Дисковая борона для мотоблока

Как выбрать борону для мотоблока?

  1. Особенности боронования
  2. Виды
    • Зубовая модель
    • Игольчатая модель
    • Дисковая модель
    • Роторные или ротационные модели
  3. Критерии выбора

Борона для мотоблока является популярным видом навесного оборудования и используется для различных сельскохозяйственных работ. Высокая востребованность приспособления обусловлена простотой использования, универсальностью и широкой потребительской доступностью.

Особенности боронования

Боронование считается важнейшим этапом обработки почв, от которого зависят состояние посевов и урожайность выращиваемых культур. Данное агротехническое мероприятие решает сразу несколько задач, главными из которых являются уничтожение сорняков и рыхление почвы. Кроме того, боронование эффективно выравнивает землю и способствует значительному сокращению влагопотерь. Эффект рыхления достигается благодаря воздействию на почву рабочих элементов, закреплённых на общей раме и имеющих форму дисков, зубцов или мотыг.

Такое устройство называется бороной и известно человечеству с давних времён. Раньше таскать за собой борону было уделом рабочих лошадей, а сегодня благодаря механизации процесса данная роль отводится сельскохозяйственной технике.

В больших фермерских хозяйствах в качестве тягача для бороны чаще используют мини-трактора, в то время как дачники и владельцы небольших участков всё чаще отдают предпочтение мотоблокам.

Процесс боронования производится дважды в год. Первый раз – ранней весной, сразу после оттаивания почвы, а второй – после снятия последнего урожая, незадолго до первых заморозков.

Борона для мотоблока бывает нескольких типов: зубовая, игольчатая, дисковая и роторная (ротационная).

Зубовая модель

Является самым простым типом оборудования и представляет собой уменьшенную копию классической бороны, которой оборудуются тракторы. Конструктивно она выполнена в виде клиновидной либо прямоугольной рамы, с размещёнными на ней металлическими зубцами длиной от 25 до 40 мм. Расположение зубьев на раме бывает разным, однако, наиболее распространённым вариантом является зигзагообразное, при этом сами зубья могут иметь как круглое, так и прямоугольное сечение.

Зубовая борона способна взрыхлять грунт на 10-14 см, что способствует нормализации воздухообмена и регулирует водный баланс.

Для присоединения бороны к мотоблоку используют цепную или жёсткую сцепку, а для получения более высокого эффекта боронования жёсткие зубья иногда заменяют на пружинные.

Преимуществом вида является простота конструкции, отсутствие сложных узлов и возможность сделать приспособление собственными руками.

Основные рабочие характеристики зубовой модели можно рассмотреть на примере распространённой двухследной бороны БН-1, которая разработана специально для мотоблока «Нева». При помощи этой модели производят рыхление, дробят крупные, образовавшиеся в результате пахоты комья земли и выполняют выравнивание верхнего слоя почвы.

Глубина обработки грунта варьируется от 3 до 10 см, а производительность составляет 0,2-0,5 Га/час. Ширина захвата регулируется при помощи специальной рукоятки и колеблется от 60 до 100 см. Размеры модели – 72х67х51 см, вес – 17 кг, а оптимальная скорость боронования – 4 км/час.

Крепление к мотоблоку осуществляется посредством винтового механизма с использованием универсальной сцепки.

Игольчатая модель

По своей конструкции чем-то напоминает зубовую, однако, отличается от нее тем, что вместо приваренных к раме зубьев установлены сменные дугообразные перфорированные штыри. Такая борона позволяет обработать стерню и используется при выравнивании почвы, которое предохраняет её высыхание.

Устройства предназначены для мощных мотоблоков с водяным охлаждением весом от 200 кг.

В качестве примера игольчатой модели можно рассмотреть борону к мотоблоку «Зубр». Ширина захвата этого устройства составляет 1 м, а глубина рыхления достигает 14 см.

Прибор крепится к мотоблоку посредством жёсткой сцепки, имеющей регулировочный механизм. Вес бороны составляет 30 кг.

Дисковая модель

Представлена в виде сферических дисков, которые имеют гладкое либо перфорированное исполнение. Использование бороны с перфорированными дисками даёт лучшие результаты обработки, однако, требует постоянной очистки рабочей поверхности во время боронования.

