Почвофреза для мотоблока своими руками

Как сделать фрезы для мотоблока и культиватора своими руками

Мотоблок стал незаменимым помощником в работе с земельными участками и проведении культивации грунтов. Внешне он напоминает переднюю часть уменьшенного в размерах трактора: у него плуговые рукояти, всего два колеса и двигатель внутреннего сгорания. На рукоятях располагаются все необходимые кнопки вместе с переключателями управления.

  • Какие бывают фрезы для мотоблока
  • Как изготовить фрезы для мотоблока своими руками
    • Материалы, которые понадобятся
    • Советы относительно изготовления
    • Процесс сборки

Какие бывают фрезы для мотоблока

Фрезы на мотоблок активно используются при обработке почвы. С их помощью возможно:

  • уничтожить сорняки, не оставив от них ни следа;
  • тщательно перемешать все слои почвы, разрыхлить их, что позволяет поднять плодородность;
  • быстро и качественно распределить удобрения на участке;
  • выровнять поверхность полей.

Такие инструменты отличаются высокой продуктивностью, что позволяет добиться высоких результатов при обработке переувлажненных, глинистых и задеревеневших земель, улучшении пастбищ и лугов.

Существует несколько разновидностей фрез, но самые популярные:

  • «гусиные лапки»;
  • ножи, имеющие саблевидную форму.

Вторые — стандарт. Используя их можно решить самые разнообразные задачи. Главное достоинство именно в особенной форме лезвий. Выполняются из стали, конструкция разборная, ведь материала не поддается сварке.

«Гусиные лапки» появились на рынке относительно недавно. Они позволяют полноценно обрабатывать самую твердую почву. Модели цельные, не подлежат разборке, а значит, отличаются высокой прочностью. Главный их недостаток в том, что между лопастями скапливаются сорняки, потому работать нужно только на очищенных участках. Также могут применяться для профилактических обработок почвы от колорадского жука и других вредителей.

Как изготовить фрезы для мотоблока своими руками

Фрезы устроены несложно. Перед тем как собирать их, стоит ознакомиться с уже существующими деталями и их конструктивными особенностями.

Подходящие чертежи содержатся в тематических изданиях и на форумах в сети Интернет. После определения модели необходимо подготовить материалы для сборки. Если будут использованы фигурные детали, их следует заказать у мастера или выковать самостоятельно, если есть определенные навыки и доступ к специальному оборудованию.

Материалы, которые понадобятся

Перед сборкой следует замерить участок, который планируете обрабатывать, и на основании полученных данных начинайте собирать механизм. Чтобы получить максимально правильную конструкцию понадобятся:

  1. сварочный аппарат,
  2. болгарка,
  3. детали, которые будут выполнять роль разрыхлителей;
  4. длинная металлическая трубка диаметром 42 мм.

Основой для рыхлителей могут быть автомобильные рессоры, которые загибают и под углом приваривают к главной трубе.

Советы относительно изготовления

В первую очередь обратите внимание на правильность сборки. Избегайте любых отклонений, даже самых незначительных. Если проявить невнимательность, то нарушится ось. Устанавливая самодельные фрезы для мотоблока и фрезы для культиватора, важно не перепутать направление вращения зубьев.

Рекомендуется изготавливать элементы с диаметром, не превышающим 500 мм. Это значит, что инструмент сможет войти в почву на 260 мм и захватить примерно метр за один подход.

Саблевидные ножи менее опасны в сравнении с другим. С ними опасность получить серьезную травму минимальна. Поочередное расположение ножей делает их вхождение в землю последовательным, удары и рывки отсутствуют.

Чтобы максимально продлить срок эксплуатации самодельных приспособлений, необходимо придерживаться нескольких простых правил, в частности, при запуске фризы должны находиться над землей, после этого запускаются обороты, медленно опускаются лопасти в почву, — так начинается обработка.

Процесс сборки

Как уже говорилось, работы начинаются с проведения замеров участка. После того как все вычисления произведены, можно приступать непосредственно к сборке. Используя сварочный аппарат, соедините ножи с заранее подготовленной трубой. Перед этим можно заточить кромки элементов под нужным углом.

Полученное приспособление нужно зафиксировать на узле сцепки — и работа может считаться выполненной. Чтобы убедиться в исправности системы, проведите пробный запуск и проведите регулировку.

