Виды технического обслуживания экскаваторов

Перечень работ по техническому обслуживанию экскаватора, выполняемые самостоятельно

Ежесменные работы по обслуживанию экскватора выполняемые бригадой самостоятельно

По двигателю

1.Проверить уровень воды в радиаторе и топлива — в расходном и основном топливных баках; в случае необходимости добавить недостающее количество.
2.Проверить уровень масла в картерах пускового двигателя и дизеля, а также в коробке редуктора пускового двигателя; в случае необходимости долить в них масло.
3.Убедиться в отсутствии течи топлива, масла и воды, проверить состояние всех трубопроводов, спускных пробок и т. п. Устранить неисправности.
4.Проверить давление масла в системе смазки и температуру воды после прогрева дизеля.
5.Проверить уровень масла в картере компрессора и в случае необходимости добавить его в картер.

По трансмиссии экскаватора

1.Проверить уровень масла в ваннах, картерах и масляных баках гид-равлического управления: в случае необходимости долить недостающее коли-гэдсшо масла
2.Спустить конденсат из системы пневмоуправлення.
3.Проверять исзравность системы управления механизмами и плавность вх включении Устранить все неисправности.
4.Проверять давление в системе гидравлического управления.
5.Осмотреть ограждения и другие устройства го технике безопасности и устранить выявленные дефекты.
6.Смазать детали, согласно карте смазки (центральную цапфу, втулки блоков в кронштейна направляющего устройства тягового каната, втулку (блока ковша драглайна в др.).

Переяень профилактических работ, проводимых через каждые 60—64 часа работы

1.Очистить от старой смазки и пыли открытые зубчатые передачи и нанести на них новую смажу.
2.Смазать подшипники скольжения нижнего ходового механизма хода и гусенечного хода.
3.Смазать шарниры и подшипники рычагов управления основными ме-ханнзмами (реверса, поворота главной лебедки).
4.Проверять натяжение гусеничных лент и цепной передачи на ведущие колеса гусенечного хода, а также крепление пальцев гусеничных лент. В случае необходимости отрегулировать и закрепить их.
5.Проверить натяжение ремней вентилятора и компрессора (системы пневмоуправления отрегулировать их.
6.Проверить состояние сальника водяного насоса дизеля.
7.Проверить состояние узла крепления и привода насоса системы гидравлического управления.
8. Проверить натяжение ремней компрессора. Отрегулировать натяжение.
9. Спустить отстой из корпуса топливного фильтра и топливного бака пускового двигателя.

10.Промыть фильтр горловины топливного бака.
11.Спустить отстой из отстойника масляной ванны поворотной плат-формы.
12.Осмотреть канаты и в случае необходимости заменить отдельные из них другими.
13.Проверить крепление ведущего диска главной муфты к маховику дизеля. В случае необходимости закрепить диск.
14.Проверить крепление крышек подшипников валов главной лебедки, реверса и при необходимости закрепить их.

Действия по обслуживанию экскаватора через каждые 100—120 часов работы

1.Сменить масло в системе дизеля, промыть картер трубопровода и корпуса фильтров, а также очистить фильтр грубой очистки.
2.Проверить работу топливного насоса дизеля и в случае выявления неисправностей передать его в мастерские для регулировки и ремонта.
3.Произвести смазку осей роликов опорно-поворотного круга.
4.Смазать Шарнйры и подшипники периодически работающих рычагов управлений механизмами.
5.Произвести чистку открытых цепных передач.
6.Сменить масло в поддоне воздухоочистителя и промыть сетей.
7.Проверить натяжение цепной передачи редуктора и отрегулировать ее.
8.Проверить напряжение аккумуляторных батарей и плотность электролита.
9.Отрегулировать ход рычагов и педалей управления механизмами.
10.Отрегулировать величину осевого перемещения дисков конусных фрикционных муфт.
11.Проверить крепление передних и задних упоров рукоятки.
12.Проверить зазор между рукоятью и седлом.
13.Отрегулировать величину отхода ленточных фрикционных муфт и тормозов. Проверить равномерность прилегания лент.
14.Осмотреть металлоконструкции, выявить и устранить дефекты.

