Ковш планировочный для экскаватора

Ковш планировочный для экскаватора

Демонтажные работы –обширное поле деятельности. Для разного вида задач должна быть своя, подходящая техника. Сегодня поговорим об особом подвиде навесного оборудования, а именно, о навесном планировочном ковше.

Общие моменты

Планировочный ковш – навесное оборудование, применяющееся в случае возникновения необходимости проведения планировочных или очистных работ, а именно, для создания насыпей, каналов, откосов или кюветов. Такие операции, в большинстве своем, можно выполнить стандартным ковшом, но потребуются несоразмерные временные затраты, а качество работы будет, мягко говоря, не на высоте. Планировочные ковши подходят для экскаваторов-погрузчиков, мини и УДС экскаваторов. Кроме обозначенного, планировочные ковши могут быть установлены на гусеничные или колесные экскаваторы с массой 12-35 тонн.

Бытует мнение, что любая задача может быть выполнена оператором экскаватора при помощи стандартного ковша. Даже то самое планирование поверхности грунта. В отличие от стандартного ковша, планировочный имеет меньшие объемы. Их глубина меньше, а ширина больше, чем у стандартного универсального ковша. Такие показатели дают преимущества при работе с поверхностями. У планировочных ковшей бывает разная ширина, которая зависит от того, на каком оборудовании планируется использовать такой ковш. Например, для экскаваторов погрузчиков выбирают ковши 1500-1800 мм, для полноприводных – 1800-2500 мм, для мини-экскаваторов – 1000 -1200 мм.

Типы планировочных ковшей

Планировочные ковши делятся на два типа: прямой и поворотный. Прямой обладает жестким креплением (его ещё называют «на пальцы»). Поворотный позволяет поворачивать ковш на какой-то определенный угол. Чаще всего это угол в 45 градусов. Преимущества прямого планировочного ковша – простая конструкция, бюджетное обслуживание, в том числе, нет необходимости устанавливать дополнительную гидролинию.

Что касается поворотного ковша, то, кроме меньшей бюджетности и необходимости дополнительной гидравлической разводки, практически всё остальное можно отнести к плюсам: высокая скорость, производительность и точность проводимых работ. Также установка поворотного ковша позволяет экскаваторщику компенсировать неровное положение спецтехники – четко выдержать линию горизонта можно, использовав поворотный ковш под нужным углом наклона.

Возможности

Планировочный ковш на отлично справится с такими задачами, как:

  • Подготовить основание дороги
  • Углубить и зачистить русла мелиоративных канав
  • Сформировать откосы
  • Очистить сточные канавы и путепроводы от мусора и случайной растительности
  • Разравнять насыпи.
  • Чистка водоканалов.
  • Финальное выравнивание различных грунтов.

Если сравнивать планировочные и обычные ковши, то вот ряд преимуществ первых:

  • Быстрее отгружают песок, щебень и другие материалы
  • Оперативно режут грунт и достают его из углублений
  • Быстрее стандартных ковшей вскопают траншеи или каналы.

Мы раскрыли базовые моменты, касающиеся планировочных ковшей. Современный рынок навесного оборудования позволяет выбрать подходящую именно под ваши задачи планировочный ковш. Как правило, ковши изготавливаются из износостойкой стали, что гарантирует долговечность эксплуатации, а усиленные режущие кромки делают возможным выполнение проекта практически в любых условиях.

Аренда экскаватора-погрузчика с планировочным ковшом в Москве

  • JCB
  • VOLVO
  • CASE
  • HITACHI
  • TEREX
  • CATERPILLAR
  • МТЗ
  • АП
  • HIDROMEK
  • JOHN DEERE
  • KOMATSU
  • NEW HOLLAND
  • HYUNDAI
  • с гидромолотом
  • C гидробуром
  • С паллетными вилами
  • C планировочным ковшом

  • +79265855590
  • +79850687774
Глубина копания 5.5 м.
Высота погрузки 3,3 м.
Марка экскаватора-погрузчика JCB 3CX
Доп. оборудование планировочный ковш
Объем ковша для копки 1.1 м/куб.

  • 89999678824
Эксплуатационная масса 8,4 т.
Объем погрузочного ковша 1,2 м/куб.
Марка экскаватора-погрузчика JСB 4CX
Доп. оборудование планировочный ковш

  • +74956494053
  • 89265138232
  • 12
Доп. оборудование планировочный ковш
Марка экскаватора-погрузчика JCB
Мин. время заказа 8 ч.
Объем ковша для копки 0.3 м/куб.
Объем погрузочного ковша 1.1 м/куб.
Эксплуатационная масса 7 т.
Грузоподъемность ковша 1.5 т.

