На какую глубину копает экскаватор?

Вопрос выбора мини экскаватора

Если говорить о мини экскаваторе, то тут очень хорошо подходит русская поговорка — «мал золотник, да дорог». Подходит как в прямом, так и в переносном смысле. Поговорим о переносном смысле. Как правило мини экскаватор обладает значительно большими возможностями, чем того можно ожидать, увидев его воочию первый раз. Это касается производительности машин, точности и аккуратности их работы, а так же проходимости.

Производительность мини экскаватора.

Максимальную производительность копания мини экскаватор развивает при работе в «идеальных условиях». Это копание котлована в отвал (т.е. без погрузки на транспортное средство) на открытом пространстве,(т.е. когда рядом мини экскаватор не встречает помех в виде зданий, растений и т.д.) , и на глубину не более 2 /3 от максимально возможной для данной машины. При копке траншеи той же глубины производительность заметно падает. Надо отметить также, что заявленная производителем максимальная глубина копания возможна либо при копании траншеи, либо, если мини экскаватор стоит на заведомо более твердом основании (например, бетонная плита — иначе есть риск обвала в котлован).На предельных по глубине режимах копания (последняя треть от заявленной максимально возможной) производительность мини экскаватора резко падает — в разы. При выборе машины Вы должны это учитывать. К примеру, если Ваша основная деятельность связь или электрика и основные земляные работы — это траншеи глубиной до 1 метра, то Вам может подойти достаточно маленькая модель — такая как Yanmar SV08 весом чуть более 1 тонны. Такой аппарат может за один час в «идеальных условиях» выкопать 3.5 — 4.0 м3 грунта или примерно 30 м3 за 8-ми часовую смену. При копании траншеи глубиной 1 метр за 8 часов этот мини экскаватор выкапывает 75 метров траншеи шириной около 30 сантиметров. Следующий пример. Допустим, организация занимается прокладкой водопроводов и канализации в частном секторе нашей климатической зоны. Т.е. основная работа это копка траншей глубиной 1.5 метра. В этом случае должен применяться экскаватор с максимальной глубиной копания не менее 2,25 метра, т.е. применительно к технике Yanmar это машины класса SV 17, VIO 17 и более. Данные машины выдают за 8 часов «на гора» около 45 — 50 м 3 грунта и смогут выкопать полутораметровую траншею длинной около 50 м и шириной около 40 см. В приведенной ниже таблице размещены ориентировочные данные по производительности копания для разных моделей мини экскаваторов Yanmar из расчета за 8 часов работы.

Данные, приведенные в этой таблице, хотя и дают представление о производительности мини экскаваторов, достаточно условны, т.к. реальная производительность машины зависит от многих факторов. Самые главные из них это профессионализм оператора строительной техники и особенности грунта.

Погрузочные работы.

Еще один важный вопрос — возможности мини экскаваторов осуществлять погрузочные работы. Из технических характеристик и схем, описывающих геометрические параметры техники сложно сделать правильный вывод о реальных возможностях мини экскаваторов на погрузочных работах. Вот некоторые наши соображения на эту тему. Мини экскаватор:

  • весом около 1 тонны ( Yanmar SV08, Yanmar VIO 10 ) способны загружать гусеничные самосвалы такие как Yanmar С12 и Yanmar С30, кузова автомобилей типа Газель, строительные тележки (два ковша загружают полностью строительную тележку);
  • весом около 1.6 – 2.2 тонны ( Yanmar SV 15, SV 17,SV 17 EX, VIO 17, VIO 20, SV20 ) могут грузить строительные тележки (ковш — одна тележка), небольшие импортные самосвалы грузоподъемностью до 3 тонн, опытный оператор сможет загружать самосвалы типа ЗИЛ и даже КАМАЗ ( старых типов) , но только предварительно сделав себе помост из грунта, на который он заезжает и производит погрузку; производительность такой работы достаточно низка — примерно в два раза ниже производительности копания в «идеальных условиях;
  • весом 3 -4 тонны ( Yanmar VIO 30, Yanmar VIO 35 ) способны с уровня поверхности земли загружать самосвалы ЗИЛ, КАМАЗ, а с дополнительной насыпи способны загружать все типы самосвалов.
  • весом более 4.5 тон ( Yanmar VIO 45, Yanmar VIO 50U и более ) способны загружать все типы самосвалов.

Проходимость.

Все мини экскаваторы обладают великолепной проходимостью благодаря гусеничному ходу и мощной гидравлике. В таблицах технических характеристик Вы найдете данные удельного давления на грунт по интересующей Вас модели. От себя отметим, что мы определяем возможность проходимости экскаватора следующим образом — если человек проходит по местности и не проваливается в землю, глубже чем по колено, значит, миниэкскаватор должен там проехать. Даже если он там застрянет, он всегда сможет выехать если поможет себе ковшом и стрелой. Конечно это правило не универсально, но его можно принять за основу. За все время эксплуатации мини экскаваторов в нашей организации, случаи, когда они застревали и самостоятельно не могли выехать были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Здесь надо отметить, что большей проходимостью обладают мини экскаваторы с большим дорожным просветом и укороченным противовесом (у экскаваторов фирмы Yanmar это машины серии VIO).

Устойчивость.

Один из самых важных аспектов выбора это устойчивость миниэкскаватора. Очевидно, чем больше машина, тем шире ее гусеничная база и тем выше устойчивость. Но не только вес и размер определяют этот показатель. Конструкция машины современных экскаваторов построена таким образом, что центр тяжести существенно смещен вниз. Здесь хочется привести такой пример: некоторое время назад мы приобрели для пробы мини экскаватор одной китайской марки, весом чуть менее 2 тонн; через две недели эксплуатации мы от него избавились (к счастью). Самой главной причиной из-за чего мы от него отказались, стало не большое количество мелких недостатков и поломок, а его чрезвычайно низкая устойчивость. Наши операторы боялись работать на этой машине, так как создавалась ощущение, что экскаватор вот-вот перевернется даже на маленьких углах наклона. Тогда мы решили, что именно малые размеры этой машины делают ее такой неустойчивой. Когда через год возникла необходимость приобрести схожий по габаритам мини экскаватор Yаnmar VIO 20, мы очень опасались той же самой проблемы. Но оказалось, что эта маленькая машина обладает потрясающей устойчивостью и позволяет «творить чудеса». Очень приятная в работе машина! Позже, когда мы стали партнерами концерна YANMAR, мы узнали, что низкий центр тяжести — это один из конструкторских приоритетов Yаnmar. Еще раз обращаем Ваше внимание — устойчивость один из важнейших параметров Вашего выбора!

