Правила установки башенных кранов

Портал газовиков

Всё для безаварийной работы

Всё для безаварийной работы

  • Главная
  • События
  • Газбиблиотека
    • ГОСТы
    • ВРД
    • ВСН
    • РД
    • Инструкции
      • Типовые инструкции по охране труда по профессиям и видам работ
      • Типовые инструкции по ОТ
      • Типовые производственные инструкции по выполнению газоопасных работ на объектах газораспределительных систем
      • Инструкции по ОТ службы ЛЭС
      • Инструкции по ОТ службы ЭВС
      • Инструкции по пожарной безопасности (ПБ)
      • ИНСТРУКЦИЯ по организации и безопасному проведению огневых работ на газовых объектах
      • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ на рабочем месте при несчастных случаях и внезапных заболеваниях
    • Электробезопасность
    • Эксплуатация грузоподъемных кранов
    • СНиПы
    • СТО Газпром 2005
    • СТО Газпром 2006
    • СТО Газпром 2007
    • СТО Газпром 2008
    • СТО Газпром 2009
    • СТО Газпром 2010
    • СТО Газпром 2011
    • Р Газпром
      • Р Газпром 2007
      • Р Газпром 2008
      • Р Газпром 2009
      • Р Газпром 2010
    • СТО Газнадзор
    • СТО Газпром РД
    • СТО ЕСУОТ
    • Свод правил (СП)
    • Технические условия (ТУ)
  • Рацпредложение
  • Контакты

Эксплуатация подъемных сооружений

Установка кранов

Требования безопасности к установке кранов

Установка кранов для выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ должна производиться в соответствии с ППРк и другими технологическими регламентами.

Установка стрелового самоходного крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом несущей способности грунтового основания, которая должна соответствовать максимальному опорному давлению крана при наибольшей нагрузке.

Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте а также на площадке с уклоном, превышающий указанный в паспорте, не разрешается. Такая работа может быть разрешена только при использовании подстилающих устройств (шпал, плит, щитов).

Установка самоходного крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом ее положении и строениями, штабелями грузов, колоннами должно быть не менее 1 метра. При необходимости установки крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры следует подкладывать прочные и устойчивые подкладки, которые являются инвентарной принадлежностью крана.

Кран нужно установить таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути препятствий.

Стреловые башенные краны устанавливают исходя из условия, что расстояние по горизонтали между вступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а при высоте более 2000 мм — не менее 400 мм. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.

Установка кранов, передвигающихся по крановому пути, в охранной зоне воздушных линий электропередачи должны быть согласована с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ должно храниться вместе с ППР

Для установки в здании мостовых кранов между их частями и строительными конструкциями здания и оборудования необходимо соблюдать расстояния (рис.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию. При установке кранов в два яруса расстояние от верхней точки нижнего до нижней точки верхнего крана должно быть не менее 100 мм, а расстояние от последней до настила пролетной части моста нижнего крана — не менее 1,8 м. Кран может быть установлен над производственным помещением для подъема и опускания грузов через люк в перекрытии только в том случае, если одно помещение расположено непосредственно над другим. Люк в перекрытии должен иметь постоянное ограждение высотой не менее 1 м, которое выполняют с обшивкой понизу на высоту 100 мм с обязательным устройством светящейся надписи, предупреждающей о нахождении грузанад люком и об опускании груза, а также надписей, запрещающих нахождение людей под перемещаемым грузом.

Для оператора, управляющего краном с пола, должен быть предусмотрен свободный проход на всей длине кранового пути.

Козловые краны устанавливают так, чтобы расстояние по горизонтали между выступающими частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочей площадки, было не менее 700 мм, а на высоте более 2м — 400 мм.

При установке двух кранов на одном крановом пути учитывают конкретные условия их работы. Расстояние между двумя выступающими частями кранов и подвешенными на крюк грузами должно быть не менее 5 м, что обеспечивается установкой тупиковых упоров

Стреловые краны на краю откоса, котлована, траншеи должны быть установлены с соблюдением расстояний указанных в таблице . При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. , откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.

На рис. показана установка кранов вблизи котлованов и траншей. Минимальное допустимое расстояние (а) до ребра опрокидывания крана определяется по таблице в зависимости от глубины котлована Нк.

Схемы установки стреловых самоходных кранов у основания откоса (траншеи): а – автомобильного; б – пневмоколесного; в – гусеничного.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ, определяет место установки крана и проверяет:

  • состояние выбранной площадки; соблюдение безопасного расстояния до откосов; наличие достаточной освещенности;
  • не находится ли выбранная площадка в опасной зоне;
  • надежность и безопасность выбранных кабелей и проводов.

Кран устанавливается на выбранную площадку, выставляются выносные опоры, а при необходимости заземляется переносным заземлителем. После этого лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, делает запись в вахтенном журнале крановщика: «Установку крана на указанном мною месте проверил, «Работу разрешаю».

Машинист крана поднимает стрелу из транспортного положения в рабочее. Определяются опасные зоны работы крана, выставляются сигнальные ограждения. При необходимости устанавливается дежурство наблюдающих за безопасной работой.

При установке кранов на территории действующего предприятия или вблизи зданий и сооружений следует учесть, что под землей на небольшой глубине могут находиться различные трубопроводы, подземные коммуникации, которые могут не выдержать дополнительной нагрузки.

