Техника безопасности при работе на экскаваторе
Техника безопасности при работе на экскаваторах
Правила техники безопасности при работе на экскаваторах
1. Часто причиной производственного травматизма при экскаваторных работах является незнание правил ухода за экскаваторами, невыполнение требований техники безопасности. Поэтому к управлению экскаваторами допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение. Кроме того, в начале работы экскаваторщик обязан хорошо изучить заводскую инструкцию по данному экскаватору.
2. Перед началом работы сменный машинист обязан подробно осмотреть экскаватор и убедиться в полНой его исправности.
При этом необходимо проверить систему управления, а также:
- состояние зубчатых передач, кремальерной рейки и лебедок;
- затяжку болтовых соединений и шплинтовку;
- регулировку тормозов и фрикционов;
- состояние канатов и их заделку;
- исправность ковша, его зубьев, днища, засова и деталей подвески;
- наличие масла в картере двигателя и воды в системе охлаждения;
- исправность смазывающей аппаратуры;
- надежность ограждения всех открытых движущихся механизмов сетками, кожухами и щитками.
3. Машинист-экскаваторщик должен убедиться, что все посторонние предметы удалены от движущихся частей механизмов, а инструмент убран в предназначенное для него место. Затем следует опробовать вхолостую работу двигателя и, после того как он проработает 2—3 минуты, постепенно и плавно включая рычаги, проверить работу механизмов, переключающих устройств и тормозов.
4. При обнаружении каких-либо неисправностей машину следует остановить и немедленно принять меры к их устранению. Если окажется невозможным произвести это силами бригады, машинист обязан немедленно поставить об этом в известность участкового механика или главного инженера.
5. Для безопасного осмотра и смазки головных роликов и других деталей, расположенных на стреле, ее нужно оборудовать соответствующими приспособлениями или специальной лестницей. При отсутствии таких приспособлений осмотр нужно производить при опущенной стреле, опертой на надежную опору.
6. Перед началом работ необходимо проверить. наличие и исправность освещения и звуковых сигналов. Таблица сигналов должна быть вывешена на экскаваторе на видном месте и известна всем рабочим, находящимся в забое и на транспорте, обслуживающем экскаватор.
7. Место установки экскаватора для работы должно быть выбрано ровное. В случае необходимости это место нужно спланировать во избежание возможных перекосов при работе экскаватора и его поворотах.
8. При строительстве магистрального канала оборудованный драглайном или обратной лопатой экскаватор должен находиться за пределами обрушения.
9. Передвижение экскаватора должно осуществляться по подготовленному и выровненному пути.
При наличии слабых грунтов или грунтов, насыщенных водой, следует применять сплошные настилы из бревен, шпал, брусьев или переносные щиты длиной 6—6,5 м.
Укладывать или убирать вручную настил или щиты во время хода экскаватора запрещается.
10. Во время передвижения стрела экскаватора должна быть направлена по ходу гусениц, а ковш подтянут к стреле. При оборудовании драглайном стрелу нужно опустить возможно ниже, а ковш должен быть подтянут к ее пяте и находиться в приподнятом положении па высоте 0,5—1 м от земли.
11. Переход экскаватора через искусственные сооружения (мосты, трубы, плотины) допускается только после проверки их прочности и при наличии письменного разрешения организации, в ведении которой находится сооружение. В случае необходимости по согласованию с этой организацией должны быть приняты меры по усилению прочности сооружепия для пропуска через него экскаватора.
12. На переход экскаватора через действующие железнодорожные пути должно быть получено письменное разрешение железнодорожной администрации. Во избежание повреждения путей гусеницами экскаватора на железнодорожное полотно должен быть уложен сплошной настил из шпал или бревен.
13. Проход экскаватора под проводами электролинии высоковольтной передачи допускается только в том случае, если расстояние между проводами и верхом экскаватора будет не менее 2 м.
14. Передвижение экскаватора с наполненным ковшом воспрещается. При передвижении экскаватора сопровождающие его рабочие не должны находиться перед машиной.
15. Спуск и подъем экскаватора по крутым уклонам следует осуществлять при помощи трактора или лебедки. Воспрещается прокладывать шпалы или бревна под гусеницы экскаватора для торможения.
16. Обслуживающему персоналу запрещается находиться или проходить между экскаватором и транспортными средствами во время его работы, а также под стрелой или ковшом экскаватора.
17. Во время работы запрещается проходить между экскаватором и откосом забоя или стенками выемки.
18. Для производства работ вблизи зданий или сооружений необходимо получить соответствующее разрешение.
19. Если при производстве экскаваторных работ будут обнаружены какие-либо неизвестные ранее предметы, подземные трубопроводы, кабели или сооружения и т. д., работы необходимо немедленно приостановить и поставить в известность администрацию строительства.
20. Во избежание поломок, аварий и несчастных случаев во время работы экскаватора запрещается:
- регулировать тормозы или делать какой бы то ни было ремонт;
- менять наклон стрелы при наполненном ковше;
- приводить в действие механизмы поворота и движения во время врезания ковша в грунт;
- подтягивать стрелой груз, расположенный сбоку.
21. Поворот верхней части экскаватора для разгрузки ковша, а также передвижка экскаватора по забою разрешаются только тогда, когда ковш не касается грунта.