Легко смогут собрать фрезы для мотоблока «Нева» люди, имеющие опыт работы с металлами. Упростить монтаж позволяют предварительно составленные схемы, а также набор качественных инструментов и материалов.

Собрать такой механизм, как фреза для мотоблока, можно и собственными руками, только необходимо ознакомиться с рекомендациями и неуклонно придерживаться последовательности в работе. Тогда устройство будет служить десятилетиями.

Как сделать фрезу для мотоблока своими руками

Стандартная комплектация мотоблоков любой марки предполагает наличие фрез и других необходимых деталей. Но бывают ситуации, когда нужно самостоятельно увеличить мощность агрегата, чтобы лучше и глубже обрабатывать почву. На сегодняшний день изготовить фрезы для мотоблоков своими руками может любой желающий, и для этого необходимо следовать простым инструкциям, которые мы подробно рассмотрим в этой статье.

Основное предназначение и типы фрез

В сельском хозяйстве мотоблоки уже давно занимают лидирующие позиции по эксплуатации, отличаясь быстрой обработкой земли и возможностью автоматического сбора урожая. Каждая модель, независимо от страны производителя, включает дополнительные силовые установки. Как правило, их вполне хватает для качественной работы на любых участках, и необходимости самостоятельно изготавливать фрезы для мотокультиватора практически нет. Но бывают ситуации, когда возможности купленного агрегата, не соответствуют российским реалиям.

Простой пример: не все западные производители учитывают глубину почвы в других странах, специфические зерновые культуры, погодные условия и прочие моменты, которые могут усложнить процесс работы и увеличить вероятность быстрой поломки.

В таких случаях всегда можно купить дополнительную фрезу под конкретно свой участок или же изготовить её своими руками. Стоит отметить, что во многих случаях самодельные детали работают гораздо эффективнее, нежели заводские! Визуально любая фреза выглядит следующим образом: две части модуля со специальным набором почвообрабатывающих ножей крепятся на колёсную базу, а затем регулируются так, чтобы одна конструкция не мешала работать другой. Благодаря этой простой технологии мотоблок получает возможность самостоятельно передвигаться по территории и заниматься обработкой.

Стоит отметить, что существует второй тип навесных фрез, работающий при помощи вала отбора мощности. Такие установки крепятся сзади основной конструкции, и часто встречают на таких моделях, как МТЗ, Прораб, Агро и других. Несмотря на разницу в установке, все типы фрез изготавливаются по одинаковой схеме.

В зависимости от вида эксплуатации, дополнительные устройства могут слегка отличаться друг от друга. Главным предназначением фрез является уничтожение сорняков и выравнивание земной поверхности участка, но параллельно они могут выполнять и другие задачи. Например, заворачивать удобрения, перерабатывать почву или даже удобрять её при помощи специальных приспособлений. Давайте подробнее рассмотрим, какие типы фрез встречаются чаще всего.

Саблевидные или «активные» фрезы

Самой эффективной деталью для обработки поверхности считается активная фреза, которая благодаря своей комплектации может работать на любых проблемных участках. Ограничений по эксплуатации практически не существует, но в то же время многие фермеры рекомендуют использовать саблевидные ножи на мягком грунте. При желании допускается применение мотоблоков на каменистых участках с большим количеством корней, так как шанс возможной поломки ножей практически минимален.

Ножи на активных фрезах состоят их 4-х деталей и равномерно располагаются по конструкции под девяносто градусов. Как правило, на одну сторону устройства крепится от двух до трёх таких блоков, а иногда их количество может достигать даже пять элементов. Всё зависит от мощности вашего мотоблока и его общего веса, то же самое касается ширины прикрепляемых деталей.

Каждый нож визуально выглядит, как обыкновенная изогнутая металлическая полоса, но при определённой мощности, эти наконечники очень глубоко входят в землю и уничтожают все лишние компоненты. Если говорить о том, как сделать саблевидные фрезы самостоятельно, следует посоветовать специальную рессорную сталь марки 50ХГФА.

Изготовление активной фрезы

Среди фермеров и просто любителей огорода, наибольшей популярностью пользуются именно саблевидные устройства благодаря эффективной и простой конструкции, которую легко можно собрать в домашних условиях. Для изготовления активной фрезы вам понадобится металлическая полоса из высокопрочной стали, болгарка, дополнительные детали для непосредственного вскапывания земли, небольшая труба и любой сварочный аппарат.

