Анемометр для козлового крана
Какие краны снабжаются анемометрами
Для предупреждения угона крана ветром и оповещения звуковым сигналом крановщика об опасной для работы скорости ветра на башенных, портальных, кабельных передвижных кранах и мостовых перегружателях должны быть установлены анемометры, автоматически включающие имеющуюся на кране или установленную дополнительную сирену.
При опасной для работы крана скорости ветра машинист должен прекратить работу, обесточить кран и укрепить его всеми имеющимися противоугонными захватами за рельсы пути.
На мостовых перегружателях обесточивание крана и включение противоугонных захватов обычно производится автоматически соответствующими контактами анемометра или датчика давления ветра, устанавливаемого вместо анемометра. Установка анемометра на козловых кранах Правилами по кранам не предусмотрена и может быть рекомендована при грузоподъемности их 8 тс и выше. Оборудование козловых кранов анемометрами (датчиками давления ветра) целесообразно совмещать с установкой автоматических противоугонных захватов на заводах, изготовляющих такие краны. На стреловых самоходных кранах в башенно-стреловом исполнении установка анемометров не производится.
При работе на одном участке в одинаковых ветровых условиях нескольких башенных или портальных кранов установка анемометров не на всех кранах может быть допущена по согласованию с органами технадзора.
Установка анемометров на каждом кране, установленном в морском порту, не обязательна, если порт обслуживается метеостанцией оповещения погоды.
Как устроен и работает анемометр?
Наибольшее распространение получил сигнальный анемометр типа М-95.
Анемометр состоит из датчика скорости ветра, представляющего собой трехлопастную вертушку, укрепленную на вертикальной оси, и указательного пульта, соединенных между собой экранированным кабелем. Ось датчика свободно вращается на двух шарикоподшипниках и несет на себе кольцевой постоянный магнит с тремя парами неявно выраженных полюсов, выполняющий роль тахогенератора. Статором тахогенератора служит катушка. При вращении магнита вокруг неподвижной катушки в ее обмотке создается переменное напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения вертушки. Концы обмотки катушки присоединены к колодке штепсельного разъема. Тахогенератор заключен в кожух. Вертушка датчика состоит из трех спиц с лопастями и балансирами, гайки и втулки.
Указательный пульт смонтирован в металлическом корпусе, на лицевой панели которого укреплены указатель скорости ветра, три сигнальные лампы, кнопка и разъемы для включения анемометра в электросхему крана и в цепь звукового сигнала. Пульт, подключаемый к электрической сети напряжением 220 В переменного тока, снабжен предохранителем и клеммой заземления. Датчик устанавливается на наиболее высоких частях крана, не находящихся в аэродинамической тени, а указательный пульт — в кабине крана в поле зрения машиниста. Место установки датчика должно также позволять производить осмотр его и демонтаж для промывки и смазки.
Анемометр должен подключаться к схеме крана так, чтобы питание на него подавалось одновременно с подачей на звуковой сигнал, т. е. сразу же при включении крана (включение рубильника на портале или ходовой раме крана). Этим исключается необходимость подъема машиниста в кабину, если скорость ветра превосходит допустимую. В качестве звукового сигнала используют сирену, имеющуюся на кране, или устанавливают дополнительную.
Анемометр может автоматически запрещать работу какого-либо основного движения крана при опасной скорости ветра или при отсутствии питания в приборе. Для этого нормально открытые контакты выходного реле могут быть включены последовательно с контактами ограничителя высоты подъема крюка в цепи управления. Контакты анемометра могут быть использованы также для приведения в действие противоугонных захватов.
Анемометр на кране работает следующим образом. При отсутствии питания сигнальные лампы указательного пульта не горят, выходное реле запрещает подъем крюка, а указательный прибор при этом показывает скорость ветра, так как тахометр датчика является источником тока. При подаче питания на кран подается питание на прибор. Если скорость ветра увеличивается до предельной, но ветер короткими порывами, то на пульте включается желтая лампа «Внимание». При длительности порыва свыше 2 с включается красная лампа «Опасно», срабатывает выходное реле, контакты которого включают звуковой сигнал и запрещают движение крюка на подъем и разрешают на спуск.
При опасной скорости ветра машинист должен прекратить работу, обесточить кран и укрепить его всеми имеющимися противоугонными захватами за рельсы пути.
При заказе анемометра должны быть указаны следующие данные: порог срабатывания по скорости, определяемый высотой установки датчика и величиной напора ветра для данного крана. При отсутствии данных о скорости срабатывания завод-изготовитель прибора настраивает анемометр на скорость 12,5 м/с, что для кранов высотой около 40 м соответствует скорости ветра 7 м/с на высоте 10 м.
