ЗИЛ 157 технические характеристики

Технические характеристики грузовика ЗИЛ-157 и его лучших модификаций

ЗИЛ-157 теперь можно увидеть скорее в кино, чем на дорогах страны, хотя автомобиль стал не только предметом гордости завода имени Лихачева, но и всего советского автопрома. История создания его началась в 1954 г., когда на заводе имени Сталина начали разработку 3-осного полноприводного грузовика для армейских нужд.

Армия нуждалась в мощной и надежной технике. Появившийся в послевоенные годы ЗИС-151 уже не справлялся с задачами, но был взят за основу при создании нового советского грузовика. Новый ЗИЛ был запущен в серийное производство уже 1958 г. Автомобиль был совершенным для 60-х годов. Это признали в мире (гран-при международной выставки) и в советской стране (применялся не только в армии, но и в народном хозяйстве).

Интерьер и экстерьер

От ставшего прототипом ЗИСа была позаимствована кабина, ее усовершенствовали, но все остальное в грузовике подверглось кардинальной переделке. Оборонный заказ исполняли с учетом армейской нагрузки, поэтому все особенности нового грузовика связаны с повышенной выносливостью, проходимостью и надежностью.

Внешне машина стала выглядеть гармонично: удлиненный и слегка заостренный «нос», широкие плоские крылья, 6 односкатных колес, круглые фары на боковых крыльях, защищенные металлической решеткой. В рулевом управлении конструкторы установили укороченные сошки, чтобы снизить силу ударов, передаваемых рукам, телескопические амортизаторы повысили плавность хода, водяной радиатор с электромотором дополнили системой обдува ветрового стекла, новые сиденья сделали с регулировкой.

Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин 20х80 мм. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, полностью открывая платформу кузова.

Топливных бака 2 — на 150 л и 60 л, при полной заправке автомобиль может преодолеть больше 500 км.

Технические характеристики

За долгие (с 1958 по 1991) годы выпуска ЗИЛ-157 технические характеристики претерпевали некоторые изменения, что было предопределено техническим прогрессом в автомобилестроении. А базовая модель, выпускавшаяся с 1958 по 1961 гг., отличалась следующими данными (ТТХ):

ширина — 2315 мм;

ширина — 2090 мм;

Силовой агрегат

Модернизация послевоенной техники касалась в первую очередь силового узла. Грузовики тех лет не отличались мощью и имели массу недостатков. Новый автомобиль получил инновационный по тем временам 4-тактный карбюраторный бензиновый агрегат. 157-й дизель не выпускался в промышленных масштабах.

С усовершенствованной силовой установкой у ЗИЛ-157 расход топлива при увеличении производительности снизился на 7-22% (параметр зависит от условий движения).

Недостаток, связанный с перегревом, был устранен за счет установки радиатора с 6-лопастным вентилятором. Схема вентиляции была пересмотрена полностью, ее выполнили по типу картера замкнутого цикла. Измененная конструкция сальников коленвала позволила улучшить работу масляного насоса. Доработаны и уплотнители водяного насоса.

Установка на рядный 6-цилиндровый блок с рабочим объемом 5,55 л новой головки из алюминиевого сплава позволила увеличить степень сжатия до 6,2. Мощность машины составила 104 л.с. при 2600 об./мин., после очередной модернизации в 1961 г. — 109 л.с. Двигатель работал на бензине А-66, а после 1978 г. — на А-72. Потребление горючего на 100 км в среднем составило 42 л, но траты зависят от дорожного покрытия.

Дополнительные характеристики силовой установки:

  • крутящий момент — 334 Нм;
  • диаметр цилиндра — 101,6 мм;
  • порядок зажигания — 1-5-3-6-2-4;
  • охлаждение — жидкостное.

Двигатель ЗИЛ отлично справлялся с самыми трудными задачами, заводился легко даже после длительного простоя. Проблемы возникали только при работе в условиях низких температур, поэтому в комплекте с машиной шли специальные кожухи. С годами проблема с поддержкой постоянной рабочей температуры была решена, но кожухи-утеплители на радиатор в комплектации остались.

Трансмиссия

Механическая 5-ступенчатая КПП сначала предусматривала пятую повышающую передачу, но в 1961 г. ее исключили. Устройство раздатки было усовершенствовано: появились новые сальники и износостойкие шестерни, возможность принудительного включения. Сцепление — сухое, 1-дисковое. Передаточные числа раздаточной коробки: первая передача — 2,27, вторая — 1,16.

Изменилась схема карданной передачи. На среднем мосту появилась промежуточная опора для кардана заднего моста. В ведущие мосты внедрили кожухи повышенной прочности. Передний мост дополнили шарнирами с одинаковыми угловыми скоростями. Раздатка имела 2 понижающие передачи. У водителя появилась возможность отключать передний мост.

Габариты и колеса

Над разработкой нового автомобиля работали и смежные производства. Шинники по заказу разработали специальные шины, допускающие движение при временно сниженном давлении воздуха в них. Конструкторам пришлось пересмотреть компоновку нового вездехода. Вместо 10 колес, которые были у ЗИС-151 (плюс 2 запасных), на новой модели установили 6 с размером шины 12.0018 и давлением воздуха 3,0-0,5 кгс/см².

Шина отличалась повышенной эластичностью, т.к. количество слоев корда было снижено до 8, а для внутренних слоев применяли мягкую резину.

Для повышения проходимости на бездорожье (болота, песок и пр.) водитель дистанционно снижал давление в шинах с помощью централизованной системы. Машина на низкой скорости (10 км/ч) продолжала передвигаться. Движение грузовика можно было продолжить и в случае повреждения отдельной шины.

Конструкторское решение позволило ликвидировать располагавшиеся за кабиной колесодержатели, для 1 запасного нашлось место под платформой. Появившаяся возможность придвинуть платформу к кабине изменила размеры грузовика (рама стала короче на 250 мм, габаритная длина — на 330 мм), вес снизился на 100 кг. Улучшилось и распределение массы по осям.