  • +79265890046
Марка экскаватора-погрузчика Jcb 3 cx
Объем ковша для копки 0.60 м/куб.
Мин. время заказа 7 ч.
Доп. оборудование планировочный ковш
Объем погрузочного ковша 1 м/куб.
Эксплуатационная масса 8 т.

Отзывы на услуги по аренде спецтехники в Москве

Узнать цену на услуги спецтехники с ковшом для планировки земли на участке и во время строительства вы сможете в городе Москва в Московской области. Для этого свяжитесь по опубликованным телефонам из объявлений в Москве от размещенных компаний и частных владельцев спецтехники.

  • О сервисе
  • Реклама на сайте
  • Сотрудничество
  • Вопрос/Ответ
  • Партнёрская программа
  • Аналитика
  • Поиск объявлений
  • Контакты

При копировании материалов установка ссылки на официальный сайт Перевозка24 обязательна.

При регистрации на сайте вы соглашаетесь с договором оферты об оказании платных услуг.

2007–2021 © Федеральный интернет-портал «Перевозка 24»

  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
[планировочный ковш оборудование спецтехника услуги заказать]

Как выбрать планировочный ковш на экскаватор?

Следите за новостями в соц.сетях

Планировочные ковши — вид навесного оборудования, который используется для планирования поверхности грунта при создании откосов, насыпей и кюветов.

Зачем же нужен такой ковш? Многие собственники техники до сих пор уверены, что экскаваторщик может выполнить стандартным ковшом любую задачу: будь то рытье траншей или планирование откосов. Да, это возможно, но вопрос: сколько это займет времени и какого качества будет выполненная работа?

Постепенно владельцы техники приходят к пониманию, что для планировочных работ лучше подходит специальное оборудование.

Объемы планировочных ковшей, как правило, меньше. Они имеют большую ширину и меньшую глубину по сравнению со штатным ковшом для универсальных работ. Это позволяет эффективно работать с поверхностью. Помимо планировочных работ, такие ковши осуществляют погрузку легкого грунта, а также могут применяться для копания рыхлых материалов.

Сферы применения

Такому ковшу следует доверить следующие задачи:

  • Подготовка основания дороги
  • Разравнивание насыпи
  • Формирование откосов
  • Укрепление дамб за счет засыпки грунтом
  • Зачистка и углубление русел валовых канав (мелиоративных)
  • Очистка сточных канав вдоль дорог и путепроводов от растительности, упавших стволов деревьев, мусора

Планировочные ковши можно установить на различную технику:

  • — все виды полноповоротных колесных и гусеничных экскаваторов массой от 12 до 35 тонн (CAT, Volvo, Hitachi, Doosan, Komatsu);
  • — экскаваторы погрузчики JCB 3CX и других брендов;
  • — экскаваторы с удлиненным рабочим оборудованием (long reach/лонг рич);
  • — мини экскаваторы типа .

тоже может выровнять поверхность дороги, но конструктив его стрелы и ковша с большой шириной не позволяют планировать откосы и кюветы.

Стандартными носителями для планировочных ковшей являются полноповоротные гусеничные экскаваторы и машины с удлиненным рабочим оборудованием.

Ковши планировочные бывают разной ширины. Популярные размеры для полноповоротных экскаваторов — от 1800 до 2500 мм. Для экскаваторов погрузчиков — 1500–1800 мм объемом 0,3 и 0,4 м³. Для — 1000–1200 мм.

Типы ковшей:

  • прямой — имеет жесткое крепление «на пальцы»
  • наклонный — оснащен механизмом, который позволяет поворачивать ковш на определенный угол. Обычно угол наклона равен 45 градусов.

У обоих вариантов исполнения есть свои преимущества и недостатки, в том числе в вопросе цены. Конструкция прямого ковша простая и бюджетная, оборудование не требует установки дополнительной гидролинии.

Преимущества ковша с наклоном:

Наклонный механизм расширяет возможности ковша: обеспечивает высокую производительность работ за счет скорости и более высокой точности операций. При этом для эксплуатации ковшей с наклоном необходимо оснащать технику дополнительной гидравлической разводкой. Конструкция с гидроцилиндром сложнее, а потому наклонный ковш дороже.

Модель с наклоном может заменить трапециевидный траншейный ковш (также известен под названием профильный ковш) на разработке траншей — кюветов вдоль железнодорожных путей и водосточных канав вдоль дорог.

Еще одно преимущество наклонного механизма — более точная засыпка. За счет поворота угла можно позиционировать ковш таким образом, чтобы он качественно засыпал узкую траншею.

