ЗИЛ бычок технические характеристики расход топлива

ЗИЛ-5301 «Бычок»: технические характеристики и особенности эксплуатации модели

В 90-е годы был довольно популярен малотоннажный грузовик производства автомобильного завода имени Лихачева.

Он обладал множеством достоинств, потому пользовался большим спросом как со стороны частных перевозчиков, так и со стороны крупных компаний. С течением времени его модернизировали, он стал более экологичным и удобным в управлении.

Описание двигателя

Оснащался рассматриваемый грузовик в разные периоды несколькими видами двигателей:

  • ММЗ Д-245.12С (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е0 (Евро 0);
  • ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро 2);
  • ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро 3).

С апреля 2008 года по сегодняшний день все модели ЗИЛа-5301 комплектуются моторами, по своим экологическим качествам соответствующим требованиям Евро 3.

Прочитав эту статью, вы убедитесь, что купить б/у самосвал Хово во многих случаях гораздо выгоднее, чем приобрести новый.

Двигатель ММЗ Д-245.9 имеет следующие характеристики:

  • тип – дизельный, четырехтактный;
  • охлаждение – жидкостное (антифриз);
  • образование топливной смеси – непосредственный впрыск;
  • общее количество цилиндров – 4 шт.;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • длина хода поршня – 125 мм;
  • общий объем камеры сгорания – 4,75 л;
  • сжатие (расчетная величина) – 15,1;
  • максимально возможная мощность при номинальных оборотах – 136 л. с. (100 кВт);
  • скорость вращения коленчатого вала – 2 400 об/мин;
  • расход топлива – 215 г/кВт;
  • крутящий момент (максимальный) – 460 Н×м;
  • масса – 430 кг (сухая), 500 кг (с заправочными жидкостями).

Рассматриваемый двигатель помимо всего прочего оснащается турбонаддувом – это одна из причин столь большой мощности. Конструкция предполагает охлаждение воздуха перед осуществлением поддува (промежуточного).

Габаритные размеры мотора относительно невелики, несмотря на годы разработки:

  • длина – 1 016 мм;
  • высота – 1 035 мм;
  • ширина – 719 мм.

Расход составляет приблизительно 12 л на каждые 100 км пути при скорости не более 60 км/ч.

«Бычок» довольно резв и сможет потягаться даже со своими заграничными аналогами: предельная скорость с максимальной нагрузкой, согласно сопроводительной документации, составляет 95 км/ч.

Массово-габаритные параметры

ЗИЛ-5301 относится к малотоннажным автомобилям, но, даже учитывая это, можно сказать, что он очень компактный. Его габаритные размеры следующие:

  • высота от нижней части протектора до верхней части тента – 2 365 мм;
  • длина от переднего бампера до задней части грузовой платформы – 6 195 мм;
  • ширина от края левого колеса до края правого – 2 319 мм;
  • расстояние от передней колесной оси до задней – 3 650 мм.

Габаритные размеры могут сильно отличаться в зависимости от конкретной модификации автомобиля. Например, ЗИЛ-5301 ТО имеет длину 7 165 мм – почти на целый метр больше обычного. А у модификации АО эти технические характеристики идентичны базовой модели.


Масса самого автомобиля, без груза, невелика, что является очень большим преимуществом – при необходимости можно с легкостью преодолевать практически все инженерные коммуникации:

  • масса снаряженного автомобиля с тентом и всеми заправочными емкостями, без груза – 3 695 кг;
  • полная масса снаряженного автомобиля с заправочными емкостями и максимально допустимым грузом – 6 950 кг.

Клиренс относительно невелик, особенно по сравнению с собратьями по цеху, и составляет всего 180 мм. Этого обычно недостаточно для комфортного передвижения по проселочным дорогам или пересеченной местности.

Именно поэтому ЗИЛ-5301 «Бычок» позиционируется как городской малотоннажный грузовик.

К преимуществам габаритных характеристик также можно отнести небольшие колеи передних и задних колес:

  • колея передних колес – 1 832 мм;
  • колея задних колес – 1 690 мм.

Весовые характеристики отдельных узлов, агрегатов:

  • механизм рулевой – 29 кг;
  • колесо в сборе (с шиной) – 42 кг;
  • радиатор (сухая масса) – 15 кг;
  • вал (карданный) – 35 кг;
  • рама целиком, с каркасом и тентом – 740 кг;
  • рессора передняя – 30 кг;
  • рессора задняя – 64 кг;
  • мост задний – 250 кг;
  • рама – 250 кг;
  • механическая коробка переключения передач – 85 кг;
  • силовой агрегат в сборе с заправочными емкостями и дополнительным оборудованием – 620 кг;
  • дисковое сцепление – 36 кг.

