Что называется грузоподъемностью крана?

Грузоподъемные краны и устройства

Добрый день, дорогие друзья.

Сегодняшняя тема грузоподъемным кранам и устройствам. В ней рассматриваются общие сведения о грузоподъемных кранах, устройствах, типов кранов, основные их характеристики (грузоподъемность, вылет, грузовой момент, высота подъема, пролет, глубин опускания, скорость перемещения).

Более подробно рассмотрены — стреловые самоходные краны, башенные краны, мостовые краны, козловые краны, кабельные краны, вертолетные краны, портальные краны. Из устройств — крюковые подвески кранов, их назначение и браковка, грузоподъемные устройства, приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах, нормы браковки элементов грузоподъемных машин.

Рассмотрены основные аварийные ситуации и несчастные случаи при работе с грузоподъемными кранами.

Общие сведения

По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:

  • стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы);
  • мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
  • кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).

Грузоподъемные краны также подразделяются:

  • по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.);
  • возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные);
  • виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие);
  • виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические).

Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры.

  • Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподьемного приспособления, на подаем которой рассчитан кран в заданном режиме работы.
  • Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.
  • Момент грузовой (М, т м) — произведение величины вылета и соответствующей ему грузоподъемности: М= QL.
  • Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
  • Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
  • Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении),
  • Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
  • Скорость передвижения крана (тележки) и скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.

Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.

На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза:

  • ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
  • колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
  • дисковые торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.

Дайте определение понятию – Грузоподъёмность крана.

Грузоподъёмность крана– это наибольшая масса груза на подъём которой рассчитан кран на данном вылете стрелы (для стреловых кранов) в заданных условиях эксплуатации.

В каких случаях бракуются канатные стропы?

  1. При отсутствии бирки.
  2. Если порвана прядь стропа.
  3. Если выдавлен сердечник стропа.
  4. Если имеются различные механические повреждения и деформации стропа (перегиб, пережатие и т.п..)
  5. Если имеется местное уменьшение диаметра стропа в результате его вытягивания или повреждения сердечника более чем на 10%
  6. Если имеется коррозия поверхностных проволок стропа более чем на 10 %.
  7. Если имеются повреждения стропа в результате температурных воздействий.

8. Если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Стропы из канатов двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
Длинна участка стропа 3d 6d 30d
Допустимое количество оборванных проволок 4 6 16

Примечание. d — диаметр каната, мм.

  1. Какие спецодежду, спецобувь и СИЗ должен использовать стропальщик во время работы?
  1. Костюм (или комбинезон) х/б или из смешанных тканей сигнальный 3-го класса защиты;
  2. Ботинки кожаные с жёстким подноском или сапоги резиновые с жёстким подноском;
  3. Рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
  4. Плащ непромокаемый;
  5. Наушники противошумные или вкладыши противошумные;
  6. Жилет сигнальный 3-го класса защиты;
  7. Каска защитная с подшлемником.

На наружных работах зимой дополнительно:

  1. Костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3-го класса защиты;
  2. Ботинки или сапоги кожаные с жёстким подноском или валенки с резиновым низом
  3. Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяным вкладышем.
  1. Оказание первой помощи при поражениях электротоком.

_____________________________________________________________________________

Билет №3

  1. Организация надзора за безопасной эксплуатацией г/п кранов.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели — владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть:

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен требуемый настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний настоящих Правил у ответственных специалистов;

г) разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;

д) обеспечено снабжение ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала — производственными инструкциями;

е) обеспечено выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом — производственных инструкций.

Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала должны быть составлены на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России.

Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения.

Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Госгортехнадзора.

  1. Требования безопасности при складировании плит перекрытий.

Плиты перекрытий складируются в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и с прокладками;

Грузовая характеристика стрелового крана – это зависимость грузоподъёмности крана от вылета стрелы показанная графическим способом в виде таблицы или в виде кривой на системе координат. На оси абсцисс (ось х) откладывается значение вылета стрелы крана, а на оси ординат (ось у) значение грузоподъёмности крана.

При помощи грузовой характеристики определяют максимально допустимую массу груза, которую разрешается поднимать краном на данном вылете стрелы.