Схему включения анемометра в цепь управления краном, а также значение опасной скорости ветра и допустимую длительность порывов ветра следует согласовывать с заводом-изготовителем крана или организацией, разработавшей проект крана.
Датчик должен подвергаться профилактическому осмотру не реже двух раз в год в порядке, установленном заводом-изготовителем прибора и отраженном в инструкции по его эксплуатации.
Заказать и купить изделие «Анемометр АСЦ-3» от производителя в Спб, Москве.
Анемометр АСЦ-3
Назначение анемометра.
1.1. Анемометр цифровой сигнальный АСЦ-3 предназначен для измерения скорости воздушного потока (ветра) в промышленных условиях, выделения опасных ветровых порывов и включения при этом сигнальных устройств.
1.2. Анемометр предназначен для установки на существующие типы башенных, портальных, козловых кранах и других
объектах, требующих оборудования устройствами аварийной ветровой защиты.
1.3. Применение АСЦ-3 регламентируется:
— ПБ 10-382-00 “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов“;
— ГОСТ 1451- 77 “Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и методы определения”.
1.4. Датчик ветра рассчитан на установку на открытом месте грузоподъемного крана таким образом, чтобы обслуживаемый объект не создавал для датчика ветровой “тени”. Блок контроля устанавливается в кабине грузоподъемного механизма.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
2.1. Диапазон измерения скорости ветра от 10 до 32 м/с.
Диапазон индикации скорости ветра от 3,0 до 10 м/с.
2.2. Диапазон уставок формирования сигналов включения сигнальных устройств при предельной скорости ветра Vпр должен быть от 10 до 32 м/с.
2.3. Дискретность уставок формирования сигналов включения сигнальных устройств не более 0,1 м/с.
2.4. Предел допускаемой погрешности измерения и формирования управляющего сигнала по предельной скорости ветра Vпр не более ±(0,5+0,05V) м/c , где V- измеренная скорость.
2.5. Блок контроля обеспечивает цифровую индикацию скорости ветра с дискретностью отсчета 0,1 м/с. Количество знаков отсчета 3.
2.6. Предусмотрена встроенная световая и звуковая сигнализация порогов “ВНИМАНИЕ”, “ПРЕДЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ”
и “ОПАСНО”.
2.7. В анемометре предусмотрены встроенный контроль значения уставки Vпр и срабатывания сигнализации.
2.8. При превышении скоростью ветра предельного значения 90 % от Vпр включается сигнал “ВНИМАНИЕ”, “ПРЕДЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ” и звучит прерывистый звуковой сигнал.
При превышении скоростью ветра предельного значения Vпр, по истечении времени задержки, необходимой для отсечки кратковременных порывов, формируется сигнал “ОПАСНО”, звучит непрерывный звуковой сигнал и контакты реле замыкаются.
2.9. Время задержки сигнала “ОПАСНО” на срабатывание регулируется от 0 до 10 секунд. Дискретность изменений 1 секунда.
2.10. Допустимый ток во внешней нагрузке не должен превышать:
— 2 А при питании от сети переменного тока напряжением до 380 В;
— 3 при питании от сети постоянного тока напряжением до 30 В.
2.11. Энергонезависимая память хранит калибровочную характеристику скорости ветра, время задержки на срабатывание сигнала “ОПАСНО” и установке предельной скорости ветра.
2.12. Электрическое питание анемометра осуществляется от:
1) сети переменного тока напряжением ( 220 -33 +22) В с частотой (50±1) Гц;
2) от источника постоянного тока напряжением от 9 до 30 В.
2.13. Потребляемая мощность не более 3 ВА.
2.14. Масса и габаритные размеры не более значений указанных в таблице 1.
Таблица 1.
№п/п Наименование Масса, кг Габаритные размеры, мм
1 Датчик скорости ветра 0,4 ∅194х290
2 Блок контроля 0,5 115х144х60
2.15. Климатическое исполнение:
для датчика — У1 ГОСТ 15150-69;
для блока контроля – У2 ГОСТ 15150-69.
2.16. Степень защиты по ГОСТ 14255-69:
для блока контроля — IP 50;
для датчика — IP 54.
2.17. Условия эксплуатации анемометра:
1) датчик скорости ветра — от минус 50 °С до плюс 65 °С, и относительной влажности до 95 % при температуре воздуха
плюс 30 °С;
2) блок контроля — от минус 40 °С до плюс 55 °С, и относительной влажности до 90 % при температуре плюс 30 °С.
2.18. Установочные и присоединительные размеры приведены на рис1.
2.19. Срок службы анемометра не менее 10 лет.
