Как подобрать кран для строительства?

Как правильно подобрать кран для монтажа строительных конструкций

Если известно, что существующие габариты сооружения не позволяют использовать грузоподъемные механизмы, имеющиеся в наличии или которые возможно арендовать в регионе за умеренную цену – то меняется технология выполнения работ.

В любом случае у человека, который занимается решением подобной задачи – имеется в виды выбор грузоподъемного механизма – под рукой должна быть необходимая информация:

— грузовые характеристики кранов;
— габариты здания – длина, высота, ширина;
— возможность расчленения здания на отдельные захватки.

Исходя из имеющейся информации принимается решение о применения типа грузоподъемного механизма – это может быть:

— козловой или портальный краны;
— башенные краны;
— самоходные краны на колесном или гусеничном ходу;
— автомобильные краны.

Кроме типа крана учитывается так же возможность использования кранов с различными видами стрелы (имеются в виду самоходные и автомобильные краны) – такими как:

— простая решетчатая стрела;
-простая решетчатая стрела со вставками;
— простая решетчатая стрела с «гуськом»;
— телескопические стрелы.

Зачастую, когда возникает необходимость выполнения монтажа в зданиях имеющих значительные габариты в плане и не большую высоту – используются автокраны и самоходные краны – монтаж выполняется изнутри здания – «на себя». Т.е. самоходный кран находится внутри здания – монтирует конструкции вокруг себя и постепенно на выходе за пределы здания, закрывает захватку монтируя плиты перекрытия и стеновые ограждения – закрывая тем самым монтажный проем.

Для протяженных и высоких зданий удобней использовать башенный кран.

Для подземных сооружений небольшой ширины лучше подойдут козловые или портальные краны.

На сегодняшний день в связи с появлением большого количества высоко производительных автокранов, большой грузоподъемности и с большими вылетами стрел — выбор этого типа кранов стал более актуальным связи с их меньшей стоимостью. Виды задач, которые успешно решаются с помощью автокранов действительно многогранный: автокраны используются для строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Именно поэтому, правильный выбор при выполнении работ – задача первоочередной важности.

Итак определяемся, в нашем выборе самоходного крана(в том числе и автомобильного):

• Грузоподъемности крана – определяем по весу и габариту самой тяжелой конструкции здания – при минимальном и максимальном вылете стрелы;
• Длина стрелы крана — вылет стрелы – вид стрелы – сможет ли автокран поднять груз;
• Безопасны ли конструктивные характеристики автокрана – для обеспечения необходимых условий безопасности;
• Базовые габариты крана — сможет ли сама машина и ее рабочие органы свободно перемещаться в пределах рабочей зоны и главное безопасно;

Ну и для полноты картины необходимо иметь план и разрезы здания, а так же план строительной площадки в составе рабочего проекта.

По своим характеристикам автокраны могут иметь различные габариты, грузоподъемность (6 – 160 тн) и длину стрелы.

Стрела – важнейшая часть автокрана. Длина, вылет стрелы, возможности конструкции автокрана определяют возможность работы на разной высоте, с разными конструкциями. Вылет стрелы рассчитывается как расстояние от оси поворотной платформы до центра зева крюка. То есть, это проекция длины стрелы крана на горизонтальную ось. Это может быть расстояние от 4 до 48 метров. Конструкция стрелы состоит из нескольких секций, что позволяет работать на разных высотах. На сегодняшний день спросом пользуются телескопические стрелы на основе трех секций – они достаточно компактны, но при этом обеспечивают подъем груза на большую высоту. «Гусек» в настоящее время применяется достаточно редко.

Итак первым делом определяем места возможных стоянок автокрана – наносим точки стоянок на план(чертеж) строительной площадки, возле места предполагаемого монтажа;
Проводим концентрические окружности от центра поворотной платформы на том же плане стройплощадки – меньшую (это минимальный вылет стрелы) и большую (это максимальный вылет стрелы) и смотрим что у нас попадает в «опасную зону». «Опасная зона» это площадка между большей и меньшей окружностью;
Обращаем внимание на наличие в опасной зоне частей зданий и сооружений, линий электропередач, открытых рвов и котлованов;
Учитываем возможность подачи в зону монтажа технологического транспорта – панелевозы и т.д.


