Принцип работы энергоаккумулятора Камаз

Принцип работы энергоаккумулятора

Энергоаккумулятор: принцип работы, устройство, особенности

Грузовики и автобусы оснащены воздушной тормозной системой. В отличие от гидравлики, она более простая и надежная.

Привод тормозных механизмов осуществляется посредством сжатого воздуха, поступающего через специальные камеры.

Давление в контурах составляет от 6 до 12 атмосфер. Однако работать данная система может только на заведенном двигателе. И чтобы система удерживала автомобиль во время стоянки, в конструкции имеется энергоаккумулятор.

Это пневмомеханический элемент, входящий в тормозную систему грузовиков и автобусов, который запасает энергию для торможения транспортного средства при остановленном двигателе.

Принцип работы энергоаккумулятора направлен на прижим колодок к дискам. При этом для прижима не требуется подачи сжатого воздуха. Кроме того, энергоаккумулятор участвует в работе запасной тормозной системы.

От данного механизма зависит управляемость машины в случае неисправности основной системы.

Устанавливается элемент на задней оси автомобиля. Это может быть как одна, так и несколько осей.

Конструктивные особенности механизма

Вне зависимости от типа, энергоаккумуляторы имеют одинаковое устройство. Так, в основе конструкции имеется металлический корпус. Он представлен в виде открытого стакана. Последний может быть с коническими, цилиндрическими или сферическими стенками. В нижней его части присутствует штуцер. Он служит для соединения тормозной камеры и подпоршневого пространства посредством дренажной трубки.

На данный момент современные энергоаккумуляторы отличаются способом соединения с тормозной камерой и комплектностью.

Разновидности по способу соединения

  • Фланец с двумя хомутами.
  • Фланец с хомутом и болтовым соединением.

При установке энергоаккумулятора, для соединения механизма с тормозным контуром, всегда используется фланец. Он служит не только для фиксации компонентов. Также от него зависит правильное их расположение. Таким образом, при замене энергоаккумулятора фланец выполняет роль центровки и выдерживания расстояния. Если использовать элемент второго типа, здесь фланец соединяется с ЭА при помощи нескольких болтов и гаек. В первом же случае соединение более простое, и осуществляется посредством металлического хомута.

Принцип работы

Данный элемент используется только вместе с тормозной камерой. Эта особенность позволяет исключить лишние соединения с колесными механизмами.

Как работает энергоаккумулятор? Во время движения транспортного средства, сжатый воздух подается в энергоаккумулятор.

За счет давления, сжимается витая пружина. В таком случае шток будет отводиться от мембраны тормозной камеры. И ЭА никак не влияет на работу основной тормозной системы. Когда машина ставится на ручной тормоз, из корпуса энергоаккумулятора стравливается воздух. Пружина уже не держится под давлением и будет разжиматься. Далее с помощью штока разжимаются колодки.

Таким образом, принцип работы энергоаккумулятора состоит в удерживании автомобиля на месте за счет силы сжатия витых пружин. Когда автомобиль снимается с ручника, в механизм вновь подается воздух. Он сжимает пружину и растормаживает колеса. Стоит отметить, что данная пружина имеет большую жесткость. При проведении ремонта следует воспользоваться специальным инструментом для ее снятия и установки.

Особенности

Кроме того, энергоаккумулятор участвует в работе запасной тормозной системе.

Случается, что тормозная камера не может задействовать колодки. Это может произойти из-за разрегулировки штока либо разрушения диафрагмы.

В таком случае в работу включается энергоаккумулятор.

Принцип работы его будет следующим. Если необходимо снизить скорость, из механизма частично стравится воздух. Шток приведет в действие тормозной механизм. Но стоит понимать, что такой режим работы для энергоаккумулятора нехарактерен. Поэтому использовать транспортное средство на запасной системе можно только лишь с целью движения к месту ремонта.

Энергоаккумулятор: как отремонтировать, разобрать и растормозить

Современные тормозные системы – сложный комплекс управляющего и периферийного оборудования, обеспечивающий экстренную или плавную остановку автомобиля, статичность положения при стоянке. На грузовые машины и прицепы устанавливают пневматический вариант системы. Одним из ее элементов и является энергоаккумулятор.

  1. Принцип работы энергоаккумулятора
  2. Устройство энергоаккумулятора
  3. Энергоаккумуляторы грузовых автомобилей и прицепов
  4. Ремонт энергоаккумулятора
  5. Причины неисправности энергоаккумулятора
  6. Как разобрать энергоаккумулятор
  7. Как растормозить энергоаккумулятор
  8. Замена энергоаккумулятора
  9. Регулировка энергоаккумулятора
  10. Заключение

Принцип работы энергоаккумулятора

Задача узла – работа тормозов при неработающем двигателе и компрессоре. Принцип действия представлен следующим:

  • При запуске ДВС, компрессор нагнетает воздух в баллон рессевера, далее – тормозную систему.
  • Через патрубки воздух направляется к бортовым энергоаккумуляторам, излишек перепускается.
  • При снятии «ручника» в цилиндры узлов поступает воздух, создавая давление, достаточное для разжатия пружины. Поршень перемещается, механические приводы разблокируют тормозные колодки – автомобиль готов к началу движения.
  • Постановка на стояночный тормоз происходит путем освобождения сжатого воздуха из цилиндров пневматических аккумуляторов, где под действием пружины привод блокирует колодки ступиц.