Модификации

На базовом 157-м ЗИЛе было выпущено более 10 вариантов под индексами:

  • В — седельный тягач;
  • К — улучшенная в 1961 г. базовая версия;
  • КВ — седельный тягач, разработанный в 1961 г.;
  • Г — вариант с применением экранированного электрооборудования для защиты от радиопомех и средств радиолокационного обнаружения;
  • КГ — модификация 1961 г. с применением экранированного электрооборудования на базе варианта К;
  • КД — вариант от уральского завода, который получил улучшенный карбюратор, появился в 1978 г.;
  • КДВ — седельный тягач 1978 г.;
  • Е — специальная версия, оснащенная 2 топливными баками по 150 л;
  • Э — транспорт для поставки в страны Варшавского договора;
  • Ю — автомобиль с доработанной системой охлаждения и радиатором большего объема для эксплуатации в тропическом климате.

ЗИЛ-157 КДМ — это опытный бортовой грузовой автомобиль 1984 г. с двигателем и трансмиссией ЗИЛ-157КД, кабиной от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, рамой и платформой от ЗИЛ-131. Но опытные образцы не ограничиваются только ЗИЛ-157КДМ, например, в 1962 году был изготовлен ЗИЛ-157КВ1 — седельный тягач для работы с полуприцепами.

Самосвал

Самосвальные установки Мытищинского завода решили приспособить на шасси ЗИЛ-157КД самосвал. Опытный образец ЗИЛ-ММЗ-4510 был построен в 1988 г. Он получил металлическую платформу с самосвальным механизмом и гидронасосом. Испытания выявили ряд проблем, в результате самосвальные грузовики были выпущены небольшой партией для армейских нужд.

Лесовоз

Серийно лесовоз не выпускался. Однако за грузоподъемность ЗИЛ-157 нашел широкое применение у лесозаготовителей. Грузовик вынослив, может преодолевать заболоченные участки и местности со сложным рельефом, добросовестно таская кругляк с вырубок.

Пожарный

Рукавная пожарная машина ЗИЛ получила наименование АР-2. У нее увеличенная кабина для пожарной бригады и широкие задние двери. Пожарный автомобиль оснащен цистерной для воды на 4,5 т, телескопической лестницей. Может работать в самых труднодоступных местах.

Бензовоз

АТЗ-3-157 — автотопливозаправщик, который начали выпускать еще в 1958 г. В 1959 г. появился армейский водомаслозаправщик ВМЗ-ЗИЛ-157, у которого одна автоцистерна была расчитана на 1400 л воды, другая — на 700 л масла. АЦММ-4-157К — топливомаслозаправщик 1962 г. с емкостью на 250 л технического масла.

Автобус

На базе шасси 157-ой модели для нужд Западной группы войск в Германии завод «Прогресс» выпускал бескапотный штабной автобус.

Обслуживание, ремонт и тюнинг

Простота конструкции автомобиля позволяла проводить практически любой ремонт в походных условиях. Ремонтопригодность ЗИЛ-157 позволила ему стать долгожителем и работать до сих пор.

Переделка начинается в большинстве случаев с установки гидроусилителя, повышения комфортности водительского места. Часто прибегают к облагораживанию панели управления, регулировке карбюратора, меняют рычаги и педали, обшивку сидений.

Отзывы и цены

Серийное производство давно закончено. В продаже можно найти теперь только технику 1980-х или 90-х годов. Цена на модели — от 40 000 руб.

Владимир, 55 лет: «Со времен службы в армии помнят руки колун — ЗИЛ-157, характеристики его для тех лет были наилучшими. В нашей части была и другая техника, она не шла ни в какое сравнение ни по мощи, ни по проходимости».

Вадим, 36 лет: «Про автомобиль наслышан от отца и его друзей-шоферов. Они работали на Крайнем Севере, в Казахстане, на крупных стройках. Машину в разговоре называют Захар. В детстве думал, что это такая марка грузовика, а когда подрос, понял, что именуют так из уважения, причем все шоферы страны».

Обзор автомобиля ЗиЛ 157 — технические характеристики, модификации

Грузовик ЗИЛ 157 – внедорожник производства СССР. Более 60-ти лет назад на машиностроительном заводе в г. Москва выпустили первый вездеход ЗИЛ-157. Командой конструкторов во главе с А.М. Кригером была усовершенствована модель ЗИС -151. На протяжении примерно 30 лет, с 1958 года, это внедорожник продержался на выпускных конвейерах автостроительных заводов. Да и по сей день он считается самым проходимым.

Его можно встретить как в снегах Крайнего Севера, так и в лесах Алтая. Конечно же, ЗИЛ-157 активно используется в армии. Он как никто другой может справиться с полевыми учениями, благодаря своей проходимости. Но это еще не все его достоинства.

  1. Начало производства
  2. Краткий обзор основных технических характеристик ЗИЛ-157
  3. Двигатель и коробка
  4. Мосты
  5. Водителям – комфорт
  6. Победитель Гран-при
  7. Автомобиль в цифрах
  8. Видео обзор — история создания

Начало производства

История создания авто СССР имеет сложное начало. В начале 40х годов, когда уже не вызывало сомнений начало Второй мировой войны, конструкторы мировых автозаводов искали решение для усовершенствования армейской техники. СССР не остался в стороне, ведь улучшение обороноспособности было в приоритете.

Тогда благодаря коллективу конструкторов машиностроительного завода им. Горького, под началом А. А. Липгарта произошло событие перевернувшее понятие автостроения. А именно, после всевозможных тестов, они начали выпуск грузовиков с шарнирами равных угловых скоростей, благодаря которым передний мост автотранспорта превращался в ведущий. Так же по теории конструкторов для полноприводных машин должны быть шины с особенными протекторами для всевозможных условий передвижения по местности.

Машины необходимо выпускать с особой развесовкой по осям. Дальнейшие разработки вездеходов прекратились из-за начала войны. Но это не помешало дать старт выпуску грузовика ГАЗ-63, единственный двухосный полноприводный внедорожник с уникальной проходимостью.

Автозавод им. Сталина в довоенные годы начал выпуск двухосных грузовиков ЗИС -32, которые по тем временам, отличались повышенной проходимостью. А в послевоенное время конструкторы завода начали работать над аналогом американского « Studebaker », взяв за основу ЗИС -151.