22. Торможение в конце поворота верхней части экскаватора с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков, во избежание выпадания из ковша комьев Грунта и возможных ушибов рабочих.
23. Останавливая экскаватор даже на короткое время, машинист обязан опустить ковш на грунт. Спуск ковша следует производить плавно, не допуская его удара о грунт.
24. Чистку ковша следует производить только тогда, когда ковш опущен на грунт.
25. При работе в населенной местности забои и участки работы экскаватора следует оградить и установить предупредительные надписи. В вечернее и ночное время ограждения должны быть освещены.
26. При работе в темное время фронт работ экскаватора в забое, место погрузки и разгрузки грунта в автомашину, подъездные пути должны быть хорошо освещены.
27. Для внутреннего осмотра и ремонтных надобностей на экскаваторе следует применять специальные переносные лампы с соткой, включаемые во внутреннюю осветительную сеть экскаватора напряженней 12 в.
28. Машинист должен работать на экскаваторе в установленной спецодежде и иметь очки для предохранения глаз от пыли.
29. Рабочим запрещается находиться на землевозном подвижном составе во время его погрузки, находиться и проходить во время погрузки между тележкой и кабиной экскаватора.
30. Погрузку грунта в автомашину разрешается производить только после сигнала о ее готовности для принятия грунта. При погрузке грунта драглайном необходимо следить, чтобы кабина автомашины находилась вне радиуса действия ковша.
31. При работе экскаватора с дизельной установкой категорически запрещается подогревание дизеля (при запуске) и отдельных его частей паяльными лампами, горящей паклей и т. п.
32. Зимой при запуске дизеля следует заливать в картер зимнее масло, подогретое до 70°, а в радиатор воду, тоже подогретую до 70°.
33. После окончания работы экскаватора в холодное время необходимо спустить воду из радиатора и трубопроводов и дать двигателю проработать несколько минут, чтобы выкачать остатки воды из системы охлаждения, после чего остановить двигатель.
34. Площадка для монтажа и демонтажа экскаватора должна быть ровной и свободной от посторонних предметов.
35. Подъемные средства и приспособления, применяемые для монтажа и демонтажа, должны иметь соответствующее клеймо, устанавливающее их грузоподъемность.
36. Тали и домкраты для подъема монтируемых частей должны быть надежно установлены и укреплены.
37. Клетки из шпал или брусков для размещения рукояти с ковшом, стрелы, поворотной платформы и других частей экскаватора должны быть тщательно выложены и скреплены скобками.
38. Во время подъема и опускания частей экскаватора рабочие должны находиться на безопасном расстоянии. Во время опускания монтируемых частей применение каких-либо прокладок не допускается. В случае надобности прокладки должны быть заготовлены заранее и уложены после небольшого приподнятия груза.
39. Во время запасовки канатов работа механизмов экскаватора не допускается. Наматывание канатов на барабан можно производить включением лебедок, однако регулировать направление канатов руками нельзя.
40. На каждом экскаваторе в кабине на видном месте должен находиться исправный огнетушитель.
41. Нельзя хранить в кабине экскаватора бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества.
42. Открытые склады горючего должны находиться не ближе 20 м от места работы экскаватора.
43. Выдача горючего и смазочных материалов должна производиться только днем или при электрическом освещении.
44. Курить, ходить с огнем, зажигать спички и т. и. в местах хранения горючего строго воспрещается.
45. Тушение воспламенившейся нефти, керосина, бензина и масла должно производиться огнетушителем, песком, землей, войлоком или брезентом.
46. На месте хранения горючего необходимо иметь огнетушитель и лопату.
47. Масляные тряпки н обтирочные концы следует складывать в специальные железные ящики с крышками.
48. При работе экскаватора в забоях не должно быть свисающих козырьков. Запрещаются какие-либо подсобные работы со стороны забоя, нахождение рабочих под ковшом и стрелой экскаватора и т. д.
ТОИ Р-112-31-96 Типовая инструкция по охране труда для машиниста экскаватора
Типовая инструкция по охране труда для машиниста экскаватора
ТОИ Р-112-31-96
(утв. приказом Министерства топлива и энергетики РФ
от 14 июня 1996 г. № 141)
1. Общие требования безопасности
1.1. В настоящей инструкции приведены основные требования по организации и проведению безопасной работы машинистов экскаваторов на предприятиях АК «Транснефтепродукт».
1.2. К работе на экскаваторах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, теоретическую и практическую подготовку по управлению и обслуживанию экскаватора, имеющие удостоверение экскаваторщика, а также прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.3. Машинист экскаватора должен быть обеспечен спецодеждой и спецобувью и иметь средства индивидуальной защиты, в том числе для работы в аварийных ситуациях, включающими: полукомбинезон хлопчатобумажный; рукавицы комбинированные.
На наружных работах зимой дополнительно: куртку хлопчатобумажную на утепляющей прокладке; валенки.
1.4. Машинист не должен допускать к управлению или ремонту экскаватора и оборудования, установленного на нем, лиц, не имеющих на это право.
1.5. В кабине экскаватора необходимо соблюдать чистоту, весь инвентарь и инструмент хранить в предназначенном для этой цели месте в исправном состоянии и использовать по назначению. Хранить на экскаваторе легковоспламеняющиеся и горючие материалы запрещается.
