Можно ли дизельный двигатель перевести на газ?

Можно ли перевести дизельный двигатель на газ

Необходимость в кардинальной смене рациона своего железного коня продиктована экономической причиной. В последнее время цены на жидкое топливо растут, что в итоге ударяет по семейному бюджету. Перевод двигателя на газ снижает расходы на заправку автомобиля. Однако возникает вопрос, можно ли перевести дизельный двигатель на газ?

Некоторые владельцы машин с бензиновыми моторами уже успели на собственном опыте оценить целесообразность такого технического переоборудования. Чтобы принять окончательное решение предстоит ответить еще на ряд важных вопросов. Это позволит сформировать целостную картину.

    • Ставят ли ГБО на дизель?
    • Что можно сказать про октановое число?
    • Является ли отсутствие свечей проблемой?
    • В чем суть полного переоборудования?
    • Какой смысл у альтернативы?
  • Есть ли последствия установки ГБО?
    • Выводы

Ставят ли ГБО на дизель?

Примером переоборудования дизельного двигателя может послужить лишь грузовая техника двух отечественных марок – МАЗ и КамАЗ. На легковые автомобили такое оборудование если и ставится, то в крайне редких случаях, в отличие от машин с бензиновыми агрегатами.

Почему ГБО на дизель большая редкость? Это обусловлено способом воспламенения топливной смеси. В бензиновых моторах она поджигается от искры, которая выдается свечами зажигания. Поэтому степень сжатия внутри цилиндров малая (хватает 10-12 единиц).

В дизельных моторах нет свечей зажигания. Смесь воспламеняется от сжатия и поэтому минимальный показатель равняется 20. У современных моторов он еще больше – 30. Для холодного пуска агрегата служат свечи накаливания, а это уже немного другие устройства.

Что можно сказать про октановое число?

У разного вида топлива этот показатель варьируется в определенных пределах:

  • дизельное топливо (ДТ) – от 40 до 55;
  • бензин – от 86 до 98;
  • газ – у пропан-бутановой смеси октановое число составляет около 105, метана – 120.

Если газообразная смесь попадет в дизельный агрегат, он пойдет вразнос. Во избежание этого для перевода дизельного двигателя на газ нужна кардинальная модернизация. Это позволит снизить степень сжатия до пределов 12:1-14:1 и тогда высокое октановое число не принесет двигателю вреда.

Является ли отсутствие свечей проблемой?

Безусловно, ведь газ не способен загореться только от сжатия. Поэтому возникает необходимость в установке свечей зажигания.

Какие способы переделки существуют? Перевести дизельный двигатель на газ можно только двумя путями:

  • полная переделка;
  • модернизация с установкой системы Dual Fuel.

Каждый из них отличается компоновкой и соответственно стоимостью. На полную переделку может потребоваться до 200 000 рублей, а в некоторых случаях и более, что очень накладно. Второй способ дешевле – от 70 до 100 тысяч рублей, в зависимости от используемого газа (пропан-бутан или метан).

В чем суть полного переоборудования?

Как правило, переоборудовав дизельный агрегат на питание газом, обратной дороги нет. Если с бензиновыми моторами последние поколения ГБО (как минимум IV) позволяют использовать оба типа топлива, то у дизелей просто нет такой возможности.

В частности корректируется степень сжатия и ставится система поджога, чтобы силовой агрегат усвоил высокое октановое число. Других особых механизмов нет, однако переделка включает целый комплекс работ, что приводит к значительному повышению стоимости монтажа ГБО.

Какой смысл у альтернативы?

Если на дизель поставить ГБО с системой Dual Fuel, можно получить небольшую выгоду. Она обычно используется на грузовиках МАЗ и КамАЗ. В двигатель устанавливается дополнительное оборудование, что позволяет использовать как газ, так и само ДТ. Установка свечей зажигания не требуется, поскольку воспламенять рабочая смесь будет дизельным топливом. Принцип работы довольно простой:

  • Запуск мотора производится только на ДТ.
  • Далее подключается газовая система и в момент максимального сжатия (температура в этот момент доходит до 900 °C) в цилиндры подается газ. То есть он загорается от уже воспламенившейся смеси.
  • Потом открываются клапана, которые выпускают сгоревшее топливо.
  • Цикл начинается заново и все повторяется.

