Обучение на прицеп к грузовому автомобилю

Категория Е в водительском удостоверении: основные сведения

Как открыть категорию Е? Для чего она нужна? Какие требуются документы? Продолжительность обучения, состав итогового экзамена. Ответы на все вопросы, касающиеся категории Е – в предлагаемом материале.

Для чего нужна категория Е водительских прав

Вместительность и грузоподъёмность автомобилей далеко не всегда бывает достаточной для потребностей собственников или владельцев (это не одно и то же). Тогда на выручку приходят прицепы. Их возможности порой достигают и даже превосходят грузовые параметры тягача.
Увеличившаяся вдвое и больше масса меняет инерционные характеристики состава, сложнее становится трогаться и – главное – тормозить.

Управление прицепом в корне отличается от вождения одиночного авто. Например, при движении задним ходом для поворота налево надо сначала повернуть вправо, «сломать» состав, и только потом переходить к собственно левому повороту.

Езда усложняется необходимостью контролировать положение прицепа. На скользкой дороге он может начать раскачиваться с одной стороны в другую. Справиться с ним без должной подготовки будет сложно.

Можно привести много примеров отличия поведения автопоезда от одиночного автомобиля. Вывод из этого – для езды с прицепом надо проходить дополнительное обучение, и открывать специальную водительскую категорию Е.

Подкатегории Е: каким транспортом можно управлять

Транспортные средства – легковые, грузовые автомобили и автобусы имеют разную собственную массу и грузоподъёмность. Для управления ими нужны навыки разного уровня. Водители допускаются за руль с разного возраста. Высокая сложность и ответственность требуют большую гражданскую зрелость.

Раз одиночные автомобили имеют градацию, значит, эксплуатация их с прицепом тоже должна быть дифференцирована в зависимости массовых и других характеристик, влияющих на управляемость автопоезда. Быть водителем категории Е – это иметь более высокую квалификацию, ответственность, социальную зрелость. Не зря 26 статья закона 196 (безопасность движения) допускает к вождению автомобилей с прицепами только тех, кто имеет годовой стаж вождения соответствующей категории без прицепа.

Самый младший автомобильный класс. Это не значит, что он не способен превратиться в автопоезд. Прицепы популярны у дачников, рыбаков-охотников, представителей малого бизнеса и просто любителей возить больше, чем вмещает багажник не только седана, но и универсала.

Если прицеп с полной загрузкой может весить меньше 750 кг, а вместе полностью гружёной машиной не тяжелее 3,5 тонн, права категории Е не нужны. Достаточно имеющейся литеры В, разрешающей водить транспортное средство массой до 3500 кг.

Если любой из этих пределов – 750 кг или 3,5 тонны – превышен, водителю прямая дорога за парту автошколы, чтобы учиться и получать права категории Е. Всё сказанное о весовых лимитах можно проверить, заглянув в 1 пункт 7 статьи 196 закона.

Внимание! К сдаче экзамена допустят при наличии 12-месячного опыта езды без прицепа.

Грузовики – самые распространённые автомобили, эксплуатируемые с прицепами. Кстати, полуприцепы (бортовые, фургоны, телеги), одной стороной опирающиеся на сцепной узел – седло – тягача, не выделены в отдельный вид. Они тоже считаются прицепами, и на них распространяются общие правила.

В этом разделе категории Е водительских прав есть ограничение: максимально допустимая масса прицепа должна превышать 750 кг. Если он не дотягивает до этой границы – не тележка из универсама, а просто небольшой прицеп для легковушки – можно по аналогии с легковыми автомобилями обойтись без категории с буквой Е. Просто С или ВС.

Примечание! За руль тягача категории С можно садиться с 18 лет. Значит, ездить на грузовике с прицепом разрешено только с 19.

Это самая ответственная категория – пассажирский транспорт с прицепом. Обычно в их роли предстают городские сочленённые автобусы, на 100 и больше человек. В этом качестве может выступить и прицеп-кунг. Если его везёт обычный грузовик, водителю всё равно надо иметь категорию D с добавкой Е – BE и DE.

Категория D не является исключением из общего порядка – с ней тоже можно буксировать прицепы максимальной допускаемой массой до 750 кг без открытия дополнительной категории Е водительских прав. В законе об этом не упоминается, но наверняка имеется в виду прицеп грузовой, не пассажирский.