Трансмиссия и ходовая часть

Оснащается рассматриваемый автомобиль механической пятиступенчатой коробкой переключения передач. Тип главной передачи – гипоидный.

Сцепление используется стандартное, дисковое, в масляной ванне. Присутствует синхронизатор, действующий на всех передачах (включая заднюю), за исключением 1-й и 3-й.

Колеса применяются типовые (6.5j×16H2) в виде штампованных дисков из высокопрочного металла. Сплав имеет довольно большую твердость, что позволяет переживать дискам без особых проблем даже экстремальные нагрузки.

Учитывая то, что применяются они на грузовике, это немаловажный фактор. Штампованные диски обуваются в обычные бескамерные шины – 227/75R16C.

Основным передающим механизмом является карданная передача, оснащенная шарнирами в количестве трех штук, промежуточной опорой, скользящим шлицевым соединением.

Воздействие на дорожное покрытие незагруженного автомобиля через шины распределяется следующим образом:

  • колеса передние – 2 300 кгс;
  • колеса задние – 2 190 кгс.

Нагрузка на дорожное покрытие грузовика с грузом составляет:

  • колеса передние – 2 350 кгс;
  • задние колеса – 4 900 кгс.

Рулевое управление оснащается гидроусилителем, существенно упрощающим маневрирование.

Тормозная система

Оснащается рассматриваемый автомобиль двухконтурной системой торможения. Каждый контур является абсолютно независимым. Один из них осуществляет торможение переднего правого и заднего левого колеса.

Второй — переднее левое и заднее правое. Таким образом, достигается максимальная безопасность на дороге: даже если один из узлов системы вышел из строя, экстренное торможение остается вполне возможным.

Приводятся в действие тормоза гидравликой. Усилитель воздушный (пневматический). Ручник также имеется, он механически (стальным тросом) соединен с задними механизмами. Тормоза имеют следующую конструкцию:

  • передние – дискового типа;
  • задние – барабанного.

Самые последние модели, выпущенные совсем недавно, оснащаются антиблокировочной системой (АБС).

В качестве прототипа автомобиля использовалась одна из моделей малотоннажного грузовика от концерна Mercedes Benz под названием Vario.

От него же была унаследована конструкция рамы – лестничного типа, в которой имеются лонжероны с сечением типа «швеллер».

Такие конструктивные особенности позволяют «Бычку» быть довольно безопасным, поскольку даже при лобовом столкновении на большой скорости вероятность складывания рамной конструкции минимальна. Рама имеет следующие габаритные размеры:

  • ширина – 845 мм;
  • полки лонжерона (в ширину) – 70 мм;
  • толщина металла, из которого изготавливается лонжерон, – 5 мм.

В передней части рамы имеется специальное устройство, позволяющее осуществлять буксировку автомобиля.

Заправочные емкости

Заправочные емкости автомобиля довольно велики, и это обосновано мощностью двигателя и его предназначением:

  • бачок для заливки омывающей жидкости – 2,2 л;
  • сцепление (гидропривод) – 0,4 л;
  • тормозная жидкость – 1 л;
  • система ГУР – 3,2 л;
  • количество масла в амортизаторе (верно для любого) – 0,45 л;
  • коробка передач (масло) – 5,1 л;
  • задний мост (масло) – 3,3 л;
  • емкость системы охлаждения (для полного заполнения) – 16 л;
  • смазка двигателя и радиатора (суммарное количество) – 11,5 л;
  • емкость топливного бака – 125 л.

В нашей статье можно разобраться с техническими характеристиками КамАЗа-53215, а также узнать, какое оборудование можно устанавливать на его шасси.

Перейдя по следующей ссылке http://spez-tech.com/tehnika/raznoe/kak-burit-skvazhinu-na-vodu-svoimi-rukami.html, вы найдете информацию о бурении скважины на воду своими руками, а также сможете посмотреть видео на эту тему.

Кабина и ее наполнение

Кабина ЗИЛа-5301 довольно комфортабельна, несмотря на непритязательный внешний вид. Особенно удобно сиденье – оно является регулируемым и чрезвычайно мягким. Текстильная обшивка сделана из очень прочного материала, который трудно испачкать.

Водительская кабина обладает отличной тепловой и звуковой изоляцией, что позволяет с комфортом перемещаться зимой – мощная печка не даст водителю и пассажиру замерзнуть даже в сильный мороз. Руль двухспицевый, большого диаметра.

Благодаря этому параметру, а также наличию ГУР, управление автомобилем становится довольно простым – при осуществлении маневра необходимо вращать рулевое колесо по самому минимуму.

Существуют модификации кабин (удлиненные), оснащенные люком и спальным местом.

Кабина имеет рамную конструкцию, обшитую листами металла.