Диски крепятся к раме под разным углом наклона, который в каждом конкретном случае выставляется оператором мотоблока и зависит от типа почвы и её состояния. Принцип действия дисковых моделей достаточно прост и заключается в следующем: во время движения мотоблока диски бороны срезают верхний слой земли и измельчают его. При этом происходит выворачивание и разрезание корней сорняков.

Прикрепление дисковой бороны к мотоблоку может производиться спереди и сзади агрегата и зависит от модели мотоблока и вида навесного оборудования.

Модельный ряд дисковых устройств достаточно широк, поэтому взять в качестве эталона какую-то одну модель будет несправедливо. В линейке дисковых устройств присутствуют в основном довольно мощные приборы. Самые габаритные из них имеют ширину захвата до 140 см, способны углубляться в грунт на 20 см и весят до 70 кг.

Такие приборы устанавливаются на мотоблоки среднего и тяжёлого класса и прикрепляются к ним посредством жёсткой регулируемой сцепки.

Роторные или ротационные модели

Относятся к активному классу навесного оборудования. Их отличие от трёх предыдущих пассивных моделей заключается в том, что они не прицепляются к мотоблоку посредством сцепки, а устанавливаются на агрегат вместо колёс. Рабочая часть таких устройств представлена в виде расположенных на дисках заострённых пластин, которые установлены под определённым углом. Именно пластины являются рабочим механизмом и осуществляют обработку почв.

Глубина вхождения в грунт у роторных моделей довольно мала и составляет всего 7 см, чего вполне хватает для обработки земли сразу после уборки зерновых культур. Наибольшей эффективности удаётся добиться при установке роторных моделей на мотоблоки с коробками передач.

Сфера применения у роторных устройств несколько шире, чем у остальных видов и наряду с рыхлением и выравниванием земли включает в себя возможность посева семян и эффективного их укрывания. Такой способ приводит к значительному сокращению потерь семенного материала и заметно повышает урожайность.

Помимо внесения семян, с помощью роторной бороны осуществляют вброс минеральных удобрений на нужную глубину.

В качестве примера можно рассмотреть ротационную борону российского производства к мотоблоку «Нева». Устройство способно эффективно разравнивать грунт после вспашки и вносить минеральные добавки на глубину от 5 до 7 см.

Большей эффективности обработки можно добиться при движении мотоблока со скоростью 4 км/час.

Ширина боронования такого устройства составляет 1,4 м при длине одной секции в 70 см и диаметре бороны в 35 см. Глубина рыхления несколько больше, чем у других моделей данного вида и достигает 10 см. Масса одной секции – 9 кг.

Критерии выбора

Прежде чем приступить к приобретению бороны для мотоблока, следует определиться с типом почв, на которых будет использоваться техника, а также с видом обработки. Так, для разработки мягких целинных земель лучше приобрести именно роторную модель. Несмотря на маленькую глубину проникновения в грунт, именно при помощи этого оборудования удаётся максимально приготовить почву для посадки культур. Кроме того, роторная борона будет идеальным вариантом при подготовке поля к зиме после уборки картофеля.

Если же на участке большое количество сорной травы, с которой необходимо быстро и эффективно справиться, то лучшим вариантом станет приобретение дисковой модели.

Диски хорошо справляются даже с довольно толстыми корнями и не оставляют им никакого шанса.

Если же потребуется глубоко бороновать грунт, одновременно защищая его от чрезмерного пересыхания, то лучше выбрать игольчатую модель. Такие изделия способны глубоко проникать в грунт и оставлять после себя довольно ровную поверхность.

Если участок культивируется каждый год и содержит мягкую и ухоженную почву, то смысла переплачивать за более функциональное оборудование нет, поэтому приобретения классической зубовой модели будет вполне достаточно.

Подробнее смотрите далее.

Самодельная борона на мотоблок своими руками

Борона для мотоблока – навесное оборудование, предназначенное для измельчения пласта земли после вспашки или одновременно со вспашкой. Она может применяться при заделке семян во время посева или при выравнивании поверхности участка после грубой обработки – например, после выкапывания картошки.

Применяется такое оборудование не так часто – большинство мотоблоков относятся к культиваторному типу, и после такой обработки обычно не требуется боронование. Однако крупные мотоболки зачастую требуют наличия бороны, особенно после вспашки целинных участков, залежей или после сидератов. Боронование позволяет ускорить высыхание и прогрев поверхностного слоя земли, активирует поглощение полезных веществ из почвы и улучшает усвояемость органических и минеральных удобрений.