Вы можете заказать и купить продукцию с наименованием «Анемометр АСЦ-3» на нашем сайте в розницу и оптом по ценам от производителя. Сделайте заказ, а мы осуществим его доставку в города: Москва, Санкт-Петербург (СПб), Астрахань, Владивосток, Волгоград, Иркутск, Казань, Калининград, Красноярск, Магадан, Мурманск, Нижний Новгород, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Севастополь, Тюмень, Хабаровск, Чита, Якутск и по всей России.
1. УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ
1.1. Перед началом испытаний должен быть подготовлен участок крановых путей, уложенный в оборудованный в соответствии с требованиями «Правил устройства и б езопасной эксплуатации грузоподъемных кранов », утвержденных Госгортехнадзором СССР, и инструкцией по монтажу и эксплуатации крана.
1.2. Перечень документации для проведения испытаний приведен в обязательном приложении 1.
1.3. Методика проверки осветительной установки козлового крана приведена в обязательном приложении 2.
1.4. Инструмент, оснастка и приборы для проведения испытаний должны соответствовать требованиям, приведенным в рекомендуемом приложении 3.
1.5. До начала испытаний должна быть проверена комплектность крана.
1.6. В объем испытаний крана в сборе должно входить полное техническое освидетельствование в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора.
1.7. Испытания крана в сборе проводят на площадке завода-изготовителя.
По согласованию с органом Госгортехнадзора СССР и потребителем допускается проведение приемочных испытаний на другой площадке.
1.8. Монтаж и демонтаж крана при испытаниях выполняют в соответствии с инструкцией по монтажу и испытаниям крана.
1.9. При монтаже и демонтаже крана должны проверять трудоемкость выполнения всех операций, включая и затраты труда на установку, разборку и эксплуатацию используемого при монтаже монтажного и грузоподъемного оборудования.
1.10. При монтаже самоподъемных кранов должны проверять усилия в канатах монтажных полиспастов.
1.11. Для кранов с двумя механизмами подъема груза (или двумя грузовыми тележками) все проверки, предусмотренные настоящим стандартом, выполняют отдельно для каждого механизма (или каждой грузовой тележки).
1.12. Отклонение напряжения питающей электросети от номинального значения, измеренное на клеммах вводного аппарата крана, не должно превышать ±10 %.
1.13. Испытания крана должны проводиться при температуре окружающего воздуха и ветре в пределах, установленных в паспорте крана.
1.14. Предварительные, приемо-сдаточные и периодические испытания должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 15.001-73, ГОСТ 23940-79 и нормативно-технической документацией на конкретные типы кранов.
1.15. Типовые испытания кранов и их сборочных единиц — по ГОСТ 16504-81, ГОСТ 15.001-73 в соответствии с программой, составленной разработчиком и изготовителем крана и согласованной с потребителем.
Все изменения, проведенные перед типовыми испытаниями крана, должны быть согласованы с органом Госгортехнадзора СССР, выдавшим разрешение на изготовление крана.
1.16. Приемочные испытания должны включать в себя проверку соответствия крана Правилам Госгортехнадзора СССР, государственным стандартам, техническим условиям на изготовление и рабочим чертежам на кран, а также проверку удобной и безопасной эксплуатации и обслуживания крана.
1.17. При приемочных испытаниях кранов должны проверять: высоту подъема крюка и вылеты консолей, скорости всех рабочих движений, тормозные пути механизмов передвижения тележки и крана, производительность крана, надежность конструкции ограждающих устройств канатных блоков, удерживающую способность противоугонных устройств, горизонтальную (перекосную) жесткость металлической конструкции крана, освещение в кабине крана и на погрузочной площадке, обслуживаемой краном, а также показатели шума, вибрации, температуры и концентрации вредных веществ в воздухе кабины и другие показатели, предусмотренные НТД на краны.
Допускается, по согласованию между изготовителем и потребителем, взамен отдельных проверок учитывать результаты предварительных испытаний.
В предусмотренных программой и методикой испытаний случаях в состав испытаний включают испытания на надежность, ресурсные испытания, а также экспериментальное определение напряжений в элементах металлической конструкции крана.
Объем и состав испытаний должен быть достаточен для оценки возможности снижения металлоемкости крана.
1.18. В состав приемочных испытаний должны включаться монтаж и демонтаж крана.
Если по условиям использования в течение срока службы крана не предусматривают его перебазирование, демонтаж крана в состав проверки не включают.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ
2.1. Комплектность крана на соответствие технической документации проверяют внешним осмотром.
2.2. Статическое испытание должно проводиться в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР. При этом измерения прогибов моста крана выполняют с помощью струны, закрепленной на мосту крана, вблизи грузовой тележки, и снабженной натяжным грузом. Размер прогиба определяют по перемещению груза относительно вертикально установленной неподвижной линейки.