Через каждые 200—240 часов работы необходимо

1.Заменить элементы тонкой очистки масла системы смазки дизеля.
2.Смазать подшипники двуногой стоики и лебедки подъема стрелы.
3.Промыть бак системы циркуляционной смазки.
4.Промыть фильтры системы гидравлического управления.
5.Прочистить и промыть масловлагоотделитель, а также системы пневматического управления.
6.Промыть и очистить топливопроводы и баки.
7.Проверить состояние всех уплотнений; в случае необходимости — сменить.
8.Проверить состояние фрикционных колодок и степень их износа, вышедшие из строя — заменить.
9.Проверить состояние щеток генератора и зачистить коллектор. Проверить состояние всей осветительной аппаратуры и проводки и устранить выявленные дефекты.
10.Проверить крепление листов кузова, пальцев и осей. Подтянуть болтовые соединения и стопорные устройства.
11.Отремонтировать детали металлоконструкций, вышедшие из строя в процессе работы.
12.Отрегулировать ход и работу золотников и клапанов систем управления.

Техническое обслуживание экскаватора через каждые 800 часов работы

1.Проверить состояние подшипников качения, очистить уплотнения, проверить их состояние, заменить смазку.
2.Проверить работу зубчатых передач, износ зубьев и отрегулировать зацепление.
3.Проверить крепление деталей и заменить негодные крепежные детали.
4.Осмотреть цепь редуктора, заменить изношенные звенья; отрегулировать натяжение.
5.Осмотреть тормоза и фрикционные муфты, в случае необходимости промыть рабочие поверхности. Заменить изношенные фрикционные колодки.
6.Проверить зазоры между катком-захватом и плоскостью нижней рамы. Отрегулировать зазоры (рис. 16).
7.При гидравлической системе управления проверить работу гидротол* кателей; в случае тети сменить манжеты, промыть фильтры, осмотреть золотники пульта управления, устранить течь и отрегулировать ход.
8.провести все требующиеся ремонтные работы.

Через каждые 1600 часов работы необходимо

1.Слить масло из всех картеров и ванн, зубчатых и цепных перелай бака системы гидравлического управления, промыть их и заполнить новым маслом.
2.Сменить детали, срок службы которых истек.
3.Проверить крепление деталей и заменить негодные.
4.Заменить изношенные фрикционные колодки.
5. Провести все требующиеся ремонтные работы.

Техническое обслуживание экскаваторов

Применяются следующие виды технического обслуживания экскаваторов Э-505, Э-651 и Э-652 при их эксплуатации:

  • ежесменное техническое обслуживание;
  • техническое обслуживание № 1 — через 60 часов работы;
  • техническое обслуживание № 2 — через 240 часов работы;
  • техническое обслуживание № 3 — через 720 часов работы.

Техническое обслуживание экскаваторов осуществляется бригадами в перерывы между сменами и периодически в дополнительное время.

Техническое обслуживание основных механизмов экскаватора

Уход за реверсом заключается в наблюдении за нормальной работой фрикционов, предупреждении пребуксовывания лепт у ленточных фрикционов и конусных колодок у конических фрикционов.

Пробуксовывание может вызываться замасливанием и загрязнением поверхностей лент и шкивов, недостаточным натяжением лент. Натяжение лент фрикционов всегда должно быть отрегулировано при помощи стяжного болта, соединяющего две половины ленты. При неравномерном обхвате лента при включении фрикциона не всей поверхностью прилегает к шкиву, вследствие чего сила сцепления уменьшается и возникает пробуксовывание. Регулировка равномерного отхода лент фрикционов производится регулировочными винтами с таким расчетом, чтобы при выключении фрикциона лента отходила от шкива равномерно по всей окружности на 2—3 мм.

Для предупреждения замасливания лент надо сальниковые уплотнения содержать в исправном состоянии и предупреждать вытекание масла.

Поверхность шкивов всегда должна быть гладкой. Появление заусениц или зазоров вызывает быстрый износ тормозной ленты. При появлении задиров поверхности шкивов надо зачистить и прошлифовать.

Необходимо систематически проверять зацепление конических шестерен горизонтального и вертикального валов. Неправильное зацепление конических шестерен может происходить при продольном разбеге или смещении вдоль оси горизонтального вала или неправильной установке вертикального вала реверса.

Продольный разбег горизонтального вала и осевое смещение шестерен устраняются подтягиванием установочных гаек, фиксирующих вал и шестерни.

Уход за главной лебедкой заключается в наблюдении за правильной работой фрикционов и тормозов, а также чистотой поверхности тормозных барабанов.