Виды борон

Бороны подразделяются на следующие разновидности:

  1. Зубовая
  2. Дисковая
  3. Роторная

Зубовая борона

Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.

Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.

Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.

Дисковая борона

Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.

Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.

Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.

Роторная борона

Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.

Читайте также  Самодельные тормоза на прицеп мотоблока

Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.

Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция

Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.

Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.

Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.

После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Дисковая борона для мотоблока своими руками

В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.

На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.

Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.

Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Боронование мотоблоком

При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.

Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.

Борона для мотоблока

Борона представляет собой вид навесного сельскохозяйственного оборудования, применение которого позволяет предотвратить пересыхание почвы, разрушить образовавшуюся на ней корку выровнять ее поверхность и уничтожить имеющиеся сорняки. Сделать борону своими руками достаточно просто, однако непосредственно перед работой потребуется определиться с типом конструкции, а также детально изучить схему и придерживаться правильного порядка действий при изготовлении.

Дисковая борона – конструктивные особенности

Дисковые бороны для мотоблока могут быть легкими и тяжелыми. Первый вариант используется для работы в паре с мотоблоками, весом до 100 кг, в то время как тяжелые конструкции подходят для применения в паре с техникой, массой до 200 кг.

Дисковые бороны используются для решения следующих задач:

  • разрушения корки, образовавшейся в результате заморозков;
  • лущения стерни;
  • эффективного рыхления дернистых пластов;
  • обработки пастбищ и лугов;
  • удаления крупных сорняков.

Рабочим органом дисковой бороны выступает острый стальной сферический диск, который может обладать диаметром от 45 до 51 см. Вся конструкция дисковой бороны для мотоблока напоминает батарею, образовавшуюся из нескольких смонтированных на одной оси дисков. Между дисками предусмотрено расстояние, в котором размещены распорные шпульки. Все режущие диски закреплены на оси под определенным углом и обязательно в 2 ряда. В процессе обработки почвы передние диски функционируют вразвал, а задние – непременно в отвал.

Для того чтобы более эффективно рыхлить грунт, дисковая борона к мотоблоку снабжена смещенными задними дисками. В процессе применения бороны, имеющиеся в ее конструкции диски вращаются, благодаря чему происходит их сцепление с грунтом. Кромки режущих дисков срезают твердый слой грунта, поднимая и переворачивая его. При этом пласт земли падает с определенной высоты, в результате чего переворачивается и крошиться.

Важное преимущество дисковых борон на мотоблоки заключается в том, что они гораздо меньше забиваются почвой и сорняками. Таким образом, их гораздо дольше можно использовать без регулярной очистки, что дает возможность сэкономить время и силы фермера.

Зубовая борона – преимущества и области применения

В конструкцию зубовой бороны входят корытообразные и прямоугольные планки, в месте перекрещивания которых расположены зубья. Последние установлены таким образом, чтобы при работе каждый из них вел свою борозду. В зависимости от типа используемой бороны, дистанция между бороздками может составлять от 220 до 490 мм.

С целью предотвратить забивания бороны сорняками и почвой, соседние между собой зубья расположены на дистанции в 15 см. Глубина обработки почвы при работе с бороной зависит от усилия воздействия зубьев на грунт, а также от длины поводков, соединяющих их.

В зависимости от своей конструкции, зубья на бороне могут быть прямыми, изогнутыми со специальной пружинящей стойкой, а также лапчатыми. Все имеющиеся в конструкции бороны зубцы крепятся на шарнирной или жесткой раме. Бороны с шарнирным креплением более предпочтительны на участках, где расположено большое количество неровностей. Конструкции с жесткой рамой следует использовать на более-менее ровных поверхностях.

Зубовые бороны для мотоблоков используются для решения таких задач:

  • разрезания и крошения дернины;
  • измельчения и растаскивания кротовины по территории пастбищ и лугов;
  • эффективного прочесывания травостоя.

Конструкция зубовых борон позволяет использовать их не только в качестве самостоятельного навесного оборудования, но и для работы вместе с культиваторами, сеялками и плугами.

Роторная борона – плюсы и минусы конструкции

В случае если боронование мотоблоком осуществляется на участке с целиной, или же применение агрегата планируется с целью снятия только верхнего слоя почвы, то в таком случае оптимальным станет использование роторной бороны. Несмотря на то, что максимальная глубина обработки этим оборудованием не превышает 7 см, именно такая конструкция лучше всего подойдет в целях первичной обработки земли на территории, где ранее выращивались зерновые культуры.