Измерения должны выполняться с точностью не менее 10% от номинального расчетного значения прогиба. Одновременно с измерениями прогибов моста регистрируют вертикальные перемещения ходовых тележек крана с помощью нивелира с точностью до 1 мм.
Для измерения прогибов моста и перемещений ходовых тележек допускается использовать другие приборы и приспособления, обеспечивающие указанную точность.
2.3. Динамические испытания должны проводиться в соответствии с Правилами Госгортехнадзора. При этом выполняют не менее трех рабочих циклов для каждого положения грузовой тележки. Груз должен подниматься на максимально возможную высоту, а грузовая тележка должна располагаться в центре пролета и на максимальном вылете каждой консоли.
2.4. Высоту подъема проверяют при отсутствии груза и расположении грузовой тележки в центре пролета, при этом измеряют расстояние по вертикали от уровня головки рельсов кранового пути до опорной поверхности крюка в его верхнем рабочем положении.
При проверке вылетов консолей измеряют расстояние по горизонтали от оси рельса ближайшей к консоли опоры крана до оси грузозахватного органа (в том числе грузозахватного приспособления), расположенного на этой консоли. Точность измерений высоты подъема и вылета должна составлять не менее 0,5% номинальных размеров.
2.5. Скорости рабочих движений должны измеряться как при работе с номинальным грузом, так и вхолостую. Скорость передвижения крана определяют на отрезке пути, выбираемом за пределами участка пути с неустановившимся движением. Скорости подъема и опускания для механизмов подъема должны проверяться раздельно.
Для механизмов горизонтального перемещения производят не менее трех измерений при каждом направлении движения, по которым определяют среднее значение скорости для обоих направлений перемещения. Точность измерения должна составлять не менее 3% номинальных значений соответствующих скоростей.
2.6. Тормозные пути механизмов горизонтального перемещения должны определяться при действии механических тормозе» при перемещении номинального груза. Тормозной путь грузовых тележек с двумя механизмами подъема определяют для груза, соответствующего грузоподъемности главного подъема. Тормозной путь механизма передвижения крана определяют при расположении грузовой тележки в центре пролета.
Проводят не менее трех измерений при каждом направления движения, по которым определяют среднее значение тормозного пути для обоих направлений перемещения. Точность измерений должна составлять не менее 15% номинальных (расчетных) значений тормозных путей.
2.7. Надежность конструкции ограждающих устройств канатных блоков должна проверяться внешним осмотром блоков при выполнении краном всех рабочих операций без груза, с возможными при эксплуатации резкими пусками и торможениями механизма.
2.8. Удерживающая сила противоугонных устройств должна проверяться приложением к одной из ходовых тележек крана, приходящегося на захват этой тележки расчетного противоугонного усилия при полностью разомкнутых тормозах механизмов передвижения крана и затянутом захвате противоугонного устройства данной тележки.
Тяговое усилие прикладывают к ходовой тележке лебедкой (или другим устройством) через динамометр.
Для противоугонных устройств с ручным приводом усилие, прикладываемое к штурвалу или рычагу, не должно превышать 200 Н.
Проверку проводят и при сухих и при влажных поверхностях рельсов и рабочих органов противоугонных устройств.
2.9. Горизонтальная (перекосная) жесткость металлической конструкции крана должна проверяться приложением к одной (любой) из опор крана в одном (любом) направлении тягового усилия, соответствующего максимальному расчетному усилию перекоса крана. При этом тормоза первой опоры должны быть полностью разомкнуты, а вторая опора закреплена от смещения в продольном направлении. Регистрируют продольное смещение опоры относительно кранового рельса.
2.10. Проверка показателей шума, вибрации и микроклимата — по ГОСТ 23940-79.
2.11. Производительность должна проверяться для условий, предусмотренных программой приемочных испытаний и технологией перегрузочных работ.
2.12. Состав и методы проведения типовых испытаний должны определяться утвержденной в установленном порядке программой этих испытаний.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Управление краном во время испытаний осуществляют обученные и имеющие удостоверение на право управления козловыми кранами лица, назначенные приказом по предприятию (организации), в ведении которого на момент испытаний находится кран.
3.2. Строповку, обвязку и отцепку груза во время испытаний осуществляют согласно Правилам Госгортехнадзора СССР.
3.3. Все лица, осуществляющие во время испытаний обслуживание крана, выполнение измерений и других работ, связанных с проведением испытаний, должны в порядке, установленном на предприятии (организации), в ведении которого находится кран, пройти инструктаж по технике безопасности.
