки стало ясно, что выпуск данной модификации будет осуществляться длительный период. Конструкция модели воплотила в себе лучшие качества предшественников, накопленные за долгие годы существования завода имени Лихачева. При создании ЗИЛ-431410 были применены и некоторые решения зарубежного автомобилестроения. Грузовик предназначался для серийного производства.

В основу автомобиля легла деревянная платформа, имеющая металлические поперечные брусья основания и откидные боковые и задний борта. Также предусматривалась установка тента с каркасом и надставных бортов. На тягаче, созданном на базе ЗИЛ-431410, боковой борт включал две части.

Завод имени Лихачева выпускал несколько модификаций модели:

  • ЗИЛ-431411 – исполнение «ХЛ». Версия предназначалась для использования в районах с холодным климатом (до минус 60 градусов);
  • ЗИЛ-431416 – экспортная модификация для государств с умеренным климатом;
  • ЗИЛ-432317 и ЗИЛ-431917 – модификации с экранированным электрооборудованием, экспортируемые в страны с тропическим и умеренным климатом:
  • ЗИЛ-431417 – экспортная версия для государств с тропическим климатом;
  • ЗИЛ-431710 и ЗИЛ-431610 – газобаллонные автомобили, функционирующие на бензине и сжатом природном газе;
  • ЗИЛ-431810 – газобаллонная модификация, работающая на сжиженном газе.

Полноценный сменщик ЗИЛ-431410 появился лишь в 1977-ом году. Им стала модель ЗИЛ-130-76. Позднее появилась еще более совершенная версия – ЗИЛ-130-80.

Технические характеристики

ЗИЛ-431410 имеет колесную форму четыре на два.

Весовые характеристики автомобиля:

  • полная масса – 10400 кг;
  • допустимая нагрузка на заднюю ось – 2170 кг;
  • допустимая нагрузка на переднюю ось – 2005 кг;
  • масса снаряженного автомобиля – 4175 кг;
  • грузоподъемность – 6000 кг.

Скоростные параметры ЗИЛ-431410:

  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • максимальная скорость в составе автопоезда – 80 км/час;
  • выбег с 50 км/час – 750 м;
  • время разгона до 60 км/час – 37 сек;
  • тормозной путь при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • тормозной путь при скорости в 50 км/час в составе автопоезда – 26,5 м;
  • предельный преодолеваемый подъем – 31%;
  • предельный преодолеваемый подъем в составе автопоезда – 16%.

Минимальный радиус разворота грузовика составляет – 8900 мм.

Расход Топлива

Показатель расхода топлива ЗИЛ-431410 равняется 32,2 л при скорости 80 км/час, 25,8 л – при скорости 60 км/час. Для автопоезда аналогичные параметры составляют 43 л при скорости 80 км/час, 33 л – при скорости 60 км/час. Для автомобиля применяется бензин «А-76». Емкость топливного бака грузовика составляет 170 л.

Двигатель

ЗИЛ-431410 комплектуется 8-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-508.10», в состав которого входят экономайзер, карбюратор «К-90» и воздушный фильтр типа «ВМ-21». Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Водяной насос используется для циркуляции охлаждающей жидкости. В процессе работы газы оказываются в специальном впускном трубопроводе мотора.

Смазка агрегата осуществляется посредством разбрызгивания. Поскольку применяется смазка под давлением, то данная система относится к комбинированной категории. В состав двигателя входит несколько фильтров (для грубой и тонкой очистки), размещенных в одном корпусе. Тонкая очистка функционирует по принципу центрифуги.

Параметры агрегата «ЗИЛ-508.10»:

  • рабочий объем – 6 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.