Рисунок 1.

Берем графическую информацию по грузовой характеристике крана и разрез здания. На разрезе здания отмечаем точку возможной стоянки крана и высоту поворотной платформы. От полученной точки в масштабе линейкой откладываем максимальную длину стрелы, которая обеспечит необходимую нам грузоподъемность. Грузоподъемность 75 тонного автокрана при максимальном вылете стрелы может составлять всего 0,5 тн. Не забываем учесть так же безопасную длину стропов (не более 90 градусов между стропами) и безопасное расстояние от стрелы до выступающих конструкций здания не менее 1 м.


Рисунок 2.

Если мы получаем требуемые параметры, то есть мы можем смонтировать нужную конструкцию в нужном месте — то на этом и останавливаемся. Если эксперимент не удался – меняем места стоянки. Если и это не помогло – тогда меняем кран. Чудес не бывает – задача однозначно имеет решения.

Грузовая характеристика автокрана «Челябинец» КС-65711-11 (для примера) – можно посмотреть Автокран Челябинец КС-65711-11 .

Как вариант подбора (если у вас грузовая характеристика в масштабе) – вырезаете (в этом же масштабе) – квадратик бумаги по размеру разреза здания и начинаете двигать его по диаграмме грузовой характеристики, добиваясь оптимального соответствия.

Как подобрать кран для строительства?

Эффективность монтажа конструкций в значительной мере зависит от при­меняемых монтажных кранов. Выбор крана для монтажа сборных конструкций зависит от геометрических размеров зданий, расположения и массы монтируе­мых конструкций, характеристики монтажной площадки, объема и продолжи­тельности монтажных работ, технических и эксплуатационных характеристик монтажных кранов.

При выборе кранов сначала подбирают их типы и марки, по техническим характеристикам, отвечающим предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.

Основными рабочими параметрами монтажных кранов являются:

  • грузоподъемность Qкр – способность крана поднять груз с наибольшей массой при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности, т;
  • высота подъема крюка Нкр – расстояние от уровня стоянки крана до крюка при стянутом полиспасте и определенном вылете крюка, м;
  • вылет крюка Lкр – расстояние между вертикальной осью вращения поворотной платформы и вертикальной осью, проходящей через центр крюковой обоймы, м;

Грузовой момент Мгр – произведение массы груза в тоннах на величину вылета крюка, тм.

Требуемая грузоподъемность Q тр кр определяется по формуле

где Р n к – масса монтируемого конструктивного элемента;

Р n о – масса установленного на нем оснастки (массы такелажного и монтажного приспособления, конструкции временного усиления элемента).

Определение рабочих параметров для башенных кранов

Рисунок 3 – Схема определения параметров башенного крана

Требуемая высота подъема крюка Н тр кр

где hо – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана, м;

һз – запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для заводки конструкции к месту установки или переноса ее через ранее смонтированные конструкции (обычно принимается не менее 0,4-1,0 м), м;

Һэ – высота элемента в монтажном положении, м;

Һс – высота строповки в рабочем состоянии от верха монтируемого элемента до низа крюка крана (в пределах 1-4 м), м.

Требуемый вылет крюка l тр кр

L тр кр = а/2 + в + с,

где а – ширина кранового пути, м. В некоторых источниках вместо а/2 подставляют значение Rз.г. – радиуса, описываемого хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит). Ориентировочно Rз.г. принимают равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 – от 5 до 15 т; 5,5 м – более 15 т.

в – расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части стены, м.

Величина грузового момента М г тр при монтаже данного элемента определяется по формуле

Определение рабочих параметров для самоходных стреловых кранов

Стреловые краны, часто используемые для монтажа одно­этажных промышленных зданий, подбирают для монтажа наиболее тяжелых эле­ментов каркаса (колонна, подкрановая балка, подстропильная или стропильная ферма), которые могут монтироваться при минимальном вылете стрелы, и про­веряют на возможность укладки относительно легких элементов (плиты пере­крытий и покрытий), которые необходимо поднимать над фермами и уклады­вать на них, т. е. на значительно большем вылете стрелы.

Читайте также  Чем отличается кран балка от мостового крана?