Читайте также  Электростартер для мотоблока своими руками

Стоит отметить, что в качестве вспахивающих приспособлений вполне подойдут старые автомобильные рессоры и другие аналогичные изделия. Основные элементы фрезы следует изогнуть в одинаковом направлении и обрезать до единого размера. Воспользовавшись сварочным аппаратом, вы легко присоедините полученные конструкции к основной трубе. Важно! Распределить режущие детали необходимо равномерно и с разных сторон трубы.

Если самодельная фреза нужна вам для конкретных целей, и вы сразу знаете, в какую сторону будут двигаться лезвия, рекомендуется дополнительно заточить их по требуемому направлению, тем самым увеличив мощность и качество вскапывания. Получив собранный механизм, нужно хорошо закрепить его на мотоблоке и сразу же попробовать фрезу в действии. Обнаружив некоторые неточности в работе или любые другие проблемы, конструкцию можно легко снять и доработать в зависимости от потребностей. Перед тем как начинать изготовление фрезы для мотоблоков своими руками, советуем просмотреть специальные видео-инструкции, представленные в конце статьи.

«Гусиные лапки»

Вторым типом фрез является модель «гусиные лапки», получившая такое оригинальное название за счёт треугольной формы режущих деталей. Аналогично с саблевидным типом устройства, размер и количество режущих компонентов зависит от веса основного агрегата. Например, для мотоблока МТЗ рекомендуется устанавливать четыре и больше деталей, а для других схожих моделей всего три. По сути, вы можете поставить неограниченное количество ножей, как сочтёте нужным, но необходимо учитывать, что мощность мотоблока со слабым двигателем существенно упадёт.

При помощи «гусиных лапок» чаще всего обрабатывают сложные виды грунтов и целинные земли. Но стоит отметить, что в случае, если почва содержит большое количество корней разветвлённой формы, система может забиваться и давать сбои.

Широкое применение данный тип фрез получил в восьмидесятые годы во времена СССР, когда началось активное развитие самодельных приспособлений в хозяйственном секторе. Фермеры были вынуждены искать способы, как увеличить производительность на своих участках и по этой причине учились создавать фрезы для мотоблоков собственными руками. Следует сказать, что с тех пор конструкция агрегата не изменилась, что ещё раз доказывает его неподвластную времени эффективность.

Как собрать «гусиные лапки»

Основным элементом почвенного устройства является приводная втулка, параметры которой должны быть не меньше пяти мм длины стенки, а оптимальным показателем считается примерно семь мм. Далее необходимо проточить внутренность так, чтобы она легко одевалась на вал, и сделать специальное отверстие под осевую трубу глубиной тридцать или сорок мм.

Что касается самой осевой трубы, то она, как правило, изготавливается на основе стандартной модели АЕ25-32, но допускается применение и других аналогичных деталей. Существует два вида готовой трубы: разборный и неразборный, все зависит от ваших ожиданий. Но если верить отзывам фермеров, то разборный вариант всё же считается наиболее эффективным, так как всегда есть возможность добавить или убрать ножевые установки. Как будет вести себя мотоблок на определённом участке предугадать невозможно, и по этой причине лучше на всякий случай иметь запасной вариант модификации.

Выбрав подходящий тип осевой трубы, необходимо установить на неё специальный фланец для дальнейшего крепежа ножевых установок. Общая длина такого приспособления будет зависеть от ширины ножей и их отдалённости друг от друга. Оптимальная ширина треугольных ножей равняется примерно 60-80 мм, так как более крупные размеры заметно увеличивают сопротивление агрегата земле и ухудшают его работу. Сами ножевые вставки должны быть изготовлены из плотной стали и иметь толщину 3-5 мм. Далее следует собрать стойку режущего элемента, которая состоит из изогнутой полосы и заточенной кромки.

Соединив ножевую установку и осевые трубы, вы получите общую конструкцию модульного элемента. Собственно, это и есть финальная стадия создания «гусиных лапок» и вы можете провести первый «обкат» самодельной установки. Также, перед тем как начинать процедуру изготовления фрезы, стоит предварительно сделать небольшой чертёж, чтобы уменьшить риски порчи деталей. Нужный чертёж можно найти во многих автомобильных изданиях или же на просторах интернета, если вы имеете техническое образование и понимаете конструкцию фрезы, можно изготовить примерный план самостоятельно.