Устройство

Платформа ЗИЛ-431410 сделана из дерева и является основой кузова. Для придания крепости она дополнена специальными поперечными брусьями, сделанными из прочного металла. Грузовик имеет откидные борта (задний и боковые). Дополнительно на него можно установить каркас с тентом и увеличить высоту кузова посредством специальных приспособлений. Боковые борта на данной машине разделены на несколько частей. Дизайнерские решения при создании модели были позаимствованы у продуктов Ford, что положительно сказалось на облике грузовика. Он получил капот аллигаторного типа и обтекаемые линии.

Кабина автомобиля выполнена из металла и вмещает трех человек, включая водителя. Мотор располагается в передней части. Кресла регулируются в трех позициях, обеспечивая повышенный комфорт для оператора. Водительское сиденье имеет дополнительные настройки. Кабина также снабжена стеклоочистителем со специальным устройством, позволяющим омывать стекла, и двумя щетками и отопителем. На крыше кабины располагаются отверстие для вентиляционных люков. В салоне установлен новый приборный щиток, в котором обновлены часть переключателей. Рулевое управление ЗИЛ-431410 включает встроенный гидроусилитель с давлением масла в 65-75 кгс/ кв. см.

Грузовик комплектуется генератором и аккумулятором «6СТ-90ЭМ» с напряжением в 12 В. В состав электросистемы также входит стартер «СТ230-К1». На автомобиле установлены фары «ФГ2-А2» с двухнитиевыми лампами различной мощности. Они обеспечивают дальнее и ближнее освещение. Для габаритных огней и указания поворотов используют подфарники.

Передняя подвеска ЗИЛ-431410 располагается на двух полуэллиптических рессорах. Конструкцией грузовика предусмотрено наличие амортизаторов. Задняя подвеска создана по иному типу. Она устанавливается на нескольких видах рессор (основного и дополнительного типа).

Машина оснащается стандартными дисковыми колесами, которые крепятся посредством 8 шпилек. Автомобиль комплектуется независимой тормозной системой, дополненной запасной системой. Некоторые модификации имеют систему экономайзера принудительного холостого хода. При этом на ЗИЛ-431410 устанавливается тормозная система различного типа (ножные барабанные тормоза или колодки). Специальный привод обеспечивает работу стояночного тормоза, относящегося к пневматическому типу. Также присутствует пружинный энергоаккумулятор. В качестве дополнительной защиты используется спиртовой предохранитель, предотвращающий замерзание конденсата.

Для надежного соединения автомобиля с прицепом используется особое седельное устройство, позволяющее существенно увеличить грузоподъемность. Бензобак в ЗИЛ-431410 крепится с левой стороны. На специальном кронштейне на правом лонжероне рамы установлено запасное колесо. Под самой платформой слева сзади находится ящик для инструментов.

Конструкция автомобиля имеет определенные резервы, что позволяет закладывать возможность использования новых узлов и элементов.

ЗИЛ-431410 пользовался популярностью, как на отечественном, так и на иностранном рынке. Автомобиль оставался лидером своего сегмента, пока его не сменили более современные версии.

Цена нового и б/у ЗИЛ-431410

Производство ЗИЛ-431410 завершилось, и новых экземпляров автомобиля в продаже уже нет. Подержанные версии имеют довольно доступную цену. Так, модели 1993-1994-го года обойдутся в 350-450 тысяч рублей, более новые варианты (1999-2000-ый года) – в 500-600 тысяч рублей.

Аренда ЗИЛ-431410 составляет от 700 руб/час в зависимости от типа надстройки.

Аналоги

Среди аналогов ЗИЛ-431410 значатся ГАЗ-53А и ЗИЛ-130.

ЗИЛ-431410 – доработанная легенда советского автопрома

Завод имени Лихачёва был основан в 1916 году. Тогда это были обычные ремонтные мастерские, в которых собирали грузовики марки «Фиат». После революции завод продолжал заниматься ремонтом иностранных грузовиков, но уже в 1924 году появился первый советский грузовой автомобиль АМО. В результате усовершенствования производства после ВОВ завод смог наладить производство легендарного грузовика ЗИЛ-130, который после реконструкции 1986 года получил индекс ЗИЛ-431410.

