Как сделать борону для мотоблока своими руками?

Борона для мотоблока своими руками самостоятельно

Для повышения эффективности работы, а следовательно повышения урожая, применяется такое навесное оборудование как бороны. Раньше для выполнения работ на земле использовали лошадей, а сегодня борону навешивают на мотоблок (если участок небольшой) или к трактору (если площадь обрабатываемого участка, внушительная). Поэтому — борона для мотоблока, является очень важным устройством для любого знающего землевладельца, а если она сделана своими руками, то и предметом гордости. Давайте расскажем подробнее, как выполняется боронование с помощью мотоблока, и как изготовить данное устройство самому.

Виды борон для мотоблока и их устройство

Существует несколько видов борон отличающихся конструктивно и имеющих ряд особенной.

Роторная борона

Что касается роторной бороны для мотоблока, её главным достоинством является хорошее снятие верхнего слоя почвы (грунта). Выровнять с ее помощью почву, тоже не проблема. Глубина обработки бороной варьируется от 4 до 8 сантиметров, глубину можно отрегулировать, исходя из специфики работ.

Важна и ширина бороны, здесь учитывается не только мощность мотоблока, но и размеры обрабатываемого участка. Обычно, эта величина, составляет от 800 до 1400 мм. Такие размеры обусловлены, иметь возможность удобно работать, маневрируя на участке небольших размеров.

Ротационные бороны от честных производителей, сделаны из качественного металлического сплава, позволяющего эксплуатировать оборудование на протяжении десятилетий (при должном уходе и обслуживании).

Дисковая борона

Дисковая борона используется на сухой почве, функционально, она выполняет ту же работу, что и роторная, но принципиально отличается в конструкции. Здесь основными элементами обработки, служат диски, формой похожие на звезды. Они, установленные на одной оси под определенным углом, обеспечивая максимальное проникание в грунт.

Зубовая борона

Зубовая борона, представляет из себя раму, на которой на равно удаленном расстоянии располагаются зубья. Стандартная длина зубьев, составляет 25-50 мм. Пример такой бороны, можно увидеть на видео ниже.

Борона для мотоблока своими руками чертежи

Для того, чтобы сделать борону для мотоблока своими руками, первым делом, необходимо изучить конструкцию устройства, чертежи и определится с размерами.

Из чего состоит борона

Конструкция бороны, довольно проста, рама выполненная из металлического квадратного профиля, сцепного устройство, которое кредит борону к мотоблоку, и зубья установленные на раму. Зубья, рекомендуется не приваривать, а закреплять болтами, тогда в случае поломки одно из них, легче будет заменить.

Ниже представлены чертежи борон, дающие представление о нужных размерах, узлах крепления и общей схеме.

Самодельная борона

Пример самодельной бороны, сделанной из двух борон меньшего размера и жестко соединенных между собой. Для продольного хода, применен шарнир от автомобиля ГАЗ 53. По мимо шарнира и стандартного прицепного устройства, борона, цепляется двумя тягами, для обеспечения лучшей работы.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева, одни из лидеров среди малой сельскохозяйственной техники. Борона для Невы, ни чем не отличается от борон для других устройств, и купить их можно, повсеместно.

Вот пример ротационной бороны для Невы и других мотоблоков, чей диаметр вала составляет 30 мм.

Ротационная борона РБ-1,4 (две секции, по 0,7м.) для мотоблока Нева.

Предназначена для предпосевной и послеуборочной обработки почвы.

Ширина захвата – 1,4 м;

Диаметр – 350 мм;

Посадочный диаметр втулки – 30 мм;

Глубина обработки почвы – до 100 мм;

Масса одной секции – 9 кг;

Видео борон

Ротационная борона установленная на мотоблок Нева в работе

Видео об устройстве бороны, ее размерах и использование с мотоблоком СИЧ

Как сделать борону для мотоблока своими руками по чертежу: вся суть

Для повышения эффективности работы, а следовательно повышения урожая, применяется такое навесное оборудование как бороны. Раньше для выполнения работ на земле использовали лошадей, а сегодня борону навешивают на мотоблок (если участок небольшой) или к трактору (если площадь обрабатываемого участка, внушительная). Поэтому — борона для мотоблока, является очень важным устройством для любого знающего землевладельца, а если она сделана своими руками, то и предметом гордости. Давайте расскажем подробнее, как выполняется боронование с помощью мотоблока, и как изготовить данное устройство самому.