В технологических регламентах на проведение погрузочно-разгрузочных работ при помощи стреловых кранов (ППРк, ПОС, тех.карта) обязательно должны быть представлены грузовые характеристики стреловых кранов при помощи которых производится данная работа.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также  Как зарегистрировать кран в Ростехнадзоре?

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Основные технические характеристики кранов

Условия эксплуатации грузоподъемного крана определяются его мощностными и техническими характеристиками. По этим параметрам можно рассчитать задачи для проекта и определить возможность использования в нем данного вида подъемного оборудования.

Классификация грузоподъемных кранов

Основное разделение видов кранового оборудования проводится по типу его конструкции:

  • Стреловые — подъемные краны, в которых грузозахватный блок прикрепляется к стреле или передвижной тележке. Исходя из целей использования, эти краны разделяются на подвиды: башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные и др. Область применения кранов со стрелой обширна, чаще всего они используются при возведении высотных зданий.
  • Мостовые и козловые — подъемные краны, в которых грузозахватный блок крепится к передвижному мосту или тали, движущейся по рельсам. Эти устройства для переноски и подъема грузов используются в строительстве, на открытых площадках погрузки и разгрузки, а также иногда при возведении небольших зданий и установке тяжелого производственного оборудования.

Основные параметры подъемных кранов

  1. Грузоподъемность — наибольшая масса груза, возможная для поднятия краном, вместе с комплектующими грузозахватными и съемными частями самого крана, автоматически учитываемая в этом параметре.
  2. Длина вылета — дистанция между пятой стрелы и осью обоймы поворотной части подъемного блока.
  3. Вылет крюка — это дистанция между центральной осью поворотной части крана и вертикальной осью грузоподъемных блоков, когда кран смонтирован и установлен на ровной площадке.
  4. Грузовая характеристика — зависимость величины грузоподъемности от длины вылета стрелового крана.
  5. Грузовой момент — произведение показателя грузоподъемности на длину вылета стрелы крана.
  6. Высота подъема крюка — расстояние от уровня стоянки крана до размещения грузозахватного блока в высшей точке в рабочем состоянии.
  7. Глубина опускания — расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного блока в низшей точке в рабочем состоянии.
  8. Скорость перемещения груза — считается как скорость поднятия или опускания рабочего груза, максимально допустимого для грузоподъемности крана в данных условиях.
  9. Скорость посадки — это самая низкая скорость, допустимая при опускании рабочего груза максимальной тяжести в данных условиях.
  10. Скорость перемещения — скорость поворота крана по горизонтали с максимальным весом рабочего груза при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 метров.
  11. Частота обращения — это перемещение поворотной части крана с грузом, максимально допустимым для грузоподъемности крана при скорости ветра не более 3 м/с на высоте 10 м.
  12. Колея — это горизонтальная дистанция между центральными точками осей колес крана или характеристика гусеничного хода.
  13. База — это длина дистанции между осями тележек передних и задних колес и длина гусеничного хода для гусеничных кранов.
  14. Нагрузка на ходовое колесо — величина нагрузки на ходовую часть суммарным весом крана и рабочего груза при максимальном поднятии груза.
  15. Мощность установки — мощность всех двигателей установки, определяющая расход топлива и тип энергоснабжения.
  16. Производительность установки — среднее количество грузов, перемещаемых или монтируемых краном в единицу времени.

В соответствии с производительностью грузоподъемного крана и условий эксплуатации установки рассчитывается количество и мощность кранов для выполнения заданного объема работ. В задачах по возведению объекта могут использоваться несколько видов подъемных кранов.

Выбор грузоподъемного крана

Важным параметром работы крана является его устойчивость. Силы, влияющие на устойчивость крана, зависят от его собственной массы и называются удерживающим моментом. Факторы, увеличивающие риск опрокидывания крана, называются опрокидывающим моментом.

Стреловой кран может опрокинуться при неправильном расчете по формулам рабочих параметров крана, величины максимального груза и собственной массы конструкции. Также опрокидывающий момент увеличивается при воздействии ветра, силе инерции и высоком угле уклона рабочей площадки.