Иметь в виду! Водить автобусы с прицепом (сочленённые) или грузовики с пассажирским прицепом-кунгом можно с 22 лет.

Это уменьшенная вариация СЕ. Она тоже разрешает езду с прицепом тяжелее 750 кг, но легче грузовика-тягача без нагрузки. При этом грузовик-буксир должен относиться к категории С1, т. е. весить больше 3,5, но меньше 7,5 тонн.

Общая предельная масса автопоезда не может превышать 12 тонн.

Так же, как в случае с «материнской» группой CE, прицеп с наибольшим общим весом до 750 кг можно возить, не имея права категории Е. Нижний возрастной предел, с учётом годичного стажа езды без прицепа, составляет 19 лет.

Если коротко, это то же самое, что С1Е, но тягач – автобус, а водитель не моложе 22 лет (21 год для D или D1 плюс год опыта для права ездить с прицепом). Всё остальное – прицеп с грузом – тяжелее 750 кг, общая масса автопоезда – максимум 12 тонн, прицеп до 750 кг можно возить без водительского удостоверения категории Е – так же, как в С1Е.

Как получить Е категорию – требования к соискателю

Многим водителям в процессе эксплуатации автомобилей может потребоваться перевозить грузы большие по весу или объёму, чем может вместить их транспортное средство. Для этого необходим прицеп. Если его параметры превышают определённые показатель (максимальный вес больше 750 кг), для езды с ним нужна дополнительная категория Е.

Требования к водителям

Требования к соискателям категории Е подробно прописаны в 26 статье 196 закона России:

  • Наличие исходной водительской категории – В, С, С1, D, D1
  • 12-месячный опыт управления автомобилем или автобусом, который предполагается водить с прицепом.

Чтобы получить права с отметкой Е надо пройти переобучение в лицензированной автошколе и сдать выпускной квалификационный экзамен.

Условия получения

В соответствии с правительственным постановлением № 1604, регламентирующем состояние здоровья водителей транспорта, требования категории Е идентичны тягачу.

Из наиболее распространённых причин отказа можно выделить:

  • Для категории ВЕ
    • зрение хуже 0,6 и 0,2 на лучшем и худшем глазу соответственно
    • нет обеих рук или обе деформированы
    • нарушение работы вестибулярного аппарата
  • Для категорий СЕ, С1Е, DE, D1E
    • Зрение хуже 0,8 и 0,4 на лучшем и худшем глазу соответственно
    • Один глаз полностью слеп
    • Нет руки или кисти
    • Нет ноги или стопы
    • Нет 2 фаланг пальцев на правой руке
    • Нет 3 фаланг пальцев на левой руке
    • Нога короче 75 см или укорочена больше, чем на 6 см
    • Рост меньше полутора метров
    • Слышимость разговора ближе 3 м или шёпота ближе 1 м.

Требования к состоянию здоровья водителей грузовиков и автобусов с прицепами жёстче, чем легковушек. Это объясняется большей сложностью и ответственностью процесса управления.

Необходимые документы

Для того чтобы сдать экзамен на категорию Е, надо предъявить комплект документов, содержащий:

  • Заявление на имя руководителя уполномоченного органа ГИБДД – обычно РЭО
  • Паспорт или другое эквивалентное удостоверение собственной личности
  • Справку о прохождении обучения в установленном объёме
  • Водительское удостоверение с открытыми категориями B, C, C1, D, D1 в зависимости от испрашиваемой новой отметки
  • Медицинское заключение, подтверждающее здоровье водителя и отсутствие установленных запрещений к вождению искомой категории
  • 2 фотографии 3*4, если снимки не делаются на месте
  • Квитанции об оплате установленных госпошлин. Если платёж проводится через Госуслуги, приносить распечатку чека не надо. Информация поступает в компьютерную систему получателя денег.

Процесс обучения

Учебный процесс должен соответствовать примерному плану, утверждённому приказом Минобрнауки № 1408. Он включает углублённое ознакомление с материальной частью сцепных конструкций, особенностям технического обслуживания и ремонта. Самое большое время отведено отработке и закреплению практических навыков езды с прицепом. Специфика обучения объясняется наличием у курсантов базовых знаний ПДД и умения управлять ТС.

