Принцип работы КПП Урал 4320

Принцип работы КПП Урал 4320

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Коробка передач КПП автомобилей Урал-4320, Урал-5557

До 1994 года на автомобили Урал-4320, 5557 устанавливались коробки переключения передач Камаз-141 (для двигателя Камаз-740).

С 1994 года на автомобили Урал-4320 и их модификации устанавливаются двигатели ЯМЗ-236 с коробкой передач КПП ЯМЗ-236 или с коробкой передач ЯМЗ-2361 (модернизированная версия КПП ЯМЗ-236).

КПП Урал-4320, 5557 (ЯМЗ-236)

Коробка передач ЯМЗ-236 для автомобилей Урал-4320, 5557 – механические, трехходовые, пятиступенчатые (пять передач для движения вперед и одна – назад) с синхронизаторами на 2–3 и 4–5 передачах.

Модификация КПП — ЯМЗ-236У.

Передаточные числа КПП Урал-4320, 5557 ЯМЗ-236 У

Передача Передаточные числа

Рис. 13. Коробка передач КПП автомобилей Урал-4320, 5557 (ЯМЗ-236)

1– муфта выключения сцепления; 2–первичный вал; 3, 15– крышки подшипников; 4–картер сцепления; 5, 10– синхронизаторы; 7–шарик фиксатора; 8, 22–шестерни пятой передачи; 9, 21–шестерни третьей передачи; 11, 19–шестерни второй передачи; 12–шестерня первой передачи и заднего хода; 13–верхняя крышка; 14–вторичный вал; 16–фланец; 17– промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18–картер коробки передач; 20–заборник масляного насоса с магнитом; 23– шестерня отбора мощности; 24–шестерня привода промежу­точного вала; 25–масляный насос; 26–ось блока шестерен заднего хода; 27–блок шестерен заднего хода; 28–шестерня привода спидометра.

Первичный вал 2 (рис. 13) коробки передач Урал-4320, 5557 установлен на двух шариковых подшипниках.

Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя.

Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол-24 и уплотнена манжетой.

Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала.

Задний конец вторичного вала КПП Урал-4320, 5557 опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке.

На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках.

Передний конец промежуточного вала КПП Урал-4320, 5557 имеет паз для привода масляного насоса.

Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач Урал-4320, 5557 имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности.

Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10.

Синхронизатор КПП Урал-4320, 5557 инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала.

Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне.

Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки Урал-4320, 5557 размещен трехходовой механизм переключения передач.

На штоках механизма переключения передач Урал-4320, 5557 закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода.

Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7.

Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач КПП Урал-4320, 5557 имеет блокирующее устройство (вид А–А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках.

Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32.

Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Через шестерню 23 (рис. 13) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов.

Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач Урал-4320, 5557 оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б-Б).

Рис. 14. Схема системы смазки КПП Урал-4320, Урал-5557

А–засасывание масла; В–высокое давление; 2–магнит маслозаборника; 3–сетка маслозаборника; 4–сливная пробка; 5– масляный насос; 6–редукционный клапан; 7–пробка заливного отверстия

Система смазки коробки передач Урал-4320, 5557 — смешанная (рис. 14).

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала.

Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач Урал-4320 смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом 5, установленным на передней стенке картера коробки передач и приводимым от промежуточного вала.

Маслозаборник закрыт сеткой 3 и имеет постоянный магнит 2 для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном 6, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2).

В коробку передач Урал-4320 масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой, до уровня контрольного отверстия, находящегося с левой стороны картера.

Заправочная емкость системы смазки коробки передач Урал-4320 — 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач Урал-4320, 5557 с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

При техническом обслуживании проверять крепление коробки передач Урал-4320 к двигателю и состояние ее подвески, поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно заменять его согласно таблице смазки.

Рис. 15. Пробки коробки передач Урал-4320, 5557 (ЯМЗ-236)

1–маслозаливное отверстие; 2–крышка заборника масляного насоса; 3–контрольное отверстие уровня масла; 4–сливное отверстие

Уровень масла в картере коробки передач должен быть не ниже нижней кромки контрольного отверстия 3 (рис. 15).

