Как называются части экскаватора?

Как называются части экскаватора?

Одноковшовый экскаватор (рис. 1) состоит из следующих основных частей: ходового оборудования, поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием, рабочего оборудования.

Широко распространено гусеничное ходовое оборудование, обеспечивающее хорошую -проходимость экскаватора. В последнее время значительно возрос выпуск небольших экскаваторов на пневмоколесном ходу, обладающих большой подвижностью. Они могут быстро перемещаться с одного объекта на другой собственным ходом или на прицепе к автомобилю.

Для работы на слабых грунтах, например на торфоразработках, применяют уширенное (или удлиненное) гусеничное оборудование, позволяющее уменьшать удельное давление на грунт и улучшать проходимость экскаватора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Поворотная платформа опирается через катки или специальное шариковое (либо роликовое) опорно-поворотное устройство на раму ходового оборудования. Платформа поворачивается относительно ходового оборудования в горизонтальной плоскости. Одна и та же .поворотная платформа может быть установлена на различное ходовое оборудование. В зависимости от угла поворота рабочего оборудования (в горизонтальной плоскости) экскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными. Подавляющее большинство экскаваторов выпускают полноповоротными, то есть их поворотная часть может вращаться на 360°. У машин этого типа (рис. 2) на поворотной платформе устанавливают двигатель и основные рабочие механизмы, а также крепят рабочее оборудование.

Неполноповоротными в настоящее время изготовляют лишь небольшие экскаваторы на базе тракторов (рис. 3) или автомобилей.

Рабочим оборудованием называется часть экскаватора, служащая для крепления и перемещения рабочего органа (ковша, крюка, грейфера и др.), с помощью которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы и пр.

Рис. 2. Полноповоротный дизельный гидравлический экскаватор Э-2514 на пневмоколесном ходу с ковшом емкостью 0,25 м3

Рис. 3. Неполноповоротный гидравлический экскаватор Э-1514 на базе трактора «Беларусь» с ковшом емкостью 0.15 м3

Применяют жесткую или гибкую подвеску рабочего органа.

В зависимости от условий работы ^ыбирают один из видов рабочего оборудования: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, кран, грейфер (рис. 4).

Прямой лопатой, драглайном и краном снабжают в настоящее время большинство строительных универсальных экскаваторов с ковшами емкостью от 0,25 до 3 м3.

Количество видов сменного рабочего оборудования не остается постоянным. Устаревшие виды оборудования вытесняются новыми, более производительными специализированными машинами, удовлетворяющими современным требованиям строительства.

В последние годы начался выпуск новых видов сменного рабочего оборудования (дизель-молот с клином, косой драглайн), расширяющих область применения экскаваторов.

Грунт разрабатывают ковшом и затем перемещают его к месту разгрузки в отвал или в транспортирующее средство. Одновременное срезание грунта и заполнение им ковша называется копанием (рис. 5). Срезаемая часть грунта называется стружкой.

Рабочий процесс одноковшового экскаватора состоит из:
1) собственно работы машины (рабочего цикла), то есть разработки и перемещения грунта;
2) перемещения экскаватора к забою (передвижки), после того как с места стоянки экскаватора станет неудобно или невозможно продолжать дальнейшую разработку грунта; во время перемещения экскаватора копание не производится, то есть это время является нерабочим и его следует по возможности сокращать.

Рис. 4. Сменное рабочее оборудование:
1 — прямая лопата, 2 — обратная лопата, 3— кран, 4 — грейфер, 5 — драглайн

Рис. 5. Копание грунта ковшом экскаватора:
1 — корпус ковша, 2 — режущая часть (зубья), 3 — стружка, 4 — призма волочения; С — толщина стружки

Рабочий цикл экскаватора состоит из следующих операций:
1. операция — копание грунта;
2. операция — перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки, для чего поворачивается платформа с рабочим оборудованием (у неполноповоротных машин — только рабочее оборудование);
3. операция — разгрузка грунта из ковша в отвал или транспортирующее средство;
4. операция — перемещение ковша (поворот платформы) к забою;
5. операция — опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.

Таким образом, копание прерывается для выполнения других четырех операций. Чем меньше времени будет затрачено на эти операции, тем большее число раз будет произведено копание и повысится производительность экскаватора. Поэтому опытные машинисты всегда совмещают четвертую и пятую операции, а при работе в отвал — вторую и третью, сокращая продолжительность рабочего цикла экскаватора.