Заканчивается учёба сдачей квалификационных испытаний.
Сколько учиться на категорию Е зависит от организации процесса в учебной организации.

Читайте также  Расход топлива погрузчика максимал на 1 моточас

Стоимость обучения на права категории Е приблизительно 15000-30000 рублей.

Сдача экзамена на категорию Е

Сдача экзамена состоит только из практической части. Он состоит из упражнений на автодроме и езды по дороге.

Первая часть – автодромная – включает:

  • Умение парковаться задним и боковым бортами к погрузочной эстакаде
  • Навыки проведения сцепки и расцепки тягача с прицепом.

При успешной сдаче экзамена имеющееся водительское удостоверение сдаётся. Взамен него получают новое с отметками, соответствующими квалификации.

Категория CE

Подготовка водителей категории “CE” (водительский стаж не менее 1 года).

Учебно-методический центр «АЛГОРИТМ» ДОСААФ России производит обучение по программе: «Подготовка водителей транспортных средств категории «СЕ»» — грузовой автомобиль с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.

теоретических и практических занятий по вождению

  • теоретические занятия в количестве 16 часов;
  • практические занятия по вождению в количестве 24 часов;
  • расходы на бензин;
  • регистрация группы в ГИБДД;
  • оформление документов для ГИБДД;
  • сдача внутреннего экзамена;
  • представление обучающихся для сдачи экзамена в ГИБДД в составе учебной группы.

* Стоимость фиксирована и не меняется до окончания обучения.

  • водительское удостоверение категории С;
  • паспорт;
  • 2-е фотографии 3х4 см на матовой бумаге;
  • 30% оплата обучения;
  • не позднее двух недель после начала обучения предоставить медицинскую справку о допуске к управлению транспортным средством (с обязательными отметками в государственных наркологическом и психоневрологическом диспансерах по месту регистрации).

Получили категорию «С»! Спасибо всему коллективу ДОСААФ за терпение к нам. Особая благодарность нашему мастеру — Лепп Александр Викторович. Мне лично его порекомендовал товарищ, и я его обязательно порекомендую всем кто пойдет обучаться в ДОСААФ!

Преподаватель Булатова Лариса Александровна даёт информационно насыщенный материал. Ларисе Александровне удаётся выстроить так, что он довольно легко и качественно воспринимается. Она умеет логически обосновать, расставив акценты на ключевых моментах.
Фраза: «Вы получаете профессию!», которую Лариса Александровна озвучила на первом занятии, раскрывает её подход к основательной подаче знаний. Появляется ощущение, что автомобиль — это то, что действительно ты сможешь понимать и чувствовать, а не просто эксплуатировать.

Шла в автошколу «Алгоритм» целенаправленно по совету своих друзей, которые проходили в ней обучение. Здесь я прошла действительно хорошую подготовку на категорию «В». Обучение проходило в доброжелательной и в то же время строгой атмосфере, преподаватель просто и доступно объяснял теорию. С удовольствием ходила на занятия вождения, и сдала с первого раза. Теперь думаю записаться сюда же на экстремальные курсы вождения.

Мне очень нравится, то что в автошколе обучают весьма квалифицированные преподаватели и инструкторы. Огромное спасибо преподавателю теории Булатовой Л.А. Лариса Александровна имеет огромный балласт знаний, что можно заметить невооруженным взглядом. Инструктор по вождению Иноземцев Г.А. профессионал своего дела! Не зря эти преподаватели стали лучшими в ВАО на конкурсе автошкол Москвы 2020. Огромное спасибо за возможность учиться в данном заведении.

Все на высшем уровне! Машины отличные, инструктора приветливые, а преподаватели с юмором. Всем рекомендую! Никто не останется без внимания. Подготовка высшего уровня! Если не леньтяй и с головой на плечах — водительское удостоверение с этой автошколой у тебя в руках! Так держать!