Эксплуатация

Если ваша уникальная модель устройства предполагает наличие фигурных деталей, лучше предварительно заказать их у мастера и не тратить на это дополнительного времени. Все остальные элементы продаются в магазинах или же могут быть изготовлены вручную.

Важно: чтобы продлить жизнь самодельной фрезы, необходимо при запуске мотоблока держать её на поверхности грунта, и только после начала работы медленно опустить.

Итак, отвечая на вопрос, какие фрезы лучше собрать, необходимо учитывать особенности конкретного участка и условия работы. С точки зрения простоты изготовления, активные фрезы считаются более привлекательными, но зато почвенные лучше справляются с проблемными грунтами. Самодельное приспособление однозначно будет работать лучше заводского, так как ни один инженер не знает, какой именно участок вы будете обрабатывать. Процедура изготовления фрезы для мотоблоков своими руками потребует определённого количества времени и сил, но, поверьте оно того стоит и результат не заставит себя долго ждать!

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Фреза для мотоблока своими руками – для глубокой вспашки (ЧЕРТЕЖ)

КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ФРЕЗУ ДЛЯ МОТОБЛОКА

Одни дачники отдают предпочтение заводской технике, другие видят в ней сплошные недостатки и разрабатывают свои модели, а третьи удачно сочетают полезные качества покупных орудий труда с собственной смекалкой и выдумкой. Автору письма это особенно хорошо удается.

Первый свой сад я разбил давно, в 1958 году, а огородами приходилось заниматься с малых лет – рос в сельской местности. Люблю ранней весной при плюсовой температуре прививать плодовые деревья, в основном яблони и груши, – результат приходит нескоро, настоящую радость испытываешь с появлением первого урожая.

Дички для прививок подбираю по осени вдоль дорог и тротуаров: их топчут, а они снова вырастают, удивляет их жизнеспособность. Черенки беру у соседей с понравившихся мне яблонь и груш. Весь процесс занимает по времени всего один день в году.

Почву сада и огорода обрабатываю вручную, с помощью лопаты. Для обработки больших участков раньше приглашал трактор с плугом – осенью пахал, весной бороновал, а лет шесть назад мне подарили мотокультиватор.

Осенью по вспаханному участку почву под чеснок обработал этим мотокультиватором. Весной на невспаханном участке мотоблок стал останавливаться от перегрузки, хотя в инструкции по эксплуатации была указана глубина вспашки (подъем почвы) 25 см. В магазине данный показатель грамотно отвергли, сказав, что это все-таки культиватор, а не плуг.

Чтобы рыхлить почву глубже, я принял решение изготовить собственную фрезу с шириной захвата на 100 мм уже. По случаю приобрел 16 сегментных ножей от сенокосилки, но в итоге они оказались слишком тяжелы для мотокультиватора.

Пришлось их обрезать по бокам с внешней стороны и по два ножа влево-вправо с внутренней. В результате мотоблок стал хорошо тянуть и углубляться в почву без скачков и прыжков. Высота ножей ограничена поддоном двигателя и равна 160 мм, глубина подъема почвы достигла 20 см, при этом почву, обрабатываемую на участке, можно охарактеризовать как тяжелый чернозем-суглинок.

Конструкция фрезы изображена на рисунке. Нож состоит из двух частей, сваренных между собой: вертикальная часть из стального листа толщиной 5 мм и шириной 50 мм, горизонтальная часть из сегмента жатки толщиной 2,5 мм и шириной 76 мм. Горизонтальный нож находится над вертикальным под углом 30° к основной плоскости, как у лемеха плуга с культурным отвалом. Режущие кромки у ножей не заходят за оси координат (как у фрез для обработки металлов), чем обеспечивается оптимальный угол рыхления почвы (угол резания) – в этом и заключается главное отличие моей фрезы от покупной техники.

Позже был приобретен еще один мотоблок. Его фреза при обработке почвы подбрасывает тяжелый агрегат и не хочет глубоко рыхлить, ножи и сама фреза изготовлены без учета законов резания. Коллеги рекомендовали нагружать агрегат противовесами для увеличения веса и глубины рыхления, но это абсурдное решение, и я пошел другим путем, а именно: с учетом предыдущего опыта мной изготовлена новая фреза. Результаты весьма положительные.