Одноковшовый экскаватор : основные части

Современный одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей:

  • рабочего оборудования;
  • рабочих механизмов;
  • ходового оборудования;
  • поворотной платформы;
  • силового оборудования.

Одноковшовый экскаватор состоит из нескольких частей, одной из них является рабочее оборудование экскаватора, с помощью которого он копает грунт, поднимает груз, зачерпывает и перегружают сыпучие материалы и пр. Рабочее оборудование расположено в передней части поворотной платформы экскаватора (или на поворотной колонне у неполноповоротных машин). В зависимости от способа крепления рабочего органа (ковша, крюка, грейфера) различают рабочее оборудование с жесткой или гибкой подвеской рабочего органа.

Рабочие механизмы служат для получения рабочих движений ковша экскаватора: подъем (и тяга если это драглайн) и напора. Доставку ковша к месту разгрузки производят механизмом поворота. Все эти механизмы устанавливаются на поворотной платформе (за исключением механизма напора у карьерных лопат с зубчато-реечной системой выдвижения рукояти, находящейся, как правило, на стреле.

Одноковшовый экскаватор : деление механизмов по кинематическому признаку

Одноковшовый экскаватор по кинематическому признаку его механизмы подразделяются на три типа:

  • с однодвигательной схемой привода всех механизмов от одного общего двигателя
  • с групповой схемой привода нескольких механизмов от общих двигателей;
  • с многодвигательной

Первые два типа применяются на экскаваторах малой мощности – универсальных. Механизмы экскаваторов средней и большой мощности имеют индивидуальный привод постоянного тока с одним или несколькими двигателями.

Одноковшовый экскаватор может использовать следующее ходовое оборудование:

  • гусеничное
  • пневмо-колесное
  • рельсовое
  • шагающее
  • рельсово-шагающее

Наиболее распространенным является гусеничное оборудование, обеспечивающее хорошую проходимость экскаватора. Рельсовое ходовое оборудование в современных одноковшовых экскаваторах не применяется. В основном рельсами оборудуются многоковшовые экскаваторы. Шагающее ходовое оборудование обеспечивает низкое давление на грунт, имеет небольшую массу, устойчивость машины на базе при работе.

Одноковшовый экскаватор драглайн в основном оборудуется механизмами шагания. Рельсово-шагающее ходовое оборудование обладает высокой маневренностью, возможностью дозированного перемещения машины с высокой скоростью и плавностью, малыми давлениями на опорную поверхность. В основном служит как ходовое оборудование мощных отвалообразователей и роторных экскаваторов. Поворотная платформа опирается через ролики опорно-поворотного устройства на раму ходового оборудования, относительно которого платформа может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на различное ходовое оборудование.

В зависимости от угла поворота платформы экскаваторы называются полноповоротными или неполноповоротными.

Одноковшовый экскаватор в основном выпускают полноповоротными, т.е. их поворотная часть может вращаться на 360 о . У машин этого типа на поворотной платформе устанавливают:

  • основные рабочие механизмы
  • приводные электродвигатели
  • рабочее оборудование

Силовое оборудование – это энергетический комплекс, содержащий приводной двигатель и машины – преобразователи энергии, например, электрические генераторы или электрические двигатели. Комплекс двигателя с исполнительным механизмом представляет собой привод машины.

Типом двигателя определяется вид двигателя, который может быть :

  • электрическим
  • дизельэлектрическим
  • дизельгидравлическим
  • электрогидравлическим

На крупных одноковшовых экскаваторах для привода главных механизмов в основном используют тихоходные электродвигатели постоянного тока, которые позволяют иметь безредукторный привод, что в целом повышает надежность экскаватора. Кроме того, одноковшовый экскаватор обладающий тихоходным двигателем при одной и той же мощности имеет меньшие потери энергии и продолжительность переходных процессов по сравнению с быстроходными.

Л. К. Дроздова, О. А. Курбатова

Одноковшовые эксковаторы: конструкция, монтаж, ремонт

Устройство и схемы экскаватора и рабочего оборудования.

Одноковшовый экскаватор состоит из следующих основных частей:

Ø ходового устройства ;

Ø поворотной части рабочего оборудования .

Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт) нагрузки от массы машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора.
Поворотная часть состоит из поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием и рабочего оборудования.
Поворотная платформа опирается через специальное роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на ходовые устройства различных типов.
Рабочим оборудованием называется комплекс узлов экскаватора, содержащий рабочий орган с помощью, которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучие и кусковые материалы и обеспечивающий его действие в зоне работы экскаватора.