Кроме того, поворотными планировочными ковшами операторы могут компенсировать неровное положение машины. Например, находясь на неровной поверхности при планировке дна котлована, экскаваторщик может четко выдерживать линию горизонта за счет наклона, поворота ковша.

Планировочные ковши Impulse

Технопарк «Импульс» обладает собственными мощностями для осуществления полного цикла производства изделия. Можно купить готовый ковш или заказать под ваши задачи. При получении заказа конструкторы технопарка моделируют кинематику изделия, подбирают гидроцилиндры под будущую нагрузку, воспроизводят условия эксплуатации. Таким образом, ковши Impulse оптимально подходят для эксплуатации на объекте и выполняют задачи с максимальной эффективностью.

  • качественное, оперативное планирование поверхности;
  • специалисты изготовят ковш для любых марок машин массой до 35 тонн;
  • конструкторское бюро рассчитывает оптимальную кинематику с учетом ;
  • производство моделей с механизмом наклона;
  • наличие на складе для популярных моделей .

Основные материалы, используемые при производстве, — это конструкционные стали 09г2с и 10хснд. Отметим, что планировочные ковши не оснащаются зубьями. Для большего ресурса изделие можно дооснастить сменным ножом из Hardox. По желанию заказчика оборудование может быть полностью выполнено из износостойкой стали. Усиленные Hardox ковши рекомендованы под тяжелые грунты.

Купить готовый ковш или заказать под ваши задачи?

Виды экскаваторов – основные характеристики

Прототипом современного экскаватора послужила машина, построенная в Северной Америке в первой половине 19-го века. В то время приводом для экскаватора стал паровой двигатель, а сама установка была ограниченно мобильной. Она перемещалась по рельсам и использовалась для строительства железных дорог. В Россию экскаватор на паровой тяге был ввезен в 1842 году для прокладки железнодорожного сообщения Санкт-Петербург–Москва.

Основные характеристики экскаваторов

Экскаваторы для использования в тоннелях, копания траншей, выборки горной массы в карьерах имеют функциональные и технические отличия. Каждый из технологических процессов имеет свои особенности и для достижения наилучшей производительности следует применять экскаватор, подходящий для использования в определенных условиях.

Обозначение экскаваторов по ГОСТ 30067–93 Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные

К основным параметрам, влияющим на выбор экскаватора, относятся такие характеристики:

  • Тип ходовой платформы – гусеничная, пневматическая, железнодорожная, понтонная для работы на воде, шагающая.
  • Режим использования – постоянный, периодический.
  • Тип моторов – дизельные, электрические.
  • Вместимость ковша и его виды.
  • Мощность силового агрегата.
  • Эксплуатационный вес и размеры.
  • Скорость передвижения.

Конструкция экскаваторов

Рабочая схема экскаватора состоит из таких элементов:

  • Двигатель экскаватора.
  • Масляные насосы.
  • Подъемный цилиндр.
  • Управляющий клапан.
  • Приводной электродвигатель.
  • Электродвигатель для поворота кабины.
  • Плечевой цилиндр.
  • Стрела.
  • Плечо манипулятора.
  • Ковш.
  • Ковшовой цилиндр.
  • Гидравлические магистрали.

Гидромолот Импульс-120/Impulse 120 – навесное оборудование экскаватора для решения широкого спектра дорожных и общестроительных задач.

Типы и виды экскаваторов и их классификация

Наличие широкого выбора навесного оборудования для стрелы экскаватора позволяет расширить возможности механизма. Для удобства машины классифицируются в соответствии с условиями использования, назначением и по другим показателям, о которых будет сказано ниже.

По назначению

В зависимости от выполняемых функций и комплектации навесным оборудованием под отдельный тип работ, машины классифицируются на такие модели:

  • Классическая модель для земляных и погрузочных операций в комплекте со землеройным, погрузочным ковшом.
  • Траншейный экскаватор для прокладки как кабелей городской электросети, так и магистральных трубопроводов с навеской цепной, роторной, дисковой или плужной конструкции.
  • Струг для планировочных работ с рабочим органом в виде стрелы с подвижной тележкой, на которой закреплен ковш.
  • Драглайн для работы с породами, расположенными ниже уровня машины. Ковш крепится к стреле на гибких связях и зачерпывает грунт по направлению к машине.
  • Планировщик для выемки грунта и формирования насыпи, снабженный телескопической стрелой и ковшом в виде обратной лопаты.

По принципу работы

Выбор экскаватора будет зависеть от режима его работы. По этому признаку машины делятся на многоковшовые – непрерывного действия и одноковшовые – циклического действия.