Устойчивость крана определяется для следующих параметров:

  • грузовая устойчивость — когда кран переносит груз;
  • собственная устойчивость — когда кран находится в рабочем состоянии без груза или в нерабочем состоянии;
  • когда груз резко снимается или обрывается;
  • когда кран собирается или демонтируется.

На выбор нужного вида крана для проекта влияют рекомендуемые технические параметры использования крана, согласованный план возведения зданий, габариты и расположение объектов, масса и размеры монтируемых элементов и выбранная схема монтажа, передвижения и стоянки кранов.

Общие сведения о грузоподъемных кранах

Грузоподъемные краны

Какие грузоподъемные машины обслуживает стропальщик?

К грузоподъемным машинам (рис. 2.1), которые обслуживают стро­пальщики, относятся грузоподъемные краны, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы.

Кран-трубоукладчик — это самоходная грузоподъемная машина с боковой стрелой 2 для подъема, транспортировки и монтажа труб. Базовой машиной для крана-трубоукладчика обычно является гусе­ничный трактор 1.

Кран-манипулятор это грузоподъемная машина, состоящая из краноманипуляторной установки 3, смонтированной на транспортном средстве 4 или фундаменте.

Какие существуют типы грузоподъемных кранов?

Краны мостового типа это краны, у которых грузозахватный орган 5 (см. рис. 2.1) подвешен к грузовой тележке 7, перемещающейся по мосту 6. К ним относятся мостовые и козловые краны.

Краны кабельного типа это краны, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим кана­там 8. К этому типу относятся кабельные и кабельно-мостовые кра­ны. У кабельного крана несущие канаты закреплены в верхней части опорных мачт 9.

Краны стрелового типа — это краны, у которых грузозахватный орган

подвешен к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стреле. К стреловому типу относятся портальные, башенные, железнодо­рожные и стреловые краны.

Портальный кран — это кран поворотный, размещенный на портале 10, предназначенном для пропуска железнодорожного или автомо­бильного транспорта.

Башенный кран — это кран поворотный, со стрелой 2, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башни 11.

Железнодорожный кран — это кран, смонтированный на платформе 12, передвигающейся по железнодорожному пути.

Стреловой кран — это кран поворотный, у которого стрела закрепле­на на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходо­вом устройстве. Стреловые краны различаются по виду ходового уст­ройства:

Ø кран автомобильный, установленный на автомобильное шасси;

Ø кран пневмоколесный, установленный на пневмоколесное шасси;

Ø кран короткобазовый, установленный на короткобазовое шасси;

Ø кран на специальном шасси, установленный на специальном шас­си автомобильного типа;

Ø кран гусеничный, установленный на гусеничном ходовом устрой­стве.

Какие основные параметры характеризуют кран?

Грузоподъемность Q (рис. 2.2) — максимальная масса груза, на подъем и перемещение которой кран рассчитан в заданных условиях эксплу­атации. В величину грузоподъемности включается масса съемных гру­зозахватных приспособлений и тары, используемых для перемещения груза.

Вылет L — расстояние по горизонтали от оси вращения крана стре­лового типа до оси грузозахватного органа.

Грузовой момент М — произведение величин грузоподъемности и со­ответствующего ей вылета М = QL (т-м).

Пролет S — расстояние по горизонтали между осями рельсов крано­вого пути для кранов мостового типа. Вылет и пролет — это парамет­ры, характеризующие величину зоны, обслуживаемой краном.

высота подъема Н — расстояние от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.

глубина опусканияh — расстояние по вертикали от уровня стоянки ;рана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении.

Колея — расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес одовой части крана стрелового типа.

База В — расстояние между осями опор (ходовых тележек) крана, измеренное вдоль пути.

Стропальщик должен знать технические характеристики обслуживаемых им кранов. Технические характеристики крана — это числовые значе­ния его параметров.

Читайте также  ГОСТ на подкрановые пути мостовых кранов

Как зависит грузоподъемность крана от вылета?

Грузоподъемность кранов стрелового типа зависит от вылета обратно пропорционально. Максимальную грузоподъемность кран имеет на наименьшем вылете, а при увеличении вылета его грузоподъемность уменьшается. Стропальщику важно понимать эту зависимость, чтобы не допустить перегрузки крана.

