Кран манипулятор что это такое?

Манипулятор (кран-манипулятор): обзор

Кран-манипулятор (манипулятор) – грузоподъемная машина, состоящая из смонтированной на транспортном средстве краноманипуляторной установки (КМУ). В свою очередь, КМУ – грузоподъемный механизм в виде шарнирно-сочлененной стрелы (манипулятора) с гидравлическим приводом на поворотной колонне. Краны-манипуляторы находят применение в строительстве, лесном хозяйстве, ЖКХ и других сферах.

История кран-манипуляторов

Первый в мире кран-манипулятор построила шведская компания HIAB в 1944 году, уже в 1950-х – 1960-х годах КМУ и оборудованную ими технику стали выпускать многие европейские заводы. Первый в СССР кран-манипулятор изготовил в 1955 году Львовский завод автопогрузчиков, оснастив автомобиль ГАЗ-51 КМУ «Гидрокран-4010» грузоподъемностью 500 кг и со стрелой 3,6 м.

Общее устройство и виды манипуляторов

Кран-манипулятор состоит из двух частей:

Краноманипуляторная установка (КМУ);

КМУ может монтироваться на различные машины:

Колесное шасси серийных автомобилей – бортовые, самосвалы, лесовозы, тягачи и другие;

Тракторы колесные и гусеничные;

Специализированное пневмоколесное шасси;

Шасси специальных машин – геологоразведочных, мусоровозов и ломовозов, и др.;

Прицепная техника – прицепы и полуприцепы бортовые, лесовозные и т.д.

Машины на базе автомобильных шасси получили общее наименование краны-манипуляторы автомобильные (КМА).

КМУ -самостоятельный агрегат универсального назначения. В его основе лежит опорная балка или станина, в центре которой на опорно-поворотном устройстве (ОПУ) монтируется вертикальная колонна. По бокам станины установлены выдвижные опоры (аутригеры). На колонне монтируется стрела, состоящая из одной или нескольких колен. На конце стрелы монтируется грузозахватный орган – крюковая тросовая подвеска, грейфер, траверса с захватами для подъема крупногабаритных грузов и т.д. Вместо грузозахватных органов (или параллельно с ними) на КМУ может монтироваться буровое оборудование, ковш, гидромолот и т.д. Управление КМУ – гидравлическое (посредством гидроцилиндров), основой гидросистемы является насос с приводом от трансмиссии шасси. Органы управления (пост управления) располагаются на колонне, здесь же может оборудоваться место оператора с сиденьем.

КМУ делятся на две группы:

Полноповоротные – колонна поворачивается на 360 градусов или более;

Установки комплектуются стрелами следующих типов:

Одноколенная – телескопического типа с различным числом секций;

Двухколенная – одно колено неизменной длины, второе телескопическое;

Трехколенное – два или все три колена неизменной длины, но чаще третье колено телескопическое.

Стрела КМУ в транспортном положении складывается для снижения габаритов, по способу складывания установки бывают:

L-тип (Г-тип) – прямые стрелы с телескопическим коленом, которое в транспортном положении устанавливается горизонтально;

Z и S-типа – шарнирно-сочлененные стрелы, колена складываются внахлест с колонной и друг другом, обеспечивая максимальную компактность.

КМУ монтируются в различных местах базового шасси: в грузовой платформе, на раме за кабиной, на заднем свесе рамы, а при большой грузоподъемности – на раме в центре тяжести шасси. Для обеспечения повышенной устойчивости шасси оснащается дополнительной парой аутригеров. Также на шасси может монтироваться вспомогательная лебедка и другое оборудование.

Основные характеристики кранов-манипуляторов


К основным параметрам манипуляторов (КМУ) относятся:

Длина и вылеты стрелы;

Грузоподъемность КМУ варьируется от сотен килограмм до 50 т и более, они могут развивать грузовой момент от 0,9 до 70 – 75 тм. Длина стрел колеблется от 5 – 7 до 25 – 30 м и более, максимальные высоты подъема и вылеты лежат в тех же пределах.

Производители кранов-манипуляторов

В России КМУ и манипуляторы на их основе производят Галичский автокрановый завод (ГАКЗ), ЗАО «Инман» (г. Ишинбай, входит в состав концерна PALFINGER), ООО «Велмаш-С» (г. Великие Луки, также входит в PALFINGER), Соломбальский машиностроительный завод (г. Архангельск), Ижевский крановый завод (КМУ марки Dintek) и другие. Из зарубежных производителей наиболее известны PALFINGER AG, Amco Veba S.p.A., C.P.S. Group S.p.A. (КМУ марки Copma), Effer Holding S.p.A., Furukawa Unic Co., FTG Cranes AB, (КМУ марки V-Kran), Hiab Cranes AB, Hojbjerg Maskinfabrik A/S, (КМУ марки HMF), PM Group S.p.A., Terex-Atlas GmbH, а также китайские XCMG и другие.

Интересные факты о кранах-манипуляторах

Что такое кран-манипулятор

Кран-манипулятор – универсальный грузчик и перевозчик!

Надо перевезти объемный контейнер с оборудованием? Или доставить партию кирпича в паллетах на строительную площадку? Да, в былые времена пришлось бы заказывать и грузовой автотранспорт, и подъемный кран. Соответственно и расходы на эти процедуры (погрузить, перевезти, разгрузить) оказались бы весьма существенными.