Важно! Возникновение неисправностей пневматики, в виде разгерметизации или попадания посторонних сред в трубопроводы (зимой конденсат), приведет к аварийной блокировке колес грузовика или прицепа.

Устройство энергоаккумулятора

В конструкцию устройства входят:

  • корпус в виде металлосодержащего цилиндра с крышкой и штуцером;
  • мембрана;
  • поршень с толкателем и опорным диском;
  • витая металлическая пружина;
  • подпятник, кронштейн крепления;
  • винт растормаживания с роликовым подшипником;
  • перепускная трубка;
  • уплотнители и пыльники.

Важно! В документации на вакуумные узлы иностранных производителей, наименования одних и тех же деталей отличаются. Но функции и назначение, при этом, не изменяются.

Энергоаккумуляторы грузовых автомобилей и прицепов

Производители узлов и деталей для пневматических систем тормозов выпускают модели, разделяющиеся по следующим признакам:

  • Способу компоновки. На отдельных автомобилях и прицепах используются модели в комплекте с тормозной камерой, у других – узел монтируют на отдельно конструктивно предусмотренную камеру.
  • Типу соединения. Крепление может осуществляться с помощью единственного хомута с затяжным болтом. Но надежность увеличивается, если предусмотрено многохомутовое крепление на нижний фланец.
  • Рабочие давление сжатого воздуха. От него зависят требования к материалу изготовления цилиндра, подключению, способности пропускать воздух.

Важно! Прежде чем поменять вышедший из строя узел, уточняют тип крепления аналога – заменителя на штатное место, без необходимости его переделывать, схема и технические характеристики устройства.

Ремонт энергоаккумулятора

Ремонт энергоаккумуляторов, может проводиться, как у специалистов автосервисов, а при наличии запасного оригинального ремкомплекта, самостоятельно.

Причины неисправности энергоаккумулятора

Перечень возможных неисправностей представлен следующим:

  • механические повреждения или «старение» корпуса, так как в процессе эксплуатации на рабочей поверхности цилиндра образовываются раковины, что приводит к нарушению герметичности камеры, трудностях при намерении отремонтировать;
  • старение или порывы дисковой мембраны, что свидетельствует о необходимости перебирать узел;
  • выход из строя соединительных элементов крышки.

Важно! Проведение обслуживания узла, периодическая протяжка болтов крепления крышки, позволяют продлить срок службы, предупреждает аварийные внештатные ситуации в дороге, исключает ремонт пневмосистемы полуприцепа или автомобиля в полевых условиях.

Как разобрать энергоаккумулятор

Организовывать ремонт узла лучше в сервисе, но если неисправность возникла в дороге – его проводят в полевых условиях, причем, необходимость в разборке и последовательность действий остается неизменной. После того, как узел демонтирован с места штанной установки, порядок работ представлен следующим:

  • Снимают верхнюю часть. Шланг воздушного питания отодвигают в сторону – так удобнее снять заднее стопорное кольцо толкателя после демонтажа подпятника. Заглушать его не следует.
  • Краном открывают подачу воздуха. Толкатель погружается, открывая доступа к стопорному кольцу. Самодельным крючком (им удобно зацеплять) стопор удаляют. Паз отчищают от загрязнений.
  • Закрывают подачу воздуха. Снимают нужный узел.
  • Из восьми коротких штатных болтов крышки откручивают и удаляют четыре. На их места помещают длинные болты с контргайкой и гайкой (их размер от 120 мм). Откручивают остальные четыре маленьких болта.
  • Постепенно отпуская длинные болты, производят плавное разжимание рабочей пружины. Такой порядок работы исключает необходимость применения специальных стендовых приспособлений.
  • Производят замену или реставрацию сломанных деталей. Собирать свой узел нужно в обратной последовательности.

Важно! В условиях гаража, вместо длинных болтов для разжимания пружины, когда нужно разбирать узел, используют тиски или токарный станок. В обоих случаях важно соблюдение мер безопасности – неправильная последовательность действий приведет к «выстреливанию» крышки, травмам окружающих.