Пробуксовывание фрикционов и тормозов вызывает нагревание и вибрации, что увеличивает износ зубчатых колес, фрикционов и тормозов. Поджатие возвратных пружин дисков вспомогательных фрикционов должно быть минимальным, при нем пружина должна быстро и четко возвращать диск в положение упора его в палец.

Необходимо систематически наблюдать за креплением барабанов, своевременной и качественной смазкой подшипников и исправным состоянием сальников.

Уход за лебедкой подъема стрелы сводится к систематическому наблюдению за креплением картера и крышки к раме поворотной платформы, к обеспечению нормального хода передвижной шестерни и надежного крепления ее предохранительной шайбой. Заедание породвижной шестерни может происходить при накоплении грязи и засохшей смазки, задирах на шпонке или шейке вала червяка.

Необходимо наблюдать за своевременной смазкой подшипников и червячной пары, состоянием крепления шкива инерционного тормоза и регулировать натяжение ленты. Тормозная лента должна быть нормально затянута и плотно облегать тормозной шкив.

Уход за поворотным механизмом заключается в обеспечении своевременной смазкой всех трущихся поверхностей и наблюдении за правильной работой кулачковой муфты, тормозов, опорного устройства. При появлении задиров на шейке поворотного вала и накоплении грязи возможно заедание кулачковой муфты. Кулачки муфты должны полностью входить в окна, или гнезда, шестерни. При неполном включении кулачки быстро срабатываются и вызывают самовыключение муфты. Лента тормоза должна затягиваться вокруг шкива, и надежно тормозить поворотный вал. Регулировку ленты и устранение пробуксовывания производят способами, описанными выше.

Для предупреждения пробуксовывания роликов поверхность катания опорного устройства должна систематически очищаться от масла. Зазор между роликами и кругом катания не должен превышать 1,5—2 мм.

Уход за ходовой частью экскаватора заключается в наблюдении за состоянием подшипников, сальниковых уплотнений, перемещением и полным включением кулачковых муфт, своевременным удалением задиров и грязи на шлицах валов, за правильным натяжением роликовых цепей.

При правильном натяжении цепей провисание ведомой ветви цепи не должно превышать 30 мм.

При большем провисании натяжение цепей должно быть отрегулировало натяжными винтами. При регулировании натяжения цепей надо следить за тем, чтобы не было перекоса оси ведущего колеса гусениц. Цепи необходимо периодически снимать, очищать от грязи, промывать в керосине и проваривать в графитовой смазке.

Уход за блоками и канатами состоит в регулярной и тщательной смазке их. Смазка предохраняет канат от ржавления и уменьшает износ проволоки от трения. Канаты смазывают специальной канатной мазью в подогретом состоянии. Тяговый канат драглайна вследствие соприкосновения его с песком и землей не смазывают. Новый тяговый канат проваривают в канатной смазке, обтирают сухой тряпкой и запасовывают.

При размотке нового каната надо барабан ставить на козлы и ни в коем случае не допускать образования петель.

Большое влияние на износ канатов оказывает состояние блоков. Во избежание заклинивания ручьи блоков изготовляются на 0,5—1 мм больше диаметра канатов. Поверхность ручьев блоков должна быть гладкой, без раковин и выбоин. Не допускается работа на невращающихся блоках, так как от скольжения канат быстро истирается. Разработанные ручьи блока вызывают усиленный износ канатов. Поэтому такие ручьи надо заварить и проточить. При невозможности ремонта надо поставить новый блок.

Новый канат должен проработать некоторое время вхолостую, а затем с половинной нагрузкой и уменьшенной скоростью. При этом канат вытягивается, натяжение прядей выравнивается и затягиваются места крепления концов каната.

Виды технического обслуживания экскаваторов

Для поддержания экскаватора в работоспособном состоянии осуществляют следующие основные мероприятия: организуют систематическое техническое обслуживание машин путем своевременной очистки и протирки их, регулирования, смазывания, заправки водой, топливом и рабочей жидкостью; устраняют возникшие неисправности, заменяя или ремонтируя детали и сборочные единицы. Первая часть этих мероприятий предусматривает организацию технического обслуживания, вторая — организацию ремонта.

Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. Эта система осно^ вана на обязательном планировании, подготовке и проведении соответствующих видов технического обслуживания и ремонта каждой машины, находящейся в эксплуатации, с заданной последовательностью и периодичностью.

Техническое обслуживание должно обеспечить поддержание работоспособности машины в процессе эксплуатации путем проведения комплекса работ по предупреждению повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений машин.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В процессе использования машин проводят:
— ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;
— плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями величины наработки;
— сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).