Так как советский грузовик отлично показал себя во время войны, в том числе, в качестве перевозчика знаменитых пусковых установок «Катюша», то выбор был очевиден. Но к большому разочарованию автомобильных создателей, ЗИС -151 на много уступал своему американскому коллеге. Это подтвердилось во время пробега по бездорожью весной 1949 года.

Читайте также  Каков принцип действия карбюратора?

Так как первоочередные надежды на супер проходимые грузовики возлагала армия, поэтому все ошибки и недочеты нужно было откорректировать в короткие сроки. Так в 1950 году, на базе ЗИС -151 запустилось производство бронетранспортеров БТР-152, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.

Также был реализован проект по внедрению системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Что позволяло увеличить в разы проходимость грузовика на разных видах местности. Но при снижении давления в шинах, уменьшалась и скорость внедорожника.

Конечно же, при возможности регулировать давление в шинах плюсов было больше.

При уменьшении давления воздуха в шинах:

  • Увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт.
  • Уменьшается глубина колеи.
  • Снижаются затраты энергии на образование колеи.
  • Снижается сопротивление грунта движению колес.

Водитель при помощи централизованной системы мог осуществлять изменения давления в шинах даже во время движения. Данное ноу-хау очень понравилось военным, так как оно порядком увеличивало срок службы автомобиля. Плюс ко всему, при повреждении шины, движение внедорожника можно было не прерывать, так как система подкачки уравновешивала падение в ней давление воздуха.

Краткий обзор основных технических характеристик ЗИЛ-157

В 1958 году, при разработке ЗИЛ-157, эта система регулирования давления в шинах, конечно же, была внедрена. Поэтому размер новой шины изменился на 12.0018. Изначально подача воздуха в шины осуществлялась через трубочки с внешней стороны колеса.

Но по истечении некоторого времени эти трубочки забивались грязью, так как наружные защищающие трубы повреждались о камни, ветки, скалы и т.д. Поэтому конструкторами было принято решение перенести узел подвода воздуха к шине на внутреннюю сторону колеса.

Также конструкторы изменили количество колес, уменьшив их до шести. А запасное колесо, которое раньше крепилось за кабиной на модели ЗИС -151, теперь перекочевало под платформу. Это решение помогло уменьшить длину машины почти на 3,5 метра, а кабину придвинуть почти вплотную к платформе. Что улучшило равномерное распределение массы по всем осям, а общий вес внедорожника уменьшился на 100 кг.

Двигатель и коробка

Большой модернизации подвергся и двигатель вездехода. Для увеличения службы, была усовершенствована подвеска мотора. Чтобы улучшить систему смазки, был добавлен современный масляный насос и сальник коленвала .

Применение алюминиевой головки на шестицилиндровом блоке помогло повысить степень сжатия до 6.2. А добавление нового карбюратора повысило мощность до 104 лошадиных сил при крутящем моменте 334 Н/м. И это все при объеме 5,5л. Также к двигателю был вмонтирован новый радиатор, который охлаждался шестилопастным вентилятором.

На протяжении 30ти-летнего производства, двигатель ЗИЛ-157 неоднократно модернизировался. Так в 1961 году произошла замена 2-дискового сцепления на 1-дисковое, а мощность увеличили до 109 лошадиных сил. В 1978 году отказались от 5-ой повышающей, в коробке передач. Она стала пятиступенчатой с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах.

Раздаточная коробка была создана по двухвальной схеме, с принудительным включением переднего моста. Так же в нее добавились износостойкие шестерни и новые уплотнители.

Мосты

Усовершенствования не обошли стороной и мосты вездехода. Передний мост был дополнен шарнирами с равными угловыми скоростями и теперь мог отключаться водителем. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью пром.опоры, закрепленной на среднем мосту. Так же ведущие мосты были модернизированы усиленными кожухами полуосей, новыми ступицами и тормозами. Каждый мост стал иметь свой карданный вал.

Дополнили количество шпилек для крепления колес, их стало 8, а не 6, как было ранее. Через пневматический привод, тормоз стал работать на все колеса.

Важно! С 1958 г. по 1986 г. китайский автозавод FAW выпускал точную копию ЗИЛ-157 под названием Jeifang CA-30.

Водителям – комфорт

Раньше кабина подобных вездеходов напоминала камеру пыток. Но в ЗИЛ-157 она стала усовершенствованной и более комфортной для водителя. При установке укороченных сошек в рулевом управлении, сила отдачи руля на руки во время движения, стала минимальной. Плавности хода добились путем установки современных амортизаторов.

В зимнее время года в кабине шофера стало тепло, благодаря установке водяного радиатора с электромотором и дополнительной системой обдува лобового стекла. Чтобы тепло из кабины быстро не выветривалось, ее дополнили качественными уплотнителями.

Новые сиденья стали регулируемыми с анатомической посадкой, что благоприятно сказывалось на здоровье водителя.

Победитель Гран-при

Доработанная версия ЗИЛ-157 была представлена в 1958 году. После прохождения тест-драйва, автомобиль по достоинству оценило руководство страны. И в этом же году советский внедорожник получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

О «короле бездорожья» узнал весь мир. Началось серийное производство грузовиков на автозаводе им. Лихачева в Москве, а поставки осуществлялись во все уголки планеты.

Главным преимуществом перед конкурентами были проходимость, надежность и простота конструкции. Основное предназначение ЗИЛ-157, была работа на вооруженные силы страны. Но также его активно применяли в лесном хозяйстве, как отличного тягача. Позднее автомобиль начали использовать в сельском хозяйстве и промышленности.

Автомобиль в цифрах

  • длина – 6,684 м;
  • ширина – 2,315 м;
  • высота – 2,360 м (с тентом – 2,915 м);
  • колесная база – 3,120 м;
  • дорожный просвет – 0,310 м;
  • передняя колея – 1,755 м;
  • задняя колея – 1,755 м;
  • минимальный радиус поворота – 12,000 м.
  • длина – 3,570 м;
  • ширина – 2,090 м;
  • высота с решеткой – 0,926 м.
  • снаряженная масса – 5540 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
  • полная масса – 10190 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
  • грузоподъемность – 2500 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные перевозки. Но, тем не менее, полный бак горючего мог позволить проехать более 500 км.