Как растормозить энергоаккумулятор

Аварийный режим блокировки колес активируется из-за возникновения неисправностей пневматической системы. Но ремонт или буксировка автомобиля возможна после того, как вручную несрабатывающие растормозить энергоаккумуляторы. Предусмотрен следующий порядок:

  • с помощью торцевого ключа выворачивают винт;
  • избыточное давление выравнивается с атмосферным;
  • упорный подшипник передает усилие поршню, достаточное для сжатия пружины и движения диафрагмы;
  • шток с опорным диском, перемещаясь, разблокирует колеса.

Важно! Целесообразно проводить разблокировку цилиндров поступательно – от дальнего колесного узла со стороны ресивера. Перед проведением работ следует зафиксировать колеса предохранительными башмаками.

Замена энергоаккумулятора

Необходимо заблаговременно позаботиться о приобретении нового устройства, например, торговой марки «Турбостар». В связи с тем, что штатное расположение узлов на мостах, их замену проводят на ремонтной яме. Порядок представлен следующим:

  • Тормозная система освобождается от рабочего давления.
  • Место проведения работ на автомобиле отчищается от загрязнений и влаги.
  • Снимают тормозные камеры. Откручивают крепежные винты старого узла, отключают шланг подачи воздуха – энергоаккумулятор демонтируют.
  • Ставить новый узел на штатное место необходимо аккуратно, закручивать болты прочно.
  • Включают в систему высокого давления. Происходит заправка рессевера, и в трубопроводе повышается давление.
  • Проверяют качество соединений и, как система будет работать, путем повышения давления до рабочего, с последующим неоднократным сбросом.

Важно! Во избежание самопроизвольного откручивания крепежных элементов или повреждения резьбы, для затяжки необходимо использовать динамометрический ключ. Момент усилия определять с ним легче, а он должен находиться в пределах 18 – 21 кгс/м.

Как проводится замена тормозного энергоаккумулятора на МАЗ 5432 представлено следующим видео:

Читайте также  ЗИЛ бычок технические характеристики расход топлива

Регулировка энергоаккумулятора

При превышении зазора холостого хода штока камер более чем на 40 мм, после переборки, плотное прилегание тормозных колодок не обеспечивается, следовательно, надежное удержание автомобиля на стоянке при уклонах дороги невозможно. В этом случае, необходима регулировка хода штока. Условием ее проведения представлены отключенная система тормозов и «холодные» колодки и барабаны. Последовательность действий представлена следующим:

  • ослабляют натяжение пробки – фиксатора на пару оборотов;
  • поворачивая ось червячного механизма, выставляют зазор – 20 мм;
  • фиксируют положение пробкой;
  • проводят операцию со всеми узлами, разница хода между ними не должна превышать 3 мм.

Важно! О правильности регулировки после сборки свидетельствует отсутствие нагрева колесных барабанов при движении на дистанции от 3 до 5 км. Если барабаны нагрелись – сводят пружины, корректируя положение рычага на один щелчок.

Заключение

Рассмотрев устройство, принцип работы, ремонт и рекомендации по монтажу энергоаккумулятора, при возникновении неисправностей пневматической тормозной системы, связанной с этим узлом, водитель сможет самостоятельно вывести ее из аварийного режима блокировки, ремонтировать даже в полевых условиях.

Энергоаккумулятор: принцип работы, устройство, особенности

Коммерческая техника (грузовые автомобили и автобусы) оснащается преимущественно пневматической тормозной системой. Данный узел имеет множество отличий от гидравлики. Одна из его отличительных особенностей – это работа стояночного тормоза. Основной составляющей стояночной системы является энергоаккумулятор (фото механизма есть в нашей статье). Для чего он необходим, как работает и как устроен? Рассмотрим далее.

Назначение

Как мы уже сказали ранее, грузовики и автобусы оснащены воздушной тормозной системой. В отличие от гидравлики, она более простая и надежная. Привод тормозных механизмов осуществляется посредством сжатого воздуха, поступающего через специальные камеры. Давление в контурах составляет от 6 до 12 атмосфер. Однако работать данная система может только на заведенном двигателе. И чтобы система удерживала автомобиль во время стоянки, в конструкции имеется энергоаккумулятор.

Что это за механизм? Это пневмомеханический элемент, входящий в тормозную систему грузовиков и автобусов, который запасает энергию для торможения транспортного средства при остановленном двигателе. Принцип работы энергоаккумулятора направлен на прижим колодок к дискам. При этом для прижима не требуется подачи сжатого воздуха. Кроме того, энергоаккумулятор участвует в работе запасной тормозной системы. От данного механизма зависит управляемость машины в случае неисправности основной системы. Устанавливается элемент на задней оси автомобиля. Это может быть как одна, так и несколько осей.

Конструктивные особенности механизма

Вне зависимости от типа, энергоаккумуляторы имеют одинаковое устройство. Так, в основе конструкции имеется металлический корпус. Он представлен в виде открытого стакана. Последний может быть с коническими, цилиндрическими или сферическими стенками. В нижней его части присутствует штуцер. Он служит для соединения тормозной камеры и подпоршневого пространства посредством дренажной трубки.

