Правила эксплуатации экскаватора одноковшового

Техника безопасности при эксплуатации одноковшового экскаватора.

1. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке которую предварительно выравнивают.

2. При погрузке грунта в автотранспорт запрещается перемещать ковш над кабиной шофера.

3. При разработке грунта запрещается поворачивать наполненный ковш до выхода последнего из забоя.

4. При наличии людей в опасной зоне запрещается начинать работу экскаватора

5. При работающем двигателе запрещается проводить ТО экскаватора.

6. При поднятом ковше не разрешается проводить регулировку тормозов.

7. Перед кратковременной остановке экскаватора машинист должен опустить ковш на грунт. Перед длительной остановкой необходимо стрелу установить вдоль оси экскаватора, а ковш опустить на грунт.

Мероприятия по технике безопасности при производстве монтажных работ.

1. Во избежании повреждения изоляции при укладке звеньев газопровода нужно применять не менее двух кранов. При использовании автомобильных кранов последние размещают так, чтобы укладку плети можно было вести с одновременным поворотов обоих кранов.

2. Для защиты сварщика от поражения электрическим током при электродуговой сварке систематически проверяют состояние изоляции рукояти электрододержателя и всех токоведущих частей и проводов. Электрододержатель должен обеспечивать надежный зажим электрода, хороший контакт и быструю смену электрода.

3. При изоляционных работах рабочие, занятые очисткой труб металлическими щетками, должны работать в защитных очках.

4. При очистке, грунтовки и изоляции труб машинами необходимо до начала работ проверить исправность машин. При химическом способе очистки необходимо соблюдать особую осторожность в обращении с кислотами и едким натром.

5. Во время работы очистных и изоляционных машин категорически запрещается чистить их, налаживать, менять катушки и регулировать.

6. Во время контроля изоляционных покрытий детектором запрещается допускать к этим работам лиц, не прошедших специального инструктажа по технике безопасности и не знающих мер защиты и приемов оказания первой помощи при поражении электрическим током. Перед включением детектор должен быть заземлен. Рабочие, обслуживающие детектор, должны иметь резиновые перчатки и резиновые сапоги (или галоши).

7. Опускание в траншею труб, различных материалов и деталей производят механизированным способом с помощью кранов. Сбрасывать трубы и материалы в траншею запрещается.

8. На все машины и приспособления должны быть заведены паспорта и индивидуальные номера, по которым они записаны в специальный журнал учета их технического состояния.

9. Краны и другие грузоподъемные механизмы перед пуском в эксплуатацию необходимо освидетельствовать и испытать.

10. При работе стреловых кранов нельзя допускать пребывания людей в зоне их действия; во время опускания труб, фасонных частей , арматуры и других деталей в траншею и колодцы рабочие должны быть из них выведены

11. При испытании газопровода воздухом должны быть проверены самым тщательным образом все запорные, предохранительные и сбросные устройства.

12. При поднятии давления воздуха в газопроводе, находиться людям около инвентарных заглушек запрещается.

13. Никаких работ по ликвидации дефектов газопровода, находящегося под давлением, производить нельзя.

14. На концах испытываемого газопровода должны стоять инвентарные заглушки, а также закрепляющие улоры, воспринимающие усилия , возникающие в трубопроводе при повышении давления.

Антикоррозийная изоляция.

Согласно ГОСТ 9. 015 — 74 магистральные стальные газопроводы вне населенных пунктах усиленной изоляцией (грунтовка, полимерная изоляционная лента – 2 слоя, наружная обертка [5-стр.357,табл.47.17.] . Газопровод изолируется полимерной липкой лентой толщиной 0,8 мм на трассе. Физико-механическая характеристика полимерных лент [5-стр.358,табл.47.18.]:

· Толщина ленты / слоя клея: 0,3 / 0,1мм

· Сопротивление разрыву: 7,8 Мпа

· Адгезия к стали, г/см ширины: 100

Трубопровод перед изоляцией очищается от ржавчины и окалины химическим методом, а после наносится слой грунтовки во избежании воздушного окисления. После производиться изоляция из полимерной липкой ленты. Работы производятся изоляционно-очистной машиной ОМ-522П. Контроль производится после окончания изоляции участка трубопровода внешним осмотром и приборами.

Испытание газопровода.

