Обгонная муфта для мотоблока своими руками

Мотоблок с дифференциалом: обгонная муфта и разблокираторы, как сделать блокировку своими руками – чертежи

Неотъемлемой частью силового привода любого транспортного средства, имеющего несколько колес на одной оси, можно считать дифференциал для мотоблока. Назначение этого механизма – распределение мощности между колесами в зависимости от сопротивления качению, что крайне необходимо при прохождении поворотов.

Так как колесо, проходящее внешнюю дугу траектории поворота, за то же время проходит больший путь, чем колесо, следующее по внутренней дуге, оно должно вращаться быстрее, в противном случае произойдет его пробуксовка.

Таким образом, лишенная дифференциала ось будет стремиться спрямить свое движение, и этот эффект выражается тем сильнее, чем больше расстояние между колесами.

Варианты механизмов распределения мощности

Конструктивно наиболее простым способом решения возникающей из-за жесткой связи колес проблемы является применение обгонных муфт, которые позволяют колесу вращаться быстрее, чем приводящае его в движение ось.

Обгонные муфты

Этот механизм является общеизвестным во всех своих вариациях: как с храповым механизмом (втулка велосипедного колеса), так и с расклиниванием роликами (бендикс электростартера).

Применяются обгонные муфты и в силовом приводе ряда автомобилей с подключаемыми осями. Однако, такое решение имеет характерную особенность: при прохождении поворота обгонная муфта рассоединяется на колесе, идущем по внешнему радиусу, так как оно стремится вращаться быстрее приводного вала.

Для облегчения же вхождения в поворот, напротив, большая часть крутящего момента должна сообщаться именно ему.

Эта проблема решена в классическом шестеренчатом дифференциале, распределяющем мощность обратно пропорционально сопротивлению вращения колес.

Но он и заметно сложнее в производстве, а также требует принудительной полной или частичной блокировки на бездорожье, так как в противном случае перераспределяет всю мощность на буксующее колесо.

Необходимость дифференциала

Многие работы, производимые при помощи мотоблока (например, культивирование), предполагают его прямолинейное движение. В этом случае прекрасно работает жесткий привод на оба колеса, значительно удешевляющий и упрощающий мотоблок.

При необходимости частых крутых разворотов мотоблок такого типа потребует приложения заметных физических усилий – одно из колес будет тормозить грунтозацепами, и мотоблок придется накренивать, вывешивая внешнее колесо в воздух.

Особенно это тяжело, если мотоблок имеет широкую колею и достаточно большой вес.

Как сделать самодельный дифференциал для мотоблока своими руками – чертежи

Как сделать дифференциал для мотоблока своими руками? Как правило, эксплуатация мотоблока не требует обеспечения длительного вращения колеса относительно приводной оси.

Благодаря этому распространены часто называемые “полудифференциальными” схемы, которые обеспечивают возможность свободного поворота колеса относительно оси на определенный угол.

Более подробно о “полудифференциале” смотрите на видео:

Простейший механизм в этом случае выглядит как крепящаяся на оси мотоблока втулка с поперечной прорезью. Внутрь этой втулки вставляется короткая ось, фиксируемая от выпадения завернутым в ее тело через прорезь болтом, а уже непосредственно на ось крепится колесо.

При этом при движении мотоблока приводная ось проворачивает втулку свободно до тех пор, пока задний край прорези не упрется в болт, и в дальнейшем через него передает крутящий момент на ось.

Культивация почвы — это одно из основных агротехнических мероприятий, которое является обязательной частью годового режима обработки почвы. Перейдя по ссылке ознакомитесь с удобным и практичным культиватором Лоплош.

Снегоход позволяет оперативно и комфортно перемещаться по снегу из одного пункта в другой, при этом, ещё и перевозя пассажира или какой-либо груз. Здесь модельный ряд и цены снегоходов Ямаха 2016 года.

От своевременного и качественного применения специальных средств при выращивании урожая зависит качество выращенной продукции, ее продуктивность, и, в конечном итоге, отдача от финансовых и физических вложений. Тут узнаете, как сделать опрыскиватель своими руками.

Во время поворота колесо, стремясь обогнать привод, продвигает болт вперед по прорези, разрывая передачу крутящего момента, а угол легкого поворота мотоблока зависит от длины прорези.