  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • максимальная глубина преодолеваемого брода – 0,850 м.

На сегодняшний день, ЗИЛ-157 уже давно снят с производства. Но слава о нем жива до сих пор. Иногда его можно встретить в сельской местности, в качестве помощника по хозяйству. Даже, несмотря на свой возраст советский внедорожник, еще может и будет работать на благо хозяина. И до сих пор он привлекает к себе большой интерес. Огромное количество фото и видео с его участием можно найти на просторах интернета.

Видео обзор — история создания

ЗИЛ марки 157 — характеристики и преимущества в работе

Грузовик ЗИЛ-157 – это одна из самых распространенных моделей авто, которые относятся к категории грузовых. Транспортные средства выпускаются на заводе им.Лихачева с 1958 года. Много лет назад модели использовались для армии и для гражданских нужд. Данное назначение соблюдалось на протяжении 4 лет. В последующие годы авто расширило свои возможности, эксплуатационные характеристики стали лучше, в результате на конвейер стал выходить самый настоящий грузовик.

Положительные характеристики

Машина характеризуется высокими показателями проходимости. Она массово используется в сфере сельского хозяйства, в лесопромышленной области, то есть везде, где ценится приличный объем кузова, а также неприхотливость транспорта. За годы выпуска в отношении были приняты значительные изменения, которые делают авто все лучше и лучше. Основным преимущественным отличием данного средства передвижения и погрузки является возможность открытия кузова с трех сторон, а это серьезно повышает разгрузку и погрузку груза на авто. Модель ЗИЛ-157 оснащена сложной трансмиссией, которая дополнена карданными валами:

  1. Промежуточный.
  2. Средний.
  3. Задний.
  4. Передний.

Грузовик оснащен увеличенными по размеру колесами. Есть специальная система централизованного регулирования давления в колесах Благодаря этому каждый водитель со своего рабочего места может осуществлять контроль давления, причем как во всех одновременно, так в каждой по отдельности шине. Присутствует компрессор, при помощи которого можно передвигаться на дорогах с пробоинами в колесах. Общие технические характеристики автомобиля многими водителями принимаются и сейчас. Они используются в работе в условиях Крайнего Севера, на Алтае, в Средней Азии, а также на Украине. Многие отдают предпочтение грузовику по причине его уникальной проходимости.

Основные модификации авто

Данная модель выпускается в разных модификациях, каждая из которых характеризуется своими индивидуальными особенностями. Среди самых популярных можно отметить:

  • ЗИЛ-157В – седельный тягач;
  • ЗИЛ-157Ю – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157КД – базовая версия с 1978-го года;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157Е – специальный вариант, оборудованный двумя бензобаками общей емкостью 300 л.

ЗИЛ марки 157 представляет собой уникальную по всем показателям базу разных форм модификаций, которые оснащены стандартным, а также строго специализированным предназначением. Модели грузовика отличаются особенностями комплектации, характеристики ЗИЛ 157 и его модификаций могут быть разными. Есть модель ЗИЛ 157 с разными по объему цистернами, с фургонами, ремонтными мастерскими, лестницами. Большой популярностью пользуются машины с бортовыми кузовными элементами.

Основные технические характеристики

ЗИЛ 157 технические характеристики имеет по большей части уникальные и преимущественные. Среди самых основных можно отметить:

Длина 6684 мм
Высота 2360 мм
Ширина 2315 мм
Радиус поворота 11000 мм
Расход топлива 42 л на 100 км
Вес 10190 кг
Максимальная скорость 65 км/час

Показатели грузоподъемности прямо основаны на том, по какому дорожному покрытию перемещается авто. Если трасса грунтовая, масса груза составит 2500 кг,трассы со стандартным твердым покрытием позволяют выдержать весовой параметр в 5000 кг. Грузовик марки ЗИЛ при максимальной загрузке в состоянии преодолеть брод, общая глубина которого достигает 850 мм. В качестве основного топлива может быть использован, как дизель, так и бензин.

Двигатель грузовика

Особого внимания заслуживает двигатель автомобиля. За все время работы производителя он совершенствовался, приобретая все более новые силовые установки. Автомобиль ЗИЛ 157 комплектуется 6-цилиндровым блоком, оснащенным головкой из алюминия. Двигатель имеет рабочий бак, его объем составляет 5,5 литра, при этом устройство развивает мощность 104 л.с. Крутящий момент двигателя составляет 334 Нм. В качестве дополнения можно отметить наличие радиатора, который осуществляет охлаждение всей системы. Грузовик оснащен модернизированным сальником коленвала, а также присутствует работающий на масле насос, работа которого оптимально улучшает общую смазочную систему.

Общее устройство автомобиля

Транспортное средство оборудуется специальной 5-ступенчатой автомобильной коробкой. Она оснащена синхронизаторами на 2-ой, 3-ей и на 5-ой передаче. Для данной коробки свойственна двухвальная система. Мосты новой модели немного отличаются от более старых вариантов. На передней части моста присутствует специальный шарнир категории «Бендикс-Вейсс», который имеет равные угловые скоростные режимы. При необходимости можно отключить данный элемент. Он оснащен карданным валом, встроенная качественная тормозная система прямо рассчитана на все без исключения колеса, а также эффективно дополнена приводом.

Читайте также  ЗИЛ 130 расход топлива на 100 КМ

Кабина оператора

Кабина машины ЗИЛ 157 за последние годы получила немало усовершенствований, которые обеспечивают высокие показатели комфорта для водителя. Удобство в работе основано на присутствии улучшенных амортизаторов, которые добавляют плавность передвижению авто. Инженеры не забыли о том, чтобы обеспечить высокие показатели комфорта при обычном передвижении на снегу. Кабина ЗИЛ 157 имеет встроенный работающий на воде радиатор со специальным электрическим мотором. Это устройство помогает поддерживать оптимальный температурный режим, причем даже в мороз.

