Какой компрессор выбрать для пескоструйной обработки?

Как правильно выбрать и эксплуатировать компрессор для пескоструйной обработки?

Пескоструйная обработка поверхностей успешно используется уже не один десяток лет. Она применяется либо в декоративных целях (например, при матировании стекла), либо для очистки от ржавчины, битума и пр.

Основным элементом для абразивной обработки служит компрессор, как его правильно выбрать и на что необходимо обратить внимание, вы узнаете из этой статьи.

Какая производительность, давление нужно для пескоструйного аппарата?

Ключевой характеристикой при пескоструйной обработке является производительность нагнетателя, которая измеряется в литрах или кубометрах в минуту. Этот параметр показывает, какой объем воздуха сможет прокачать пневмоустановка за определенное время.

Если планируйте матировать стекла небольшой площади, то подойдет аппарат с расходом воздуха от 200 до 500 литров в минуту. При обработке зеркал для шкафов-купе в пескоструйной камере этот параметр должен быть в пределах от 800 литров до 2–3 кубометров в минуту. При эксплуатации установок напорного типа для очистки различных поверхностей используются компрессор с производительностью от 3 до 20 кубометров в минуту.

Критерии выбора

Основными моментами, на которые надо обратить внимание при покупке нагнетателя являются:

  • технические характеристики;
  • тип компрессора;
  • элементы воздухоподготовки.

Правильный выбор шлангов

Компрессорные шланги бывают двух видов:

  • прямой;
  • витой спиральный.

Первый тип обладает большой пропускной способностью. Он используется для промышленных нужд, где требуется высокое давление на выходе (от 5 бар и выше). Витой спиральный рукав в основном применяется там, где на выходе давление составляет 2–5 бар. Благодаря своим компактным размерам его удобно использовать в небольших помещениях.

При подборе шланга нужно учитывать следующие параметры:

  • длина;
  • диаметр;
  • материал;
  • допустимое давление.

Выбор типа аппарата

Ниже коротенько рассмотрим самые популярные типы компрессоров, которые используются для данных аппаратов.

Поршневые

Принцип работы поршневого нагнетателя основан на сжатии воздуха поршнем, который движется в блоке цилиндра. Именно такой тип пневмоустановки используется для получения сверхвысокого давления (свыше 30 бар) через многоступенчатое сжатие.

К основным достоинствам данных установок относится:

  • низкая цена;
  • простота в обслуживании;
  • дешевый ремонт.

Из недостатков выделяют:

  • импульсный режим работы, который при отсутствии ресивера, исключает возможность использования для пескоструйной обработки;
  • высокий уровень шума.

Винтовые

В винтовых компрессорах, так же, как и в поршневых, используется принцип объемного сжатия. Только вместо поршня там применяются 2 винта (ротора), которые вращаются навстречу друг другу. Основные плюсы этих агрегатов:

  • не нужен ресивер для выравнивания потока;
  • низкий уровень шума;
  • больший рабочий ресурс (по сравнению с поршневыми установками).

Из минусов можно выделить:

  • высокая стоимость;
  • нельзя использовать с агрессивными газами;
  • требуется непрерывный режим работы.

Электрические

Как правило, такие компрессора являются стационарными. Установив и подключив к электросети один раз, больше их никуда не передвигают. А вот сжатый воздух, произведенный ими, уже транспортируют по системам трубопроводов и шлангов до нужного станка или аппарата. Для подключения электрических компрессоров используется напряжение 220 В (для бытового применения) и 380 В (для промышленного применения).

Дизельные и бензиновые

Справка! Данные виды компрессоров чаще называют передвижными. Так как они не привязаны к какому-то определенному месту и могут использоваться там, где нет электричества или подключиться к нему проблематично. В работу такие установки приводятся с помощью двигателя внутреннего сгорания, который через систему валов заставляет крутиться винты или двигаться поршень.

Какой лучше выбрать, характеристики?

Для того чтобы определиться с пневмоустановкой для абразивной очистки, нужно понимать:

  • какие материалы будут обрабатываться;
  • где будет происходить процесс очистки.

И после этого подбирать компрессор под нужные задачи. Алгоритм прост:

  • определитесь с производительностью и другими техническими характеристиками;
  • выберите по способу сжатия (поршневой или винтовой) и типу привода.

Например, если вы хотите наносить пескоструйные узоры на стеклянные кружки, вполне подойдет поршневой электрический компрессор на 220 В с производительностью 400–500 литров в минуту. А когда у вас в планах очистка зданий или больших кораблей, то наиболее приемлемым выбором будет передвижной дизельный (бензиновый) винтовой нагнетатель с производительностью 10–15 кубометров в минуту.

Особенности выбора б/у оборудования

При покупке б/у компрессоров практически нельзя определить истинное состояние агрегата. Поэтому приобретать их относительно спокойно можно, если он все еще на гарантии. Любые проверки характеристик не скажут вам о том, в каком состоянии находятся роторы у винтового компрессора. А стоимость винтового блока составляет больше половины цены всего агрегата. В лучшем случае остановите свой выбор на поршневом б/у нагнетателе. Такой аппарат отремонтировать будет гораздо дешевле.

Как эксплуатировать?

Пневмоустановка представляет собой сложный механизм. И правильная эксплуатация аппарата сможет продлить его срок службы на долгие годы.

Нейтрализация конденсата

Чтобы избежать попадания конденсата в абразивную смесь используют влагоотделители, которые ставится на выходе из компрессора. Для того чтобы влага не поступала в нагнетатель применяют осушители абсорбционного или рефрижераторного типа.

Нейтрализация масла

Для борьбы с попаданием масла в песок на выходе из пневмоустановки, совместно с влагоотделителем устанавливают маслоотделитель. Часто вместо двух устройств используют одно комбинированное — масловлагоотделитель.

Работа в зимнее время

При эксплуатации компрессора в холодных условиях необходимо произвести специальную подготовку:

  • заменить масло на зимнее;
  • периодически сливать конденсат из воздухопроводов и магистралей;
  • обязательно производить воздухоподготовку.

Стационарные установки практически всегда находятся внутри помещения, где температура не опускается ниже 0 градусов. А вот передвижные аппараты эксплуатируются в любых условиях. Как правило, для них предусмотрены специальные зимние пакеты от производителя.

Уменьшение количества пыли во входном тракте

Чтобы исключить возможность попадание пыли в компрессор, его оборудуют воздушным фильтром, через который поступает воздух при всасывании. Перед осушителем устанавливают дополнительный фильтр.