3.4. Проверка удобства и безопасности обслуживания крана должна проводиться при выключенных механизмах крана.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМОЧНЫХ И ТИПОВЫХ ИСПЫТАНИЙ КРАНА В СБОРЕ
Книга: Башенные краны
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
§ 56. Анемометры
Анемометры предназначены для измерения мгновенной скорости ветра, автоматического определения опасных по совместному воздействию скорости и продолжительности порывов ветра и включения аварийных звукового и светового сигналов для предупреждения машиниста. На кранах устанавливают анемометры М-95.
Анемометр М-95 состоит из датчика скорости ветра и измерительного пульта. Датчик скорости ветра устанавливают в верхней части металлоконструкции крана и защищают от атмосферных разрядов штырем-молниеприемником. Датчик связан с установленным в кабине измерительным пультом при помощи экранированного кабеля. На передней панели измерительного пульта установлены указатель скорости ветра, кнопка разблокирования реле, три сигнальные лампочки, держатель предохранителя и колодки штепсельных разъемов.
Работа анемометра основана на преобразовании скорости ветра в электрический сигнал, передаваемый от датчика скорости ветра на измерительный пульт. Скорость ветра измеряется трехлопастной вертушкой, соединенной с тахогенератором.
Электрическая схема анемометра приведена на рис. 109.
Рис. 109. Принципиальная электрическая схема анемометра
Схема состоит из блока питания, а также из измерительного, индикаторного и исполнительного устройств.
Блок питания включает в себя трансформатор Т и два выпрямительных моста на диодах V12 — V15 и V8 — VII, обеспечивающих питание схемы выпрямленным напряжением, соответственно равным 15 и 26 В. При включении блока питания в сеть загорается сигнальная лампа НЗ белого цвета.
Измерительное устройство состоит из выпрямителя, собранного на диодах VI—V4 по мостовой схеме, и микроамперметра Р. Выпрямленное напряжение тахогенератора датчика скорости ветра подается на микроамперметр и через диод V5 прикладывается к резистору R3. Резисторы R1 и R2 служат для ограничения величины тока, проходящего через прибор, а конденсатор С1 — для сглаживания пульсаций напряжения.
Индикаторное устройство представляет собой реле напряжения на полупроводниковых триодах V20 и V21. Реле отрегулировано так, что оно срабатывает только при сигнале на входе, соответствующем заданной скорости ветра. Величина этого сигнала может регулироваться потенциометром R7. Индикатором порывов допустимой скорости ветра служит желтая сигнальная лампа HI.
Индикатором опасной скорости ветра служит красная сигнальная лампа Н2.
Исполнительное устройство представляет собой реле времени, выполненное на триоде V22. Выдержка времени реле выбирается из учета продолжительности времени действия ветровой нагрузки, безопасной для башенного крана. Эта выдержка устанавливается с помощью резистора R12 при регулировании прибора.
Работа электрической схемы состоит в следующем.
В исходном положении, когда ветер не достиг предельно допустимой скорости, триод V20 полностью открыт, так как на его базу с делителя R4 — R6 подается отрицательное напряжение, стабилизированное стабилизатором V6. Триод V21 заперт положительным напряжением на базе, равным падению напряжения на опорном диоде V74 При увеличении скорости ветра до предельно допустимой величины на выходе выпрямителя VI — V4 создается напряжение, равное падению напряжения на резисторе R3. Так как напряжения приложены встречно, то триод V20 запирается, а триод V21 открывается. При этом срабатывает реле К1, которое включает контактом К1-1 желтую сигнальную лампу HI, а контактом К1-2 замыкает цепь заряда конденсатора.
По мере заряда конденсатора СЗ ток в цепи эмиттер — база триода V22 начинает увеличиваться. Если длительность порывов ветра меньше установленной выдержки реле времени (хотя порывы ветра и достигают заданной скорости), то реле К1 отпадает и размыкает контакт К1-2 раньше, чем срабатывает реле К.2. В этом случае прекращается дальнейший заряд конденсатора СЗ, и реле К2 не может включиться .
Если предельная величина скорости ветра достаточно устойчива по времени, то по мере заряда конденсатора СЗ ток через базу триода V22 увеличивается и обеспечивает по истечении заданной выдержки времени включение реле К2. При этом контакт К.2-1 включает красную сигнальную лампу Н2, контакт К2-2 размыкает цепь катушки командного реле КЗ, а контакт К2-3 ставит катушку реле К2 на самоблокировку. Командное реле КЗ отключается, его контакты КЗ-4 и КЗ-5 размыкаются, а контакты КЗ-1 и КЗ-2 замыкаются. Если в дальнейшем скорость ветра уменьшится, то связанное с этим падение напряжения приведет к отключению реле KL Реле К2 продолжает работать благодаря самоблокировке.