Внутри стакана имеется витая пружина. Она закрыта поршнем или же эластичной мембраной вверху. В центре есть трубчатый толкатель. Если в конструкции энергоаккумулятора авто предусмотрен поршень, то трубчатый толкатель выполняет роль штока. В случае с мембраной толкатель удерживает стержневой шток. Последний нужен для привода мембраны и штока тормозной камеры. В нижнюю часть его закручивается болт. Он необходим для растормаживания автомобиля в случае отсутствия подачи воздуха в энергоаккумулятор.

На данный момент современные энергоаккумуляторы отличаются способом соединения с тормозной камерой и комплектностью. Что касается последней характеристики, ЭА могут быть представлены:

  • В сборе с тормозной камерой.
  • Как отдельные механизмы для соединения с разными типами камер.

В последнем случае узел служит для модернизации ли ремонта тормозной камеры. Если «F имеет первую комплектность, он может использоваться на автомобиле без проведения дополнительных разборочных и сборочных работ.

Разновидности по способу соединения

В данном случае энергоаккумуляторы разделяются на две категории:

  • Фланец с двумя хомутами.
  • Фланец с хомутом и болтовым соединением.

При установке энергоаккумулятора, для соединения механизма с тормозным контуром, всегда используется фланец. Он служит не только для фиксации компонентов. Также от него зависит правильное их расположение. Таким образом, при замене энергоаккумулятора фланец выполняет роль центровки и выдерживания расстояния. Если использовать элемент второго типа, здесь фланец соединяется с ЭА при помощи нескольких болтов и гаек. В первом же случае соединение более простое, и осуществляется посредством металлического хомута.

Какие еще есть отличия между энергоакумуляторами? Они отличаются по эффективной площади мембраны или поршня. Данная характеристика выражена в квадратных дюймах.

Наиболее распространены сегодня энергоаккумуляторы, где площадь мембраны или поршня составляет 20, 24 и 30 квадратных дюймов. У тормозной камеры площадь соответствующих компонентов варьируется в диапазоне от 12 до 30 квадратных дюймов. Если энергоаккумулятор продается в сборе, то это значение обозначается двумя цифрами через дробь. Первое число всегда обозначает площадь мембраны камеры. А вторая говорит уже о площади мембраны энергоаккумулятора.

Принцип работы

Данный элемент используется только вместе с тормозной камерой. Эта особенность позволяет исключить лишние соединения с колесными механизмами. Как работает энергоаккумулятор? Во время движения транспортного средства, сжатый воздух подается в энергоаккумулятор. За счет давления, сжимается витая пружина. В таком случае шток будет отводиться от мембраны тормозной камеры. И ЭА никак не влияет на работу основной тормозной системе. Когда машина ставится на ручной тормоз, из корпуса энергоаккумулятора стравливается воздух. Пружина уже не держится под давлением и будет разжиматься. Далее с помощью штока разжимаются колодки.

Таким образом, принцип работы энергоаккумулятора состоит в удерживании автомобиля на месте за счет силы сжатия витых пружин. Когда автомобиль снимается с ручника, в механизм вновь подается воздух. Он сжимает пружину и растормаживает колеса. Стоит отметить, что данная пружина имеет большую жесткость. При проведении ремонта следует воспользоваться специальным инструментом для ее снятия и установки (но о ремонте поговорим немного позже).

Аварийное растормаживание

Есть ситуации, когда нужно отбуксировать автомобиль, в котором нет возможности подать сжатый воздух в энергоаккумуляторы. В таком случае можно применить ручное растормаживание. Для этого есть специальный болт, расположенный на задней стенке механизма. Если его вкрутить, пружина будет стягиваться. Так, постепенно отводятся колодки и автомобиль снова становится движимым.

Особенности

Кроме того, энергоаккумулятор участвует в работе запасной тормозной системе. случается, что тормозная камера не может задействовать колодки. Это может произойти из-за разрегулировки штока либо разрушения диафрагмы. В таком случае в работу включается энергоаккумулятор. Принцип работы его будет следующим. Если необходимо снизить скорость, из механизма частично стравится воздух. Шток приведет в действие тормозной механизм. Но стоит понимать, что такой режим работы для энергоаккумулятора нехарактерен. Поэтому использовать транспортное средство на запасной системе можно только лишь с целью движения к месту ремонта.

Обслуживание и ремонт

Механизм устроен очень просто, а потому крайне надежен и требует минимального внимания. В чем заключается уход? При эксплуатации автомобиль требуется лишь осматривать энергоаккумулятор на предмет каких-либо повреждений. Если говорить про ТО, то система нуждается в периодической регулировке привода колесных механизмов.