Виды борон

По применению различают оборудование

специального назначения:

  • луговая из звеньев с зубчиками на кольцах для удаления сорных трав и мха на лугах;
  • сетчатая из рамы, оплетенной проволокой – больше полезна в выравнивании почв при тяжелом грунте, чем в размельчении;
  • садовая с механизмами отведения от стволов деревьев;

общего назначения:

  • круговая (самая эффективная, т.к. зубья, идя по спирали, разбивают комья гораздо качественнее и мельче);
  • зигзагообразная (все составляющие рамы согнуты зигзагом. Также неплоха на практике, но часто застревает);
  • обычная (самый тривиальный вариант. Функциональна, но нередко требует прохода в несколько раз).

Расчетная масса нагрузки на один зубец (диск, мотыгу или др.) определяет принадлежность к легкому, среднему или тяжелому классу.

По строению рабочего органа выделяют:

  • дисковый;
  • зубовый;
  • роторный.

На раме же он может закрепляться жестко, шарнирно или пружинно, а также, исходя из типа изделия, располагаться «шахматкой» либо параллельно.

Дисковая борона

К раме крепятся под углом (т.н. «угол атаки») диски (слегка выгнутые для большей эффективности) с гладким или выполненным в форме выемок краем. Угол выставляется в зависимости от сложности работы и состояния грунта. Иногда применяют рабочий инструмент с иглами – идеальный метод борьбы со стерней. Диски одной параллели составляют «батарею», а для их большего заглубления в почву используются особые пружинные механизмы либо же утяжелители.

Зубовая борона

Самая элементарная, но, не теряющая эффективности при грамотном использовании и правильном выборе формы зуба. Он может быть:

  • ножевидным;
  • квадратным;
  • круглым;
  • эллипсоидным.

Второй и четвертый тип распространен в тяжелой мототехнике, круглый можно применять на средних и легких культиваторах, а ножевидные – даже при ручном боронировании.

Роторная борона

Принадлежит к классу навесного оборудования для мотоблоков и тяжелой сельскохозяйственной техники. Предназначена для обработки целинных участков, снятия верхних слоев грунта с небольшим (до 0,07м) заглублением, обработки стерни, выравнивания поверхности. Бывает активной и пассивной. Вторая версия оснащает технику по типу прицепа, первая же – крепится вместо почвофрезы или прямо на валы после снятия колеса. Представляет собой радиусные рабочие органы, как правило, звездчатой формы, с заточкой заостренных краев, которые скрепляются между собой продольными полосами металла всегда под прямым углом. Угол же входа в почву регулирует степень загнутости кончиков.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.

Борона для мотоблока своими руками чертежи

Для того, чтобы сделать борону для мотоблока своими руками, первым делом, необходимо изучить конструкцию устройства, чертежи и определится с размерами.

Читайте также  Сцепки для мотоблоков под плуг

Из чего состоит борона

Конструкция бороны, довольно проста, рама выполненная из металлического квадратного профиля, сцепного устройство, которое кредит борону к мотоблоку, и зубья установленные на раму. Зубья, рекомендуется не приваривать, а закреплять болтами, тогда в случае поломки одно из них, легче будет заменить.

Ниже представлены чертежи борон, дающие представление о нужных размерах, узлах крепления и общей схеме.

Самодельная борона

Пример самодельной бороны, сделанной из двух борон меньшего размера и жестко соединенных между собой. Для продольного хода, применен шарнир от автомобиля ГАЗ 53. По мимо шарнира и стандартного прицепного устройства, борона, цепляется двумя тягами, для обеспечения лучшей работы.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева, одни из лидеров среди малой сельскохозяйственной техники. Борона для Невы, ни чем не отличается от борон для других устройств, и купить их можно, повсеместно.

Вот пример ротационной бороны для Невы и других мотоблоков, чей диаметр вала составляет 30 мм.

Ротационная борона РБ-1,4 (две секции, по 0,7м.) для мотоблока Нева.

Предназначена для предпосевной и послеуборочной обработки почвы.