Читайте также  Маленькие прицепы для мотоблока

Бороны роторного типа для мотоблоков могут быть активными и пассивными. В отличие от пассивных конструкций, активные бороны на мотоблок монтируются вместо колес или почвофрез на штатные валы агрегата. Чтобы повысить эффективность и повысить производительность бороны ее следует применять только для работы в паре с мотоблоками, обладающими высокой мощностью и оборудованными коробками переключения передач. Эти конструкции лучше всего эксплуатировать паре с другими видами навесного оборудования – в таком случае борона на мотоблоке будет не только рыхлить верхний слой грунта, но и эффективно выравнивать землю на участке.

В число преимуществ роторных борон для мотоблоков входит простота в применении, высокая эффективность и долговечность этих конструкций. Среди основных недостатков навесного оборудования этого типа следует выделить высокую стоимость, сложность в изготовлении своими руками, а также громоздкость конструкции.

Конструктивные особенности самодельной бороны

Оптимальным и самым простым вариантом для изготовления своими руками считается зубовая борона. Для ее создания потребуется внимательно изучить чертежи, в которых должна быть указана последовательность действия при сборке оборудования. Также очень важно, чтобы схемах были указаны размеры всех используемых для изготовления бороны деталей.

Сама конструкция по своему внешнему виду напоминает клетку из рамы, к которой зубья крепятся посредством болтов. Передняя часть конструкции должна быть оснащена прицепным устройством, которое, в большинстве случаев, имеет форму сцепки с отверстиями. При установке на мотоблок сцепку потребуется вставить в трубу фаркопа, после чего зафиксировать оба элемента посредством пальца. Крайне важно вварить между фаркопом и сцепкой специальную цепь, которая облегчит работу с оборудованием.

Клетка зубовой бороны должна быть максимально прочной, поэтому для ее изготовления следует использовать квадратные или водопроводные трубы, а также уголки для усиления стыков конструкции. Каждая деталь должна быть изготовлена из стали, толщиной не менее 5 мм, в противном случае почва будет вырывать зубья вместе с кусками металла.

Конструкция изготавливаемой решетки должна состоять из поперечных и продольных деталей. Вместе с тем, самым лучшим вариантом станет клетка, прутья в которой приварены между собой под углом в 45 ⁰ по отношению к направлению движения мотоблока. Такая самодельная борона будет гораздо меньше подвергаться нагрузкам на изгиб.

Чтобы определить размер ячеек, потребуется предварительно определиться с тем, каким образом на бороне будут размещены зубья. Для этого зубья нужно нарисовать на чертеже, а поверх них дорисовать решетку, на которой они должны крепиться. Сама рама должна обладать такими размерами, чтобы впоследствии она не мешала работать с мотоблоком. Также крайне важно своевременно учесть размеры сцепного устройства. Нужно помнить, что борону, шириной более 1 м, многие мотоблоки попросту не потянут.

Для изготовления зубьев лучше всего использовать рифленую арматурную сталь. Ее диаметр должен составлять не менее 18 мм, а длина каждого изготавливаемого зубца – около 15 см. От высоты сцепного устройства высота зуба не зависит, так как самодельная борона будет крепиться к мотоблоку посредством цепи. При этом толщина последней должна быть увеличена, если на бороне закреплены толстые зубья.

Как сделать борону для мотоблока своими руками?

После изучения всех чертежей и конструктивных особенностей самодельной бороны для мотоблока, можно приступать к ее непосредственной сборке. Чтобы не допустить типичных ошибок, крайне важно придерживаться правильного порядка действий при работе.

Изготовление самодельной бороны для мотоблока выполняется в следующей последовательности:

  1. Вначале собираются и привариваются друг к другу детали рамы;
  2. Далее к изготовленной раме потребуется приварить зубья. Они должны быть предварительно заточены, и обязательно приварены к раме под прямым углом. Переживать при монтаже зубцов не стоит, так как после приваривания каленые зубцы не отжигаются, благодаря чему их прочность не теряется;
  3. На следующем этапе потребуется определиться с местом, в котором будет находиться центр воздействия сил. Посередине этой части бороны нужно приварить предусмотренную в конструкции цепь. Для этого необходимо взять первое из звеньев цепи и внахлест приварить его к решетке. Затем второй конец используемой цепи потребуется соединить со сцепкой, используя для этого болты или сварочный аппарат;
  4. Чтобы проверить работоспособность изготовленной бороны, необходимо закрепить ее, после чего пройтись с ней и мотоблоком. Если было обнаружено, что борона тянет в любую из сторон, значит, цепь потребуется переварить в противоположную сторону. В деталях об изготовлении бороны также можно узнать из видео.