1.6. Запрещается применение легковоспламеняющихся жидкостей для стирки спецодежды и мытья рук.
1.7. Работа экскаватора в темное время суток с выключенными или неисправными приборами освещения запрещается. В случае недостаточного общего освещения при осмотре и ремонте экскаватора машинисту следует пользоваться переносным аккумуляторным фонарем напряжением не выше 12 В, а в опасных местах (траншеях и т.п.) — не выше 12 В во взрывозащищенном исполнении.
1.8. Заправка горючим, устранение неисправностей и техническое обслуживание экскаватора осуществляются только после остановки двигателя и снятия давления в гидравлической и пневматической системах.
1.9. Заправку экскаватора и продувку топливопроводов следует производить только насосами.
Запрещается пользоваться открытым огнем или курить при заправке экскаватора, а также засасывать топливо в шланг и продувать топливопроводы ртом.
1.10. При снятии пробки с радиатора горячего двигателя машинисту следует стоять с наветренной стороны, а пробку прикрывать плотной тряпкой во избежание ожогов паром.
1.11. Поверхности, залитые горюче-смазочными материалами после заправки, до пуска двигателя, необходимо насухо протирать.
Пролитое топливо засыпать песком и удалять.
1.12. При заливке системы охлаждения незамерзающей жидкостью (антифризом) засасывать ее ртом запрещается. После работы с антифризом необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.
1.13. На экскаваторе необходимо иметь специальную медицинскую аптечку, укомплектованную медикаментами и перевязочными материалами; средства пожаротушения, содержащиеся в исправном состоянии, противопожарный инвентарь.
Запрещается использовать противопожарный инвентарь не по назначению.
1.14. При несчастном случае во время производства работ машинист должен уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим, при необходимости вызвать «Скорую медицинскую помощь», срочно сообщить об этом своему руководителю, а при дорожно-транспортном происшествии в милицию.
Обстановку на рабочем месте до расследования сохранить без изменения, если она не создает опасность для работающих и не приведет к аварии, и принять меры предосторожности, исключающие возникновение пожара.
1.15. Машинист экскаватора должен соблюдать внутренний трудовой распорядок и дисциплину труда.
1.16. За невыполнение требований настоящей инструкции машинист экскаватора несет в установленном порядке дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Машинист экскаватора перед началом работы должен одеть предусмотренные нормами спецодежду и спецобувь согласно погодным и местным условиям. Комбинезон или куртка должны быть застегнуты на все пуговицы, свисающие концы одежды прибраны, волосы спрятаны под головной убор.
2.2. Приступая к работе, машинист экскаватора обязан ознакомиться с записями в журнале, которые оставил машинист предыдущей смены.
2.3. При подготовке экскаватора к работе машинисту необходимо осмотреть состояние машины в целом и отдельных узлов: убедиться в исправности тормозного устройства, механизмов управления и т.п.;
проверить исправность и действие осветительного и сигнального оборудования и других приборов безопасности; убедиться в наличии и исправности набора инструментов и приспособлений для обеспечения ремонта экскаватора в трассовых условиях и в том, что инструмент убран в инструментальный ящик.
2.4. Перед началом работы необходимо проверить исправность ограждений движущихся частей экскаватора. Пуск в действие механизмов при неисправных или снятых кожухах запрещается, них предметов в кабине управления машины.
2.5. О замеченных неисправностях при осмотре и проверке экскаватора машинист должен сообщить непосредственному руководителю. Работать на неисправном экскаваторе запрещается. Не разрешается присутствие посторонних предметов в кабине управления машины.
2.6. Результаты осмотра экскаватора машинист должен записать в журнал приема-сдачи смены.
2.7. После устранения обнаруженных неисправностей машинист должен проверить действие всех механизмов экскаватора на холостом ходу.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Во время работы машинист экскаватора должен иметь путевой лист с указанием точного маршрута движения, места и характера выполняемой работы. Для работы на территории резервуарного парка, перекачивающей или насосной станции, на трассе нефтепродуктопровода машинисту необходимо получить наряд-допуск.
3.2. Перед началом движения экскаватора машинист должен:
убедиться в отсутствии людей и каких-либо предметов, препятствующих нормальному движению;
подать звуковой сигнал и убедившись, что проход свободен, трогать экскаватор с места плавно, без рывков; при этом поворотная платформа должна быть зафиксирована в транспортном положении, стрела установлена строго по направлению хода, а ковш поднят на высоту 0,5 — 0,7 м от земли. Запрещается передвижение экскаватора с нагруженным ковшом.
3.3. Запрещается сходить и садиться на экскаватор во время движения.
3.4. В ночное время, при густом тумане и сильном снегопаде машинист должен как при движении, так и на стоянках, включать осветительные приборы. Работа экскаватора в темное время суток с выключенными или неисправными приборами освещения запрещается.
3.5. При вынужденной остановке на дороге необходимо ограждать экскаватор: днем — красными флажками, ночью фонарями со стеклом красного цвета.
3.6. Передвижение экскаватора через естественные препятствия, а также через неохраняемые железнодорожные переезды, допускается только после обследования пути движения.
3.7. Перемещение экскаватора, кроме пневмоколесного, по искусственным сооружениям допускается после разрешения соответствующих организаций.
3.8. При необходимости путь движения экскаватора должен быть подготовлен с учетом требований, указанных в паспорте машины.