Экскаватор гусеничный UMG E180C – маневренная и производительная техника для различных условий и видов работ.

Техника с циклической схемой работы последовательно разрабатывает грунт и убирает его в сторону с помощью одного навесного оборудования – ковша. Экскаватор с одним ковшом – это универсальная машина, которая приспособлена под навесное оборудование различного назначения: грейфер, драглайн, прямая или обратная лопата и др.

Многоковшовые экскаваторы

Многоковшовый экскаватор непрерывного действия имеет несколько ковшей и может работать без остановок в разных плоскостях – вертикальной, горизонтальной или по кругу.

Цепные модели оборудования подходят для рытья траншей, канав или каналов на грунтах с однородной структурой. Возможности этого устройства не всегда позволяют вчистую убрать грунт с разрабатываемой траншеи, из-за чего может потребоваться дополнительный механизм для переброски отвальной почвы на поверхность.

Роторные модели с несколькими ковшами подходят для вскрышных работ в открытых каналах.

Размерные группы экскаваторов по эксплуатационной массе

Главный параметр экскаватора – это его эксплуатационный вес с основным рабочим оборудованием. По этому критерию машины делятся в соответствии с ГОСТ–30067–93 на размерные группы, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1 Классификация одноковшовых универсальных экскаваторов по эксплуатационной массе

По типу шасси

По типу устройства ходовой части различают такие экскаваторы:

  • Гусеничные.
  • Гусеничные с увеличенной опорной поверхностью гусениц.
  • Колесные.
  • Рельсовые.
  • Шагающие.
  • Плавучие.
  • Комбинированные.

Экскаватор колесный UMG E170W – маневренная и производительная техника, которая может самостоятельно доехать к месту работ.

По типу двигателя

Мощные и тяжелые гусеничные карьерные экскаваторы предпочтительно имеют электрический двигатель, который работает от силового кабеля, специально проведенного к месту разработки. Более легкие и маневренные экскаваторы, независимо от типа шасси, часто оснащаются дизельным мотором.

По повороту рабочего оборудования

Маневренность и удобство использования навесного оборудования экскаватора во многом зависит от типа его сочленения и гибкости связи со стрелой. В разных условиях работы удобно более или менее жесткое соединение ковша со стрелой и по этому признаку оборудование делится на такие виды:

  • Ковш, который приводится в движение канатами.
  • Ковш, жестко сочлененный со стрелой по схеме, втулка/вал и приводом от гидроцилиндров.

Канатный или жестко сочлененный тип подвески ковша используется на планировщике с телескопической стрелой, который доставляет ковш к месту работы втягиванием и выдвижением стрелы.

По виду рабочего оборудования

Универсальность одноковшового экскаватора позволяет навешивать на него такое оборудование:

  • Отвал.
  • Щетку.
  • Снегоуборочную установку.
  • Грейфер.
  • Планировочный ковш.
  • Бревнозахват.
  • Вилы.
  • Вибротрамбовка.
  • Траншейный ковш.
  • Рыхлитель.
  • Бур.
  • Гидромолот.

Экскаватор-погрузчик New Holland B90B LR – техника, с которой успешно применяется различное навесное оборудование.

По типу привода

В зависимости от места установки основного рабочего механизма экскаватора, его подвижность и угол действия отличаются. При компоновке основного механизма на подвижной платформе, оборудование может передвигаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Эта характеристика классифицирует машину, как полноповоротную.

При способе крепления оборудования на ходовой части техники, его угол действия менее 360 градусов, что классифицирует такой экскаватор, как неполноповоротный.

Развитие гидравлических систем, электрических моторов и средств автоматизации управления экскаваторами позволяет этой технике решать весь спектр производственных, строительных, дорожных, коммунальных и других задач. Кабины машин оборудуются креслами с регулировкой, удобными органами управления, установками для вентиляции и кондиционирования воздуха, что обеспечивает оператору комфортные условия труда и снижает утомляемость.

Разновидности навесного оборудования мини экскаваторов и его применение

Мини экскаватор – самый небольшой экскаватор, который предназначается для работы в условиях с ограниченной маневренностью. Такие экскаваторы имеют очень компактные размеры, но их производительность, в некоторых случаях, не уступает большой технике.

Существует очень большое количество навесного оборудования для данной спецтехники, но самыми популярными являются ковши различной ширины, планировочный ковш, гидравлический молот и гидробур.