Хочу выразить огромную благодарность автошколе «Алгоритм» за четко организованный учебный процесс. За все время обучения не возникло каких-либо проблем. Учебная часть постарается помочь и ответить на все возникающие вопросы. Русанов Андрей Павлович на занятиях по теории понятно преподносил материал, всегда было интересно его слушать. Также порадовало то, что предусмотрен отдельный блок по оказанию первой помощи. Спасибо Гусевой Юлии Викторовне.
Отдельная благодарность инструктору Солосенкову Сергею Николаевичу. На занятиях по практическому вождению с первого дня было комфортно и спокойно. Ходила на практические занятия, как на праздник. На все вопросы Сергей Николаевич с радостью ответит и все подскажет. Сергей Николаевич, спасибо вам за мои навыки! Вы – лучший инструктор! =)

Категория «Е» – что означает, как получить, штрафы за отсутствие

Различные категории водительских прав разделяют возможность водителя управлять разными транспортными средствами. При этом также учитывается минимальный возраст и водительский стаж. Недавно в законодательстве были внесены изменения, расширяющие список доступных списков лицензий. Обновлёнными стали права с приставкой «Е». При этом большинство автолюбителей недоумевает: как сдать экзамены на новые права, что необходимо для обучения, сколько оно стоит, что за штрафы могут грозить при отсутствии той или иной лицензии и т. д. Но самый распространённый вопрос: какими машинами разрешается управлять после сдачи экзамена на «Е».

Что собой представляет категория «Е»

Сама по себе «Е» подразумевает вождение не просто определённого вида машин, а именно транспортных средств с прицепом. Водителю необходимо обладать определёнными навыками управления габаритными автомобилями, поэтому сдача на категорию Е требует прохождения дополнительных водительских курсов.

Но какие же виды прицепов подразумевает эта категория? Разобраться в этом можно на конкретном примере. Например, вы едете на дачу или рыбалку, и при этом присоединили к своему авто небольшой прицеп для лодки или урожая. Очень вероятно, что вас остановит инспектор и попытается выписать штраф, но это серьёзное нарушение законодательства! Согласно законам, сотрудник ГИБДД может выписать штраф, если вес прицепа больше 750 кг.

Права Е предоставляются как дополнения к привычным существующим категориям. Рассмотрим их более детально:

  • права ВЕ – дополнение к правам В, разрешают водить легковые машины с прицепом, вес которого более 750 кг. При меньшей массе прицепа новая категория не требуется, и инспектор не имеет права фиксировать нарушения;
  • права СЕ – выдаются как дополнение к правам С, разрешают водить тяжёлые грузовики с прицепом с массой больше 750 кг. Если масса машины больше 3,5 т.;
  • права DE – выдаются как дополнение к правам D, позволяют водить автобус с прицепом, где количество пассажирских мест превышает 8.

При этом добавлена ещё подкатегория водительских прав, обозначаемая как С1Е или D1Е. Сделано это было не так давно, поэтому ещё не все автолюбители точно понимают, что они обозначают. С1Е подразумевает возможность водить грузовики с прицепом массой, превышающей 750 кг. Учитывая, что вес самого прицепа не может быть больше массы пустого грузовика. D1Е подразумевает возможность вождения пассажирских машин, где не больше 16 мест, с тяжёлым прицепом.

Как получить права категории СЕ или С1Е

Очевидно, что для открытия дополнительной Е для существующего водительского удостоверения разной категории необходимо соответствовать определённым требованиям. То же самое касается и С1Е. Это обосновано тем, что вождение громоздких прицепов даже на легковой машине требует немалого опыта вождения автомобильной техники.

Необходимые документы и требования к водителю

Для начала водителю необходимо соответствовать определённым требованиям. Первое – возраст. Для получения прав ВЕ, СЕ и С1Е необходимо быть старше 18 лет. Для получения удостоверения DE и D1E необходимо достичь 21 года, поскольку возможность управления автобусами предполагает стаж вождения как минимум 3 года.

Следующее требование к водителю – опыт вождения авто нужного класса. Такой опыт не должен быть меньше года. Первым выдаётся удостоверение В, С или D, а затем, спустя год, может уже проходить курсы на получение категории Е.

При соответствии первым двум требованиям необходимо записаться на курсы в автошколе. Согласно новому законодательству, автошкола должна соответствовать определённым параметрам, поэтому обязательно уточните, что здесь вы сможете открыть ВЕ, С1Е и т. д.

И последнее – медкомиссия. Открытие прав С1Е требует также прохождения, помимо стандартного списка врачей, нарколога и психотерапевта. Получить их заключения можно в специализированных клиниках. После прохождения всех специалистов и сдачи всех анализов, как и обычно, заключение пишет терапевт.

