Принцип работы рефрижератора автомобиля

Принцип работы рефрижератора

Хранители холода. Конструкции рефрижераторов

Ррефрижератор — это специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой.

Типология

Автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой).

Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

Среднетоннажные рефрижераторные фургоны один из самых востребованных классов техники для внутригородской дистрибуции «скоропорта»

Тягачи с изотермическими полуприцепами чаще всего комплектуют холодильными установками с собственным дизельным или бензиновым двигателями. Такая конструкция позволяет поддерживать заданную температуру в фургонах большого объема. Кроме этого, такая холодильная камера может долгое время работать автономно, без «поддержки» тягача.

Стена

На сегодняшний день существует огромное количество вариантов изготовления бескаркасных стенок, потолка и пола изотермических фургонов. Кузова такого типа собирают из так называемых «сэндвич-панелей». Они различаются количеством слоев. Каждый крупный производитель, стремясь привлечь клиента, пытается привнести в конструкцию собственные ноу-хау. Но общая суть от этого не меняется — рефрижераторная надстройка собирается из листов высокопрочного пластика, в промежуток между которыми заливают теплоизоляционную пену (пенополиуретан или экструдированный пенополистирол). Эти материалы не теряют своих свойств в течение большого количества лет. Но не стоит путать экструдированный пенополистирол (ППС) с отечественным пенопластом (ПСБ), который также иногда называют пенополистиролом.

Если не брать в расчет «специальные лаки», «технологии соединения склеиванием без заклепок» и другие фирменные «навороты», то качество изотермы зависит в первую очередь от количества слоев и толщины стенок.

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника.

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова.

Основные теплопотери рефрижератора приходятся на неправильно оборудованный пол фургона. Алюминиевое «дно» повышает стоимость конструкции, зато имеет неоспоримые преимущества в сравнении с фанерным или резиновым напольным покрытием.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. А простой процесс уборки исключит неприятные запахи гниения.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок основан на процессе поглощения или выделения тепла.

В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон).

При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор.

Под давлением температура хладагента увеличивается.

В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента.

После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° С.

Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока.

Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается.

Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается.

С этого момент цикл повторяется.

Виды рефрижераторов по типу охлаждения

Рефрижераторы подразделяются на классы А, В и С.

В рефрижераторах класса А поддерживается температура в диапазоне от +12 до 0°С, класса В -от +12 до — 10°С, класса С — от + 12 до — 20°С при температуре наружного воздуха + 30°С.

Температура внутреннего грузового помещения отапливаемых фургонов до +12°С при температуре наружного воздуха — 10°С для рефрижераторов класса А и — 20°С для рефрижераторов класса В.

Рефрижераторы и отапливаемые фургоны используются для дальних пе­ревозок (до 1000 км) скоропортящихся продуктов.

Термоизоляция кузова обеспечивается применением термо­изоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огне­стойкостью, пожаробезопасностью и т.д.

На отечественных фур­гонах наибольшее применение получил пенопласт, который не­гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к ме­таллу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60 °С.

Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществля­ется с помощью либо временных, либо постоянных источников холода.

Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют собой устройства, использующие переход опреде­ленного вещества (сухой лед, специальные растворы солей, сжи­женные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаж­дающие ее.

Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов).

Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от спе­циального автономного двигателя.

Холодильная установка в реф­рижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри кузова. При таком разме­щении частей холодильной установки обеспечивается полное ис­пользование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, кон­денсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть использо­вана также для обогрева кузова рефрижератора, что бывает необ­ходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после их перевозки в замороженном виде.

При безмашинном способе охлаждения грузовых помещений рефрижера­торов используется твердая углекислота (сухой лед), замороженные эвтекти­ческие растворы, сжиженные газы (жидкая углекислота, азот).

Сублимация сухого льда (переход из твердого состояния в газообразное) позволяет достигать низких температур кузова. Высокая плотность (1500 кг/м3) сухого льда позволяет создавать компактные охлаждаемые установки. Сухой лед помещается в бункера, расположенные под потолком грузового помещения. Бункер загружается через специальный люк без нарушения гер­метичности камеры.

Эвтектические растворы (хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и др.) помещаются в емкости (зероторы) и заморажи­ваются в стационарных холодильных установках или другим способом. При оттаивании эвтектических растворов за счет поглощения ими теплоты темпе­ратура в кузове может поддерживаться от — 2 до — 9°С в течение 12. 15 ч.

Использования зероторов и бункеров не позволяет регулировать темпе­ратуру. Более совершенной системой охлаждения является использование жидкой углекислоты. Необходимая температура поддерживается при управ­лении вентилем регулировки подачи углекислоты в грузовое помещение. Не­достатком такого охлаждения является специфическое воздействие углеки­слоты на многие продукты. Относительная стоимость углекислоты довольно высока. В последнее время в качестве хладагента в рефрижераторах все шире применяется жидкий азот.