Изготовленная конструкция для мотоблока практически ничем не будет уступать своим заводским аналогам. Она достаточно прочная и сможет прослужить в хозяйстве не один год, при условии, что владелец будет регулярно очищать ее и сорняков и грунта, а также обрабатывать детали конструкции специальным антикоррозийным средством.

Изготовленную своими руками борону для мотоблока можно использовать для работы вместе с мотоблоками производства брендов Каскад, МТЗ, Нева, Крот и Агро. В конструкции этих агрегатов предусмотрены практически идентичные сцепные механизмы, что позволит без труда соединить их с самодельной бороной.

Как сделать борону для мотоблока своими руками по чертежу

Борона для мотоблока — сельскохозяйственное орудие, прикрепляемое к этому агрегату или мини-трактору.

Механизм предназначен для таких целей:

  • разрыхление, перемешивание и выравнивание почвы без его оборота;
  • удаление сорняков;
  • прореживание загущенных посевов;
  • разрушение сухой корки на грунте;
  • заделка семян и удобрений в грунт;
  • повышение аэрации земли.

Воздействие на почву происходит закрепленными на общей раме инструментами, такими как:

  • зубья;
  • мотыга;
  • диски.

Боронование мотоблоком — важный агротехнический процесс обработки земельных участков для повышения урожайности, качества зерновой и технической продукции.

Разновидности борон

Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:

  • зубовые;
  • дисковые;
  • роторные.

Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.

Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.

Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.

Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.

Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.

Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.

Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.

Зубовая борона своими руками

Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.

Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.

Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.

Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.

Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:

  1. Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
  2. Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
  3. На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
  4. На втулку монтируют дышло.
  5. К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.

Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.

Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.

Дисковая борона своими руками

Дисковое орудие — более усовершенствованная модель, выполняющая больше функций по обработке земли. Конструкция сложнее, поэтому лучше купить готовое устройство на промышленном рынке. Но для тех, кто не боится работы, можно изготовить дисковую борону самостоятельно.

Работа по изготовлению сводится к следующему:

  1. Для изготовления необходимы диски и 2 трубы с обязательной надежной фиксацией на валу мотоблока. Общая длина труб не должна превышать 1 м. Диски выбирают диаметром до 20 см.
  2. На дисках болгаркой делают надрезы на расстоянии 10 см друг от друга по окружности, в центре — посадочные отверстия для дальнейшей установки на вал.
  3. Готовые диски устанавливаются на валы через каждые 5-8 см с наклоном к оси вала: с левой стороны — в одну сторону, с правой — в другую.
Читайте также  Самодельные мотоблоки с коробкой от Жигулей

Сделать борону для мотоблока своими руками несложно, но для этого необходимы грамотно сконструированные по размерам чертежи, схемы, инструменты и материалы. Выбор устройства зависит от возможностей мастера и целей использования механизма.

Активные роторы для мотоблока своими руками

Роторная борона является более сложной конструкцией по сравнению с зубовой или дисковой. Такое приспособление используют для аэрации и рыхления почвы после уборки урожая, а также для удаления сорняков и вспахивания на глубину до 10 см.

Активные роторы могут быть созданы из подручных средств, а первое, что необходимо для работы – найти чертежи и размеры. Длина ротора может быть от 70 до 100 см, диаметр может быть любым, главное, чтобы сочетался с габаритами мотоблока.

В общем виде, конструкция роторной бороны представляет собой несколько дисков с лезвиями на оси или трубу с лезвиями, которые должны располагаться не перпендикулярно, а под небольшим углом к поверхности. Самый простой вариант представлен на фото:

Более сложную в исполнении борону, конструкция которой похожа на заводскую, можно сделать из газового баллона. Пошаговая инструкция в этом видео:

Активные роторы устанавливаются вместо колес или грунтозацепов, однако, в зависимости от конструкции мотоблока, оборудование может крепиться спереди как навесное. Поэтому важно учитывать конструкцию самого мотоблока при проектировании бороны.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева являются одними из самых качественных и востребованных на отечественном рынке. Для них существует широкий спектр навесного оборудования, которое можно приобрести у производителя или сделать своими руками. Благодаря универсальной Н-образной сцепке агрегатирование с навесным оборудованием не составит труда.