Разблокировать реле можно кнопкой S1 в том случае, если скорость ветра в заданном интервале времени будет меньше допустимой. Когда реле К2 будет отключено, схема возвратится в исходное состояние. Размыкающие контакты КЗ-1 или КЗ-2 включены в цепь звукового сигнала крана параллельно кнопке управления сигналом, поэтому отключение реле КЗ вызовет включение звукового сигнала крана. Такая схема включения одновременно обеспечивает контроль за исправной работой анемометра. При неисправности в электрической схеме анемометра (например, обрыве цепи питания) командное реле КЗ отключается и включает звуковой сигнал крана.
Какие приборы повышают безопасность грузоподъемного крана
В процессе эксплуатации крана происходит регулярная нагрузка на определенные элементы конструкции. С целью контроля за исправностью крана, помимо крановщика, отслеживание состояния и допустимых нагрузок осуществляют датчики, сенсоры и ограничители. Они фиксируют состояние узлов крана, препятствуя возникновению предельных нагрузок. Ведь, если упустить момент, может возникнуть обрыв тросов, повреждение конструкции крана, его частичное или полное обрушение. В этой статье вы узнаете о видах приборов безопасности применяемых для этих задач, преимуществах их использования на кранах разных типов.
Виды приборов безопасности кранов
Каждая компания заинтересована в исправности и безопасности собственного оборудования, а также безопасности персонала. Основные приборы безопасности кранов делятся на:
- Регистраторы параметров работы оборудования, анемометры и датчики координации положения крана анализируют и сохраняют значения нагрузок, бокового ветра, положения относительно осей координат и линий электропередач.
- Блокировочные контакты препятствуют открытию двери кабины, крышки люка входа и т.д., для повышения безопасности оператора крана.
- Системы оповещения включают в себя звуковой сигнал и сообщения дисплея пульта кабины машиниста.
- Ограничители грузоподъемности. Препятствуют подъему груза, который превышает установленный в паспорте вес на 20-25%. Монтируются на устройства передвижения крана, крановые тележки, подъемные крюки, верхние и нижние подвески. Обязательны к установке при изготовлении крана.
- Ограничители движения в разные направления. Устанавливаются как на козловые, так и на мостовые краны. Такие системы контролируют и препятствуют превышению заданных параметров:
- смещения и подъема крана или груза в крайние точки;
- движения тележки вдоль направляющей оси;
- вылета крана;
- рельсового пути.
К основным ограничителям движения в разные направления относятся:
- При воздействии сильного ветра и с целью защиты от угона крана на открытой площадке применяются противоугонные захваты с ручным или механическим приводом. Они устанавливаются в нижней части опор и удерживают кран в одном положении.
- Тупиковые упоры устанавливаются на концах крановых путей и подтележечных рельсов для ограничения допустимой дистанции передвижения крана или крановой тележки. Торможение до упоров происходит с расчетом тормозного пути при помощи специальных концевых выключателей двигателей.
- Концевые выключатели механизмов передвижения кранов монтируются на опоры, а концевые выключатели тележек по крайним точкам направляющих путей. Осуществляют торможение движения крана или тележки.
- Существуют также ограничители верхнего, нижнего и боковых положений. Ограничитель нижнего положения не допускает опущение груза ниже определенного установленного уровня, например ниже линии крановых рельс. Ограничители верхнего и боковых положений препятствуют движению в соответствующие крайние положения плоскостей.
- Ограничитель сматывания каната тали и других грузоподъемных систем останавливает вращение барабана намотки каната за 3 последних допустимых витка.
- Буферные устройства ставятся с целью замедления и поглощения ударной силы при движении крана на подходе к концевым точкам. Система торможения передвижения груза позволяет снизить скорость перемещения при приближении к установленному уровню.
- Устройства, предупреждающие сход крана с направляющих рельс монтируются на подкрановых путях и обязательно устанавливаются на те краны, скорость передвижения которых превышает 30 метров в минуту.
- Опорные детали устанавливаются для сохранения устойчивости крана в случае поломки осей ходовых колес.
На заметку!
Мы продаем и выполняем монтаж радиоуправления с пола. Такая система обеспечит безопасное удаленное управление механизмами передвижения крана, блокировкой, сигнализацией и аварийной защитой. Кроме радиоуправления, мы выполняем установку частотных преобразователей, ограничителей грузоподъемности на козловые, мостовые, и другие типы кранов. Установка приборов безопасности может выполняться как в процессе изготовления кранов нашего производства, так и при модернизации грузоподъемного оборудования под заказ. Детали установки и характеристики оборудования можно узнать на страницах нашего сайта.