Плановые технические обслуживания различаются между собой периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2, ТО-3). В состав работ планового технического обслуживания, имеющего более высокий номер, входят работы каждого из предшествующих видов технического обслуживания, включая ежесменное.

Цель ремонта машин — восстановить их исправность и работоспособность путем проведения комплекса работ, обеспечивающего устранение повреждений и отказов. Плановые ремонты машин установлены двух видов: текущий (Т) и капитальный (К). Текущий ремонт машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа совпадает по периодичности с третьим техническим обслуживанием (ТО-3), поэтому их проводят одновременно.

Виды технического обслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по ТО и текущему ремонту указывает завод-изготовитель в эксплуатационной документации по каждой модели машины.

Плановое техническое обслуживание машин проводят, как правило, во вне-сменное время или в дни отдыха строительной организации, на объектах которой используются машины. ЕО выполняет персонал, за которым закреплена машина; ТО и текущие ремонты — централизованно специальные бригады (звенья), в состав которых на период проведения работ по ТО могут быть включены машинист и помощник машиниста.

В состав работ текущего ремонта входят: разборка машины на сборочные единицы, а сборочных единиц на детали; замена изношенных деталей новыми или отремонтированными; различные виды обработки деталей для их восстановления— сварка, слесарные и механические работы; нанесение металла разными способами (наплавка, металлизация, электролитические покрытия и т. п.), окраска; сборка машин и восстановление посадок в сопряжениях; испытание сборочных единиц.

Текущий ремонт (Т) выполняют, как правило, на месте работы экскаватора машинист и его помощник, а в отдельных случаях — работник передвижной ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникающие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Этот вид ремонта производят путем замены или восстановления деталей (кроме базисных) со снятием или без снятия сборочной единицы с машины.

Для каждого вида ремонта устанавливают примерный объем необходимых работ, причем во всех последующих видах ремонта выполняют работы предыдущих видов. Текущие ремонты отличаются один от другого объемом и технической сложностью. При текущем ремонте выполняют следующие основные работы.

Рычажные системы механизмов управления. Перебирают все рычажные системы привода всех механизмов, заменяя, изношенные валики, пальцы и пришедшие в негодность пружины.

Подшипники качения и скольжения. Проверяют состояние подшипников валов и регулируют их.

Зубчатые и цепные передачи. Осматривают цилиндрические и конические зубчатые колеса, цепные звездочки. При необходимости зачищают заусенцы на зубьях. Проверяют и при необходимости заменяют цепь редуктора.

Фрикционные муфты. Проверяют состояние и плотность прилегания колодок и лент к шкивам. Регулируют ход колодок и лент.

Система гидропривода. Промывают распределительные блоки, блоки клапанов. Дефектные сборочные единицы снимают и заменяют новыми.

Металлоконструкции. Тщательно осматривают сборочные единицы металлоконструкций. Обнаружив дефекты (деформации, трещины, некачественные сварные швы), устраняют их.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ

В течение всего времени эксплуатации состояние экскаватора контролируют по определенной системе.

Высокая производительность, непрерывная и безотказная работа экскаватора возможны только при выполнении следующих основных требований: регулярного и тщательного технического обслуживания; правильного управления экскаватором; точной организации работ, исключающей простои из-за отсутствия топлива, смазочных материалов, электроэнергии и т. п.

В процессе эксплуатации качество работы экскаваторов снижается главным образом из-за износа, деформации и полного разрушения отдельных деталей. При этом нарушается регулирование, изменяются зазоры сопряжений, ослабевает крепление деталей, вследствие чего теряется точность выполнения операций, снижается производительность.

Для поддержания экскаваторов в рабочем состоянии проводят следующие основные мероприятия: организуют систематическое техническое обслуживание машин путем своевременной очистки и протирки их, регулирования, смазывания, заправки водой и топливом; устраняют возникшие неисправности, заменяя или ремонтируя детали и узлы. Первая часть этих мероприятий предусматривает организацию технического обслуживания, вторая — организацию ремонта.

В нашей стране принята единая для всех строительных организаций система технического обслуживания и ремонта машин; которая представляет собой комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативных документах. Строительные машины направляют на техническое обслуживание и ремонт по разработанному графику после того, как они отработают установленное число часов. Техническое обслуживание выполняют в обязательном порядке, а ремонт — по необходимости.

Техническое обслуживание включает комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности машины при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании.