Самодельный с ресивером для гаража

Обычно для изготовления нагнетателя своими руками берут готовый рабочий компрессор от холодильника или автомобиля и дорабатывают его. Под ресивер приспосабливают газовый баллон. Помимо этого, нужно где-то найти всевозможные реле, манометры, предохранители и пр.

И когда аппарат, наконец, собран, очень трудно оценить его технические характеристики. Методом проб и ошибок выясняется, подойдет ли эта «солянка» для наших потребностей. Если нет, то начинаются доработки. В итоге можно потратить много времени, а нужного результата так и не добиться. Стоит ли оно того? Решать вам.

Как выбрать компрессор для пескоструйного аппарата?

Как выбрать компрессор для пескоструйных работ?

Выбирая компрессор для пескоструйного аппарата, необходимо помнить, что на скорость очистки и расход абразивного материала в большей влияют именно технические характеристики компрессора и в меньшей степени возможности и комплектация пескоструйного аппарата.

Чтобы экономия не обернулась потерями

В общей стоимости комплекса оборудования для пескоструйной очистки компрессор является самым дорогим звеном. Поэтому часто, пытаясь сэкономить средства, приобретаются компрессоры с самыми минимальными показателями или даже ниже требуемых производителями пескоструйного оборудования. В результате, снижается скорость проведения работ, возрастает расход абразива в пересчете на площадь очистки, срываются сроки выполнения заказов и увеличиваются расходы. Поэтому, выбирая компрессор, стоит в первую очередь учитывать объемы предполагаемых работ и сроки их выполнения.

Ниже представлена таблица соотношения давления, потребления сжатого воздуха, расхода абразива и скорости очистки. Точные показатели расхода рассчитать очень сложно, так как они зависят от характера обрабатываемой поверхности, высоты подачи воздушно-абразивной смеси, степени загрязнения поверхности и личного мастерства оператора, но цифры в таблице дают ориентиры для расчетов и понимания взаимосвязей показателей.

Что важнее: давление или объем воздуха?

Обе характеристики являются важными, однако,от производительности (объема сжатого воздуха за единицу времени, например, л/мин), в наибольшей степени зависит качество воздушно-абразивной смеси и скорость очистки. Более высокий объем воздуха позволяет использовать сопла большего диаметра, увеличивая пятно очистки и скорость.

Давление для разных видов работ колеблется от 3-5 бар при очистке камня, кирпича, бетона, 5-8 бар для обработки металлов и иногда 9-12 бар для снятия толстослойных и абразивостойких покрытий. В случаях, когда необходимо подавать воздушно-абразивную смесь на дистанции свыше 60 метров, рекомендуется давление от 9-12 бар. Но всегда, где это возможно, нужно стараться использовать минимальную длину абразивоструйного рукава, а основные расстояния до зоны очистки покрывать за счет увеличения длины рукава подачи сжатого воздуха, так как потеря давления в абразивоструйном рукаве всегда будет значительно выше, чем в воздушном.

Потребление сжатого воздуха большинства пескоструйных аппаратов напорного типа у наиболее распространенных производителей колеблется в пределах от 2,5 до 17 куб.м/мин.

Поршневой или винтовой?

При проведении пескоструйных работ не рекомендуется использовать поршневые компрессоры . Это связано прежде всего с пульсацией сжатого воздуха, в результате которой неравномерно распределенный в сжатом воздухе абразив сбивается в крупные комки, снижает давление и сопло начинает «плеваться». Полностью избежать пульсации возможно только в случае, когда производительность поршневого компрессора превышает потребление пескоструйного аппарата и в систему включен ресивер (воздухосборник). Также поршневые компрессоры чаще всего предназначены для коротких («рваных») режимов работ в силу присущей им конструкции системы охлаждения и отличаются большим выносом компрессорного масла.

Наиболее распространенными во всем мире для пескоструйных работ являются винтовые компрессоры, так как они способны на длительное и беспрерывное обеспечение оборудования сжатым воздухом с очень незначительным перепадом давления. Более того, они экономичнее как в обслуживании, так и в эксплуатации.

Дизельный или электрический?

Если работы производятся на выездах (без возможности подключиться к электро сети), то чаще всего единственно возможным является использование дизельного компрессора. Как правило дизельный компрессор оснащён системой регулировки производительности: при снижении потребления сжатого воздуха сбрасываются обороты, а при увеличении, наоборот, поднимаются. В силу конструкции это решение реализуется значительно проще, чем на компрессорах с электрическим приводом, так как на них, чтобы добиться подобного эффекта, устанавливаются значительно более дорогие блоки регулировки частоты привода.

Электрические компрессоры, по сравнению, с дизельными более экономичны и в силу конструктивных особенностей значительно проще и дешевле в эксплуатации и обслуживании. Для работы на выездах существуют передвижные модели, смонтированные на шасси. При пескоструйной очистке используются компрессоры с мощностью двигателей от 22 до 100 кВт и более, что может накладывать ограничения при подключении к электрическим сетям.

Прежде, чем купить дизельный компрессор, проверьте, позволяют ли условия, вместо него использовать передвижной электрический компрессор, если да, то стоит отдать предпочтение второму.

Как избежать появления конденсата?

Влаго-масляный конденсат, образующийся в магистрали и в оборудовании, может серьезно снизить производительность пескоструйного аппарата, а в некоторых случаях и полностью остановить его работу. Пескоструйное оборудование высокого класса всегда оснащено циклонными сепараторами (влагомаслоотделителями), но они помогают отвести только уже сконденсированную жидкость и не могут полностью исключить попадание конденсата в абразив. При намокании большинство абразивов слеживается и теряет свои сыпучие свойства, это негативно отражается на качестве дозирования, снижает скорость очистки и увеличивает расход абразива. Металлическая дробь в присутствии влаги быстрее окисляется и изнашивается. А попадание сконденсированного компрессорного масла на очищаемую поверхность также крайне нежелательно.

Для устранения основного объема конденсата в большинстве случаев хватает охладителя сжатого воздуха и циклонного сепаратора или коалесцентного фильтра, но в некоторых случаях этого бывает недостаточно и рекомендуется использовать рефрижераторные осушители. Такого вида оборудование бывает как встроенным в компрессоры, так и отдельно монтируемым.