Кресло водителя отличается комфортной посадкой, присутствует возможность его регулировки. Во всех современных моделях кабина — это цельнометаллическая конструкция, в ней без проблем могут разместиться, как сам водитель, так и два пассажира. На крыше встроен круглый по форме люк.

Выгода приобретения грузовика

Грузовик характеризуется полноприводной системой, также присутствует односкатная ошиновка. Все это значительно увеличивает общую проходимость модели. По этой причине транспортное средство долгое время использовалось для военных нужд, а сейчас помогает решить большое количество бытовых, строительных и промышленных задач. Несмотря на то, что выпуск моделей завершился, модель не ушла в прошлое. Транспортное средство широко используется во многих регионах страны. Многие ценят оптимальную возможность грузовика покорять сложные по рельефу местности.

Предложений о приобретении авто не так много, но если найти их, можно купить грузовик по низкой цене. Модели ЗИС 80-ых годов реализуются по стоимости от 50-ти до 80-ти тысяч рублей. Модели более поздних годов выпуска бортовой самосвал можно купить по цене от 120-ти до 150-ти тысяч рублей.

ЗИЛ-157

По завершении Второй Мировой войны в СССР активизировалась работа по созданию собственных грузовых автомобилей повышенной проходимости. В 1947 году на вооружение Советской Армии был принят трехосный автомобиль ЗИС-151. Многие технические решения были заимствованы от американских грузовиков. Даже внешне машина напоминала американский «СтудебекерUS6». К середине 50-х годов ЗИС-151 перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к армейским грузовикам. В частности претензии сводились к повышенному расходу топлива (более 50 литров на 100 км. пробега), и проходимости. Двойные скаты, установленные на задних мостах в условиях бездорожья забивались мягким грунтом, который приходилось постоянно счищать, что сильно замедляло движение.
На смену ЗИС-151 был предложен новый трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-157. Первые опытные образцы машины были собраны на Московском заводе им. Лихачева в 1946 году, а серийное производство началось два года спустя. ЗИЛ-157 является настоящим долгожителем отечественной автомобильной промышленности. За время производства было выпущено около 800 тыс. единиц автомобиля в различных модификациях, как для армии, так и народного хозяйства. Производство 3ИЛ-157 было прекращено только в 1994 году.

Навигация по статье

Назначение

Основным заказчиком ЗИЛ-157 было министерство обороны, поэтому к проходимости, надежности и возможности эксплуатации в различных климатических зонах предъявлялись особые требования. Автомобиль прекрасно показал себя в качестве транспортного средства для перевозки различных грузов, боеприпасов и личного состава. Оборудованный лебедкой и усиленным бампером он успешно применялся как средство эвакуации техники, как на колесном, так и гусеничном ходу. В гражданской сфере его предполагалось использовать для перевозки грузов в сельском хозяйстве, в лесозаготовительной отрасли, на различных видах производства и строительстве. Причем часть модификаций была выпущена для поставок за границу. ЗИЛ-157 можно и в наши дни встретить на лесозаготовках в Финляндской республике. Кроме того, вездеходные качества автомобиля по достоинству оценены в охотничьих хозяйствах и на рыбоводческих фермах.

Модификации

В первоначальном, базовом исполнении ЗИЛ-157 производился с1958 по 1961 год. Он имел односкатную ошиновку колес, систему регулировки давления в шинах, диски колес разъемной конструкции, двигатель ЗИС-157 мощностью 104 л.с, и ножной включатель стартера. Также в серийной версии по заказу на удлиненных кронштейнах рамы устанавливалась лебедка, что не отражалась в индексном названии модели.

  • ЗИЛ-157Г оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием, а отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединялся с корпусом машины.
  • Зил-157Э производился на экспорт, и был предназначен для эксплуатации в странах, расположенных в средних широтах.
  • ЗИЛ-157Ю также производился на экспорт, но для эксплуатации в тропических условиях. На машине отсутствовали отопитель кабины и предпусковой подогреватель двигателя.
  • ЗИЛ-157Б не имел в базовой комплектации системы регулировки давления в шинах.
  • ЗИЛ-157К стал вторым базовым поколением и производился с 1961 по 1978 год. На нем был установлен более мощный двигатель (109 л.с), второе зеркало заднего вида и коробка передач с синхронизатором типа ЗИЛ-131. Также предусматривалась возможность установки лебедки на удлиненных кронштейнах рамы.
  • ЗИЛ-157КГ оборудовался экранированным и герметизированным электрооборудованием и выпускался с 1961 по 1978 год.
  • ЗИЛ-157КД являлся представителем третьего базового поколения. По сути, автомобиль стал модернизированной версией ЗИЛ-157К и выпускался с1978 по 1992 год. Его отличала повышенная грузоподъемность, улучшенные характеристики двигателя, новая бортовая платформа от ЗИЛ-131 и электропуск стартера.

Кроме этого выпускались опытные образцы с отличными от базовых моделей характеристиками. На основной базе ЗИЛ-157 собирались пожарные машины, имеющие увеличенную кабину для перевозки пожарных расчетов, бак для воды и выдвижную пожарную лестницу. Также были созданы машины для резервного электроснабжения, передвижные мастерские и спецмашины для вооруженных сил.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов с 1976 года производилась модификация ЗИЛ-4311 имеющая грузовую платформу транспортного типа с наставными бортами и габаритными огнями на крыше автопоезда. Зил-157В и ЗИЛ-157КДВ использовались в качестве седельных тягачей.

Технические характеристики

ЗИЛ-157 и его модификации наибольшей модернизации подвергался дважды: в 1961 и 1978 годах. Технические параметры базовой модели определяли ЗИЛ-157 как армейский трехосный вездеход с бензиновой силовой установкой. Грузоподъемность машины при движении по шоссе составляет 4500 кг, по грунтовой дороге и пересеченной местности до 2500кг. Максимальная заявленная скорость движения – 65 км/ч. Наружный радиус поворота – 12 метров. Изначально объем одного топливного бака составлял 150 литров. После модернизации был добавлен еще один бак емкостью 65 литров, что обеспечило запас хода по топливу более 510 км. Автомобиль способен преодолевать подъемы с максимальным углом до 28 градусов, и броды глубиной до 0,65 м. Рулевой механизм червячный, глобоидальный, с тремя гребнями на ролике. Гидроусилитель руля устанавливался на некоторые модификации ЗИЛ-157 только в последние пять лет производства на Уральском автомоторном заводе.