3.9. Путь, по которому передвигается одноковшовый экскаватор, должен быть заранее выровнен, а на слабых грунтах укреплен лежневой дорогой из бревен, брусьев или щитов.
3.10. При перемещении экскаватора под линией электропередачи, находящейся под напряжением, его рабочие органы должны быть в транспортном положении. Передвижение вне дорог под проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
3.11. При передвижении экскаватора во время гололедицы должны быть приняты меры против скольжения его гусениц.
3.12. При перебазировании экскаватора по автомобильным дорогам своим ходом машинист обязан соблюдать действующие «Правила дорожного движения в Российской Федерации».
3.13. При разработке грунта на косогоре машинист должен поставить экскаватор на заранее подготовленную ровную площадку, а под гусеницы установить подкладку и принять меры против опрокидывания экскаватора под действием ветра, собственного веса и по другим причинам.
3.14. По мере передвижения экскаватора при разработке слабых, пропитанных водой или болотистых грунтах, освободившиеся материалы, из которых устроены лежневые дороги (бревна, брусья или щиты) машинисту следует перекладывать вперед, используя стрелу экскаватора, захватывая их ковшом за специальные скобы, которыми они оборудованы.
3.15. При работе одноковшового экскаватора на продольных уклонах от 15° до 20° необходимо проводить их анкеровку. Число анкеров и метод их закрепления определяются проектом.
3.16. Подъем (спуск) экскаватора при угле наклона местности больше установленного паспортными данными необходимо осуществлять с применением анкерных устройств, тягачей в присутствии ответственного руководителя.
3.17. Работа роторного экскаватора разрешается на продольных уклонах до 36° при движении экскаватора сверху вниз.
3.18. При уклонах 36 — 45° следует применять анкеровку экскаватора, а при уклоне свыше 45° работа должна выполняться согласно проекта производства работ.
3.19. При разработке грунта роторным экскаватором запрещается перегружать экскаватор и находиться на расстоянии ближе 3 м от него.
3.20. Перед выбросом грунта из ковшей ротора необходимо выключить ход экскаватора и прокрутить ротор вхолостую.
3.21. Движение роторного экскаватора на подъемах и спусках должно быть равномерным, прямолинейным, без поворотов.
3.22. Зимой работа экскаватора на косогорах, уклонах и мерзлом основании без проведения мероприятий, исключающих скольжение, не допускается.
Работать на поперечных уклонах до 8° разрешается при условии, что на мерзлую поверхность земли под гусеничный ход подсыпан сухой грунт, песок или шлак. При этом экскаватор необходимо заякорить.
3.23. Во избежание повреждения трубопровода ковшом экскаватора, не приспособленным для полного вскрытия, необходимо разрабатывать грунт на расстоянии 0,15 — 0,20 м до верхней и боковых образующих трубы.
3.24. Вскрывать трубопровод экскаватором следует не касаясь трубы ковшом.
3.25. Вскрышной экскаватор допускается применять на участках трубопровода, свободных от вантузов, патрубков, хомутов, гнутых и сварных колен, отводов и другой арматуры, установленной на трубопроводе.
3.26. В случае утечки продукта из открываемого трубопровода работать на экскаваторе запрещается.
3.27. При обнаружении на участке неизвестных подземных коммуникаций работы следует остановить и сообщить об этом руководителю.
3.28. При разработке траншей и котлованов (когда забой ниже уровня стоянки экскаватора) экскаватор должен находиться за пределами призмы обрушения грунта (откоса, забоя) на расстоянии, указанном в табл. 1.
Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса до ближайших опор
Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора
Экскаватор – это оборудование повышенной опасности. Вся ответственность за производственные аварии лежит на машинисте. Он обязан знать инструкцию по охране труда и технике безопасности при работе экскаватора. Помимо инструкции по эксплуатации, машинист обязан изучить технический паспорт данной машины, устройство и назначение механизмов строительной техники. Перед тем как машинист будет допущен к самостоятельной работе, он проходит стажировку с опытным специалистом. Если экскаватор работает совместно с другими механизмами, то он обязан знать требования безопасности при работе экскаватора в комплексе с другими механизмами. Для установки строительной техники используется специальный погрузчик. За аварийную ситуацию по причине несоблюдения инструкции, законодательством РФ предусмотрена ответственность. При работе в населенном пункте место строительства должно быть ограждено и подсвечено. В случае выявления даже малейшей неисправности экскаватор не допускается к работе, если неисправности выявлены в процессе копания, то работу необходимо немедленно прекратить. Весь инвентарь должен находиться в чистоте, в исправном состоянии.
Техника безопасности
Для допуска к работе с определенной маркой механизма машинист должен иметь соответствующее подтверждение. Начало работы на экскаваторе начинается с тщательной проверки исправности экскаватора. Прежде чем приступить к работе, изучается инструкция по охране труда для машиниста экскаватора.