Газопровод в городе испытывается на прочность и плотность. Для очистки внутренней полости труб от окалины, влаги и загрязнений перед испытанием продувают. Продувку производят воздухом давлением 7*133.3 Па для чего устанавливают временные задвижки. Испытание газопровода на прочность производится воздухом во время строительства, испытательным давлением 4.5*10 5 Па. Время испытания — 1 ч. При этом не допускается видимое падение давления по манометру. Обнаруженные дефекты должны устраняться до испытания на плотность. Испытание газопровода на плотность производится воздухом испытательным давлением 3*10 5 Па, продолжительность испытания не менее 24 часов. Результаты испытания на плотность считаются положительными, если фактическое падение давления не превысит расчетной величины, определяемой для газопровода одного диаметра

Газопровод при испытании на плотность выдерживают под давлением не менее 30 мин, после чего, не снижая давление, производят внешний осмотр и проверяют мыльным раствором все сварные, фланцевые и резьбовые соединения. При отсутствии видимого падения давления по манометру и утечек при обмыливании, газопровод считается выдержавшим испытание. При испытании газопровода в процессе производства работ устанавливают инвентарные заглушки с резиновыми уплотнениями.

Правила эксплуатации экскаватора одноковшового

Производительностью экскаватора называется величина полезной работы по выемке и перемещению грунта, которую он может выполнить в единицу времени.

В результате теоретических и экспериментальных исследований работы экскаваторов, проведенных советскими учеными Н. Г. Домбровским, С. А. Панкратовым, Ю. А. Ветровым и другими специалистами, созданы основы теории определения производительности экскаваторов, проверенные на многих стройках. Получены формулы, отражающие все основные зависимо-мости факторов производительности экскаватора как друг от друга, так и от его конструктивных и эксплуатационных параметров.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Исследование природы всех факторов, влияющих на производительность одноковшовых экскаваторов, показывает, что эти факторы могут быть разбиты на группы в зависимости от:
а) конструкции машины;
б) характера грунта и условий забоя;
в) организации работ;
г) квалификации машиниста.

Различают три основных вида производительности: теоретическую, техническую и эксплуатационную. Все виды производительности определяют по объему грунта в плотном теле, обычно относят к 1 ч и выражают в м3/ч, однако производительность можно отнести и к смене, суткам, месяцу или году.

Все виды производительности могут быть получены только расчетом и служат для:
а) определения нормы выработки экскаватора в заданных условиях;
б) установления состояния, качества обслуживания и организации работы экскаватора путем сравнения фактической и расчетной производительности;
в) сравнения экскаваторов различной конструкции.

Конструктивно-расчетное число циклов имеет место при максимальной мощности двигателей и определяется для нормальных условий работы экскаватора. Этими условиями для экскаватора с оборудованием лопаты являются высота забоя, равная высоте ето напорного вала Ни; скорость подъемного каната — средняя расчетная; угол поворота — 90°; выгрузка в отвал; использование всех возможностей машины, т. е. максимальное совмещение ее рабочих процессов и их непрерывное чередование.

Высота забоя в пределах, отвечающих максимальному наполнению ковша, влияет прямо пропорционально на производительность экскаватора. Нормальной высотой забоя для расчета теоретической производительности экскаватора принимается высота его напорного вала, составляющая обычно 70—75% максимальной высоты копания экскаватора. Все современные модели при работе в расчетных грунтах должны наполнять ковш примерно на этой высоте.

Увеличивать высоту забоя сверх нормальной нецелесообразно, так как при разработке связных грунтов создается навес, вызывающий опасность обвала, а усилие, реализуемое на зубьях ковша, падает для большинства конструкций лопат за счет увеличения силы, сжимающей рукоять. Кроме того, увеличение высоты забоя сверх указанной ведет к снижению производительности во всех грунтах, кроме сыпучих, или грунтов, обваливающихся по мере подработки их снизу. Избежать этого можно только в случае, если высота, необходимая для наполнения ковша, в 2 раза и более меньше высоты забоя и максимальной высоты копания данной модели. Тогда можно вести разработку забоя в два приема (рис. 133), срезая сначала верхнюю часть забоя, а затем нижнюю.

Угол р поворота экскаватора при выгрузке зависит от принятой схемы расположения экскаватора и транспортных средств. Так, при боковой погрузке и расположении транспорта на уровне стоянки прямой лопаты этот угол обычно составляет 70—90° (рис. 134, а), в случае расположения транспорта выше уровня стоянки лопаты р=‘80 4-90° (рис. 134, б); при тупиковом забое (рис. 134, в) с применением автомобильного транспорта р = = 80— 100°, а ири тупиковом забое при рельсовом транспорте (рис. 133, г) р= 120 4-140°.

Пределы изменения угла поворота определяются условиями работ и могут колебаться даже при разработке одного забоя от 15 до 180°. Поэтому для характеристики рабочего процесса экскаватора применяют «средний угол поворота», который измеряется как угол между местом выгрузки и центром тяжести элемента забоя, разрабатываемого с одной стоянки экскаватора.