Читайте также  Аэросани своими руками из мотоблока с пропеллером

У А.С. Пушкина на этот счет есть слова: «И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель…» Исходя из полученного опыта, можно рекомендовать производителям выпуск мотолопат с приводом от электродвигателя (наподобие электрокосилок), относительно легких и компактных, перевозимых в багажнике.

Любителям мотоблоков и мотокультиваторов могу рекомендовать переделку фрез заводского изготовления с учетом того, что задняя часть ножей находится на оси координат. Нож необходимо выправить, обрезать верхнюю часть под углом 30° и приварить сегмент от жатки. При желании в заводских условиях либо в кузнице можно изготовить нож к фрезе цельным, Г-образ-ной формы.

А навесив ножи такого типа на тракторные фрезы, мы получим толкающий плуг-рыхлитель с новыми возможностями в плане производительности труда и качества безотвальной обработки почвы.

Сравнивая работу мотокультиватора и мотоблока, можно сказать, что первый легче, удобнее и маневреннее в управлении. Назначение мотоблока шире, но управление им требует больших усилий. У него часто обрывается трос сцепления у рукоятки, при работе с косилкой ослабевают болты крепления и требуют частой перетяжки, быстро выходят из строя ножи косилки и тд. Я считаю, что вся эта техника сделана не для дачников, а для рационализаторов и изобретателей: твори, выдумывай, пробуй.

Буду рад, если мои предложения по модернизации фрез найдут применение у хозяев дач и огородов, а производители не оставят их без внимания.

Фрезы для мотокультиваторов

Фреза выступает ключевым рабочим инструментом культиватора. Они взрыхляют, пропалывают и подготавливают почву под посадку. На механических моделях, а также на агрегатах сверхлёгкой и лёгкой категории, фрезы используются в качестве единственной функциональной детали.

Типы фрез для мотокультиватора

Если правильно подобрать фрезу, можно не покупать плуг. При фрезеровании управлять культиватором очень легко, нет большой нагрузки на оператора. Выбираются фрезы на культиватор в зависимости от мощности техники и типа вспахиваемой почвы.

Выделяют три основных вида почвофрез:

  • Заводские. Ими комплектуется большинство машин. Они бывают собранного и разобранного типа. Ось с приваренными пластинами и прикреплёнными саблевидными ножами. Две-три идентичные секции соединяются болтами. От их количества зависит ширина культивирования. Заводские фрезы справятся с предварительно обработанными участками;
  • Гусиные лапки. Конструкция неразборная – количество секций подбирается под себя. С помощью таких фрез обрабатываются твёрдые грунты, перебиваются остатки растений. Снижена нагрузка на редуктор. Культиватором легко управлять. Фреза «гусиные лапки» отлично подходит для техники с системой охлаждения воздухом;
  • Целина. Фреза отлично подходит для обработки целины, вспахивания грунта на большой глубине, разрыхления почвы. Конструкция надёжная и прочная.

Зачастую заводской фрезы недостаточно. Для повышения урожайности, снижения нагрузки на технику и экономии времени стоит приобрести «Гусиные лапки». Для тяжёлой разработки целины больше подойдут почвенные фрезы «Целина».

Как сделать фрезы для мотокультиватора своими руками?

Почвофрезы не имеют сложной конструкции. Перед самостоятельным изготовлением устройства, нужно обратить внимание на магазинные аналоги для оценки особенностей конструкции и изготовления эффективного инвентаря.

Необходимы чертежи с точными размерами, указанными деталями, поочередностью и вариантами соединения. Подготавливаются требуемые материалы. Если имеются фигурные детали, их стоит предварительно заказать у мастера. Зубья должны располагаться по такому же принципу, как и на магазинных изделиях.

Все работы должны быть выполнены максимально корректно для повышения работоспособности навесов. Неправильно собранная конструкция будет тянуть мотокультиватор в одну сторону.

Фрезы в форме сабли относятся к самым безопасным. Ножи, поперечно расположены, поочерёдно погружаются в землю, без рывков.

Нужно заготовить такие материалы и инструменты:

  • Металлические трубы с диаметром до 420 миллиметров;
  • Острые детали под ножи;
  • Болгарку;
  • Сварку.