Кабина или навес.

Следующий момент, по которому нужно определиться при выборе мини экскаватора – покупать с кабиной или с навесом. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Скорее всего, Вы рассуждаете таким образом: Россия страна холодная, лето короткое – смысл мелочиться примерно из-за 2-3 тысяч $? Опять же, всегда можно хранить под замком инструменты, лишний раз за рычаги кто попало не полезет и т.д. И это все правильно, но:

  • На моделях малого класса до 3 тонн «удельный вес» стоимости кабины в общей цене мини экскаватора достаточно велик;
  • У мини экскаватора кабины (особенно в малых моделях) сравнительно невелики и могут существенно ограничивать свободу действия оператора;
  • Мини экскаватор часто выполняет филигранные работы — и поверьте — без кабины в таких случаях работается намного проще;
  • Как только в Вашем распоряжении появится мини экскаватор, и Вы поймете его реальные возможности, сразу же возникнет соблазн полностью заменить им всех землекопов, поменять «лопату и отбойный молоток на ковш и гидромолот». На практике это означает, что его будут запихивать в самую, что называется…сложную обстановку. Хотите Вы того или нет, но так оно и будет. Как результат — битые стекла, помятая и поцарапанная кабина;
  • Навес очень просто снять и поставить обратно, а значит, отправить работать машину под деревья, под трубы, в помещения и т.д.;
  • Если придется мини экскаватор поднимать краном, всегда существует опасность стропами повредить кабину;
  • Центр тяжести у машин с навесом ниже, соответственно выше устойчивость;
  • Даже если Вы приобрели мини экскаватор без кабины, а потом об этом пожалели, не беда, сейчас есть организации, которые за разумные деньги поставят Вам кабину, сделают отопление.
  • И еще, новые мини экскаваторы с навесом AMMАNN-YANMAR могут комплектоваться специальным тентом, который защитит от дождя и ветра.

В нашем парке из 25 мини экскаваторов 5 машин с навесами. И мы не собираемся от них отказываться, т.к. они самые востребованные.

Компоновка.

И последний вопрос, на котором хотелось бы остановиться, это классическая компоновка противовеса или компактная. Классическая компоновка экскаватора — это когда противовес, в котором находится моторный отсек, при повороте поворотной платформы экскаватора выступает за габариты гусеничной базы. У экскаваторов построенных по компактной схеме во всех положениях поворотной платформы противовес не выступает за пределы гусеничной базы. Это новшество YANMAR для своего времени стало революционным. Сейчас в Японии и США более 80% всех продаваемых мини и миди экскаваторов строятся именно по такой схеме. В Европе это примерно 50% всех выпускаемых мини экскаваторов. Эти экскаваторы позволяют более производительно работать в стесненных условиях, более безопасны для окружающих и в некоторых сложных ситуациях имеют большую проходимость и надежность. Постараемся пояснить тезис о проходимости. Иногда на строительной площадке складывается ситуация, когда миниэкскаватор застревает и постепенно начинает проваливаться в мягком грунте. В такой ситуации, пока сохраняется возможность поворачивать поворотную платформу на 360 градусов, у экскаватора есть серьезный шанс выехать самостоятельно. Экскаватор классической схемы быстро теряет такую возможность, т.к. его противовес начинает касаться грунта. В этом слечае, если оператор вовремя не остановится, то может погубить машину. Мы знакомы с такими случаями, которые происходили дважды у фирмы такого же профиля как и наша. Эти происшествия заканчивались тем, что вентиляционные отверстия моторного отсека забивались грязью и двигатель перегревался и практически новые моторы были безвозвратно потеряны. Почти все экскаваторы в нашем парке компактной схемы, и у нас не было подобных случаев. Как правило, экскаватор классической схемы несколько дешевле при прочих равных характеристиках аналогичной компактной машины. Но сумма остальных характеристик однозначно в пользу последней. У YANMAR компакт машины — серия экскаваторов VIO — техника профессионалов.

Виды экскаваторов – основные характеристики

Прототипом современного экскаватора послужила машина, построенная в Северной Америке в первой половине 19-го века. В то время приводом для экскаватора стал паровой двигатель, а сама установка была ограниченно мобильной. Она перемещалась по рельсам и использовалась для строительства железных дорог. В Россию экскаватор на паровой тяге был ввезен в 1842 году для прокладки железнодорожного сообщения Санкт-Петербург–Москва.

Основные характеристики экскаваторов

Экскаваторы для использования в тоннелях, копания траншей, выборки горной массы в карьерах имеют функциональные и технические отличия. Каждый из технологических процессов имеет свои особенности и для достижения наилучшей производительности следует применять экскаватор, подходящий для использования в определенных условиях.

Обозначение экскаваторов по ГОСТ 30067–93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные

К основным параметрам, влияющим на выбор экскаватора, относятся такие характеристики:

  • Тип ходовой платформы – гусеничная, пневматическая, железнодорожная, понтонная для работы на воде, шагающая.
  • Режим использования – постоянный, периодический.
  • Тип моторов – дизельные, электрические.
  • Вместимость ковша и его виды.
  • Мощность силового агрегата.
  • Эксплуатационный вес и размеры.
  • Скорость передвижения.

Конструкция экскаваторов

Рабочая схема экскаватора состоит из таких элементов:

  • Двигатель экскаватора.
  • Масляные насосы.
  • Подъемный цилиндр.
  • Управляющий клапан.
  • Приводной электродвигатель.
  • Электродвигатель для поворота кабины.
  • Плечевой цилиндр.
  • Стрела.
  • Плечо манипулятора.
  • Ковш.
  • Ковшовой цилиндр.
  • Гидравлические магистрали.