Такие удлинители крайне просты и могут быть изготовлены станочниками низкой квалификации, а поэтому дешевы и широко распространены. Обычно они изготавливаются с несколькими дополнительными отверстиями, позволяющими варьировать ширину колеи мотоблока и жестко связывать колесо с приводной осью при необходимости.

Чертежи этих самодельных дифференциалов широко распространены в интернете.

Недостатком описанной конструкции являются относительно малый возможный угол свободного проворота колеса (не более 240 градусов), так как поперечный паз сильно снижает общую прочность механизма, и большое внутреннее трение, особенно при неизбежном попадании внутрь втулки грязи.

Наиболее часто удлинители со свободным ходом используются на легких мотоблоках, наподобие Нивы.

Дифференциал для мотоблоков Салют и ему подобных Техас, Прораб, Викинг, Форза, Садко, Дон, Хутер, Профи, имеющих относительно большую массу, имеет несколько более сложную конструкцию, но и больший угол свободного хода – в пределах 330 градусов.

Это обеспечивается тем, что зацепление осуществляется выступами на удлинителе приводной оси и на закрепленной на нем свободно вращающейся ступице, снабженной шариковыми подшипниками. Соответственно, ступица может сделать почти полный оборот относительно оси, пока не упрется в противоположный край выступа.

Разворачивать мотоблок с такими дифференциалами ощутимо легче.

Ряд конструкций позволяет колесам свободно проворачиваться относительно оси и более чем на один оборот. Например, дифференциал мотоблоков “Фермер” представляет собой две муфты, управляемые рычагами на руле.

При необходимости владелец мотоблока может расцепить нужную муфту, позволив соответствующему колесу вращаться сколь угодно долго.

Общие советы

Начнем с простейшего варианта в виде удлинителя оси с поперечным пазом. Он будет достаточно надежным, даже будучи изготовленным из доступной низкоуглеродистой стали.

Удлинитель оси

Сцепляющий составные части удлинителя болт лучше использовать с головкой под внутренний шестигранник и фрезеровать паз с шириной, равной ее наружному диаметру.

В этом случае, во-первых, отсутствуют выступающие части, способные намотать на себя траву, во-вторых, затянутый до упора болт не будет расшатываться со временем.

Зазор между втулкой и удлиняющей осью нельзя делать слишком малым, так как при возникновении коррозии они прикиснут друг к другу. Очень желательно разместить на втулке пресс-масленку для безразборной смазки конструкции.

Более сложная конструкция с поворотной ступицей также может быть изготовлена из низкоуглеродистой стали, так как она легко сваривается.

Чистовая обработка отверстий под подшипники в ступице должна производиться после того, как к ней будут приварены фланец и ограничитель угла поворота из-за неизбежного коробления детали при сварке.

Самостоятельное изготовление дифференциала для мотоблока нельзя назвать технически сложной задачей, и это доказывают как опыт множества владельцев садовой техники, так и то, что распространенные предложения в интернет-магазинах копируют изначально кустарные конструкции.

Вложенные затраты труда же быстро окупятся облегчением эксплуатации мотоблока.

Как сделать дифференциал для мотоблока своими руками — расписываем по порядку

Мотоблок очень полезная и многофункциональная техника, значительно упрощающая жизнь и труд своим владельцам. Для еще более продуктивного и экономичного использования его силовых ресурсов создано множество приспособлений и навесного оборудования. К таким приспособлениям также относятся дифференциал и ступица. Об их основных функциях, возможностях и о самостоятельном изготовлении подобных деталей мы расскажем Вам в этой статье.

Типы механизмов распределения мощности

Конструктивно наиболее простым способом решения возникающей из-за жесткой связи колес проблемы является применение обгонных муфт, которые позволяют колесу вращаться быстрее, чем приводящае его в движение ось.

Читайте также  Навесное оборудование для мотоблока своими руками

Этот механизм является общеизвестным во всех своих вариациях: как с храповым механизмом (втулка велосипедного колеса), так и с расклиниванием роликами (бендикс электростартера).