Процесс создания активной фрезы:

  1. Лопасти подгоняются по размеру и сгибаются под определённым углом в одном направлении;
  2. Лопасти привариваются к трубе с разных сторон;
  3. Лучше предварительно заточить лезвия за движением;
  4. Готовое устройство устанавливается на сцепке.

Специалисты утверждают, что оптимальный диаметр фрез до 50 сантиметров. В этом случае оборудование будет погружаться на глубину 26 сантиметров с шириной охвата один метр. Таких параметров достаточно для качественного вспахивания грунта.

Для продления срока использования самодельных фрез стоит следовать правилам эксплуатации оборудования:

  • При запуске мотора ножи нужно расположить над грунтом;
  • Двигатель переключается с холостых оборотов, и лопасти постепенно опускаются для начала вспахивания;
  • Заточку нужно проводить как можно чаще для лучшей обработки грунта.

Процесс сборки фрезы культиватора

Различают две формы ножей:

  • Заточенные. «Лепестки» легко входят в почву без сцепления с поверхностью. Таким образом уменьшается нагрузка на мотор и снижается расход топливных смесей. Но острыми лезвиями нельзя полностью удалить сорняки, вскорости они снова прорастают. С такими навесами нужно работать осторожно, чтобы не повредить растения и для собственной безопасности;
  • С полукруглой кромкой. Отличаются безопасностью при эксплуатации. Но при рыхлении возникает большее сопротивление, почвофрезы чаще застряют. С сорняками такие ножи для культиватора справляются более эффективно.

Есть два способа крепления «лепестков»:

  • На заклёпках. Элемент неразборный. В этом случае хранить и транспортировать устройство не очень удобно;
  • На болтах. Деталь разбирается.

Чтобы собрать фрезу на мотокультиватор, важно соблюдать направление – заточенную часть «лепестка» необходимо располагать по ходу движения машины.

Количество секций равно крепёжным пластинам: при их одинаковом расположении возможна установка только трёх элементов. Если они будут смещаться, следует крепить четыре-шесть секций. Ножи нужно предварительно маркировать.

Как собирается почвофреза?

  1. При установке трёхлепестковой фрезы первый нож фиксируется на пластине – сначала не нужно полностью затягивать болт. Два оставшихся ножа закрепляются на противоположной стороне пластины;
  2. На четырёхлепестковой и шестилепестковой фрезе попеременно крепятся правый и левый ножи. Заранее стоит разделить «лепестки» на правые и левые;
  3. При необходимости дополнительную секцию монтируют штифтом;
  4. Конструкция закрепляется болтами максимально жёстко;
  5. В конце на валу закрепляется защитный диск для предохранения растений от повреждений.

Заточка самодельной фрезы

Изготовленные своими руками почвофрезы нужно заточить. Для этого понадобится болгарка с алмазным кругом, диаметр которого 125 миллиметров. Точильный станок трудно использовать из-за размеров и направления изгиба ножей. Некрупные ножи могут быть заточены мелкозернистой наждачной бумагой.

Правила заточки ножей на самодельном оборудовании:

  • Ножи можно точить только под углом 45°. Предварительно определяется сторона углубления в грунт;
  • Не нужно снимать много металла, достаточно 1-2 заточек в сезон. Частота заточки может измениться в зависимости от интенсивности эксплуатации и типа обрабатываемого грунта.

Если культиватор часто эксплуатируется на мокрой почве, нужно контролировать состояние фрез. Образование коррозии можно предотвратить, если использовать специальное антикоррозийное средство. Нужно избегать попадания фрезы на камни и прочие твёрдые предметы. Так продлевается срок использования оборудования, снижается необходимость частой заточки ножей.

По окончании работ почвофрезы следует очищать от земли, растений и других загрязнений. Используют тряпку или щётку, не подходят различные очистители. Если фрезы будут храниться долгое время, ножи смазываются солидолом, а для концов вала используют графитную смазку.

Самодельные фрезы можно устанавливать на культиваторы Крот, Кентавр и многие другие.

Фрезы «гусиные лапки» для мотоблока своими руками

Мотоблок уже давно занял свое место в малой Агро механизации. Компактные размеры, маневренность, возможность устанавливать сменные модули сделали его популярным как в деревне, так и в дачных хозяйствах. Обработка земли – одно из основных предназначений этой техники. В свою очередь, фрезы для культивации – самый востребованный модуль, который устанавливается на мотоблок. В продаже такие элементы реализуются по отдельности от силового блока, и сравнительно не дешевые.