Читайте также  Мини экскаватор производство Россия

Экскаваторы с гидравлическим приводом.
Гидравлические экскаваторы обладают конструктивными, технологическими и экономическими преимуществами. Они определяются главным образом применением гидравлического объемного привода для передачи мощности от двигателя к рабочим механизмам машины.

Прямую лопату гидравлических экскаваторов широко применяют на экскаваторах 4-й размерной группы, а также машинах большей мощности.

Основные рабочие оборудование экскаватора с гидравлическим приводом:

3. Ковш — предназначен для копания, удерживания при перемещении и разгрузки грунта или другого материала.

4. Гидроцилиндры для подъема стрелы и поворота рукояти.

Рис. 3. Гидравлический полноповоротный гусеничный экскаватор с прямой лопатой.

1-силовая установка; 2- бак гидросистемы; 3- капот; 4- кабина; 5- стрела; 7, 9, 11- гидроцилиндры; 8- рукоять; 10- ковш; 12- ходовая тележка; 14- роликовый опорно- поворотный круг; 15- механизм поворота платформы; 16- противовес.

Прямая лопата имеет жесткую связь с ковшом и предназначена для копания грунта перед собой или немого выше уровня расположения экскаватора. Ковш прямой лопаты прикреплен к рукояти, которая в свою очередь закреплена шарнирами на стреле. Стрела шарнирно закреплена на поворотной платформе.

На экскаваторах устанавливают как поворотный (рис. 4, б), так и неповоротный ковши (рис.4, а). Поворотным ковшом можно не только разрабатывать и грузить грунт, но планировать забой. Неповоротный ковш (рис. 5) предназначен для тяжелых работ и представляет собой комбинированную конструкцию из литых и сварных деталей.

Рис. 4. Прямая лопата экскаваторов с неповоротным (а) и поворотным (б) ковшом:

1- стрела, 2- рукоять, 3,11- тяги, 4- зуб ковша, 5- ковш, 6- петля днища ковша, 7…10- гидроцилиндры, 12- рычаг, 13- кронштейн, 14- проушина;

I…II- положение ковша при копании.

Рис. 5. Неповоротный ковш прямой лопаты экскаваторов:

1- корпус, 2- засов, 3- шток засова, 4- днище, 5- цепь, 6- рычаг, 7- ось петель днища, 8- гидроцилиндры, 9- тяга, 10- рукоять, 11- ось крепления рукояти, 12 — зуб.

Экскаваторы механическим приводом.
Экскаваторы механическим приводом по целому ряду уступают конструктивных, технологических и экономических показателей уступают гидравлическим экскаваторам. Механический привод для передачи движения от двигателя к рабочим механизмам и органам требует применения разветвленной системы устройств, состоящих из большого количества механических элементов. Отдельные механизмы и элементы передач (муфты, тормоза, цепи, канаты и др.) требуют частых регулировок или замены быстро изнашиваемых деталей.

Прямая лопата состоит из следующих основных узлов:

Прямые лопаты бывают:

ü маятниковые (рис.6, а) (рукоять шарнирно подвешивают на стреле),

ü с механизмом напора (рис.6,б)

Рукоять соединяют со стрелой подшипником 14, который дает возможность рукояти не только поворачиваться в вертикальной плоскости относительно стрелы, но и совершать возвратно- поступательные движения вдоль оси рукояти).

Рис.6. Общий вид экскаваторов, оборудованных прямой лопатой:

а — маятниковой конструкции, б – с механизмом напора, в – положения ковша при копании;

1 — двуногая стойка, 2 — передняя стойка, 3 — стрелоподъёмный канат, 4 — стрела, 5 — рукоять, 6 — канат подъёма ковша, 7 — ковш, 8 — механизм открывания днища ковша, 9 — блок ковша, 10 — ходовая тележка, 11 – головные блоки подъёма ковша, 12 — головные блоки подъёма стрелы, 13 – седловые блоки, 14 – седловый подшипник, 15 – напорный канат, 16 – уравнительный блок напорного каната, 17 – барабан подъёма ковша, 18 – барабан подъёма стрелы.

Стрелы прямых лопат представляют собой прочные пустотелые сваренные из металлопроката конструкции. Стрелы бывают:

Рис.7 Стрелы прямых лопат:

а – однобалочная, б – двухбалочная;

1 – пята, 2 – клин коуша, 3 – коуш, 4 – балки, 5 и 7 – амортизаторы, 6, 8 и 17 – втулки, 9 – блоки подъёма ковша, 10 – стрелоподъёмные блоки, 11 и 12 – болты, 13 – крышка, 14 – указатель поворота стрелы, 15 – скоба, 16 – брус амортизатора.

