Кабина башенного крана изнутри
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 18. Кабины и специальные подъемные устройства для машиниста
Кабины. Машинист управляет башенным краном из кабины. Хотя современные краны и имеют выносные пульты управления, их используют лишь при монтаже и испытаниях крана. Как правило, с пульта можно управлять не всеми движениями крана и нельзя плавно регулировать скорости механизмов.
Так как башенные краны работают в любое время года на открытом воздухе, кабины выполняют закрытыми. Кабины башенных кранов бывают двух разновидностей: встроенные и выносные.
Встроенные кабины расположены внутри башни (или другой конструкции крана) и связаны с ее металлоконструкцией как неразъемное соединение. Такие кабины применяли на кранах СБК-1, МСК-5-20, МСК-5-20А (рис. 30). Недостаток этих кабин в том, что их неудобно ремонтировать. Кроме того, кабину крана СБК-1 (рис. 30, а) нельзя утеплить из-за щели в полу и потолке, через которую пропущен грузовой канат, сбегающий с лебедки, расположенной под кабиной. Кабина крана МСК-5-20 (рис. 30, б) имеет люки 4 в полу и крыше, ЧТО затрудняет доступ В
Рис. 30. Встроенные кабины кранов: а — СБК-1, б—МСК-5-20, в — МСК-5-20А:
1 — щель в крыше, 2 — площадки, 3 — лестницы, 4 — люки
В кране МСК-5-20А (рис. 30, в) кабина усовершенствована — улучшена ее герметичность за счет применения распашной двери в одной из стенок кабины и выносной площадки 2 для входа, однако кабина осталась тесной. Неудобны кабины, встроенные в неповоротные башни, так как при повороте стрелы кабина остается неподвижной и машинист, чтобы следить за грузом, вынужден переходить от одного окна к другому.
Выносные кабины расположены вне металлоконструкций крана (башни, оголовка). Выносной считают также кабину, если она размещена внутри башни, имеющей в поперечном сечении размеры более 1,8 X 1,8 м, а сама кабина выполнена как самостоятельный узел, т. е. может быть вынута или вставлена в башню целиком без разборки.
Выносные кабины разделяют на подвесные и навесные. Кабины, которые подвешены к металлоконструкциям крана за верхнюю часть, относятся к подвесным, например у кранов МЗ-5-10 и БКСМ-5-5А (рис. 31, а).
Рис. 31. Выносные кабины на кранах: а — подвесная на МЗ-5-10, б— навесная на портале БКСМ-14М, в — навесная на КБ-573 и КБ-674, г — унифицированная в башне КБ-503 и КБ-405; 1 — проушины, 2 — тяги (пунктиром показано положение кабины при монтаже и перевозке)
Навесные кабины опираются основанием на площадку металлоконструкции крана. Кроме того, у этих кабин могут быть предусмотрены дополнительные крепления на боковой стенке или крыше. Такие кабины установлены на портале кранов БКСМ-14М (рис. 31, б), Т-223, БК-300 и на поворотном оголовке кранов Б К-180, КБ-573, КБ-674 (рис. 31, в), в секции башни крана КБ-503 (рис. 31, г).
Навесные кабины, расположенные в нижней части крана, неудобны в эксплуатации, так как не обеспечивают обзора места работ при монтаже зданий: машинист, начиная со 2—3-го этажа, вынужден работать с сигнальщиком; груз, зацепляемый с противоположной стороны КБ-573 и КБ-674, г — унифицированная в башне КБ-503 и КБ-405; 1 — проушины, 2 — тяги (пунктиром показано положение кабины при монтаже и перевозке) башни, не виден машинисту из-за металлоконструкций крана; машинисту приходится часто смотреть через окна в крыше. Чтобы окна не. разбивались, их защищают сеткой, а это затрудняет очистку верхних стекол от снега и грязи.
Подвесные кабины кранов МЗ-5-10 и БКСМ-5-5А прикреплены к поворотной части оголовка башни и поэтому поворачиваются одновременно со стрелой крана. Таким образом, машинист имеет возможность, не поворачиваясь, постоянно видеть грузовой крюк и стрелу крана. Стенки этих кабин выполнены из досок, прикрепленных к металлическому каркасу. Крыша сделана из металлического листа, Верхняя часть передней стенки представляет собой выдвинутый вперед стекленный фонарь. Дверь кабины раздвижная. Недостаток этих кабин — громоздкое электрооборудование, которое занимает много места. Машинист, как правило, работает стоя из-за неудобного остекления. Кроме того, в кабине шумно из-за работы контакторов.
Унифицированные навесные кабины относятся к выносным. Они имеют максимальные удобства для машиниста. Они установлены на кранах серии КБ. Кабины такого типа навешивают на башни кранов вблизи шарнира подвески стрелы или устанавливают внутри верхней секции башни. Это обеспечивает машинисту хороший обзор рабочей зоны.
Рис. 32. Унифицированная выносная кабина для кранов: а — низких, б — высоких; 1 — кресло, 2— командоконтроллеры, 3 — стеклоочистителя, 4 — боковое окно, 5 — открывающееся лобовое окно фонаря, б — верхняя проушина крепления кабины, 7 — дверь, 8 — заднее окно, 9 — окно двери, 10 — нижняя проушина крепления кабины, 11 — кузов кабины, 12 — фонарь, 13 — педали управления, 14 — нижние глухие панели с выступами для ног, 15 — поручень, 15 — боковой щиток, 17 — рычаг
Унифицированная кабина (рис. 32) состоит из двух основных частей: кузова 11 и фонаря 12.
Стенки кузова выполнены из двух оболочек: наружная — из металлического листа, внутренняя — из фанеры. В пазухах между оболочками закладывается утеплитель. Металлический каркас придает кабине жесткость. Пол кузова имеет дощатое покрытие, поверх которого уложены фанера и линолеум; его площадь 2 м2.