Ширина захвата – 1,4 м;

Диаметр – 350 мм;

Посадочный диаметр втулки – 30 мм;

Глубина обработки почвы – до 100 мм;

Масса одной секции – 9 кг;

Видео борон

Ротационная борона установленная на мотоблок Нева в работе

Видео об устройстве бороны, ее размерах и использование с мотоблоком СИЧ


Заключение

Если базовые комплектации навесного оборудования, по какой-то причине не включили в себя приспособление бороны, ее всегда можно сделать своими руками. Причем на мотоблоках марок Нева, МТЗ, Каскад, Агро и Крот можно использовать не только зубовый тип изделия, но и любой другой, который тоже несложно сделать самостоятельно.

Борона для мотоблока своими руками и правильное боронование мотоблоком

Для того, чтобы повысить урожай на поле, всегда пахали и боронили почву. Так делали наши предки, и современные аграрии делают то же самое. Но для того чтобы выполнить эту работу, в старину запрягали коней, а сегодня борону прикрепляют к мотоблокам (для мелких фермерских участков, частных дач) или к трактору (это для больших хозяйств на больших территориях). Исходя из вышесказанного — борона для мотоблока своими руками является важным орудием для любого дачника, ниже рассмотрим подробнее процесс изготовления и как делать правильное боронование мотоблоком.

Борона для мотоблока своими руками

Из чего состоит борона?

К квадратной трубе снизу привариваются металлические полосы, на концах которых в два ряда прикрепляются болтами зубья (фото 3). Эти полосы располагают под углом 30⁰ друг к другу, колья земли, которые проскальзывают между зубьями первого ряда (переднего), разбиваются о зубья второго ряда.


В варенной втулкой заканчивается дышло, через нее фиксируется борона при помощи «пальца» к мотоблоку. Высота подъема регулируется стойкой для глубины боронования (фото 4).

К дышлу рядом с ней приварен регулировочный винт для угла атаки – именно он позволяет настраивать конструкцию так, чтобы задние и передние зубья впадали в одинаковую глубину.

Особенности использования бороны на мотоблоке

Иногда, во время работы борона забивается. Очищать ее очень просто, при этом даже не наклоняясь. При поднятии ручки мотоблока, отрываем борону от поверхности почвы, отводим в сторону и ногами отбрасываем весь мусор, который скопился на зубьях. Затем возвращаем инструмент на прежнее место, опускаем и продолжаем движение.

Принцип роботы и устройство бороны для мотоблоков

Первая борона, которую человек сделал своими руками, имела вид связанных между собой бревен ели. Делали их не очень длинными, чтобы оставалась возможность маневрировать в полях, но масса бороны, была слишком велика, что давало возможность разбивать глыбы земли после вспашки и сохранять в земле естественную влагу.

На сегодняшний день этот агрегат применяют как самостоятельно, так и с другими видами приспособлений по типу сеялок и культиваторов. Борона справляется не только с земляными глыбами, но и прикрывает почву оставляя внутри нее влагу. Технические характеристики бороны позволяют ей еще собирать сухие остатки растений и выдергивать корни сорняков.

Это устройство, которое прошло века и сумело модернизироваться на столько, что при его использовании, человеческих усилий требуется минимум. Бороны бывают нескольких видов:

  1. дисковые
  2. роторные
  3. зубовые

Технические характеристики бороны соответствуют общепринятым стандартам и имеют расчет исходя из массы, которая приходятся на один диск или зуб. Соответственно, исходя из этой классификации, бывают бороны тяжелые, средние и легкие. А использование их может быть специальным или общим.

Виды борон для мотоблоков и тракторов

Во-первых, рассмотрим роторную борону для мотоблока, она очень хорошо снимает именно верхний слой почвы. При помощи роторной бороны после сбора зерновых культур обрабатывают землю. Так же она является хорошим вариантом при выравнивании почвы. Благодаря ей отпадает потребность в скашивании травы. Рабочая глубина устанавливается исходя из того какие задачи поставлены. Колеблется она обычно от 5 до 7 сантиметров.


Для трактора абсолютно не имеет значения, какой будет борона, здесь важнее и ценнее учитывать размеры необходимые для обработки почвы. Если это поле размером в несколько сотен гектар, то, чем шире будет борона, тем лучше.