Гидромолот Импульс-120/Impulse 120 – навесное оборудование экскаватора для решения широкого спектра дорожных и общестроительных задач.

Читайте также  Регистрация экскаватора в Гостехнадзоре документы

Типы и виды экскаваторов и их классификация

Наличие широкого выбора навесного оборудования для стрелы экскаватора позволяет расширить возможности механизма. Для удобства машины классифицируются в соответствии с условиями использования, назначением и по другим показателям, о которых будет сказано ниже.

По назначению

В зависимости от выполняемых функций и комплектации навесным оборудованием под отдельный тип работ, машины классифицируются на такие модели:

  • Классическая модель для земляных и погрузочных операций в комплекте со землеройным, погрузочным ковшом.
  • Траншейный экскаватор для прокладки как кабелей городской электросети, так и магистральных трубопроводов с навеской цепной, роторной, дисковой или плужной конструкции.
  • Струг для планировочных работ с рабочим органом в виде стрелы с подвижной тележкой, на которой закреплен ковш.
  • Драглайн для работы с породами, расположенными ниже уровня машины. Ковш крепится к стреле на гибких связях и зачерпывает грунт по направлению к машине.
  • Планировщик для выемки грунта и формирования насыпи, снабженный телескопической стрелой и ковшом в виде обратной лопаты.

По принципу работы

Выбор экскаватора будет зависеть от режима его работы. По этому признаку машины делятся на многоковшовые – непрерывного действия и одноковшовые – циклического действия.

Экскаватор гусеничный UMG E180C – маневренная и производительная техника для различных условий и видов работ.

Техника с циклической схемой работы последовательно разрабатывает грунт и убирает его в сторону с помощью одного навесного оборудования – ковша. Экскаватор с одним ковшом – это универсальная машина, которая приспособлена под навесное оборудование различного назначения: грейфер, драглайн, прямая или обратная лопата и др.

Многоковшовые экскаваторы

Многоковшовый экскаватор непрерывного действия имеет несколько ковшей и может работать без остановок в разных плоскостях – вертикальной, горизонтальной или по кругу.

Цепные модели оборудования подходят для рытья траншей, канав или каналов на грунтах с однородной структурой. Возможности этого устройства не всегда позволяют вчистую убрать грунт с разрабатываемой траншеи, из-за чего может потребоваться дополнительный механизм для переброски отвальной почвы на поверхность.

Роторные модели с несколькими ковшами подходят для вскрышных работ в открытых каналах.

Размерные группы экскаваторов по эксплуатационной массе

Главный параметр экскаватора – это его эксплуатационный вес с основным рабочим оборудованием. По этому критерию машины делятся в соответствии с ГОСТ–30067–93 на размерные группы, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1 Классификация одноковшовых универсальных экскаваторов по эксплуатационной массе

По типу шасси

По типу устройства ходовой части различают такие экскаваторы:

  • Гусеничные.
  • Гусеничные с увеличенной опорной поверхностью гусениц.
  • Колесные.
  • Рельсовые.
  • Шагающие.
  • Плавучие.
  • Комбинированные.

Экскаватор колесный UMG E170W – маневренная и производительная техника, которая может самостоятельно доехать к месту работ.

По типу двигателя

Мощные и тяжелые гусеничные карьерные экскаваторы предпочтительно имеют электрический двигатель, который работает от силового кабеля, специально проведенного к месту разработки. Более легкие и маневренные экскаваторы, независимо от типа шасси, часто оснащаются дизельным мотором.

По повороту рабочего оборудования

Маневренность и удобство использования навесного оборудования экскаватора во многом зависит от типа его сочленения и гибкости связи со стрелой. В разных условиях работы удобно более или менее жесткое соединение ковша со стрелой и по этому признаку оборудование делится на такие виды:

  • Ковш, который приводится в движение канатами.
  • Ковш, жестко сочлененный со стрелой по схеме, втулка/вал и приводом от гидроцилиндров.

Канатный или жестко сочлененный тип подвески ковша используется на планировщике с телескопической стрелой, который доставляет ковш к месту работы втягиванием и выдвижением стрелы.

По виду рабочего оборудования

Универсальность одноковшового экскаватора позволяет навешивать на него такое оборудование:

  • Отвал.
  • Щетку.
  • Снегоуборочную установку.
  • Грейфер.
  • Планировочный ковш.
  • Бревнозахват.
  • Вилы.
  • Вибротрамбовка.
  • Траншейный ковш.
  • Рыхлитель.
  • Бур.
  • Гидромолот.

Экскаватор-погрузчик New Holland B90B LR – техника, с которой успешно применяется различное навесное оборудование.

По типу привода

В зависимости от места установки основного рабочего механизма экскаватора, его подвижность и угол действия отличаются. При компоновке основного механизма на подвижной платформе, оборудование может передвигаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Эта характеристика классифицирует машину, как полноповоротную.

При способе крепления оборудования на ходовой части техники, его угол действия менее 360 градусов, что классифицирует такой экскаватор, как неполноповоротный.

Развитие гидравлических систем, электрических моторов и средств автоматизации управления экскаваторами позволяет этой технике решать весь спектр производственных, строительных, дорожных, коммунальных и других задач. Кабины машин оборудуются креслами с регулировкой, удобными органами управления, установками для вентиляции и кондиционирования воздуха, что обеспечивает оператору комфортные условия труда и снижает утомляемость.

Правила разработки грунта в котловане или траншее при помощи экскаватора

Рытье котлована под основание дома или траншей под фундамент – это первоначальный этап при любом строительстве, жилым или промышленном. От того, насколько качественно он выполнен, зависит прочность и долговечность всей будущей конструкции.

Процесс рытья котлована экскаватором

Происходит разработка котлована в несколько стадий и не ограничивается непосредственно выкапыванием ямы, как думают многие далекие от строительства люди. Это актуально для фундаментов любого типа — плитных, ленточных, блочных. Для столбчатых и винтовых — земляные работы с применением техники не проводятся.