Для мотоблока Нева подойдет любой вид бороны, все зависит цели создания оборудования, а также затрачиваемых ресурсов. Любой из видов можно изготовить с помощью подручных средств. Агрегатировать самодельную борону с мотоблоком необходимо качественной сцепкой, которую также можно изготовить своими руками.

Борона для мотоблока МТЗ

Для мотоблока МТЗ подойдет борона любого типа, однако важно учитывать, что виды их крепления разные, например, роторная борона крепится вместо колес, дисковая крепится как навесное оборудование, но относится к активному типу, поэтому в ее конструкции должен присутствовать дополнительный вал для отбора мощности.

Самым простым в исполнении видом бороны является зубовая, так как для ее агрегатирования с мотоблоком не нужны дополнительные механизмы. Создавая такую борону своими руками, необходимо предварительно создать чертежи, продумать размеры (ширина захвата), тип крепления. Мотоблоки МТЗ снабжены универсальной Н-образной сцепкой, поэтому кронштейн для крепления бороны должен с ней сочетаться. Можно сделать жесткое крепление, состоящее из кронштейна с ручкой, но более доступным вариантом будет крепление с помощью цепи. Для этого необходимо создать кронштейн с рамой, соответствующей ширине бороны, на которую будут крепиться цепи (их можно приварить или закрепить на крюки).

Каким видом бороны для мотоблока Вы пользовались?

Выбираем борону для мотоблока

Боронование является одним из важных и необходимых этапов почвообработки, без выполнения которого даже не стоит рассчитывать на получение высокого урожая. Посредством боронования производится рыхление и выравнивание поверхностного пласта грунта, удаление сорной растительности и уменьшение потерь влаги. Это достигается путем воздействия металлических рабочих органов бороны на верхний слой почвы. Боронование производится, как до внесения посевного материала в грунт, так и после.

Борона – это сельскохозяйственное орудие для агротехнической обработки почвы. Но, если раньше бороны таскали лошади, а после — трактора, то теперь появились и модели, которые можно купить и использовать вместе с мотоблоками, что очень удобно для небольших фермерских хозяйств и приусадебных участков.

Существуют такие типы борон, как:

  • Зубовая;
  • Лапчатая;
  • Сетчатая;
  • Пружинная;
  • Дисковая;
  • Роторная.

На мотоблоке может быть использовано два типа борон – прицепные или навесные и роторные. Навесное оборудование может крепиться к агрегату сзади или спереди, а роторного типа монтируется вместо обычных колес или грунтозацепов мотоблока, и за счет их вращения происходит движение оборудования и соответственно выполняется почвообработка. Тип оборудования следует выбирать в соответствии с типом почвы, климатическими зонами и используемой технологии обработки.

Виды оборудования

Помимо разделения по типам, борона для мотоблока может быть:

  • классическая – зубовая;
  • игольчатая;
  • дисковая;
  • роторная или ротационная.

Классическая мотоблочная борона

Зубовая борона – это самый простой по конструктивному решению вид данного навесного оборудования для мотоблока. От обычной бороны, агрегатируемой с тракторами, этот вид навесного оборудования для мотоблока отличается габаритами и массой. Она представляет собой раму, на которой размещены на равном расстоянии друг от друга металлические зубья длиной 25-40 мм. Размещение рабочих органов на раме может быть различным, но, в любом случае, след от одного зуба не должен перекрываться другим. Чаще всего применяется зигзагообразное расположение, однако можно встретить и прямоугольные блоки. Зубья имеют как круглое, так и квадратное сечение.

Выбор необходимого почвообрабатывающего оборудования всегда осуществляется с учетом мощности используемого силового агрегата. Классическая борона для мотоблока может быть приобретена в магазине сельхозтехники, а может быть сделана и самостоятельно, тем более, что это несложно. Данный вид оборудования позволяет взрыхлять почву на глубину до 140 мм, а присоединение к мотоблоку выполняется при помощи цепной или жесткой сцепки. Среди недостатков стоит отметить то, что для проведения качественной обработки скорость используемого агрегата должна составлять порядка 12-14 км/ч.