Рукояти прямых лопат бывают:

Рис. 8 Однобалочная рукоять с ковшом прямой лопаты.

1 – балка, 2 – блок ковша, 3 – корпус ковша, 4 – пояса, 5 – зубья, 6 – днище, 7 – тяга, 8 – канат открывания днища; 9 – планка, 10 – уравнительный блок, 11 — болт.

Ковш представляет собой комбинированную конструкцию из литых и сварных деталей.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 2485 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Как называются части экскаватора?

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭКСКАВАТОРАХ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Классификация и основные части экскаваторов

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания и перемещения грунта. Все экскаваторы в зависимости от использования рабочего времени для собственно копания грунта делят на две большие группы: непрерывного действия — многоковшовые и периодического (цикличного) действия—одноковшовые. Многоковшовые экскаваторы обе операции — копание грунта и его перемещение — выполняют одновременно; одноковшовые эти операции выполняют последовательно, прерывая копание на время перемещения грунта. Таким образом, рабочее время машины, в течение которого выбирают грунт, и производительность многоковшовых экскаваторов выше, чем одноковшовых. Несмотря на это, одноковшовые экскаваторы распространены шире вследствие их универсальности, т. е. возможности применять их как на земляных, так и на погрузочно-разгрузочных работах в самых тяжелых, в том числе скальных (с предварительным взрыванием), грунтах. Применение многоковшовых экскаваторов ограничено: в основном их используют при рытье траншей и добыче нерудных материалов в карьерах с однородными грунтами без каменных включений.

По способу перемещения экскаваторы бывают сухопутные и плавучие.

По конструкции ходового устройства сухопутные экскаваторы подразделяют на гусеничные, колесные и шагающие (последнее применяют только в одноковшовых экскаваторах). *

По типу применяемого основного (первичного) двигателя современные экскаваторы бывают дизельными или электрическими. Выбор двигателя определяется условиями, в которых будет работать экскаватор. Так, дизели используют на экскаваторах там, где машину нужно сравнительно часто перевозить с места на место, например на строительстве нефте- и газопроводов, железных и шоссейных дорог, гражданском строительстве и т. п.

На экскаваторах, постоянно работающих в одном месте, например в карьерах по добыче нерудных материалов, выгодно применять электродвигатели, которые проще и дешевле в эксплуатации.

По приводу механизмов различают экскаваторы одномоторные, у которых все рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал, и многомоторные, у которых рабочие механизмы приводятся несколькими двигателями, независимо работающими друг от друга.

В СССР все строительные одноковшовые экскаваторы с механическим приводом выпускают одномоторными. Многомоторный привод применяют на строительных гидравлических экскаваторах.

По типу силовых передач движения от двигателя к рабочим механизмам строительные экскаваторы делятся на механические и гидравлические.

У механических экскаваторов движение передается непосредственно от первичного двигателя ко всем механизмам с помощью валов, шестерен, червячных пар, цепных и других механических передач (механическая трансмиссия).

У гидравлических экскаваторов роль трансмиссии выполняют гидронасос (один или несколько), трубопроводы и гидродвигатели (гидромоторы или гидроцилиндры). В трубопроводах циркулирует рабочая жидкость, передающая энергию от насосов к гидродвигателям, которые приводят рабочие механизмы в движение.

Кроме перечисленных признаков классификации, экскаваторы каждой из групп отличаются друг от друга назначением, размерами и мощностью.

Одноковшовые экскаваторы по назначению делят на три основные группы: строительные универсальные, предназначенные для земляных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве; карьерные — для’работы в карьерах на разработке рудных и угольных месторождений, а также скальных пород; вскрышные — для разработки полезных ископаемых (угля, руды) открытым способом. К последней группе относятся также и мощные шагающие экскаваторы—драглайны, используемые на горных работах для перекидки верхних слоев пород в выработанное пространство, а также на строительстве крупных гидротехнических сооружений.

Читайте также  Экскаватор траншейный цепной этц 1609 технические характеристики

Кроме этих основных групп выпускают еще специальные экскаваторы, предназначенные для использования в определенных специфических условиях: подземные — для подземной разработки полезных ископаемых при большой мощности пласта, туннельные — для погрузки взорванной породы при проходке туннелей, торфяные — для добычи торфа и др.

В настоящем учебнике описаны выпускаемые отечественной промышленностью наиболее распространенные (массой до 22 т) одноковшовые универсальные строительные экскаваторы.