Но прогресс не стоит на месте, а, как известно «все гениальное просто»! Просто потому, что сейчас существуют краны-манипуляторы – грузовик и подъемный кран, что называется «в одном флаконе». Это грузовой автомобиль, с установленным на нем подъемным механизмом – краноманипуляторной установкой.

Подъемные устройства – манипуляторы (иногда оснащенные люльками и прочими специальными приспособлениями) могут быть установлены практически на любую модель грузовика, и другую самоходную технику.

Где используются краны-манипуляторы?

Краны манипуляторы позволяют успешно решать множество задач в различных отраслях народного хозяйства:

  • погрузо-разгрузочные работы;=
  • транспортировка крупногабаритных и тяжелых грузов;
  • строительные и ремонтные работы;
  • перевозка сыпучих материалов в биг-бэгах;
  • эвакуация автотранспорта;
  • благоустройство территорий;
  • лесозаготовки…

Как работает манипулятор? С ювелирной точностью!

Отнюдь не случайно погрузочный механизм кранов-манипуляторов называют не просто подъемным краном, а именно манипуляторной установкой. В любом толковом словаре мы найдем значение слова «манипулировать»: управлять, производить сложные действия. Именно любые сложные действия «по плечу» универсальным кранам-манипуляторам, оснащенным стрелами различных конструкций.

Иногда стрелу крана-манипулятора называют «рукой». И неудивительно – эта «рука» может многое: максимально точно и плавно опустить груз на площадку или переместить вертикально, «достать» его из-за препятствия (забора, стены) либо опустить в колодец или котлован.

Доставить груз в труднодоступное место? Поднять на второй или третий на этаж? Это тоже «не вопросы» для такого стрелового оборудования.

Классификация манипуляторов

Краны-манипуляторы классифицируются по нескольким типам в соответствии с их основными техническими характеристиками:

Грузоподъемность

  • до 3 тонн – это сравнительно легкие и простые в управлении манипуляторы;
  • до 5 тонн – такие манипуляторы устанавливаются на средние и тяжелые грузовики;
  • свыше 7 тонн – монтируются либо на тяжелые грузовики, либо на полуприцепы.

Схема складывания стрелы

  • Z – стрела (коленчатая или шарнирно-сочлененная);

Z образная стрела состоит из нескольких складывающихся колен и схема складывания напоминает букву латинскую «Z».

  • L – стрела;

L образная стрела состоит из двух секций: короткой вертикальной и телескопической горизонтальной с несколькими выдвижными секциями. Конструкция напоминает латинскую букву «L».

Механизм поворота башни

  • Полноповоротная колонна.
  • Колонна с ограниченным поворотом.

Место установки манипулятора

Манипулятор устанавливается на усиленную раму автомобиля и может располагаться:

  • между кабиной и кузовом;
  • в задней части борта автомобиля “задний свес”.

На какие автомобили устанавливают манипуляторы

Пожалуй, самое ценное для потребителя качество кранов-манипуляторов – их универсальность. Подъемное устройство может быть установлено практически на любую модель грузового отечественного либо зарубежного автомобиля на усиленную, специально подготовленную раму автомобиля.

Южно-Корейские

Японские

  • ISUZU
  • Mitsubishi
  • Nissan

Российские

  • КАМАЗ
  • МАЗ
  • ГАЗ
  • ЗИЛ
  • УРАЛ
  • YAMZ.

Европейские

  • VOLVO
  • MAN
  • Mercedes
  • Renault
  • Fiat
  • Scani
  • HINO
  • Iveco
  • Peugeot
  • Tatra.

Китайские

  • BAW
  • Dongfeng
  • FAW
  • Foton
  • Xin Kai.

США

  • Ford
  • Studebaker
  • Freightliner
  • Kenworth
  • Navistar
  • Peterbilt
  • Willys.

Плюсы и минусы манипуляторов

Безусловно, маневренные, универсальные и экономичные краны-манипуляторы чрезвычайно востребованы и в строительной отрасли, и в народном хозяйстве. Чем же они так привлекают потребителя, и какие недостатки, возможно имеют?

Преимущества

Обширный диапазон технических характеристик. Можно подобрать соответствующее оборудование для решения любой производственной задачи.

Мобильность: кран-манипулятор успешно справляется с поставленными задачами и в тесноте городских кварталов, и в труднодоступных местах.

Экономичность: бесспорно, что аренда одной транспортной единицы (грузовика в комплекте с манипулятором) обойдется дешевле аренды двух единиц спецтехники (грузовика и крана).

Универсальность: манипулятор устанавливается практически на все модели грузовиков.

Многофункциональность: оснащенный дополнительным оборудованием, кран-манипулятор успешно используют в различных сферах хозяйственной деятельности. Набор различных грузозахватывающих устройств позволяет одному и тому же крану выполнять работу с любыми грузами.

Недостатки

Недостаток у крана-манипулятора, пожалуй, всего один – сравнительно небольшая грузоподъемность. Но, ведь и назначение у них соответственное!

Вывод

Кран-манипулятор, этот безотказный «трудяжка», стремительно завоевавший рынок погрузо-разгрузочных услуг и перевозок за раз, по праву пользуется уважением во всем мире.