Машины первых выпусков комплектовались пятиступенчатой коробкой передач без синхронизаторов. Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством однодискового сухого фрикционного сцепления. Двухступенчатая (1,44:1 и 2,44:1) раздаточная коробка имеет муфту включения переднего моста. Привод задних мостов раздельный, параллельный. Мосты планетарные, с полуосями и дифференциалами. После модернизации мосты получили усиленные кожухи. Количество карданных валов – 5 шт.

Передняя подвеска основана на полиэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска балансирного типа на полуэллиптических рессорах.

Основной тормоз – барабанный, с пневмоприводом на все колеса. Стояночный тормоз – барабанного типа с механическим приводом на трансмиссию.
ЗИЛ-157 имеет кабину, рассчитанную на водителя и двух пассажиров, выполненную целиком из металла. Кузов в базовой комплектации представляет собой деревянодосочную платформу с задним открывающимся бортом. На боковых бортах смонтированы гнезда для установки дуг тента и откидные скамейки.

Особенности и эксплуатация

Военное назначение ЗИЛ-157 определило его спартанский дух. На спаренном пассажирском сидении можно свободно разместить два человека средней комплекции. Органы управления водителя удобно расположены под рукой. Существенным недостатком ЗИЛ-157 специалисты отмечают отсутствие гидроусилителя руля на большинстве модификаций.

От своих предшественников ЗИЛ-157 отличался специально созданными шинами с наличием большего количества мягких внутренних слоев и размерами 12,00-18 дюймов. Революционным для своего времени стала система изменения давления в шинах, позволяющая водителю изменять давление в шинах прямо во время движения. При максимальном давлении 2,8 кг/см2, автомобиль мог двигаться по шоссе со скоростью до 60 км/ч, при снижении до 2,0 кг/см2 – по пашне и в лесу. При движении по песчаной поверхности и по раскисшим дорогам давление можно было снизить до 1,00 кг/см2. При этом можно было двигаться со скоростью до 20 км/ч. При движении по болотистой местности или снежной целине давление можно было снизить до 0,5 кг/см2, однако скорость движения при этом ограничивалась 10 км/ч. Подкачка шин компрессором позволяла также осуществлять движение даже при пробитой шине, что в условиях военного применения имело огромное значение. В 1961 году система подкачки была доработана, а после усовершенствований 1978 года верхний предел рабочего давления в шинах стал 3,5 кг/см2, что позволило увеличить максимальную скорость машины до 65 км/ч.

Многие специалисты отмечают высокую надежность всех узлов и деталей, и если бы не маломощная по нынешним меркам силовая установка, ЗИЛ-157 производился бы и в наши дни. Некоторые энтузиасты устанавливали на ЗИЛ-157 белорусские дизельные моторы Д245-12с с заменой задних опор на кронштейны от ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. При технической взаимосовместимости двигателя с коробкой передач ЗИЛ-157, во время работы сильно увеличивается вибрация, приводящая к быстрому выходу из строя деталей и узлов. По этой причине замена моторов на дизельные агрегаты не нашла широкого распространения.

Видео

Двигатель

На первые модели ЗИЛ-157 устанавливались карбюраторные, четырехтактные, шестицилиндровые, рядные двигатели жидкостного охлаждения ЗИС-157 объемом 5,55 литра. Двигатель имеет блок цилиндров, выполненный из серого чугуна и головку цилиндров из алюминиевого сплава. Расположение клапанов – нижнее. Мощность двигателя составляет 104 л. с (76,5 кВт) при 2600 об/мин. Максимальный крутящий момент при оборотах коленчатого вала 1100-1400 об/мин – 34,0 кГс*м (334 Нм). После проведенной модернизации в 1961 году мощность двигателя была увеличена до 110 л.с.

Для запуска двигателя используется высокооборотистый стартер повышенной мощности СТ-230-4 с использованием 12-ти вольтовой свинцовой стартерной аккумуляторной батареи 6СТ-90. При разряженной АКБ существует возможность запустить двигатель при помощи заводной Г-образной ручки, находящейся в комплекте ЗИП. Изначально мотор рассчитывался под бензин с октановым числом 66ед., а после проведенной модернизации доработан под марку А-72.

При движении автомобиля по шоссе, двигатель потребляет около 40 литров топлива.

В зависимости от года выпуска цена на ЗИЛ-157 колеблется от 80 до 200 тыс. руб. До настоящего времени на армейских базах хранения сохранились экземпляры, произведенные в начале 60-х годов прошлого века и находящиеся в достаточно хорошем состоянии. Как правило, их покупают под коллекционное восстановление, а в полной комплектации цена за такую модель может доходить до 300 тыс. руб.

ЗИЛ 157

ЗИЛ 157 выпускался тиражами с 1958 по 1991 гг. Последняя версия вышла в 1994 году.

Предназначение машины изначально было сугубо военным. Потом её стали применять и в сельскохозяйственных целях.

Технические характеристики ЗИЛ 157, особенности модели

Рама.

Она очень плоская, позволяет автомобилю в жёстких условиях и бездорожье спокойно двигаться.

Читайте также  Объем кузова камаза в кубах

Шины и колёса.

На ЗИЛ-157 поставили очень эластичные грузовые шины. Колёса машины характеризуются внушительной шириной. На них монтирован особый глубокий протектор направленного эффекта. Он почти полностью исключает возможность пробуксовки.

Также в автомобиле устроена технология, подкачивающая и контролирующая давление в шинах. Это может касаться всех шин сразу или в той, что выберет водитель. Такой контроль можно было осуществлять прямо с водительской позиции без остановки автомобиля.