И, конечно, необходимо предоставить паспорт гражданина РФ и квитанцию об уплате налога (примерно 800 рублей).

Стоимость

Цена на прохождение курсов в автошколах России отличается. Сейчас она составляет от 15 до 25 тыс. руб. В большинстве случаев в обучение входят занятия по теории вождения машин и практические занятия по вождению машины с прицепом. Сколько часов и непосредственно занятий в месяц – решается в индивидуальном порядке. Также некоторые автошколы дополнительно готовят пакет документов и регистраций для подачи в ГИБДД. В него обычно входят:

  • запись слушателя в ГИБДД;
  • свидетельство об окончании курсов;
  • подготовка полного комплекта справок в ГИБДД;
  • прохождение тестирования на машинах автошколы.
Читайте также  Принцип работы ГУР Камаз

Сроки

При посещении занятий 1-2 раза в неделю срок обучения обычно составляет 1-1,5 месяца. В большинстве автошкол на обучение теории категории Е выделяется 16 часов, а на практические занятия – 24 часа.

Сдача экзаменов в ГИБДД и упражнения на автодроме

Примечательно, что для того, чтобы открыть Е (СЕ, С1Е, DE и т.д.), сдавать теорию не нужно. Достаточно только пройти два этапа тестирования практических навыков управления транспортным средством с прицепом:

  • первый – тестирование навыков управления ТС с прицепом на автодроме ГИБДД. Во время тестовой поездки водителю необходимо будет продемонстрировать простые навыки управления авто с прицепом, навыки парковки к эстакаде, а также умение двигаться задним ходом;
  • второй этап – тестирование умения водителя управлять транспортным средством с прицепом в условиях реального городского траффика.

Если при каких-либо обстоятельствах вы не смогли сдать вождение в ГИБДД с первого раза, пересдать экзамен по управлению авто с прицепом можно будет через 7 дней.

Замена прав с категорией Е

Согласно действующему законодательству, водители, которые оформили водительское удостоверение Е до конца 2000-го года, поле «Особые отметки» будет содержать информацию о том, что Е доступна для всех существующих категорий. Другими словами, при существующих В, С и D, в поле «Особые отметки» добавится запись Е к В, С и D – при сдаче экзамена будут открыты СЕ, ВЕ и DE.

Если же вы открыли Е в 2001 году или позже, вы сможете заменить права только на ту категорию, которая была открыта. Другими словами, если у вас открыта DE, то для получения СЕ и ВЕ придётся сдавать экзамен отдельно.

Штраф за езду без категории

Согласно законодательству, штрафы за вождение без категории приравниваются к штрафам за вождение авто без водительского вообще. А это:

  • штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.;
  • эвакуация ТС на штрафплощадку;
  • изымание прав.

Исключением являются те случаи, когда водитель только проходит обучение на открытие Е, а рядом находится квалифицированный инструктор с открытыми правами на управление транспортными средствами.

Открытие Е требует наличия немалого опыта вождения и управления автомобилем, а также идеальных знаний в области ПДД.

Как получить категорию Е: обучение, подготовка, документы, экзамен

Как получить категорию Е? Каждый уважающий себя водитель стремится получить категорию Е. Ведь права Е категории, помимо уважения в автомобильной среде, повышают профессионализм водителя и, как следствие, востребованность на рынке труда с возможностью трудоустройства на более высокооплачиваемую работу, например, дальнобойщиком.

Категория Е даёт право управления автотранспортом с прицепом. А между тем езда с прицепом, тем более в составе сцепки-автопоезда, намного сложнее обычного вождения. Она требует особого чутья габаритов автосцепки, и даже предугадывания пути, по которому прицеп проследует за грузовиком.

Особую сложность представляет парковка задним ходом, если стоит задача заехать в ворота или «втиснуться» между двумя машинами. Даже если шофер прекрасно водит грузовик без прицепа, нередки случаи, когда для подобных задач приходится привлекать более опытного коллегу.

Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы были не категории, а классы водителей, и право управления машинами с прицепом имели лишь профессионалы высшего, т.е. первого класса. Но таких людей было мало, и машины с прицепом доверяли лишь партийным людям: коммунистам и комсомольцам.