Рис. 133. Схема разработки высокого за- может быть принят В

Теоретическая производительность оборудования драглайна, обратной лопаты и струга определяется исходными данными, принятыми для прямой лопаты, и углом поворота р = 90°.

Коэффициент наполнения ковша kH зависит от категории (группы) разрабатываемого грунта, степени подготовленности его к экскавации, вида рабочего оборудования и емкости ковша. Примерные значения коэффициента наполнения ковша грунтом (в плотном теле) приведены в табл. 14.

Рис. 134. Схемы расположения экскаватора и транспортных средств в забое:
а — при боковой погрузке; б — при расположении транспорта выше уровня стоянки; в — при тупиковом забое; г — при тупиковом забое с рельсовым транспортом

Таблица 14.

Эксплуатационная производительность экскаватора может быть сменной, месячной и годовой. При этом основным показателем использования экскаватора по времени является число часов чистой работы в смену, сутки, месяц или год, а основным показателем использования экскаватора по производительности — значение выработки за 1 ч чистой работы и отношение этой выработки к технической производительности’ экскаватора в данных условиях.

Продолжительностью чистой работы является время, в течение которого экскаватор производит основные рабочие движения—копание, ‘поворот на выгрузку, выгрузку и обратный поворот в забой.

Чем больше время полезной работы экскаватора в течение смены, тем выше значение коэффициента kep, и тем выше эксплуатационная производительность экскаватора.

Читайте также  Мини экскаватор своими руками

Главное внимание при увеличении чистого времени работы экскаватора должно быть направлено на уменьшение рабочих простоев, т. е. простоев в течение смены. Эти простои могут вызываться как несовершенной конструкцией самого экскаватора (поломки, сложность систем смазки и регулировки, требующих больших затрат времени и др.), так и неудовлетворительной организацией экскаваторных работ (длительное ожидание транспорта, перебои в снабжении топливом, электроэнергией и т. д.). Если бы время чистой работы экскаватора было равно общей продолжительности смены, то- коэффициент kep = 1 и сменная эксплуатационная производительность экскаватора была бы равна его технической производительности. Практически такого положения быть не может, так как экскаватор в течение смены должен прекращать копание для переезда по мере отработки забоя, для смазки узлов трения и других нужд. Эти технически неизбежные простои экскаватора должны занимать минимальное время, а все другие виды простоев (неподготовленность забоя, аварии, ожидание транспорта и др.) должны быть исключены.

Организация высокопроизводительной работы экскаваторов должна исходить из наиболее полного использования эскаватора в течение смены, т. е. из условия получения наиболее высокого значения коэффициента kep.

Два последние качества экскаватора, кроме уменьшения стоимости ремонтов, позволяют резко сократить их продолжительность и тем самым увеличить число рабочих смен.

Кроме технических и эксплуатационных качеств самого экскаватора, на число рабочих смен в году влияют условия географического района его работы (южный, средний, северный) и организация работы в экскаваторном хозяйстве (число смен в сутках и др.).

Отношение числа часов работы экскаватора в течение года к календарному числу часов может служить показателем эффективности использования экскаватора. Этот показатель чаще всего представляется в виде процентов фактического или планируемого времени работы экскаватора от календарного времени.

Основным показателем использования экскаватора является его годовая выработка на 1 м3 емкости ковша. Этот показатель зависит от типа экскаватора, группы разрабатываемого грунта, условий работы, квалификации машиниста, совершенства организации экскавационных работ и т. п. Поэтому годовая выработка на 1. м3 емкости ковша является различной для разных экскаваторов и экскаваторных хозяйств.

Мощность двигателя экскаватора с одномоторным приводом определяется исходя из необходимости одновременной работы подъемного и напорного механизмов с максимальной загрузкой обоих. У современных одноковшовых экскаваторов мощность двигателя составляет 90—120 квт (120—160 л. с.) на 1 м3 емкости ковша (меньшие значения для работы в грунтах I и II категорий) . Мощность двигателей многомоторного привода определяется отдельно для привода механизмов подъема, напора и поворота исходя из соответствующих усилий и скоростей рабочих движений.

При работе строительных экскаваторов, оборудованных лопатой, на средних грунтах расход дизельного топлива не превышает 0,15 кг на 1 м3 выработанного грунта, а расход электроэнергии не более 0,75 квт-ч на 1 м3. При работе в грунтах IV категории карьерные экскаваторы расходуют до 0,8 квт-ч, а вскрышные экскаваторы и шагающие драглайны — до 1,1 квт-ч на 1 м3 выработанного грунта.

Пригодность экскаватора к определенным условиям работ определяется, помимо производительности, его рабочими размерами (параметрами).