Строительная техника устанавливается на предварительно подготовленную площадку. Уклон основания должен быть меньше максимального допустимого значения, указанного в техническом паспорте механизма. Это необходимое условие для предотвращения опрокидывания устройства во время работы, передвижения и безопасной эксплуатации. Место работы очищается перед работой: удаляются посторонние предметы, кустарники, пни, валуны. Все механизмы должны быть исправны: правильное натяжение гусениц, исправная тормозная система. Запускать двигатель экскаваторщик может только после предупредительного сигнала. Прежде чем начать работу экскаваторщик должен изучить проходящие под площадкой строительства инженерные коммуникации. В обязанности экскаваторщика также входит контроль за забоем, при угрозе обрушения он обязан оповестить о возможной опасности, отвезти машину в безопасное место и принять меры по предотвращению обвала стен котлована. Техника безопасности при передвижении экскаватора очень важна в ходе управления строительной техникой. Правила безопасности при перегоне: предварительно выравнивается дорога, груз допускается перевозить при небольшой массе. Движение по мостам разрешается только с согласия администрации.
Строго запрещается в ходе эксплуатации экскаватора:
- проводить ремонтные работы;
- выполнять поворот платформы во время копания или передвижения экскаватора;
- покидать строительную технику во время работы оборудования;
- выходить из кабины при поднятом ковше;
- передавать управление машиной иным лицам;
- выходить или заходить в кабину во время работы и передвижения;
- работать ночью без соответствующего освещения;
- вручную поправлять канаты;
- запускать гидравлический привод с недостаточным уровнем рабочей жидкости в баке;
- использовать оборудование с неисправным гидроприводом;
- разрабатывать грунт с присутствием крупных камней камни, металлических предметов, бетона;
- находиться людям ближе пяти метров у работающей стрелы;
- применять грузозахватные приспособления при их неисправности;
- передвигать груз с массой, превышающей допустимую по формуляру;
- производить перемещение груза над людьми и зданиями;
- производить деятельности в зоне линий электропередач.
По окончании работы машинист, согласно технике безопасности машиниста экскаватора, должен:
- доставить экскаватор на место стоянки;
- опустить рабочее оборудование;
- заглушить экскаватор;
- спустить воду из радиатора при отрицательной температуре;
- отметить в специальном журнале выявленные неполадки во время работы экскаватора и сообщить руководителю;
- убрать в шкафчик снятую рабочую одежду;
- соблюдать мероприятия по технике безопасности при техническом обслуживании;
- очистить кожу от загрязнений.
Билеты по охране труда
В ходе аттестации экскаваторщики отвечают на билеты, подтверждающие их квалификацию. Там отражены основные положения типовой инструкции по охране труда машиниста экскаватора. Билет обычно состоит из пяти вопросов. Билеты составляются специалистом по охране труда, они состоят из основных положений документов по охране труда и нормативно-правовых актов.
Программа первичного инструктажа
Во время принятия на работу нового сотрудника, ему прежде всего проводят первичный инструктаж, вне зависимости от стажа, квалификации работника.
В ходе вводного инструктажа подробно разъясняются задачи работника, правила производственной и трудовой дисциплины, техника безопасности при эксплуатации. Работник знакомится с особенностями деятельности строительной организации, правилами техники безопасности при работе на экскаваторе.
Правила пожарной безопасности на экскаваторе
Пожар и взрыв на строительной площадке могут привести к многочисленным жертвам, поэтому необходимы противопожарные меры:
- категорически запрещается курить возле работающего устройства и разводить открытый огонь рядом с горючими материалами;
- после заправки экскаватора необходимо протереть бак;
- недопустимо использовать технику с неисправностью топливной и масляной систем;
- нельзя хранить в кабине машины взрывоопасные, легковоспламеняющиеся вещества.
Машинист обязан владеть навыками использования средств пожаротушения, знать правила пожарной безопасности, уметь ориентироваться в кризисных ситуациях.
Видео: Инструктаж по охране труда Машинист экскаватора
Техника безопасности при работе на экскаваторе ЭШ-14/65
Перед началом работы машинист экскаватора должен получить: точные указания об условиях работы (наличие подземных коммуникаций и место их прохождения, расположение надземных линий электропередач, наличие препятствий и т. п.); технологическую карту работы экскаватора; инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению). Перед началом работ на экскаваторе машинист обязан: убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается; убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается; проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается; получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей; убедиться в наличии исправного инструмента; убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их; проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается; проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение; смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора. Убедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с другим обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора. При этом должны быть соблюдены следующие требования безопасности: заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении; во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня; после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком; запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом; воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п. Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы Перед запуском двигателя машинист должен убедиться в его исправности, а также в исправности пусковых устройств двигателя: двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя; баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается; электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются; рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться. Заводить двигатель должен сам машинист экскаватора. При заводке жидкотопливного пускового двигателя должны быть соблюдены следующие требования безопасности: при заводке двигателя с помощью рукоятки запрещается брать ее в «обхват»; все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки; при заводке двигателя с помощью пускового шнура запрещается пользоваться случайным шнуром, не имеющим рукоятки, а также наматывать шнур на руку; храповик коленчатого вала для ручного прокручивания должен иметь несработанные прорези, пусковая рукоятка должна иметь гладкую, без заусенцев, поверхность. Пуск двигателя разрешается только после подачи машинистом предупредительного сигнала. При отрицательной температуре наружного воздуха запрещается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо залить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло. При этом следует принять меры предосторожности против образования трещин в блоке цилиндров и «прихватки» нижней части радиатора. Необходимо соблюдать осторожность при открывании крышки радиатора при горячем двигателе и спуске горячей воды из радиатора; не разрешается без рукавиц, концов или тряпок открывать крышку радиатора, если двигатель перегрет; при снятии крышки необходимо отвернуть лицо от наливного отверстия. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель. Во избежание ожогов руки запрещается при заводке двигателя и его работе касаться выхлопной трубы. Запрещается устранять неисправности на работающем двигателе. Необходимо соблюдать особую осторожность при применении в холодное время года в качестве охлаждающей жидкости антифриза (смеси этиленгликоля с водой). Машинист должен знать, что антифриз является ядом, который может вызвать сильное отравление, даже со смертельным исходом. Нельзя допускать, чтобы антифриз попал на губы или в рот. Для этиленгликоля следует применять отдельную тару со специальной маркировкой; тара должна находиться под особым наблюдением. Нельзя допускать попадания в тару масла, так как это вызовет вспенивание и выброс жидкости из системы охлаждения. Требования безопасности, предъявляемые к рабочему месту одноковшового экскаватора Площадка, на которую устанавливают экскаватор, должна быть хорошо спланирована и обеспечивать хороший обзор фронта работ; с нее должны быть отведены грунтовые и ливневые воды. При мокром основании площадки под экскаватор должны быть уложены елани. При работе в темное время суток фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки грунта и наземные пути должны быть хорошо освещены. Экскаватор, установленный на площадке, должен быть закреплен во избежание самопроизвольного его перемещения. Вокруг экскаватора в радиусе, равном максимальному радиусу копания его плюс 5 м, устанавливают опасную зону, в которой нахождение людей во время работы экскаватора запрещается. На границе зоны должны быть установлены предупредительные знаки и плакаты, а в темное время — сигнальное освещение. При работе экскаватора с прямой лопатой расстояние между выступающими частями поворотной платформы при любом ее положении и стенкой забоя должно быть не менее 1 м. Не допускается образования козырьков грунта в забое. Их следует своевременно обрушивать. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания экскаватора. Перед установкой экскаватора производитель работ должен получить точные данные о проходящих под рабочей площадкой машины подземных коммуникациях. В местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода должны быть установлены предупредительные надписи. Машинист экскаватора должен быть хорошо проинструктирован о подземных коммуникациях, проходящих по площадке, их трассе и глубине залегания, а также о необходимых мерах предосторожности. При работе в местах прохождения кабелей линии электропередачи и труб газопровода машинисту должен быть выдан наряд-допуск на особо опасные работы. Работы на экскаваторе необходимо вести под наблюдением работников газо- и электрохозяйства. Запрещается работа экскаватора под проводами действующих воздушных линий электропередачи. Также запрещается производить работы на экскаваторе, если провода линий электропередачи находятся в радиусе действия стрелы экскаватора. Вблизи от воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением, можно работать только в том случае, если расстояние по воздуху между подъемной и выдвижной частью экскаватора и тросов его в любом их положении и при наибольшем вылете рабочего органа и ближайшим проводом линии электропередачи. Если невозможно соблюсти это условие, установка экскаватора допускается после снятия с линии электропередачи напряжения. При работе вблизи линий электропередачи, находящихся под напряжением, машинисту экскаватора должен быть выдай наряд-допуск, определяющий безопасные условия производства работ, подписанный главным инженером строительно-монтажной организации, выполняющей работы.
5.3 Техника безопасности при работе на многоковшовом экскаваторе
1.Уклоны и радиусы рельсовых путей и дорог многоковшовых экскаваторов на рельсовом, шагающе-рельсовым и гусеничном ходу должны устанавливаться в пределах, допустимого техпаспортом экскаватора.
Запрещается эксплуатация экскаватора на рельсовом ходу при неисправных подэкскаваторных путях.
2.Не допускается эксплуатация подэкскаваторных путей на обведенных уступах при отсутствии водоотводных устройств.
3.Роторные экскаваторы с невыдвижными стрелками должны иметь автомотические устройства, обеспечивающие заданные скорости движения и углы поворота роторной стрелы.
4.Многоковшовые экскаваторы должны иметь приспособления, предохраняющие черпаковую раму, ротную стрелу и конвейер от подъема, опускания или поворота на угол, больший, чем предусмотрено конструкцией экскаватора.
5.В кабине машиниста экскаватора должны быть установлены щит аварийной сигнализации и приборы контроля.
6.Во время работы запрещается находиться людям у загружаемых вагонах.
7.Перед началом разработки новой заходки начальник смены обязан осмотреть забой и принять меры по удалению посторонних предметов по всему фронту работы экскаватора.
8.работа многоковшовых экскаваторов нижним черпаком разрешается при условии, если в разрабатываемый толще не имеется пород, склонных к оползанию.
9.При работе роторных экскаваторов в комплекс конвейерами и отвалообразователем управление должно быть сблокировано.
При ремонте и наладочных работах следует предусматривать ручное управление каждым механизмом в отдельности.
10.Все конвейерные линии должны быть оборудованы в соответствии с требованиями настоящих Правил.
11.Кабина экскаваторов должна обеспечивать машинисту обзор примыкающего к экскаватору участка забоя.
VI. Техника безопасности при эксплуатации экскаватора одноковшового
Общие положения:
1. Перед началом земляных работ должна быть получена справка об отсутствии подземных коммуникаций. Наличие таких коммуникаций должно быть отмечено знаками.