Давайте более тщательно рассмотрим, для чего используется каждый вид данного навесного оборудования:

Ковш шириной 20 сантиметров

20-сантиметровый ковш – самый узкий ковш, который используется для рытья траншей под самые разнообразные коммуникации. С помощью данного ковша осуществляют выборку грунта из траншей для прокладывания подземных трубопроводов и электрического кабеля. В некоторых случаях, в частном строительстве с помощью такого ковша прокладывают под землей канализационные трубы. В траншее, выкопанной 20-сантиметровым ковшом, можно прокладывать трубопроводы диаметром не более 110 миллиметров.

Ковш шириной 40 сантиметров

Данный ковш тоже считается траншейным. Только с помощью 40-сантиметрового ковша можно копать траншеи не только для подземных коммуникаций, но и для фундаментов ленточного типа. Такой ковш является самым популярным в частном строительстве. Ведь если толщина будущей стены дома полтора кирпича составляет 38 сантиметров, то для такой стены просто идеальным будет фундамент шириной 40 сантиметров. Кроме этого, 40-сантиметровый ковш на мини экскаваторе используется и для прокладывания трубопроводов более крупного диаметра. В траншее, выкопанной таким ковшам, можно с легкостью прокладывать трубы диаметром до 30 сантиметров.

Ковш шириной 60 сантиметров

60-сантиметровый ковш для мини экскаватора – универсальный ковш, который используется для очень многих целей. С помощью такого ковша осуществляют выборку грунта из траншей для того, чтобы прокладывать в них трубопроводы большого диаметра. Чаще всего, такие трубопроводы сооружаются на промышленных объектах. Кроме этого, траншеи, выкопанные данного ковша, подходят для монолитных ленточных фундаментов и фундаментов из блоков ФБС. С помощью 60-сантиметрового ковша очень часто разрабатывают небольшие котлованы. Это могут быть подвалы, приямки для скважин (кессоны). С помощью такого ковша можно выкопать котлован для септика. Очень часто мини экскаваторы с такими ковшами используются при строительстве и ремонте дорог. Кроме этого, с помощью 60-сантиметрового ковша можно грузить самые разнообразные сыпучие материалы на самосвалы.

Планировочный ковш

Название этого ковша говорит само за себя. Используется такой ковш, чаще всего для планировочных работ. С его помощью можно осуществлять планирование участков, в том числе и финишное выравнивание. Мини экскаватор с помощью планировочного ковша может с легкостью спланировать и откосы. Кроме этого, планировочный ковш можно использовать и для дополнительных целей. С его помощью можно проводить погрузо-разгрузочные работы легких сыпучих материалов. Данный ковш применяется для снятия верхнего плодородного слоя грунта и его перемещения. Это очень популярный ковш, который может выполнять много функций.

Гидравлический молот

Гидромолот – навесное оборудование для большинства типов экскаваторов. Гидравлический молот совершает ударные действия большой силы за счет гидравлической системы экскаватора. По принципу действия гидромолот – это более мощный и крупный отбойный молоток.

Используется гидравлический молот на мини экскаваторах очень часто. Он применяется для дробления бетонных, железобетонных и кирпичных объектов. С помощью гидромолота на мини экскаваторе можно демонтировать отдельные элементы внутри здания (отдельные стены, перекрытия, лестничные марши) и при этом сохранить целостность этого здания. Основная цель гидравлического молота на данной технике – демонтаж. Кроме этого, очень часто мини экскаваторы, оснащенные гидромолотами можно встретить во время проведения дорожных работ. Данный вид техники с легкостью вскрывает асфальтное и асфальтобетонное дорожное покрытие. Если установить на гидравлический молот специальную трамбовочную насадку, то мини экскаватор может уплотнять насыпной грунт. Очень часто таким образом трамбуют песчано-гравийную подушку перед тем, как укладывать тротуарную плитку или асфальтное покрытие. Мини экскаватор с гидромолотом – очень многофункциональная техника.

Гидравлический бур

Гидробур – дополнительное навесное оборудование, которое предназначается для бурения скважин под самые разнообразные нужды. Гидравлический бур работает путем вращения специального бурильного инструмента шнекового типа. Его вращение происходит за счет гидравлической системы мини экскаватора.

Используются гидробуры для бурения скважин под столбы, сваи и самые разнообразные ограждения. В некоторых случаях, с помощью гидравлических буров можно делать и водозаборные скважины небольшого диаметра. Мини экскаваторы, оснащенные гидробурами, участвуют в масштабном засаживании деревьев. Очень удобно делать ямы для посадки саженцев с помощью мини экскаватора. Но наиболее часто гидравлические буры работают на строительных площадках. Их используют для бурения скважин под заливные сваи. В связи тем, что диаметр таких буров не очень большой, то используются данные гидробуры только в частном строительстве при сооружении небольших коттеджей. Для сооружения свайных фундаментов для многоэтажных домов нужны полноценные буровые установки.

