Автокран ЗИЛ 133 гя технические характеристики

Грузовик ЗиЛ-133 с удлинённой базой

ЗиЛ-133 — популярный грузовой транспорт, выпускаемый в Советском Союзе и России. Серийный выпуск длился более 20 лет. Основное предназначение — сельскохозяйственная деятельность. Для перевозки грузов по пересеченной местности введена трёхосная конструкция.

Общая информация

Первоначальная разработка транспорта имела статус опытного образца, поэтому серийное производство наладить не получилось. В первой половине 80-х годов прошлого столетия выпущена небольшая серия грузовиков. В последующие годы версия модернизировалась, адаптировалась под суровые условия российского бездорожья. В конечном итоге, транспорт получил удлинённую базу и кузов, усилия направили на освоения рынка специализированного транспорта.

Самой популярной модификацией стал автокран ЗиЛ-133. На шасси установили автокран КС-3575А. Грузоподъёмность техники составляла 10 тысяч килограмм. После выпуска первых экземпляров от потребителей поступили положительные отзывы, машина стала пользоваться широким спросом в народном хозяйстве. Автомобили, находящиеся в рабочем состоянии, несут службу на различных строительных объектах в наши дни. В зависимости от надстройки, длина стрелы может быть от 14,5 до 17 метров.

Тягач относится к классу бортовых грузовиков. В основу кузова легла деревянная платформа, прочность ей придаёт металлический каркас. Боковые и задний борта открываются для удобной погрузки. Устанавливаемый на металлическое основание тент, позволяет перевозить пассажиров в ненастную погоду.

Основная характеристика — мощное авто с хорошей управляемостью, позволяющее довозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы страны. Основное преимущество — возможность установки специализированного оборудования. В версиях последних лет выпуска боковые борта состоят из трёх частей, каждая из которых открывается отдельно. В годы выпуска потребители могли заказывать грузовик с установленной платформой или без неё.

Технические характеристики

Большую популярность тягачу обеспечили высокие ТТХ. Снаряжённый вес составляет 8,6 тонн, а грузоподъёмность достигает десяти тонн. Возможна транспортировка прицепа, вес которого не больше 11,5 тонн. Максимальная скорость ЗиЛ-133 — 85 км/ч при разгоне до 60 км/ч за пять секунд. Мощности хватает для подъёма в гору с углом наклона до 25 градусов.

Двигатель ЗиЛ-133 — КамАЗ-740.10. Он развивает приемлемую для такого класса мощность, а расход топлива относит его к категории экономного транспорта. Трансмиссия представлена стандартной конструкцией: сцепление и коробка передач. Восемью шпильками крепятся колёса дискового вида. В устройство передней подвески включены полуэллиптические рессоры, а в устройство задней — рессорно-балансирные. Основная тормозная система выполнена по барабанному типу. Основные детали рулевого механизма — поршень-рейка и шариковая гайка.

При правильном подходе к эксплуатационному обслуживанию автомобиль прослужит долгие годы, не требуя дорогостоящего ремонта. Достаточно вовремя менять мелкие детали по истечению срока их службы. Даже после завершения выпуска этой модели, в магазинах запчастей для спецтехники можно найти необходимые детали в отличном состоянии. Для удобства пользователей комплектующие разбиты по категориям, которые относятся к тому или иному элементу грузовика.

К новому поколению относят ЗиЛ-133 ГЯ бортовой. Несмотря на сложность конструкции и увеличенную массу, он легко преодолевает грунтовые дороги и бездорожье. Сложность передвижения возникает в весенний и зимний периоды, когда грунтовая дорога представляет собой «грязевую кашу» или полностью занесена снежным покровом. Температурные условия не ограничивают использование машины: она показывает стабильную работу при температуре от -40 до +40 градусов по Цельсию.

Конструкция рамы ЗиЛ-133 практичная — она сделана из двух лонжеронов, которые скреплены между собой поперечинами. Высокая прочность рамы достигнута благодаря первой, четвёртой и пятой поперечин. Каждая поперечина выполняет определённые функции:

  • Первая — носит на себе опору силовой установки, крыльев и облицовки радиатора;
  • Вторая — включает в себя кронштейн и одну из промежуточных опор карданной передачи;
  • Третья — носит на себе лонжероны рамы;
  • Четвёртая — обе части швеллерного сечения;
  • Пятая — предназначена для тягово-сцепного устройства.
  • Длина — 9 метров;
  • Ширина — 2,5 метра;
  • Высота — 2,395 метра;
  • Дорожный просвет — 25 сантиметров.

Размеры машины определяют хорошую манёвренность не только в сельской местности, но и в условиях плотного городского трафика.

Устройство задней подвески сделано по балансирному типу. Такое конструкционное решение оптимально подходит под использование в деревнях и сёлах. Первые экземпляры выпускались с трёхступенчатой раздаточной коробкой. Когда ЗиЛ-133 прошёл процедуру улучшения, общая конструкция была изменена для упрощения ремонта в полевых условиях, а раздатка получила пять передач.