Борона больших размеров производится специально для мотоблоков, поэтому сделать ее своими руками не составит особого труда. Она крепиться к мотоблоку на сцепку.

Фермеры сделали вывод: для хорошей эффективной работы в поле, борона, а точнее ее лезвия должны иметь косую форму. Располагаться зубья должны под углом к плоскости земли, это позволяет резать легко, а тем самым, разравнивание почвы.

Дисковая борона

Второй вид бороны дисковый, применение пересохшей почве. Дисковая борона выполняет все те же функции что и роторная, только отличается конструкцией: в ней используются диски, каждый из них стоит на отдельной оси. Но, к сожалению, такой вид бороны ломается чаще.

Классическая зубовая борона используется в тех местах, где необходим ровный и рыхлый слой почвы. Зубья располагаются в раме равномерно, длина их колеблется от 25 мм до 45 мм. Величина зубьев зависит от веса бороны, чем больше вес, тем больше зубья. К недостаткам следует отнести, скорость эффективности работы мотоблока, мощность должна быть значительно высокой, и составлять не менее – 12-14 км/час.
Если Вы стоите перед выбором то для работы на небольших территориях, прекрасно подойдет роторная борона для мотоблока.

Правильное боронование мотоблоком

Хорошая, качественно сделанная роторная борона для мотоблока может быть использована в качестве культиватора. Все то, что в отсутствии техники выполняется вручную, будет выполнено быстро и эффективно, когда в вашем арсенале имеется мотоблок и борона для него, то проведя правильное боронование мотоблоком Вы увеличите урожайность посаженной культуры, и значительно снизите уровень потерь посевного материала и обеспечите доставку удобрений на нужную глубину.

Борона для мотоблока способствует выравниванию верхнего слоя почвы, при высыпании удобрений на землю, ее работа обеспечивает попадание их под верхний слой земли на 5-7 см в глубину.

Совет: при проведении работ бороной с помощью мотоблока не превышайте скорость механизма более 4 км/час.

Самодельные зубовые, роторные и дисковые бороны для мотоблока — делаем своими руками по чертежам и видео

Первые приспособления для боронования появились с того времени, как человек впервые научился обрабатывать землю примитивным деревянным плугом (оралом). Бороны также делались из дерева и были не сильно длинными, для большей маневренности, но достаточно тяжелыми, что позволяло дробить большие комья земли образованные после пахоты.

Самодельная классическая (зубовая) борона для мотоблока

Уже давно трактора сменили лошадей, а бороны стали более совершенными и эффективными, и могут устанавливаться не только на тяжелую и среднюю сельскохозяйственную технику, но и на мини-трактора и мотоблоки. Данный вид оборудования позволяет не только разбивать большие комья и прикрывать почву для сохранения влаги, но и собирать остатки сухой растительности, а также удалять ее корни.

Существуют следующие виды борон:

  • зубовые или классические;
  • роторные или ротационные;
  • дисковые.

Согласно данной классификации навесное оборудование для боронования бывает тяжелым, средним и легким. Устройство для боронования на мотоблок «Нева» можно купить в специализированном магазине или же сделать своими руками.

Традиционная борона

Классическая, или как ее еще называют, конная борона, применяется для создания ровной и рыхлой поверхности. Также данный вид навесного оборудования позволяет качественно укрыть в почве влагу и тем самым предотвратить ее высушивание. Борона производит дробление крупных комков земли до требуемой фракции, уничтожает сорняки и удаляет из грунта остатки растительности. Оборудование довольно легкое и поэтому используется для поверхностной обработки почвы, измельчения комьев земли и неглубокого рыхления перед проведением посевной.

Зубовая борона для мотоблоков заводского производства изготавливается из специальной конструкционной стали, выдерживающей значительные нагрузки. Также данное оборудование неплохо ровняет почву после проведенного фрезерования.

Этот тип оборудования для боронования представляет собой прямую или зигзагообразную раму, которую можно сделать своими руками из стальной полосы, квадратной трубы или уголка, стойки для сцепки с мотоблоком и зубьев. Закрепить зубья на раме можно при помощи сварки, или, нарезав на них резьбу, зафиксировать гайками. Рабочие органы на раме располагаются на равномерном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять 25-45 мм. Относительно ширины оборудования, то, например, для мотоблока «Нева» вполне хватит 500-600 мм. На представленном видео показана зубовая борона в работе.