Неудивительно – что там, где прежде требовалась целая бригада рабочих, теперь успешно справляется всего один механизм! Благодаря этому универсальному устройству трудозатраты и время сведены к минимуму

Всё о манипуляторах (КМУ): виды и классификации

Всё о манипуляторах (КМУ): виды и классификации

Манипулятор — это устройство, используемое под контролем человека для манипулирования материалами без непосредственного контакта. Материалы часто тяжелые, радиоактивные, биологически опасные или находятся в недоступных местах.

Что из себя представляют манипуляторы?

Автомобильные краны-манипуляторы применяются во многих сферах народного хозяйства. Чаще всего они используются для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки строительных материалов. Особенно бесценны такие автокраны на небольших площадках, где большой кран не поместится. Для захвата и удержания разных грузов они оснащаются универсальным «гаком» и специальными грузозахватами.

Так как все виды манипуляторов соединяют автомобиль и кран, то их использование гораздо эффективнее эксплуатации двух машин по-отдельности. Важно и то, что манипуляторы просты в управлении, и эффективно работать с КМУ может любой водитель грузовика.

Читайте также  Троллейный шинопровод для крана

Что такое КМУ?

Краноманипуляторная установка (КМУ) – это самоходная погрузочно-разгрузочная машина, установленная на кузове грузовика, с рабочей секцией, состоящей из вращающейся консольной стрелы. Используется для погрузки и разгрузки подвижного состава автотранспорта, для грузов преимущественно тяжелого и штучного характера, а также для строительных и ремонтных работ.

Как подъемник, КМУ состоит из:

  • стрелы,
  • устройства захвата (обычно это крюк),
  • управления,
  • рамы для опоры.

К КМУ относят и гидроманипуляторы с гидравлическим приводом устройства захвата груза. Используют их в основном там, где требуется перевалка грузов.

Пневматические виды КМУ:

  • колонные,
  • консольные,
  • полупантографы,
  • пантографы,
  • вакуумные подъемники.

По способу складывания стрелы все существующие КМУ делят на следующие типы манипуляторов:

  1. с телескопической (выдвижной),
  2. с L стрелой,
  3. с Z стрелой.

Грузовой момент

Вынос стрелы определяет массу перемещаемого груза, поэтому вместо грузоподъемности следует оперировать формулировкой «грузовой момент». Стрела играет роль рычага, а грузовой момент измеряется в кНм (килоньютонметры) ТМ (тонно-метры). К примеру, 4 тм может означать способность стрелы перемещать груз:

Допустимая масса груза, т

Манипуляторы по показателю грузового момента делятся на:

  • лёгкие (тм меньше 4);
  • средние (тм 4-30);
  • тяжелые (тм 30-150).

Перечислим классы манипуляторов по грузоподъемности:

  • малотоннажные (грузоподъемность до 7 тонн),
  • среднетоннажные (грузоподъемность до 25 тонн, вылет стрелы до 20 м),
  • крупнотоннажные (грузоподъемность до 80 тонн).

Z-грузоподъемность

Z-образная конструкция КМУ отличается шарнирным сочленением деталей, благодаря чему стрела складывается несколько раз. Ее крепят и спереди (за кабиной грузовика), и сзади автомобиля. Также ее можно закрепить на заднем кузовном свесе.

Такая модель КМУ принята у европейцев. Несомненное преимущество Z-конструкции – это ее компактность. В сложенном состоянии стрела не мешает полному использованию кузовного объема. Три колена дают возможность доставлять грузы в труднодоступные места, переносить их через препятствия, поднимать на разные этажи строящегося здания. Z-манипулятор наиболее эффективен при работе с крупногабаритными грузами.

Однако, при использовании грузовика с Z-образной КМУ, установленной за кабиной, нужно учитывать возможный перегруз передней оси авто. Также, при раскладывании/складывании Z- стрелы может потребоваться дополнительное пространство, что осложняет работу вблизи крана.

L-грузоподъемность

L-КМУ более популярна у северных американцев и азиатов. Она состоит из прямолинейной телескопической стрелы, оснащенной подвешенным крюком. Устанавливается L-КМУ сзади кабины, а во время движения грузовика стрела закреплена вдоль оси авто.

К преимуществам L-КМУ относится то, что ее масса равномерно распределяется между осями авто. L-модели более производительны, чем шарнирные Z-КМУ при переносе грузов с большими (6-8 метров) выносами стрелы. При этом конструкция тросово-крюковой подвески позволяет поднимать и опускать грузы с высокой точностью. Такие конструкции позволяют перемещать грузы через высокие препятствия и опускать их ниже поверхности земли: внутрь колодцев и траншей, при устройстве фундаментов и в карьерах. L-КМУ отлично справляются под мостами и в узких туннелях.

К недостаткам L-КМУ относят ограничение ею полезного объема кузова. Во время перемещения грузовика стрела лежит над кузовом, поэтому перевозить в нем крупногабаритные материалы не получится. L-стрелы предназначены для тяжелых, но небольших по объему грузов.

Конфигурации автоманипуляторов

Эвакуаторы

Предназначены для перемещения сломанных автомобилей. КМУ манипуляторов закреплена на прочной металлической платформе. Грузы захватываются траверсом «паук», в котором есть устройство, контролирующее горизонтальность груза. Чтобы установленный автомобиль не откатывался, на платформе есть 4 вмонтированных упора под каждое колесо. Для дополнительной фиксации перевозимой техники есть специальные ремни, закрепленные в проушинах платформы.