В кабине тягача может поместиться три человека — водитель и два пассажира. Кабина разрабатывалась для обеспечения комфортных рабочих условий и хорошего обзора дороги водителю. Вентиляционная система представлена в виде нескольких люков, которые отвечают за подачу свежего воздуха. Крепления кабины сделаны из высокопрочного материала, но их изъян кроется в заводской сборке — они плохо затягивались. Лобовое стекло даёт хороший обзор дороги и обочин, боковые зеркала позволяют контролировать зону, недоступную для прямого взгляда шофёра.

При средней скорости в 60 км/ч расход топлива составляет 36 литров на 100 километров. В своё время грузовик с таким показателем относили к классу экономичного транспорта. Шестилитровый двигатель развивает до 150 лошадиных сил. Так как авто относится к классу тягачей, предусмотрена возможность крепления прицепа. Для расширения функциональных возможностей владелец может транспортировать прицепы многих видов.

Разновидности транспорта

На базе машины разработали не только ЗиЛ-133 кран, но и множество других модификаций:

  • Б — Шасси с укороченной базой. В массовое производство не вошёл;
  • В — седельный тягач, который производится мелкими сериями;
  • Г — модернизированная версия длиннобазовой 133-й модели, которая получила один топливный бак и два боковых борта;
  • Г1 — получила два топливных бака и три боковых борта;
  • Г2 — грузоподъёмность базовой версии увеличена с 8 до 10 тонн;
  • Д — самосвальное шасси с короткой базой;
  • Д1 — упрощённая по конструкции модификация Д;
  • 144Н — вариант для использования в сельском хозяйстве с односкатными арочными шинами;
  • Зил-133 ГЯ — бензиновый мотор адаптирован под использование дизельного горючего;
  • ВЯ — самосвальное шасси с укороченной базой, адаптированное под дизель;
  • Э133ВЯТ — силовой агрегат дополнен турбонаддувом;
  • Г40 — улучшенная версия ГЯ. Основное изменение — установлена кабина с комплекса 4331 и силовая установка ЗиЛ-6454;
  • Г42 — шасси под установку кранового оборудования с кабиной 4331 и мотором ЗиЛ-6454;
  • Д42 — самосвальное шасси с кабиной 4331 и двигателем ЗиЛ-645;
  • 13305А — седельный тягач с кабиной 4331 увеличенной длины и силовым агрегатом ЗиЛ-6454;
  • 133Г50 — улучшенная версия Г2, кабина заменена на 4331, а мотор на ЗиЛ-508 карбюраторного вида;
  • 133Д2 — самосвальное шасси, получившее кабину 4331 и двигатель карбюраторного типа ЗиЛ-508;
  • 451400 — установлен новый кузов НефАЗ;
  • 630900 — модернизированная модель Г40, которая получила новую силовую установку ЯМЗ-236А;
  • 640900 — седельный тягач с силовым агрегатом ЯМЗ-236А;
  • 6309Н0 — улучшенный вариант 630900, мотор оптимизирован под экологические стандарты Евро-2;
  • 6309Н2 — шасси для монтажа крана с двигателем Евро-2;
  • 45222 — самосвальное шасси с мотором Евро-2;
  • 630980 — улучшенная модификация 6309Н0 с кабиной ЗиЛ-433180, мотор адаптирован под экологические стандарты Евро-3.

Большое разнообразие видов тягача объясняется незначительными улучшениями дизайна и некоторых технических узлов. Большинство модификаций либо не дошли до серийного выпуска, либо выпущены маленькими партиями. Разработаны также машины специального назначения: пожарные цистерны и лестницы, бетоносмесители, фургоны, инкассаторский транспорт и многое другое.

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ЗиЛ-133 — надёжная машина, служащая своим владельцам годами. Люди, пользовавшиеся этим автомобилем и которые продолжают его эксплуатацию, отзываются о нём в хорошем тоне. Он редко ломается, легко обслуживается, расходует мало топлива. Основной недостаток — высокий уровень шума от двигателя и низкое качество отделочных материалов салона.

Автокран КС 3575А на ЗИЛ 133 ГЯ

КС 3575А – автокрановый механизм предыдущего поколения, востребованный во времена СССР. Обладает гибкой и универсальной конструкцией, адаптированной для самых востребованных задач, в том числе и в наши дни. За счет этого данный аппарат является до сих пор популярным – во многом благодаря своей доступности и ремонтопригодности, а также высоким функциональным возможностям. Большой потенциал КС 3575А можно раскрыть в профессиональной сфере, в том числе хозяйственной, коммунальной и строительной отраслях. Не смотря на относительно устаревшую конструкцию, в этом автокране есть множество достоинств, которые были задуманы советскими инженерами на долгие годы вперед.