Читайте также  Прицеп Крепыш 8213 03 технические характеристики

Благодаря этому водитель и пассажиры всегда будут в безопасности – различные ДТП с участием «Бычков» происходят обычно без серьезных травм.

Простота конструкции, надежность и ремонтопригодность сделали ЗИЛ-5301 «Бычок» настоящим народным автомобилем.

Его приобретают и эксплуатируют как крупные организации, занимающиеся различного рода перевозками, так и частные извозчики, промышляющие транспортировкой грузов на небольшие расстояния в пределах одного региона.

Большую часть систем и узлов можно легко отремонтировать прямо в дороге. Конечно, ЗИЛ не лишен определенных недостатков, но все они перекрываются дешевизной его эксплуатации.

Именно поэтому он является одним из самых популярных малотоннажных автомобилей на сегодняшний день.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полный обзор малотоннажного автомобиля ЗИЛ 5301

Высокая потребность в малотоннажных автомобилях в начале девяностых годов прошлого столетия побудила завод им. Лихачева (АМО ЗИЛ) приступить к разработке такого типа машин.

Первые конструкторские эксперименты на основе опыта зарубежных автомобилестроителей проводились в 1992-1993 годах.

Рост производства автомобилей наблюдался до второй половины 2-х тысячных годов, но появление конкурирующих моделей производства ГАЗ и китайских аналогов сократило объемы практически на треть к 2008 году. В 2010 производство Бычков перенесли на Петровское подразделение завода. Модель получила гран-при на выставочной экспозиции «Дизайн-95».

Грюнвальд полуприцеп: их особенности и характеристики (самосвальный, отзывы).

Описание и технические характеристики Камаза 5320 тут.

МАЗ 5516 и его технические характеристики.

Комплектация ЗИЛ 5301: технические характеристики

Название «Бычок» вполне соответствует архитектуре машины, которая включает большую кабину, оборудованную коротким упрямым капотом и упрямым взглядом фар.

Использование коробки переключения скоростей, гидравлического усилителя руля ЗИЛ 131, а также тормозных
механизмов от автобуса «Юность» сделали автомобиль самым тяжелым в своем классе. Полная масса достигала 7-ми тонн, при этом впервые на трехтонную машину установили гидроусилитель.

Под капотом грузовика установили сначала модифицированный дизельный тракторный двигатель от «Белоруси» с кодовым названием ММЗ Д-245.10 (105 л.с.), а позднее в линейку силовых агрегатов добавили ММЗ Д-245.12С (109 л.с.) и ММЗ Д-245.9 (136 л.с.). Кроме того выпускались небольшие партии с установленными дизельными движками от американской корпорации Caterpillar, французского Renault и болгарского Vamo. Отечественные двигатели, устанавливаемые на модель, перечислены в таблице.

Таблица 1 — Двигатели, устанавливаемые на модель ЗИЛ 5301

Двигатель Мощность Дополнительное оборудование Экология
ММЗ Д — 245.10 105 л.с. Базовая модель
ММЗ Д — 245.12С 109 л. с. (80 кВт) ТНВД Motorpal интеркулер турбокомпрессор Schwitzer Euro 1
ММЗ Д — 245.9 136 л. с. Интеркуллер турбонадув регулятор давления воздуха Euro 2

Все модификации комплектуются пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок на разных версиях не значительно отличаются.

Основные параметры для базовой модели с силовым турбинированным агрегатом ММЗ Д-245.9 Е3, на который установлена система промежуточного охлаждения воздухаописаны в таблице 2.

Технические характеристики ЗИЛ 5301 Бычок

Объем двигателя, л 4,75, четырехцилиндровый
Мощность, л.с. (кВт) 130 (95,7)
Скорость max, км/час 95
Крутящий момент для стандартных двигателей ЗИЛ 5301, Нкм 350
Расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/час 12
Время для разгона до 60 км/час, сек 30
Полная масса, кг 6950
Допустимая нагрузка для передних колес, кг 2350
Допустимая нагрузка для задних колес, кг 4900
Грузоподъемность ЗИЛ 5301, кг 3450
Радиус разворота, м 7,8
Тип сцепления Однодисковое
Тип коробки передач Механическая пятиступенчатая
Тип ведущего моста Гипоидный с одной ступенью
Структура карданной передачи Два вала, конструкция с 3 шарнирами, промежуточная опора. Валы соединяются посредством скользящих шлицев.
Рулевое управление Гидравлический усилитель
Тормоза Передние дисковые
На задней оси Установлены барабаны
Схема электрооборудования ЗИЛ 5301 Однопроводная
Напряжение питания, В 24
Габаритные размеры платформы, м 3,75 на 2,25 на 0,45

На автомобиль установлены бескамерные шины марки 225/75R16С и колесные диски размером 6,5Jх16Н2. Запасное колесо, набор ключей, домкрат и пр. включается в комплект поставки ЗИЛ 5301. Инструкция по эксплуатации предусматривает обкатку машины и периодическое техническое обслуживание. То 1 производится после 4000 пробега, а ТО 2 после 16 000 км.