Применяются обгонные муфты и в силовом приводе ряда автомобилей с подключаемыми осями. Однако, такое решение имеет характерную особенность: при прохождении поворота обгонная муфта рассоединяется на колесе, идущем по внешнему радиусу, так как оно стремится вращаться быстрее приводного вала.

Для облегчения же вхождения в поворот, напротив, большая часть крутящего момента должна сообщаться именно ему.

Эта проблема решена в классическом шестеренчатом дифференциале, распределяющем мощность обратно пропорционально сопротивлению вращения колес.

Но он и заметно сложнее в производстве, а также требует принудительной полной или частичной блокировки на бездорожье, так как в противном случае перераспределяет всю мощность на буксующее колесо.

Конструкции и предназначение дифференциала мотоблока


Основное предназначение дифференциала мотоблока – это более равномерное распределение мощности между колесами мотоблока. Особенно полезным дифференциал будет при поворотах. Чтобы развернуть мотоблок, обычно нужно прикладывать немалые усилия, особенно если техника с грунтозацепами и навесным оборудованием. Дифференциал обеспечивает легкое поворачивание из-за более быстрого вращения колес. Благодаря ему колеса имеют более быстрое вращение, чем то, которое происходит только благодаря оси.

Для разных моделей мотоблоков дифференциалы имеют свои конструктивные особенности и отличия. Например, для легких мотоблоков Нева используются дифференциалы, имеющие малый угол поворота колеса (240°). Также из-за поперечного паза у него небольшая прочность, внутри механизма наблюдается сильное трение деталей.

Мотоблоки фирмы Салют оснащены дифференциалами более сложной конструкции. Отличаются большей массой и углом поворота колеса (около 330°). Удлинитель имеет подшипники, что уменьшает усилие при повороте.

Для мотоблоков марки Фермер дифференциалы состоят из двух муфт, а управление осуществляется с помощью рычагов на руле.

Необходимость дифференциала

Многие работы, производимые при помощи мотоблока (например, культивирование), предполагают его прямолинейное движение. В этом случае прекрасно работает жесткий привод на оба колеса, значительно удешевляющий и упрощающий мотоблок.

При необходимости частых крутых разворотов мотоблок такого типа потребует приложения заметных физических усилий – одно из колес будет тормозить грунтозацепами, и мотоблок придется накренивать, вывешивая внешнее колесо в воздух.

Особенно это тяжело, если мотоблок имеет широкую колею и достаточно большой вес.

Как сделать дифференциал на мотоблок своими руками?


Чтобы избежать лишних финансовых затрат, можно сделать самодельный дифференциал. Это процесс несложный, а наличие в свободном доступе чертежей и разнообразных материалов еще более упрощают задачу.

Процесс изготовления выглядит так:

  • с помощью токарного станка по чертежам вытачивается деталь;
  • вытачивается фланец и аккуратно приваривается к части металлической трубы;
  • для изготовления дифференциала используйте заготовки только из качественной стали, поскольку данная деталь подвержена высоким нагрузкам.

Характеристика и разновидности ступиц для мотоблока


Ступица для мотоблока нужна для установки пневматических колес или стальных грунтозацепов.

Ступицы колеса мотоблока бывают 3 основных видов:

  • ступица дифференциальная с разблокировкой;
  • ступица полудифференциальная (упрощенный вариант предыдущей);
  • ступица обыкновенная.

Дифференциальная ступица для мотоблока считается универсальной деталью и нужна она в тех случаях, когда мотоблок не оснащен системой разблокировки колес, а разворот техники вызывает трудности. Ступица с подшипниками значительно облегчает управление и улучшает маневренность. Для выполнения разворота нужно всего лишь снять блокировку с фиксатора необходимого колеса.

По диаметру ступицы классифицируют на:

  • шестигранные (24 и 32 мм);
  • круглые.

Заключение

Такая самоделка, как дифференциал на мотоблок своими руками, это не особо сложная техзадача. Опыт многих садоводов, которым удалось сделать дифференциалы своими руками для мотоблока, это наглядно доказывает. Свое ручное приспособление быстро окупается и прекрасно служит при садово-огородных работах.