Одноковшовый экскаватор (рис. 1) состоит из следующих основных частей: ходового устройства 1У поворотной части и рабочего оборудования.

Ходовое устройство воспринимает и передает на основание (грунт)’ нагрузки от массы машины и нагрузки, возникающие при работе, а также обеспечивает передвижение экскаватора.

Ходовое устройство экскаваторов бывает следующих типов:

Г — гусеничное с минимально допустимой опорной поверхностью гусениц;

ГУ — гусеничное с увеличенной опорной поверхностью гусениц, предназначенное для работы на грунтах с низкой несущей способностью;

П—’пневмоколесное, позволяющее увеличить мобильность экскаватора, облегчить и ускорить его переброску собственным ходом с одного строительного объекта на другой;

Ш — специальное шасси автомобильного типа, отличающееся от типа П тем, что, кроме двигателя, установленного на поворотной части экскаватора, на шасси установлен более мощный двигатель, обеспечивающий передвижение экскаватора с большой скоростью; ходовое устройство типа Ш имеет прочную и низкую специальную раму, отличающуюся по конструкции от рамы шасси грузового автомобиля;

А — шасси грузового автомобиля;

Тр — тракторное (обычно используют пневмоколесные тракторы).

Поворотная часть состоит из поворотной платформы 2 с механизмами и силовым оборудованием и рабочёго оборудования 3.

Поворотная платформа опирается через специальное роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходового устройства и может поворачиваться относительно него в горизонтальной плоскости. Одна и та же поворотная платформа может быть установлена на ходовые устройства различных типов.

В зависимости от угла поворота поворотной платформы в горизонтальной плоскости эскаваторы называют полноповоротными или неполноповоротными.

Поворотная часть полноповоротного экскаватора может вращаться вокруг вертикальной оси на неограниченный угол. У машин этого типа (рис. 2, а) на поворотной платформе установлены двигатель и основные рабочие механизмы, а также /креплено рабочее оборудование.

Неполноповоротными изготовляют лишь небольшие экскаваторы на базе тракторов (рис. 2, 6).

У этих экскаваторов отсутствует поворотная платформа, а рабочее оборудов ние укреплено с помощью поворотной колонки непосредственно на ходовом устройстве, относительно которого оно вращается на ограниченный угол.

1 Схема одноковшового экскаватора:
1 — ходовое устройство,
2 — поворотная платформа,
3 — рабочее оборудование


2 Полноповоротный экскаватор Э-652Б с механическим приводом на гусеничном ходу с гибкой подвеской рабочего оборудования (а) и неполноповоротный экскаватор ЭО-2621А с гидравлическим приводом на базе трактора с жесткой подвеской рабочего оборудования (6)

Рабочим оборудованием называется комплекс узлов экскаватора, содержащий рабочий орган (например, ковш, крюк или грейфер, с помощью которого копают грунт, поднимают груз, захватывают сыпучке и кусковые материалы) и обеспечивающий его действие в зоне работы экскаватора.

Основной рабочий орган экскаватора — ковш — предназначен для копания, удерживания при перемещении и разгрузки грунта или другого материала. Копанием называется одновременное срезание грунта и заполнение им ковша. Срезаемая часть грунта называется стружкой (рис. 3).

По виду конструктивного исполнения рабочего оборудования экскаваторы бывают с гибкой подвеской, жесткой и телескопической стрелой. У экскаваторов с гибкой подвеской стрела, а иногда и рабочий орган (например, ковш) подвешены на канатах, которыми приводятся в действие.

У экскаваторов с жесткой подвеской стрела и остальные элементы рабочего оборудования соединены шарнирно друг с другом и приводятся в действие гидроцилиндрами.

С телескопической стрелой выпускают экскаваторы-планировщики, у которых выдвижение и втягивание стрелы являются рабочими движениями.

Универсальный строительный экскаватор имеет обычно несколько видов рабочего оборудования, которыми он может работать в зависимости от условий эксплуатации. Эти виды рабочего оборудования могут легко заменяться одно другим, поэтому они называются сменными.

Рабочее оборудование с жесткой подвеской (шарнирно-рычажное) и с телескопической стрелой применяют только на гидравлических экскаваторах.

Рабочий орган к рабочему оборудованию также крепят гибкой или жесткой связью. На рис. 4 показаны различные крепления рабочего органа у разных видов рабочего оборудования с гибкой (канатной) подвеской.