Камаз 4308 технические характеристики и его описание.

Унивирсальный и экономный самосвал марки Камаз 65115 здесь.

На этой странице вы найдете описание надежной и выносливой техники Камаз 6520.

Хронические болезни ЗИЛ 5301. Отзывы владельцев

Идеальных машин не бывает, но профилактика «болезней» позволяет длительно эксплуатировать транспортное средство, тем более, когда речь идет о коммерческих автомобилях. Это утверждение подтверждают опубликованные в сети отзывы. ЗИЛ Бычок 5301 обладает рядом недостатков, часть из которых, связана с человеческим фактором, а часть с техническими проблемами, свойственных отечественному автопрому. В первую очередь нужно отметить, что лакокрасочное покрытие кабины не выдерживает никакой критики. Уже в течение первого месяца эксплуатации можно наблюдать отслаивание краски с капота грузовика ЗИЛ 5301.

Фото бывших в кратковременном употреблении машин, предлагаемых к продаже на автомобильных порталах, являются неоспоримым доказательством этому факту. Более детально о наиболее часто встречающихся неполадках можно судить, изучив множественные отзывы.

[note]ЗИЛ 5301 оборудован двигателем, который издает навязчивый урчащий звук даже на холостом ходу. Эта проблема устраняется путем звукоизоляции двигателя при помощи войлока или другого подходящего материала.[/note]

Если владелец за дополнительную плату приобрел автономное отопление, то следует обратить внимание на долговечность системы и отсутствие отдельной гарантии на агрегат. Что касается кабины, то вмонтированный в крышу люк достаточно удобен, но в большинстве случаев подтекает.

В зимнее время владельцы транспортного средства отмечают трудности с пуском. Эта проблема может решиться только путем тщательной подготовки топливной и пусковой систем. Кроме того существуют проблемы в демонтаже радиатора охлаждения и в сложности процесса замены воздушного фильтра.

При эксплуатации автомобиля с перегрузкой наблюдается порывание резины колесными дисками, а нагрузка на двигатель при этом не ощущается.

Не рекомендуется при эксплуатации экономить на качестве горюче-смазочных материалов. При этом кроме двигателя и трансмиссии необходимо периодически обслуживать задний мост. ЗИЛ 5301 – модель, которая является самой дорогой в обслуживании среди всех моделей автозавода. Замену моторного масла рекомендуется производить через каждые 10 000 км, а замену в коробке после 30 000 км пробега. Задний мост с редуктором от 130-й модели обладает рядом проблем:

  • растрескивание крестовин;
  • раскрашивание саттелитов;
  • дефекты шестеренок дифференциала.

Неправильный уход за элементами заднего ведущего моста приводят к замене всего агрегата ЗИЛ 5301. Видео материалы показывающие результаты эксплуатации автомобиля подтверждают серийность поломок. Владельцам и обслуживающему персоналу рекомендуется производить техническое обслуживание с учетом выявленных многолетним опытом неисправностей, а не пользоваться поговоркой, что хороший стук сам наружу вылезет. Обычно проявление поломок «тянет» за собой другие и стоимость обслуживания и ремонта значительно увеличивается.

Технические характеристики

Зил бычок начал выпускаться с 1996 года. Название бычок он получил, благодаря народной молве, ну и некоторой схожести. ЗИЛ «Бычок» является основоположником пятого поколения среднетоннажных грузовиков.

Технические характеристики ЗИЛ 5301

Масса перевозимого груза, кг 3450
Масса снаряженного автомобиля, кг 3350
Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины, Н (кгс):
передних колес 19000 (1900)
заднего моста 14500 (1450)
Допустимая полная масса автомобиля, кг 6950
Допустимые нагрузки на дорогу от полной массы
через шины, Н (кгс):
передних колес 23500 (2350)*
заднего моста 49000 (4900)
Внутренние размеры платформы, мм 3750х2254х450
Радиус поворота, м 7,8
Максимальная скорость, км/ч 95
* перераспределение максимальных нагрузок на оси должно соответствовать полной массе 6950 кг

Двигатель

Модель ММЗ Д-245.9 Е3
Тип дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха
Рабочий объем, л 4,75
Мощность, л.с/кВт 95,7/130
при мин-1 2400

Сцепление
Однодисковое

Коробка передач
Пятиступенчатая

Ведущий мост
Одноступенчатый гипоидный

Карданная передача
Два карданных вала с тремя шарнирами, скользящим шлицевым соединением и промежуточной опорой

Читайте также  Принцип работы нефтяной вышки

Колеса и шины
Колеса дисковые 6,5Jх16Н2,
Шины бескамерные 225/75R16С

Рулевой механизм
Со встроенным гидравлическим усилителем

Тормозные механизмы
Передние дисковые
Задние барабанные

Электрооборудование
Однопроводная система с номинальным напряжением 24В.