Самостоятельное изготовление ступицы на мотоблок

Как уже говорилось, существуют разные варианты исполнения ступиц для мотоблока. Для изготовления самого простого варианта можно воспользоваться таким чертежом:

Главное, что стоит помнить при самостоятельном изготовлении – соблюдайте технику безопасности и используйте высококачественные материалы для большего срока службы детали.

Предлагаем Вам также ознакомиться с подробным видео, в котором рассказано про тонкости изготовления самодельной ступицы для мотоблока:

Дифференциал для мотоблока — как работает и на что способен

Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 26.02.15
Просмотров: 40.827, Комментариев: 10

Недавно на Ютюб было выложено видео работы мотоблока Caiman Vario с насадкой-снегоотбрасывателем. Во врем рассказа об особенностях зимнего использования мотоблока были упомянуты «дополнительные дифференциалы» установленные на колёса.

Для демонстрации дифференциалов, Денис повертел мотоблок туда-сюда. Демонстрация была короткой, однако данная опция заинтересовала участников темы Мотокультиваторы Pubert &Caiman

В теме вроде бы быстро разобрались что это за дополнительные дифференциалы для мотоблока, но раз вопрос возник, то я решил сделать небольшой фотоотчёт. После съёмок демонстрационный мотоблок с дифференциалом был с бензином и маслом, поэтому его отогнали в помещение сервиса. Там тесно, вокруг много другой техники, поэтому покрутить его не получилось. От Caiman Vario мне досталась лишь фотография.

Дифференциал для мотоблока Caiman Vario

Итак, вот эти дифференциалы, а точнее полудифференциалы установленные вместе со штатными резиновыми колёсами размером 4.00-8. (Комплект из двух полудифференциалов называется «Дифференциалы с удлинителями для мотоблока VARIO/Q Junuor/Q Max» и имеет код R0101.)

Как это сделано

Конструкция таких дифференциалов для мотоблоков (и мотокультиваторов, кстати, тоже) предельно простая:

  • ступица колеса не закреплена на оси
  • на оси и ступице есть выступы (указаны зелёными стрелками), не дающие колесу провернуться на полный оборот

Как это работает

При нормальном движении мотоблока, выступ на оси упирается в выступ на ступице и передаёт вращение колесу. При этом, оба колеса будут вращаться одновременно.

Но если толкнуть мотоблок вперёд, то дифференциальные ступицы сработают как обгонные муфты, и выступы на колёсах «убегут» от выступов на оси. Далеко они убежать не смогут — сделав почти полный оборот, выступ на ступице уткнётся в выступ на оси, но и этого хватит для совершения манёвра.

После завершение поворота, мотоблок с дифференциалом сможет ехать лишь за счёт одного колеса пока выступ на оси второго колеса не «догонит» выступ на ступице. Так же возможен вариант пробуксовывать одним колесом, пока «разблокированное» не придёт в рабочее состояние.

Зачем нужны дифференциалы для мотоблока

Если по простому, то дифференциалы нужны мотоблоку для разворота в конце борозды. Вот как разворачивается тот же Caiman Vario на грунтозацепах и без дифференциалов.

Для разворота мотоблока и возврата на обрабатываемый участок, грунтозацепы приходится волочить по земле. И тут все зависит от веса мотоблока (или мотокультиватора) и силы оператора.

В конце будет видео показывающее насколько дифференциалы облегчают эту задачу.

Дифференциалы на мотоблоке Pubert Quatro Junior

Выше была картинка с дифференциальной ступицей отличающейся от того что установлено на Caiman Vario — в демонстрационном зале нашёлся другой мотоблок с аналогичной конструкцией дифференциалов.

Дифференциалы на мотоблоке Pubert Quatro Junior

В отличии от предыдущих отечественных дифференциалов подходящих к нескольким моделям, эти являются частью родного французского «Комплекта для вспашки» (код 8000010205) для моделей Quatro Junior и QJ V2 (Caiman, Pubert и MasterYard, в том числе модели с дизельным двигателем) в состав которого входят:

  • дифференциалы
  • колёса 5.00-10
  • утяжелители
  • оборотный плуг

Quatro Junior с таким комплектом имеет широкую колею и вес за 100 кг. Для того, что бы развернуть его с заблокированными колёсами, нужно быть либо очень сильным, либо очень упорным. В любом случае, такой разворот в конце каждой борозды отнимет в сумме много времени и сил.