Видео

Описание и назначение

В основе КС 3575А лежит автомобильное шасси популярного в СССР грузовика ЗИЛ-133 ГЯ, который является модифицированной версией модели ЗИЛ-130. Крановая установка получила технические новшества того времени, заложившие основу для дальнейшего развития передовых отечественных разработок. В функциональные возможности КС 3575А входит изменение местоположения грузов. По сути, такой возможностью обладает любой автокран. Однако рассматриваемая модель позиционируется как многоцелевой автокран, рассчитанный на выполнение задач различного масштаба – например, монтаж металлоконструкций, зданий, сооружений и других строительных объектов, а также перемещение громоздкого технического оборудования в горизонтальном или вертикальном положении. Помимо этого, одноименный автокран способен заменить манипулятор, и быть востребованным не только в логистических центрах, но и при разгрузке, разборке и растаскивании завалов. Таким образом, огромный потенциал КС 3575А можно направить на выполнение задач в самых горячих точках, в которых работают спецподразделения МЧС России.

Читайте также  Опорные детали мостового крана

Технические характеристики

  • Шасси – ЗИЛ-133 ГЯ
  • Грузоподъемность – 10 тонн
  • Высота подъема – 10,5 метра
  • Глубина опускания – 4,6 метра
  • Параметры стрелы (вылет) – от 2,8 до 7.6 метра
  • Скорость при подъеме и опускании груза – от 0,4 до 10 м/мин
  • Скорость вращения поворотного механизма – от 0,6 до 1,6
  • Максимальная скорость – ограничена на 77 км/час
  • Нагрузка на переднюю ось – 4700 кгс
  • Нагрузка на заднюю ось – 12473 кгс
  • Масса крана со стрелой – 17 тонн.

Грузовысотные характеристики

  • Грузоподъемность при высоте стрелы в пределах 2-10 метров – от 1,8 до 9 тонн
  • Грузоподъемность при высоте стрелы в пределах 2-14 метров – от 0,45 до 3,5 тонны
  • Грузоподъемность при высоте стрелы в пределах 2-22 метра – от 0,15 до 1,4 тонны.

Особенности устройства и эксплуатации

КС-3575 – универсальный автокран, не имевший аналогов в своей ценовой категории по меркам 1960-ых годов. Агрегат способен осуществлять монтажно-строительные работы при помощи различных приспособлений, надежность которых находится на высоком уровне. Также техника наделена достойными динамическими и разгонными характеристиками. Эта особенность позволяет автокрану быстро передвигаться из одной точки в другую, для совершения погрузочно-разгрузочных работ сразу в нескольких местах, если в этом возникнет необходимость.

Двухсекционная стрела с базовой длиной 9,5 метров. В таком положении можно оценить компактные габариты крановой установки, которая и без того является одной из самых небольших машин среди среднетоннажных автокранов. За счет этого обеспечивается маневренность и способность передвигаться труднодоступных условиях – причем не только по бездорожью, но и в городских пробках. Если выдвинуть головную секцию, длина стрелы увеличиться до 15,5 метров, обеспечит колоссальные возможности при перемещении грузов на большие расстояния, а также большую высоту. Телескопическая стрела регулируется с помощью гидроцилиндра.

Обратим внимание, что данная крановая установка устанавливалась на шасси множества других грузовиков. В частности, она хорошо себя зарекомендовала на грузовом автомобиле Краз-250 (65101). Высокая востребованность и использование в разных моделях подтверждают большой потенциал и возможности этой крановой установки.

Рабочий механизм одноименного автокрана работает за счет индивидуального гидравлического привода, который, в свою очередь, функционирует за счет аксиально-поршневого насоса. Насос находится непосредственно в ходовой части автомобильного шасси. Эффективную и бесперебойную работу поршневого насоса поддерживает крутящий момент, передаваемый силовой установкой через коробку коробка. Передаточные числа в механической трансмиссии подобраны таким образом, чтобы противостоять большим нагрузкам.

Гидравлические выносные опоры и стабилизаторы подвески – неотъемлемые конструктивные элементы автокрана, которые дополнены автоматическим распределителем.

Автокран КС-3575 предоставляет оператору возможность работать при совмещении нескольких рабочих движений, что позволяет выполнять одновременно несколько операций. Итак, рабочие движения выглядят следующим образом:

  • подъем и опускание груза, а также вращение поворотной платформы
  • подъем и опускание груза, а также выдвижение/втягивание секции стрелы
  • подъем или опускание стрелы, а также вращение поворотное платформы

Многофункциональная кабина с повышенным комфортом. Внутри есть не только приборная панель с эргономично расположенными рычажками и переключателями, но и автономный отопитель, который обеспечит уют и комфорт в зимний сезон.