Фонарь представляет собой металлический каркас из гнутого профильного металла, в проемы которого вставлены на резиновых уплотнениях трехслойные небьющиеся стекла. Окна фонаря служат для обзора рабочей зоны, наблюдения за поднимаемым грузом, связи машиниста с монтажниками и стропальщиками, проветривания.
Окно 9 в двери 7 необходимо для наблюдения за входящим в кабину человеком и осмотра кабины с площадки башни при запертой двери.
В кабине установлено мягкое кресло 1, перемещающееся по направляющим, закрепленным на полу. Сиденье кресла может поворачиваться вокруг горизонтальной и вертикальной осей и менять положение по высоте на 150 мм. Это позволяет машинисту выбрать наиболее удобное положение в зависимости от особенностей его фигуры (рост, длина ног, рук, осанка). Направляющие на полу, кроме того, дают возможность отодвигать кресло назад во время обслуживания и ремонта электроаппаратуры управления и педалей. В кабине расположены малогабаритные командоконтроллеры для поворота крана, подъема груза, изменения вылета, передвижения крана (см. рис. 125).
На кранах, предназначенных для строительства домов повышенной этажности (более 25 м), унифицированная кабина имеет измененный фонарь (рис. 32, б), позволяющий при небольшом наклоне корпуса машиниста вперед смотреть вертикально вниз через наклонное лобовое окно 5. Это окно защищено боковыми щитками 16 от ветра и бокового дождя, что облегчает работу машиниста в ненастную погоду. Верхние стекла и лобовое окно оборудованы стеклоочистителями. Для протирки наружной поверхности лобовое окно можно поворачивать на 180° вокруг горизонтальной оси рычагов 17. При наклоне корпуса вперед машинист может пользоваться регулируемым по высоте поручнем 15. Конструкция кузова кабины оставлена без изменений.
Аппаратура управления в унифицированных кабинах размещена примерно одинаково независимо от типа крана. Приборы расположены ь основном на левой стенке кабины. На рис. 33, а показано расположение приборов в кабине крана КБ-503. На других кранах, например КБ-100.1, вместо электрического указателя вылета (потенциометра) установлен механический 18, нет кнопки 17. Расположение приборов управления в кабине крана АБКС-5 показано на рис. 33, б.
Рис. 33. Приборы управления и сигнализации в кабине машиниста: а — крана К.Б-503, б — АБК.С-5; 1 — клеммная коробка, 2 — релейный блок ограничителя I грузоподъемности (ОГП-1), 3 — панель сигнализации ОГП-1, 4 — указательный пульт анемометра М.-95, 5 — щит освещения, 6 — аварийный выключатель, 7 — клеммная колодка, И, 9 — штепсельные розетки 12 и 220 В, 10—12 — выключатели освещения и отопления, 13 — Контрольно-сигнальная лампа включения силовой цепи, 14 — сигнальная лампа цепи управления, 15 — вольтметр, 16 — вольтметр-указатель вылета, 17 — кнопка включения мотор, 18 — указатель вылета (для КБ-100.1), 19 — кнопка включения линейного контактора, 20 — блок питания ОГП-1, 21 — педаль (кнопка) включения звукового сигнала, 22 — 11укоятка управления грузовой и монтажной лебедками, 23 — сектор топливоподачи (газа), 24— электропечь, 25 — переключатель монтаж—работа, 26 — кнопка стартера, 27 — указатель температуры воды, 28 — рукоятка управления механизмом поворота и тележечной лебедкой, 29 — амперметр. 30 — указатель давления масла, 31 — креномер
На большинстве кранов кабина крепится на площадке башни с помощью четырех проушин, расположенных в нижней части, и двух верхних — на левой стенке кабины. На кране КБ-405, КБ-503 (см. рис. 31, г) кабина установлена на тележке, катки которой закрепляются в направляющих площадки башни. Для транспортирования и выдвижения башни кабину задвигают внутрь башни, а для работы выдвигают в крайнее положение.
Кабина башенного автомобильного крана АБКС-5 расположена на поворотной платформе крана аналогично самоходным стреловым кранам.
Специальные подъемные устройства для машинистов применяются ил наиболее высоких кранах КБ-674 и КБ-504, имеющих кабину на высоте более 55 м от земли. Подъемные устройства предназначены дли подъема (опускания) машиниста и обслуживающего кран персонала с нижней секции башни к верхней (рассчитаны на двух человек и имеют грузоподъемность 160 кг).
Рис. 34. Схема специального подъемного устройства для машиниста башенных кранов КБ-674 и КБ-504: 1 — барабан для намотки кабеля, 2 — кабель электроразводки, 3 — натяжное устройство, 4 — кабелеприемннк, 5 — буфер, 6 — подвесной кабель, 7 — канат ограничителя скорости, 8 — направляющие, 9 — дверь кабины, 10 — кабина, 11 — роликовый башмак, 12 — тяговые канаты, 13 — шахтная дверь верхней площадки, 14 — барабан, 15 — редуктор лебедки, 16 — ограничитель скорости
Кабина 10 подъемного устройства (рис. 34) двигается внутри секций башни вдоль направляющих 8 Т-образного профиля, по которым катятся ролики четырех башмаков 11. На верхней секции башни под оголовком расположено машинное отделение и верхняя посадочная площадка с шахтной дверью 13. На нижней секции башни расположена нижняя посадочная площадка также с шахтной дверью, приемное устройство 4 для кабеля и натяжное устройство 3 с блоком для каната ограничителя скорости движения кабины подъемника. На секциях башни предусмотрены устройства, предотвращающие поперечные отклонения тяговых канатов и кабеля от ветра (выдувание). Кабина подъемного устройства цельнометаллическая сварная, имеет двухстворчатую распашную или шторную дверь 9 и окно в двери или задней стенке кабины. Внутри кабины находится пульт управления с кнопками. Кабина подвешена на двух тяговых канатах 12, наматываемых на барабан 14 лебедки. Если кран, на котором установлено подъемное устройство, имеет башню, выдвинутую не на полную высоту, излишек кабеля наматывается на барабан 1, расположенный на верхней площадке башни (на кране КБ-504), или укладывается в специальный ящик (на кране КБ-674).