Что собой представляет категория Е

Данная категория прав является дополнением к уже полученной ранее C или D и, как мы уже говорили, дает возможность использования прицепа, как к пассажирскому, так и к грузовому транспорту. Заметим, что для того, чтобы управлять легковым автомобилем с прицепом массой менее 0,75 тонны какая-то дополнительная категория не нужна, при условии, естественно, что у водителя уже открыта категория В.

Эта категория указывалась на правах до 1999 года с задней стороны. С 2014 года в отдельном виде её уже не существует, а только в качестве дополнения, усовершенствования к уже открытым у водителя категориям. Давайте рассмотрим, в каких сочетаниях, какие возможности дают права категории Е.

  • ВЕ – дает возможность водителю легкового автомобиля использовать прицеп массой менее 750 килограмм, например, это может быть «домик на колесах».
  • СЕ – самая распространенная категория для вождения грузовика с прицепом, допускает массу прицепа более 750 кг и массу грузовика, также более 3,5 тонн.
  • С1Е – встречается реже. В рамках этой категории действует ограничение – масса прицепа должна быть меньше массы грузового автомобиля.
  • DE – востребована в больших городах. Водители этой категории могут водить автобусы с прицепом, включая столь популярные в 90-е и нулевые «гармошки».
  • D1E – не накладывает ограничение на массу прицепа, но суммарное количество пассажиров не должно быть более 16 человек.

Эти обозначения были введены для совместимости с зарубежными стандартами; за границей действуют такие же категории с такими же ограничениями.

Кто может получить категорию Е

Для получения данной категории прав есть возрастное ограничение. Во-первых, претенденту должно, как минимум, исполниться 21 год. Во-вторых, для сдачи практической части экзамена, необходимо иметь стаж вождения в основной категории (В, С, D) не менее двенадцати месяцев.

Теоретическую подготовку, чтобы получить категорию Е, можно начинать в любом возрасте. И только с 18 лет, сдав соответствующие экзамены, открыть предыдущие категории и практиковаться в рамках занятий с инструктором вождения.

Подтвердить свой реальный водительский стаж можно выпиской из трудовой книжки, если профессия связана с вождением, а при наличии собственного автомобиля нужного класса представить документы, подтверждающие его владение сроком не менее года.

Как сдать на категорию Е

Открытие данной категории предполагает теоретическую подготовку, практику вождения грузовика с прицепом под контролем инструктора, и сдачу финального экзамена с участием сотрудников ГАИ.

Обучение

Чтобы успешно сдать на права категории Е, прежде всего необходима твердая теоретическая база. Осваивать информацию можно как самостоятельно, приобретя билеты и подобрав к вопросам соответствующую литературу (и билеты, и учебники можно найти в электронном виде в Интернете), так и под руководством опытного специалиста, или же в составе учебной группы специализированной автошколы. Обучение платное. Сумма оплаты зависит от автошколы и региона. Например, в Москве цены колеблются в районе 25 тыс. рублей.

Подготовка к экзамену

Теоретическая часть включает в себя овладение знаниями об устройстве прицепов различных типов, их допустимой грузоподъемности, проходимости, устройство прицепных механизмов, методику агрегатирования, включая сцепку транспортных средств с тягачом.

Отдельно рассматриваются вопросы передачи пневматического или гидравлического усилия на тормозную систему прицепа, повторения сигнальных огней головной машины: правила их подсоединения, диагностики и ремонта в дорожных условиях.

Водительское удостоверение категории Е предусматривает также знание основ первой медицинской помощи и умение ее оказывать в дороге, используя подручные средства и препараты, входящие в штатную аптечку тягача с прицепом.

Обязательным также является практическая тренировка вождения автопоездов. Это происходит под руководством и контролем опытного инструктора, на специально выделенном для учебных целей полигоне. Практика вождения включает в себя определенное количество часов, и является чрезвычайно ценным опытом для будущего профессионала.

В рамках тренировки водитель не только начинает «чувствовать прицеп», но и учится безошибочно выполнять перестроения и манёвры. Опытный руководитель подскажет, как проезжать перекресток с многометровым прицепом-фурой, как, сдавая задом, не давать прицепу выворачиваться, объяснит допустимые для разных масс, высот и сцепки скорости вхождения в поворот.

Подготовка к экзамену должна включать в себя и сбор необходимых документов, которые потребуются для его сдачи. Бывает так, что в силу различных причин прохождение медкомиссии затягивается на длительное время, и кандидат на сдачу экзамена может попросту не успеть. О том, какие бумаги нужно готовить, читайте далее.