Этапы подготовки перед разработкой котлована

Первоначально разрабатывается схема и план. Для составления проекта котлована проводят несколько исследований и экспертиз, в частности, изучают состав и плотность грунта, рассчитывают статическую нагрузку на фундамент, определяют наличие и глубину подпочвенных вод.

Последний показатель особо важен, поскольку подпочвенные воды часто могут стать непреодолимым препятствием для строительства на том или ином участке. Если здание все же должно быть построено именно здесь, то прибегают к дорогостоящей и технологически сложной операции по осушению грунта, а также при строительстве обустраивают системы отвода воды от фундамента.

Также состав грунта и глубина пролегания подпочвенных потоков влияют на угол наклона боковых стен котлована или траншей.

После того, как схема и план составлены, их переносят непосредственно на местность. Это значит, что необходимо сделать геодезическую съемку и в зависимости от ее результатов определяют размеры будущего котлована или траншеи и делают разметку участка под него.

Разметка участка перед рытьем котлована

Этот же этап подразумевает выполнение ландшафтной корректировки грунта: засыпают существующие ямы, ровняют холмы выступы, сносят неиспользуемые сооружения, выкорчёвывают растительность.

Перед тем, как начать рытье котлована под фундамент экскаватором или траншеи под водопровод, необходимо убедиться в том, не проходят ли на его месте какие-либо подземные коммуникативные сети.

Если они есть, то их схема должна быть изменена, коммуникации перепроложены по другому маршруту, вне зоны разработки. Только после выполнения всех предварительных стадий можно приступать к самим земляным работам – копать котлован.

Как осуществляется разработка котлована?

Наиболее эффективный способ разработки грунта под фундамент – использовать мощный экскаватор. Единственный вариант, когда эта операция невозможна – ограничен проезд техники к строительному объекту. В этом случае придется копать траншеи вручную, что гораздо более затратно и по времени, и по средствам. Опытные специалисты строительных компаний заранее просчитывают возможность подъезда к строительному участку и в случае его отсутствия, прокладывается временная схема дорог для доставки техники и материалов на объект.

Рытье котлована экскаватором

Перед тем, как начать рытьё котлована экскаватором, следует знать, что от качества выполненных работ будет зависеть безопасность будущей постройки. Поэтому такой важный этап, как копка, следует доверить исключительно профессионалам, поскольку любительский подход с целью удешевить общую смету строительства в данном случае совершенно не оправдан.

Для рытья котлованов и траншей используется специальная техника. Вид землеройной машины определяется в зависимости от условий местности и от предполагаемого объема работ.

Так, к примеру, для того, чтобы копать небольшой мелкозаглубленный фундамент или траншеи под трубопровод, применяют мини-экскаватор. А вот для значительных углублений большой площади целесообразно использовать более мощными машинами – экскаваторами на колесах или гусеницах, оснащенными одним и более ковшей.

Одноковшовые машины считаются наиболее универсальными, поскольку их можно использовать практически в любых условиях. Многоковшовая техника применяется реже, только для разработки объектов высокой сложности. Выбор экскаватора, с помощью которого будет выполнена работа по обустройству котлована или траншеи, осуществляется индивидуально, с учетом всех условий и особенностей объекта.

Виды экскаваторов

Наиболее часто работа по разработке грунта под фундамент, водопровод или канализацию осуществляется с помощью экскаватора, оснащенного прямой или обратной лопатой. Прямая лопата грунт вынимает «от себя», а обратная – «на себя». Прямая лопата работает с породами, которые находятся выше уровня стоянки, обратная, соответственно, с теми, которые расположены ниже.

У машин, у которых есть прямая лопата, эффективность более высокая, и достигается она благодаря прочности ковшей и наличию мощной гидросистемы. Прямая лопата применяется достаточно широко: копка котлованов и траншей, дорожно-строительные работы, вскрышные работы.

Прямая лопата и обратная имеют свои особенности, а также достоинства и недостатки.

Так, техника с прямой лопатой может выполнять достаточно объемную работу. Без такого механизма не будет существовать эффективно ни одно строительное предприятие.

Одно из преимуществ этой техники – высота уступа может быть от 10 до 15 метров. Также, в отличие от экскаваторов с обратной лопатой, он имеет на одну группу гидроцилиндров больше и более сложное техническое содержание.

Экскаватор с прямой лопатой

Обратная лопата имеет объем ковша не более 8 м 3 , что не очень удобно для выполнения больших объемов работ. Обратная лопата и ее схема действия подразумевают выемку грунта только с площадки, которая находится ниже уровня стояния экскаватора. Обратная лопата имеет неоспоримое преимущество: легкость управления и простота конструкции.

Роторный экскаватор

Для проведения работ, связанных с глубоким черпанием, для вскрышных работ, очень часто используют роторный экскаватор. Подобная техника движется на своем ходу, работа выполняется непрерывно.

Схема работы роторного экскаватора: ковшами, закрепленными на роторном колесе, извлекается грунт или порода. Поскольку ковши могут вращаться вокруг своей оси, они имеет свойство наполняться полностью.

Роторный экскаватор отлично работает при любых температурах, его работоспособность нисколько не падает, как при низких, так и при высоких температурах. Они могут выдерживать самые высокие нагрузки, и их работа осуществляется в беспрерывном режиме.

Помимо того, что они могут копать котлованы, роторный экскаватор способен транспортировать и загружать вынутый грунт в транспортные средства.

Разгружается роторный экскаватор двумя способами: гравитационным и инерционным. В первом случае операция осуществляется за счет действующих сил породы, когда она находится в зоне разгрузки, в верхней части ротора.

Во втором – за счет влияния центробежных сил, воздействующих на породу. Выгрузка вынутого грунта или породы осуществляется на конвейер, расположенный сбоку на экскаваторе. После этого отработанная порода поступает в транспортное средство.