Масло из картера коробки передач Урал-4320, 5557 сливать в горячем состоянии через сливное отверстие, закрытое пробкой 4.

После слива масла очистить магнит сливной пробки.

После слива масла отвернуть болты и снять крышку 2 заборника масляного насоса, очистить и промыть сетку, после чего крышку установить на место.

При установке крышки заборника обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Коробку передач Урал-4320, 5557 рекомендуется промывать индустриальным маслом И-12А или И-20А по ГОСТ 20199 – 88; 2,5 – 3 л — его залить в картер коробки, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, пустить двигатель на 7…8 минут, после чего остановить его, слить промывочное масло и залить свежее.

Категорически запрещается промывать коробку передач Урал-4320, 5557 керосином или дизельным топливом во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и, как следствие, выхода из строя коробки передач.

В случае полной переборки коробки передач Урал-4320 масляный насос перед установкой смазать применяемым в коробке передач маслом.

При буксировке автомобиля с неработающим двигателем первичный и промежуточный валы коробки передач Урал-4320, 5557 не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ колец синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач.

Для проведения буксировки выключить сцепление и включить прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоединить коробку от трансмиссии.

Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается.

Для предупреждения преждевременного износа трущихся пар рекомендуется перед пуском двигателя при температуре окружающей среды ниже — 30°С подогреть коробку передач.

Если это не представляется возможным, то на время длительной остановки двигателя масло из картера слить, а перед пуском двигателя это масло подогреть и залить в коробку Урал-4320 через отверстие в верхней крышке.

Для плавного и легкого переключения передач и предохранения зубьев промежуточного вала и шестерыми первой передачи и заднего хода от торцевого износа, а также предохранения колец. синхронизаторов от износа правильно регулировать сцепление и не допускать его «ведения».

Читайте также  Камаз 65117 62 технические характеристики

КПП Урал-4320, Урал-5557 (ЯМЗ-2361)

Коробки передач ЯМЗ-2361 являются модернизи­рованной модификацией коробок передач семейства ЯМЗ-236.

На коробках передач Урал-4320, 5557 типа ЯМЗ-2361 внедрен усиленный первичный вал за счет увеличения диаметра вала, изменено уплотнение первичного вала и система подачи смазки от масляного насоса в крышку первичного вала.

Подвод смазки осуществляется по масляному трубопроводу от масляного насоса в крышку первичного вала.

Модель КПП ЯМЗ-236У — после изменения — ЯМЗ-2361-50

Коробка передач Урал-4320, 5557 в сборе в комплектности со сцеплением диафрагменного типа взаимозаменяема при замене ведомого диска сцепления 182.1601130 на 182.1601130-10 с увеличенным внутренним диаметром ступицы и муфты выключения сцепления 183.1601180-01 на 184.1601180-31.

Наименование и обозначение деталей коробок передач Урал-4320, 5557 в комплектности со сцеплением диафрагменного типа до и после изменения КПП приводятся в таблице.

Наименование детали, узла КПП. Обозначение детали (До изменения), Количество / Обозначение детали (После изменения), Количество

Вал первичный с трубкой в сборе 236Н-1701027-Б 1 / 2381.1701025* 1

Крышка первичного вала 236-1701040-А 1 / 2381.1701040 1

Насос масляный 236-1704010-А 1 / 336.1704010-10 1

Прокладка 236-1704017-А2 1 / — —

Кольцо уплотнительное — — / 336.1704019 1

Трубопровод — — / 336.1704300 1

Манжета 236-1701230 — / 201.1701230 1

Болт М16х1,5-6 — — / 310264-П29 2

Прокладка — — / 201.1015624 4

Кольцо упорное — — / 201.1721413 3

Примечание: * — Вал первичный с задним подшипником и трубкой в сборе.

Для переоборудования коробок передач Урал-4320, 5557 типа ЯМЗ-236 в коробки передач соответственно типа ЯМЗ-2361 создан комплект запасных частей 2361.1700200, включающий необходимые для замены детали и узлы.