В соответствии с назначением, объемом и составом работ, а также периодичностью выполнения техническое обслуживание подразделяют на следующие виды: ежесменное, выполняемое регулярно перед началом работы, во время перерывов и после окончания работы;

периодическое, выполняемое после установленного числа часов работы машины; сезонное (СО), выполняемое два раза в год.

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяют на текущий и капитальный. Периодичности выполнения разных видов технического обслуживания и ремонтов кратны между собой.

Наименьший повторяющийся период эксплуатации машины, в течение которого осуществляются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией, называется ремонтным циклом.

Время между двумя последовательно проводимыми одноименными ремонтами или техническими обслуживаниями одного вида называется периодичностью ремонтов и технического обслуживания.

Периодичность выполнения работ технического обслуживания и ремонта одноковшовых экскаваторов регламентируется ОСТ—22—4—72 Минстройдормаша, в котором указывается, что машины, созданные на базе тракторов, а также с их двигателями, имеют виды технического обслуживания и ремонтов, присущие тракторам и их двигателям. Для тракторов и их двигателей принята система ППР, имеющая три вида технических обслуживании (ТО-1, ТО-2, ТО-3). Вследствие того, что периодичность ТО-3 (240 ч) совпадает с периодичностью текущего ремонта (Т), в системе ППР экскаваторов принято два вида ТО, а работы по техническому обслуживанию, выполняемые через 240 ч, приурочиваются к текущему ремонту.

В табл. 13 приведены периодичность технического обслуживания и ремонтов одноковшовых экскаваторов. Периодичность технических обслуживании и ремонтов принята в мото-часах работы двигателя, установленного на экскаваторах. Ежесменное техническое обслуживание является обязательным и специально не планируется. Для проведения этого вида работ выделяют время в начале и конце смены. В начале смены выполняют следующее: очищают механизмы от грязи и пыли;

производят ежедневное техническое обслуживание агрегатов гидросистемы и воздухоподготовки;

проверяют уровень масла в баках и редукторах, при необходимости доливают масло и топливо;

проверяют во время наружного осмотра крепление узлов и деталей экскаватора, комплектность инструментов;

смазывают вращающиеся соединения согласно таблице смазывания (при отработке определенного числа часов); проверяют шплинтовку пальцев;

очищают и осматривают аккумуляторные батареи; обнаружив электролит на поверхности батареи, вытирают его и устраняют причины выплескивания; осматривают и при засорении прочищают вентиляционные отверстия в пробках элементов; спускают отстой и конденсат из системы воздухоподготовки;

при работающем двигателе проверяют показания контрольных приборов, работу сигнала и освещения, тормозов колес и стабилизаторов переднего моста; обнаружив течь рабочей жидкости, воды или масла, устраняют ее; проверяют работу органов управления;

перед выездом (из гаража, базы, забоя) проверяют, как работает рулевое управление, для чего на ровной площадке при опущенном на землю рабочем оборудовании поворачивают колеса влево и вправо до упора; при необходимости угол поворота колес следует отрегулировать;

проверяют по манометру давление в пневмосистеме; избыточное давление должно быть 5—6 кгс/см2;

проверяют состояние шин экскаватора;

тщательно проверяют качество крепления пальцев и других соединений рабочего оборудования, наружных и внутренних букс ведущих колес гусеничного хода; проверяют на холостом ходу работу гидроцилиндров, осматривают соединения трубопроводов, устраняют течь масла, топлива;

проверяют работу кулачковых муфт и фрикционных механизмов; осматривают защитные ограждения и другие устройства по технике безопасности. Прежде чем запустить двигатель, машинист проверяет: есть ли масло в редукторе привода гидронасоса; уровень рабочей жидкости в баке; направление риски на кране сливного трубопровода; открыт ли всасывающий трубопровод. В конце смены:

устанавливают рычаги управления в нейтральное положение;

выполняют ежесменное техническое обслуживание двигателя, компрессора, насосов, моторов, гидрораспределителей;

подтягивают соединения трубопроводов в местах подтекания масла. Периодическое техническое обслуживание предусматривает выполнение следующих основных работ.