Азотная система охлаждения (рис.6.8) работает следующим образом.

В кузове ус­танавливается датчик температуры, передающий сигнал на реле, настроенное на определенную температуру.

По команде реле температуры открывается или закрывается электромагнитный вентиль подачи азота в камеру. Жидкий азот из сосуда под давлением поступает в распределительный коллектор. В результате теплообмена со средой в грузовом помещении происходит испаре­ние азота. После охлаждения среды до заданной температуры реле темпера­туры дает сигнал на закрытие вентиля. Система охлаждения блокируется с работой дверей, при открытых дверях система отключается. Это вызвано тре­бованиями безопасности, а также уменьшения расхода азота.

Рис. 6.8. Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 — наружный кожух сосуда с азотом; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 -вентиль; 4 — регулятор давления; 5испаритель азота для поддержания постоянного избыточного давления в сосуде; б — вентиль газосброса; 7 — вен­тиль заправки; 8 — регулятор температуры; 9 — вентиль подачи жидкого азота; 10 — распылительный коллектор; 11 — датчик температуры; 12 — пре­дохранительные клапаны; 13манометр; 14 — указатель уровня жидкого азота.

При машинном способе охлаждения рефрижераторы снабжаются ком­прессорными холодильными установками. Привод компрессора осуществля­ется от двигателя внутреннего сгорания. Это обеспечивает полную автоном­ность работы рефрижератора, как во время движения, так и на стоянках.

В современных рефрижераторах холодильные установки обычно разме­щают вне фургона — на передней стенке, что обеспечивает полное использо­вание площади и вместимости фургона, а также улучшение обдува компрес­сора во время движения.

Изотермические фургоны, фургоны-рефрижераторы и обогреваемые фур­гоны оборудованы термоизоляцией, которая находится между наружной и внутренней облицовками. Кузов фургона выполняется с каркасом или в бес­каркасном исполнении.

Фургоны с каркасами применяются на рефрижераторах, предназначен­ных для перевозки грузов, подвешиваемых к крюкам на крыше (например, мясных туш). Клепаные каркасы современных фургонов изготавливают из алюминиевого или стального профиля. Элементы крепления внутренних и внешних панелей к каркасу расположены со стороны каркаса и закрываются внешней или внутренней обшивкой. В такой конструкции устраняются «теп­ловые мостики» — места соединения металлического каркаса с облицовкой.

Читайте также  Карбюратор триммера принцип работы

Термоизоляция осуществляется несколькими способами: напылением изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок; заполнением полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты. Нанесение вспененной композиции до закрепления одной из обшивок позволяет исключить появление пустот в теплоизоляции.

Бескаркасные фургоны обычно изготавливают с использованием термо­изоляционных плит толщиной до 90 мм. В ка­честве теплоизолирующего материала часто используется пенополиуретан. В изоляционных панелях для повышения жесткости помещаются различные вставки из стекловолокна, фанеры и т. п., соединенные между собой специ­альными клеями.

Кузова фургонов оборудуются навесными задними двустворчатыми и боковыми навесными или сдвижными дверями. Двери изготовляются из алю­миниевых сплавов, коррозионно-стойких сталей или композитных материа­лов. Уплотнение дверей обеспечивается двумя прокладками: внешней, контактирующей с атмосферой, и внутренней — теплоизолирующей.

Холодный воздух подается вентилятором от испарителя в верхнюю часть кузова, вдоль двери и пола к вентилятору и обеспечивает равномерное охлаж­дение кузова.

Авторефрижератор представляет собой автомобиль-фургон (прицеп, полуприцеп) с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Большинство холодильных установок авторефрижераторов осуществляют охлаждение и обогрев и называются холодильно-обогревательными установками. Холодильные установки обеспечивают поддержание температурного режима от -25°С до +12 °С в изотермических кузовах автомобилей-фургонов, прицепов и полуприцепов объемом от 2 до 120 м2.

Холодильная установка автомобилей малой и средней грузоподъемности обычно имеет два компрессора: компрессор с приводом от двигателя автомобиля (непосредственно через клиноременную передачу или от автомобильного генератора), который называют дорожным, и стояночный компрессор с приводом от электродвигателя и питанием от внешней электросети. В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливается один компрессор с приводом от автономного двигателя, обычно дизеля. Для привода компрессора и охлаждения груза на стоянках авторефрижераторы могут дополнительно комплектоваться резервным электродвигателем (напряжение 220, 380 В, мощность 3. 11 кВт) с питанием от внешней электросети.

Холодильные установки имеют два варианта управления: электромеханический и микропроцессорный.

Эксплуатация и обслуживание ГАЗелей с рефрижератором: читайте во всех подробностях

Изобретение рефрижератора упростило жизнь производителям и потребителям продуктов питания и других товаров, требующих определенного температурного режима хранения.
Теперь эту продукцию можно перемещать на большие расстояния без потери товарных качеств. Каково устройство транспортных авторефрижераторов?