Принцип работы и устранение неполадок в устройстве КПП Урал

Урал 4320 – это популярный грузовой автотранспорт, который отлично подходит для эксплуатации по пересеченной местности, в лесном хозяйстве. Этому способствует высокий клиренс, мощный мотор. Комплектуется данная машина дизельными двигателями ЯМЗ. Мощность может превышать 300 лошадиных сил. Схема переключения передач грамотно проработана производителем данной техники. На 100 км тратится примерно 30 литров топлива. Если данный показатель увеличился, необходимо провести преждевременную диагностику автомобильной системы.

Лебедка на Урал-4320 необходима для самовытаскивания автотранспорта или вытаскивания иных машин. Техническое обслуживание лебедки заключается в непосредственной проверке, подтяжке всех креплений.

Устройство КПП Урал 4320.

Коробка передач автомобиля Урал имеет пять передач для движения вперед и одну передачу для движения назад.

Она состоит из следующих элементов:

  1. Сцепная часть. Она обеспечивает разъединение силового агрегата и трансмиссии. Данный узел позволяет переключать скорости без снижения оборотов двигателя.
  2. Шестерни и валы. Коробка имеет ведущий, промежуточный и вторичный валы.
  3. Синхронизатор. Он обеспечивает плавную и бесшумную работу механизма. При переключении скоростей синхронизаторы способствуют плавному зацеплению муфты и соответствующей торцевой части шестерни.


Синхронизатор УРАЛ 4320
На нейтральной скорости шестерни вращаются свободно. При включении скорости водителем механизм шестерни фиксируется с валом. Муфта передает вращательное движение и тяговое усилие. Коробка переключения передач управляется посредством рукояти. Она перемещает ползуны с вилками, которые двигают синхронизаторы с заданной скоростью. Для предотвращения попадания грязи и пыли в коробку передач через рычаг переключения скоростей на опоре имеется резиновый защитный кожух.


Вторичный вал УРАЛ 4320

Подшипники валов при помощи уплотнительных прокладок закрыты крышками. В верхней части крышки расположено отверстие для подвода масла из накопителя. В правой стенке картера впрессована ось блока шестерен заднего хода. Внутри картера коробки расположен маслонакопитель. При вращении шестерен масло забрасывается в накопитель и по каналу попадает к заднему подшипнику.

Одновременное включение двух передач предотвращает замок шарикового типа, расположенный на крышке коробки. Так же на верхней крышке расположен предохранитель разрезного типа для предотвращения случайного включения скорости заднего хода.

Замена масла.

Оптимальный объем масла для КПП Урал 4320 составляет 3,5-4 литра. Масло заливается в отверстие, расположенное в правой части картера. Пробка имеет указатель уровня. Внутри картера расположена перегородка, поэтому масло сливается с двух сливных отверстий. Для улавливания металлической пыли в переднюю пробку встроен магнит.

Для слива масла сначала выкручивается боковая пробка, а затем нижняя. При смене масла магнит на пробке очищается от металлических частиц. Окончание слива масла происходит при переходе струи в каплепадение. На автомобиле Урал 5557 что бы получить доступ к КПП снимается кожух пола кабины.

Как снять и разобрать

Для того чтобы демонтировать и разобрать коробку передач, необходимо:

  1. Установить транспортное средство на подъемное устройство или смотровую яму.
  2. Демонтировать аккумуляторные батареи, воздушный фильтрующий элемент и брызговики. Они расположены в нижней части моторного отсека, по центру и по краям.
  3. Убрать поперечину переднего подвесного механизма и приводы передних ведущих колес.
  4. Слить трансмиссионную жидкость из коробки.
  5. Отсоединить провода датчика, ответственного за показатели скорости. Для этого нужно поддеть отверткой провода и аккуратно снять пружинное фиксирующее устройство.
  6. Убрать выключатель заднего хода транспорта.
  7. Демонтировать держатель моторного жгута.
  8. Отвернуть крепежные болты с коробки передач и кронштейна гидравлического привода выключения сцепного механизма.
  9. Убрать болты с рабочего цилиндрического блока, картера сцепления, усилителя.
  10. Демонтировать картер.
  11. Установить опору под демонтированную коробку.
  12. Отсоединить от кронштейна переднюю и заднюю опоры.
  13. Сдвинуть КПП назад и установить на твердую поверхность.
  14. Открутить крепежные элементы и разобрать.