Читайте также  Как пахать мотоблоком с адаптером?

Также можно сделать своими руками мотоблочную зубовую борону и по чертежу представленному ниже. На то, чтобы сделать такое навесное оборудование, придется затратить полдня, но оно того стоит.

Схема зубовой бороны для мотоблока

Для того чтобы сделать такое оборудование для мотоблока нам понадобится следующее:

  • к металлической трубе квадратного сечения приварить железные полосы, на которые, собственно, будут при помощи гаек крепиться зубья с нарезанной с одной стороны резьбой;
  • дышло нашего навесного оборудования оканчивается приваренной втулкой, через которую при помощи металлического пальца будет происходить соединение с используемым мотоблоком;
  • делаем стойку с регулировочным винтом для настройки высоты подъема устройства для боронования, чтобы обеспечить равномерное заглубление рабочих органов в почву.

Хоть покупное заводское оборудование, хоть самодельная борона, к мотоблоку «Нева», имеется особенность накопления на рабочих органах влажной почвы с остатками растительности, вследствие чего обработка земли может стать неэффективной. Для того, чтобы легко и беспрепятственно очистить зубья скребком или любым металлическим предметом воспользуемся подъемным рычагом агрегата.

На видео показана самая простейшая зубовая борона для мотоблока с указанием размеров.

Оборудование роторного типа

Роторную или ротационную борону используют, как правило, для обработки земли после сбора урожая зерновых культур. Также, данный тип оборудования для мотоблока хорошо выравнивает поверхность земли и удаляет сорные растения. Роторная борона состоит из шести рабочих кромок, дисков и втулки. Оборудование претерпело изменения, и было выявлено – для большей эффективности рабочие лезвия должны быть установлены под углом, что позволяет легко разрезать и разравнивать почву во время обработки. Приспособление для боронования, сделанное своими руками, устанавливают на агрегат вместо колес или грунтозацепов. На видео показана самодельная борона ротационного типа для мотоблока в работе на участке.

Глядя на представленное фото, может показаться, что сделать такую борону своими руками не представляет труда, однако, для того, чтобы она нормально работала, необходимо правильно рассчитать всю конструкцию, а именно угол под которым устанавливаются рабочие кромки.

На видео представлен весь процесс изготовления роторной бороны и работа с ней.

Дисковая борона

Дисковые бороны используют на пересохших почвах и практически не отличаются по функциональности от ротационных активных борон, за исключением того, что здесь в качестве рабочего органа выступают диски, установленные на независимых осях, а крепление к мотоблоку происходит посредством сцепки.

Самодельная борона дискового типа

На чертеже указаны размеры для мини-трактора, поэтому делая навесное оборудование для мотоблока, подгоняем все значения под габариты силового агрегата. От большого тракторного дискатора была позаимствована одна секция, состоящая из 8 линзообразных дисков диаметром 450 мм с междисковым расстоянием – 150 мм. На видео хорошо видно работу оборудования сделанного своими руками и установленного на мотоблок с адаптером.

Чертеж дисковой бороны

Дисковая секция закреплена подвижно на металлической раме 1400х650 мм и сваренной из уголка 50х50 мм. Захват у такого самодельного оборудования составляет 1200 мм при глубине до 100 мм, а угол атаки настраивается до 17˚. Как было уже сказано, для того, чтобы использовать устройство для боронования вместе с мотоблоком «Нева», длину рамы можно сделать вдвое меньше и, соответственно, использовать всего 4 диска.

Заключение

Из всех перечисленных видов, наиболее простой и легкой для самостоятельного изготовления, является зубовая борона, однако, по мнению большинства фермеров, самым эффективным все-таки считается навесное оборудование роторного типа. В интернете можно найти чертежи и видео на эту тему. Работа ротационной бороны в связке с мотоблоком должна осуществляться на скорости порядка 4 км/ч. Дело в том, что только в таком рабочем режиме двигатель мотоблока не будет перегружен, а устройство качественно взрыхлит грунт, подготавливая благоприятную почву для будущего урожая.