В случае износа уплотнителей, мембраны или поршня, выполняется их полная замена. Зачастую для энергоаккумуляторов предлагаются рекомплекты, которые уже содержат данные элементы. Как определить, что требуется ремонт? Водитель может заметить, что за время стоянки из системы куда-то пропал воздух. Также будут хуже работать тормоза.

Перед тем как снять энергоаккумулятор, нужно прочитать технику безопасности. При демонтаже сжатая пружина может травмировать человека. Сборка энергоаккумулятора осуществляется посредством специального приспособления, которое безопасно сжимает пружину. Выполнять работы без этого инструмента крайне опасно.

Читайте также  Дробилка для резины своими руками

Заключение

Итак, мы рассмотрели принцип работы энергоаккумулятора и его устройство. Как видите, механизм имеет простую конструкцию, однако его наличие крайне важно в любой пневматической тормозной системе. Сам узел достаточно надежен и при проведении своевременного ТО будет функционировать, надежно удерживая транспортное средство как на ровной поверхности, так и под уклоном.

Как проверить энергоаккумулятор на КамАЗе

Принцип действия энергоаккумулятора КАМАЗ КАМАЗ

Тормозной воздухораспределитель Устройство и работа

Тормозная система КАМАЗ

Ремонт тормозных камер или энэрго аккумуляторов )))

энергоаккумулятор ЗИЛ- КАМАЗ

Тормозные камеры задних колес с пружинными энергоаккумуляторами предназначены для приведения в действие тормозных механизмов задних колес при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.

Разбирать, осматривать, чистить и смазывать детали цилиндров с пружинным энергоаккумулятором должен только высококвалифицированный механик в условиях мастерской на специальном приспособлении с соблюдением мер безопасности.

Помните, что в цилиндре сжата сильная пружина, при неправильной и неосторожной разборке энергоаккумулятора можно получить травму

Сборка и разборка тормозной камеры

. Установить тормозную камеру на ровный стол и, ослабив контргайку 28, но не снимая отвернуть вилку 29. Затем подать в полость пружинного энергоаккумулятора воздух под давлением не менее 0,5 (5 кгс/см2). Отвернуть хомуты 30 крепления дренажной трубки 12* снять ее.

Отвернуть болты 31 крепления хомутов 32 корпус камеры и осторожно, придерживая рукой корпус 1, снять хомуты 32, снять корпус 1 в сборе со штоком, пружиной, опорным диском и колпачком. Вынуть мембрану 16

Затем, сожав пружину 20, отвернуть контргайку вилки и сняты опорный диск 17 в сборе с колпачком 2.

Выпустить воздух из энергоаккумулятора и закрепить его в тисках с мягкими губками за фланец-крышку 14 вверх.

На-1+ греть нагревательным устройством до температуры 200 С и вывернуть его специальным торцовым ключом. Вновь подать в энергоаккумулятор воздух под давлением не менее 0,5 МПа (5 кгс/см2).

Вставить специальную разрезную оправку модели И 804.00.008 в толкатель 4 и, осадив ею подшипник 13 вниз, снять поршень.

Выпустить воздух из энергоаккумулятора. Перевернуть энергоаккумулятор в тисках на 180а и отвернуть специальным торцовым ключом (рис.8-1 б) винт растормаживания 9 (см. рис.8-15). Затем снять энергоаккумулятор из тисков и, повернув крышкой-фланцем вниз, вынуть s-поршня 4 упорное кольцо 27 подшипника, подшипник 13 и кольцо 25.

Для дальнейшей разборки энергоаккумулятора его надо установить в специальное приспособление •модели П 804.33.004 (рис.8-17) и винтом приспособления сжать силовую пружину 8 .

Затем отвернуть накидным ключом болты 23,придерживая другим ключом гайки 24.

После этого соблюдая осторожность, отвернуть винт приспособления, И снять цилиндр 7, силовую пружину:8 и поршень 4. энергоаккумулятор

Предупреждение. Категорически запрещается отворачивать, болты 23 крепления цилиндра энергоккумулятора вне приспособления.

На поверхности корпусных. деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов. Детали надо очистить от ржавчины и пригара.

Все резиновые детали необходимо заменить на новые.

Для сборки установить фланец-крышку 14 на специальное приспособление (см. рис.8-17) и вставить в нее поршень 4 в сборе. Далее установить силовую пружину 8 сужающейся петлей к поршню и накрыть ее цилиндром 7 так, чтобы патрубок дренажной трубки находимся посередине между бобышками фланца-крышки 14.

Сжать пружину 8 винтом приспособления и закрепить цилиндр 7 к фланцу-крышке болтами 2 и гайками 24. Отвернуть винт приспособления, вынуть из него энергоаккумулятор и закрепить его в тисках за фланец-крышку 14.

завернуть специальным ключом винт 9 растормаживания, смазав его предварительно графитной смазкой ВНИИНП-232, ГОСТ 14068-79. Перевернуть энергоаккумулятор в тисках на,180 градусов подать в энергоаккумулятор воздух под давлением не менее 0,5 Мпа (5 кгсlсм2) и установить в поршень 4 (см. рис.