Смотрите » Характеристики военной модели автомобиля Урал и его деталей

Основные неисправности КПП и способы их устранения.

Важно знать, что ремонт КПП Урала должен производить специалист, имеющий необходимые навыки и знания.


КПП УРАЛ 4320

  1. Посторонний звук при работе агрегата. В данном случае рекомендуется провести осмотр, диагностику агрегата. При обнаружении вышедших из строя деталей, заменить их на новые, и при необходимости провести регулировку работы механизма.
  2. Свободное перемещение валов по оси. При такой неисправности необходимо заменить сломанные подшипники вала на новые запчасти УРАЛа, а так же установить качественные детали, фиксирующие подшипники.
  3. Нестабильная работа коробки. Причиной неисправности может стать износ втулок оси вала заднего хода. Проблема устраняется путем замены изношенных деталей на новые запчасти.
  4. Неполное включение сцепления. Стоит провести осмотр механизма сцепления на наличие поломок и дефектов, а так же проверить уровень смазки. Поврежденные элементы меняются на исправные детали.
  5. Тугое движение штоков вилок. Неисправность чаще всего возникает из-за повреждения блокировочных сухарей. Дефектные детали заменяются на новые.
  6. Самопроизвольное выключение скорости. Регулировка зазоров между клапанами, замена колец синхронизаторов, установка новых пружин и протяжка крепежных элементов устранят проблемы выключения скорости.
  7. Нечеткое переключение скорости. Неисправность устраняется посредством осмотра основных узлов на износ, а так же замены муфты и шестерни.

Особенности буксировки автомобиля Урал с неработающим двигателем.


УРАЛ 4320
При длительной буксировке для сохранения подшипников вторичного вала КПП с неработающим мотором демонтируется промежуточный кардан. Если демонтировать вал не получится, скорость буксировки не должна превышать 40 км/ч.

Техническое обслуживание КПП.


КПП УРАЛ 4320
Обслуживание коробки передач заключается в проверке крепления агрегата к двигателю автомобиля. Вместе с этим необходимо периодически проверять состояние подвески, уровень и качество масла в механизме.

Промывка КПП производится специальными промывочными маслами. Для этого промывка заливается в картер коробки и запускается двигатель на 7 минут при включенной нейтральной скорости. После этого промывочное масло сливается и заливается новое. Запрещено использовать для промывания КПП дизельное топливо, керосин. Их использование приводит к выходу из строя масляного насоса. При установке коробки переключения передач на автомобиль необходимо заранее залить масло в насос для обеспечения всасывания жидкости в систему при пуске двигателя. Стоит помнить, что демонтаж и установка новых запчастей Урала производится только на выключенном двигателе. При запуске мотора при температуре ниже 30 градусов Цельсия рекомендуется прогревать коробку передач. Если во время мороза автомобиль не эксплуатируется, стоит сливать масло из коробки. При запуске двигателя в холодное время года масло заливается только в подогретом состоянии.

Как собрать и установить

Процедура сборки коробки:

  • спрессовать подшипник;
  • вставить зубило в промежуток между торцевой частью внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциалов;
  • установить подшипник и осевой механизм сателлитов;
  • вставить на место опорное кольцо;
  • установить шестерни приводов и коробку дифференциалов;
  • закрутить крепежные элементы;
  • поставить блокирующее кольцо синхронизатора;
  • установить скользящую муфту и стопорное кольцо ступицы синхронизирующего устройства;
  • установить ведомую шестерню и упорную шайбу;
  • отрегулировать зазор между кольцом переднего подшипника и шестерни ведущего типа.
Читайте также  Коаксиальный насос принцип работы

Установка коробки передач на Урал проводится следующим образом:

  • устанавливают опору под КПП;
  • прикручивают крепежные элементы к блоку цилиндрических элементов;
  • устанавливают левую опору двигателя при помощи 4 крепежных гаек;
  • ставят заднюю опору, прикрепляют ее к кузову;
  • подсоединяют кронштейн коробки передач и переднюю опору мотора;
  • устанавливают картер сцепления, подсоединяют тросы с кронштейнами;
  • подсоединяют тросы рычагов и опорные шайбы;
  • устанавливают нейтрализатор отработанных газов, ставят на место крышку;
  • подсоединяют усилитель к блоку цилиндров;
  • прикручивают держатель моторного жгута;
  • устанавливают фиксатор, колодку, пружинный механизм;
  • подсоединяют привод передних ведущих колес, брызговики, воздушный фильтр и аккумуляторы.

Демонтаж раздаточной коробки

Раздаточную коробку снимать удобнее, если автомобиль установлен на осмотровую канаву в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством.

Для демонтажа раздаточной коробки с автомобилей Урал-4320, -4420 и -44202 опустить откидной кронштейн держателя запасного колеса и снять колесо.

Снять карданный вал привода среднего моста, отсоединить от фланцев раздаточной коробки и коробки дополнительного сбора мощности фланцы карданных валов промежуточного, привода переднего моста и переднего привода лебедки.

Отсоединить провода от датчика спидометра.

Расшплинтовать и снять пальцы, отсоединить задние концы тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза.

Отвернуть трубку герметизации от штуцера 11. Отсоединенные концы карданных валов и тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза отвести в сторону и закрепить к раме автомобиля.

Зачалить грузоподъемное устройство за скобу на крышке 4 верхнего люка раздаточной коробки и слегка натянуть стропы чалочного устройства.

Расшплинтовать и отвернуть гайки шпилек крепления раздаточной коробки к кронштейнам, снять подушки и шайбы, осторожно опустить на тележку коробку и вывести ее из-под рамы автомобиля.

Демонтаж раздаточной коробки

Раздаточную коробку снимать удобнее, если автомобиль установлен на осмотровую канаву в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством.

Для демонтажа раздаточной коробки с автомобилей Урал-4320, -4420 и -44202 опустить откидной кронштейн держателя запасного колеса и снять колесо.

Снять карданный вал привода среднего моста, отсоединить от фланцев раздаточной коробки и коробки дополнительного сбора мощности фланцы карданных валов промежуточного, привода переднего моста и переднего привода лебедки.

Отсоединить провода от датчика спидометра.

Расшплинтовать и снять пальцы, отсоединить задние концы тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза.

Отвернуть трубку герметизации от штуцера 11. Отсоединенные концы карданных валов и тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза отвести в сторону и закрепить к раме автомобиля.

Зачалить грузоподъемное устройство за скобу на крышке 4 верхнего люка раздаточной коробки и слегка натянуть стропы чалочного устройства.

Расшплинтовать и отвернуть гайки шпилек крепления раздаточной коробки к кронштейнам, снять подушки и шайбы, осторожно опустить на тележку коробку и вывести ее из-под рамы автомобиля.

Коробка передач Урал 4320 5557

Коробка передач — трехходовая (рис. 57), имеет пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Коробка состоит из следующих основных узлов: картера 42,в котором смонтированы первичный, вторичный 43и промежуточный 41валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками, блок 17шестерен заднего хода; верхней крышки коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 46сцепления.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка / заднего подшипника первичного вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника, в то же время картер сцепления центрируется по наружной поверхности крышки. Внутри крышки установлены две самоподжимные манжеты. В верхней части крышки имеется отверстие для подвода масла из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.

Крышка заднего подшипника вторичного вала центрируется по наружной обойме заднего подшипника вторичного вала и крепится к заднему торцу картера коробки. Внутри крышки устанавливается самоподжимная манжета. В приливах правой стенки картера коробки выполнена расточка, в которую запрессована ось блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопором 21,прикрепленным к картеру коробки болтом, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки. Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит масло-накопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло. Из маслонакопителя масло по сверлению в стенке картера попадает в полость крышки / заднего подшипника первичного вала и на маслонагнетающее кольцо с винтовой нарезкой. К подшипникам шестерен вторичного вала масло поступает по отверстиям в первичном и вторичном валах и в ступицах шестерен.

Шестерни коробки передач, кроме шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые. Все шестерни постоянного зацепления. Шестерни вторичного вала 43установлены на игольчатых подшипниках с сепараторами без колец. Шестерня пятой передачи установлена на двух рядах насыпных роликов. Шестерни заднего хода, первой и второй передач промежуточного вала 41выполнены заодно с валом. Остальные шестерни напрессованы на вал и установлены на сегментных шпонках. Блок 17 шестерен заднего хода установлен на оси 22

Рис.57.Коробка передач:/, 32, 33, 45— крышки подшипников;2— вилка выключении сцепления;»? — болт крепления вилки;4нал милки выключении сцепления;5, 31манжеты;6— первичный вил в сборе;7 —

муфтавыключения сцепления;8—пружина муфты;9 шланг муфты выключения сцепления;10, 25 регулировочные прокладки; 11,18,23. 24, 37, 39, 47 —уплотнительные прокладки; 12— Механизм переключения передач в сборе;13 опора рычагапереключения в сборе;14— промежуточная втулка подшипников;15 —рычагпереключения передачи;16роликовый подшипник;17 блок шестерен заднею ходи;19, 35— упорные шайбы;20— болт креплениястопорнойшайбы; 21 стопорная шайба; 22—ось блока шестерен заднего хода;26, 36,44 подшипники;27 транспортная втулка;28 —фланец;29— пружинная шайба;30— гайка крепленияфланца;34— стопорнаяпланка;38— стакан заднего подшипника промежуточного вала;40— сливная пробка;41— промежуточный вил в сборе:42 —картер коробки;43 —вторичный вил в сборе;46— картер сцепления

и вращается на двух игольчатых подшипниках 16.

Первая передача и задний ход включаются с помощью зубчатой муфты.

Вторая, третья, четвертая и пятая передачи синхронизированы. При включении передачи под действием момента трения на конусных поверхностях скосы блокирующих пальцев прижимаются к соответствующим блокирующим скосам каретки, что препятствует перемещению каретки и включению передачи до полного выравнивания скоростей включаемой шестерни и вторичного вала. После выравнивания скоростей происходят разблокировка синхронизатора и включение соответствующей передачи.

Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке коробки имеется замок шарикового типа.

На крышке коробки закреплена опора рычага переключения передач, в которой закреплен наконечник рычага переключения, служащий для управления механизмом переключения передач. К наконечнику рычага переключения крепится рычаг 15переключения передач. От попадания пыли и грязи в коробку передач через опору 12рычага переключения передач на опору установлен резиновый защитный колпак.

Случайное включение заднего хода предотвращает пружинно-штифтовой предохранитель разрезного типа, размещенный в верхней крышке.

Масло в коробку заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. В пробке 1 (рис. 58) расположен указатель уровня масла. Внутри картера имеется перегородка, поэтому сливать масло обязательно нужно через два сливных отверстия с пробками сначала через нижнее, а затем через боковое. В передней пробке встроен магнит для улавливания металлических частиц, могущих находиться в масле.

С двух сторон картера коробки имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты

Рис. 58. Положение указателя уровня масла при замере:1— пробка с указателем уровня масла;2— картер коробки передач

крышками с уплотнительными прокладками. Допустимый отбор мощности по 30 л. с. с каждого люка. Отбор мощности при движении не допускается.

Во избежание задиров подшипников шестерен вторичного вала коробки передач при длительной буксировке автомобиля (более 150 км) с неработающим двигателем необходимо снимать промежуточный карданный вал.

При буксировании автомобиля с неработающим двигателем без демонтажа промежуточного карданного вала скорость движения не должна превышать 40 км/ч.

Читайте также  Прицеп батыр лонг

Техническое обслуживание. Обслуживание заключается в контроле за уровнем масла и регулярной его замене.