Сортиментовозы

Данные манипуляторы созданы для перевозки габаритных, до 6 метров, грузов. Обычно это пиломатериалы и металлопрокат. Кузов оснащен защитным щитом, ограждающим кабину, и кониками для фиксации материалов. Водитель управляет КМУ со специального сидения, имеется ротатор и мощный захват.

Металловозы

Предназначены для погрузки-разгрузки и перевозки металлического лома и сыпучего металла. Отличаются высокими и прочными бортами.

Самосвалы с КМУ

Предназначены для работы с различными сыпучими материалами. КМУ оснащена мощным грейферным захватом. Борта открываются сбоку и сзади, до 130 градусов. Боковые борта оснащены навесками, благодаря которым сыпучие материалы аккуратно высыпаются вдоль оси авто.

Другие манипуляторы

Существует еще одна классификация манипуляторов, согласно которой они делятся на:

  • вездеходы;
  • с грейфером;
  • с лебедкой;
  • с кабиной;
  • с платформой;
  • бортовые;
  • с прицепом;
  • поворотные;
  • погрузчики;
  • грузовики с манипулятором;
  • вышки.

Чтобы ваш манипулятор не вышел из строя в самый неподходящий момент, его нужно своевременно обслуживать и следить за его состоянием. По вопросам ремонта и обслуживания манипуляторов Вы можете обратиться к нам в сервис, и мы быстро, недорого и с гарантией качества выполним все необходимые работы.

Краны манипуляторы: виды, характеристики, назначение

КМУ — это специальное оборудование или гидроманипулятор, главная часть крана-манипулятора. Используется для поднятия и переноса грузов. Монтируется на ходовую технику или устанавливается стационарно. Гидроманипулятор представляет собой механизм, поднимающий грузы и работающий с помощью гидравлических инструментов.

Это определение относится к лесовозам, мусоровозам, металловозам, эвакуаторам и другим техническим средствам, в которых оборудование используется для перевалки материалов. Устройство крана-манипулятора сконструировано так, что оно состоит из двух частей. Первая длиннее второй, работает, как телескоп. Данные конструктивные особенности вызывают некоторые проблемы в плане транспортировки оборудования.

Мы узнали у специалистов компании НПО «Вектор», производителя и поставщика спецтехники, какие бывают КМУ и в чем их особенности.

Используются эти технические средства на эвакуаторах, для транспортировки автомобилей, не способных передвигаться самостоятельно, для работы с другими грузами разного веса.

Основные параметры кранов-манипуляторов:

Конструктивные нюансы стрелы

Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Виды кранов-манипуляторов

Какие бывают краны манипуляторы? На этот вопрос существует определенный ответ. Делятся по классам все виды КМУ на основе трех особенностей:

Затем следует более подробное разделение по каждому из перечисленных выше параметров. В плане грузоподъемности существует три вида:

КМУ: виды и характеристики

Сколько груза может поднять стрела крана? Этот параметр измеряется в тоннах на метр (ТМ). Чтобы узнать, какой у техники грузовой момент, нужно перемножить грузоподъемность и метраж вылета стрелы. Определенной таблицы со значениями грузоподъемности тех или иных видов крановых установок нет. По этой причине в основе стоят модели самых крупных производителей в данной области.

Так, чтобы классифицировать краны-манипуляторы, бренд Palfinger разделяет свою продукцию на следующие виды:

В свою очередь, компания Hiab классифицирует краны следующим образом:

Поэтому грузовой момент — это важное техническое качество, не имеющее единой системы расчетов. Компании создают свою личную систему распределения КМУ на виды.

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга — стрела меньшего диаметра — из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

Виды КМУ на КАМАЗы

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.

Виды манипуляторов-роботов:

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

КМУ — это специальное оборудование или гидроманипулятор, главная часть крана-манипулятора. Используется для поднятия и переноса грузов. Монтируется на ходовую технику или устанавливается стационарно. Гидроманипулятор представляет собой механизм, поднимающий грузы и работающий с помощью гидравлических инструментов.

Это определение относится к лесовозам, мусоровозам, металловозам, эвакуаторам и другим техническим средствам, в которых оборудование используется для перевалки материалов. Устройство крана-манипулятора сконструировано так, что оно состоит из двух частей. Первая длиннее второй, работает, как телескоп. Данные конструктивные особенности вызывают некоторые проблемы в плане транспортировки оборудования.

Мы узнали у специалистов компании НПО «Вектор», производителя и поставщика спецтехники, какие бывают КМУ и в чем их особенности.

Используются эти технические средства на эвакуаторах, для транспортировки автомобилей, не способных передвигаться самостоятельно, для работы с другими грузами разного веса.

Основные параметры кранов-манипуляторов:

  • макимальное и минимальное расстояние, на которое может выдвигаться стрела;
  • вес груза, который может поднять кран при макимально и минимально выдвинутой стреле;
  • параметр, определяющий, какой вес сможет поднять и переместить кран, при максимальном и минимальном вылете стрелы;
  • высота, на которую кран может поднять и опустить груз;
  • минимальный радиус монтажа крана.
Читайте также  Самоходные стреловые краны назначение и классификация

Конструктивные нюансы стрелы

Эта часть крана по форме напоминает параллельное сечение. Грузоподъемность — определяющий фактор при выборе долговечного оборудования.