Кабина
Двухместная, удлиненная, двухдверная с двумя спальными местами

На грузовом автомобиле установлен тракторный дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра и развивает мощность 109 л.с. Двигатель для «Бычка» поставляется Минским моторным заводом. Кабина рассчитана на 3-х человек, включая водителя, и имеет некоторые схожести с кабиной ЗИЛ – 4331. Также на грузовом автомобиле установлен рулевой механизм с гидроусилителем, сцепление и тормозной механизм имеют гидропривод.

Главная передача является гипоидной. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних- барабанные. Коробка передач механическая, имеет пять ступеней. Колеса в диаметре достигают 16-ти дюймов, на них установлены бескамерные шины. Грузовой автомобиль имеет радиус поворота, который составляет 7 метров. Масса автомобиля составляет примерно 4 тонны. Максимальная скорость, которую может развить грузовой автомобиль, составляет 95 км/ч.

Грузовик может перевозить до 3 тонн груза, при этом максимальная его масса не должна превышать 6950 кг. Передние колеса допустимо нагружать до 2350 кг, задние колеса до 4900 кг. Металлическая платформа, которая оснащена тентом, имеет следующие внутренние размеры: длина – 3.75 м, ширина – 2.215 м, высота – 0.49 м. При скорости 60 км/ч грузовой автомобиль «Бычок» расходует на 100 км. 12 литров дизельного топлива. А до этих 60 км/ч «Бычок» может разогнаться за 30 секунд. Дизельный двигатель имеет марку ММЗ Д-245.12.

Имеется несколько разновидностей «Бычка», к ним можно отнести грузовые автомобили, оснащенные укороченной кабиной, удлиненной или двойной, которая рассчитана на 7 человек. На таком бычке можно устанавливать борта с вместимостью до 3, 2.9 и 2.7 тонн. Также грузовики «Бычок» выпускаются и фургонного типа, могут использоваться, как рефрижераторы или изотермический фургон.

С 1998 года начался выпуск «Бычка», который имеет цельный металлический фургон. В городе можно встретить специализированные грузовые автомобили «Бычок», такие как самосвалы, цистерны, эвакуаторы, пожарные автомобили и даже автобусы. Выпускается и 3-х осный «Бычок», при этом ведущими остаются только задние колеса, существует также и полноприводный «Бычок» с колесной формулой 4х4.

Мини-грузовик ЗИЛ «Бычок» — отличный помощник в различных ситуациях

Малотоннажный грузовой автомобиль марки 5301 Завода имени Лихачева, известный как ЗИЛ «Бычок», был запущен в серийное производство в 1995 году. За время своего существования грузовик получил множество модификаций и прочно занял место на российском рынке грузового автотранспорта. Основное преимущество модели, получившей прозвище «Бычок» по инициативе Ю. Лужкова, заключается в ее доступности.

  1. История выпуска и основные модификации
  2. Технические параметры
  3. Эксплуатационные особенности

История выпуска и основные модификации

До выпуска модели ЗИЛ 5301 автозавод не имел опыта производства малотоннажных автомобилей, в связи с чем в проектировании новой автомашины использовались наработки немецкого концерна Daimler-Benz. В 1993 году модельный ряд предприятия пополнился прототипом версии 5301, в разработке которой использовались некоторые узлы и системы автомобиля Mercedes-Benz T2. При этом новая машина была создана в соответствии с российскими условиями эксплуатации, дорожными характеристиками, производственными и рыночными возможностями.

Для снижения стоимости производства автомобиль получил целый ряд конструкторских решений, уже использовавшихся в моделях автозавода. В частности, конструкция «Бычка» включает в себя вместительную кабину ЗИЛ 4331, отличающуюся оригинальными фарами и необычным внешним видом. Базовой версии грузовика может быть дана следующая характеристика: ЗИЛ «Бычок» является малотоннажным грузовым авто, основным назначением которого является коммерческое использование. Автомобиль, относящийся к категории С-09, в базовой версии имеет задний привод и переднее расположение силовой установки, хотя вариации ЗИЛ «Бычок» 4×4 также существуют.