8-15) кольцо 25, осадив его оправкой, игольчатый подшипник 13, заполненный .смазкой ЦИАТИМ-221, и упорное кольцо 27, ориентировав его фаской вверх.

Выпустить воздух из энергоаккумулятора и вывернуть винт 9 растормаживания наблюдая при этом подается ли толкатель 4 После того как обеспечено нормальное растормаживание, нужно вновь завернуть его моментом 40…50 Н.

Вновь подать воздух под давлением 0,5 мпа в энергоаккумулятор визуально проверить правильность установки упорного кольца 33 надеть резиновое уплотнительное кольцо на толкатель 8 нанести на его резьбу каплю анаэробного герметика и завернуть в поршень 4 моментом 40-50 Нм.

Добавляем масло в камеру энергоаккумулятора

Добавить масло нужно будет где-то грамм 100-150 в камеру энергоаккумулятора. Для этого вам нужно будет найти какой — нибудь шприц для закачивания масла. Масло будем закачивать через дренажную трубку.

Залитое масло будет смазывать стенки поршня энергоаккумулятора при работе, и будет смазывать манжету поршня и не даст манжете ссохнуться тем самым увеличит срок службы.

Энергоаккумулятор МАЗ устройство и функции

Большинство грузовых автомобилей, в том числе МАЗ и КАМАЗ, оснащены тормозной системой, работающей от пневмопривода. Работа агрегатов обеспечивается за счет создания усилия в тормозной камере. В результате колодки в барабане разжимаются. Но такой вариант подходит только для рабочих тормозов, которые используются при движении с включенным мотором. Для функционирования запасной и стояночной систем торможения требуется пружинный энергоаккумулятор МАЗ.

В данной статье мы расскажем вам об особенности работы, устройстве, а также функциях агрегатов.

Принцип работы энергоаккумулятора МАЗ

Современное устройство запасает энергию, которая требуется для работы автомобильных тормозов при отсутствии источника сжатого воздуха, то есть при остановке мотора и компрессора.

В прочном энергоаккумулятора КАМАЗ МАЗ есть небольшая сжатая пружина, в которой происходит накопление энергии.

При необходимости она максимально разжимается, заставляя работать механизмы тормоза в колесах. Сначала пружина сжимается за счет силы воздуха, поставляемого пневмосистемой.

В случае использования ручного тормоза пружина создает небольшое усилие, удерживающее колодки на барабане.

При возникновении неисправностей энергоаккумулятор МАЗ способен обеспечить торможение в аварийном режиме.

Энергоаккумулятор МАЗ – устройство и функции

Пружинно-пневматический агрегат состоит из:

  • Цилиндрического корпуса из прочного металла;
  • Мощной витой пружины;
  • Поршня в форме цилиндра с толкателем;
  • Винта растормаживания и небольшой гайки.

В специальных камерах энергоаккумулятора МАЗ имеются штуцеры. Устройство устанавливается на тормозную камеру таким образом, чтобы толкатель поршня оказался напротив отверстия в камере. Для эффективного выпуска воздуха в момент сжатия пружины предусмотрена дренажная трубка.

Тип механизма обозначается дробным числом, где первая цифра указывает на величину эффективной площади мембраны в тормозной камере. Например, энергоаккумулятор МАЗ 24.

Чаще всего встречаются такие неисправности системы, как повреждение корпуса, износ диафрагмы и обрыв ботов крышки. Необходимо регулярно осматривать механизмы на предмет поломок и при необходимости ремонтировать либо заменять детали.

Стоимость восстановления машины с неисправностями в тормозной системы, значительно выше, чем цена энергоаккумулятора МАЗ.

Поэтому если вам необходимо сделать ремонт грузового автомобиля, обращайтесь в нашу компанию. Мы поможем вам купить запчасти МАЗ по самой выгодной цене. Также организуем доставку деталей в любой город России.

У вас остались какие-либо вопросы? Звоните в офис компании +7 (495) 223-89-79. Квалифицированные специалисты помогут подобрать качественный энерго аккумулятор МАЗ необходимой модели.

Устройство тормозной камеры

Мембранные тормозные камеры предназначены для преобразования энергии сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозных механизмов.

Полость над мембраной 3 через резьбовой штуцер 1 в крышке 2 соединена с подводящей магистралью рабочей тормозной системы. Мембрана зажата между корпусом камеры 8 и крышкой 2 стяжным хомутом 6, состоящим из двух полуколец. Полость под мембраной соединена с окружающей средой через дренажные отверстия, выполненные в корпусе камеры. Камера прикреплена к кронштейну двумя болтами 13, приваренными к фланцу, который вставлен в корпус камеры изнутри и прижат к дышлу корпуса возвратной пружиной 5.