Система Dual Fuel способна работать с обоими типами газа – и пропан-бутаном, и метаном. При этом в плане экономичности они по-разному себя проявляют. Процент содержания пропан-бутана в смеси составляет 40-50%, с метаном уже лучше – от 50% до 60%. Снижение расхода ДТ в любом случае обеспечивается.

Есть ли последствия установки ГБО?

Да они имеются – снижается не только мощность, но и крутящий момент. Вариант с полным переоборудованием даже не рассматривается, так как вряд ли тут можно говорить об экономии. Бензиновые моторы могут полностью перейти на использование газа, что в два раза снижает расходы на топливо. А для работы двигателя с системой Dual Fuel без дизельного топлива и вовсе не обойтись. А монтаж системы Dual Fuel обойдется минимум в 70 000 рублей.

Что касается окупаемости, то она настанет через 70 000-100 000 км пробега и этот при удачном стечении обстоятельств.

Выводы

Установить ГБО на дизельный агрегат возможно, но это потребует определенно больших расходов, нежели с бензиновыми моторами. К тому же срок окупаемости наступает не так быстро, как того хочется. Возможно, поэтому ГБО на дизельные агрегаты ставится в очень редких случаях.

Ответ на вопрос: можно ли дизель перевести на газ очевиден. Да, это такая возможность имеется, но в отличие от бензиновых силовых агрегатов, работа требует больших вложений. Соответствующие выводы каждый может сделать сам.

VoLLtage › Блог › Газ на Дизельный двигатель? Теория газодизеля.

На сегодняшний день существует два принципиальных способа установки газового оборудования (ГБО) на дизель.

Первый — полное переоборудование на стопроцентное питание газом, для чего двигатель подвергается основательной модернизации. Так как октановое число метана, к примеру, достигает 120, то штатная степень сжатия дизельного двигателя для него слишком высока, и чтобы избежать детонации и, как следствие, быстрого разрушения агрегата, ее необходимо снизить до 12:1-14:1. Кроме того, температура самовоспламенения газа составляет около 700 °С против 320-380°С у дизтоплива, потому воспламеняться от сжатия он не может и для его поджига цилиндры необходимо оснастить системой искрового зажигания, как на бензиновых моторах.
Разумеется, обратной переделке под дизтопливо такой агрегат не подлежит.

Но есть и более простой и дешевый вариант установки ГБО на дизель, основанный на комбинированном режиме питания, собственно газодизель. Коротко о самом принципе работы на двойном топливе Dual Fuel, использовавшемся в свое время еще создателем дизельных двигателей Рудольфом Дизелем: основным здесь по-прежнему является дизельное, однако часть его замещается газом — метаном или пропаном. Дизельное топливо при этом выполняет функцию поджига топливовоздушной смеси — ведь для воспламенения газа, напомним, необходим искровой или запальный разряд. Степень же замещения основного топлива дополнительным зависит от нагрузки на двигатель и, собственно, самой топливной аппаратуры — оригинальной дизельной и устанавливаемой газовой. В настоящее время системы ведущих мировых производителей позволяют замещать до 50% дизтоплива в случае с метаном и до 30% — в случае с пропаном.

В остальном газодизельные системы мало отличаются от ГБО 4 поколения для бензиновых моторов. Отсюда и их основные преимущества.

Преимущества газодизельных систем

1) Простота монтажа: комплекты оборудования универсальны, подходят для всех типов дизельных двигателей с электрооборудованием как 12V, так и 24V, включая самые современные, и не требуют разборки и модификации силового агрегата, а переход на исходный дизельный режим возможен в любой момент времени простым нажатием на кнопку переключателя в кабине водителя.

2) Увеличение КПД и ресурса. Добавка дозы газа повышает мощность и крутящий момент двигателя — с турбонаддувом рост показателей может достигать 30%. При этом двигатель работает заметно тише и эластичнее, а благодаря снижению нагрузки на систему подачи дизельного топлива увеличивается срок службы ее элементов, особенно в случае с непосредственным впрыском Common Rail, работающим с переменным высоким давлением в зависимости как раз от нагрузки.