Принцип работы автомобильных рефрижераторов

Установка функционирует аналогично бытовому холодильнику. В замкнутом контуре циркулирует фреон (газ, закипающий при низкой минусовой температуре) по очереди проходя несколько этапов:

  1. Посредством компрессора под давлением фреон сжимается до 18 атмосфер. Процесс идет с повышением температуры (до +130).
  2. В конденсаторе хладагент переходит в жидкое состояние, при этом отдает тепло наружу.
  3. Через осушительный фильтр (ресивер-осушитель), улавливающий частицы воды, жидкость попадает на ТРВ (терморегулирующий вентиль). За изменение температурного режима отвечает эта часть контура: ТРВ регулирует количество фреона, поступающего в испаритель.
  4. Объемный резервуар испарителя оснащен вентиляторами для прокачки воздуха через камеру. Здесь давление уменьшается, фреон закипает. При этом тепло из наружного воздуха поглощается. Вода конденсируется и сливается по дренажной системе наружу.
  5. Фреон возвращается в компрессор, цикл повторяется.

Необходимая температура задается настройками и далее автоматически регулируется термостатом. Диапазон – от минус до плюс 25.

Вот почему рефрижератор нужно выбирать грамотно

17 советов от эксперта

Обратите внимание

Для одновременной транспортировки двух или нескольких типов грузов с различными температурными требованиями существуют мультитемпературные модели: для продуктов предусмотрены отдельные секции, каждая со своей температурой.

Холодильное оборудование имеет функции ручной и автоматической оттайки. Управление – или электромеханическое, или с помощью встроенного микропроцессорного контроллера. Панель управления располагается в кабине водителя.

Условия работы «автохолодильников» отличны от бытовых: вибрация предъявляет повышенные требования к конструкции рабочих частей и материалам изготовления.

Отличительный характер Газель

В базовую комплектацию входит гидроусилитель руля, регулируемое сиденье и дисковая тормозная система. Предоставленное вниманию авто соответствует экологическому классу «Евро-4».

С завода поставляются заднеприводные грузовики, но производители пошли дальше и разработали полный привод на новейшие модели.

Большим плюсом Газели с рефрижератором является наличие дополнительной печки в будке и кабине. Механическая коробка передач, как правило, пятиступенчатая.

Устройство холодильных рефрижераторов

Рефрижератор состоит из холодильной установки и герметичного теплоизолирующего фургона. Варианты:

  • бортовой полуприцеп с вкладной сэндвич-панелью для пола;
  • на собственном шасси, адаптированном под крепление панели. У этого оборудования меньше масса и выше грузоподъемность.

Обратите внимание

В ряде случаев для снижения нагрузки на шасси используются полурамные конструкции. Их минус – меньшая надежность: на стыке рамы с седельной площадкой могут появляться трещины.

Стенки фургона изготавливают из сэндвич-панелей толщиной до 8 сантиметров. Между собой панели соединяются герметичными стыками во избежание появления тепловых мостиков. На двери холодильного отделения рефа устанавливают эластичный уплотнительный контур из износостойкой резины.

Для обшивки фургона изнутри и снаружи используются следующие материалы:

  • оцинкованная сталь с полимерным защитным покрытием либо нержавейка;
  • ламинированная фанера;
  • фанера с оклейкой из армированного пластика;
  • плакированные стальные или алюминиевые листы.

Утеплитель – пенополиуретан (ППУ). Его характеристики:

  • плотность – 60 киллограммов на кубометр;
  • теплопроводность – 0,035 ватт на метр квадратный.

Низкий коэффициент теплоизоляции позволяет минимизировать толщину теплоизолирующего слоя. Другие достоинства материала – водостойкость, малый вес, неподверженность коррозии, гниению, биологическим факторам.

Кроме ППУ в этом качестве может использоваться экструдированный пенополистирол.

Пол фургона – сэндвич-панель из многослойной фанеры. Покрытие:

  • оцинкованная сталь;
  • рифленая сталь или рифленый алюминий;
  • полимерные материалы.

Сборка осуществляется бескаркасным способом. Малый вес, компактность и прочность составляющих позволяет освободить в кузове максимум места для груза без ущерба для прочности, герметичности и сохранения нужного теплового режима.

Внутри фургона устанавливают перегородки для сортировки груза, которые препятствуют его перемещению во время движения. Перегородки – облегченные сетчатые, обычно съемные.