Рабочий процесс одноковшового экскаватора состоит из рабочего цикла, г. е. разработки и перемещения грунта, и передвижения экскаватора к забою, после того как с места стоянки экскаватора станет неудобно или невозможно продолжать дальнейшую разработку грунта. Во время передвижения экскаватора работа не производится, поэтому время, затрачиваемое на передвижки, следует максимально сокращать.

Рабочий цикл экскаватора состоит из следующих операций:

1. Собственно копание грунта (срезание грунта и заполнение им ковша).

2. Выведение ковша с грунтом из забоя, чтобы обеспечить возможность беспрепятственного поворота платформы.

3. Перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки, для чего или поворачивают платформу с рабочим оборудованием (у полноповоротных), или только рабочее оборудование (у неполноповоротных машин).

4. Разгрузка грунта из ковша в отвал или в транспортное средство.

5. Перемещение ковша (поворот платформы) к забою.

6. Опускание ковша для подготовки к следующей операции копания.

До конца 60-х годов в нашей стране в основном выпускали полноповоротные экскаваторы с механическим приводом и гибкой подвеской рабочего оборудования. В девятой пятилетке (1970—1975 гг.) быстро развивалось производство гидравлических экскаваторов с жесткой подвеской рабочего оборудования (рис. 5—7). Такое расширение выпуска гидравлических экскаваторов определяется целым рядом их конструктивных, технологических и экономических преимуществ по сравнению с экскаваторами с механическим приводом.

6 Пневмоколесный экскаватор ЭО-4321 с рабочим оборудованием обратная лопата

Устройство экскаватора. Основные агрегаты и механизмы

Экскаваторы – самоходные землеройные машины, применяемые для формирования котлованов, канав, траншей, погрузки породы и сыпучих материалов, подготовки поверхности строительных площадок по проектным отметкам.

Как классифицируются агрегаты

Экскаваторы, ведущие разработку грунта путём последовательного повторения рабочих операций, называют машинами циклического (прерывного) действия. К подобным машинам отнесены одноковшовые устройства.

При одновременном выполнении операций, агрегат определяют как машину непрерывного действия. В исполнительных органах таких экскаваторов используются несколько ковшовых устройств, режущие и перемещающие породу скребки, фрезерные устройства выемки.

Многоковшовый экскаватор непрерывного действия

Энергоустановка современного экскаватора относится к дизельному или электрическому (с внешним питанием) типу, одномоторного или многомоторного исполнения.

Силовой момент на исполнительные органы, ходовую часть передаётся приводом:

  • механического типа;
  • объёмного гидравлического исполнения;
  • через гидромеханические узлы – гидротрансформатор и механические трансмиссионные устройства;
  • электрическим — как правило, для многомоторных агрегатов.

Ходовая система используется гусеничного, пневмоколесного, шагающего типа. Достаточно редко применяются железнодорожная платформа на рельсах и плавающие водные средства.

Общее устройство одноковшовых экскаваторов

Экскаватор цикличного действия – обратная лопата, гидравлический, на гусеничном шасси

Основой конструкции является рама машины с закреплённым опорно-поворотным устройством, на котором монтируются: платформа с силовой установкой, кабина оператора, трансмиссионные узлы и стреловое оборудование с ковшовым устройством.

К раме крепится механизм хода, обеспечивающий перемещение и манёвры машины.

Эффективное использование экскаватора определяется типом его шасси, силового привода, рабочего оборудования, возможностями поворота стрелового оборудования относительно рамы.

Узел поворота платформы экскаватора

По типу исполнения механизм может быть полноповоротным, обеспечивающим полное вращение платформы по оси, или неполноповоротным с углом отклонения до 90°.

Опорно-поворотное устройство экскаватора

Платформа опирается на раму через роликовый опорно-поворотный круг (ОПК). Конструкция которого воспринимает разнонаправленные нагрузки и позволяет управлять направлением перемещения.

Неполноповоротные устройства применяются для установки навесного экскаваторного оборудования на тракторные, автомобильные шасси и выполняются в виде поворотной колонки с жёстко закреплённой на раме носителя осью.

Рабочее оборудование и его привод

Наиболее применяемый тип экскаватора — с рабочим органом в виде подвижного ковша, закреплённого на стреле, её рукояти, тросах. Загрузка ковшового устройства производится его перемещением при резании грунта.

У большинства универсальных экскаваторов ориентация зубьев ковша на машину определяет её как обратную лопату.

Агрегаты, с направлением зубьев ковша от машины и с механизмом открытия днища ковша, называют прямой лопатой.