2. В вечернее и ночное время фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки грунта и подъездные пути должны быть хорошо освещены.
3. В населенной местности забои и участки работы экскаватора следует ограждать и устанавливать щиты с предупредительными надписями. В ночное время ограждения должны быть освещены.
4. Обслуживающий персонал должен получать каждый раз точные указания о порядке выполнения нового задания, а также о соблюдении необходимых мер предосторожности.
5. Лица, не имеющие соответствующей квалификации и не прошедшие инструктажа по технике безопасности, к работе на экскаваторе не допускаются.
Стажировка учащихся проводится под непосредственным наблюдением мастера.
6. Перед пуском двигателя машинист экскаватора обязан внимательно осмотреть машину и убедился в полной ее исправности. Работа на неисправном экскаваторе ни в коем случае не разрешается. О всех неисправностях машины или ненормальных условиях эксплуатации, которые могут привести к аварии, машинист обязан немедленно довести до сведения администрации предприятия.
7. На экскаваторе нужно соблюдать чистоту, весь необходимый инвентарь и инструмент следует хранить в предназначенном для этой цели месте. Находящиеся на поворотной платформе посторонние предметы могут вызвать аварию.
8. Все вращающиеся детали — зубчатые колеса, цепные передачи, маховики и т. д. — должны быть ограждены кожухами. Пуск в действие механизмов при снятых кожухах не разрешается.
9. Перед пуском в ход двигателя и механизмов машинист должен давать сигнал предупреждения.
При работе экскаватора в забое:
1. Во время работы экскаватора пребывание на нем посторонних лиц не разрешается, так же как и нахождение кого бы то ни было в радиусе его действия.
Опасной является зона, представляющая круг, описанный из центра вращения поворотной платформы максимальным радиусом копания, увеличенным в 1,2—1,5 раза (большее значение для драглайна и обратной лопаты).
2. В период работы двигателя и механизмов экскаватора не разрешается крепление каких-либо частей и их смазка. Осмотр узлов, расположенных в тесных и опасных местах, также запрещается.
3. Не разрешается регулировать тормоза при поднятом ковше.
4. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке, которую выравнивают до начала работы экскаватора.
5. При разработке высокого забоя следует удалять находящиеся на верху забоя крупные камни и другие предметы, так как грунт может осыпаться, повредить экскаватор и быть причиной несчастного случая.
Если сыпучий грунт по каким-либо причинам не осыпается под углом естественного откоса, этот угол следует создать искусственным путем. Не разрешается подкапывать грунт лопатой, стоя в направлении сползания его, так как грунт может обрушиться и послужить причиной несчастного случая. Воспрещается работать в забое, имеющем «козырек».
6. При погрузке грунта в автомашины категорически запрещается проносить ковш экскаватора над людьми и над кабиной шофера. При погрузке автомашины, не имеющей над кабиной предохранительного бронированного щита, шофер должен выходить из кабины и находиться на безопасном расстоянии.
7. Погрузка подвижного состава разрешается только после сигнала о его готовности под погрузку. Подвижной состав во время погрузки должен перемещаться только по сигналу машиниста экскаватора. Нельзя допускать перегрузку и неравномерную загрузку транспортных средств.
8. Во избежание повреждения рабочего оборудования платформу экскаватора”^ наполненным ковшом можно поворачивать только после вывода ковша из забоя.
9. Во время взрывных работ в забое экскаватор должен быть отведен на безопасное расстояние и повернут к месту взрыва задней частью кабины. Обслуживающий персонал обязан уходить в укрытие.
10. Перед остановкой машины стрелу следует располагать вдоль оси экскаватора, а ковш опускать на землю.
11. Ковш чистят опущенным на землю с ведома и разрешения машиниста.
12. Если в грунте обнаружен электрический кабель, подземный трубопровод и т. п., то следует немедленно остановить работу и известить об этом администрацию.
13. При работе вблизи зданий и сооружений допустимое расстояние от этих объектов до экскаватора устанавливает техническое руководство строительства.
Перед началом работы:
1.Удостовериться в отсутствии подземных коммуникаций в зоне действия экскаватора. При наличии коммуникации должны быть отмечены указателями.
2. В ночное время зона работы экскаватора и подъездные пути должны быть хорошо освещены.
3. В населенных пунктах место работы экскаватора должно быть огорожено.
4. Убедиться в полной исправности машины.
5. Весь необходимый инвентарь и инструмент должен находиться на экскаваторе в предназначенном для этого месте. Посторонние предметы должны быть убраны.
6. Проверить все ограждения вращающихся деталей и механизмов.
Работать без ограждений запрещено!
7. Проверить наличие средств пожаротушения (огнетушителей).
8. При пуске двигателя соблюдать все меры предосторожности, оговоренные Инструкцией по эксплуатации.
Во время работы:
1. Начиная работу, дать звуковой сигнал предупреждения.
2. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной плоскости.
3. На экскаваторах с пневмоколесным оборудованием должны быть опущены на грунт выносные опоры (аутригеры) и, если имеется, отвал бульдозера.
4. При разработке высокого забоя удалять крупные камни, расположенные сверху.
5. Передвижение автотранспортных средств начинать только по сигналу машиниста экскаватора.
6. При взрывных работах отводить экскаватор на безопасное расстояние, а обслуживающий персонал – в укрытие.