Если необходима борона для тяжелого мотоблока, то сделать устройство для боронования будет немного сложнее. Гораздо проще в таком случае приобрести соответствующее оборудование у производителя. Лучшим вариантом будет, если навесное оборудование и мотоблок изготовлены одним производителем. В таком случае не возникнет проблем с креплением и значительно увеличивается срок эксплуатации.

Если приобретать оборудование у производителя, то выгоднее всего, в финансовом плане, купить классическую борону, которая стоит гораздо меньше остальных типов. Однако сделав собственными руками полезное приспособление для своего мотоблока, вы получите не только моральное удовлетворение, но и незаменимого помощника для проведения сельхозработ, который позволит сэкономить время, силы и средства.

Борона для мотоблока своими руками

Борона для мотоблока представляет собой навесное оборудование, которое применяется с целью измельчения верхнего слоя земли после вспашки либо одновременно с ней. Подобное устройство используется в процессе посева семян, а также для выравнивания земли после проведения грубой обработки.

Однако применяется данный агрегат нечасто. Это обусловлено тем, что основная часть мотоблоков принадлежит к культиваторному типу. За счет этого после проведения обработки земли не требуется её боронование. Но когда применяются более габаритные модели, использовать бороны необходимо, в частности, после проведения вспашки целинных участков либо же сидератов. Боронование мотоблоком ускоряет высыхание, а также подогрев верхнего слоя земли. Это позволяет улучшить поглощение из грунта полезных свойств посаженными растениями, что повышает усвояемость удобрений.

Виды борон

Такие устройства разделяются на три таких типа:

  1. Зубовая
  2. Дисковая
  3. Роторная

Стоит рассмотреть каждый из видов отдельно.

Зубовая борона

Популярная сегодня зубовая борона состоит из нескольких рядов зубьев, благодаря которым происходит обработка почвы вместе с её разрыхлением, а также разравниванием. Различия в таких моделях заключается в разном количестве зубьев. Обычно используются широкие варианты, имеющие 4 и больше зубчатых рядов.

Широко распространено их использование с мотоблоками, относящимися к категории тяговых. К ним относит большинство моделей марки Нева, а также МТЗ. Подобные виды обладают высоким сцеплением с дорогой, за счет чего наблюдается существенное продольное усилие. Борона нередко используется после обработки участка трактором. При этом во время работы можно установить вместо зубьев специальные пружины, которые меньше ломаются.

Дисковая борона

Представляют собой активные бороны. Их часто используют вместе с мотоблоками, относящимися к культиваторному типу. Для применения на тяговых, требуется сооружать специальный вал, предназначенный для отбора мощности. Дисковая борона позволяет обрабатывать грунт за счет его прорезания при помощи вращающихся дисков. Такие изделия имеют разную форму, от обычной прямоугольной, до чашечной.

Последние — более трудоемкие в конструировании, однако, позволяют оборачивать пласт, за счет чего частично проводится вспашка. Благодаря этому их применяют для проведения неглубокой ранней обработки верхнего слоя почвы перед восходом сорняков и до начала посева картофеля либо зерна. Для улучшения разделки почвы, а также снижения уровня сопротивления в процессе вращения пласта, края таких дисков имеют неровную форму.

Роторная борона

Подобные изделия отчасти похожи на культиватор и дисковые модели. Это обусловлено наличием вращающихся зубчатых элементов, которые врезаются в землю и переворачивают определенную её часть.

Роторная борона имеет отличительную черту, которая заключается в небольшой глубине обработки грунта, а также наличии множества рабочих зубьев. При этом диски находятся под прямым углом, относительно оси вращения. Кроме этого, зубья обладают небольшим изгибом. Его радиус зависит от коэффициента сцепления, которое имеется у колес с землей. Так, при повышении скольжения, должен увеличиваться изгиб зубцов.

В процессе работы, это будет позволять протыкать почву почти под прямым углом. Благодаря этому будет происходить хорошая её аэрация. Когда такие зубья выходят, они слегка поддевают почву, за счет чего происходит вырывание небольших сорняков, которые еще не пустили серьезных корней. Ротационная борона используется для обработки земли, даже если состоялся восход растений. В этом случае не происходит травмирования крупных растений. Такие модели позволяют снизить количество используемых удобрений, благодаря тому, что вещества в процессе аэрации хорошо усваиваются из воздуха, а также улучшается рост корней.