Для обеспечения безопасной работы подъемное устройство оборудовано системой блокировок: двери кабины и шахты имеют автоматические запоры, установлены концевые выключатели верхнего и нижнего положения кабины, предусмотрен ограничитель, останавливающий кабину при разной длине тяговых канатов или увеличении скорости ее спуска. На случай обрыва одного или двух тяговых канатов и ослабления их натяжения предусмотрена остановка кабины и надежная ее фиксация на направляющих с помощью клиновых ловителей. Ловители приводятся в действие автоматически, одновременно выключая лебедку подъемного устройства. На верхней и нижней посадочных площадках имеются кнопочные пульты управления.
Кабина башенного крана
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных и транспортных средствах, преимущественно на башенных кранах, к которым предъявляются повышенные требования обзорности. Кабина содержит две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, прозрачная, шарнирно с ней связанная, выполнена поворотной относительно вертикальной оси кабины. Закрепленная полусфера выполнена трехслойной, состоящей из наружного и внутреннего слоев, разделенных воздушным зазором, в котором помещены шарнирно с ней связанные относительно вертикальной оси кабины две регулируемые сферические поверхности. Данное изобретение направлено на повышение тепло- и звукоизоляционных, обзорных свойств кабины и эксплуатационных качеств кабины. 3 ил.
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных и транспортных средствах, преимущественно на башенных кранах, к которым предъявляются повышенные требования обзорности.
Известна кабина крана, содержащая каркас и обшивку, несущую стекла, защитный экран, при этом кабина снабжена установленной на каркасе направляющей и приводом, а защитный экран расположен параллельно стеклам кабины и снабжен роликами, установленными с возможностью перемещения по направляющей, причем защитный экран с помощью рычага связан с приводом (а.с. N 653205, М. Кл. В 66 С 13/52). Изобретение позволяет предохранить обшивку и стекла кабины от термического и механического воздействий.
Недостатками известной кабины являются: 1. Отсутствие дополнительной защиты оператора от воздействий внешнего шума, влияния температуры и влажности наружного воздуха, солнечного излучения.
2. Геометрическая форма обшивки смотрового фонаря с наличием большого количества стоек и площадь остекления фонаря не обеспечивают достаточной обзорности.
Наиболее близкой к изобретению является кабина трактора, содержащая образующие замкнутый объем основание, пол, стенки, дверь и жесткий каркас, выполненная из наружной и внутренней прозрачных полусфер, при этом внутренняя полусфера жестко закреплена на основании, а наружная является поворотной относительно вертикальной оси кабины и шарнирно связана с внутренней полусферой (а. с. N 765086, М. Кл. В 62 D 33/08). Изобретение позволяет повысить удобство эксплуатации путем улучшения обзорности и увеличения зоны размещения навесных орудий.
Указанное изобретение также имеет ряд недостатков.
1. Настоящая конструкция кабины лишена возможности дополнительно защитить оператора от воздействия внешнего шума и от отрицательного воздействия инсоляции, являющегося слепящим, разрушительным, приводящим к перегреву (в летнее время).
2. Передняя полусфера не защищена от механических повреждений, возможных при монтаже и демонтаже крана, а также во время производства работ.
3. Конструкция кабины не создает желаемой обзорности в нижней зоне, поскольку нижняя часть сферической кабины закрыта полом с установленным на нем рулевым колесом.
4. Передняя полусфера, выполненная из прозрачного полимерного материала, под воздействием механических повреждений, атмосферных осадков, ярких солнечных лучей, перепадов температуры наружного воздуха, запыленности и загазованности довольно быстро теряет свои прозрачные свойства, что приводит к напряжению зрения, искажению наблюдаемых объектов, а значит снижает обзорные качества кабины.
Задача изобретения — повышение тепло- и звукоизоляционных, обзорных свойств кабины и защита ее от механических повреждений за счет повышения эксплуатационных качеств кабины.
Поставленная задача достигается тем, что кабина, содержащая две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, прозрачная, шарнирно с ней связанная, выполнена поворотной относительно вертикальной оси кабины, причем жестко закрепленная полусфера выполнена в виде «стеклопакета»(«стекло»-«жалюзи»- «стекло»), при этом жалюзи состоят из двух подвижных сферических поверхностей, шарнирно с ней связанных относительно вертикальной оси кабины.
Новые существенные признаки.
1. Жестко закрепленная полусфера выполнена в виде «стеклопакета»: «стекло»-«жалюзи»-«стекло».
2. Жалюзи выполнены из двух подвижных сферических поверхностей.
3. Жалюзи шарнирно связаны с жестко закрепленной полусферой.
4. Жалюзи выполнены с возможностью поворота относительно вертикальной оси кабины.
5. Наличие в конструкции кабины замкнутого воздушного зазора.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными обеспечивают получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Технический результат, получаемый при использовании предлагаемого изобретения, заключается в повышении обзорности за счет увеличения нижней зоны обзора прозрачной полусферы, выполненной из стекла, создании комфортных условий работы оператора путем выполнения поворотных вокруг вертикальной оси кабины двух жалюзи, несущих светозащитную, шумопоглощающую и теплоизоляционную функцию, а также защищающих прозрачную полусферу от механических повреждений во время монтажа, демонтажа крана и его эксплуатации. Кроме того, наличие замкнутого воздушного зазора увеличивает теплоустойчивость кабины.
Кабина представлена на фиг. 1 — профильный разрез; фиг. 2 — вид сверху при закрытой двери и открытой прозрачной полусфере; фиг. 3 — то же, с защищенной прозрачной полусферой.