История появления автомобиля ЗИЛ-431410

Первые серийные автомобили ЗИЛ-130 сошли с конвейера в 1964 году. При этом разработка и испытания грузовиков подобного класса велась с 1956 года, в котором появился первый прототип машины. После непродолжительной доводки грузовик был представлен на выставке, которая проходила в 1959 году.

Через два года проектное задание на грузовик было утверждено окончательно, и в 1962 году была готова первая ограниченная партия, состоящая из пяти грузовиков. Так как автомобиль планировалось эксплуатировать во всех уголках Советского Союза, эту партию отправили на длительный пробег в северные районы страны.

Задача, которая стояла перед конструкторами ЗИЛ-130, было достаточно трудной – нужно было создать новый грузовик, который был бы не хуже, чем американские автомобили тех лет выпуска. ЗИЛ-164, который выпускался до 1964 года, был изначально несовершенной моделью особенно в плане дизайна. Взяв за основу грузовики марки «Форд», инженеры-конструкторы создали современный автомобиль, отвечающий стандартам тех лет.

Читайте также  Переделка прицепа ММЗ 81021 на рессоры

Несмотря на совершенно новый дизайн, двигатель ЗИЛ-130 получил от своего предшественника. Он был чрезвычайно простым в ремонте, но не отличался экономичностью. Базовая комплектация нового грузовика была достаточно богатой:

  • Пятиступенчатая коробка передач;
  • Гидроусилитель руля;
  • Кабина из металла, покрашенная в характерный бело-голубой цвет, который для многих стал символом грузовика, сделанного в СССР.

Так как бензина в Советском Союзе было много, никого не волновал большой расход топлива автомобиля. Впрочем, через 10 лет завод Лихачёва решил разработать дизельную версию машины, но эта попытка не увенчалась успехом.
ЗИЛ-130 выпускался вплоть до 1986. За это время было выпущено около 3,500 000 единиц автомобилей, которые использовались во всех отраслях народного хозяйства СССР.

Кроме того, на шасси грузовика изготавливалось множество специальных модификаций. За годы производства ЗИЛ-130 прошёл несколько значительных модификаций, после чего его технические характеристики значительно улучшились. В 1986 году машину переименовали в ЗИЛ-431410, но его история на этом не закончилась.

Для каких целей был предназначен новый грузовой ЗИЛ

Автомобиль ЗИЛ-431410 (бывший 130) был разработан в качестве универсального грузовика, пригодного для использования как в армии, так и в сельском хозяйстве. Если армейские машины имели кабины цвета хаки, то гражданские модификации красили в голубой цвет с белыми вставками. В армию поставлялись бортовые ЗИЛ-431410 и шасси с кунгами и различным специальным оборудованием. Но больше всего ЗИЛ-130 и его предшественников 431410 было в различных гражданских организациях:

  • Самым высоким спросом пользовались самосвалы и бортовые автомобили. Они использовались на различных стройках и в колхозах;
  • Модификация «Сельхозник» специально разрабатывалась для сельской местности;
  • Машины для коммунальных служб;
  • Специальные автомобили для эксплуатации в аэропортах.

Кроме того, выпускались специальные версии для эксплуатации в жарких странах, и утеплённые модели для северных районов. Устройство автомобиля было чрезвычайно простым, а его карданная передача при своевременном обслуживании отличалась высокой надёжностью. Что касается подвески машины, то она легко выдерживала даже значительные перегрузки.