Крановая установка оснащается элементами безопасности, среди которых можно выделить систему ОГБ-3-П-3575, отвечающую за ограничение грузоподъемности в случае превышение допустимой массы поднимаемого груза при помощи телескопической стрелы. Иными словами, сработает защита от перегрузки.

Способность работать как с выносными опорами, так и без них.

Возможность работать в круговой зоне, и перемещать грузы, находящиеся далеко от автомобильного шасси. Благодаря этому нет необходимости передвигать шасси.

Средняя стоимость поддержанного автокрана КС-3575А на российском рынке составляет 250 тысяч рублей.

Характеристики и устройство автокрана КС-3575А на разных грузовых шасси

Крановая установка КС-3575А базируется на автомобильном 3-осном шасси ЗиЛ-133ГЯ или КамАЗ-53213. Производство машин велось с начала 80-х годов специализированным заводом, располагавшимся в городе Дрогобыч (Украина). Крановая установка идентичной схемы монтировалась на шасси КрАЗ-250, подобная машина поставлялась под индексом 3575А-1.

Технические характеристики

Кран КС-3575 имеет следующие технические характеристики:

  • мощность двигателя — 210 л. с.;
  • расход топлива при движении по дорогам — 40 л на 100 км пути;
  • расход горючего при работе крановой установки — 7,8 л за 1 час работы;
  • допустимая скорость движения с грузом на крюке — не более 5 км/ч;
  • скорость транспортировочная — 77 км/ч.

Габаритные размера крана при движении по дорогам общего пользования:

  • длина — 11410 мм;
  • ширина — 2500 мм;
  • высота — 3300 мм;
  • база — 5310 мм;
  • колея переднего моста — 1835 мм;
  • колея задней тележки — 1850 мм;
  • радиус поворота по траектории наружного колеса — 25 м.

Грузовысотные характеристики

Автокран КС на основе ЗиЛ-133ГЯ имеет следующие параметры:

  • минимальная и максимальная длина стрелы — 9,5 и 15,5 м соответственно;
  • максимальная грузоподъемность — 10 т;
  • глубина опускания крюка — до 3 м;
  • максимальная высота подъема груза — 15,3 м;
  • скорость подачи груза вверх (с максимальным весом) — 0,4 м/мин;
  • скорость движения нагрузки вниз — 10 м/мин;
  • частота вращения башни крана — 0,4-1,6 об/мин (плавно регулируется).

Устройство и эксплуатация

Кран оснащен установкой с 2-секционной раздвижной стрелой коробчатого сечения. Плавная регулировка вылета осуществляется при помощи встроенного гидроцилиндра. Изменение угла наклона узла производится гидравликой, в приводе имеются специальные фиксаторы, предотвращающие самопроизвольное изменение положения. Для защиты машины от перегрузок применено специальное устройство. Возможна установка ограничителя работы вблизи линий ЛЭП.

На коробке передач смонтирован аксиально-поршневой насос. Производительность регулируется изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя. Включение насоса возможно только при нейтральном положении рычага переключения скоростей. Гидравлика оснащена предохранительным клапаном. В редукторе для поворота башни крана и механизме привода грузовой лебедки установлены аксиально-поршневые насосы. Дополнительно использованы ленточные тормоза, служащие для быстрой остановки и удержания узлов.

Рабочее место крановщика расположено в металлической кабине, установленной на поворотной части крана. Управление механизмами выполняется педалями и рычагами. Кабина оснащена автономным отопителем и вентиляционной установкой с электрическим нагнетающим устройством. Сидение крановщика имеет опору с амортизатором, регулируется по 2 направлениям. Доступ в кабину осуществляется через боковую дверь, оснащенную замком.

На платформе крана имеются выносные опоры, расположенные по углам. Управление работой узлов гидравлическое.

Возможна установка опор на стандартный подпятник размером 300*300 мм или на специальную подкладку, имеющую габариты 700*500 мм.

Подкладка используется при работе установки на мягком грунте, обеспечивая пониженное удельное давление (5,4 и 18,1 кгс/см² соответственно). При работе крана задняя подвеска блокируется специальным приспособлением.

Крановая установка допускает передвижение машины с подвешенным грузом весом до 2,6 т, при этом стрела должна быть установлена вдоль продольной оси крана. Телескопирование стрелы с грузом, имеющим увеличенную массу, запрещено. При нарушении запрета возможно опрокидывание крана и повреждение элементов установки.

Машина обеспечивает совмещение следующих операций:

  • манипуляции с грузом по высоте с одновременным поворотом установки;
  • изменение вылета стрелы с параллельным поднятием или опусканием нагрузки;
  • регулировка вылета стрелы, совмещенная с поворотом крановой платформы.

Цена и отзывы

Стоимость подержанных машин зависит от технического состояния шасси и установки. Техника после капитального ремонта стоит до 300-350 тыс. рублей, минимальная цена крана составляет от 100 тыс. рублей. Цена аренды за смену составляет от 7-8 тыс. рублей. Предложения по продаже и аренде техники встречаются редко.