Читайте также  Приставка к мотоблоку с рулем

Будучи с мотоблоков, примерно, в одной весовой категории, я решил с ним пободаться. Для этого я выкатил его на открытую площадку в демонстрационном зале.

Тестирование возможностей дифференциалов на мотоблоке

Тестирование я снял на видео. Было несколько проб, одна их них попала на видео. На видео хорошо видно как колёса вращаются во время разворота.

Максимальный угол разворота — 270 градусов (3/4 оборота), минимальный — 180 градусов (1/2 оборота). При реальной работе, лучше рассчитывать на минимальное значение. Разворот в 270 градусов оказался возможным из-за искусственности ситуации и толкания мотоблока туда-сюда. Хотя, и в реальной жизни возможен разворот в 3/4 оборота.

Резиновые колёса жутко скрипят по мрамору при развороте, а в заблокированном виде не двигаются вообще. Это видно на видео в начале и в конце разворота. Попытки сдвинуть этот центнер с заблокированными колёсами ни к чему не привели.

Да, в реальной ситуации, на траве, колёса будут скользить лучше чем на мраморе, но всё равно это будет достаточно специфическим развлечением.

P.S. Кроме дифференциалов, в состав комплекта для вспашки входит интереснейший оборотный плуг от компании Ribas. Я его уже давно обфотографировал, надеюсь скоро сюда выложу с пояснениями.

Добавлено 2017-02-02 Про плуг руки всё не доходят написать, поэтому небольшое видео мотоблока с дифференциалом и оборотным плугом вот:

ДИФФЕРЕНЦИАЛ В КОЛЕСЕ

Взявшись за создание малогабаритной сельхозтехники — этого надежного помощника на приусадебном участке и в подсобном хозяйстве, многие любители мастерить своими руками отдают предпочтение кинематическим схемам, неотъемлемой частью которых является дифференциал. Как правило, заводского изготовления: от автомобиля либо от мотоколяски. Но такие дифференциалы неизбежно приводят к усложнению и утяжелению всей конструкции. Чтобы втиснуть этот, зачастую довольно-таки громоздкий, узел в мини-трактор или, скажем, в мотоблок, приходится основательно потрудиться над всякого рода доработками. Да и блокировка колес, столь желательная, становится невозможной.

Давний подписчик и почитатель «М-К», самодеятельный конструктор сельхозтехники В. Староверов из Нижнего Новгорода разработал оригинальную конструкцию «дифференциала в колесе». В основе предложенного им технического решения лежит хорошо известный принцип действия обгонной муфты. Но выполнена она таким образом, что, будучи установленной в ведущих колесах мини-техники (в данном случае — мотоблока «Пчелки»), позволяет легко осуществлять блокировку колес. А большой набор сменных прицепных и навесных орудий делает мотоблок поистине универсальной сельхозмашиной.

«В конструкциях мотоблоков, насколько мне известно, чаще всего используется двухколесная компоновка. Обеспечивая машине достаточную устойчивость и маневренность, она легко сочетается с большим набором сменных прицепных и навесных сельхозорудий. А в комплекте с грузовой тележкой становится своеобразным мини-трактором. На этой компоновке я и остановил свой выбор.

Требуемую энерговооруженность обеспечил двигатель от мотороллера «Вятка» (можно использовать и от «Электрона»). Обладая (даже до доработки!) мощностью 7,5 л. с., он имеет к тому же встроенную трехступенчатую коробку передач и принудительное воздушное охлаждение, столь необходимое для силовых установок малогабаритной техники, работающих, как правило, в тяжелом нагрузочном и тепловом режимах.

— Двигатель я перебрал. Вместо штатного приспособил к нему карбюратор от «Ковровца» с жиклером, располагающимся по центру. Выполнил также ряд других доработок. В частности, на выходном валу установил звездочку (40 зубьев, шаг 12,7 мм) отбора мощности, наваренную на ступицу, в которой сделал 4 отверстия под пальцы фланцевой муфты — для сочленения

(см. кинематическую схему трансмиссии) с червячным редуктором», — говорит В. Староверов.