Кабина содержит полусферу 1, выполненную в виде «стеклопакета»: «стекло»-«жалюзи»-«стекло», жестко закрепленную на основании 2, установленном на раме 3. Рама жестко закреплена на выносных опорах 4, которые крепятся к металлическому каркасу 5 башенного крана. Через шарниры 6, имеющие общую вертикальную ось 7 с полусферой 1, с ней подвижно соединена прозрачная поворотная полусфера 8. Жестко закрепленная полусфера 1 состоит из наружного 9 и внутреннего слоев 10, выполненных, например, из полимерного материала, разделенных воздушным зазором 11, в который помещены две шарнирно с ней связанные относительно вертикальной оси 7 регулируемые сферические жалюзи 12-13, выполненные из звуко- и таплоизоляционного противоударного материала. В верхней зоне жалюзи жестко с ней закреплены по обе стороны от оператора рычаги управления 14 сферическими жалюзи. Рычаги управления жалюзи 14 проходят через прорези 15, выполненные во внутреннем слое 10 жестко закрепленной полусферы 1. Отверстие 16 выполнено в полу 17 кабины, по обе стороны от оператора располагаются рычаги управления краном 18, установленные в боковые колонки 19.
Устройство работает следующим образом: вход и выход из кабины осуществляется через прозрачную полусферу 8, поворотную относительно вертикальной оси 7, шарнирно связанную с жестко закрепленной трехслойной полусферой 1. Наблюдение за объектами осуществляется через прозрачную полусферу 8. В случае необходимости отрегулировать температуру внутри кабины (особенно зимой или летом), а также защитить себя от воздействия внешнего шума, слепящего (зимой, весной, летом) и палящего (летом) солнца оператор с помощью одного или двух рычагов управления жалюзи 14 действиями «к себе» и «от себя» может перевести одну или две регулируемые жалюзи 12-13, находящиеся в жестко закрепленной полусфере и связанные с ней через шарниры 6, на любой угол в пределах прозрачной полусферы 8, например, плавно или дискретно. Выполняя те же действия, можно защитить прозрачную, выполненную из стекла, полусферу от механических повреждений при монтаже и демонтаже крана, а также во время его эксплуатации. Защитить прозрачную полусферу 8 от механических повреждений следует и по окончании смены на время, когда кран не работает. Кроме того, оператор может создать себе комфортные условия для отдыха во время технологических и обеденных перерывов. Прозрачная полусфера 8, выполненная из стекла, обеспечивает обзорность в целом, а главное — в нижней зоне под прямым углом к лучу зрения. Через отверстие 16, выполненное в полу кабины 17, с открытой нижней зоной прозрачной полусферы 8 доступен обзор за наблюдаемыми объектами, расположенными непосредственно под кабиной крана. Кран управляется рычагами 18, установленными в колонки 19 по обе стороны от оператора.
Кабина, содержащая две полусферы, одна из которых жестко закреплена на основании, а другая, прозрачная, шарнирно с ней связанная, выполнена поворотной относительно вертикальной оси кабины, отличающаяся тем, что закрепленная полусфера выполнена трехслойной, состоящей из наружного и внутреннего слоев, разделенных воздушным зазором, в котором помещены шарнирно с ней связанные относительно вертикальной оси кабины две регулируемые сферические поверхности.
Как крановщики ходят в туалет в кране
Профессия машиниста башенного крана является очень ответственной и в определенной степени опасной. Существуют здесь и весьма пикантные нюансы. Много времени, а порою и целый рабочий день приходится проводить на значительной высоте. Поэтому возникает вполне логичный вопрос — куда и как крановщики ходят в туалет в кабине спецтехники. Попробуем разобраться со всеми деталями.
Важные факты из жизни крановщиков
Простым людям практически ничего не известно о жизни и работе крановщиков, поэтому эта необычная профессия вызывает у них особый интерес.
В связи с этим, рассмотрим самые важные и любопытные факты, помимо того, как крановщики ходят в туалет в кране.
- Средняя высота башенного крана составляет 70 метров. Для подъема и спуска требуется примерно по пять минут.
- Среди крановщиков встречаются женщины — согласно статистике, одна из десяти.
- Стать машинистом строительного башенного крана может стать любой желающий. Для этого необходимо пройти обучение на шестимесячных курсах, первая половина которых посвящена теории, а вторая практике. Еще одним обязательным условием является прохождение медицинской комиссии.
- Запрещается работать на автокране при экстремальных погодных условиях, если скорость ветра достигает двенадцати метров в секунду.
- В зависимости от особенностей стройки, рабочая смена крановщика может длиться от восьми до двенадцати часов. Крановщик является одним из важнейших лиц, без участия которого весь строительный процесс значительно затягивается. В случае отсутствия сменщика нет никакой возможности пропустить рабочий день. Поэтому получить исчерпывающую информацию о том, как крановщики ходят в туалет в кране.
Можно ли организовать туалет в башенном кране
Тех, кому интересна профессия крановщика во всех ее проявлениях, наверняка волнует вопрос, есть ли в кране туалет. Стоит отметить, что кабина является довольно вместительной, что позволяет разместить внутри нее некоторые необходимые предметы для использования в течение рабочего дня. Машинист крана имеет возможность установить небольшой холодильник для продуктов питания, электрочайник, мультиварку и микроволновую печь, чтобы вовремя можно было приготовить горячую еду. А вот наличие туалета в привычном понимании, к сожалению, не предусмотрено.
Поэтому в качестве туалета в башенном кране могут использоваться только подручные средства — например, небольшое ведерко, банка или обычная пластиковая бутылка. Главное, ставить их в такое место, чтобы не создавалось никаких неудобств.
Как еще крановщик может сходить в туалет на башенном кране
Если задуматься, куда и как ходят в туалет на башенном кране во время длительной смены, можно вспомнить о специальных подгузниках для взрослых. Эти изделия выполняются в виде удобных трусиков и обладают хорошими впитывающими способностями. Их ношение не вызывает никакого дискомфорта, поэтому можно использовать во время рабочей смены.
Те, кто желают стать крановщиками, часто интересуются, есть ли в кабине башенного крана туалет, поскольку предстоит длительное время работать без перерыва и возможности спускаться на землю. Например, если появилась срочная необходимость опорожниться по-большому, можно воспользоваться заранее подготовленным полиэтиленовым пакетиком, который после процедуры аккуратно закрутить, поместить в другой пакет и завязать, а, спустившись на землю по завершению смены, сразу же утилизировать надлежащим способом.
Один из лучших вариантов — мини био-туалет
Рассматривая вопрос, каким еще может быть туалет для машиниста башенного крана, необходимо отметить мини био-туалеты.
Портативные и компактные, они представлены множеством разнообразных моделей, каждая из которых отличается удобством использования. Они очень востребованы на строительных площадках и участках. Поэтому приобретение такого комфортного предмета поможет решить вопрос о том, как крановщики ходят в туалет в кране в рабочую смену. Важное его преимущество — это герметичность, которая обеспечит абсолютную защиту от характерных запахов и протеканий.
Чтобы обустроить туалет в кабине башенного крана, достаточно приобрести качественный мини-биотуалет, который отличается компактными размерами и легким весом.
Полезные советы крановщикам
Исходя из всего вышесказанного, есть несколько вариантов, способных решить проблему, как крановщики ходят в туалет в кране.
Но в некоторых случаях лучше воспользоваться полезными советами, чтобы не пришлось в самый неподходящий момент думать о том, куда сходить в туалет машинисту башенного крана.
Желательно с самого утра, до начала рабочей смены опорожнить кишечник. В данном случае, можно комфортно проработать до завершения смены без желания посетить туалет.
Для того чтобы простимулировать кишечник к очищению, можно использовать несколько эффективных способов:
- Вставать как можно раньше. В этом случае будет достаточно времени для того, чтобы хорошо позавтракать, а затем опорожниться. А значит, на протяжении всего рабочего дня не придется думать, о том, куда ходит в туалет крановщик башенного крана при высотных работах.
- Употреблять теплые напитки. Традиционно — чай или кофе. Это поможет расширить сосуды, вызвать приток крови и побыстрее опорожнить кишечник.
- Спокойный массаж с легким надавливанием на нижнюю часть живота активизирует кишечник и поможет его опорожнить перед долгим рабочим днем в кабине строительного крана.
- После пробуждения рекомендована физическая активность, которая также оказывает благоприятное действие на стимуляцию кишечника. В этом случае, вряд ли придется испытывать неудобства во время рабочей смены на строительных работах и искать, куда ходит в туалет крановщик башенного крана.
- Чтобы кишечник опорожнялся по утрам и позывы не появлялись до конца рабочего дня, следует вводить в рацион питания овощные блюда и фруктовые десерты, богатые клетчаткой.
Теперь вам известно, куда ходит в туалет машинист башенного крана, а также, как поступать, чтобы избежать нежелательных позывов в течение всей рабочей смены.
«Я узнаю коллег по ушам». Репортаж из кабины башенного крана
На днях в редакции мне назначили интервью с крановщицей. И чтобы прочувствовать, каково карабкаться каждый день на вершину металлической высотки, мы решили самостоятельно забраться в кабину башенного крана. Оказалось, что подняться наверх — самая простая часть задания. Чтобы человека пустили на высотку, нужно сначала пройти обучение и медосмотр. А потом еще инструктаж на стройплощадке.
Сначала корочки
Работой на высоте считается любое действие, если ваши ноги находятся в двух метрах над землей (точнее – 180 см) и рядом обрыв. Это правило, по которому теперь почти всех строителей заставляют получать корочки.
Чтобы получить удостоверение, нужно прослушать четырехчасовую лекцию в маленьком душном кабинете. Когда я пришла на обучение и огляделась по сторонам, увидела, что вокруг одни мужчины. Человек тридцать мигрантов, которые собираются ремонтировать фасады.
Лекцию вел промышленный альпинист. Сначала он зачитывал правила, а потом объяснял, что на практике они не работают. В России перед высотником ставят задачу, и чем быстрее он ее сделает, тем скорее получит деньги. За безопасность отвечаешь сам. Рассказывал, как его коллеги падали с высоты, отчего разбилась пара под Каменск-Уральским и как работают высотники в Европе. Мужчина у окна храпел, и это всех веселило.
Затем врачи
Хоть медосмотр и платный (чуть больше трех тысяч), очереди никто не отменял. Я пришла в клинику «ММЦ Здоровье» в девять утра. Женщина у регистратора требовала, чтобы ее провели к окулисту прямо сейчас — вчера она просидела у дверей весь день и так и не попала на прием. Я поняла, что тут я застряну надолго.
В списке 17 кабинетов. За полтора часа я разделась у дерматолога, заполнила анкету у нарколога, села в кресло гинеколога, дыхнула в трубку, сдала кровь, с закрытыми глазами потрогала нос, задержала дыхание на флюорографии…
И все, осела в очереди к офтальмологу. Тут я провела два с половиной часа, потому что постоянно приходили новые «язанималы», люди ругались и чуть ли не дрались. Все знали, что этот врач принимает дольше всех, и пройти его с привычным «ничего не беспокоит» не получится. Один мужчина пошел жаловаться главврачу. А я проскочила. И действительно, офтальмолог внимательно осмотрела мои глаза и посоветовала сходить на прием к своему окулисту — заподозрила отслоение сетчатки. Но это не помешало мне спустя два дня получить результат: «К работам на высоте допущена».
Потом наверх
Крановщица Светлана Щавелева ждет меня на высоте 72 метров. Она сейчас монтирует 23-этажный дом в новом ЖК «Восход» на ЖБИ. Чтобы подняться в кабину крана, нужно надеть спецодежду: цветной жилет и перчатки, выслушать правила безопасности и расписаться в журнале. Главное при подъеме наверх — не высовываться из-за ограждений.
Чтобы я могла подняться, кран останавливают, и он перестает кататься по рельсам. Я боялась, что если вдруг подскользнусь наверху, то пролечу до земли. Но оказалось, что кран разделен пятиметровыми пролетами, и если и упадешь вниз — то только на пару метров.
Чтобы не бояться, я смотрю только на желтые перекладины перед собой. Со мной карабкается инженер Денис — он следит за краном, и если что-то в нем сломается — чинит. И еще Денис следит за мной — если я впаду в ступор, именно он будет меня спускать. Через каждый три-четыре пролета мы останавливаемся и осматриваемся по сторонам. Я перевожу дыхание и привыкаю к высоте. Незаметно мы уже оказались выше соседних десятиэтажек, и на горизонте появился Шарташ. Больше всего я переживаю, что айфон выпадет из кармана.
Мне почему-то кажется, что площадки между лестницами становятся все уже и уже. «Это не похоже на приступ паники», — говорит Денис. «Обычно, если человек боится, начинают трястись руки».
Когда мы преодолеваем последнюю лестницу, из кабинки выглядывает Светлана. Она — крановщица с десятилетним стажем. Первый раз забралась на высоту в 18 лет, сейчас ей 45 лет. Говорит, что любовь к высоте у нее наследственная — мама тоже работала крановщицей.
В кабине стоит кресло, которое откидывается назад. Светлана на нем спит во время обеденного перерыва. Еду разогревает рядом с печкой-обогревателем. Тут же стоит и горшок, чтобы ходить в туалет.
Стеклянные стены кабины занавешены голубыми шторами, на полочке стоит чай с сахаром, недалеко висит бинокль — его принесла коллега Светланы, чтобы смотреть по сторонам и отдыхать от работы.
Пол тут наполовину стеклянный. Светлана наклоняется и сквозь решетку смотрит на всех рабочих внизу. Они выглядят как двигающиеся белые точки.
— Как вы их различаете, они же все в касках?
— Да я так долго работаю, что всех уже по затылкам и ушам узнаю, — смеется она и уточняет, что зрение вдаль не падает, только вблизи уже начинает садиться.
— Вам никогда не было страшно?
— Нет, я сразу чувствовала себя комфортно. Стажировалась я после училища в своем родном городе Новоуральске. Правда, все краны там были не выше девятиэтажки.
— Если привыкаешь к высоте — это навсегда?
— Нет, у меня несколько знакомых со временем начали бояться. Теперь говорят, что ни за какие деньги не полезут в кабину.
— Стекла тоже сами моете?
— Да, каждый раз стараемся два литра воды с собой брать, чтобы окна протирать и посуду мыть. Вниз во время работы я очень редко спускаюсь, только если начнется резкий ветер. Однажды гроза так неожиданно появилась, что я еле спуститься успела — кран трясло туда-сюда.
— Какие мышцы устают, если каждый день подниматься и спускаться?
— Ягодицы и руки. Первое время тело болело, а теперь уже привыкло.
— Работа на кране — это работа для интроверта? Вы же весь день вдали от людей проводите.
— Ну и что, со мной через рацию вся стройка общается. Если вдруг кран встанет, без меня никак.
— То есть вы чувствуете себя королевой стройки?
— Да, конечно. Я же тут выше всех. Мне больше нравится, когда я тут, а остальные — внизу.
Профессиональные болезни крановщика, как и у любого сидячего человека: отек ног, боли в спине. Подъем наверх за физкультуру не считается — он совсем быстрый (у Светланы занимает десять минут). Мы успеваем поговорить только минут 20 — Светлану по рации просят поднять чашу с раствором.
Она заводит кран, и кабина начинает поворачиваться — вот тут мне становится страшновато, и я хватаюсь за стены. Светлана ждет, пока чашу подцепят канатами, поднимает ее и переставляет в другое место.
А нам уже пора спускаться. Когда я встаю на землю, чувствую, что голова немного кружится и ноют ладони — появились зачатки мозолей.
Внизу жарко. Я вспоминаю, как приятно дул ветер наверху. И только на земле понимаю, почему Светлана называет свою работу самой лучшей на свете.
Об устройстве кабины мостового крана и рабочем месте крановщика
Самая распространенная кабина управления мостового крана – торцевая кабина, которая закреплена с одной стороны моста крана. Во множестве случаев для лучшей обзорности кабину могут подвешивать к середине моста (так называемая панорамная кабина) или к тележке.
- Типы кабин
- Как должна выглядеть кабина по ГОСТу
- Рабочее место крановщика
- Особенности управления
Типы кабин
В зависимости от того, каковы условия эксплуатации крана, кабину могут сделать открытой или закрытой.
Первый тип кабин (открытые) предназначен для кранов, которые преимущественно работают в закрытых помещениях с температурой +10…+28. Закрытые кабины нужны для кранов, работающих при +40…+60. Если температура окружающей среды ниже +10, то кабины оснащаются отопительными приборами, а если температуры свыше +28 – кондиционерами.
Как должна выглядеть кабина по ГОСТу
Внутренняя высота кабины выполняется в размере не меньшем 1,8 метров, а ее желательные минимальные длина и ширина – соответственно 2 метра и 1,1 метра.
Важно, чтобы размеры сохранялись минимальными. Но также важно учесть, что от стесненного помещения работник будет уставать быстрее, поэтому ему нужно пространство, чтобы периодически он мог выпрямиться и расслабить мышцы.
Площадь кабины должна обеспечивать свободный доступ к оборудованиям и давать возможность находиться в ней как крановщику, так и еще одному человеку (это может быть слесарь, стажер).
Внешний вид кабины мостового крана. Производитель: ООО “Подъемтрансмаш”
Расположение кабины в кране должно быть таким, чтобы сидя в кресле, крановщик мог вести наблюдение за грузом и крюковой подвеской на протяжении всего времени работы крана. Важно, чтобы углы зрения, считая от плоскостей, которые проведены от уровня глаз, были от горизонтальной к верху – 60 градусов, к низу – 90 градусов; от вертикальной – 135 градусов в обе стороны.
Кабины открытого типа должны быть со сплошным ограждением со всех сторон с высотой не меньше 1 метра. Ограждение может быть сделано из прочного прозрачного материала (скажем, сталинита), который хорошо противостоит механическим ударам. Остекляя закрытые кабины безосколочным стеклом в стороне обзора, важно учитывать один типоразмер стекол.
Расположение и количество фрамуг, которые удерживаются в открытом или закрытом положениях, должны осуществлять возможность выполнять протирку поверхностей стекол снаружи из кабины. Остекление кабин кранов, которые работают на открытом воздухе, предполагают солнцезащитные щитки. Те кабины, которые подвешены к тележкам, должны иметь зеркала для наблюдения заднего плана. Нижние стекла, на которые стает крановщик, должны защищаться решетками.
Размещенная под галереей моста, кабина должна сообщаться с лестницей. В подвешенной к тележке кабине вход допускается через наружное ограждение лестницы или настил тележки. Пол в кабине выполняют в виде деревянного настила или иного металлического настила, покрывается ковриком из резины.
Размер коврика должен быть не меньше 0,5 на 0,7 метров. Укладывать их нужно исключительно в местах обслуживания электрооборудования. Внутренняя облицовка стен делается из хорошо моющихся светлых материалов. Освещение кабины выполняют с помощью лампы с матовым плафоном, которые исключает блики на остеклении.
Утройство кабины мостовых кран-балок
У панорамной кабины форма восьмигранной пирамиды или усеченного конуса, подвешивается кабина к мосту за проушины, которые прикрепляются на ее верхнем поясе. Через катки на нижнем поясе опирается платформа с креслом-пультом на ней. Платформа (или в отдельных случаях кресло) совершает поворот на 90 градусов в обе стороны крановщиком с помощью отталкивания руки или ноги от ограждения кабины. Платформа каждые 30 градусов фиксируется приводом от педали. Ток к пульту поступает через гибкий кабель, который располагается под дном кабины. Вход расположен сбоку или сверху.
Рабочее место крановщика
Другой тип панорамной кабины оснащен откидной площадкой для прохода с рабочего места. Для прохода в кабину вокруг нее установлена поворотная площадка и площадка, которая соединяется с механизмом вращения кресла работника (это нужно для протирки кабинных стекол).
Кресло располагается в середине кабины и соединяется с вертикальным валом, который вращается в кронштейне, укрепленном в полу кабины. Через червячную передачу вал соединен электродвигателем механизма вращения. Управления совершается двумя кнопками, которые смонтированы на подлокотнике кресла.
Высота кресла над полом должна быть 0,4-0,5 метров, высота спинки – 2,4-2,6 метров. Кресло должно быть полужестким, с наличием подлокотников, иметь возможность регулировать среднее положение вперед и назад, вверх и вниз.
Опора, предназначенная для ног, и подлокотники должны мочь переставляться по высоте, а спинка должна иметь возможность регулировать угол наклона. Самыми удобными представляются кресла-пульты, которые имеют в наличии колонки с контролерами и расположенным меж ними креслом крановщика.
А вот так выглядит рабочее место крановщика
Очень распространенные силовые контролеры с меньшими габаритными размерами: они позволяют совершить отказ от командоконтролеров с их нужными для эксплуатации дорогими и громоздкими магнитными станциями.
Особенности управления
Управление механизмом крана происходит с помощью двух рукояток: левая – для управления подъемом, а правая – для механизма передвижения тележки и крана. Рукоятка для управления передвижения устанавливается вертикально и перемещается в плоскости движения тележки и крана. Вторая – в вертикальном положении передвигается в плоскости движения груза. Положение «Стоп» рукояток фиксируется так, чтобы была возможность переключить их легким движение руки. Тормоза управляемы педалями. Кнопочными выключателями выполняется аварийное торможение. Они находятся слева от крановщика.
Управление нужно располагать так, чтобы при возможности сводить рабочее движение к движению кистей рук и предплечья, при этом допускать плечевое движение сустава в виде исключения.
Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine
Издается с 2007 года
- Главная страница
- Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
- Как собирают башенные краны на стройке: порядок возведения, демонтажа спецтехники
Монтаж и установка башенного крана на строительной площадке
Строительство современных высоток невозможно без применения спецтехники. Поднимать плиты, панели перекрытия и другие строительные материалы на высоту многоэтажного здания призваны башенные краны. Высота отдельно стоящих моделей достигает 70 метров , а пристяжные взбираются ещё выше. Такую огромную конструкцию невозможно доставить на место целиком, поэтому монтаж кранов осуществляют непосредственно на стройплощадке.
Как устроен башенный кран
Строительный краны представляют собой, по сути, набор металлоконструкций. Главными их узлами являются:
- Башня. Она располагается на устойчивом стационарном или подвижном основании.
- Ходовая часть (если есть). В основном это рельсовая тележка, которая позволяет перемещать кран с одного конца дома на другой.
- В верхней части башни находится поворотный круг, позволяющий вращать стрелу.
- Кабина машиниста, расположенная на вращающейся платформе. Там же располагается силовой узел и контроллеры управления.
- Стрела, вдоль которой перемещается тележка с подъемным крюком. Они бывают как с оголовком, так и без него.
- Консоль противовеса.
Дополнительная информация. Крановщики поднимаются в кабину самостоятельно по простой лестнице, огороженной для страховки металлическим каркасом с площадками в каждой секции башни. Подъемное устройство для оператора обычно не предусматривается.