Поперечные размеры забоя, разрабатываемого экскаватором с прямой лопатой, определяются (см. рис. 98) наибольшей высотой копания Нн и наибольшим радиусом копания Стах- Для определения в плане и по высоте размеров площади для разгрузки надо знать наибольший радиус выгрузки Rv и наибольшую высоту выгрузки Нв.

Основные положения технической эксплуатации

В процессе технической эксплуатации экскаватора осуществляются следующие мероприятия:
1) регулярный осмотр и ревизия состояния машины;
2) регулярная смазка узлов то паспорту (карте) смазки;
3) проведение системы технических уходов (обслуживания) машины;
4) проведение планово-предупредительных ремонтов машины в соответствии с обоснованным структурным графиком ремонтов;
5) обеспечение условий для высокопроизводительной работы машины, не вызывающих поломок и аварийного износа деталей (подготовка забоя путем проведения буровзрывных работ и др.).

Перечисленные мероприятия направлены прежде всего на поддержание машины в рабочем состоянии, на предупреждение внезапных выходов из строя ее отдельных деталей и механизмов и на увеличение срока службы машины в целом.

Эти мероприятия осуществляются через систему технического обслуживания и носят профилактический характер. Чередование технических обслуживании и объем работ при этом определяются конструкцией машины и условиями ее эксплуатации. Техническое обслуживание производится ежемесячно, ежедневно и периодически.

Периодичность технического обслуживания и ремонта экскаваторов, а также их трудоемкость определяются инструкцией (СН-207-62).

Продолжительность и трудоемкость технического обслуживания и ремонта экскаватора определяются мощностью и конструкцией машины, ее техническим состоянием и организацией работ по обслуживанию.

Основы техники безопасности

При работе экскаватора должны строго соблюдаться действующие правила и инструкции по технике безопасности и охране труда. Машинист и бригада, обслуживающие экскаватор, могут быть допущены к работе только после прохождения инструктажа и проверки их знаний по технике безопасности. Машинист должен пройти обучение, сдать экзамены и иметь соответствующее удостоверение на право работы на экскаваторе.

Каждый экскаватор следует оборудовать звуковой сигнализацией. Значения сигналов должны быть разъяснены всем рабочим, связанным с эксплуатацией машины.

Во время работы экскаваторы должны устанавливаться на спланированной площадке и закрепляться во избежание самопроизвольного перемещения.
Расстояние между кабиной одноковшового экскаватора и забоем при любом ее положении должно составлять не менее 1 м. Образующиеся в забое при разработке грунта козырьки следует немедленно сбивать. Обрушение козырька должно производиться только опытными рабочими и при обязательном присутствии лиц технического надзора.

Во время перерывов в работе независимо от их причин и продолжительности стрелу одноковшового экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

Путь, по которому передвигается экскаватор, должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом.

Во время движения одноковшового экскаватора стрелу его необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5—0,7 м, считая от нижней кромки ковша. Передвижение экскаватора с натруженным ковшом запрещается.

Запрещается производство каких-либо работ и нахождение посторонних лиц в радиусе, равном длине стрелы экскаватора плюс 5 м. Запрещается производство работ экскаваторами при нахождении в радиусе действия стрелы экскаватора электрических проводов.

Спуск и подъем экскаватора при угле, большем установленного паспортными данными, должны осуществляться при помощи трактора или лебедки в присутствии механика строительного объекта или производителя работ.

Техника безопасности при эксплуатации одноковшового экскаватора.

1. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке которую предварительно выравнивают.

2. При наличии людей в опасной зоне запрещается начинать работу экскаватора

3. При работающем двигателе запрещается проводить ТО экскаватора.

Техника безопасности при эксплуатации бульдозера.

1. При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие требования:

а) останавливать машину, если перед режущей кромкой отвала встретилось препятствие которое бульдозер преодолеть не может;

б) не выдвигать нож отвала за бровку откоса;

в) опускать на землю отвал при его очистке или ремонте;

г) не приближаться гусеницами к бровке свеженасыпанной насыпи ближе чем на 1 м.

2. Машину оставленную при работающем двигателе необходимо надежно затормозить.

3. Запрещается оставлять бульдозер с работающим двигателем.

4. Бульдозеристу запрещается:

а) Начинать движение бульдозера без подачи предупредительного сигнала;

б) Выходить из кабины бульдозера во время его движения;

в) Принимать на грудь.

2.1.7.Операционный контроль качества.

Операционный контроль, выполняется в процессе производства работ и после их завершения. Осуществляется измерительным методом или техническим осмотром. Результаты контроля фиксируются в общих и специальных журналах работ, журналах геотехнического контроля.