Как правильно вырыть котлован под дом? (видео)

Процесс копания котлованов экскаватором

Копать котлованы под строительство или траншеи под водопровод не представляется чем-то достаточно сложным – схема процесса проста, но соблюдать все этапы необходимо обязательно. Эффективность работы зависит не только от одного экскаватора, в процессе участвует много сопутствующей техники. При необходимости нужно организовать отвоз грунта со строительной площадки, а также укрепить стены котлована.

Если соединить все этапы, то получится следующая схема:

  1. Геологическая экспертиза почвы, грунтовых вод, подбор соответствующей техники.
  2. Анализ участка на предмет наличия инженерных сетей: подземный водопровод, газопровод, канализационная система. Если таковые имеются, то организовывают их обвод вокруг строительного участка.
  3. Начало разработки грунта с одной из сторон.
  4. Последовательное снятие слоев.
  5. Завершение земляных работ.
  6. Укрепление или доработка стенок котлована.

Схема работ достаточно проста, тем более, что всю последовательность выполнения этапов контролируют геодезисты.

Читайте также  Обязанности машиниста экскаватора погрузчика

Процесс рытья котлована экскаватором

С помощью измерительной техники (нивелиры и теодолиты) они определяют уровень безопасной разработки, а также корректируют и планируют работу экскаваторщика.

Во всем процессе разработки грунта важна также схема действий самой машины. Ее работа должна быть постоянной, с максимальной эффективностью.

Для этого грунт должен отвозиться со строительного участка достаточно оперативно. Обеспечить это могут несколько грузовиков с отвалами: как только одна грузовая машина заполнилась, на ее место сразу же должна подъезжать следующая.

По окончании разработки мелкие недочеты исправляют посредством миниатюрной техники или рабочих. После укрепления стенок котлована можно делать подушку из гравия на дне и приступать к строительству непосредственно фундамента.

Копка колодцев экскаватором

Копка колодцев экскаватором более дешевая, чем ручная. Увеличиваются расходы на материалы, но уменьшаются на работу.
Предлагаем разобраться почему.

Технология копки колодца экскаватором

Экскаватором-погрузчиком можно выкопать яму глубиной 5,5 метров, обычно требуется 6-7 метров колец, тогда техника выкапывает съезд 1,5 метра, тем самым и достигается нужные метры глубины. Поэтому территория раскапывается не маленькая.
При копке возможно обрушение земли. Требуется быстрый подвоз колец, есть риск что вода может смыть землю, тогда придется с новыми усилиями все расчищать. Желательно сразу рассчитать такой фактор и подготовить манипулятор для спуска колец.

Установка первого кольца, очень важно. Желательно чтобы кто-то регулировал установку колец сидя на самом кольце, в руки ему можно дать черенок, чтобы отталкиваясь от стенок ямы, мог тем самым регулировать местоположения кольца. Так как земля обрушивается, даже если вначале сделаете ровную площадку, вероятность что, осыпавшись, земля все вам испортит велика. Да и трактором, на такой глубине и под наклоном сложно ровнять горизонтальную площадку под кольцо.

Обязательно должен быть человек, которые бы сверху подсказывал, как ставить кольцо, чтобы при подъеме колодца, кольца не задевали за края выкопанной ямы, так как придется срезать часть земли, и она будет осыпаться в колодец.

После, как кольца будут установлены, трактором нужно поправить кольцо будущего колодца, надавив на приподнятую часть.

Далее, кольцо за кольцом опускаются, рабочие его устанавливают, отталкиваясь черенком и направляя кольцо. Для простоты работы и для того, чтобы кольца не съезжали, желательно брать кольца с пазами, они конечно значительно дороже. Но ускоряют время работы и делают конструкцию долговечнее.

В заключение добавляются последнее кольцо и крышка. Для того чтобы кольца не выпирали из земли лучше использовать полукольца, это уже на ваше усмотрение.

Так же при необходимости можно установить донный фильтр.

Плюсы, минусы копки колодца трактором (экскаватором-погрузчиком)

К плюсам можно отнести:

Более качественные, прочные, толстые кольца;

За счет пазогребневой системы, кольца не будут съезжать;

Можно монтировать кольца со ступеньками;

Колодец получается дешевле чем при ручной копке;

Быстрее, чем ручная копка (профессиональная бригада копает примерно так же по времени);

Можно вниз засыпать ПГС, увеличив водоизмещение и фильтрацию воды через песок;

Раскапывается большой котлован, перекапывается земля, портиться участок;

Можно капать не больше 7 метров, если вода глубоко залегает, то данный метод не подойдет;

С первого раза не всегда получается установить кольца прямо;

Если сразу не опустишь кольца, то земля может обрушиться;

Возможно из-за этого же не для всей почвы подойдет этот метод;

Нижнее кольцо частенько бывает заилено;

Весной, таким методом нельзя копать, слишком много воды. Есть высокая возможность обрушения.

Нюансы копки колодца данным методом

1) Лучше использовать кольца с позами
2) Начав копать трактором, нужно заранее обсудить что через несколько часов кольца подвезут
3) Можно использовать кольца со ступеньками (будет удобно спускаться устанавливать/менять насос, чистить колодец) Но существуют свои недостатки так как уменьшается внутренний диаметр, углублять будет сложновато.

4) Желательно сразу засыпать дно колодца гравием или щебнем, так мы предотвратим “намывание” глины

5) Грунт, засыпанный по краям колодца в течении полугода, осядет, его придется опять подсыпать или сразу насыпайте с горкой и трамбуйте задним ковшом.
6) Если нужен, к примеру колодец 9 метров, а не семь, то тогда можно выкопать 6,5-7 метров трактором, а оставшиеся 2-2,5 метра углубить вручную. Может внешние кольца, установленные экскаватором, просядут, так как вы выгребите из-под него опору.

Технические характеристики экскаваторов. От меньшего — к большему

При выборе любого авто в первую очередь детально оцениваются не сколько стоимость и бренд, сколько технические характеристики. Именно «паспорт» той или иной модели даёт будущему владельцу точное представление об эксплуатационных возможностях.

Для людей, приобретающих большегрузную технику, в том числе экскаваторы, определяющим фактором становится производительность. Её можно «считать» по таким характеристикам, как эксплуатационная масса, объём ковша, максимальная скорость и мощность двигателя.