Отличительными особенностями грузовика являются небольшая высота погрузки, наличие сдвижной боковой дверцы в салон или грузовой отсек, а также небольшой радиус поворота. Благодаря этим положительным моментам автомобиль стал основой для выпуска целого ряда грузовых и пассажирских вариаций. Более того, в 1998 году на базе шасси «Бычка» был выпущен небольшой пассажирский автобус. На сегодняшний день можно выделить следующие наиболее востребованные модификации ЗИЛ 5301:

  • 5301 АО — базовая версия;
  • 5301 БО — шасси под монтаж кузовов, таких как самосвал ЗИЛ «Бычок», и различных надстроек;
  • 5301 ГО — изотермический фургон;
  • 5301 ДО — модель с увеличенной длиной, может быть переделана в седельный тягач;
  • 5301 ЕО — удлиненная версия, позволяющая устанавливать специальные кузовы;
  • 5301 ИО — удлиненный изотермический фургон;
  • 5301 ЮО — удлиненный вариант с двумя спальными местами;
  • 5301 ЯО — бортовой фургон с двумя спальными местами.

Базовая модель автомобиля разрабатывалась для осуществления перевозок на небольшие расстояния, по городу или области. Для более дальних рейсов предназначены модификации, получившие дополнительные спальные места и увеличенные заправочные емкости.

Технические параметры

Даже с учетом того, что ЗИЛ модели 5301 относится к малотоннажным грузовикам, он выглядит достаточно компактно и имеет сравнительно небольшие размеры кузова даже для своего класса. Габаритные размеры машины: высота — 236 см, длина — 619,5 см, ширина — 232 см. Величина колесной базы — 365 см, колеи задних и передних колес — 169 и 183,2 см соответственно. В различных модификациях габариты грузовика могут немного отличаться. Например, полноприводный 5301 ТО имеет длину 716,5 см, то есть он практически на метр длиннее базовой вариации.

Вес машины без груза — всего 3695 кг, поэтому «Бычок» способен легко справляться с различными препятствиями, включая инженерные коммуникации. Полная масса с максимальной нагрузкой — 6950 кг. ЗИЛ модели 5301 имеет малый по сравнению с другими представителями своего класса дорожный просвет — всего 18 см, поэтому не всегда пригоден для движения по пересеченной или сельской местности. Это и неудивительно, поскольку изначально автомобиль позиционировался именно как городской мини-грузовик, отлично проявляющий себя в условиях узких проездов и ограниченных участков. Топливный бак авто вмещает 125 л дизельного топлива.

Технические характеристики ЗИЛ 5301:

  • предельная скорость — 95 км/ч;
  • период разгона до 60 км/ч — 30 с;
  • расход топлива на 100 км — 12 л;
  • разрешенные нагрузки на переднюю и заднюю ось — 2350 и 4900 кг;
  • максимальная грузоподъемность — 3450 кг.

В разные периоды двигатель ЗИЛ 5301 был представлен различными моделями агрегатов. Сначала на машину устанавливался модернизированный дизель ММЗ Д 245.10, имевший мощность 105 л. с. Позже линейка моторов пополнилась ММЗ Д245.12С (190 л. с.) и ММЗ Д245.9 (136 л. с.). Также на определенных этапах грузовик оснащался агрегатами Renault, Vamo и Caterpillar.

С 2008 г. на автомобиль устанавливают доработанные моторы ММЗ Д245.9 Е3, экологический класс — «Евро-3». Это четырехтактный дизель с жидкостным охлаждением и системой непосредственного впрыска топливной смеси. Рабочий объем двигателя составляет 4,75 литра при мощности 136 л. с.

Также автомобиль оснащен двухконтурной тормозной системой, в которой первый контур отвечает за левое переднее и правое заднее колеса, второй — за два других, обеспечивая повышенную безопасность. Последние модификации машины оснащены системой ABS. В конструкцию ЗИЛ 5301 включена пятиступенчатая механическая КПП с гипоидной главной передачей, а также дисковое сцепление.

Эксплуатационные особенности

«Бычок» 5301 имеет комфортабельный, хотя и достаточно неброский салон. В кабине предусмотрена регулировка водительского кресла по нескольким критериям, само сиденье очень мягкое и обшито прочным материалом. Отличная шумо- и теплоизоляция в сочетании с мощным обогревателем позволяет хорошо чувствовать себя в салоне даже при поездке в сильные морозы. Управление автомобилем упрощается за счет гидроусилителя руля. Наряду с типовыми кабинами существуют версии, имеющие увеличенный объем кузова и салона.