Читайте также  Порядок работы шестицилиндрового двигателя

3) Экономика и экология. Замещение части дизтоплива газом позволяет до 20% снизить стоимость эксплуатации автомобиля по отношению к стоимости эксплуатации его только на дизельном топливе. А изменение состава и существенное снижение объема отработавших газов улучшает экологические показатели двигателей, уменьшает токсичность и дымность выхлопа и содержание в нем твердых частиц (сажи) настолько, что позволяет отказаться от использования раствора мочевины на агрегатах, отвечающих нормам Евро-4 и Евро-5.

Таким образом, модификация дизельного двигателя в газодизель позволяет одновременно решить следующие задачи:
1. снизить расходы на 10-30%;
2. увеличить мощность и крутящий момент на 20-30%;
3. увеличить срок службы элементов системы подачи топлива (прежде всего систем Common Rail) и ресурс двигателя в целом;
4. снизить содержание СО, СН и твердых частиц в выхлопе.

И если для легковых дизелей с их небольшим аппетитом и относительно умеренными суточными и годовыми пробегами тема газодизеля — это скорее чисто академический интерес, то для интенсивно эксплуатирующихся грузовых автомобилей и магистральных тягачей, ежедневно покрывающих внушительные расстояния, установка газодизельного ГБО более чем оправдана с любой точки зрения. И с ростом цен на дизтопливо будет лишь прибавлять в актуальности.

Газовое оборудование на дизель: насколько реально?

Цены растут не только на бензиновое топливо, но и дизельное. Многие автовладельцы транспортных средств ищут ответ на проблемный вопрос: ставят ли газовое оборудование на дизель? Способы установки экономичного газобаллонного оборудования есть для любой машины, в том числе и турбодизельный.

С технической точки зрения, это сделать можно, если подойти грамотно к этому вопросу и разобраться, в чём принципиальное отличие работы моторов с разными топливными устройствами.

Эксплуатация дизеля на газу: в чём особенности?

Важная отличительная черта дизельного мотора от бензинового двигателя — в принципе возгорания горючего в топливной камере. На моделях на бензине для розжига газовоздушной смеси нужна искра от свечей зажигания.

Что касается дизеля и турбодизеля, система другая. Для начала нужно, чтобы достаточно сильно сжался воздух. При большом давлении он сильно нагревается. В последнюю секунду форсунка впрыскивает дизтопливо в камеру сгорания. Разогретая, сжатая смесь воспламенится сама. Сложного в системе ничего нет, топливная система упрощена до минимума. Но если нужно ставить газ, возникают трудности.

Газовое топливо (метановое или пропан-бутановая смесь) срабатывает иначе. Когда идёт подача в цилиндры газа вместо солярки, процесса детонации не будет. Чтобы поджечь газовоздушную смесь, требуется более высокий температурный режим в сравнении с соляркой.

Лучший выход в этой ситуации — впрыскивать в мотор небольшой объём солярки, после чего поставлять газ. Дизельное горючее воспламенится от высокого давления, затем подожжёт газовое.

Перевод на газ осуществляется при переключении кнопки на панели авто, после того, как мотор прогреется. Можно сделать так, что газовая установка будет запускаться автоматически. Управление процессом подачи метана и пропан-бутана осуществляется с помощью ЭБУ газобаллонной установки.

Подобная схема работает при частичном замещении солярки метаном либо пропан-бутаном. В процентном соотношении речь идёт о таких характеристиках: до 25-30% солярки и 70-75% газа. Способ может обеспечить хорошую экономию недешёвого сегодня дизельного топлива.

При переоборудовании на газомоторное горючее ДВС требуется небольшое количество дизельного топлива, это не позволяет целиком отказаться от дизеля. Однако ресурс дизельных форсунок значительно продлевается. Элементы дизельной силовой установки не дешёвые, долговечность составляющих играет большую роль при переходе на газодизель.

Есть другая возможность: полностью перевести дизельный автомобиль на газовое топливо. Нужно полностью снимать с дизельной машины топливный отсек и ставить внешнее устройство зажигания, дорабатывать ГБЦ и делать ряд других манипуляций, направленных на реконструкцию двигателя машины. Метод не популярный среди автовладельцев, трудозатратный, требует вложения больших средств.