Работа при низких температурах

В условиях работы в пониженных температур от 5С и ниже,рекомендуется использовать компрессоры с так называемыми «зимними пакетами»: системами холодного старта и предпусковыми подогревателями с обязательным использованием масел, соответствующих температурным режимам эксплуатации.

Какой компрессор прослужит долго?

В процессе пескоструйной очистки, как правило, образуется большое количество пыли, состоящей из агрессивных абразивных частиц. Попадание такой пыли в винтовые блоки компрессора существенно сокращает срок их службы, поэтому компрессоры во время проведения работ рекомендуется удалять от зоны очистки на 40-60 метров, если это возможно. Многие производители компрессоров в качестве опции могут комплектовать станции дополнительными фильтрами, поэтому старайтесь выбирать компрессоры именно с такими фильтрами, это также увеличивает ресурс винтовых блоков.

Читайте также  Масловлагоотделитель для компрессора своими руками

Выбирайте компрессоры производителей, имеющих широкую сеть сервисных центров. Старайтесь работать с авторизованными поставщиками, имеющими собственные сервисные службы. Обращайте внимание не только на цену компрессора.

Новый компрессор или б/у?

Покупая бывший ранее в эксплуатации компрессор, будьте готовы в первую очередь к тому, что заявленные в технической документации показатели на практике могут существенно расходиться с реальными. Это связано с естественным износом оборудования и снижением КПД. Узнать текущие показатели производительности компрессора можно только, проведя замеры с использованием расходомера.

Для дизельных компрессоров, отработавших 3 и более лет, актуален повышенный расход топлива, и, как следствие, рост расходов на выполнение работ. Возрастают также расходы на техническое обслуживание и ремонт, что тоже увеличивает себестоимость очистки.

При планировании работ на крупных объектах полагаться только на поддержанную технику нельзя. Высокий уровень рисков, связанных с выходом из строя оборудования и простоями на обслуживание и ремонт, может привести к срыву сроков выполнения работ, простою производства и неплановому увеличению расходов, не учтенных в сметах или расчетах себестоимости выпускаемой продукции.

Ведущие производители компрессорного оборудования заявляют о сроках нормальной эксплуатации компрессоров в диапазоне 7-10 лет. Если Вы решили приобрести компрессор, бывший в эксплуатации, то учитывайте эти цифры. Компрессоры с возрастом от 10 лет, которыми заполнен наш рынок, нецелесообразное и очень рискованное вложение средств.

В заключении

Не забывайте, что компрессор является «сердцем» пескоструйной системы. Из опыта: подавляющее большинство сбоев в работе, срывов сроков, нарушение бюджета и смет происходит по причине неправильного выбора компрессора и недостаточной подготовки сжатого воздуха.

Пескоструйный аппарат, как и любой другой пневматический инструмент, имеет заявленные производителем требования по обеспечению сжатым воздухом. Отклонение от этих требований практически всегда ведет к снижению производительности оборудования и качества выполняемых работ.

Мы надеемся, что эта информация поможет тем, кто впервые столкнулся с выбором компрессора для пескоструйных работ. Если Вы считаете, что какие-то вопросы освещены не достаточно полно, пишите нам и мы постараемся дополнить свою статью.

Таблица 1. Расход воздуха, абразива, производительность (степень очистки Sа 2½)

Jmeja333 › Блог › Пескоструй, Ч.3-я, надеюсь заключительная)

Всем Салют!) Начну с того, что пескоструй, описанный в прошлых записях (www.drive2.ru/users/jmeja…blog/#j288230376151903525 и www.drive2.ru/users/jmeja…blog/#j288230376151913729) оказался не рабочим. И сегодня объясню по чему, так как в инете по делу мало инфы, и хотелось бы все изложить в одной записи. Сразу предупрежу, что будет МНОГАБУКВ, но разбавляться они бутут фотками)
Итак, был куплен компрессор (в гараже штука нужная, но такой мощный брался для пескоструя) 2-х поршневой, с ресивером на 100 литров, ременной передачей, принудительным охлаждением поршней и двигателя мощностью 3кВт и производительностью 500лмин — самый мощный однофазный компрессор из представленных у нас на рынке. Забегая вперед скажу, что для нормальной производительной пескоструйки он слабоват, и по этому если кто надумает делать пескоструй мощнее того, которым песочат свечи, минимальная производительность компрессора должна быть 500л/мин и выше. Фото компрессора прилагается

Едем дальше — вторая причина неработоспособности прошлого варианта — маленькое сечение всех шлангов, е еще меньшее внутреннее сечение соединительных сгонов и кранов. Порывшись в инете, понял что диаметр шланга должен быль в 3-4 раза больше диаметра сопла, должен иметь как можно меньше соединений и изгибов, все сгоны не должны понижать внутреннее проходное сечение, длина шланга не должна превышать требуемую, причем если нужен длинный шланг, то нужно отыграться на удлинении воздушной части, а не той в которой будет транспортироваться песок. Ее я сделал всего 3м, а воздушную часть — около 8-ми, что позволяет компрессору находится подальше от пескоструйки, и втягивать меньше пыли.
Шланг был взят с внутренним сечением 18 мм. При этом сгоны подошли на 1/2 (16мм) и 3/4 дюйма (20 мм).

Как оказалось Большое сечение Должно сохраняться на всем трубопроводе, начиная от компрессора, и заканчивая соплом. По этому, быстросъемные соединения применяемые для краскопульта и пр. неприменимы для пескоструя в виду того, что на быстросъемных соединениях диаметр внутреннего сечения всего 5 мм. По этому пришлось выкрутить заглушку на ресивере, и ввернуть на ее место шаровой кран, так как сечение заглушки 16 мм. На кран устанавливается накидная гайка, именуемая у сантехников «американкой», чтобы можно было легко отсоединять пескоструй от компрессора. Опять же подбираем сгоны так, чтобы не уменьшать проходное сечение

И так, подачу воздуха организовал, но столкнулся с еще одной проблемой — когда в бачке заканчивается песок, то основная его масса остается на краях сосуда, а в центре — пустота. Решение простое — нужно сделать дно конусным. Понеслась: срезаю старое дно, из бляхи 1 мм делаю конус и привариваю его к ёмкости, снизу ввариваю резьбу 16 мм, перевариваю ножки на конус.