Надежность и конструктивная простота сделали «Бычок» очень популярным у россиян мини-грузовиком, тем более что с ремонтом большинства узлов и систем можно справиться даже в дорожных условиях. Однако данная модель обладает и рядом недостатков, наиболее значительные из которых таковы:

  • низкое качество лакокрасочного покрытия: краска с кабины отслаивается уже в течение первого года эксплуатации, а на подержанных машинах чаще всего заметны следы коррозии, в ряде случаев даже мешающие уточнить номер рамы;
  • шумный мотор, урчащий даже на холостых оборотах;
  • не слишком надежное автономное отопление (дополнительная опция);
  • проблемы с пуском мотора в зимний период;
  • частые разрывы резины при длительной эксплуатации;
  • проблемы с шестернями дифференциала и крестовинами заднего моста;
  • чувствительность к горюче-смазочным материалам низкого качества.

Тем не менее при регулярном обслуживании и своевременном ремонте малотоннажный грузовик способен долго прослужить верой и правдой своему владельцу. Замена смазки в двигателе требуется через 10 тысяч километров, в КПП ЗИЛ — через 30 тысяч. Стоит отметить и низкую стоимость запчастей для ЗИЛ 5301.

Технические характеристики ЗИЛ-5301

ЗИЛ-5301 «Бычок» – это аналог популярного на отечественном рынке автомобиля «Газель от Горьковского завода. Модель завода имени Лихачёва на практике доказала надежность при эксплуатации в самых суровых условиях, долговечность комплектующих, практичность при техническом обслуживании.

Читайте также  Нужны ли права на мотоблок с прицепом?

История разработки транспортного средства

С первой половины 90-х годов возникла необходимость перехода от выпущенной еще в советское время техники, которая отличается высоким расходом топлива, предназначена для перевозки среднетоннажных грузов. Новым этапом развития ЗИЛ в 1992 году стало создание трехтонного грузового автомобиля линейки ЗИЛ-5301 с внедрением полукапотной компоновки. На практике запустить серийное производство предприятию удалось только в 1996 году. Главной причиной задержки завод обозначил необходимостью разработки нового мотора.

Предполагалось, что предприятие будет выпускать ряд универсальных платформ грузовых автомобилей, а также осуществлять сборку под определенные заказы. Первой линейкой транспортных средств нового серийного ряда стал «Бычок». На начальном этапе ЗИЛ-5301 оснащался четырехцилиндровым мотором от Минского моторного завода Д-245. Функциональная мощность силового агрегата составляла от 109 до 136 л.с.

Позднее в 2011 году официально было объявлено о переносе сборки «Бычков» на базу предприятия ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ», который расположен в городе Петровск Саратовской области. Несмотря на это, в 2014 году выпуск автомобилей ЗИЛ-5301 был полностью прекращен, а транспортное средство было признано устаревшим и нерентабельным для продолжения серийной сборки.

Основные технические параметры автомобиля

Грузоподъемность ЗИЛ-5301 обеспечивает возможность использования транспортных средств коммерческими предприятиями для перевозки продукции на большие расстояния даже по плохим дорогам.

  • Длина платформы грузовика ЗИЛ-5301 составляет 6,195 м, дополнительно были представлены удлиненные автомобили на 7,165 метров. Ширина корпуса машины – 2,319 метра, а высота по кабине – 2,365 метра.
  • Минимально допустимый радиус разворота составляет 7,8 метров.
  • Одновременно автомобиль в базовой комплектации может перевозить грузы до трех тонн.
  • Допустимая погрузочная высота составляет 0,76 – 1,05 метра.
  • Снаряженная масса транспортного средства с установленным тентом достигает 3,695 тонн; а общая предельная масса – 6,95 тонн.
  • На машинах установлены дисковые колеса 6,5Jх16Н2, а также бескамерные шины «225/75R16С».

На протяжении всего серийного выпуска транспортных средств использовался двигатель ЗИЛ-5301 «Бычок» на базе модифицированного четырехцилиндрового тракторного силового агрегата линейки Д-245 с функциональным объемом 4750 см³ от производителя Минский моторный завод. Некоторые автомобили пробно оснащались зарубежными двигателями. Примером является использование агрегата Катерпиллар, который представляет собой 135-сильный мотор САТ-3054. Иногда устанавливался 136-сильный двигатель Рено линейки Renault MIDR 040226F4, а также болгарским 120-сильным аналогом «Вамо». В процессе выпуска машин с середины 90-х годов используемый на автомобиле агрегат также претерпел значительные изменения. Благодаря системным модификациям была увеличена мощность до 136 л.с., класс экологической безопасности поднят до стандарта «Евро-3».

До 2005 года машины оборудовали силовыми агрегатами дизельного типа Д-245.12С и Д-245.9. Дополнительно применялся мотор Д-245.12С. Усовершенствованная линейка двигателей ММЗ Д-245.10 оснащается продвинутым турбокомпрессором «Schwitzer», добавлен топливный насос чешского бренда «Motorpal», а также интеркулер. Такой агрегат соответствует принятому международному стандарту моторов Евро-1. Позднее в январе 2005 года «Бычки» начали комплектоваться дизельными установками Д-245.9, которые отвечают стандарту Евро-2. В апреле 2008 года начался выпуск машин с устройствами Д-245.9 Е3 – класса безопасности Евро-3.