Когда решается проблема, можно ли поставить газ на дизельный двигатель, выбирают газодизельный метод, ставят ГБО не ниже комплектации 4-го поколения.

При таком способе частичного впрыска учитываются обороты двигателя, объём впрыскиваемой солярки, другие значимые параметры.

На заметку! Из-за тесного контакта со штатным блоком управления мотора, «мозги гбо» просчитывают и быстро корректируют необходимый объём подаваемого газа. Метод позволит сохранять наилучший баланс между объёмом дизтоплива и газа для адекватной эксплуатации двигателя.

Какое топливо может употреблять дизель на газу?

Переделать дизельное авто на газодизельное возможно под определённый тип газа: метан или пропан-бутановая смесь.

Установить метан на дизельный двигатель дороже. Однако его эксплуатация даёт наилучший экономический эффект. Заправлять метан на дизель дешевле. Для пропановой установки доля газа составит не больше 35-50%. Когда дизель на метане, долю газа можно поднять до 85%.

Пропорция зависит от следующих факторов:

  • средняя скорость движения автомобиля;
  • температуры окружающей среды (зима или лето);
  • мощность двигателя;
  • нагрузка на ДВС;
  • уровень давления и температура газа;
  • стоит ли турбонаддув на дизеле или нет.

Наибольшая экономия горючего достигается когда ТС, например, Газель next, движется по трассе. Выгодно ставить метановое газовое оборудование на дизельный двигатель спецтранспорта, например, мусоровозов. У них мотор очень долго работает на холостом ходу.

Противники метанового топлива приводят веский довод, что тяжёлая газовая аппаратура снижает динамичность авто. Справедливо по отношению к легковым машинам. Камазы, трактора и грузовые газели, минивэны с двигателем 2,5 лишнего веса связки толстостенных метановых баллонов «не заметят».

Что касается взрывоопасности, на эту тему уже много написано. Метан не опаснее пропана, если всё сделать правильно. Газовый баллон должен быть обязательно сертифицированным. После того как машина будет переведена на двухтопливный режим, нужно следить за технической исправностью двигателя, герметичностью газовых магистралей.

На заметку! Газовое оборудование для дизельных двигателей прибавляет ещё один плюс: не придётся так часто менять моторное масло. Ресурс автомобиля продлится за счет уменьшения количества сажи.

Сложности при переводе дизеля на газ

Метановые установки победили в споре газодизельных автомобилей. Экологичное и экономичное природное газовое топливо выгодно во всех отношениях. Автовладельцы согласны даже на такое неудобство, как малое количество метановых заправок. Но сложности не заканчиваются на выборе типа газа.

Несмотря на явную экономичность топливных затрат от установки газового оборудования на дизель, следует быть готовым к следующим трудностям:

  • высокая стоимость монтажа гбо для дизельных двигателей, расходы на дальнейшее обслуживание газовой установки;
  • машине надо уделять дополнительное время на проверку и ремонт топливной системы;
  • если газовые баллоны придётся устанавливать в багажнике или кузове, сократится полезный объём использования площадей;
  • увеличение общего веса ТС;
  • при неправильном монтаже ГБО либо отсутствии датчика температуры во впускном коллекторе вырастает процент износа двигателя из-за высокой температуры воспламенения газовоздушной смеси.

Нужно учитывать годовой пробег дизельного авто, от этого отталкиваться. Далеко не все автосервисы, которые специализируются на установках автомобильного газобаллонного оборудования, соглашаются браться за переоборудование diesel.

Трудно найти мастера, у которого есть специальные знания в этой области и технические возможности переводить дизельный вариант ДВС на газодизельный. Разговор идёт о работе тяжёлой техники, специалистов, которые знали бы газодизельный двигатель и принципы функционирования, гораздо меньше.

На заметку! Законодательством предусмотрена регистрация ГБО на автомобиле, если это не предусмотрено с завода. Нужно обязательно ставить газовое оборудование в автосервисе с лицензией. Иначе зарегистрировать переоборудованный газодизель не получится и газовую аппаратуру придётся снять.