Максим, Старый Оскол

Несколько лет назад в автоколонне имелся кран 3575А. Машина представляет гибридную конструкцию — корневая часть стрелы от модели 3571 оснащена удлиненной рабочей частью. За счет этого удалось получить кран с улучшенными высотными характеристиками. Машина применялась для погрузочно-разгрузочных работ, проблем в эксплуатации не было. Несмотря на большую длину, кран без нареканий работал в городской застройке.

Читайте также  Кран на пневмоколесном ходу 25 тонн

Дмитрий, Ленинградская область

Строительная организация, в которой я работаю водителем, являлась собственником 3 кранов 3575А. Все машины были выпущены во второй половине 80-х годов и прошли по несколько капитальных ремонтов. Техника применялась для вспомогательных работ при строительстве жилых и офисных зданий. Кабина оператора постоянно заливалась водой через щели, возникали проблемы с гидравлическими магистралями. Из-за проблем с запчастями и физическим износом базового шасси машины списали.

Капотный монстр с КАМАЗовским сердцем: тест-драйв ЗИЛ-133ГЯ 11:25, 25 ноября 2019 Версия для печати

ЗИЛ-133ГЯ был снят с производства почти 30 лет назад, но на предприятиях еще можно найти грузовики без пробега, хранящиеся на консервации.

На одной из таких машин прокатился видеоблогер Misha_Diesel: представляем его рассказ.

История создания этого грузовика печальна и грустна. В 60-е годы все силы завода были брошены на разработку перспективной бескапотной машины ЗИЛ-170, и в один прекрасный момент волевым решением партии было решено построить новый завод в Набережных Челнах. Разработку ЗИЛ-170 отдали в Татарстан. Таким образом у нас родился новый производитель грузовиков – КАМАЗ, а ЗИЛ остался, по сути, ни с чем.

Для расширения модельного ряда требовалась машина большей грузоподъемности, поэтому началась разработка трехосного грузовика на базе ЗИЛ-130. Получившийся ЗИЛ-133Г1 (именно так именовалась первая машина из трехосного дорожного семейства) отличался слабой агрегатной базой. Под его капотом располагался слабенький для такой конфигурации двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с., безмерно жрущий бензин. Он не позволял перевозить серьезные грузы в составе автопоезда, поэтому во второй половине 70-х годов появился ЗИЛ-133ГЯ.

Что из себя представляет этот автомобиль? Это 10-тонник с полностью рессорной подвеской. Многие считают, что ЗИЛ-133ГЯ это просто КАМАЗ с ЗИЛовской кабиной. На самом деле это далеко не так: автомобили конструктивно очень сильно отличаются. Рама здесь ЗИЛовская, никакого отношения к КАМАЗу она не имеет. Спереди установлена балка; тормозная система – барабанная, полностью пневматическая. ЗИЛ использует дисковые колеса, в то время как КАМАЗ выпускал бездисковые, на клиньях. Рулевое управление – с гидроусилителем. Машина колесной формулы 6х4, и есть распространенное ошибочное мнение, что здесь используются КАМАЗовские мосты – на самом деле они чисто ЗИЛовские. Средний мост проходной, имеется блокировка межосевого дифференциала.

По машине больше особо рассказывать нечего – простая и надежная, как молоток. За это водители её и любили.

Любили её и за то, что под капотом ЗИЛ-133ГЯ обосновался мощный и современный на тот момент двигатель КАМАЗ-740, состыкованный с КАМАЗовской пятиступенчатой коробкой передач. Такая машина свободно могла таскать прицеп и переносить перегрузы.

Так как КАМАЗовский мотор гораздо габаритнее того, что был установлен в ЗИЛ-130, морду машины пришлось удлинить. За такую внешность грузовик прозвали крокодилом. А еще его называли Бабой-ягой – из-за индекса ГЯ.

Говорят, что капот – это два метра жизни. И в плане пассивной безопасности капотная компоновка конечно же лучше.

Есть у такой компоновки и другие преимущества. Например, если машина сломалась зимой, водитель, открыв капот, поковырявшись и замерзнув, может вернуться в кабину, согреться и продолжить ремонт. А в откинутую кабину бескапотника вернуться будет, мягко говоря, проблематично, и посидеть там не получится.

В чреве этого монструозного автомобиля – дизельный двигатель КАМАЗ-740. Это V-образная «восьмёрка», два клапана на цилиндр. Двигатель квадратный: ход поршня равен диаметру цилиндра. В развале блока расположен топливный насос высокого давления.

Внутри – никакой электроники: эта машина может работать без аккумулятора!

Что касается сервисных точек, то все расположено грамотно и удачно. Сверху над двигателем – «кастрюля» воздушного фильтра, чуть ниже маслозавливная горловина. Генератор висит сверху, то есть на него не летит ни грязь, ни вода.