С этим порядок… Теперь нужно сделать крючки для шлангов, чтобы их можно было удобно сматывать)Кроме того хочу сказать, что подавать воздух в баллон сверху оказалось лишним, более того без него все работает даже лучше) По этому убрал все те прибомбасы, и только оставил кран, при помощи которого можно стравливать давление с баллона, в том случае если в конусе забивается песок…

А это общий вид пескоструя в собранном виде — получилось довольно компактно, не смотря на длинный и толстый шланг)

Теперь осталось самое главное — сопло. Во первых должен быть кран для удобной работы, во вторых быстросъемный (ну или хотя бы чтоб снимался без инструментов) держатель сопла, и собственно само сопло из износостойкого материала.
Кран был взят на 3/4 дюйма (20 мм), по тому как его внутреннее сечение всего 18 мм. Вся рукоятка в сборе вместе с соплом выглядит так:

Держатель сопла сделал из накидной гайки на 3/4-ти и переходной муфты с 16 мм на 12 мм, которую накидной гайкой прикручиваем к крану.

В получившийся держатель вставляется керамическое сопло, а его несоответствие по диаметру устраняется подбором резинки нужного диаметра

Касательно сопла — его не трудно изготовить из свечи зажигания — была взята свечка от бензопилы, так как у нее электрод тоньше, и соответственно диаметр будущего сопла — 4 мм. Из свечи от классики получается сопло в 5 мм, что для моего компрессора очень много — слишком стремительно падает давление и компрессор не успевает его восполнять.
Чтобы получить из свечи сопло, нужно слезать с нее юбку и вообще весь металл. Затем алмазным диском (диск по камню, плитке керамической и т.п.) отпилить от керамического изолятора свечи нижнюю часть, ту которая находилась в юбке. Затем нужно выкрутить электрод из будущего сопла, а если не выкручивается, то необходимо высверлить его сверлом соотвественного диаметра. При наличии сверл с алмазным наконечником не плохо было бы сделать конус на сопле, со стороны крана, но в принципе и так все работает.
Самодельное сито тоже оказалось неудобным, да и камешки через него проскакивали, по этому было найдено металлическое сито для муки которое отлично себя зарекомендовало)

При пескоструйке пыль стоит непроглядная, по этом нужно использовать респиратор, желательно с «выхлопом» вниз

Для защиты лица и глаз можно использовать маску из оргстекла, но она довольно быстро матуется — это уже вторая… Кстати, «выхлоп» вниз для того чтоб эта маска не потела.

А это чашка задней пружины до пескоструйки

Теперь песок действительно «рисует» по ржавой или окрашенной поверхности, трудности встречаются только на резиноподобных толстых покрытиях, которые тоже снимаются но со значительно большими усилиями и расходом песка. На детали можно наблюдать, как в некоторых местах под краской еще сохранилась оцинковка. Больше фото отпесоченых деталей в блоге (www.drive2.ru/cars/audi/1…/288230376152663350/#post)
Ну и в заключение хочу сказать, что пескоструйный аппарат система комплексная, и при несоответствии хотя бы одной его части нормально работать не будет. Здесь можно провести аналогию — крепость цепи определяется крепостью ее самого слабого звена. По этому, чтобы все, кто решит делать пескоструй своими руками подведу итог из свода нескольких критериев, которые необходимо выполнить для создания рабочего аппарата:
1. Компрессор с производительностью от 500 л/мин и выше, с принудительным охлаждением, большим ресивером (50л минимум) и желательно с ременной
передачей, так как они не так греются, а при пескоструйке компрессор не выключается.
2. Диаметр внутреннего сечения всех шлангов и сгонов, начиная от компрессора и до сопла не должен быть меньше 16 мм, или хотя бы быть в 4 раза больше диаметра сопла, но тут кашу маслом не испортишь) Так же по возможности (а это возможно) нужно избегать изгибов на сгонах и шлангах уже при работе.
3. Баллон должен иметь конусное дно, с как можно более острым углом.
4. Сопла должны быть как можно тверже, к примеру сопло из закаленной стали проживет около часу — двух. Из керамики — около 100. Из карбида вольфрама — около 900-та часов. Боковое сечение сопла может быть как обычное прямолинейное, так и конусное (сопла Вентури). Последние дают прибавку в производительности, так как разгоняют частицы на последок до около 700 км/час (в прямолинейных соплах скорость приблизительно 300 км/час), но сопла Вентури дома пожалуй не изготовить, так как керамику нечем обрабатывать…
5. Песок. Он должен быть сеяный, желательно дважды, или даже трижды ситом, в котором размер ячейки меньше чем диаметр сопла. Кроме того песок должен быть полностью сухим, таким, чтобы он высыпался из кулака. Песок может быть речной серый, или желтый, или кварцевый, или любой как я понял, главное чтоб пескоструйный аппарат был красный, и абразив сухой и просеянный) Так же используют электрокорунд, стружку чугуна и прочие абразивы, но я думаю в гараже можно обойтись и без них.
6. Приведу некоторые показатели уже рабочего аппарата, что думаю облегчит постройку нового. И так: производительность компрессора — 500 л/мин, ресивер — 100 л, диаметр сопла — 4 мм, диаметр шлангов — 18 мм, Давление при пескоструйке — стремительно падает с 8 атм. до 1,5 и держится в этом диапазоне +/-0,5 атм. в зависимости от того, сколько времени открыт кран у сопла. Даже при таких низких давлениях успешно песочится краска и неглубокая ржавчина. Для случаев потяжелее приходится закрывать кран и немного ждать, пока нагноится давление повыше, но в принципе работать можно.
7. Бюджет. Если учится на чужих ошибках, и не наступать на те же грабли, то можно смастерить аппарат за примерно 50 у.е., если делать самому и уже иметь в наличии баллон и сварку с компрессором. Если включать в цену компрессор, тогда конечно цена другая будет, но я его не включал, по тому как в любом случае бы покупал его в гараж, и помощнее, чтобы в будущем пользоваться пневмоинструментом.
Ну вот вроде и все, вывалил на изнанку все что знал, но за то теперь есть статься, где собрано все что нужно для того, чтобы собрать аппарат в гаражных условиях. Еще обновленная схема

Читайте также  Как подключить компрессор к аккумулятору автомобиля?

Конструктивная критика приветствуется, поправки и идеи также)

Компрессор для пескоструйного аппарата: какой выбрать

Важнейшей деталью пескоструйной машины считается её компрессор. От того, насколько правильно выбран компрессор для пескоструйного аппарата, зависит производительность системы. Эффективность пескоструйной обработки также зависит от этого устройства. Аппарат оказывает большое влияние на количество используемого абразивного материала.