Показатели операционного контроля при разработке выемок и устройстве

Таблица 6

Технические требования Предельное отклонение Объем контроля
1 2 3
1. Отклонение отметок дна выемок от проектных(кроме выемок в валунах, скальных и вечномерзлых грунтах)при черновой разработке: одноковшовым экскаваторами, оснащенными ковшами с зубьями одноковшовыми экскаваторами, оснащенными планировочным ковшом, зачистным оборудованием, экскаваторами планировщиками: бульдозерами траншейными экскаваторами скреперами Для экскаваторов с механическим приводом по видам рабочего оборудования: драглайн +25 см прямого копания +10 см обратная лопата +15 см для экскаваторов с гидравлическим приводом: + 10 см +5 см +10 +10 +10 Точки измерения устанавливаются случайным образом, число измерений должно быть не ниже: 20 15 10 5 15 10 10
2. Отклонение отметок дна выемок от проектных при черновой разработке в скальных грунтах и вечномерзлых грунтах, кроме планировочных Выемок Недоборы Недоборы не допускаются по табл. 5 СНиП 3.02.01-87 При числе измерений на сдаваемый участок не менее20 в наиболее высоких местах, установленных визуальным осмотром
3. То же, без рыхления валунных и глыбовых грунтов: Недоборы Переборы Не допускаются Не более величины максимального диаметра валунов(глыб), содержащихся в грунте в количестве свыше15 % по объему, но не более 0.4 м То же
4. То же, планировочных выемок: Недоборы Переборы 10 см 20 см То же

*Метод контроля — измерительный.

13. Калькуляция трудовых затрат и заработной платы.

На все виды работ составляется калькуляция трудовых затрат и заработной платы.

Таблица 7

№ п/п Обоснование Наименование Единица изме- Обем работы На един изме ицу рения На весь ра- объем боты
ЕНиР; СНиП работ рения Норма времени в час Расценка руб.коп. Затраты труда чел.дн. Ст — сть затрат труда
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2-1-5 № 2 Срезка растительного слоя ДЗ-18 (Т-100М) 1000 м 2 34,49 0,69 0-73,1 2,97 25,21
2 2-1-11 № 5 ж Разработка траншеи экскаватором обратная лопата, ковш 0,12 м 3 100 м 3 36,45 1,16 1 – 14 22,59 41,55
3 9-2-32 № 1 Устройство основания в траншее 1 м 3 114,66 0,9 0 – 60,3 12,90 69,14
4 2-1-58 № 3 а Подбивка пазух трамбовками ИЭ-4502 1 м 3 799,05 0,73 0 – 44,9 72,9 358,77
5 2-1-34 № 2 б Обратная засыпка бульдозером ДЗ-18 (Т-100М) 100 м 3 38,28 0,31 0 – 32,9 1,48 12,59
6 2-1-36 № 3 а Планировка бульдозером ДЗ-18 (Т-100М) 1000 м 2 34,49 0,28 0 – 29,7 1,3 10,24
Итого: 122,14 526,5

2.1.9. Материально — технические ресурсы.

Потребность в эксплуатационных материалах:

Таблица 8

Наименование Единица измерения Норма на 1 час работы Количество машино-часов Количество на весь объем работы
1 2 3 4 5
Бульдозер ДЗ-18
Бензин Дизельное топливо Дизельное масло Трансмиссионное масло кг кг кг кг 0.3 8.8 0.45 0.1 144 43,2 1267,2 64,8 14,4
Экскаватор ЭТР- 161
Бензин Дизельное топливо Дизельное масло Трансмиссионное масло кг кг кг кг 0.1 6,3 0,04 0,08 184 27,6 1196 55,2 18,4
Читайте также  Перевозка экскаватора на трале

2.2 Технологическая карта на сборку труб в нитку и стыковое соединение.

2.2.1 Исходные данные для ведения работ:

1. Условия строительства — нестесненные.

2. Трубы — полиэтиленовые (ПЭ-80) Æ 225 X 12,8 мм, Æ 110 X 6,3 мм, Æ 63 X 4,5 мм.

3. Время строительства — лето

4. Район строительства — Павловский район.

2.2.2 Определение объемов работ.

1. Длина трубы -12м.

2. Длина трубопровода — 3822 м.

2.2.3 Выбор грузоподъемно-монтажных механизмов по монтажным параметрам.

Подбор грузоподъемных механизмов.

Для сборки и стыкового соединения труб на бровке траншеи в нитку используются автомобильные краны.

Грузоподъемность крана определяется:

Рэ — вес монтируемого элемента;

Sqосн. — вес оснастки (стропы, траверсы и т. п.).

Q= 102,6+27,3 =129,9 кг.

Монтажный кран для сборки труб в нитку на бровке траншеи: Монтаж­ный кран подбирается по фактическому весу опускаемой трубы, приходяще­муся на кран, при соответствующем вылете стрелы.