ЗИЛовская кабина не поражает своим простором. Ситуация изменилась, когда в 90-х завод поставил на конвейер следующее поколение машины с кабиной от ЗИЛ-4331. Появилась версия со спальником, которого очень не хватало этой машине.

Салон грузовика отличается от салона ЗИЛ-130. Здесь совершенно иная приборная панель, здесь больше датчиков, появился тахометр, изменился внешний вид кнопок. Установлен пневматический ручной тормоз, а рычаг КПП – с делителем.

Потолок и задняя стенка немного обшиты, а в остальном – голый, хардкорный, открытый метал. Двери также не имеют обшивки. Есть форточка и стекло с механическим стеклоподъемником, которые приводятся в движение мужицкими металлическими рычажками. Прямо скажем, недетский автомобиль! Современную молодежь посадить в эту машину – они, конечно, офигеют.

Машина хоть и новая по состоянию (с консервации), но резина высыхает и растрескивается. В будущем её нужно будет доводить до ума.

К сожалению, грузовик не стоит на учёте, и мы не можем ездить по дорогам общего пользования, но по промзоне прокатиться можно. Выжимаем сцепление и вторую передачу (на приборной панели размещена схема переключения скоростей) и потихоньку трогаемся. Включаем третью передачу с трудом – сцепление тоже надо регулировать.

Но это всё-таки круто, капотище монументальный, огромный. Плюс мы сидим очень высоко, потому что у машины просто гигантский клиренс. Новые грузовики таких эмоций не вызывают. Здесь практически не о чем рассказывать – машина пустая, нет каких-то электронных помощников или «умных» систем, но, тем не менее, вот такие машины мне снимать нравится гораздо больше, чем современные. Когда еще и у кого появится возможность прокатиться на ЗИЛ-133ГЯ с пробегом 3 тысячи километров?

Радиус разворота просто огромный. Это неудивительно – длинная база, 3 оси. Компрессор качает воздух неохотно, хотя я стараюсь почти не трогать тормоза и и сцепление. Напоминает МАЗ, на котором я учился на категорию Е: одно лишнее нажатие тормоза – и машина теряла воздух.

На разбитой дороге машина себя чувствует очень и очень неплохо. Одно из преимуществ ЗИЛ-133ГЯ перед КАМАЗами тех лет – плавность хода, потому что водитель здесь сидит в базе, а в КАМАЗах прямо над передней осью. Само сидение тоже толстое и мягонькое, отлично амортизирует удары от дороги. Очень приятная машина!

Дизельный двигатель по сравнению с ЗИЛовским мотором – небо и земля. За двигатель и любили эту машину.

Когда тестируешь такую машину, родом из 50, 60, 70 годов прошлого века, понимаешь, насколько тяжелым был труд водителей-дальнобойщиков тех времен. Вы только представьте, что в этой кабине нужно не только ехать, но и как-то ночевать.

Witt1654 › Блог › Его звали «Крокодил» (ЗИЛ-133 ГЯ)

Что вызывает наименование «крокодил»? У подавляющего числа людей — это беспощадный африканский хищник, сторожащий в устье Нила неосторожных животных и аборигенов. Отталкивающая внешность и жуткие рассказы закрепили за этим зверем недобрую славу.

Когда выходишь из дома, и бросаешь взгляд на часто припаркованный неподалеку автомобиль с серой балкой крана и трехосным шасси, ассоциации с крокодилом никакие не приходят. Обычный капотный ЗИЛ, старый, видавший виды кран. Правда трехосный. И только внимательно его оглядев, начинаешь понимать, почему именно этот автомобиль — ЗИЛ-133 ГЯ назвали таким прозвищем — «Крокодил».

Автомобиль этот появился в производстве как конечное звено цепи случайностей, взаимоувязок, и в конечном итоге как компромисс завода имени Лихачева, вынужденного в условиях плановой экономики отдать по приказу свыше все свои планы на будущее.

История шла таким образом, что после постановки на конвейер в 1965 году 130-й модели, зиловцы все свои силы бросили на проектирование принципиально нового автомобиля — дизельного, с бескапотной компоновкой. И к началу 1972 года году машина, которую назвали ЗИЛ-170 была же готова к постановке на конвейер на 80 процентов. Но здесь, как гром вреди ясного неба пришел приказ — передать всю техническую документацию, образцы деталей и сам автомобиль в Набережные Челны — здесь как раз планировался пуск самого большого в Европе завода по производству большегрузных автомобилей — Камаз.

Получалось, что почти десятилетний труд по доводке и проектированию новой платформы ушел впустую. На конвейере ЗИЛа стояла на тот момент уже устаревающая стремительно «стотридцатая» модель грузоподъемностью в пять тонн и полноприводники ЗИл-131 и ЗИЛ-157, основным потребителем которых была армия. И если с этими двумя машинами все было в порядке — руководство СА они устраивали, то вот с гражданской машиной, вернее ее платформой были проблемы.