Особенности выбора компрессора

Выбирая, какой компрессор нужен для пескоструя, нужно обязательно учитывать несколько важных факторов. Прежде всего, это касается будущего объёма работы. На втором месте находится время, отведённое на выполнение такой технологической операции. Для облегчения подбора нужной модели аппарата существуют специальные таблицы, которые показывают соотношения определённых параметров:

  • Максимальное давление.
  • Количество сжатого воздуха.
  • Сколько потребуется абразивного материала, для обработки детали. Учитывается единица её площади.
  • Скорость проведения операции.

Чтобы определить какое давление нужно для пескоструя, определяются технические параметры детали, которая требует такой обработки. Чтобы производительность компрессора для пескоструя достигала своего максимума, необходимо создать соответствующее давление. Например, для обработки натурального камня, давление должно достигать 3—5 бар. Операция очистки стальной поверхности происходит при давлении, достигающем 5—8 бар.

Чтобы провести обработку детали со старым покрытием, когда его толстый слой отличается мощной абразивной стойкостью, необходимо создать более высокое давление примерно 9—12 бар. Аппарат, который может создавать такое давление, понадобится также для доставки абразива на высоту более 50 метров.

Когда происходит работа пескоструйной системы на большом удалении от аппарата, в рукаве, подающем абразивный материал, происходит некоторая потеря давления. Это расстояние покрывается длиной шланга, по которому подаётся сжатый воздух. Длина рукава, по которому осуществляется подача абразивного материала, должна быть минимальной.

Важнейшие показатели установки

Главными характеристиками любой модели считается несколько величин. Наиболее важными являются

  • Производительность.
  • Давление.

Скорость обработки детали зависит от производительности аппарата. Она оказывает также влияние на состояние рабочей смеси. Высокопроизводительное компрессорное оборудование позволяет выполнить работу с соплом большого диаметра. В результате увеличивается площадь обработки, автоматически повышается скорость операции. Современные пескоструйные системы, в основу которых положен напорный принцип, оборудуются компрессорами, с производительностью 2,2—17 м3/мин.

Совместимость работы установки и пескоструя

Качество обработки зависит от правильного выбора модели компрессорного аппарата. При проведении операции очень важно, чтобы рабочие компоненты имели полное сопряжение.

Компрессор должен находиться в отдалении от пескоструя. Разрешённое минимальное расстояние — 3 метра. Когда выполняется лакокрасочная операция, это расстояние определяется в соответствии с конкретными условиями помещения.

Распыление абразивов относится к опасной операции, поэтому при определении места нахождения компрессора, необходимо соблюдать требования техники безопасности.

Разновидности компрессорных установок

Эти системы подразделяются на несколько видов. Все зависит от внутреннего устройства системы. Установка может быть:

  • Поршневой.
  • Винтовой.

Профессионалы для пескоструя советуют работать с поршневыми компрессорами. Эти механизмы способны воспринимать скачки сжатого воздуха. Во время работы происходит неравномерное распределение абразива. Образуются крупные комки, уменьшается давление, сопло начинает ими кидаться. Чтобы исключить такие явления в систему включают дополнительный ресивер или р егулятор давления воздуха .

Поршневые механизмы в большинстве случаев используются для кратковременных операций. Их конструкция требует дополнительного охлаждения и постоянной доливки компрессорного масла.

В отличие от поршневых систем большой популярностью пользуются винтовые изделия. Они рассчитаны на длительную эксплуатацию, причём сжатый воздух подаётся беспрерывно, давление сохраняет своё значение.

Самодельный компрессор для пескоструя в основном имеет дизельный компрессор. Но только если его используют там, где отсутствует электричество. В других случаях пользуются электрическими системами, в которых установлен двигатель от холодильника или стиральной машины.

Дизельные аппараты промышленного назначения оборудуются системой, регулирующей производительность. Когда уменьшается подача сжатого воздуха, автоматически уменьшаются обороты. При увеличении объёма воздуха, обороты увеличиваются.

Для пескоструйной очистки применяются электрические компрессоры, оборудованные двигателями, развивающими мощность в диапазоне 22—100 кВт.

Продолжительность работы оборудования

Безусловно, очень важно, чтобы такой аппарат работал как можно дольше. Во время эксплуатации пескоструйной системы, образуется много агрессивной пыли. Попадая на установку, она оседает на его деталях, сокращая срок работы установки.

Чтобы защитить изделие от такой атаки, компрессор удаляют как можно дальше от пескоструя (40—60 метров). Сегодня промышленность выпускает модели, оснащённые воздушным фильтром, защищающим от мелких абразивных частиц.

Домашним мастерам, изготавливающим самодельный компрессор для пескоструя, мастера рекомендуют обязательно устанавливать такой фильтр. Он продлит срок эксплуатации аппарата. О самостоятельной сборке пескоструя читайте в данной статье.

Как выбрать компрессор для пескоструйного оборудования

Пескоструйный компрессор перестал быть оборудованием для крупных предприятий и мастерских. Сегодня можно сказать, что он используется повсеместно. С его помощью сдирают старую краску с бетона при ремонтах фасадов, мостовых конструкций. Он помогает мебельщикам в создании интересных декоров. Пескоструйный пистолет — привычный инструмент для оформления памятников, обработки камня. Как купить оптимальную модель компрессора, надежную и обеспечивающую достаточную производительность для тех или иных работ – читайте в материале ниже.

Общие требования к производительности

Во множестве материалов с рекомендациями по выбору нагнетателя воздуха для пескоструя приводятся базовые требования к такому устройству. Оно должно обеспечивать производительность 500 л в минуту и давление в 5 атмосфер. Модель с приведенными характеристиками можно выбрать и купить в минимальной комплектации. То есть, только нагнетатель без никакой дополнительной обвязки. Но подобный вариант не является оптимальным. Компрессор сможет работать без перегрева малое время. После этого его выключают для охлаждения, делают значительные паузы.

Понятно, что подобный режим работы подойдет даже не для каждой малой мастерской в гараже. Кроме этого, производительности в 500 литров и давления в 5 бар на практике недостаточно для универсализации оборудования. Для отдельных видов работ принимаются следующие оптимальные параметры воздушного потока:

  • при удалении покрытий с бетона, кирпича, камерных поверхностей — давление до 3 бар;
  • для очистки металла требуется поток с рабочим давлением до 6 атмосфер;
  • удаление покрытий высокой прочности делается потоком в 9 бар.