Расчетный вылет стрелы крана (от вертикальной оси вращения крана до центра траншеи) будет равен:

В — ширина траншеи по верху;

b — ширина крана;

a1 — расстояние от бровки траншеи до трубы;

а2 — ширина места, занимаемого звеном;

а3 — расстояние от трубы до оси крана (трубоукладчика).

R = 0,6/2 + 1,0 + 0,225 + 2 + 3,6/1 = 5 м

По нормативным данным вес труб:

Таблица 1

Длина, м Диаметр, мм ^ Вес, кг
12 63 12,6
12 110 24,84
12 225 102,6

Для выполнения этих работ подходит кран КС — 1561 со следующими характеристиками :

1) Расчетный вылет стрелы -11м;

2) Грузоподъемность — 4 т;

3) Базовый автомобиль — МАЗ-200. Грузозахватное приспособление — мягкие полотенца ПМ-521.

2.2.4 Указания по производству работ.

1. Сборка труб в нитку.

Сборка труб в нитку производится на бровке траншеи. Трубы привозятся трубовозом марки ЗИЛ — 131 и складируются с последующей сборкой. Число привозимых труб одним трубовозом Æ 225 мм — 24 штук. Трубы меньших диаметров производятся в бухтах. При сборке труб в звенья используют наружные центраторы для удобства монтажа типа: ЦНЭ-8-15 для Æ 110-160 мм; ЦНЭ-16-15 для Æ 160-225 мм.

Схема производства работ:

2. Стыковое соединение звеньев.

Выполняется бригадой, состоящей из сварщиков 5 и 3 разрядов.

Правила эксплуатации экскаватора одноковшового

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов
экскаваторов одноковшовых

ТОИ Р-66-14-93

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами. Типовые инструкции являются нормативными документами для работников строительных профессий.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. № 18-48.

В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения — 1 июля 1995 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями законодательства об охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяют требования, предъявляемые к работникам в процессе работы.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве, строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечается наибольший уровень производственного травматизма.

Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые ко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенные виды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены с учетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различной квалификации.

СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от
22 ноября 1993 г.
№ 18-48

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов
экскаваторов одноковшовых
ТОИ Р-66-14-93

Дата введения 01.01.94

Машинисты экскаваторов одноковшовых (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими экскаваторов.

Требования безопасности перед началом работы

а) предъявить руководителю удостоверение на право управления экскаватором и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и вместе с ним осмотреть месторасположение подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками.

а) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации экскаватора;

б) перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя;

в) после запуска двигателя опробовать работу механизмов на холостом ходу;

г) перед установкой экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора.

а) неисправности механизмов, а также дефектах металлоконструкций, канатов гидросистемы экскаватора, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;

б) несоответствии места работы экскаватора требованиям безопасности;

в) наличии в зоне работы экскаватора посторонних людей. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за техническое состояние экскаватора, и руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

а) производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;

б) планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукояти;

в) очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;

г) производить какие-либо работы при нахождении людей между забоем и экскаватором;

д) покидать рабочее место при поднятом ковше.

Выполнять работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.

При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом требования «Правил дорожного движения», утвержденных МВД России.

а) передавать управление лицам, не имеющим соответствующего удостоверения;

б) оставлять экскаватор с работающим двигателем;

в) перевозить в кабине экскаватора посторонних лиц.

При необходимости выхода из кабины экскаватора машинист обязан поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и затормозить движение.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Требования безопасности по окончании работы

а) поставить экскаватор на стоянку;

б) опустить ковш на землю;

в) выключить двигатель;

г) закрыть кабину на замок;

д) сообщить руководителю работ и ответственному о состоянии экскаватора, всех неисправностях, возникших во время работы.

VI. Техника безопасности при эксплуатации экскаватора одноковшового

Общие положения:

1. Перед началом земляных работ должна быть получена справка об отсутствии подземных коммуникаций. Наличие таких коммуникаций должно быть отмечено знаками.

2. В вечернее и ночное время фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки грунта и подъездные пути должны быть хорошо освещены.

3. В населенной местности забои и участки работы экскаватора следует ограждать и устанавливать щиты с предупредительными надписями. В ночное время ограждения должны быть освещены.

4. Обслуживающий персонал должен получать каждый раз точные указания о порядке выполнения нового задания, а также о соблюдении необходимых мер предосторожности.

5. Лица, не имеющие соответствующей квалификации и не прошедшие инструктажа по технике безопасности, к работе на экскаваторе не допускаются.

Стажировка учащихся проводится под непосредственным наблюдением мастера.