Зубовая двухследная борона для мотоблока «Нева» создана специально для неглубокой обработки грунта на глубину 30-100 мм. С помощью данной модели производится взрыхление почвы, дробление комьев земли, образованных после пахоты.

Металлические планки, соединенные подвижно, образуют два параллелограмма, которые дают возможность изменять ширину обработки почвы. Выставленную ширину фиксируют при помощи рукояти.

Технические характеристики

Перед использованием оборудование устанавливают на силовой агрегат посредством универсальной сцепки и при помощи специального винтового механизма. Выполняют настройку бороны таким образом, чтобы все ее рабочие органы были заглублены в грунт равномерно.

Игольчатая борона

Игольчатая борона для мотоблока используется для проведения предпосевной или финальной обработки почвы на зиму. После проведения боронования поверхность обрабатываемого участка становится ровной и не подвергается высушиванию и выветриванию.

В качестве рабочих органов на оборудовании используются изогнутые сменные пластины. Крепление к мотоблоку осуществляется посредством жесткой сцепки, на которой установлен механизм, регулирующий положение данного вида навесного оборудования.

Технические характеристики

Борона дискового типа

Дисковая борона для мотоблока «Нева» производит обработку земли практически так же, как и зубовая, только в качестве рабочего элемента здесь применяются гладкие или вырезанные сферические диски. Вырезанные диски улучшают почвообработку, однако в процессе работы их необходимо постоянно очищать.

ZIRKA GN-151

Диски данного типа оборудования располагаются на металлической раме под, так называемым, углом атаки, который требуется менять в зависимости от качества или состояния почвы. При движении мотоблока рабочие элементы подрезают верхний слой почвы, дробя его и срезая корни сорной растительности. В зависимости от конструкции используемого мотоблока оборудование может крепиться на задней или передней подвеске агрегата.

Данная модель имеет ширину обработки порядка 1400 мм, с глубиной рыхления 200 мм и массу 70 кг. Борона устанавливается на средние и тяжелые мотоблоки посредством сцепки.

Мотоблочная борона роторного типа

Для обработки поверхностного пласта почвы лучшим вариантом считается активная роторная борона для мотоблока «Нева». Несмотря на то, что глубина боронования составляет порядка 70 мм это оборудование прекрасно подходит для первичной обработки после сбора урожая зерновых. Роторная или ротационная борона отличается от оборудования пассивного типа тем, что рабочий элемент устанавливается вместо колес мотоблока. Данный вид оборудования лучше всего купить в магазине, так как здесь очень важно правильно рассчитать всю конструкцию. Ротационные бороны между собой отличаются формой вала.

Рабочая часть оборудования представляет собой расположенные на дисках заостренные пластины, установленные под определенными углами. Непосредственно благодаря пластинам и осуществляется обработка почвы. Для большей эффективности борону роторного типа стоит устанавливать на мотоблоки с коробкой передач и большой мощностью.

Оборудование используется для почвообработки перед проведением посевной и после сбора урожая.

При движении силового агрегата режущие кромки пластин вместе с дисками дробят комья и выравнивают поверхность земли. Одна пластина режет большие комья на более мелкие, а вторая производит рыхление.

Навесное оборудование роторного типа может быть также использовано и в качестве культиватора. Так, например, с его помощью можно сделать следующее:

  • Закрытие внесенного в грунт семенного материала. Специалисты отлично знают, что просто посеять семена, это еще не все – необходимо также выполнить их качественное укрывание. Осуществление данной операции посредством роторного почвообрабатывающего оборудования позволяет существенно снизить потери семенного материала и соответственно повысить урожайность.
  • Обеспечение вброса минудобрений на необходимую глубину. Роторная борона для мотоблока «Нева» выравнивает поверхность грунта, а когда удобрения внесены, использование данного вида оборудования способствует их внесению в почву на глубину 50-70 мм. В таком случае при отсутствии света и во влажной среде улучшается качество грунта, что также помогает повысить урожайность.

При бороновании посредством мотоблока для большей эффективности скорость агрегата не должна быть более 4 км/ч.

Технические характеристики

Если выбирать из вышеперечисленного оборудования, какое именно купить, то для использования на небольших приусадебных участках подходит именно борона роторного типа. Существуют отечественные производители навесного оборудования для мотоблоков, качественная продукция которых уже успела завоевать популярность среди фермеров.