При торможении, т. е. при подаче сжатого воздуха через ввод I, мембрана прогибается, воздействует на диск 4 и перемещает шток 7, который поворачивает регулировочный рычаг тормозного механизма вместе с разжимным кулаком. Кулак прижимает колодки к тормозному барабану с силой, пропорциональной давлению поданного в тормозную камеру сжатого воздуха.

При растормаживании, т. е. при выпуске воздуха из камеры, под действием пружины 5 диск со штоком и мембраной возвращаются в исходное положение. Регулировочный рычаг с кулаком и колодками под действием стяжных пружин тормозного механизма возвращается в расторможенное положение.

2 — крышка корпуса;

4 — опорный диск;

5 — возвратная пружина;

8 — корпус камеры;

11 — защитный чехол;

Мембранная тормозная камера

Тормозная камера с энергоаккумулятором состоит из двух частей: мембранной бесфланцевой тормозной камеры и пружинно-пневматического цилиндра. Мембранная камера выполняет функции исполнительного органа рабочей тормозной системы, а пружинный энергоаккумулятор в зависимости от управления может быть исполнительным органом: а) запасного тормоза — при регулируемом выпуске сжатого воздуха из-под пружины с помощью крана со следящим действием; б) стояночного тормоза — при нерегулируемом выпуске сжатого воздуха из-под пружины без следящего действия.

Читайте также  Ремонт редуктора среднего моста Камаз 5320

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 мембранных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличаются от передних тормозных камер.

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости A под поршнем 6. Поршень под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, который через подпятник 9 воздействует на мембрану 3 и шток тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 6, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором

1, 7 — пружины; 2 — диск; 3 — мембрана; 4 — толкатель;

5 — цилиндр; 6 — поршень; 8 — болт; 9 — подпятник; 10 — шток

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается не полностью, а лишь в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит величина тормозной силы на колесах, т.е. эффективность торможения.

Энергоаккумулятор КАМАЗ: надежность и эффективность тормозов грузовика

В грузовиках Камского автозавода используется тормозная система с пневматическим приводом. Исполнительным элементом в этой системе выступает тормозная камера, соединенная с энергоаккумулятором. Об энергоаккумуляторах, их конструкции существующих типах, работе, обслуживании и ремонте читайте в статье.

Функции и роль энергоаккумуляторов

Грузовые автомобили КАМАЗ, как и большинство транспортных средств этого класса, оснащаются тормозной системой с пневмоприводом. Исполнительным механизмом здесь выступает тормозная камера (ТК) — именно в ней создается усилие, необходимое для разжима колодок внутри тормозного барабана колеса. Однако использованием одной тормозной камеры можно реализовать только рабочую тормозную систему, используемую во время движения автомобиля при запущенном силовом агрегате. Остальные системы — запасную и стояночную — данным механизмом привести в действие уже невозможно, для этой цели используется дополнительный узел — пружинный энергоаккумулятор (ЭА).

Энергоаккумулятор — устройство, обеспечивающее запасание энергии, необходимой для работы тормозов автомобиля без постоянного источника сжатого воздуха (при остановленном силовом агрегате и компрессоре). Энергия в данном устройстве накапливается в сжатой пружине, которая при необходимости разжимается и приводит в действие установленные в колесах тормозные механизмы. Предварительное сжатие пружины для запасания энергии осуществляется силой сжатого воздуха, который поставляется пневмосистемой автомобиля.

ЭА входит в состав стояночной и запасной тормозных систем. При использовании «ручника» пружина создает необходимое усилие для постоянного удерживания колодок на тормозном барабане. А в случае поломок или неправильной регулировке привода тормозов ЭА обеспечивает аварийное торможение.

Энергоаккумулятор играет важную роль в управляемости и безопасности, но при этом имеет простую конструкцию.

Классификация и устройство энегоаккумуляторов КАМАЗ

На всех камских грузовиках используются тормозные камеры, объединенные в единую конструкцию с пневматическими ЭА (за исключением передних осей, где обычно устанавливаются одиночные камеры). Такая конструкция делает привод колесных тормозных механизмов более простым и надежным, а также сокращает стоимость узлов.

На автомобилях Камского автозавода используются энергоаккумуляторы и тормозные камеры нескольких типов: 20/20, 20/24, 24/20, 30/24 и 30/30. Цифры в дроби указывают на округленное значение эффективной (используемой при работе устройства) площади мембраны тормозной камеры (первая цифра) и площади поршня энергоаккумулятора (вторая цифра), измеренное в квадратных дюймах.