Система выдвижения стрелы по принципу телескопа сделана в форме секций, которые смещаются или в произвольном, или в последовательном порядке. При выборе важно уделить внимание таким величинам, как ширина и длина площадки, а также используемым аутригерам. От этих технических средств зависит безопасность и то количество груза, которое способен поднять кран.

Виды кранов-манипуляторов

Какие бывают краны манипуляторы? На этот вопрос существует определенный ответ. Делятся по классам все виды КМУ на основе трех особенностей:

  • разновидность стрелы, применяемой на определенном агрегате;
  • грузовой момент (или грузоподъемность установки);
  • вид опоры для установки.

Затем следует более подробное разделение по каждому из перечисленных выше параметров. В плане грузоподъемности существует три вида:

  • с грузоподъемностью до одной тонны (небольшие, используются на эвакуаторах);
  • с грузоподъемностью от одной до десяти тонн (средние);
  • с грузоподъемностью больше десяти тонн (тяжелые, часто используются на КамАЗах).

КМУ: виды и характеристики

Сколько груза может поднять стрела крана? Этот параметр измеряется в тоннах на метр (ТМ). Чтобы узнать, какой у техники грузовой момент, нужно перемножить грузоподъемность и метраж вылета стрелы. Определенной таблицы со значениями грузоподъемности тех или иных видов крановых установок нет. По этой причине в основе стоят модели самых крупных производителей в данной области.

Так, чтобы классифицировать краны-манипуляторы, бренд Palfinger разделяет свою продукцию на следующие виды:

  • легкие — до 4 ТМ;
  • средние — от 4 до 30 ТМ;
  • тяжелые — от 30 до 150 ТМ.

В свою очередь, компания Hiab классифицирует краны следующим образом:

  • легкие — до 10 ТМ;
  • средние — от 10 до 21 ТМ;
  • тяжелые — больше 21 ТМ.

Поэтому грузовой момент — это важное техническое качество, не имеющее единой системы расчетов. Компании создают свою личную систему распределения КМУ на виды

Классификация кранов манипуляторов

Исходя из вида применяемой подвески, существуют краны-манипуляторы со стрелой на жесткой подвеске (шарнирное исполнение) и со стрелой на гибкой подвеске (канатное исполнение). В последнем случае груз захватывается с помощью грузового крюка, расположенного в конце лебедки. Если подвеска жесткая, то место дислокации крюка шарнирное, на оголовке стрелы.

Исходя из того, как складывается стрела, КМУ делят на три вида:

  • Z-образное;
  • L-образное;
  • телескопические.

Когда стрелы сложены, они напоминают формой именно эти буквы латиницы. Телескопические выдвигаются друг из друга — стрела меньшего диаметра — из стрелы большего диаметра.

Виды авто-манипуляторов:

  • малотоннажные (легки в управлении и обслуживании, имеют небольшой вес, хорошую гибкость благодаря двум коленам и грузоподъемность до семи тонн, монтируются на грузовики небольшого размера, выдвижные опоры работают от гидропривода);
  • среднетоннажные (переносят грузы весом до 25 тонн, длина вылета стрелы — 20 метров, монтируются на большие грузовики);
  • крупнотоннажные (переносят грузы до 80 тонн, монтируются на сверхтяжелых грузовиках, на полуприцепах).

Виды КМУ на КАМАЗы

На грузовик Камаз можно установить любой вид крана-манипулятора. Одно условие — манипулятор не должен весить больше 15 % от веса Камаза. Хорошо себя зарекомендовали в рамках установки на КамАЗ модели кранов-манипуляторов производства Южной Кореи и Японии.

Виды манипуляторов-роботов:

  • используемые в горном деле. Представляет собой буровую каретку, перемещающую в призабойном пространстве;
  • используемые в металлургической промышленности для выполнения вспомогательных манипуляций во время обработки металлов давлением. Существуют ковочный и прокатный вид. Такой тип кранов, как подвесные, применяют в прокатных и кузнечных цехах;
  • используемые в ядерной технике для работы с радиоактивными веществами;
  • используемые в океанографических работах на большой глубине. Ими оборудуются гидростаты.

Еще один вид параллельного манипулятора-робота — платформа Гью-Стюарта. Этот вид подразумевает использование октаэдральной компоновки стоек. С его помощью изготавливаются станки, активно применяется он в авиации, в подводных исследованиях, на летательных тренажерах, в телескопах, а также в ортопедии.

Виды КМУ по маркам:

  • PALFINGER;
  • FERRARI;
  • XCMG;
  • HIAB;
  • PM;
  • FASSI;
  • EFFER;
  • Синегорец;
  • Epsilon Palfinger;
  • KANGLIM;
  • NANSEI;
  • TADANO;
  • KATO;
  • UNIC.

Для каждого вида работ и для каждого автомобиля можно подобрать свой кран-манипулятор, который будет удовлетворять всем требованиям.

Варианты применения кранов-манипуляторов

Строительный материал для удобства доставки в место назначения складывают на специальные поддоны. Упакованный таким способом он компактно может быть размещен на платформе грузовика, осуществляющего перевозку. Поддон с грузом имеет большую массу, поэтому поднимают его техникой. На строительных базах всегда имеются для этого погрузчики вилочного типа. Но как осуществить выгрузку материала на объекте? Ответ простой – применяя краны-манипуляторы.