В 1961 году эту технологию переставили с наружной стороны колёс на внутреннюю. Поэтому, даже, если в колёсах появятся незначительные проколы или пробоины, движение машины не изменится. Требуемый объём воздуха направляется в шину с помощью компрессора. Так устраняется недочёт давления.

При езде по снежным или заболоченным зонам давление в них можно довести до 0,7 атм. Произойдёт оседание колёс и расширение их поверхности. После преодоления трудных участков можно вернуть параметр до 2,8 атм.

Такой параметр оптимален при езде на твёрдом покрытии. Скорость при этом не должна превышать 60 км/ч. При езде по пересечённым зонам с трудным грунтом давление лучше сократить до 2 атм. При движении по пескам или размытому грунту – до 1 атм. Скорость при этом – 20 км/ч. Расход топлива ЗИЛ 157 на 100 км скромных 42 литра.

Кузов и платформа для грузов

Здесь применена классическая бортовая версия, включающая платформу для грузовых и пассажирских перевозок. В ней устроены три деревянные борта. Их можно откидывать. Для их сборки задействованы доски 800 х 200. Борта крепятся к платформе с помощью кронштейнов. Благодаря чему облегчается общая конструкция.

Кузовом является тоже платформа из древесины. Её покрывают продольные рёбра. Они собраны из металла и защищают её от износов. С помощью поперечных брусков с металлическими кронштейнами данная конструкция становится намного прочнее.

Борт спереди статичен. Другие борта откидываются. Так происходит полное открывание кузовной платформы. Это существенно облегчает и ускоряет помещение разнообразных грузов и их выгрузку.

Двигатель

Двигатель ЗИЛ 157 на карбюраторе, который работает на бензине. Хотя были зафиксированы и монтирования дизельных аппаратов «Д245-12С». В этом случае убрали заводские опорные элементы и наваривали крепежи от «ЗИЛ-131».

Технические характеристики двигателя ЗИЛ 157:

Крепежи по стыковке силовика и КП просты. Но при использовании дизеля образовался такой минус: увеличиваются потрясывания и вибрации. Это довольно осложняет работу водителю. Поэтому приоритет был отдан бензиновому агрегату с 4 тактами и рядными позициями цилиндров. Число цилиндров – 6. Их блок создан из чугуна. Он оснащён закрытой «рубашкой». По её контуру движется жидкость для охлаждения. Головку цилиндров создали из алюминия.

Объём мотора – 5,38 л. После усовершенствования – 5, 56 л. Мощь – 104 л.с. После реформы – 110 л.с.

Крутящий момент при условии 2600 об/мин составляет 334 Нм.

Цилиндры двигаются с такой очерёдностью: : 1/5/3/6/2/4;

Каждый цилиндр имеет диаметр – 11,6 см.

Диаметр поршня -: 10 см; Его ход – 14,3 см.

Позиции клапанов – нижние.

Оптимальный бензином для мотора считался бензин А-66, а после модернизации — А-72.

Реальные траты горючего на 100 км – 42 л. Скорость при этом – 40 км/ч.

В 1978 году модернизировали двигатель. И траты топлива несколько сократились. Причины:

  • установка замкнутой вентиляционной системы картера,
  • улучшение уплотнительных компонентов помпы, масляного насоса и
    коленчатого вала.

Объём бака для горючего – 150 л. После реформы появился ещё один бак. Его объём – 65 л. Так после одной тотальной заправки резерв движения у машины получается более 500 км.

Достоинства двигателя:

  1. Простота конструкции.
  2. Надёжность.
  3. Послушность.
  4. Быстро заводится даже после долгих перерывов.

Его недостаток связан с тем, что в холода (ниже отметки -10 градусов) ему нужен особый уход. Например, необходимо защищать и утеплять моторное отделение: применяются особенные кожухи-утеплители. И технология охлаждения силового агрегата в сильные холода не могла сохранять необходимую температуру. Эту дилемму позже решили доработкой термостата.

Двигатель после модернизации 1978 года

Уровень сжатия здесь был развит до 6,5 (был 6,2). Поршневый комплект стал совпадать с комплектом у мотора модель ЗИЛ-130.

Основательная реформа коснулась технологии смазки. И местом очистки масла стал центробежный фильтр. Эту систему улучшили, обновив там масляный насос и коленвальные сальники.

Другие изменения:

  1. Существенное развитие силы водяного насоса.
  2. Установка нового преобразователя переменного тока.
  3. Поставлен стартер с высокими оборотами и лучшей мощностью.
  4. Замена трамблера на мощный контактно-транзисторный механизм зажигания.
  5. Появление новаторского трубчатого радиатора в технологии охлаждения. Сильный вентилятор с шестью лопастями прогонял через него воздух. Так решили дилемму с перегревами.
  6. Расположение мотора на новой подвеске.

Трансмиссия

Она сложная. Имеет пять карданных валов.

  1. Промежуточный.
  2. Выходящий на мост спереди.
  3. Выходящий на центральный мост.
  4. Два вала, идущие на мост сзади.

Первая коробка передач КПП ЗИЛ-157 имела 5 ступеней. Последняя передача являлась повышающей. В 1961 году её заменили КП от «ЗИС-151». У неё обновились сальники, появился экстренный запуск и шестерни, устойчивые к износам.

На центральном мосту монтировали промежуточный опорный компонент для заднего кардана. Были существенно усилены кожухи на полуосях направляющих мостов.

На всех передачах КП, кроме первой, есть синхронизаторы. Схема КП – двухвальная. У главной передачи одна ступень и спиральные зубчики.

Специфика подвески и моста

Передняя подвеска – половинчатый эллипс. В ней есть рессор и амортизаторы. По типажу они телескопические.

Сзади трудится подвеска. Её удерживают полуэллиптические рессоры.

Мосты планетарные. Они снабжены дифференциальными приборами и полуосями.

Тип привода – карданный.

На оси спереди клиренс составляет 31 см. На других осях он – 35 см.

Рулевая система — глобоидная, червячная. У неё на ролике есть три гребня.

Передаточный показатель составляет 23,5.

В мосты монтированы планетарные дифференциальные мосты с половинчатыми осями. Передаточные значения шестерен равны для всего комплекта балок.