Конструкция узлов, независимо от типа, марки и применимости, принципиально одинакова. В состав узла входит две детали — тормозная камера и смонтированный на его задней стенке энергоаккумулятор. Камера — мембранного (диафрагменного) типа, эластичная мембрана делит камеру на две полости: герметичную нижнюю и открытую верхнюю. В верхней камере располагается шток привода колесного тормозного механизма, соединенный с опорным диском, который, в свою очередь, опирается на диафрагму. Прижим опорного диска к мембране и возврат мембраны в начальное положение осуществляется пружиной. В верхней и в нижней полостях камеры предусмотрены штуцеры: в нижней камере для подачи сжатого воздуха, в верхней — для соединения с энергоаккумулятором. В задней стенке ТК выполнено отверстие для связи с толкателем энергоаккумулятора.

Энергоаккумулятор — пружинно-пневматический, он состоит из металлического корпуса цилиндрической формы, в нижней части которого установлена мощная витая пружина, несущая на себе цилиндрический поршень. На поршне установлен толкатель, в котором с обратной стороны (в задней стенке энергоаккумулятора) ввернут винт аварийного растормаживания и его упорная гайка. Данный винт помогает снять транспортное средство со стояночного тормоза при отсутствии подачи сжатого воздуха — винт при выворачивании стягивает пружину и растормаживает колесный тормозной механизм. В обеих камерах ЭА (надпоршневой и подпоршневой) предусмотрены штуцеры.

Энергоаккумулятор с помощью болтов или переходного фланца смонтирован на тормозной камере так, что толкатель поршня располагается напротив отверстия в задней стенке камеры. Также дренажной трубкой между собой соединены штуцеры в верхней полости ТК и подпоршневой полости ЭА. Через данную трубку осуществляется выпуск воздуха в атмосферу при сжатии пружины.

По типу соединения энергоаккумулятора и тормозной камеры узлы условно делятся на два типа:

— Стандартные цилиндрические — соединение осуществляется болтами, пропущенными через отверстия во фланцах на корпусах тормозной камеры и энергоаккумулятора;
— Современные «матрешки» — соединение осуществляется с помощью переходного фланца, который соединен с деталями с помощью хомутов.

Независимо от конструкции функционируют энергоаккумуляторы с тормозными камерами одинаково. Механизм работы отличается в зависимости от того, какая тормозная система автомобиля работает в данный момент.

В функционировании рабочей (основной) тормозной системы участвует только тормозная камера. В случае необходимости выполнить торможение в нижней полости ТК повышается давление, вследствие чего диафрагма поднимается и выталкивает шток, приводящий в действие тормозной механизм на колесе. При растормаживании воздух стравливается и шток вместе с диафрагмой вследствие усилия пружины возвращается в первоначальное состояние.

В функционировании «ручника» участвуют оба узла. Во время движения авто сжатый воздух подается в энергоаккумулятор, стягивая пружину. При постановке грузовика на стояночный тормоз давление в ЭА понижается, пружина освобождается и связанный с ней толкатель приводит в действие тормозную камеру, выталкивая ее шток — колодки разжимаются и автомобиль теряет возможность двигаться. При выключении «ручника» в ЭА вновь повышается давление, воздух сжимает пружину и возвращает толкатель и детали ТК в первоначальное положение.

Иногда могут возникать ситуации, когда шток тормозной камеры выдвигается недостаточно для надежного прижима тормозных колодок (такое может быть при неправильной регулировке или в случае поломки). В этом случае включается запасная тормозная система — из энергоаккумулятора стравливается некоторое количество воздуха, пружина поднимается и толкателем дополнительно выталкивает шток тормозной камеры. Таким образом, ЭА помогает нормально управлять автомобилем до устранения неисправности.

Также энергоаккумуляторы автоматически осуществляют аварийное торможение автомобиля при потере герметичности пневмосистемы и невозможности нормального управления тормозами.

Вопросы обслуживания и ремонта энергоаккумуляторов

Энергоаккумуляторы требуют минимального внимания при ТО — достаточно осматривать их на предмет наличия повреждений и проверять их работу. Также необходимо периодически осуществлять регулировку привода колесных тормозных механизмов в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля.

При износе деталей камеры и энергоаккумулятора — мембраны, прокладок, уплотнителя поршня и т.д. — необходимо выполнить их замену (данные детали продаются в составе ремкомплектов). О необходимости ремонта могут свидетельствовать ухудшение работы тормозов и наличие утечек сжатого воздуха. Для ремонта узел необходимо демонтировать с автомобиля и разобрать, при этом следует соблюдать осторожность, так как сжатая пружина в ЭА может нанести серьезные травмы.

Ремонт и сборка узла выполняются в соответствии с рекомендациями производителя по порядку работ, по применяемым смазочным материалам и т.д. Для сборки необходимо использовать специальное приспособление, обеспечивающее безопасное сжатие пружины энергоаккумулятора, выполнить ремонт без такого приспособления невозможно.

При своевременном обслуживании и ремонте энергоаккумулятор и тормозная камера будут работать долго и надежно, обеспечивая безопасность и комфорт тяжелого грузовика.