Приборы безопасности мостовых и козловых кранов
При сборке мостовых и козловых кранов в обязательном порядке предусматривается установка ограничителей грузоподъемности и движения в разные направления, также устанавливаются системы оповещения и блокировочные контакты. Козловые краны для гидроэлектростанций и мостовые перегружатели часто оборудуются противоугонными захватами с падающими (распорными) клиньями.
На заметку!
В процессе эксплуатации каждый из приборов безопасности крана необходимо проверять на исправность. Наши специалисты выполнят такой контроль согласно установленного графика. При ежемесячных проверках и проведении ТО1:
- проводятся испытания ограничителей нагрузки крана на правильность срабатывания при подъеме веса выше паспортного значения;
- звуковой сигнал в кабине машиниста проверяется на громкость и четкость звучания;
- ограничитель подъема крюка нагружается на предельный вес — при нормальном функционировании подъем должен останавливаться;
- тестируется ограничитель сматывания лебедки — должен срабатывать и приостанавливать намотку каната на барабан за 3 последних витка.
При проведении ТО-2 для проверки исправности указателей угла наклона крана выполняется замер сдвига от центральной метки водного уровня при установке движения крана «вправо», «влево», «назад». Смещение метки не должно превышать 0.5%.
Надежные приборы безопасности грузоподъемных кранов от компании «Атлант кран»
Наша компания накопила большой опыт в сфере проектирования, изготовления и монтирования грузоподъемного оборудования. Мы производим мостовые и козловые краны согласно стандартам безопасной эксплуатации кранов, государственных стандартов и других нормативных документов. В каждом из наших изделий предусмотрена установка основных приборов безопасности кранов.
Ознакомьтесь с нашим каталогом грузоподъемного оборудования и дополнительных опций, в котором указаны основные характеристики, подробные описания и фото.
Для заказа грузоподъемного оборудования свяжитесь с нами любым удобным способом. Наши менеджеры предоставят полную информацию об интересующей технике и помогут с выбором.
Измерители скорости потока – анемометры. Применение в строительстве, при грузоподъемных работах
Определение скорости воздушного потока (ветра) играет решающую роль не только при метеорологических наблюдениях, но и в различных отраслях промышленной деятельности, таких как:
- горнодобыча. Особые условия рудничной атмосферы, присущие для горных выработок типы воздушных потоков, диапазон их скоростей, регламентируемый правилами безопасности при проведении горных работ, и другие факторы делают применение анемометров незаменимыми для безопасного функционирования горнодобывающих предприятий;
- сельское хозяйство. Диагностика скорости движения ветра является необходимым условием в сельскохозяйственной деятельности, особенно во время опрыскивания культурных растений различными химическими препаратами от болезней и вредителей. Скорость ветра играет решающую роль в точности нанесения препарата;
- строительство. Анализ работы систем вентиляции, кондиционирования и отопления, а также при осуществлении контроля соответствия рабочих помещений санитарным нормам и стандартам.
Рассмотрим более подробно специфику применение анемометров в такой важной отрасли промышленности, как строительство, в частности, при грузоподъемных работах с использованием специального оборудования – грузоподъемных кранов. Так, на основании статьи 179 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, все башенные, портальные, кабельные краны и мостовые перегружатели в обязательном порядке комплектуются анемометрами для своевременного информирования машиниста автокрана, посредством светозвукового сигнала, о сильном ветре, который представляет опасность для грузоподъемной техники.
Рис. 1. Схема установки анемометра на кране:
Рис. 2 Схема анемометра, установленного на кране
1 — вертушка (датчик скорости ветра); 2 —магнит; 3 — катушка; 4 — штепсельный разъем
Конструкция анемометра (рис. 1), размещаемого на грузоподъемном оборудовании, включает: датчик скорости ветра (1) в виде трехлопастной вертушки (рис. 2), закрепленной на вертикальной оси, пульт управления краном рис. 1 (2). Вертушка и пульт управления соединены между собой силовым экранированным кабелем рис. 1 (3). Ось датчика свободно вращается на двух шарикоподшипниках и несет на себе кольцевой постоянный магнит с тремя парами не явно выраженных полюсов, выполняющих роль тахогенератора. Стартером тахогенератора является катушка. При вращении магнита вокруг неподвижной катушки в ее обмотке формируется переменное напряжение, пропорциональное угловой скорости вращения вертушки. Концы обмотки катушки прикреплены к колодке штепсельного разъема.