Выбор последнего отнюдь не случаен. Ведь именно при таком передаточном отношении мотоблок с указанным двигателем и пахотными колесами диаметром 570 мм способен осуществлять вспашку земли с оптимальной скоростью 3,5 км/ч. Иметь меньшую скорость пахоты нежелательно: недостаточно загружается двигатель, сельхозмашина идет неустойчиво, явно не хватает инерции, чтобы легко преодолевать неровности почвы. А при 4-5 км/ч и выше увеличивается пробуксовка колес из-за чрезмерной раскачки мотоблока.

Наилучшим образом подошел сюда редуктор от списанного транспортера, став силовой частью конструкции рамы. Тем более, что его крепление органично вписалось в общую схему мотоблока, практически все узлы которого — на болтовых соединениях. А именно это согласно замыслу как раз и позволяет провести полную сборку и регулировку машины в домашних условиях.

Спереди к лонжеронам редуктор-рамы крепится двигатель, слева — самодельный глушитель. Сверху на кронштейнах устанавливается топливный бак. Топливо из него поступает в карбюратор самотеком. Сзади к редуктор-раме крепятся ручки управления, выполненные, как и во многих других самодельных конструкциях мотоблоков (см., например, «М-К» № 1 за 1985 год), из двух стальных труб с поперечиной и укосинами. Диаметр ручек 32 мм. Поперечина и укосины — тоже из труб, но меньшего диаметра.

Расположение рукояток и рычагов управления — типовое для мототехники. Правая поворотная ручка связана с дроссельной заслонкой карбюратора, а левый рычаг — с муфтой сцепления двигателя. С правой стороны смонтированы рычаг переключения скоростей, имеющий три фиксированных положения, и упоры оболочек тросов.

«Изюминкой» в конструкции этого мотоблока является техническое решение, которое соседи (тоже, кстати, заядлые самодельщики) тотчас окрестили как «дифференциал в колесе». Правильнее же называть это новшество системой автоблокировки колес (САБ). Тем более что прототипом в данном случае «подвесной» дифференциал (см. о нем «М-К» № 3 за 1988 год), на который ссылались всезнающие соседи, служить не может. А реализованное мною в мотоблоке «Пчелка» техническое решение представляет собой две обгонные муфты оригинальной конструкции из куска рессоры, пружины сжатия, кривошипа и поводка для включения — выключения всего механизма, размещенного в колесе. Точнее — внутри тормозного барабана, на рабочей поверхности которого сделаны риски-зацепы с интервалом 20-26 мм и глубиной 2-3 мм. На иллюстрации приводится вариант усложненный, когда для пущей надежности у обгонной муфты — два таких «храповых механизма».

Работает САБ следующим образом. При нахождении «храповых механизмов» в положении «включено» упоры находятся в зацеплении со своими тормозными барабанами. А потому крутящий момент от двигателя передается одновременно на оба колеса. Это во время движения мотоблока по ровному, прямолинейному участку. Но, как только начинается поворот, колесо, двигающееся по траектории с большим радиусом поворота, отключается от трансмиссии, — происходит его автоблокировка. А стоит только угловым скоростям колес выравняться, крутящий момент вновь станет передаваться одновременно на оба колеса. Выполняется это автоматически!

Аналогичная картина получается и во время движения по неровному участку, при преодолении рытвин, колдобин и прочих «препятствий», которые таковыми для «Пчелки» — универсального мотоблока В. Староверова — по сути, не являются. Более того, наличие в кинематике САБ управляемых кривошипов, снабженных поводками, позволяет по выбору блокировать любое из ведущих колес или отключать даже оба колеса от трансмиссии (например, при перекатывании мотоблока в гараже) простым поворотом соответствующих поводков кривошипов. (Надо сказать, что всем этим «Пчелка» выгодно отличается от других разработок самодельных средств малой механизации, имеющихся в редакционном портфеле, у которых передача крутящего момента на ведущие колеса тоже выполнена с использованием «принципа обгонной муфты». Имеется в виду и мотоблок В. Калошина из Железногорска-Илимского Иркутской области, в кинематике которого применены выпускаемые для сельхозмашин муфты 40-50 ГОСТ 12935-76; и мотопомощник В. Федотова из Вичуги Ивановской области, где на обоих колесах надежно работают «многозубые подвижные втулки», и опубликованная в «М-К» № 3 за 1986 г. конструкция, авторами которой являются члены кружка «Юный техник» СПТУ № 25 из города Кельменцы Черновицкой области. )