Читайте также  Валковая дробилка принцип работы

Как правило, автошкола предоставляет возможность попрактиковаться не на одном типе прицепа, например, на тяжелом и малом полуприцепе, но и в составе автопоезда из двух и даже трех прицепов. Это дает уникальный опыт и отличный шанс стать универсальным шофером.

Документы

Как мы ранее говорили, обязательно потребуется медицинская справка о состоянии здоровья. Она имеет свой срок действия – три года. Понадобится также выписка из трудовой книжки, если экзаменуемый на категорию Е работает по профилю, или же документы на право собственности на автомобиль нужного класса.

Заметим, что водительский стаж 12 месяцев считается достаточным на момент сдачи экзамена. Однако пройти обучение можно и раньше этого срока. На экзамене Вам, естественно, придется предъявить паспорт, водительские права и личную карточку водителя.

Заранее узнайте реквизиты и сумму оплаты госпошлины; квитанцию необходимо приложить к основному пакету документов. Для подтверждения успешного прохождения курса, по его окончанию, автошкола выдаст выписку или иной регламентный документ.

Сдача экзамена

Экзамен проводится в присутствии сотрудника ГИБДД. Для тех, кто сдает на категории ВЕ и СЕ, теоретическая часть не предусмотрена. Претенденты на категорию DE, учитывая специфику пассажирских перевозок, сдают экзамен на умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии.

Практическая часть для желающих получить категорию Е, включает два этапа. Первый – выполняется на автодроме, где водитель показывает умение проходить повороты, маневрировать, разворачиваться, парковаться на специально размеченных трассах. Убедившись, что шофер готов к вождению, приступают ко второй фазе сдачи – вождение в реальных условиях: на улицах города и скоростных автомагистралях.

В случае несдачи экзамена с первого раза, кандидат получает об этом письменный документ. Повторно пройти тестирование можно через неделю.

Открываем категорию Е в правах

До 2014 года водительская категория Е существовала, как отдельное разрешение на вождение крупногабаритных транспортных средств и автопоездов. Иметь водительское удостоверение с открытой категорией Е означало, что его владелец — водитель высшего класса.

Однако в 2014 году категория была отменена в чистом виде и была разделена на несколько подкатегорий:

  • ВЕ — разрешение на вождение легковых авто массой до 3.5 тонн с прицепом (до 750 кг);
  • СЕ — разрешение на вождение автомобилей массой более 3.5 тонн с прицепом (750 — 3500 кг);
  • DE – разрешение на вождение автобусов, вместимостью более 8 человек с прицепом (сочлененные автобусы-»гармошки»).

На сегодняшний день, категория BE сохранилась без изменений (разрешение на вождение легкового авто с прицепом не требует дополнительного экзамена), а CE и DE получили дополнительные уточняющие подкатегории — С1Е (большегрузные авто с грузовыми прицепами) и D1E (микроавтобусы на 16 посадочных мест и сочлененные автобусы с тяжелыми прицепами).

Управление перечисленными транспортными средствами и прицепными устройствами требует более сложной подготовки и водительского опыта. Поэтому порядок открытия этих категорий отличается от получения категорий А-С.

Требования к претенденту на получение категории Е

Для получения водительских категорий, дающих право на управление автомобилями с прицепами, автопоездами и автобусами, есть свои уникальные требования:

  • категорию можно получить только по достижении 21 года (иначе к экзаменам просто не допустят);
  • необходим водительский стаж с категориями В, С или D не менее 12 месяцев (подтверждаются ВУ или записями в трудовой книжке);
  • для открытия категории необходимо пройти официальное обучение в автошколе, имеющей аккредитацию на обучение требуемой категории;
  • после окончания обучения необходимо сдать экзамен в ГИБДД (для ВЕ и СЕ — только практика вождения, для DE – теория и практика).

Важно! Если вы сдавали экзамен на открытие категории В, С или D не позднее, чем 90 дней назад, часть экзамена на категории ВЕ, СЕ или DE можно не пересдавать (по усмотрению сотрудников ГИБДД).