Требуемые максимальную грузоподъемность и высоту подъема крюка опре­деляют аналогично башенным кранам. Для каждого монтируемого элемента не­обходимо четко определять монтажный горизонт; расчетные размеры элемента; фактическую высоту монтажных приспособлений. Так, для колонны необходи­мо учитывать всю ее высоту и только часть строповки над уровнем верха колон­ны, для фермы — верх уже установленной колонны, для плиты покрытия — уро­вень конька установленной фермы.

Необходимо помнить, что монтаж колонн, балок и ферм выполняется на ми­нимальном вылете крана, поэтому для выбора оптимального крана для этих кон­струкций требуется определить необходимую грузоподъемность и высоту подъема крюка, вылет стрелы определять не нужно.

Высота подъема стрелы

где һп – высота полипласта в стянутом состоянии, м.

Требуемый вылет крюка

где һш – высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана, м;

а – расстояние от центра строповки поднимаемого элемента в проектном положении до точки здания, выступающей в сторону стрелы, м;

с – расстояние от оси вращения крана до оси шарнира пяты стрелы, м.

При определении значений d’, d» необходимо учесть, что минимальный зазор между стрелой и элементом и между стрелой и зданием в зависимости от длины стрелы должен составлять соответственно 0,5-1,0 и 0,5-1,5 м.

Требуемая длина стрелы Lстр

Рисунок 4 – Схема определения параметров самоходных стреловых кранов, оборудованных монтажной стрелой

Подбор крана для монтажа строительных конструкций

1. Подбор автокрана на монтаж колонн

Рисунок 1 — Схема для определения требуемых технических параметров крана на монтаж колонны

Грузоподъемность стрелы определяется по формуле:

Где mэ-максимальная масса монтируемого элемента, т;

mс — масса захватного приспособления, т;

Высота подъема стрелы определяется по формуле:

Где hз — запас по высоте (неменее 0,5 м);

hэ — высота элемента в монтируемом положении, м;

hс — высота строповки, м;

hп — высота полис паста в стянутом состоянии, (минимум 1м).

Наименьший вылет стрелы определяется по формуле:

Гдеe — половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого элемента (приблизительно — 0,3м);

с — минимальный зазор между стрелой и монтируемым элементом (принимается равным 0,5. 1,0м в зависимости от длины стрелы);

d — расстояние от центра до края элемента, приближенного к стреле, м;

hш — расстояние от уровня стоянки крана до оси шарнира стрелы (2,0 м);

d1 — расстояние от оси шарнира стрелы до оси вращения крана (1,0 м).

Требуемая наименьшая длина стрелы определяется по формуле, м:

— грузоподъемность стрелы 5,48т.

— высота подъема стрелы 11,9м;

— вылет крюка 4,44м;

— длина стрелы 11,3м;

2. Подбор автокрана крана на монтаж стропильных конструкций

Рисунок 2 — Схема для определения требуемых технических параметров крана на монтаж стропильной конструкции

Высота подъема крюка определяется по формуле:

где hп — высота планировочного уровня, м;

hпр — высота пролета (отметка верха колонны), м;

hз — высота зазора между колонной и монтируемым элементом для обеспечения безопасности производства работ и принимается минимум 0,5м;

hск — высота монтируемой стропильной конструкции, м;

hстр — высота строповки, м;

hпол — высота полиспаста, приближенно принимается 2-5 м.

Длина стрелы определяется по формуле:

где hш — высота шарнира стрелы, принимается 2,0м;

Гдеe — расстояние от центра до края элемента, приближенного к стреле, м;

с — минимальный зазор между стрелой и монтируемым элементом (принимается равным минимум 0,5. 1,0м в зависимости от длины стрелы);

d — половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого элемента (приблизительно — 0,3м)

Вылет крюка определяется по формуле:

где а — угол наклона оси стрелы крана к горизонту, град;

d — расстояние от оси вращения крана до шарнира стрелы, м.

Требуемая наименьшая длина стрелы определяется по формуле:

Грузоподъемность определяется по формуле, т:

где Qск — вес стропильной конструкции, т;

Qстр — вес строповки для монтажа стропильной конструкции, т.