Некст, Фургон, Бизнес – ярчайшие модификации

Особенности Газель Некст фургон рефрижератор варьируются исходя из дополнительного цифрового значения и модификации, но примерные показатели следующие:

  • Объем фургона от 9 до 16 куб. м. (рефрижератор газон вмещает в себя аж 18 куб. м.);
  • Мощность двигателя варьируется 120 — 150 лошадиных сил;
  • Грузоподъемность составляет от 1 до 2 тонн;
  • Толщина утеплителя может быть 40-50 мм или иметь широкий диапазон от 25 до 100 мм (от этой характеристики зависит поддержание температуры в кузове);
  • Температурный режим в каждой газели свой, но чаще встречаются фургоны с такими показателями как -20 + 12, либо +5 — 20.

Прочие характеристики конструкции, которые также имеют место быть. Они являются определяющими для выбора приоритетного фургона:

  • Герметизация стыков сэндвич панелей, уголков и швов;
  • Внешняя и внутренняя обшивка выполнена из оцинкованного металла;
  • Пол состоит из рифленой нержавейки (конфигурация может быть многослойной: влагостойкая фанера, утеплитель из пенополистирола, оцинковка). Его конструкция легкая,но жесткая;
  • Двери сзади распашные с фиксаторами.

Не менее интересная модель Газель фургон рефрижератор имеет следующие габариты: в длину 3100, ширину 2100, высоту 2015 мм. Дорожный просвет или, как его еще называют, клиренс составляет 170 мм. Этого достаточно чтобы перевозить груз по разбитым дорогам.

Отдельно стоит упомянуть 3302 Газель рефрижератор с пометкой Бизнес, который отличается сверх надежностью, легким управлением и простой ремонтопригодностью. Категория фургона определяет температуру, которая поддерживается в кузове:

Класс Температурный режим (градусов по Цельсию)
А 0-12
В От — 10 до + 12
С От — 20 до + 12

Габаритные размеры Бизнес Газели длиной 3 метра, где высота и ширина 2х2 м.

По кабине
Длина, м 5,5
Ширина, м 2,1
Высота, м 2,1
Объем кузова 12,4 куб.м

Параметры Бизнес Газели длиной 4,2 метра, где высота и ширина 2х2 м.

По кабине
Длина, м 6,6
Ширина, м 2,1
Высота, м 2,1
Объем кузова 17,1 куб.м

Представленные модели также возможно оформить полным приводом.

Конструкции рефрижераторов

Схема устройства рефрижераторной установки для автомобиля зависит от типа подачи энергии на компрессор. Есть несколько способов энергообеспечения:

С приводом от двигателя

Двигатель соединяется с компрессором с помощью эластичного или клиновидного ремня передачи, на валу компрессора размещена муфта сцепления. Система вентиляторов функционирует от бортового электричества.

Это удобно для транспортировки малых партий груза на небольшие расстояния (например, по городу). Для дальней междугородней транспортировки не подойдет, т.к. на стоянках холодильное оборудование работать не будет. Такие рефрижераторы устанавливают на машины с небольшим объемом фургона (каблук и т.д.).

Подробнее о рефрижераторах с приводом от двигателя.

Автономные

Имеют свой собственный дизельный двигатель, продолжают работать на стоянках. Подходят для многотоннажного транспорта и для прицепов, для перевозки больших партий замороженного груза на большие расстояния.

Обратите внимание

Достоинства – независимость от двигателя машины, большая мощность. Недостатки: высокий расход горючего, крупные габариты, высокая цена. Подробнее смотрите здесь.

Электрические

Работают от электродвигателя постоянного тока 12 либо 24 В. Существуют модели на 230 В с преобразователем тока (инвертором). Зарядка осуществляется на стоянках.

Читайте также  Дробилки для домашнего пользования

Дизель-электрические

Источник энергии – дизель. От него запускается трехфазный генератор переменного тока, далее установка работает на электричестве.

Эвтектика

Плюс такого оборудования: оно продолжает поддерживать нужный режим при открытых дверях. Подходят для городских развозок замороженных продуктов (например, мороженого) по магазинам: двери открываются часто, но продукты при этом не страдают. Первая зарядка оборудования – максимум 14 часов, для последующих достаточно восьми.

В некоторых случаях для перевозок охлажденного груза используется автомобиль без холодильника вообще, температурный режим сохраняют стенки изотермического фургона.

Заключение

Своевременное обслуживание и бережное отношение позволяет эксплуатировать машину надлежащим образом. Автомобиль проявляет высокую адаптацию даже к суровому климату, что и делает его доступным в широких кругах.

Выбор необходимого рефрижератора к Газели зависит от необходимых характеристик, но более долгий срок службы не дает возможности усомниться в качестве кузова.

Устройство автомобильной холодильной установки

Холодильное оборудование может быть в моноблочном исполнении (конденсор и испаритель в одном блоке) и в раздельном.

Есть несколько вариантов монтажа:

  • все рабочие узлы в кузове;
  • испаритель в кузове, конденсатор вынесен наружу;
  • накрышный монтаж: на крыше, на передней стенке над кабиной водителя.