Определение опасных зон работы крана.

В процессе производства строительных, монтажных, погрузочно-разгрузочных работ кранами создается опасность для жизни и здоровья людей. До начала производства работ необходимо выяснить — не находится ли рабочая площадка в опасной зоне, которая должна быть обозначена знаками безопасности и надписями установленной формы.

Каждый работник должен строго руководствоваться их указаниями. Опасные зоны разделяются на два вида.

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов. К ним относятся зоны:

  • вблизи не огражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;
  • вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;
  • в местах, где содержаться вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых, или воздействует шум выше предельно допустимого.

Зоны ограждаются защитными (предохранительными) ограждениями. Производство работ в этих зонах допускает в соответствии с ППРк, содержащим конкретные решения по защите работающих.

Зоны потенциально действующих опасных производственных факторов. К ним относятся:

  • участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;
  • зоны перемещения машин, оборудования или их рабочих органов, места над которыми происходит перемещение грузов кранами.

Участки и зоны положено ограждать сигнальными ограждениями. При производстве работ в таких зонах необходимо осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными машинами и вблизи строящегося здания или сооружения устанавливаются согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

«Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно приложения Г, СНиП 12-03-2001».

Границы опасных зон вблизи движущихся частей и рабочих органов машин определяются расстоянием в 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в инструкции завода-изготовителя или в его паспорте.

Комментарии

Стреловые краны на ходовом устройстве, используемые на погрузочно-разгрузочных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе груза. Как правило, масса перемещаемого груза указывается на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. Высоту подъема крюка и его вылет необходимо рассчитывать исходя из условий установки крана и его грузовых и высотных характеристик

Вылет А и высоту подъема крюка Н определяют в зависимости от размера транспортных средств, схем складирования грузов и с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки по формулам:

где: а1 – ширина транспортного средства; а2 — просвет между наибольшем габаритом поворотной части крана и транспортным средством (штабелем); а3 — расстояние между осью вращения поворотной платформы и ее выступающей частью или выносной опорой; а4 – ширина грузового места; h1 высота грузозахватного приспособления (зависит от размеров груза);h2 — высота грузового места; h3 — просвет безопасного подъема груза над встречающимся препятствием; h4 — высота погрузки транспортного средства или штабеля; h5 — высота транспортного средства.

Правила установки башенных кранов на строительном объекте

В проектах производства строительно-монтажных работ с применением кранов должны быть предусмотрены:

  • — выбор типов машин, места их установки и режим работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией и условиями строительства;
  • — мероприятия, исключающие действие вредных и опасных факторов на машиниста и работающих вблизи людей;
  • — использование технических средств по ограничению пути движения или угла поворота машины и средств связи машиниста с работающими (звуковая сигнализация, радио-, телефонная связь) при выполнении машинами работ в условиях ограниченного пространства и обзора рабочей зоны;
  • — особые условия установки машины в зоне призмы обрушения на насыпном грунте или специальные конструкции (указаны также в СНиП 12-03-2001).

На рис. 6.4 указаны расстояния между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям, и строениями, штабелями грузов и т.д.

При разработке решений по организации стройплощадки необходимо учитывать долговременные опасные зоны, в пределах которых запрещается размещать временные здания и сооружения, стационарные рабочие места, места прохода и отдыха людей. Стройплощадка должна быть организована таким образом, чтобы указанные опасные зоны не включали места прохода людей и проезда машин за пределами стройплощадки, а также эксплуатируемые здания и сооружения, где могут находиться люди.

Рис 6.4. Схема установки кранов, передвигающихся по наземным крановым путям

Эксплуатация зданий в зоне действия грузоподъемного крана разрешается при выполнении определенных решений по безопасности.

На рис. 6.5 показаны условия безопасной эксплуатации зданий, находящихся вблизи строящегося объекта. Эксплуатация здания

Рис. 6.5. Условия безопасной эксплуатации зданий вблизи строительного

Читайте также  Линейный контактор мостового крана

а — эксплуатируемое здание вне опасной зоны действия грузоподъемного крана; б — эксплуатируемое здание в опасной зоне действия грузоподъемного крана; / — строящееся здание; 2 — опасная зона вблизи строящегося здания; 3 — опасная зона действия грузоподъемного крана; 4 — эксплуатируемое здание; 5 — вход в эксплуатируемое здание; 6 — вновь устроенный вход в здание; 7 — сплошные щиты, закрывающие окна; 8 — забор, ограждающий

строительную площадку разрешается без каких-либо дополнительных мероприятий. Расстояние между забором, огораживающим строительную площадку, и входом в эксплуатируемое здание должно быть достаточным для прохода людей (эвакуация во время пожара и пр.) и приниматься в зависимости от условий эксплуатации здания применительно к каждому отдельному случаю, но не менее 1 м. Ограждение строительной площадки со стороны эксплуатируемого здания должно быть оборудовано защитным козырьком.

Эксплуатируемое здание частично расположено в опасной зоне действия грузоподъемного крана. Здание возможно эксплуатировать, поскольку перекрытие последнего этажа находится за пределами опасной зоны крана. Вход в здание попадает в опасную зону, необходимо закрыть его и устроить временный вход с противоположной стороны. Окна здания в опасной зоне крана следует закрыть сплошными щитами.