Чем отличаются экскаваторы?

Конструктивно любой экскаватор состоит из фундаментальных элементов: ходовой части, двигателя, кабины с панелью управления, поворотной платформы, стрелы и так далее. Конечно, описание стандарта весьма схематично — при чуть более детальном «осмотре» раскрывается всё многообразие существующих моделей.

Своего рода стартовой определяющей технической характеристикой экскаватора является его эксплуатационная масса. Исходя из своих габаритов, большегрузы классифицируются на лёгкие, средние и тяжёлые.

Мощностные показатели и сфера применения определяются, исходя из ходовой части — колёсной или гусеничной. Машины на колёсах чаще всего эксплуатируют в дорожно-строительной отрасли. Такие экскаваторы двигаются быстрее, имеют большую мобильность и манёвренность, что позволяет перемещать грузы на дальние расстояния и легко лавировать между различными преградами.

Предназначение гусеничных экскаваторов — работа на сложных, недоступных для колёсной техники участках. Например, они легко перемещаются по бездорожью, в болотистой местности и на прочих слабых грунтах. По сравнению с колёсными представителями семейства «гусеницы» отличаются повышенной проходимостью и устойчивостью, поэтому горнопромышленники отдают предпочтение таким моделям.

Главный рабочий орган экскаватора — двигатель — может быть дизельным или электрическим. Техника, работающая на дизельном двигателе, обладает усиленной мощностью, поэтому её задействуют для выполнения сложных землеройных работ, требующих высокой производительности.

Электрические экскаваторы долгое время характеризовались компактностью. К их помощи чаще обращались в случае, если нужно было произвести небольшие по объёму работы в ограниченном пространстве на мягкой почве. Однако сегодня техника с электродвигателями используется повсеместно во многих отраслях, включая горнодобывающую промышленность.

Технические характеристики экскаваторов разительно отличаются в зависимости от принципа работы. Так, сегодня в широком разнообразии представлены модели, работающие как в цикличном, так и непрерывном режиме.

«Кольцевая» техника оснащается одним ковшом, который используется по цикличной, последовательной схеме «набрал — перенёс — высыпал». Экскаваторы непрерывного цикла оборудованы постоянно приводимым в движение колесом сразу с несколькими ковшами, благодаря чему могут выполнять операции одновременно.

Одноковшовые машины — более универсальные помощники, их эксплуатируют при землеройных работах любого плана. Многоковшовые экскаваторы широко применяются на вскрышных и добычных работах в горнодобывающей промышленности, в строительстве и при выполнении различного рода специальных работ — для рытья траншей, прокладки трубопроводов и кабельных линий.

Производительность спецтехники определяется вместимостью ковша, ведь именно от этого показателя зависит «коэффициент полезного действия». Так, применительно к горной добыче принципиальное значение имеет скорость загрузки самосвалов, которая отражается на объёмах добычи.

Объём грунта в ковше зависит от объёмной массы грунта и коэффициента наполнения ковша, равного отношению объёма разрыхлённого грунта в ковше и непосредственно ёмкости ковша.

От ковша «произрастает» масса других важных аспектов: например, радиус копания, выгрузки, глубина резания, высота выгрузки, вырывное усилие и многое другое. И не будем забывать, что экскаваторы нередко модифицируют навесным оборудованием, которое также имеет свои технические характеристики.

В совокупности разнообразие технических нюансов рождает массу типов экскаваторов. Каждый из них при сочетании определённого набора характеристик находит свою нишу — в том или ином сегменте, на том или ином объекте.

Чтобы наглядно показать, насколько представители большого семейства могут отличаться друг от друга, возьмём по одному самому лёгкому, габаритному и нестандартному экземпляру от популярных производителей экскаваторов.

Модели Hitachi

Самым миниатюрным экскаватором в линейке японского производителя Hitachi, без сомнений, считается модель гусеничного типа ZX17U 5A. Эксплуатационная масса мини-грузовичка составляет 1,88 т. В суженном состоянии его ширина не превышает и одного метра.

ZX17U 5A оснащаются ковшом ёмкостью всего 0,02-0,05 м 3 . Номинальная мощность двигателя составляет 10,6/14,4 кВт/л. с., максимальная скорость не превышает 4,3 км/ч, глубина копания — 2190 мм. Эта машина обладает самым малым радиусом поворота рабочего оборудования в своём классе, что делает её идеальной для эксплуатации в стеснённых условиях. Конечно, об эксплуатации ZX17U 5A в карьерах не может быть и речи: мини-экскаваторы для этого в принципе не предназначены.

В модельном ряду техники Hitachi для горнодобывающей сферы «малышом» считается 115-тонная (!) модель EX1200-7. Вместимость ковша у этих машин в как минимум в 5 раз выше, чем у младших братьев: она варьируется в диапазоне 5,2-7 м 3 . Мощность измеряется 567/770 кВт л. с., предельная глубина копания достигает 8100 мм.

Hitachi принадлежит разработка гиганта EX8000-6, признанного одним из крупнейших экскаваторов мира. Эксплуатационная масса машины составляет 837 т. Ковш ёмкостью 43 м 3 способен вгрызаться в землю на глубину 4100 мм. Мощность EX8000-6 достигает 2×1450 кВт/ л. с. при 1800 об/мин, «сердце» экскаватора выдаёт 770 лошадиных сил.

И напоследок рубрика «уникально». Весной 2020 года Hitachi изготовила для одного из клиентов нестандартный ZX470 с рукоятью-рыхлителем для скальных и мёрзлых грунтов. Точнее сказать, было поставлено оборудование на шасси экскаватора, которое заменило тяжёлые бульдозеры на работах по рыхлению грунтов. За один проход машина производит рыхление на глубину сразу до 2 м.

Техника Caterpillar

Линейка американской компании Caterpillar стартует с малогабаритного гусеничного экскаватора 300.9D. Габариты этой землеройной машины настолько незначительны, что о ней можно сказать: компактнее только лопата.