Для проверки уровня масланеобходимо вывернуть пробку 1* указателем, протереть указатель и вставить в горловину до упора в резьбу, как показано на рис. 58. Уровень масла должен доходить до верхней риски на указателе.

Для замены масланеобходимо вывернуть пробку 1* с указателем и сливные пробки сначала нижнюю, а

Для автомобиля Урал-5557 для того, чтобы получить доступ специальным ключом к пробке, необходимо снять кожух пола кабины.

затем боковую. Очистить магнит нижней пробки от металлических частиц и после слива масла установить пробки на место. Конец слива масла определяется по переходу струи масла в каплепадение. Залить масло согласно химмотологической карте (карте смазки).

Билет №4

1.Коробка передач автомобиля Урал-4320.

В этом автомобиле устанавливается пятиступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления на всех передачах и с синхронизаторами включения второй, третьей, четвертой и пятой передач. Все шестерни коробки передач косозубые, кроме шестерни первой передачи и заднего хода.

Коробка передач ЯМЗ — 236У, механическая, трехходовая, пяти — ступенчатая, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой, пятой передачах.

На автомобиле Урал-4320 – устанавливается коробка передач модели 141 (модификация модели 14). Передаточное число коробки (модель 141) имеет прямую передачу четвертую, пятая передача здесь ускоряющая. Привод коробки передач на автомобиле Урал-4320 непосредственного действия. Привод управления коробкой передач автомобиля Урал-4320 непосредственного действия. Он представляет собой рычаг, который сферической головкой установлен в верхней крышке коробки передач. Водитель воздействует непосредственно на верхний конец рычага, а его нижний конец перемещает штоки соответствующих передач.

В картер коробки передач заправляется (8,5л) масло марки ТСп-15к.

Устройство. Коробка передач — трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Коробка состоит из следующих основных узлов: картера, в котором смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками, блок шестерен заднего хода; верхней крышки коробки с механизмом переключения передач в сборе.

К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер сцепления.

Шестерни коробки передач, кроме шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые. Все шестерни постоянного зацепления. Шестерни вторичного вала установлены на игольчатых подшипниках с сепараторами без колец. Шестерня пятой передачи установлена на двух рядах насыпных роликов. Шестерни заднего хода, первой и второй передач промежуточного вала выполнены заодно с валом. Остальные шестерни напрессованы на вал и установлены на сегментных шпонках. Блок шестерен заднего хода установлен на оси.

2.Подготовить двигатель КАМАЗ -740 к пуску с использованием предпускового подогревателя.

Пуск двигателя с помощью ПЖД-30 при заполнении системы охлаждения водой:

— подготовить 35-40 л. Мягкой воды без механических примесей;

— закрыть жалюзи радиатора, кран отопителя кабины и поднять кабину;

— снять пробки расширительного бачка и воронки подогревателя. Закрыть все краны сливных отверстий. Если краны замерзли, закрыть их в процессе прогрева двигателя после того, как из кранов начнет вытекать вода;

— до начала заполнения системы охлаждения водой произвести пробный пуск подогревателя и после 10-15 мин. с работы выключить его;

— через воронку залить в теплообменник подогревателя 2 л. Воды и сразу же включить подогреватель.

— немедленно после начала работы подогревателя залить дополнительно 4 л. воды и завернуть пробку воронки;

— в случае неудачного пуска подогревателя или его самопроизвольном останове надо повторить пуск, а при отказе немедленно слить воду из систем.

3. Смазать упорный подшипник муфты включения сцепления КАМАЗ-4310.

Механизм выключения состоит из четырех оттяжных рычагов, упорного

кольца, муфты выключения сцепления с выжимным подшипником, вилки выключения сцепления с валом, двух оттяжных пружин.

Для выключения сцепления на крышку первичного вала коробки передач

установлена муфта выключения сцепления с подшипником в сборе. Муфта под действием пружин постоянно прижимается запрессованными в нее сухарями к лапкам вилки выключения сцепления.

Для смазки муфты и подшипника установлены шланг подачи смазки и масленка на картере сцепления.

4. Норматив №6-В.