Что это за техника

Кран-манипулятор (КМУ) – это вид кранового оборудования, которое устанавливается на грузовой автомобиль с платформой, обычно сразу за кабиной водителя. Техника очень компактна и решает множество вопросов касательно работ строительного характера, а также погрузки и разгрузки. В отличие от автомобильных кранов, КМУ имеет меньшие габариты и рассчитан на поднятие масс, не превышающих четверти грузоподъемности самого автомобиля.

Виды КМУ, возможности оборудования

Рабочий механизм кранов-манипуляторов устроен по-разному. Исходя из этого, выделяют два основных типа устройства:

  • Манипулятор гидравлический;
  • Манипулятор тросовый.

Первый – практически полноценный автокран, который, к тому же, экономичен, отличается хорошей маневренностью при выполнении работ. Стрела крана в транспортном состоянии очень компактна и не занимает область платформы.

Второй характерен тем, что позволяет поднимать материалы, место расположения которых ниже уровня грунта, а также находящиеся за стенами и заборами. Он экономически выгоден благодаря простому устройству механизма, где присутствует минимальное количество деталей, быстро выходящих из строя.

Область использования манипулятора легко расширить за счет возможности замены механизмов грузозахватного назначения таких как: грейферы (для сыпучих материалов), захваты, люльки строительные.

Благодаря наличию пульта крана-манипулятора, расположенного непосредственно возле основания стрелы, оператору удобно работать, дистанционно управляя грузом, контролировать каждое его положение.

Стрела крана с телескопическим выдвижным механизмом позволяет работать манипулятором на значительном расстоянии. Стрела с несколькими коленами, управляемая гидроцилиндрами (гидравлический кран), очень маневренна, позволяет быстро проводить операции погрузки-разгрузки.

Где применяют краны

Применение кранов-манипуляторов разнообразно: от строительства малоэтажных зданий до погрузки-разгрузки.

Выполнение работ по строительству:

  • Демонтаж металлических конструкций;
  • Укладка трубопроводов, канализационных стоков;
  • Перемещение груза – строительных отходов и мусора;
  • Транспортировка стройматериалов;
  • Перевозка бревен.

Работа с грузами:

  • Погрузка, разгрузка контейнеров, блок-контейнеров для электростанцый малогабаритных стройматериалов;
  • Перевозка мини-сельхозтехники;
  • Транспортировка малых архитектурных форм.

Монтаж технического и другого оборудования:

  • Выполнение монтажных работ с металлоконструкциями;
  • Установка электрических и холодильных агрегатов;
  • Работы по монтажу ограждающих конструкций.
  • Удаление с места ДТП пострадавших транспортных средств;
  • Эвакуация поломанной техники.

Подача в труднодоступные места:

  • Инструментов и оборудования в оконные проемы многоэтажных домов, котлованы.

Выбор КМУ для грузовика

Рассчитывая производительность работ конкретным краном, или выбирая вариант, какой стрелой-манипулятором оборудовать имеющуюся грузовую технику, необходимо знать основные допуски грузоподъемности. Для всех видов техники существует единое правило – максимально возможный тоннаж, поднимаемый конкретной стрелой за раз, не должен превышать 25% от грузоподъемности автомобиля. Так грузовик:

  • Перевозящий до 10 тонн, допустимо комплектовать краном на 2,5 тонны, не более;
  • Способный доставлять груз до 20 тонн – кран на 5 тонн;
  • Техника с грузоподъемностью от одной до трех тонн. Такой автомобиль допустимо комплектовать оборудованием со стрелой подъема не выше 0,7 т.

Нарушение этого правила может приводить к поломке несущей базы (рамы грузовика), куда непосредственно крепится кран-манипулятор.

Увеличить грузоподъемность самого автомобиля можно за счет добавления прицепа платформы. В таком случае манипулятор удобней устанавливать не за кабиной водителя, а сразу в конце кузова.

Во время работы с крановым оборудованием нужно помнить, что чем дальше от техники находится груз, тем меньшую массу может поднять стрела.

Почему удобно работать кранами-манипуляторами

Кран этого типа во многих случаях незаменим и помогает оперативно решать разные вопросы.

Он позволяет:

  • Экономить силы. С помощью манипулятора можно работать большими массами, практически не напрягаясь;
  • Экономить время. Кран позволяет за рабочую смену выполнять такой объем работ, который при ручном труде занял бы несколько дней.
  • Экономить средства. Кран-манипулятор одновременно является и грузоподъемным оборудованием, и транспортировочной платформой.
  • Для управления машиной достаточно одного человека – он и водитель, и крановщик, и в некоторых случаях может выполнять работу стропальщика.
  • Выполнять задачи в сложных условиях. Кран компактен и обладает хорошей маневренностью.
  • Оперативно работать. Техника на колесном ходу может быстро доставить груз на строительный объект.

Аренда крана-манипулятора будет стоить дешевле, нежели автокрана. Это объясняется еще тем, что мощность автомобилей, на которых установлено крановое оборудование, меньше тех, что перевозят габаритные стрелы с дополнительной кабиной управления. Поэтому, если стройка не имеет огромных масштабов с необходимостью перемещения больших тоннажей, применение кранов-манипуляторов вполне целесообразно.

Видео по теме: Манипулятор Palfinger PK35000C

Особенности эксплуатации стационарных и самоходных мини-кранов (видео)

Краном-манипулятором называется машина, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и (в большинстве случаев) дальнейшей перевозки грузов.