Для запаса энергетики воздушного потока, который выдает насадка пневмопистолета, рекомендуется остановить свой выбор на компрессоре, обеспечивающем 12 бар давления воздуха. Но такое устройство, способное длительное время работать без остановки, будет стоить неприлично дорого. Поэтому в любых вариантах набора оборудования для мастерской компрессор для пескоструя применяется с обвязкой. То есть, с объемным ресивером, создающим большой запас воздуха для его непрерывной подачи.

Совет! Для значительного количества работ в мастерских будет достаточно производительности станции до 1000 л в минуту с давлением до 12 бар. Для промышленных целей, группового использования (несколько пистолетов, подключенных к одному ресиверу) рекомендуется строить более заряженную станцию.

Ориентироваться необходимо на показатель производительности в 3000-5000 л в минуту при давлении до 10 атмосфер. Оптимальный выбор нагнетателя — компрессор винтового типа, показывающий низкую стоимость эксплуатации, стабильность и надежность. Подборка недорогих пескоструйных компрессоров поможет найти аппарат с требуемыми характеристиками.

Рекомендации к построению станции подачи сжатого воздуха

Требования к потоку воздуха для пескоструйных работ весьма просты.

  1. Необходимо обеспечить достаточное рабочее давление и объем прокачки.
  2. В воздухе не должно быть капель масла и других химических примесей.
  3. Подача потока должна производиться стабильно, без толчков.
  4. Требуется минимизировать содержание влаги, пыли, механических примесей.

Не все компрессоры способны обеспечить требуемые показатели потока воздуха. Поэтому в состав обвязки необходимо включать дополнительные узлы фильтрации. Кроме этого, есть методы организации станции, позволяющие увеличить ее надежность и снизить износ отдельных комплектующих.

Выбираем шланг

Шланг подачи воздушно-абразивной смеси испытывает немалые нагрузки. На практике для этой цели используют армированные изделия. Это так называемые кислородные шланги. Они отличаются высокой прочностью и сопротивляемостью растяжению.

Длину шланга от емкости с абразивом до пистолета делают минимальной — это позволяет обеспечить оптимальные параметры трассы. А именно:

  • избежать установки промежуточных переходных деталей;
  • стабилизировать сечение воздуховода на протяжении трассы;
  • минимизировать возможность перегиба шланга.

Важно! Диаметр воздуховода должен быть в 3-4 раза больше выбранной для работы насадки. В случае использования кислородного шланга, речь идет о его внутреннем отверстии.

Тип компрессора

Правильно выбранный компрессор для пескоструйного аппарата не только обеспечивает оптимальную стоимость эксплуатации. Параметрика отдельных классов нагнетателей напрямую влияют на характер формирования воздушного потока.

Поршневые

Поршневой компрессор недорог и достаточно надежен. Его размеры малы, устройство может работать без перерыва длительные промежутки времени и потому с успехом используется в малых мастерских даже без обвязки. Однако стоит учитывать некоторые особенности функционирования такого аппарата.

  1. Воздух подается рывками, нагнетатель нельзя использовать без обвязки в точных работах.
  2. Устройства достаточной производительности — масляного типа, необходимы системы фильтрации.
  3. Агрегат вибрирует, требует перерывов в работе.

Кроме перечисленных особенностей, нужно учитывать еще множество сугубо конструкционных характеристик нагнетателя, напрямую влияющих на его моторесурс и надежность.

Винтовые

Винтовые компрессоры всем хороши. Почти не вибрируют при работе, издают низкий уровень шума, отличаются высокой производительностью и сроком наработки на отказ. Но устройства этого класса массивны и дороги. Они требуют стационарной установки.

Винтовой компрессор — идеальный вариант для профессиональной воздушной станции. Такое устройство не требует перерегулировки, сложного обслуживания. Нагнетатель просто работает, обеспечивая огромную производительность и достаточное давление для тех или иных операций.

Источник энергии

Цена эксплуатации компрессора или станции подготовки воздуха напрямую зависит от источника энергии, на котором работает оборудование. Это может быть жидкое топливо или электричество.

Важно! Стоит понимать, что от выбранного источника энергии зависят не только расходы, но и универсальность пескоструйного агрегата, и срок его эксплуатации до замены запасных частей.

Электричество

Электрические компрессоры — выбор мелких и средних мастерских. У них есть недостаток. При росте производительности увеличение потребления энергии идет в геометрической прогрессии. Кроме этого, стоимость расходуемых ресурсов достаточно велика. Поэтому электрические агрегаты редко используются в мобильных или профессиональных решениях, способных одновременно работать с несколькими пистолетами.

Дизель

Казалось бы, цена дизеля как топлива должна делать компрессоры такого типа очень привлекательными, но на практике это не так. У дизельных нагнетателей наблюдается значительный износ поршневой группы из-за постоянного высокого давления. Кроме того, для моделей, которые планируется использовать зимой, необходимо покупать специальный комплект оборудования для запуска в мороз.

Бензин

Бензиновые генераторы просты и надежны. Да, стоимость топлива для них ощутимо высока. Однако работа поршневой группы в умеренно нагруженных режимах, при контролируемой температуре, повышает надежность агрегатов, увеличивает время их безаварийной эксплуатации. Кроме этого, компрессоры достаточно легко запускаются в сильный мороз, мало весят и привлекательны для мобильных решений.

Система фильтрации

Чтобы гарантировать чистоту воздуха на выходе компрессорной станции, в ее состав входят элементы системы фильтрации. Их задача убрать из потока пыль, капельки масла, воды. Есть особенности построения системы очистки в станциях, эксплуатируемых в холодный период года. Но базовое решение, достаточно простое и универсальное, состоит из следующих частей.

  1. Воздушные фильтры, устанавливаемые на входном патрубке нагнетателя. Они задерживают достаточно крупные частицы, сажу, пыльцу. Чтобы улучшить результативность работы входных фильтров, рекомендуется устанавливать компрессор подальше от зоны пескоструйной обработки.
  2. Поточные влагоотделители, решающие задачу удаления крупных капелек воды. Воздух, попадая в циклонную емкость, в ходе движения избавляется от влаги, которая стекает по стенкам узла.
  3. Масловлагоотделитель, узел, который обязательно входит в состав станции, работающей на масляном компрессоре. Они устанавливаются на входе в емкость с абразивом и достаточно хорошо удаляют из воздуха нежелательные включения.
  4. Осушители воздуха (они же — сепараторы) удаляют из воды водяного пара. В узлах используется схема циклонного завихрения в сложном контуре трассы. Ключевой параметр осушителя — производительность, то есть способность пропустить через себя той или иной объем воздуха в минуту.