Выбор модели с подходящим исполнением и необходимой мощностью зависит от вида и объемов перевозимого груза, а также от дальности и условий транспортировки. Наши консультанты помогут вам подобрать рефрижератор, оптимально подходящий для ваших целей.

Лучший выбор цена/качество

Режим работы: Тепло-холод

Без чего в таком деле не обойтись

Об уровне качества работы сервисного центра во многом говорит их оснащенность.

Успешно проведенный ремонт современных рефмашин практически невозможен без некоторых инструментов, материалов и оборудования. К их числу можно отнести:

  • Искатели течи электронного типа. С их помощью намного проще и быстрее обнаружить утечку;
  • Газоанализаторы. Очень полезный девайс, позволяющий определить состав используемого хладагента;
  • Насосы вакуумного типа. Они служат для подготовки рефрижератора к последующей заправке фреоном;
  • Стенды для промывки. Без них действительно качественно промыть рабочий контур не получится;
  • Инструменты, позволяющие беспаевым методом зафиксировать алюминиевые и медные трубопроводы.

Если в сервисном центре есть такие возможности, это во многом подтверждает их высокий профессиональный уровень и широкие возможности в плане обслуживания рефрижераторов.

Но выбрать нужно также по тому, какие специалисты работают в компании, изучая их уровень квалификации и опыт работы. Узнать это можно на тематических форумах, или просто пообщавшись с владельцами таких же рефмашин.

Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш сайт, задавайте вопросы, оставляйте комментарии и рассказывайте о нас своим друзьям!

Авторефрижератор: устройство, принцип работы и сферы применения

Ещё в середине 1800-х годов люди и компании отчаянно пытались найти наиболее эффективный способ перевозки скоропортящихся товаров. На протяжении многих лет поезда были единственным вариантом транспортировки таких грузов.

Первый в истории грузовик-рефрижератор появился в 1938 году, когда американец Фредерик Маккинли Джонс изобрёл портативное устройство воздушного охлаждения для использования на грузовых автомобилях. В 1940 году он получил патент, нашёл делового партнера, а уже в 1949 построил компанию с многомиллионным оборотом. Изобретение Джонсом портативного холодильного агрегата имело большое значение во время Второй мировой войны. Это позволяло доставлять различные скоропортящиеся товары в военные госпитали и на фронт.

И всё же современный рефрижератор — что это, какие они бывают и для чего используются. Давайте исследуем мир авторефрижераторов, узнаем как они работают и почему они так важны.

Что такое авторефрижераторы?

Рефрижераторы — это грузовики или прицепы (полуприцепы) с уникальной конструкцией, предназначенные для перевозки скоропортящихся товаров, таких как фрукты, овощи, морепродукты, мясо и т. д.

По факту, рефы внешне похожи на стандартные грузовые автомобили, но устройство авторефрижератора имеет несколько важных отличий:

  • Состоит из трёх элементов: адаптированное под крепление панели собственное шасси и полуприцеп или кузов-фургон с холодильным агрегатом.
  • Стены, потолок и полы обшиваются металлом (алюминий и нержавейка) или стекловолокном.
  • Изоляторами служат пенополиуретан и алюминиевая фольга с прослойками воздуха. Это не только улучшает изоляцию, но и предотвращает поглощение запахов продукта полом и стенами.

Где используются

Может показаться неожиданным, но “скоропортящиеся товары” — это очень широкое понятие, включающее в себя не только свежие фрукты, овощи, мясо, замороженные и молочные продукты. Сегодняшние холодильные системы для грузовиков и прицепов также поддерживают идеальные температуры, влажность других ценных грузов, чтобы они благополучно прибыли в конечный пункт назначения.

Под влиянием нормативных требований и экономических соображений холодовая цепь расширилась. Теперь среди прочего, что перевозят в рефрижераторах, климат-контроля требуют:

  • Фармацевтика. Часто используемые лекарства, такие как инсулин и вакцина против сезонного гриппа, должны транспортироваться и храниться при правильной температуре.
  • Дорогие табачные изделия требуют строго контролируемого уровня температуры для сохранения свежести и качества.
  • Изобразительное искусство и антиквариат. Климат-контроль жизненно важен при транспортировке предметов искусства, антиквариата, коллекционных автомобилей и других ценных предметов. Эти предметы часто перемещаются на большие расстояния в контролируемом климате.
  • Товары личной гигиены. Косметика, парфюмерия и другие товары личной гигиены должны быть защищены от возможности порчи во время транспортировки с завода на склад и обратно. Губная помада, например, может легко растаять, если не поддерживать надлежащую температуру.
  • Химия и инженерные материалы. Контроль климата помогает снизить вероятность химической реакции, которая может привести к пожару / взрыву или повлиять на качество груза.

Хотя грузовики-рефрижераторы часто используются для поддержания более низких температур, они также могут нагревать воздух внутри кузова. Зимой грузоотправители используют рефы для защиты термочувствительных продуктов от замерзания.

Классификация рефрижераторов

Специальное оборудование, используемое для перевозки скоропортящихся грузов, должно соответствовать надлежащим стандартам изоляции и охлаждения, определёнными европейскими правилами, сформулированными в соглашении ATP. В соглашении указывается следующее:

  • Устанавливаются стандарты для транспортных средств с регулируемой температурой, таких как автотранспорт, железнодорожные вагоны и морские контейнеры.
  • Перечисляются продукты питания, которые будут перевозиться, и устанавливает наиболее высокие допустимые температуры для типов грузов.
  • Определяются тесты, которые необходимо провести на таком оборудовании, чтобы убедиться, что оно соответствует требуемым стандартам. Стандарты распространяются на кузовные и холодильные агрегаты.
  • Обеспечивается система сертификации оборудования, соответствующего стандартам.
  • Требуется, чтобы все договаривающиеся стороны признавали сертификаты, выданные в соответствии с соглашением компетентными органами.

По этим нормам принято выделять следующие типы рефрижераторов, разделяющиеся по классам в зависимости от поддерживаемого температурного режима:

  • А — диапазон: от +12 °C до 0 °C;
  • В — диапазон: от +12 °C до -10 °C;
  • С — диапазон: от +12 °C до -20 °C;
  • D — диапазон: ≤ +2 °C;
  • E — диапазон: ≤ -10 °C;
  • F — диапазон: ≤ -20 °C.

Многие виды рефрижераторов, полуприцепов или прицепов, предназначенных для перевозки скоропортящихся продуктов, имеют типовое одобрение в соответствии с необходимыми стандартами и сертификаты:

  • FRC;
  • FRB;
  • FRA;
  • FNA.

Такая маркировка соответствует рефам, относящихся к классам с усиленной изоляцией кузова C, B, A, а также к нормоизолированным грузовикам-рефрижераторам класса А. Срок действия сертификата — 6 лет. По истечении шести лет сертификацию можно продлить ещё на 3 года, пройдя эксплуатационный тест на утверждённой испытательной станции ATP.

Виды транспортных средств с регулируемой температурой

Транспортировку скоропортящихся грузов регулируют не только европейские соглашения, но санитарные правила, которые требуют чистоты закрытого кузова, соблюдения температурного режима, определяя тем самым, какие бывают рефрижераторы:

  • Изотермическое АТС — ТС на адаптированном автомобильном шасси, где термоизолирующие стенки кузова ограничивают теплообмен между внутренней и наружной поверхностью в двух вариантах: коэффициент теплоотдачи до 0,7 Вт/(м2 • °С) или выше 0,4 Вт/(м2 • °С).
  • Ледник — ТС, где источником холода могут быть эвтектические плиты, лёд, как естественный, так и сухой, сжиженные газы. Главное условие, что в кузове должна понижаться температура и удерживаться на заданном уровне, даже если за борном +30 °С.
  • Рефрижератор — ТС, которое имеет собственную холодильную установку, которая может понижать и поддерживать заданную температуру, когда снаружи + 30 °С.
  • Отапливаемое АТС — ТС, здесь внутри кузова установлено оборудование, задача которого поднять температуру до нужного уровня и удержать её заданный промежуток времени.
  • Цистерна — в таком рефе с термоизолированными стенками перевозят продукты, такие как молоко, му и т. д., которые незатарены.
  • Грузовики-рефрижераторы секционные — автомобили, разделённые на секции, в которых может поддерживаться разный температурный режим.
  • Тушевоз — грузовики, прицепы или полуприцепы с усиленным каркасом, на потолке которых расположены крюки для подвешивания туш. При этом общий вес груза не может составлять 2/3 от грузоподъёмности транспортного средства.
  • Рефы для цветов — машины, в которых расположены специальные полки — тролли, на которых перевозят цветы и растения в горшках.

Конструкция рефрижераторной установки

Авторефрижераторы на самом деле предназначены не столько для охлаждения продукта, сколько для поддержания его определённой температуры. Основные элементы конструкции:

  • Компрессор. Прикрепленный к двигателю и приводимый в действие ременной системой грузовика, компрессор воздействует на газообразный хладагент системы, сжимая его и отправляя в конденсатор.
  • Конденсатор. Расположенный на рефрижераторном прицепе, конденсатор принимает концентрированный газообразный хладагент и преобразует его в жидкость. Это происходит, когда хладагент проходит через маленькие извилистые трубки (змеевик испарителя), через которые он попадает в воздух внутри кузова. Высокая удельная поверхность этих небольших трубок обеспечивает максимальное охлаждение. Когда хладагент нагревается, он снова становится газообразным и в конечном итоге возвращается в компрессор, чтобы перезапустить процесс.
  • Изоляция. Вся технология охлаждения была бы бесполезна, если бы у грузовика не было достаточной изоляции. Весь кузов обычно имеет однородный слой пенополиуретана, который обеспечивает барьер между внутренним помещением с регулируемой температурой и теплом и влагой снаружи.