Модификации автомобиля ЗИЛ-431410

При выпуске ЗИЛ-130 инженеры-конструкторы завода имени Лихачёва планировали выпускать машину в шести модификациях. Но уже в первые годы эксплуатации грузовик показал себя настолько надёжным, что общее количество серийных и мелкосерийных моделей превысило это количество в десять раз. Когда появился ЗИЛ-431410, на его шасси стали изготавливать огромное количество различных модификаций. Основными моделями стали:

  • ЗИЛ-431410 — базовая модификация;
  • ЗИЛ-431510 – отличается удлинённой базой и кузовом;
  • ЗИЛ-441510 – седельный тягач. Машина с короткой базой, оснащённая двумя баками для горючего объёмом в 250 литров;
  • Несколько модификаций ЗИЛ, которые работают на газу. Такие модификации выпускались на заводе, и пользовались огромным спросом на вторичном рынке в 1990-х годах. Заводская газовая установка позволяла экономить на топливе в три раза.

Большинство модификаций получило простой карбюраторный двигатель, но с 1987 года в линейке автомобилей появились и дизельные модификации. Это был ЗИЛ-4331, который оснащался как дизелем собственного производства ЗИЛ-645, так и минским дизелем Д-245.

Очень интересной является северная модификация ЗИЛ-431411. Она получила следующие отличия от базовой модели:

  • Утепление кабины;
  • Лебедку;
  • Подогрев аккумулятора;
  • Стёкла с двойным остеклением;
  • Специальный прожектор.

Все машины красились в оранжевый или красный цвет, а резиновые детали были выполнены из морозоустойчивых материалов.

Ещё на этапе разработки ЗИЛ-130 в конструкцию были заложены возможности глубокой модернизации, поэтому ЗИЛ-431410 выпускался вплоть до 1998 года, только с 1992 года его выпускали на автомобильном заводе «Амур».

Модификации ЗИЛ-431410 с кунгом

В настоящее время небольшим, но устойчивым спросом пользуются военные модификации ЗИЛ-431410, оснащённые кунгом. Их покупают охотники, рыбаки, различные коммунальные службы, использующие их в качестве грузовиков для перевозки своих рабочих. Несмотря на то, что кунг выглядит очень массивно, его масса не превышает 1 000 кг.

Каркас кунга обшит листами металла повышенной прочности, а в качестве утеплителя используется пенопласт. Именно по этой причине кунги пользуются устойчивым спросом в качестве передвижной бытовки. Наличие штатной печки позволяет поддерживать комфортную температуру даже в зимние месяцы. Системы вентиляции и освещения также создают дополнительные удобства для пассажиров.

Единственной проблемой автомобиля с кунгом может стать высокий расход топлива, так как «парусность» надстройки очень велика. Расход топлива может составлять около 40 литров, но некоторые владельцы решают данную проблему установкой дизельного двигателя. Как правило, это минский дизель Д-245 или ЯМЗ. При установке дизеля коробка передач остаётся родная, но часто приходится ставить различные типы переходников от двигателя к КПП.

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-431410

Стандартная модель ЗИЛ-431410 представляет собой двухосный грузовик с формулой 4х2, которая оснащена деревянным кузовом, с усиливающими элементами из металла. Имеется возможность установки специальных дуг для установки тента. Также можно поднять борта за счёт установки специальных досок. Как правило борта поднимают при использовании автомобиля в сельской местности, где приходится перевозить условно лёгкий, но габаритный груз, например, дрова навалом.

Кабина ЗИЛ-431410 имеет три места, хотя комфортными эти места назвать очень сложно. Пассажир, сидящий посередине, мешает водителю управлять машиной, так как подпирает его плечом справа. Основные ТТХ грузовика выглядят следующим образом:

  • Длина машины – 6675 мм;
  • Ширина -1 800 мм;
  • Высота – 2 400 мм;
  • Грузоподъёмность автомобиля составляет 6 тонн, общая масса груженого автомобиля – 10,4 тонны;
  • Автомобиль может буксировать прицеп массой до 8 тонн;
  • Максимальная скорость – 90 км/ч, если автомобиль движется с прицепом, то 80 км/ч;
  • Средний расход топлива составляет около 30 литров бензина.