Модель уступает по крупности даже «японцу» ZX17U 5A. Эксплуатационная масса не доходит и до тонны — всего 935 кг. Полезная мощность составляет 9,6 кВт, вместимость ковша колеблется на уровне 0,02-0,06 м 3 . Предельная глубина выемки 300.9D заявлена производителем в размере 1731 мм.

Наикрупнейшим образцом «гусеницы»-большегруза от бренда CAT долгое время считалась модель 390F. Одна единица техники весит 86,8 т, полезная мощность составляет 391 кВт. Максимальная глубина выемки достигает 7160 мм. Ковш вмещает в себе 6 м³ массы. Данный экскаватор может перемещаться со скоростью 4,51 км/ч.

В 2020 году на смену 390F пришёл землеройный гигант нового поколения Cat 395. Он весит уже около 94,8 т, что примерно на 8 тонн тяжелее массы предшественника. Мощность техники увеличилась с 524 л. с. до 543 л. с. Этот экскаватор также имеет увеличенную глубину копания до 9,7 м.

В копилке Caterpillar числится необычный экскаватор-разрушитель — совместная разработка с английской Kocurek Excavators для российской ГК «КрашМаш». «Демолюшен Caterpillar 390DLME» обладает действительно впечатляющими характеристиками.

Приспособление весит 92,5 т, а в полном снаряжении масса возрастает до 150 т. Максимальная длинна стрелы — 60 м, скорость поворота — 6,2 об/мин. В конце стрелы установлена комплексная орошающая система, которая при монтаже может параллельно производить пылеподавление. Экскаватор можно доукомплектовать различным навесным оборудованием — например, сверхмощными 10-тонными гидроножницами.

Экскаваторы JCB

Технические характеристики экскаватора от британского JCB 8008 CTS приблизительно схожи с предыдущими мини-моделями. Машина весом 950 кг перемещается со скоростью, не превышающей 1,8 км/ч. Глубина компания ковша объёмом 0,02-0,07 м 3 держится на отметке 1690 мм.

Эксплуатационная масса самого крупногабаритного представителя на гусеничном ходу JCB JS360 достигает 36 т. Этот богатырь способен развивать относительно высокую скорость — до 5,5 км/ч. Глубина рытья чуть переваливает за 8 м, объём ковша в стандартной комплектации составляет 2,34 м 3 .

Читайте также  Какой мини экскаватор лучше брать для работы?

Венцом нестандартного подхода к разработке новых моделей среди экскаваторной техники JCB стал 11-тонный Hydradig 110W колёсного типа. Набор технических характеристик можно назвать обычным: предельная скорость — 40 км/ч, вместимость ковша — 0,15 м³, глубина погружения — 2 м.

«Спецназовец» выделился на фоне остальных моделей установленной шарнирно-сочленённой стрелой, состоящей из двух частей. Она обеспечивает круговую грузоподъёмность в одну тонну при оснащении машины сдвоенными шинами.

УЗТМ. Российские гиганты

Во времена СССР завод тяжёлого машиностроения УЗТМ был одним из флагманских производителей карьерных экскаваторов. «С конвейера» сходили промышленные великаны повышенной мощности. Один из них занял в советской истории особое место: речь про крупнейший экскаватор ЭШ 100100 1976 года выпуска.

Он был оснащён ковшом объёмом около 100 м 3 , длина стрелы равнялась 100 м. Технику приводили в движение 4 синхронных электродвигателя мощностью по 3 600 кВт каждый. Глубина резания достигала 47 м, радиус разгрузки — 97 м. Агрегат мог разгоняться до 60 м/ч.

По своей крупности экскаватор встал в одну линию с самыми большими экскаваторами мира. В течение 15 лет ЭШ 100100 эксплуатировали горняки Назаровского угольного разреза. Вследствие падения добычи потребность в использовании крупногабаритной техники исчезла, посему его отправили на консервацию. Со временем экскаватор пришёл в негодность, и его сдали на металлолом.

Сегодня «Уралмашзавод» всеми силами возвращает былую мощь. За последние несколько лет рынок пополнился рядом отечественных новинок, среди которых нельзя не отметить самый крупный российский экскаватор современности — ЭКГ-35.

Модель типа прямой лопаты выполнена с реечным напором, двухбалочной рукоятью и вантовой подвеской стрелы. Его рабочая масса набирает 1230 т. Диапазон ёмкости ковша варьируется в диапазоне 26-40 м 3 , а скорость передвижения составляет 1,08 км/ч.

Как правильно работать на экскаваторе

Гидравлические экскаваторы считаются основополагающей техникой при производстве большого количества видов с землеройных работ или при выполнении работ по перемещению масс различного рода грунтов. Исходя из статистики рост на рынке экскаваторной техники, составляет ежегодно 7-8 процентов. Импорт техники при этом из-за рубежа показывает вполне неплохой рост в 40-45 процентов, из данного числа. Получается, что поделен весь рынок землеройной техники между иностранными и российскими производителями.

На вопрос, какой при выборе лучше экскаватор – ни один эксперт не сможет дать однозначного ответа. Аргументы здесь просты: дешевле российская техника, а западная надежнее. Попробуем поэтому разобраться в вопросе: как работать правильно на экскаваторе, так при аккуратной работе ломается техника реже, а вот незнание функций управления может обернуться однозначной поломкой.

Управление импортной техникой

Теперь давайте ответим на детальный вопрос: как правильно работать на импортного производства экскаваторе, чтобы не сломать его. Для начала следует определиться: какой у вас не окажется гидравлический экскаватор – маленький или большой для управления им вам будут необходимы навыки и занятия, а вот физическая сила не потребуется точность. Обязательно будет присутствовать щиток приборов, как у легкового хорошего автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. Присутствует на нем:

  • Табло подсчета моточасов
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора
  • Сигнальный индикатор – предупреждение о перегреве
  • Заряд аккумуляторов экскаватора
  • Температура двигателя
  • Показать давления масла
  • тахометр

Функции по управлению экскаватором поделят два джойстика, один отвечать будет за движение в пространстве экскаватора и движение ближней части стрелы, другой за работу ковша и стрелы-манипулятора. Какой бы ни оказалось сложной работа, управление требовать будет практики, которую получить можно на компьютере с программой-симулятором для этого вида экскаватора.