Процесс охлаждения на самом деле заключается не в добавлении холодного воздуха, а в отводе образовавшегося тепла.

Рефы вышеописанного типа “тепло-холод” могут использоваться круглый год, ведь они могут как понижать температуру внутри кузова, так и поддерживать её на заданном уровне. В таком оборудовании используется датчик давления, который устанавливается с цепью управления компрессором. А вот в установке “холод” датчик подключен к блоку управления, что позволяет сохранять низкую температуру в кузове даже при погрузо-разгрузочных работах.

Читайте также  Регистрация самодельного прицепа

Самая распространённая отделка кузова рефрижератора — монолитные сэндвич-панели толщиной 4-8 см, поскольку обладают очень низким коэффициентом теплопроводимости, устойчивы к воздействию плесени и гниению.

А вот каркасный термокузов считается менее эффективным и неэкономичным вариантом рефа, потому что внутри такой термобудки сложно поддерживать низкую температуру, а неизбежно образующийся конденсат приводит к коррозии металлических деталей.

Большая часть авторефрижераторов — это фургоны, которые могут быть установлены на любой грузовой автомобиль, включая Газель. Установка холодильного оборудования позволит транспортировать скоропортящиеся продукты, повысит универсальность машины, позволит расширить ассортиментную линейку перевозимых грузов.

Авторефрижератор

Авторефрижераторы — автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными (изотермическими) фургонами, снабженные холодильными установками или теплопоглощающими материалами, поддерживающими в грузовом отсеке заданный температурный режим. Изотермические фургоны изготавливают из безкаркасных сэндвич-панелей, а каркасные фургоны утепляют пенопластом или другими теплоизоляционными материалами. Первоначально рефрижераторы для поглощения тепла использовали лёд. Сегодня рефрижераторы используют холодильную установку, или фазо-изменяемый материал в эвтектических установках, с температурой замерзания -32°С. В зависимости от размеров авторефрижератора его холодильная установка может использовать компрессор, непосредственно установленный на двигателе автомобиля, работать от электромотора, включенного в электросистему автомобиля, либо иметь собственный бензиновый или дизельный двигатель внутреннего сгорания. Диапазон регулирования температур от +5 до −32 °C.

Содержание

Принцип действия рефрижератора

В холодильной системе в замкнутом контуре циркулирует под давлением хладагент, который находится в состоянии или газа или жидкости. Как правило, в качестве хладагента на авторефрижераторах применяют фреоны R-134a, R-22, R-404a. Процесс перехода фреона из жидкого состояния в газообразное и наоборот сопровождается поглощением или выделением тепла. Тепло поглощается внутри фургона и выделяется во внешнюю среду. При этом происходит охлаждение рабочего объёма фургона.

Лед на испарителе ухудшает эффективность охлаждения. Оттайка испарителя, при наличие электромагнитного клапана оттайки, осуществляется автоматически каждые 2 часа на протяжении 20 минут, через который горячий газообразный фреон, минуя конденсатор и ТРВ, подается непосредственно в испаритель, нагревая его.

Техника и принципы безопасности при работе с рефрижераторными установками

Для обеспечения исправной работы холодильной системы и травмобезопасности лиц эксплуатирующих и обслуживающих их необходимо соблюдать следующие условия:

  • Монтаж холодильной системы должен производиться производителем или в аккредитованных им сервисных центрах;
  • Холодильную систему разрешается применять только для целей, указанных руководстве ХоУ по эксплуатации;
  • Запрещается устанавливать обтекатель фургона, закрывающий конденсорный блок, во избежание нарушения режима работы установки;
  • Перевозка грузов должна осуществляться на поддонах (европалетах), в пакетированном виде. Это необходимо для создания пространства вокруг груза, необходимого для циркуляции холодного воздуха и отсутствия чрезмерного давления груза на боковые и переднюю стенки фургона;
  • Запрещается включать стояночную систему при включенной основной холодильной системы с приводом компрессора от коленчатого вала автомобиля;
  • При работе холодильной системы от сети 220/380 В выполнять все правила электробезопасности при работе с электрооборудованием;
  • Запрещается проводить обслуживание холодильной системы при включенном в сеть удлинительном кабеле;
  • Запрещается перекрывать выходные отверстия испарителя и конденсатора.
  • Запрещается загрузка в фургон неохлажденного заранее груза;
  • Запрещается прикосновение к фитингу на выходе из компрессора холодильной установки во избежание ожога. Температура фитинга более 60°С;
  • Необходимо соблюдать осторожность при работе в подкапотном пространстве автомобиля или под кожухом стояночной системы вблизи вентиляторов, приводных ремней и частей двигателя автомобиля, компрессора и фитингов, нагретых до высокой температуры;
  • Запрещается изменять положения фитингов и фреоновых шлангов во избежании разгерметизации системы;
  • Если холодильная система длительное время не работает (например зимой), рекомендуется не реже 1 раза в месяц включать в теплом помещении (гараже, боксе) на несколько минут компрессор. Это необходимо для того, чтобы разогнать масло по системе, для предотвращения высыхания резиновых уплотнений системы и сохранения герметичности системы в целом.