Зависимость грузоподъемности крана от вылета показывает его грузо­вая характеристика. Рассмотрим грузовую характеристику гусеничного крана ДЭК-251 (рис. 2.3), который имеет максимальную грузоподъем­ность 25 т на вылете 5 м. При увеличении вылета грузоподъемность крана уменьшается, поэтому при наибольшем для данного стрелового оборудования вылете — 14 м — кран может поднять всего лишь 4 т.

Рис. 2.3.Грузовая характеристика гусеничного крана ДЭК-251

Какие опрокидывающие силы действуют на кран и влияют на его устой­чивость?

На кран действуют следующие силы:

Ø масса груза Q (рис. 2.4);

Ø ветровая нагрузка;

Ø сила инерции Fин, которая возникает при изменении скорости подъема и опускания груза.

Уклон рабочей площадки также снижает устойчивость крана. Опро­кидывающие силы создают опрокидывающий момент относительно ребра опрокидывания (РО). Опрокидывающий момент, создаваемый грузом, равен произведению массы груза Q на плечо b:

Очевидно, что при увеличении вылета увеличивается плечо b, следо­вательно, возрастает опрокидывающий момент.

Что удерживает кран от опрокидывания?

Стреловой кран является свободностоящей машиной, которая удер­живается от опрокидывания собственной массой G (см. рис. 2.4). Мас­са крана создает восстанавливающий момент, равный произведению массы крана G на плечо а:

Устойчивость крана повышается за счет увеличения массы крана проти­вовесом 2, который монтируется в задней части поворотной платформы.

Вторым способом повышения устойчивости стрелового крана явля­ется установка выносных опор 1. Кран расставляет выносные опоры, как человек для повышения устойчивости шире расставляет ноги, при этом увеличивается плечо а, соответственно уменьшается плечо b.

По каким причинам краны теряют устойчивость и опрокидываются?

Возможные причины опрокидывания кранов:

Ø превышена грузоподъемность крана на данном вылете;

Ø нарушены правила установки стрелового крана (не установлены выносные опоры, установка на свеженасыпанный грунт и т.п.);

Ø неисправен рельсовый крановый путь;

Ø кран работает при скорости ветра, которая превышает указанную в его паспорте;

Ø башенный или другой рельсовый кран не установлен на противо­угонные устройства по окончанию работы.

Все краны рассчитаны с запасом устойчивости, поэтому опрокидыва­ние крана всегда является результатом грубого нарушения правил безопасности.

ВНИМАНИЕ! Опрокидывание крана может произойти по вине стропаль­щика в случае строповки груза, превышающего грузоподъемность кра­на на данном вылете.

Автокран: технические характеристики

Устройство автокрана напоминает конструкцию башенного крана. Разница в том, что поворотная платформа с рабочим оборудованием и кабина управления размещаются на несущей раме, установленной на шасси серийных грузовиков: МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, БАЗ и других.

Наличие шасси определяет высокую мобильность и маневренность автомобильного крана. Оно же оказывает решающее влияние на один из ключевых параметров – грузоподъемность. В автопарке «Автокран-Профи» есть машины с грузоподъемностью 14, 16, 25, 30 и 40 т – одни из самых востребованных в Твери.

Вторая важная характеристика – вылет стрелы. Минимальный вылет среди предложенных на сайте автокранов – 14 м, максимальный – 50 м. Основной перечень базовых технических характеристик включает в себя:

скорость подъема и опускания груза;

быстрота вращения поворотной платформы;

скорость передвижения своим ходом;

тип шасси и колесная формула.

Затрудняетесь с выбором? Позвоните по номеру +7(910) 647-06-48 и опишите оператору ваши задачи на стройплощадке. Эти данные помогут экспертам подобрать подходящую модель спецтехники.

От чего зависит грузоподъемность крана?

Узнать грузоподъемность той или иной модели можно в техническом паспорте, который прилагается к каждой машине. А вот для того, чтобы определить, кран какой грузоподъемности подходит для работ на вашем объекте, нужно провести серию довольно сложных расчетов. Разумнее доверить эту задачу специалистам компании по аренде спецтехники.