Самодельная зубовая борона

Изделия, сделанные своими руками, отличаются по качеству от устройств, произведенных на заводе. Это обусловлено тем, что на заводах, модели делаются из специальной конструкционной стали, способной выдержать большой уровень нагрузки. Самодельная борона такого типа легко может быть сделана при наличии соответствующих компонентов, так как имеет весьма простую конструкцию. Прежде всего, можно посмотреть видео и составить чертежи, которые дадут представление о габаритах, узлах и всем строении устройства. Из материалов стоит взять полоски из стали, квадратные трубы, а также уголки.

Последовательность действий в создании зубовых борон, выглядит следующим образом:

  • сначала с нижней стороны проводится приварка металлических полос к трубе, но так, чтобы их угол друг относительно друга был порядка 30°. При этом края должны выступать на одинаковую величину с обеих сторон;
  • дальше в центре приваривается втулка, которая посредством пальца монтируется к мотоблоку. Здесь требуется создать возможность регулировать уровень подъема стойкой, что будет изменять глубину разрыхления;
  • теперь к краю каждой установленной полосы болтами либо сваркой крепятся сами зубья;
  • после этого проводится установка втулки на дышло, к которой крепится винт, регулирующий положение зубьев.

Важно! Требуется, чтобы передние, а также задние зубья на одинаковую глубину проникали в землю.

Рекомендуется, чтобы для создания рабочих элементов в таких конструкциях применялась закаленная сталь. А вот для зубьев стоит использовать рифлёную арматуру, имеющую диаметр 14 мм, а длину порядка 20 см.

При повышении длины этих элементов, должна увеличиваться и их толщина, иначе они могут погнуться. До установки, их рекомендуется закалить, а также заточить.

Самодельная дисковая борона

Рассматривая, как сделать подобные изделия, важно отметить, что они при проведении обработки почвы одновременно выполняют сразу несколько функций. По этой причине активная борона для мотоблока имеет более сложную конструкцию, а её изготовление довольно трудоемкое. Работы по созданию такого устройства проводятся следующим образом:

  • требуется подготовить диски, а также 2 трубы, которые обязательно должны быть зафиксированы к валу самого мотоблока. В этом случае их длина должна составлять 1 м, а диаметр дисков не более 20 см;
  • используя болгарку необходимо на дисках сделать надрезы, которые будут располагаться по окружности с шагом в 10 см. В центре делается посадочное отверстие, используемое дальше для монтажа на вал. Желательно, чтобы посадочные отверстия у таких дисков, имели размеры больше чем диаметр валов. Общее количество таких элементов должно позволять перекрывать друг друга;
  • когда диски будут готовы, их монтируют уже на вал, с шагом от 5 до 9 см. При этом важно соблюдать наклон к оси, для этого с левой стороны делается уклон в одну, а с правой, в противоположную сторону.
Читайте также  Циркулярка с двигателем от мотоблока

Подобная активная борона для мотоблока в самостоятельном изготовлении более сложна, чем зубчатая и требуется более точного подгона деталей по размерам в соответствии со схемой. Однако выбор типа создаваемой модели зависит от личных предпочтений, а также цели, с которой устройство будет применяться.

Самодельная борона на мотоблок своими руками

Борона для мотоблока – навесное оборудование, предназначенное для измельчения пласта земли после вспашки или одновременно со вспашкой. Она может применяться при заделке семян во время посева или при выравнивании поверхности участка после грубой обработки – например, после выкапывания картошки.

Применяется такое оборудование не так часто – большинство мотоблоков относятся к культиваторному типу, и после такой обработки обычно не требуется боронование. Однако крупные мотоболки зачастую требуют наличия бороны, особенно после вспашки целинных участков, залежей или после сидератов. Боронование позволяет ускорить высыхание и прогрев поверхностного слоя земли, активирует поглощение полезных веществ из почвы и улучшает усвояемость органических и минеральных удобрений.

Виды борон

Бороны подразделяются на следующие разновидности:

  1. Зубовая
  2. Дисковая
  3. Роторная

Зубовая борона

Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.

Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.

Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.

Дисковая борона

Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.

Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.

Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.

Роторная борона

Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.

Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.

Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Дисковая борона для мотоблока своими руками

В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.

На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.

Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.

Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Боронование мотоблоком

При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.

Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.