Читайте также  Самые глубоко копающие экскаваторы двухтонники

В качестве силового привода рабочего ковша, стрелы и её рукояти используются:

  1. Механическая канатная схема – трехбарабанная лебёдка с системой канатов. На лебёдку усилие передаётся через механическую передачу от двигателя экскаватора. Эффективная работа подобного оборудования зависит от опыта и навыков оператора, схема трудно подаётся автоматизации.
  2. Электромеханическая канатная схема – привод каждого лебёдочного механизма и устройств управления осуществляется от индивидуального электромотора. Применяется в карьерных экскаваторах, шагающих драглайнах с внешним энергопитанием.
  3. Гидравлическая система. Воздействие на исполнительные органы осуществляется штоками гидроцилиндров и гидравлическими моторами. Схема в полной мере совмещается с цифровыми системами автоматического контроля и управления. На подобное оборудование перешли все ведущие производители экскаваторной техники.

Для разработки грунтов ниже опорной поверхности ходовой части используют комплект оборудования драглайн, подвешиваемого на канатах к стреле.

Тип ходовой системы

Пневмоколесное исполнение

Экскаватор цикличного действия – обратная лопата, гидравлилический, колесная платформа

Экскаваторы полноповоротного исполнения не предназначены для использования на обводнённых и слабых грунтах. Для повышения устойчивости на всех этапах рабочего цикла применяются аутригеры. Перемещаются самостоятельно со скоростью до 30 км/час, могут буксироваться к месту проведения работ. Ковшовое устройство типа обратная лопата с ёмкостью от 0,04 до 1,5 м3. Как дополнительное оборудование используют погрузочный грейфер, захваты, гидромолот. Привод на ходовую часть от общей силовой установки экскаватора или от отдельного двигателя.

На шасси автомобиля

Как база используется автомобиль повышенной проходимости. Стрела, её рукоять и ковш управляются гидравликой. Телескопический узел стрелы и регулируемая гидросистемой установка ковша позволяют использовать машину в качестве экскаватора-планировщика, в режимах прямой и обратной лопаты.

Экскаватор-планировщик цикличного действия – обратная лопата, гидравлический, на автомобильном шасси

Гусеничное исполнение

Устройство одноковшового экскаватора на гусеничной платформе в значительной мере упрощает работы по балансировке машины, обеспечение её устойчивости. По сравнению с колёсным исполнением почти на порядок снижается давление на почву, улучшается проходимость агрегата. Тип исполнительного оборудования прямая и обратная лопата, драглайн. Ёмкость ковша от 0,04 до 26 м3.

Экскаватор цикличного действия – прямая лопата, троссовый, на гусеничной платформе

Шагающий механизм передвижения

Экскаватор цикличного действия – драглайн, шагающий

Используется на тяжёлых карьерных драглайнах с ёмкостью ковша до 40 м3 и вылетом стрелы до 165 м. Опорно-поворотное устройство экскаватора устанавливается непосредственно на грунт. Шагающие лапы монтируются на поворотной платформе машины, путём поочередной перестановки двигают экскаватор вперёд.

Какие работы выполняет экскаватор: назначение, устройство

Экскаваторы предназначены для механизации тяжелого труда землекопа. С началом применения землеройной техники, землеройные работы стали возможны даже в условиях низких температур, когда требуется работать с промерзшим грунтом или в ночное время. Работа одной единицы экскаваторной техники и машиниста заменяет несколько сотен разнорабочих. Каждая отрасль хозяйственной деятельности хотя бы раз, но использует экскаватор в своем производственном цикле.

  1. Назначение экскаватора
  2. Какой нужен экскаватор для работы в определенной отрасли
  3. Классификация экскаваторной техники
  4. Устройство и принцип работы экскаватора
  5. Видео

Назначение экскаватора

Основное назначение экскаватора заключается в рыхлении грунтов и пород. После непосредственного копания, грунт или порода перемещается для транспортировки или формируется в насыпь. В зависимости от устройства и принципов работы, определяется и основные функции для определенной конфигурации экскаватора. Экскаваторная техника применяется в основном для выполнения следующих работ:

  • рыхление грунта, твердых и скалистых пород;
  • выкапывание траншей, рвов и формирование котлованов;
  • возведение дамб, насыпей и отвалов;
  • выравнивание рельефа;
  • расчистка участка;
  • разработка грунта под водой;
  • демонтаж старых строений;
  • перемещение и погрузка грунтов и пород.

Все эти работы выполняются с высокой скоростью и более эффективно, если бы это происходило с использованием ручного труда. Среди машин можно встретить модификации, которые выполняют полный цикл работ по копанию, перемещению и выгрузке одновременно.