При выполнении ТО-1 (через каждые 60 мото-ч):

проводят ежесменное техническое обслуживание и техническое обслуживание двигателя, насоса, гидромоторов, генератора; сливают отстой из топливного бака; проверяют натяжение гусеничных лент;

подтягивают болты крепления опорно-поворотного устройства;

наружным осмотром крепление всех, узлов, агрегатов и трубопроводов; натяжение ремней привода генератора, компрессора и других агрегатов; отход колодок и лент фрикционных механизмов;

клеммы, вентиляционные отверстия, уровень электролита в аккумуляторных батареях; крепление зубьев ковша; отсутствие течей из редукторов и гидросистемы.

При выполнении ТО-2 (через каждые 240 мото-ч): проводят техническое обслуживание ТО-1;

в случае необходимости заменяют рабочую жидкость в гидросистеме; промывают заправочные фильтры и фильтры гидросистем;

проверяют установку рычагов управления и золотников гидрораспределителей в нейтральное положение, в случае необходимости регулируют длину тяг рычагов; смазывают все точки смазки в соответствии с таблицей смазки;

проверяют плотность электролита и напряжение на каждом элементе аккумуляторной

выполняют очередное техническое обслуживание;

заменяют летнюю рабочую жидкость в гидросистеме на зимнюю (или наоборот) и летние сорта масел в редукторах на зимние (или наоборот).

Техническое обслуживание экскаваторов должно включать систематический и тщательный осмотр его ответственных деталей. Грязь, покрывающая детали, мешает тщательному их осмотру и затрудняет обслуживание. Поэтому регулярная чистка узлов и деталей экскаватора имеет большое значение не только для его опрятного вида, но и дает возможность следить за техническим состоянием каждой детали. При очистке механизмов соблюдают следующие основные правила: крупные скопления грязи и грунта удаляют тупым металлическим скребком; все окрашенные поверхности узлов протирают слегка промасленными обтирочными материалами;

контрольно-измерительные приборы, детали системы гидроуправления и двигателя внутреннего сгорания протирают чистыми и мягкими хлопчатобумажными концами; стекла кузова, кузоз снаружи и внутри тщательно очищают и протирают; выступившую через уплотнения смазку снииают.

При очистке узлов экскаватора проверяют состояние и число инструментов. Для хранения слесарных инструментов на экскаваторах устанавливают специальные металлические ящики.

На 246 показаны две конструкции фильтров, применяемых для очистки топлива, подаваемого в бак непосредственно из бочки. Топливо фильтруют через латунную сетку 4. При заправке баков топливом следует тщательно очищать рукав перед его опусканием в бочку. Для проверки уровня топлива баки оборудованы мерными рейками. Отстой собирают в отстойнике со спускной пробкой.

При использовании топливозаправщиков топливо подается в баки экскаватора непосредственно из цистерны заправщика с помощью рукава, опускаемого в заливную горловину основного бака.

Виды и периодичность технического обслуживания

ВВЕДЕНИЕ

Экскаваторы ЭО-2626 являются своего рода гибридом типичного маломощного трактора с пневматической колёсной базой и погрузочного устройства фронтального типа. В результате удачного конструкторского решения получилась не просто компактная и маневренная машина для выполнения любых землеройных работ, а универсальный агрегат, рабочее оборудование которого (достаточно многочисленное) при необходимости можно легко и быстро сменить. Как правило, подобное действие производится оператором в пределах собственно строительной площадки.

Экскаваторы ЭО-2626 , как легко догадаться, не только вскроет слой асфальта и выроет траншею заданной ширины, но не менее успешно справится и с более сложными техническими задачами, которые стандартному его собрату не под силу. Секрет же успеха кроется в принципиально ином подходе к конструированию данной техники. Экскаватор ЭО-2626 изначально разрабатывался как агрегат, способный обеспечить максимально возможную на сегодняшний день, для техники такого класса, степень механизации одновременно землеройных и погрузочно-разгрузочных работ.

Что же касается самого технического обслуживания, то оно представляет собой комплекс мер, которые направлены на поддержание транспорта не только в исправном состоянии, но и надлежащем виде. Во время проведения этого процесса могут быть выявлены и своевременно устранены возможные неполадки и неисправности. А это, как известно, является основополагающим моментов в надежности автомобиля и безопасной его эксплуатации.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ЭО-2626

Экскаватор ЭО-2626 предназначен для механизации земляных работ в грунтах I–IV категорий и выполнения погрузочных работ.

Экскаватор ЭО-2626 оснащён- ковшом обратной лопаты и сменным ковшом погрузчика или бульдозерным отвалом.

В зависимости от монтажа обратная лопата может работать как прямая.

Экскаватор ЭО-2626 может работать в умеренном климате при температурах от -40 до +40 0 С.