Требуемые параметры автокрана на монтаж стропильной конструкции:

— высота подъема крюка 19,89 м;

— длина стрелы 29,93м;

— вылет крюка 7,1м;

— грузоподъемность стрелы 10,93т.

3. Подбор автокрана крана на монтаж подкрановых балок

Высота подъема крюка определяется по формуле, м:

где hп — высота планировочного уровня, м;

hпр — высота пролета (отметка верха колонны), м;

hз — высота зазора между колонной и монтируемым элементом для обеспечения безопасности производства работ и принимается минимум 0,5 м;

hск — высота монтируемой стропильной конструкции, м;

hстр — высота строповки, м;

hпол — высота полиспаста, приближенно принимается 2-5 м.

Длина стрелы определяется по формуле, м:

где hш — высота шарнира стрелы, принимается 2,0м;

Гдеe — расстояние от центра до края элемента, приближенного к стреле, м;

с — минимальный зазор между стрелой и монтируемым элементом (принимается равным минимум 0,5. 1,0м в зависимости от длины стрелы);

d — половина толщины стрелы на уровне верха монтируемого элемента (приблизительно — 0,3м)

Вылет крюка определяется по формуле:

где а — угол наклона оси стрелы крана к горизонту, град;

d — расстояние от оси вращения крана до шарнира стрелы, м.

Требуемая наименьшая длина стрелы определяется по формуле, м:

Грузоподъемность определяется по формуле:

где Qск — вес подкрановой балки, т;

Qстр — вес строповки для монтажа стропильной конструкции, т.

Требуемые параметры автокрана на монтаж подкрановой балки:

— высота подъема крюка 19,25 м;

— длина стрелы 25,69 м;

— вылет крюка 6,38 м;

— грузоподъемность стрелы 3,29 т.

4. Подбор автокрана на монтаж плит покрытия

Рисунок 3 — Схемы для определения требуемых технических параметров крана на монтаж плиты покрытия

Высота подъема гуська определяется по формуле:

где hпл — высота плиты, м;

Определяют оптимальный угол наклона стрелы к горизонту по формуле

Длина стрелы определяется по формуле:

Вылет крюка для монтажа среднерасположенной плиты по формуле:

Требуемый вылет крюка для монтажа дальне расположенной плиты, м:

где D — расстояние от центра пролета до центра дальне расположенной плиты, м;

Требуемая наименьшая длина стрелы определяется по формуле, м:

Грузоподъемность определяется по формуле:

где Qпл — вес плиты покрытия, т.

Требуемые параметры автокрана на монтаж плиты покрытия:

— высота подъема крюка 17,33м;

— длина стрелы 21,6м;

— вылет крюка 9,8м;

— грузоподъемность стрелы 3,35т.

Список кранов для монтажа железобетонный элементов и их характеристики приведены в таблице 4.

Таблица 3 — Технические характеристики принятых монтажных кранов

Выбор монтажных кранов

Существенное влияние на выбор монтажных машин оказывают: объемно-планировочные и конструктивные решения строящегося объекта; масса монтируемых конструкций, их расположение в плане и по высоте здания или сооружения; методы и способы монтажа; технико-экономические характеристики монтажных машин; экономическая эффективность применения комплектов монтажных машин.

Краны выбирают исходя из требуемых параметров, которые зависят от монтажных характеристик монтируемых сборных элементов конструкций; Qтp — монтажная масса, т; Нтр — монтажная высота, м; Lтp — монтажный вылет, м. Так как технические характеристики кранов по данным параметрам определены в справочных материалах относительно крюка, то и требуемые параметры будут определяться также относительно крюка.

Требуемую монтажную массу наиболее тяжелого элемента (Мэ) устанавливают с учетом прикрепляемых к нему монтажных приспособлений и такелажной оснастки (Мо) : Q кр тр = Мэ + Мо.