Тахогенератор помещен в специальный защитный чехол. Вертушка датчика включает в себя 3 спицы с лопастями и балансирами, гайки и втулки. Пульт управления выполнен в металлическом корпусе, на лицевой панели которого зафиксированы индикатор скорости ветра, три светосигнальные лампы, кнопка и разъемы для подключения анемометра в электрическую схему крана и в цепь светозвукового оповещения. Пульт работает от сети 220В, оснащен предохранителем и клеммой заземления, находится в кабине, в легкодоступном для машиниста автокрана месте. Датчик в виде вертушки монтируется на самых высоких точках крана, которые не располагаются в аэродинамической тени, необходимо время от времени проводить профилактические осмотры датчика и его техническое обслуживание. Измеритель скорости потока должен подключаться к электрической схеме автокрана таким образом, чтобы его работа начиналась автоматически при включении автокрана. Тем самым, оператору автокрана не нужно подниматься в кабину, если скорость ветра превышает допустимую величину. Для акустического оповещения применяют сирену, имеющуюся в стандартной комплектации грузоподъемной техники, или устанавливают дополнительно.
Разрешенные показатели скорости ветра, при которых возможны грузоподъемные операции с использованием автокрана рассчитываются при его разработке и должны включаться в руководство по технической эксплуатации. Также, допустимые параметры скорости ветра во время работы автокрана зависят от вида выполняемых погрузоразгрузочных работ и парусности груза. Эта скорость регламентируется определенными нормами безопасности, а при их отсутствии — компанией, выполняющей строительно-монтажные работы. Априори, эта скорость должна быть ниже, заявленной в техническом паспорте автокрана.
Необходимо исключить любое влияние анемометра (в т.ч. и в нерабочем состоянии) на работу автокрана во время сильного ветра. Для этого открытые контакты выходного реле подключают последовательно с контактами ограничителя высоты подъема крюка в системе управления. Контактные механизмы анемометра применяются для активации противоугонных устройств грузоподъемной техники.
Функционирование анемометра на автокране осуществляется по определенному алгоритму. При отключенном электропитании светосигнальные лампы в системе управления не загораются, выходное реле не позволяет произвести подъем крюка, кран не доступен для работы, в тоже время измеритель скорости потока воздуха диагностирует скорость ветра, так как тахометр датчика является источником тока. С включением крана автоматически запускается и работа анемометра. Если скорость ветра меньше предельно допустимых показателей для безопасного функционирования автокрана, то на пульте системы управления загорается разрешающая зеленая лампа и контакты выходного реле разблокируют движущие механизмы крана, тем самым позволяя любое его движение. Если скорость ветра увеличивается до предельно допустимых значений, но при этом порывы ветра короткие, на пульте управления активируется желтая лампа «Внимание». При продолжительности порыва более 2 секунд срабатывает красная лампа «Опасно», включается выходное реле, контакты которого запускают сигнал-оповещение, блокируя любое подъемное действие крюка автокрана, и разрешая произвести спуск.
Оператор грузоподъемной техники в своей работе должен руководствоваться показаниями анемометра, если скорость воздушного потока превышает нормативные показатели, функционирование автокрана прекращается, отключается электропитание, проводятся необходимые действия по укреплению крана имеющимися противоугонными механическими устройствами за рельсы пути.
При размещении заказа на изготовление анемометра для работы с грузоподъемным оборудованием обязательно указывается порог срабатывания сигнализации по скорости ветра, определяемый высотой установки датчика и величиной напора для данного вида автокрана. Для грузоподъемной техники, находящейся в процессе эксплуатации, при выборе параметров скорости воздушного потока, при которых должна приводиться в действие светозвуковая аварийная сигнализация, в случае отсутствия технического регламента в руководстве по технической эксплуатации автокрана принимают во внимание показатели для определения скорости ветра.
Если данные о небезопасной для работы автокрана скорости воздушного потока отсутствуют, производитель анемометра программирует прибор на скорость срабатывания светозвуковой сигнализации — 12,5 м/с, что соответствует скорости воздушного потока — 7 м/с, на высоте 10 м, для автокранов высотой около 40 м. Схема включения анемометра в систему управления автокраном, а также допустимые параметры силы и скорости ветра, подлежат согласованию с производителем грузоподъемной техники или конструкторским бюро, которое занималось проектированием автокрана.
Датчик-вертушка, входящий в конструкцию анемометра, должен проверяться не реже двух раз в год в соответствии с рекомендациями производителя измерителя, данная информация размещается в паспорте по эксплуатации.
Таким образом, вполне можно говорить о том, что современные анемометры играют важную роль в различных сферах жизнедеятельности человека и важность правильного выбора высококачественных и надежных моделей такого оборудования трудно переоценить.
В портфеле продукции компании «ЭКСИС» присутствует широкий диапазон измерителей скорости воздушного потока в зависимости от целей и задач потенциального заказчика.