Принцип работы, устройство и типы автомобильных рефрижераторов

Холодильно-отопительное оборудование, расположенное в изотермическом фургоне и установленное на шасси транспортного средства, называется рефрижератором . Оно предназначено для перевозки продовольственных товаров и других грузов, нуждающихся в особом температурном режиме.

Виды и принцип работы рефрижераторной установки

Рефрижераторная установка может размещаться непосредственно в специально оборудованном автомобиле, а также на прицепном устройстве или полуприцепе.

Холодильное оборудование работает с помощью различных источников питания и способов подключения:

  1. От привода автомобильного двигателя. Такие устройства размещают на малотоннажных машинах и применяют для передвижения продукции на небольшое расстояние.
  2. При помощи автономного дизеля. Устанавливаются на большегрузной спецтехнике, в том числе прицепах, полуприцепах. Устройство работает беспрерывно, что позволяет поддерживать оптимальную температуру на стоянках, переездах на большое расстояние.
  3. Дизель-электрические рефрижераторы. Оборудование работает от генератора, установленного на борту транспорта.
  4. Холодильник функционирует от электромотора, подключенного к бортовой сети авто.
  5. Эвтектические плиты, заполненные антифризом. Во время стоянки их подключают к электрической сети, в результате чего плиты охлаждаются до -30°C. Холод они отдают в течение длительного времени. Используются для перемещения продовольствия по населённым пунктам.

Особой популярностью пользуются установки, работающие по системе «тепло – холод». Их задействуют при любой температуре «за бортом», в течение длительного времени.

Нужный температурный режим поддерживается благодаря циркуляции хладагента, фреона, по замкнутому контуру фургона. Газ поступает в систему через конденсатор и выпускной клапан. При этом происходит его сжатие и охлаждение до уровня конденсации. Выделяемое при этом тепло уходит в окружающую среду. Охлаждённая жидкость проходит через фильтр и поступает в ресивер. При поступлении в клапан терморегуляции давление снижается, фреон возвращается в первоначальное газообразное состояние.

Меньше востребованы накопительные и криогенные устройства.

Конструктивные особенности

Установки охлаждения различаются по месту нахождения:

  1. Над кабиной водителя, называются накрышными.
  2. Разделённый вариант: конденсатор располагается снаружи изотермического короба, испаритель – в фургоне.
  3. Механизм размещается непосредственно в фургоне.

Конструкция фургона выполнена из сэндвич-панелей, имеющих толщину до 80 мм. Их соединение производится при помощи герметичных стыков.

Для обустройства изотермического кузова с наружной и внутренней сторон применяют:

  • нержавеющую сталь;
  • оцинковку с полимерным напылением;
  • фанеру, ламинированную или оклеенную армированным пластиком;
  • металлическую обшивку из алюминия или стали.

В качестве теплоизолятора используют обычно пенополиуретан.

Внутреннее пространство обычно разделяется стационарными или съёмными перегородками, которые препятствуют смещению продукции при движении.

Классификация рефрижераторов

Подобное оборудование разделяется по классам.

Существуют следующие группы:

  • класс A – функционирует от 0 до +12°C;
  • класс B – работает в диапазоне от +12 до -10°C;
  • класс C – наиболее мощная группа, способная охладить воздух до -20°C;
  • класс D – температурный режим в районе +2°C;
  • класс E – минус 10°C и меньше;
  • класс F – температура в фургоне -20°C и ниже.

Управление в современной спецтехнике подобного рода осуществляется из кабины водителя.

Особенности грузоперевозок рефрижераторными установками

При перевозке скоропортящихся грузов и продуктов питания требуется соблюдать необходимый температурный режим, позволяющий доставить груз в сохранности по месту назначения. К таким грузам относятся, например:

  • продукты питания (мясная продукция, рыба, фрукты и овощи , полуфабрикаты, готовая продукция и кондитерские изделия);
  • медицинские препараты;
  • биологические материалы для сельскохозяйственного использования;
  • химическая продукция;
  • табачная и алкогольная продукция;
  • растения, цветы и т.д.

Изотермический фургон обязан быть чистым и соответствовать санитарным нормам по грузоперевозке.

Для транспортировки определенных групп продовольствия необходима своя температура. Например:

  • свежее мясо перевозят при температура от -1 до +1°C;
  • мороженое – от -18 до -23 градусов;
  • овощи – до +18°C;
  • колбасные изделия – от 0 до -1 градуса;
  • замороженную рыбу транспортируют в температурном режиме -23 – -28°C.