Рис. 7.3. Схемы определения требуемых характеристик кранов I — для башенного крана; II — для стрелового крана; III для стрелового крана с гуськом

Условные обозначения: а — ширина колен подкранового пути; в — расстояние между стеной сооружения и подкрановым рельсом; с — ширина сооружения; г — расстояние от центра вращения крана до конца контргруза; Нтркр — максимально требуемая высота подъема крюка; ho — высота смонтированной части сооружения; h3 — запас по высоте для маневрировать элементом при монтаже; hc — высота подвески; l тркр — максимально требуемый вылет стрелы; hэ — высота элемента; hп — высота полиспаста
Наименьшая длина стрелы Lст.г для крана, оборудованного монтажным гуськом, может быть найдена из выражения (рис.7.3, III)

Читайте также  Классификация кранов мостового типа

Монтажную высоту для башенных и стреловых кранов определяют из расчета наиболее высоко расположенной монтируемой конструкции (относительно уровня стоящего крана) и высоты строповочных приспособлений (рис. 7.3,III) ;
Н кр тр = h0 + h3 + h hc (здесь h3 принимается от 0,5 до 1 м).

Монтажный вылет крюка находят по расположению в сооружении самого отдаленного элемента. Для башенных и стреловых кранов он определяется по-разному.

Требуемый монтажный вылет крюка для башенных кранов: l кр тр; = а/2 + Ь + с- При этом (а/2 +b) должно быть не меньше суммы радиуса габарита крана (ггк) и запаса 0,7. 1 м в нижней и 0,5. 1 м в верхней частях крана.

Требуемый вылет крюка для самоходных стреловых кранов (рис. 7.3, //), при котором обеспечиваются достаточные зазоры между стрелой крана и смонтированными конструкциями, а также поднимаемым элементом, определяется по формуле:

где d’ и d» — расстояния по горизонтали от оси стрелы соответственно до монтируемого элемента и смонтированных конструкций включая зазор между ними и стрелой не менее 1,5 м.

Требуемая длина стрелы:
Угол β ( см рис.) практически находится в пределах 30. 40°, а угол α связан с вылетом основной стрелы. При выборе гуська учитывают, что его длина зависит в основном от размеров и места устанавливаемого элемента и величины d».

После определения величины требуемых параметров монтажных кранов по ним выбирают такие машины, рабочие параметры которых удовлетворяют расчетным, т. е. равны им или несколько превосходят требуемые. При этом расчетный грузовой момент
(М гр тр = Мэlкр) наиболее удаленного или тяжелого элемента (Mэ) должен быть не больше технического значения этой характеристики для крана.

При больших объемах монтажных работ количество монтажных кранов jVkp и соответственно монтажных потоков на монтаже всего здания определяют по формуле
Nкр=Pkвсп(TпПкA),
где Р — объем монтажных работ; kвсп — коэффициент на вспомогательные работы: kвсп= 1,05. 1,2; Тп — заданная продолжительность работ, дни; Пк — сменная производительность крана; А — количество рабочих смен в сутки.

Окончательное решение по выбору монтажных машин принимают на основании технико-экономического сравнения нескольких предполагаемых вариантов с учетом технологических особенностей использования и фактической производительности этих машин.

Как выбрать башенный кран (ч. 1)

Выбор башенного крана не менее ответственное дело, чем, например, финансирование строительного объекта. От правильности выбора зависит не только объем потраченных средств (излишние затраты только по одному крану могут составить миллионы рублей), но и вся экономика стройки. Вопрос выбора крана чрезвычайно трудоемкий и сложный, так как существует огромное количество типов и исполнений. Сегодня в статье мы дадим лишь некоторые рекомендации, которые, надеемся, будут полезны читателям.

Прежде всего, выбор крана зависит от условий строительства. Для высотного строительства применяют специально разработанные башенные краны свободно стоящие или на анкерном основании с устройством самонаращивания башни крана и возможностью крепления башни к строящемуся зданию. Конечно, в этом случае, можно применять только башенные краны с верхним поворотом, т. е. с неповоротной башней.

Максимальная высота свободно стоящего крана (или крана на рельсовом ходу) грузоподъемностью (г/п) 8. 10 т составляет до 70 м. Соответственно если строящееся здание выше 70 м, то выбирают кран на анкерном основании и крепящийся к зданию. И чем выше свободно стоящий башенный кран, тем больше затраты на усиление и утяжеление конструкции. Поэтому пристяжные краны, которые крепятся к строящемуся объекту по мере его роста, используют все чаще: их масса гораздо меньше, а зона их действия расширяется не посредством перемещения крана, что дорого и опасно, а за счет увеличения длины стрелы.