Практический экзамен состоит и двух частей — на закрытой площадке/полигоне и на участке реальной трассы с оживленным транспортным/пешеходным движением. Курсанты должны продемонстрировать правильное выполнение нескольких упражнений: движение передним/задним ходом, выполнение маневров, постановка автомобиля к платформе задним ходом. При неудачной сдаче экзамена по вождению, попытку можно повторить через неделю.

Порядок открытия категории Е (инструкция)

Чтобы на законных основаниях открыть в водительских правах категорию Е (ВЕ, СЕ, DE, С1Е или D1E), вам необходимо пройти процедуру и выполнить требования законодательства. Процесс открытия разрешение на управление крупногабаритными транспортными средствами предполагает:

1. Медосмотр перед поступлением в автошколу

Медосмотр проводится в аккредитованном медицинском учреждении для выявления противопоказаний для управления крупногабаритными транспортными средствами.

2. Собеседование в автошколе

На собеседовании уточняется возраст претендента (должно быть не менее 21 года), водительский стаж, открытые в ВУ категории и желаемая подкатегория Е.

3. Подготовка и сдача документов в автошколу

Пакет обязательных документов включает личный паспорт гражданина, идентификационный код (+копии), водительские права, 3 фото 3х4 см, копию военного билета, выписку из военкомата или приписное свидетельство (до 27 лет), обходной лист медосмотра.

4. Прохождение обучения на выбранную категорию в автошколе

Обучение включает теоретический курс подготовки водителя большегрузов, практическое вождение на тренажерах и реальных авто, курсы оказания первой медицинской помощи на дороге и виды ответственности за нарушения ПДД.

5. Экзамены на открытие категории

Экзамены включают теорию и практику (DE, D1E) или только практику (ВЕ и СЕ) на закрытой площадке-автодроме (выполнение обязательных упражнений), а также на испытательном маршруте открытой трассы.

6. Получение записи в ВУ

Сотрудники ГИБДД по результатам экзаменов вносят в ВУ новую запись об открытой категории, дающую право управлять автомобилями с прицепом и большегрузами.

FAQ (часто задаваемые вопросы)

1. Сколько времени учиться на категорию Е?

Стандартный курс обучения в автошколах составляет 4-5 недель. После трех недель теории курсанты обычно переходят к практическому вождению на автополигоне. Вы можете сразу уточнить сроки обучения — они указываются на сайте каждой автошколы и зависят от количества академических часов.

2. Как сдавать экзамен на категорию Е?

Сдача экзамена на категорию Е — это два испытания по практическому вождению в присутствии инструктора. Первый экзамен проводится в школе — на автополигоне/автодроме, где курсант отрабатывает стандартные упражнения (движение и маневры большегруза задним ходом), второй — на испытательном маршруте открытой трассы с оживленным транспортным и пассажирским движением, где отрабатывается правильность движения, маневрирования, трогания и торможения, правильного чтения знаков и светофоров. Перед экзаменом придется пройти медобследование, собеседование и обучение теории и практике в автошколе.

3. Сколько стоит обучение?

Стоимость обучения и сдачи экзаменов на открытие категории Е зависит от выбранной автошколы. Средняя стоимость по РФ — 15-30 тысяч рублей. Разные школы включают в эту сумму стоимость топлива или не включают. Возможны также затраты на дополнительные уроки вождения и госпошлина за обучение и внесение изменений в ВУ — 2000 рублей. Обычно вопрос стоимости уточняется на стадии проведения собеседования в автошколу (обязательно проверьте ее аккредитацию и не «покупайтесь» на «низкие» цены и скидки).

В заключении следует отметить, что в чистом виде водительская категория Е (вождение автобусов, прицепов и большегрузов) не существует. Теперь она разделена на подкатегории ВЕ, СЕ/С1Е и DE/D1E, каждая из которых дает право на управление легковыми авто с легкими прицепами, грузовыми авто с тяжелыми прицепами, большегрузными фурами и автобусами на 8-16 человек (в том числе, сочлененными). Каждая из перечисленных подкатегорий открывается отдельно и имеет свои особенности получения.

Для открытия водительской категории Е необходимо обязательно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен по вождению тем видом транспортных средств, который соответствует одной из Е-подкатегорий. Основной экзамен — практическое вождение на автодроме и на открытой трассе, после сдачи которого сотрудники ГИБДД внесут в ваше ВУ необходимые отметки.