Мы описали лишь самое популярное навесное оборудование для мини экскаваторов. На самом же деле, подобного оборудования гораздо больше.

Наша компания предоставляет услуги аренды мини экскаваторов с самым разнообразным навесным оборудованием. Если Вы нуждаетесь в подобных услугах – звоните. Мы укомплектуем мини экскаватор самым современным оборудованием и выполним все поставленные задачи в кратчайшие сроки.

Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков

Экскаваторы с телескопической стрелой, или экскаваторы-планировщики, изобретенные американцами в 1940-е годы, занимают сравнительно небольшую долю рынка строительной техники. Обычных универсальных одноковшовых экскаваторов выпускают на порядки больше. Причем планировщиками занимаются специализированные фирмы, техники такого типа нет ни у одной ведущей машиностроительной компании. Экскаватор-планировщик, несмотря на уникальные свойства, был и остается нишевым продуктом.

Прямая телескопическая стрела с механизмом вращения ковша позволяет легко и быстро планировать откосы, благодаря этому основному свойству экскаваторы и получили название планировщиков. Экскаватор-планировщик обычно монтируют на автомобильное шасси, что определило второе его основное свойство – мобильность, особо востребованную на наших просторах. Мобильность вполне компенсирует высокое расположение экскаваторной установки, по причине чего уменьшается такой параметр, как глубина копания. Экскаватор-планировщик, например, в отличие от обычного экскаватора может подкопаться под фундамент, под трубу, под завал, что и определило его востребованность у столпов российской экономики – газовиков, нефтяников и МЧС.

Дополнительное удобство и скорость в работе дает система управления шасси из кабины экскаваторщика. Но для массовых земляных работ экскаватор-планировщик не очень удобен. Кроме автомобильного шасси используют также колесное экскаваторное и гусеничное. Гусеничное шасси необходимо для работы в заболоченной местности, например, в Западной Сибири. Кроме того, телескопическая стрела дает возможность работать в тоннеле.

Возможности планировщика расширяют сменные навесные орудия – ковши различного профиля и вместимости, грейферный захват, бульдозерный отвал, рыхлитель, грузовой крюк, виброплита, гидромолот, гидроножницы, буровая штанга и т. д. Неудивительно, что в народе экскаватор-планировщик прозвали «золотой ручкой».

В СССР в 1960-е годы предпринимали попытки разработать и запустить в производство экскаваторы-планировщики на автомобильных и колесных шасси. В 1970-е эти попытки увенчались успехом – несколько моделей запустили в производство, но подлинная мода на экскаваторы-планировщики пришла вместе с чешскими машинами UDS на шасси Tatra. Самосвалы Tatra пользовались у строителей заслуженным уважением за высокую проходимость и комфортабельную кабину, выгодно отличавшую их от изделий камского и минского заводов. А многофункциональный, надежный и эстетичный экскаватор-планировщик UDS на замечательном шасси вообще был мечтой любой строительной организации.

Словацкий завод Cestne’ A Stavebne’ Mechanizmy (так после акционирования в 1992 г. стало называться государственное предприятие «Заводы тяжелого машиностроения Тисовец»), несмотря на все цветные революции, разделения, выходы и вступления, продолжает работать и остается ведущим поставщиком экскаваторов-планировщиков на российский рынок, занимая половину этого сегмента. Сегодня завод выпускает четыре модели экскаваторов-планировщиков – USD 214, UDS 114, USD 232 и UDS 211.

Модель UDS 114 выпускается с 1982 г. и за эти годы не раз модернизирована. Основное шасси – полноприводная Tatra T815. Экскаватор устанавливают также на шасси MAN, Mercedes-Benz, Renault. Словацко-российское предприятие «ЦСМ-Руслан» (г. Домодедово МО) монтирует установки UDS 114 и UDS 214 на шасси КамАЗ-53228 (6х6). Компания «РИАТ» (г. Набережные Челны) устанавливает экскаватор UDS 114 на шасси КамАЗ-65111 (6х6) и КамАЗ-53228 (6х6). В базовую комплектацию UDS 114 входит двигатель John Deere мощностью 104 кВт, гидросистема построена на агрегатах Bosch Rexroth. Глубина копания стандартной двухсекционной стрелой коробчатого сечения составляет 6500. 6600 мм, радиус копания – 10 500 мм. Показатели впечатляют. UDS 114 не оснащают системой управления шасси из кабины экскаваторщика или функцией микропередвижения.