На предел допустимого веса рабочих грузов косвенно влияют такие факторы:

условия работы и плотность грунта на участке под колесами крана;

наличие выносных опор для увеличения опорного контура;

вес приспособлений для захвата груза (тросы, траверсы, грейфер);

мощность подъемной установки.

При этом ключевым фактором, влияющим на грузоподъемность, является вылет стрелы. Две эти технические характеристики автокрана обратно пропорциональны друг другу: чем больше вылет, тем меньше допустимый вес рабочего груза. Есть еще такая характеристика, как грузовой момент – это произведение величины вылета на показатель грузоподъемности. Учитывая соотношение двух величин, грузовой момент, как правило, не меняется.

Стрела крана: описание

На большинстве современных моделей самоходных кранов установлена телескопическая стрела. Реже встречается решетчатая стрела и башенно-стреловое исполнение. В парке нашей компании представлены краны только с телескопической стрелой. Составные части ее конструкции:

Стрела, состоящая из нескольких секций.

Механизм, регулирующий ее длину.

Для увеличения вылета нередко используют так называемый гусек (дополнительную вставку). Например, в нашем автопарке представлен кран МКАТ-40, вылет стрелы которого составляет 35 м. Гусек добавляет еще 15 м, таким образом увеличивая суммарный вылет до 50 м.

Вдоль стрелы перемещается тележка с закрепленным на ней приспособлением для захвата груза. Для одиночных грузов применяется крюк, для сыпучих – грейфер.

Высота подъема стрелы регулируется с помощью подвески, которая соединяется с поворотной платформой.

© 2013-2021 АвтокранПрофи. ® Все права защищены.

® Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Создание и продвижение сайтов

Мы предоставляем аренду автокранов и в других городах России:

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Белгород
  • Брянск
  • Вологда
  • Иваново
  • Йошкар-Ола
  • Кемерово
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Курск
  • Липецк
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Нижний Тагил
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Петрозаводск
  • Ростов-на-Дону
  • Саратов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Тольятти
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Чебоксары
  • Череповец
  • Чита

Подъемный кран

Увеличение объема строительства жилых и промышленных зданий рождает необходимость в упрощении технологии производства работ. Поэтому современная строительная площадка все чаще представляет собой монтажную линию, на которой с помощью подъемных кранов производится сборка железобетонных элементов и доставка габаритных грузов. Подъемный кран является основным грузоподъемным механизмом на строительной площадке, поэтому от него напрямую зависит выполнение графика производства работ.

Общие сведения и параметры

Подъемное оборудование современного типа в России стали выпускать в 1936 году. Когда началось масштабное строительство зданий и сооружений из крупных железобетонных блоков заводского изготовления. Чтобы значительно ускорить процесс возведения зданий стал широко применяться метод монтажа «с колес». Благодаря этому за несколько десятилетий появилось более 80 модификаций грузовых подъемных кранов.

Производством этой техники занимались заводы по всей стране. Однако, реорганизация методов строительства шла быстрее, чем совершенствование конструкций грузоподъемных механизмов. Поэтому ВНИИ строймаш принял решение о создании и внедрении единого государственного стандарта. Производство машин по новым правилам позволило обновить, улучшить и унифицировать существующий парк строительных машин.

Сегодня подъемные техника образует целую группу промышленного оборудования, предназначенного для перемещения груза в пространстве. Характеристики современных грузоподъемных кранов отвечают всем требованиям организационно-технологических решений на объектах строительства. В технологических картах и проектах производства работ учитываются рабочие параметры подъемных механизмов, взаимосвязанных с особенностями возводимого здания. К ним относятся:

  1. Вылет стрелы это расстояние в метрах по горизонтали от вращающейся конструкции крана до оси крюкового подвеса. Оно измеряется без груза или в положении подъемного крана на горизонтальной площадке и обозначается символом L. Вылет стрелы без установленного груза называется установочным, а с грузом — маневровым. Расстояние вылета стрелы должно обеспечивать безопасное производство строительных работ, в том числе в условиях, ограниченных жилой застройкой. Знать этот параметр необходимо, чтобы рассчитать границы опасной зоны работы крана и границы возможного падения груза.
  2. Грузоподъемность максимальный вес перемещаемого груза, на подъем которого рассчитан механизм. Это значение включает в себя также вес грейфера, траверсы и строп съемных приспособлений для захвата груза. Зависимость грузоподъемности (Q) от вылета стрелы (L) и ее длины выражается графически в виде схемы, на которой обозначены ключевые точки и свойства грузоподъемности. Определение этой характеристики необходимо при подборе типа и модели машин для производства строительных работ. При этом учитывается вес самого тяжелого конструкционного элемента возводимой постройки.
  3. Высота подъема (H) промежуток от исходной точки стоянки до верхней точки грузозахватного органа, находящегося в рабочей позиции.
  4. Грузовой момент (М) представляет собой произведение вылета грузозахватного органа на грузоподъемность. Полученное значение учитывает две ключевых характеристики, поэтому его используют для обозначения основного обобщающего параметра подъемного крана.
  5. Колея(К) расстояние, измеряемое между осями опорных поверхностей ходовых органов машины. Эта характеристика необходима для устройства и обозначения рабочего пути машины в проекте производства работ.
  6. Скорость подъема и посадки и перемещения веса в рабочем режиме(V). Функциональность и скоростные параметры учитываются при монтаже и укладке конструкций.
  7. Производительность. Измеряется в количестве единиц или массе материалов, которые монтирует или перемещает машина за определенный цикл в отрезок времени.
  8. Общая масса агрегата. Значение массы подъемного крана с балластом, монтажными и транспортными устройствами и противовесом. Учитывается при подборе крана для конкретных параметров грунта.
Читайте также  Самодельный кран для строительства дома

Назначение подъемных кранов состоит в работе с грузами не только на строительной площадке, но и в условиях промышленных производств. Пространственное перемещение габаритных конструкций и материалов — основной функционал этих машин.

Общее в устройстве строительных кранов

Многообразие архитектурных форм и конструктивных решений строительных объектов привело к появлению грузоподъемных машин, имеющих разную модификацию. Но технологическая схема любого грузоподъемного крана сохраняет в себе ряд основных механизмов:

  • Несущая конструкция, состоящая из сварных металлических элементов (ферм) и стальных канатов. Выполняется из угловой стали и имеет решетчатую конструкцию прямоугольного сечения. Шарнирные соединения опор позволяют изменять высоту подъема крана. Конструкция опирается на платформу в передней части шарнирами, а со стороны балласта — болтами. Такое закрепление дает возможность крану поворачиваться. Несущая конструкция имеет ряд механических, гидравлических и электрических агрегатов.
  • Грузоподъемный инструмент лебедка или таль. Приводится в действие с помощью электродвигателя и встроенной планетарной передачи. Имеет несколько скоростных характеристик подъема и опускания и крепится на грузозахватное приспособление.
  • Грузозахватное устройство. Техника может быть оборудована крюком, ковшом, стропами и другими приборами, в соответствии с технологической картой работ.
  • Органы управления исполнительными механизмами и системами. Находятся в кабине у водителя, предназначены для регулирования и контроля за работой машины. Датчики дистанционного управления устанавливаются тележке и барабанах лебедки и определяют точку передвижения крана.

Основные рабочие органы грузоподъемной машины исполняют роль несущего остова. Он воспринимает нагрузку от навесных элементов и систем. Поэтому конструкция подъемного крана отвечает требованиям надежности и безопасности в соответствии с основным назначением техники.

Принцип работы подъемного крана

Подъемный кран, являясь основной грузоподъемной силой в строительстве, служит для автоматизации рабочего процесса возведения объектов промышленного и частного строительства. Принцип работы основан перемещении материалов за счет изменения параметров вылета и высоты стрелы. Работа крана состоит из основных операций, составляющих рабочий цикл:

  1. захват;
  2. подъем и перемещение материалов и конструкций к месту его монтажа или складирования;
  3. опускание;
  4. отсоединение груза от грузозахватного устройства;
  5. возврат механизма в рабочее положение для повторения цикла.

Обеспечение производства работ на объекте происходит благодаря цикличному сочетанию операций в определенной последовательности.