Пуск двигателя без предпускового подогревателя (система охлаждения заполняется водой) при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 град. С.

Порядок выполнения: Запасы горячей воды в канистрах находятся у машины. Подготовку к пуску и пуск двигателя проводить в объёме и последовательности, предусмотренных заводской инструкцией по эксплуатации данной марки машины.

Отл-3.50, Хор- 4.00, Удовл-4.10

Отл-3.50, Хор- 4.00, Удовл-4.10

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Принцип работы КПП Урал 4320

На автомобиле Урал-4320 установлена пятиступенчатая, механическая, трехвальная, трехходовая коробка передач с двумя синхронизаторами инерционного типа (на второй — третьей и четвертой — пятой передачах). Переключение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой. Управление коробкой механическое, с помощью рычага. На автомобиле КамАЗ-4310 дистанционное механическое управление коробкой передач.

По общей схеме она в значительной степени аналогична рассмотренной выше основной коробке передач1 автомобиля КамАЗ-5320, однако имеются и некоторые различия.

Картер коробки передач крепится к картеру сцепления. В редукторной части коробки все шестерни постоянного зацепления, косозубые, кроме шестерен первой передачи и заднего хода. Первичный вал 3 коробки является одновременно валом сцепления. Он установлен передним концом на подшипнике в расточке маховика двигателя, а задним — в расточке картера коробки на подшипнике, который фиксирует вал от смещения в осевом направлении. Необходимая соосность первичного вала коробки и коленчатого вала двигателя обеспечивается центрированием коробки фланцем крышки первичного вала по точно обработанному отверстию картера сцепления. Вторичный вал, расположенный соосно с первичным, установлен передним концом на роликоподшипнике, а задним концом— на шарикоподшипнике, который одновременно фиксирует вал от смещения в осевом направлении. Промежуточный вал фиксируется при помощи двойного сферического роликоподшипника. Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Шестерня первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода, первой второй передач выполнены заодно с валом. Остальные шестерни установлены на валу на шпонках. Шестерня привода промежуточного вала находится в зацеплении с шестерней первичного вала, образуя первую ступень понижения в редукторе коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на валу на роликоподшипниках. Смазка этих подшипников циркуляционная, под давлением. Для этого на первичном валу установлено маслонагнетательное кольцо, подающее смазку через наклонное сверление в осевой канал, выполненный во вторичном валу. От этого канала масло по радиальным сверлениям попадает к подшипникам шестерен. Остальные детали коробки смазываются разбрызгиванием.

На рис. 4.14 приведена схема передачи крутящего момента в коробке на различных передачах. Как видно из схемы, высшей является пятая (ускоряющая) передача, а прямой передачей является четвертая.

Рис. 4.14. Схема передачи крутящего момента в коробке передач автомобиля Урал-4320 на различных передачах

Механизм переключения передач аналогичен рассмотренному выше для основной коробки автомобиля КамАЗ-5320 и состоит из двух синхронизаторов инерционного типа, зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода, вилок переключения с ползунами, фиксаторов, замка и предохранителя от случайного включения заднего хода.

Рычаг переключения передач шаровой головкой установлен в сферическом гнезде верхней крышки картера. Головка прижимается к гнезду пружиной, действующей на опору рычага. Пальцем-фиксатором рычаг удерживается от проворачивания. Нижний конец рычага переключения может входить в пазы головок соответствующих ползунов при переключении передач. При нейтральном положении нижний конец рычага переключения передач находится в головке ползуна переключения второй и третьей передач.

Привод управления коробкой передач автомобиля КамАЗ-4310 аналогичен по устройству дистанционному механическому приводу основной коробки передач автомобиля КамАЗ-5320.

Он состоит из качающегося рычага переключения передач, установленного в опоре, смонтированной на переднем торце блока цилиндров двигателя. Рычаг переключения передач через две продольные тяги связан с рычагом, установленным в опоре на крышке картера коробки передач. Этот рычаг связан с переключающим устройством коробки передач. В установке рычага предусмотрено фрикционное устройство для гашения его вибраций.