В 1995 г. UDS 114 эволюционировала в UDS 214, но основным шасси осталась все та же Tatra T815. Установка оснащена таким же двигателем John Deere, двухсекционной телескопической стрелой с такой же рабочей характеристикой. Основное отличие от UDS 114 – в функции микропередвижения.

CSM Tisovec кроме экскаваторов на автомобильных шасси выпускает модель UDS 232 на колесном шасси и UDS 211 на гусеничном с надстройками, аналогичными UDS 114 и 214. Завод сам не изготавливает шасси, а заказывает их у специализированных фирм.

Оголовок стрелы этих моделей оснащен полноповоротным механизмом ротации и механизмом быстрой смены, что позволяет опытному оператору за несколько минут сменить навеску, не выходя из кабины. За время выпуска планировщиков UDS завод сформировал набор наиболее ходового сменного оборудования, в который входят около 30 позиций – ковши вместимостью от 0,4 до 0,75 м 3 , отвал, каток для уплотнения грунта, планировочный ковш шириной 3 м, комбинированный ковш с рыхлителем, дренажные ковши вместимостью 0,15 и 0,25 м 3 , профильный ковш вместимостью 0,6 м 3 , захват, удлинители стрелы длиной 1,5; 3,0 и 4,5 м и др. Для оборудования сторонних производителей: гидромолотов, буров, вибротрамбовок, косилок и т. д. заводом предусмотрены специальные адаптеры, с помощью которых навеску можно установить на оголовок стрелы.

Белорусское предприятие «Святовит» (Минск) основано в 1997 г. Завод выпускал планировщики на автомобильных и гусеничных шасси под марками «Святовит», «Антей», «Гидра». Всего было выпущено более 500 ед. экскаваторной техники. Белорусские экскаваторы-планировщики занимают около 30% российского рынка.

В 2010 г. все марки «Антей» и «Гидра» упразднили, и современный модельный ряд, включающий экскаватор-планировщик на автомобильном шасси EW-25-M1 (комплектация S – стандартная, R – гидравлика Bosch Rexroth, L – гидравлика Linde), экскаватор-планировщик на гусеничном шасси (комплектации R и L), поставляется на рынок под единой маркой «Святовит».

Экскаваторы-планировщики монтируют на шасси МАЗ-6303/ МАЗ-631705, КамАЗ-65111, «Урал-4320». На выставке «СТТ-2010» завод представил первый экскаватор на шасси КамАЗ-43118, полнопривод­ном высокой проходимости с односкатной ошиновкой. Экскаваторная установка оснащена двигателем Д-245 мощностью 100 кВт и гидросистемой, построенной в зависимости от комплектации на аппаратуре компаний «Пневмостроймашина», Bosch Rexroth или Linde. Глубина копания двухсекционной телескопической стрелой коробчатого сечения – 5450 мм, с 1,5-метровым удлинителем стрелы – 6800 мм, радиус копания – 10 450 и 11 800 мм соответственно. Оголовок стрелы оснащен полноповоротным механизмом ротации и механизмом быстрой смены. В перечень сменного оборудования входят ковши вместимостью 0,4; 0,63; 0,5 и 0,8 м 3 , отвал, захват, каток, трехзубый кирковщик, планировочный ковш шириной 2,5 м, профильный ковш, однозубый рыхлитель, планировочная доска шириной 2,5 м, комбинированный ковш с рыхлителем.

В процессе конверсии «Мотовилихинские заводы» занялись дорожно-строительной техникой, в том числе экскаваторами-планировщиками, к серийному производству которых завод приступил в 1997 г. Сегодня экскаваторы марки «Мотовилиха» занимают около 20% российского рынка. В модельном ряду экскаваторы на автомобильных и гусеничных шасси. Первые пущенные в производство модели ЭО-43212 на шасси КамАЗ-53228 и ЭО-43213 на шасси «Урал-4320» завод выпускает и сегодня. Экскаваторные установки оснащены двигателем Д-243 и оригинальной двухсекционной телескопической стрелой. Механизм ротации размещен не на оголовке стрелы, а в коренной секции, и ковш вращается вместе с секциями стрелы. Глубина копания экскаватора – 5800 мм, радиус копания – 9000 мм. В перечень сменного оборудования входят ковш вместимостью 0,65 м 3 , планировочный ковш шириной 1,1 м, отвал шириной 2 м, траншейный и дренажный ковши, однозубый рыхлитель.