Для малоэтажного строительства можно выбрать как указанные выше типы кранов, так и любые другие в зависимости от условий и параметров строительного объекта. Большой популярностью пользуются гидравлические самораскладывающиеся краны, для обслуживания которых не нужны высотные лицензии и которыми может управлять один человек.

Монолитное домостроение в настоящее время применяется все чаще и, скорее всего, вытеснит панельное с рынка. Сейчас многие строительные компании при возведении монолитных сооружений используют стационарные бетононасосы вместе с гидравлическими самоподъемными раздаточными стрелами, что позволяет снять с башенного крана задачи по доставке бетона. Это позволяет выбрать более дешевый кран средней грузоподъемности 4. 6 т. В этом случае самым тяжелым поднимаемым элементом (около 300 кг) будет щит опалубки максимального размера. Следовательно, надо выбирать кран заведомо большей грузоподъемности на максимальном вылете крюка – около 1000 кг. Естественно, что стоимость и энергопотребление крана меньшего типоразмера могут быть в несколько раз меньше. При этом появляется возможность сэкономить средства, достаточные для покупки бетононасоса, качественной опалубки, инструмента и т. д. Все это в сумме повышает эффективность строительства.

Если при монолитном строительстве выбрана технология заливки бетона «колокольчиком», основной характеристикой при выборе крана становится скорость, с которой он поднимет бадью с раствором на заданную высоту. Если скорость подъема будет низкой, раствор в бадье может затвердеть. При заливке бетона «колокольчиком» страдает не только качество строящейся монолитной конструкции. При этом снижается экономичность строительства из-за высокой стоимости тяжелого башенного крана, высокого энергопотребления, увеличиваются сроки строительства, быстрей изнашивается конструкция башенного крана из-за постоянного перемещения предельно тяжелых грузов.

Использование бетононасоса компенсирует все недостатки «колокольчика» и повышает экономичность монолитного строительства.

Панельное домостроение применяется в основном только в странах бывшего Советского Союза. Вдобавок к этому панельное строительство привязано к домостроительным комбинатам, а следовательно, крайне неэффективно на большом удалении от них. При панельном строительстве главным вопросом при выборе крана становится максимальная масса панельных конструкций, т. е. просто необходимы тяжелые башенные краны г/п 8. 10 т, дорогие и с большим энергопотреблением.

К сожалению, зачастую определяющим обстоятельством для выбора крана являются редкие второстепенные погрузочные работы – разгрузка пачек арматуры массой 8. 10 т или монтаж готовых тяжелых бетонных блоков, составляющих менее 1% от общего объема конструкции, а ведь их можно изготовить на месте, использовав современную опалубку. В данном случае выбор ошибочно делают в пользу тяжелых башенных кранов, и тогда страдает экономика стройки.

Конечно, покупатель при выборе крана рассматривает прежде всего его базовые технические характеристики: грузоподъемность, высоту подъема и дальность вылета стрелы, а также параметры, производные от базовых: грузоподъемность при максимальном вылете стрелы, скорость подъема груза, диапазон и скорость перемещения грузовой тележки, скорость поворота крана, высоту крепления крана к строящемуся объекту, энергопотребление. Важен и такой фактор, как простота монтажа и обслуживания крана.

При выборе крана учитывают и особенности его конструкции. Плоская стрела или стрела без оттяжек-вантов практически по всем параметрам уступает конструкции с оголовком. Плоская стрела удобна и эффективна только для башенных кранов малой и средней грузоподъемности (до 5 т). Для кранов большей грузоподъемности стрела становится очень тяжелой, крупногабаритной (3. 4 м по высоте в основании) и требует предельного внимания со стороны крановщика при подъеме груза, поскольку изгиб такой стрелы в вертикальной плоскости может доходить до 3. 4 м!

Эта конструкция к тому же очень чувствительна к наличию повреждений. На выбор покупателя также влияет наличие или отсутствие кабины. Башенные краны с маховой стрелой (без грузовой каретки) обычно очень дороги, оснащены более короткой стрелой и применяются редко. Если надо сделать выбор между кранами с оголовком башни и безоголовочными, следует учитывать, что оголовок усложняет монтаж крана, но возможность поднимать стрелу (есть не у всех кранов с оголовком) позволяет работать на более ограниченных рабочих площадках. Безоголовочные краны собираются быстрей, с ними проще и безопасней работать в пересекающихся зонах.