6. Перед пуском двигателя машинист экскаватора обязан внимательно осмотреть машину и убедился в полной ее исправности. Работа на неисправном экскаваторе ни в коем случае не разрешается. О всех неисправностях машины или ненормальных условиях эксплуатации, которые могут привести к аварии, машинист обязан немедленно довести до сведения администрации предприятия.

7. На экскаваторе нужно соблюдать чистоту, весь необходимый инвентарь и инструмент следует хранить в предназначенном для этой цели месте. Находящиеся на поворотной платформе посторонние предметы могут вызвать аварию.

8. Все вращающиеся детали — зубчатые колеса, цепные передачи, маховики и т. д. — должны быть ограждены кожухами. Пуск в действие механизмов при снятых кожухах не разрешается.

9. Перед пуском в ход двигателя и механизмов машинист должен давать сигнал предупреждения.

При работе экскаватора в забое:

1. Во время работы экскаватора пребывание на нем посторонних лиц не разрешается, так же как и нахождение кого бы то ни было в радиусе его действия.

Опасной является зона, представляющая круг, описанный из центра вращения поворотной платформы максимальным радиусом копания, увеличенным в 1,2—1,5 раза (большее значение для драглайна и обратной лопаты).

2. В период работы двигателя и механизмов экскаватора не разрешается крепление каких-либо частей и их смазка. Осмотр узлов, расположенных в тесных и опасных местах, также запрещается.

3. Не разрешается регулировать тормоза при поднятом ковше.

Читайте также  Каким экскаватором копать траншею?

4. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке, которую выравнивают до начала работы экскаватора.

5. При разработке высокого забоя следует удалять находящиеся на верху забоя крупные камни и другие предметы, так как грунт может осыпаться, повредить экскаватор и быть причиной несчастного случая.

Если сыпучий грунт по каким-либо причинам не осыпается под углом естественного откоса, этот угол следует создать искусственным путем. Не разрешается подкапывать грунт лопатой, стоя в направлении сползания его, так как грунт может обрушиться и послужить причиной несчастного случая. Воспрещается работать в забое, имеющем «козырек».

6. При погрузке грунта в автомашины категорически запрещается проносить ковш экскаватора над людьми и над кабиной шофера. При погрузке автомашины, не имеющей над кабиной предохранительного бронированного щита, шофер должен выходить из кабины и находиться на безопасном расстоянии.

7. Погрузка подвижного состава разрешается только после сигнала о его готовности под погрузку. Подвижной состав во время погрузки должен перемещаться только по сигналу машиниста экскаватора. Нельзя допускать перегрузку и неравномерную загрузку транспортных средств.

8. Во избежание повреждения рабочего оборудования платформу экскаватора”^ наполненным ковшом можно поворачивать только после вывода ковша из забоя.

9. Во время взрывных работ в забое экскаватор должен быть отведен на безопасное расстояние и повернут к месту взрыва задней частью кабины. Обслуживающий персонал обязан уходить в укрытие.

10. Перед остановкой машины стрелу следует располагать вдоль оси экскаватора, а ковш опускать на землю.

11. Ковш чистят опущенным на землю с ведома и разрешения машиниста.

12. Если в грунте обнаружен электрический кабель, подземный трубопровод и т. п., то следует немедленно остановить работу и известить об этом администрацию.

13. При работе вблизи зданий и сооружений допустимое расстояние от этих объектов до экскаватора устанавливает техническое руководство строительства.

Перед началом работы:
1.Удостовериться в отсутствии подземных коммуникаций в зоне действия экскаватора. При наличии коммуникации должны быть отмечены указателями.
2. В ночное время зона работы экскаватора и подъездные пути должны быть хорошо освещены.
3. В населенных пунктах место работы экскаватора должно быть огорожено.
4. Убедиться в полной исправности машины.
5. Весь необходимый инвентарь и инструмент должен находиться на экскаваторе в предназначенном для этого месте. Посторонние предметы должны быть убраны.
6. Проверить все ограждения вращающихся деталей и механизмов.

Работать без ограждений запрещено!

7. Проверить наличие средств пожаротушения (огнетушителей).

8. При пуске двигателя соблюдать все меры предосторожности, оговоренные Инструкцией по эксплуатации.

Во время работы:
1. Начиная работу, дать звуковой сигнал предупреждения.
2. При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной плоскости.
3. На экскаваторах с пневмоколесным оборудованием должны быть опущены на грунт выносные опоры (аутригеры) и, если имеется, отвал бульдозера.
4. При разработке высокого забоя удалять крупные камни, расположенные сверху.
5. Передвижение автотранспортных средств начинать только по сигналу машиниста экскаватора.
6. При взрывных работах отводить экскаватор на безопасное расстояние, а обслуживающий персонал – в укрытие.
7. При остановке экскаватора ковш опустить на грунт и очистить от грязи.
8. При появлении неисправности работу на экскаваторе немедленно прекратить, двигатель выключить до устранения поломки.