7. При остановке экскаватора ковш опустить на грунт и очистить от грязи.
8. При появлении неисправности работу на экскаваторе немедленно прекратить, двигатель выключить до устранения поломки.
Запрещается:
1. Во время работы находиться на экскаваторе посторонним лицам.
2. Находиться в зоне работы экскаватора. Зоной работы считается пространство вокруг экскаватора, в котором может находиться ковш при максимальном вылете.
3. Во время работы двигателя производить крепление деталей и их смазку, а также их осмотр в узких местах.
4. При поднятом ковше регулировать тормоза и муфты лебедки.
5. Ставить экскаватор в зоне возможного сползания грунта или работать под “козырьком” грунта.
6. Проносить груженый ковш над кабиной автомашины. Шофер при загрузке должен находиться на безопасном расстоянии, если кабина его машины не защищена.
7. Поворачивать платформу при заглубленном в грунт ковше.
8. Работать в ночную смену с неисправным освещением, неполной заправкой топливом, водой, маслом и рабочей жидкостью в гидросистеме.
9. Оставлять без присмотра экскаватор с работающим двигателем.
Для безопасного ведения работ машинист и его помощник обязаны строго соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте и знать положения, которые оказывают влияние на работу экскаватора.
Нарушение этих правил может привести к несчастным случаям как с обслуживающим персоналом, так и с другими работниками, находящимися на объекте, где работает экскаватор.
Требования безопасности при работе экскаватора.
1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены таблицы работы рычагов управления и схемы пусковых устройств. Экскаватор должен быть оборудован звуковым сигналом.
2. При работе экскаватора в комплексе с транспортными средствами или подсобными машинами (автогрейдер,бульдозер и др.) между машинистом экскаватора и машинистами (водителями) других машин должна быть отработана система сигнализации.
3. Во время работы экскаватора запрещается менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма), подтягивать с помощью стрелы или ковша груз, расположенный сбоку. Запрещается регулировать тормоза при поднятом ковше.
4. Во время перерыва в работе, независимо от его продолжительности, стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
5. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникнет опасность обрушения, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ или мастеру. При обнаружении во время работы подземных кабелей, газопроводов и труб, находящихся под давлением, не известных заранее машинисту, работы следует немедленно приостановить и известить об этом администрацию.
6. Запрещается подъем и перемещение ковшом негабаритных кусков породы, бревен, досок, балок и др. (это правило не распространяется на щиты елани для передвижки экскаватора).
7. Запрещается подкладывать под гусеничные ленты или катки гусениц доски, бревна, клинья, камни и другие предметы для предотвращения смещения гусеничного экскаватора во время работы. Для этой цели должны применяться исправные тормозные устройства ходового механизма.
8. Грунт на автомобиль следует грузить со стороны заднего или бокового его борта. Категорически запрещается переносить ковш над кабиной шофера или людьми. Во время погрузки шофер должен выходить из машины, если кабина не имеет броневого щита.
9. Ковш при разгрузке грунта в автомобиль следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить машину. Не допускается сверхгабаритная загрузка кузова автомобиля и неравномерное распределение грунта в нем.
10. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его полной остановки. Двигатель должен быть выключен и все движущиеся ходовые части экскаватора — застопорены,
11. Ковш разрешается чистить от налипшего грунта или застрявших в его зубьях предметов с ведома машиниста во время остановки экскаватора, когда ковш опущен на землю.
12. Осмотр головных блоков стрелы допускается только во время остановки экскаватора и с разрешения машиниста.
13. Во время работы экскаватора запрещается кому бы то ни было (включая помощника машиниста) находиться на поворотной платформе, а также кому-нибудь (включая машиниста) переходить на другую сторону экскаватора через работающие механизмы.
14. Во избежание аварии до пуска экскаватора с поворотной платформы должны быть убраны все посторонние предметы. Весь необходимый для работы инвентарь и инструменты следует хранить в специально предназначенном для этой цели месте.
15. При работе с прямой лопатой необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:
o наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного его врезания в грунт;
o торможение в конце поворота экскаватора с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;
o поднимая ковш, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы, а опуская ковш, нельзя сообщать рукояти напорное движение;
o опускаемый ковш не должен ударяться о раму или гусеницу, а также о грунт;
o при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;
o препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить;
o когда разрабатывается пионерная траншея для спуска экскаватора в котлован, необходимо следить, чтобы при повороте экскаватора на разгрузку его хвостовая часть не задевала за боковые стенки траншеи (ковш должен быть поднят выше стенок).
16. Во время экскавации необходимо следить за намоткой канатов на барабаны лебедок. Нельзя допускать, чтобы канаты перекрещивались на барабанах. Категорически запрещается направлять наматывающиеся на барабаны канаты руками.
17. По окончании работы на экскаваторе машинист обязан:
o повернуть поворотную платформу так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя;
o повернуть стрелу вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт;
o остановить двигатель и поставить все рычаги в нейтральное положение;
o очистить экскаватор от грязи и пыли;
o осмотреть двигатель, все механизмы и канаты и по возможности устранить обнаруженные неисправности.
o передать экскаватор сменяющему машинисту или закрыть кабину на замок;
o сделать надлежащие записи в вахтенном журнале экскаватора.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 683 ; Мы поможем в написании вашей работы!