Читайте также  Кран либхер 100 тонн технические характеристики

Содержание обзора

Особенности эксплуатации стационарных и самоходных мини-кранов

При проведении монтажных и строительных работ не обойтись без такого оборудования, как мини-кран. Краны делятся на 2 вида: стационарные и передвижные. Удобная конструкция позволяет с легкостью перемещать устройства по участку и устанавливать их на перекрытиях и проемах сооружений любой величины.

Сферы использования мини-кранов

  • Малогабаритные манипуляторы из Кореи применяются в больших торговых центрах.
  • Они востребованы на предприятиях, занимающихся авиационной техникой.
  • Некоторые модели эксплуатируют на атомных электростанциях.
  • Подъемные установки нужны в яхт-клубах.
  • Их можно встретить в ремонтных мастерских и ремонтно-отделочных компаниях.
  • Часто используют данный вид устройств во время кровельных работ.
  • Также он служит для решения задач в реставрационных компаниях.

Принципы функционирования кранов-манипуляторов

Максимальное распространение в наши дни получили краны-манипуляторы, выполненные на автомобильном шасси, главное достоинство которых заключается в их многофункциональности. «Сам гружу, сам вожу» — этой фразой проще всего охарактеризовать данную машину. Автомобиль, на базе которого смонтирована КМУ, по сути, выполняет функции сразу двух единиц техники: автокрана и машины для перевозки груза.

Рисунок 2. Кран-манипулятор на базе грузового автомобиля успешно заменяет сразу две машины

Случается, что автокран оказывается неспособен выполнить возложенную на него функцию из-за своих больших размеров. В этой ситуации кран-манипулятор также может оказаться достойной альтернативой.

Особенности и преимущества самоходных устройств

Для проведения работ в помещениях чаще всего используются «краны-пауки». Они обладают гусеничным ходом. Габариты такого оборудования позволяют провозить даже через обычные двери.
Существует и консольная разновидность мини-кранов.

Данные устройства устанавливают непосредственно внутри помещения или здания, а также на лестничных площадках. Для монтажа требуется осуществить распорку консольной модели между потолком и полом. В данном случае необходимо подключение к обыкновенной сети с напряжением 220 В, благодаря чему оборудование можно эксплуатировать практически в любых условиях.

Среди основных достоинств техники можно отметить:

  • экологическая чистота устройств позволяет работать с ними без ущерба для здоровья людей;
  • за счет оснащения газовыми и электрическими двигателями становится возможным подъем грузов внутри зданий;
  • обеспечение высокого уровня безопасности в условиях ограниченного и замкнутого пространства;
  • возможность расположения устройства прямо возле груза;
  • экономия времени и денежных средств на приобретение и обслуживание крупногабаритной техники.

В современном ассортименте можно найти мини-краны от тех же производителей, которые выпускают традиционную технику. Среди них есть манипуляторы из Кореи и Японии. Есть фирмы, занимающиеся исключительно созданием и разработкой мини-кранов. К ним относится итальянский изготовитель Jekko.

Jekko

Итальянские миникраны Jekko способны выполнить большой объем строительных работ.

Это компактная техника, легковесная, работает на дистанционном управлении.

Оно позволяет использовать оборудование на опасных и трудных участках. Технические характеристики:

  • высота крана — 1,9 м, вес — 3,6 т;
  • оборудование оснащено системой стабилизации и дистанционным управлением;
  • имеет систему LMI (обеспечивает отрыв аутригеров, не допускает опрокидывание и контролирует уровень груза);
  • работает на дизельном двигателе;
  • грузовой трос — 60 м в длину;
  • вылет стрелы около 17 м.

При желании конструкцию можно оснастить гидровакуумным захватом, крючковыми блоками и электрическим приводом, работающим от любого напряжения.

Преимущества КМУ

Применение ТС с КМУ выгоднее и проще, чем использование отдельно грузовика и отдельного подъёмного крана. Чистая математика: два транспортных средства стоят дороже, чем одно. Есть у транспортного средства с кран-манипулятором и другие преимущества:

  • Мобильность. Спецтехника, особенно компактные её виды, беспрепятственно перемещается по городу.
  • Надёжность. ТС с КМУ при грамотном управлении действует безотказно, справляется со многими задачами.
  • Многозадачность. Спецтехника способна выполнить множество разных задач, нужных для строительства и прочих сферах промышленности.

Maeda

Японская фирма Maeda выпустила в продажу инновационное грузоподъемное оборудование, которое отличается особым качеством. Универсальная техника имеет систему мультипозиционных аутригеров. Во время работы аутригеры расставляются в стороны и вся конструкция становится похожа на паука. Из-за такой формы оборудование получило название кран-паук. Опоры обеспечивают повышенную устойчивость на площадках с любым рельефом. Достоинства мини-крана Маеда:

  • высокая работоспособность;
  • компактность, благодаря которой техника может проехать через узкий дверной проем;
  • передвигает блоки весом от 200 до 300 кг;
  • плавность движений позволяет быстро и качественно остеклить здание;
  • кран устойчив к сильным порывам ветра.

Самоходная техника прошла испытания и подтвердила свою способность работать не только на поверхности земли, но и под ней. Также краны используют на высоте для строительства многоэтажных сооружений.