Виды грузоподъемных кранов

Виды и типы грузоподъемных кранов определены в ГОСТ 27555-87(ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Данный стандарт устанавливает ряд терминов и определений в области краностроения. Он распространяется на все грузоподъемные машины, систематизирует виды и дает определения устройств в соответствии с их конструкцией и параметрами.

По грузоподъемности

Классификация оборудования по грузоподъемности не представлена в ГОСТ. Она связана со сферами применения подъемной техники на производстве.

  • С малой грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Машины компактные и легкие. При высоте подъема грузозахватного органа до 5 м. они легко транспортируются и удобны для небольших строительных площадок.
  • С средней грузоподъемностью. Применяются при строительстве зданий средней этажности. Они поднимают грузы весом до 50 тонн на высоту до 25 метров, благодаря телескопической выдвижной стреле.
  • С высокой грузоподъемностью. Способны перемещать грузы весом 250 т. Представляют собой стационарные установки, используемые на промышленных предприятиях, цехах, а также в условиях долговременного строительства.

Подъемные краны предназначены облегчения работы с габаритными грузами разной массы. Производители выпускают большое количество модификаций этого оборудования, однако все образцы работают по схожему принципу.

По конструкции

Таблица 1 в ГОСТ 27555-87 включает в себя классификацию подъемных кранов по конструкции. К этой группе относятся мостовые краны, которые делятся на опорные и подвесные. Их отличительная особенность состоит в конструкции главных и концевых балок, которые в поперечном сечении имеют вид моста. Опорный кран имеет жесткое опирание на подкрановый путь, размещенный на подкрановой балке. Мост присоединен к надземному крановому пути. Такие агрегаты устанавливаются в промышленных цехах, эстакадах и депо. Они предназначены для транспортировки материалов при производстве монтажных работ.

Козловой кран в поперечном сечении выглядит как четырехстоечный портал, образовавшийся в результате опирания моста на две опорные стойки. Основное преимущество этого подъемного механизма в возможности перемещения груза как вдоль, так и поперек обслуживаемой зоны.

По возможности перемещения

Существуют стационарные агрегаты, которые закреплены на неподвижном основании. Из-за малой мобильности их используют крайне редко. В условиях строительной площадки чаще применяются передвижные или приставные машины. Передвижной кран устанавливается на рельсах и может перемещаться вдоль здания или рабочей зоны. Приставная модель применяется в случаях, если требуется повысить прочность и устойчивость оборудования. Его закрепляют к возводимому сооружению. Такие грузоподъемные агрегаты оборудованы специальным механизмом для передвижения в процессе работы и транспортировки.

К этой группе также можно отнести гусеничный стреловой кран. Благодаря низкому давлению на грунт он имеет высокую маневренность и проходимость. Опорный контур в виде гусеничных грузовых тележек с подъемной лебедкой позволяет машине передвигаться в рабочих зонах с грузом на крюке, вес которого может достигать 80% от общей грузоподъемности. Агрегаты на гусеничном ходу различаются:

  • по типу ходового устройства обычная или увеличенная поверхность гусениц;
  • по виду привода электропривод от собственной или внешней сети;
  • по параметрам рабочего оборудования стреловая и башенно-стреловая модификация.

Возможность перемещения играет ключевую роль при подборе оборудования. Ходовой орган этой машины имеет от двух до пяти осей и четыре ведущих колеса. По конструкции подвески механизмы бывают:

  • с жесткой подвеской в виде канатно балочной системы;
  • с гидравлическими цилиндрами.

Пневмоколесные модели пользуются популярностью, благодаря своей маневренности и возможностью работы в стесненных условиях городской застройки.

Подъемный кран универсальное оборудование для перемещения крупногабаритных грузов. Он используется в строительстве и промышленности в целях повышения производительности и эффективности труда. Рабочий цикл этого грузоподъемной машины связан с выполнением основных и вспомогательных операций в определенном порядке, что помогает обеспечить обслуживание крупных строительных площадок и производственных цехов. Развитие конструкций и создание различных модификаций этого оборудования дает возможность продуктивно применять его в условиях ограниченного пространства городской застройки.