Крепёжные кронштейны предназначены для эллиптических рессоров. Другие допустимые виды подвески: маятниковая, пружинная, гидравлическая.

В данной технологии реализовано стыкование чугунных барабанов со всеми полуосями.
Для создания колодок применён специальный материал «Фередо». При экстренном торможении модель почти не следит. Она останавливается без рывка.

В мост спереди монтированы шарнирные элементы «Бендикс/Вейсс», У них нет отличий по угловой динамике. Водители при надобности могут отключать передний мост. Ко всем мостам пристроены свои карданные валы. Тормоза воздействуют на все колёса. У них осуществляется действие привода типа «пневматика».

Габариты и грузовая способность

ТТХ ЗИЛ 157:

  • Длина модели – 668,4 см.
  • Ширина – 209 см.
  • Высота – 236 см. При наличии тента – 291,5 см
  • Грузовая платформа – 357 х 209 см.
  • База колёс – 422,5 см.
  • Колея колёс спереди – 177,5 см., колёс сзади – 175 см.
  • Снаряжённый вес – 5,54 т. Сколько весит ЗИЛ 157 по максимуму:
  • Полный вес ЗИЛ 157– 10,19 т.
  • Давление на ось спереди – 2,7 т.
  • Давление на тележку сзади – 7,42 т.
  • Грузоподъемность ЗИЛ 157: по твёрдому покрытию – 5 т., по бездорожным участкам – 3 т.
  • Вес прицепа: по твёрдым покрытиям – 5 т., на мягком грунте – 3,5 т.
  • Предельный угол движения – 28 градусов.
  • Радиус при поворотах — 11,2-12 м.

Вариации ЗИЛ-157

История создания ЗИЛ 157 начинается с 1958 года, с первых моделей. Рассмотрим поочередно.
1958 год выпуска ЗИЛ 157. В этом году вышли:

  1. 157. Стандартная, бортовая вариация.
  2. ЗИЛ 157 В. Модель, являющаяся седельным тягачом.
  3. 157Г. Версия с оборонительным экраном против радиолокационного определения.
  4. 157Е. Версия с ещё одним баком для горючего.
  5. 157Э. Версия для государств Варшавского соглашения.
  6. 157Ю. Модификация для южных регионов. В ней усовершенствована технология охлаждения.

Версии 1961 года:

  1. ЗИЛ 157 К. Улучшенная базовая, с бортами.
  2. 157КВ. Улучшенная седельная модель-тягач.
  3. 157КГ. Вариация с оборонительным экраном от радиолокационного вычисления.

Варианты 1978 года:

  1. ЗИЛ 157КД. Базовая модернизированная машина с бортами ЗИЛ 157 КД.
  2. 157КДВ. Улучшенная седельная версия-тягач.

Версии авто ЗИЛ-157 для гражданских целей:

  1. Пожарный автомобиль. Специфики: увеличенные размеры кабины, цистерна на 4 тонны, специальная лестница.
  2. Версия для аварийных ситуаций. В ней устроена система для обеспечения электричеством объектов, на какой-то период оставшихся без электроэнергии.
  3. Спасательная модель для всех видов техники на колёсах или гусеницах.

Для военных целей.

  1. Мобильные радиостанции дальнего действия.
  2. Модели для радиоразведок.
  3. Передвижные командные станции..

Функции ЗИЛ-157

Функции ЗИЛ-157:

  • Транспортировка мобильного бурового оборудования ПБУ-50.
  • Перевозки блоков средств для воздвижения малых автодорожных мостов. Временный мост по массе достигал 50 тонн. Он устраивался у прицепа тягача.
  • Перевозка деревьев в бездорожных условиях. Это тоже прерогатива такого тягача.

Картинка ЗИЛ 157:

Специфика кабины

Для водителя и пассажиров здесь условия не комфортные. Для управления машиной желательно обладать хорошей физической подготовкой, ведь руль не имеет никаких усилителей (до модернизации).

Частично этот вопрос уладили, укоротив сошки и установив телескопические амортизаторы. Так немного улучшилось рулевое управление.

Чтобы улучшить работу печки, поставили ещё один радиатор. В нём был устроен вентилятор-крыльчатка. Так лучше стали отапливаться салон и лобовое стекло.

Контролирование всех систем облегчено благодаря приборной панели. Устроены:

  • ножной запуск или выключение фар,
  • манометры технологии смазки,
  • рычаги лебёдки,
  • передачи моста спереди,
  • и другие опции.

Фото салона ЗИЛ 157:

Отзывы

Положительные отзывы людей, поработавших на этой машине, касаются её великолепной проходимости по сложнейшим участкам, великолепной поперечной стойкости и послушностью в работе. Технические характеристики ЗИЛ 157 КД также заслуживают положительных отзывов.

Негативные отзывы касаются сложности управления. У руля нет усилителя. Чтобы свернуть такой руль, требуется много сил. Ещё нужно адаптироваться к подобным рабочим условиям.
Сегодня редко встречается применение ЗИЛ-157 в хозяйственных целях. При подобным тратах горючего и сегодняшнем экономическом положении это крайне не рентабельно, даже в явных российских глубинках.

Ценовые нюансы

Сегодня покупка новенького ЗИЛ-157 не возможна. Эти модели уже давно не выпускаются. Можно обратиться к сфере б/у моделей. Но и там встречается крайне мало предложений. Ценовые показатели таких машин довольно скромные. Так за модели, вышедшие в период с 1980 по 1985 гг, нужно выложить 50000-80000 руб. Машина ЗИЛ 157 90-х годов — 120000-150000 руб.

Аренда такого грузовика сегодня тоже весьма абстрактна.

Аналоги

На сегодняшний день существует немного аналогов машины ЗИЛ-157. К таковым относятся (с определённой натяжкой) грузовые модели МАЗ-5243 и ГАЗ-66.

Рассмотрели ЗИЛ 157, Википедия не даст информации больше. Советские образцы техники – это гордость и наследие.

У ЗИЛ 157 множество народных названий: Труман, Крокодил, Колун и т. д.