Тормоза машины в своё время обладали достаточно приемлемыми характеристиками, но в настоящее время тормозной путь в 25 метров на скорости 60 км/ч – это очень много.

Трансмиссия и ходовая часть ЗИЛ-431410

Грузовик оборудован механической коробкой передач, которая имеет синхронизаторы. Коробка пятиступенчатая, достаточно простая в ремонте. Карданная передача имеет два вала, промежуточную опору и три шарнира. Сцепление однодисковое, оснащённое периферийными пружинами.

Передняя подвеска автомобиля представляет собой полуэллиптические рессоры, которые работают в паре с амортизаторами гидравлического типа. Задняя подвеска, на которую приходится основная нагрузка, состоит из основных и усиленных рессор. Некоторые современные владельцы при ремонте автомобилей ЗИЛ усиливают подвеску, устанавливая дополнительные листы рессор, что даёт возможность перевозить грузы массой более 6 тонн.

Тормозная система автомобиля имеет барабанную систему на все колёса. Стояночный тормоз оснащён пневматическим приводом. Для надёжности имеется запасной тормоз, два пружинных энергоаккумулятора и противооткатный предохранитель, работающий на спирту.

Особенности двигателя ЗИЛ-431410

Стандартным двигателем, который устанавливался на большинство моделей ЗИЛ-431410, является бензиновый мотор ЗИЛ-508.10. Это четырёхтактный простой мотор, имеющий систему водяного охлаждения. Хотя считается, что данный двигатель не отличается надёжностью, это происходит из-за использования некачественных масел. Некоторые владельцы, которые в целях опыта использовали качественные импортные масла, отмечают, что с ними двигатель долгое время не нуждается в капитальном ремонте.

Основные ТТХ двигателя выглядят следующим образом:

  • Это V-образный 8-цилиндровый мотор;
  • Он имеет 16 клапанов, которые расположены сверху;
  • Рабочий объём составляет 6 литров;
  • Мощность небольшая, всего 150 л.с, но зато тяга при этом высокая;
  • Двигатель был рассчитан на использование 76 бензина.

Выпускались заводские модификации, оснащённые дизельными двигателями как отечественными, так и зарубежными, но они выпускались небольшими партиями.

Особенности ЗИЛ-431410 и его эксплуатация

Наиболее распространённой модификацией грузовика ЗИЛ является бортовой тягач. Чаще всего их можно встретить в сельской местности. Кабина автомобиля сделана цельнометаллической, но её главная проблема – это коррозия. При покупке автомобиля нужно обращать внимание на общее состояние кабины, самое главное в грузовике – это рама. Если она в отличном состоянии, то неважно, как выглядит кабина, так как её можно подварить.

Лобовое стекло в машине панорамного типа. Для его очистки используется встроенный омыватель, который работает в паре с двумя стеклоочистителями, оснащёнными электроприводом. Гидроусилитель руля облегчает управление тяжёлой машиной. Сиденье водителя имеет возможность регулировки в трёх положениях, что является редкостью для советских грузовиков.

В задней части машины под грузовой платформой установлен специальный ящик для инструментов, которые обязательно должны быть в арсенале каждого водителя отечественного грузовика. Щиток приборов ЗИЛ-431410 более совершенен по сравнению с ЗИЛ-130. В задней части машины имеется специальная розетка, предназначенная для подключения электрооборудования прицепа.

ЗИЛ-431410, как и большинство отечественных автомобилей, представляет собой настоящий конструктор для людей, увлечённых модернизацией. Если приобрести нужную модификацию не удастся, всегда можно сделать её на базе стандартного бортового грузовика. Правда поставить на учёт такую самоделку будет достаточно сложно, но если исполнение будет безукоризненным, это возможно.

ЗИЛ-130 и его преемник ЗИЛ-431410 был популярен не только на просторах СССР, но и во многих зарубежных странах. В настоящее время эти машины можно встретить на Кубе, в Афганистане, Индии и еще в ряде стран третьего мира.