Читайте также  Козловой кран на рельсовом ходу

В срочном порядке требовался трехосный автомобиль с полезной нагрузкой в десять тонн. Новые камские грузовики еще только пошли в серию, и страдали всей гаммой «детских болезней». МАЗ был занят глубоким рестайлингом 500-го семейства, и выпускать больше автомобилей не мог физически.

Потому руководство ЗИЛа, получив задание, стало продумывать варианты. Кстати, вовремя вспомнили про лежащий несколько лет под сукном проект ЗИЛ-169, который планировался как альтернатива 131-му семейству, но по ряду причин в серию не пошел. ЗИЛ-169 был доработан в авральном темпе, и уже с второй половины 1975 года перед руководством страны отчитались — новый автомобиль, ЗИЛ-133 готов к производству!

Однако за все приходится платить. В том числе и за скорость. ЗИЛовский трехосник вышел достаточно сырым автомобилем. Так, к его положительным качествам можно было отнести проходимость — большую чем у ЗИЛ-130 и КАМАЗА из-за разгруженной передней оси. благодаря наличию третьей оси автомобиль очень хорошо справлялся с ролью седельного тягача и магистрального грузовика с прицепом.

Далее начинались проблемы. Кабина здесь была поставлена от ЗИЛ-130, и в дальних рейсах она была очень неудобной и тесной для водителя. Многие запчасти от подвески Крокодила были оригинальными, не подходящими от 130 и КАМАЗа. Также было много нареканий и на слабую разгонную динамику автомобиля, из-за слабого двигателя и неправильно выбранных передаточных числах в редукторе. Более 100 км/ч автомобиль не ехал.

И все таки «Крокодилы» производили… Причем их выпуск продолжался целых двадцать четыре года! машину как могли усовершенствовали — ставили дизельный двигатель, экспериментировали с кабинами, добавляли топливные баки — стандартного на 170 литров хватало очень не надолго. Водители не слишком ценили автомобиль, стремясь как можно быстрее сесть в КАМАЗ, или вернуться к управлению 130-м.

Вот кто их ценил, так это водители автокранов и пожарные. Благодаря длинной базе и мощной раме, ЗИЛ-133 более подходил для установки этих надстроек. Собственно, подавляющее большинство из сохранившихся в эксплуатации ЗИЛ-133 — это автокраны, или пожарные автомобили.

Обзор технических характеристик ЗИЛ 133 ГЯ

По дорогам нашей страны до сих пор колесят грузовики, разработанные и выпущенные почти полвека назад. Это объясняется их надежностью и большим ресурсом установленных механизмов. У прозванного в народе «крокодилом» ЗИЛ 133 ГЯ технические характеристики также позволяют его эксплуатировать и в наши дни.

Как создавался автомобиль

Грузовик ЗИЛ-130 считается легендой отечественной автомобильной промышленности. Он серийно выпускался в прошлом веке в течение более двух десятков лет и знаком любому, кто хотя бы немного интересуется этой тематикой. Но, несмотря на популярность этой модели завода им. Лихачева, она морально устарела, и в конце семидесятых годов появилась необходимость в ее модернизации.

Перспективной разработкой была машина ЗИЛ-170, но ее пришлось передать построенному КамАЗу. Инженерами московского автозавода был доведен до ума разработанный ранее автомобиль ЗИЛ-133, после чего появились и многочисленные его модификации, которых было выпущено семнадцать. На платформе ЗИЛ-133Г2 был создан трехосный бортовой грузовик с удлиненной базой ЗИЛ-133ГЯ.

Эта машина стала востребованной как вооруженными силами, так и в народном хозяйстве. Хорошая проходимость, способность преодолевать бездорожье позволяли ей работать в полевых условиях в связке с сельхозтехникой. Автомобиль можно эксплуатировать и в условиях высокогорья.

На базу ЗИЛ-133ГЯ устанавливалось и специальное оборудование: выпускалась пожарная, коммунальная и подъемная техника, топливозаправщики и автофургоны, загрузчики сеялок и минеральных удобрений, машины для перевозки лошадей.

Выпуск автомобилей был прекращен в 1992 году, но большое их количество сих пор активно эксплуатируется, что может свидетельствовать о большом ресурсе установленных узлов и агрегатов.

Достоинства грузовика

Характеристики грузовика позволяют ему в дополнение к загруженному кузову тянуть и прицепное устройство.

ЗИЛ-133ГЯ не слишком чувствителен к температурным условиям: он может эксплуатироваться в диапазоне -40…+40 градусов. Установка предпускового обогревателя облегчает запуск силового агрегата в морозы.

Габариты транспортного средства позволяют показывать отличную маневренность как в плотном городском потоке, так и на проселочных дорогах.