При выборе, несомненно, покупатель учитывает, новый кран или подержанный. Безопасность и специфика использования башенных кранов диктует необходимость использовать новые либо почти новые (2. 5 лет) башенные краны, которые получают техническую поддержку производителя. Максимальный срок службы секции башенного крана в зависимости от марки стали составляет 10. 18 лет. На практике это означает, что, если кран «моложе» данного срока, покупка подержанного крана может быть выгодной, поскольку с увеличением срока эксплуатации цена сильно падает. Однако при покупке б/у крана необходимо обращать внимание (помимо качества металла) на наличие сервиса и запчастей. Большинство производителей постоянно вносят изменения в конструкцию, поэтому чем старше кран, тем сложней найти запчасти, т. е. меньшая цена на кран б/у может обернуться простоями и небезопасной эксплуатацией, что в итоге обойдется намного дороже нового крана.

Читайте также  Монтаж крана на опорной раме

Второе обстоятельство не в пользу подержанного крана – это отсутствие информации об интенсивности предыдущей эксплуатации, ведь износ конструкции башенного крана зависит не от срока службы, а от количества выполненных рабочих циклов и массы груза. Приборы учета пока несовершенны и не содержат всей необходимой информации.

Сроки поставки оборудования также определяют выбор. Сейчас все известные европейские производители загружены заказами и предлагают большие сроки поставки. В зависимости от конкретного производителя срок этот составляет от 1,5. 2 месяцев в несезонное время до 4. 6 месяцев в разгар строительного сезона, а иногда и до года, поскольку серьезные строительные фирмы предпочитают покупать эффективное и качественное европейское оборудование, хотя оно несколько дороже отечественного и китайского. Кстати, у некоторых итальянских компаний сроки поставки различных моделей башенных кранов составляют от немедленного и до 2. 3 месяцев.

Кроме того, на выбор покупателя влияет, нужен кран «навсегда» или на определенное время. Учитывая чрезвычайный спрос на такую технику в настоящее время, собственник башенного крана всегда в выигрышном положении. Даже если кран не будет занят на собственной стройке, его можно сдать в аренду. Обычно кран используется до исчерпания ресурса.

Серьезный покупатель обязательно рассматривает условия технической поддержки крана после приобретения. Как и любая другая строительная техника, башенные краны требуют быстрой информационной и технической поддержки производителя. Мировой опыт пока не знает лучшей схемы, чем сервисно-дилерская сеть без внутренней конкуренции. Большинство европейских производителей, заботясь о своей репутации, вкладывают большие средства в создание подобных сетей, чего пока нельзя сказать о китайских производителях башенных кранов, которых в одном Китае больше, чем во всем мире.

Чтобы избежать грубых ошибок и финансовых потерь при выборе башенного крана, надо глубоко вникнуть в тонкости данной техники или доверить это специалисту. Модель можно выбрать по сводной таблице характеристик на веб-ресурсе предприятия или, что проще и эффективнее, позвонить в офис представительства и проконсультироваться.

Следует учесть: очень часты случаи, когда с целью удешевления коммерческого предложения продавец исключает необходимые элементы конструкции крана, мотивируя это возможностью взять их в аренду, когда нужно, и т. п. Такая неполная комплектация может впоследствии существенно осложнить монтаж-демонтаж крана.

За рамками нашей статьи остался еще ряд серьезных аспектов выбора башенных кранов, которые мы рассмотрим в следующей публикации.

Редакция благодарит компании и представительства «Италтехимпорт» (СПб), ООО «Спецмаш» (Москва), Liebherr за помощь в подготовке статьи

Выбор кранов

При возведении сборно-монолитных и монолитных многоэтажных зданий рекомендуется использовать башенные краны. В зависимости от размеров здания могут быть использованы краны на рельсовом ходу (для линейно протяженных многосекционных зданий) или приставные краны (для односекционных зданий).

При возведении зданий малой этажности целесообразно применять самоходные гусеничные или пневмоколесные стреловые краны.