Какой нужен экскаватор для работы в определенной отрасли

Практически в любой отрасли на объекте, где есть возможность доступа, эксплуатируется экскаваторная техника. Экскаваторы получили наибольшее применение в строительных и горнодобывающих отраслях, где они выполняют полный цикл задач практически при постоянной занятости. В остальных отраслях экскаваторная техника используется для выполнения разовых, сезонных или периодических заданий.

В сельскохозяйственной отрасли широкое применение получили многофункциональные экскаваторы-погрузчики, которые могут быть задействованы для работы на складах с сыпучими грузами, для уборки территорий, для погрузки сена или соломы с полей, для разовых строительных работ.

Коммунальные предприятия применяют колесные экскаваторы для работы в условиях города, где существует необходимость постоянного перемещения техники с одного объекта на другой. Для работы в стесненных условиях наиболее востребованы мини-экскаваторы, которые могут работать в труднодоступных местах.

Отдельным направлением является мелиоративная и озеленительная сфера, где экскаваторам предназначено выполнение сложных технологических задач по очистке водоемов, для разработки каналов, во время пересадки взрослых высокорослых растений. Для этих целей разработаны специальные одноковшевые гусеничные экскаваторы, которые функционируют как на уровне, так и ниже уровня рабочей поверхности.

Экскаваторная техника применяется для работы не только для выполнения работ на суше, но и во время работ на поверхности воды. Например, при постройках мостов и дамб.

Классификация экскаваторной техники

Экскаваторная техника выполняет приблизительно одинаковые задачи, которые отличаются по объему, сложности и окружающих условий. Для удовлетворения потребностей каждой из отраслей хозяйственной деятельности применяется определенная модификация экскаваторов. Для того, чтобы определить, какой экскаватор нужен для работы в той или иной отрасли, их принято классифицировать:

  • по способу перемещения;
  • по типу ходовой части;
  • по габаритам, грузоподъемности и объему ковша;
  • по типу силовой установки;
  • по принципу действия;
  • по виду привода.

По способу перемещения различают сухопутные и плавучие экскаваторы. По типу ходовой части различают гусеничные экскаваторы, колесные, шагающие, рельсовые. Гусеничная техника отличается высокой проходимость, ее принято эксплуатировать на участках со сложными сыпучими или вязкими породами, а также для работы на сложном рельефе с большим градусом уклона. Колесная техника наиболее универсальна и мобильна, для транспортировки не требуется привлечение дополнительного транспортного средства.

По габаритам и тоннажности рабочего оборудования принято условно делить экскаваторную технику на мини-экскаваторы, универсального и специального назначения. Каждая группа применяется согласно своих возможностей. Чем мощнее техника, тем область ее применения и задачи, которые она выполняет, сужаются. Например, для выполнения горно-добывающих задач применяются тяжелые одноковшевые экскаваторы на гусеничном ходу.

По типу силовой установки можно различать дизельные, электрические, гибридные, бензиновые, одно- и многомоторные экскаваторы. Принцип действия рабочих установок экскаваторов также является одним из показателей их назначения. Рабочие часть экскаватора бывает гидравлической, механической, электрической, гидромеханической и др.

Все группы имеют еще ряд более узких различий характеристик мощности и производительности. Несмотря на такой широкий ряд отличительных характеристик, устройство и принцип действия экскаваторов приблизительно одинаков.

Устройство и принцип работы экскаватора

Устройство экскаваторов имеет принципиальные отличия, разделяясь на одноковшевую и многоковшевую технику. Многоковшевые экскаваторы предназначены для выполнения узкого ряда задач и имеют ограниченные возможности при работе с грунтом или другими породами. Одноковшевые экскаваторы устроены приблизительно одинаково, и в основе своей конструкции имеют такие элементы:

  • ходовая часть обеспечивает перемещение по рабочему участку;
  • основная рама служит в качестве связующего элемента между ходовой и платформой;
  • поворотная платформа является несущим элементом, на котором расположены кабина, силовые и рабочие агрегаты;
  • кабина машиниста включает в себя все элементы управления экскаватором;
  • двигатель обеспечивает основную энергию экскаватора;
  • силовая трансмиссия приводит в движение рабочие узлы и агрегаты;
  • рабочее оборудование (стрела, ковш) – выполняют непосредственную функцию.

Эти элементы характерны для всех типов экскаваторов и являются основой любой модификации. Более детальное ознакомление с устройством и работой экскаватора возможно на примере каждой отдельно взятой модели.