Основные модификации грузового транспортного средства с усовершенствованными моторами получили специальную заводскую приставку к индексу. Отмечалось, что машины загружались до 4,5 тонн, а моторы стабильно работали при подобных нагрузках. Основные характеристики Д-245:

  • Общая масса агрегата составляет 430 кг, добавлено L-образное размещение цилиндров.
  • Фактический диаметр цилиндра достигает 110 мм, а предельная частота вращения указана на отметке в 2400 об/мин.
  • Крутящий момент использованного мотора – 35 кгс·м (350 Н·м).
  • Расход топлива ЗИЛ-5301 при поддержании стабильной скорости в 60 км/ч составляет 16 литров на 100 км пути.

Особенности рулевого управления, тормозной системы и трансмиссии

Автомобили линейки ЗИЛ-5301 оснащались механической трехходовой пятиступенчатой коробкой передач с использованными инерционными синхронизаторами. Установленная карданная передача является открытой, внедрены скользящее шлицевое соединение и дополнительная промежуточная опора. На базе игольчатых подшипников добавлены карданные шарниры. На машине ведущий мост представлен одноступенчатым устройством. Основная передача является гипоидной. Использован конический, шестеренчатый дифференциал, а также полуоси разгруженного типа.

Механизм сцепления представляет собой сухое, фрикционное, однодисковое устройство с периферийным типом расположения нажимных пружин. Внедрен гидравлический привод с дополнительным пневматическим усилителем. Рулевая система оснащается устройством гидравлического усиления, регулировка выполняется по высоте и углу наклона. В основе системы использован винт с добавлением шариковой гайки, а также поршень-рейка, которая фиксируется с зубчатым сектором вала сошки. Тормозная система ЗИЛ-5301 представляет собой двухконтурную установку с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Задние тормозные устройства являются барабанными, а передние – дисковые. Предусмотрена установка автоматического регулятора тормозных сил заднего моста.

Стояночный мост оснащается приводом на колодки задних колес. Производитель использовал в основе передней подвески на двух полуэллиптических рессорах с внедрением задних скользящих концов и парой амортизаторов. Задняя подвеска представлена устройством на паре основных и паре дополнительных полуэллиптических рессор.

Какие модификации ЗИЛ-5301 выпускались?

Продвинутые технические характеристики ЗИЛ-5301, отличная грузоподъемность, минимальный радиус разворота и простота в управлении – главные причины популярности основной линейки транспортных средств. После выпуска классической серии «Бычка» производитель начал вести работу над модификациями. Пользовались спросом машины с удлиненной конструкцией кабины ЗИЛ-5301, где было оборудовано спальное место водителя. На базе «Бычка» выпускалась линейка малых автобусов серии ЗИЛ-3250, реанимобиль ЗИЛ-32502МЮ который оборудован односкатной ошиновкой, а также пневматической подвеской заднего моста, а также специальный штабной корпус с ЗИЛ-325ША.

  • ЗИЛ-5301АО представляет собой базовую версию транспортного средства.
  • ЗИЛ-5301БО – специальное шасси, которое адаптировано для добавления на базу машины надстроек, цельнометаллического кузова, оборудования узкого назначения.
  • ЗИЛ-5301ГО и ЗИЛ-5301ПО являются продвинутыми изотермическими фургонами, которые разработаны на базе автомобилей линейки ЗИЛ-5301БО.
  • ЗИЛ-5301ДО относятся к версии с удлиненной конструкцией традиционной машины производителя ЗИЛ-5301АО.
  • ЗИЛ-5301ЕО относится к удлиненной модификации, которая применяется для дальнейшего размещения специального оборудования и кузовов.
  • ЗИЛ-5301ИО представляет собой изотермический фургон с удлиненным типом конструкции.
  • ЗИЛ-5301ТО – это двухкабинное удлиненное шасси на базе автомобиля ЗИЛ-5301ДО, которое активно использовалось для установки на платформе разных типов кузовов, специального профильного оборудования.
  • ЗИЛ-5301ЮО является длиннобазной модификацией с добавлением пары спальных мест в рамках удлиненной кабины.

По причине того, что выпуск новых автомобилей был прекращен еще в 2014 году, приобрести сегодня можно только поддержанный вариант техники. Стоимость машин, выпущенных в 90-х и первой половине 2000-х годов, составляет от 150 тыс. рублей до 400 тыс. рублей в зависимости от состояния и технической комплектации. Более поздние автомобили продаются по цене до 700 тыс. рублей.