Работать экскаватором в мерзлых грунтах и грунтах выше IV категории можно только после предварительного рыхления грунта.

Конструкция экскаватора ЭО-2626 предусматривает возможность работы со сменными видами рабочего оборудования.

Экскаватором можно выполнять следующие работы:

Ковшом обратной лопаты – рыть траншеи, котлованы в отвал или с погрузкой в транспорт;

Ковшом прямой лопаты – разрабатывать мелкие забои, возводить насыпи, производить погрузку;

Грузоподъемным устройством – выполнять монтажные и погрузочно-разгрузочные работы; погрузочным устройством – выполнять погрузочные работы сыпучих материалов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование показателей Значения
Эксплуатационная масса, кг 6100/6700
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 57,4 (82)
Номинальное давление рабочей жидкости, МПа
Габариты (в транспортном положении), мм
Длина 7000/7800
Ширина
Высота
Наибольшая скорость передвижения, км/ч, не более
Обратная лопата
Геометрическая вместимость ковша, м 3 0,25
Номинальная вместимость ковша, м 3 0,28
Наибольшая кинематическая глубина копания, м 4,15
Наибольший радиус копания на уровне стоянки, м 5,3
Наибольшая высота выгрузки, м 3,2
Наименьшая продолжительность рабочего цикла, сек
Отвал
Ширина отвала, мм, не менее
Величина заглубления, мм, не менее
Масса, кг, не более
Грузоподъёмное устройство
Грузоподъемность, кг, не более
Наибольшая высота подъема, м, не менее 5,0
Фронтальный погрузчик
Грузоподъёмность, кг
Вместимость ковша, м 3 0,45-0,68
Наибольшая высота погрузки, м 3,2

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования.

Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание экскаватора включает:

-ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в течение рабочей смены;

— техническое обслуживание № 1 (ТО-1), выполняемое через каждые 125 моточасов работы двигателя;

— техническое обслуживание № 2 (ТО-2), выполняемое через каждые 500 моточасов работы двигателя;

— техническое обслуживание № 3 (ТО-3), выполняемое через каждые 1000 моточасов работы двигателя.

Техническое обслуживание трактора производите в соответствии с инструкцией к трактору. Работы по техническому обслуживанию экскаватора и трактора проводятся эксплуатирующей организацией и выполняется одновременно.

Экскаватор закрепляйте за машинистом, прошедшим специальное обучение и получившим соответствующее удостоверение. Если экскаватор работает в две смены, то допускается передача машины другому лицу, имеющему соответствующее удостоверение.

Что помогает продлить срок эксплуатации экскаватора
Виды и периодичность ТО

Понятие «техническое обслуживание» на слуху у каждого, кто работает с техникой. Однако о его видах и периодичности многие забывают, удивляясь при этом снижению качества работы. Часто работяга экскаватор эксплуатируется без проблем и регулярного обслуживания и год, и два. Хорошо это или плохо? Вопрос кажется странным. Конечно, работа свыше установленного гарантийного срока службы – это плюс для потребителя. Но если при этом не выполняется регулярное и правильное техническое обслуживание, со временем такая работа неизбежно приведет к поломкам и простоям.

В процессе эксплуатации происходит износ, деформация или разрушение отдельных деталей, нарушаются регулировки, изменяются зазоры сопряжений, ослабевает крепление деталей. В результате снижаются точность выполнения операций и производительность, сокращается срок службы машины. Потери из-за невыполненной работы и затраты на ремонт многократно превысят стоимость ТО. Поэтому в том, что техника работает после наступления срока очередного техобслуживания, нет ничего хорошего, уверены специалисты.

При анализе рекламаций иногда складывается впечатление, что потребители в большинстве случаев проводят только сезонное ТО – без него на российских просторах со значительными перепадами температур не обойтись. И в этом заключается грубая ошибка. Ведь именно своевременное выполнение ВСЕХ видов технического обслуживания снижает риск неожиданного отказа техники.

Виды ТО и их периодичность, а также состав и порядок выполнения работ приводятся в эксплуатационной документации к каждой машине. Их следует строго соблюдать. Хочу обратить внимание читателей на то, что первые 100 моточасов в эксплуатационных условиях экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Периодичность ТО учитывается в моточасах работы двигателя экскаватора. Учет наработки рекомендуется фиксировать в журнале – так проще спланировать обслуживание.