При производстве строительно-монтажных работ в условиях плотной городской застройки или при реконструкции действующего предприятия могут возникнуть ситуации, когда невозможно перенести из опасных зон места прохода людей, приостановить эксплуатацию здания и т.д. В этих случаях необходимо разработать специальные мероприятия (ограничить размер опасных зон, устранить возможность появления опасных производственных факторов и пр.).

На рис. 6.6 показан пример обеспечения эксплуатации тротуара и проезжей части городской улицы. Для обеспечения безопасной эксплуатации зону, обслуживаемую краном, сокращают путем ограничения поворота стрелы. Склад 6 объекта строительства и площадку для разгрузки автотранспорта 3 устраивают в зоне обслуживания крана. Строительную площадку ограждают забором со сплошным защитным козырьком над тротуаром 5.

На рис. 6.7 строящееся здание расположено между двумя эксплуатируемыми сооружениями. В данном случае оба эксплуатируемых здания могут попасть в опасную зону действия грузоподъемного крана. При расположении крана между строящимся и эксплуатируемыми объектами после ограничения угла поворота стрелы здание (слева) оказывается вне опасной зоны. Расстояние между входом в здание (слева) и грузоподъемным краном превышает 5 м, поэтому достаточно предусмотреть установку ограждения территории строительства и устройства на нем защитного козырька 10.

Рис. 6.6. Условия безопасной эксплуатации проезжей части улицы и тротуара вблизи грузоподъемного крана:

/ — строящееся здание; 2 — башенный кран; 3 — площадка для разгрузки автотранспорта; 4 — проезжая часть; 5 — забор со сплошным защитным козырьком над тротуаром; 6 — площадка для складирования сборных элементов; АБСД — зона обслуживания крана

У эксплуатируемого здания на рис. 6.7 (справа) перекрытие последнего этажа попадает в опасную зону 3 действия крана. Путем ограничения свободного перемещения краном конструкций опасную зону 5 можно сократить. Здание можно эксплуатировать при условии переноса входа в него 8 и устройства сплошных щитов для окон, попавших в опасную зону. Монтаж и демонтаж крана должны производиться вдали от эксплуатируемых зданий, на специальной площадке 16.

В проекте производства работ должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности, если в опасную зону действия крана попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги.

При выполнении определенных мероприятий допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий

Рис. 6.7. Условия безопасной эксплуатации зданий вблизи грузоподъемного

  • 1 — строящееся здание; 2 — монтируемая конструкция, обращенная наибольшим габаритным размером в сторону границы опасной зоны; 3 — опасная зона действия крана при монтаже строительной конструкции; 4 — монтируемая конструкция, обращенная в сторону опасной зоны минимальными габаритными размерами; 5 — опасная зона действия крана при монтаже строительных конструкций; 6 — эксплуатируемое здание; 7 — вход в здание; 8 — вновь устроенный вход в здание; 9 — сплошные щиты, закрывающие окна здания в опасной зоне 5; 10— забор с защитным козырьком, ограждающий строительную площадку со стороны эксплуатируемого здания; 11 — крайние стоянки грузоподъемного крана; 12, 13 — крайние положения стрелы крана после ограничения углов ее поворота; 14 — склад строительных материалов; 15 — опасная зона вблизи движущихся частей и рабочих органов машин;
  • 16 место монтажа и демонтажа башенного крана и сооружений, кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременное массовое нахождение людей.

Порядок выполнения работ кранами в стесненных условиях и вблизи служебных помещений

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях, по согласованию с органом Ростехнадзора, может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ 18 J.

Там же определен порядок работы крана в стесненных условиях. при подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и лица, производящего зацепку груза) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Данное требование должно также строго выполняться при опускании груза.

Стройгенплан привязка строительных машин

Установка кранов.

Установка башенных стреловых и других кранов для СМР должна предусматривать:

1) соответствие кранов по условиям СМР (высота, грузоподъемность, вылет стрелы);

2) обеспечение безопасных расстояний от сетей ЛЭП, пешеходов, транспорта и выемок;

3) условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, параллельных путях в одной рабочей зоне;

4) мероприятия по безопасному производству работ в месте установки кранов (ограждения строительной площадки, монтажная зона крановых путей).

Нормативные документы:

СНиП 111-4-80 “Техника безопасности в строительстве”, СНиП 3.08.01-85 “Механизация строительного производства. Рельсовые пути БК.” Гост 12.01.13-78 “Строительство. Электробезопасность.” “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.”

Привязки строительных машин.

Привязка производится для определения возможности монтажа (или других видов работ) выбранным механизмам и безопасных условий производства работ.

1) определяют расчетные параметры и подбор крана.

2) горизонтальная привязка крана:

а) Поперечная;

б) Продольная.

3) расчет зон действий крана.

4) ограничение зон действия крана.

1. Выбор крана производится на основании технико-экономических показателей.

2. Горизонтальная привязка крана:

а) Поперечная — определения расстояния оси движения крана относительно строящегося здания(Рис. 1). Минимальное расстояние от оси движения крана до строящегося здания определяется выражением:

Где: В — минимальное расстояние от оси движения крана до наружной грани сооружения;

Rпов — радиус поворотной платформы механизма (или другой выступающей части крана (паспортные данные));

lбез — минимально допустимое расстояние выступающей части крана до габарита строения, штабеля, забора и т. д., принимают 0,7м для высоты до 2м и 0,4м для высоты более 2м.