На рис. 2 приведены схемы возведения зданий с использованием различных приемов установки кранов. В случае односторонней установки (схема на рис. 2а), зона действия башенного крана охватывает всю ширину здания, что требует использования более мощных кранов; при использовании двух кранов, размещенных с противоположных сторон возводимого здания (схема на рис. 2б), зона действия каждого из кранов должна охватывать не менее половины ширины здания. В случае возведения высотных, «точечных» зданий часто применяют схемы, изображенные на рис. 2 в, г.

Рис. 2. Схемы установки кранов при возведении зданий с монолитным

каркасом:

а) – односторонняя; б) – двухсторонняя; в) – приставной кран с наружной части здания; г) – приставной кран в ядре жесткости здания

Выбор кранов при возведении монолитных и сборно-монолитных зданий осуществляют в два этапа.

На первом этапе определяют необходимые технические параметры кранов: грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема крюка (рис. 3); далее по справочной литературе подбирают несколько вариантов кранов, рабочие параметры которых равны или несколько больше требуемых.

Максимальная высота подъема крюка башенного крана определяется по формуле:

, (6.3)

– расстояние от уровня стоянки крана /верх головки рельса кранового пути/ до геометрического центра звена крюка, м;

– уровень верхнего монтажного горизонта, м;

– запас высоты при подъеме груза над самым высоким препятствием, принимается равным 0,5 м;

– наибольшая из высот поднимаемых грузов /бункера с бетонной смесью, опалубочной панели или блока, арматурного каркаса, сборного монтажного элемента/, м;

– расчетная высота стропа, м, определяется по данным формы 6.

Рис. 3. Схема для определения параметров башенных кранов. Пример наращивания высоты самоподъемного стационарного крана в зависимости от нарастания количества этажей

При определении максимальной высоты подъема крюка крана для зданий, возводимых в разборно-переставной или блочной опалубках, извлекаемых вверх, необходимо за уровень верхнего монтажного горизонта принимать отметку верха монолитной конструкции стены последнего этажа здания.

Вылет стрелы крана L, м, определяется по формуле

, (6.4)

– ширина подкранового пути, м;

– расстояние от ближнего к зданию подкранового рельса до ближайшей выступающей части здания, м;

– расстояние от центра тяжести груза до наиболее выступающей части здания, м.

При возведении здания в щитовой и блочной опалубках значение с принимается равным ширине здания (при расположении кранов с одной стороны здания) или не менее половины ширины здания (для кранов, расположенных с противоположных сторон здания). В случае использования объемно-переставной опалубки или «столовой» опалубки перекрытий при работе одним краном к ширине здания необходимо прибавить половину длины опалубочной конструкции +2 м.

Так как на данной стадии расчета не известна марка крана, который будет принят для производства работ, значение можно принять равным ширине подкранового пути любого из кранов требуемой грузоподъемности, а затем уточнить после выбора конкретного крана. Значение также зависит от конструкции того или иного крана, поэтому на данной стадии расчета может быть принято:

– для кранов с поворотной башней и противовесом, расположенным выше здания – 2 м;

– для кранов с поворотной башней и противовесом, расположенным внизу – равным радиусу поворотной части за вычетом , и плюс 1 метр – для обеспечения необходимой ширины рабочей зоны крана.

Требуемая грузоподъемность крана равна сумме массы поднимаемого груза и массы грузозахватного устройства:

, т, (6.5)

– масса поднимаемого груза /панели или блока опалубки, арматурного каркаса, сборного монтажного элемента/, т;

– масса такелажного приспособления, принимается из формы 6.

Для бункера с бетонной смесью

, (6.6)

– номинальная вместимость бункера, м 3 ;

– объемная масса бетона, принимается равной для тяжелого бетона 2400 кг/м 3 , для керамзитобетона 1800 кг/м 3 ;

– собственная масса бункера, кг.

Следует учитывать также, что для демонтажа крупнощитовой опалубки перекрытий и объемно-переставной опалубки должны применяться, как правило, кареточные краны. При использовании переставных распределительных стрел или механического распределителя для подачи бетонной смеси следует учитывать необходимость их подъема и перестановки краном, т.е. грузоподъемность крана должна быть больше массы распределительной установки.

На втором этапе путем экономического сравнения выбранных вариантов определяют наиболее эффективный.