Читайте также  Самодельный мотоблок из моста от Жигулей

Еще одна особенность предлагаемой САБ: данная система отлично вписывается в кинематику средств малой механизации, имеющих задний ход (у «Пчелки», как считает сам В. Староверов, такой режим работы воспринимался бы «архитектурным излишеством»). Нужно лишь расположить «храповые механизмы» в колесе навстречу друг другу (на иллюстрациях этот вариант выполнения САБ не показан).

Как уже отмечалось, в рассматриваемом мотоблоке используются колеса от автомобиля ГАЗ-69. Подойдут даже, казалось бы, совсем непригодные, стертые шины: ведь скорость движения «Пчелки» относительно невелика. Но, конечно, лучше — с новым протектором, которые можно применить и при вспашке на легких почвах. Для пахоты же на средних и тяжелых почвах используются выполненные из подручных материалов самодельные пахотные колеса. Установка их на место транспортных много времени не занимает благодаря «автомобильному» способу крепления к ступице.

Конструкция пахотного колеса — цельнометаллическая сварная. Диск — от ГАЗ-69. А обод состоит из четырех сваренных между собой съемных бортов обода колеса автомобиля ЗИЛ-130. От диска с двух сторон идут к нему спицы из стальных полос сечением 30X5 мм. К ободу приварены грунтозацепы. Тоже — из обрезков стальных полос (но уже сечением 26X5 мм), изогнутых в виде уголка с равными (по 50 мм) полочками. Приварены они в «шахматном» порядке; а через образовавшиеся треугольные отверстия пропущена змейкой цепь от привода тали — для лучшего сцепления с почвой Опробован и другой вариант: когда грунтозацепы выполнены из уголка 35X35 мм, приваренного к ободу «елочкой». Особых преимуществ этого варианта по сравнению с первым в работе не обнаружено. Разве что земли в колеса набивается поменьше. Можно использовать и иные конструкции грунтозацепов, в том числе — опубликованные на страницах «М-К» (см., например, № 1/85, 1/86 и др.).

Прицеп по сути своей мало чем отличается от приведенного в шестом номере журнала за 1990 год. Это тоже тележка на трубчатой раме с размерами кузова 1,5X1,3X0,3 м. Грузоподъемность ее около тонны. Для состыковки с мотоблоком использован силовой шарнир с тремя степенями свободы.

Плуг по своей конфигурации весьма схож с конструкцией опубликованной в № 5 журнала за этот год. Но полевой доски здесь нет. А требуемый профиль выдерживает четырехмиллиметровои толщины отвал, изогнутый (согласно линии а, см иллюстрации) из Стали 45, а лучше — из лемешной Стали Л45 Л50 (можно и из подшипниковой Стали ШХ15 как об этом писал «М-К» в № 5 за 1991 год).

Крепежный узел плуга, как и других сельскохозяйственных орудии, аналогичен конструкции, опубликованной в № 4 журнала за 1984 год. Культиватор и прочие навесные (прицепные) орудия — от списанной сельхозтехники. Их выполнение вполне осуществимо и в «домашних» условиях, если ориентироваться на статьи в № 7/81, 2/86, 4/90 и другие публикации «М-К». В частности, конструкция картофелекопателя обстоятельно изложена во втором номере журнала за 1986 год, а бульдозерного отвала — в четвертом номере минувшего года.

Н. КОЧЕТОВ, наш спец. корр., г. Нижний Новгород

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОБЛОКА

Кинематическая схема трансмиссии: 1 — ведущее колесо (2 шт., от автомобиля ГАЗ-69), 2 — двигатель «Вятка», модифицированный, 3 — муфта фланцевая открытая, со звездочкой отбора мощности, 4 — система автоматической блокировки колес (2 шт., самодельный вариант обгонной муфты с храповиком), 5 — редуктор червячный с i=1:13.