В 2008 г. завод запустил в серию модель ЕТ-4322 на шасси КамАЗ-43118. Особенность этой модели в том, что опора стрелы подвижна. Благодаря ее наклону экскаватор может разрабатывать вертикальную стенку, как обычный экскаватор, что значительно увеличивает возможности машины. Опора стрелы передвигается с помощью двух дополнительных гидроцилиндров, и переустановка стрелы для ее наклона на 90° не требуется. На ЕТ-4322 использована двухсекционная стрела коробчатого сечения с механизмом ротации на оголовке. Глубина копания – 6900 мм, радиус копания – 11 300 мм. В 2010 г. экскаватор получил новую, более комфортабельную кабину с улучшенной обзорностью.

ТВЭКС – имя одновременно новое и не новое на рынке экскаваторов-планировщиков. Калининский экскаваторный завод занимался разработкой и производством планировщиков на своем колесном шасси. В 1980-е годы производство планировщиков прекратили. В нынешние непростые времена падение спроса на традиционную продукцию – колесные экскаваторы подвигло Тверской завод на поиск новых путей в бизнесе, в том числе вернуться к теме планировщиков, но в иной форме. В марте этого года «Тверской экскаватор» представил общественности экскаватор-планировщик ТЭП-18 на полноприводном самосвальном шасси КамАЗ-65111. По желанию заказчика экскаватор могут смонтировать на шасси МАЗ 6х4 и 6х6, «Урал» 6х6 или Tatra. Также по заказу машину изготовят в северном или тропическом исполнении.

Двухсекционная телескопическая стрела экскаватора Тверского завода оснащена механизмом ротации ковша и устройством быстрой смены. В дополнение к основному ковшу предусмотрены разные виды сменного рабочего оборудования – планировочные и профильные ковши, захват, каток, кирковщик и др. У экскаватора есть точка подключения ручного гидравлического инструмента.

Беглый осмотр показал, что при сборке использована собственная кабина «Тверского экскаватора». Кабина интегрирована аккуратно и хорошо гармонирует с остальными деталями облицовки, которые, судя по дизайну, тоже тверского происхождения. Не исключено, что тверичи приложили руку к содержимому поворотной платформы, поскольку говорилось о модернизированном экскаваторе-пла­нировщике и топливосберегающей системе управления, которая обеспечивает экономию топлива до 30%.

Американская компания Gradall, мировой бренд номер один в сегменте экскаваторов-планировщиков, в России представлена, но существенного влияния на рынок не имеет. Компания занимается экскава­торами-планировщиками с 1945 г. В ее модельный ряд входят экскаваторы на автомобильных шасси, на колесных и гусеничных шасси, специальные индустриальные исполнения, горные исполнения для работ в тоннелях и подземных разработках полезных ископаемых. Экскаваторы на автомобильных и колесных шасси также могут быть оснащены колесными тележками для передвижения по рельсовым путям.

Фирменная черта экскаваторов Gradall – телескопическая стрела треугольного профиля. Опора стрелы выполнена по­движной, это позволяет расширить рабочую зону. Ковш вращается вместе со стрелой на 120° в обе стороны, механизм вращения установлен на коренной секции. Компания использует специальные шасси автомобильного типа с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6 без обвязочной рамы и без опор. Устойчивость экскаватора в работе обеспечивает блокировка переднего моста. Аналогичная блокировка применена и на колесных экскаваторных шасси. Аутригеры и отвал используют только при значительных нагрузках, для большей части работ достаточно блокировки.

Экскаваторы Gradall сопровождаются шлейфом сменного оборудования, включающего основные, планировочные, траншейные ковши, планировочную доску, гидроножницы для срезки деревьев, захват, удлинители стрелы и рукоять, которая позволяет работать, как на обычном экскаваторе.

Истории отечественного экскаваторостроения известно много предприятий, бравшихся за разработку и производство экскаваторов-планировщиков. Но в итоге на рынке остались UDS, «Святовит» и «Мотовилиха». «Тверской экскаватор» делает только первые шаги в отверточной сборке, но у него как у российского предприятия есть все шансы продвинуть экскаваторы-планировщики с высокой степенью локализации в программы с бюджетным финансированием. Как уже сказано, бренд Gradall хотя и представлен, но при всех достоинствах этой техники на рынок не влияет. Рынком наиболее востребованы экскаваторы-планировщики на автомобильных шасси, а Gradall с ее непонятным, во-первых, нестандартным, во-вторых, американским шасси трудно конкурировать с почти родным UDS на шасси Tatra. Впрочем, известно, что были попытки привязать экскаваторную установку Gradall к другому иностранному шасси – к КрАЗу. Технику второго американского производителя экскаваторов-планировщиков Badger, а также немецких Eisenwerke Kaiserslautern и TML Technik можно найти разве что на вторичном рынке.