На замету! Некоторые узлы используются для увеличения срока службы самого компрессора. Это панельные фильтры для забираемого в двигатель воздуха, масляные очистители системы охлаждения и некоторые другие решения.

В чем опасность покупки б/у компрессора

Стоимость нового оборудования, особенно, если есть планы построить хорошую обвязку станции, может быть недостижимой для владельца небольшой (например, домашней) мастерской. В то же время цены вторичного рынка на компрессоры б/у весьма привлекательны. Но при покупке оборудования, бывшего в употреблении, стоит быть очень внимательным.

  1. Рабочие показатели любого нагнетателя со временем падают. Это особенно важно учитывать при покупке мощных устройств. Обязательно анализируется простота восстановления параметров, например, путем замены уплотнительных колец поршневой группы.
  2. Дизели отличаются наибольшими показателями износа. Компрессор, бывший в употреблении, обязательно потребует вложений, его стоимость эксплуатации будет высока.
  3. Винтовые компрессоры — наиболее опасная категория. Они надежны, однако изношенные узлы (подшипники, роторные блоки) не только дороги, но и зачастую требуют применения специального оборудования для проведения ремонта. В большинстве случаев винтовые агрегаты сильно не соответствуют заявленным параметрам. А чрезмерно изношенное устройство может просто остановиться и сорвать план производства работ.
Читайте также  Зиловский компрессор своими руками охлаждение

Самым неудачным выбором будет купить темную лошадку от производителя, не имеющего развернутой сервисной сети или не массово продаваемого в магазинах. Это означает, что у компрессора может быть солидный набор уникальных узлов, особые требования к смазке или условиям эксплуатации. Устройство в целом способно оказаться очень дорогим в использовании. Кроме этого, ремонт усложняется малой доступностью запчастей или становится невозможным ввиду отсутствия последних в продаже.

Какой компрессор нужен для пескоструя и критерии правильного выбора

Все чаще для обработки поверхностей используют пескоструйные аппараты. Ещё в сравнительно недавнем прошлом, такая технология применялась только на больших предприятиях, где объёмы и необходимый темп проводимых работ был очень большим. Да и габариты таких установок были, мягко говоря, впечатляющие, при не менее весомой их стоимости, что, в свою очередь, делало их покупку и эксплуатацию малыми фирмами или мастерскими если не полностью невозможной, то, как минимум, очень маловероятной.

Но к счастью, все меняется. Со временем, на рынке появились менее громоздкие и менее дорогие пескоструйные аппараты. На нынешний день ассортимент такого оборудования впечатляет. Из огромного количества возможных предложений, вы без особого труда сможете подобрать себе аппарат, исходя из предполагаемой работы и своих финансовых возможностей.

Почти в каждом гаражном кооперативе можно отыскать пескоструй. Нередко это дитя пытливого ума и умелых рук какого-нибудь «самоделкина». В ход идёт любой металлолом от старой кастрюли и ржавых труб, до газовых баллонов и старых бочек довольно внушительного объёма.

Бытует мнение, что пескоструйка применяется, в основном, для очистки метала от ржавчины. На самом деле это не совсем так. Область применения этих аппаратов очень широкая и обработка металлов, лишь один из вариантов. С его помощью очищают каменные, бетонные и кирпичные стены. Также пескоструй используется для нанесения рисунков на стёкла и зеркала, что, в последнее время, очень часто применяют при изготовлении дорогой заказной мебели.

Но в работе любого пескоструйного аппарата, заводского или самодельного, применяется сжатый воздух, а, следовательно, нужен компрессор. И если вы решились заняться пескоструйной обработкой, не мешало бы разобраться с тем, какой именно компрессор стоит приобрести.

Маловероятно, что вам удастся изготовить его самостоятельно, а значит, придётся покупать. Учитывая немалую стоимость компрессоров, нужно точно определиться с его параметрами. В случае с пескоструйными аппаратами, от этого зависит их производительность и качество выполняемой работы, а в конечном счете и время, которое вы на эту работу потратите. Тут представлен широкий выбор компрессоров для пескоструйных аппаратов.

Необходимые параметры

В первую очередь, стоит помнить, что производительность пескоструйки напрямую зависит от количества воздуха и максимального давления, которые способен выдать компрессор. Считается, что для работы соплом диаметра пять миллиметров, достаточно производительности в 500л/мин, однако специалисты рекомендуют 700–1 тыс. л/мин, при давлении в районе 6–8 бар. Но не стоит забывать, что эта цифра носит рекомендательный характер. Необходимые оптимальные давление и объем, в каждом конкретном случае, будут отличаться и зависят от нескольких факторов:

  • диаметр абразивного шланга;
  • диаметр воздушного шланга;
  • длина магистралей;
  • диаметр сопла;
  • качество и фракция используемого абразива.

Исходя из этих критериев, вы можете прикинуть приблизительный расход абразива, а следовательно, и продуктивность аппарата в целом.

Больший объем воздуха позволяет использовать сопла большего диаметра, что, в свою очередь, даёт возможность увеличить пятно очистки и, следовательно, скорость обработки поверхности. Что касается давления, то оно может быть разным, в зависимости от типа очищаемой поверхности:

  • для очистки бетона, камня или кирпича – 3–5 бар;
  • для очистки металлических поверхностей – 6–8 бар;
  • для работ по очистке покрытий стойких к механическим повреждениям – 9–12.

Приблизительно 12 бар, может использоваться в случае, если необходимо доставить воздушно-песочную смесь на высоту более шестидесяти метров. Хотя, в таких случаях рекомендуют увеличивать дистанцию за счёт длины воздушного шланга.

Разновидности

Посмотрев возможные варианты компрессоров в продаже, вы наверняка обратите внимание, на то, что с пескоструйными аппаратами применяются два вида компрессоров:

  • поршневые;
  • винтовые.

Если с классическими поршневыми компрессорами, в принципе, все понятно, то в отношении винтовых возникают вопросы.