Запрещается:
1. Во время работы находиться на экскаваторе посторонним лицам.
2. Находиться в зоне работы экскаватора. Зоной работы считается пространство вокруг экскаватора, в котором может находиться ковш при максимальном вылете.
3. Во время работы двигателя производить крепление деталей и их смазку, а также их осмотр в узких местах.
4. При поднятом ковше регулировать тормоза и муфты лебедки.
5. Ставить экскаватор в зоне возможного сползания грунта или работать под “козырьком” грунта.
6. Проносить груженый ковш над кабиной автомашины. Шофер при загрузке должен находиться на безопасном расстоянии, если кабина его машины не защищена.

7. Поворачивать платформу при заглубленном в грунт ковше.

8. Работать в ночную смену с неисправным освещением, неполной заправкой топливом, водой, маслом и рабочей жидкостью в гидросистеме.
9. Оставлять без присмотра экскаватор с работающим двигателем.

Для безопасного ведения работ машинист и его помощник обязаны строго соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте и знать положения, которые оказывают влияние на работу экскаватора.

Нарушение этих правил может привести к несчастным случаям как с обслуживающим персоналом, так и с другими работниками, находящимися на объекте, где работает экскаватор.

Правила эксплуатации экскаватора одноковшового

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов
экскаваторов одноковшовых

ТОИ Р-66-14-93

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и ведомствами. Типовые инструкции являются нормативными документами для работников строительных профессий.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. № 18-48.

В сборник внесено изменение № 1, утвержденное постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22 (дата введения изменения — 1 июля 1995 г.)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями законодательства об охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативным документом и определяют требования, предъявляемые к работникам в процессе работы.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами или ведомствами по согласованию с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны ЦНИИОМТП с участием специализированных организаций строительных акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии и виды работ в строительстве, строительной индустрии и промышленности строительных материалов, где отмечается наибольший уровень производственного травматизма.

Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые ко всем профессиям работников или группе профессий, выполняющих определенные виды работ, выделены в отдельные инструкции. Остальные инструкции составлены с учетом требований, предъявляемых к работникам конкретных профессий различной квалификации.

СОГЛАСОВАНА
письмом ЦК профсоюза
работников строительства
и промышленности строительных
материалов России
от 2 сентября 1993 г. № 309-4

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Госстроя России
от
22 ноября 1993 г.
№ 18-48

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда для машинистов
экскаваторов одноковшовых
ТОИ Р-66-14-93

Дата введения 01.01.94

Машинисты экскаваторов одноковшовых (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации управляемых ими экскаваторов.

Требования безопасности перед началом работы

а) предъявить руководителю удостоверение на право управления экскаватором и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь установленного образца;

в) получить задание на выполнение работы у бригадира или руководителя и вместе с ним осмотреть месторасположение подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обозначены флажками или вешками.

а) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации экскаватора;

б) перед запуском двигателя убрать все посторонние предметы на платформе машины и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя;

в) после запуска двигателя опробовать работу механизмов на холостом ходу;

г) перед установкой экскаватора на место работы убедиться, что грунт спланирован, экскаватор расположен за пределами призмы обрушения, имеется достаточное место для маневрирования, уклон местности не превышает допустимый по паспорту экскаватора.

а) неисправности механизмов, а также дефектах металлоконструкций, канатов гидросистемы экскаватора, при которых согласно требованиям инструкции завода-изготовителя запрещается его эксплуатация;

б) несоответствии места работы экскаватора требованиям безопасности;

в) наличии в зоне работы экскаватора посторонних людей. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них лицу, ответственному за техническое состояние экскаватора, и руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

а) производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта;

б) планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукояти;

в) очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше;

г) производить какие-либо работы при нахождении людей между забоем и экскаватором;

д) покидать рабочее место при поднятом ковше.

Выполнять работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.

При транспортировании экскаватора своим ходом или на буксире машинист обязан находиться в кабине экскаватора и выполнять при этом требования «Правил дорожного движения», утвержденных МВД России.

а) передавать управление лицам, не имеющим соответствующего удостоверения;

б) оставлять экскаватор с работающим двигателем;

в) перевозить в кабине экскаватора посторонних лиц.

При необходимости выхода из кабины экскаватора машинист обязан поставить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и затормозить движение.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Требования безопасности по окончании работы

а) поставить экскаватор на стоянку;

б) опустить ковш на землю;

в) выключить двигатель;

г) закрыть кабину на замок;

д) сообщить руководителю работ и ответственному о состоянии экскаватора, всех неисправностях, возникших во время работы.