Система автоматической блокировки колес: 1 — поворотная цапфа, 2 — ступица, 3 — диск колеса ГАЗ-69, 4 — тормозной барабан, 5 — опорный диск, 6 — фиксатор (2 шт., из пластины от автомобильной рессоры), 7 — ось фиксатора (2 шт., болт М14), 8 — пружина фиксатора (2 шт., холоднокатаная пружинная проволока Ø3 мм, 12 витков диаметром 12 мм), 9 — упор (2 шт., отрезок уголка 40X40 мм с приваренным пальцем Ø10 мм), 10 — малая ступица (Сталь 45), 11 — винт М10, 12 — ведущий вал, 13 — шпонка призматическая, 14 — кривошип с трехвитковой пружиной, поводком и двумя гайками М12 (2 шт.), 15 — болт М12 с гайкой (4 шт.).

Колесо пахотное: 1 — диск колеса ГАЗ-69, 2 — спица (6 шт., Ст3), 3 — обод (4 сваренных вместе съемных борта колес ЗИЛ-130), 4 — грунтозацепы гнутые (12 шт., Ст3, толщина 5 мм); справа — вариант пахотного колеса с грунтозацепами из уголка.

Развертка и профиль лемеха и отвала: а — профиль лемеха с отвалом; фигура, образованная линиями в, с, d, — раскрой отвала плуга; фигура, образованная осью ординат и линиями в, с, е, — раскрой лемеха; лемех скрепляется с отвалом «внахлест» винтами M12, расположенными на линии f.

Борона: 1 — S-образная пластина с поперечным сечением 26Х 10 мм (4 шт., Ст3), 2 — поперечина сечением 26Х 10 мм (5 шт., Ст3), 3 — зуб диаметром 13мм (14 шт., Сталь 45), 4 — шайба Гровера (14 шт.), 5 — гайка М10 (14 шт.).

Ремонт мотоблока Нева-МБ2

В руководстве по эксплуатации мотоблока про такую неисправность ничего не написано. Пришлось искать информацию собственными силами. Поспрашивали у знакомых, поискали в интернете. Оказалось, что с такими проблемами сталкивались несколько владельцев техники, после 5-ти лет активной работы эта поломка встречается довольно часто. Всё дело в обгонной муфте.

ОБГОННАЯ МУФТА МОТОБЛОКА НЕВА-МБ2

Принцип её действия такой: обгонная муфта устанавливается на вал у двигателя, на неё надевается стартер. Заводя мотоблок Нева-МБ2, стартер вместе с ней раскручивает вал. Когда двигатель запустится, спиральная пружина возвращает пускач на место, обгонная муфта стопорится и не даёт вращаться стартеру.

В месте соприкосновения с металлическими шариками, которые тормозят обгонную муфту, её выступы стачиваются, шарики выскакивают из пазов, она начинает крутиться вместе с валом, вращая стартер со спиральной пружиной. Поэтому получается такой громкий металлический скрежет.

Чтобы этого не происходило, необходимо выполнить ремонт мотоблока Нева-МБ2 , а точнее, реставрацию обгонной муфты. Делается это так.

РЕМОНТ МОТОБЛОКА НЕВА-МБ2

Первым делом нужно плоской отвёрткой открутить 2 винта сверху и ключом номер 10 два болта снизу крышки

Теперь кладём мотоблок на бок, подложив под него какой-нибудь упор.

Сразу под сеткой стоит металлическая крышка. Под ней находятся шарики, как от подшипника.

Снимая крышку, следите за тем, чтобы они не выпали из своих мест. Соберите их отложите в сторону. Далее вынимаем обгонную муфту. Пазы, в которые заходят шарики, за время эксплуатации мотоблока стёрлись, закруглились, поэтому они выскакивают из посадочных мест и перестают её блокировать. Смазка на валу тоже выгорела.

Далее в озьмём напильник и сточим закругления, эту операцию можно выполнить на наждаке.

Проверим работу мотоблока, заведя двигатель. Если через какое-то время эта неисправность повторится, сделаем всё то же самое. А ещё лучше будет, если обгонную муфту заменить новой. Стоит она около 30 $, что по сравнению с ценой самой техники, недорого.

Вот так мы провели ремонт мотоблока Нева-МБ2, отреставрировав и смазав обгонную муфту.