Принцип действия такого компрессора несколько отличается. Вместо поршней используется две червячных шестерни, вращающихся в противоположных направлениях. Основным достоинством винтового компрессора считается низкий уровень вибрации. Но нас интересует другой аспект его работы. Дело в том, что такой компрессор не даёт толчков воздуха, характерных для его поршневых собратьев.

Ложка дёгтя

Воздух, поступая толчками, сбивает неравномерно распределенный абразив в комки, в результате чего, пескоструйка начинает «плеваться». Для решения этой проблемы приходиться применять довольно большой ресивер и, как следствие, компрессор большей производительности.

Ещё один неприятный момент – значительный выброс компрессорного масла у поршневиков. Но и с ним можно бороться. Для этого, в воздушном тракте устанавливают масловлагоуловители. Это распространённая проблема. Возникновение влагомаслянного конденсата, может привести к сбою пескоструйного аппарата, а в отдельных случаях и полному выводу его из строя.

Присутствие посторонних жидкостей в воздушном тракте приводит к слипанию абразива и потери его сыпучести. Это, в свою очередь, вызывает нарушения в работе системы и может привести к повреждению или поломке аппарата. Попадание влаги на дробь, резко ускоряет её окисление, а масла, на очищаемую поверхность — крайне неблагоприятный фактор.

Плюсы и минусы

В большинстве случаев, для очистки воздуха от конденсата, достаточно охладителя, но иногда применяют специальные рефрижераторные системы. При работе на выезде нередко возникает вопрос – какому типу компрессоров отдать предпочтение, дизельному или электрическому?

И у первых, и у вторых, есть несколько положительных и отрицательных черт, которые стоит учитывать при выборе оборудования.

В число бесспорных плюсов дизелей входит автономность. Вы абсолютно не привязаны к источникам питания. Плюс к этому, у большинства таких компрессоров, встроена система автоматического управления оборотами двигателя, что позволяет сэкономить топливо при снижении потребления воздуха. Аналогичная система для электрических компрессоров, стоит значительно дороже. Однако стоимость топлива достаточно высока. В этой связи, дизельные компрессоры стоит применять исключительно в тех случаях, когда нет доступа к промышленной сети электроснабжения.

Плюсы и минусы применения электрических компрессоров

Установки с электроприводом значительно проще и дешевле в эксплуатации. Довольно большая часть предложений, предполагает мобильное шасси. Но, при этом, далеко не всегда у вас будет доступ к электросети. И даже при наличии таковой, не факт, что линия выдержит нагрузку электродвигателя компрессора. Во многих моделях двигатель настолько мощный, что в обычную розетку его не включишь. Двигатели таких агрегатов могут иметь мощность до ста киловатт, что значительно усложняет их использование на выезде. Тем не менее, при наличии возможности подключения такого оборудования, его использование предпочтительней, с экономической точки зрения.

Отдельный вопрос связан с использованием компрессора при низких температурах. Для работ при температуре ниже 5° используют, так называемые, зимние пакеты. Речь идёт об установках с системами холодного старта и дополнительного предстартового прогрева. Все вышеуказанные меры совмещают с использованием низкотемпературных масел, соответствующих климату применения.

Компрессор для пескоструя — длительность работы

Очередной, но отнюдь, не самой маловажной стороной вопроса, является долговечность вашего компрессора. При работе пескоструйного аппарата, возникает большое количество агрессивной пыли, которая, вполне может сократить срок работы вашей установки.

Для исключения негативного воздействия, компрессор, по возможности, удаляют на сорок – шестьдесят метров от пескоструйного аппарата. Также в продаже есть модели с опционным или штатным воздушным фильтром. Если, в вашем случае, такого фильтра нет – стоит озаботиться дооборудованием. Это значительно упростит и удешевит обслуживание вашего компрессора в будущем.

Так или иначе, лучше приобретать компрессор известных фирм, имеющих сервисные центры в вашем городе. Это значительно упростит обслуживание и ремонт вашей установки. Не говоря об удешевлении таковых, что само собой разумеется.

Два слова о ветеранах

Последний и, возможно, самый важный (в наших реалиях) вопрос – покупать компрессор новый или б/у. Покупая компрессор для пескоструйного аппарата с рук, вы должны быть готовы к нескольким, довольно неприятным, нюансам:

  • общий износ агрегата;
  • расход смазочных материалов;
  • снижение паспортного давления и производительности;
  • повышение уровня шума и вибрации;
  • общая наработка на отказ.

Все эти факторы могут вас неприятно удивить.

Понятно, что срок службы компрессора, заметно повлияет на параметры его производительности, которые могут сильно отличаться от заявленных фабричных. Это, в свою очередь, сильно изменит стоимость эксплуатации, в частности, необходимость в техническом обслуживании и замене смазочных материалов.

В случае эксплуатации дизельных компрессоров, всё ещё сложнее. Речь идёт о резком увеличении расхода топлива и смазки, что, в конечном счёте, приведёт к подорожанию стоимости выполняемых работ. Считается, что стоимость эксплуатации дизельных компрессоров, резко возрастает после трёх лет активной эксплуатации.

Краткие выводы

Исходя из выше перечисленных фактов, не стоит рассчитывать на бывшую в употреблении аппаратуру, при планировании больших объёмов работ. Частота и количество выходов из строя, могут серьёзно повлиять на сроки сдачи объекта, значительно увеличить его стоимость или, вообще, привести к полному срыву работ, что незамедлительно отразится на вашем благосостоянии.

Ведущие производители компрессорного оборудования считают нормальным сроком эксплуатации возраст от трёх до десяти лет. Установки старше этого возраста — крайне сомнительное и рискованное вложение средств, которое, в конечном счете, может вылезти вам «боком» и больно ударить вас по карману. А таких предложений, на вторичном рынке, более чем достаточно.

Учитывая все вышеперечисленное, стоит усвоить достаточно простой факт – компрессор является сердцем любой пескоструйной аппаратуры. Неправильный подбор или его плохое состояние, неминуемо приведёт:

  • к снижению нужной скорости и качества выполнения работ пескоструем;
  • резкому повышению стоимости эксплуатации пескоструя;
  • повышению себестоимости.

Не забывайте и про свою репутацию, если вдруг откажет пескоструйная установка, вы, вероятнее всего, сорвёте все мыслимые сроки, в результате чего потеряете клиента.

Окончательное решение о том, как выбрать компрессора для пескоструя, зависит исключительно от вас. Но мы надеемся на то, что наша статья поможет вам сделать нужный выбор и успешно выполнять свою работу.