Основные характеристики КМУ

Различные модели ТС с КМУ характеризуются следующими параметрами:

  • Грузовой момент. Величина измеряется в тоннах на метр (т/м) и влияет на грузоподъёмность. Нужный показатель для конкретных условий погрузки рассчитывается, исходя из веса груза и дистанцией между грузом и транспортным средством. Например, для подъёма груза весом в 2 тонны при дистанции 4 метра нужен кран с грузовым моментом 8 тонн на метр.
  • Максимальный вылет стрелы. Этот фактор определяет грузоподъёмность оборудования, поскольку в конструкции манипулятора не предусмотрен противовес. Средний вылет стрелы составляет 8 метров, что достаточно для работы с кузовом автомобиля, длина которого варьируется от 5 до 7 метров.
  • Тип конструкции манипулятора. Различаются тросовые и складные типы. Тросовый предполагает большой вылет стрелы и способность перемещать грузы на разные уровни. Складной, гидравлический вариант обеспечивает мобильность и гибкость, возможность с высокой точностью выполнять погрузку и разгрузку.
  • Конструкция и расположение крана. Форма выполнена наподобие буквы Z или L. Первый вариант сопряжён с риском перегрузки передней оси, поскольку именно на этот участок приходится вся нагрузка от манипулятора, размещённого за кабиной грузовика. Второй вариант предпочитают японские, южнокорейские и американские производители спецтехники. В этом случае стреле располагается над кузовом против хода или по ходу ТС. С этим связана невозможность насыпать в кузов груз с «горкой». Распределение веса стрелы L-образной формы распределена между передней и задней осями.
  • Органы управления. Наиболее простой и дешёвый тип управления – ручной. Он бывает параллельным или перекрестным. Есть типы ТС с ручным управлением с платформы или с кресла на колонне манипулятора.

КМУ на спецтехнике

Кран-манипуляторные установки устанавливаются на тяжёлую спецтехнику. Шасси обеспечивает высокий уровень грузоподъёмности, а двухколенная стрела – достаточную маневренность.

В российских реалиях часто КМУ устанавливаются на спецтехнику КАМАЗ на свесе рамы или за кабиной. Такая комбинация широко используется в сельском хозяйстве и в условиях города.

Седельные тягачи позволяют перемещать грузы на прицепах и полуприцепах, а также применяются при погрузке и разгрузке товаров. Полуприцепы легко меняются на таких установках. В этом их основное отличие от неделимых бортовых автомобилей, дополненных стационарными грузовыми платформами.

Система управления

Система управления в машинах этого типа обычно бывает представлена набором рычагов, каждый из которых отвечает за какое-либо определенное действие, будь то поднимание стрелы, выдвижение аутригеров, подъем либо опускание троса и др. Часто органы управления располагаются у основания стрелы по обеим сторонам основания КМУ.

Однако нередко производители размещают эти рычаги в верхней части основания стрелы, где находится кресло оператора. Выпускаемые сегодня модели кранов-манипуляторов нередко оборудуются дистанционными пультами управления, которые позволяют руководить функционированием КМУ на расстоянии.

Рисунок 8. Система управления крана-манипулятора

Популярные марки КМУ

Широко востребованы краны-манипуляторы следующих производителей:

  • Palfinger;
  • Hyundai;
  • Shin Meiwa;
  • Kanglim;

Аутригеры

Аутригерами называются выдвижные опоры, которые при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на грунт, обеспечивая тем самым необходимую устойчивость базовой машины. На кранах-манипуляторах используются аутригеры, отличающиеся по способу выдвижения, который может быть механическим и гидравлическим.

В первом случае выдвижение аутригеров осуществляется вручную. После установки на грунт аутригеры фиксируются в нужном положении.

Гидравлический метод выдвижения аутригеров предполагает использование компактных гидроцилиндров с приводом от гидромотора крано-манипуляторной установки. Аутригерами этого типа оборудуются краны-манипуляторы, обладающие высокой грузоподъемностью.

Система безопасности

Неотъемлемыми элементами конструкции любой модели крана-манипулятора являются устройства, обеспечивающие безопасность при его использовании. Основными узлами системы безопасности КМУ являются:

  • датчик максимального выдвижения стрелы;
  • звуковая и световая сигнализация;
  • датчик превышения допустимой нагрузки;
  • предохранительные клапаны.

На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка

Выбор типа шасси, на котором размещается КМУ, зависит от того, где планируется использовать данную технику, и какие задачи предполагается решать с ее помощью. На современном рынке имеются краны-манипуляторы следующих типов:

  • пневмоколесные;
  • на специальном автомобильном шасси;
  • гусеничные;
  • с короткой базой;
  • на базе гусеничного либо колесного трактора;
  • рельсовые (смонтированные на опорной платформе, которая передвигается по рельсам на колесах);
  • переставные;
  • монтируемые стационарно на фундаменте (к примеру, на технологической площадке);
  • размещаемые на катерах, плавучих платформах и др.

Рисунок 9. Краны-манипуляторы с разным шасси внешне сильно отличаются друг от друга

В подавляющем большинстве случаев краны-манипуляторы на базе автомобиля имеют бортовую платформу без тента, так как в противном случае процедура погрузки при помощи КМУ не представляется возможной.

Рисунок 10. Грузовая машина с КМУ и бортовой платформой без тента – так выглядит типичный представитель кранов-манипуляторов