Выгодно ли брать газодизели с завода?

Крупные компании выпускают продукцию, которая учитывает условия эксплуатации современного дизельного двигателя на газу. На дизельную машину монтируется современное электронное управление.

Читайте также  Топливоподкачивающий насос дизельного двигателя

Заводская модификация — это гарантия того, что будут реальные выгоды при полном сохранении показателей системы питания ТС.

Метановое оборудование с завода – наилучший вариант, поскольку там всё предусмотрено для слаженной работы. Но эта опция есть у ограниченного круга моделей. Такие транспортные средства будут иметь более высокую цену.

Как дизель работает на газу?

Установка ГБО на дизельный двигатель: как это выглядит на практике?

Возможно ли дизельный двигатель перевести на газ?

Возможно ли поставить газ на турбированный двигатель?

Установка ГБО на УАЗ Хантер: важные моменты

Газовое оборудование на дизельный двигатель – экономия при каждой поездке

Растущая стоимость автомобильного топлива наводит некоторых водителей на мысль о том, чтобы установить газовое оборудование на дизельный двигатель своего транспортного средства. Посмотрим, насколько реально это сделать!

Газовое оборудование на дизельный двигатель – некоторые нюансы

Модернизация дизеля посредством перевода его на работу с метановым либо пропан-бутановым газобаллонным оборудованием вполне возможна. Но при этом владелец автомобиля должен понимать, что родную систему питания дизельного мотора придется серьезно изменить, чтобы приспособить все системы к использованию газа.

Функционирование любого дизеля начинается с зажигания. Если подключить газобаллонную аппаратуру к камерам сгорания, куда до этого подавалась солярка, и ждать, когда произойдет самовоспламенение газовой смеси, ничего действенного из этого не выйдет. Дизтопливо самовозгорается при 320, максимум 380 градусах по Цельсию, газу же требуется температура не менее 700 градусов.

Учитывая вышесказанное, становится понятно, что даже сугубо теоретически применять один вид горючего при переводе дизельного двигателя на газ нереально. Чтобы решить данную задачку, можно использовать один из двух вариантов модернизации дизелей, которые осуществляются в наши дни:

  • совместное применение газа и дизельного топлива;
  • переделка дизельного ДВС в газовый.

Рассмотрим и сравним оба эти варианта.

Газовый двигатель – кардинальное изменение мотора

Радикальный способ перевода дизеля на работу на газобаллонной аппаратуре, предполагающий капитальное изменение двигателя:

  • монтаж свечей зажигания, которые буду выполнять функцию форсунок;
  • установка системы зажигания вместо топливного оборудования;
  • удаление «ненужного» металла на днищах поршней либо в камерах сгорания с целью существенного снижения уровня сжатия газа.

Такая газовая установка на дизельный двигатель, по сути, означает полное его изменение и превращение дизельного «сердца» транспортного средства в полностью газовый двигатель. По своим параметрам он будет очень похож на бензиновый ДВС, «поджатый» под газ (достаточно экономичный – газ дешевле солярки, экологичный – не так сильно загрязняет атмосферу, с увеличенным ресурсом эксплуатации).

Данный вариант перевода дизеля на использование газа весьма активно внедряется в странах европейского континента. Но в СНГ и России намного чаще автолюбители идут по другому пути, предполагающему получение газодизеля. О нем далее.

Газодизель – много преимуществ, минимум недостатков

Многие наши соотечественники предпочитают монтировать именно такое газовое оборудование на карбюраторный двигатель, оно позволяет получить мотор, работающий на смеси солярки и газа метана. Несомненным его достоинством является то, что не нужно кардинально переделывать имеющуюся конструкцию.

Затруднение с температурой воспламенения метана в этом варианте решается за счет того, что на финальной стадии такта зажигания в цилиндры движка подается небольшой объем солярки. Она и воспламеняет газовоздушную смесь, поступившую в двигатель на такте впуска. Для реализации описанной схемы дополнительно нужно монтировать насос высокого давления, который и подает требуемую порцию дизтоплива.