Необходимо знать, что разные виды экскаваторов, в зависимости от завода производителя, располагают индивидуальными схемами управления.

Управление отечественной техникой

Особенности управления российской сборки экскаватором отличаться будет от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей связанных напрямую с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора, а также механизмом управления ковшом.

Будут отвечать за поступательное движение техники две педали и руль для шасси на пневмоходу или рычаги для гусеничной машины. Курс теоретического обучения, а также производственная практика являться будут ответом на вопрос как правильно нужно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Процесс рытья траншеи экскаватором

Рытье траншеи является наиболее востребованным видом экскаваторных работ. Роют траншеи для прокладки кабеля, отопления, канализации, водопровода и т.д.

В каждом случае длина, ширина и глубина траншеи будут различными, но остаются общие принципы неизменными. Далее рассмотрим мы основные правила рытья траншей, котлованов и прудов, а также предоставим конкретные советы для отдельных ситуаций.

Разработка грунта экскаватором

Несколько этапов включает цикл работы экскаватора:

  • установка ковша для повторения цикла
  • обратный поворот платформы
  • разгрузка ковша
  • разворот платформы
  • резание грунта

Напрямую зависит скорость выполнения работ от времени выполнения одного цикла, более половины, которого приходится на развороты платформы. Таким образом, уменьшение угла поворота платформы ускоряет значительно рытье траншеи.

При резании грунта должен работать двигатель на полную мощность. Погружение ковша начинать следует по возможности ближе, а его содержимое высыпать в самой дальней точке кузова автомобиля или площадки, которая отведена специально для добытого грунта.

Достигается наибольшая эффективность тогда, когда позволяет глубина копания загрузить полностью ковш. Оптимальный радиус копания (расстояние от корпуса самого экскаватора до места погружения ковша) составляет примерно 70-90 процентов от максимального, который указан в технической документации.

Чтобы сократить еще больше расходы топлива и времени, совмещают несколько операций. К примеру, можно одновременно выполнять разворот платформы с опусканием ковша для последующего копания или с поднятием ковша для разгрузки.

Рытье траншей, котлованов, прудов

Первым делом необходимо очистить забой (площадку, на которой производится работа, расположен экскаватор и дополнительная техника), от пней, крупных камней, мусора и любых других лишних объектов.

Если на большое расстояние необходимо транспортировать грунт, то содержимое ковша высыпают в кузов грузовых автомобилей. Считается оптимальной ситуация, когда помещается в кузове грузовика 3-7 полных ковшей. Производится наполнение кузова сбоку или сзади, перемещение над кабиной ковша запрещено. Должно производиться заполнение равномерно, но ковшом не разрешается разравнивать содержимое кузова.

Должен быть размещен экскаватор на расстоянии не меньше одного метра от края траншеи. Чем глубже траншея и мягче почва, тем технику располагают дальше. Рекомендуется безопасное расстояние, которое глубину рытья превышает на один метр, экскаватор при этом располагают так, чтобы находилась ведущая пара колес дальше от края, чем ведомая.

Требует рытье искусственного пруда предварительного изучения грунта и глубины непосредственного расположения подземных вод. Крайне нежелательно для подобных работ применять старую технику, не удастся таким образом сэкономить, а вот получить большое количество расходов – вполне. Наиболее правильным и разумным вариантом является применение экскаватора, который способен работать на большом расстоянии, это даст возможность сберечь нервы и технику.

При рытье глубоких траншей и котлованов соблюдается общее правило: чем глубина больше, тем откосы делают более пологими. При необходимости укрепляют стенки.

Если в заболоченной местности предстоит работа, то с собой берутся специальные щиты, из которых должна собираться рабочая площадка. Должен превышать размер этой площадки длину самих гусениц.

Соблюдение правил работы, служебных инструкций и техники безопасности дает возможность избежать при работе неожиданных ситуаций, материального ущерба и порчи техники. Будет не лишним составление договора на выполнение работ в определенном объеме.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах отечественного и импортного производства необходимо будет ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, которая разработана непосредственно для конкретной модели.

Необходимо перед началом первой работы ознакомиться со значением специальной информации, которая расположена на агрегатах и корпусе экскаватора. Во всех опасных местах будут присутствовать таблички предупреждения на машине, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают степень и уровень возможностей опасности:

  • Предостережение, сигнализировать будет о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие необходимых действий обернется потенциально возможными получениями малых или средних увечий.
  • Предупреждение, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность довольно опасной ситуации, которая может обернуться тяжелой травмой или летальному исходу, если для предосторожности не принять необходимые меры.
  • Опасность, сигнализирует о неотвратимости возникновения особо опасного случая, в случае которого пренебрежение необходимыми мерами безопасности может повлечь за собой тяжелые увечья или смерть.

Таблички, которые имеются на всех экскаваторах, применяют надписи и рисунки для визуального предупреждения и для исполнения являются обязательными.

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Использовать необходимо все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Перед началом работы оператор (машинист) экскаватора должен получить:

  • Максимально точные указания об условиях работы (наличие препятствий, расположение надземных линий электропередач, наличие подземных коммуникаций и их места прохождения и т.п.).
  • Технологическую карту работы экскаватора.
  • Инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).

Прежде чем начать работу на экскаваторе машинист обязан:

  • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
  • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
  • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
  • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
  • убедиться в наличии исправного инструмента;
  • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
  • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
  • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
  • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.

Только после того, как машинист убедиться в полной исправности экскаватора, он с другим обслуживающим персоналом начинает заправку экскаватора. При этом соблюдены должны быть следующие требования безопасности:

  • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
  • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
  • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
  • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
  • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.

Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

Перед непосредственным запуском двигателя должен убедиться машинист в его исправности, а также в исправности всех пусковых устройств двигателя:

  • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
  • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
  • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
  • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.

Сам машинист экскаватора должен заводить двигатель.