Кабина автомобиля сконструирована таким образом, что в ней могут находиться водитель с двумя сопровождающими. Для шофера любой комплекции созданы хорошие условия:

  • регулировка кресла по горизонтали;
  • изменение положения спинки кресла;
  • отличная обзорность через лобовое стекло;
  • контроль зон, обеспечивающийся боковыми зеркалами;
  • удобное расположение органов управления и приборов, которые достаточно информативны.

В целом модель с капотом смотрелась очень неплохо. Удлиненный нос придавал автомобилю определенный шарм и солидность. Не зря капотные грузовики так любят в США.

Машина очень удобна и в обслуживании: низкая стоимость запасных частей и расходных материалов и их повсеместное наличие облегчает ее содержание.

Описание технических характеристик автомобиля

Автомобиль можно отнести к разряду большегрузных. При собственном весе в 7,61 т он способен перевезти до 10 тонн груза.

ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габариты:

  • длину 9,25 м;
  • ширину 2,5 м;
  • высоту 2,4 м;
  • высоту погрузки 1,38 м.

Устанавливаются борта высотой 0,57 м, которые можно нарастить почти до метра. Клиренс у машины — 0,235 м.

Моторный отсек

Грузовик стал первой моделью, на который производитель установил дизельный мотор с электрическим стартером. Им стал силовой агрегат КамАЗ-740, разработанный специально для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ и имеющий жидкостную систему охлаждения.

Четырехтактный двигатель обладает следующими особенностями:

  • расположением восьми цилиндров в «V»-образной форме;
  • мощностью 210 л. с.;
  • рабочим объемом 10,85 л;
  • предельным крутящим моментом 650 Нм;
  • весом 1,12 т.

Между цилиндрами осталось место для размещения газораспределительного механизма, ТНВД, насоса ГУР, воздушного компрессора.

Установленные для перекрывания выхода воздуха из цилиндров воздушные заслонки дают возможность при необходимости использовать торможение двигателем.

Тип трансмиссии

В грузовике установлена десятиступенчатая МКПП с делителем, который существенно упрощает процесс вождения. С помощью этого устройства появилась возможность повысить крутящий момент, что особенно важно для машин, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.

Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается при помощи сухого двухдискового сцепления, которое оснащено гидроприводом. Узел размещен на маховике мотора, его закрывает картер, изготовленный единой деталью с корпусом коробки скоростей.

Состав тормозной системы

В автомобиле используется барабанный тип тормозных механизмов, имеющих двухконтурный пневматический привод. Система торможения ЗИЛ-133ГЯ оснащена четырьмя основными узлами:

  • основными рабочими тормозами с раздельным торможением задних и передних колес;
  • стояночным механизмом для обеспечения неподвижности транспортного средства при стоянке на уклоне или ровной поверхности;
  • вспомогательной системой, снимающей определенную нагрузку с основной системы при частых торможениях и продлевающей ее ресурс;
  • запасным элементом, который используется при аварийном торможении и отказе рабочего тормоза.

Контроль функционирования всех тормозных механизмов осуществляется при помощи звуковой и световой индикации.

Описание шасси и подвески

Трехосный автомобиль ЗИЛ-133ГЯ с колесным устройством 6х4 имеет два ведущих моста, которые соединены в единую тележку и установлены в задней части автомобиля. Рама грузовика представляет собой два штампованных лонжерона, соединенных посредством сварки с пятью поперечными балками. Основные нагрузки приходятся на первый, четвертый и пятый элементы, которые и обеспечивают жесткость конструкции.

Устройство подвески рассчитано на эксплуатацию автомобиля в сельской местности. Передняя зависимая конструкция устроена на полуэллиптических рессорах продольного типа и оборудована телескопическими амортизаторами. На задних колесах с помощью продольных полуэллиптических рессор с реактивными штангами установлена зависимая подвеска балансирного вида.

Чем отличается автомобиль в эксплуатации

ЗИЛ-133ГЯ, несмотря на то, что давно не выпускается, и в наши дни активно эксплуатируется грузоперевозчиками. Он пользуется популярностью за счет своей проходимости, хорошей грузоподъемности, возможности использования в качестве тягача для буксировки прицепов. Принцип распределения нагрузок по осям во многих ситуациях позволяет автомобилю превосходить модели других производителей такого же класса.

Но у машины есть и ряд недостатков:

  • недостаточный объем топливного резервуара;
  • малая мощность печки, не позволяющая обеспечить комфорт находящимся в кабине в зимний период;
  • излишне шумный двигатель;
  • использование в отделке салона материалов низкого качества.

Невзирая на некоторые недочеты, автомобили надежны и редко ломаются. Срок их службы очень достойный. Достаточно грамотно эксплуатировать технику, проводя своевременную замену расходных материалов и изношенных деталей.

Видео по теме: ЗИЛ-133 ГЯ