Но при наличии необходимых навыков и знаний, фреза для обработки почвы может быть изготовлена своими руками. Следует заметить, что некоторые самоделки намного превосходят по качеству и функционалу своих заводских собратьев.

Читайте также  Как сварить прицеп для мотоблока своими руками?

Разновидности фрез для мотоблока

Конструктивно почвенная фреза представляет собой набор почвообрабатывающих ножей, размещенных на вращающейся оси. Состоит такой модуль из двух частей, которые устанавливаются на приводные валы колес по обе стороны силового блока. Благодаря такому расположению, мотоблок при культивации способен самостоятельно двигаться.

Также можно выделить тип мотоблоков с навесными фрезами, вращательное движение которым придает вал отбора мощности. Модуль находится сзади силового блока и не участвует в осуществлении движения. Мотоблоки типа МТЗ, Нева, Прораб, Сич, Агро как раз и производятся в различных модификациях, с валом отбора мощности и без.

Различий в изготовлении как навесных, так и обычных фрез практически нет. Но для фрезы с независимым вращением дополнительно изготавливается модуль с приводом от вала отбора мощности и угловым двухсторонним редуктором.

Активные (саблевидные)

Блоки ножей на таких фрезах состоят из четырех режущих элементов, расположенных через 90˚ друг от друга. Таких блоков с одной стороны привода может быть 2, 3 и более. Количество ножей и ширина модуля зависит от веса мотоблока и его мощности.

Ножи представляют собой изогнутые полосы прочной легированной стали. Для самостоятельного изготовления при наличии термообработки с последующей закалкой хорошо зарекомендовала себя рессорная сталь типа 50ХГФА. Загибы ножей имеют поочередно разное направление.

Конструкция активной фрезы позволяет производить культивацию на участках с камнями и корнями без опасности сломать ножи. Но применять данный тип оборудования целесообразно на легких обрабатываемых грунтах.

«Гусиные лапки»

Режущие элементы таких фрез выполнены в виде треугольника из прочной стали, расположенного на конце стойки. Данное расположение и послужило причиной возникновения такого экстравагантного названия.

Как и в случае с активными фрезами ширина и количество ножевых блоков определяется весом и мощностью мотокультиватора. Количество режущих элементов, расположенных по окружности в ножевом блоке, от 4 и более. Увеличение количества ножей предполагает более качественное измельчение грунта, но и мощность силового агрегата понадобится повышенная.

Данные типы фрез предназначены для обработки тяжелых типов грунтов и целинных земель. Наличие в почве разветвленных корневых систем приводит к частому забиванию модуля.

Оба вида почвообрабатывающих фрез имеют свои преимущества и недостатки. При выборе варианта для самостоятельного изготовления надо учитывать структуру грунтов, необходимую степень измельчения грунта, компоновку и мощность силового узла, сложность и методику изготовления.

Изготовление почвенных фрез «гусиные лапки»

Фрезы данного типа начали массово применяться со средины 80-х годов прошлого столетия. Это было обусловлено развитием самодельной малой механизации в то время. С тех пор до нашего времени данная конструкция полностью доказала свое право на существование. Конструктивно этот модуль можно разделить на несколько основных элементов, которые изготавливаются по отдельности и несут разный функционал.

Приводная втулка

Начинать изготовление почвенной фрезы желательно из этого элемента. Поскольку втулка подвергается большим нагрузкам, изготовление ее производится на токарном станке с толщиной стенки не менее 5 мм, оптимально 7-8 мм. Внутреннее отверстие с одной стороны протачивается таким образом, чтобы фреза свободно одевалась на вал без излишних люфтов, допуск примерно 0,5 мм.

С другой стороны делается проточка под посадку осевой трубы глубиной 30-40 мм. Это позволит без проблем получить выровненное по оси соединение. Сверлится отверстие под фиксирующий штырь.

Осевая труба с фланцами

Этот элемент изготавливается в разборном и неразборном вариантах на выбор. Но есть одна особенность в пользу разборного варианта – возможность установить дополнительный блок ножей или наоборот. Как поведет себя фреза, окончательно выяснится только после испытаний и, как зачастую бывает с самоделками, результат не всегда соответствует ожиданиям. Для изготовления применяются стандартные трубы Æ25-32 мм.