Рельсовые пути башенных кранов устраиваются в соответствии с требованиями СНиП 3.08.01-85 (Рис.2, 2а и 8.)

Наименьше допустимое расстояние от основания откосов до ближайшей опоры крана регламентируется: “Правила устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, СНиП 111-4-80. (Таблица 1)

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до

До ближайшей опоры машины, м

б) Продольная привязка.

Длина кранового пути между крайними стойками крана должна обеспечить подъем всех элементов, монтируемой конструкции.

Длина рельсового пути определяется:

Где: lk — расстояние между крайними стоянками;

Hk — база крана по паспорту;

lторм — расстояние от крайней стоянки до тупика принимают по паспорту, но не менее 1,5м.

lтуп — расстояние от тупика до конца рельсов (lтуп=0,5м).

Полученную длину рельсового пути корректируют в соответствии с условием:

Nзв — количество полузвеньев (1зв=12,5м)

Крайние стоянки башенного крана и все промежуточные для стрелового крана должны быть привязаны к осям здания и обозначены на СГП и местности хорошо видимыми ориентирами.

Привязку путей с обеспечением необходимых деталей и размеров оформляют в соответствии с рис.3 и рис.6.

Расчет зон влияния крана.

При организации строительной площадки в соответствие с требованиями СНиП 111-4-80 следует устанавливать опасные для людей зоны, в пределах которых действуют постоянно или потенциально опасные производственные факторы.

К зонам постоянно действующих производственных факторов, связанных с работой монтажных механизмов, относятся места под которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Эта зона во избежание доступа посторонних лиц должна быть ограждена защитными ограждениями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ 23407-78. (Панельные из сплошных или решетчатых панелей).

К зонам потенциально действующих опасных факторов относятся участки территории в близи стоящего здания, этажи зданий и сооружений в одной захватке, под которыми происходит монтаж (или монтаж конструкции). Эта зона ограждается сигнальными ограждениями по ГОСТ 23407-78. (Канатно-стоечное ограждение H=0,8м). (Таблица 2).

Опасная зона работы крана.

А. Монтажная зона ограждается сигнальным по ГОСТ 23407-78 ограждением в ней допускается размещение монтажного крана. Для прохода людей назначаются определенные места, с фасада здания противоположного установке крана. Проход должен быть снабжен навесом шириной не менее ширины прохода с вылетом на расстоянии не менее 2 м от стены здания под углом 70-75 градусов к ней.

Б. Зона обслуживания крана или рабочая зона крана — площадь в любую точку которой может опуститься крюк крана. Определяется наибольшим рабочим вы-летом стрелы

В. Опасной зоной работы крана — называют пространство, где возможно падение груза при его перемещении с учетом вероятного расстояния при падении. Для башенных кранов и стреловых с устройством от падения стрелы:

Ron=Rmаx. Раб. +0,5Lгр. mаx +Iрасс.

Для стреловых кранов:

Ron=Iстр+0,5гр mаx +Iрасс

Зоны постоянно действующих опасных производственных факторов во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены защитным ограждением по ГОСТ 23407-78.

Границы опасных зон вблизи движения частей и рабочих органов машин определяются расстоянием в пределах 0,5м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции изготовителя.

Г. Опасная зона монтажа конструкции наноситься на объекте при вертикальной привязке крана.

Госгортехнадзором установлены минимальные расстояния :

От крюка крана или противовеса до монтажного горизонта -2м

От стрелы крана до ближайшего элемента здания по горизонтали -1м

От противовеса крана до максимально выступающего элемента здания-0,4м

ОГРАНИЧЕНИЯ ЗОН ДЕЙСТВИЯ КРАНОВ.

Принудительные ограничения — осуществляется установкой датчиков и концевых включателей, производящих аварийное отключение крана и не зависит от действия крановщика.

Условные ограничения — постоянно расчитаны на внимание крановщика, строителей монтажников. Ориентиры с указанием расстояния наносят на СГП.

Для обеспечения условных ограничений в каждом отдельном случае разрабатывается инструкция о порядке выполнения работ.

Совместная работа нескольких кранов — в одной зоне, как правило, разрешена в необходимых случаях работы нескольких кранов на одной захватке должны быть разработаны специальные мероприятия, обеспечивающие безопасность работы.

Читайте также  Монтаж кран балки опорной

После нанесения необходимых зон обозначаются места размещения остальных элементов, связанных с работой крана :

* хранение контрольного груза;

* рубильников отключения крана;

* открытая площадка складирования;

Работа кранов вблизи действующих ЛЭП должна выполнятся в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.013-78 “Строительство. Электробезопасность.”

Работа кранов в охранной зоне ЛЭП как правило не допускается. Охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи является участок земли и пространства, заключённый между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклонённом их положении) на расстоянии, указанном в таблице 2.

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
  3. Как собирают башенные краны на стройке: порядок возведения, демонтажа спецтехники

Монтаж и установка башенного крана на строительной площадке

Строительство современных высоток невозможно без применения спецтехники. Поднимать плиты, панели перекрытия и другие строительные материалы на высоту многоэтажного здания призваны башенные краны. Высота отдельно стоящих моделей достигает 70 метров , а пристяжные взбираются ещё выше. Такую огромную конструкцию невозможно доставить на место целиком, поэтому монтаж кранов осуществляют непосредственно на стройплощадке.

Как устроен башенный кран

Строительный краны представляют собой, по сути, набор металлоконструкций. Главными их узлами являются:

  1. Башня. Она располагается на устойчивом стационарном или подвижном основании.
  2. Ходовая часть (если есть). В основном это рельсовая тележка, которая позволяет перемещать кран с одного конца дома на другой.
  3. В верхней части башни находится поворотный круг, позволяющий вращать стрелу.
  4. Кабина машиниста, расположенная на вращающейся платформе. Там же располагается силовой узел и контроллеры управления.
  5. Стрела, вдоль которой перемещается тележка с подъемным крюком. Они бывают как с оголовком, так и без него.
  6. Консоль противовеса.

Дополнительная информация. Крановщики поднимаются в кабину самостоятельно по простой лестнице, огороженной для страховки металлическим каркасом с площадками в каждой секции башни. Подъемное устройство для оператора обычно не предусматривается.

Подготовительные работы

Перед тем, как привезти на место и начать монтировать башенный кран на стройке, необходимо составить смету, учитывающую стоимость труда рабочих, эксплуатацию дополнительного оборудования и техники, а также разработать технологическую карту.

Первый этап установки строительного крана – подготовка надежного основания. Для этого выравнивают площадку, на которой будут возводить конструкцию, и, в зависимости от типа устройства, устанавливают на ней:

  • опорную раму;
  • фундамент;
  • рельсовые пути.

Бывают ещё башенные краны, которые одновременно являются опорным каркасом здания. Они встраиваются в фундамент дома, который возводится вокруг него. Но это специфичная техника и редко применяется на территории России и стран СНГ.

Под фундамент для тяжелых башенных кранов выкапывают котлован, укрепляют его арматурой и заливают бетоном. К основанию подводят электричество, и выполняют заземление.

Помимо обустройства площадки, необходимо заранее выделить и расчистить пути для движения автокрана, который нужен на первых этапах сборки большинства моделей.

Обратите внимание! Монтаж и работа крана вблизи линии электропередач (до 30 м ) разрешается только после получения специального наряда-допуска.

Этапы сборки

На подготовленный фундамент устанавливают нижнюю часть конструкции и надежно её фиксируют. Как собирают башенный кран в дальнейшем, зависит от его модели. Чаще всего начальные этапы монтажа осуществляются при помощи автомобильного или гусеничного крана:

  1. Первая и вторая секции скрепляются при помощи монтажных пальцев – коротких металлических штырей, забивающихся кувалдой в специальные отверстия.
  2. Вместо третьего фрагмента башни на уже собранную конструкцию надевают особенную подъемную телескопическую секцию, которая шире обычной.
  3. Устанавливают поворотный круг, кабину машиниста.
  4. Собирают на земле стрелу, скрепляя ее отдельные элементы и закрепляют тележку для перемещения груза.
  5. Поднимают собранный фрагмент наверх и фиксируют на месте.
  6. Аналогично собирается и монтируется контрстрела, на которую устанавливаются противовесы.

Дополнительная информация. Высота одной секции башни составляет от 1,8 до 6 м .

Монтажным краном обычно устанавливают три секции, кабину крановщика и стрелу с противовесом. После этого башеник собирает себя сам при помощи телескопической клети – специальной секция с гидроцилиндрами.

Самостоятельная сборка происходит следующим образом:

  1. Крановщик поднимает стрелой секцию башни.
  2. Её размещают внутри телескопической клети.
  3. Монтажники фиксируют новый элемент.
  4. Раздвижная секция поднимается наверх и принимает в себя следующий уровень. Таким образом получается собрать кран полностью.

Дополнительная информация. Процесс монтажа разных моделей может отличаться. Например, линейке Liebherr есть самомонтируемые башенные краны, которым не нужен дополнительный монтажный кран.

Контроль качества монтажа

После того, как краны на стройках поднимают на необходимую высоту, им устраивают тщательную проверку, опираясь на нормативы, указанные в инструкции к машине. При этом тестируется как работа электрооборудования, органов управления, тормозной системы и сигнализации, так и корректность механической сборки устройства. Качество монтажа башенного крана проверяется по следующим параметрам:

  • состояние металлоконструкций и сварных швов: не должно быть деформаций, разрывов, ржавчины или иных механических повреждений;
  • надежность закрепления грузовых тросов и степень их износа;
  • качество заземления электрического крана, который питается от внешней электросети;
  • техническое состояние лестниц, ограждений, платформы и кабины;
  • соотношение между массой противовеса и балластами, его соответствие норме;
  • степень износа крюка и элементов подвески;
  • внешний вид всех креплений, блоков и оборудования;
  • надежность и правильность сборки рельсовых путей (если таковые есть).

Обратите внимание! Грузовые канаты строительных кранов не подлежат ремонту. В случае обрыва троса, частичного повреждения или случайного завязывания его необходимо полностью заменить.

Меры предосторожности

Перед тем, как монтируют строительные краны, обязательно ставят ограждения опасной зоны, размеры которой определяются с учетом наибольшего расстояния отлета груза при случайном падении на землю. На обозначенной территории запрещено располагать бытовые помещения или склады, чтобы исключить нахождение людей, не имеющих отношения к монтажу.

При работе необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  1. Сборка и разборка осуществляются в строгом соответствии с проектом производства строительно-монтажных работ и инструкцией изготовителя крана.
  2. Все монтажники должны пройти аттестацию и иметь удостоверения.
  3. Процесс производится только под непосредственным наблюдением инженерно-технических работников.
  4. Люди, находящиеся на высоте, должны пользоваться страховочными поясами.
  5. При ветре силой более 6 баллов или гололеде работы прекращаются.

Во время сборки запрещается:

  • опускать или поднимать людей краном (а также находиться на перемещаемых им элементах);
  • стоять под переносимыми грузами;
  • оставлять поднятые элементы без присмотра в воздухе;
  • сбрасывать предметы любого размера с высоты;
  • работать, если напряжение в сети уменьшилось на 10% или больше.

Разборка башенного крана

Кран разбирают сразу же, как только он завершает свою деятельность на объекте. Демонтажные работы происходят быстрее, чем сборка, и чаще всего осуществляются при помощи автокрана. При этом процесс зачастую осложняется тем, что рядом уже построено здание и технике остается меньше пространства для передвижения.

Процесс разборки башенного крана осуществляется примерно в таком порядке:

  1. Работники отсоединяют крюк.
  2. Демонтируют каретку и грузовой кабель (его наматывают на барабан в задней части стрелы).
  3. Автокран снимает контргрузы противовеса.
  4. По частям опускают на землю стрелу.
  5. Отсоединяют электрические кабели.
  6. Снимают кабину машиниста и поворотную площадку.
  7. Разбирают башню.

На все демонтированные элементы наносят маркировку, после чего их грузят на специальный транспорт и перевозят на новую стройплощадку.

Эксплуатация грузоподъемных механизмов

Грузоподъемные механизмы, используемые для работы с тяжелыми объектами, – это техника, обусловливающая появление серьезного риска для работников. Он связан с воздействием следующих обстоятельств:

  • угроза падения груза и причинения вреда здоровью сотрудника;
  • значительные физические нагрузки, связанные с технологическими процессами строповки, подъема и т.д.;
  • необходимость работы на открытом воздухе, включая холодные месяцы;
  • риск неисправности или аварии с причинением вреда здоровью работников;
  • другие факторы.

Поэтому порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов строго контролируется государственными органами.

Опасность грузоподъемной техники

Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:

  • места для работы подъемного крана;
  • участки механизации;
  • транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
  • объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
  • производственные цеха, помещения или участки;
  • канатные дороги;
  • фуникулеры;
  • выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.

Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Поскольку любая техника, используемая для подъема грузов, представляет собой потенциальный фактор риска, при организации ее работы нужно соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных кранов или другого оборудования. Они сформулированы в отдельном правовом документе – приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Этот приказ имеет статус Федеральных норм и правил и обязателен к исполнению всеми предприятиями, осуществляющими эксплуатацию таких механизмов.

Подготовка оборудования к работе

Основной принцип подготовки техники к работе заключается в выполнении всесторонней проверки ее работоспособности, которая проводится для минимизации риска аварий или других форс-мажорных ситуаций. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств указывают, что перед началом работы нужно убедиться в том, что:

  • все подъемные и стопорные приспособления работают без сбоев;
  • целостность окрашенных поверхностей не нарушена;
  • механизмы и устройства имеют достаточное количество смазки для обеспечения нормальной работы;
  • комплектность техники соблюдена, то есть не наблюдается отсутствия важных узлов или деталей;
  • на пути движения техники отсутствуют посторонние предметы или другие препятствия.

Для проверки работоспособности техники проводится ее холостой запуск, в процессе которого контролируется работа оборудования. При выявлении посторонних шумов, нарушении плавности хода, резких движений и других признаков неисправностей работу оборудования нужно остановить и разобраться в причинах проблемы.

Требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию техники

Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечивается не только нормальной работой машины, но и правильными действиями персонала, который владеет навыками ее использования и в состоянии обнаружить признаки неисправности. Пункт 26 приказа № 533 устанавливает следующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин, предъявляемые к работникам предприятий:

  • прохождение обучения на право эксплуатации таких машин, подтвержденное выдачей действующего удостоверения установленного образца;
  • знание признаков неисправности техники, а также наличие информации о том, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов;
  • информирование непосредственного руководителя в случае обнаружения таких признаков;
  • знание порядка действий в случае аварии на объекте;
  • соблюдение требований Федеральных норм и правил безопасности в ходе работы.
Читайте также  Кран с гидравлическим приводом

К сотрудникам, которые производят монтаж, пусконаладку, ремонт и другие важные работы с грузоподъемными механизмами, предъявляются дополнительные требования. Они перечислены в разделе 20 приказа № 533. Контроль их выполнения осуществляет ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов.

Правила эксплуатации техники

Основные требования к безопасности эксплуатации оборудования, предназначенного для подъема грузов и иных объектов, сформулированы в пункте 23 приказа № 533. Они указывают, что ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов и другие операции должны осуществляться с соблюдением следующих правил:

  • поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включая выполнение своевременного контроля и технического обслуживания машин, а при необходимости – планового и экстренного ремонта;
  • соблюдение требований к нагрузке и порядку эксплуатации машин, установленных производителем;
  • запрет на эксплуатацию оборудования при выявлении признаков неисправности самой техники или инфраструктуры, необходимой для ее использования по назначению;
  • определение круга лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ с применением таких машин;
  • определение порядка допуска работников к эксплуатации техники и контроль его выполнения;
  • наличие на рабочих местах сотрудников инструкций по эксплуатации техники;
  • наличие эталонных грузов с соответствующими характеристиками для выполнения плановых испытаний машин.

Если организация в ходе работы имеет регулярную потребность в ремонте техники, в ее составе должно действовать профильное подразделение. Оно обязано иметь необходимые устройства для измерения, ремонтную технику и подготовленный персонал, способный выполнять такие операции. Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и другого оборудования производят инспекторы уполномоченных государственных органов.

Документы для законной эксплуатации ГПМ

Правильный порядок эксплуатации ГПМ на промышленных предприятиях требует обязательного присутствия требуемой документации. Список документов, которые должны присутствовать в организации, использующей такие опасные объекты, включает следующие позиции:

  • техническая документация на оборудование, предоставленная производителем;
  • документ о прохождении обязательной оценки соответствия нормативам технического регламента ТС 010/2011, а также других нормативных документов в соответствии с типом объектов;
  • свидетельство о регистрации опасного объекта, подтверждающего внесение информации о нем в Единый реестр ОПО;
  • положение о производственном контроле на предприятии, разработанное согласно требованиям 116-ФЗ и утвержденное руководителем организации;
  • положение о порядке расследований причин аварий и других инцидентов;
  • инструкции по эксплуатации техники для работников, включая инструкции о правилах поведения в случае аварии;
  • полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта на случай аварии;
  • протоколы аттестации и удостоверения по промышленной безопасности, полученные работниками предприятия, допущенными к эксплуатации, пусконаладке, ремонту и другим операциям с оборудованием;
  • заключения промышленной безопасности на оборудование – в случаях, предусмотренных пунктом 260 приказа № 533;
  • документация о прохождении технического освидетельствования оборудования в установленные сроки.

При организации отдельных типов работ предприятию потребуется оформление дополнительной документации. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных операций обязательна подготовка технологических карт, описывающих порядок действий в таких обстоятельствах.

Как происходит монтаж и демонтаж башенного крана на строительной площадке

На больших строительных площадках применяют башенные краны — мощные подъемные механизмы для выполнения основных и вспомогательных работ. Они перемещают элементы конструкций и материалы по вертикали и горизонтали к рабочему месту. Темп строительства зависит от скорости выполняемых движений устройства и его мобильности.

Краны перевозят на объекты, после чего монтируют и приводят в рабочее состояние. Компоновка, расположение узлов электрического оборудования и поста управления должны обеспечивать удобство при обслуживании, а также возможность проведения ремонтных работ любого узла.

Монтаж башенного крана проводится в точном соответствии с Руководством по монтажу и демонтажу крана. На производительность строительно-монтажных работ влияют способы установки и грузоподъемность: чем быстрее собирается устройство, тем выше степень эксплуатации и ниже стоимость работ.

Как разбирают

Один из этапов переустановки грузоподъемных механизмов — демонтаж кранов. По сравнению со сборкой, он занимает меньше времени и осуществляется в обратной последовательности. Сначала возводят каркас здания, затем, не дожидаясь малярных работ, демонтируют устройство.

Перед разборкой проверяют стреловые и грузовые лебедки и их тормозные системы. При неправильной регулировке тормозов кривошипно-шатунный механизм не может выдержать башню и стрелу. Быстромонтируемые краны разбираются с помощью собственных и вспомогательных подъемных агрегатов.

При возведении сооружений сложной конфигурации по завершении строительных работ машине может не хватать места на монтажном участке для спуска стрелы и башни, она оказывается зажатой между возведенными зданиями. В тесных условиях кран разбирают на сборочные элементы вторым подъемником, который находится на том же участке или заранее отведенном месте для демонтажа. При невозможности установки расчалок и якорей рекомендуется задействовать элементы каркаса здания, при этом нагрузки на него должны быть безопасными.

Кроме данного типа демонтажа, разборку осуществляют посредством стрелового гусеничного или пневмоколесного самоходного крана, а также с помощью специальной монтажной площадки, передвигающейся одним из способов:

  • путем предварительной установки рельсов для перемещения;
  • на самоходной гусеничной платформе.

При перемещении крана с основных путей на монтажные применяют платформы со специально вращающимися колесами для совершения маневров с малым радиусом. При отсутствии колесного хода подъемное устройство выводится по рельсам с большим радиусом поворота, превышающим 50 м.

Дополнительные элементы конструкции небольшого размера опускают с помощью кранов-мачт и монтажных мачт.

Транспортировка

Перебазировка башенного крана выполняется:

  1. Разделением на сборочные узлы и механизмы. Способ характерен для немобильных подъемников, имеющих неповоротную башню, и поворотных кранов большой грузоподъемности.
  2. Погрузкой агрегата на транспортное средство в цельном состоянии без разборки. Данным методом перевозят мобильные, быстромонтируемые устройства.

При транспортировке немобильных кранов, время монтажа которых достигает до 2 недель, пользуются:

  • автотягачами;
  • 1-осными прицепами.

Мобильные агрегаты перевозят:

  • автотягачами;
  • подкатными тележками;
  • тягачами со сцепкой с шаровым шкворнем;
  • трейлерами.

Разворот подъемника при перемещении осуществляется безопасными рукоятками и дышлом. При движении автопоезда по улицам и шоссе габаритные размеры должны соответствовать норме ГОСТа 13556-76.

Стандартные параметры габаритов:

  1. Грузовой момент — до 170 тм.
  2. Длина модуля без автотягача — до 28 м.
  3. Высота и ширина — не более 4,2 м.
  4. Клиренс — не менее 0,35 м.
  5. Нагрузка на колесо:
    • для 4-колесных тележек — не более 5 тс;
    • для 2 соосных тележек — не более 4,3 тс.

Так, кран КБ-503 транспортируют в сложенном виде на 4 подкатных тележках при агрегатировании к тягачам КрАЗ-255В, КрАЗ-214В. Отдельно от крана устанавливают:

  • стреловый механизм с тележкой;
  • промежуточные башенные секции;
  • оголовок;
  • 2 тележки на колесном ходу;
  • противовес.

Допустимая норма уклона:

  • продольная — 5%;
  • поперечная — 3%.

Маршрут обязательно заранее согласовывают с органами ГИБДД. Для самомонтирующихся подъемников разрешение не требуется. Скорость транспортировки может достигать более 80 км/ч. Скорость езды немобильных устройств при движении по ровной магистрали — 15 км/ч.

Если необходимо перебазировать подъемник на небольшие расстояния, его транспортируют без разборки по временным инвентарным и подкрановым путям. При перемещении с территории завода, на котором выпущен кран, на промышленный объект пользуются услугами железной дороги. Для облегчения погрузки-выгрузки подъемных модулей используют открытые железнодорожные платформы. Их размеры должны соответствовать габаритам подвижных составов.

Как монтируют башенный кран

Перед тем как подъемный механизм доставят на стройплощадку, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

  • укладка подкрановых путей;
  • установка заземления;
  • подведение электрических проводов;
  • подготовка необходимого оборудования для монтажа;
  • наладка козлов и подготовка въезда модуля на рельсы.

Перед укладкой путей бульдозером выравнивают площадку и выдерживают привязку башенного крана к зданию — минимально безопасное расстояние между выступами модуля и ограждениями. Длина рельсов зависит от размера сооружения.

Перед началом работы осматривается монтажное оборудование и канаты, проверяется состояние домкратов и резьбовых соединений. Отверстия, пальцы и оси очищаются от загрязнений и ржавчины, затем смазываются. Неисправности устраняются.

Устанавливать башенные краны необходимо с учетом таких факторов, как:

  • модель подъемника;
  • условия строительного объекта;
  • высота устройства;
  • длина стрелового механизма.

С помощью телескопа

Монтаж грузоподъемных кранов данным способом заключается в наращивании секций по принципу телескопа.

Главным отличием является использование выдвижной обоймы, расположенной на внешней стороне колонны.

Сборка башенного модуля осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливается фундамент с опорами и ходовые тележки.
  2. Фиксируется нижний противовес, поднимаются распорки.
  3. Выставляются 3 секции конструкции автоподъемником. Крепление крана осуществляют с помощью монтажных пальцев.
  4. Четвертая секция отличается от предыдущих элементов размерами и внешним видом и называется «телескоп». Ее надевают на конструкцию сверху, как чулок. В наружные секции вставляется необходимое число внутренних элементов с меньшим сечением.
  5. Поднимают наверх кабину вместе с поворотным кругом, на котором расположена стрела.
  6. Стрела монтируется на ровной поверхности земли, крепится на проушины основания автокраном. Затем ее отводят от колонны до полного выпрямления и включением кривошипа поднимают вверх.
  7. Устанавливается стреловая тележка, которая будет перемещать груз в продольном направлении.
  8. Прикрепляется механизм подъема груза.
  9. Поднимается контрстрела с противовесами.
  10. Управление процессом наращивания осуществляется из кабины, при этом поднесенную конструкцию фиксируют монтажными пальцами. Телескоп поднимают на 3 м и повторяют операцию до высоты подъема башни.

При помощи автокрана

Принцип монтажа базируется на последовательном соединении крановых сегментов, начиная от рамы с опорами и заканчивая стрелой, при помощи автомобильного крана и на последующем перемещении элементов на требуемую высоту. Для каждой строительной площадки машина выбирается индивидуально с учетом грузоподъемности и высоты стрелы. Крепежные соединения и стыковки осуществляются монтажниками-высотниками.

Самомонтирующиеся или быстромонтируемые башенные краны

Монтаж быстромонтируемых модулей выполняется собственными элементами:

  • гидравлическими;
  • тяговыми.

Кран разбирается и собирается посредством запасовок и перепасовок канатов. Процессом управляют из кабины или с помощью беспроводного или кабельного пульта. Кабина движется вдоль колонны и фиксируется на любой высоте.

  • оперативность;
  • мобильность;
  • минимальные временные и финансовые затраты.

Установка подъемного механизма не требует применения вспомогательных устройств и проведения сложных высотных работ. Продолжительность сборки составляет от 30 минут до нескольких часов. Высота подъема крюка ограничена.

Стоимость работ

Существует много предприятий, выполняющих монтаж башенного крана, цена услуги зависит от модели, региона, доставки и сложности работ.

Стоимость сборки грузоподъемного механизма начинается от 400 тыс. руб.