Влияние газового оборудования на двигатель в данном случае незначительно, зато преимуществ от использования газа и солярки немало:

  • редкая замена масла;
  • увеличение срока эксплуатации мотора за счет того, что на элементах цилиндропоршневой группы накапливается меньше гари;
  • отсутствие черного дыма при функционировании газодизеля, работающего на 80 процентах газа и 20 дизельного топлива;
  • практически полное отсутствие в выхлопе бензопирена – наиболее ядовитого соединения, за которое все сторонники чистой экологии ругают дизель;
  • реальная (и немалая) экономия на горючем.

Думается, теперь вы сами можете понять, портит ли газовое оборудование двигатель, и есть ли смысл переводить на газ ваше авто.

Переводим дизель на газ. Стоит ли это делать?

Сегодня на дорогах России и стран СНГ можно встретить уже десятки, а может быть, и сотни тысяч автомобилей, основным моторным топливом которых стал газ.

  1. Переводим дизель на газ
  2. Основная проблема с дизелем
  3. Так в чем же заключается основная проблема, в чем сложность этого перевода
  4. Два решения проблемы
  5. Достоинства и недостатки
  6. Подводим итог

Переводим дизель на газ

И это не удивительно, ведь он имеет ряд преимуществ перед другими видами топлива:

  • Газ значительно дешевле.
  • Благодаря его высокому октановому числу (более 100 единиц) не происходит детонации двигателя и, следовательно, уменьшается его износ.
  • Заметно уменьшается расход масла. Это объясняется тем, что газ в цилиндре двигателя сгорает полностью без остатка и не стекает в картер, разжижая его содержимое. А слишком жидкое масло приходится чаще менять на новое.
  • Выхлопные газы от автомобиля, на котором установлено ГБО (газобаллонное оборудование) менее токсичны, они меньше загрязняют атмосферу.

Однако, подавляющее большинство автомобилей, переведенных на газ, имеют бензиновые двигатели. Как показывает практика, именно бензиновый двигатель можно довольно легко приспособить для работы на газе, не прибегая к каким-то глобальным его переделкам. И после его переоборудования он может нормально работать как на бензине, так и на газе.

Основная проблема с дизелем

В случае же перевода на газ дизельного двигателя все обстоит совсем иначе. Дизель перевести на газ значительно сложнее, чем бензиновый двигатель.

Так в чем же заключается основная проблема, в чем сложность этого перевода

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, в чем же заключается основная разница в принципах работы бензинового и дизельного двигателей.

Кратко в общих чертах это выглядит примерно так:

  • В бензиновом двигателе горючая смесь (бензин+воздух) через впускной коллектор поступает в цилиндр. Затем с помощью искры, которая образуется между электродами свечи зажигания, эта смесь резко воспламеняется и заставляет двигаться поршень. Происходит его, так называемый, рабочий ход.
  • В дизельном двигателе дизельное топливо через форсунку тоже попадает в цилиндр двигателя (в так называемую, камеру сгорания), там смешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Затем, как и в бензиновом двигателе, происходит ее воспламенение. Но оно происходит не от искры, а от сильного сжатия, в результате которого температура смеси поднимается до 300-350℃ и происходит ее самовоспламенение.А проблема состоит в том, что температура самовоспламенения газа (в частности, метана) составляет около 650-700℃. То есть, та температура, которая создается во время максимального сжатия в цилиндре дизельного двигателя, совершенно недостаточна для того, чтобы газ воспламенился без постороннего дополнительного поджига. В бензиновом двигателе таким поджигом является искра свечи зажигания.

Два решения проблемы

Так возможно ли переделать дизельный двигатель таким образом, чтобы он смог работать на газе? Да, возможно.

Существует два способа решения этой проблемы:

  1. Первый способ – это существенное изменение конструкции двигателя. Для того, чтобы произошло воспламенение газа, необходим, как уже упоминалось выше, его поджиг. Таким поджигом может служить свеча зажигания по типу того, что используется в бензиновых двигателях. Она устанавливается вместо форсунки, предназначенной для подачи дизтоплива Так как октановое число газа превышает 100 единиц, степень сжатия в цилиндрах придется снизить до 10:1-12:1 (в дизеле 16:1-20:1) путем некоторых конструктивных изменений двигателя. Это необходимо сделать для того, чтобы избежать его детонации. После таких переделок в качестве топлива можно будет использовать только газ – солярку уже нельзя будет использовать. По сути, это будет уже не дизельный двигатель, а газовый.
  2. Второй способ – оставить дизельный ДВС без каких-либо существенных конструктивных изменений, только подключив к нему ГБО. В этом случае для того, что вызвать воспламенение газа, в конце процесса сжатия в камеру сгорания, где находится газовоздушная смесь, впрыскивается через штатную форсунку небольшое количество дизтоплива. Сначала воспламеняется солярка, и уже от нее воспламеняется газ. То есть, дизтопливо в данном случае играет роль поджига. Примерная пропорция – 80% газа и 20% солярки. Эта система называется Dual Fuel – двойное топливо. Дизельный двигатель в данном случае сможет работать как на «чистой» солярке, так и на газе, но с небольшим добавлением дизтоплива.
Читайте также  Малолитражные дизельные двигатели Российского производства

Достоинства и недостатки

Чтобы решить вопрос, стоит ли переходить с дизеля (дизтоплива) на газ, надо хорошенько взвесить все достоинства и недостатки этого решения.

Достоинства

  • Экономия финансовых средств на приобретение топлива. Однако, в случае с дизелем она будет не так заметна, как при переходе с бензина на газ.
  • На газе двигатель работает более мягко и бесшумно.
  • Увеличивается ресурс двигателя ввиду почти полного отсутствия детонации.

Недостатки

  • Очень дорогое газобаллонное оборудование и ощутимые затраты на его монтаж. В случае же перевода дизельного двигателя на работу только «чистом» газе затраты еще более возрастают.
  • Проблема с запуском двигателя в зимнее время.
  • Повышенная пожаро- и взрывоопасность газа по сравнению с соляркой.
  • Необходимость обязательной регистрации и периодических проверок ГБО в соответствующих органах.

Подводим итог

Так стоит ли переводить дизель на газ?

Разница в стоимости дизельного топлива и газа не так заметна, как бензина и газа. Зато на приобретение и монтаж ГБО на дизельный двигатель придется потратить заметно больше средств, чем на бензиновый.

Как показывает практика, переводить автомобиль с дизельного топлива на газ целесообразно только тогда, когда его месячный пробег составляет не менее 1500 км. А, впрочем, прочитав эту статью, пусть каждый решает этот вопрос сам.

ГБО на дизель

Всеобщий процесс перевода двигателей автомобилей на пропано-бутановую смесь, с целью экономии на цене топлива и улучшения экологического положения, охвативший все страны, не обошел и владельцев автомобилей с дизельными двигателями. Темой нашей сегодняшней статьи станет установка ГБО на дизель, мы попробуем рассказать какие подводные камни ждут владельцев дизельных двигателей, которые решились перевести свой автомобиль на газ.

Отличие бензинового ГБО от газодизеля

Так ставят ли гбо на дизель? Если с бензиновым двигателями дела обстоят более-менее понятно — заменили бензиновую смесь газовой, оставив при этом штатное воспламенение смеси от искрового разряда, и получили функциональный автомобиль на пропан-бутане. В дизельном же двигателе воспламенение смеси происходит за счет воспламенения дизельного топлива от высокого давления в конце такта сжатия.

Пропано-бутановая смесь от высокого давления не воспламеняется, именно этот факт и являлся серьезной проблемой при переводе дизельного агрегата на газ. Поэтому перевод дизельного двигателя для работы на пропано-бутановой смеси требует впрыскивать некоторое количество дизельного топлива для нормальной работы двигателя. Нужно это в первую очередь для обеспечения надежного воспламенения пропано-бутановой смеси и стабильной работы всей системы газодизеля.

Принцип работы газодизеля заключается в следующем.

  • В воздушный трубопровод дизельного агрегата подается газовоздушная смесь.
  • Ее воспламенение достигается путем воспламенения предварительно поджигаемой небольшой «запальной дозы» дизельного топлива, впрыск которой происходит непосредственно через форсунки основной системы подачи топлив.