Виды ТО

В процессе эксплуатации экскаваторов проводят:

  • ежесменное техническое обслуживание (ЕО) перед началом или после рабочей смены;
  • плановое техническое обслуживание (ПТО) через определенное, установленное заводами-изготовителями количество моточасов;
  • сезонное техническое обслуживание (СО) два раза в год при подготовке машины к летнему или зимнему периоду эксплуатации.

Остановимся на каждом из ТО подробнее.

Ежесменное техническое обслуживание является обязательным. Каждый раз перед началом работ рекомендуется: осмотреть двигатель, компрессор, насосную установку, гидромоторы, распределители и фильтры; проверить уровень масла и рабочей жидкости (РЖ) в баке гидросистемы, в редукторах и долить до нормы; проверить надежность крепления узлов и деталей; смазать шарнирные соединения согласно схеме смазки; осмотреть и очистить аккумуляторные батареи; при работающем двигателе проверить показания контрольных приборов, работу звукового сигнала и освещения, тормозов колес, органов управления экскаватором; на холостом ходу проверить работу гидроцилиндров, осмотреть соединения трубопроводов, устранить наружные утечки рабочих жидкостей, а также выполнить другие проверочные работы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. В конце смены следует проверить герметичность соединений трубопроводов; опустить ковш на грунт, установив рычаги управления в нейтральное положение, и заглушить двигатель.

Самое главное при выполнении ЕО – счищать грязь, которая покрывает детали, мешая их тщательному осмотру. Именно поэтому регулярная очистка узлов и деталей экскаватора не только придает ему опрятный вид, но и увеличивает срок службы.

Кажется, слишком много операций, и многие экскаваторщики их не выполняют. Но реально работа занимает ненамного больше времени, чем понадобится на чтение этой статьи. А средства в результате регулярного выполнения ЕО экономятся значительные.

Плановые технические обслуживания (ПТО) различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду ПТО присваивается порядковый номер (ТО-1, ТО-2). В перечень работ ПТО обязательно входит проверка и регулировка предохранительных клапанов. Порядок настройки описан в руководстве по эксплуатации. Эта работа должна выполняться квалифицированными работниками с применением технических средств контроля давления и расхода РЖ.

Рекомендуется через каждые 100 моточасов работы экскаватора брать пробу 0,5…1 л рабочей жидкости из гидробака. РЖ не должна содержать загрязняющих жидких примесей (воды, кислот и щелочей) и механических частиц. Отрицательно влияют на работу гидропривода воздух и другие газы, содержащиеся в жидкости либо в растворенном виде, либо в виде механической смеси. Большое содержание воздуха и газов в масле приводит к пенообразованию. Содержание в РЖ даже небольшого количества воды (около 1%) также ускоряет образование пены.

Одними из важных условий надежной работы гидропривода являются своевременная очистка фильтров и замена фильтроэлементов. Эту работу желательно проводить через каждые 260 моточасов. При замене надо смочить фильтроэлементы в РЖ и затем заполнить ею весь корпус фильтра.

Выбор сроков проведения сезонного обслуживания зависит от температуры окружающей среды. При установившейся весенней температуре +5 °С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, при температуре ниже +5 °С осенью – к осенне-зимнему периоду. При СО проводят полную замену РЖ в гидросистеме на соответствующие зимние или летние сорта. Рабочая жидкость должна быть совместима с материалами, из которых изготовлены детали гидравлических узлов и механизмов.

Для предохранения от загрязнения РЖ необходимо доставлять к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Гидросистему следует заправлять только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки. Температура застывания зимних рабочих жидкостей должна быть на 20…30 °С ниже ожидаемой температуры окружающей среды. Кроме того, необходимо заправлять экскаватор топливом, сорт которого также соответствует сезону эксплуатации.

Конечно, не следует оставлять без внимания и условия работы экскаваторщика. Необходимо проверять работу системы вентиляции (кондиционирования) кабины при переходе на летний режим эксплуатации и работу системы отопления кабины при переходе на зимний режим.

Экскаватор, прошедший техническое обслуживание, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части, механизмы и сборочные единицы работают плавно, без заеданий, рывков и стуков; температура нагрева рабочей жидкости при работе не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; соединения трубопроводов герметичны.

Главное правило: только убедившись, что экскаватор находится в исправном состоянии, можно начинать его эксплуатацию. Соблюдая его, потребитель увеличит срок службы своей техники на многие годы. Именно безукоризненное следование этому простому и разумному закону отличает профессионального экскаваторщика.