Подготовительные работы
Перед тем, как привезти на место и начать монтировать башенный кран на стройке, необходимо составить смету, учитывающую стоимость труда рабочих, эксплуатацию дополнительного оборудования и техники, а также разработать технологическую карту.
Первый этап установки строительного крана – подготовка надежного основания. Для этого выравнивают площадку, на которой будут возводить конструкцию, и, в зависимости от типа устройства, устанавливают на ней:
- опорную раму;
- фундамент;
- рельсовые пути.
Бывают ещё башенные краны, которые одновременно являются опорным каркасом здания. Они встраиваются в фундамент дома, который возводится вокруг него. Но это специфичная техника и редко применяется на территории России и стран СНГ.
Под фундамент для тяжелых башенных кранов выкапывают котлован, укрепляют его арматурой и заливают бетоном. К основанию подводят электричество, и выполняют заземление.
Помимо обустройства площадки, необходимо заранее выделить и расчистить пути для движения автокрана, который нужен на первых этапах сборки большинства моделей.
Обратите внимание! Монтаж и работа крана вблизи линии электропередач (до 30 м ) разрешается только после получения специального наряда-допуска.
Этапы сборки
На подготовленный фундамент устанавливают нижнюю часть конструкции и надежно её фиксируют. Как собирают башенный кран в дальнейшем, зависит от его модели. Чаще всего начальные этапы монтажа осуществляются при помощи автомобильного или гусеничного крана:
- Первая и вторая секции скрепляются при помощи монтажных пальцев – коротких металлических штырей, забивающихся кувалдой в специальные отверстия.
- Вместо третьего фрагмента башни на уже собранную конструкцию надевают особенную подъемную телескопическую секцию, которая шире обычной.
- Устанавливают поворотный круг, кабину машиниста.
- Собирают на земле стрелу, скрепляя ее отдельные элементы и закрепляют тележку для перемещения груза.
- Поднимают собранный фрагмент наверх и фиксируют на месте.
- Аналогично собирается и монтируется контрстрела, на которую устанавливаются противовесы.
Дополнительная информация. Высота одной секции башни составляет от 1,8 до 6 м .
Монтажным краном обычно устанавливают три секции, кабину крановщика и стрелу с противовесом. После этого башеник собирает себя сам при помощи телескопической клети – специальной секция с гидроцилиндрами.
Самостоятельная сборка происходит следующим образом:
- Крановщик поднимает стрелой секцию башни.
- Её размещают внутри телескопической клети.
- Монтажники фиксируют новый элемент.
- Раздвижная секция поднимается наверх и принимает в себя следующий уровень. Таким образом получается собрать кран полностью.
Дополнительная информация. Процесс монтажа разных моделей может отличаться. Например, линейке Liebherr есть самомонтируемые башенные краны, которым не нужен дополнительный монтажный кран.
Контроль качества монтажа
После того, как краны на стройках поднимают на необходимую высоту, им устраивают тщательную проверку, опираясь на нормативы, указанные в инструкции к машине. При этом тестируется как работа электрооборудования, органов управления, тормозной системы и сигнализации, так и корректность механической сборки устройства. Качество монтажа башенного крана проверяется по следующим параметрам:
- состояние металлоконструкций и сварных швов: не должно быть деформаций, разрывов, ржавчины или иных механических повреждений;
- надежность закрепления грузовых тросов и степень их износа;
- качество заземления электрического крана, который питается от внешней электросети;
- техническое состояние лестниц, ограждений, платформы и кабины;
- соотношение между массой противовеса и балластами, его соответствие норме;
- степень износа крюка и элементов подвески;
- внешний вид всех креплений, блоков и оборудования;
- надежность и правильность сборки рельсовых путей (если таковые есть).
Обратите внимание! Грузовые канаты строительных кранов не подлежат ремонту. В случае обрыва троса, частичного повреждения или случайного завязывания его необходимо полностью заменить.
Меры предосторожности
Перед тем, как монтируют строительные краны, обязательно ставят ограждения опасной зоны, размеры которой определяются с учетом наибольшего расстояния отлета груза при случайном падении на землю. На обозначенной территории запрещено располагать бытовые помещения или склады, чтобы исключить нахождение людей, не имеющих отношения к монтажу.
При работе необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- Сборка и разборка осуществляются в строгом соответствии с проектом производства строительно-монтажных работ и инструкцией изготовителя крана.
- Все монтажники должны пройти аттестацию и иметь удостоверения.
- Процесс производится только под непосредственным наблюдением инженерно-технических работников.
- Люди, находящиеся на высоте, должны пользоваться страховочными поясами.
- При ветре силой более 6 баллов или гололеде работы прекращаются.
Во время сборки запрещается:
- опускать или поднимать людей краном (а также находиться на перемещаемых им элементах);
- стоять под переносимыми грузами;
- оставлять поднятые элементы без присмотра в воздухе;
- сбрасывать предметы любого размера с высоты;
- работать, если напряжение в сети уменьшилось на 10% или больше.
Разборка башенного крана
Кран разбирают сразу же, как только он завершает свою деятельность на объекте. Демонтажные работы происходят быстрее, чем сборка, и чаще всего осуществляются при помощи автокрана. При этом процесс зачастую осложняется тем, что рядом уже построено здание и технике остается меньше пространства для передвижения.
Процесс разборки башенного крана осуществляется примерно в таком порядке:
- Работники отсоединяют крюк.
- Демонтируют каретку и грузовой кабель (его наматывают на барабан в задней части стрелы).
- Автокран снимает контргрузы противовеса.
- По частям опускают на землю стрелу.
- Отсоединяют электрические кабели.
- Снимают кабину машиниста и поворотную площадку.
- Разбирают башню.
На все демонтированные элементы наносят маркировку, после чего их грузят на специальный транспорт и перевозят на новую стройплощадку.