Интересный факт из истории автомобилестроения: на грузовики «Камаз», еще при СССР, был спроектирован и внедрен в серийное производство так называемый газодизель. В серийный двигатель дизельного «Камаза» подавалось приблизительно 80 процентов метана и 20 процентов солярки. Такая топливная смесь поджигалась запальной дозой дизельного топлива. Реально работающие экземпляры были только у «Камаза». В дальнейшем с развалом СССР проект посчитали не рентабельным и свернули.

Преимущества установки ГБО на дизель

К преимуществам газо-дизеля относится:

  • Более «мягкая работа» двигателя за счет более плавного нарастания давления в цилиндрах;
  • Меньше вредных выбросов в атмосферу;
  • Увеличенный запас хода и возможность ездить на двух видах топлива;

Недостатки газодизеля :

Следует выделить так же ряд недостатков, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с дизельными агрегатами, работающими на газу.

  • Высокие требования к качеству используемых материалов;
  • Наличие спец оборудования для одновременного дозирования дизельного топлива и газа;
  • Сложный процесс настройки и регулировки;
  • Наличие газового баллона в багажнике автомобиля.

Следует также отметить тот факт, что установка ГБО на дизельный легковой автомобиль довольно затратная и ее окупаемость, по сравнению установкой на бензиновый двигатель, происходит намного дольше.

Установка гбо на турбированный двигатель

Довольно распространенным является вопрос «ставят ли гбо на турбированные двигатели?»

Здесь следует понимать, что турбированный дизельный двигатель практически нечем не отличается от атмосферного агрегата, а следовательно технология и сама установка гбо на турбированный двигатель нечем не отличается от установки ГБО на атмосферный мотор.

Таким образом ответом на вопрос «можно ли ставить гбо на турбированные двигатели» является — да, можно.

Комплектующие для установки ГБО на дизель

Состоит система газобаллонного оборудования для дизельного автомобиля из:

  • Баллона или связки баллонов. Это одна из самых громоздких частей системы. Следует помнить, что газовый баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Последние должны иметь более толстые стенки и выдерживать значительно большее давление.
  • Газового клапана.
  • Редуктора-испарителя. В отличие от пропан-бутана метан находится в баллоне в газообразном состоянии, но для его полноценной работы все же необходим редуктор- испаритель.
  • Газовых форсунок. Форсунки обеспечивают попадания газа в камеру сгорания.
  • Электронный блок управления (газодизельных мозгов). Считываем все показания системы и руководит работой газобаллонного оборудования в целом.
  • Датчиков акселератора,оборотов двигателя, давления газа в системе, температуры и прочих. Наличие датчиков помогает электронному блоку управления руководить процессами в системе ГБО и обеспечивает слаженную и безопасную работу ГБО.
  • Дизельных форсунок. обеспечивают попадания солярки в камеру сгорания.
  • Топливный насос высокого давления для дизельного топлива. Один из ключевых узлов системы. От правильного переоборудования и настройки этого узла зависит работоспособность ГБО на дизельном двигателе.
  • Переключатель вида топлива. Обычно состоит в виде кнопки или тумблера и устанавливается в кабине автомобиля в непосредственной близости к водителю.
  • Магистраль высокого давления. По магистрали газ попадает из баллона в редуктор-испаритель.
  • Мультиклапан. Устанавливается в баллон, выполняет защитную функцию и обеспечивает попадание газа в баллон и подачу газа в систему.
  • Газовые фильтры. Обеспечивают предварительную и тонкую очистку газа перед попаданием его в форсунки и двигатель автомобиля.

Переоборудование газового двигателя для работы на газе.

Интересный факт из истории: в конце 90-х некоторые специалисты и маленькие фирмы по установке ГБО переделывали дизельные двигатели путем понижения степени сжатия двигателя до 12-13 единиц. Заменялись форсунки для впрыска дизельного топлива на искровые свечи зажигания, а также производилась замена топливного насоса высокого давления на магнето или систему зажигания.

Дальнейшее переоборудование на газ производилось как для обычного двигателя внутреннего сгорания с бензиновым питанием и искровой системой зажигания. Т.е дизель превращался в подобие карбюраторного двигателя. Разумеется такой вариант установки ГБО на дизель не обрел широкой популярности, и на данный момент времени практически не используется, уступив свое место газодизелю.