При изготовлении разборного варианта необходимо выточить соединительные втулки, которые наполовину вставляются в осевую трубу и закрепляются через отверстия заклепками или электросваркой. Выступающая часть послужит соединением для аналогичного элемента.

На осевую трубу наваривается фланец для крепежа стоек ножей. Он может быть выточен на токарном станке, а может быть изготовлен из полос металла толщиной не менее 5мм.

Во фланце сверлятся отверстия под болтовое или заклепочное соединение со стойками. Соединение данного узла электросваркой нежелательно в связи с повышенными нагрузками.

Длина трубки подбирается в зависимости от расположения и ширины режущих элементов. Количество заготовок должно соответствовать количеству ножевых блоков. Два блока изготавливаются с приводными втулками.

Режущий элемент (нож)

Изготавливается из прочной нехрупкой стали типа 65-70Г, толщиной 3-5 мм. Треугольная форма ножа считается оптимальной для наименьшего сопротивления при вхождении в грунт.

В качестве ножа самодельщики часто используют треугольный режущий элемент сегментной косилки. Поскольку сталь стойки и сегмента имеет разный состав, сварку необходимо производить после отпуска с последующей закалкой. Фрезы с такими ножами применяются на чистых обрабатываемых площадях. Для тяжелых, целинных грунтов рекомендуется изготовить режущие элементы из более толстой стали, что позволит сделать качественное сварное соединение.

Как показывает практика, оптимальная ширина ножей 50-80 мм. При больших размерах создается увеличенное сопротивление почве.

Стойка режущего элемента

Наиболее оптимально применять ту же сталь, что использовалась при изготовлении ножей, но вполне можно использовать прочные, легированные стали с более низкими физико-техническими показателями.

Стойка «гусиных лапок» изготавливается из прямой или изогнутой по ребру полосы. Кромку, которая непосредственно соприкасается с грунтом, желательно заточить.

В стойке сверлятся отверстия для крепления на фланец осевой трубы. Навариваются режущие элементы с последующей закалкой.

Блок ножей

После соединения стоек с ножами и осевых труб получается взаимозаменяемый модульный режущий элемент. Индивидуальными остаются только два блока с наваренными приводными втулками.

При соответствующей квалификации и наличии необходимого оборудования изготовление этого элемента не составит больших затруднений. Во избежание порчи материалов и для предотвращения лишних телодвижений, перед изготовлением желательно составить подробный чертеж или воспользоваться уже готовым.

Как собрать активную фрезу

Такой вид самодельного почвообрабатывающего оборудования наиболее распространен из-за более простой технологии изготовления. Режущий элемент и стойка при такой компоновке составляют одно целое и изготавливаются из цельного куска полосы высокопрочной стали.

Про реверс редуктор можете прочитать в этой статье.

До этапа «осевая труба с фланцем» процесс идентичен изготовлению фрезы «гусиные лапки» на мотоблок. По этой причине рассмотрим изготовление непосредственно режущих элементов.

Предварительно заточенная полоса при нагревании загибается на 90˚. Длина загнутой части обычно не превышает 80 мм. Охлаждение заготовки целесообразно совместить с ее отпуском для комфортного сверления крепежных отверстий. По окончании проводится закалка и установка на фланец осевой трубы.

При обработке почвы фрезерным культиватором любого типа получается некоторый разброс земли, который немного затрудняет определение границы между обработанным и необработанным грунтом. Во избежание этих проблем на края фрезы устанавливаются маркировочные диски.

Отзывы

Первый свой мотоблок построил еще в 1985г. Фрезы изготовил по принципу «гусиная лапа». С тех пор было сделано еще четыре модификации. Фрезы, которые есть в продаже, не отвечают моим требованиям. Купив современный мотоблок, я адаптировал к нему свои старые «лапки». Результат отличный.

При изготовлении фрезы я допустил ошибку, решив, что способен сделать все «на глаз». Это заставило несколько раз переделывать детали. Во избежание моих проблем учите матчасть. Жалею, что данная статья попалась мне уже после изготовления.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Подборка видео

Как правильно собрать фрезу для мотоблока: